Э. Шим
Сказки, найденные в траве
Автор этой книги живёт на той же лестнице, что и я.
Мы с ним иногда встречаемся в лифте. Естественно, что постепенно познакомились.
«Как ваша фамилия?»
«Шим Эдуард Юрьевич».
«А!.. Это тот самый Шим, который писатель?»
«Да, а ваша фамилия как?»
«Образцов Сергей Владимирович».
«А!.. Это вы тот самый Образцов, который руководит кукольным театром?»
«Правильно».
С того дня стали здороваться; потом я пригласил Эдуарда Юрьевича на премьеру, а он мне дал прочитать свою, ещё не напечатанную рукопись. Я прочёл, и мне захотелось написать к этой будущей книжке предисловие.
Шим спросил издательство. Там сказали: хорошо, пусть пишет.
Вот я и пишу.
За окном зима. Ветви деревьев окантованы пушистыми колбасками снега. На перилах балкона две кормушки. Одна похожа на круглый домик с такой же круглой терраской. Она с просяным зерном. Другая — как маленькая металлическая авоська. В ней обрезки сала.
Около качающегося домика всё время вертятся суматошные полевые воробьи, а иногда, откуда ни возьмись, появляется поползень. С двух концов одинаковый, как веретено. Не поймёшь, где голова, где хвост. Везде остро.
К металлической авоське прилетают синицы — московки, гаечки, лазоревки; повисают на авоське спиной вниз и клюют сало. Пугаются друг друга, улетают, возвращаются и опять виснут. Мешают мне писать, потому что всё время интересно на них смотреть.
Под столом, у меня в ногах, свернулась бубликом приблудная собачонка по имени Лизавета. У неё голова похожа на лисью. Удивительная собачонка; как я без неё жил до сих пор, даже непонятно.
На столе рукопись Шима.
Вот опять синица прилетела. Голову набок, на меня поглядывает. И мне начинает казаться, что то ли мои синицы да воробьи из рукописи на балкон вылетели, то ли они прямо с балкона в рукопись влетели.
Замечательное дело писатель Шим делает, неоценимое. Раскрывает детские глаза и души.
Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, бабушки, дяди и тёти, старшие сёстры и братья — одним словом, все, кто будет читать эту книжечку детям, поняли бы, как важно всё, что в ней написано.
Пусть в рассказике всего десять строчек. Всё равно важно. Потому что каждая строчка — это зерно, падающее в сердце ребёнка.
Ребёнок родится, человек создаётся.
Создаётся с первого дня всем тем, что его окружает, Материнскими руками, запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами.
Человек воспитывается — и вовсе не только родителями и школой, а всем, буквально всем тем, что он воспринимает. И самое главное — приучить ребёнка видеть, чувствовать и любить всё живое.
Только так может вырасти в его сердце доброта.
Только так возникнет и разовьётся в нём любознательность — мать всякой науки.
Только так может развиться эмоция, взволнованность — мать всякого таланта.
Пусть полюбит ребёнок шимовскую козу Матрёну, хоть она и обглодала веники.
Пусть поймёт он, что нельзя мучить жука, привязывая его на ниточку, даже если это вредный жук.
Пусть полюбит угадывать весну по запаху земли.
Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб — тот самый, который даёт ему к обеду мама.
Пусть полюбит жизнь.
Настоящую подробную жизнь, в которой самое маленькое так же прекрасно и так же удивительно, как и самое большое.
Пусть станет счастливым оттого, что он научился и видеть, и чувствовать.
С. Образцов
ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА
Мой отец уехал работать в колхоз. Мама сказала:
— Когда запахнет весной, мы тоже поедем.
А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года.
Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо высокое и голубое.
Я говорю:
— Пахнет весной?
— Нет, — отвечает мама. — Весна только ещё улыбнулась. Рано!
Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на дорогах. Воробьи трещат целыми днями. Откроем форточку — на улице шум весенний.
Я говорю:
— Пахнет весной?
— Heт отвечает мама. — Весна ещё только голос подаёт. Рано!
Наконец растаял в городе почти весь снег. Уже тепло. На перекрёстке весенними цветами торгуют.
Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках. Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками.
Мама понюхала подснежники и говорит:
— Вот теперь настоящей весной запахло… Пора ехать!
Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами. И не зелёной травой да листьями.
Обыкновенной землёй пахнет весна.
ГДЕ НАША ДЕРЕВНЯ?
Сначала мы ехали на поезде, потом — в лобастом новеньком автобусе.
Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окошко. Всё жду, когда наша деревня покажется.
Мама сказала:
— Её издалека заметишь!
Но пока не видать деревни. Дорога тянется полями. А поля ещё чёрные, пустые, и везде на них тракторы работают.
Ползёт трактор, а за ним остаются ровные-ровные борозды, словно земля гребешком расчёсана. Я подумал: вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля… Только проснулась да причёсывается.
Вдруг далеко, на краю чёрных полей, что-то забелело. Как будто облако спустилось на землю.
Подъехали мы поближе, и я увидел, что это берёзы. Их много, и растут они дружно, широким кругом. Будто хоровод вести собрались.
— Ну, видишь? — спрашивает мама.Чего?
— Да нашу деревню. Во-он, на горке… Издалека светится!
Вот мне смешно стало!
Ищу, ищу свою деревню, а она за берёзами спряталась.
ХЛЕБ РАСТЁТ
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!
Мама сказала:
— Это хлеб растёт.
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.
Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел.
Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась…
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку, старается!
Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:
— До чего хлеб хорош!
КОГДА СВЁКЛУ СЕЮТ?
Встретился с моей бабушкой колхозный бригадир:
— Я посоветоваться хотел, Анна Степановна. Не пора ли раннюю свёклу сеять?
— Вечером тебе скажу, — отвечает бабушка. — Я ещё в лес не ходила, не знаю.
— Понятно, — говорит бригадир.
А мне ничего не понятно. Ни капельки… Зачем идти в лес, чтобы узнавать про свёклу? И кого там расспрашивать?
— Деревья расспрашивать, — объясняет бабушка. — Цветы расспрашивать, травы… Они скажут, ранняя нынче весна или поздняя. Знак подадут, когда сеять свёклу, когда огурцы.
— Какой такой знак?
— Да они разные бывают, знаки. Вот, — говорит бабушка,— свёклу мы посеем, когда на опушках осина зацветёт. Это лучший срок. А почему? Да потому, что каждому овощу своё время… Свёкла любит не шибко холодную землю и не шибко нагретую. А такая земля бывает как раз в те дни, когда осина цветёт… Развесит осина серёжки, и это нам, огородникам, знак: «Сейте раннюю свёклу!»
Рассказы о хлебе для детей старшего дошкольного возраста
Э. Шим «Хлеб растет»
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле будто зелёной краской залито.
Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!
воспитатель сказала:
— Это хлеб растёт.
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы,
кустиками, кустиками торчат. Когда же они
успели вырасти?
воспитательобъясняет:
— Это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой
осенью.
Зёрна успели до холодов проклюнуться,
прорасти и поднять над землёй кустики нежных
зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до
времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел. Зябко ему было под снегом, темно.
И долго-долго зима не кончалась…
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только
она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не
замешкался.
Тянется к солнышку, старается!
Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по
сторонам, улыбнутся:
«До чего хлеб хорош!»
К. Ушинский «Хлеб»
Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться
люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного
хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.
Сначала земледелец пашет поле сохою, если не
нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его
пахать нужно глубже. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг
гораздо тяжелее сохи, берёт глубже, и в него впрягают несколько пар лошадей или
волов. Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. Но этого ещё
мало.
Если поле новое или земля сама по себе очень
жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно и она
истощилась, то её надобно удобрить навозом. Навоз вывозят крестьяне на поле
осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт
пользы: надобно его запахать сохою в землю. Вот навоз перегнил; но сеять всё
ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнушка надобно мягкую постельку.
Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами:
боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять. Сеют или
весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют
яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу. Озимь всходит ещё с
осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля
покрываются всходами, словно зелёным бархатом.
Жалко смотреть, как падает снег на такое
бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут, но тем лучше
растут корешки, кустятся и глубже идут в землю. Всю зиму, просидит озимь под
снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки,
новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы
прежде, чем ляжет снег, тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему
крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь
прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.
И. Ревю «Ароматный хлеб»
Жила-была в нашей слободе семья трудовая. Вот как-то все домочадцы
поразъехались, остались в доме лишь бабка да внучок малой, Тимоша. Смышлёный
мальчишка был.
Бабка вскоре уснула, а Тимоша за стол сел,
поближе к хлебу ароматному.
В доме была тишина, лишь стук часов слышен.
Тимоша тихонько говорит:
— Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде
был, тебя там не видел. Там Картошка растёт, Морковь крепчает, Лук зеленеет, но
тебя, и твоих братьев-сестёр: Булочек, Батонов, Караваев я там не встречал. А я
внимательно смотрел. И в саду ты не появлялся. Там Яблоки, Сливы, Груши. Откуда
ты к нам пожаловал, Хлебушко?
— Я появился на свет там, где просторы
бескрайние, солнце трудолюбивое, небо голубое, да дожди щедрые. А вырос я из
маленького зёрнышка.
И Хлебушко стал рассказывать, как он был сначала
росточком маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и ещё тысячи таких
колосьев с налитыми зёрнами собрали, обмолотили, да на мельницу свезли. Из
зёрен муку сделали, а уж из муки и хлеб испекли.
— Каким же долгим путём ты шёл, Хлебушко, прежде
чем попасть на этот стол! — сказал Тимоша. – Я впредь ещё бережнее с хлебом
обращаться буду. Хлеб достаётся большим трудом! Я только теперь это понял.
И. Сенченко «Хлеб святой»
Принесла бабушка
хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
— Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
— Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать
надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
— А Юрчик тоже хлеб не уважает, — насупилась
Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его
футболить.
— Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.
— Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела
– в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять.
Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб
святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и
сказала:
— Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И
разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться.
Приголубь меня…
Бабушка погладила внучку по головке и ласково
обняла её.
Конспект
занятия «Огонь — друг, огонь — враг»
Занятие по познавательному развитию на тему: «Огонь — друг,
огонь — враг» в детском саду. Старшая группа
Цель: Обсудить
с детьми пользу и вред от огня. Объяснить опасность огня. Заучить с детьми что
делать при пожаре.
Материалы: Свеча,
картинки с хорошим огнем (костер, печь, керосиновая лампа), картинки с плохим
огнем (пожар).
Ход занятия
Воспитатель показывает
пламя свечи.
Воспитатель:
— Что это? (Свеча)
— Что это у свечи? (Огонь)
— Для чего нужен огонь? (Освещает, обогревает и т.д.)
— Раньше не было электричества. Что его заменяло?
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Хорошо — плохо»
Огонь – хорошо
— Огонь – это хорошо или плохо?
— Хорошо. Почему? (Дети высказывают свои предположения.)
— Огонь костра. Возле него можно обогреться, обсушиться, приготовить пищу.
(Обсуждение
сопровождается показыванием картинок.)
— Огонь от дров в печке на даче.
— Газ в плите – это тоже огонь.
— Мартеновские печи где делается металл.
— Батареи горячие тоже от огня. В специальных печах жгут уголь, или газ, этот
огонь нагревает воду. Она течёт по трубам и обогревает наши дома.
— В специальных местах можно сжечь мусор, ненужную листву.
— Как мы видим огонь очень нужен в нашей жизни, он нам очень помогает.
Огонь – плохо
— Плохо. Почему? (Дети отвечают.)
— От огня может сгореть квартира, дом, мебель.
(Воспитатель
помогает.)
— Может загореться трава, и сгореть лес. Зверям негде будет жить.
(Воспитатель обобщает
ответы детей.)
— Видите, огонь может играть и плохую роль. Значит с огнем нужно обращаться
очень осторожно. И только в присутствии взрослых.
Воспитатель: Давайте
подумаем, что нужно сделать, чтобы пожара не было?
1. Не оставлять не затушенным костер в лесу.
2. Не играть со спичками.
3. Не включать газ без взрослых.
4. Не оставлять включенным утюг, плиту и другие приборы.
Воспитатель начинает игру «За секунду до … »
Воспитатель: Давайте
представим, что в углу нашей группы возник пожар. Что мы должны делать?
(Попробовать залить
водой ….)
Воспитатель: А
если нету воды?
(Звонить 01….)
Воспитатель: Представьте
что телефон не работает. Что делать?
(Без паники покинуть
группу ….)
Воспитатель выслушивает ответы детей и выбирает наиболее удачные.
В конце занятия ещё раз напоминаем, что нужно делать, чтобы огонь был только
добрым.
Обращаем внимание детей, что нужно делать при пожаре, и как себя вести.
Потешки о
растительном мире для дошкольников 5-6-7 лет
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.
* * *
Как по лугу, лугу,
По зеленому лугу
Разливалася вода,
Расстилалася трава,
Расстилалася трава,
Трава шелкова.
* * *
— Ты трава ли моя, травушка,
Ты трава моя шелковая,
Да кто же тебя, травушка,
Кто тебя, зеленая,
Примял, притоптал?
— Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня, зеленую,
Да все детушки, да все малые,
В зеленом саду гуляючи,
Бегая, играючи…
* * *
Ты трава ль моя,
Ты шелковая,
Ты весной росла,
Летом выросла.
Под осень травка
Засыхать стала.
* * *
Иди, весна, иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!
* * *
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лен, мой лен!
Белый лен!..
* * *
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел,
Сидит грызет.
Иди прочь —
Хозяин идет!
* * *
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик —
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
* * *
Иван, Иван,
Вырывай бурьян,
Чтобы росла репка,
Сладкая да крепкая,
Чтобы вырос огурец,
Длинноусый молодец.
* * *
Я колышки тешу,
Огород я горожу.
Я капусту сажу,
Сажу беленькую,
Развеселенькую.
* * *
— Вейся ты, вейся, капустка,
Завивайся, белая!
— Как же мне, капустке,
Не виться,
Как же мне, белой,
Не клубиться?
Вечор на капустку,
Вечор на белую
Выпал частый дождик.
Ливмя льет, поливает,
Белую капустку заливает.
* * *
— Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке
С бугра на бугор
За ягодкой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Ягод черники и земляники.
* * *
Ягодка красна,
Земляничка спела.
Ой-ляй, ой-ляли,
Земляничка спела.
Отчего ж она красна?
Отчего ж она сладка?
Ой-ляй, ой-ляли,
Земляничка спела.
На пригорочке росла,
Против солнца зрела.
Ой-ляй, ой-ляли,
Земляничка спела.
* * *
Дедушка Рох
Посеял горох.
Землю пахал —
Тяжко вздыхал.
Когда убирал —
Пот утирал.
Когда молотил —
По пальцу хватил.
Зато когда ел,
Язык проглотил —
До того было вкусно!
Польская
народная
* * *
Поле черное, просторное,
Чем тебя я обряжу?
Я посею рожь отборную,
Дуб зеленый посажу.
Латышская
народная
* * *
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка.
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!
Шотландская
народная
* * *
В саду-садочке
Выросла малинка.
Солнце ее греет,
Дождичек лелеет.
В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
* * *
Долина ль ты моя,
Долина широкая!
А на той долинушке
Вырастал куст малинушки.
Как во кустике соловей поет,
Он поет-то поет,
Громко свищет…
1.Прочитай рассказ.
Хлеб растёт.
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле – будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!
Мама сказала:
— Это хлеб растёт.
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.
Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел.
Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась.
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку, старается!
Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:
— До чего хлеб хорош!
(Э. Шим)
1.Прочитай рассказ.
Хлеб растёт.
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле – будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!
Мама сказала:
— Это хлеб растёт.
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.
Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел.
Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась.
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку, старается!
Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:
— До чего хлеб хорош!
(Э. Шим)
-
Выполни задания по русскому языку. Запиши ответы.
1.Спиши из текста одно восклицательное предложение.
2.Поставь вопросы к данным словам. Весёлое, поле, расти.
3.Из данных слов выпиши те, которые нельзя переносить. Поля, хлеб, озимый, вьюги, ожил, они, хорош.
4.Данные слова раздели для переноса. Вьюги, яркое, братцы, нежных, листьев.
-
Ответь на вопросы по литературному чтению. Реши кроссворд.
По горизонтали:
6.Что росло на поле?
7.Как называют хлеб, посаженный осенью?
8.Что укрывало хлеб всю зиму?
9.Зелёные кустики – это … .
10.Весной ростки тянулись к … .
По вертикали:
5.Каким было поле от ростков?
-
Выполни задания по русскому языку. Запиши ответы.
1.Спиши из текста одно восклицательное предложение.
2.Поставь вопросы к данным словам. Весёлое, поле, расти.
3.Из данных слов выпиши те, которые нельзя переносить. Поля, хлеб, озимый, вьюги, ожил, они, хорош.
4.Данные слова раздели для переноса. Вьюги, яркое, братцы, нежных, листьев.
-
Ответь на вопросы по литературному чтению. Реши кроссворд.
По горизонтали:
6.Что росло на поле?
7.Как называют хлеб, посаженный осенью?
8.Что укрывало хлеб всю зиму?
9.Зелёные кустики – это … .
10.Весной ростки тянулись к … .
По вертикали:
5.Каким было поле от ростков?
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Как написать, составить план рассказа «Хлеб растет» Эдуарда Шим?
Задание по литературе для 4 класса Запиши план рассказа.
<hr />
ХЛЕБ РАСТЁТ. Э. Шим
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!
Мама сказала:
— Это хлеб растёт.
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.
Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел.
Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась…
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку, старается!
Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:
— До чего хлеб хорош!
5 ответов:
3
0
Подготовим небольшой рассказ Шима про озимый хлеб и ту радость, которую он несет людям весной, для пересказа, для чего составим план, разделив рассказ на смысловые части:
- Удивительное зеленое поле.
- Откуда зеленые ростки?
- Судьба озимой пшеницы.
- Долго ждать весны.
- Дотерпели ростки.
- Люди радуются хлебу.
1
0
Литература, 4 класс.
План к рассказу «Хлеб растет»:
- Зеленое поле.
- Озимый хлеб.
- Зимовка хлеба.
- Ожидание весны.
- Весенние радости.
еще такой вариант плана:
- Почему весной поле зеленое.
- Мамин рассказ о хлебе.
- Как хлеб пережил зиму.
- Радость людей о растущем хлебе.
1
0
План рассказа Шима «Хлеб растет» нам может потребоваться для пересказа. в этом случае не достаточно только назвать пункты плана, ведь в рассказе много описания, но мало действия, а именно действие запоминается лучше всего.
Поэтому я сделаю следующим образом. Разобью рассказ на смысловые части, дам каждой части название и в пункте плана укажу ключевые опорные слова, которые помогут вспомнить важные детали:
- Хлеб растет. Зеленое поле, краски, голые, веселое, праздничное
- Зеленые ростки. Родные братцы.
- Озимая пшеница. Под зиму, проклюнуться, уснули, морозы, вьюги.
- А хлеб терпел. Зябко, Долго-долго, не пропустил, не замешкался.
- Радость. Улыбаются люди, хорош хлеб.
1
0
Эдуарда Шим, автор маленького рассказика «Хлеб растет», который не превышает иной абзац какого-либо романа или повести. Приведу план рассказа в двух вариантах, выбирайте более понравившийся.
Первый вариант:
1) Зеленеющее поле среди голых полей.
2) Мама объясняет сыну, почему поле зелёное.
3) Зимовка будущего хлеба под снегом.
4) Хлеб дождался весеннего тепла и зазеленел.
5) Радость и надежда людей на хороший урожай.
Второй вариант:
1) Мама объясняет происхождение зелёных росточков.
2) Терпение хлебом зимних невзгод и наступление долгожданного тепла.
3) Улыбки людей и их восхищение весёлым зелёным полем.
0
0
Для того, чтобы написать план, по которому можно рассказать Хлеб растет нужно вывести главные идеи глав.
- Зеленое поле. Почему оно именно такое по весне. Как автор описывает оживающую природу.
- Как злаки начинают после схода снега выглядеть. Побеги все еще такие же зеленые или все таки по новой прорастают? Проакцентировать момент на зимостойкости культуры.
- Проверка полей, где часть озимых вымерзла, а где все полностью взошло. Как люди радовались тому, что саженцы пережили зимовку. Взращивание хлеба.
<hr />
Читайте также
Всякому овощу — свое время.
Однажды я спросил дедушку, что означает эта пословица. И дед поведал мне такую историю:
для каждого овоща, каждой ягоды, каждого фрукта отводится определенное время, определенный срок для того, чтобы он вырос из маленького цветочка в завязь, затем в плод, а затем еще и подрос, увеличился в размерах и окончательно созрел.
Так происходит и с людьми — они сначала рождаются, растут, учатся ( созревают ), а потом уже становятся годными что-то сделать, что-то совершить.
- Понял?
- Да, но как-то не совсем ясно?
- Смотри, вот ты сейчас какой овощ? Неспелый, несозревший. Ты не можешь сейчас, как папа, быть начальником и руководить людьми, тебе для этого нужно время, чтобы подрасти и выучиться. Вот исходя из этой ситуации, про тебя и можно сказать, каждому овощу свое время. То есть сейчас ты еще не готов ходить на работу и быть начальником, для этого тебе нужно время — время, чтобы подрасти и выучится.
В начале романа Свифта «Приключения Гулливера» описывается как Гулливер оказался в Лилипутии. Вот как сам герой мог бы рассказать о своем пробуждении:
Когда я открыл глаза, я сперва ничего не понял. Я лежал на спине и все мое тело, вплоть до мизинца, было опутано какими-то тоненькими ниточками. Я решил, что еще сплю, но тут на меня кто-то полез. Я скосил глаза и увидел крошечного человечка, ростом в три моих пальца, за которым поднимались еще такие же человечки. Это было какое-то чудо. Я вскрикнул и человечки убежали.
Я попытался пошевелиться и порвал многие веревочки и тут в меня стали лететь стрелы. Стрелы также были крошечными, но я не хотел бы, чтобы они попали мне в глаза. Поэтому я решил лежать неподвижно и ждать темноты.
Но вскоре ко мне прибыл важный лилипут, который мне что-то прочитал. Я показал ему что очень голоден и вскоре мне доставили пищу. Что это была за еда!
Крошечные хлебцы, крошечные утки и куры, малюсенькие быки. С трудом я наелся и сразу уснул.
А вот какой план рассказа Гулливера можно составить:
- Я проснулся на незнакомом острове
- Я был опутан веревками
- На меня залез маленький человек
- Я попытался освободиться, но в меня стали стрелять стрелами
- Пришел важный лилипут
- Он прочитал мне какую-то бумагу
- Я показал ему что хочу есть
- Меня накормили крошечными блюдами.
В стихотворении «Бежит тропинка с бугорка…» поэтесса своими образными выражениями помогает увидеть читателю картины, нарисованные ее воображением.
Это сонные луга, ленивое течение реки Оки и сонно-тяжелые, качающиеся на клумбах мальвы.
В словаре настроения я бы написала такие чувства как восхищение прошлыми событиями и тоска по ним.
Настроение Цветаевой меняется по ходу стихотворения «Бежит тропинка с бугорка…», сначала это веселые воспоминания о детстве, которые сменяются сонной тяжестью настоящего и тоской за ушедшими деньками.
В конце стихотворения такое ощущения, что автор как будто погрузилась в тягучую скуку.
Проверочная работа по рассказу Тургенева «Воробей»
- Герои рассказа — автор, Трезор, Воробей-птенец, Воробей старый
- В основу рассказа лег случай на охоте
- Необычность ситуации привлекла автора
- В тексте три части и три пункта плана: 1. Встреча с выпавшем птенцом, 2. Защита воробья своего птенца, 3. Уход автора
- Желтизна вокруг клюва, пух на голове
- Воробьишка вызывает жалость и сочувствие
- Маленький и беззащитный перед лицом огромной собаки
- Собака охотилась, она насторожилась и кралась. Воробей защищал птенца, он трепетал, жертвовал
- Черногрудый, Взъерошенный, Искаженный. Свои эпитеты: Бесстрашный, героический.
- Главный герой — Воробей, поэтому так и названо произведение. Свое название: Маленький герой.
- Главным оказывается четвертый абзац, когда воробей кинулся спасть птенца. Он вызывает тревогу, восхищение и желание помочь воробью
- Воробей победил собаку, потому что та смутилась и отпрянула. Воробей же кидался на нее.
- Повторяются слова Сила и Любовь, и как раз любовь была той силой, которая сподвигла воробья на подвиг
- Главная мысль: Любовь сильнее всего на свете
- Автор также думал, что сила любви оказывается сильнее всего, когда любишь бесстрашно жертвуешь всем ради любимого.
В сказке Лермонтова «Ашик-Кериб» герой не мог жениться на любимой Магуль-Мегери, потому что был очень беден. Поэтому он решает отправиться странствовать на целых семь лет, чтобы вернуться богатым и знаменитым. Магуль-Мегери соглашается ждать героя эти семь лет.
Случайная встреча с пашой делает Ашика-Кериба богатым и знаменитым и это так увлекает героя, что он чуть ли не забывает о своем обещании. Но его ждет верная Магуль-Мегери и когда назначенный срок приближался к концу она позвала к себе одного купца и дав ему золотое блюдо, просит, чтобы тот везде искал хозяина этого блюда.
В городе Халаф Ашик-Кериб узнает блюдо и заявляет на него свои права. Купец признает Ашик-Кериба первым, но в родном городе его первым узнает Магуль-Мегери и все кончается двумя свадьбами.
Э. Шим
Сказки, найденные в траве
Автор этой книги живёт на той же лестнице, что и я.
Мы с ним иногда встречаемся в лифте. Естественно, что постепенно познакомились.
«Как ваша фамилия?»
«Шим Эдуард Юрьевич».
«А!.. Это тот самый Шим, который писатель?»
«Да, а ваша фамилия как?»
«Образцов Сергей Владимирович».
«А!.. Это вы тот самый Образцов, который руководит кукольным театром?»
«Правильно».
С того дня стали здороваться; потом я пригласил Эдуарда Юрьевича на премьеру, а он мне дал прочитать свою, ещё не напечатанную рукопись. Я прочёл, и мне захотелось написать к этой будущей книжке предисловие.
Шим спросил издательство. Там сказали: хорошо, пусть пишет.
Вот я и пишу.
За окном зима. Ветви деревьев окантованы пушистыми колбасками снега. На перилах балкона две кормушки. Одна похожа на круглый домик с такой же круглой терраской. Она с просяным зерном. Другая — как маленькая металлическая авоська. В ней обрезки сала.
Около качающегося домика всё время вертятся суматошные полевые воробьи, а иногда, откуда ни возьмись, появляется поползень. С двух концов одинаковый, как веретено. Не поймёшь, где голова, где хвост. Везде остро.
К металлической авоське прилетают синицы — московки, гаечки, лазоревки; повисают на авоське спиной вниз и клюют сало. Пугаются друг друга, улетают, возвращаются и опять виснут. Мешают мне писать, потому что всё время интересно на них смотреть.
Под столом, у меня в ногах, свернулась бубликом приблудная собачонка по имени Лизавета. У неё голова похожа на лисью. Удивительная собачонка; как я без неё жил до сих пор, даже непонятно.
На столе рукопись Шима.
Вот опять синица прилетела. Голову набок, на меня поглядывает. И мне начинает казаться, что то ли мои синицы да воробьи из рукописи на балкон вылетели, то ли они прямо с балкона в рукопись влетели.
Замечательное дело писатель Шим делает, неоценимое. Раскрывает детские глаза и души.
Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, бабушки, дяди и тёти, старшие сёстры и братья — одним словом, все, кто будет читать эту книжечку детям, поняли бы, как важно всё, что в ней написано.
Пусть в рассказике всего десять строчек. Всё равно важно. Потому что каждая строчка — это зерно, падающее в сердце ребёнка.
Ребёнок родится, человек создаётся.
Создаётся с первого дня всем тем, что его окружает, Материнскими руками, запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами.
Человек воспитывается — и вовсе не только родителями и школой, а всем, буквально всем тем, что он воспринимает. И самое главное — приучить ребёнка видеть, чувствовать и любить всё живое.
Только так может вырасти в его сердце доброта.
Только так возникнет и разовьётся в нём любознательность — мать всякой науки.
Только так может развиться эмоция, взволнованность — мать всякого таланта.
Пусть полюбит ребёнок шимовскую козу Матрёну, хоть она и обглодала веники.
Пусть поймёт он, что нельзя мучить жука, привязывая его на ниточку, даже если это вредный жук.
Пусть полюбит угадывать весну по запаху земли.
Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб — тот самый, который даёт ему к обеду мама.
Пусть полюбит жизнь.
Настоящую подробную жизнь, в которой самое маленькое так же прекрасно и так же удивительно, как и самое большое.
Пусть станет счастливым оттого, что он научился и видеть, и чувствовать.
С. Образцов
ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА
Мой отец уехал работать в колхоз. Мама сказала:
— Когда запахнет весной, мы тоже поедем.
А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года.
Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо высокое и голубое.
Я говорю:
— Пахнет весной?
— Нет, — отвечает мама. — Весна только ещё улыбнулась. Рано!
Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на дорогах. Воробьи трещат целыми днями. Откроем форточку — на улице шум весенний.
Я говорю:
— Пахнет весной?
— Heт отвечает мама. — Весна ещё только голос подаёт. Рано!
Наконец растаял в городе почти весь снег. Уже тепло. На перекрёстке весенними цветами торгуют.
Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках. Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками.
Мама понюхала подснежники и говорит:
— Вот теперь настоящей весной запахло… Пора ехать!
Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами. И не зелёной травой да листьями.
Обыкновенной землёй пахнет весна.
ГДЕ НАША ДЕРЕВНЯ?
Сначала мы ехали на поезде, потом — в лобастом новеньком автобусе.
Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окошко. Всё жду, когда наша деревня покажется.
Мама сказала:
— Её издалека заметишь!
Но пока не видать деревни. Дорога тянется полями. А поля ещё чёрные, пустые, и везде на них тракторы работают.
Ползёт трактор, а за ним остаются ровные-ровные борозды, словно земля гребешком расчёсана. Я подумал: вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля… Только проснулась да причёсывается.
Вдруг далеко, на краю чёрных полей, что-то забелело. Как будто облако спустилось на землю.
Подъехали мы поближе, и я увидел, что это берёзы. Их много, и растут они дружно, широким кругом. Будто хоровод вести собрались.
— Ну, видишь? — спрашивает мама.Чего?
— Да нашу деревню. Во-он, на горке… Издалека светится!
Вот мне смешно стало!
Ищу, ищу свою деревню, а она за берёзами спряталась.
ХЛЕБ РАСТЁТ
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!
Мама сказала:
— Это хлеб растёт.
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.
Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
Читать дальше