Рассказ и эссе отличия


Как правильно писать эссе | Полезные советы

Видео: Как правильно писать эссе | Полезные советы

Содержание

  • Эссе vs рассказ
     
  • Что такое эссе?
  • Что такое рассказ?
  • В чем разница между эссе и рассказом?

Эссе vs рассказ
 

Есть ли разница между эссе и рассказом? Фактически, в школах и различных учебных заведениях мы занимаемся написанием сочинений, а иногда и рассказов. Можно ли рассматривать эссе как рассказы или они относятся к совершенно другому жанру? Эссе можно определить как письменное произведение. Существуют различные типы эссе, такие как академические эссе, личные эссе и т. Д. Эссе предоставляют читателям отчет по определенной теме. С другой стороны, рассказ можно рассматривать как художественную композицию, которая состоит из сюжета и разворачивает рассказ. В этом главное отличие сочинения от рассказа. В этой статье делается попытка выделить различия между эссе и рассказом.

Что такое эссе?

Эссе можно определить как статья на определенную тему. Он дает читателю очень методичное изложение предмета. Писатель исследует различные аспекты темы и представляет анализ. В каждом эссе есть простая структура, содержащая введение, основной текст и заключение.С помощью эссе читатель может получить полное представление о предмете. Писатель обычно представляет фактическую информацию, различные точки зрения, взгляды и даже мнение автора.

В школах учителя поощряют учеников писать сочинения на разные темы. Сложность и уровень темы зависят от зрелости студента. Если ученики учатся в младших классах, учителя попросят их написать на такие темы, как загрязнение окружающей среды, первый день в школе, человек, которым я восхищаюсь, и т. Д. И т. Д. Однако, если учащиеся намного более продвинуты, учителя будут предлагать такие темы, как смертная казнь, современный подросток против технологий и т. Д. Эссе позволяют учащимся сформулировать свои идеи и изложить их с ясностью.

Что такое рассказ?

Рассказ можно определить как повествование, более короткое по сравнению с романом. Он состоит из одного сюжета, на котором основана история или инцидент, и имеет меньшее количество персонажей. Он не состоит из количества сюжетов и большого объема, но ограничен. Например, рассказ может вращаться вокруг одного дня человека, которого считают главным героем. Могут быть и другие второстепенные персонажи, с которыми взаимодействует главный герой, но основное внимание будет уделено главному герою. Мысли, чувства и идеи персонажа позволят читателю понять природу персонажа. Однако, хотя рассказ короток, писатель может произвести сильное впечатление на читателя.

В коротком рассказе писатель может использовать различные литературные приемы, такие как ирония и сатира, для создания определенных эффектов. Еще одна особенность рассказа, которая также подчеркивает существенную разницу между рассказом и эссе, заключается в том, что в рассказе есть действие. Эту особенность нельзя наблюдать в эссе.

Спящая красавица, сказка, это рассказ

В чем разница между эссе и рассказом?

• Определение эссе и рассказа:

• Эссе можно определить как сочинение по определенной теме.

• Рассказ можно определить как повествование, более короткое по сравнению с романом.

• Опыт и исследования:

• Эссе представляет собой подробный отчет по конкретному предмету, поскольку он исследует различные аспекты темы и предоставляет читателю фактическую информацию.

• Напротив, рассказ не исследует тему, а скорее изучает личный опыт.

• Участок:

• У сочинения нет сюжета.

• У рассказа есть сюжет, вокруг которого он построен.

• Действие:

• В эссе вы не видите никаких действий.

• В рассказе есть действие, поскольку персонажи проявляют различное поведение и вносят свой вклад в развитие сюжета.

• Персонажи:

• В эссе нет персонажей.

• В рассказе есть несколько персонажей, включая главного героя.

Изображения любезно предоставлены:

  1. Эссе Ника Ареса (CC BY-SA 2.0)
  2. «Спящая красавица» Генри Мейнелла Рима через Wikicommons (общественное достояние)

По определению Академического словаря русского языка, сочинением называется литературное, научное или музыкальное произведение, а также письменная школьная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждений на заданную тему. Соотносительно с первой частью определения рассказ тоже является сочинением. Но если рассматривать его как жанровую разновидность художественной прозы, возникает необходимость уточнения понятий «рассказ» и «сочинение», поскольку между ними все-таки нельзя поставить знак абсолютного равенства.

Сочинение – это эстетически ценная, творчески переосмысленная, отражающая авторскую позицию интерпретация какой-либо значимой для общественного сознания темы. Анализ, суждения, аргументы, выводы, основанные на собранной по этой теме информации или собственном опыте автора, требуют точного, убедительного и в то же время яркого, образного изложения, свойственного художественно-публицистическому стилю.

В более узком значении сочинение может иметь конкретные разновидности и быть представлено в форме описания, повествования, рассуждения, сравнительной характеристики исторических событий, общественных явлений или литературных героев.

Цель сочинения – отражение личного мнения автора, его взглядов и оценки актуальной для определенной аудитории проблемы.

Написание сочинения начинается  с определения темы и сбора материала, включающего детальное изучение информации из первичных источников и сопоставление авторитетных точек зрения по наиболее важным вопросам, которые автор собирается затронуть в своей работе. Составление подробного развернутого плана помогает справиться с этой задачей и определить структуру сочинения, а также установить логическую связь между его частями.

Сочинение имеет вступительную часть, основное содержание и заключение. Если автор выбирает форму эссе, такая структура не обязательна: важно только, чтобы в изложении материала присутствовала логика и был выдержан единый стиль.

Рассказ – это небольшое прозаическое произведение повествовательного характера, в котором описываются реальные или вымышленные события, определяющие судьбу героя и раскрывающие его характер. Произвольная форма повествования в рассказе не требует от автора следования строгим канонам жанра, однако она должна быть подчинена некоторым правилам сюжетостроения. По этим правилам  рассказ содержит завязку – событие, определяющее дальнейшее развитие действия; кульминацию – ключевой и самый напряженный момент повествования; развязку – следствие созданного воображением автора событийного ряда.

Создание рассказа, как и любого сочинения, — один из способов творческого самовыражения писателя, которое реализуется в особенностях авторского стиля, в увлекательности сюжета, в жизненности образов главных и второстепенных героев. При этом степень достоверности художественного вымысла тем выше, чем точнее автор выбирает общезначимую тему и чем удачнее использует приемы типизации в своем произведении.

Важную роль в рассказе играет хронологическая организация текста. Она придает сюжету динамичность и способствует тому, что текст читается на одном дыхании.

Авторская позиция в рассказе проявляется иначе, чем в обычном сочинении. Она может быть выражена в диалогах, отступлениях, косвенной характеристике героев, в использовании оценочных художественных деталей, которые создают соответствующий замыслу писателя эмоциональный фон для читательского восприятия.

Выводы TheDifference.ru

  1. Рассказ – жанр художественной прозы. Сочинением может считаться литературное, музыкальное произведение или научный труд.
  2. Рассказ создается на сюжетной основе. В сочинении сюжет присутствует только в том случае, если оно написано в форме повествования.
  3. В рассказе описываются события, важные для раскрытия характера главного героя и определения мотивов его поведения. Содержанием сочинения являются рассуждения автора и выражение его субъективной позиции в отношении избранной темы.
  4. Рассказ, независимо от темы и содержания, — всегда произведение художественного стиля. Сочинение чаще всего соответствует художественно-публицистическому или публицистическому стилю.
  5. Содержание рассказа, как правило, – художественный вымысел. В сочинении используется хорошо изученная автором достоверная информация, которая подвергается авторской оценке или интерпретации.

ЭССЕ (франц. essai – попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета. Тем не менее вряд ли следует абсолютизировать разницу между эссе и рассказом. Рассказы могут содержать в себе определенные элементы, близкие к эссе: авторские разъяснения, раскрытие предыстории отношений между героями, описания; одновременно и в отдельных эссе можно найти элементы повествовательности, даже персонажей.

Основной отличительной особенностью эссе является его краткость, и хотя объем может колебаться от одной до пятидесяти страниц, обычно оно занимает от десяти до двадцати страниц. Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения. Впрочем, такое объемистое произведение, как Уолден, или Жизнь в лесу Г.Д.Торо (1854), состоит из самостоятельных отрывков, которые можно читать как отдельные эссе, но при этом они являются частями единого произведения.

Традиционная классификация эссе на описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и т.д. при всем своем внешнем удобстве весьма сомнительна по существу, поскольку обычно один текст может соединять в себе две и более из перечисленных характеристик. Более точным и удобным было бы деление всего массива эссеистических произведений на две большие категории: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или «серьезное», где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Например, эссе Л.Дж.Ханта Пробуждение холодным утром представляет собой прежде всего излияние авторских чувств, каким бы тривиальным ни казался повод к его написанию. Что же касается такого эссе, как Сладостность и свет М.Арнольда, то, несмотря на его весьма выраженный личный характер, видно, что автор прежде всего задался целью убедить читателя в ценности своих предложений по оздоровлению викторианского общества, а не щегольнуть тонкостью чувств.

Несмотря на то, что пассажи моралистического характера и разного рода афоризмы встречаются в классических произведениях вроде Размышлений Марка Аврелия, а также в Библии, эссе в его современном виде окончательно оформилось в 16 в. в творчестве М.Монтеня, по сей день считающегося одним из величайших эссеистов. Монтень ввел само слово «эссе», что означало «опыт», «попытку» свершить нечто, поскольку сам он считал свое знание настолько ограниченным, что всякое словесное обсуждение того или иного предмета должно было что-то в нем открыть. Несмотря на избранный им обманчиво скромный девиз «Что я знаю?», главным предметом исследования Монтень сделал самого себя. Он хотел знать, что за человек был он сам, а через себя познать природу всего человечества. Его Опыты (1580) вне зависимости от их объема построены на ассоциативных связях и выдвинутых автором постулатах. Все они в целом раскрывают множество ипостасей этой скептичной, мудрой, человечной и удивительно проницательной личности. Эссе, таким образом, зародилось как форма личностного выражения. Как показывает пример Монтеня, его характеризуют свобода построения и легкая, неспешная манера изложения с многочисленными отклонениями от темы и ассоциативными ходами. Эссе – литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нем используются все ресурсы искусства слова: метафоры, каламбуры, ритм и все другие приемы риторики. Стиль является его основным составляющим элементом, поскольку он призван отразить личность и темперамент автора.

Первым английским эссеистом в полном смысле слова был Ф.Бэкон, написавший свои Опыты (1597) по-латыни, а затем переведший их на английский язык. Несмотря на то, что Бэкон писал о тех же, что и Монтень, предметах, его эссе весьма отличаются по форме от монтеневских. Большинство из них – небольшого объема и сосредоточены на какой-то одной теме. Написанные ясным, сжатым и очень метафоричным стилем, они полны той самой практической мудрости и точности, которой вполне можно было бы ожидать от политика и ученого. «Серьезное», или «формальное» эссе восходит к Дж.Мильтону. Из-под его пера выходили страстные призывы к разного рода социальным реформам, вроде установления более либеральной системы развода или введения системы гуманитарного образования. Самое знаменитое его произведение в этом жанре, Ареопагитика (1644), излагает аргументы в пользу свободы прессы. Главное в эссеистике Мильтона не столько чувства и впечатления автора, сколько сами излагаемые идеи. Эссе Д.Драйдена, как и мильтоновские, серьезны по тону и выдвигают вполне конкретные идеи. В них нет той же страстности и богатства аргументации, да и посвящены они главным образом литературным темам. Драйдена часто называют отцом критического литературного эссе.

В начале 18 в. Дж.Аддисон, в сотрудничестве с Р.Стилом издававший журнал «Спектейтор» (1711–1712), разработал форму периодически появляющегося эссе. В сущности, он стал первым автором газетной колонки. Вследствие этого эссе стали более короткими и менее серьезными. Распространение периодической печати в 18 в. создало предпосылки для превращения эссе в один из основных газетно-журнальных жанров. Многие знаменитые писатели, такие, как Дж.Свифт, Г.Филдинг и С.Джонсон, писали эссе для газет. Несмотря на то, что большинство эссе того времени были либо политическими, либо сатирическими, субъективная эссеистика сохранилась в творчестве О.Голдсмита и лорда Честерфилда, чьи Письма к сыну (1774) своим практицизмом напоминают эссе Бэкона.

В конце 18 в. эссе как самостоятельная литературная форма получило распространение в США. В качестве тем, как правило, выступали политика и религия, хотя Б.Франклин успешно сочетал субъективное эссе с политической сатирой. Дж. Мэдисон с другими авторами Федералиста (1787–1788) развивал мильтоновскую традицию логичного и серьезного эссе, а В.Ирвинг стал первым крупным литературным эссеистом в истории США.

В первой трети 19 в. субъективное эссе расцвело под пером таких авторов, как Ч.Лэм, У.Хэзлитт и Т. Де Куинси в Англии, а также Р.У.Эмерсон и Г.Д.Торо в США. Этот период знаменателен также расцветом ежеквартальных литературных и политических журналов, вроде «Эдинбургского обозрения» (1802) и «Ежеквартального обозрения» (1809). Со временем тексты, печатавшиеся в них, потеряли свою личностную эссеистическую интонацию и превратились в то, что в современной журналистике называется «статьями».

Так называемая «викторианская эпоха» (середина и конец 19 в.) отмечена преобладанием «серьезного», или «формального» эссе. Наиболее известным из авторов этой эпохи был Т.Карлейль. Его эссе характеризовались эксцентричным литературным стилем, игрой цитатами, скрытыми аллюзиями и рваным ритмом. Уродливые стороны промышленного общества отталкивали многих авторов, в том числе Д.Рёскина и У.Патера. Одним из лучших эссеистов-викторианцев был М.Арнолд. Начав как поэт, он позднее обратился к литературной критике, а затем к критике социальной. Иногда в качестве его оппонента выступал Т.Гексли, популяризатор научных идей, в частности теории эволюции Ч.Дарвина. В отличие от Арнолда, защищавшего ценность классического образования, Гексли выступал за более широкое распространение научного образования.

Казалось, что в этой атмосфере общественных споров не оставалось места для субъективного эссе. Тем не менее последние десятилетия 19 в. дали миру одного из тончайших эссеистов в лице Р.Л.Стивенсона, более известного своими романами и повестями. Не будучи столь автобиографичен, как Лэм и Де Куинси, Стивенсон умел обсуждать даже такие предметы, как дарвинизм, используя глубоко личную интонацию.

М.Твен ввел в американскую литературу конца 19 в. новую, юмористическую разновидность субъективного псевдоавтобиографического эссе, с его специфическим повествователем – путаником и неумехой. Эта разновидность эссе сохранилась в 20 в. в творчестве таких авторов, как Р.Бенчли и Дж.Тёрбер. Стиль Твена, его простой разговорный язык сильно повлияли на более поздних авторов.

В 20 в. очень немного писателей получили известность исключительно благодаря своей эссеистике. Среди них следует отметить Р.Линда и Э.Б.Уайта. Ирландец Линд, писавший на протяжении 1930-х годов, оставил много томов забавных и остроумных коротких эссе на самые разнообразные темы. Эссе Уайта, по большей части печатавшиеся журналом «Нью-Йоркер» в колонке редактора, были тщательно отшлифованными сатирическими картинками жизни большого города. Среди современных авторов, чья эссеистика дополняет их романы, философские произведения или стихи, следует отметить Т.С.Элиота, Б.Рассела, Дж.Сантаяну, Дж.Оруэлла, О.Хаксли, У.Х.Одена, В.В.Набокова, Джойс Кэрол Оутс и А.Робб-Грийе. Блестящие субъективные эссе писали Вирджиния Вулф, Г.К.Честертон и Р.Лоуэлл.

Виды литературных жанров по форме

Литературных жанров существует достаточно большое количество. Каждый из них отличается набором только ему присущих формальных и содержательных свойств. Ещё Аристотель, живший в IV веке до н.э. представил первую их систематизацию. Согласно ей, литературные жанры представляли собой конкретную систему, закрепившуюся раз и навсегда. Задачей же автора был лишь поиск соответствия между своим произведением и свойствами выбранного им жанра. И на протяжении последующих двух тысячелетий какие-либо перемены в созданной Аристотелем классификации воспринимались как отклонения от стандартов. И только в конце XVIII века литературная эволюция и связанное с ней разложение укоренившейся жанровой системы, а также влияние совершенно новых культурных и социальных обстоятельств свели на нет влияние нормативной поэтики и позволили литературной мысли развиваться, двигаться вперёд и расширяться. Сложившиеся условия послужили причиной тому, что одни жанры просто канули в Лету, другие оказались в центре литературного процесса, а какие-то начали появляться. Результаты этого процесса (наверняка, не окончательные) мы можем видеть сегодня – множество литературных жанров, различающихся по родам (эпические, лирические, драматические), по содержанию (комедия, трагедия, драма) и другим критериям. В этой статье мы расскажем о том, какие бывают жанры по форме.

Литературные жанры по форме

По форме литературные жанры бывают следующими: эссе, эпос, эпопея, скетч, роман, рассказ (новелла), пьеса, повесть, очерк, опус, ода и видения. Далее — подробно о каждом из них.

1

Эссе

Эссе представляет собой прозаическое сочинение, характеризующееся небольшим объёмом и свободной композицией. Оно признано отразить личные впечатления или соображения автора по какому-либо поводу, но не обязано давать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос или полностью раскрывать тему. По стилю эссе свойственны ассоциативность, афористичность, образность и максимальная приближённость к читателю. Некоторые исследователи относят эссе к виду художественной литературы. В XVIII-XIX веках эссе как жанр доминировало во французской и английской журналистике. А в XX веке эссе было признано и активно использовалось крупнейшими мировыми философами, прозаиками и поэтами.

2

Эпос

Эпос является героическим повествованием о событиях прошлого, отражающим жизнь народа и представляющим эпическую реальность героев-богатырей. Обычно в эпосе рассказывается о каком-либо человеке, о событиях, в которых он принимал участие, о том, как он вёл себя и что чувствовал, а также говорится о его отношении к окружающему миру и явлениям в нём. Родоначальниками эпоса считаются древнегреческие народные поэмы-песни.

3

Эпопея

Эпопеей называют крупные произведения эпического характера и схожие с ними. Эпопея, как правило, выражается в двух формах: она может быть либо повествованием о знаменательных исторических событиях в прозе или стихах, либо продолжительной историей о чём-либо, в которую включены описания различных событий. Своим возникновением как литературного жанра эпопея обязана былевым песням, слагавшимся в честь подвигов различных героев. Стоит заметить, что выделяется и особый вид эпопеи – так называемая «нравоописательная эпопея», отличная своей прозаической направленностью и описанием комического состояния какого-либо национального социума.

4

Скетч

Скетч – это небольшая пьеса, главными героями которой являются два (иногда — три) персонажа. В наибольшей степени скетч распространён на эстраде в форме скетч-шоу, которые представляют собой несколько комедийных миниатюр («скетчей») продолжительностью до 10 минут каждая. Более всего скетч-шоу популярны на телевидении, особенно в США и Великобритании. Однако небольшое количество таких юмористических телепередач есть и в российском эфире («Наша Russia», «Даёшь молодёжь!» и другие).

5

Роман

Роман – это особый литературный жанр, отличающийся развёрнутым повествованием о жизни и становлении главных героев (или одного героя) в наиболее нестандартные и кризисные периоды их жизни. Многообразие романов настолько велико, что выделяют множество самостоятельных ответвлений это жанра. Романы бывают психологическими, нравственными, рыцарскими, китайскими классическими, французскими, испанскими, американскими, английскими, немецкими, русскими и другими.

6

Рассказ

Рассказ (он же — новелла) является основным жанром в малой повествовательной прозе и отличается меньшим объёмом, нежели роман или повесть. Корни романа восходят к фольклорным жанрам (устным пересказам, сказаниям и притчам). Для рассказа свойственно наличие небольшого количества героев и одной сюжетной линии. Нередко рассказы одного автора составляют цикл рассказов. Самих авторов часто называют новеллистами, а совокупности рассказов – новеллистикой.

7

Пьеса

Пьеса – это название драматургических произведений, которые предназначены для сценического исполнения, а также радио- и телеспектаклей. Обычно в структуру пьесы входят монологи и диалоги действующих лиц и различные авторские примечания, обозначающие места, где происходят события, а иногда описывающие интерьеры помещений, внешний вид персонажей, их характеры, манеры и т.д. В большинстве случаев пьесу предваряет список действующих лиц и их характеристика. Пьеса состоит из нескольких актов, включающих в себя более мелкие части – картины, эпизоды, действия.

8

Повесть

Повесть – литературный жанр прозаического характера. Он не имеет какого-то конкретного объёма, но находится между романом и рассказом (новеллой), коим он и считался вплоть до XIX века. Сюжет повести чаще всего хронологический – отображает естественный ход жизни, не имеет интриги, сосредоточен на главном герое и особенностях его натуры. Причём, сюжетная линия всего одна. В зарубежной литературе сам термин «повесть» синонимичен термину «короткий роман».

9

Очерк

Очерком принято считать небольшое художественное описание совокупности каких-либо явлений действительности, осмысленных автором. Основой очерка практически всегда служит прямое изучение автором объекта своего наблюдения. Поэтому и основным признаком является «писание с натуры». Важно сказать, что, если в других литературных жанрах ведущую роль может занимать именно вымысел, то в очерке он практически отсутствует. Очерки бываю нескольких видов: портретные (о личности героя и его внутреннем мире), проблемные (о конкретной проблеме), путевые (о путешествиях и странствиях) и исторические (об исторических событиях).

10

Опус

Опус в его широком понимании — это любая музыкальная пьеса (инструментальная, народная), характеризующаяся внутренней завершённостью, мотивированностью целого, индивидуализированностью формы и содержания, в которых чётко прослеживается личность автора. В литературном же понимании опус – это всякое литературное произведение или научный труд какого-либо автора.

11

Ода

Ода – лирический жанр, выражающийся в форме торжественного стихотворения, посвящённого определённому герою или событию, или же отдельное произведение такой же направленности. Изначально (в Древней Греции) одой называлось любая стихотворная лирика (даже хоровое пение), сопровождавшая музыку. Но с эпохи Возрождения одами стали называться высокопарные лирические произведения, в которых ориентиром служат образцы античности.

12

Видения

Видения относятся к жанру средневековой (древнееврейской, гностической, мусульманской, древнерусской и др.) литературы. В центре повествования обычно находится «ясновидец», а содержание пропитано потусторонними, загробными зрительными образами, которые являются ясновидцу. Сюжет излагается визионером – человеком, которому он открылся в галлюцинациях или сновидениях. Некоторыми авторами видения относятся к публицистике и повествовательной дидактике, т.к. в эпоху средневековья взаимодействие человека с миром непознанного было именно способом передать какое-либо дидактическое содержание.

Таковы основные виды литературных жанров, отличающихся по форме. Их многообразие говорит нам о том, что литературное творчество во все времена глубоко ценилось людьми, однако процесс становления этих жанров всегда был длительным и сложным. Каждый из жанров как таковой несёт на себе отпечаток определённой эпохи и индивидуального сознания, выражающегося каждый в своих представлениях о мире и его проявлениях, людях и особенностях их личности. Именно благодаря тому, что жанров так много и все они различны, любой творческий человек имел и имеет возможность выразить себя именно в той форме, которая более точно отражает его душевную организацию.

  • Рассказ и сладкова жалейкин и лягушонок
  • Рассказ и все таки наш рэй брэдбери
  • Рассказ и сказка чем отличаются
  • Рассказ и бунина молодость и старость
  • Рассказ и алтынсарина о чудесной судьбе ребенка