Жаворонок
Али Карнай
Забира показала девочкам язык. За это девочки дёрнули её за косички и убежали.
Стоит Забира посреди пыльной улицы и хнычет:
— Я маме скажу-у!
Никто не подошёл к Забире. Один бычок неподалёку щипал траву. Забира наклонила голову, будто телёнок, замычала и направилась к бычку. Теленок тоже наклонил голову — и к ней! Забира испугалась и побежала в другую сторону. Но бычок догнал девочку и боднул.
— Ма-ма!—закричала Забира, хотя ей было совсем не больно: у телёнка рожки ещё не прорезались.
Тут Забира увидела соседского щенка Кашкара. Она нашла прутик, стала совать щенку под нос и дразнить: «Р-р-р!» Щенок зарычал и схватил её за подол платья. Хорошо ещё, что только за подол!
За огородами начинался густой лес. Девочка решила пойти туда за черёмухой.
На опушке леса Забира закричала: «Ха-ха-хай!» Тут же какая-то девочка таким же, как у Забиры, голосом передразнила её: «Ха-ха-хай!»
— Кто ты?— сердито спросила Забира.
— Кто ты?— зло ответила девочка из леса.
— Сама скажи!— крикнула Забира.
— Сама скажи!— не отступала девочка из леса.
— Ты плохая!— обиделась Забира.
— Ты плохая!
Забира и девочка из леса начали ссориться по-настоящему.
— Грязнуля!
— Грязнуля!
— Пискля!
— Пискля!
— А ну подойди!
— Подойди!
— Боишься?
— Боишься?
— Я тебя за волосы!
— …За волосы!
Не переспорила Забира лесную девочку. По привычке она закричала: «Ма-ма-а!» — села в траву и заревела.
Вдруг поблизости затрещали сучья. «Наверное, идёт та девчонка»,— насторожилась Забира.
Но это оказался лесник Абдрашит-агай.
— Ты почему плачешь, доченька?—участливо спросил он.
— Какая-то девчонка дразнит меня.
Забира рассказала, какими словами дразнит её девочка из леса, и спросила:
— А ты, агай, не видел эту девчонку?
Абдрашит-агай улыбнулся и сказал:
— Да ведь это лесная девочка. Зовут её Эхобикэ. Она очень хорошая. Только с ней надо ласково обращаться.
— Нет, она дразнится!—настаивала Забира.
— А ты поздоровайся с ней.
Забира нерешительно произнесла:
— Здравствуй!
И лесная девочка ответила приветливо:
— Здравствуй!
У Забиры пропала вся обида:
— Ты хорошая!
— Ты хорошая!
— Приходи играть!
— …Играть!
— До свидания!
— До свидания!
Забира пошла домой. Телёнок щипал траву на том же месте.
— Телёночек, дай я тебя поглажу! — Забира почесала ему спину, а телёнок потёрся о девочку.
Навстречу Забире бежал щенок Кашкар.
— Кашкар, мох, мох, иди ко мне! — Девочка вынула из кармана кусочек хлеба и протянула Кашкару. Щенок весело запрыгал вокруг Забиры.
На дороге появились девочки. Это им утром Забира показала язык.
А сейчас она забыла про ссору и побежала к своим подружкам:
— Что я вам расскажу! Про лесную девочку Эхобикэ!
?
Log in
If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link
-
August 7 2016, 22:45
- Дети
- История
- Cancel
Исангулов Фарид — Лесная девочка — Малыш — 1981 — Соловьёва Т.
Для дошкольного возраста.
Пересказ Летова С.Г..
Формат 60х90 1/8.
Бумага офсетная №1.
Гарнитура журнальная.
Печать офсетная.
Тираж 150 000
Тема:
БАШКИРСКИЕ
ПИСАТЕЛИ — ДЕТЯМ. ФАРИТ ИСАНГУЛОВ «БАТЫРЫ»,
«КТО ГЛУПЫШКА?», «ЛЕСНАЯ
ДЕВОЧКА»
Цели: ознакомление детей с творчеством
башкирского писателя Фарита Исангулова; на примере его рассказов воспитывать
качества, присущие хорошему, доброму, смелому человеку.
Оборудование: портрет писателя Ф.
Исангулова, магнитофон или проигрыватель; запись «Песня батыров», муз. 3.
Исмагилова; рисунки детей к рассказу «Батыры», плакаты с пословицами; на доске
пословицы: «Умного послушаешь — ума и наберешься», «Хорошую речь послушать —
что воды напиться».
Ход
урока
Детям домой было задано прочесть рассказ Фарита Исангулова
«Батыры» и нарисовать к нему рисунки:
I ряд
— где мальчики читают рассказ, их поведение;
II ряд
— где мальчики видят «волка», что они делают;
III ряд
— когда ребята узнают, что волк — это шкура.
Группе ребят было задано найти
и разучить игры «Молчанка»
I.
Организационный момент
Звучит грамзапись песни «Батыры» Дети выполняют движения —
элементы из башкирских народных танцев мужчин Мелодия боевая, задорная. Дети с
удовольствием отплясывают.
II.
Проверка домашнего
задания. Работа над рассказом
Вопрос учителя:
—
Ребята, зачем я включила эту музыку?
— Верно, она подходит к рассказу «Батыры» Ф. Исангулова, кстати, эта
песня так и называется — «Батыры». Сейчас мы проверим, как вы поняли
содержание рассказа Ребята первого ряда выходят к доске и показывают свои
рисунки.
(Дети коротко рассказывают по
рисункам о том, как малыши читали сказку и как они вели себя.)
— Второй
ряд показывает свои рисунки.
По рисункам дети отвечают на
вопросы:
-Чей рисунок рассказывает о том, что мальчики напугались?
— А чей рисунок показывает нам особенность национальной одежды
башкир? (Дедушка в тюбетейке и
кафтане).
— Третий ряд — ребята сами кратко говорят, что изобразили на своих
рисунках.
Делаем вывод:
— Почему рассказ называется «Батыры»? Мальчики хотят быть храбрыми и
сражаться с врагом, но они пока маленькие и еще боятся волка. Но им жаль
дедушку, они хотят его спасти. И, наверное, когда вырастут, будут смелыми. А
рассказ этот учит нас быть храбрыми не на словах, а на деле.
III.
Сведения
учителя о писателе Фарите Исангулове
Фарит Ахмадуллович Исангулов родился 5 марта 1928 года в
деревне Карламанбашево Башкирской АССР в семье бедного крестьянина. Детство его
прошло в деревне Утеймулла Аургазинского района. В 1945 году окончил среднюю
школу и поступил учиться в Башкирский педагогический институт на факультет
башкирского языка и литературы. В 1949-1951
г.г. работал преподавателем Бишауыл-Унгаровской школы Кармаскалинского района.
В 1951 году перешел на работу в Башкирское книжное издательство и до 1957 года
работал старшим редактором. В 1957 году был назначен заместителем главного
редактора журнала «Агидель». В 1958-1960
г.г. учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР, после
окончания продолжал работать заместителем главного редактора журнала «Агидель»,
затем литературным консультантом Союза писателей Башкирии.
В литературу Ф.Исангулов пришел как детский писатель,
глубоко понимающий романтический мир детей и подростков. Об этом говорят такие
сборники рассказов и повестей, как «Первое испытание» (1953), «Лестница»
(1954), «Мост Хамита» (1956), «Нынче летом» (1958), «Сын председателя» (1960),
«Кто» (1960), «Кудрявушка и Пеструшка» (1961), «Халима и Халим» (1962), «Остров
героев» (1968), «Алтынбикэ» (1960) и др. Многие из них были переведены на
русский, татарский, молдавский, таджикский, эстонский языки.
Ф.Исангулов известен как автор лирических повестей и
рассказов «Лебедушка моя», «Расима», «Фания» и др.
С конца 60-х г.г. он работал над трилогией на историко
-революционную тему «Ржаной колос» (1970), «Верный конь и добрый молодец»
(1973), «Памятники – для живых» (1975). В романах повествуется о сложном
переломном историческом моменте башкирского народа, о его борьбе за
революционные преобразования, их мужество в защите Петрограда в 1919 году,
борьбе башкирских войск против Деникина
За роман «Колос ржаной» писатель удостоен Премии имени
Салавата Юлаева (1970).
Ф Исангулов активно занимался переводческой деятельностью.
Он перевел на башкирский язык произведения Н.Гоголя, В Короленко, А.
Серафимовича, Н.Носова, А.Мусатова и др.
Умер 20 мая 1983 года.
Учитель:
— Правильно, ребята, ры сказали, что рассказ «Батыр» учит нас тому,
чтобы слово не расходилось с делом. И еще многому научиться, прочитав
интересные рассказы известного башкирского писателя Фарита Исангулова. Этого
писателя можно назвать детским не только потому, что он написал много повестей
и рассказов, но и потому, что он в каждом своем произведении показывает, как
надо вести себя, чтобы вырасти хорошим человеком. Очень хорошо, если вы
прочтете его книги «Первое испытание», «Мост Хамита», «Дубы на опушке», «Где
вы, мальчики Питера?» Издавались эти книги на башкирском и на русском языках.
Показ портрета писателя.
-Жил и работал писатель в столице Уфе. Не так много прожил он, 55
лет, но мы помним его за замечательные книги Это о нем можно сказать: (Читаем хором пословицы на доске)
— Умного
послушаешь — ума и наберешься
— Хорошую речь послушать — что воды напиться.
IV. Чтение рассказов «Кто глупышка?», «Лесная
девочка» Работа над содержанием
Группа
детей приготовили игры-молчанки «Эники-бэники», «Ехали бояре». Суть игры заключается
в следующем: после слов считалки дети замолкают. Ведущие стараются их рассмешить
или разговорить. Кто первый не выдерживает — проиграет. Ребята организуют такую
игру с классом
Учитель:
— У башкирского народа тоже есть свои игры-считалочки, и ребята с
удовольствием играют в них. Но как говориться: «Играй, играй, да дело знай!».
Вот сейчас мы прочтем рассказ «Кто глупышка?».
Дети читают рассказ по ролям. После прочтения делают вывод, что
играть надо, когда есть время и не надо забывать о своих делах.
Вопросы:
-Почему Галима не выдержала, когда мама Гульсум сама погнала гусят
на речку?
— Кто
оказалась глупышкой — Гульсум или Галима?
Учитель:
— Сейчас мы прочтем еще один рассказ Ф. Исангулова «Лесная девочка».
Он тоже о глупышке, но которая сумела исправиться.
Выборочное чтение по вопросам.
1. Почему девочки дернули Забиру за косички?
2. Что она сделала с бычком?
3. За что Кашкар схватил Забиру за подол?
4. Какой разговор вышел у Забиры с «лесной девочкой»?
5. Чему незаметно научил ее лесник Абдрашит-агай?
6.
Как все стали относиться к Забире, когда
она исправилась?
Ребята делают вывод, что на добрый поступок все отвечают добром,
значит надо быть добрым и вежливым.
V. Работа с пословицами
Учитель:
— Рассказы Ф. Исангулова помогают нам отличать хорошее от плохого. И
вот несколько пословиц Давайте, ребята, мы с вами подберем подходящие из них к
каждому из прочитанных рассказов Ф. Исангулова
Дети безошибочно определяют:
Рассказ «Батыры» — «Трус своей
тени боится» «Всякий трус о храбрости беседует».
Рассказ «Кто глупышка?» —
«Краса земли — в траве. Краса людей — в труде». «Почтение к старшим — праздник
воспитанности».
Рассказ «Лесная девочка» — «Ласковое слово, что весенний день».
VI.
Итог урока
— Что
же нового мы узнали на уроке, чему учились?
— Мы узнали о творчестве замечательного башкирского писателя Фарита
Исангулова, Запомним его рассказы и книги (дети перечисляют, что они
запомнили). Они учат нас добру, смелости и отличать хорошее от плохого.
VII.Домашнее
задание:
К внеклассному чтению найти и
прочесть книги Ф. Исангулова: I ряд — «Остров батыров», II ряд — «Лестница»,
III ряд — «Первое испытание».
Уметь кратко рассказать, о чем эта книга и чему можно поучиться.
Фарит Исангулов
Подобный материал:
- Учебное пособие для 1 2 классов небашкирских школ Башкортостана «Живые родники», 47.08kb.
- Г. Я. Солганик стилистика текста учебное пособие, 2922.8kb.
- Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие», 879.38kb.
- Учебное пособие для преподавателей общеобразовательных школ, 98.81kb.
- В. Н. Вершинин Электронный вариант Педагогический процесс в условиях вечерней школы, 2063.5kb.
- Учебное пособие для учащихся 5 класса, 1780.81kb.
- Учебное пособие по культуре Башкортостана (I часть) для учащихся, 843.46kb.
- Православных церквей, 4709.63kb.
- Перова Инесса Николаевна Теория и практика написания сочинения учебное пособие, 811.45kb.
- Указатель Биология Абрахина Н. О. Заповедники России: учебное пособие для учащихся, 1097.35kb.
Культура Башкортостана 1ч. в неделю – 34ч.
Учебное пособие для 1 – 2 классов небашкирских школ Башкортостана «Живые родники»
Авторы – составители: М.Х. Идельбаев, А.М. Сулейманов.
Тема | Колич. часов | Содержание образования. | Дата. | Требования к знаниям. | Формы | |
обучения | контроля | |||||
Здравствуй, родная школа» |
1 ч. |
Г. Юнусова. Первое сентября. Ш.Бабич. Книга. |
Знакомство с историей родной республики и ее культурой, воспитание патриотизма, любви к своей Родине, совершенствование навыков по усвоению полученной из разных источников информации; Дети должны знать имена известных поэтов, музыкантов, героев республики Читать наизусть стихи и пересказывать фольклорные и авторские произведения; Расширение кругозора учащихся; Формирование представления об истории, культуре и литературе родного края Дети должны знать имена известных поэтов, музыкантов, героев республики Читать наизусть стихи и пересказывать фольклорные и авторские произведения; Расширение кругозора учащихся; |
Фронталь- ная и индивиду- альная работа. Урок игра. Урок путешествие |
Устный опрос. Творческие работы |
|
Золотая осень |
1 ч. |
Х. Габитов. Осень. А. Игебаев. Сентябрь. |
||||
Рассказы Фарита Исангулова |
2 ч. |
Батыры. Кто глупышка? Лесная девочка. |
||||
В мире танца. |
1 ч. |
Прославленный ансамбль. |
||||
Курай – древний башкирский музыкальный инструмент. |
1 ч. |
Сказание о курае. Урал. |
||||
Славные люди Башкортостана. |
2 ч. |
Шагит Худайбердин. В. Ахмадиев. Дуб. |
||||
Мустай Карим – народный поэт Башкортостана. |
1 ч. |
Туда или сюда? В берёзовом лесу. |
Фронталь- ная и индивиду- альная работа. Урок игра. Урок путешествие |
Устный опрос. Творческие работы |
||
По памятным местам Уфы. |
2 ч. |
Город Уфа. Н. Наджми. Песня родному городу. Г. Давлетов. Город на горе. |
||||
Детский фольклор. |
2 ч. |
Докучные сказки. |
||||
Народный артист Арслан Мубаряков. |
1 ч. |
Н. Ирсаева. Актёр и человек. |
||||
Башкирские народные игры. |
1 ч. |
Улетели – улетели. Эстафета. |
||||
Наше счастье в труде. |
2 ч. |
Стихи башкирских поэтов о труде. |
||||
Салават Юлаев – легендарный герой башкирского народа и поэт – импровизатор. |
3 ч. |
Салават Юлаев. Стихи Салавата Юлаева «Мой Урал», «Джигиту», «Родная страна». |
||||
Сказки о животных. |
3 ч. |
Харыбай. Лиса и беркут. Заяц у медведя в гостях. |
||||
На страже мира. |
1 ч. |
Вклад в победу. А. Игебаев. Бессмертие. |
Дети должны знать имена известных поэтов, музыкантов, героев республики Читать наизусть стихи и пересказывать фольклорные и авторские произведения; Расширение кругозора учащихся; |
Фронталь- ная и индивиду- альная работа. Урок игра. Урок путешествие |
Устный опрос. Творческие работы |
|
День 8 марта. |
1 ч. |
А. Ягофарова. Колючее платье. |
||||
Родная республика. |
3 ч. |
Из прошлого Башкортостана. |
||||
Композитор Загир Исмагилов. |
1 ч. |
Подлинно народный талант. Н. Наджми. Загиру Исмагилову. |
||||
Башкирские богатырские сказки. |
1 ч. |
Камыр – батыр. |
||||
Салют победы. |
1 ч. |
Г. Юнусова. Двадцатипятилетний дед. |
||||
Башкирские писатели детям. |
2 ч. |
Произведения М. Карима, М. Гафури, Р. Нигмати. |
||||
В поход на природу. |
1 ч. |
Г. Юнусова. Походная песня. |
Данная учебная программа соответствует целостной образовательной программе и концепции общеобразовательной начальной школы.
Содержание изучаемых вопросов соответствует нормативным требованиям к минимальному объёму содержания начального образования.