Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога; он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.
Мышей у меня было много, я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей.
Так, положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза все смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда и выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажег лампу и — здравствуйте! — ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка. Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ежу, он так и шнырял между ними, понюхивая и почесывая иголками задник у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил ее на пол, перешел в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу — какой-то шелест у меня в комнате, чиркнул спичкой, зажег свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете, завертелся возле нее, шумел, шумел и наконец ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда. И оказалось, правда, в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из нее настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу — луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
— Что тебе еще надо?
Ёжик не испугался.
— Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принес ведро с водой, и то налью воды в тарелку, то опять вылью в ведро, и так шумлю, будто это ручеек поплескивает.
— Ну, иди, иди, — говорю, — видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода…
Смотрю: будто двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему свое озеро. Он двинется — и я двину, да так и сошлись.
— Пей, — говорю окончательно.
Он и залакал.
А я так легонько по колючкам рукой провел, будто погладил, и все приговариваю:
— Хороший ты малый, хороший!
Напился ёж, я говорю:
— Давай спать.
Лег и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. Зажигаю свечу — и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит — на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью на блюдечко — выпьет, то булочки дам — съест.
- Следующая сказка → Михаил Пришвин — Ежовые рукавицы
- Предыдущая сказка → Михаил Пришвин — Говорящий грач
Читать рассказ «Михаил Пришвин — Ёж» на сайте РуСтих онлайн: лучшие рассказы, повести и романы известных авторов. Поучительные рассказы для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
Ёж — Пришвин М.
Ёж — автор М. Пришвин, милый рассказ про то, как человек и лесной еж, смогли ужиться и даже подружиться. Текст рассказа «Ёж» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль.
Распечатать рассказ «Ёж» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают много интересных фактов про повадки ежей.
Краткое содержание рассказа «Ёж»: Автор нашёл ёжика и забрал к себе домой, ловить мышей. Сел за стол писать, а сам наблюдает, что ёжик будет делать. Сначала ёжик спрятался под кроватью, но когда зажглась лампа, выбежал оттуда, подумав, что это светит луна и стал бегать, как по лесной полянке. Автор прочитал газету, уронил ее на пол и пошёл спать. Вдруг проснулся от какого-то шелеста. Он зажег свечу и увидел, как ёжик надел себе на колючки уголок газеты, и потащил её, огромную, в угол. Оказалось ёжик хочет сделать себе гнездо, как из сухой листвы. Автор налил ему в тарелку воды, и когда ёж пил, легонько погладил его по колючкам. Потом ёжик обнаружил в углу мешок с яблоками, и стал их таскать к себе в гнездо. Так и устроился жить в комнате. А хозяин как соберётся пить чай, так его непременно к себе на стол, то молока ему нальёт в блюдечко, то булочку даст.
Главная мысль рассказа «Ёж»: Дикое животное в домашних условиях все ровно будет жить по законам леса, но если к нему относится с любовью и заботой, он станет вашим маленьким другом.
Чему учит рассказ «Ёж»: С любовью и уважением относиться к животным, наблюдать за их поведением.
Ёж читать
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и – здравствуйте! – ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.
И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:
„Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
– Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.
– Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.
– Ну иди, иди. – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода…
Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.
– Пей, – говорю окончательно. Он и заплакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:
– Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю:
– Давай спать. Лёг и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.
Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.
Рассказы / Пришвин
Просмотров: 12 286
Рассказ Пришвина Еж – забавное повествование о лесном обитателе, попавшем в человеческое жилище. Животные всегда следуют инстинктам, заложенным в них природой, где бы ни оказались. Рассказчик принес из леса ежика. Сначала зверек забился под кровать, но. Освоившись, начал вести себя так, будто находится в привычной для себя обстановке. Всю ночь ежик шуршал газетой, приняв ее, вероятно, за опавшую листву. В конце концов он поддел газету на иголки и утащил в укромный уголок, чтобы устроить себе уютное гнездышко. Потом еж решил, что нужно сделать запасы еды: принялся таскать на своих иглах яблоки и складывать их в гнездо. Со временем ежик привык к заботившемуся о нем рассказчику, и они стали большими друзьями.
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и — здравствуйте! — ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.
И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу- какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:
„Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
— Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.
— Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.
— Ну иди, иди.- говорю. — Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода…
Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.
— Пей, — говорю окончательно. Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:
— Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю:
— Давай спать. Лёг и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.
Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко — выпьет, то булочки дам — съест.
Время чтения: 4 мин.
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и – здравствуйте! – ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.
И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:
„Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
– Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.
– Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.
– Ну иди, иди. – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода…
Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.
– Пей, – говорю окончательно. Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:
– Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю:
– Давай спать. Лёг и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.
Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.
Урок литературного чтения.
Тема урока : «Ёж проснулся» (по М. Пришвину)
Цель: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Ёж проснулся» воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, стремление оберегать природу и её обитателей.Оборудование: презентация к уроку
Ход урока
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Давайте улыбнёмся друг другу.
Пусть урок принесет нам всем радость общения
II. Проверка домашнего задания
— Как вы думаете, Бианки — писатель или учёный? (Бианки — и учёный, и писатель. В некоторых источниках его называют писателем-природоведом, в других — писателем-анималистом, в-третьих — писателем-натуралистом. Произведения Бианки сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, поучают. А сказки очень интересно повествуют о жизни птиц, животных, знакомят нас с законами природы, раскрывают богатый природный мир, учат нас любить и понимать природу. А самое главное, многое в этих сказках — правда! Ведь наблюдения Бианки совпадают с научным описанием. У Бианки — более 300 сказок и рассказов.)
Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения
— Какое время года описано в рассказе?
— Прочитайте абзац. Как вели себя лягушки в присутствии мальчика? ( 2абзац)
— Что удивило мальчика?
— О чём подумал мальчик, когда увидел голубых лягушек?
— Почему мальчик решил взять лягушек домой?
— Почему гости рассмеялись, когда увидели лягушек?
— Найдите в тексте и прочитайте отрывок, как отец объяснил, почему лягушки не голубые?
Итог. Молодцы. Вы хорошо поработали с текстом .
III. Мотивация учебной деятельности
- Введение в тему.
-Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать?
-Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку-хлопотунью, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчелы собирают сладкий нектар и многое, многое другое.
-Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Михаила Михайловича Пришвина и прочитаем одно из произведений.
Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка:
2.Работа над загадкой
— Молодцы!
VI. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня на уроке мы ознакомимся с рассказом М. Пришвина «Ёж проснулся» и узнаем, свидетелем какой истории стал писатель.
1. Речевая разминка.
А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжение всего урока правильно и четко говорить.
2.Работа над скороговоркой.(с.129)
— Для чего нам нужно уметь говорить чётко, внятно и понятно?(что бы было всем понятно)
3.Дыхательная гимнастика
Читаем стихотворение сначала в медленном, потом в быстром темпе.
Не забудем про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе.
Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.
— Что вы знаете о ежах?
3. Технология «Микрофон» (подготовленный ученик.)
Длина обыкновенного ежа — 27 см. Глаза у него — как бусинки, умные, весёлые. Ёжик любит полакомиться улитками, дождевыми червями, личинками жуков. На зиму он устилает своё гнездо сухими листиками и спит в нём всю зиму.
4.Рассказ учителя.
За годы своей жизни Михаил Пришвин был агрономом, охотником, землепроходцем, сельским учителем, библиотекарем. Затем решил стать писателем, писать о животных, и о природе. Его рассказы короткие, написаны доступным языком. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша. В них открываются секреты привычных вещей, автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее. Михаил Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Обратите внимание на книги (выставка книг М.М.Пришвина). Посмотрите, какие у него добрые глаза (портрет писателя) Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Подготовительная работа
Теперь мы прочитаем трудные слова. Сначала по слогам, а затем целыми словами.
- Лексическая работа
Уснастить — обильно снабдить чем-нибудь.
Выпятиться — выйти назад.
3. Показательное чтение рассказа (с. 129–131)
— Послушайте рассказ, в котором писатель повествует о том, как ёж просыпается после долгой зимней спячки.
— Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно следите и ответьте на вопрос:
Что напугало проснувшегося зверька?
4.Физкультминутка.Гимнастика для глаз.
5. Повторное чтение рассказа учащимися
Жужжащее чтение.
— При чтении будьте внимательны, так как свои ответы будете подтверждать предложениями из текста.
6. Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения
— Расскажите, как ёж оказался под домиком на колёсах.
— Кто такой Сват?
— Как повёл себя пёс, почуяв рядом ежа?
— Расскажите об удивлении собаки, которая обнаружила непрошенного гостя в рукаве кофты.
7. Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте, как еж постепенно привыкал к новым звукам.
VI. Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению рассказа (с. 129–130).
Придумайте продолжение этой истории о том, как собака и ёж подружились.
Дайте название своему рассказу.
VII. Закрепление и осмысление знаний
Творческая работа
Рассмотрите фотографию и подберите к ней своё название.
— С каким рассказом познакомились?
— Кто его автор?
Какой рассказ читали? (развлекательный, познавательный, поучительный)
— Чему учат нас рассказы М.Пришвина?
VIII. Итог урока.
— Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.
На экране слова:
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Вот этими словами мы и закончим наш урок.
IX. – Я считаю, что вы сегодня работали хорошо.
Сейчас я предлагаю, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. Прошу продолжить предложения:
Как-то раз автор принес из леса к себе домой ежа, чтобы тот ловил у него мышей. Еж сделал себе из газеты гнездо. Он сначала всего боялся, а потом привык и пил с автором молоко с булочкой.
Ёж читать
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и – здравствуйте! – ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.
И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:
„Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
– Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.
– Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.
– Ну иди, иди. – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода…
Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.
– Пей, – говорю окончательно. Он и заплакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:
– Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю:
– Давай спать. Лёг и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.
Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.
(Илл. С.Куприянова)
❤️ 1.1к
🔥 765
😁 832
😢 419
👎 404
🥱 471
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит