Рассказ фотография на которой меня нет относится к произведениям

Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев

Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 583.

Обновлено 12 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 583.

Обновлено 12 Июля, 2021

Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Фотография, на которой меня нет». Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 8 классе по данному плану.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1968 г.

История создания – Приезд из города фотографа фотографировать сельских школьников. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.

Тема – В своём рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к её истории, тему дружбы.

Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идёт от лица рассказчика – сначала маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.

Жанр – Автобиографический рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

Писать большую книгу автор начал в 1956 году с небольших рассказов о своём детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далёкая и близкая сказка», год написания – 1968.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.

Анализ произведения «Фотографии, на которой меня нет» даёт понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе чётко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа, и это считается значительным событием для каждого из сельчан. Действие происходит в довоенное время.
Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он скорее выздоровел, смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщётны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька и, когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба. Какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок в данный момент является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребёнком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдаётся своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принёс Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родного дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит на себе события тех далёких дней, являясь частью истории.

Именно об этом хотел сказать автор в своём произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

Композиция

В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два рассказчика. На протяжении всей истории события довоенного времени описываются глазами ребёнка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый рассказчик, который смотрит на старое фото и видит всё прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война – всё это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, на которых хранится история.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Фотографии, на которой меня нет».

Жанр

Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».

Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких и дальних родственников. В создание этой книги писатель вложил всю свою душу, и поэтому она так дорога и понятна каждому.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Илья Столяров

    8/10

  • Илья Киселёв

    9/10

  • Наталья Садовская

    8/10

  • Анастасия Нехороших

    8/10

  • Павел Родков

    10/10

  • Татьяна Воронова

    10/10

  • Магибр Шок

    10/10

  • Эъзоза Бердиёрова

    9/10

  • Ирина Чеснова

    10/10

  • Мигунова Юлия

    8/10

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 583.


А какую оценку поставите вы?

Виктор Петрович Астафьев был известным эссеистом и драматургом. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одним из самых поучительных его произведений. Книга интересна еще и тем, что автор поведал о случае из реальной жизни и показал читателю свое детство. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения по плану.

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, направление 
  • 3 Композиция 
  • 4 Суть: о чем рассказ?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы 
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит? 

История создания 

Знаменитый рассказ Астафьева является частью автобиографического произведения писателя. Автор не раз заявлял о своём желании описать родную Сибирь, её граждан, а также рассказать о своих детских годах. В своем произведении Виктор Петрович желал продемонстрировать читателю неразрывную связь, возникающую между поколениями. 

Как известно, Виктор Астафьев рано лишился матери и ранние годы рос без отца, потому что он отбывал срок в местах лишения свободы за вредительство. Ребенок жил у матери, но она утонула, когда ему было всего 7 лет. Женщина возвращалась со свидания с мужем, и лодка, на которой она плыла домой, перевернулась. Так мальчик остался сиротой и долгое время жил с бабушкой. Эти годы были счастливыми и во многом определили мировоззрение Виктора. Бабушка дала ему строгое воспитание, которое не дало ему пойти по кривой дорожке непутевого отца. Ведь когда мужчина освободился, он завел новую семью и уже не уделял должного внимания сыну. 

В память о лучших годах детства Астафьев показал родственные отношения между внуком и бабушкой, описав преемственность поколений. Бабушка пытается научить своего внука жизни, она прививает ему понятия о дружбе и доброте. 

Замысел создания произведения у Виктора Петровича возник, когда он смотрел старые фотографии. Среди них писатель нашёл фотографию, на которой его не было, потому что в тот момент он болел. Свои воспоминания Астафьев решил запечатлеть на бумаге. Рассказ Виктор Петрович создал в 1968 году. Произведение было опубликовано в сборнике «Далёкая и близкая сказка». 

Жанр, направление 

Свой известный рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев включил в большое произведение «Последний поклон». По жанру оно является повестью, которая включает в себя несколько рассказов.

Каждый читатель осознает, что рассказ является автобиографическим, ведь в персонаже читатели узнают черты родных и близких людей писателя. Автор создавал произведение, вложив в него свою душу. 

Направление творчества Астафьева — реализм. Автор описывает реальный эпизод из своей биографии, никак не приукрашивая действительность. Все герои ведут себя естественно, обстоятельства их жизни типичны.

Композиция 

Композиция произведения Астафьева «Фотография, на которой меня нет» является уникальной, ведь в нем присутствует два рассказчика. Читатель видит события довоенного периода глазами наивного ребёнка, который искренне мечтает о светлом и счастливом будущем. 

В конце повествования перед читателем предстаёт в роли рассказчика взрослый человек. Теперь читатель наблюдает за событиями глазами человека, который пережил все тяготы военного времени и потерял близких людей. Автор в своём произведении описал довоенное время и период кровопролитных событий. Особенность композиции рассказа состоит в том, что в произведении отсутствует описание непосредственно военной трагедии, автор лишь это подразумевает.

Суть: о чем рассказ?

В далекое сибирское село приехал фотограф — большое событие для жителей! Главные герои, не самые усердные ученики, поняли, что их на фото посадят в последний ряд. Расстроившись, они решили заглушить горе катанием на санках. И рассказчик застудил ноги, слег и не смог присутствовать на фотосессии. Все бабушкины старания вылечить ребенка привели лишь к тому, что он окончательно выбился из сил. Его друг из солидарности тоже никуда не пошел. Мальчики заплакали.

Мальчик болел еще неделю. Но учитель навестил его и принес фотографию на память о классе. Теперь она очень дорога рассказчику. Подробный пересказ представлен здесь.

Главные герои и их характеристика

В своем произведении Виктор Петрович изобразил быт и жизнь крестьян в сибирской деревне. Главные герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» представлены в списке:

  1. Главным персонажем рассказа является мальчик, от лица которого ведется повествование. Мальчик живёт с дедушкой и бабушкой. Герой не показывает хорошего поведения, он обожает проказничать, поэтому его оценки в школе далеки от идеала. Он не отличается здоровьем: от матери унаследовал ревматизм и обычно долго не мог поправиться. Однажды он заболел, в результате чего не оказался на памятном снимке. Главный персонаж переживал из-за того, что не попадёт на важный снимок. Поэтому ночью он крепился и старался не плакать, чтобы все-таки попасть в школу. Но этого ему сделать не удалось. Учитель принёс ему фотографию на память. В итоге у мальчика навсегда осталось воспоминание об этом событии. 
  2. Саня — друг главного героя. Он преданный и надежный товарищ, ведь пожертвовал своим правом на снимок ради спокойствия друга.
  3. Особую роль в произведении играет образ учителя. Автор показал вежливого и доброго человека с грустными глазами. Листая страницы известного произведения, читатель замечает, что к учителю жители деревни проявляли большое уважение. Учитель полностью отдавался своей работе. Он добросовестно обучал и воспитывал деревенских ребят, не имея даже элементарного инвентаря. Учитель продемонстрировал свое сопереживание к Вите, когда принёс ему памятную фотографию. Он не ограничился формальным долгом, а проявил участие к ребенку.
  4. Бабушка — добрая и волевая женщина, которая прилагала большие усилия, чтобы вылечить внука.

Темы 

В рассказе «Фотография, на которой меня нет» писатель продемонстрировал условия существования деревни в Сибири накануне войны. И не только…

  1. Основная тема рассказа — память о детстве. Рассказчик делится трогательной историей, которая запомнилась ему на всю жизнь. Он показал, что человек помнит не столько фото или приезд фотографа в родное село, сколько дружбу, любовь и заботу, которые окружили его в тот период. Из-за болезни герой не попал на фото, но он почувствовал отношение близких именно благодаря ей.
  2. Центральное место в рассказе занимает тема родственных отношений. Именно их должен ценить каждый человек. Тема семьи очень важна в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Когда мальчик оказался в беде, его выручили родные люди.
  3. Помимо этого, Виктор Астафьев в произведении затронул тему преданности и взаимоуважения. Саня не пошел фотографироваться, чтобы не обидеть друга.
  4. Тема дружбы раскрыта весьма основательно. В деревню отправляется городской фотограф. Это является очень радостным событием для жителей деревни. Однажды главный персонаж рассказа из-за болезни не смог пойти в школу. Бабушка очень старалась излечить мальчика, однако из-за болезни он стал прикованным к постели. Друг Вити Саня, видя, что он не в состоянии идти, принимает решение отказаться от съёмки. В этом и заключается истинная дружба. Санька продемонстрировал преданность своему товарищу. 
  5. Тема учителя и его призвания тоже заслуживает нашего внимания. Преподаватель в деревне не получал существенной выгоды от своего занятия, но находил время и силы на каждого ученика. Несмотря на лишения и плохие условия, человек достойно выполнял свою работу и не ограничивался формальным долгом. Он готов был проявить отзывчивость и заботу, даже если ребенок не отличался особым прилежанием.

Проблемы

Проблематика рассказа «Фотография, на которой меня нет» представлена в списке:

  1. Основная проблема — тяжелые условия жизни села. Люди живут очень бедно, их быт осложняется отсталостью деревни от города и всего остального мира. Из-за отдаленности от городской среды дети не получают элементарных школьных предметов, а значит, их образование хуже городского.
  2. Также автор затрагивает проблему семейных конфликтов. Из-за бедности люди вынуждены делить один дом на две семьи, из-за этого случаются ссоры, которые осложняют жизнь всему дому.
  3. Также автор поднял проблему памяти о прошлом. Астафьев утверждает, что к своим воспоминаниям нужно относиться бережно, ведь без них, по мнению писателя, не может быть будущего. 
  4. Низкий уровень здоровья и медицины. Ребенок уже болен ревматизмом, и ему нечем помочь. Только народные средства и самолечение есть в наличии у жителей села.

Основная идея

В чем же заключается смысл рассказа «Фотография, на которой меня нет»? Автор показывает, что в жизни человека главное не формальность (присутствие на фото), а суть (забота близких о больном мальчике). Болезнь помешала ребенку сфотографироваться со всеми, он расстроился из-за этого, но спустя годы понял, что гораздо ценнее в тот момент было искреннее участие родных. Бабушка предложила ему сходить к местному фотографу Волкову, Саня остался сидеть вместе с другом, а учитель принес карточку больному ученику, чтобы порадовать его. В тот момент все люди поддержали героя, и эту страницу жизни он запомнил навсегда.

Главная мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» заключается в том, что даже неудача учит человека и делает его счастливым, ведь показывает на деле, чего стоят дружба, любовь, забота. Ребенок почувствовал поддержку со всех сторон, и фотография стала уже не нужна. 

Чему учит? 

Рассказ Астафьева является очень поучительным. Так, он учит каждого не бояться идти на жертвы ради дружбы. Санька смог отказаться от желаемого и неповторимого ради друга. Герой осознал важность этого поступка не только для заболевшего товарища, но и для самого себя. Поступок Саньки представляет собой прекрасный пример милосердия, преданности и самоотверженности.

Астафьев заставляет задуматься о том, почему важно хранить теплые воспоминания о близких. Эта память о бабушке, друге, учителе стала нравственным ориентиром рассказчика, его талисманом на жизненном пути. Поведение этих добрых и преданных людей показало ему, как нужно себя вести в будущем.

Автор: Виктория Комарова

Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения «Фотография, на которой меня нет». Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 8 классе по данному плану.

«Фотография, на которой меня нет» анализ произведения Астафьева – жанр, тема, основная мысль, проблематика рассказа

Краткий анализ

Год написания – 1968 г.
История создания – Приезд фотографа в глухую деревушку. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.

Тема – В своем рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к ее истории.

Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идет от рассказчика сначала от маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.

Жанр – Автобиографический рассказ.

Направление – Реализм.

Краткое содержание

Витя и Санька пошли гулять и кататься с обрыва. Главный герой серьезно намок и ночью тяжело заболел. У него был ревматизм и после переохлаждения проблема давала о себе знать. Бабушка сначала отругала непутевого внука, но потом начала его лечить. Но все ее усилия были напрасны, и Витя не мог встать с постели.

Накануне в школе предупредили о приезде фотографа. Дети были поражены, что снимать станут их. Не взрослых, не дома или другие важные моменты, а обычных школьников. После уроков они стали обсуждать, как нарядиться. Учитель с женой встретили фотографа и разместили его у десятника сплавконторы. Тот был человеком интеллигентным и воспитанным.

Ночь была тяжелой для Вити. У него очень болели ноги. Он кричал от боли, а бабушка обтирала его нашатырным спиртом. Утром стало очевидно, что мальчик надолго слег в постель. Он очень переживал из-за невозможности сфотографироваться. Когда Санька узнал о состоянии друга, то тоже отказался идти сниматься.

Позже учитель принес коллективную фотографию Вите. На ней не было его, но уже во взрослом возрасте он нередко рассматривал ее. Многие ребята не вернулись с войны, но память о них сохранилась.

История создания

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, о своем детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их теплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка дает понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

Писать большую книгу автор начал в 1956 году, с небольших рассказов о своем детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далекая и близкая сказка», год написания – 1968.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Фотография, на которой меня нет»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Фотография, на которой меня нет»

Список и краткая характеристика героев «Фотография, на которой меня нет»

Главные герои:

  • Витя Подтылицын растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
  • Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.

Второстепенные персонажи:

  • Санька — друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
  • Молодые учителя деревенской школы, прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
  • Дедушка – мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
  • Тётка Авдотья – помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.

Тема

Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.

В «Фотографии, на которой меня нет» анализ произведения дает понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе четко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа. Действие происходит в довоенное время, и это считается значительным событием для каждого из сельчан.

Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел, и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщетны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька, и когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба, какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок, в данный момент, является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдается своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принес Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родового дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит в себе события тех далеких дней, являясь летописью истории.

Именно об этом хотел сказать автор в своем произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

Вариант 3

Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность, он не исчерпывает содержание произведения. Читателю, с неослабевающим вниманием следящему за повествованием, становится важно не столько то, чем же закончится история с фотографией, сколько описание уклада сибирской деревни, ее традиции и обычаи, которые рисует автор.

С первых же строк произведения мы знакомимся с главными героями рассказа: автором-повествователем Витей Потылицыным и его лучшим другом, Санькой. Это они должны были по всем канонам старинной фотографии сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. А мальчишки ни этой зимой, ни предыдущей не отличались, ни в учебе, ни в поведении. Расстроившись, друзья отправились кататься с горы на санках, и эта забава обернулась для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Промучившись всю ночь от нестерпимой боли в ногах, под утро он уснул, а проснулся лишь тогда, когда Санька зашел за ним, чтобы идти в школу фотографироваться. Но больные ноги не слушались, и мальчик вынужден был остаться дома. Санька, жалея друга, решил тоже никуда не ходить. А бабушка, Катерина Петровна, после выздоровления внука пообещала отвезти обоих друзей в район, чтобы там сделать из фотографии в фотоателье.

Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму карточку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было выведено «Овсянская начальная школа 1-й ступени» Вите в дом принес школьный учитель. Так, следуя за автором в лирических отступлениях, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых немало. И Овсянка предстает перед нами не абстрактным, а живым селом, где люди ругаются, дерутся, иногда выпивают, ребятишки болеют и проказничают, собаки лают, по вечерам в домах слышится стук замершего гостя, самым уважаемым человеком в селе является учитель, а главным событием для всей деревни, безусловно, становится приезд фотографа. И теперь, спустя годы, автор бережно хранит уже пожелтевший снимок, на котором нет ни его, ни Саньки, без тени иронии или насмешки вглядываясь в оторопелые лица. Это живая память, бередящая душу воспоминаниями. Многих из его одноклассников уже давно нет в живых, они погибли на фронте, но навсегда остались живыми и молодыми в сердце автора.

8 класс

Композиция

В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два автора. На протяжении всей истории, события довоенного времени, описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото, и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война, все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.

Анализ произведения

В композиции рассказа можно выделить двух героев. Большая часть произведения ведется от лица ребенка и только в конце появляется взрослый. Именно выросший главный герой смотрит на фото и размышляет над тем, кто вернулся с войны, а кто нет. В тексте нет упоминаний о боевых действиях, но трагедия Великой Отечественной войны незримо чувствуется. После прожитых лет герой иначе относится к старым фото — они хранят память о людях.

Одна из ключевых мыслей произведения Астафьева — ради дружбы можно пойти на все. Витя сильно переживал из-за того, что не может пойти фотографироваться. Тогда Санька решил его поддержать и тоже не ходить. Именно этот поступок позволил показать, насколько важна для него дружба. Витя не просил такого самопожертвования, это была инициатива Саньки.

Имеет значение и образ учителя. Он вырос и учился в городе, но это не помешало ему отправиться в деревню. Там он самоотверженно учил детей. Жители очень уважают его:

  • приносят угощения;
  • подшивают ему валенки;
  • помогают колоть дрова и т. п.

Именно учитель принес Вите фотографию. Спустя много лет главный герой посмотрел на ребят, которые снялись на фоне его дома. Он помнил каждого и фото было своеобразной летописью истории.

В рассказе Астафьев постарался донести важную мысль — нужно всегда помнить о прошлом, чтить его, иначе невозможно наступление будущего.

Жанр

Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».

Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких, и дальних родственников. В создание этой книги, писатель вложил всю свою душу, и поэтому, она так дорога и понятна.

Популярные сочинения

  • Сочинение Спешите делать добрые дела (6 класс)
    С самого детства наши родители всегда говорят, что нужно быть добрым, совершать добрые поступки и делать как можно больше добрых дел. Ведь именно совершая, что-то хорошее, мы становимся счастливее, помогая бабушке
  • Экология русского языка — сочинение
    Все языки – подарок, можно сказать, наследство от прародителей потомкам, которое необходимо оберегать, любить и относиться надлежащим образом. Каждое новое поколение приносит в свой язык нечто новое
  • Сочинение-описание по картине В лесу графини Мордвиновой. Петергоф Шишкина
    Перед нами один из прекрасных и величественных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина. Картина была создана в окрестностях Петергофа и Ораниенбаума в 1891 году. Шишкин снимал дачу в этих местах и создал здесь несколько полотен.
Автор статьи

Алексей Анатольевич Шарыпов

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Военная проза — это прозаические произведения советской и российской литературы, посвященные Великой Отечественной войне.

История создания, жанр, направление произведения

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — это одна из частей большого автобиографического произведения В.П. Астафьева «Последний поклон». Сам писатель говорит о том, что он хотел написать о своей родной Сибири и людях, живущих там, рассказать о своем детстве. В своем рассказе писатель стремится донести до читателя идею связи поколений, родства. Он описывает теплые отношения между главными героями, показывает преемственность поколений. Именно бабушка учит внука доброте и состраданию, заботе о ближнем, дает понятия о дружбе, учит жизни.

Астафьев начал писать автобиографическую книгу в 1956 году. рассказа «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 году и опубликован в сборнике «Далекая и близкая сказка».

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» входит в автобиографическую повесть «Последний поклон».

Произведение автобиографично не только для самого автора, но и для читателей. События, описываемые в рассказе, близки и узнаваемы для каждого, герои настолько реальны, что читатели узнают в них себя и своих родственников.

Тема и проблематика рассказа

В своем автобиографическом рассказе В.П. Астафьев рассказывает о жизни в сибирской деревни в довоенный период. В произведении четко прослеживается главная мысль, которая касается каждого человека. В небольшом, но при этом очень содержательном рассказе писатель охватывает несколько тем:

  • Историческую тему;
  • Тему родственных отношений, которые важны для каждого и о которых человек должен помнить всегда;
  • Тема взаимопонимания и дружбы;
  • Тема любви и верности.

В рассказе Астафьев повествует о приезде в деревню фотографа из города. Для каждого из жителей деревни это события считается очень значительным. Действие рассказа происходит в довоенные годы.

«В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»» 👇

Главный герой рассказа, Витя, намок в снегу вместе со своим другом, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка Вити всеми средствами старается внука вылечить, чтобы тот скорее выздоровел и смог сходить сфотографироваться. Однако болезнь не сдается, и все усилия заботливой и любящей бабушки оказываются тщетными. К Вите приходит друг Санька, который, увидев, что тот не может идти, тоже отказывается фотографироваться. Именно так проверяется настоящая дружба. Писатель показывает, какое великодушное сердце и какую силу воли может иметь ребенок, чтобы отказаться от большого и долгожданного события, которое, возможно, никогда больше не повторится. На примере Саньки писатель учит умению отказаться от всего важного, дорогого и неповторимого во имя дружбы. Санька понял, что в данный момент его поступок является самым важным не только для Вити, но и для него самому. Поступок Саньки – пример великодушия и самоотверженности.

Проблематика отношений в рассказе касается не только Вити, но и других жителей деревни.

В произведении присутствует образ учителя. Учитель – очень уважаемый человек в деревне. Это образованный, интеллигентный, дружелюбный, вежливый человек. Он пользуется большим уважением со стороны жителей деревни, которые прислушиваются к его мнению. Женщины часто приносят учителю деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, и делают это незаметно и ненавязчиво. Они помогают учителю дровами, подшивают ему валенки. Учитель – городской житель, отдается полностью своей работе и самоотверженно отказывается от городской жизни ради воспитания и обучения деревенских детей. Именно учитель принес Вите фотографию, на которой запечатлены все деревенские школьники, кроме Вити. Поступок учителя – это тоже пример сопереживания и доброты.

Уже повзрослев, Витя смотрит на фотографию, на которой запечатлены школьники на фоне его родного дома. Перед Витей встают образы людей, живших рядом с ним, людей, которые вместе с ним учились и работали. Фотография – это часть истории, она хранит события давно прошедших дней.

Замечание 1

Еще одна проблема, которую понимает в своем рассказе В.П. Астафьев – память о прошлом, которую надо беречь и без которой нет будущего.

Композиция рассказа

В этом произведении присутствует два рассказчика. События довоенного времени в рассказе описываются глазами ребенка – непосредственного, наивного, верящего в светлое будущее. В самом конце произведения появляется взрослый рассказчик. Он смотрит на старое фото и видит прошедшее глазами человека, прошедшего войну и потерявшего на ней многих близких людей. Многие из них остались лишь на этой фотографии. Перед глазами читателя проходит довоенное время и война. И хоть в произведении описание военной трагедии отсутствует, это подразумевается само собой. Именно в этом заключается особенность композиции рассказа «Фотография, на которой меня нет». Сделав такой вывод, читатель иначе начинает относится к жизни, к своему прошлому, к фотографиям, которые хранят историю и память.

Система персонажей рассказа

Главным героем рассказа является мальчик Витя, который по болезни пропустил самое знаменательное событие – приезд фотографа, и не попал на снимок. Витя живет с бабушкой и дедушкой, любит проказничать и не отличается примерным поведением. Витя очень переживает о том, что его не будет на памятной фотографии. Воспоминание об этом событии главный герой рассказа сохранил на всю жизнь.

Второстепенными персонажами рассказа являются бабушка Вити, его друг Санька и учитель.

Санька – лучший друг Вити, такой же озорник и непоседа. Именно Санька уговорил друга идти кататься на увал, где Витя и промочил ноги. Санька пришел навестить друга и позвать его идти фотографироваться. Но когда увидел, что тот серьезно болен, тоже не пошел в школу. Санька – настоящий друг, преданный и верный, готовый на самоотверженный поступок ради друга.

Бабушка главного героя – пожилая добрая женщина, очень любящая своего внука. Хоть она и ругает его, но на самом деле старается сделать для него все возможное. Бабушка ночь напролет дежурит у постели мальчика, заставляет дедушку затопить баню. Пока Витя более, она ухаживает за ним, кормит вкусной едой. Самоотверженная, добрая женщина не пожалела накопленных денег, чтобы выкупить вещи односельчан у «новых» хозяев и вернуть их настоящим владельцам.

Евгений Николаевич – учитель. Очень любит свою работу и учеников. Пользуется уважением сельчан, а к мнению учителя прислушиваются даже самые отъявленные хулиганы. Евгений Николаевич со своей зарплаты покупает школьные принадлежности, скамейки и парты. Он самоотверженно бросается на защиту учеников от змеи, хоть никогда раньше их не видел.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Краткий анализ

  • Год написания – 1968 г.
  • История создания – Приезд фотографа в глухую деревушку. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.
  • Тема – В своем рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к ее истории.
  • Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идет от рассказчика сначала от маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.
  • Жанр – Автобиографический рассказ.
  • Направление – Реализм.

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»: анализ

История создания

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, о своем детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их теплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка дает понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

Писать большую книгу автор начал в 1956 году, с небольших рассказов о своем детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далекая и близкая сказка», год написания – 1968.

Композиция

В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два автора. На протяжении всей истории, события довоенного времени, описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото, и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война, все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»: анализ

Жанр

Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».

Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких, и дальних родственников. В создание этой книги, писатель вложил всю свою душу, и поэтому, она так дорога и понятна.

Тема и проблематика

Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

Умение отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, (Санька и Витя — пример самоотверженности и великодушия).

Проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»: анализ

Идея

В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдается своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принес Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родового дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит в себе события тех далеких дней, являясь летописью истории.

Именно об этом хотел сказать автор в своем произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»: анализ

Источник

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

Произведение «Фотография, на которой меня нет» — это очерк воспоминаний, которые дороги для автора, оно было написано в 1968 году. Рассказ повествует о приезде в маленькую деревушку фотографа. Мальчик, от лица которого ведется повествование, не смог попасть на фотографию, снятую мастером, он заболел. Смысл названия рассказа определил именно этот момент.

История создания

Замысел рассказа возник у Виктора Астафьева при просмотре старых фотографий, среди них была одна, на которую автор, будучи маленьким ребенком, не попал из-за болезни. Старый снимок всколыхнул в памяти писателя события давно ушедших лет, и ему захотелось увековечить их на бумаге.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — это часть масштабного произведения Астафьева автобиографической направленности. Его название — «Последний поклон». Писатель планировал написать о своей родине и земляках, о близких людях и своем детстве, прошедшем в Сибири.

Главную роль автор рассказа отводит идее родства, связи и преемственности поколений. Эти понятия как нельзя лучше раскрываются через отношения главных героев произведения – бабушки и внука. Впервые о важности добра и дружбы в жизни человека именно бабушка рассказывает своему внуку.

Работу над объемной книгой Астафьев начал в 1956 году, с небольших набросков, составленных из детских воспоминаний. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», вошел в сборник Астафьева «Далекая и близкая сказка», вышедший в 1968 году.

Тема

Взявшись за написание такого сложного произведения, Астафьев преследовал очень важную цель – показать значимость таких понятий, как семейные ценности и традиции, доверительные взаимоотношения с близкими людьми, любовь и дружба.

В автобиографическом рассказе «Фотография, на которой меня нет» автором описаны все перипетии деревенской жизни сибиряков в период близившейся войны.

Значимым событием для жителей глухой деревушки становится приезд фотографа из города. Он был специально приглашен для того, чтобы сделать снимок сельских школьников. Главный герой оказывается не в состоянии пойти в школу в день фотографирования – он сильно простужен. Накануне он, вместе с другом провалился в глубокий сугроб и сильно замерз. Заботливая бабушка как может выхаживает захворавшего внука, но все тщетно. Верный Санька, узнав о болезни друга, тоже не идет фотографироваться. Этот момент показывает яркий пример настоящей дружбы, преданности и самоотверженности. Это – большая жертва, на которую способен далеко не каждый – отказаться от чего-то важного ради дружбы.

Значимую роль в рассказе играет образ учителя. Он образован, вежлив и находится в почете у жителей деревни. Добродушные односельчане посильно помогают семье учителя: деревенские женщины угощают его разными вкусностями, мужчины – обеспечивают дровами. Они понимают, что учитель, пожертвовал городской жизнью со всеми удобствами и переехал в далекую деревушку, чтобы учить детей. Именно учитель принес Вите снимок его одноклассников, всех, кроме мальчика. Этим учитель показал пример доброты и сопереживания.

Уже будучи взрослым, Витя, глядя на фотографию, погружается в воспоминания, дорогие его сердцу. Снимок – как летопись истории, хранит памятные события давно прошедших лет.

Такова была цель писателя – показать, насколько важно сохранить в памяти свою историю, прошлое, без которого невозможно построить полноценное гармоничное будущее.

Композиция

Композиция рассказа характерна для многих произведений автора – повествование идет от двух рассказчиков. Вначале это маленький мальчик, описывающий события, немного наивно, как и полагается ребенку. Он верит в счастливое будущее. В конце произведения рассказчиком выступает уже взрослый, переживший войну, человек. В его руках – старая потрепанная фотография, на которой запечатлены лица тех, кого унесла жестокая война. Теперь память о них только здесь, на фото.

Особенностью данного рассказа является отсутствие описания войны. Она здесь только подразумевается. Трудности довоенного периода и ужасы войны проносятся перед глазами читателей, заставляя их задуматься о ценности жизни и памятных вещах, хранящих в себе историю, таких, например, как старые фотографии…

Жанр

Виктор Астафьев создал ряд автобиографических рассказов, составивших затем повесть «Последний поклон». «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав этой повести.

Произведение писателя сильно откликается в сердцах людей, герои его близки читателю, поэтому рассказ читается легко и с удовольствием. В свое творение автор вложил душу, что и объясняет его ценность и близость каждому человеку.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ Астафьева считается биографическим произведением, в котором автор описывает случай из своей жизни. Он рассказывает о настоящей дружбе, ради которой можно пожертвовать самым дорогим. Назвал свой рассказ Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Анализ произведения по плану поможет кратко понять читателю смысл, который хотел донести автор, и подготовиться к эссе по литературе в 8 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1968 г.

История создания – Приезд фотографа в глухую деревушку. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.

Тема – В своем рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к ее истории.

Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идет от рассказчика сначала от маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.

Жанр – Автобиографический рассказ.

Направление – Реализм.

Деревенские дома и окна

Автор с больши́м знанием описывает деревенские дома, а особенно их окна. По местному обычаю хозяйки утепляли и одновременно украшали окошки своих домов. Составленные композиции могли многое рассказать о характере женщин. Оконная картина, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и неброской красотой. На белой вате между стеклами в горнице Катерина Петровна раскладывала несколько веточек рябины с листочками. Больше никаких излишеств не было.

В средней и крайней комнатах между рам на мох вперемешку с брусничником клались березовые угли и ворох рябины без листьев. Все это делалось не просто так:

  • мох вбирает сырость;
  • уголь не дает стеклам обмерзнуть;
  • рябина предохраняет от угара чадящей печки.

Витя долго не мог понять, подшучивает ли над ним бабушка или вправду соблюдает народные приметы, пока, уже будучи взрослым, не прочел у писателя Александра Яшина, что рябина — первое средство от угара.

История создания

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, о своем детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их теплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка дает понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

Писать большую книгу автор начал в 1956 году, с небольших рассказов о своем детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далекая и близкая сказка», год написания – 1968.

Отношение к учителям

Главный герой, его бабушка и другие жители села учителей очень уважают. Супруги, преподававшие в Витиной школе, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и никому не отказывали в помощи, в том числе ссыльным. Учитель мог утихомирить даже главного сельского лиходея Левонтия. И местные жители в ответ помогали учительской чете:

  • присматривала за ребенком;
  • делились продуктами;
  • привозили дрова.

Краткий пересказ произведения Фотография, на которой меня нет

Обязательным считалось пригласить учителей на деревенские свадьбы, там они были очень почетными гостями. Оказывался почет им не зря. Начинала работать в школе эта молодая интеллигентная пара, когда там даже парт не было, тем более книжек и тетрадок, а отапливалось помещение угарными печами. Ребята принесли из дому табуреты и стулья и так слушали учителей, сидя кружком. Писать приходилось одним на всех красным карандашом, расположившись у подоконника, а учиться считать — на лучинах или спичках.

Евгений Николаевич, чтобы как-то помочь ученикам, придумал и организовал пункт приема утильсырья. Собирали все вместе по подворьям и чердакам тряпье и старые железки. На полученные деньги закупили не только книги, тетради, карандаши и краски, но и нитки с пуговицами для женщин, а также петушков на палочках.

Позже деревенские мужики в свободное время соорудили парты и лавки. Когда весной чистых тетрадей уже не было, учитель водил школьников на прогулки в лес и много рассказывал о природе. Автор удивляется, как много всего интересного он знал, например, из какого дерева делают бумагу и на что идет сосновая сера, но и к ребятам прислушивался, когда те рассказывали что-то свое о лесе.

Тема

Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.

В «Фотографии, на которой меня нет» анализ произведения дает понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе четко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа. Действие происходит в довоенное время, и это считается значительным событием для каждого из сельчан.

Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел, и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщетны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька, и когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба, какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок, в данный момент, является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» достоевского – описание для сочинения по теме

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдается своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принес Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родового дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит в себе события тех далеких дней, являясь летописью истории.

Именно об этом хотел сказать автор в своем произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

«Фотография, на которой меня нет» кратко

Главный герой рассказа, мальчик Витя, живет с бабушкой и дедушкой в сибирской деревне Овсянка; родители мальчика умерли. Однажды зимой в деревню приезжает фотограф из города, чтобы сделать общий снимок всей школы.

Накануне съемки Витя и его друг Санька катаются на санках и набирают полные валенки снега. Ночью у Вити начинают ужасно болеть ноги от ревматизма: это случается каждый раз, когда мальчик застужает ноги. Витя воет и плачет от боли. Бабушка ругает его за безответственность. Всю ночь старушка лечит внука народными средствами, растирая ему ноги и т.д. Ночью дед затапливает баню, бабушка уносит туда Витю и снова растирает ему ноги и т.д. Наконец под утро мальчик засыпает.

На следующий день Санька приходит к Вите и зовет на фотосъемку. Увидев, что друг не может ходить от боли, Санька в знак солидарности решает тоже не идти фотографироваться. После этого Витя неделю не ходит в школу из-за болей в ногах. В эти дни его навещает школьный учитель Евгений Николаевич. Мужчина спрашивает про здоровье мальчика и вручает ему фотографию: на ней есть все ученики и двое учителей, но, конечно, нет Вити и Саньки. Витя едва не плачет оттого, что не попал на фотографию.

Бабушка Вити угощает учителя чаем и сладостями. Тот рассказывает, что вчера какой-то добрый человек подбросил ему к дому воз дров. Бабушка и все село знают, кто это сделал, но не говорят учителю. В деревне все уважают эту милую семейную пару учителей за их вежливость и отзывчивость; кто-то из местных тайно подбрасывает им дрова, кто-то приносит молоко, сметану и т.д. Учителю около 25 лет, у него немного печальные и очень добрые глаза. Его жена-учительница недавно родила сына. Когда пара только приехала в село, в школе не парт и тетрадей, на весь класс был один учебник и карандаш. Учитель помог детям приобрести учебники, тетради, краски и т.д., за свои деньги установил в школе парты.

В эту зиму, после визита фотографа, Витя много болеет и пропускает уроки. Весной учитель водит детей в лес, где они беседуют о природе, приметах и т.д. В одном из походов учитель видит змею. Боясь за жизнь учеников, мужчина свирепо бьет змею палкой, пока та не умирает. Потом дети объясняют учителю, что змею нельзя бить, махая палкой через плечо: так ее можно забросить на себя. Учитель признается, что впервые в жизни видел змею. Спустя годы взрослый Виктор с нежностью и благодарностью вспоминает своих добрых школьных учителей. Виктор сожалеет, что многие ребята из его школы (с той самой общей фотографии) впоследствии погибли на войне 1941–1945 гг.

Виктор также помнит, как в его селе происходило раскулачивание зажиточных крестьян (вероятно, в 1930‑е гг.). Осенью бригады “ликвидаторов” выселяли раскулаченные семьи на улицу. Обездоленные люди ютились у родных, селились во времянках и терпели всяческие лишения. “Ликвидаторы” действовали хладнокровно и безжалостно. Однажды “ликвидаторы” пришли выселять семью Платоновских. Хозяйка дома отказывалась покидать дом, тогда один из “ликвидаторов” ударил ее сапогом по лицу. В ответ немой крестьянин Кирила накинулся с топором на “ликвидатора”, изувечив его насмерть. Кирилу арестовали, а выселение раскулаченных семей ускорилось. Бедных Платоновских выслали в город, после чего о них никто не слышал (вероятно, их сослали или расстреляли).

В те же годы были раскулачены и выселены из своих домов прадед и дед Вити; прадеда сослали в тюрьму, где тот вскоре умер.

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

Композиция

В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два автора. На протяжении всей истории, события довоенного времени, описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото, и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война, все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.

Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»

Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы». Возник вопрос — где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя». Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.

Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением». Даже подраться не получилось — ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.

Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро. Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.

В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно. Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить. Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями.

Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через некоторое время прадеда раскулачили.

Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались — сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» — сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.

Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.

В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «новожители». То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки. Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо».

Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное — слово «учитель». Фотография та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».

Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.

Жанр

Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».

Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких, и дальних родственников. В создание этой книги, писатель вложил всю свою душу, и поэтому, она так дорога и понятна.

Предыдущая

Сочинения«Судьба человека» анализ произведения Шолохова – язык, жанр, план, основная мысль рассказа

Следующая

Сочинения«Горе от ума» анализ произведения Грибоедова – смысл названия, тема, история создания и жанр комедии

  • Рассказ фотографии анатолия приставкина
  • Рассказ фото на котором меня нет
  • Рассказ фонарик про революцию
  • Рассказ фомка белый медвежонок читать
  • Рассказ флаг катаев краткое содержание