Рассказ хождение за три моря краткое содержание

В 1458 г. предположительно купец Афанасий Никитин отправляется из родной Твери в Ширванскую землю (на территории теперешнего Азербайджана). У него с собой путевые грамоты от великого князя тверского Михаила Борисовича и от архиепископа Тверского Геннадия. С ним ещё купцы — всего идут на двух судах. Двигаются по Волге, мимо Клязьминского монастыря, проходят Углич и добираются до Костромы, находившейся во владениях Ивана III. Его наместник пропускает Афанасия далее.

Василий Панин, посол великого князя в Ширване, к которому Афанасий хотел присоединиться, уже прошёл вниз по Волге. Никитин ждёт две недели Хасан-бека — посла ширваншаха татарского. Едет он с кречетами «от великого князя Ивана, и кречетов у него было девяносто». Вместе с послом они двигаются дальше.

В пути Афанасий делает записи о своём хождении за три моря: «первое море Дербентское (Каспийское), дарья Хвалисская; второе море — Индийское, дарья Гундустанская; третье море Чёрное, дарья Стамбульская» (дарья по-перс. — море).

Казань прошли без препятствий. Орду, Услан, Сарай и Берензань прошли благополучно. Купцов предупреждают, что караван подстерегают татары. Хасан-бек даёт подарки осведомителям, чтобы они провели их безопасным путём. Неверные подарки взяли, однако весть об их приближении подали. Татары настигли их в Богуне (на отмели в устье Волги). В перестрелке были убитые с обеих сторон. Меньшее судно, на котором была и поклажа Афанасия, разграблено. Большое судно дошло до моря и село на мель. И его тоже разграбили и четверых русских взяли в плен. Остальных отпустили «голыми головами в море». И они пошли, заплакав… Когда путники вышли на берег, и тут их взяли в плен.

В Дербенте Афанасий просит помощи у Василия Панина, который благополучно дошёл до Каспия, и Хасан-бека, чтоб заступились за людей, захваченных в плен, и вернули товары. После долгих хлопот людей отпускают, а больше ничего не возвращают. Считалось, то, что пришло с моря, — собственность владельца побережья. И разошлись они кто куда.

Иные остались в Шемахе, другие пошли работать в Баку. Афанасий же самостоятельно идёт в Дербент, затем в Баку, «где огонь горит неугасимый», из Баку за море — в Чапакур. Здесь он живёт полгода, месяц в Сари, месяц в Амале, о Рее он говорит, что здесь убили потомков Мухаммеда, от проклятия которого семьдесят городов разрушились. В Кашане он живёт месяц, месяц в Езде, где «домашний скот кормят финиками». Многие города он не называет, потому как «много ещё городов больших». Морем добирается до Ормуза на острове, где «море наступает на него всякий день по два раза» (впервые видит приливы и отливы), а солнечный жар может человека сжечь. Через месяц он, «после Пасхи в день Радуницы», направляется на таве (индийское судно без верхней палубы) «с конями за море Индийское». Доходят до Комбея, «где родится краска и лак» (основные продукты экспорта, кроме пряностей и тканей), а затем идут до Чаула.

У Афанасия ко всему, что касается торговли, живой интерес. Он изучает состояние рынка и досадует, что солгали ему: «говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец, да краска». Афанасий привёз жеребца «в Индийскую землю», за которого заплатил сто рублей. В Джуннаре хан отбирает у Афанасия жеребца, узнав, что купец не мусульманин, а русин. Хан обещает вернуть жеребца и ещё дать тысячу золотых в придачу, если Афанасий перейдёт в мусульманскую веру. И срок назначил: четыре дня на Спасов день, на Успенский пост. Но накануне Спасова дня приехал казначей Мухамед, хорасанец (личность его до сих пор не установлена). Он заступился за русского купца. Никитину возвратили жеребца. Никитин считает, что «случилось Господне чудо на Спасов день», «Господь Бог сжалился… не оставил меня, грешного, милостью своей».

В Бидаре он опять интересуется товаром — «на торгу продают коней, камку (ткань), шёлк и всякий иной товар да рабов чёрных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для Русской земли товара тут нет»…

Живо описывает Никитин нравы, обычаи народов, живущих в Индии.

«И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, и все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины, и женщины все нагие да все чёрные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку».

Все доступно любознательности русского путешественника: и сельское хозяйство, и состояние армии, и способ ведения войны: «Бой ведут все больше на слонах, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи… да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами».

Особенно интересуют Афанасия вопросы веры. Он сговаривается с индусами пойти в Пар-ват — «то их Иерусалим, то же, что для бесермен Мекка». Он дивится, что в Индии семьдесят четыре веры, «а разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся…».

Афанасий горюет, что сбился с русского церковного календаря, священные книги пропали при разграблении корабля. «Праздников христианских — ни Пасхи, ни Рождества Христова — не соблюдаю, по средам и пятницам не пощусь. И живя среди иноверных, я молю Бога, пусть он сохранит меня…»

Он читает звёздное небо, чтобы определить день Пасхи. На «пятую Пасху» Афанасий решает возвращаться на Русь.

И снова он записывает то, что видел своими глазами, а также сведения о разных портах и торгах от Египта до Дальнего Востока, полученные от знающих людей. Отмечает, где «родится шёлк», где «родятся алмазы», предупреждает будущих путешественников, где и какие их поджидают трудности, описывает войны между соседними народами…

Скитаясь по городам ещё полгода, Афанасий добирается до порта — города Дабхола. За два золотых он отправляется до Ормуза на корабле через Эфиопию. Удалось поладить с эфиопами, и судно не ограбили.

Из Ормуза Афанасий посуху идёт к Чёрному морю и добирается до Трабзона. На корабле он договаривается за золотой дойти до Кафы (Крым). Приняв за шпиона, его грабит начальник охраны города. Осень, непогода и ветры затрудняют переход моря. «Море перешли, да занёс нас ветер к самой Балаклаве. И оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы тут пять дней. Божиею милостью пришёл я в Кафу за девять дней до Филиппова поста. Бог творец! Милостию Божией прошёл я три моря. Остальное Бог знает, Бог покровитель ведает. Аминь!»

Краткое содержание «Хождение за три моря»

Краткое содержание «Хождение за три моря»

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 358.

Обновлено 29 Сентября, 2021

О произведении

Рассказ «Хождение за три моря» представляет собой памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным. В произведении описывают приключения русского купца, который совершил путешествие в Индию в 1468–1474 годах.

Главные герои

  • Афанасий Никитин — русский купец, путешественник, образованный, умный человек, отличный дипломат.

Краткое содержание

Русский купец Афанасий Никитин собственноручно описал «своё грешное хождение за три моря: первое море — Дербентское, дарья Хвалисская, второе море — Индийское, дарья Гундустанская, третье море — Чёрное, дарья Стамбульская».

Взяв с собой путевые грамоты великого князя Михаила Борисовича Тверского и архиепископа Тверского Геннадия, Никитин покинул родную Тверь и взял курс на Ширванские земли. Вместе с ним в поход отправились и другие купцы — всего на двух судах. Никитин плыл вниз по Волге и благодаря путевым грамотам без препятствий проходил все заставы.

Афанасий Никитин стремился догнать посла великого князя, Василия Панина. Когда же он прибыл в Нижний Новгород, то узнал, что посол уже покинул его. Никитин «две недели ждал Хасан-бека, посла ширваншаха татарского», и уже с ним вместе продолжил свой путь по Волге.

Пройдя без препятствий Казань, купцы получили предупреждение о том, что караван поджидают татары. Хасан-бек щедро наградил осведомителей, чтобы те провели их безопасным путём. Однако купцы были обмануты и стали жертвами нападения татар: корабли были разграблены, «четыре человека русских в плен взяли», а остальных отпустили «голыми головами в море».

На судне Хасан-бека Никитин отправился в Дербент, где встретился с Василием Паниным. Афанасий Никитин попросил Хасан-бека и местного ширваншаха Булат-бека заступиться за пленников и вернуть украденный товар. Заручившись их поддержкой, русские купцы отправились вызволять собратьев. Им удалось добиться свободы для пленников, но свой товар они так и не получили. Разбрелись тогда купцы, «заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошёл на Русь, а кто был должен, тот пошёл куда глаза глядят».

Афанасий Никитин «пошёл в Дербент, а из Дербента в Баку», и дальше, пока не добрался до города Ормуза, где «море Индийское, по-персидски дарья Гундустанская». В Ормузе, где было невыносимо жарко, Никитин провёл месяц и после Пасхи отправился на судне «с конями за море Индийское».

Афанасий, будучи купцом, проявлял большой интерес ко всему, что касалось торговли. В надежде разбогатеть, он приобрёл хорошего жеребца и привёз его «в Индийскую землю». Здесь купца встретили очень гостеприимно, однако в Джуннаре местный хан отобрал у Афанасия жеребца, потому что тот был «не бесерменин, а русин». Он пообещал вернуть коня и дать в придачу тысячу золотых в том случае, если купец примет мусульманскую веру. В противном случае на Спасов день, на Успенский пост, русский купец будет казнён.

Афанасию Никитину крупно повезло. Как раз на Спасов день прибыл «казначей Мухаммед, хорасанец», и купец попросил заступиться за него перед ханом и вернуть жеребца. Хан смилостивился над Никитиным, даровав ему жизнь и коня  «таково Господне чудо на Спасов день». Но купец предупреждает, что кто «захочет кто идти в Индийскую землю — оставь веру свою на Руси, да, призвав Мухаммеда, иди в Гундустанскую землю».

Никитин отправился «к Бидару, главному их городу». Спустя месяц пути купец оказался в Бидаре, где продавали «коней, камку, шёлк и всякий иной товар да рабов чёрных, а другого товара тут нет». В Бидаре Никитину удалось продать жеребца. Он познакомился со многими индусами и рассказал им о себе, своей жизни. Афанасию удалось завоевать доверие местных жителей, и в ответ они не стали от него «ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жён своих не стали в доме скрывать». Купец в красках описывает нравы и обычаи народов, живущих в Индии, их необычную природу, кулинарные привычки, особенности быта.

Афанасий Никитин отправился домой и по пути очень переживал, что у него не было с собой священных книг и он сбился с православного календаря. Он был вынужден поститься вместе с мусульманами, за что искренне попросил прощения у Господа. В общей сложности Афанасий провёл на чужбине четыре года — «Первую Пасху праздновал я в Каине, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху — в Ормузе, четвёртую Пасху в Индии, среди бесермен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской».

Никитин растерялся, так как не знал, в каком направлении двинуться ему из Индостана — «повсюду усобица князей повыбивала». Многие из них были убиты, и было опасно идти в те края. Не мог Афанасий отправиться и в Мекку — «там в бесерменскую веру обращают». Но и в Индостане он более не мог оставаться, поскольку жизнь здесь была дорогая, а он к тому времени совсем поиздержался.

Однако на пятую Пасху Никитин, несмотря на все трудности, решил вернуться домой. Добравшись до Дабхола, он сел на корабль и на другой месяц пути «увидел горы Эфиопские». Путешественникам очень повезло, и в Эфиопии с ними не случилось никакой беды.

Свою шестую Пасху русский купец встретил в Маскате, а вскоре добрался и до Ормуза. Немного отдохнув, он пешком добрался до Трабзона, где сел на корабль, идущий до Кафы (Крым). Спустя десять дней плаванья путников застал «сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону». Им повезло, и корабль остался цел. Они перешли море и оказались у Балаклавы, а оттуда пошли в Гурзуф. Оттуда купец добрался своим ходом до Кафы.

«Милостию Божией» прошёл Афанасий Никитин три моря. Он благодарил Господа, что тот помог ему пройти столь длинный и сложный путь.

Заключение

Заключение

Путевые записи Афанасия Никитина демонстрируют бесстрашие русского купца, удивительную стойкость духа, его верность православной вере, искреннюю любовь к родине. Совершив небывалое доселе путешествие и дойдя до Эфиопии, Афанасий Никитин смог благополучно вернуться домой и описать свои приключения.

После ознакомления с кратким пересказом «Хождение за три моря» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Natalia Torgova

    8/10

  • Анастасия Михайленко

    5/10

  • Наталья Фокина

    10/10

  • Шамай Кадиева

    9/10

  • Георгий Гришко

    7/10

  • Елена Крупа

    10/10

Рейтинг пересказа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 358.


А какую оценку поставите вы?

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Никитин — Хождение за три моря

Краткое содержание Никитин Хождение за три моря

Книга переносит нас в 1458 год. Оставив промысел купца, Афанасий Никитин покидает родной город Тверь, чтобы отправиться в Ширванскую землю (ныне Азербайджан). Путь он держит не сам – с ним его купцы на двух кораблях.  Мимо Углича, по Волге и до Костромы плывут они до владений князя Ивана III и дальше по реке. Посол самого князя направляется вперед, а Афанасий решает дождаться Хасен-бека, что служит татарским посланником. Афанасий Никитин, за время плавания, делает несколько путевых заметок: о Дербентском (Каспийском) море, называя его «дарьей», что в переводе с персидского означает – море. Описывает он и дарью Гундустанскую (Индийское море) и дарью Стамбульскую (Черное море).

Внезапно путников настигают татары: они грабят судна, убивают большую часть команды, оставшихся берут в плен. Благодаря прошению Никитина Хасен-беку и послу князя Ивана III Василию Панину, людей отпускают, но не имея больше имущества, они расходятся кто куда.

Афанасий живет долгое время в различных больших и малых городах. Однажды в городе Джуннаре его жеребца отбирает хан, узнав, что Никитин не мусульманин, а русин. Он дает Афанасию четыре дня, чтобы обратиться в мусульманскую веру. На кануне последнего дня, в Спасов день, к Афанасию приходит Мухамед, возвращает жеребца, тем самым освобождает Никитина от обязательств. Афанасий считает, что Господь сжалился и случилось чудо Спасового дня.

Никитин снова отправляется в путь, описывая при этом жизнь народов Индии. Что простые люди ходят без одежды, а бой ведут верхом на слонах, что в Индии аж семьдесят четыре веры, а люди разных конфесий друг с другом не якшаются. Сам повествователь сетует, что книги его священные пропали, а сам он сбился с церковного календаря — его приходиться определять день Пасхи по звездному нему. Это становиться причиной, для того, чтобы снова вернуться домой. По пути Афанасий снова обозревает все, что видит: город где производят шелк, где алмазы, предостерегая будущих мореплавателей от опасностей.

Так он добирается до Эфиопии, а позже плывет до Кафы, где его судно грабят, а самого Никитина принимают за врага. Молясь, чтобы Бог послал ему подходящую для плавания погоду, Афанасий заканчивает свое повествование.

«Хождение за три моря» — первое описание средневековой Индии европейцем, написанное с отсутствием расового подхода и толерантностью. Оно учит нас веротерпимости и раскрывает уникальность других народов.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Никитин — Хождение за три моря. Картинка к рассказу

Никитин - Хождение за три моря кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Лондон Белое безмолвие

    Печальные события в рассказе Лондона разворачиваются на фоне того самого «белого безмолвия» снежной пустыни. Герои понимают, что уж лучше буря, чем это белое спокойствие. В нём видна бесконечность снежных равнин, холода, тут рождается страх.

  • Краткое содержание Гаршин Красный цветок

    В сумасшедший дом прибыл ревизор. Его тут же записали в регистрационную книгу и со связанными руками провели в ванную комнату. Вид она имела удручающий и для нормальной психики, поэтому немудрен

  • Краткое содержание Фаулз Коллекционер

    В произведении «Коллекционер», написанном английским писателем Джоном Фаулзом, повествуется о молодом человеке. Он был охвачен двумя страстями — к Миранде Грей и коллекционированию прекрасных бабочек.

  • Краткое содержание Лавка древностей Диккенс

    Нелли жила со своим дедом. У нее был брат, Фред Трент, склонный к авантюрам и жульничеству. Ночью девочка была дома одна, — старик играл в карты. Днем на нее ложились все домашние обязанности

  • Краткое содержание сказки Кикимора Алексея Толстого

    Жила-была одна старушка с двумя внучками. Внучек звали Моря и Дуня. Жили они в избушке. Рядом был лес. Однажды ночью Моря, старшая из девочек, лежала на печи и все никак не могла заснуть.

Персонажи рассказа

  • Афанасий – купец из Твери, решивший совершить далекое путешествие. В пути он делает заметки, описывая все, что его интересует. Герой отличается наблюдательностью и сообразительностью. В многочисленных испытаниях сохраняет верность родине, придерживается христианской веры.

  • Василий Панин – посол, у которого главный герой просит помощи в трудной ситуации.

  • Асад-хан – правитель Джуннара. Он отнял у Афанасия чистокровного коня и обещал отдать его, если герой станет приверженцем местной религии.

Краткий пересказ «Хождения за три моря»

Герой говорит о том, что задумал совершить путешествие к Каспийскому, Индийскому и Черному морям. Он выплыл из Твери с другими купцами на большом и малом кораблях. Для того, чтобы спокойно пройти заставы, путники взяли специальные грамоты.

Никитин планировал путешествовать вместе с послом Василием Паниным, но в Новгороде узнал, что тот уже отплыл. Поэтому Афанасию пришлось ждать татарского посла, чтобы продолжить плавание в его сопровождении.

После того, как судна миновали Казань, было получено известие о том, что татары планируют нападение. Посол щедро одарил людей, которые должны были обеспечить беспрепятственный проход, но был обманут. В результате корабли с вещами купцов были подвергнуты грабежу. Оставшихся в живых русских взяли в плен.

Никитин обратился за помощью к Панину, к тому времени достигшему Каспийского моря. Похищенных людей татары отпустили, но украденный товар не вернули. Расстроенные купцы разъехались в разные стороны.

хождение за три моря краткое содержание

Афанасий побывал во многих городах, находившихся на побережье Каспия, затем направился за море. Там он побывал во множестве селений, пока не достиг Индии. В городе Ормузе, где было необычайно жарко, герой встретил Пасху. О дальнейших приключениях путешественника в загадочной стране говорится в повести «Хождение за три моря», краткое содержание которой поможет вспомнить основные события.

Достигнув Индии, Никитин стал описывать местные особенности. Его удивило, что люди здесь ходят голыми, женщины ежегодно рожают. Герой рассказал о том, как одеваются знатные люди и их слуги.

В Джуннаре Афанасий хотел продать породистого скакуна, но правитель города Асад-хан изъял его, узнав, что русский человек решил торговать в его городе. Он поставил герою условие – за четыре дня перейти в местную веру. За это хан обещал щедро наградить Никитина – вернуть коня и дать много золота. Спасло Афанасия вмешательство казначея Мухаммеда.

Купца возмутило, что басурмане солгали, пообещав, что в Индии много товаров, которые можно привезти на родину. На самом деле выбор того, что нужно, невелик. Кроме того, за перевозку нужно заплатить большую пошлину.

Афанасий путешествует по Индии, перечисляя крупные города. Ему не нравится, что среди местных много воров и обманщиков. Армия здесь также отличается от русской: в ней используются боевые слоны.

хождение за три моря никитин краткое содержание

Никитин описывает главный город Гундустана Бидар. Местный правитель молод, и решения за него принимают приближенные. Простые крестьяне живут очень бедно, а знатные люди ездят на носилках из серебра и золота. Султана на прогулках сопровождают сотни богато одетых подчиненных. Его дворец хорошо охраняется.

В Бидаре Афанасий продал жеребца. В городе он провел несколько месяцев. Местные жители, узнав, что он придерживается христианской веры, не стали скрывать от него подробности своей жизни. Автора удивило, что индийцы проповедуют 84 религии, при этом среди сторонников разных вероучений запрещены браки и близкое общение.

Побывал путешественник в местной святыне – бутхане. В это место на праздник приезжали люди со всех концов страны. Чтобы ее посетить, и мужчины, и женщины сбривали все волосы. Индусы не ели мясную пищу.

Когда ограбили корабли, Афанасий лишился книг, по которым соблюдал христианские обряды. Поэтому он не знал, когда праздники, и придерживался индийских обычаев. Он постоянно молился Богу, чтобы тот его простил.

Автор описал особенности крупных портов: в Камбее изготавливают лак и синюю краску, в Кожикоде торгуют пряностями, в Цейлоне добывают драгоценные камни, в Пегу живут дервиши, Райчур славится крупными алмазами. Купец неоднократно упоминал о том, что местные женщины доступны, не чтут заветов брака, что очень его удивило.

Спустя четыре года главный герой «исстрадался» по православной вере. Он не соблюдал постов и русских обычаев. Домой он вернуться не мог, так как остался без имущества. На пятый год он все же решился отправиться на родину. В это время в Индии началась междоусобная война. Он без препятствий добрался до Эфиопии, откуда решил плыть в Крым.

В Трабзоне у путника отобрали все имущество, так как искали документы. Оттуда Афанасию удалось доплыть до Черного моря. Несмотря на ураганный ветер, спустя несколько недель автору удалось добраться до пункта назначения. Завершается повесть молитвой, в которой говорится о величии Бога.

Главная мысль

В произведении «Хождение за три моря» Никитина, краткое содержание которого дано выше, описываются земли, в которых в те времена могли побывать лишь некоторые купцы. Среди простого народа ходило множество сказаний о богатствах загадочной Индии. Благодаря путевым заметкам Афанасия Никитина многие русские люди смогли узнать о том, как живут и чем занимаются индусы.

Текст, созданный несколько веков назад, описывает уникальные особенности народов, проживающих в Индии. Их религиозные взгляды, традиции, образ жизни очень сильно отличаются от того, к чему привык автор. Несмотря на это, он без осуждения рассказывает об увиденном, делится своими впечатлениями. Книга учит нас с уважением относиться к людям, которые придерживаются других вероисповеданий и обычаев.

«Хождение за три моря» краткое содержание рассказа Никитина – читать пересказ онлайн

Содержание

  • Краткое содержание «Хождение за три моря»
    • Главные герои
    • Краткое содержание
    • Заключение

Краткое содержание «Хождение за три моря»

Рассказ «Хождение за три моря» представляет собой памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным. В произведении описывают приключения русского купца, который совершил путешествие в Индию в 1468–1474 годах.

Главные герои

Афанасий Никитин — русский купец, путешественник, образованный, умный человек, отличный дипломат.

Краткое содержание

Русский купец Афанасий Никитин собственноручно описал «своё грешное хождение за три моря: первое море — Дербентское, дарья Хвалисская, второе море — Индийское, дарья Гундустанская, третье море — Чёрное, дарья Стамбульская».

Взяв с собой путевые грамоты великого князя Михаила Борисовича Тверского и архиепископа Тверского Геннадия, Никитин покинул родную Тверь и взял курс на Ширванские земли. Вместе с ним в поход отправились и другие купцы — всего на двух судах. Никитин плыл вниз по Волге и благодаря путевым грамотам без препятствий проходил все заставы.

Афанасий Никитин стремился догнать посла великого князя, Василия Панина. Когда же он прибыл в Нижний Новгород, то узнал, что посол уже покинул его. Никитин «две недели ждал Хасан-бека, посла ширваншаха татарского», и уже с ним вместе продолжил свой путь по Волге.

Пройдя без препятствий Казань, купцы получили предупреждение о том, что караван поджидают татары. Хасан-бек щедро наградил осведомителей, чтобы те провели их безопасным путём. Однако купцы были обмануты и стали жертвами нападения татар: корабли были разграблены, «четыре человека русских в плен взяли», а остальных отпустили «голыми головами в море».

На судне Хасан-бека Никитин отправился в Дербент, где встретился с Василием Паниным. Афанасий Никитин попросил Хасан-бека и местного ширваншаха Булат-бека заступиться за пленников и вернуть украденный товар. Заручившись их поддержкой, русские купцы отправились вызволять собратьев. Им удалось добиться свободы для пленников, но свой товар они так и не получили. Разбрелись тогда купцы, «заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошёл на Русь, а кто был должен, тот пошёл куда глаза глядят».

Афанасий Никитин «пошёл в Дербент, а из Дербента в Баку», и дальше, пока не добрался до города Ормуза, где «море Индийское, по-персидски дарья Гундустанская». В Ормузе, где было невыносимо жарко, Никитин провёл месяц и после Пасхи отправился на судне «с конями за море Индийское».

Афанасий, будучи купцом, проявлял большой интерес ко всему, что касалось торговли. В надежде разбогатеть, он приобрёл хорошего жеребца и привёз его «в Индийскую землю». Здесь купца встретили очень гостеприимно, однако в Джуннаре местный хан отобрал у Афанасия жеребца, потому что тот был «не бесерменин, а русин». Он пообещал вернуть коня и дать в придачу тысячу золотых в том случае, если купец примет мусульманскую веру. В противном случае на Спасов день, на Успенский пост, русский купец будет казнён.

Афанасию Никитину крупно повезло. Как раз на Спасов день прибыл «казначей Мухаммед, хорасанец», и купец попросил заступиться за него перед ханом и вернуть жеребца. Хан смилостивился над Никитиным, даровав ему жизнь и коня — «таково Господне чудо на Спасов день». Но купец предупреждает, что кто «захочет кто идти в Индийскую землю — оставь веру свою на Руси, да, призвав Мухаммеда, иди в Гундустанскую землю».

Никитин отправился «к Бидару, главному их городу». Спустя месяц пути купец оказался в Бидаре, где продавали «коней, камку, шёлк и всякий иной товар да рабов чёрных, а другого товара тут нет». В Бидаре Никитину удалось продать жеребца. Он познакомился со многими индусами и рассказал им о себе, своей жизни. Афанасию удалось завоевать доверие местных жителей, и в ответ они не стали от него «ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жён своих не стали в доме скрывать». Купец в красках описывает нравы и обычаи народов, живущих в Индии, их необычную природу, кулинарные привычки, особенности быта.

Афанасий Никитин отправился домой и по пути очень переживал, что у него не было с собой священных книг и он сбился с православного календаря. Он был вынужден поститься вместе с мусульманами, за что искренне попросил прощения у Господа. В общей сложности Афанасий провёл на чужбине четыре года — «Первую Пасху праздновал я в Каине, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху — в Ормузе, четвёртую Пасху в Индии, среди бесермен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской».

Никитин растерялся, так как не знал, в каком направлении двинуться ему из Индостана — «повсюду усобица князей повыбивала». Многие из них были убиты, и было опасно идти в те края. Не мог Афанасий отправиться и в Мекку — «там в бесерменскую веру обращают». Но и в Индостане он более не мог оставаться, поскольку жизнь здесь была дорогая, а он к тому времени совсем поиздержался.

Однако на пятую Пасху Никитин, несмотря на все трудности, решил вернуться домой. Добравшись до Дабхола, он сел на корабль и на другой месяц пути «увидел горы Эфиопские». Путешественникам очень повезло, и в Эфиопии с ними не случилось никакой беды.

Свою шестую Пасху русский купец встретил в Маскате, а вскоре добрался и до Ормуза. Немного отдохнув, он пешком добрался до Трабзона, где сел на корабль, идущий до Кафы (Крым). Спустя десять дней плаванья путников застал «сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону». Им повезло, и корабль остался цел. Они перешли море и оказались у Балаклавы, а оттуда пошли в Гурзуф. Оттуда купец добрался своим ходом до Кафы.

«Милостию Божией» прошёл Афанасий Никитин три моря. Он благодарил Господа, что тот помог ему пройти столь длинный и сложный путь.

Заключение

Путевые записи Афанасия Никитина демонстрируют бесстрашие русского купца, удивительную стойкость духа, его верность православной вере, искреннюю любовь к родине. Совершив небывалое доселе путешествие и дойдя до Эфиопии, Афанасий Никитин смог благополучно вернуться домой и описать свои приключения.

После ознакомления с кратким пересказом «Хождение за три моря» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Предыдущая

Краткое содержание«Ярмарка тщеславия» краткое содержание романа Теккерея – читать пересказ онлайн

Следующая

Краткое содержание«Житие Сергия Радонежского» краткое содержание рассказа Бунина – читать пересказ онлайн

  • Краткое содержание
  • Разные
  • Никитин — Хождение за три моря

Хождение за три моря — краткое содержание рассказа Никитина

Автор данного произведения описывает свое путешествие за три моря – Каспийское, Индийское и Черное. Афанасий отправляется в путь с другими купцами на двух кораблях. С собой он везет путевые грамоты от князя и архиепископа Твери.

Путь они начали с Волги, успешно преодолели Казань, затем были предупреждены, что их поджидают татары. Несмотря на договор о том, чтобы их провезли другим путем, а также принятые подарки, татар осведомили об их прибытии и на суше пассажиров взяли в плен. Также забрали и товар. Затем, после вмешательства Василия Панина, их освободили, и они продолжили свой путь. Товар купцам не вернули.

Афанасий какое-то время живет в разных городах, описывая их вид и население. После этого отправляется за Индийское море. Его интересует все, что касается товаров и отношений между купцами. С собой он привез жеребца, купленного им за 100 рублей. Когда выясняется, что Афанасий не мусульманин, то жеребца у него отбирают и назначают срок в четыре дня, чтобы он принял мусульманскую веру. Но Никитин был истинный христианин, соблюдал все церковные праздники и придерживался поста. Он не стал менять веру. За него заступился казначей Мухамед и жеребца вернули хозяину.

В Индии он интересуется разными товарами и делает вывод, что для русских здесь товаров нет. Тревожит его то, что с церковного календаря он давно сбился, ничего не соблюдает, а лишь только молится. Он подробно описывает жизнь и обычаи Индийского народа. Удивляется автор и тому, что в Индии 74 веры, и между собой люди разной веры не общаются – не едят, не женятся. Люди в Индии ходят нагие, женщины каждый год рожают детей. Интересным кажется и то, что воюют они на слонах и в интересном обмундировании.

Читая по звездному небу, Афанасий решает на пятую пасху возвращаться на Родину, о которой тосковал. Он описывает любовь к Родине в своих сочинениях. Где-то еще шесть месяцев он путешествовал по разным городам, а затем отправился через Эфиопию на корабле. С эфиопами он хорошо поладил, поэтому корабль не стали грабить. Далее он договорился добраться до Крыма. Там его принимают за шпиона и грабят.

Потом некоторое время он не мог продолжить путешествие из-за непогоды. Но, благодаря Богу, он преодолел третье море. Об этом он упоминает в сочинении. Добирался домой через Смоленск, там и ушел из жизни. Его сочинения были переданы в Тверь другими купцами.

Также читают:

Рассказ Никитин — Хождение за три моря (читательский дневник)

Никитин - Хождение за три моря

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание пьесы Мистерия-Буфф Маяковского

    Данное произведение описывает время, когда шла революция. Сам же автор решил помочь в осуществлении великой революции. В это время Маяковский был в Смольном, он писал стихи в жанре сатиры

  • Житие протопопа Аввакума, им самим написанное — краткое содержание

    Житие протопопа Аввакума – памятник русской литературы 17 века. Сам Аввакум, приступая к повествованию, признается, что «виршами философскими не обык речи красить» и пишет по благословению духовного отца

  • Двадцать тысяч лье под водой — краткое содержание романа Жюля Верна

    На дворе 1986 год. Газеты пестрят громкими заголовками: моряки увидели нечто. Неизвестное человечеству животное, превосходящее по габаритам и мощности кита, передвигается в разные точки света

  • Крысолов — краткое содержание поэмы Цветаевой

    У Марины Цветаевой есть замечательное произведение «Крысолов». События происходят в милом городке Гаммельн. У города есть своя неповторимая и необычайная история. Жизнь здесь проходит тихо

Впервые чувственные путевые заметки тверского торговца и путешественника Афанасия Никитина были опубликованы в 1475 году. В них с долей откровенности и любви к вселенной описываются обычные будни купца, наполненные мореплаванием, бесконечными увлекательными авантюрами и яркими эмоциями. Хождение за три моря краткое содержание открывает увлеченным читателям любых возрастов возможность погрузиться в столь удивительный мир.

Герои рассказа

Афанасий Никитин — образованный и мудрый купец, по специфике своей профессии вынужденный путешествовать по разным городам и странам. Однако мореплавание в действительности приносит ему огромное удовольствие.

Краткий пересказ «Хождения за три моря»

Однажды Афанасию Никитину пришлось отправиться в путешествие, длиною в несколько лет, хотя изначально оно таковым не казалось. Взяв с собой необходимые документы в виде грамот, мужчина, будучи купцом, пошел в заморские дали с целью перекупа, продажи и обогащения. Первым городом на пути к великим свершениям и Ширванским владениям стали земли Новгорода. Здесь Никитин, вместе с другими торговцами, должен был встретиться с советником и наставником великого русского князя, однако тот опередил находчивых, но неторопливых предпринимателей и направился в Дербент через Волгу и Казань. И им пришлось ждать Хасан-бека, чтобы тот провел их через безопасные дороги к Казани. Ожидания длились ровно две недели, но это мучительное и тягостное времяпрепровождение стоило того.

хождение за три моря никитин краткое содержание

Оказавшись в Казани, купцы столкнулись с тревожными вестями — за пределами города торговые караваны поджидались войсками татар. И каждому пришлось вновь обращаться за помощью к важному и достопочтенному Хасану-беку. Афанасий Никитин, наравне с другими торговцами, верил мужчине и вскоре позабыл о возможных бедах, но зря. Люди, которые указали Хасану-беку «безопасную» дорогу, обманули его — татары настигли караван, разграбили корабли и прочие суда и часть невиновных забрали в плен. Лишь в Дербенте спасшимся удалось предпринять попытку по освобождению несчастных — удачную и успешную попытку. Заручившись помощью посла великого русского князя, с которым Никитин должен был встретиться в Нижнем Новгороде, и поддержкой государя ширваншаховских земель, купцы смогли добиться освобождения товарищей, друзей и коллег, но украденный товар вернуть так и не удалось. И торговцы отступили от изначального намеченного пути, расстроенные и обездоленные.

Афанасий Никитин, в свою очередь, решил продолжить путешествие к Ширванским владениям. Каждая земля к долгожданной цели встречалась удивительными событиям. Ормуза показала мужчине глубокие синие индийские воды бескрайнего Индийского моря и продемонстрировала палящее и невыносимо жаркое солнце. И долгое время не мог он покинуть горячие земли — лишь после Пасхи мужчина сел на корабль в порту и отправился в путь.
Никитин, всю свою сознательную жизнь подарив искусству торговать, проявлял жгучее любопытство по отношению к купчему делу, чем вызывал уважение среди местных жителей неизведанных заморских государств. Каждый горожанин встречал мужчину с добродушием и благородством, делился секретами и тайнами. Лишь хан Джуннаре проявил нетерпимость по отношению к чужестранцу — отнял бойкого и бесстрашного жеребца, наказав, что отдаст животину лишь тогда, когда молодец примет мусульманскую веру. В противном случае тверского торговца ждет одно — смертная казнь.
К счастью, вовремя подоспел казначей Мухаммед, который освободил Афанасия Никитина от жестоких наставлений и вернул коня. Казалось бы, жизнь сохранена, но жуткое предупреждение усвоено на все последующие годы — «если хочешь торговать на Индийских землях, забудь о православии и вере в Русь-матушку».

краткое содержание хождение за три моря афанасия

Долгие четыре года купец путешествовал по заморским государствам в надежде разбогатеть и вернуться с мешками, наполненными золота, в родные края. Однако путь обратно был еще более тяжким, если сравнивать с изначальными планами, желаниями и целями. Лишь спустя шесть великих Пасх Никитин смог вернуться в любимую и дорогую сердцу Тверь. Лишь благодаря божьей силе мужчина прошел три моря, чтобы показать путевые заметки за время бесконечных скитаний всему миру.

Основная мысль

Эмоциональное произведение Никитина «Хождение за три моря», с кратким содержанием которого вы ознакомились, в полной мере демонстрирует храбрость и стойкость русского человека, его патриотизм и верность православию, открытую привязанность ко всему живому. Совершив удивительное путешествие, длинною в несколько лет, герой в лице автора удачно и благословенно вернулся домой с целью запечатлеть на бумаге прожитые месяцы ради того, чтобы донести до глубин подсознания простую мысль — любое начинание должно прийти к счастливому итогу ради воплощения желаний внутреннего духа.

  • Рассказ хобби про чтение книг
  • Рассказ хлебный голос ремизов читать
  • Рассказ хлеб той зимы
  • Рассказ хлеб согретый рукой
  • Рассказ хлеб растет э шим