Рассказ история села горюхина краткое содержание

История села Горюхина
Жанр:

повесть

Автор:

Александр Пушкин

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1830

Публикация:

1837

Wikisource-logo.svg Текст произведения в Викитеке

«История села Горюхина» — неоконченная повесть Александра Сергеевича Пушкина, написанная во время «болдинской осени» 1830 года. Представляет собой начало сельской хроники, изложенной от лица владельца Горюхина — молодого помещика Ивана Петровича Белкина.

История создания

Написано осенью 1830 года в Болдине. На рукописи стоят даты 31 октября и 1 ноября[1][2].

«История села Горюхина» представляет собой одну из рукописей, оставшихся от вымышленного Пушкиным автора — Ивана Петровича Белкина (1801[3]—1828), владельца села Горюхина, прожившего в нём почти всю жизнь (с перерывом на воинскую службу). В ранней версии биографии Белкина, написанной ещё в 1829 году, И. П. Белкин явно упоминается как автор двух различных рукописей — цикла повестей («Повести Белкина») и истории собственной вотчины[2].

В черновиках сохранились цифровые подсчеты для «Истории…», исходя из площади села в 240 десятин. При этом Пушкин основывался на данных Болдина по состоянию имения к V ревизии (1794)[2].

При жизни Пушкина повесть не печаталась. Впервые напечатана (с пропусками и неправильной последовательностью частей) в «Современнике», т. VII, 1837, стр. 197—220.[1][2]

Сюжет

В начале автор (И. П. Белкин) излагает свою биографию, желая показать, как он решился написать историю родной отчины. Он подчеркивает, что звание литератора казалось ему всегда «самым завидным», однако он не мог и мечтать об этом, не получив должного образования. Автор родился и вырос в Горюхине, затем поступил на службу в пехотный полк, однако после смерти родитилей оставил службу и вернулся в село, вступив во владение имением. Он обратился к сочинительству и начал писать поэму о Рюрике, однако вскоре почувствовал, что «не рождён поэтом». Затем он записал несколько слышанных ранее анекдотов, но наконец решил попробовать себя в описании истории. Обнаружив старинные листки календаря с записками своих предков, а также летопись местного дьячка и другие документы, автор на их основе составил историю Горюхина, изложенную так, как будто речь идёт об отдельной стране.

Повествование о селе начинается с описания его географии и климата, внешности и характера жителей села. (Село занимает более 240 десятин, а число жителей достигает 63 душ.) Отмечается склонность горюхинских мужиков к пьянству и их любовь к стихам местного сочинителя Архипа Лысого.

В разделе «Баснословные времена» говорится о том, что в древности село пережило «золотой век» изобилия, однако со временем обеднело. Оно управлялось старостой Трифоном, а владельцы села (Белкины) не обращали на него особого внимания. Однако однажды всё переменилось: из-за упадка в прочих владениях Белкиных они прислали в Горюхино приказчика, который стал более усердно собирать оброк с крестьян, что привело к ещё большему их обнищанию…

Дальнейший план повести

О полном замысле Пушкина дает представление план повести, сохранившийся в черновиках.[2] После раздела «Баснословные времена», начатого в рукописи, должны были идти следующие разделы: «Правление старосты Антипа Мудрого», «Приезд моего прадеда тирана Ив. В. Т.», «Дед мой управляет. Пожар», «Соседи. Повальная болезнь. Церковная история», «Мужики разорены. Отец мой. Староста Трифон. Бунт», «Приказчик», «…барщина».

В конце плана идёт краткое резюме: «Была богатая вольная деревня / Обеднела от тиранства / Поправилась от строгости / Пришла в упадок от нерадения…».

Примечания

  1. 1 2 Примечания // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — Т. 8, кн. 2. Романы и повести. Путешествия. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. — С. 1047—1065.
  2. 1 2 3 4 5 Томашевский Б. В. Примечания // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Т. 6. Художественная проза. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. — С. 511—559.
  3. Этот год рождения указан в «Истории»; в предисловии к «Повестям Белкина» говорится, что И. П. Белкин родился в 1798 году.

Ссылки

  • Пушкин А. С. История села Горюхина // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — Т. 8, кн. 1. Романы и повести. Путешествия. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — С. 125—140.
  • Пушкин А. С. История села Горюхина // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Т. 6. Художественная проза. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. — С. 116—131.
 Просмотр этого шаблона Произведения Александра Сергеевича Пушкина
Роман в стихах Евгений Онегин
Поэмы

Руслан и Людмила • Кавказский пленник • Гавриилиада • Вадим • Братья разбойники • Бахчисарайский фонтан • Цыганы • Граф Нулин • Полтава • Тазит • Домик в Коломне • Езерский • Анджело • Медный всадник

Стихотворения

Стихотворения 1813—1825 (список) • Стихотворения 1826—1836 (список)

Драматургия

Борис Годунов • Русалка • Сцены из рыцарских времён

Маленькие трагедии: Скупой рыцарь • Моцарт и Сальери • Каменный гость • Пир во время чумы

Сказки

Жених • Сказка о попе и о работнике его Балде • Сказка о медведихе • Сказка о царе Салтане • Сказка о рыбаке и рыбке • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях • Сказка о золотом петушке

Художественная проза

Арап Петра Великого • История села Горюхина • Рославлев • Дубровский • Пиковая дама • Кирджали • Египетские ночи • Путешествие в Арзрум • Капитанская дочка • Роман в письмах • Повесть о стрельце

Повести Белкина: Выстрел • Метель • Гробовщик • Станционный смотритель • Барышня-крестьянка

Историческая проза

История Пугачёва • История Петра

Прочее

Список произведений Пушкина • Переводы Пушкина с иностранных языков

Неоконченные произведения выделены курсивом


7

Можете пожалуйста написать краткий пересказ история села горюхина

1 ответ:



0



0

В начале  Иван Петрович Белкин рассказывает о себе и своей отчине. Звание литератора казалось ему самым лучшим, но ему сложно было получить образование. Поэтому он стал служить в пехотном полку, а затем поселился в поместье. автор  Затем решил сочинить поэму о Рюрике, но, поняв, что не поэт, стал записывать анекдоты. и историю своих предков и историю своего  села, начиная с географического положения, » физиономии » жителей  и их характера.  Пушкин рассказал об Архипе  Лысом, сочинителе. Когда-то село богатело, а потом обеднело. Им управлял староста Трифон в лучшие времена, а потом пришел приказчик, стал брать тщательно оброк с крестьян , и  в село пришло горе.

Читайте также

<span>Щедрость — бесспорно положительное качество,
присущее человеку, довольно часто воспринимают однобоко: чем больше
материальных благ подарено, тем щедрее душа. На самом деле суть этого
понятия гораздо многограннее.
Очень многие люди достаточно поверхностно понимают значение
настоящей щедрости. В основе иногда бессмысленного расточительства и
показной «широты души» лежат весьма банальные желания – быть центром
внимания и получать ложные симпатии окружающих. Но ровно насколько
такая щедрость неискренняя, настолько и лицемерна любовь этих
окружающих.
На самом деле человек, живущий на показ и раздающий блага налево и
направо, вполне может оказаться мелочным и склочным. Прикрывая свои
недостатки невиданной щедростью, он не исправляет их, а только
усугубляет фальшью и двуличием. Рано или поздно, но лживость такого
поведения станет очевидной, и тогда уже ничто не сможет вернуть доверие,
без которого крайне сложно существовать в социуме.
Однако настоящая щедрость идет не из кошелька, она рождается в душе и
с добрым сердцем дарит окружающим тепло и радость. Вот эта щедрость
очень ценна, она способна рассказать о благородстве и искренности
человеческой души. Такие люди отдают свое внимание и помощь, не ожидая
взамен слов благодарности и восхищения.
Возможно, так могут далеко не все. Возможно, и поступать подобным
образом непросто. Но всего можно достичь, если есть желание и
стремление самосовершенствоваться. И начинать надо с малого – учиться
уважать других, быть внимательным, искренне вникать в их проблемы,
честно пытаться помочь по мере сил, не забывать о благотворительности и
милосердии. Да просто начать любить людей вокруг себя. Пусть не всё
сразу получится, но начинать, хотя бы с малого, необходимо.
Щедрость – это, прежде всего, противостояние собственному эгоизму,
умение делиться не только богатством своей души, но и тем, что,
возможно, и самому необходимо. Одно из лучших моральных качеств,
которое способно придать уверенность и чувство самодостаточности
по-настоящему щедрому человеку.
</span>

Когда я был маленький, я мечтал попасть на войну. Быть танкистом хотя бы заряжающим танка кв-1 или т-34. И я решил в один вечер сбежать на фронт. Я взял кусок чёрного хлеба и одну большую с кулак картошку и пошёл. Меня слава богу не кто не заметил. Естественно я оставил записку маме о том что я ушёл на фронт и буду танкистом. По пути мне втретился лейтенант Егоров и спросил меня куда ты идёшь молой? А я ответил на фронт к танкистам заряжающим быть. Он спешил и не ответил мне ничего, а я пошёл дальше. Так идошёл до третяй танковой дивизии и меня спросил командир танка кв-1 куда путь держишь? А я ответил хочу заряжающим быть. А у кв-1 был заряжающий с вывихнутой рукой(бесполезный был) командир отправил его в гомпиталь и без всяких пререканий взял меня заряжающим. Я был сильным мальчиком так что легко поднимал снаряд так и провоевал год ,а потом уж вернулся с орденом труда домой и мама мной гордилась!

Б) опустились ниже над горизонтом 

Выбери самое главное на твой взгляд)))

Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил в 1406–1419 гг. его ученик Епифаний Премудрый, а во второй четверти ХV века переработал Пахомий Логофет. «Житие Сергия Радонежского» является одним из лучших древнерусских памятников агиографической литературы.
Преподобный Сергий Радонежский  не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского это его жизнь.
Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, так как он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.
В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к “жизни во Христе”, ввел идею и практику “высокого жития”, как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам “иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную”, “смирением украшать себя”, “единомыслие друг с другом хранить”, “ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения”. По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи “высокого жития”.
Проповедуя “высокое житие”, Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. “А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим”, говорил Сергий.
Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.
<span>В Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали, как, во-первых, страдание во имя Христа, и, во-вторых, как средство “осветления души”, ибо страдание должно именно осветлять душу, а не “истязать” тело. Таким образом, выступая духовным наследником Антония и Феодосия Печерских, Сергий Радонежский сместил акценты в направление духовного и нравственного самосовершенствования, отказавшись от физического “истязания плоти”. И недаром в самом Житие неоднократно подчеркивается, что именно из-за “чистоты жизни” преподобный Сергий был удостоен Божией благодати.</span>

Эпические жанры: сказка, сказание, легенда, народная басня, анекдот, улыбка.
<span>Лирические жанры: малые фольклорные жанры (песня).</span>
<span>Драматические жанры: игра, обряд, народная пьеса.</span>

Александр Сергеевич Пушкин

История села Горюхина

Если бог пошлет мне читателей, то может быть для них будет любопытно узнать, каким образом решился я написать Историю села Горюхина. Для того должен я войти в некоторые предварительные подробности.

Я родился от честных и благородных родителей в селе Горюхине 1801 года апреля 1 числа и первоначальное образование получил от нашего дьячка. Сему-то почтенному мужу обязан я впоследствии развившейся во мне охотою к чтению и вообще к занятиям литературным. Успехи мои хотя были медленны, но благонадежны, ибо на десят<ом> году отроду я знал уже почти всё то, что поныне осталось у меня в памяти, от природы слабой и которую по причине столь же слабого здоровья не дозволяли мне излишне отягощать.

Звание литератора всегда казалось для меня самым завидным. Родители мои, люди почтенные, но простые и воспитанные по-старинному, никогда ничего не читывали и во всем доме кроме Азбуки, купленной для меня, календарей и Новейшего письмовника, никаких книг не находилось. Чтение письмовника долго было любимым моим упражнением. Я знал его наизусть и, не смотря на то, каждый день находил в нем новые незамеченные красоты. После генерала Племянникова, у которо<го> батюшка был некогда адъютантом, Курганов казался мне величайшим человеком. Я расспрашивал о нем у всех и к сожалению никто не мог удовлетворить моему любопытству, никто не знал его лично, на все мои вопросы отвечали только, что Курганов сочинил Новейший письмовник, что твердо знал я и прежде. Мрак неизвестности окружал его как некоего древнего полу-бога; иногда я даже сомневался в истинне его cуществовани<я>. Имя его казалось мне вымышленным и предание о нем пустою мифою, ожидавшею изыскания нового Нибура. Однако же он всё преследовал мое воображение, я старался придать какой-нибудь образ сему таинственному лицу, и наконец решил, что должен он был походить на земского заседателя Корючкина, маленького старичка с красным носом и сверкающими глазами.

В 1812 году повезли меня в Москву и отдали в пансион Карла Ивановича Мейера – где пробыл я не более трех месяцев, ибо нас распустили перед вступлением неприятеля – я возвратился в деревню. По изгнании двухнадесяти языков хотели меня снова везти в Москву посмотреть, не возвратился <ли> Карл Ив.<анович> на прежнее пепелище или в противном случае отдать меня в другое училище, но я упросил матушку оставить меня в деревне, ибо здоровье мое не позволяло мне вставать с постели в 7 часов, как обыкновенно заведено во всех пансионах. Таким образом достиг я 16-ти ™летнего возраста, оставаясь при первоначальном моем образовании и играя в лапту с моими потешными, единственн<ая> наук<а>, в коей приобрел я достаточное познание во время пребывания моего в пансионе.

В сие время определился я юнкером в ** пехотный полк, в коем и находился до прошлого 18** года. Пребывание мое в полку оставило мне мало приятных впечатлений кроме производства в офицеры и выигрыш<а> 245 рублей в то время как у меня в кармане всего оставалося рубль 6 грив. Смерть дражайших моих родителей принудила меня подать в отставку и приехать в мою вотчину.

Сия эпоха жизни моей столь для меня важна, что я намерен о ней распространиться, заранее прося извинения у благосклонного читателя, если во зло употреблю снисходительное его внимание.

День был осенний и пасмурный. Прибыв на станцию, с которой должно было мне своротить на Горюхино, нанял я вольных и поехал проселочною дорогой. Хотя я нрава от природы тихого, но нетерпение вновь увидеть места, где провел я лучшие свои годы, так сильно овладело мной, что я поминутно погонял моего ямщика, то обещая ему на водку, то угрожая побоями, и как удобнее было мне толкать его в спину, нежели вынимать и развяз<ыв>ать кошелек, то, признаюсь, раза три и ударил его, что отроду со мною не случалось, ибо сословие ямщиков, сам не знаю почему, для меня в особенности любезно. Ямщик погонял свою тройку, но мне казалось, что он, по обыкновению ямскому, уговаривая лошадей и размахивая кнутом, всё-таки затягивал гужи. – Наконец завидел Горюхинскую рощу; и через 10 минут въехал на барский двор. Сердце мое сильно билось – я смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 8 лет не видал я Горюхина. Березки, которые при мне посажены были около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, бывший некогда украшен тремя правильным<и> цветник<ами>, меж которых шла широкая дорога усыпанная песком, теперь обращен был в некошанный луг, на котором паслась бурая корова. Бричка моя остановилась у переднего крыльца. Человек мой пошел было отворить двери, но они были заколочены, хотя ставни были открыты и дом казался обитаемым. Баба вышла из людской избы и спросила, кого мне надобно. Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу и вскоре дворня меня окружила. Я был тронут до глубины сердца, увидя знакомые и незнакомые лица – и дружески со всеми ими цалуясь: мои потешные мальчишки были уже мужиками, а сидевшие некогда на полу для посылок девчонки замужними бабами. Мужчины плакали Женщинам говорил я без церемонии: «Как ты постарела» – и мне отвечали с чувством «Как вы-то, батюшка, подурнели». Повели меня на заднее крыльцо, на встречу мне вышла моя кормилица и обняла меня с плачем и рыданием, как многострадального Одиссея. Побежали топить баню. Повар, ныне в бездействии отростивший себе бороду, вызвался приготовить мне обед, или ужин – ибо уже смеркалось. Тотчас очистили мне комнаты, в коих жила кормилица с девушками покойной матушки, и я очутился в смиренной отеческой обители и заснул в той самой комнате, в которой за 23 года тому родился.

Около трех недель прошло для меня в хлопотах всякого роду – я возился с заседателями, предводителями и всевозможными губернскими чиновниками. Наконец принял я наследство и был введен во владение отчиной; я успокоился, но скоро скука бездействия стала меня мучить. Я не был еще знаком с добрым и почтенным соседом моим **. Занятия хозяйственные были вовсе для меня чужды. Разговоры кормилицы моей, произведенной мною в ключницы и управительницы, состояли счетом из 15 домашних анекдотов, весьма для меня любопытных, но рассказываемых ею всегда одинаково, так что она сделалась для меня другим новейшим письмовником, в котором я знал, на какой странице какую найду строчку. Настоящий же заслуженный письмовник был мною найден в кладовой, между всякой рухлядью, в жалком состоянии. – Я вынес его на свет и принялся было за него, но Курганов потерял для меня прежнюю свою прелесть, я прочел его еще раз и больше уже не открывал.

В сей крайности пришло мне на мысль, не попробовать ли самому что-нибудь сочинить? Благосклонный читатель знает уже, что воспитан я был на медные деньги и что не имел я случая приобрести сам собою то, что было раз упущено, до шестнадцати лет играя с двор<ов>ыми мальчишками, а потом переходя из губернии в губернию, из квартиры на квартиру, провождая время с жидами да с маркитантами, играя на ободранных биллиардах и маршируя в грязи.

Читать дальше

  • Рассказ история отношений лизы и эраста
  • Рассказ ильина рождественское письмо
  • Рассказ история одной любви часть 1
  • Рассказ ильина машины на нашей улице
  • Рассказ история одной зечки