Рассказ храмы жилища богов

Введение

Египетским храмам присуща исключительно прямоугольная форма, причем как в горизонтальной, так и в вертикальной проекции; и ни в одну историческую эпоху здесь не встречаются криволинейные сооружения. Возможно, этим мы обязаны египетскому ландшафту, для которого характерны прямые линии, вертикальные, горизонтальные или косые; и так как зодчие не знали ничего иного, построенные ими здания соответствовали своему окружению. Так появились вертикальные колонны, горизонтальные крыши и наклонные пилоны египетской архитектуры. С III династии известна такая конструктивная особенность, как круглая арка, но она применялась только там, где ее не было видно, и только в качестве необходимого опорного элемента. Порой можно встретить ложный свод, например, в храме Сети в Абидосе и храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, где он использован в качестве крыши над лестницами или небольшими помещениями, но даже в этих случаях он находится внутри здания и не виден снаружи. В каждом случае, будь то ложная или настоящая арка, она неизменно является полуциркульной, а не стрельчатой.

При изучении египетской архитектуры следует принимать во внимание такие климатические особенности, как отсутствие дождей и постоянное яркое солнце. Это страна сильных контрастов: плоские равнины чередуются здесь с отвесными скалами, плодородные поля с безотрадной пустыней; яркий солнечный свет сменяется черными тенями, съедобная рыба живет в Ниле вместе с кровожадными крокодилами — все это естественным образом оказало свое влияние на умы египетских строителей и проявилось в архитектуре. Как отмечает Флиндерс Питри, «четко выраженные горизонтальные и вертикальные линии ландшафта обусловили стиль сооружений, возникших на этом фоне». Форма храма повторяет форму утеса, у которого он построен (илл. XXVII), но на внутреннее убранство оказало влияние богатство и сочные краски плодородных полей; яркие солнечные лучи заливают открытые дворы, а темные святилища кажутся еще темнее по контрасту с ними; дарующего жизнь бога святилища умилостивляли человеческими и животными жертвами.

План египетского храма оказывается до чрезвычайности прост, стоит лишь понять его основные принципы. Он состоит из четырех частей: внешнего двора, внутреннего двора, вестибюля и святая святых; отделенная от остального пространства сооружения висящими циновками или деревянными дверьми святая святых находится на оси здания напротив главного входа. Древнейшие сведения о египетском храме содержатся на эбеновой табличке, относящейся к I династии (илл. II, 3), здесь выгравирована хижина-святилище. Внешний двор окружен плетеной оградой; у ворот два шеста со знаменами, а во дворе символ божества, в данном случае богини. Возможно, в те времена, как это происходит в наши дни в некоторых районах Африки, внутренний двор совмещался с вестибюлем и вместе со святая святых находился внутри хижины.

Существовало два типа храмов: храмы, посвященные богу, и храмы, предназначенные для поклонения умершему фараону. Из посвященных богам храмов не сохранилось ни одного, хотя фундаменты некоторых известны. В Абидосе, например, находился храм Осириса I династии, в Иераконполе — храм священного сокола, вероятно, того же периода, в Бубастисе находятся остатки храма богини-кошки, построенного не позднее IV династии, да и святилище бога-крокодила в Файюме сохранило древнейшие иероглифы; и хотя древние храмы богини Нейт в Дельте и бога Сета в Верхнем Египте полностью разрушены, до нас дошли изображения их плетеных святилищ (илл. I, 3, 4).

Понять, откуда произошли и как развивались царские храмы, довольно просто. Поскольку дом царя или вождя первобытного племени был богаче дома простолюдина, то дом, принадлежащий повелевающему всем богу, был богаче царского; первые храмы в то время представляли собой всего лишь хижину более тонкой работы, подобную тем, в которых жили люди. Эти древние хижины и храмы строили из тростниковых или пальмовых плетенок, обмазанных глиной, поэтому они сохранились лишь на изображениях. Лишь воплощенные в камне, эти сооружения смогли дойти до наших дней. Старейшие каменные храмы — это храмы, примыкающие к пирамидам и другим погребениям фараонов и предназначенные для поклонения покойному. Они возникли благодаря обычаю делать приношения из еды и питья в царской гробнице. Процитируем профессора Питри: «Сначала место приношений было тесно связано с гробницей, как о том свидетельствуют большие стелы, найденные в гробницах I династии, что оставалось в обычае у египтян на протяжении всех эпох. Однако к концу III династии жертвы царям стали приносить в отдельном дворе, пристроенном к гробнице (гробница Снофру в Медуме); в эпоху IV династии двор превратился в отдельный храм (Хуфу, Хафра, Менкаура); в XII династии гробницы переместились в глубь пустыни, а места поклонения остались на ее границе (Сенусерт II, Илахун; Сенусерт III, Абидос); в XVIII и XIX династиях молельни или храмы строились в Фивах на границе с пустыней и не имеют однородной связи с гробницами, скрытыми в ней».

Приведенный пассаж основан на многочисленных фактах и наводит на размышления. На плане гробницы фараона Перибсена II династии (илл. I, 1) видно, что сложное подземное сооружение включает в себя комнаты для приношений, где находились предметы, которые, как полагалось, были необходимы царю в загробной жизни; в то же время стелы с именем фараона установлены на земле, в углу огороженной территории, где можно было делать царю ежедневные приношения в виде еды и питья. Значит, в подземных помещениях хранилось единовременное пожертвование, а приношения на земле предназначались для удовлетворения ежедневных потребностей царской души. В Медуме стелы III династии (илл. I, 2) окружены стеной, примыкавшей к подлинному месту погребения, то есть пирамиде; в то же время для хранения сосудов и других предметов, используемых в ритуалах поминовения и поклонения, были построены отдельные помещения. На столь незамысловатой основе выросли величественные и сложные храмы, прилегающие к пирамидам в Гизе IV династии и пирамидам в Абусире V династии. Храм ступенчатой пирамиды в Саккаре не имеет аналогов, он строился вне рамок системы и не оказал влияния на дальнейшее развитие строительства заупокойных храмов фараонов.

Долина пирамид простирается от Абу-Роваша на севере до Лахуна на юге, что составляет примерно пятьдесят миль, и расположена на западном берегу Нила. Кое-где встречаются отдельно стоящие пирамиды, как, например, пирамида Яхмоса I XVIII династии в Абидосе и пирамида XI династии в Фивах; однако эти две пирамиды отличаются по типу от тех, что стоят ниже по течению реки.

Что касается пирамид, находящихся в более северной части Египта, то здесь храм всегда находится на востоке, с ближайшей к Нилу стороны. Вероятно, для каждой пирамиды строили пристань и мощеную дорогу; образцы таких построек лучше всего сохранились в Абусире. Так как храм находился восточнее, то жрец во время богослужения стоял лицом на запад, что соответствовало традиции проведения заупокойных обрядов.

Припирамидный храм может содержать от двух-трех простых камер, как в Медуме, до детально разработанных колоннад и открытых дворов, как в Абусире. В Абусире каменное здание с крышей (илл. IV, 1) стояло на берегу Нила и служило пристанью; от него к храму вел длинный проход, перекрытый кровлей и вымощенный камнем. Стены прохода богато украшены расписными рельефами, изображающими фараона в виде сфинкса, топчущего врагов. Видимо, от Хафры берет начало традиция устанавливать статуи фараонов перед колоннами или между колоннами посвященных им храмов.

Как правило, припирамидные храмы подвергались еще большему разрушению, чем храмы, стоящие отдельно. Так, в Абу-Роваше стерты с лица земли и храм, и пирамида; в Гизе от храма Великой пирамиды не осталось ничего, кроме базальтового пола; а от храмов при пирамидах Хафры и Менкауры до наших дней дошел только нижний горизонтальный ряд кладки стен; так же дело обстоит и с храмами при пирамидах V династии в Абусире, VI династии в Саккаре и XII династии в Лиште, Хаваре и Лахуне.

Еще не выяснено, когда пирамиды перестали быть местами погребений. Фараон XI династии Ментухотеп II был погребен в скальной гробнице рядом со своей пирамидой, но не в ее недрах; фараон следующей династии Сенусерт III также погребен в каменной гробнице в Абидосе, в то время как его пирамида возведена в Дахшуре; пирамида Яхмоса I находится в Абидосе, в то время как сам фараон погребен в Фивах. Когда пирамида перестала быть гробницей, близость к ней храма стала не обязательной, и он превратился в совершенно отдельное сооружение.

Храм, посвященный богу, имеет иное происхождение. Изначально он являл собой самостоятельное сооружение, не связанное ни с гробницей, ни какой-либо другой постройкой. Флиндерс Питри убедительно резюмирует появление такого рода храма: «Простейшее известное нам из строившихся в Египте сооружений — тростниковая хижина с выступающей, чтобы защитить вход от солнца, крышей, таково же и простейшее святилище. Следующий шаг в усложнении жилища — расширение хижины и установка ряда тростниковых колонн, несущих фронтальный навес. Таким образом появляется портик. Затем задняя его часть делится на три камеры, что происходит в старейших храмах в Иераконполе и Абидосе. Обычный дом неизменно имел двор перед портиком, у храмов также есть такой же двор. Во дворе на столбе находилось символическое изображение бога, а по обеим сторонам от входа во двор стояли шесты со знаменами; со временем количество их возросло и они стали располагаться перед пилонами. Кроме того, в храме находилось множество камер, устроенных на разных уровнях, предназначенных для хранения различных предметов и являвшихся жилищами жрецов». Затем Питри отмечает, что существовало два типа святилищ: «Храм с изваянием в центре святая святых (например, Эдфу, Дендера) и храм для хранения священной ладьи и проведения процессий, в котором дверные проемы располагались в обоих концах святая святых (например, храм Тутмоса III в Меди-нет-Абу и Хонсу в Карнаке). В этих святилищах устанавливали основание, на которое жрецы могли поместить священную ладью, сняв ее со своих плеч».

Одну из главных проблем строительства в долине Нила составляло ежегодное движение земли. С началом разлива пропитанная речной водой земля поднимается на несколько дюймов, а порой и на целый фут, причем всегда неравномерно; когда наводнение спадает, земля опускается, и снова неравномерно, пока не возвращается к исходному уровню. Древнеегипетские строители так и не сумели найти иного решения этой проблемы, кроме как проводить строительство на земле, не подвергающейся действию разлива. Постройки, возведенные в пустыне, у подножия утесов, не могли разрушить ни дожди, ни наводнения; и каменные здания, поставленные на скале, стоят до наших дней. Для таких храмов египетские строители закладывали неглубокие фундаменты, а порой их и вовсе не было, как, например, в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. В то же время строительство на колеблющейся земле требовало максимальных вложений, а поиски удовлетворительных инженерных решений не привели к положительному результату. У храмов, расположенных вдоль границы сельскохозяйственных площадей, там, где земля подвергается воздействию разлива, чрезвычайно несовершенные фундаменты. Они состоят из слоя песка, уложенного на дно, и слоя небольших каменных блоков; однако не было никакой возможности предотвратить вымывание песка речной водой, так что каменные блоки в основании проседали под тяжестью воздвигнутых на них сооружений. Причиной того, что храмы вообще простояли так долго и не рухнули, являются груды мусора и обломков, собравшиеся у их оснований за многие века. Теперь, когда здания расчистили и когда в результате заиливания речного русла уровень паводка поднялся, слабые фундаменты становятся причиной разрушения некоторых замечательных образцов египетской архитектуры. Служба древностей восстанавливает их с помощью цемента и железобетона, однако еще неясно, сумеют ли современные методы укрепления фундаментов противостоять неравномерному движению земли.

Скальные храмы вырубались, как и египетские каменоломни, в боковой стороне утеса в виде искусственной пещеры. Прорубать отверстие в скале начинали с самой высокой точки, а затем двигались вниз. Колонны являлись необходимыми опорами, удерживавшими массу накрывающей храм скальной породы. Обработка стен храма также начиналась сверху; если нужно было создать архитравы, то их высекали в потолке, как и карниз вдоль верхней границы стен. Сначала заканчивали абаки и капители колонн, затем принимались за ее ствол и в конце концов доделывали цоколь. Этот метод отчетливее всего виден в украшенных колоннами и скульптурами гробницах Тель-эль-Амарны. Скорее всего, скальные храмы начали создавать в Среднем царстве, когда появились высеченные в утесах гробницы-молельни.

Одной из главных особенностей египетского храма является колоннада, используемая в основном для украшения интерьера. Основные типы колонн представляют собой развитие в камне их древних прототипов из тростника и глины, древнейших строительных материалов Нильской долины. Даже в наши дни в Египте еще строят тростниковые хижины, которыми пользуются в летнюю жару, когда человеку необходимо убежище от обжигающего солнца. Примитивная колонна изготавливалась из пучка папируса, плотно связанного у основания и у самого верха, непосредственно у соцветия. Чтобы перевязь оставалась тугой, между пучками просовывали короткий стебель папируса. Соцветия папируса представляют собой большой «зонтик», груда цветущих стеблей свисает со всех сторон, словно лохматая нитяная швабра; цветущие стебли связывали наверху, после чего на них клали легкую перекладину; под тяжестью перекладины соцветия прогибались наружу, скрывая место перевязи. Тростниковую колонну устанавливали на круглое глиняное основание и густо обмазывали глиной. Ряд таких колонн был достаточно крепок, чтобы выдержать легкую перекладину, представляющую собой архитрав, на который, в свою очередь, опиралась плетеная крыша. Когда колонны подобного типа стали воспроизводить в камне, оказалось, что невозможно передать все мельчайшие детали цветущих головок папируса, составлявших капитель каменной колонны. Но так как изогнутая форма напоминала набухший бутон лотоса, капитель вырезали в виде бутона лотоса с едва раскрытой чашечкой и появившимися внутри лепестками (илл. II, 1, III, 1). Это самый распространенный тип египетской колонны, и он встречается во все эпохи, начиная с Древнего царства до XXII династии, хотя постепенно вырождается. В период существования XVIII династии стержень и капитель пока еще имеют дольчатую форму, стержень сужается у цоколя, иногда воспроизводится веревочная перевязь, а короткие стебли, натягивавшие веревку, лишь намечены вертикальными линиями (см. илл. XXV, 2). Позднее стержень и капитель приобретают гладкую поверхность (см. илл. XX, 1) или покрыты скульптурным орнаментом, но даже в предельно абстрагированном варианте папирусовидную форму можно узнать по сужению стержня у цоколя и легкому свесу капители. Данная форма встречается в капителях периода Птолемеев.

Другой тип колонны имеет своим прототипом пальмовый ствол. Здесь особенности ствола не повторяются с той же тщательностью, с какой связки папируса воспроизводятся в папирусовидной колонне, — стержень колонны имеет идеальную цилиндрическую форму и не суживается у основания. Обвязка под листьями пальмы изображается так же скрупулезно, как и в колоннах другого типа, и сами листья изгибаются естественным образом. Эта форма колонны не очень распространена, но и она встречается начиная от Древнего царства вплоть до эпохи Птолемеев (илл. III, 2).

Папирусовидные колонны и колонны с каннелюрами в храме ступенчатой пирамиды являются первыми каменными образцами колонн этих типов, но подобная форма встречается в мелких орнаментальных работах еще в эпоху I династии и не так редка во времена XVIII династии.

Наличие капители в виде бутона естественным образом должно было привести к появлению капители в виде распустившегося цветка, примеры которой можно увидеть в колоннаде Хоремхеба в Луксоре, в нефе Большого храма в Карнаке и в нефе Рамессеума. Чашечка цветка часто изображается у основания капители, однако лепестки не воспроизводятся, и у капители гладкая поверхность. Изображение перевязи сохраняется на стержне колонны, как и у капители в виде бутона лотоса, но стержень всегда цилиндрический и не дольчатый. Капители портика Нектанеба на острове Филэ (илл. II, 2) имеют переходную форму, она близка по форме к капителям Нового царства, где также встречается чашечка; но стволы колонн, которые они венчают, имеют форму, характерную для эпохи Птолемеев, где папирусные стебли начинаются сразу же под капителью, затем идет перевязь, а ниже снова ровный цилиндрический стержень. Птолемеева капитель, имеющая форму листьев (илл. V, 1), является развитием капители эпохи фараонов, более богато украшенной. Следует упомянуть еще два элемента египетской архитектуры, также имеющие своими прототипами первобытные строительные материалы: это карниз с выкружкой и полукруглый фриз. В глубокой древности, как, впрочем, и в наши дни, стены изготовляли из густо обмазанных глиной, переплетенных ветвей пальмы, при этом верхушки с пальмовыми листьями оставляли свободными, и они смотрели вниз; при перенесении в камень этот строительный прием превращается в карниз с выкружкой (например, илл. XIX). Углы плетеных стен необходимо было укреплять, для чего связки тростника или пальмовых ветвей в этих местах привязывали; повторение этой особенности в камне дает полукруглый фриз (например, илл. XIX).

В основном в строительстве применялись такие материалы, как кирпич-сырец, известняк, гранит, песчаник, а иногда алебастр, кварцит и базальт; императорский порфир римлян, хотя и встречается в восточной пустыне, никогда не использовался египтянами.

Ограду, окружавшую священную храмовую территорию, обычно клали из кирпича. Это была высокая стена, предназначенная для того, чтобы скрыть святое место от посторонних взглядов; вследствие своей высоты она была очень толстой, и при ее строительстве применялась мятая глина. Ворота в стене часто вытесывали из гранита, реже из кварцита, а на боковые башни шел известняк. Главные стены храма строили из песчаника или известняка, более твердые породы камней использовались в несущих частях здания, таких как колонны и дверные проемы; алебастром обкладывали небольшие помещения, такие как святая святых или коридор. Как правило, базальт чаще встречается в древнейших храмах, а кварцит в храмах Среднего царства, хотя их обнаруживали и в другие периоды. Из дерева изготавливались только двери и некоторые внутренние детали.

Метод строительства толстых стен состоял в следующем: сначала выкладывали две тонкие внешние части стены, затем пространство между ними заполняли каменными блоками подходящего размера, которые забрасывали внутрь как попало и никак не скрепляя с внешней «оболочкой» (илл. III, 3). Камни внешних стен укладывались без какой-либо предварительной обработки поверхности, это делали позднее. Метод отчетливо проявляется в строительстве внутренних углов. Два блока ставили под прямым углом вплотную друг к другу, во время обработки поверхности один блок вырезали чуть глубже, чем другой, так чтобы угол находился в самом блоке. Наглядные примеры можно увидеть в храме Сети I в Абидосе.

По-видимому, храмы были ориентированы по реке. В целом Нил течет на север, однако в отдельных местах направление течения, естественно, меняется: порой река течет на восток, порой на запад или север, естественно, меняется и ориентация храмов. Дело в том, что общее правило заключается в том, что храм стоит параллельно или под прямым углом к реке, как, например, в Луксоре и Карнаке. Достаточно редкие отклонения от правила происходят в силу особенностей рельефа местности, как мощеная дорога Гранитного храма, боковые камеры храма Сети в Абидосе.

Освещение храмов представляло определенные трудности, которые существенно отличаются от проблем с освещением в странах с меньшей интенсивностью солнечного света. В Египте, где избыток солнечного света может быть утомительным, если не пагубным для человека, в освещении храмов ориентировались на минимум, достаточный лишь для того, чтобы жрецы и верующие могли бы разглядеть, куда ступают; другими словами, в храмах было темно, и это не случайно. Отсутствие яркого солнечного света было необходимо, но глубокий полумрак храма, возможно, имел другую причину, последняя состоит в том, что религия египтян, будучи религией таинств, принципиально требовала темноты для отправления собственных культов. Египтяне решили проблему освещения следующим способом. В гробницах или храмах проделывали отверстия в виде длинных горизонтальных прорезей в верхней части стен, непосредственно под потолком. По этой причине внутрь попадал не прямой солнечный свет, но свет, смягченный тенью потолка, рассеянный по всей комнате или залу. Этот способ известен с древнейших времен; в храмах более поздних эпох для освещения часто делали световой люк в кровле, иногда он был широким снаружи и сужался книзу до маленького отверстия, через которое свет попадал в помещение (илл. XX, 2). Свет, пропущенный таким образом, дает очень мягкое и чистое освещение, от которого ярко расписанные барельефы на богато украшенных стенах блестят, словно роскошная мозаика. Во множестве случаев темные залы также освещаются отраженным светом, который проходит сквозь открытые двери и служит для освещения нижней части покрытых скульптурой стен. В фиванских храмах, которые почти все относятся к Новому царству, гипостиль освещается с помощью окон в верхней части стен. Центральный неф зала опирается на колонны, которые выше колонн в боковых проходах; более низкие колонны поддерживают не только каменную крышу боковых проходов, но и стену, которая поднимается до той же высоты, что и высокие колонны нефа. Именно в этой стене были проделаны окна, почему освещался центральный неф, а боковые оставались в темноте, если не считать рассеянного света из окон наверху. Перекрестное освещение такого типа является одним из наиболее эффективных видов освещения, когда-либо изобретенных человечеством.

Влияние извне привнесло в египетскую архитектуру новые мотивы. Так появляется сквозной декоративный простенок из кирпича. Между колоннами в колоннаде ставили плиты, преграждавшие путь отраженным от земли лучам, а выше плит солнечный свет проходил свободно. Вероятно, это изменение обязано тому, что египетские зодчие познакомились с архитектурой стран с более пасмурным климатом. Тутмос III был первым, кто использовал ажурный простенок в своем храме в Мединет-Абу. Поскольку известно, что он дошел на севере до Евфрата и что все северные страны на востоке от Средиземного моря присылали свои товары к его двору, несомненно, что иноземное влияние сильно сказывалось в Египте, и архитектура северных стран с пасмурным климатом наверняка повлияла на строительство в засушливом Египте.

Невозможно даже в общих чертах описать все египетские храмы, ибо в каждом городе, в каждой деревне было свое святилище, большое или малое, смотря по числу и богатству жителей. Из пяти великих городов Древнего Египта — Мемфиса, Гелиополя, Саиса, Фив и Александрии — только Фивы сохранили свои храмы. Мемфис, древнейшая столица фараонов, когда-то славился храмом, изумившим самого Геродота. В старом Гелиополе только один обелиск отмечает место, где величайшие фараоны поклонялись Богу всех богов. Саис, древняя столица Дельты, поклонялся божеству, олицетворявшему венец Нижнего Египта, сюда приходили фараоны, чтобы стать правителями Севера, дабы короноваться красным венцом и поклониться богине города. В Александрии только курганы и редкие колонны отмечают те места, где когда-то возвышались храмы Птолемеев и римских императоров.

Во всей Дельте едва ли остался хоть один храм; Танис лежит в развалинах; в Бубастисе сохранились лишь несколько украшенных скульптурой блоков; в Бехбет-эль-Хаггаре кирпичная стена еще охраняет былое величие сооружения, когда-то поражавшего своим великолепием; в Летополе можно отыскать немногочисленные следы зловещего святилища, где проводились ритуалы «ночи истребления злодеев».

В самой долине Нила несколько храмов избежали повсеместного разрушения — разрушения, которому они подверглись в основном в XIX веке. Менее ста лет назад многие храмы, теперь уже исчезнувшие с лица земли, еще не утратили своей целостности, другие еще сохраняли свои колоннады. Известняковые постройки было удобно использовать для строительства новых домов, либо их сжигали, чтобы получить известь; из разрезанных вдоль гранитных колонн получались хорошие садовые катки. Сейчас от множества этих святилищ не осталось ничего, кроме нескольких разрозненных глыб и рисунков, сделанных европейцами — искателями приключений, не побоявшихся приехать в Египет.

В XIX веке страсть к разрушению обуяла людей. Даже в Нубии храмы, простоявшие тысячи лет целыми и невредимыми — это касается и камня и росписи, — были безжалостно уничтожены местными жителями. Фрагменты скульптурных блоков до сих пор можно встретить в деревенских домах. По путевым наброскам путешественников можно судить о количестве и состоянии тогда еще нетронутых храмов.

А в наше время эту пагубную работу довершает копатель-недоучка. Крестьянину еще простительно, когда он подкапывает фундамент стоящего храма, чтобы добраться до богатой азотом земли, которой он будет удобрять свое поле; выбирая эту землю и обрушивая все здание, он не ведает, что творит. Но чем оправдать человека, ничего не смыслящего в археологии, истребляющего целый участок раскопок и уничтожающего исторические свидетельства, не поддающиеся восстановлению? Археология — это наука, требующая длительного и усердного изучения, на нее нельзя смотреть ни как на приятное времяпрепровождение для пожилого человека, удалившегося от прочих дел, ни как на легкое занятие для юноши, которому не по душе ни конторская, ни исследовательская работа. Египет являет собой печальный пример того, насколько разрушительна может быть человеческая деятельность в сравнении с целыми веками естественного упадка.

Чтобы разобраться в принципах храмового строительства в Египте, необходимо иметь хотя бы общее представление о его религии. В Египте, как во многих других странах, царь представлялся воплощенным богом, божественным духом, нашедшим приют в человеческом теле. В каждой области страны было собственное божество, и, в какой бы храм ни приходил фараон, на него смотрели как на инкарнацию местного бога. В качестве божественного царя он назывался именем Осирис, «сидящий на троне». Таким образом, существовали боги двух уровней: местные божества и фараон, в котором воплощались местные божества. Существовал еще некий третий уровень, именуемый религией царей. Царь искренне верил в то, что является воплощением бога, но не воплощением мелкого местного божества. Богом фараона было солнце, которое также было одновременно и его отцом, и самим фараоном. Так как храмы обязаны своим существованием преимущественно благочестию фараонов, естественно, что существенная их часть была отдана для поклонения солнечному богу; по этой причине солнцепоклонство приобрело такое значение в глазах наших современников, пишущих о Египте, что отнюдь не подтверждается историческими фактами.

Поскольку царь при жизни был воплощенным божеством, то после смерти его тело становилось обиталищем божественного духа и почиталось священным. Покойному царю возводились храмы, где ему приносили божественные почести. Эти храмы имели постоянный доход и собственных жрецов, и покойный фараон проявлял свою силу тем, что творил чудеса и пророчествовал. Заупокойные храмы царей лучше всего наблюдать в Фивах, где их строительство достигло своей вершины.

В силу того, что в каждой местности поклонялись своим богам, в каждом городе, независимо от его величины, был храм, посвященный местному богу. Размер храма зависел от благосостояния города, где он строился. Когда область или город приобретали влияние, их боги тоже возвышались, так что перемены в политической обстановке можно проследить по возвышению или упадку местного божества. В пределах большого храма часто строили святилища поменьше, посвященные второстепенным богам.

Некоторые божества всецело принадлежат народной религии и либо никогда не почитаются в храмах, либо появляются там в подчиненном положении. Среди них Таурт, Бес, Ренутет, Нехебка и даже ужасный Анубис, бог смерти; им поклонялись в домах или в полях, порой внутри большого храма или неподалеку от него встречаются посвященные им молельни или алтари. Естественно, что религия бедноты и непосвященных оставила меньше памятников, чем религия богатых, но, как это всегда бывает, и она влияла на религию власти. Боги в образе животных принадлежали к низшему слою божеств, и, однако же, они до последнего представляли большую важность, настолько большую, что Страбон мог сказать:

«Некоторых животных сообща почитают все египтяне; именно из числа животных, живущих на суше, трех: быка, собаку и кошку; из птиц — коршуна и ибиса; из рыб — чешуйчатую рыбу и оксиринха; других животных, однако, почитают только в отдельных местах, независимо от прочих, как, например, саисцы и фиванцы — овцу; летопольцы — какую-то нильскую рыбу лата; ликопольцы — шакала, гермопольцы — кинокефала[1], вавилоняне, живущие у Мемфиса, — кебуса[2] (кебус лицом похож на сатира, в остальном это среднее существо между собакой и медведем; водится оно в Эфиопии); фиванцы — орла, леонтопольцы — льва, мендесцы — козу и козла, африбиты — землеройку, другие же египтяне почитают других животных; однако причины такого почитания они приводят различные». А Климент Александрийский осуждает поклонение «зверю, лежащему на пурпурном ложе». Таким образом, многие первобытные боги так и не утратили своих звериных черт. Сехмет и Бастет всегда оставались кошками, у Себека крокодилья голова, у Хатор коровьи уши даже в образе человека, у Хнума овечья голова.

Так как египетская хронология до сих пор является спорной, нам будет легче датировать храмы не по годам, а по династиям. Династии нумеруются по порядку, первая из них является самой древней. Для удобства все египтологи пользуются методом классификации династий; он приведен ниже, даты династий фараонов даны по Манефону, историку эпохи Птолемеев. Едва ли нужно говорить, что все даты относятся ко времени до нашей эры.

Большинство храмов относятся к таким периодам, как Древнее царство, Новое царство и эллинистический период.

Древние египтяне строили свои храмы для официального поклонения богам и поминовения фараонов. Они построили их в Древнем Египте, а также в районах, находящихся под контролем Египта. По мнению древних египтян, эти храмы были жилищами богов. Согласно древнеегипетской религии, царь Древнего Египта был сыном богов. Таким образом, можно сказать, что древние египтяне поклонялись фараону Египта и в этих храмах. В этих древнеегипетских храмах жрецы совершали различные ритуалы.

Использование древнеегипетских храмов

Древний египетский культ сосредоточился на трех важных элементах: принесение жертв богам, празднование религиозных праздников и преодоление сил хаоса. Эти ритуалы были необходимы древним египетским богам, чтобы продолжать придерживаться «Маат» – божественного порядка вселенной. Жилище и покровительство богов были обязанностями фараонов. По этой причине фараоны тратили огромные средства на строительство и содержание храма. Но было необязательно, чтобы фараоны выполняли обязанности сами, поскольку они делегировали большую часть своих ритуальных обязанностей группе священников. Хотя большая часть населения не могла напрямую участвовать в этих ритуалах или входить в самые святые места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех египтян, которые приходили туда, чтобы молиться, делать подношения и искать руководства у богов, обитающих внутри.

Структура древнеегипетских храмов

Самой священной частью храма было святилище, которое обычно содержало культовое изображение и статую Бога. Комнаты снаружи были больше и сложнее. По мере развития храмов это святилище со временем выросло из маленьких святилищ в позднем доисторическом Египте до больших каменных скальных построек в современном королевстве (1550-1070 гг. Это здание является одним из крупнейших и наиболее последовательных образцов египетской архитектуры. Древние египетские архитектуры расположили и украсили элементы здания по образцам сложных религиозных символов. Его типичный дизайн состоит из ряда закрытых залов, открытых дворов и входных колонн, примыкающих к дорожке, используемой в процессиях фестивалей.

Египтяне продолжали строить храмы, несмотря на отступление нации и возможную потерю независимости во время Римской империи в 30 г. до н.э. С приходом христианства традиционная египетская религия столкнулась с возрастающим пренебрежением, и храмовые общины исчезли в течение четвертого-шестого веков. Постройки, которые они оставили после себя, веками были разрушены и заброшены.

Список древнеегипетских храмов

Ниже приводится список некоторых древнеегипетских храмов. Мы заказали их в соответствии со следующим расположением с юга страны на север:

  • Храмы Абу-Симбел.
  • Храм Калабши.
  • Храмы Филе.
  • Храм Ком Омбо.
  • Храм Эдфу.
  • Луксорский храм.
  • Храмовый комплекс Абидос.
  • Храм Аменхотеп III.
  • Карнакские храмы.
  • Храм Хатшепсут.
  • Храмы Дендеры.
  • А также Храм Мединет Абу.

Храмы Абу-Симбела

Храмы Абу-Симбела – самые известные храмы Египта, высеченные в скалах. Эти храмы существуют недалеко от современной деревни Абу-Симбел, на втором пороге Нила. Другими словами, он находится на границе между Нижней Нубией и Верхней Нубией. Их два: Большой храм принадлежит Рамзесу II, а Малый храм он посвятил своей жене, королеве Амон-хер-Хепешеф.

Храм Калабши

Храм Калабши – греко-римский. Этот храм изначально располагался в Баб аль-Калабше, древнеегипетском Талмисе. Он расположен в 56 км к югу от города Асуан, провинция Асуан. Древние египтяне посвящали его Исиде, Осирису и Гору-Мандулису (римский аспект нубийского бога солнца Мерула). Калабша – лучший пример отдельно стоящего храма в Нубии после храмов Абу-Симбела. Они также называют его «Храмом Мандулиса».

Храмы Филе

Храмы Филы расположены на одном из островов реки Нил. Его первоначальное место было на острове Филе в Асуане. Древнеегипетское название Филы было Пилак, от которого произошли греческие и латинские Филы. В исламскую эпоху он был известен местным жителям как Эль-Каср, «Замок» или как Гезирет Анас эль-Вогуд, в честь героя одной из сказок «Арабских ночей», который проследил путь своей возлюбленной до остров, где она была заперта ее отцом.

Храм Ком Омбо

Храм Ком Омбо – двойной храм в городе Ком Омбо в провинции Асуан, Верхний Египет. Здание уникально тем, что его конструкция состоит из двух смежных секций. Другими словами, были дворы, залы, святилища и комнаты, дублированные для двух наборов богов.

Храм Гора в Эдфу

Храм Гора в Эдфу – один из самых впечатляющих и хорошо сохранившихся храмов Египта. Этот храм расположен на западном берегу Нила в городе Эдфу, провинция Асуан. Это самый большой храм, посвященный Гору и Хатхор из Дендеры.

Храмовый комплекс Абидос

Храмовый комплекс Абидос расположен в деревне Абидос, в современном египетском городе Аль-Бальяна, к югу от мухафазы Сохаг. Во времена Древнего Египта Абидос был столицей восьмого Нома. Он расположен примерно в 11 км к западу от реки Нил на 26 ° 10 ′ северной широты.

Храм Аменхотепа III

Храм Аменхотепа III – один из удивительных храмов, расположенный на западном берегу реки Нил, в Фиванском некрополе, мухафаза Луксор. Аменхотеп III, фараон XVIII династии, построил этот храм во время своего правления около 1400 г. до н.э., где ему поклонялись как богу.

Храмы Карнака

Ключевое отличие Карнака от большинства других храмов и памятников в Египте – это время, в течение которого он был построен и застроен. Чтобы прийти к окончательной форме, потребовалось много времени. Здесь мы не говорим об одном храме; но, комплекс храмов. Строительство древнего египетского храма началось в Среднем царстве и продолжалось до времен Птолемеев. Практически все правители Древнего Египта оставили свой след в этом огромном и огромном комплексе. Приблизительно тридцать фараонов внесли свой вклад в постройку зданий. Этот процесс строительства и ремонта привел к размеру, сложности и разнообразию, которых больше нигде не было. На самом деле, это самое большое религиозное здание из когда-либо построенных, занимающее около 200 акров! Кроме того, это было место паломничества почти 2000 лет.

Храм Хатшепсут

Мемориальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри – один из самых известных храмов Египта. Он расположен на западном берегу реки Нил в Луксоре, мухафаза Луксор. Это полу-каменный храм. Этот аспект был необычным для того времени. В самом деле. храм царицы Хатшепсут стал настоящим чудом инженерной мысли древних строителей. Теперь мы считаем его одним из самых известных сооружений древнеегипетской архитектуры.

Луксорский храм

Луксорский храм – это древнеегипетский храмовый комплекс, расположенный на восточном берегу реки Нил в городе Фивы, провинция Луксор. Этот храм был построен Аменхотепом III (1390-52 гг. до н.э.), но завершен Тутанхамоном (1336-27 гг. до н.э.) и Хоремхебом (1323-1295 гг. до н.э.). Наконец, он был добавлен к храмам, построенным во времена Рамзеса II (1279-13 гг. до н.э.). В то же время мы можем увидеть гранитную святыню сзади, посвященную Александру Великому (332-305 до н.э.).

Храмы Дендеры

Комплексный храм Дендеры – один из наиболее хорошо сохранившихся храмовых комплексов в Египте. Весь комплекс занимает площадь около 40 000 квадратных метров, а его окружает массивная стена из сырцового кирпича. Эта область использовалась как шестой Ном Верхнего Египта, к югу от Абидоса.

Храмы древнего Египта

Как и гробницы, храмы строили из камня. Они создавались в качестве жилища для богов и имели множественные сходства с домами людей. О существовании ранних храмов древнего Египта мы можем судить благодаря тому, что более поздние храмы строились непосредственно на месте старых. К своему расцвету храмовое строительство пришло в период Нового царства. Именно храмы этой эпохи прославили архитектуру Древнего Египта, они по сей день возвышаются над современными поселениями и городами вокруг них. Интерьеры храмов, как и полагается, всегда были украшены изящно и богато. Нередко на стенах храмов изображались фигуры фараонов, сцены их жизни и побед. Кроме того, храмы были немаловажными политическими и социальными центрами. Жречество в период Нового царства обладало завидной властью, и храмы потому были независимыми и служили исключительно богам.

Храм сфинкса в Гизе Рядом со Сфинксом в Гизе располагается нижний храм пирамиды Хефрена. С верхним храмом его соединяла дорога, а сам храм сфинкса примыкал ко двору пирамиды.
Храм сфинкса в Гизе ↑
В период V династии в древнем Египте начали строиться храмы, посвященные Ра – богу Солнца. От пристани на реке Нил к храму Солнца в Абусире вел мощеный коридор, снабженный верхним светом. Центр двора венчал обелиск, а возле храма стояла священная ладья, также посвященная богу Солнца. Храм Солнца в Абусире
↑ Храм Солнца в Абусире
Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бакри В отличие от других храмов древнего Египта при гробницах, в храме Хатшепсут не было погребения. Сам храм в Дейр эль-Бакри располагался на трех террасах. К храму от молельни вела дорога, а по ее сторонам стояли фигуры сфинкса, высеченные из известняка. Нижняя терраса включала в себя двор с прудом, к ней примыкали два святилища – Татхор и Анубиса. Двор на средней террасе имел портик с четырехгранными колоннами. Верхняя терраса содержала обнесенный колоннадой третий двор. По бокам от нее возвышались статуи царя Хашепсут пятью метрами в высоту.
Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бакри ↑
Возле храма Рамсеса II с восточной стороны располагался пилон, а за ним находился открытый двор. В этом дворе стояло несколько статуй царя в обличии бога Осириса. Фасад дворца с северной стороны содержал портик и двойную колоннаду. Рамссеум
↑ Рамссеум
Пилоны Вход в храм был обрамлен высокими трапециевидными каменными башнями, носящими название «пилоны». Сверху они накрывались карнизом и искусно украшались рельефом. Обычно передняя поверхность пилона содержала сюжеты из жизни царя, а задняя хранила рассказы в рисунках о ритуальных сценах Древнего Египта.
Пилоны ↑
Огромные вырубленные из камня статуи имеют название колоссы. Они изображают стоящего или сидящего фараона в обличии божества, с царским головным убором или короной. Вес колосса мог достигать 1 000 тонн. Располагались эти статуи, как правило, перед фасадом храма. Огромные вырубленные из камня статуи имеют название колоссы
↑ Колоссы
Культовые храмы времен Нового царства Мифологическое происхождение Египта объяснялось символикой храмов. К примеру, стена, ограничивающая храм, обозначала границы воды вокруг этого места, а база, на которой и строилось святилище, была символом первозданного холма, на котором и основался Египет.
Культовые храмы времен Нового царства ↑

Архитектура

Существует
три
типа египетских сооружений
,
в которых воплощались идеи беспредельного
могущества богов и фараонов.

  1. Гробницы
    фараонов
    :

  • пирамиды
    (наземные сооружения);

  • скальные
    гробницы.

2. Храмы.

3. Дворцы и резиденции фараонов.

1. Пирамиды.

Исходной
формой для разработки классической
формы пирамиды является мастаба
это
прямоугольная наземная гробница в виде
усеченной пирамиды с погребальными
камерами далеко под землей и в помещении
самой пирамиде. Постепенно эта форма
совершенствовалась и стала состоять
из 6 ступеней. Это первая в истории
пирамида «Джосера» (высота 60 м, шесть
ступеней, архитектор Имхотеп).

Классические
пирамиды находятся в Гизе, (район Каира).

Главная
пирамида
Хеопса

(147,6 м высотой, сторона 233 м). Она выложена
из каменных плит – 2млн. 3тыс., вес каждой
2,7 тонны, строилась около 30 лет, 100000
рабочих трудились на строительстве (не
рабы, а мастера – версия Геродота).
Построил архитектор Хемиун.

Пирамида
Хефрена

(брат Хеопса) – высота 140 м.

Пирамида
Микерина

(сын Хеопса) – высота 70м.

Начало
науки египтологии дал Наполеон, со
времен его похода в Египет в 1790 году.

Сфинкс
– охранник пирамид. Под правой лапой
спрятан текст, посланный внеземными
цивилизациями людям.

1922
год – открыта гробница Тутанхамона
лордом Карнарвоном и археологом Картером
в долине Царей.

Подземные
помещения с длинными коридорами и
погребальной камерой (Сети 1, длина 100
метров).

Скальные
гробницы

– подземные помещения с длинными
коридорами и погребальной камерой
длинной до 100 метров.

2. Храмы – жилища богов.

Сохранились
остатки храмов бога
Амона-Ра в
Корнаке
и Луксоре
– сложный комплекс, состоящий из 100
обширных помещений, огромных дворов,
статуй богов, обелисков. Здесь находятся
134 колонны в большом колонном зале,
площадь 5,5 тыс. кв. метров.

Скальные
храмы были вырубленные в толще скал.

Храм
Рамзеса
II
в Абу – Симбеле. Храм обращен к Нилу.
При входе находятся 4 сидящих фараона.

Храм
царицы Хатшепсут

в Дейн-Эль-Бахри.

3. Дворцы и резиденции фараонов.

Сохранились
руины дворца Эхнатона в его столице
Ахетатон. В истории Египта этот фараон
был еретиком, отверг всех богов, ввел
единого бога Атона, но реформа не удалась.
Его жене Нефертити вошла в историю как
самая красивая женщина.

Изобразительное
искусство


Для скульптуры
Древнего
Египта характерно создание — образы
богов и фараонов.

С
3 тыс. до н. э. сложился определенный
канон — фараон изображался сидящим на
троне в позе величественного спокойствия.
Чуть позже фараон изображался в кругу
семьи. Канон (определенное расположение
торса по отношению к ногам) – главный
герой располагался крупнее, голова и
ноги — в профиль, плечи и грудь – в фас.

Самым
замечательным открытием древнеегипетского
искусства был скульптурный
портрет
.
Его появление связано с верой в загробную
жизнь: чтобы не погибла душа человека,
в гробнице обязательно должен находится
портрет человека. Подлинным шедевром
является портрет царицы
Нефертити.

Кроме
круглой
скульптуры

(можно обойти по кругу) египтяне занимались
рельефом
– выпуклое изображение на плоскости

(покрывали стены гробниц). Изображались
фараонов, жрецов, военные походы.

Стены
гробниц покрывали контуром
и живописью,

с различными темами.

Просвещение.

Письменность
в Древнем Египте зародилась в конце 4
тыс. до н. э.

Вначале
было рисуночное письмо (пиктография
– изображение слов и понятий в виде
соответствующих рисунков — картинок).

Вслед
за письменностью во 2 тыс. до н. э.
появляется иероглифическая
письменность.

Иероглиф в переводе с греческого
«священное письмо», передает как звук
слова, так и смысл этого слова.
Первоначально иероглифов было 700.

Писцами
были жрецы, бог Тот
их покровителем.

Материал
для письма служили – камень, стены
гробниц, дерево, саркофаг, кожа, черепки.

Высокий
уровень письменности был достигнут
благодаря папирусу,
который изготовлялся из тропического
травянистого водяного растения «папирус»
(из семейства осоковых).

Появилось
в 3 тыс. и получило широкое распространение
в дальнейшем. Папирус в Египте назывался
«царским».

Образование.

Школы
в древнем Египте делились на 3
вида:

  1. Храмовые
    (при
    храмах). Учащиеся получали религиозное
    образование, изучали астрономию и
    медицину.

  2. Государственные.

    Учащиеся изучали счет, письмо и чтение.

  3. Военные,
    где изучали военное дело.

Девушкам
не разрешено было получать образование.
Обучение мальчиков начиналось с 5 до 16
лет. Обучение длилось весь световой
день, отличалось суровой дисциплиной.
Если кто не подчинялся преподавателям,
его сурово наказывали. Писать на папирусе
можно было только старшим ученикам.
Писали справа налево тростниковой
палочкой, весь текст писался черной
краской, а абзац начинали красной. Отсюда
пошло выражение «Писать с красной
строки». Папирусы сворачивались в свитки
(от 20 до 50 метров). Помимо специальных
предметов дети могли заниматься
гимнастикой, плаванием, изучать манеры
поведения.

Военные
и религиозные школы были доступны детям
знати и жрецов.

Литература.

Ведет
свое начало с 4 тыс. Что диктовало идеи
художественных образов:

  1. Абсолютная
    власть богов и фараонов и полная
    зависимость от них человека.

  2. Подчиненность
    земной жизни людей их посмертному
    существованию.

  3. Сложные
    взаимоотношения многочисленных богов
    в египетских мифах.

  4. Театрализованный
    культ.

Для
всей древнеегипетской литературы
характерна анонимность произведений.

Основные
жанры литературы
:

  1. Сказки,
    воплощавшие идеи добра. Добро побеждает
    зло. («О правде и кривде»).

  2. Повествования
    – рассказы о земных делах и путешествиях.
    («Отчет о путешествии Ун-Амуна в Библ»,
    в котором описано Восточное побережье
    Средиземноморья)

  3. Поучения
    – мудрые советы, наставления. (Поучение
    фараона Аменемхете» — как управлять
    государством).

  4. Пророчества
    – разновидность поучений, предсказывающих
    различные бедствия для народа и страны.
    («Речение Неферти»)

  5. Религиозная
    литература – мифы, гимны, песни в честь
    богов. На их основе строились различные
    представления, ставшие основой театра.

  6. Летописи
    – исторические сочинения, перечни
    царствующих династий, записи значительных
    событий.

Из
них выделялись анналы
– запись наиболее значимых событий
четко по годам. (
Анналы
Тутмоса III
включали военные походы).

  1. Словники
    – древнейшие энциклопедии, содержащие
    различные знания о мире. Составитель
    первой древнейшей энциклопедии
    Аменемопе.

Быт,
наука, техника.

Быт.
Главный вид хозяйственной деятельности
– сельское хозяйство, земледелие
(появилось в 4 тыс.). Пользовались серпом,
мотыгой, плугом, изготовлены из камня,
дерева, кости.

Так
как земледелие было невозможно без
искусственного орошения (ирригации).
Для этого сооружались каналы, дамбы.

Для
полива полей использовали «журавль»,
водоподъемное колесо (гораздо позже).

Самые
распространенные культуры – зерновые
и бобовые (пшеница, сарго, чечевица).

Рядом
с их жилищем росли виноградники. Изобрели
пиво.

Для
консервирования использовали кунжутное
масло.

Пища
у них была очень скудная (исключая
праздники). Главное в еде – хлеб (от раба
до фараона). Египтян называли «едоками
хлеба». Догадались зерна перемалывать
в муку. Выпекали до 50 видов хлебных
изделий.

Основой
сладостей был мед.

Техника.

Обработка
железа.

Египтяне научились обрабатывать металл
– медь, бронза, железо. Желали изделия
из золота, серебра.

Благодаря
этим металлам были изобретены игла,
топор, щипцы, гвозди, проволока, посуда,
пила, нож, шило.

Гончарство.
С изобретением гончарного круга
развивается керамика, вырабатывается
специальный египетский фаянс и стекло.

Изобрели
кирпич.

Ткачество.
Ткани были очень высокого качества.
Изготавливали плиссированные ткани.

Наука.

Развита
была математика,
знали 4 основных действия, возводили в
степень, извлекали квадратный корень.

Египтяне
были астрономами:


Составили атлас звездного неба,

-таблицы
движения Солнца и других планет.


изобрели календарь, солнечные и водяные
часы.

Медицина
развивалась
благодаря мумификации, во время которой
жрецы изучали анатомию человека. Египтяне
делали первые хирургические операции.
Учение о роли сердца и кровообращения.

Мореплавание.
Создали парусники, плоты и лодки и весло.
Была написана первая в мире энциклопедия
«Вокруг Африки».

Соседние файлы в папке «¥ªæ¨¨

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Доклады
  • История
  • Храмы Древнего Египта

Древний Египет – одна из наиболее крупных и прогрессивных цивилизаций древнего мира, архитектурные сооружения которой дошли до наших дней. По всему миру известны египетские пирамиды – усыпальницы фараонов, способные поразить своим размером даже современного человека. Однако и другие архитектурные сооружения – храмы, посвященные богам – выглядят не менее величественно.

Первые из храмов Древнего Египта были построены еще до нашей эры, в середине 4-го тысячелетия. Тогда они больше походили на хижины, крытые тростником. Самый последний из древнеегипетских храмов просуществовал до 6 века нашей эры. Древние Египтяне были очень религиозным народом, и постоянное обращение к богам присутствовало во всех сферах их жизни. Сам фараон считался сыном Амон Ра, бога Солнца. Именно этому богу, занимавшему главенствующее положение в божественной иерархии, посвящено большинство дошедших до нас храмов.

Центром древнеегипетского храма было святилище, где располагались статуи богов. С развитием архитектуры, когда храмы значительно увеличились в размерах, святилище также видоизменилось, из одного помещения превратившиеся в целый комплекс построек. Простые жители Древнего Египта не допускались в святилища, туда могли попасть лишь определенные категории людей, которые были приближены к богам. Храмы были достаточно независимы, так как территория храмового комплекса включала в себя не только религиозные постройки, но и обширные поля, где выращивали пищу для жрецов.

Храм в Луксоре. Посвященный богу Солнца, этом храм был построен при фараоне Аменхотепе на берегу Нила. Храм похож на прямоугольник со стороной 190 метров. Перед центральным входом расположены две огромные статуи, а с другой стороны в святилище можно попасть через настоящую аллею сфинксов. В вестибюле храма сохранилось множество колонн, также можно увидеть древние статуи и фрески.

Храм в Карнаке. Наиболее крупный храм Древнего Египта, включающий в себя целый комплекс сооружений, расположенный на площади 80 га. Самое большое из сохранившихся зданий имеет длину 133 и ширину 15 метров. Это храм Амона-Ра, высота которого более 45 метров. В центре комплекса находится Священное озеро. Здесь тоже сохранились статуи богов и фрески.

Храм Мединет-Абу. Еще один храмовый комплекс, называемый поминальным храмом. Включает в себя большое количество построек, которые были окружены стенами. Здесь есть дворец фараона и здания для его жен и детей, все постройки украшены статуями и колоннами. Построен для Рамзеса Третьего в качестве погребального храма.

Картинка к сообщению Храмы Древнего Египта

Храмы Древнего Египта

Популярные сегодня темы

  • Потребители и разрушители экосистемы

    Экосистема или экологическая система – это среда обитания живых организмов, которые обеспечены всем для полноценной жизнедеятельности. Например, пруд, в нем живут рыбы

  • Березы

    Красавицей русского полесья по праву называют березу. Красивая и стройная, она стала символом девичьей красы в народных рассказах.

  • Полезные ископаемые

    Нашей планете уже миллионы лет. За это время она пережила огромное количество бомбардировок метеоритами, извержений вулканов, дрейф материков, изменения климатических условий и несколько глоб

  • Поэзия серебряного века

    Серебряный век (конец XIX — начало XX века) — по праву считается вторым рождением поэзии. Однако, достоверно о его завершении никому не известно.

  • Эпоха Просвещения

    Немного в истории наберется эпох, которые могли бы сравниться по своим масштабам и культурно-историческому значению с Эпохой Просвещения. По следу, оставленному в истории мировой культуры, эп

  • Морковь

    Корень Моркови имеет округлую форму или немного удлиненную. Наверное, каждому известно, что морковь относится к корнеплодам. И в ней находится огромное количество разных питательных и нужных

Доклад на тему Храмы Древнего Египта (4, 5 класс сообщение)

Древнеегипетские храмы были не местом молитвы для простых смертных, а жилищами богов, каждый день «жизни» которых с ними разделяли жрецы. А народ был вынужден ждать праздников и торжественных процессий, чтобы наконец встретиться со своими богами.

Латинское слово templum (храм) образовано от древнегреческого «теменос» (священный участок) и обозначает общественное здание, посвященное культу божества. В Египте фараонов различали храмы богов и погребальные храмы. История существования храмов богов восходит к древнейшим временам. Никто не может сказать, сколько всего погребальных храмов и храмов богов было построено в долине Нила за эти три тысячелетия. Многие из них исчезли бесследно, другие же по-прежнему хранят свои тайны. Но одно известно наверняка: замыслы их создателей были самыми разными, хотя, разумеется, желание умилостивить богов всегда преобладало.

Целый ритуал основания

Сооружению храма предшествовал очень строгий ритуал основания. Прежде всего жрецы-астрономы вместе с архитекторами, строившими здание, определяли место для святилища и его ориентацию по сторонам света в зависимости от территории, где оно располагалось, и божества, которому оно было посвящено. С наступлением ночи сам фараон собственной персоной по положению Полярной звезды и Большой Медведицы, определял ориентацию храма. Правитель вбивал в землю четыре золотых колышка в вычисленных по звездам местах. Между колышками натягивали веревки, вдоль которых немедленно рыли ров, наполнявшийся водой из Нила. Совершив обряд очищения песком, царь преподносил богу кирпич из соломы и ила. При помощи рычага он водружал на место первый каменный блок, а затем за дело, наконец, брались первые ремесленники. Строительство храма, как правило, длилось долгие годы.

Символическое изображение мира

Создание храма богов подчинялось целой системе догматов. Прежде всего, прокладывалась широкая мощеная аллея, которая вела к храму от берега реки; ее обрамляли сфинксы — лежащие львы с головами фараона, воплощения богов. Богов, которые таким образом становились стражами собственного жилища. Затем мощная крепостная стена отгораживала святилище, защищая его от внешнего мира и от любопытных взглядов. Пилон, состоявший из двух огромных каменных сооружений, обрамлял вход в храм. Он символизировал начало дня, предвещающего новую жизнь. Пол в храме символизировал землю, край Кеми.

Вода, которой был наполнен ров, являлась частью Нуна, того самого первозданного и обожествленного океана, из которого появилась Вселенная, а черепица на ограде храма напоминала волны океана. В гипостильном зале, где совершались важнейшие религиозные церемонии, колонны-растения символизировали плодородие почвы, а расписанный синей краской потолок — усыпанные звездами небеса. Начиная от входа в храм уровень пола постепенно повышался, а потолок опускался, что символизировало встречу небес с землей. При этом оконных проемов становилось все меньше, и в святая святых, в центре мира и земли, там, где стояла статуя бога, царил полумрак.

14576_html_m4727d137

Храмы, предназначенные для посвященных

Египетские храмы, как настоящие «замки богов», в противоположность современным культовым сооружениям — церквям, синагогам или мечетям — не были местом молитвы, открытым для народа. Наоборот, они предназначались исключительно для духовенства, которое заботилось о богах и тем самым обеспечивало единство мира и гармонию во Вселенной. Одни только боги могли войти внутрь. Каждый новый день сулил новую угрозу мировому порядку, и следовало делать все возможное, чтобы он не вернулся к изначальному хаосу. Таким образом, роль храма и различных религиозных обрядов заключалась в борьбе со злом. И поскольку зло повсюду и может проникнуть даже в храм, бог жил в самом центре, в затемненном зале, куда имели право входить только жрецы и, разумеется, фараон. Кроме того, храм символизировал также развитие, путь инициации, ведущий с запада на восток, от света к тени, от мирского к священному.

Повседневный культ

День за днем религиозные обряды воссоздавали жизнь бога, удивительно похожую на жизнь простых смертных. Теоретически, один только фараон имел право отправлять культ. Теоретически…

На самом же деле каждый день все необходимые обряды совершали жрецы. На заре, очистившись, они открывали ворота в храм и готовили пищу для бога. Затем следовало его разбудить: для этого великий жрец отпирал наос и читал утренние гимны и заклинания. После пробуждения наступало время трапезы: богу подавали хлеб, мясо, овощи и фрукты, которые он запивал пивом и вином. После того как «невидимая материя» этих съестных припасов была поглощена богом, подношения перекладывали на алтари второстепенных богов, а затем наконец они попадали на стол к жрецам. После трапезы статую омывали и облачали. В полдень совершалась служба, но она была очень короткой и простой; другая служба совершалась вечером. После нее жрецы разоблачали статую и запирали ее на ночь в наосе.

ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ ФИВАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ

Крупнейший ансамбль храмов Древнего Египта расположен на западном берегу Нила, неподалеку от Фив, в Карнаке и Луксоре Эти храмы, стоящие на краю пустыне или в горных цирках, начали возводить в эпоху Нового царства, ъ период правления XVIII династии. Некоторые из них полностью разрушены, другие же прекрасно сохранились и по-прежнему свидетельствуют о высочайшем уровне развития архитектуры египетской цивилизации. Наиболее известны погребальные храмы Аменхотепа III и Рамсеса II, террасный храм царицы Хатшепсут и храм Рамсеса III.

Бог встречается

К повседневным обрядам добавлялись многочисленные религиозные праздники. Каждый город чествовал своего бога-покровителя. И поскольку простому народу не дозволялось войти в святилище, по случаю праздника бог «выходил» из него и встречался со смертными. Во время этих процессий жрецы водружали статую бога на священную ладью, которую выносили на своих плечах во двор, где их уже ждала толпа верующих. Одни процессии не отходили далеко от храма, другие же были настоящим путешествием. В этом случае священную ладью переносили на настоящий корабль, который совершал простую «прогулку» или же отправлялся в один из многочисленных храмов этого бога. Кроме того, боги иногда навещали друг друга и даже проводили некоторое время в чужих святилищах, пока снаружи египтяне их чествовали.

Согласно текстам эпохи Рамсесов, самыми значимыми были три праздника: праздник Onem в Фивах, праздник Мина, и наконец, праздник Долины.

Праздник Опет в Фивах

Прекрасный пример религиозных процессий, праздник Опет, приводит нас в Фивы, где в первые две недели октября Амон — царь всех богов — покидает свой храм в Карнаке, чтобы навестить свой «Южный гарем» — Луксор. Его статую выносят из храма к ликующей толпе. Стоит отметить, что это действительно редкое событие, потому что Амон «выходил» к народу всего дважды в год: второй раз по случаю праздника Долины. В этом путешествии его сопровождают другие ладьи: богини Мут (его супруги) и бога Хонсу (его сына).

Шествие начинается на храмовой аллее со сфинксами, когда один из солдат трубит сигнал к отправлению. И вот все оказываются на пристани. Ладьи заносят на большие корабли. Флотилия начинает медленно двигаться по каналу к реке, а по берегу ее с радостными криками сопровождает целая толпа верующих. Музыканты играют на лютнях, тамбуринах, систрах и хлопушках. Танцовщицы и певицы тоже участвуют в празднике. Добравшись до Луксора, статуя Амона начинает прорицать. В этот исключительный день каждый, даже самый простой египтянин, может приблизиться к богу и задать ему один вопрос. Этот вопрос, записанный на остраконе, кладут перед статуей бога. И если ладья наклоняется вперед, ответ положительный, а если назад — отрицательный. После этого священные ладьи относят в храм. На протяжении одиннадцати дней бог празднует в нем свою свадьбу, а затем возвращается в Карнак с теми же неизменными обрядами.

Крепости миллионов лет

Погребальные храмы, которые египтяне часто называли «крепостями миллионов лет», были на самом деле святилищами, примыкавшими к гробницам знатных вельмож и фараонов эпохи Древнего царства. Самые бедные были вынуждены довольствоваться маленьким алтарем для подношений, тогда как погребальный храм мог сравниться со святилищем настоящего бога.

Вот почему внутреннее устройство погребального храма ничем не отличалось от храма бога. За одним исключением: он был открыт для живых.

Его функция — обеспечивать посмертную «жизнь» человека при помощи обрядов, жертвенных подношений и даров. Ведь смерть — это всего лишь переход к новой форме существования, и может стать окончательной только в том случае, если у покойного не будет необходимых ему еды, напитков и тому подобного.

Солнечные храмы, еще одна разновидность храмов, были посвящены культу бога Ра (или Ре). Они возводились в большом количестве в период правления первых шести фараонов из V династии, называвших себя сыновьями Ра. Все эти храмы расположены между Абусиром и Абу-Гурабом. Один из них, храм фараона Ниусерры, стоит к югу от Гизы, в окрестностях Абусира. Следует отметить, что это единственный храм богов эпохи Древнего царства, дошедший до наших дней.

В солнечном храме не было никакой необходимости в сумрачном зале, предназначенном для фигуры, воплощающей бога. Внутреннее устройство этих храмов существенно отличалось от погребальных святилищ. В центре большого двора, в самом сердце храма, возвышался солнечный обелиск, символ бога, водруженный на пьедестал, напоминающий усеченную пирамиду. Перед ним располагался алтарь, на который жрецы возлагали подношения. К северной стене храма примыкали хранилища, тогда как в южной части была построена каменная ладья, на которой солнце путешествовало по небосводу.

  • Рассказ чарушина волчишко с картинками
  • Рассказ хочу быть ведьмой читать
  • Рассказ чарушина верблюд текст
  • Рассказ хотела галка пить толстой текст
  • Рассказ чарушина в лесу