Рассказ исангулова лесная девочка

Жаворонок

Али Карнай

Забира показала девочкам язык. За это девочки дёрнули её за косички и убежали.

Стоит Забира посреди пыльной улицы и хнычет:

— Я маме скажу-у!

Никто не подошёл к Забире. Один бычок неподалёку щипал траву. Забира наклонила голову, будто телёнок, замычала и направилась к бычку. Теленок тоже наклонил голову — и к ней! Забира испугалась и побежала в другую сторону. Но бычок догнал девочку и боднул.

— Ма-ма!—закричала Забира, хотя ей было совсем не больно: у телёнка рожки ещё не прорезались.

Тут Забира увидела соседского щенка Кашкара. Она нашла прутик, стала совать щенку под нос и дразнить: «Р-р-р!» Щенок зарычал и схватил её за подол платья. Хорошо ещё, что только за подол!

За огородами начинался густой лес. Девочка решила пойти туда за черёмухой.

На опушке леса Забира закричала: «Ха-ха-хай!» Тут же какая-то девочка таким же, как у Забиры, голосом передразнила её: «Ха-ха-хай!»

— Кто ты?— сердито спросила Забира.

— Кто ты?— зло ответила девочка из леса.

— Сама скажи!— крикнула Забира.

— Сама скажи!— не отступала девочка из леса.

— Ты плохая!— обиделась Забира.

— Ты плохая!

Забира и девочка из леса начали ссориться по-настоящему.

— Грязнуля!

— Грязнуля!

— Пискля!

— Пискля!

— А ну подойди!

— Подойди!

— Боишься?

— Боишься?

— Я тебя за волосы!

— …За волосы!

Не переспорила Забира лесную девочку. По привычке она закричала: «Ма-ма-а!» — села в траву и заревела.

Вдруг поблизости затрещали сучья. «Наверное, идёт та девчонка»,— насторожилась Забира.

Но это оказался лесник Абдрашит-агай.

— Ты почему плачешь, доченька?—участливо спросил он.

— Какая-то девчонка дразнит меня.

Забира рассказала, какими словами дразнит её девочка из леса, и спросила:

— А ты, агай, не видел эту девчонку?

Абдрашит-агай улыбнулся и сказал:

— Да ведь это лесная девочка. Зовут её Эхобикэ. Она очень хорошая. Только с ней надо ласково обращаться.

— Нет, она дразнится!—настаивала Забира.

— А ты поздоровайся с ней.

Забира нерешительно произнесла:

— Здравствуй!

И лесная девочка ответила приветливо:

— Здравствуй!

У Забиры пропала вся обида:

— Ты хорошая!

— Ты хорошая!

— Приходи играть!

— …Играть!

— До свидания!

— До свидания!

Забира пошла домой. Телёнок щипал траву на том же месте.

— Телёночек, дай я тебя поглажу! — Забира почесала ему спину, а телёнок потёрся о девочку.

Навстречу Забире бежал щенок Кашкар.

— Кашкар, мох, мох, иди ко мне! — Девочка вынула из кармана кусочек хлеба и протянула Кашкару. Щенок весело запрыгал вокруг Забиры.

На дороге появились девочки. Это им утром Забира показала язык.

А сейчас она забыла про ссору и побежала к своим подружкам:

— Что я вам расскажу! Про лесную девочку Эхобикэ!

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

August 7 2016, 22:45

Categories:

  • Дети
  • История
  • Cancel

Исангулов Фарид — Лесная девочка — Малыш — 1981 — Соловьёва Т.
Для дошкольного возраста.
Пересказ Летова С.Г..
Формат 60х90 1/8.
Бумага офсетная №1.
Гарнитура журнальная.
Печать офсетная.
Тираж 150 000

Тема:
БАШКИРСКИЕ
ПИСАТЕЛИ — ДЕТЯМ. ФАРИТ ИСАНГУЛОВ «БАТЫРЫ»,

«КТО ГЛУПЫШКА?», «ЛЕСНАЯ
ДЕВОЧКА»

Цели: ознакомление детей с творчеством
башкирского писате­ля Фарита Исангулова; на примере его рассказов воспи­тывать
качества, присущие хорошему, доброму, смело­му человеку.

Оборудование: портрет писателя Ф.
Исангулова, магнитофон или проигрыватель; запись «Песня батыров», муз. 3.
Исмагилова; рисунки детей к рассказу «Батыры», плакаты с пословицами; на доске
пословицы: «Умного послушаешь — ума и на­берешься», «Хорошую речь послушать —
что воды напиться».

Ход
урока

Детям домой было задано прочесть рассказ Фарита Исан­гулова
«Батыры» и нарисовать к нему рисунки:

I   ряд
— где мальчики читают рассказ, их поведение;

II  ряд
— где мальчики видят «волка», что они делают;

III ряд
— когда ребята узнают, что волк — это шкура.

Группе ребят было задано найти
и разучить игры «Молчанка»

I.
Организационный момент

Звучит грамзапись песни «Батыры» Дети выполняют движения —
элементы из башкирских народных танцев мужчин Мелодия боевая, задорная. Дети с
удовольствием отплясывают.

II. 
Проверка домашнего
задания. Рабо­та над рассказом

Вопрос учителя:

  
Ребята, зачем я включила эту музыку?

Верно, она подходит к рассказу «Батыры» Ф. Исангулова, кстати, эта
песня так и называется — «Батыры». Сейчас мы про­верим, как вы поняли
содержание рассказа Ребята первого ря­да выходят к доске и показывают свои
рисунки.

(Дети коротко рассказывают по
рисункам о том, как ма­лыши читали сказку и как они вели себя.)

Второй
ряд показывает свои рисунки.

По рисункам дети отвечают на
вопросы:

-Чей рисунок рассказывает о том, что мальчики напуга­лись?

А чей рисунок показывает нам особенность национальной одежды
башкир?
(Дедушка в тюбетейке и
кафтане).

Третий ряд — ребята сами кратко говорят, что изобразили на своих
рисунках.

Делаем вывод:

Почему рассказ называется «Батыры»? Мальчики хотят быть храбрыми и
сражаться с врагом, но они пока маленькие и еще боятся волка. Но им жаль
дедушку, они хотят его спасти. И, наверное, когда вырастут, будут смелыми. А
рассказ этот учит нас быть храбрыми не на словах, а на деле.

III.          
Сведения
учителя о писателе Фарите Исангулове

Фарит Ахмадуллович Исангулов родился 5 марта 1928 года в
деревне Карламанбашево Башкирской АССР в семье бедного крестьянина. Детство его
прошло в деревне Утеймулла Аургазинского района. В 1945 году окончил среднюю
школу и поступил учиться в Башкирский педагогический институт на факультет
башкирского языка и литературы. В 1949-1951
г.г. работал преподавателем Бишауыл-Унгаровской школы Кармаскалинского района.
В 1951 году перешел на работу в Башкирское книжное издательство и до 1957 года
работал старшим редактором. В 1957 году был назначен заместителем главного
редактора журнала «Агидель». В 1958-1960
г.г. учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР, после
окончания продолжал работать заместителем главного редактора журнала «Агидель»,
затем литературным консультантом Союза писателей Башкирии.

В литературу Ф.Исангулов пришел как детский писатель,
глубоко понимающий романтический мир детей и подростков. Об этом говорят такие
сборники рассказов и повестей, как «Первое испытание» (1953), «Лестница»
(1954), «Мост Хамита» (1956), «Нынче летом» (1958), «Сын председателя» (1960),
«Кто» (1960), «Кудрявушка и Пеструшка» (1961), «Халима и Халим» (1962), «Остров
героев» (1968), «Алтынбикэ» (1960) и др. Многие из них были переведены на
русский, татарский, молдавский, таджикский, эстонский языки.

Ф.Исангулов известен как автор лирических повестей и
рассказов «Лебедушка моя», «Расима», «Фания» и др.

С конца 60-х г.г. он работал над трилогией на историко
-революционную тему «Ржаной колос» (1970), «Верный конь и добрый молодец»
(1973), «Памятники – для живых» (1975). В романах повествуется о сложном
переломном историческом моменте башкирского народа, о его борьбе за
революционные преобразования, их мужество в защите Петрограда в 1919 году,
борьбе башкирских войск против Деникина

За роман «Колос ржаной» писатель удостоен Премии имени
Салавата Юлаева (1970).

Ф Исангулов активно занимался переводческой деятельностью.
Он перевел на башкирский язык произведения Н.Гоголя, В Короленко, А.
Серафимовича, Н.Носова, А.Мусатова и др.

Умер 20 мая 1983 года.

Учитель:

Правильно, ребята, ры сказали, что рассказ «Батыр» учит нас тому,
чтобы слово не расходилось с делом. И еще многому научиться, прочитав
интересные рассказы известного башкир­ского писателя Фарита Исангулова. Этого
писателя можно на­звать детским не только потому, что он написал много повестей
и рассказов, но и потому, что он в каждом своем произведении показывает, как
надо вести себя, чтобы вырасти хорошим чело­веком. Очень хорошо, если вы
прочтете его книги «Первое ис­пытание», «Мост Хамита», «Дубы на опушке», «Где
вы, мальчи­ки Питера?» Издавались эти книги на башкирском и на русском языках.

Показ портрета писателя.

-Жил и работал писатель в столице Уфе. Не так много прожил он, 55
лет, но мы помним его за замечательные книги Это о нем можно сказать:
(Читаем хором пословицы на доске)

Умного
послушаешь — ума и наберешься

Хорошую речь послушать — что воды напиться.

IV.   Чтение рассказов «Кто глупышка?», «Лесная
девочка» Работа над содержанием

Группа
детей приготовили игры-молчанки «Эники-бэники», «Ехали бояре». Суть игры заключается
в следующем: после слов считалки дети замолкают. Ведущие стараются их рассме­шить
или разговорить. Кто первый не выдерживает — проиграет. Ребята организуют такую
игру с классом

Учитель:

У башкирского народа тоже есть свои игры-считалочки, и ребята с
удовольствием играют в них. Но как говориться: «Иг­рай, играй, да дело знай!».
Вот сейчас мы прочтем рассказ «Кто глупышка?».

Дети читают рассказ по ролям. После прочтения делают вывод, что
играть надо, когда есть время и не надо забывать о своих делах.

Вопросы:

-Почему Галима не выдержала, когда мама Гульсум сама погнала гусят
на речку?

Кто
оказалась глупышкой — Гульсум или Галима?

Учитель:

Сейчас мы прочтем еще один рассказ Ф. Исангулова «Лесная девочка».
Он тоже о глупышке, но которая сумела ис­правиться.

Выборочное чтение по вопросам.

1.  Почему девочки дернули Забиру за косички?

2.  Что она сделала с бычком?

3.  За что Кашкар схватил Забиру за подол?

4.  Какой разговор вышел у Забиры с «лесной девочкой»?

5.  Чему незаметно научил ее лесник Абдрашит-агай?

6.  
Как все стали относиться к Забире, когда
она исправи­лась?

Ребята делают вывод, что на добрый поступок все отвеча­ют добром,
значит надо быть добрым и вежливым.

V.  Работа с пословицами

Учитель:

Рассказы Ф. Исангулова помогают нам отличать хорошее от плохого. И
вот несколько пословиц Давайте, ребята, мы с вами подберем подходящие из них к
каждому из прочитанных рассказов Ф. Исангулова

Дети безошибочно определяют:

Рассказ «Батыры» — «Трус своей
тени боится» «Всякий трус о храбрости беседует».

Рассказ «Кто глупышка?» —
«Краса земли — в траве. Краса людей — в труде». «Почтение к старшим — праздник
воспитанно­сти».

Рассказ «Лесная девочка» — «Ласковое слово, что весенний день».

VI.            
Итог урока

Что
же нового мы узнали на уроке, чему учились?

Мы узнали о творчестве замечательного башкирского пи­сателя Фарита
Исангулова, Запомним его рассказы и книги (де­ти перечисляют, что они
запомнили). Они учат нас добру, сме­лости и отличать хорошее от плохого.

VII.Домашнее
задание
:

К внеклассному чтению найти и
прочесть книги Ф. Исангу­лова: I ряд — «Остров батыров», II ряд — «Лестница»,
III ряд — «Первое испытание».

Уметь кратко рассказать, о чем эта книга и чему можно по­учиться.

Фарит Исангулов

Подобный материал:

  • Учебное пособие для 1 2 классов небашкирских школ Башкортостана «Живые родники», 47.08kb.
  • Г. Я. Солганик стилистика текста учебное пособие, 2922.8kb.
  • Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие», 879.38kb.
  • Учебное пособие для преподавателей общеобразовательных школ, 98.81kb.
  • В. Н. Вершинин Электронный вариант Педагогический процесс в условиях вечерней школы, 2063.5kb.
  • Учебное пособие для учащихся 5 класса, 1780.81kb.
  • Учебное пособие по культуре Башкортостана (I часть) для учащихся, 843.46kb.
  • Православных церквей, 4709.63kb.
  • Перова Инесса Николаевна Теория и практика написания сочинения учебное пособие, 811.45kb.
  • Указатель Биология Абрахина Н. О.    Заповедники России: учебное пособие для учащихся, 1097.35kb.

Культура Башкортостана 1ч. в неделю – 34ч.

Учебное пособие для 1 – 2 классов небашкирских школ Башкортостана «Живые родники»

Авторы – составители: М.Х. Идельбаев, А.М. Сулейманов.

Тема Колич. часов Содержание образования. Дата. Требования к знаниям. Формы
обучения контроля

Здравствуй, родная школа»

1 ч.

Г. Юнусова. Первое сентября.

Ш.Бабич. Книга.

Знакомство с историей родной республики и ее культурой,

воспитание патриотизма, любви к своей Родине, совершенствование навыков по усвоению полученной из разных источников информации;

Дети должны знать имена известных поэтов, музыкантов, героев республики

Читать наизусть стихи и пересказывать фольклорные

и авторские произведения;

Расширение кругозора учащихся;

Формирование представления об истории, культуре и литературе родного края

Дети должны знать имена известных поэтов, музыкантов, героев республики

Читать наизусть стихи и пересказывать фольклорные

и авторские произведения;

Расширение кругозора учащихся;

Фронталь-

ная и индивиду-

альная работа.

Урок игра.

Урок путешествие

Устный опрос.

Творческие работы

Золотая осень

1 ч.

Х. Габитов. Осень.

А. Игебаев. Сентябрь.

Рассказы Фарита Исангулова

2 ч.

Батыры. Кто глупышка?

Лесная девочка.

В мире танца.

1 ч.

Прославленный ансамбль.

Курай – древний башкирский музыкальный инструмент.

1 ч.

Сказание о курае.

Урал.

Славные люди Башкортостана.

2 ч.

Шагит Худайбердин.

В. Ахмадиев. Дуб.

Мустай Карим – народный поэт Башкортостана.

1 ч.

Туда или сюда?

В берёзовом лесу.

Фронталь-

ная и индивиду-

альная работа.

Урок игра.

Урок путешествие

Устный опрос.

Творческие работы

По памятным местам Уфы.

2 ч.

Город Уфа.

Н. Наджми. Песня родному городу.

Г. Давлетов. Город на горе.

Детский фольклор.

2 ч.

Докучные сказки.

Народный артист Арслан Мубаряков.

1 ч.

Н. Ирсаева. Актёр и человек.

Башкирские народные игры.

1 ч.

Улетели – улетели.

Эстафета.

Наше счастье в труде.

2 ч.

Стихи башкирских поэтов о труде.

Салават Юлаев – легендарный герой башкирского народа и поэт – импровизатор.

3 ч.

Салават Юлаев.

Стихи Салавата Юлаева «Мой Урал»,

«Джигиту», «Родная страна».

Сказки о животных.

3 ч.

Харыбай.

Лиса и беркут.

Заяц у медведя в гостях.

На страже мира.

1 ч.

Вклад в победу.

А. Игебаев. Бессмертие.

Дети должны знать имена известных поэтов, музыкантов, героев республики

Читать наизусть стихи и пересказывать фольклорные

и авторские произведения;

Расширение кругозора учащихся;

Фронталь-

ная и индивиду-

альная работа.

Урок игра.

Урок путешествие

Устный опрос.

Творческие работы

День 8 марта.

1 ч.

А. Ягофарова. Колючее платье.

Родная республика.

3 ч.

Из прошлого Башкортостана.

Композитор Загир Исмагилов.

1 ч.

Подлинно народный талант.

Н. Наджми. Загиру Исмагилову.

Башкирские богатырские сказки.

1 ч.

Камыр – батыр.

Салют победы.

1 ч.

Г. Юнусова. Двадцатипятилетний дед.

Башкирские писатели детям.

2 ч.

Произведения М. Карима, М. Гафури, Р. Нигмати.

В поход на природу.

1 ч.

Г. Юнусова. Походная песня.

Данная учебная программа соответствует целостной образовательной программе и концепции общеобразовательной начальной школы.

Содержание изучаемых вопросов соответствует нормативным требованиям к минимальному объёму содержания начального образования.

  • Рассказ ирон хъауы на русском языке
  • Рассказ из библии для 5 класса
  • Рассказ из цикла крохотки
  • Рассказ ирины велембовской дела семейные
  • Рассказ из 5 предложений для ученика 3 класса