Рассказ фетисыч план рассказа

Вступительное слово

Тема современной деревни стала ведущей в творчестве Б. Екимова. Писать начал с 1965 года (рассказ «Товарищи красноармейцы»), автора интересует народная жизнь, сильные характеры. По словам В. Астафьева, проза писателя «серьезная, вдумчивая», герои — екимовских рассказов нравственно стойкие, цельные люди. Произведения Б. Екимова были отмечены Бунинской премией (1994 год), премией России (1998 год).

Самый великий дар, данный человеку, — чуткое сердце, способное воспринимать состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе. В ёмких по форме и глубоких по содержанию рассказах Б. Екимова предстаёт мир человеческой души.

 — Вся настоящая литература о жизни человеческой.  Других тем в литературе нет, — считает автор.

По убеждению писателя, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б. Екимов центральным в большинстве своих рассказов.

Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Фетисыч»

  1. Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Я подумала: а что бы  сделала я на месте Фетисыча?  Продолжила бы ходить в сельскую школу или всё-таки переехала бы жить в город? Эти и другие вопросы у меня возникли после прочтения  данного рассказа.

     2. В чём отличие описания хутора в начале рассказа и в конце? Какую художественную функцию вкладывает автор в пейзаж?

За окнами школы тянется поздняя ненастная осень, долгие утренние и вечерние сумерки, «сеется мелкий дождь на серые хуторские дома, на раскисшую землю», на серые нахохленные дома. Все сидят по домам. «Тихо на хуторе и пустынно». Так же пустынно и в домах, «чернеющих пустыми глазницами». Состояние природы подчеркивают эту «пустоту и серость» жизни хутора, неслучайно эти эпитеты постоянно повторяются на протяжении всего рассказа. Даже зелень сосняка «угрюмая«».

В рассказе дан пейзаж — символ: сумерки в природе — сумерки в жизни хутора, но в конце рассказа «за окном менялась погода: к рассвету прояснилось, заря вставала»

     3. Какой исторический период отражён в рассказе? Найдите приметы времени, подтвердив свой ответ.

Борис Екимов обращается к эпохе исторического «разлома» в жизни деревни, выпавшего на постсоветское время, 90-е годы. Автор раскрывает драму смены исторических эпох: одни люди оказались на вершине процветания, а другие — в пропасти бесправия, нищеты.

Приметы времени: портрет Шварценеггера на стене;  заборов на главной улице не осталось;  дома «казенные, брошенные»;  «двери да окна в домах брошенных — настежь, а чаще- чернеют пустыми глазницами»; нет клуба уже, разворовали медпункт.

    4. Можно ли отнести рассказ Екимова к явлению «деревенской прозы» и почему?

Творчество Б. Екимова неразрывно связано с течением «деревенской прозы».
Стремление постичь правду истории и через нее исследовать современность; раздумья о судьбе деревни и о людях, попавших в нелегкие условия «выживания» — эти черты составляют пафос произведения писателя.
Б. Екимова волнуют «извечные» проблемы русской деревни, психология крестьянина, что, в свою очередь, объясняет явные переклички с произведениями «деревенщиков» 1960-70-х годов (В. Белов, В. Распутин, В.Астафьев и др.).

     5. Как жители относятся  ко всему происходящему в хуторе? Подтвердите свой ответ цитатами из текста. 

Деревенские жители смирились с безвыходностью своего положения. Как следствие этого – повальное пьянство, нищета и разруха. Люди потеряли всякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревня вымирает не только сельскими клубами, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека – нет деревни, нет жизни…

Разговор Анны и Федора о том, что пропиты рамы медпункта.
Анна: «Все на пропой и на пропой. А нам край надо бы возле кухни затишку поставить, как у кумы Таисы: Люди во двор тянут, для дела , а ты..».
Федор: «Пузырь. И все будет!» .
И авторская ремарка «укоры были те же, что и вчера, и позавчера, и всю долгую осень».
Мы видим, что с течением времени ничего не меняется.

      6. Кто такой Фетисыч? Почему его так зовут?

Мальчик Яков, 9 лет, ответственный, мудрый, серьёзный.
«Фетисычем его звали за разговорчивость, за стариковскую рассудительность…».

      7. Почему Б. Екимов даёт Фетисычу имя Яков? (для ответа на данный вопрос обратитесь к словарю Н.А. Петровского «Словарь русских личных имён»).

В этимологической справке «Словаря русских личных имен» Н.А. Петровского сказано, что это имя происходит от древнееврейского имени со значением «он следует за кем-либо». Мальчик подражает во всем своей учительнице Марии Петровне, которой удалось создать добрые отношения в школе, где есть место требовательности и заботе. Яков заменил ее в классе, всё сделал так, как это сделала бы она:

«Он решил, что о смерти учительницы в классе говорить сейчас не станет. «Про уроки забудут, – подумалось ему. – День пропал, его не вернешь», – повторил он слова учительницы».

     8. Какова роль школы в жизни хутора? Как вы думаете, почему для Якова важно было «сохранить» школу, не дать её разрушить местным жителям?

Школа играет важную роль в жизни села. Она является своеобразным центром его культурной жизни. И пока существует школа, существует село.

Мальчик считал, что без него школа пропадёт:
«…Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут. А через неделю — это Яков знал точно — школу разгромят». 

Кроме того, происходящее в 90-е г. разрушение сельской инфраструктуры привело к запустению и исчезновению станиц и хуторов, и во многих случаях этот процесс начался с закрытия школ.

       9. Как вы считаете, кто развалил производство в хуторе, запустил землю? 

“…В Дубовке колхоз распускают. Районное начальство приехало, говорят, всё, забудьте про колхозную кассу, расходитесь и сами об себя думайте. Спасайтесь своими средствами…”.

Деревня умирает, как и “умирают” все те, кто в ней живёт. Нищета и безвыходность бытия, вот что сопровождает деревенских жителей. Как следствие этого — повальное пьянство и воровство. О возрождении деревни на фоне её полной разрухи говорить не приходиться. Люди потеряли всякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревня вымирает не только сельскими клубами, магазинами, школами, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека — нет деревни, нет жизни…

Ответить однозначно на поставленный вопрос нельзя, но, мне думается, что часть вины всё-таки лежит на плечах самого народа. Да, колхозной зарплаты нет, но есть подворье, усадьба, сад, огород… Вместо того, чтобы «курочить всё подряд» в селе,  люди могли бы потратить силы на обустройство собственного хозяйства.

      10. Но почему же в конце рассказа автор пишет: «хутор был живой»? Ведь мы выяснили, что жители села разрушили его.

Финал обнадеживает: как в природе день сменяется ночью, а ненастье – ясной погодой, так и в жизни людей на смену беспорядку и хаосу должны прийти порядок и созидание. И залог этой уверенности автора – в идее рассказа: девятилетний Фетисыч, переживший разруху, противостоит ей и берет на себя ответственность за сохранение «лада» в жизни.

Жизнь хутора продолжается, несмотря на все трудности, потому что есть Фетисыч – ответственный мальчишка с живой душой. И пока в селе будут такие люди, хутор будет «жить».

       11. Можно ли найти ответ на вопрос: как обустроить Россию? Кто должен отвечать за обустройство хуторов?

В настоящее время трудно ответить на этот вопрос однозначно, однако, если мы обратимся к публицистическому эссе А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?», то сможем сделать следующее предположение: «Перед миллионами людей встанет тяжелый вопрос: оставаться, где они живут, или уезжать? – а это связано с разорением всей их жизни, быта и нуждою в значительной помощи. Как дожить до новой работы? Это должно стать не личной бедой, а заботой комиссий экспертов и государственных компенсаций. И каждое государство должно дать четкие гарантии прав меньшинств». За обустройство хуторов должна отвечать «сильная центральная власть», которая начнёт расширять права местной жизни.

«Станет или не станет когда-нибудь наша страна цветущей – зависит не от Москвы, Киева, Петрограда, — а от провинции». Россия сможет соразмерно развиваться только в том случаем, если «окружное население будет получать полноценное культурное питание, и окружная молодежь для своего обучения и роста – все не ниже качеством, чем в столицах».

 Список литературы:

  1. Екимов Б.П. Фетисыч // Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс] URL: https://www.litmir.me/br/?b=58569&p=1 (дата обращения: 21.12.2019).
  2. Биография Бориса Екимова // Международный культурный портал «Эксперимент» [Электронный ресурс] URL: http://md-eksperiment.org/post/20170628-biografiya-borisa-ekimova (дата обращения: 22.12.19).
  3. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию: посильные соображения // Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс] URL:  https://www.litmir.me/br/?b=70172&p=1  (дата обращение 20.01.20).

Цели:

  • Воспитание ответственного отношения к жизни,
    гражданской позиции.
  • Формирование умения видеть современные
    проблемы общества в современной литературе,
    анализировать их и находить пути решения.
  • Знакомство с творчеством современного русского
    писателя Б. Екимова

Оборудование:

  • Портрет Б. Екимова
  • Презентация

Ход урока

1) Рассказ о писателе
(Интернет-информация). Сообщение ученика.

Слайд №1-3

Борис Екимов родился в городе Игарка
Красноярского края в семье служащих. Работал
токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером
на заводе, строителем в Тюменской области и в
Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был
принят в Союз писателей России, а в 1979 году
окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность
Борис Екимов создал более 200 произведений.
Печатается в самых популярных литературных
изданиях: “Наш современник”, “Знамя”, “Новый
мир”, “Нива Царицынская”, “Россия”. Наиболее
заметный интересу читательской аудитории
вызвали публикации Б. Екимова в “перестроечные”
годы на пике тиражности “толстых изданий”:
сборники рассказов “За теплым хлебом”, “Ночь
исцеления”, романы “Родительский дом”,
“Пастушья звезда”.

Бориса Екимова нередко называют “проводником
литературных традиций Донского края”. Лейтмотив
его произведений — реальные жизненные будни
простого человека. Это близко и понятно многим,
поэтому книги пользуются в России огромной
популярностью.

Произведения Бориса Екимова переводились на
английский, испанский, итальянский, немецкий,
французский и другие языки. Его повесть
“Пастушья звезда” включена в президентскую
библиотеку — серию книг выдающихся произведений
российских авторов.

Борис Екимов — член правлений Союза Писателей
РСФСР (с 1985 по 1991 годы) и Союза Писателей России (с
1994 года). Был членом редколлегии еженедельника
“Литературная Россия” (с 1987 года). Член
редколлегий журналов “Отчий край”,
“Роман-газета” (с 1998 года). Член комиссии по
Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997
года). Входил в жюри Букеровской премии (1997).

Борис Екимов живет, как сам часто говорит, “на
два дома”: в Волгограде и Калаче-на-Дону.

Лауреат премии журнала “Наш Современник” (1976).
Лауреат премии “Литературной Газеты” (1987).
Лауреат премии им. И.А.Бунина (1994). Лауреат премии
журнала “Новый Мир” (1996). Лауреат
Государственной премии РФ (1998). Лауреат премии
“Сталинград” (1999).

2) Анализ рассказа (Фронтальная беседа).

— Где происходят события в рассказе? (В
небольшом селе на Дону)

— Кто такой Фетисыч? Почему его так зовут?
(Мальчик Яков, 9 лет, вдумчивый, серьёзный,
ответственный, мудрый.“Фетисычем его звали за
разговорчивость, за стариковскую
рассудительность…”)

Слайд №4-5

— Какие отношения сложились в семье мальчика?
(Отчим пьет, не работает, не интересуется жизнью
детей, не ласков.Мать работает на ферме, вся в
делах, устает, старается угодить мужу, нет
времени на детей)

Слайд №6

— Какие проблемы деревни изображает автор?
(Колхоз развалился. Нет работы, нет зарплаты. Нет
техники. Все разрушается. Люди тащат шифер, доски,
имущество из пустующих заброшенных зданий. Пьют.
Уезжают из села. Клуб, медпункт, детский сад не
работают.)

Слайд №7-11

— Какое настроение создает пейзаж в рассказе?
Выборочное чтение. (Тягостное, беспросветное,
грустное настроение.Сумерки в природе, сумерки в
жизни…)

Слайд №12-15

— Опишите школу и её учеников. Выборочное
чтение. (Фетисыч, Башелукова Маринка, трое
Капустиных.Школа уютная, домашняя обстановка.)

Слайд №16-19

— Почему ребята с охотой спешат в школу? (От
скуки, в школе интереснее, чем дома. В школе
комфортно. Все дружны, так как ребят мало.)

— Что делают ребята в перемену? (Обедают, играют,
общаются)

— Как чувствует себя Фетисыч в школе? (Как
хозяин, следит за порядком, организует занятия)

— Кто учит ребят? Что случилось с учительницей?
(Мария Петровна умерла)

Слайд №20-21

— Что чувствует Яков, узнав о смерти
учительницы? Почему не сразу говорит другим
детям о её смерти? ( Мальчик не может поверить в
смерть Марии Петровны.Не говорит ребятам
страшной новости, чтобы их не напугать, чтобы
учеба не прервалась.)

— Зачем Яков отправляется в Алешкин хутор? Как
это его характеризует? (Он идет к Галине
Федоровне за 10 км с просьбой о новом
учителе.Беспокоится, что школу закроют, что
ребята отстанут от программы, чувствует свою
ответственность за друзей.)

— Почему школьную проблему трудно решить? (Школа
есть на центральной усадьбе в Ендовке. Но возить
ребят туда некому, дороги нет-трактор едва
проехал. Постоянно жить нет возможности:
интернат закрывают, на квартире жить дорого,
родители не хотят расставаться с маленькими
детьми.)

— Как предлагает Галина Федоровна решить эту
проблему? Что предлагает самому Якову и почему?
(Она обещает найти нового педагога. А Якову
предлагает перебраться в село Алешкино, учиться
в большой школе и жить у неё. Мальчик и ей, и мужу,
и бабушке нравится. Он добрый, пока ждал Галину
Федоровну из школы, помог её матери по хозяйству.
Свои дети у неё уже выросли, разъехались.)

Слайд №22-23

— Что почувствовал мальчик после такого
предложения? Почему? Чем отличается обстановка в
доме Галины Федоровны от домашней? (Фетисыч очень
обрадовался, ему интересно учиться, а в большой
школе есть библиотека, спортзал, здесь можно
найти много друзей.В доме Галины Федоровны его не
ругают, относятся к нему ласково, выслушивают
его, хвалят, интересуются его мнением.)

— Почему “радость гасла”, когда он вернулся в
родную школу? (Он беспокоится, как без него будут
учиться ребята, что будет со школой.)

— Что чувствует бригадир Каледин, зайдя в школу?
Что он предлагает ребятам? (Он вспоминает о том,
как он и его дети учились в школе, сожалеет, что
времена изменились.Из экономии дров, света
предлагает школу сделать в избе Башелуковых)

Слайд №24-25

— Как на это отреагировал Фетисыч? Чего боится
мальчик? (Яков возмущён, боится, что все
разграбят, что школу закроют совсем.)

— Как изменился бригадир во время общения с
ребятами? (“Он как-то оттаивал, теплело на
сердце”.Он увидел будущее в этих ребятах.)

— Почему мучается мальчик? Какое решение он
примет, по вашему мнению? (Ему хочется в
Алешкинскую школу, но ответственность за свою
школу, за ребят заставляет его принять непростое
решение — остаться в родном хуторе.)

— Почему финал не оставляет чувство пессимизма?
Выборочное чтение. (“Аза окном менялась погода…
К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя,
розовая… Хутор был живой…”)

Слайд №26-36

— Как вы думаете, как можно решить проблему
вымирающих сел? (Социальная программа поддержки
села, увеличение финансирования сельских
объектов.Сами люди должны любить деревню и
делать все, чтобы она не вымирала.)

— Какой человек, по- вашему, вырастит из
Фетисыча? (Ответственный, не равнодушный,
настоящий.)

— Как проблемы рассказа перекликаются с
проблемами нашей деревни? (Колхоз развалился,
клуб не работает, поля пустуют, люди вынуждены
уезжать на заработки в Москву, многие здания
разрушаются.)

Слайд №37-41

3) Вывод урока.

“Всякий, кто читал хоть один рассказ Акимова,
наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои
— жители задонских хуторов, каждый скажет: это про
нас, про меня. Про нашу жизнь — тревожную, разбитую
на осколки. Силой таланта и любви писатель
бережно собирает эти осколки в повествование,
которое, думаю, надолго останется в русской
литературе как честное свидетельство обо всем,
что мы испытали в последние 20 лет”. Д.Шеваров,
обозреватель газеты “Труд”.

Слайд №42-44

Шакирзянова
Райса Ильгизовна, учитель русского языка и литературы

 МБОУ
«Балтасинская гимназия», высшей квалификационной категории

Урок  внеклассного
чтения в 7 классе.

Тема урока: «…великим
человека делает путь» (
Нравственный выбор героя в рассказе  Б. Екимова
«Фетисыч»)»

Цели:

1.Помочь
учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость  рассказа Б.
Екимова «Фетисыч».

2.Создать
содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать
художественный текст; формулировать свою точку зрения, высказывать и
аргументировать её.

3.Способствовать
развитию внутреннего мира ученика, свободной и духовной личности, имеющей
потребность к самоанализу и саморазвитию.

4.Содействовать
воспитанию у детей ответственности, рассудительности, эмоциональной
отзывчивости.

Средства
обучения:

сигнальные карточки (зелёные и красные); презентация; толковые и
энциклопедические словари; компьютер, проектор, экран.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УДД

I.
Мотивация и целеполагание

(предкоммуника-тивный)

Отрывок
фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского» (герой расстаётся с
семьёй, чтобы получить образование)

Обращается
к ученикам
:

-Ребята,
что пришлось сделать герою?

Отвечают
на вопрос, объяснить своё решение, обмениваются мнениями.
(Ответы
ребят принимаются, но не комментируются)

Р:целеполагание
— планирование;
прогнозирование;

К: слушать  и
слышать других, пытаться принимать  точку зрения других, быть готовым
корректировать свою точку зрения.

П.:
устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения

II.
Подводящий к теме диалог

Диалогом
подводит учеников к теме урока.

— Вам когда-нибудь
приходилось принимать решение?

-Если
вам хотя бы раз приходилось принимать решение, поднимите красную
карточку
. Если же не приходилось — поднимите синюю.

-Скажите,
пожалуйста, какие чувства боролись в вас, когда вы принимали решение?

-Ребята,
легко ли принять решение, думая, прежде всего о других, а не о себе?

Большинство учеников поднимают
красную карточку.

Выстраивают
цепочку своих чувств письменно.
(неуверенность, боязнь, страх,
ответственность, понимание, вера, надежда)

Думают,
высказывают предположения, каждый приходят к определённому выводу
.

Напоминает
о домашнем задании.

Приём:«Двойной дневник».

Итак, ребята, я предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над
прочитанными страницами рассказа «Фетисыч». Тем более дома по ходу изучения
произведения вы фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах
произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе
ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд
запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете  одну
наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете
классу).

Заинтересовавшая
меня мысль

Комментарий

На
доске  выражение:
«Есть два важных выбора в жизни: принять
обстоятельства такие, какие они есть, или принять на себя ответственность по
их изменению».

-Ребята,
свяжите это выражение с характером главного героя рассказа Б. Екимова
«Фетисыч». Только постарайтесь выразить своё мнение одним словом или
словосочетанием.

-Почему
его назвали Фетисычем?

-Ребята,
что вы хотите узнать сегодня, чему научиться?

Работают
 в группах над оформленной дома таблицей: «Двойной дневник».

Обсуждают
в группах записи в дневниках. Обмениваются впечатлениями.Выбирают  одну
наиболее интересную, необычную, новую мысль и представляют классу. Мысли
ребят:


Грубостьотчима огорчает.

— Яков
на грубость не отвечает грубостью.

— Мать
не хочет понять  доброе дело сына.

— Отчим
пьёт, не работает, ругается, но растёт хороший сын.

— Яков
уроки никогда не пропускает, ещё и других детей учит быть ответственным.

— Как
это люди  свою же деревню разрушают.

— Дети
разных возрастов учатся вместе.

— Дети
Якова слушают, уважают, хотя он такой же ребёнок.

—  Яков
легко умеет планировать свой день.

— Умеет
думать наперёд.


Переживает за просто так проходящий день.

— Дети
остались без учителя, и никто из взрослых по этому поводу не переживает,
кроме девятилетнего мальчика.

-Сердечко
Якова колыхнулось от неожиданной радости.


Старается поддержать настроение одноклассников.

— Яков
думает и о судьбе детей, и о судьбе школы.

— Как
маленький человек мог понять, что  нельзя было оставить свою школу?

— Лишь
Яков знает, как тетради проверять, как ставить отметки.


Мальчик плакал и плакал, пока не уснул.

— Во сне
Мария Петровна все хвалила Якова и хвалила.

— Мать, 
сердцем почуяв тревогу и боль сына, услышала и пришла, сидела на краю
постели.

— К
рассвету прояснилось, хутор был живой.

Высказывают
предположения

(мужественный,
взрослый, рассудительный, думающий о других, ответственный, дорожит временем,
бесстрашный, мудрость и совестливое отношение к жизни.)

Отвечают
на вопрос.

(За разговорчивость,
за стариковскую

     
рассудительность, мудрость)

Оформляют
таблицу:
«Знаю-хочу узнать, умею-хочу научиться»

П.: самостоятельно вычитывать все виды информации,
адекватно воспринимать информацию текста, учатся пользоваться изучающим видом
чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст,
несплошной текст, таблица, схема); перерабатывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного
текста подробно, сжато;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения; Р:самостоятельно анализировать
условия и пути достижения цели;самостоятельно составлять план решения учебной
проблемы

III.Выявление
первичного восприятия текста

IV.Этап
анализа текста. (Актуализация

субъективного

опыта
учащихся)

Комментирован-ное
чтение фрагментов рассказа.

Аналитическая
беседа по содержанию рассказа.

Предоставляет
ученикам эпизоды рассказа.

-Ребята,
найдите в эпизодах  рассказа  аргументы, в которых говорится обочерствевшей
души взрослых и живой души мальчика. Прочитайте эпизоды, отметьте важное(!)

Отметьте
в эпизодах  рассказа строчки – аргументы.

Проводит
словарную работу

Курочат-
разрушают

Чирики –
мягкая обувь

Прохладничают-
проводить время в безделье

О чём
говорит чёрствая душа взрослых?

(
Взрослые не берегут того, что имеют, не хотят трудиться, спиваются и
растаскивают последнее общественное добро).

Объявляет
мини-дискуссию.

— Почему
же тогда автор пишет:

« Хутор
был живой?»

Проводит
аналитическую беседу:

— Кто
его таким воспитал?

— Какая трагедия
приключилась?

— Как
проявил себя Фетисыч в трагический день смерти учительницы?

— К
какому решению он пришёл?

Предлагает 
послушать эпизод.

Приём:
«Письмо по кругу»

Предполагается
групповая форма работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему,
но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы –
тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему,
затем  передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления,
тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему
хозяину. «
Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.
Гораций
».

Читают эпизоды 
«про себя»
.

Обмениваются
впечатлениями.

1 и 2
группа отмечают строчки-аргументы о души взрослых.

1. Дед
Архип ободрал дерматин с кресел и шил из него чирики. (Аргумент из текста)

2. Курочат
все подряд.  Все на пропой,  на пропой. (Аргумент из текста).

3. Им бы
чего-нибудь украсть и пропить.  (Аргумент из текста).

4. Мужики
прохладничают(Аргумент из текста).

3 и 4
группа отмечают строчки-аргументы о души Фетисыча.

1.Так
искренне было это мальчишечье, детское огорчение…(Аргумент из текста).

2.Нельзя
было оставить свою школу.  Тогда там все кончится, рухнет.(Аргумент из
текста).(Приложение 1)

Дискуссия.Обмениваются
мнениями в группах.

(Жизнь
продолжается, несмотря на все

трудности,
потому что есть Фетисыч с его ответственностью перед собой и перед
другими, нравственной стойкостью и живой душой)

Комментируют,
обмениваются мнениями, делают выводы  (
найти учителя и
продолжить учёбу).

Слушают эпизод: «С
Галиной Федоровной повидался»,  — доложил Яков ребятам.  — Обещала найти
учительницу.

И разом
перешел к учебным делам:

—  Кто
должен заполнять настенный календарь природы?  Капустины,  ваша обязанность?
Почему не заполнили? И разом давайте тетрадки по природоведению. Все вопросы
страницы пятидесятой и пятьдесят первой.  У Маринки погляжу домашнее — и вас
буду

проверять
и спрашивать.  Надо учиться,  а не сидеть зря.  Придет новая учительница,  а
все отстали.  А цветы не политы,  — попенял он старшей Маринке. — Совсем
свяли. Вон в алешкинской школе сколько цветов… Они не забывают.   
Ворчливым упрекам  своего  старшего  ребята даже обрадовались.  Без Якова
было пусто.  А теперь по-прежнему все пошло: класс, уроки, строгий Фетисыч,
словно смерть учительницы ничего не изменила в их жизни….»

(Приложение
2)

Ребята
работают в режиме “письмо по кругу”.

V. Работа
по группам.

Предлагает
прочитать эпизод сна, даёт каждой группе своё задание.

Ресурсный
круг:

— Якову
снится сон, он видит свою учительницу и новую, светлую школу, перед ним
сложный выбор. Давайте попробуем прочувствовать состоянии героя, когда он
горько плачет во сне.

(Учитель
выступает в роли консультанта,инструктирует учащихся в случаезатруднения,
направляет, при необходимости даёт алгоритм действий,

обеспечивает
справочной литературой)

Один ученик
выразительно читает эпизод.
(Приложение 3)

Работают
в группах, выполняют задания, заслушивают ответы каждого участника,
обсуждают, дополняют друг друга, делегируют одного или нескольких учащихся
для представления отчёта группы.

1. «Визуалы».Расскажите,
что вы видите, думая об этом сне?

2. «Аудиалы».Что
вы слышите, думая об этом сне?

3. «Кенистетики».
Что вы чувствуете, думая об этом сне?

К: формулировать собственное мнение и позицию,
аргументировать её, координировать с позициями партнёров в совместной
деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве

VI.
Социализация, афиширование результатов деятельности учащихся в форме
выступлений.

Слушает
учащихся, способствует тому, чтобы состоялся обмен мнениями. Оказывает помощь
в организации сотрудничества, в ведении учебного диалога, дискуссии,
стимулирует и поддерживает интерес.

Слушают
отчёты спикеров других групп, задают вопросы уточняющего характера.

К: выступать перед аудиторией сверстников с
сообщениями

VII.
Работа с текстом после чтения.

Обобщение.

Рефлексия.

Определение
темы урока.

Выявление
и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Рефлексия.

Обобщение

Задаёт
вопрос для обсуждения.

-Как бы
вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Делятся
своими формулировками  темы урока.
(«Важный выбор 
Юшки», ««Взрослый» мальчик  и безответственные взрослые»,  «Мальчик с большим
сердцем», «…великим человека делает путь»  др.), выбирают ту, с которой
согласны все: «…великим человека делает путь»

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

Р:самостоятельно формулировать проблему (тему)
урока

Читает
эпизод рассказа и даёт возможность сформулировать основную идею текста.

В начале
урока я спросила у вас:

— Легко
ли принять решение, думая, прежде всего о других, а не о себе?

— Каким
будет ваш ответ в конце урока?

1 группа

-Какой
выбор и почему сделал Фетисыч? Мог ли герой поступить иначе?

2 группа

— Какими
качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

3 группа

— Что и
кто влияет на нравственный выбор героя?

4 группа

— Какой
главный урок дала Мария Петровна своему ученику?

Предлагает
охарактеризовать свое эмоциональное состояние на уроке, осуществив выбор и
озвучивание цитаты:

1.«Однообразные
мелькают все с той же болью дни мои» (Н. Гумилев)

2.«О,
сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» (А.С. Пушкин)

3.«Оркестр
веселое играет, и улыбаются уста» (А. Ахматова)

4.«И
скучно и грустно» (М.Ю. Лермонтов)

5.«Я
счастлива…» (А. Ахматова)

Учитель
озвучивает свою цитату:

Случайно
ничего не происходит…

Есть
тайный смысл законов бытия.

Написано:
кто ищет, тот находит,

И кто
стучит, тому и отворят.

Случайности
у жизни не бывает…

В судьбу
свою ты верь или не верь,

Но, коль
на стук тебе не открывают,

То
громко ли стучишь и в ту ли дверь?

Слушают
эпизод, высказывают свою точку зрения, аргументируют, делают вывод.

«Они
ведь ждать его будут, а он не придет. Прийти он не мог, потому  что  нельзя
было оставить свою школу.  Тогда там все кончится, рухнет. Не будет уроков,
повесят замок, цветы померзнут. А через неделю — это Яков знал точно — школу
разгромят.  Сначала вынут стекла. Говорят,  они дорогие.  Потом снимут двери,
окна выдерут. И пойдут курочить.  Первое время — по ночам, таясь. А потом
среди бела дня, наперегонки,  кто быстрее успеет». (Приложение4)

Ученикиприходят
к выводу:

Урок
доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром
и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает
тебе сердце.

Фетисыч
слышит свою совесть и своё сердце. А учительница дала ему урок
ответственности, человечности, доброты. От его  выбор зависит не только его
жизнь, но и жизнь тех, кто с ним рядом. Он не может подвести ребят и Марию
Петровну, ведь они верят в него.

Характеризируют
свое эмоциональное состояние на уроке, осуществляют выбор и озвучивают 
цитаты.

К: формулировать своё мнение, позицию,
аргументировать.

VIII.
Домашнее задание.

Устное:

ответить
на вопрос: «Какой человек Борис Екимов? О чём  и о ком он писал? Почему  Б.
Екимов написал рассказ  «Фетисыч»?»

Письменное
задание  на выбор:

1.
Написать письмо  Фетисычу.

2.
Подготовить проект «Тема  нравственного выбора» в рассказе  «Уроки
французского» и рассказе Бориса Екимова «Фетисыч».

П: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать
информацию, представленную в разных формах; оформлять свои мысли в устной и
письменной форме, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Приложение1.

1.Чистая
душа мальчика.

  
— В школу нас берут,  пожалуйста. А как добираться? Колхоз не будет возить.
Говорят,  становитесь по квартирам.  …где такие деньги взять? Тем более за
троих. А Маринка Башелукова, та и вовсе — кроха. Куда ее отпустят родители? 
Вот и все…  И как хочешь… Учительницу бы нам найти, — попросил он. Неделя
прошла. Так и месяц пройдет, и зима. На второй год оставаться?    Так
искренне было это мальчишечье, детское огорчение….
У крыльца, отмывая в
корыте грязные сапоги, он решил,  что о смерти учительницы в классе говорить
сейчас  не  станет.

2.
Чистая душа мальчика.

Нельзя
было оставить свою школу.
  Тогда там все кончится, рухнет. Не будет
уроков, повесят замок, цветы померзнут. А через неделю — это Яков знал точно —
школу разгромят.  Сначала вынут стекла. Говорят,  они дорогие.  Потом снимут
двери, окна выдерут. И пойдут курочить.  Первое время — по ночам, таясь. А
потом среди бела дня, наперегонки,  кто быстрее успеет. К Новому году от школы
останется лишь пустая коробка с черными проемами.  Так растаскивали клуб,
детский садик, медпункт. Так будет и со школой. 

1.Чёрствая 
душа взрослых

  
В бывшем медпункте, где и теперь пахло лекарствами, Фетисыч садился в высокое
блестящее кресло.  Оно вращалось.  Крутнешься раз-другой – и дальше пошел. 
Клуб еще год назад стоял на запоре. Нынче — все раскрыто. Сцену разобрали,
выдрали полы. Дед Архип ободрал дерматин с кресел и шил из него чирики. Красный
цвет, он приметный. Полхутора в этих чириках  щеголяли.  В бывшем магазине
можно было залезть в большой холодильник,  прикрыть дверцу — и вроде тюрьма.
Там же лежал на боку тяжелый запертый сейф. Его курочили, но так и не
открыли.

2.
Чёрствая  душа взрослых

Через
комнаты глуховато, но слышно было, как ругается мать:

  
— Это вы вчера рамы с медпункта пропили? Доумились?

  
— Разведка доложила?

  
— Доложила.  Курочат все подряд.  Все на пропой,  на пропой. А нам край
надо бы возле кухни затишку постановить, как у кумы Таисы. Шифера бы листов
пять или досок, хоть горбыля. Люди во двор тянут, для дела, а ты…

  
— Пузырь поставь — и к тебе притянем.

  
— Да уж все растянули.  Свинарник какой расхороший был, сколь шиферу, сколь
досок. А в клубе, говорят, и полов уж нет. Только и глядите, где бы чего
украсть и пропить
.  Нет чтобы на ферму прийти да женам помочь, — корила
Анна. — Бабы — в мыле, а мужики прохладничают.

Приложение 2

 «Письмо по кругу»

 —
С Галиной Федоровной повидался,  — доложил Яков ребятам.  — Обещала найти
учительницу.

И
разом перешел к учебным делам:

— 
Кто должен заполнять настенный календарь природы?  Капустины,  ваша
обязанность? Почему не заполнили? И разом давайте тетрадки по природоведению.
Все вопросы страницы пятидесятой и пятьдесят первой.  У Маринки погляжу
домашнее — и вас буду проверять и спрашивать.  Надо учиться,  а не сидеть зря. 
Придет новая учительница,  а все отстали.  А цветы не политы,  — попенял он
старшей Маринке. — Совсем свяли. Вон в алешкинской школе сколько цветов… Они
не забывают.    Ворчливым упрекам  своего  старшего  ребята даже обрадовались. 
Без Якова было пусто.  А теперь по-прежнему все пошло: класс, уроки, строгий
Фетисыч, словно смерть учительницы ничего не изменила в их жизни….

Приложение
3

Сон
Фетисыча

Снова
снилась ему школа, теперь своя, но такая похожая на алешкинскую: с просторными
светлыми коридорами, с плетучей зеленью по стенам и потолку, со стеклянной
оранжереей. И будто он, Яков, вел по школе и показывал ее своей старой
учительнице, Марии Петровне. Учительница ахала, удивлялась и хвалила Якова:
«Молодец…» А вокруг шумела детвора. Много ребят. И за стенами
школы, на хуторской улице, было людно. Просто кипел народ, как на базаре. Голова
от людей кружилась. А Мария Петровна все хвалила Якова и хвалила:
«Молодец, молодец…» — и гладила его по голове горячей ладонью. Было
сладко на душе от этих похвал, слезы подступали. И Яков не сдержался, заплакал.
А горячая ладонь гладила голову мальчика и лицо, вытирала слезы, и добрый голос
шептал и шептал: «Ну чего ты, сынок… Ну чего ты плачешь… Ну проснись,
не плачь…» И горячие слезы сушили слезную влагу.

Это
мать, сердцем почуяв тревогу и боль, услышала и пришла, сидела на краю постели
сына и не хотела резко будить его, боясь испугать, и шептала:


Я здесь, мой сынок… Не плачь… Ну не плачь…

Приложение
4

Вопросы
о выборе перед Фетисычем

«Они ведь ждать
его будут, а он не придет. Прийти он не мог, потому  что  нельзя было оставить
свою школу.  Тогда там все кончится, рухнет. Не будет уроков, повесят замок,
цветы померзнут. А через неделю — это Яков знал точно — школу разгромят. 
Сначала вынут стекла. Говорят,  они дорогие.  Потом снимут двери, окна выдерут.
И пойдут курочить.  Первое время — по ночам, таясь. А потом среди бела дня,
наперегонки,  кто быстрее успеет».

Обновлено: 10.01.2023

Повествование ведется во время Рождества. Зима окутала весь мир холодом и снегом. Но общество и без зимы превратилось в чуждый социум, где люди перестали заботиться друг о друге. Яков – главный герой произведения, которого все называют Фетисычем. Он один из последних жителей деревни, который действительно знает, что такое честь и достоинство.

Все вокруг забыли о том, что такое мораль и справедливость. Для деревни, где проживал Яков, все взрослые мужчины выпивали, в числе которых был и его отец. Они занимались расхищением богатства чужих людей, общего и государственного. Их ничто не останавливало. Единственное, что осталось нетронутым – это школа, где все дети находили спокойствие и покой. Но умерла учительница, и пьяницы уже были готовы атаковать школу в поисках денег.

Фетисыч стоит перед выбором: бежать в село, дальше от отца или остаться, чтобы сберечь школу. Он решает остаться и отдать долг чести своей учительнице. Конец рассказа остается открытым: автор рисует картину рассвета, который освещает белоснежный снег.

Фетисыч — это ещё совсем маленький мальчик. Ему девять лет. На самом деле его зовут Яковом, но все называют его Фетисычем. Он надеется на возрождение России.

В их хуторе скоро наступит Рождество. Раньше была традиция соблюдать рождественский пост, готовиться к встрече этого светлого праздника, а нынче в хуторе только воры и пьяницы. Они грабят все подряд и растаскивают больницы, сады, школы. Они снимают со зданий окна, рамы, двери и продают их, а деньги пропивают.

Умирает старая учительница. Фетисыч очень беспокоится за судьбу школы, ведь её тоже растаскают. Но в Рождество мальчик надеется на лучшее.

libking

Борис Екимов — Фетисыч краткое содержание

Фетисыч — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Без него все пойдет прахом. Ни Марина Капустина, ни братья ее, ни тем более Кроха без Якова ничего не смогут. Лишь он знает, как тетради проверять, ставить отметки. Его Мария Петровна учила.

То, что прежде было гордостью мальчика, стало вдруг горем. Потому что нельзя было уйти в Алешкин, к Галине Федоровне. И от бессилья что-либо изменить Яков заплакал. Он плакал редко. «Бычок упористый. » — говорила мать. А теперь хлынули слезы, и казалось, не будет им конца. Горячие, волна за волной, они накатывались из груди. И мальчик плакал и плакал, пока не уснул.

Снова снилась ему школа, теперь своя, но такая похожая на алешкинскую: с просторными светлыми коридорами, с плетучей зеленью по стенам и потолку, со стеклянной оранжереей. И будто он, Яков, вел по школе и показывал ее своей старой учительнице, Марии Петровне. Учительница ахала, удивлялась и хвалила Якова: «Молодец. » А вокруг шумела детвора. Много ребят. И за стенами школы, на хуторской улице, было людно. Просто кипел народ, как на базаре. Голова от людей кружилась. А Мария Петровна все хвалила Якова и хвалила: «Молодец, молодец. » — и гладила его по голове горячей ладонью. Было сладко на душе от этих похвал, слезы подступали. И Яков не сдержался, заплакал. А горячая ладонь гладила голову мальчика и лицо, вытирала слезы, и добрый голос шептал и шептал: «Ну чего ты, сынок. Ну чего ты плачешь. Ну проснись, не плачь. » И горячие слезы сушили слезную влагу.

Это мать, сердцем почуяв тревогу и боль, услышала и пришла, сидела на краю постели сына и не хотела резко будить его, боясь испугать, и шептала:

— Я здесь, мой сынок. Не плачь. Ну не плачь.

А за окном менялась погода. С вечера прежде обычного смерклось. Дождь пошел сильнее, гулко барабаня по крышам. Но с вечера же явственно потянул холодный северный ветер. И вдруг в ночи застучала по окнам ледяная крупа. Не та снежная, белая, словно пшено. А ледяная склянь. Это шел дождь и замерзал на лету. Секло и секло по окнам, словно шрапнелью. А потом пошел густой снег. К утру насыпало его по колено.

К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая. Хутор лежал вовсе тихий, в снегу, как в плену. Несмелые печные дымы поднимались к небу. Один, другой. За ними — третий. Хутор был живой. Он лежал одиноко на белом просторе земли, среди полей и полей.

МИКОЛАВНА И «МИЛОСЕРДИЯ»

Который год уже по утрам в зеленой глухой чащобе вишен и слив, что стоят вдоль забора, поет садовая славка. Солнца восход. Прохлада и тишина. И вот зажурчала негромкая птичья песнь. Это — славка. Голос ее негромок, словно тихий ручей, журчит и журчит. Комочек легкого пуха: с ветки на ветку, с ветки на ветку, что-то склюнет — и снова журчит. Никто ее не тревожит.

Окраина поселка. В нашем дворе — покойно. В соседском и вовсе глухая тишь. Там старая Миколавна живет одиноко.

За высоким забором, за зеленой стеной деревьев ни с улицы, ни с нашего двора Миколавну не видать. Тем более что ходок из нее — никакой. Телом тучная, тяжелая, с трудом она движется на подпорах: костыль да клюка, а чаще — табурет, который толкает перед собой, на него опираясь. Горе — не ходьба. И потому дороги ее коротки: от дивана, на котором ночует и днюет — то лежа, то полулежа, — до кухонного, обеденного же, стола. А если по летнему времени на волю захочется из жаркой комнатной духоты, то с кряхтеньем и стонами выбирается Миколавна на крыльцо, надежно укрытое от сквозняков стеклянными рамами и дверями. В летнюю пору она подолгу сидит в этом стеклянном прогретом скворечнике, вздыхая и охая, порою что-то мурлычет. Песни ее — словно птичьи, слов не понять. И сама она будто большая старая птица, облезлая, обескрылевшая, еле живая, прячется, словно в дупле, в глухой огороже стен, высокого забора, густой зелени.

Только я слышу ее. Порой она меня окликает:

— Милосердию мою не видал?

— Не видал, — отвечаю ей.

— Увидишь, перекажи, пусть зайдет. Все мыкается.

«Милосердия» — это Дуня ли, тетка Дуня, а для молодых — давно уже бабка Дуня, которая живет против нас, через улицу. Она — казак вольный, в вечных походах. Ранним утром торопливо шлепают ее просторные калоши через улицу, в соседский двор.

— Миколавна! — окликает она. — Живая.

— Слава Богу, дышу. А всю ночь промучилась. Лишь чуток комариным сном задремлю — и враз меня жаром осыпает.

И пошли речи известные, стариковские: о ночных хворях да недобрых снах.

С веранды моей видна лишь крыша дома соседского да верх стены. Все остальное заслоняет высокий забор да зелень. Но голоса и речи ясно слышны. И словно вижу картину привычную: на крыльце, на низкой скамеечке, — большая оплывшая Миколавна в просторной ночной рубахе, а рядом — тетка Дуня, худая и востроносая, словно воробей. Она не присядет. Костлявые черные ноги в просторных калошах покоя не ведают, с утра тем более. Сучит тетка Дуня ногами, уже занудившись. Соседкиным жалобам сострадает участливым быстрым говорком:

Беседа течет обычная, она не смолкает. Но слышится по двору шлепанье тетки Дуниных калош. Помойное ведро убрать, свежей воды принести. Летят короткие приказы с крыльца:

— Постановь. Прибери в сарай. Ведрушку — на крылец. Подотри. Подай.

Шлепанье калош убыстряется. Вихревыми кругами носится тетка Дуня по двору и скоро убегает, на ходу взахлеб передавая дела предстоящие:

— Макарьевна из проулка, ты ее знаешь, они кур помногу держали, вроде помирает, надо бежать глядеть. Мишка вчера бутылок привез два мешка, а в нашем магазине их не берут. Сваха переказала.

И вот уже калоши зашлепали вон со двора. Снова тишь. Лишь Миколавна в голос бурчит:

— Прозвонила — и нет ее. Коза комолая. Черти ее поджигают, лётом летит. Милосердия называется.

Это уже — для меня, чтобы я посочувствовал.

Спустя час ли, другой услышу я зов:

— Покличь мою милосердию. Увеялась.

Но где ее сыщешь, бегучую тетку Дуню? Надежный замок на воротах. Кобель хрипло лает, видно, пошла впрок наука. Хозяйка же — вольный ветер.

— Милосердия называется. — желчно цедит в своем дворе Миколавна. — Денежки любит получать.

— Не глядел? — порой снова окликает меня. — Нету ее?

— Не видать, — отзываюсь я.

«Милосердия» — это тетки Дунина официальная должность при хворой соседке. Миколавна — человек одинокий. Таким людям с недавних пор собес нанимает помощниц. Оплата — сущие копейки, отсюда и круг забот: заглянуть раз-другой в неделю, хлеба купить да молока; иная полы подотрет — спасибо и на этом. Но старые люди мудрят: всяк — свое. Отсюда и споры. Обязана «милосердия» с огородом помогать или не обязана? Щи варить. В хате прибирать. Обязана — не обязана. Деньги им платят.

Интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный.

В связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски лёгкой жизни видит Екимов спасение деревни сегодня.

Екимов в “дитяти” видит надежду на возрождение России из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.

Пейзаж, обрамляющий рассказ, явно символичен.

Неуютный промозглый декабрь — время Рождественского поста.

В прежние времена на Руси все православные, а в деревне тем более, вели себя строго, в трудах, отказываясь от мирских радостей, постились ; до Рождества — ни капли спиртного.

Теперь же деревенские жители, забыв уклад жизни предков, пребывая в безверии и безделии, оскудели душой, безобразничают.

Холодная осень в душах людей, равнодушие.

Вот отчим Фетисыча.

Он пьёт, сквернословит.

Вместе с другими мужиками разворовывает бывшее колхозное добро.

Уже украдены и рамы из медпункта, и полы из бывшего клуба, доски и шифер из колхозного свинарника.

Лишь школа, где учится Фетисыч, уютный дом для хуторских ребятишек, пока ещё цела.

Но вот умирает старая учительница.

И погибла бы школа от рук пьяниц и воров, не будь в опустевшем хуторе маленького хозяина Фетисыча.

Писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора.

У Фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по — человечески жить подальше от пьяницы — отчима.

Только не таков этот почти некрасовский “мужичок с ноготок”.

Стал он требовать : “Учительницу бы нам найти”.

Ведь на хуторе были и другие дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село.

А пока взял он “руководство” классом в свои руки.

“Не будет уроков, повесят замок, цветы помёрзнут, — рассуждает мальчик.

— А через неделю… школу разгромят.

Сначала вынут стёкла.

Говорят, они дорогие.

Потом снимут двери, окна выдерут.

И пойдут курочить… ” Ребята вспоминают, как с этими горькими мыслями проснулся ночью Фетисыч, как представил он, что “к Новому году от школы останется лишь пустая коробка с чёрными проёмами.

Так растаскивали клуб, детский садик, медпункт.

Так будет и со школой.

Без него всё пойдет прахом”.

И полились из его глаз слёзы.

Фетисычу под силу сохранить и передать людям то, чему учила его когда — то учительница Мария Петровна.

Это она привила ему чувство долга, чувство хозяина своей земли.

Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча.

Просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за ребят, за свою школу.

Открытый лирический финал рассказа с его пейзажной зарисовкой : “К рассвету прояснилось.

Заря вставала уже зимняя, розовая.

Хутор лежал вовсе тихий, в снегу… ” Цветообраз чистого белого снега — та художественная деталь, которая напоминает о скором Рождестве, а вместе с ним — и возможном исцелении души тех, кто погряз в грехах человеческих.

Читайте также:

      

  • Положение о наставничестве в спортивной школе
  •   

  • Тень полярной звезды краткое содержание
  •   

  • Поручает россия федоров краткое содержание
  •   

  • Справка от аллерголога для детского сада на глютен и сахар
  •   

  • Джек лондон приключение в воздушном океане краткое содержание

Интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный. В связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски лёгкой жизни видит Екимов спасение деревни сегодня.
Девятилетний мальчик Яков, Фетисыч, как зовут его на хуторе, — герой рассказа «Фетисыч» . Екимов в “дитяти” видит надежду на возрождение России из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.
Пейзаж, обрамляющий рассказ, явно символичен. Неуютный промозглый декабрь — время Рождественского поста. В прежние времена на Руси все православные, а в деревне тем более, вели себя строго, в трудах, отказываясь от мирских радостей, постились; до Рождества — ни капли спиртного. Теперь же деревенские жители, забыв уклад жизни предков, пребывая в безверии и безделии, оскудели душой, безобразничают. Холодная осень в душах людей, равнодушие. Вот отчим Фетисыча. Он пьёт, сквернословит. Вместе с другими мужиками разворовывает бывшее колхозное добро. Уже украдены и рамы из медпункта, и полы из бывшего клуба, доски и шифер из колхозного свинарника. Лишь школа, где учится Фетисыч, уютный дом для хуторских ребятишек, пока ещё цела. Но вот умирает старая учительница. И погибла бы школа от рук пьяниц и воров, не будь в опустевшем хуторе маленького хозяина Фетисыча.
Писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора. У Фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по-человечески жить подальше от пьяницы-отчима. Только не таков этот почти некрасовский “мужичок с ноготок”. Стал он требовать: “Учительницу бы нам найти”. Ведь на хуторе были и другие дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село. А пока взял он “руководство” классом в свои руки. “Не будет уроков, повесят замок, цветы помёрзнут, — рассуждает мальчик. — А через неделю… школу разгромят. Сначала вынут стёкла. Говорят, они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить… ” Ребята вспоминают, как с этими горькими мыслями проснулся ночью Фетисыч, как представил он, что “к Новому году от школы останется лишь пустая коробка с чёрными проёмами. Так растаскивали клуб, детский садик, медпункт. Так будет и со школой. Без него всё пойдет прахом”. И полились из его глаз слёзы. Фетисычу под силу сохранить и передать людям то, чему учила его когда-то учительница Мария Петровна. Это она привила ему чувство долга, чувство хозяина своей земли. Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча. Просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за ребят, за свою школу.
Открытый лирический финал рассказа с его пейзажной зарисовкой: “К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая. Хутор лежал вовсе тихий, в снегу… ” Цветообраз чистого белого снега — та художественная деталь, которая напоминает о скором Рождестве, а вместе с ним — и возможном исцелении души тех, кто погряз в грехах человеческих.

Оцени ответ

  • Рассказ фенька пантелеев читать 3 класс
  • Рассказ федорино горе читать
  • Рассказ федорино горе текст
  • Рассказ феди из рассказа бежин луг
  • Рассказ фархад и ширин