Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантлив

Проверочная работа

по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП».

I вариант

1. Укажите вид
сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные
сусальной позолотой. (К. Паустовский.)

б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в
моей жизни. (К. Паустовский.)

в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины
красные внизу и со всем еще зеленые на верхушках. (К. Паустовский.)

г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков
казалось ожидали солнца.

2. Укажите ССП.

а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с
большим удовольствием. (А. Чехов.)

б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (М.
Лермонтов.)

в) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы
рождаемся и живем. (В. Песков.)

г) То космонавты казались ему особенными то Алексей
начинал видеть в них таких же летчиков-истребителей. (А. Семенихин.)

д) Все проходит да не все забывается. (И. Бунин.)

3. Укажите простые предложения,
осложненные однородными членами.

а) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.

б) Мой товарищ говорил мало но я слушал его с большим
интересом.

в) На покосе то комары то мошкара кружат.

г) На покосе то мошкара кружит то комары звенят и
жалят.

д) Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.

4. Укажите ССП, где
бы вы поставили тире.

а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.

б) Было жарко дети просили пить.

в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя. (А.
Первенцев.)

г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка
студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклонясь над лазурной ее
глубиной отражается гладью речною. (С. Надсон.)

5. Укажите ССП с
общим второстепенным членом предложения.

а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой
плеснет волна. (К. Паустовский.)

б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая
то вправо то влево. (В. Катаев.)

в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла.
(Ю. Трифонов.)

г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось
легко. (Г. Федосеев.)

6. К началу данного
сложного предложения подберите конец. Объясни те письменно постановку тире.

а) Еще взмах весла — и …

б) Мы вбегаем в комнату — и …

в) Орел камнем бросается с высоты — и …

7. Составьте и
запишите предложения по данным схемам.

а) [       ], и [       ].

б) [            ,       и       ].

в) [       и             ] — и
[     ].

8. Спишите
предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Было уже часов десять и над
садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба
к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было
как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка.
Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при
в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.

В саду было тихо прохладно
и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за
городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то)
под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась
теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)

II вариант

1. Укажите вид
сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без
промежутка. (М. Лермонтов.)

б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко
воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

в) Дерево валят туда куда оно нагнулось. (Пословица.)

г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая
честь. (А. Пушкин.)

2. Укажите ССП.

а) Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в
окно. (А. Фет.)

б) Н. Г. Чернышевский например отмечал что «Грибоедов
должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы».

в) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит
Степан Парамонович молодой купец удалой боец. (М. Лермонтов.)

г) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый
садик с плетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие
подсолнухи. (А. Чехов.)

д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно
не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький.)

3. Укажите простые
предложения, осложненные однородными членами.

а) Первая охотничья неудача расстроила меня но не
истребила охотничьей страсти. (И. Соколов-Микитов.)

б) Опять явилось вдохновенье души безжизненной моей и
превратило в песнопенье тоску развалину страстей. (М. Лермонтов.)

в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный
на берег он скучает и томится. (М. Лермонтов.)

г) Мой друг не плачь перед разлукой и преждевременною
мукой младое сердце не тревожь. (М. Лермонтов.)

д) Сумерки приближались и надо было торопиться. (В.
Арсеньев.)

4. Укажите ССП, где
бы вы поставили тире.

а) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А.
Куприн.)

б) И скучно и грустно и некому руку подать в минуту
душевной невзгоды. (М. Лермонтов.)

в) Сквозь редкую листву шумит Байкал в тумане и тянет
влагою в осеннее окно. (А. Журавлев.)

г) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А.
Пушкин.)

5. Укажите ССП с
общим второстепенным членом предложения.

а) По ночам подмора и звезды усеивали небо. (И.
Бунин.)

б) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и
запели два нежных женских голоса. (А. Чехов.)

в) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в
молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин.)

г) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит
раскатом.

6. К началу данного
сложного предложения подберите конец. Объясните письменно постановку тире.

а) Раздался шорох — и …

б) Четкий удар мячом — и …

в) Сучок хрустнул — и …

7. Составьте и
запишите предложения по данным схемам.

а) То [             ], то [             ].

б) [             ], и [       ].

в) [       ], и [            ].

8. Спишите
предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Было уже часов десять и над
садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба
к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было
как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка.
Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при
в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.

В саду было тихо прохладно
и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за
городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а
где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах
разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А.
Чехов.)

Ключи к I варианту:

1. а) — простое, б) — СПП, в) — БСП, г) — ССП;

2. а), г), д);

3. а), г), д);

4. а), в);

5. а), г).

8. Ключ к тексту:

Было уже часов десять, и
над садом светила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба,
которую заказывала бабушка, и теперь Наде — она вышла в сад на минутку — видно
было, как в зале накрывали на стол, как в своем шелковом платье суетилась
бабушка. Отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь
мать при вечернем освещении казалась молодой.

В саду было тихо,
прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко,
должно быть за городом лягушки. Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не
здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах
развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная.

Ключи ко II варианту:

1.а) — ССП, б), в) — СПП, г) — БСП;

2. в), г);

3. а), б), г);

4. а), г);

5. а), б).

Конспект урока русского языка в 11 классе.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Тема: Проверочная работа по теме «Сложное предложение. Знаки

препинания в ССП».

Тип урока: урок контроля знаний и умений учащихся.

Цели:

проверить знания учащихся по теме «Сложное предложение. Знаки

препинания в сложносочиненном предложении»;

проверить орфографические и пунктуационные знания и умения;

воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского

языка.

Оборудование: раздаточный материал с заданиями для проверочной работы в

двух вариантах.

I. Орг. момент.

Приветствие учащихся.

Организация рабочей обстановки.

Психологический настрой.

II. Проверочная работа.

Выполняют проверочную работу по вариантам.

Вариант I.

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сусальной

позолотой.

б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.

в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и совсем

еще зеленые на верхушках.

г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.

2. Укажите ССП.

а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим

удовольствием.

б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

в) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы рождаемся и

живем.

г) То космонавты казались ему особенными то Алексей начинал видеть в них

таких же летчиковистребителей.

д) Все проходит да не все забывается.

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.

б) Мой товарищ говорил мало но я слушал его с большим интересом.

в) На покосе то комары то мошкара кружат.

г) На покосе то мошкара кружит то комары звенят и жалят.

д) Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.

б) Было жарко дети просили пить.

в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.

г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и

беседка одетая сочной листвой наклоняясь над лазурной ее глубиной

отражается гладью речною.

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то

влево.

в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла.

г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.

6. К началу данного сложного предложения подберите конец.

а) Еще взмах весла и …..

б) Мы вбегаем в комнату – и …..

в) Орел камнем бросается с высоты – и …..

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам:

а) [ — ] и [ — ].

б) [ — = , и = ].

в) [ = и = — ] и [ ].

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя

знаки препинания.

Было уже часов десять и над садом св…тила полная луна. В доме Шуминых

только что закончилась служба к…торую заказывала бабушка и теперь Наде

она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в

св…ем ш…лковом плат…е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о

чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в…чернем

осв…щении к…залась м…лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было

как где(то) д…леко должно быть за городом кр…чали л…гушки. Дышалось

глубоко и х…телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев…ям

д…леко за городом в п…лях и л…сах разв…рнулась теперь св…я весе…яя

жизнь таинстве…ая и пр…красная.

А. Чехов

Вариант II.

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана

историческая эпоха в картине талантливого художника.

в) Дерево валят туда куда оно нагнулось.

г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

2. Укажите ССП.

а) Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно.

б) Н.Г.Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с

Пушкиным славу преобразования литературы».

в) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит Степан Парамонович

молодой купец удалой боец.

г) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с плетнем да

под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие подсолнухи.

д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал

на расспросы отрывисто и резко.

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Первая охотничья неудача расстроила меня но не истребила охотничьей

страсти.

б) Опять явилось вдохновенье души безжизненной моей и превратило в

песнопенье тоску развалину страстей.

в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он

скучает и томится.

г) Мой друг не плач перед разлукой и преждевременною мукой младое

сердце не тревожь.

д) Сумерки приближались и надо было торопиться.

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола.

б) И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.

в) Сквозь редкую листву шумит Байкал в тумане и тянет влагою в осеннее

окно.

г) Сказал и Петербург возник из дикого болота.

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо.

б) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных

женских голоса.

в) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке

грибами пахнет и листвою.

г) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.

6. К началу данного сложного предложения подберите конец.

а) Раздался шорох – и …..

б) Четкий удар мячом – и …..

в) Сучок хрустнул – и …..

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам:

а) То [ = ], то [ = ].

б) [ — = ], и [ — ].

в) [ = ], и [ — = ].

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя

знаки препинания.

Было уже часов десять и над садом св…тила полная луна. В доме Шуминых

только что закончилась служба к…торую заказывала бабушка и теперь Наде

она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в

св…ем ш…лковом плат…е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о

чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в…чернем

осв…щении к…залась м…лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было

как где(то) д…леко должно быть за городом кр…чали л…гушки. Дышалось

глубоко и х…телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев…ям

д…леко за городом в п…лях и л…сах разв…рнулась теперь св…я весе…яя

жизнь таинстве…ая и пр…красная.

А. Чехов

Ключи к вариантам.

Вариант 1

1. а) простое, б) СПП, в) БСП, г) ССП.

2. а), г), д).

3. а), в), д)

4. а), в)

5. а), г).

8. Ключ к тексту:

Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. В доме Шуминых

только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде

она вышла в сад на минутку видно было, как в зале накрывали на стол,

как в своем шелковом платье суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о

чемто с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем

освещении казалась молодой.

В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было,

как гдето далеко, должно быть за городом, кричали лягушки. Дышалось

глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а гдето под небом, над деревьями,

далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь,

таинственная и прекрасная.

Вариант 2:

1. а) ССП, б) ССП, в) ССП, г) БСП.

2. в), г).

3. а), б), г).

4. а), г).

5. а), б).

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание:

Повторить СПП, виды придаточных предложений.

Есть решение!

Запишите предложение. Подчеркните в нём грамматические основы. Какое это предложение? Обоснуйте

Запишите предложение. Подчеркните в нём грамматические основы. Какое это предложение? Обоснуйте свой ответ.
Рассказ искусствоведа помог нам понять, как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

  • Ответов: 1
  • О вопросе


Аноним

ответ к заданию по русскому языку
 

Гость

Автор

Дата пуликации

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Другие ответы

  • Ответов: 1
  • Просмотров: 57
  • Другие вопросы

Физика

Изобразите с помощью круговой диаграммы состав воздуха.

Русский язык

Вставьте пропущенные буквы.Прочитайте шуточное письмо поэта А. Хайта, адресованн

География

Какие типы земной коры существуют? В чём их различия?

Русский язык

Составьте большое предложение со словом огнетушитель

Математика

Сколько десятков в числе 23098 пожалуйста !!!!!

Математика

2|x-1|-3x-5=2-2 (3x-1)-2x

Математика

Упростите выражение 25y +2y — 7 и найдите его значение,если y=5

Математика

Сколько оборотов сделает колесо на расстоянии 48 км если длина окружности

Русский язык

Среди пред­ло­же­ний 1–10 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с бес­со­юз­ной и со

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы регул

Математика

Разложите на множители 5а второй степени b- 25ab; xy + 6

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Перечислите свойства живых систем.

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Приведите примеры химического действия света.

Английский язык

Выберите правильные формы глагола 1.I dont know if the company (give,will

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Определите, почему в состав металлургических предприятий входят производства, не

Математика

1,5(-2,4a+3,8b)-1,6(2,5a-b),якщо а =2 b = -3

Математика

Решите) 16х³+8х²+х=0

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Почему компьютерные фильмы чаще всего хранятся в сжатом виде?

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Летучие мыши и дельфины хорошо ориентируются в темноте. Попробуйте объяснить, ка

Английский язык

Надо составить предложения 1 go, you, did, tomorrow, cinema, the, to,

Юридические вопросы

В структуре международной безопасности доминирует
(*ответ*) военный компо

Математика

Сад прямоугольный решили обвести забором Длина сада 800 м а ширина

Математика

(х+25)(х-30)

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Найдите произведение наименьшего четырехзначного числа и десяти. Найдите частное

Биология

Координация движений, равновесие тела

Экономические вопросы

Программное или аппаратное средство, предназначенное для выявления фактов неавто

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

В хозяйстве было 23 утки, гусей — на 13 меньше. Кур

Физика

Человек стоящий на берегу моря определил что расстояние между следующими друг

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

В таблице показано количество драматических театров в российских городах-миллион

Литература

ГЕРОИ РАССКАЗА ТИМУР И ЕГО КОМАНДА

Гуманитарные вопросы

Способность организма производить необходимое количество энергии для обеспечения

Экономические вопросы

Верны ли определения?
А) Солидарная ответственность — ответственность кажд

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Вспомни, что не является частью компьютера.
1) монитор
3) лазерный д

Последние ответы

Правильные ответы указаны по тесту
тест прошел проверку)

Гость

Читать ответ

Она состоит всего лишь из двух слоев. Первый слой — это именно земная кора, н

Гость

Читать ответ

ответ к заданию по физике
 
Гость

Читать ответ

Правильные ответы указаны по тесту
тест прошел проверку)

Гость

Читать ответ

Закон сохранения импульса:

m1*v1=m2*v2*cos альфа

Работа пороховых г

Гость

Читать ответ

1. Общее количество предметов в коробке равно 7.

2. За х<


Гость

Читать ответ

Сказки писал, например, всем известный Александр Пушкин. Нельзя не сказать. ч

Гость

Читать ответ

Відповідь:

Нехай х — дане число. Тоді збільшене на 20% число дорівн

Гость

Читать ответ

ответ к заданию по русскому языку
 
Гость

Читать ответ

ответ к заданию по физике
 
Гость

Читать ответ

В начале найдём сколько кают расположено на второй палубе теплохода. Известно

Гость

Читать ответ

Найдем, на сколько километров за каждый час увеличивается расстояние между ве

Гость

Читать ответ

298,287,265,232,188…133,67,-10,-98

Объясняем: из 298 отнимаем 11, получаем

Гость

Читать ответ

Именно ковыль растет на лугу. Он относится к семейству Злаки. Обильно эта тра

Гость

Читать ответ

Чтобы определить, какое число в 1,2 раза меньше 12,24, необходимо:

12,

Гость

Читать ответ

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос и сравнить предложенные дроби

Гость

Читать ответ

Моторная лодка затратит 24 : (10 — 2) = 3 ч, чтобы проплыть 24 км против течения

Гость

Читать ответ

Правильные ответы выделены по тесту
тест уже прошел свою проверку
ст

Гость

Читать ответ

Ответ к задаче представлен в виде рисунка и приложен к ответу

Гость

Читать ответ

1)  130 — 97 = 33 (см/мин) — скорость сближения
2)  33 * 2 = 66 (см) — при

Гость

Читать ответ


Тема: Проверочная работа по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП».

Тип урока: урок контроля знаний и умений учащихся.

Цели:

— проверить знания учащихся по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении»;

— проверить орфографические и пунктуационные знания и умения;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование: раздаточный материал с заданиями для проверочной работы в двух вариантах.

I. Орг. момент.

Приветствие учащихся.

Организация рабочей обстановки.

Психологический настрой.

II. Проверочная работа.

Выполняют проверочную работу по вариантам.

Вариант I.

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сусальной позолотой.

б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.

в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.

2. Укажите ССП.

а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.

б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

в) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы рождаемся и живем.

г) То космонавты казались ему особенными то Алексей начинал видеть в них таких же летчиков-истребителей.

д) Все проходит да не все забывается.

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.

б) Мой товарищ говорил мало но я слушал его с большим интересом.

в) На покосе то комары то мошкара кружат.

г) На покосе то мошкара кружит то комары звенят и жалят.

д) Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.

б) Было жарко дети просили пить.

в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.

г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклоняясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною.

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то влево.

в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла.

г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.

6. К началу данного сложного предложения подберите конец.

а) Еще взмах весла – и …..

б) Мы вбегаем в комнату – и …..

в) Орел камнем бросается с высоты – и …..

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам:

а) [ — ] и [ — ].

б) [ — = , и = ].

в) [ = и = — ] – и [ ].

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания.

Было уже часов десять и над садом св…тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к…торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св…ем ш…лковом плат…е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в…чернем осв…щении к…залась м…лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д…леко должно быть за городом кр…чали л…гушки. Дышалось глубоко и х…телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев…ям д…леко за городом в п…лях и л…сах разв…рнулась теперь св…я весе…яя жизнь таинстве…ая и пр…красная.

А. Чехов

Вариант II.

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

в) Дерево валят туда куда оно нагнулось.

г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

2. Укажите ССП.

а) Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно.

б) Н.Г.Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы».

в) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит Степан Парамонович молодой купец удалой боец.

г) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с плетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие подсолнухи.

д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Первая охотничья неудача расстроила меня но не истребила охотничьей страсти.

б) Опять явилось вдохновенье души безжизненной моей и превратило в песнопенье тоску развалину страстей.

в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится.

г) Мой друг не плач перед разлукой и преждевременною мукой младое сердце не тревожь.

д) Сумерки приближались и надо было торопиться.

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола.

б) И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.

в) Сквозь редкую листву шумит Байкал в тумане и тянет влагою в осеннее окно.

г) Сказал и Петербург возник из дикого болота.

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо.

б) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса.

в) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою.

г) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.

6. К началу данного сложного предложения подберите конец.

а) Раздался шорох – и …..

б) Четкий удар мячом – и …..

в) Сучок хрустнул – и …..

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам:

а) То [ = — ], то [ = — ].

б) [ — = ], и [ — ].

в) [ = ], и [ — = ].

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания.

Было уже часов десять и над садом св…тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к…торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св…ем ш…лковом плат…е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в…чернем осв…щении к…залась м…лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д…леко должно быть за городом кр…чали л…гушки. Дышалось глубоко и х…телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев…ям д…леко за городом в п…лях и л…сах разв…рнулась теперь св…я весе…яя жизнь таинстве…ая и пр…красная.

А. Чехов

Ключи к вариантам.

Вариант 1

1. а) простое, б) СПП, в) БСП, г) ССП.

2. а), г), д).

3. а), в), д)

4. а), в)

5. а), г).

8. Ключ к тексту:

Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде – она вышла в сад на минутку – видно было, как в зале накрывали на стол, как в своем шелковом платье суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении казалась молодой.

В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, должно быть за городом, кричали лягушки. Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная.

Вариант 2:

1. а) ССП, б) ССП, в) ССП, г) БСП.

2. в), г).

3. а), б), г).

4. а), г).

5. а), б).

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание:

Повторить СПП, виды придаточных предложений.

  • Рассказ искры из глаз
  • Рассказ из шкатулки с секретом дзен
  • Рассказ из воспоминаний в и даля
  • Рассказ исангулова лесная девочка
  • Рассказ из чего состоит компьютер на английском