Рассказ хитрый заяц 5 класс текст

Изложение. Какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился» или «Хитрый заяц»? Укажите слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться.
Напишите изложение от 3−го лица по данному ниже плану.
Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму−разуму учит.(По Г. Скребицкому)
План
1. Гончие выследили зайца.
2. Заяц пропал.
3. «Не выдавай меня!»
4. Охотник пощадил зайца.

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §14. Что мы знаем о тексте. Упражнение №70

Решение

Хитрый заяц
Раз с автором на охоте произошёл такой случай. Отправился он на охоту за зайцами. Через час нашли его собаки в лесу зайца и погнали. Он стал на дорожке и ждет.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал он и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Глядит: носятся его собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел он на середину полянки и сам ничего не поймет. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от него, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в него, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
Стыдно ему стало убивать зверька. Опустил он ружьё, отозвал гончих. Пошли они других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму−разуму учит.
(По Г. Скребицкому)

Тема: Обучающее изложение. «Хитрый заяц».

Цель: обучение изложению.

Задачи:

1)Развивать письменную речь учащихся.

2)Формировать умение воспроизводить содержание текста с сохранением стилистического единства и авторских выразительных средств.

3)Воспитывать  любовь к животным; сочувствие, отзывчивость.

Оборудование:    

¨   тексты с рассказом Г.А. Скребицкого;

¨   книги Г.А. Скребицкого

Оформление доски:

Изложение.

Хитрый заяц.

I. «На охоту за зайцами».                        Отправился, на охоту, встал и жду.

II. « Заяц пропал»                                     гоняют, по вырубке, выбегает, девался.    

III «Не выдавай меня!».                         Вышел, посмотрел и замер, притаился.

                                                      Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»

IV «Экзамен на хитрость сдан».           Стыдно стало убивать, опустил, отозвал,

                                                                    пошли искать, этот экзамен сдал.

За доской:

Лесная вырубка — место в лесу, где вырублен, повален лес.

На маленькой доске:      Тема: Заяц.     Основная мысль: Хитрость зайца.

Ход.

Вступительное слово учителя:

Рассказ, который вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий. Всё, о чём писатель рассказывает, случилось с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, любил наблюдать за животными.

В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки. Георгий Алексеевич с большой теплотой вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей, и ему очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным.

Сообщение цели и темы урока:

Мы сегодня напишем изложение по тексту Г.А.Скребицкого, которое будем изучать в 5 классе.

¨   С какой целью мы пишем изложения? (  Передавая чужой текст,  мы развиваем нашу речь.)

Первичное знакомство с текстом.

Внимательно послушайте рассказ и скажите:

¨ О ком и чём говорится в тексте?

Выразительное чтение текста учителем.

Раз со мной на охоте произошёл такой случай.  Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои сорбаки в лесу зайца и погнали. Я встал я на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался?

Подождал, подождал  и пошёл на поляну посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел  я на середину поляны и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого  пня, притаился заяц. Глазёнки  так и впились в меня,  будто просят: «Не выдавай меня!»

Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня.  Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пусть живёт, зайчат уму-разуму учит.

(По Г.А.Скребицкому)

¨   О ком и чём говорится в тексте?  ( о зайце и о хитрости зайца)

¨   Каким оказался заяц?

¨   Найдите основную мысль текста .

( на доске таблички : тема: Заяц.     Основная мысль: Хитрость зайца.)

¨   Как можно озаглавить текст?  ( Хитрый заяц)

¨   От чьего лица ведётся повествование?

¨   Как автор относится к зайцу? Какие слова помогают понять его отношения к зайцу?

( Используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: глазёнки, зверька)

¨   Каков тип текста?  (повествование). Докажите. Какой вопрос можно задать тексту?

Работа по частям.  Составление плана.

I часть.  « На охоту за зайцами».

¨   На сколько смысловых частей можно разделить текст? ( на 4)

Чтение 1 части.

Раз отправился я на охоту за зайцами. Встал я на дорожке и жду.

¨   Куда отправился рассказчик? За кем?

¨   Как вы думаете, чего он ждал?

¨   Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.

Пересказ 1 части.

Оформление доски:

I. «На охоту за зайцами».            отправился, на охоту, встал и жду.

                                                        гоняют, по вырубке, выбегает, девался.    

II часть. « Заяц пропал»

Чтение 2 части.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался?

¨   Что делают собаки? (Гоняют зайца)

¨   Где?   ( По лесной вырубке)

¨   Что это такое?  ( Место в лесу, где вырублен, повален лес.)

¨   А что делает заяц? ( Не выбегает).

¨   Кто думает так: «Куда же он девался?»

¨   Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова

Пересказ части.

Оформление доски:

II. « Заяц пропал»                          гоняют, по вырубке, выбегает, девался.    

III часть. «Не выдавай меня!».

Чтение части.

Вышел я на середину поляны. Посмотрел в сторону и замер. На верхушке пня притаился заяц. Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»

¨   Куда вышел рассказчик?  (На середину поляны).

¨   Что он сделал? ( Посмотрел в сторону и замер)

¨   Как вы понимаете слово замер?

Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два..»

¨   Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер? (Увидел зайца)

¨   Где  притаился  заяц?

¨   Какие слова, близкие по смыслу можно подобрать к слову  притаился?

(притих, спрятался)

¨   О чём просили глазёнки зайца? (Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»)

Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

¨      Как можно озаглавить часть?

Пересказ 3 части.

Оформление доски:

III «Не выдавай меня!».                    Вышел, посмотрел и замер, притаился.

                                                      Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»

IV часть. «Экзамен на хитрость сдан».

Чтение части:

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал собак. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал.

¨      Какое чувство испытал рассказчик?  (Чувство стыда)

¨       Что сделал рассказчик? ( Опустил ружьё и отозвал собак)

¨      Как продолжилась охота? (Пошли искать других зайцев)

¨      Какую оценку дал рассказчик зайцу?  ( Заяц сдал экзамен на хитрость)

¨      Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц?  (этот)

¨      Озаглавьте эту часть.

Пересказ 4 части.

Оформление доски:

IV «Экзамен на хитрость сдан».           Стыдно стало убивать, опустил, отозвал,

                                                                    пошли искать, этот экзамен сдал.

Пересказ всего текста.

Орфографическая подготовка.

¨      Поработаем над правописанием  выделенных слов:

Дорожке, собаки, по лесной, вырубке, заяц, середину, поляны, верхушке, глазёнки, зверька, ружьё.

¨      Сколько частей в тексте? Сколько будет красных строк?

Самостоятельная работа учащихся.

Чтение  изложений учащимися.

Итог: Чему на уроке мы сегодня научились? Что нового вы узнали?

69. Изложение. Какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился» или «Хитрый заяц»? Укажите слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться.

Напишите изложение от 3-го лица по данному ниже плану.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. 

(По Г. Скребицкому)

План:

1. Гончие выследили зайца.

2. Заяц пропал.

3. «Не выдавай меня!»

4. Охотник пощадил зайца.


Хитрый заяц

Однажды с рассказчиком произошёл такой случай.

Отправился он на охоту за зайцами. Его собаки нашли в лесу зайца и погнали. А автор рассказа остался на дорожке ждать.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал охотник и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Глядит: носятся его собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел автор рассказа на середину полянки и сам ничего не поймёт. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от него, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в охотника, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно рассказчику стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от него. Опустил он ружьё, отозвал гончих. Пошли они других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. 

(По Г. Скребицкому)

Идти — отправиться, смотреть — глядеть, бегать — носиться, прятаться — притаиться.

Игровые аккаунты и валюта

Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс

В давние времена жили старик со старухой. Не было у них ни сына, ни дочери, а была только пушистая кошка.

Старик и старуха взяли к себе кошку, когда она была, еще слепым котенком.

Кошка выросла, шерсть у нее стала пушистой и красивой. Но одно плохо, много вреда она своим воровством причиняла и соседям, и старику со старухой.

Как-то ночью кошка незаметно пробралась в кухню и съела все мясо. Назавтра кошка снова пошла шарить в кухне. Хотела вспрыгнуть на высокую полку, сорвалась,, потянула за собой миски, пиалы, тарелки, блюда. Все полетело на пол и разбилось вдребезги.

Прибежали в кухню старик со старухой, видят вся посуда разбилась.

— Вай, смерть моя! — завопила старуха, ударяя себя по коленкам.

— Вай! Кто же это сделал! — сказал старик. И тут увидели они в углу кошку.

— Ах, чтобы ты пропала! — закричал старик.

— Если мы от нее не избавимся, она нам еще не такой беды наделает,- сказала старуха.

Посадил старик кошку в мешок, унес далеко в степь и оставил там.

— Хорошо, что мы от нее избавились — сказала старуха, когда старик вернулся.

Не успела она еще и рот закрыть, а кошка под дверью — «Мяу, Мяу!»

— Ах, чтобы дни твои укоротились!..- рассердилась старуха.

А кошка давай лизать руки старику и старухе, тереться головой о ноги, ластиться.

Осталась кошка жить в доме. Но не прошло и два дня, как принялась она за старые свои воровские дела. Тошно стало старику и старухе.

Завязал старик кошке глаза, связал ей лапы, отнес ее далеко в заросли и бросил в глубокий овраг.

До утра кошка жалобно мяукала и пищала в овраге, а утром пришла лиса.

Развязала лиса кошку и говорит:

— Здравствуй, кошечка!

— Здравствуй, лисанька!-отвечает кошка.- Спасибо тебе.

Они подружились. И пошли вместе. Встретили они на дороге зайца. Лиса и говорит тихонько кошке:

— Обманем зайца. Потом зарежем его, а из мяса сделаем шашлык.

— Очень хорошо! Я давно хочу шашлыка,- также тихо сказала кошка.

Но заяц своими длинными ушами услышал все-таки о чем говорили лиса с кошкой и задрожал от страха.

— Зайчик, пожалуйте к нам в гости! — сказала лиса.

— Спасибо! Спасибо!- сказал заяц.- Только времени у меня нет, дети сварили дома похлебку и ждут меня ж обеду. Уж извините меня, не могу я пойти!

Стала упрашивать лиса зайца:

— Пойдем к нам, посидите немного с моей гостьей кошкой и пойдете домой.

— Да, да, посидите со мной и пойдете,-

И кошка облизнулась от одной мысли, какой из зайца получится вкусный шашлык. Язык проглотишь.

— Большое спасибо!- сказал заяц.—Лучше пойдемте к нам!

А у самого душа не на месте.

Лиса и кошка с радостью согласились и пошли в гости к зайцу.

По дороге лиса и кошка потихоньку договаривались:

«Придем в дом к зайцу, поедим у него похлебки, тютом зарежем зайчат и из мяса изжарим шашлык».

Заяц все слышал, только и вида не показал.

Пришли они в дом зайца. С перепугу зайчата так и застыли на месте. Гости с удобством расселись на одеялах, даже ноги вытянули.

— А ну, где твоя похлебка? Давай-ка сюда.

Заяц принес полную миску похлебки и поставил перед лисой и кошкой.

— Ну прошу, угощайтесь! Они подсели к еде.

Жадная лиса быстро взяла чашку и съела мгновенно половину похлебки, передала кошке, приговаривая:

— Ах какой вкусный суп! Кошка быстро съела остатки.

Не прошло и минуты как лиса и кошка подохли. Заяц, придя домой, успел положить в похлебку крысиный яд.

А заяц с зайчатами давай прыгать и плясать от радости, что избавились от верной гибели.

  • Следующая сказка → Чей сон лучше
  • Предыдущая сказка → Фархад и Ширин

Читать сказку «Хитрый заяц» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

  • Рассказ хитрая наука читать
  • Рассказ хитрая мама чарушин читать
  • Рассказ хирургия чехов краткое содержание
  • Рассказ хемингуэя из одного предложения
  • Рассказ хемингуэя из 6 слов читать