Рассказ это жанр художественного стиля

1. Выберите неправильное утверждение:
а) Рассказ — это жанр художественного стиля
б) Произведения художественного стиля создаются в форме монолога
в) Нет правильного ответа+
г) Автор художественного текста делится своим мнением или впечатлениями с читателем

2. Выберите ряд, в котором представлены слова, которые свойственны научному стилю:
а) Читалка, болтунишка
б) Вышеизложенное, докладная записка
в) Тепловые явления, следовательно+
г) Красной нитью, притча во языцах

3. Какому стилю речи присуща эстетическая функция:
а) публицистический
б) художественный +
в) разговорный

4.Определите стиль речи, для которого характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции:
а) разговорный
б) официально-деловой
в) научный +

5. Отметьте, какого подстиля научного стиля не существует:
а) Учебно-научный
б) Научно-монографический+
в) Научно-популярный
г) Научно-справочный

6. Выберите, кому адресованы научно-популярные тексты:
а) Тем, кто интересуется определенной научной темой
б) Школьникам
в) Всем перечисленным адресатам+
г) Тем, кто интересуется наукой в целом

7. Определите, верны ли утверждения:
А) Научному стилю свойственно строгое, безэмоциональное перечисление фактов и их интерпретация.
Б) В текстах научного стиля часто используются яркие, выразительные слова, тропы
1) Верны оба утверждения
2) Верно только А+
3) Оба утверждения ошибочны
4) Верно только Б

8. Научному стилю свойственно использование:
а) Простых нераспространенных предложений
б) Риторических фигур
в) Монологического высказывания+
г) Уменьшительно-ласкательных суффиксов

9. Отметьте стиль текста:
«Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с ног сбивает!»

а) художественный
б) научный
в) разговорный+
г) публицистический
д) официально-деловой

10. Цель научного стиля такова:
а) Сообщение точных фактов+
б) Убеждение адресата в чем-либо
в) Все вышеперечисленное
г) Общение

11. В текстах научного стиля часто можно встретить:
а) Канцеляризмы
б) Термины+
в) Ничего из перечисленного
г) Диалектные слова

12. Выберите, к какому стилю относится текст:
«Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах».

а) художественный
б) научный+
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой

13. Цель сообщения текстов официально-делового стиля:
а) создание картин и образов;
б) непосредственное повседневное общение;
в) убеждение, воздействие на слушателя;
г) точная передача информации;+
д) передача научных сообщений.

14. Выберите жанры, которе есть в художественном стиле речи:
а) письмо, беседа, записка;
б) диссертация, конспект, доклад;
в) очерк, фельетон, репортаж;
г) резолюция, заявление, докладная записка;
д) поэма, драма, рассказ.+

15. Определите стиль текста:
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово». (Лихачёв Д.С.)

а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический+
д) официально-деловой

16. Определите стиль текста:
«Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота».

а) художественный
б) научный
в) разговорный+
г) публицистический
д) официально-деловой

17. Определите черты публицистического стиля речи:
а) логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность;
б) эмоциональность, конкретность, простота речи;+
в) оценочность, образность, эмоциональность, призывность;
г) образность, эмоциональность, конкретность;
д) смысловая точность.

18. Обычно в русском языке выделяют __ стилей текста.
а) 5 +
б) 3
в) 4

19. Выберите правильное утверждение:
а) в тексте художественного стиля важно передать точные факты
б) в художественном тексте создается образ +
в) текст художественного стиля призван убедить в чем-то адресата

20. Определите стиль речи, для которого характерна стандартизованность:
а) публицистический
б) официально-деловой +
в) научный

21. В каком стиле речи уместно употребление междометий:
а) официально-деловой
б) разговорный
в) разговорный +

22. Отметьте, какой стиль речи используется на собраниях и митингах:
а) официально-деловой
б) публицистический +
в) разговорный

23. Отметьте, какой из стилей речи не относится к книжному стилю:
а) официально-деловой
б) разговорный +
в) художественный

24. Выберите стиль речи, для которого важнейшая функция – не передача информации, а общение:
а) разговорный +
б) публицистический
в) научный

25. Отметьте жанр, который не является жанром научного стиля:
а) Лекция
б) Интервью+
в) Энциклопедическая статья
г) Монография

26. Что редко встретится в тексте научного стиля?
а) Данные исследований
б) График
в) Лозунг+
г) Теорема

27. Выберите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли.
а) повествование
б) рассуждение
в) описание +

28. Выберите правильное определение:
а) стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка
б) стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения +
в) стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

29. Выберите правильное определение:
а) публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение
б) публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества
в) публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию +

30. Выберите основные функциональные стили:
а) книжный, разговорный, литературный, канцелярский, научный;
б) высокий, низкий, полный, нейтральный, разговорный;
в) литературный, нелитературный, просторечный, канцелярский, газетный;
г) разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.+

( 42 оценки, среднее 3.69 из 5 )

Жанры художественного стиля речи

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Жанр как понятие появился уже очень давно, еще в античном мире. В это же время появилась и типология жанров. Сегодня типологии текстов более строгие и обладают четкими границами. Причем применяются они во всех сферах жизни – в государственной деятельности, в профессиональных сферах, театре, медицине и даже быту.

Жанры в художественной литературе – это особый сложный вопрос. Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. Литературный род — это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.

ЭПОС (от греч. «повествование») — это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

ЛИРИКА (от греч. «исполняемое под лиру») — это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА (от греч. «действие») — обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

Вид и жанр — понятия в литературоведении очень близкие.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии — водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр — это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты  и эстетическое качество.


ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

БАСНЯ (от «баять» — рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.

ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.

ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

поэма, баллада.

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.


ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

В данной статье вы узнаете, что такое художественный стиль речи, какие основные функции он выполняет; отличительные черты и признаки художественного стиля; какие жанры относятся к данному стилю речи (с описанием каждого из них и примерами).

Всего выделяют 5 функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный.

На сайте есть подробная информация о каждом из стилей речи:

  • Статья “Характерные черты, особенности и основные жанры публицистического стиля речи. Критерии отбора новостей”.
  • Статья “Особенности, черты, жанры и примеры научного стиля речи”.
  • Статья “Отличительные черты, признаки, жанры и примеры разговорного стиля речи”.
  • Статья “Особенности, характерные черты, жанры и примеры текстов официально-делового стиля речи.”

Что такое художественный стиль речи

Художественный стиль речи – это самый “богатый” стиль речи, который включает в себя элементы всех остальных стилей (научного, официально-делового, публицистического и разговорного), считается языком художественной литературы.

Главная задача данного стиля – это эмоциональное воздействие на психику, воображение и чувства читателя при помощи создания художественных, поэтических образов (эстетическая и воздействующая функция художественного стиля речи).

Художественный стиль речи помогает автору более точно, достоверно, образно передать свои мысли, идеи, сюжет, характер героев, помогает погрузить читателя в мир, созданный автором произведения. В этом заключается его коммуникативная функция.

Сфера применения данного стиля – словесно-художественное творчество.

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Художественный стиль речи: отличительные черты и основные признаки

К основным признакам, отличительным чертам и особенностям художественного стиля относятся следующие характеристики:

  1. Образность и эмоциональность. При помощи слов и красочных образов автор произведения передает всю гамму чувств и эмоций.
  2. Эстетичность. Создание “прекрасного”.
  3. Индивидуальность. У каждого автора, так или иначе, возникает свой уникальный и неповторимый стиль повествования.
  4. Субъективность. Читатель (слушатель) воспринимает произведение и всю окружающую обстановку через видение автора.
  5. Использование стилистически окрашенной лексики.
  6. Использование изобразительно-выразительных средств и разнообразных синтаксических структур. В литературных произведениях применяются фигуры речи и тропы (метафора, аллегория, олицетворение, повторы, инверсия, ирония и др.). На сайте есть подробная статья “Как написать убедительный текст: риторические приемы, фигуры речи и тропы”.
  7. Обилие прилагательных и причастий для создания необходимого образа.
  8. Часто употребляются местоимения (это придает тексту искренности).
  9. Использование средств других стилей, особенно разговорного (например, употребление научной терминологии или сленговых слов).
  10. Применение слов в переносном значении.
  11. Больше слов широкой сферы употребления и меньше узкоспециальных слов (лишь для достоверной передачи каких-сторон жизни, например, для описания военных действий).

Жанры художественного стиля речи

К жанрам художественного стиля речи относятся:

  • Эпос – роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, сказка, басня.
  • Лирика – стихотворение, песня, элегия, послание, романс, идиллия, ода, эпиграмма.
  • Драма – трагедия, драма, пьеса, комедия, трагикомедия, мелодрама, водевиль.

Каждое литературное произведение относится к одному из трех родов литературы – эпосу, лирике или драме.

Рассмотрим подробнее эпическую, лирическую и драматическую литературу, а также их жанровые разновидности с описанием и примерами.

Жанр художественного стиля – эпос

Эпос – это повествовательная литература, в которой описываются события, произошедшие в прошлом. Повествование ведется от лица автора или от лица вымышленного героя, рассказчика, участника событий.

Обычно эпос охватывает широкий спектр самых разнообразных сторон жизни: это и межличностные отношения, и раскрытие характеров героев, и общественные явления. При этом на первом плане эпического произведения находятся не эмоции и переживания героев, а их действия и поступки.

К эпической литературе относятся следующие жанровые разновидности: эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, сказка, былина, басня.

Эпос: виды и примеры

Жанровые разновидности и примеры эпоса

Жанр художественного стиля речи – лирика

Лирика – род литературы, в котором главную роль играют личные переживания, чувства, настроение автора и его субъективное отношение к чему-либо. В лирике центральное место занимает эмоциональное переживание – читатель или слушатель окунается в эпицентр чувств автора.

Если в эпосе доминирует прошедшее время, то лирическое произведение создается в настоящем времени.

К лирике относятся: стихотворение, песня, элегия, послание, романс, элегия, идиллия, ода, эпиграмма.

Лирика: виды и примеры

Виды и примеры лирической литературы

Жанр художественного стиля речи – драма

Драма – род литературы, предназначенный для сценического действия, поэтому одновременно охватывает и театр, и литературу.

От эпоса драма отличается тем, что имеет форму диалога, а не повествования. А в отличие от лирики, где основное внимание сконцентрировано на эмоциях автора, драма отражает внешние события по отношению к автору.

В основе драматического произведения лежит конфликтная ситуация, которая и определяет весь сюжет: это и характеры персонажей, и их действия, поступки, чувства, слова.

Драма делится на сценические эпизоды.

К драматическим произведениям относятся: трагедия, драма, пьеса, комедия, трагикомедия, мелодрама, водевиль.

Драма: виды и примеры

Разновидности и примеры драматических произведений

Из всех стилей речи, художественный – самый многообразный, разносторонний, неповторимый стиль, который каждый автор может подстроить “под себя” и создать свой уникальный шедевр.

P. S.: Понравилась статья? Обязательно сохраняйте ссылку и делитесь в социальных сетях! Спасибо и хорошего Вам дня!

Источники:

  • Русский язык в деловой документации. Учебное пособие. Абрамова Н.А.ЕГЭ.
  • Русский язык. Пошаговая подготовка. Екатерина Воскресенская, Елизавета Ткаченко, Алла Турок
  • Литература. 7 класс. Книга для учителя к УМК под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Автор: Сергей Белокрыльцев.
  • Русский язык и культура речи. Авторы: Дарья Голованова, Екатерина Михайлова.
  • Национальная историческая энциклопедия https://interpretive.ru
  • Wikipedia.ru
  • Фото на обложке dreamstime.com

Художественный стиль речи — это функциональная разновидность литературного языка, которая используется в словесно-художественном творчестве и воздействует на чувства читателя с помощью созданных образов.

Узнаем, что такое художественный стиль речи в русском языке, если определим его цель, особенности и характерные признаки, жанры и речевые средства.

Что такое художественный стиль речи?

В процессе использования языка в различных сферах общественной жизни сформировались его функциональные разновидности, отличающиеся своими задачами, характерными признаками, жанрами и выбором языковых средств.

Среди книжных стилей речи, востребованных в науке, политике, деловых отношениях и в бытовом общении, особое место занимает художественный стиль речи, который используется в словесном творчестве.

Его своеобразие проявляется в непосредственном воздействии на чувства, мысли и мировоззрение читателя с помощью созданных художественных образов.

Художественный стиль речи

Художественный стиль речи используется с целью изобразить предмет так, чтобы наиболее полно передать чувства, впечатления и вызвать сопереживание героям произведения.

Определение

Художественный стиль речи — это функциональная разновидность литературного языка, которая воздействует на чувства читателя с помощью художественных образов.

Вот какое определение, что такое художественный стиль речи в литературе, приводит Википедия:

Определение

Литературно-худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Функции художественного стиля

Кроме непосредственного воздействия на читателя, этот стиль речи обладает эстетической функцией, направленной на формирование у читателя или слушателя чувства прекрасного. Особенно ярко эстетическая функция проявляется в поэтическом творчестве.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.

А. С. Пушкин. 19 октября.

Буквально в нескольких строках художник слова мастерски рисует зримую картину поздней осени и передает читателю чувство грусти, вызванное увяданием природы.

Эстетическое чувство вызывают строки, описывающие наступление весны и возрождение природы. Понаблюдаем, как образно и эмоционально автор изобразил рождение весеннего ручейка:

Красавец сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел. Тонкий черный налет появился на нем. Сугроб стал оседать, меняя форму, покрылся хрупкой ледяной коркой, корка трескалась и ломалась. Оседал-оседал сугроб и стал маленький, некрасивый, весь черный, и потек из-под него тоненький прозрачный ручеек. Ручеек потек через двор, проложил себе русло во льду и выбежал за ворота. А там уже струился, завиваясь на ледяных порогах, широкий ручей. Маленький ручеек влился в большой ручей и с ним устремился к реке. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли об лёд, по всем улицам пели капели песню весны (В. Панова).

Итак, художественный стиль обладает тремя функциями:

  • эстетическая функция
  • функция воздействия
  • коммуникативная функция.

Эстетическая функция проявляется в формировании у читателя яркого впечатления, чувства прекрасного с помощью созданного автором художественного образа.

Функция воздействия реализуется через чувства, эмоции, которые вызывают художественные образы произведения. Её цель — реакция читателя, живой отклик.

Коммуникативная функция — это взаимодействие автора с читателем. С помощью художественных средств и образов автор стремится поделиться с читателем своей точкой зрения, мыслями, чувствами, жизненным опытом.

Функции художественного стиля прочно связаны между собой.

Художественный стиль имеет характерные особенности, отличающие его от других стилей речи.

Особенности художественного стиля

1) Единство коммуникативной и эстетической функций является характерной особенностью художественного стиля речи.

В художественном произведении слова играют двойную роль. С одной стороны, они выполняют свою прямую номинативную функцию, называя предмет или явление, о котором повествуется в художественном произведении. С другой стороны, слова служат средством создания художественного образа, вызывающего определенный эмоциональный и эстетический отклик у читателя.

2) В зависимости от предмета изображения и задачи писателя в художественном произведении переплетаются языковые средства различных стилей речи. Если художник слова обратился к изображению проблем трудящихся в сфере науки, действие разворачивается в стенах научно-исследовательского института или лаборатории, то его персонажи говорят на языке науки, используют множество терминов и оборотов, характерных для научного стиля речи.

Нередко автор прибегает к разговорному стилю речи, чтобы отобразить речь героев как средство их характеристики.

3) В художественной литературе широко используются образно-выразительные средства речи: тропы и стилистические фигуры.

4) В произведении ощущается присутствие художественного образа автора.

Автор самовыражается, используя все богатство русского литературного языка, чтобы донести до читателя свои мысли, рассуждения и свою точку зрения о явлении или персонаже произведения. Творческая индивидуальность автора проявляется в выборе слов и словосочетаний, построении синтаксических конструкций и особой интонации рассказчика. Эти средства создают неповторимый авторский стиль художественного произведения. Так читатель отличает художественный стиль произведений А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя.

Художественный стиль речи

Стилевые черты художественного стиля

В связи с задачами и особенностями художественного стиля  укажем его характерные стилевые черты:

  • Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  • Выразительность. Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
  • Эмоциональность. Художественный текст наполнен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
  • Упорядоченный текст. Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.

Языковые средства художественного стиля речи

Художественный стиль речи предполагает предварительный отбор языковых средств. Автор тщательно просеивает слова и обороты речи, чтобы наиболее образно и ярко изобразить то, о чем он хочет рассказать читателю. Как уже упоминалось, для характеристики героев востребованы языковые средства разных стилей речи, в частности разговорного стиля. Нередко в речь персонажей как представителей разных социальных слоев общества вклиниваются жаргонные, просторечные слова и профессионализмы.

Товарищ Локтев и его дама Нюша Кошелькова на днях встретили меня на улице. Я гулял, или, может быть шел горло промочить — не помню.

Встречают и уговаривают:

-Горло, — говорят, — Василий Митрофанович, от вас не убежит. Горло завсегда при вас, завсегда его прополоскать успеете. Идемте лучше сегодня в театр. Спектакль — «Грелка».

И, одним словом, уговорили меня пойти в театр — провести культурно вечер. Пришли мы, конечно, в театр. Взяли, конечно, билеты. Поднялись по лестнице. Вдруг назад кличут. Велят раздеваться.

-Польта, — говорят, — сымайте.

М. Зощенко. Прелести культуры

В художественном произведении для создания колорита местности, где живут, трудятся, радуются и горюют герои художественного произведения, используются диалектные слова. В исторических повестях, романах и драмах употребляются архаизмы и историзмы, с помощью которых воссоздается дух эпохи.

Скрипнул тяжелый засов, раздались голоса, двери распахнулись. Окруженный челядью, в сарай вошел сам владелец богоявленской вотчины — невысокого роста, тучный, бородатый, с курчавой седеющей головой. Одет в зеленую рубаху, опоясанную ремнем. С виду скорее прасол, нежели человек знатного рода богатый вотчинник. По всей округе прославился он своей скупостью. Позади холоп с ведром и плетями подкрался к кадушке, врытой в землю, и быстро вылил в неё мурцовку — смесь воды, хлеба, лука и отрубей. Медведь принялся жадно лакать.

В.И. Костылев. Иван Грозный

Со стилистической целью широко употребляются синонимы, антонимы, торжественные и оценочные слова.

Для эмоционального и эстетического воздействия на читателя художник слова применяет обширный арсенал образных средств речи: тропы и стилистические фигуры речи. Использование эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений делает восприятие произведения многоплановым, вызывает интерес, будит воображение читателя и создает у него богатые образные ассоциации.

ТРОПЫ ПРИМЕРЫ
Эпитет — художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. белые рученьки; красна девица; добрый молодец; ясный месяц; зорька алая; буйная головушка; горькая доля; трескучий мороз; чисто поле; добрый конь.
Метафора — перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Метонимия — это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности. фарфоровый кувшин —  разолью кувшин;
хрусталь — в шкафу хрусталь;
купить спальню — войти в спальню.
Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот. Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
— Эй, борода!  А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь)
Шведрусский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Аллегория — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. царство Морфея — сон;
объятия Аида — смерть;
форт Нокс — неприступность.
Гипербола — образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления. реки крови; вечно опаздываете; горы трупов; сто лет не виделись; напугать до смерти; сто раз говорила; миллион извинений; море пшеницы.
Литота — троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. мальчик с пальчик; мужичок с ноготок; силы как у комара; маковой росинки во рту не было.
Ирония — это употребление слова или оборота речи в противоположном значении. люблю как собака палку; всю жизнь об этом мечтал! только об этом и думаю! кому нужна такая красота.
Перифраза — семантически неделимое, иносказательное выражение, которое описывает содержание другого слова или сочетания слов. голубая планета (Земля); чёрное золото (нефть); второй хлеб (картофель); король грибов (белый гриб); корабль пустыни (верблюд); стальное полотно (железная дорога); канцелярская крыса (чиновник); вечный город (Рим).

Жанры художественного стиля речи

В произведениях художественной литературы описываются самые разные события и явления старины и современности. В соответствии с этим жанровый диапазон художественного стиля достаточно широк. Художественный стиль речи используется в прозе, поэзии, драматическом искусстве и реализуется в них в виде жанров:

  • рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея;
  • стихотворение, эпиграмма, ода, басня, романс, поэма;
  • драма, трагедия, комедия, фарс.

Подстили и жанры художественного стиля

Эпический (описываются сюжетные линии).

А. Куприн. Изумруд (рассказ).

  • Сказка
  • Повесть
  • Рассказ
  • Роман
  • Очерк
  • Новелла
Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).

А. Фет. Вечер (стихотворение).

  • Ода
  • Басня
  • Стихотворение
  • Сонет
  • Эпиграмма
Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).

М. Горький. На дне (драма).

  • Драма
  • Фарс
  • Комедия
  • Трагедия
Комбинированный (сочетание стилей).

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).

  • Художественная публицистика
  • Драма-феерия

Примеры художественного стиля

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка,»- сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил свои игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья-то тоже золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

-Что это за городок? — спросил Миша.

-Это городок Динь-динь, — отвечал папенька и тронул пружинку…

Из сказки «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского

Побледнели и затуманились звёзды… Кое-где послышались голоса…Из деревенских труб повалил сизый, едкий дым. На серой колокольне показался не совсем еще проснувшийся пономарь и ударил к обедне…Послышалось храпенье растянувшегося под деревом ночного сторожа. Проснулись щуры, закопошились, залетали с одного конца сада на другой и подняли свое надоедливое чириканье…В терновнике запела иволга…

Из рассказа «Петров день» А. П. Чехова.

Волны, увенчанные белыми гребешками, казались огромными — на таком судёнышке палуба была чуть ли не вровень с водой. Время от времени большой вал ударялся о борт, и палубу окатывало пенными брызгами. Парусник шел мимо островов, и всякий раз, когда показывался очередной остров. доктор спрашивал себя, сможет ли он до него доплыть, если они перевернутся.

Из романа «Малый уголок» Уильяма Сомерсета Моэма.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!

Из поэмы «Иоанн Дамасский» А. К. Толстого

В приведенных отрывках разных жанров ярко проявляются особенности и черты художественного стиля: выразительность, эмоциональность, широкое использование образных средств.

Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности воздействия на читателя и формирует у него эстетическое восприятие действительности, благодаря богатству русского языка.

Видео «Стили речи. Разговорный стиль»

Что такое художественный стиль речи?

В про­цес­се исполь­зо­ва­ния язы­ка в раз­лич­ных сфе­рах обще­ствен­ной жиз­ни сфор­ми­ро­ва­лись его функ­ци­о­наль­ные раз­но­вид­но­сти, отли­ча­ю­щи­е­ся сво­и­ми зада­ча­ми, харак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми, жан­ра­ми и выбо­ром язы­ко­вых средств.

Среди книж­ных сти­лей речи, вос­тре­бо­ван­ных в нау­ке, поли­ти­ке, дело­вых отно­ше­ни­ях и в быто­вом обще­нии, осо­бое место зани­ма­ет худо­же­ствен­ный стиль речи, кото­рый исполь­зу­ет­ся в сло­вес­ном творчестве.

Его свое­об­ра­зие про­яв­ля­ет­ся в непо­сред­ствен­ном воз­дей­ствии на чув­ства, мыс­ли и миро­воз­зре­ние чита­те­ля с помо­щью создан­ных худо­же­ствен­ных образов.

Художественный стиль речи

Художественный стиль речи исполь­зу­ет­ся с целью изоб­ра­зить пред­мет так, что­бы наи­бо­лее пол­но пере­дать чув­ства, впе­чат­ле­ния и вызвать сопе­ре­жи­ва­ние геро­ям произведения.

Определение

Художественный стиль речи — это функ­ци­о­наль­ная раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая воз­дей­ству­ет на чув­ства чита­те­ля с помо­щью худо­же­ствен­ных образов.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое худо­же­ствен­ный стиль речи в лите­ра­ту­ре, при­во­дит Википедия:

Определение

Литературно-худо́жественный стиль — функ­ци­о­наль­ный стиль речи, кото­рый при­ме­ня­ет­ся в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре. Этот стиль воз­дей­ству­ет на вооб­ра­же­ние, пси­хи­ку и чув­ства чита­те­ля, пере­да­ёт мыс­ли и чув­ства авто­ра, исполь­зу­ет всё богат­ство лек­си­ки, воз­мож­но­сти раз­ных сти­лей, харак­те­ри­зу­ет­ся образ­но­стью, эмо­ци­о­наль­но­стью речи.

Признаки художественной стилистики

С течением времени вырабатывались признаки художественного стиля. Главный из них — наличие в тексте приёмов, способных пробудить определённые эмоции и вызвать нужное настроение. Художественный текст не просто информирует — он рассчитан на обратную связь. Читатель наслаждается игрой слов, богатством речи и красотой предложений. Фигуры речи, применяемые авторами:

Метафора в литературе

  • гипербола;
  • сравнение;
  • метафора;
  • эпитет;
  • аллегория.

Ещё один признак — частое использование слов, имеющих более одного значения. Благодаря этому образуются смысловые нюансы и глубина. Читатель может несколько раз возвращаться к одному и тому же отрывку, открывая для себя новый смысл. Также применяются синонимы — слова с похожим, но не идентичным значением. С их помощью текст приобретает новые грани и оказывает эстетическое воздействие на читателя.

Особенность художественного стиля в том, что в нём допускаются разговорные, просторечные и другие выражения, неприменимые, например, в публицистике или научных произведениях. С годами у каждого автора вырабатывается своя, неповторимая стилистика, благодаря которой читатели безошибочно отличают его произведения от творений других писателей.

Экспрессия и эмоциональность — ещё 2 черты, присущие художественной стилистике. Важно, что одни и те же слова в публицистическом тексте могут обладать нейтральной коннотацией, а в художественном — иметь определённую эмоциональную характеристику.

Особенности художественного стиля

Интересный приём, используемый при создании драматических, лирических и эпических творений, — инверсия. Его суть в том, что слова в предложениях ставят не в обычном порядке, а иначе. За счёт этого достигается нужный настрой.

Структурные нормы, обязательные к соблюдению в научных и публицистических текстах, в художественных произведениях могут нарушаться, если таков замысел автора. Отклонения объясняются тем, что писатель желает акцентировать внимание читающего на отдельной мысли или идее. Виды норм, которые допускается нарушать:

  • морфологические;
  • лексические;
  • фонетические.

Можно сказать, что этот стиль главенствует над остальными, ведь он вобрал в себя все приёмы и средства, используемые авторами. По яркости, богатству и насыщенности он превосходит остальные.

Особого внимания заслуживает глагольное речеведение (сюжетоведение). Оно состоит в том, что автор называет каждое действие, чтобы усилить эффект от сказанного: «Ходим, мнём, втаптываем в грязь». Благодаря этому приёму удаётся передать динамику и нарастающее напряжение, а также показать, как изменяется ситуация со временем. Читатель неотрывно следит за сюжетом, при этом автор как бы ведёт его по тексту, не давая отвлечься.

Учитывая, сколько признаков отличают художественное произведение, читатель без труда выделит его среди других видов текстов. Если стоит задача определить стиль, для начала нужно понять, к какому жанру относится творение. После этого почти со 100%-й вероятностью можно будет сказать, выдержано ли произведение в художественной стилистике или оно представляет собой публицистику, аналитику, научный труд и так далее.

Функции художественного стиля

Кроме непо­сред­ствен­но­го воз­дей­ствия на чита­те­ля, этот стиль речи обла­да­ет эсте­ти­че­ской функ­ци­ей, направ­лен­ной на фор­ми­ро­ва­ние у чита­те­ля или слу­ша­те­ля чув­ства пре­крас­но­го. Особенно ярко эсте­ти­че­ская функ­ция про­яв­ля­ет­ся в поэ­ти­че­ском творчестве.

Роняет лес баг­ря­ный свой убор, Сребрит мороз увя­нув­шее поле, Проглянет день, как буд­то поневоле, И скро­ет­ся за край окруж­ных гор.

А. С. Пушкин. 19 октября.

Буквально в несколь­ких стро­ках худож­ник сло­ва мастер­ски рису­ет зри­мую кар­ти­ну позд­ней осе­ни и пере­да­ет чита­те­лю чув­ство гру­сти, вызван­ное увя­да­ни­ем природы.

Эстетическое чув­ство вызы­ва­ют стро­ки, опи­сы­ва­ю­щие наступ­ле­ние вес­ны и воз­рож­де­ние при­ро­ды. Понаблюдаем, как образ­но и эмо­ци­о­наль­но автор изоб­ра­зил рож­де­ние весен­не­го ручейка:

Красавец сугроб, голу­бы­ми искра­ми свер­кав­ший на солн­це, потем­нел. Тонкий чер­ный налет появил­ся на нем. Сугроб стал осе­дать, меняя фор­му, покрыл­ся хруп­кой ледя­ной кор­кой, кор­ка трес­ка­лась и лома­лась. Оседал-оседал сугроб и стал малень­кий, некра­си­вый, весь чер­ный, и потек из-под него тонень­кий про­зрач­ный руче­ек. Ручеек потек через двор, про­ло­жил себе рус­ло во льду и выбе­жал за воро­та. А там уже стру­ил­ся, зави­ва­ясь на ледя­ных поро­гах, широ­кий ручей. Маленький руче­ек влил­ся в боль­шой ручей и с ним устре­мил­ся к реке. Толстые сосуль­ки, сви­сав­шие с крыш, обта­и­ва­ли на солн­це, кап­ли, падая с них, звон­ко уда­ря­ли об лёд, по всем ули­цам пели капе­ли пес­ню вес­ны (В. Панова).

Итак, худо­же­ствен­ный стиль обла­да­ет тре­мя функциями:

  • эсте­ти­че­ская функция
  • функ­ция воздействия
  • ком­му­ни­ка­тив­ная функция.

Эстетическая функ­ция про­яв­ля­ет­ся в фор­ми­ро­ва­нии у чита­те­ля ярко­го впе­чат­ле­ния, чув­ства пре­крас­но­го с помо­щью создан­но­го авто­ром худо­же­ствен­но­го образа.

Функция воз­дей­ствия реа­ли­зу­ет­ся через чув­ства, эмо­ции, кото­рые вызы­ва­ют худо­же­ствен­ные обра­зы про­из­ве­де­ния. Её цель — реак­ция чита­те­ля, живой отклик.

Коммуникативная функ­ция — это вза­и­мо­дей­ствие авто­ра с чита­те­лем. С помо­щью худо­же­ствен­ных средств и обра­зов автор стре­мит­ся поде­лить­ся с чита­те­лем сво­ей точ­кой зре­ния, мыс­ля­ми, чув­ства­ми, жиз­нен­ным опытом.

Функции худо­же­ствен­но­го сти­ля проч­но свя­за­ны меж­ду собой.

Художественный стиль име­ет харак­тер­ные осо­бен­но­сти, отли­ча­ю­щие его от дру­гих сти­лей речи.

Особенности художественного стиля

1) Единство ком­му­ни­ка­тив­ной и эсте­ти­че­ской функ­ций явля­ет­ся харак­тер­ной осо­бен­но­стью худо­же­ствен­но­го сти­ля речи.

В худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии сло­ва игра­ют двой­ную роль. С одной сто­ро­ны, они выпол­ня­ют свою пря­мую номи­на­тив­ную функ­цию, назы­вая пред­мет или явле­ние, о кото­ром повест­ву­ет­ся в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии. С дру­гой сто­ро­ны, сло­ва слу­жат сред­ством созда­ния худо­же­ствен­но­го обра­за, вызы­ва­ю­ще­го опре­де­лен­ный эмо­ци­о­наль­ный и эсте­ти­че­ский отклик у читателя.

2) В зави­си­мо­сти от пред­ме­та изоб­ра­же­ния и зада­чи писа­те­ля в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии пере­пле­та­ют­ся язы­ко­вые сред­ства раз­лич­ных сти­лей речи. Если худож­ник сло­ва обра­тил­ся к изоб­ра­же­нию про­блем тру­дя­щих­ся в сфе­ре нау­ки, дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в сте­нах научно-исследовательского инсти­ту­та или лабо­ра­то­рии, то его пер­со­на­жи гово­рят на язы­ке нау­ки, исполь­зу­ют мно­же­ство тер­ми­нов и обо­ро­тов, харак­тер­ных для науч­но­го сти­ля речи.

Нередко автор при­бе­га­ет к раз­го­вор­но­му сти­лю речи, что­бы отоб­ра­зить речь геро­ев как сред­ство их характеристики.

3) В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре широ­ко исполь­зу­ют­ся образно-выразительные сред­ства речи: тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры.

4) В про­из­ве­де­нии ощу­ща­ет­ся при­сут­ствие худо­же­ствен­но­го обра­за автора.

Автор само­вы­ра­жа­ет­ся, исполь­зуя все богат­ство рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, что­бы доне­сти до чита­те­ля свои мыс­ли, рас­суж­де­ния и свою точ­ку зре­ния о явле­нии или пер­со­на­же про­из­ве­де­ния. Творческая инди­ви­ду­аль­ность авто­ра про­яв­ля­ет­ся в выбо­ре слов и сло­во­со­че­та­ний, постро­е­нии син­так­си­че­ских кон­струк­ций и осо­бой инто­на­ции рас­сказ­чи­ка. Эти сред­ства созда­ют непо­вто­ри­мый автор­ский стиль худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния. Так чита­тель отли­ча­ет худо­же­ствен­ный стиль про­из­ве­де­ний А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя.

Художественный стиль речи

Основные функции

Художественные тексты люди создавали ещё много веков назад. Такие произведения были особенными, они передавали то, как автор видит реальность. Со временем приёмы развивались и совершенствовались, но функция стиля оставалась прежней. Он был призван донести до читателя авторское видение мира — реального или вымышленного.

Первоначально слово «стиль» (устар. «стель») означало тонкую палочку для письма или создания графики. Впоследствии так стали называть карандаш. Благодаря стилю писатель получает неограниченные возможности, позволяющие выразить тончайшие смысловые оттенки, передать свои мысли и вызвать у читателя определённое эмоциональное состояние. В рамках этого направления автор обогащает письменную речь средствами выразительности. Социальные функции, которые выполняет стиль:

Художественный стиль

  • Воздействующая. Произведение заставляет сопереживать, негодовать, радоваться и испытывать другие эмоции.
  • Коммуникативная. Автор художественных произведений, в отличие от публициста, обращается не к безликой аудитории, а к «своему» читателю, с которым говорит на одном языке. Между автором и тем, кто читает книгу, завязывается своеобразный диалог. Писатель доносит своё видение мира и рассчитывает на понимание.
  • Информативная. Из художественных текстов люди получают немало информации о причинах и следствиях явлений и событий, закономерностях развития мира, нравственных законах, по которым строятся отношения между людьми, и о многом другом.
  • Эстетическая. Эта функция подчиняет себе остальные. Автор воспроизводит в тексте действительность, используя сложную систему образов (люди, вещи, явления и прочее).

Цель стиля состоит в том, чтобы вызвать определённые эмоции у читающего. Их можно достигнуть, если произведение выполняет свои функции. Их всего три:

  • Образно-познавательная. Применяя эмоциональный компонент, писатель рассказывает о чём-либо. Читающий познаёт мир с помощью системы образов, предложенной автором.
  • Идейно-эстетическая. Передача основных мыслей и идей произведения осуществляется через красочное описание образов.
  • Коммуникативная. Она заключается в том, чтобы обнаружить точки соприкосновения между вымышленным и реальным миром. Если читателю это удаётся, значит, автор справился с задачей.

Стилевые черты художественного стиля

В свя­зи с зада­ча­ми и осо­бен­но­стя­ми худо­же­ствен­но­го сти­ля ука­жем его харак­тер­ные сти­ле­вые черты:

  • Образность. Персонажи опи­са­ны ярко и живо с помо­щью язы­ко­вых средств.
  • Выразительность. Художественный текст содер­жит эпи­те­ты, срав­не­ния, мета­фо­ры и дру­гие выра­зи­тель­ные средства.
  • Эмоциональность. Художественный текст напол­нен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чув­ства пре­крас­но­го, гар­мо­ния меж­ду фор­мой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выра­жа­ет соб­ствен­ную пози­цию с помо­щью раз­лич­ных средств и инстру­мен­тов лите­ра­тур­но­го языка.
  • Упорядоченный текст. Проза делит­ся на гла­вы, пье­са – на сце­ны, акты, сти­хо­тво­ре­ния – соблю­да­ет­ся раз­мер стиха.

Стих и стихотворение

Любую тему нужно начинать с небольшого экскурса в теорию, иначе мы с Вами просто будем говорить на разных языках. Стихотворение – художественное произведение, законченное и логичное. Например, Стихотворение Лермонтова. Стих же – это строчка стихотворения. Но в просторечии можно использовать стих и стихотворение как синонимы, что мы и сделаем.

Стили, виды и другие фантастические твари. Большинство из нас путает понятия стиля, вида и еще бог знает чего в этих стихах, так что разбираем каждое значение отдельно.

Языковые средства художественного стиля речи

Художественный стиль речи пред­по­ла­га­ет пред­ва­ри­тель­ный отбор язы­ко­вых средств. Автор тща­тель­но про­се­и­ва­ет сло­ва и обо­ро­ты речи, что­бы наи­бо­лее образ­но и ярко изоб­ра­зить то, о чем он хочет рас­ска­зать чита­те­лю. Как уже упо­ми­на­лось, для харак­те­ри­сти­ки геро­ев вос­тре­бо­ва­ны язы­ко­вые сред­ства раз­ных сти­лей речи, в част­но­сти раз­го­вор­но­го сти­ля. Нередко в речь пер­со­на­жей как пред­ста­ви­те­лей раз­ных соци­аль­ных сло­ев обще­ства вкли­ни­ва­ют­ся жар­гон­ные, про­сто­реч­ные сло­ва и про­фес­си­о­на­лиз­мы.

Товарищ Локтев и его дама Нюша Кошелькова на днях встре­ти­ли меня на ули­це. Я гулял, или, может быть шел гор­ло про­мо­чить — не помню.

Встречают и уговаривают:

-Горло, — гово­рят, — Василий Митрофанович, от вас не убе­жит. Горло завсе­гда при вас, завсе­гда его про­по­лос­кать успе­е­те. Идемте луч­ше сего­дня в театр. Спектакль — «Грелка».

И, одним сло­вом, уго­во­ри­ли меня пой­ти в театр — про­ве­сти куль­тур­но вечер. Пришли мы, конеч­но, в театр. Взяли, конеч­но, биле­ты. Поднялись по лест­ни­це. Вдруг назад кли­чут. Велят раздеваться.

-Польта, — гово­рят, — сымайте.

М. Зощенко. Прелести культуры

В худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии для созда­ния коло­ри­та мест­но­сти, где живут, тру­дят­ся, раду­ют­ся и горю­ют герои худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния, исполь­зу­ют­ся диа­лект­ные сло­ва. В исто­ри­че­ских пове­стях, рома­нах и дра­мах упо­треб­ля­ют­ся арха­из­мы и исто­риз­мы, с помо­щью кото­рых вос­со­зда­ет­ся дух эпохи.

Скрипнул тяже­лый засов, раз­да­лись голо­са, две­ри рас­пах­ну­лись. Окруженный челя­дью, в сарай вошел сам вла­де­лец бого­яв­лен­ской вот­чи­ны — невы­со­ко­го роста, туч­ный, боро­да­тый, с кур­ча­вой седе­ю­щей голо­вой. Одет в зеле­ную руба­ху, опо­я­сан­ную рем­нем. С виду ско­рее пра­сол, неже­ли чело­век знат­но­го рода бога­тый вот­чин­ник. По всей окру­ге про­сла­вил­ся он сво­ей ску­по­стью. Позади холоп с вед­ром и пле­тя­ми под­крал­ся к кадуш­ке, вры­той в зем­лю, и быст­ро вылил в неё мур­цов­ку — смесь воды, хле­ба, лука и отру­бей. Медведь при­нял­ся жад­но лакать.

В.И. Костылев. Иван Грозный

Со сти­ли­сти­че­ской целью широ­ко упо­треб­ля­ют­ся сино­ни­мы, анто­ни­мы, тор­же­ствен­ные и оце­ноч­ные слова.

Для эмо­ци­о­наль­но­го и эсте­ти­че­ско­го воз­дей­ствия на чита­те­ля худож­ник сло­ва при­ме­ня­ет обшир­ный арсе­нал образ­ных средств речи: тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры речи. Использование эпи­те­тов, мета­фор, срав­не­ний, оли­це­тво­ре­ний дела­ет вос­при­я­тие про­из­ве­де­ния мно­го­пла­но­вым, вызы­ва­ет инте­рес, будит вооб­ра­же­ние чита­те­ля и созда­ет у него бога­тые образ­ные ассоциации.

ТРОПЫ ПРИМЕРЫ
Эпитет — худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, образ­но и эмо­ци­о­наль­но харак­те­ри­зу­ю­щее опи­сы­ва­е­мое явле­ние, чело­ве­ка, пред­мет, события. белые ручень­ки; крас­на деви­ца; доб­рый моло­дец; ясный месяц; зорь­ка алая; буй­ная голо­вуш­ка; горь­кая доля; трес­ку­чий мороз; чисто поле; доб­рый конь.
Метафора — пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по контрасту. Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов) Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов) Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)
Метонимия — это пере­нос наиме­но­ва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния на дру­гой на осно­ве смежности. фар­фо­ро­вый кув­шин — разо­лью кувшин; хру­сталь — в шка­фу хрусталь; купить спаль­ню — вой­ти в спальню.
Синекдоха — это худо­же­ствен­ный троп, кото­рый созда­ет­ся пере­но­сом наиме­но­ва­ния пред­ме­та с его части на целое и наоборот. Все фла­ги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) — Эй, боро­да! А как про­ехать отсю­да к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) Швед, рус­ский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Аллегория — худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние идей (поня­тий) посред­ством кон­крет­но­го худо­же­ствен­но­го обра­за или диалога. цар­ство Морфея — сон; объ­я­тия Аида — смерть; форт Нокс — неприступность.
Гипербола — образ­ное выра­же­ние, состо­я­щее в непо­мер­ном пре­уве­ли­че­нии раз­ме­ра, силы, зна­че­ния изоб­ра­жа­е­мо­го явления. реки кро­ви; веч­но опаз­ды­ва­е­те; горы тру­пов; сто лет не виде­лись; напу­гать до смер­ти; сто раз гово­ри­ла; мил­ли­он изви­не­ний; море пшеницы.
Литота — троп, име­ю­щий зна­че­ние пре­умень­ше­ния или наро­чи­то­го смягчения. маль­чик с паль­чик; мужи­чок с ного­ток; силы как у кома­ра; мако­вой росин­ки во рту не было.
Ирония — это упо­треб­ле­ние сло­ва или обо­ро­та речи в про­ти­во­по­лож­ном значении. люб­лю как соба­ка пал­ку; всю жизнь об этом меч­тал! толь­ко об этом и думаю! кому нуж­на такая кра­со­та.
Перифраза — семан­ти­че­ски неде­ли­мое, ино­ска­за­тель­ное выра­же­ние, кото­рое опи­сы­ва­ет содер­жа­ние дру­го­го сло­ва или соче­та­ния слов. голу­бая пла­не­та (Земля); чёр­ное золо­то (нефть); вто­рой хлеб (кар­то­фель); король гри­бов (белый гриб); корабль пусты­ни (вер­блюд); сталь­ное полот­но (желез­ная доро­га); кан­це­ляр­ская кры­са (чинов­ник); веч­ный город (Рим).

Жанры художественного стиля речи

В про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры опи­сы­ва­ют­ся самые раз­ные собы­тия и явле­ния ста­ри­ны и совре­мен­но­сти. В соот­вет­ствии с этим жан­ро­вый диа­па­зон худо­же­ствен­но­го сти­ля доста­точ­но широк. Художественный стиль речи исполь­зу­ет­ся в про­зе, поэ­зии, дра­ма­ти­че­ском искус­стве и реа­ли­зу­ет­ся в них в виде жанров:

  • рас­сказ, новел­ла, повесть, роман, эпопея;
  • сти­хо­тво­ре­ние, эпи­грам­ма, ода, бас­ня, романс, поэма;
  • дра­ма, тра­ге­дия, коме­дия, фарс.

Подстили и жанры художественного стиля

Эпический (опи­сы­ва­ют­ся сюжет­ные линии).
А. Куприн. Изумруд (рас­сказ).
  • Сказка
  • Повесть
  • Рассказ
  • Роман
  • Очерк
  • Новелла
Лирический (мыс­ли авто­ра, чув­ства, пере­жи­ва­ния героев).
А. Фет. Вечер (сти­хо­тво­ре­ние).
  • Ода
  • Басня
  • Стихотворение
  • Сонет
  • Эпиграмма
Драматический (при­сут­ствие авто­ра не ощу­ща­ет­ся, боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся диа­ло­гам, вза­и­мо­дей­ствию героев).
М. Горький. На дне (дра­ма).
  • Драма
  • Фарс
  • Комедия
  • Трагедия
Комбинированный (соче­та­ние стилей).
А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (худо­же­ствен­ная публицистика).
  • Художественная пуб­ли­ци­сти­ка
  • Драма-феерия

Область использования

Этот стиль применяют, когда нужно создать красивый, убедительный и эмоционально насыщенный текст. В основном его используют на письме, а в устной речи это направление появляется, когда по литературному произведению ставят пьесу. Литературоведы выделяют несколько групп жанров, в рамках которых уместно использовать художественный стиль:

Художественный стиль в литературе

  • Лирика. Для лирических произведений характерно обилие средств выразительности. Они передают размышления и переживания автора.
  • Эпос. Автор не только излагает свои мысли, но и рассказывает о событиях. В эпосе присутствуют одна или несколько сюжетных линий.
  • Драма. Присутствие автора здесь минимально. Бо́льшую часть драматического произведения составляют высказывания персонажей.

Эпос, лирика и драма делятся на подвиды, в каждом из которых стиль применяется особым образом. Список жанров, отнесённые к эпическим:

  • Роман. Произведения, созданные в этом жанре, охватывают большие отрезки времени, описывая жизнь одного или нескольких поколений. Для них характерна сложность сюжета. Повествование затрагивает внутренний мир героев и внешние события.
  • Рассказ. Сюжет ограничивается случаем, произошедшим с одним или несколькими героями. Размер рассказа обычно небольшой.
  • Повесть. Она объединяет в себе признаки рассказа и романа, имеет средний или небольшой размер. Автор повествует о жизни героев, придерживаясь хронологического порядка и не углубляясь в их внутренний мир.
  • Эпопея. В этом произведении основное внимание уделено значимым историческим событиям.

Лирика тоже подразделяется на несколько жанров. Как правило, это поэтические произведения, но бывают и исключения, когда автор выбирает прозаическую форму. Лирические жанры художественного стиля:

  • Элегия. Произведение с лирической направленностью, облечённое в стихотворную форму.
  • Сонет. Рифмованное произведение, состоящее из 14 строк. В сонете рифмовка выполняется определённым образом. Примеры можно посмотреть у Шекспира, который был непревзойдённым мастером этого жанра.
  • Ода. Стихотворный текст, посвящённый известной персоне или значимому событию.
  • Эпиграмма. Произведение, в котором присутствует рифма. Направленность — юмористическая или сатирическая. Отличным примером, как применяется при написании художественная стилистика, служит произведение А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».

Среди драматических жанров есть более известные и те, что в настоящее время почти забыты. Вот их краткая характеристика:

Трагедия в литературе

  • Трагедия. Автор повествует о жизни героев, наполненной трагическими событиями. Портретам персонажей уделяется особое внимание.
  • Драма. В произведении показана жизнь не только отдельных персонажей, но и всего общества или отдельной его части. Разница между драмой и трагедией состоит в социальной значимости.
  • Комедия. Здесь автор не просто рассказывает о вещах, событиях или явлениях, но и активно высмеивает их. Часто комедии показывают человеческие недостатки, слабости или пороки.

У каждого жанра своя задача. Так, комедия веселит, но и заставляет задуматься, посмотреть на себя со стороны. Драма вызывает в душе сострадание, волнение. Трагедия, в зависимости от контекста, может побудить сочувствие по отношению к героям или негодование, направленное на их обидчиков. В зависимости от того, какое настроение нужно создать, автор выбирает средства художественной выразительности. Многое зависит и от личности писателя, от того, является ли он фантастом или реалистом (приверженцем реализма).

Примеры художественного стиля

Папенька поста­вил на стол таба­кер­ку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка,»- ска­зал он. Миша был послуш­ный маль­чик; тот­час оста­вил свои игруш­ки и подо­шёл к папень­ке. Да уж и было чего посмот­реть! Какая пре­крас­ная таба­кер­ка! Пестренькая, из чере­па­хи. А что на крышке-то! Ворота, башен­ки, домик, дру­гой, тре­тий, чет­вер­тый, и счесть нель­зя, и все мал мала мень­ше, и все золо­тые, а деревья-то тоже золо­тые, а листи­ки на них сереб­ря­ные; а за дере­вья­ми вста­ет сол­ныш­ко, и от него розо­вые лучи рас­хо­дят­ся по все­му небу.

-Что это за горо­док? — спро­сил Миша.

-Это горо­док Динь-динь, — отве­чал папень­ка и тро­нул пружинку…

Из сказ­ки «Городок в таба­кер­ке» В. Ф. Одоевского

Побледнели и зату­ма­ни­лись звёз­ды… Кое-где послы­ша­лись голоса…Из дере­вен­ских труб пова­лил сизый, едкий дым. На серой коло­кольне пока­зал­ся не совсем еще проснув­ший­ся поно­марь и уда­рил к обедне…Послышалось хра­пе­нье рас­тя­нув­ше­го­ся под дере­вом ноч­но­го сто­ро­жа. Проснулись щуры, зако­по­ши­лись, зале­та­ли с одно­го кон­ца сада на дру­гой и под­ня­ли свое надо­ед­ли­вое чириканье…В тер­нов­ни­ке запе­ла иволга…

Из рас­ска­за «Петров день» А. П. Чехова.

Волны, увен­чан­ные белы­ми гре­беш­ка­ми, каза­лись огром­ны­ми — на таком судё­ныш­ке палу­ба была чуть ли не вро­вень с водой. Время от вре­ме­ни боль­шой вал уда­рял­ся о борт, и палу­бу ока­ты­ва­ло пен­ны­ми брыз­га­ми. Парусник шел мимо ост­ро­вов, и вся­кий раз, когда пока­зы­вал­ся оче­ред­ной ост­ров. док­тор спра­ши­вал себя, смо­жет ли он до него доплыть, если они перевернутся.

Из рома­на «Малый уго­лок» Уильяма Сомерсета Моэма.

Благословляю вас, леса, Долины, нивы, горы, воды! Благословляю я свободу И голу­бые небеса! И посох мой благословляю, И эту бед­ную суму, И степь от краю и до краю, И солн­ца свет, и ночи тьму, И оди­но­кую тропинку, По коей, нищий, я иду, И в поле каж­дую былинку, И в небе каж­дую звезду!

Из поэ­мы «Иоанн Дамасский» А. К. Толстого

В при­ве­ден­ных отрыв­ках раз­ных жан­ров ярко про­яв­ля­ют­ся осо­бен­но­сти и чер­ты худо­же­ствен­но­го сти­ля: выра­зи­тель­ность, эмо­ци­о­наль­ность, широ­кое исполь­зо­ва­ние образ­ных средств.

Художественный стиль речи име­ет неогра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти воз­дей­ствия на чита­те­ля и фор­ми­ру­ет у него эсте­ти­че­ское вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти, бла­го­да­ря богат­ству рус­ско­го языка.

Жанры

Если стили – абстрактное понятие, то жанры более приземлены. А значит, они логично делят весь стихотворный мир и их много. Буквально пару слов про самые популярные.

Ода

Что-то торжественное, возвышенное и прославляющее. «О вы, которых ожидает…». Больше пафоса богу пафоса. Добавьте восхваление событию, строгую структуру и простые формулировки – и Вы получите жанр гимн.

Баллада

Этому жанру чуть меньше лет, чем поэзии в принципе. Здесь есть сюжет, который рассказывает о реальном или выдуманном герое и его приключениях. Например, про Робин Гуда.

Элегия

Видим грусть, разочарование, одиночество и описание бренности бытия – значит, видим элегию.

Песня

Наверное, самый популярный жанр во всей истории. По сути, почти любое стихотворение можно спеть, но все же песни отличаются простым ритмом, музыкальностью и подбором слов, легким для исполнения. А так, песней можно назвать любой стих, пропетый под музыку. Песней о любви будет уже романс.

Сонет

Сонетом называется любой стих, написанный в форме «два четверостишие и 2 трехстишия». Здесь есть правила рифмования и ритма. А если в стихе 15 строк, то это уже рондо, при чем тут повторяются 1, 9 и 15-я строки.

Басня

Тут есть образность, иносказание, комизм, обязательно мораль, а еще басня – достаточно короткое произведение. Это самые яркие и узнаваемые жанры, по факту их, естественно, больше.

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

9 тема. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ.doc

Скачиваний:

188

Добавлен:

21.02.2016

Размер:

153.6 Кб

Скачать

Жанры художественного стиля

Жанр
как понятие появился уже очень давно,
еще в античном мире. В это же время
появилась и типология жанров. Сегодня
типологии текстов более строгие и
обладают четкими границами. Причем
применяются они во всех сферах жизни –
в государственной деятельности, в
профессиональных сферах, театре, медицине
и даже быту.

Жанры
в художественной литературе – это
особый сложный вопрос. Как известно,
все литературные произведения в
зависимости от характера изображаемого
относятся к одному из трёх родов: эпосу,
лирике или драме
.

ЭПОС
(от греч. «повествование») – это
обобщённое название произведений,
изображающих внешние по отношению к
автору события.

ЛИРИКА
(от греч. «исполняемое под лиру»)
– это обобщённое название произведений,
в которых нет сюжета, а изображаются
чувства, мысли, переживания автора или
его лирического героя.

ДРАМА
(от греч. «действие») – обобщённое
название произведений, предназначенных
для постановки на сцене; в драме
преобладают диалоги персонажей, авторское
начало сведено к минимуму.

Жанрами
называют вариации вида литературного
произведения. Например, жанровой
разновидностью повести может бытьфантастическая или историческая
повесть
, а жанровой разновидностью
комедии –водевильи т.д. Строго
говоря, литературный жанр – это
исторически сложившийся тип художественного
произведения, содержащий определённые,
свойственные данной группе произведений
структурные черты и эстетическое
качество.

эпос

Эпопея

крупное
художественное произведение,
повествующее о значительных исторических
событиях. В древности – повествовательная
поэма героического содержания. В
литературе 19-20 веков появляется жанр
роман-эпопея – это произведение, в
котором становление характеров главных
героев происходит в ходе их участия
в исторических событиях.

Роман

большое
повествовательное художественное
произведение со сложным сюжетом, в
центре которого – судьба личности.

Повесть

художественное
произведение, занимающее серединное
положение между романом и рассказом
по объему и сложности сюжета. В древности
повестью называли всякое повествовательное
произведение.

Рассказ

художественное
произведение небольшого размера, в
основе которого – эпизод, случай из
жизни героя.

Сказка

произведение
о вымышленных событиях и героях, обычно
с участием волшебных, фантастических
сил.

Басня

(от
«баять» – рассказывать) – это
повествовательное произведение в
стихотворной форме, небольшого размера,
нравоучительного или сатирического
характера.

лирика

Ода


греч. «песнь») – хоровая, торжественная
песня.

Гимн


греч. «хвала») – торжественная песня
на стихи программного характера.

Элегия

жанр
лирики, посвященный печальным раздумьям
или лирическое стихотворение,
проникнутое грустью. Белинский назвал
элегией «песню грустного содержания».
Слово «элегия» переводится как
«тростниковая флейта» или «жалобная
песня». Элегия возникла в Древней
Греции в 7 веке до н. э.

Сонет

(от
провансальского sonette – «песенка») –
стихотворение из 14 строк, обладающее
определенной системой рифмовки и
строгими стилистическими законами.
Сонет зародился в Италии в 13 веке
(создатель – поэт Якопо да Лентини),
в Англии появился в первой половине
16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке.
Основные виды сонета – итальянский
(из 2-х катренов и 2-х терцетов) и
английский (из 3-х катренов и
заключительного двустишия).

Эпиграмма


греч. «надпись») – короткое сатирическое
стихотворение насмешливого характера,
возникшее в 3 веке до н. э.

Послание

стихотворное
письмо, обращение к конкретному лицу,
просьба, пожелание, признание.

драма

Трагедия


греч. tragos ode – «козлиная песня») –
драматическое произведение, изображающее
напряженную борьбу сильных характеров
и страстей, которое обычно заканчивается
гибелью героя.

Комедия


греч. komos ode – «веселая песня») –
драматическое произведение с веселым,
смешным сюжетом, обычно высмеивающее
общественные или бытовые пороки.

Драма

(«действие»)
– это литературное произведение в
форме диалога с серьезным сюжетом,
изображающее личность в ее драматических
отношениях с обществом. Разновидностями
драмы могут быть трагикомедия или
мелодрама.

Водевиль

жанровая
разновидность комедии, это лёгкая
комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс

жанровая
разновидность комедии, это театральная
пьеса лёгкого, игривого характера с
внешними комическими эффектами,
рассчитанная на грубый вкус.

Лироэпические
виды (жанры)

Поэма


греч. poieio – «делаю, творю») – крупное
стихотворное произведение с
повествовательным или лирическим
сюжетом обычно на историческую или
легендарную тему.

Баллада

сюжетная
песня драматического содержания,
рассказ в стихах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.

В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.

В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.

Художественный стиль

Особенности художественного стиля

Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.

Выразительные средства

Эпитеты

– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.

  • Например, таинственный свет, густые туманы.
Сравнения

– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета. 

  • Лес, точно терем расписной… И. Бунин
Олицетворение

– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы. 

  • Уж небо осенью дышало… А.С.Пушкин
Метафора

– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение). 

  • Серебряная ложка луны. Ю. Мориц
  • В саду горит костер рябины красной… С.Есенин
Ирония

создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.

  • Отколе, умная, бредешь ты, голова? И.А. Крылов
Гипербола

– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.

  • В сто сорок солнц закат пылал. В.Маяковский
Литота

– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета. 

  • Жизнь человека – только миг.
Антитеза

– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской. 

  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет. Пословица
Инверсия

—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).

  • Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. А.С.Пушкин

Языковые особенности:

  • Широкое использование народнопоэтических слов, тропов.
  • Авторские неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы.
  • Устная разговорная речь, пародирование, стилизация.
  • Предложения с прямой и косвенной речью.
  • Перечисления, повторы, восклицания, вопросы.
  • Все виды простых и сложных предложений.
  • Детализация.
  • Элементы других стилей.
  • Динамичность тексту придают глаголы, причастия, прилагательные.
  • Используются методы словообразования (например, изменяются суффиксы для придания эмоциональности).

Признаки и отличительные черты художественного стиля речи

Особенности художественного стиля

  Основными признаками художественного стиля называют:

  • Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  • Выразительность. Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
  • Эмоциональность. Художественный текст наполнен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
  • Упорядоченный текст. Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.

Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.

Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.

Функции художественного стиля

Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:

  • эстетическая;
  • воздействующая;
  • коммуникативная.

Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.

Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.

Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций. 

Подстили и жанры художественного стиля

Эпический (описываются сюжетные линии).

Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).

  • Сказка
  • Повесть
  • Рассказ
  • Роман
  • Очерк
  • Новелла

Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).

С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).

  • Ода
  • Басня
  • Стихотворение
  • Сонет
  • Эпиграмма

Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).

М. Горький. На дне (драма).

  • Драма
  • Фарс
  • Комедия
  • Трагедия

Комбинированный (сочетание стилей).

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).

  • Художественная публицистика
  • Драма-феерия
  • Улыбка

Примеры художественного стиля

«Незнакомец деликатно касался моего локтя. В его грубоватом лице угадывалась чувственная сила. Отдельные лаконичные реплики изобличали тонкого бытописателя нравов. Когда мой спутник рассеянно перешел на английский, его выговор оказался безупречным». 

Из рассказа С. Довлатова «Дорога в новую квартиру».

«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше». 

Из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».

«…Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут корень науки»: лечат кошек, собак».

Из пьесы Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».

В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность. 

Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.

  • Рассказ это жанр фольклора
  • Рассказ шукшина жить хочется
  • Рассказ это жанр или стиль
  • Рассказ шукшина для внеклассного чтения в 6 классе
  • Рассказ это жанр или нет