Новелла, рассказ, повесть
Нередко
новелла отождествляется с рассказом и
даже повестью.
В XIX
веке эти
жанры было сложно различить.
Повесть
отличается тем, что в ней сюжет
сосредотачивается не на одном центральном
событии, но на целом ряде событий,
охватывающих значительнейшую часть
жизни героя, а часто и нескольких героев.
Повесть более спокойна и нетороплива.
Новелла в русской литературе
В
русской литературе новелла — редкий
жанр.
Классическими
новеллами были произведения, составляющие
«Повести Белкина» А. С. Пушкина.
Это
короткое повествование, как правило, с
одним событием и с минимальным количеством
персонажей. Жанр родился в 14-15 в.в. Самая
яркая писательская фигура того времени
среди новеллистов – Д.Бокаччо. Новелла,
по существу, это рассказ, но с одной
обязательной финальной особенностью:
у нее неожиданный конец. Он, разумеется,
логичен, но чаще всего читатель ждет
иного разрешения действия. Это накладывает
на новеллу характер художественной
интриги и вообще делает все повествование
очень увлекательным. Особенно это
относится к приключенческим сюжетам,
ко всякого рода таинственным историям.
Рассказ —
малая эпическая прозаическая форма,
небольшое произведение с ограниченным
числом персонажей (чаще всего повествуется
об одном или двух героях). В рассказе,
как правило, ставится одна проблема и
описывается одно событие. Например, в
рассказе Тургенева «Муму» основным
событием является история приобретения
и потери Герасимом собаки. Новелла отличается
от рассказа лишь тем, что в ней всегда
неожиданный финал, хотя в целом границы
между этими двумя жанрами весьма условны.
Рассказ,
как и повесть, так же вид повествовательной
прозы и относится к эпическим жанрам.
Если повесть назвать малой прозой, то
рассказ это проза маленькая, «миниатюрная».
Размер среднего рассказа варьируется
от 2 до 50-70 печатных страниц. Вообще то,
это тема ещё одного крупного литературного
спора – 70 страниц — это рассказ, новелла
или может уже повесть? Однозначного
ответа нет, тут всё зависит исключительно
от содержания. На наш взгляд, для обычного
читателя это совсем не важно, поэтому
можете считать рассказом то, что меньше
этого объёма.
Рассказ,
это такое художественное произведение,
которое традиционно приурочено одному
событию в жизни человека. В рассказе вы
не сможете найти описания детства
главного героя, такого подробного как
повести, автор знакомит читателя с
героем ровно на столько, чтобы читатель
мог понимать, как сложилась описываемая
в теперешний момент ситуация. Многие
литературоведы считают, что писать в
жанре рассказа гораздо труднее, чем,
скажем, в жанре повести. Почему? –
спросите вы.
Дело
в том, что за короткий момент действия,
описанного в рассказе, автор раскрывает
существенные, типические черты жизни
героя. Рассказ читается и усваивается
легко, поэтому большинство классических
рассказов включают в школьную программу
по мировой и русской литературе. Мастером
рассказа в отечественной литературе
считается Антон Павлович Чехов. Его по
праву можно ставить у истоков «новой
литературы». Его рассказы показались
необычными и замечательными многим
читателям, на них написано великое
множество профессиональной литературной
критики. Рассказы Чехова так жизненны,
так как основной его творческий метод
– реализм. На самом деле жанров рассказа
также достаточно много:
•
Фантастический рассказ (Рей Брэдбри,
Айзек Азимов)
•
Фэнтезийный рассказ
•
Юмористический рассказ
•
Приключенческий рассказ
По
сравнению с новеллой рассказ считается
более «спокойным «жанром». Исторически
он предшествует новелле (появился во
времена Древнего Египта).
Рассказ —
это небольшое по объёму произведение,
содержащее малое количество действующих
лиц, а также, чаще всего, имеющее одну
сюжетную линию.
Для
рассказа, прежде всего в силу объема,
характерно наличие одной главной
проблемы, в отличие от повести или
романа, которые могут описывать множество
конфликтов и широкий круг проблем.
Чем отличается повесть от рассказа
В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе. Это может быть рассказ, повесть, роман, новелла. Каждый автор выбирает для себя тот или иной жанр написания, а кто-то даже работает в нескольких сразу. У каждого жанра есть свои отличительные особенности. Из данной статьи вы узнаете, чем отличается повесть от рассказа.
1
Что такое рассказ
Прежде чем говорить об отличиях вышеупомянутых жанров, нужно разобраться что собой представляет каждый из них по отдельности. Начнем, пожалуй, с рассказа.
Рассказом считается такой жанр эпической поэзии, которому присущи следующие особенности написания:
- Во-первых, рассказ сам по себе небольшой по объему. Зачастую он может быть написан на паре-тройке страниц, ну, или листов.
- Рассказ – это произведение, в котором освещается определенное событие. Именно ему отведено основное место в тексте. Произведение чаще всего реалистическое.
- В данном жанре не должно быть каких-то лирических отступлений, длинных описаний, предыстории. Тут все развивается стремительно, происходящее событие не растягивается на долгие годы.
- Написан может быть как от первого, так и от третьего лица.
- Любой рассказ имеет определенную структуру написания. Начинается он введением, где вкратце автор нас знакомит с главными лицами, рассказывает о месте и времени действия. Далее следует начало сюжета. Потом мы наблюдаем, как развивается сюжет. И, наконец, мы видим кульминацию, а затем и развязку сюжета.
- Примечательным также является тот факт, что в рассказе ограничено число персонажей. Это позволяет нам, как читателям, быстрее представить себе картину произведения, потому что не нужно “распыляться” на изучение и анализ множества действующих лиц при прочтении.
Мы перечислили основные особенности написания рассказа. Их в принципе достаточно для проведения сравнительной характеристики. Для того чтобы прочувствовать все нюанса данного жанра, можете прочесть, к примеру, рассказ “Старуха Изергиль” М.Горького, “Человек в футляре” А.Чехова.
2
Что такое повесть
С рассказом разобрались, теперь ознакомимся с тем, что собой представляет повесть.
Повесть – это один из жанров эпической поэзии, который характеризуется следующими особенностями:
- достаточно велика по объему, если сравнивать с рассказом и романом, то она по величине имеет среднее значение между ними;
- в повести описывается достаточно большое количество фактов и событий, однако они все объединены одним сюжетом;
- повесть является жанром только русской литературы, в литературе других стран такого термина не существует;
- в повести мы можем встретить и различные описания пейзажей, и лирические отступления, и предысторию;
- сюжет в повести может разветвляться и иметь несколько линий, зачастую главный персонаж принимает участие в судьбах других персонажей;
- повесть имеет повествовательный характер, это могут быть летописные, хроникальные и др. произведения, также произведения;
- в данном жанре произведений события протекают плавно, в основном, в хронологическом порядке, без каких-либо резких неожиданностей;
- чаще всего, это выдуманная история, а не реалистическая.
Чтобы конкретно прочувствовать данный эпический жанр, можете почитать такие повести, если вы их еще не читали: “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина, “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, “Шинель” Н.В.Гоголя и т.д.
3
Какие отличия между повестью и рассказом
Зная полностью характеристики и того, и другого вида жанра, мы смело можем сказать, чем же они все-таки отличаются. Итак, отличия между повестью и рассказом следующие:
- В первую очередь, они различны по объему: рассказ – меньше, повесть – больше
- Если в повести автор может описывать множество событий, которые объединены одним сюжетом, то в рассказе все внимание сконцентрировано только на одном событии.
- В рассказе малое количество персонажей, в повести же, наоборот, судьба главного героя может переплетаться с судьбами многих персонажей на протяжении всего произведения из-за разветвления сюжетной линии.
- Повесть, как жанр эпической поэзии, уникальна в своем роде, она присутствует только в русской литературе, в зарубежной же такого жанра нет. А рассказ существует как в русской литературе, так и в разных формах, в литературе других стран.
- В повести сюжет развивается плавно, неторопливо. В рассказе же все происходит стремительно.
- В повести могут присутствовать и авторские отступления, и описания, и предыстория. В рассказе же такого нет.
Разобраться в отличиях между повестью и рассказом порой достаточно непросто, и многие литературоведы не всегда это могут. Однако прочитав нашу статью, вы сможете с легкостью определить грань между рассказом и повестью, так как теперь вы знаете все нюансы написания произведений и в том, и в другом жанре.
Неискушенные читатели могут испытывать проблемы при определении литературного жанра. При этом разница между романом и рассказом весьма очевидна. Эти произведения имеют совершенно разный объем. Однако определить, чем конкретно отличается рассказ от повести, бывает проблематично. Чтобы установить принадлежность литературных произведений к этим направлениям, важно разобраться в терминологии.
Что такое рассказ
Сейчас этот жанр определяют по ряду критериев. Они отображают объем и фактичность изложения. Также для этого направления характерно отсутствие дополнительных сюжетных линий и выраженность кульминации. При написании этого литературного произведения автор использует выразительные детали.
Это означает, что рассказом называют относительно небольшое произведение, которое написано в прозе и отличается четкостью составления композиции. В нем придуманное событие помогает раскрыть характер персонажей или представляет собой своего рода фокус, проявляющий мотивацию героя.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»
Чтобы сделать произведение достоверным, автор использует специальные приемы. Он делает развитие действия акцентированно важным, а каждый элемент повествования – значимым. При этом все они ограничены по времени. В таких произведениях не бывает множества персонажей. В центре внимания обычно находится один герой, тогда как остальные – играют второстепенную роль.
Филологи связывают появление этого литературного жанра с фольклором – сказками, пересказами, притчами. При этом рассказ как краткое повествование о конкретном событии или эпизоде появился достаточно поздно. За время своего существования он проходил много последовательных этапов и развивался параллельно с другими жанрами.
Во время становления этого направления границы между жанрами были размыты. К примеру, Пушкин и Гоголь называли свои произведения, напоминающие рассказы, повестями.
В середине девятнадцатого века жанр начал обозначаться точнее. К примеру, Толстой называл «Метель» рассказом, а «Записки маркера» – повестью. Среди литературных произведений девятнадцатого и двадцатого веков большее распространение получили рассказы.
Что такое повесть
Под этим термином понимают средний эпический жанр, в котором описан не один, а сразу несколько значимых событий из жизни персонажа. Они говорят об его отношении к жизни социума, важным событиям в истории и человеческим судьбам. Для такого произведения может быть характерен сложный сюжет. При этом действие зачастую развивается в разные периоды времени.
Композиция обычно включает отступления, портреты персонажей, описания пейзажей. Все эти элементы помогают добиться глубины содержания и полностью раскрыть идею автора.
Содержание такого литературного произведения может базироваться на фактах или нестандартной жизненной истории. Также в основу нередко ложится фантастический вымысел или научная гипотеза. Потому жанр отличается разнообразием. Повести бывают фантастическими, социально-бытовыми, приключенческими, историческими.
Появление этого направления в литературе связано с древнерусскими летописями. В тот период само слово «повесть» означало «весть об определенном событии». Этим термином называли произведения, написанные в прозе, а не в виде стихотворения. Они повествовали о событиях, которые имели место в те времена. В зависимости от направления выделяли летописи, жития, воинские повествования, хроники.
В семнадцатом веке появились произведения о жизни обычных людей. Они назывались светскими. Именно эти произведения стали основой жанра, который получил развитие в литературе девятнадцатого и двадцатого веков. При этом в центре таких произведений неизменно находится судьба основного персонажа и описание его обычной жизни.
В девятнадцатом веке повесть стала излюбленным жанром знаменитых русских писателей. Его предпочитали Пушкин и Гоголь. Впоследствии к повестям обращались Тургенев, Достоевский, Бунин и Толстой. Во времена СССР такие произведения писали Гайдар, Астафьев, Погодин.
Примечательно, что повесть считается достоянием русской литературы. Зарубежные авторы пишут романы и новеллы.
В чем отличие?
Между рассматриваемыми жанрами есть весьма существенная разница. Она касается следующих аспектов:
- Размер повести бывает разным и может достигать сотен страниц. Рассказ обычно занимает десятки страниц.
- Рассказ характеризуется четким и динамичным сюжетом. При этом повесть отличается неторопливым и размеренным изложением.
- Для повести не характерно наличие интриги. В содержании этого литературного произведения раскрываются достоверные факты из жизни персонажа. При этом в рассказе обычно описывается один случай из жизни героя. Иногда может присутствовать и несколько событий.
- Автор повести старается отразить фактическую и историческую правдивость. При этом рассказом называют достоверный вымысел.
- Рассказ имеет одну сюжетную линию. Характерной чертой повести считаются дополнительные линии, которые сплетаются с основой.
- Повесть характеризуется использованием приемов, которые помогают замедлить действие. К ним относятся лирические отступления, описания, портреты персонажей. В рассказе таких элементов нет.
Сравнительная таблица
Основные отличия рассматриваемых литературных жанров представлены в таблице:
Повесть | Рассказ |
Имеет больший объем. | Отличается меньшим размером. |
Включает больше персонажей. | Имеет минимум героев. |
Отличается описанием нескольких событий, которые объединяются единым сюжетом. | Описывает одно событие, вокруг которого концентрируется действие. |
Сюжет развивается равномерно и плавно. | Показывает отдельный эпизод, без предысторий. |
Имеет простую композицию. | Может обладать обратной композицией. |
Итоги
Повесть и рассказ – распространенные жанры, которые имеют целый ряд отличий. Разница касается размера произведения, развития сюжетной линии, количества персонажей.
Рассказ в литературе – это основной жанр малой повествовательной прозы, меньшая по объёму форма художественного произведения, нежели повесть или роман. При этом автора рассказов принято именовать новеллистом.
Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию. Что же еще отличает этот жанр малой повествовательной прозы от других видов и форм повествования?
Содержание
- Характерные черты жанра
- Деталь – основа рассказа
- Основные жанры рассказа
- Авторы зарубежных рассказов
- О. Генри Дары Волхвов анализ
- Рассказ и новелла
- Рассказ в русской литературе
- Шолохов Судьба человека анализ
Характерные черты жанра
Для рассказа, прежде всего в силу объема, характерно наличие одной главной проблемы, в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг проблем.
Рассказ восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.
К данному жанру близки другие формы эпоса: очерк, новелла, эссе. От них рассказ отличается нейтральным характером подачи материала. Правда, это не значит, что он скучнее и чопорнее «малых» собратьев.
Бывают фантастические, приключенческие, детективные рассказы, «рассказы в рассказе», рассказы-загадки, как у Эдгара По или Милорада Павича. Жанр настолько разнообразен, что назвать его общие черты непросто. И всё-таки попробуем это сделать.
Типичная структура классического рассказа: завязка, кульминация, развязка. Но это лишь классический вариант. Ещё романтики начала XIX века ценили в рассказе неожиданный «соколиный» поворот (т. н. «пуант»), который соответствует в поэтике Аристотеля моменту узнавания или перипетии.
Вот ещё несколько признаков, намекающих, что перед нами рассказ:
- привязка к конкретной теме, обычно озвученной в названии;
- наличие одной чётко выделенной сюжетной линии;
- ограниченное число персонажей (от 1 до 3 главных и до 10 второстепенных);
- присутствие завязки, основной части, развязки;
- разрешение заявленной проблемы в кульминационном моменте повествования.
Разграничение рассказа и “крупных форм” в значительной степени условно. Так Один день Ивана Денисовича считается рассказом, хотя имеет характерные признаки (объем, множество персонажей, масштаб рассматриваемой проблемы) романа. И, напротив, не большие по объему произведения Паоло Коэльо считаются романами.
Деталь – основа рассказа
Деталь – это ключевое понятие для восприятия рассказа. Деталями называют существенные вещи, которые присутствуют в описании внешности героя, обстановки, в которой проживает герой, в описании его манеры двигаться и говорить.
Детали способны многое рассказать о том, кем является герой, как он живет, каким мировоззрением обладает. Деталь позволяет раскрыть сущность героя рассказа через ее внешние проявления. Поэтому при чтении рассказа следует особое внимание обращать на мелкие детали, привычки героя, его особенности, определяющие исключительность, уникальность персонажа.
Рассказ может иметь сюжет, т.е. повествовать о конкретных событиях, происходящих в жизни героя. Но бывают рассказы без сюжета. Ярким примером такого произведения является рассказ И. А. Бунина «Красавица».
Рассказам одного автора свойственна циклизация. В традиционной модели отношений «писатель-читатель» рассказ, как правило, публикуется в периодическом издании. Накопленные за определённый период произведения затем издаются отдельной книгой как сборник рассказов.
Основные жанры рассказа
Жанровое разнообразие рассказа в настоящее время огромно. Исходя из тематики, рассказы можно условно распределить на следующие основные категории:
Любовные. Любовь – неотъемлемая часть жизни. Истории о любви обычно нравятся читателям, потому что взывают к эмоциям и страстям. Сюжеты любовных рассказов, как правило, похожи.
Мужчина встречает женщину. Он находит ее восхитительной и очаровательной, но, несмотря на влечение, путь истинной любви не всегда бывает гладким. Влюбленным противостоят родители или общество. Возникает конфликт. В конце концов, преграды оказываются преодолены, и возлюбленные обретают счастье. Иногда на горизонте появляется соперник возлюбленного.
Если в итоге злодей или соперник наказан, а герой женится на любимой женщине, то по существу это комедия. Если в жестоком столкновении побежден герой, мы читаем трагедию. С небольшими изменениями в деталях, именах и обстановке почти все любовные истории следуют этой схеме.
В рассказе Бунина «Кавказ» счастью влюбленных противопоставляется трагедия обманутого мужа. В глазах жены он предстает досадной помехой, жестким человеком. Но на деле герой оказывается ранимым и, не в силах пережить предательство супруги, в финале кончает жизнь самоубийством.
- Приключенческие. В рассказах этого типа сюжет строится вокруг героических подвигов и рискованных приключений. Писатели переносят читателей в неприступные джунгли, на необитаемые острова, населенные диковинными птицами и животными, в непроходимые горы, на дно океана, на поиски сокровищ и захватывающих открытий.
Например, рассказы Киплинга, в том числе составляющие известную «Книгу джунглей», – это настоящие приключенческие истории. Действие в них происходит в индийских джунглях, а главный герой – мальчик Маугли, воспитанный волками.
- Детективные. В этих рассказах речь идет о преступлении и его расследовании. Преступники убегают от полиции, но правосудие в итоге торжествует. Интерес для читателя заключается в том, чтобы разгадать тайну. Действие постоянно подогревается ожиданием развязки.
Известные авторы детективных рассказов – Конан Дойль, Жорж Сименон, Агата Кристи. Героям этих историй, как, например, Шерлоку Холмсу, удается выследить даже самых коварных преступников.
- Психологические. Они показывают, как в определенных жизненных обстоятельствах и ситуациях действует обычный человек. В психологических рассказах интерес сосредоточен главным образом на мотивах героя и конфликте с самим собой, который ему приходится преодолевать. Психологический рассказ строится на внутренних переживаниях героя.
К мастерам психологического анализа можно отнести Куприна. В основе его рассказа «Штaбc-кaпитaн Pыбникoв» лежит психологическая борьба двух героев: иностранного шпиона Рыбникова и сотрудника газеты Щавинского.
- Научно-фантастические. В этих рассказах речь идет о научных фактах, но подаются они в художественной обработке. Предмет рассказа составляют различные научные явления, но трактуется скучный материал творчески.
Рассказы Герберта Уэллса, Айзека Азимова, братьев Стругацких являются прекрасным образцом этого жанра. Под видом фантастических допущений авторы зачастую говорят о волнующих их проблемах реального мира.
Например, в известном рассказе Стругацких «Шесть спичек» главный герой в результате нейтринного облучения мозга обретает сверхспособности, например, телекинез. В результате герой с сильным нервным истощением оказывается в больнице. В рассказе отразилась обеспокоенность того времени экспериментами с радиацией.
- Социальные. В этих историях затрагиваются социальные проблемы, свойственные любому обществу. Цель рассказа – показать сложные социальные проблемы. Эти рассказы могут послужить исправлению пороков общества.
Например, в рассказах Джона Голсуорси мы зачастую видим конфликт между обществом и личностью. Господствующие в обществе обычаи и нравы ставятся автором под сомнение. Он размышляет на такие темы, как социальное неравенство, распределение богатств, несправедливость социальных законов и другие.
Авторы зарубежных рассказов
Перечислить всех, кто писал в интересующем нас жанре, невозможно: для этого придётся назвать имена абсолютного большинства литераторов, творивших в период от античности до наших дней.
Непревзойдёнными мастерами в этой области считаются Дж.Чосер, Дж.Боккаччо, О.де Бальзак, С.Моэм, Ги де Мопассан, О.Генри, Р.Бредбери, Р.Акутагава.
Проанализируем по плану рассказ О. Генри «Дары Волхвов».
О. Генри Дары Волхвов анализ
- Центральная тема — дарение, дар. Что такое подарок? Каким он должен быть? В чём его смысл? Заголовок произведения намекает на библейский сюжет, связанный с поклонением волхвов Младенцу Христу. Мудрецы привезли Иисусу лучшее, что у них было. А как поступают герои нашего повествования?
- Сюжет укладывается в одно предложение: небогатые молодые супруги Джим и Делла готовят друг для друга рождественские подарки и, чтоб достать на это денег, расстаются с самым дорогим, что у них было.
- В произведении два главных героя и несколько дополнительных персонажей (зеленщик, мясник и другие).
- Завязка – это сообщение о том, что супруги жили бедно, но им понадобилось купить подарки. Она представляет собой исходные условия задачи. Основная часть повествует о том, каким образом каждый из молодых людей справился с задачей. Развязка – эпизод обмена подарками.
- С момента, когда Джим заходит в комнату и видит, что Делла подстригла свои великолепные волосы, начинается кульминация истории. Оправдываясь перед любимым, девушка сообщает, что сделала это ради того, чтобы подарить ему цепочку для часов.
Джим признаётся, что продал часы ради покупки гребней. А мы, читатели, любуемся красотой обоих поступков и понимаем, что любовь – это радостная жертва, делающая нас лучше.
Рассказ и новелла
К жанру рассказа близок жанр новеллы. «Новелла» переводится с итальянского как «повесть».
Новелла несколько отличается от рассказа тем, что в произведении такого рода обязательно можно наблюдать стремительно развивающийся и напряженный сюжет, который разрешается неожиданным финалом. Большим мастером новеллы был французский литератор Анри Рене-Гюи Альбер де Мопассан.
Соотношение терминов «рассказ» и «новелла» не получило однозначной трактовки в российском, а ранее советском литературоведении. Большинству языков различие между этими понятиями вообще неизвестно. Б. В. Томашевский называет рассказ специфически русским синонимом международного термина «новелла».
Другой представитель школы формализма, Б. М. Эйхенбаум, предлагал разводить эти понятия на том основании, что новелла сюжетна, а рассказ — более психологичен и рефлексивен, ближе к бессюжетному очерку.
На примере творчества О. Генри Эйхенбаум выделял следующие черты новеллы в наиболее чистом, «незамутнённом» виде: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.
Рассказ, в понимании Эйхенбаума, не отличается от новеллы объёмом, но отличается структурой: персонажам или событиям даются развёрнутые психологические характеристики, на первый план выступает изобразительно-словесная фактура.
Разграничение новеллы и рассказа получило в советском литературоведении определённую, хотя и не всеобщую поддержку.
Рассказ в русской литературе
В России пик популярности жанра пришёлся на вторую половину 19 века. Его мастерами стали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.П.Платонов, М.А.Шолохов, А.И.Солженицын.
Например, «Гранатовый браслет» А.И.Куприна так насыщен переживаниями героев и размышлениями автора о проблеме истинной любви, что тяготеет к жанру повести, а многие «романы» начинающих авторов так бесхитростны, что их скорее можно сравнить с небольшими эссе.
Неудивительно, что И.А.Бунин советовал молодым писателям оттачивать мастерство именно в рассказе. Глубокое и ровное дыхание, необходимое, чтобы написать роман, вырабатывается на ежедневных интенсивных тренировках по рассказыванию всевозможных историй.
А.П.Чехов называл краткость сестрой таланта и на собственном примере показал, какие большие художественные и человеческие задачи может решить даже самое скромное по объёму литературное произведение.
Рассмотрим рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».
Шолохов Судьба человека анализ
- Он посвящено теме «Человек и война» и по масштабу приближается к роману, ведь судьба Андрея Соколова типична для миллионов жителей послевоенной страны.
- Сюжет касается жизни главного героя в мирное, а затем – военное время, его отношений с женой, радости отцовства, затем – ухода на фронт, пленения, побега, возвращения на Родину, потери близких и обретения новой надежды в усыновлении маленького мальчика Вани, которого тоже осиротила война.
- Главных героев двое: взрослый мужчина и ребёнок.
- Завязка – встреча рассказчика с Соколовым и Ваней у разлива реки. Основная часть – история Андрея. Развязка – вывод о силе человеческого духа, о побеждающей силе сострадания и любви.
- Кульминация – сцена, когда Соколов «признаётся» мальчику: «Я – твой отец», а тот, дрожа от волнения, кидается к нему на шею с криком: «Папка!». На войне нет своих и чужих. Смерть разлучает людей, а любовь – воскрешает к жизни.
Читайте также: Ранобэ – что это такое и примеры японских новелл.
Таким образом, рассказы о приключениях и нравственные истории из прошлого имеют мало общего с современным рассказом. Эта художественная форма претерпела постепенную эволюцию.
Теперь темой для рассказа может послужить любое явление окружающего мира. Современный автор рассказов – внимательный наблюдатель, изучающий общественную жизнь и человеческие характеры.
Источники:
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
- Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.