Рассказ игоря левшина полет

Брызги от волны, разрубленной форштевнем «Деликаты», до верхней палубы не долетали. Но водяная пыль мочила страницы. Корабль шел ходко, резал волны наискось, и гигантские противовесы в трюме не до конца компенсировали качку. Покачивало легко, не до тошноты. Как раз чтобы ощутить себя путешественником, а не жильцом комфортной двенадцатиэтажки, каким-то чудом скользящей по поверхности Атлантического океана со скоростью двадцать узлов.

Алекс и Карл встречались на верхней палубе, не сговариваясь. Разговоры были странноватые. Оба немолодые и крупные, появлялись в массивных наушниках — как подростки. И разговаривали больше о музыке.

В восемнадцатом Алекс уже стал, мягко говоря, состоятельным. Отчасти и медиаперсоной, его лицо иногда узнавали. Интервью он не любил, но положение обязывало. Круиз на «Деликате» недешев, бедняков тут не было, но уровня Алекса было человека два-три от силы, и Алекса они не интересовали. В основном же океан пересекали семьи среднего класса. Карл не обладал и тысячной частью состояния Алекса, но это вряд ли было заметно постороннему. Одеты примерно одинаково, держатся похоже: равнодушны и вежливы.

Алекс и Карл лежат в топчанах на верхней, двенадцатой палубе. Холодно. Ветер. Закат разгорается. На них куртки, ноги укутаны пледами. Рядом с Карлом стакан бакарди с колой, сбоку от топчана Алекса кружка с остывшим грогом. Рядом раскрытая книга страницами вниз, обложка влажная. Алекс пятый раз перечитывает Nocturnes Кадзуо Ишигуро. Это рассказы о музыке, вернее, о музыкантах. Один из героев любит джазовые стандарты 40-х и 50-х. Но не как сырье для импровизаций, он любит их в оригинальном исполнении. Алекс тоже. Такую музыку он и слушает. Ему нравятся оркестровки тех времен, со скрипкой в бэкграунде, грубоватые, но не брутальные голоса, сдержанные эмоции. От Unforgettable в исполнении Ната Кинга Коула он готов заплакать. Не плачет все же. Карлу понятны его пристрастия, но он предпочитает довоенный аутентичный блюз. Сон Хаус — один из его кумиров, например.

Под мелодии 50-х Алекс думает о сыне. Он часто вспоминает его последние месяцы.

— Я ценю твою свободу. Иначе бы мы не были здесь. Но свобода одних кончается там, где…

— Папа…

— Погоди, я не собираюсь начинать по сотому кругу старую песню. Мы договорились. Все. Скажи мне просто как… Не как отцу, а как…

— Папа. У меня нет подружки, с которой я хотел бы познакомить любимого папу. Я не состою в подростковой банде, это слишком романтично. Я пуст. У тебя пустой сын. Просто прими это. И хэв фан — уже залезая своими ступнями сорок шестого размера в кроссовки, больше похожие на бутсы.

Карл сдвигает наушник и жестом привлекает внимание. Алекс поворачивается, плед падает на полированные планки палубы. Они перекидываются почти случайными фразами, вновь возвращаются к созерцанию закатного атлантического неба и к своей музыке. Через несколько минут обмен репликами возобновляется. Иногда стартуя с места, где разговор оборвался, иногда с темы другой абсолютно.

Или оба стоят у высокого поручня на носу лайнера. Заглядывают вниз, за­крывшись на все молнии (что не помогает). Там впечатляющие даже с такой высоты валы, всплески сероватой пены поверх серого с прожилками океана. Поручни вибрируют. Говорить почти невозможно: ветер шумит, а уши закрыты капюшоном. На носу только Алекс и Карл, мелкий дождь, усиленный двадцатью узлами хода, сечет куртки. В середине палубы по кольцу вокруг рубки нарезает круги девушка в плаще и кроссовках со светодиодами. На корме группка подростков хохочет и громко разговаривает на смеси английского с итальянским.

История успеха Mishusty похожа на фантастический рассказ. Не совсем: есть драма, неожиданные повороты, но нет хеппи энда. У Алекса был хороший контракт в одной из фирм в Пало Альто, в Долине. У него был доступ к мощным компьютерам, много идей, но идеи не очень-то там ценятся. Там у всех идеи, их собирают со всего света и привозят со всего света, в надежде, что это их идея сделает их самих, хозяев идеи, миллиардерами через какие-то полгода. Алекс так бы и менял один стартап, не оправдавший венчурных инвестиций, на другой неоправдавший. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Но и счастья не было. Удача — разве что.

— Какую музыку слушал твой сын?

— Не знаю. Я слышал какие-то обрывки из его комнаты иногда. Когда к нему приходили. А приходили к нему редко. Он слушал музыку в наушниках.

— Мой слушал Radiohead. Мне непонятно это увлечение. Не самая плохая музыка, безусловно. Но даже в наше время… Я превращаюсь в ворчуна.

— Он слушал что-то электронное. Мне не нравилось. Может быть, если бы я интересовался музыкой, контакт был бы более тесным? Нет, вряд ли.

Мать осталась в Санкт-Петербурге со своим обездвиженным отцом. Он и сын звонили по дешевой карточке раз в неделю, иногда чаще. Она не умела пользоваться скайпом. С этим Алексу повезло. Ее звали Мария, она была художник. В старом смысле. Живописец, дочь живописца, воспитывалась на Фальке и Гончаровой.

— Тебе нравились ее картины, наверное?

— Да! Она очень талантлива. Не думаю, что ты когда-нибудь услышишь это имя.

— Сын тоже рисовал?

— Нет. Кажется, нет. Не видел.

Сын Алекса умер от передоза. Алекс не смог позвонить жене в Питер и все рассказать. С этого начинается история Mishusty.

Алекс начинал разработчиком программ, распознающих и синтезирующих речь. У него было много записей разговоров с сыном, которые он использовал в своей базе данных. Он сказал ей, что сын поехал в какой-то лагерь современных хиппи и буддистов, в пустыню в Неваде, где с ним нет связи (так как ради этого они и едут туда). Он будет приблизительно через месяц. За месяц все было готово.

Мария звонила. Алекс набирал в ответ текст на ноутбуке, который связывался с вычислительными кластерами в Беркли, выхватывал нужные отрывки речи сына из базы данных и переправлял в телефон.

— Ты какой-то странный стал после этой поездки, — говорила Мария.

— Мама. Не выдумывай, пожалуйста, там у себя.

— У тебя все хорошо?

— Ам файн, мама. Люблю. Пока.

Как-то Карл и Алекс обедали за одним столом на палубе развлечений, не на верхней палубе. Карл набрал себе в буфете прошутто и салата с сельдереем. Алекс пил кофе с марципаном.

— Это было тяжело? Представляю себе. То есть не представляю. Нет, представляю, видимо.

— Да, тяжело.

Положив трубку, Алекс нырял лицом в подушку и рыдал. Поначалу долго. Через месяц по нескольку минут. Потом изредка.

— И она не разу ничего не заподозрила?

— Думаю, да. Но что? Она чувствовала неладное, но все это было из набора фантазий матери, у которой сын через океан. Другим мерещится и не такое.

— Ведь были сбои?

— Конечно. Были странные ответы. Ну и что? Любой странный ответ сгодится на то, чтобы занять свое время беспокойными мыслями.

— Это конечно.

Карл резанул ножом тарелку под прошутто. Алекса передернуло от ультразвука. Улыбнулся, отодвинул тарелку, пошел за чаем.

— Что же, она не пыталась приехать?

— Отец. Потом уже собственное здоровье не позволяло. Ну и я творил чудеса изобретательности, отговаривая.

Отец ее умер. Она стала свободна. Но больна. И она прожила недолго после смерти отца.

К этому времени Алекс съездил в Россию. Он пробыл с ней полгода в Питере.

«Деликата» летела по волнам из Монреаля в Амстердам, по касательной задевая Гренландию и Исландию. Почти по маршруту трансатлантических авиалайнеров. В Гренландии сделали крюк, заглянув в Илулиссат, залив, где рождаются айсберги. Ветер был невыносим. Но они вынесли. Горы пятидесятиметровой высоты, вовсе не белые, а синие, зеленые или серые — в зависимости от освещения, — откалывались с грохотом, гнали волну. И неспешно дрейфовали.

— Фак, — сказал Карл.

У Карла светлые волосы, глубокие залысины. Его родители — шведы из Пенсильвании.

Из Питера оба, и он, и Мария, разговаривали уже с программой. Разговоры между людьми бессмысленны. Исключения редки. Близкие люди говорят ни о чем. Им важно услышать голос, попытаться по интонации угадать настроение. Домыслить недосказанное.

— Сына, ну скажи еще что-нибудь. Что ты делал сегодня?

— Мама. Да ничего особенного. Так. Как сама?

— Да ничего, ничего. Спина болит, но в моем возрасте… говорят, если ничего не болит, значит, ты умер. Ну вот папа вырывает трубку. Цюлюю, Мишустик!

Карл сказал: даааа… я бы не смог.

Алекс хотел что-то ответить, но передумал.

После смерти Марии Алекс вернулся, вскоре перебрался в Сан Диего. Там хорошо, но жарко. У него была хорошая работа. Уже не имевшая ничего общего с речью.

Но несколько человек из его лаборатории в Беркли знали о проекте. В одиночку он бы не потянул. Через полгода Скотт робко предложил ему встретиться где-нибудь посередине — в Лос-Анджелесе или Санта Монике — и поговорить о возможности дальнейших разработок. Алекс наорал на него, и полгода об этом никто не заикался. Его босс Лучиано (полуитальянец-полумексиканец) оказался хитрее. Он сказал:

— Алекс. Я все понимаю. Не торопись орать на меня. Мы ничего не заработаем на твоем софте. Но он нужен людям, ведь он был нужен тебе. Необязательно обманывать… прости, я не имел в виду. Кто-то же говорит со стенкой в общаге, воображая, что это его мать или сбежавшая подруга. Кто-то просто одинок. Очень одинок. Он установит программу. Деньги мы отдадим в медицинские центры реабилитации наркозависимых. Ты мне веришь?

— И ты поверил? — Карл не смог сдержаться, долго смеялся.

Поверил или захотел поверить. Но Лучиано и не обманул как бы. Год он выжидал, исправно переправлял деньги в реабилитационный центр. Но, конечно, вел переговоры с венчурными капиталистами.

Между тем, бесплатные пользователи Mishusty множились со скоростями соцсетей 2010-х. Алекс видел, что его программа нужна людям. Не то что нужна! Она стала необходимостью, как когда-то — мобильные телефоны и GPS.

По всей Земле люди беседовали с Mishusty-персонажами. Одни — зная, другие — нет. Мужья звонили женам «из офиса», валяясь с бабами на гавайских пляжах, подчиненные морочили голову боссам, дети — родителям, бабушкам. Но не это, как выяснилось, самая жирная часть статистического «пирога».

Еще во времена расцвета соцсетей стало ясно, что человеку не нужно знать, что происходит в чуждом ему мире. Цукерберг, которому было тогда двадцать с небольшим, понял, что пользователю соцсети Facebook надо подсовывать не новое, а то, чем он и так уже интересуется. Он получал то, что «лайкал», выстраивая вокруг себя уютный мир-пузырь. Люди стали жить в мирах, где все думали примерно так же, как они сами, любили примерно то же и тех же. Отголоски новостей и мнений из чужих миров либо раздражали, либо служили пикантной приправой, вроде соуса табаско к фетучини.

Отсюда уже был один шаг к Mishusty.

— И ты не знал, к чему все это идет?

— Нет, конечно. Ну то есть что-то такое думал. Одиночество, все такое. Но чтобы все это настолько…

Карл остановился (они шли в бар на корме), поглядел на Алекса.

— Ну а ты мог себе представить в 2000-х, что обратишься в свое Агентство? Что это будет еще-одной-услугой?

— Нет, конечно. Ты прав.

— И ты прав.

— ОК. А что ты думаешь о русской музыке: Прокофьев, Стравинский? Ты слушаешь русскую музыку?

— Редко.

Сам Алекс нечасто пользовался Mishusty. В разные времена у него было от двух до дюжины мишусти. В конце концов, он не мог не пользоваться ими для тестирования. Беседовал он с мишусти редко. Иногда даже он, спец и создатель, путал реальных людей с мишусти.

Некоторые звонки были странные.

— Хэлло. Вы не знаете меня, но я знаю вас. Не торопитесь вешать трубку. Впрочем, я знаю, что вы трубку не повесите.

— Откуда такая уверенность?

— Я не мишусти. Но и не человек. Ха-ха.

— Кто же вы? Плюшевый медведь? Дух моего BMW?

— Вот видите, вы же не вешаете трубку. Давайте не будем тратить время на пустое. Поговорим о том, что вас интересует.

— Что?

— Ад.

— Ад?

— Ну да, конечно. Нет-нет, я в курсе, что вы нерелигиозны. Но, согласитесь, эта тема вас ээ… занимает. Более, чем вам хотелось бы.

— Вот как. Допустим. А что, собственно, вам известно о предмете?

— Об Аде? Все, ха-ха.

— То есть вы намекаете, что…

— Шер Алекс, впереди нас ждут увлекательные беседы. Много-много долгих бесед. Но сейчас я вынужден вас покинуть. Неотложное дело. Мы тоже, увы, не располагаем своим временем. Я скоро вернусь.

Он возвращался, и они беседовали подолгу.

Алекс рассказывал Карлу о своих беседах с мишусти-сатаной. Карла это не удивило. Да и никого уже не удивляло. Чисто технически у платформы Mishusty был открытый API, третьи фирмы могли «прикрутить» что угодно — на этом и держался бизнес Лучиано, Алекса, Скотта и Чинь, их новой CEO. Но дело было уже не в этом. Все как-то пошло вразнос.

— Почему ты решил убить меня? — спрашивал Алекс Карла. И не один раз спрашивал.

— Ты же знаешь.

И да и нет. Алекс знал, что у Карла тоже погиб сын. Не от передозировки, но от зависимости — мишусти-зависимости. Желая от нее избавиться, он, вместо того чтобы обратиться к докторам, сбежал в тот самый лагерь в пустыне, в пятидесяти милях от Вегаса. Никаких хиппи или буддистов там давно не было, это Алекс выдумал. А вот доступ к электронным средствам коммуникации там и впрямь был перекрыт.

Но Алекс в душе не верил, что это было единственным объяснением.

— Сколько ты отдал Агентству за разрешение?

— Ох… Много. Очень много. Для меня — очень много. Ты знаешь, я же бизнес-ангел средней руки. Ну или бизнес-демон, если угодно. Средней руки по-любому.

— Это я как раз понимаю. Не сутенера замочить. Там ведь аукционный принцип. Желающих убить меня, я думаю, уже миллионы.

— Как-то так. А тебе это зачем? Ты же не веришь в рай и мученическую смерть?

Этот вопрос Карл тоже задавал уже дюжину раз. И Mishusty, и Happy Shot Agency они обсуждали за время круиза, который подходил к концу, бесчисленное число раз. Но чаще они говорили о музыке. Уже трудно было найти уголок мировой музыки, в который они не заглянули. Песни пигмеев (Карл), бойкие или за­унывные мелодии молдавских и венгерских евреев (Алекс), индонезий­ский гамелан (Карл), русские рок-барды (Алекс), гэльские и бретонские волынки (оба).

— Но почему ты решил, что я, прости господи, сатана? Я не говорил этого. Я говорил, что знаю все об Аде. Это так. Ну немного приврал.

— Больше похож на демона, чем на ангела. Энивей.

— Камон, братишка. Не более демон, чем ты. Хотя… Ты чо правда демон, чувак?

— Я не демон. А ты? Сказать, кто ты?

— Весь внимание.

— Ты болтун. Я даже не знаю, программа ты или человек… или кто. Но ты болтун.

— Ха-ха-ха. Ну да. И это тоже.

Карл говорил, что по условиям Агентства это должно, вроде бы, произойти неожиданно. И это не как на дуэли. Тут оружие не выбирают. Бумаги подписаны, дело за Карлом.

— Хорошо. Так спрошу: это доставит тебе удовольствие?

— Нет, конечно. Хотя… если честно. Этого же никто не знает, Алекс. Как вряд ли кому удастся представить себе, что он будет чувствовать в те несколько мгновений перед самой смертью. Возможно, я испытаю какой-то… ну, что ли, восторг. Нет, не думаю.

— Я почему-то тоже не думаю.

На излете круиза «Деликата» завернула к Лафонтенским островам, потом заскользила вдоль изрезанных берегов Норвегии.

В одном из фьордов (Алекс тут же забыл название) они высадились. Автобус по серпантину поднял их на смотровую площадку Стены Троллей. Когда-то это место было лагерем бейс-джамперов. Здесь около километра отвеса. За время такого полета можно раскрыть парашют не торопясь, насвистывая песенку, но несколько человек таки разбились насмерть, и прыжки запретили. В тот день середину Стены Троллей перерезало облако, дна видно не было, только белые сумбурные клочья в полукилометре под ними. «Деликаты» тоже не было видно. Даже непонятно было, где ее искать там, внизу.

Алекс заметно волновался. Карл тоже. Они оторвались от экскурсии.

— Кстати, ты любишь Грига?

— Почему ты спросил? А, ну да. Он же норвежец. Грига… нет, пожалуй нет. Я люблю Кнута Гамсуна. Ты читал Гамсуна? «Пан», «Виктория». «Голод».

— Нет. Это вы, русские, помешаны на книгах.

— Верно.

Рядом с перилами нашлась скамеечка. Собственно, аккуратно обструганная доска, положенная на плоский уступ скалы. Алекс предложил присесть. По-русски, перед дорогой — шутил он.

— Демоны суть падшие ангелы.

— И да и нет. А может, ангелы — взлетевшие демоны? Шучу-шучу, парниша. Ничего, что я фамильярно?

— Да ради бога.

— Я думаю, что ты напрасно подал заявку на себя в Агентство.

— Почему? Тебе что-то известно?

— Я просто так думаю. Это не поможет. И этот твой Карл… Я думаю, что он… Хотя, с другой стороны: откуда тебе-то знать, что я на самом деле думаю? И думаю ли вообще? Опять шучу. Расслабься.

У русских есть обычай — присесть перед дорогой, сказал Алекс. У нас вообще много чего напридумывали на этот счет. Когда кто-то уходит, например, ему говорят: а на посошок? Это значит, что надо выпить рюмочку, иначе пути не будет. Он выпивает. Ему говорят: а теперь стременную! Он выпивает и поднимается, чтобы идти, а ему: нет-нет, теперь на ход ноги. Не ручаюсь за порядок.

Карл подмигнул. Из внутреннего кармана он достал стеклянную плоскую фляжку виски. Они отхлебнули по очереди. Молча. Встали, перелезли через перила. Не желая выглядеть нелепо, опережая или пропуская друг друга, они ступили в бездну одновременно. Алекс почувствовал, как желудок куда-то провалился, так бывает в воздушной яме, когда летишь на самолете. Ветер взвыл. Карл что-то крикнул, но Алекс не расслышал. Так он летел несколько секунд, убыстряясь. Но тут же невыносимый ветер стал заметно замедляться. Напор его ослаб, ветер уже не обжигал щеки. Когда вошел в облако, ветра уже не чувствовалось совершенно. Видно было совсем плохо. Скалы вроде проглядывали откуда-то сбоку, но в пелене уверенно различить их было трудно. Даже не очень понятно было, где верх, где низ. В какой-то момент Алексу показалось, что он видит в разрывах тумана Карла. Но он не был уверен. Скорее всего, это был не Карл.

:
Программист создал бота, общение с которым вызывало зависимость. Богатство и слава не принесли ему счастья, многие желали его смерти. Жену и сына он потерял. Утратив смысл жизни, он покончил с собой.

В оригинале читатель узнаёт историю Алекса только во время круиза, в пересказе события упорядочены по хронологии.

История Алекса и создание «Мишусти»

В 2000-х русский программист Алекс уехал на работу в Америку.

Алекс — в начале молодой талантливый программист, полный идей, затем — очень богатый и известный, но одинокий бизнесмен.

С собой он забрал сына Мишустика, а его жена-художница осталась в России с парализованным отцом.

Мишустик — сын Алекса, наркоза­висимый подросток, «пустой» и закрытый, слушает электронную музыку.

С головой окунувшись в работу, Алекс потерял контакт с сыном-подростком и не заметил, как тот стал наркоманом. Когда парень умер от передозировки, Алекс не смог рассказать жене об этом. Он написал программу, которая могла имитировать голос конкретного человека и поддерживать связную беседу. Алекс запускал эту программу, когда звонила жена, и та думала, что говорит с Мишустиком.

Разговоры между людьми бессмысленны. Исключения редки. Близкие люди говорят ни о чем. Им важно услышать голос, попытаться по интонации угадать настроение. Домыслить недосказанное.

Жена умерла, так и не узнав про смерть сына.

Своё детище Алекс назвал «Мишусти» в честь сына. О программе узнал партнёр Алекса и уговорил продавать её, пообещав, что вырученные средства достанутся медицинскому центру для наркоза­висимых. Он выполнял своё обещание целый год, но потом Мишусти стала невероятно популярной: она позволяла людям без труда обманывать друг друга. Затем программа начала заменять одиноким людям друзей и родных. С её помощью они строили свой мир, не имевший с реальностью ничего общего. Появилась зависимость от Мишусти.

Алекс стал очень богат, его узнавали на улицах. Ему приходилось тестировать программу, поэтому он тоже разговаривал с Мишусти, но нечасто. Программа была с открытым кодом, каждый мог «прикрутить» к ней что-то своё. Иногда Алекс даже путал живых людей с Мишусти.

К 2018 году Алекс сильно разбогател. Несмотря на миллионное состояние, он был одинок, ему незачем было жить. Он подал заявку на своё убийство в собственное агентство Happy Shot Agency и отправился в круиз из Америки в Европу на роскошном лайнере.

Круиз, встреча с Карлом и самоубийство

Во время круиза Алекс почти ни с кем не общался — на лайнере было несколько человек его уровня, но они были ему неинтересны. Затем он познакомился с Карлом.

Карл — приятель Алекса, бизнесмен средней руки, крупный, светловолосый, с глубокими залысинами, тоже одинок.

Тот тоже был не его уровня, но они были примерно одного возраста и у них были примерно одинаковые музыкальные вкусы — Алексу нравился джаз 40-х и 50-х, а Карлу — довоенный блюз. Между длинными разговорами о музыке они рассказывали друг другу о себе. Постепенно Алекс рассказал Карлу о смерти сына и о Мишусти.

Единственный сын Карла был мишусти-зависимым. Желая избавиться от зависимости, парень не обратился к врачам, а сбежал в лагерь в пустыне, где не было доступа к сети, и там умер. Алекс знал, что Карл хочет убить его — создателя Мишусти.

Небогатый Карл за большие деньги купил на аукционе Happy Shot Agency право на убийство Алекса. По условиям Агентства всё должно было произойти неожиданно и не как на дуэли. Выбор способа был за Карлом, он уже подписал бумаги.

В конце круиза лайнер завернул к Лафонтенским островам, потом поплыл вдоль берега Норвегии. Туристы высадились в одном из фьордов. Автобус отвёз их на Стену Троллей километровой высоты — любимое место фанатов экстремальных прыжков с парашютом. Середину Стены Троллей пересекало облако, и дна видно не было.

Алекс и Карл оторвались от экскурсии, присели на скамейку, по русскому обычаю выпили виски «на посошок».

Они отхлебнули по очереди. Молча. Встали, перелезли через перила. Не желая выглядеть нелепо, опережая или пропуская друг друга, они ступили в бездну одновременно.

Когда Алекс влетел в облако, ему показалось, что в тумане он видит Карла, но, «скорее всего, это был не Карл».

books-on-shelfКНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Уважаемые абитуриенты!

Проанализировав ваши вопросы и сочинения, делаю вывод, что самым трудным для вас является подбор аргументов из литературных произведений. Причина в том, что вы мало читаете. Не буду говорить лишних слов в назидание, а порекомендую НЕБОЛЬШИЕ произведения, которые вы прочтете за несколько минут или за час. Уверена, что вы в этих рассказах и повестях откроете для себя не только новые аргументы, но и новую литературу.

Выскажите свое мнение о нашей книжной полке >>

Лёвшин Игорь «Полет»

Брызги от волны, разрубленной форштевнем «Деликаты», до верхней палубы не долетали. Но водяная пыль мочила страницы. Корабль шел ходко, резал волны наискось, и гигантские противовесы в трюме не до конца компенсировали качку. Покачивало легко, не до тошноты. Как раз чтобы ощутить себя путешественником, а не жильцом комфортной двенадцатиэтажки, каким-то чудом скользящей по поверхности Атлантического океана со скоростью двадцать узлов.

Алекс и Карл встречались на верхней палубе, не сговариваясь. Разговоры были странноватые. Оба немолодые и крупные, появлялись в массивных наушниках — как подростки. И разговаривали больше о музыке.

В восемнадцатом Алекс уже стал, мягко говоря, состоятельным. Отчасти и медиаперсоной, его лицо иногда узнавали. Интервью он не любил, но положение обязывало. Круиз на «Деликате» недешев, бедняков тут не было, но уровня Алекса было человека два-три от силы, и Алекса они не интересовали. В основном же океан пересекали семьи среднего класса. Карл не обладал и тысячной частью состояния Алекса, но это вряд ли было заметно постороннему. Одеты примерно одинаково, держатся похоже: равнодушны и вежливы.

Алекс и Карл лежат в топчанах на верхней, двенадцатой палубе. Холодно. Ветер. Закат разгорается. На них куртки, ноги укутаны пледами. Рядом с Карлом стакан бакарди с колой, сбоку от топчана Алекса кружка с остывшим грогом. Рядом раскрытая книга страницами вниз, обложка влажная. Алекс пятый раз перечитывает Nocturnes Кадзуо Ишигуро. Это рассказы о музыке, вернее, о музыкантах. Один из героев любит джазовые стандарты 40-х и 50-х. Но не как сырье для импровизаций, он любит их в оригинальном исполнении. Алекс тоже. Такую музыку он и слушает. Ему нравятся оркестровки тех времен, со скрипкой в бэкграунде, грубоватые, но не брутальные голоса, сдержанные эмоции. От Unforgettable в исполнении Ната Кинга Коула он готов заплакать. Не плачет все же. Карлу понятны его пристрастия, но он предпочитает довоенный аутентичный блюз. Сон Хаус — один из его кумиров, например.

Под мелодии 50-х Алекс думает о сыне. Он часто вспоминает его последние месяцы.

— Я ценю твою свободу. Иначе бы мы не были здесь. Но свобода одних кончается там, где…

— Папа…

— Погоди, я не собираюсь начинать по сотому кругу старую песню. Мы договорились. Все. Скажи мне просто как… Не как отцу, а как…

— Папа. У меня нет подружки, с которой я хотел бы познакомить любимого папу. Я не состою в подростковой банде, это слишком романтично. Я пуст. У тебя пустой сын. Просто прими это. И хэв фан — уже залезая своими ступнями сорок шестого размера в кроссовки, больше похожие на бутсы.

Карл сдвигает наушник и жестом привлекает внимание. Алекс поворачивается, плед падает на полированные планки палубы. Они перекидываются почти случайными фразами, вновь возвращаются к созерцанию закатного атлантического неба и к своей музыке. Через несколько минут обмен репликами возобновляется. Иногда стартуя с места, где разговор оборвался, иногда с темы другой абсолютно

Добавить комментарий

Слайд 1

ЭК литература 10 класс Подготовка к ИС

Слайд 2

Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» Подготовка к написанию сочинения на тему «Какой путь можно назвать дорогой в никуда?» (рассказ И.Лёвшин «Полёт»)

Слайд 3

Перед вами картина Марка Шагала «Над городом» Это его ранняя работа. Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла, летят над их родным Витебском (Белоруссия). Шагал изобразил самое приятное чувство на свете. Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг. Когда просто летишь от счастья. Но возникает вопрос: почему влюблённые не смотрят друг на друга? Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут. А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое. Заочная экскурсия в картинную галерею…

Слайд 4

История создания картины «Ковер-самолет» весьма интересна и курьезна. Известный и влиятельный меценат Савва Мамонтов обратился с просьбой к начинающему, но уже заявившему о себе как о художнике Виктору Васнецову, нарисовать картины на тему полёта и волшебного перемещения. Так появился ряд полотен под названием «Ковер-самолет». На полотне мы видим гордого Ивана-Царевича, который победоносно возвращается с очередного задания самодура-царя. Ему велено раздобыть Жар-птицу, что герой с честью и сделал. Как и подобает русским героям, Иван-Царевич одет в национальный праздничный костюм. Он гордо и уверенно стоит на ковре-самолете, держа золотую клетку с Жар-птицей в левой руке. Ощущение полета художник показывает зрителю развевающимся ковром, который подобен огромным крыльям волшебной птицы. Как в противовес Виктор Васнецов добавляет в нижний левый угол картины живых птиц. Глядя на картину, мы ощущаем полет, конечно же, ещё и благодаря пейзажу, который видим в перспективе под ковром.

Слайд 5

На подступах к проблеме… — Какие ассоциации у вас возникают при слове ПОЛЁТ? Запишите их — Совпали ли ваши ассоциации с тем, о чём написан рассказ? — Что вы ожидали от рассказа с таким названием?

Слайд 6

Сравните с тем, что у вас получилось, дополните список

Слайд 7

Прочитайте последний абзац. Ответьте на вопросы. Карл подмигнул. Из внутреннего кармана он достал стеклянную плоскую фляжку виски. Они отхлебнули по очереди. Молча. Встали, перелезли через перила. Не желая выглядеть нелепо, опережая или пропуская друг друга, они ступили в бездну одновременно. Алекс почувствовал, как желудок куда-то провалился, так бывает в воздушной яме, когда летишь на самолете. Ветер взвыл. Карл что-то крикнул, но Алекс не расслышал. Так он летел несколько секунд, убыстряясь. Но тут же невыносимый ветер стал заметно замедляться. Напор его ослаб, ветер уже не обжигал щеки. Когда вошел в облако, ветра уже не чувствовалось совершенно. Видно было совсем плохо. Скалы вроде проглядывали откуда-то сбоку, но в пелене уверенно различить их было трудно. Даже не очень понятно было, где верх, где низ. В какой-то момент Алексу показалось, что он видит в разрывах тумана Карла. Но он не был уверен. Скорее всего, это был не Карл. — Это тоже полёт. НО какой? — Продолжите ассоциативный ряд, связав его с рассказом Игоря Лёвшина «Полёт». Аргументируйте свой ответ. — Можем ли мы сказать, что это путешествие в никуда? Почему? — Почему Алекс принимает такое решение?

Слайд 8

Сравните с тем, что у вас получилось, дополните список

Слайд 9

1. Пишем текст поэтапно Напишите вступление, соединив ассоциативные ряды — ваш и ассоциативный ряд, связанный с рассказом «Полёт» (на рассказ пока не переходите. Не забывайте: это вступление, то есть ваши мысли по теме сочинения)

Слайд 10

2. Рассматриваем аспекты основной части 1. — Обратите внимание на словосочетание ЭТАПЫ ЖИЗНИ. Выделите в тексте те слова, в которых отражены этапы жизненного пути Алекса. — Когда и почему он ступил на путь лжи? Оправдано ли это изменение жизненного пути? — Можно ли сказать, что путь лжи привёл его к последнему полёту? — Оформите свою работу выводом, продолжив мысль ПУТЬ ЛЖИ – ЭТО ПУТЬ … (в никуда//в бездну//к одиночеству…)

Слайд 11

2. — Обратите внимание на слово ОШИБКИ. Выделите в тексте те слова, в которых отражены ошибки Алекса. — Можно ли их оправдать и (или) простить? — Как связаны его ошибки с последним полётом? — Оформите свою работу выводом, продолжив мысль ОШИБКИ – ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ… (судьбы//жизненного пути…)

Слайд 12

3. — Рассмотрите слово ПРОБЛЕМЫ. Выделите в тексте слова, отражающие те проблемы, которые Алекс решает в течение своей жизни. — Удаётся ли ему это? — Почему решение последней проблемы заканчивается заказом на своё убийство? — Оформите свою работу выводом, продолжив мысль ОДИНОЧЕСТВО – ЭТО СЛЕДСТВИЕ… (эгоизма//отказ от семьи…)

Слайд 13

4. — Слово ПОНИМАНИЕ. Выделите в тексте те слова, в которых отражены мысли Алекса, когда он оценивает свою жизнь, свои промахи. — Почему он делает заказ в Агентство — убить его? — Мог ли его путь закончиться не так печально? Аргументируйте свой ответ. — Был ли другой выход? — Оформите свою работу выводом, продолжив мысль ПОНИМАНИЕ СЕБЯ – ЭТО ПРИОБРЕТЕНИЕ … (жизненного опыта)

Слайд 14

5. — Выделите в тексте слова, словосочетания, которые объединены одной темой – «ПОЛЁТ» — Много ли слов в рассказе раскрывает эту тему? Почему? — С какой жизненной вехой связан этот полёт? Куда он ведёт? — Оформите свою работу выводом, продолжив мысль ПОЛЁТ КАК … (решение проблем//самоубийство//путь в никуда…)

Слайд 15

6. — Рассмотрите слово ЗАВИСИМОСТЬ. Выделите в тексте те слова, в которых рассказывается о зависимости сыновей главных героев. — Почему их жизненный путь прекратился так рано? — Можно ли было этому воспрепятствовать?

Слайд 16

3. Пишем основную часть — Какие две дороги, направленные в никуда, вы сейчас обнаружили? — Почему это тупиковый путь? — Напишите основную часть сочинения, отвечая на вопрос «Какой путь можно назвать дорогой в никуда?»

Слайд 17

4. Завершение работы Пусть никто ни на шаг не сойдет с честного пути под тем благовидным предлогом, что это оправдывается благородной целью . (Чарльз Диккенс, английский писатель, романист и очеркист.) Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу. (О. Генри, всемирно известный писатель, признанный мастер американской новеллистики) Наша жизнь как дорога с односторонним движением, и важно не пропустить свой поворот, ведь пути назад уже не будет . (Уинстон Черчилль, английский политик, государственный деятель, премьер-министр Великобритании) Дороги, которые никуда не ведут, заводят дальше всего . (Жорж Вольфрам, французский литератор) Человек, не стремящийся к жизни, ищет путей к смерти . (Джек Лондон, писатель, общественный деятель, социалист) — Перечитайте свои записи, ознакомьтесь с высказываниями известных людей и напишите заключение сочинения.

Слайд 18

Домашнее задание Дописать сочинение (не менее 350 слов)

Слайд 19

Направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия». Подготовка к написанию сочинения на тему «Сближают или разделяют технологии людей?» (рассказ Игоря Лёвшина «Полёт»)

Слайд 20

Приём «Жизненные ценности» — Рассмотрите предложенные вам шесть незнакомых репродукций. — Выберите из них три, которые, по вашему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. — Запишите 2-3 предложения, ответив с опорой на репродукции на вопрос, что в жизни человека является самым важным? Свой выбор репродукций аргументируйте.

Слайд 21

Семейный портрет. Ольга с детьми. Владимир Волегов. 2015 Демон Михаил Врубель Игра на фортепиано. Альберт Эдельфельт

Слайд 22

Солнечные зайчики Лоран Парселье Вавилонская башня. Питер Брейгель Люди с мобильниками. Дэн Витц

Слайд 23

— Только ли положительное значение имеет в жизни и судьбе человека та вещь, которую вы выбрали? — Почему, на ваш взгляд, фон репродукции картины номер 6 тёмно-зелёный? Возможно, он о чём-то нам говорит? — Что способствует сближению и разобщению людей?

Слайд 24

Пишем текст поэтапно. 1. Вступление Вывод из просмотренного-обдуманного: В жизни человека всегда главными «вещами» будут …. , …. , …. Важны, конечно же, и …, и другие изобретения людей. — НО… — Продолжите моё НО. — Запишите свой ответ 2-3 предложениями. — Обобщите все, о чем вы до сих пор размышляли, это будет вступлением. Напишите своё вступление к данной теме сочинения.

Слайд 25

Подсказка. Вступление может выглядеть так: — высказывание своего взгляда на проблему; — вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору; — обоснование причин обращения к этой теме; — эмоционально ввод в тему сочинения; — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю); — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы; — проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи); — оформление вступления в виде вопросов.

Слайд 26

2. Основная часть Подумайте, какую скрепу будете использовать, чтобы соединить вступление и основную часть

Слайд 27

Погружение в текст . Сбор материала для основной части — Как вы думаете, всегда ли технические средства объединяют людей? — О чём рассказ Игоря Лёвшина «Полёт»? Какие актуальные проблемы поднимает писатель? — Найдите подтверждение вашим ответам в рассказе Игоря Лёвшина «Полёт».

Слайд 28

Прочитайте все фрагменты. Восстановите их последовательность (цифрами), выстраивая логическую цепочку сюжетной канвы, чтобы понять причинно-следственные связи событий рассказа.

Слайд 30

Приём «Хорошо – плохо» Для чего была создана эта программа? — Почему Алекс не хотел, чтобы её использовали массово? — Какие из этих фрагментов свидетельствуют о том, что Mishusty (мишусти), как любое научное открытие, имеет свои плюсы и минусы? — Ваша задача – выстроить цепочку логических умозаключений, ответив на вопрос, почему использование Mishusty (мишусти) это плохо или хорошо (перечень см. на след. Слайде) — Каждый ваш ответ должен опровергать предыдущую точку зрения. Обобщите всё сказанное (для удобства можете записать в две колонки – «+» и «-»)

Слайд 31

Использование мишусти – это хорошо, потому что… это плохо, потому что… Алекс не хотел, чтобы его программа была доступна все. Это хорошо, потому что… Это плохо, потому что… Герой стал сомневаться в безвредности своей программы, и это хорошо, потому что… и это плохо, потому что… Мишусти привлекла внимание руководителя кампании, где работал Алекс. Это хорошо, потому что… Это плохо, потому что… Мишусти – программа, которая изменила мир. Это хорошо, потому что… Это плохо, потому что… «Уютный мир-пузырь», который появляется вокруг человека с помощью социальных сетей, в том числе с помощью мишусти, — это хорошо, потому что… это плохо, потому что… Алекс понял угрозу миру, которую несет его программа. Это хорошо, потому что… Это плохо, потому что… Человеческое сознание и искусственный интеллект взаимодействуют. Это хорошо, потому что… Это плохо, потому что…

Слайд 32

Приём «Телеграмма от имени героя» Вспомните, от чего умер сын Алекса? От чего умер сын Карла? — Какое слово объединяет обе смерти? — Чего, на ваш взгляд, не хватало мальчикам? — Чем страшна зависимость? — Какие слова в тексте подтверждают ваши мысли о том, почему страшна зависимость? — Объясните значение слова «пустой» в данном контексте. — Представьте, что умирающие сыновья Алекса и Карла перед смертью отправляют отцам телеграмму, в которой должно быть от 1 до 4 слов. Напишите эти телеграммы от имени погибших сыновей героев. — Аргументируйте выбор слов в телеграмме, которую вы отправили от имени героя. — Запишите свою точку зрения в тетради.

Слайд 33

3. Заключение Заключение может быть написано так: — обобщение сказанного . Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений. Плюс такого заключения в том, что обобщение позволяет систематизировать работу, помогает довести до ясного понимания главные пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей. — возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания») Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе. — взгляд вперёд , то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о научно-техническом прогресс, сказать о том, к чему он может привести человечество). — обращение к читателю . Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно. — обращение к оригинальной цитате.

Слайд 34

Приём «Совет от мудрых» — Прочитайте высказывания известных людей. — Выберите те, которые, на ваш взгляд, в большей степени дают ответ на вопрос: сближают ли нас технологии или нет? — Напишите заключение, используя одно из высказываний.

Слайд 35

Прогресс наук и машин — это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека (Эннио Флайано, итальянский писатель, сценарист, драматург, журналист и театральный критик). Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер (Сидни Дж. Харрис,американский журналист). По мере того как машина всё более уподобляется человеку, человек всё более уподобляется машине (Джозеф Кратч, американский писатель, критик и натуралист). Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять (Олдос Хаксли, английский писатель, новеллист и философ). Я не люблю машины. Я ненавижу Интернет, ненавижу компьютеры. Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают за компьютерами, они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать и слышать друг друга (Рэй Брэдбери, американский писатель).

Слайд 36

Домашнее задание Продвинутый уровень : Напишите сочинение на тему «Почему учёный должен нести ответственность за то, что он делает?» Базовый уровень: Используя все собранные на уроке материалы, напишите сочинение на тему «Сближают ли нас технологии или нет?»

Слайд 37

Направление «Преступление и наказание – вечные темы». «Как вы понимаете выражение «без вины виноватый» и всегда ли оно оправдано?» (рассказ Игоря Лёвшина «Полёт»)

Слайд 38

1. На подступах к теме сочинения Предварительное задание : посмотрите в толковых словарях значение фразеологизма «без вины виноватый». Приём «Облако мыслей» Задание: — С какими словами ассоциируется слово виноватый ? — Кого называют «без вины виноватым»? ( Кто отвечает за проступок, случившийся или совершённый не по его вине . «Без вины виноватый» – так говорят об обвиняемом, но невиновном человеке ) — Напишите несколько предложений, которые станут вступлением вашего сочинения.

Слайд 39

2. Погружение в смысловую ткань рассказа И.Лёвшина «Полёт» Задание 1. Перечитайте несколько фрагментов рассказа и подчеркните предложения или слова, в которых даны ответы на вопросы: — Можно ли Алекса назвать человеком без вины виноватым? — В чём его вина, по мнению самого героя? — Как нарастает вина Алекса? Начертите график « Уровни вины Алекса и причины этой вины », с помощью которого увидите, как росла вина Алекса, приведшая его в Агентство с заказом собственной смерти.

Слайд 40

Уровни вины Алекса и причины этой вины

Слайд 41

Приём «Погружение в словесную ткань» Фрагмент 1: — Какую музыку слушал твой сын? — Не знаю. Я слышал какие-то обрывки из его комнаты иногда. Когда к нему приходили. А приходили к нему редко. Он слушал музыку в наушниках. — Мой слушал Radiohead. Мне непонятно это увлечение. Не самая плохая музыка, безусловно. Но даже в наше время… Я превращаюсь в ворчуна. — Он слушал что-то электронное. Мне не нравилось. Может быть, если бы я интересовался музыкой, контакт был бы более тесным? Нет, вряд ли. Мать осталась в Санкт-Петербурге со своим обездвиженным отцом. Он и сын звонили по дешевой карточке раз в неделю, иногда чаще. Она не умела пользоваться скайпом. С этим Алексу повезло. Ее звали Мария, она была художник. В старом смысле. Живописец, дочь живописца, воспитывалась на Фальке и Гончаровой. — Тебе нравились ее картины, наверное? — Да! Она очень талантлива. Не думаю, что ты когда-нибудь услышишь это имя. — Сын тоже рисовал? — Нет. Кажется, нет. Не видел. Сын Алекса умер от передоза.

Слайд 42

Вопросы Следствие 1. Чувствует ли Алекс свою вину в том, что произошло с сыном? 2. Какое слово (или слова) подтверждает мысль о том, что Алекс не интересовался сыном, его увлечениями? 3. Каким словом можно назвать отношение Алекса к сыну? РАВНОДУШИЕ 4. К чему привело это равнодушие? Сын Алекса умирает от передоза

Слайд 43

Фрагмент 2: Алекс не смог позвонить жене в Питер и все рассказать. С этого начинается история Mishusty. Алекс начинал разработчиком программ, распознающих и синтезирующих речь. У него было много записей разговоров с сыном, которые он использовал в своей базе данных. Он сказал ей, что сын поехал в какой-то лагерь современных хиппи и буддистов, в пустыню в Неваде, где с ним нет связи (так как ради этого они и едут туда). Он будет приблизительно через месяц. За месяц все было готово. Мария звонила. Алекс набирал в ответ текст на ноутбуке, который связывался с вычислительными кластерами в Беркли, выхватывал нужные отрывки речи сына из базы данных и переправлял в телефон. — Ты какой-то странный стал после этой поездки, — говорила Мария. — Мама. Не выдумывай, пожалуйста, там у себя. — У тебя все хорошо? — Ам файн, мама. Люблю. Пока. Как-то Карл и Алекс обедали за одним столом на палубе развлечений, не на верхней палубе. Карл набрал себе в буфете прошутто и салата с сельдереем. Алекс пил кофе с марципаном. — Это было тяжело? Представляю себе. То есть не представляю. Нет, представляю, видимо. — Да, тяжело. Положив трубку, Алекс нырял лицом в подушку и рыдал. Поначалу долго. Через месяц по нескольку минут.Потом изредка. — И она не разу ничего не заподозрила? — Думаю, да. Но что? Она чувствовала неладное, но все это было из набора фантазий матери, у которой сын через океан. Другим мерещится и не такое. — Ведь были сбои? — Конечно. Были странные ответы. Ну и что? Любой странный ответ сгодится на то, чтобы занять свое время беспокойными мыслями. — Это конечно.

Слайд 44

1. Какова цель создания Mishusty? Желание оградить жену от страшной вести Боль ослабла, ушла 2. Какие эмоции переполняли Алекса при разговоре с женой с помощью ? 3. В чём причина того, что его эмоции ослабевали?

Слайд 45

Фрагмент 3 : После смерти Марии Алекс вернулся, вскоре перебрался в Сан Диего. Там хорошо, но жарко. У него была хорошая работа. Уже не имевшая ничего общего с речью. Но несколько человек из его лаборатории в Беркли знали о проекте. В одиночку он бы не потянул. Через полгода Скотт робко предложил ему встретиться где-нибудь посередине — в Лос-Анджелесе или Санта Монике — и поговорить о возможности дальнейших разработок. Алекс наорал на него, и полгода об этом никто не заикался. Его босс Лучиано (полуитальянец-полумексиканец) оказался хитрее. Он сказал: — Алекс. Я все понимаю. Не торопись орать на меня. Мы ничего не заработаем на твоем софте. Но он нужен людям, ведь он был нужен тебе. Необязательно обманывать… прости, я не имел в виду. Кто-то же говорит со стенкой в общаге, воображая, что это его мать или сбежавшая подруга. Кто-то просто одинок. Очень одинок. Он установит программу. Деньги мы отдадим в медицинские центры реабилитации наркозависимых. Ты мне веришь? — И ты поверил? — Карл не смог сдержаться, долго смеялся. Поверил или захотел поверить. Но Лучиано и не обманул как бы. Год он выжидал, исправно переправлял деньги в реабилитационный центр. Но, конечно, вел переговоры с венчурными капиталистами.

Слайд 46

1. Почему Алекс резко отказал боссу в возможности дальнейших разработок? Понимание опасности НО Помощь наркозависимым 2. Что позже убедило его дать согласие? 3. Понимал ли он последствия своего разрешения?

Слайд 47

Фрагмент 4 Между тем бесплатные пользователи Mishusty множились со скоростями соцсетей 2010-х. Алекс видел, что его программа нужна людям. Не то что нужна! Она стала необходимостью, как когда-то — мобильные телефоны и GPS. По всей Земле люди беседовали с Mishusty-персонажами. Одни — зная, другие — нет. Мужья звонили женам «из офиса», валяясь с бабами на гавайских пляжах, подчиненные морочили голову боссам, дети — родителям, бабушкам. Но не это, как выяснилось, самая жирная часть статистического «пирога». Еще во времена расцвета соцсетей стало ясно, что человеку не нужно знать, что происходит в чуждом ему мире. Цукерберг, которому было тогда двадцать с небольшим, понял, что пользователю соцсети Facebook надо подсовывать не новое, а то, чем он и так уже интересуется. Он получал то, что «лайкал», выстраивая вокруг себя уютный мир-пузырь. Люди стали жить в мирах, где все думали примерно так же, как они сами, любили примерно то же и тех же. Отголоски новостей и мнений из чужих миров либо раздражали, либо служили пикантной приправой, вроде соуса табаско к фетучини. Отсюда уже был один шаг к Mishusty. — И ты не знал, к чему все это идет? — Нет, конечно. Ну то есть что-то такое думал. Одиночество, всё такое. Но чтобы все это настолько…

Слайд 48

Можно ли назвать Алекса виновным в том, что Mishusty стала необходимостью, что был создан «уютный мир-пузырь» — мир иллюзий и обмана? БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ и ВИНОВАТЫЙ! Чувствует ли он свою вину в происходящем? Предполагал ли он, что мишусти заполонит мир ложью и одиночеством?

Слайд 49

Фрагмент 5: Алекс знал, что у Карла тоже погиб сын . Не от передозировки, но от зависимости — мишусти-зависимости. Желая от нее избавиться, он, вместо того чтобы обратиться к докторам, сбежал в тот самый лагерь в пустыне, в пятидесяти милях от Вегаса. Никаких хиппи или буддистов там давно не было, это Алекс выдумал. А вот доступ к электронным средствам коммуникации там и впрямь был перекрыт. <…> Желающих убить меня, я думаю, уже миллионы.

Слайд 50

1. В чём причина того, что огромное количество людей мечтали убить Алекса? По мнению Алекса, он виновен в том, что люди больны мишусти-зависимостью ЗАКАЗ НА УБИЙСТВО СЕБЯ 2. Виновен ли Алекс в сложившейся ситуации? Пугает ли она его? 3. Можем ли мы сказать, что смерть Алекса, вернее, заказ её, — это искупление вины?

Слайд 51

Опишите график, начерченный вами ранее, собирая материал для сочинения: — Из чего же состоит вина Алекса? — Все ли причины роста вины объективны? Всегда ли он был виноват? — Можем ли мы сказать, что Алекс без вины виноватый? — Докажите, что мы не можем дать однозначного ответа Оформите свой ответ небольшой схемой ДА, потому что… // НЕТ, потому что…

Слайд 52

3. Домашнее задание Используя материал, напишите сочинение на тему «Как вы понимаете выражение «без вины виноватый» и всегда ли оно оправдано?»

Слайд 53

Направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня». Подготовка к написанию сочинения на тему «Почему в современном мире нельзя отказываться от литературы?» (рассказ Игоря Лёвшина «Полёт» и рассказ Майка Гелприна «Свеча горела») Предварительное домашнее задание 1. Перечитать рассказ Майка Гелприна «Свеча горела» и рассказ Игоря Лёвшина «Полёт». 2. Найти точки соприкосновения рассказов, ответив на вопрос: почему в современном мире нельзя отказываться от литературы?

Слайд 54

1. Работа над вступлением к сочинению. 1) Определение ключевых слов в теме Почему в современном мире нельзя отказ ываться от литературы ?» 2) В чём причина невозможности отказа от литературы? 3) Ответы на вопросы: — Чем является литература для человека? — Что теряют люди, не любящие читать? 4) Знакомство с высказываниями великих людей о литературе и книгах: — Прочитайте афоризмы и выберите тот (те), который (-ые) отвечает (-ют) вашей точке зрения. Напишите вступление (50-60 слов) с опорой на одно из высказываний великих людей

Слайд 55

Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (Сергей Львович Львов, критик, публицист и прозаик) Литература — это совесть общества, его душа. (Дмитрий Сергеевич Лихачев, советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук) Литература, в которой не бьется тревога совести, — это уже ложь.(Дмитрий Сергеевич Лихачев, советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук) Настоящие писатели — совесть человечества. (Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х, немецкий философ-материалист) Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни. (А. Упит, латышский советский писатель-романист, поэт, драматург, сатирик и критик) Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству. (Максим Горький, русский писатель, прозаик, драматург)

Слайд 56

Без книги – в мире ночь, без книги мрак кругом. (Виктор Гюго – французский романист, поэт, драматург) Книги – это двери, что выводят тебя из четырех стен… Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь, мечтаешь, воображаешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз. (Арту́ро Пе́рес-Реве́рте Гутьéррес, испанский писатель и журналист) Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким. (Карло Гольдони, итальянский (венецианский) драматург, либреттист и комедиограф) Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней – память человеческого рода, она – рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей. (Васи́лий Васи́льевич Ро́занов, русский религиозный философ, литературный критик и публицист)

Слайд 57

2. Определение проблем, поднятых в рассказах Задание 1: — напишите ключевую общую проблему, поднятую в обоих рассказах, — напишите, какие вопросы вытекают из общей проблемы — эти проблемы объединяются в одну актуальную проблему. Назовите её

Слайд 58

Рассказ И.Лёвшина «Полёт» Рассказ М. Гелприна «Свеча горела» Проблема влияния научно-технического прогресса на человека и общество в целом Проблема одиночества Проблема лжи//обмана Проблема отмирания души Проблема исчезновения литературы Проблема бездуховности общества 1) Надо общаться в реальности, чтобы не потерять себя 2) надо быть честным перед собой и другими 1) Надо читать, чтобы не потерять душу 2) надо передавать знания детям

Слайд 59

Не забываем о теме сочинения и направлении «Книга <…> – про меня». Ответьте на вопросы : — Чему учат эти рассказы? Почему вы так считаете? — Какую книгу вы бы порекомендовали друзьям и почему? — Почему в современном мире нельзя отказываться от литературы?

Слайд 60

«ЗА и ПРОТИВ» на тему «Почему в современном мире нельзя отказываться от литературы?» ЗА литературу и чтение (продолжите своими примерами) ПРОТИВ литературы и чтения (продолжите своими примерами) Без литературы невозможно научиться понимать мир, почувствовать все богатство жизни, разобраться в человеческих отношениях. Читая книги, человек дает пищу своей душе. Не дать погибнуть себе духовно так же важно, как и сохранить физическое здоровье. Вместо чтения лучше посмотреть телевизор, погулять, потанцевать в клубе, «посидеть» в интернете. Можно «набрать» вопрос в интернете и, не прилагая усилий, получить миллион ответов.

Слайд 61

4. Обобщение сказанного и сделанного Письменно ответьте на следующие вопросы: — Какая же точка зрения вам ближе? — Почему все ПРОТИВ выглядят неубедительно? Разве одно мешает другому? — Что, на ваш взгляд, важнее, ДУША или пустое времяпрепровождение? — Почему все ПРОТИВ выглядят неубедительно? Разве одно мешает другому? — Что, на ваш взгляд, важнее, ДУША или пустое времяпрепровождение?

Слайд 62

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Почему в современном мире нельзя отказываться от литературы?» по плану: 1. Вступление (обыграть одно из высказываний известных людей) — 40-50 слов 2. Основная часть: 1) литература лечит душу (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»); -140 слов 2) литература учит жизни (по рассказу И.Лёвшина «Полёт». — 140 слов 3. Заключение — 30-40 слов Итого общий объем текста 350-370 слов

  • Рассказ игорь робинзон краткое содержание
  • Рассказ игорь робинзон вкратце
  • Рассказ ивы блэквуда элджернона
  • Рассказ ивины толстой в сокращении
  • Рассказ ивины лев николаевич толстой