Понятия «добро» и «зло» были важны для человека во все исторические эпохи. Эти категории составляют центральные категории морали. Добро — это высшая нравственная ценность. Злом называют противоположность добру, отрицательную категорию, что противоречит нравственному поведению.
Блок: 1/5 | Кол-во символов: 277
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11298-dobro-i-zlo-v-raznye-istoricheskie-epohi.html
Содержание
- 0.1 Добро и зло в древности
- 1 Общее представление
- 1.1 Отношение к вечным понятиям в средние века
- 2 Причины существования
- 2.1 Материалистические причины
- 2.2 Идеалистические причины
- 2.3 Новое время
- 3 Дихотомия добра и зла в культуре
- 3.1 Добро и зло сегодня
Добро и зло в древности
С развитием общества происходили изменения в культуре и мировоззрении. Представления о понятиях «добро» и «зло» также менялись.
Например, в древние времена для жертвоприношений использовали и животных, и людей. Это было обычным явлением.
При первобытнообщинном строе польза и вредность рассматривали, исходя из мнения коллектива. Члены племени зло представляли как то, что мешало им выживать и удовлетворять потребности. Нападения на другие племена, и даже каннибализм считались добром, поскольку с помощью этого исполнялись желания. Добродетельные качества приписывали не только мужеству и храбрости, но и хитрости, коварству, порой, жестокости, то есть всему, что влияло на выживание рода.
Постепенно уменьшается зависимость людей от природы. Вместе с изменением потребностей человека другой становится система ценностей. По причине расслоения общества разделяется содержание понятий добро и зло. Они становятся различными дл разных слоев населения. Для рабовладельцев труд рабов воспринимался в качестве добра, ведь результат их работы давал богатства и жизнь в роскоши. Для рабов труд на господина представлялся злом, тяжким и изнуряющим бременем.
Древние философы античности, в частности, Аристотель, считали наивысшим благом разум. Но мыслитель подчеркивал, что достоверные знания человеку недоступны. По Платону, злом считалась «хора» (материальный мир), а добром – «гиперуранию» (мир идей). Сократ считал, что осознание добра и зла способствует добропорядочному существованию и познанию себя. Также греки отдавали предпочтение мужеству, гордости, беспристрастности и выполнению долга.
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1611
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11298-dobro-i-zlo-v-raznye-istoricheskie-epohi.html
Общее представление
Различные религиозные культуры, например, авраамические, манихейские, зороастризм, а также подверженные духовному влиянию буддизма, как правило, воспринимают дихотомию добра и зла в качестве антагонистического дуализма, в котором зло должно проигрывать.
В любом языке есть слова, выражающие добро и зло. Это своего рода культурная универсалия, объединяющая моральные суждения как хорошо — плохо, правильно — неправильно, желательно — нежелательно. В наше время суть этой дихотомии, обычно касается в части добра — любви, справедливости, счастья, добродетели, созидания, а в части зла — разрушения, порока, умышленного причинения вреда, дискриминации, унижения, актов не избирательного насилия. Особенностью человеческого поведения является способность одновременного выполнения и добрых, и злых действий.
Некоторые исследователи, например, Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал рассматривают вопросы морали, в частности понятия добра и зла, как вполне применимые и в биологии.
Блок: 2/7 | Кол-во символов: 995
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE_%D0%B8_%D0%B7%D0%BB%D0%BE
Отношение к вечным понятиям в средние века
В средневековой философии доминирующими взглядами выдвигаются христианские ценности. Воплощает добро Бог, а зло – дьявол. Августин, подобно Платону, считал Добро духом, злом – материальный мир. Фома Аквинский называет Бога абсолютным воплощением добра. К главным христианским добродетелям относят смирение, любовь, в том числе, относительно врагов. К порокам же относили гордыню и гордость. Лучшие человеческие качества приписывали святым и народным героям.
Эпоха Возрождения смещает акценты в сторону человеку. Главной особенностью этой эпохи становится гуманизм. Представления о добре и зле вновь меняются. При поиске идеалов люди обращаются не к Богу, а первую очередь, к самому себе. Проявления собственного «Я» воспринимаются в качестве добра.
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 789
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11298-dobro-i-zlo-v-raznye-istoricheskie-epohi.html
Причины существования
Начиная с древности, имеется множество точек зрения на причины существования добра и зла. Их можно рассмотреть в зависимости от отношения к двум определениям:
- объективно и действительно необходимое для существования человечества
- необходимое для существования с точки зрения людей
При таком подходе, причины добра и зла укрупнённо делятся на материалистические и идеалистические.
Материалистические причины
Материалистические причины связывают понятия добра и зла с законами человеческой природы, которые возникают на самых ранних стадиях развития личности. В частности, с естественным устремлением людей, так называемым натурализмом; с наслаждением-страданием (гедонизмом); счастьем-несчастьем (эвдемонизмом) и т. п..
Эти понятия тесно связаны с социальными условиями, то есть с конкретными противоречиями жизни общества, их влиянием на мораль определённых эпох и общественных систем. Более того, как полагал Ф. Энгельс: «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому»:94. В. Ленин, в свою очередь, дополнял, что идея добра и зла всегда совпадает с текущими требованиями людей к действительности:195.
Идеалистические причины
Идеалистические причины исходят из божественного замысла, что придаёт соперничеству добра и зла либо метафизический смысл, либо сводит эти понятия к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека. В свою очередь, религиозные учения отождествляют добро со знанием истины — человеческой ценности, святости, божественности, а зло рассматривают как следствие неведения этой истины или относят к ненормальным отклонениям в поведении, что является результатом человеческого несовершенства (см., например, «Грехопадение»).
Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1777
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE_%D0%B8_%D0%B7%D0%BB%D0%BE
Новое время
Новое время поставило на повестку дня вопросы о методах научного познания. Проблемы этики и эстетики становятся второстепенными. Рационализм этого времени состоит в точных умозаключениях, что опираются на истины физики и математики. Высшим счастьем, по мнению философа Спинозы, является познание. С его помощью можно удовлетворить разумные потребности людей.
В XVIII столетии в европейских странах создается восприятие морали как системы полезности друг другу. Философы того времени полагали, что добро должно отвечать удовлетворению желаний человека.
Понятия про добро и зло в XIX веке отобразил Фридрих Ницше. В сочинении «По ту сторону добра и зла» он приписывает этим понятиям субъективность и зависимость от психологии людей, бессмысленно искать в них истину.
Блок: 4/5 | Кол-во символов: 773
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11298-dobro-i-zlo-v-raznye-istoricheskie-epohi.html
Дихотомия добра и зла в культуре
Дихотомия добра и зла давно стала своего рода мемом общечеловеческой культуры. Широко встречается в искусстве, в частности, в литературе (см., например, у А. Фета или Ф. Ницше), и живописи, особенно религиозного содержания (см. иллюстрацию статьи).
Кроме того, добро и зло — популярный предмет дискуссии разных слоёв общества и, как следствие, является одной из тем высказываний известных людей. Например:
Блок: 4/7 | Кол-во символов: 441
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE_%D0%B8_%D0%B7%D0%BB%D0%BE
Добро и зло сегодня
Изменение мировозрения по вечным вопросам было обусловлено различными факторами. Наше время не является исключением. Человечество накопило огромный опыт в их познании. По мнению современного человека, добру присущи функции созидания, а зло характеризуется разрушениями, насилием, ненавистью. Разрушительная функция означает крушение общественных порядков, устоев, традиций, она нарушает привычный ход вещей, расшатывает представления человека о себе и о мире. Примером служат революции, военные действия, крушение идеалов. Разрушается старое, человек нарушает гармонию с окружающим миром. Функцию создания следует понимать как формирование новых ценностей, идеалов и целей. Людям это помогает твердо стоять на земле и видеть путеводную звезду. Для того чтобы понять и принять новое, необходимо до конца постигнуть старое. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данные функции важны в комплексе. Зло побуждает человека действовать, изменяя привычный порядок вещей и узнавать новое. При этом могут возникать неразрешимые вопросы, душевные страдания при поисках ответов на вопросы. Добро обладает созерцательной природой.
Древнеиндийская философия является подтверждением этим словам. Считается, что мир является страданием, смирившись с ним, можно испытать настоящее счастье, душа попадет в нирвану (состояние высшего блаженства). Не познав страдания и природу зла, невозможно понять природу добра. С помощью зла люди освобождается от морали и все вокруг приходит к разрушению. Добро, напротив, связывает определенными правилами и догмами, лишая свободы действий. Мир развивается как равновесие добра и зла. Без зла отсутствовало бы движение. Благодаря этим вечным категориям можно не только оценить окружающую действительность, но и изменять и совершенствовать ее.
Добро, зло — наиболее общие представления людей, через них осмысливаются и оцениваются устройство мира, социальный порядок, человеческие качества и его побуждения. Добро связано с надеждами людей, с прогрессом, свободной и счастливой жизнью. Оно является целью деятельности человека, мечтой, которой нужно достичь. Злу придают отрицательный смысл, нежелательный для людей, оно способствует страданиям, бедам и несчастьям. В ходе истории эти понятия прошли разные этапы и остаются важнейшими в религии и этике.
Добро и зло в культурно-историческом понимании
Представления о добре и зле в истории цивилизации
Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2394
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11298-dobro-i-zlo-v-raznye-istoricheskie-epohi.html
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 11023
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11298-dobro-i-zlo-v-raznye-istoricheskie-epohi.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 5844 (53%)
- https://vashurok.ru/questions/primer-predstavleniya-lyudey-o-dobre-i-zle-v-raznie-istoricheskie-epohi: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1966 (18%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE_%D0%B8_%D0%B7%D0%BB%D0%BE: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 3213 (29%)
Поделитесь в соц.сетях: |
Оцените статью: Загрузка… |
Понятия «добро» и «зло» были важны для человека во все исторические эпохи. Эти категории составляют центральные категории морали. Добро — это высшая нравственная ценность. Злом называют противоположность добру, отрицательную категорию, что противоречит нравственному поведению.
Добро и зло в древности
С развитием общества происходили изменения в культуре и мировоззрении. Представления о понятиях «добро» и «зло» также менялись.
Например, в древние времена для жертвоприношений использовали и животных, и людей. Это было обычным явлением.
При первобытнообщинном строе польза и вредность рассматривали, исходя из мнения коллектива. Члены племени зло представляли как то, что мешало им выживать и удовлетворять потребности. Нападения на другие племена, и даже каннибализм считались добром, поскольку с помощью этого исполнялись желания. Добродетельные качества приписывали не только мужеству и храбрости, но и хитрости, коварству, порой, жестокости, то есть всему, что влияло на выживание рода.
Постепенно уменьшается зависимость людей от природы. Вместе с изменением потребностей человека другой становится система ценностей. По причине расслоения общества разделяется содержание понятий добро и зло. Они становятся различными для разных слоев населения. Для рабовладельцев труд рабов воспринимался в качестве добра, ведь результат их работы давал богатства и жизнь в роскоши. Для рабов труд на господина представлялся злом, тяжким и изнуряющим бременем.
Древние философы античности, в частности, Аристотель, считали наивысшим благом разум. Но мыслитель подчеркивал, что достоверные знания человеку недоступны. По Платону, злом считалась «хора» (материальный мир), а добром – «гиперуранию» (мир идей). Сократ считал, что осознание добра и зла способствует добропорядочному существованию и познанию себя. Также греки отдавали предпочтение мужеству, гордости, беспристрастности и выполнению долга.
Отношение к вечным понятиям в средние века
В средневековой философии доминирующими взглядами выдвигаются христианские ценности. Воплощает добро Бог, а зло – дьявол. Августин, подобно Платону, считал Добро духом, злом – материальный мир. Фома Аквинский называет Бога абсолютным воплощением добра. К главным христианским добродетелям относят смирение, любовь, в том числе, относительно врагов. К порокам же относили гордыню и гордость. Лучшие человеческие качества приписывали святым и народным героям.
Эпоха Возрождения смещает акценты в сторону человеку. Главной особенностью этой эпохи становится гуманизм. Представления о добре и зле вновь меняются. При поиске идеалов люди обращаются не к Богу, а первую очередь, к самому себе. Проявления собственного «Я» воспринимаются в качестве добра.
Новое время
Новое время поставило на повестку дня вопросы о методах научного познания. Проблемы этики и эстетики становятся второстепенными. Рационализм этого времени состоит в точных умозаключениях, что опираются на истины физики и математики. Высшим счастьем, по мнению философа Спинозы, является познание. С его помощью можно удовлетворить разумные потребности людей.
В XVIII столетии в европейских странах создается восприятие морали как системы полезности друг другу. Философы того времени полагали, что добро должно отвечать удовлетворению желаний человека.
Понятия про добро и зло в XIX веке отобразил Фридрих Ницше. В сочинении «По ту сторону добра и зла» он приписывает этим понятиям субъективность и зависимость от психологии людей, бессмысленно искать в них истину.
Добро и зло сегодня
Изменение мировозрения по вечным вопросам было обусловлено различными факторами. Наше время не является исключением. Человечество накопило огромный опыт в их познании. По мнению современного человека, добру присущи функции созидания, а зло характеризуется разрушениями, насилием, ненавистью. Разрушительная функция означает крушение общественных порядков, устоев, традиций, она нарушает привычный ход вещей, расшатывает представления человека о себе и о мире. Примером служат революции, военные действия, крушение идеалов. Разрушается старое, человек нарушает гармонию с окружающим миром. Функцию создания следует понимать как формирование новых ценностей, идеалов и целей. Людям это помогает твердо стоять на земле и видеть путеводную звезду. Для того чтобы понять и принять новое, необходимо до конца постигнуть старое. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данные функции важны в комплексе. Зло побуждает человека действовать, изменяя привычный порядок вещей и узнавать новое. При этом могут возникать неразрешимые вопросы, душевные страдания при поисках ответов на вопросы. Добро обладает созерцательной природой.
Древнеиндийская философия является подтверждением этим словам. Считается, что мир является страданием, смирившись с ним, можно испытать настоящее счастье, душа попадет в нирвану (состояние высшего блаженства). Не познав страдания и природу зла, невозможно понять природу добра. С помощью зла люди освобождается от морали и все вокруг приходит к разрушению. Добро, напротив, связывает определенными правилами и догмами, лишая свободы действий. Мир развивается как равновесие добра и зла. Без зла отсутствовало бы движение. Благодаря этим вечным категориям можно не только оценить окружающую действительность, но и изменять и совершенствовать ее.
Добро, зло — наиболее общие представления людей, через них осмысливаются и оцениваются устройство мира, социальный порядок, человеческие качества и его побуждения. Добро связано с надеждами людей, с прогрессом, свободной и счастливой жизнью. Оно является целью деятельности человека, мечтой, которой нужно достичь. Злу придают отрицательный смысл, нежелательный для людей, оно способствует страданиям, бедам и несчастьям. В ходе истории эти понятия прошли разные этапы и остаются важнейшими в религии и этике.
Добро и зло в культурно-историческом понимании
Представления о добре и зле в истории цивилизации
Сегодня, 17 февраля отмечается всемирный день спонтанного проявления доброты – неофициальный, но важный праздник, посвящённый прекрасному и светлому чувству.
Понятие добра и зла возникло ещё на заре цивилизации, и с тех пор, пройдя немалые трансформации, актуально и по сей день. Изучаем историю и философский аспект этого явления вместе с Colady.
Проходите наш тест: Психологический тест: Добрый ли вы человек?
Происхождение слов «добро» и «зло»
Слово «Добро» имеет древнеславянские корни. Корень –доб– означал «пора», «время», после добавления суффикса –р- получилось «добръ». Изначально слово «добро» употреблялось как то, что приходит в пору, вовремя.
Со временем слово стало обозначать что-то хорошее, подходящее, хорошего качества. Его употребляли и когда говорили о нравственных качествах, о знатности, о почёте: добромысл, добродей, доброхот, добродышка, доброгласие, добровище, добросовестный и т.д.
Слово «Зло» со старославянского языка означает – зъло (беда, грех). На Руси слово начало использоваться с XI в.
Возможно, вас заинтересует: Правящий архангел 2021 года Ханиил: как правильно призвать покровителя к помощи
Сквозь вехи истории
Понимание добра и зла возникло ещё в первобытном обществе, то есть во времена возникновения человечества как такового. Несмотря на отсутствие в первобытнообщинном строе таких понятий, как государство, право и закон, уже тогда отношения между людьми регулировались при помощи первых социальных норм, которые и определяли, что есть добро или зло. Эти нормы первобытного общества получили название мононорм. Впоследствии они легли в основу таких явлений, как человеческая мораль, закон и религиозные нормы.
Возникновение первых государств позволило, с одной стороны, разделить мораль и право, а с другой – создать механизмы закрепления моральных устоев. Представления о добре и зле не сильно менялись и были связаны с обычаями и религией. Однако, первоисточником этих представлений был материальный вопрос: добром считались устои, помогающие выживать людям и процветать первым государствам.
Всё изменилось в эпоху античности, когда на первый план стали выходить наука и нравственность. Так, в представлении Аристотеля высшим благом был разум, а Платон называл злом всё материальное.
Новым витком в трансформации идеи добра и зла стало Средневековье. В эту эпоху многие труды великих мыслителей прежних столетий были уничтожены или оказались под запретом, а представление о добре и зле формировалось исходя из религиозных догм. Олицетворение абсолютного добра стал Бог, в то время как Дьявол воплощал собой зло. Впрочем, даже при столь чётком и однозначном подходе иногда возникали коллизии и философские споры.
Добро и зло сегодня
Сегодня понимание добра и зла стало весьма расплывчатым и неоднозначным: современный мир строится преимущественно на конкуренции и материальных благах, поэтому рассуждать о таких категориях в нём всё сложнее.
Однако, есть и неоспоримые истины: например, тот факт, что величайшей ценностью в развитых странах сегодня считаются права и свободы человека, соответственно, любое покушение на них является злом. Уроки прошлых столетий не прошли даром: явления, которые когда-то могли осуждаться, теперь считаются нормальными, а дискриминация по этим признакам, напротив, воспринимается отрицательно.
Ещё одно отличие современного подхода – это попытки изучить природу добра и зла с точки зрения биологии. Этому вопросу посвящена книга нейробиолога Роберта Сапольски «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки».
Приведём 3 цитаты из этой книги:
«Противоположность любви — не ненависть. Её противоположность — безразличие».
«Нейронные связи у человека и креветки работают по одному и тому же принципу».
«Мы легче прощаем того, кто выглядит смущённым — краснеет, отводит взгляд, чьё лицо опущено вниз и повёрнуто немного в сторону».
Есть над чем подумать
Вопрос добра и зла нередко всплывает и в мировой культуре. Сегодня есть немало захватывающих кинематографических произведений для тех, кто всерьёз интересуется философией.
Например, вышедший недавно мини-сериал, снятый по роману Стивена Кинга «Противостояние», повествует о вечном противостоянии сил добра и зла в лице христианства и посланников дьявола.
Проект интересен тем, что поднимает различные вопросы морали и показывает нам, что не бывает абсолютно хороших или абсолютно плохих людей – все мы имеем свои пороки и слабости. Но окончательный выбор всегда стоит за нами.
Ещё одна экранизация Кинга с похожим посылом – фильм «Тёмная башня», снятый в 2017 году. А также тема добра и зла поднимается в фильмах «Адвокат дьявола», «Константин: Повелитель тьмы», «Девятые врата».
Представления о добре и зле менялись у
разных народов из века в век, оставаясь
при этом краеугольным камнем любой
этической системы.
В зависимости от принимаемого стандарта
добро в истории философии и культуры
трактовалось как:
· удовольствие (гедонизм)
· польза (утилитаризм)
· счастье (эвдемонизм)
· соответствующее обстоятельствам
(прагматизм)
· общепринятое, целесообразное.
Определения рассматриваемым понятиям
пытались дать еще древнегреческие
философы. Сократ, например, утверждал,
что только ясное осознание того, что
есть добро и зло, способствует правильной
(добродетельной) жизни и познанию самого
себя. Различие между добром и злом он
считал абсолютным и видел его в степени
добродетели и осведомленности человека.
По мнению, Сократа, никто не делает зла
намеренно, по своей воле, а лишь по
неведению и незнанию. Зло есть результат
незнания истины и, следовательно, добра.
Даже знание о собственном незнании —
уже шаг на пути к добру. Поэтому самое
большое зло — невежество, которое Сократ
усматривал в том, что человек не
догадывается о своем незнании и не
нуждается в знании.
Другие философы древности усматривали
добродетель в социальных отношениях
человека (Аристотель), в его связи с
миром идей (Платон). Третьи считали, что
добро заложено в самой природе человека
и его проявление/непроявление зависит
от самой личности: «Быть хорошим человеком
— значит не только не делать несправедливости,
но и не желать этого» (Эпикур).
С развитием категории морального
сознания и этики вырабатывается более
строгое понятие собственно морального
добра. Добро осознается как особого
рода ценность, не касающаяся природных
или стихийных событий, явлений. Эта
субстанция знаменует не только свободные,
но и сознательно соотнесенные с высшими
ценностями, в конечном итоге с идеалом,
поступки.
Позитивно-ценностное содержание добра
заключается в преодолении обособленности,
разобщенности и отчуждения между людьми,
утверждении взаимопонимания, морального
равенства и гуманности в отношениях
между ними.
Добро непосредственно связано с духовным
миром самого человека: как бы ни
определялся источник добра, оно творится
человеком как личностью, т.е., ответственно.
Понятие добра, ассоциированное с благами,
Иммануил Кант считал «эмпирическим»,
а безусловное добро — «понятием разума».
Он подчеркивал, что основная составляющая
добра — его разумность .
Сведение понятия добра к отдельным
положительным качествам, сопровождающим
события и явления, которые воспринимаются
обществом как добро, Дж. Мур считал
натуралистической ошибкой. Последняя,
как показал Р. Хэар, заключается в том,
что в определении конкретных событий,
явлений, характеров как «хороших» и
«добрых» смешиваются их нормативные
характеристики.
Различие между натуралистическим (в
муровском понимании этого слова) и
этическим пониманием добра соответствует
различию добра в относительном и
абсолютном смысле.
Так, Сократ говорил об относительности
понятия «хорошее»: «…нельзя сказать,
какие конкретно предметы определенно
хороши, но можно сказать, что значит
«хорошее» как таковое».
Софисты прямо высказывают взгляды об
относительности, искусственности,
надуманности представлений, с которыми
принято ассоциировать понятие добра и
зла. Подобное понимание категории добра
высказывает и Ф.Ницше: «…добро
добропорядочно лишь по причине жизненной
слабости его носителей, зло же — энергично,
целеустремленно».
Кроме вышеозначенных точек зрения,
особое внимание необходимо уделить
религиозной этической системе (в
частности, христианской). Христианская
религия идею высшего добра воплотила
в Боге. Он — творец всего доброго, вечного,
разумного. Всевышний не творил зла. Зло
происходит от врожденной греховности
человеческого рода, унаследовавшего
эту черту от прародителей (Адама и Евы),
соблазненных дьяволом в эдемском саду.
Итак, зло — это происки дьявола, но зло
— не самостоятельное нечто, а отсутствие
добра, подобно тому, как мрак — отсутствие
света. Начиная с первородного греха,
человека сопровождает свободный, но
неизбежный выбор между добром и злом.
Христианство утвердило право на этот
добровольный и естественный выбор, за
который человек расплачивается вечным
потусторонним бытием в Раю (абсолютное
добро) или в Аду (абсолютное зло). Для
того, чтобы человек не остался беззащитным
перед этим выбором, христианская религия
вооружила его нравственным кодексом,
следуя которому верующий может идти по
пути добра, избегая зла. Этот кодекс
составил содержание знаменитой Нагорной
проповеди Иисуса Христа (Евангелие от
Матфея, Глава 5), в которой Иисус не только
учит народ десяти заповедям, сформулированным
Моисеем еще в Ветхом завете, таким как
«Возлюби ближнего своего», «Не убий»,
«не укради», «Не произноси ложного
свидетельства на ближнего твоего», но
и дает им свое толкование. Так, ветхозаветное
«…люби ближнего твоего и ненавидь врага
твоего Иисус дополняет: «А я говорю вам
любите врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим
вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих
вас.., ибо, если вы будете любить любящих
вас, какая вам награда? И если вы
приветствуете только братьев ваших,
что особенного делаете?»
Конкретизируя, разрешая или запрещая
те или иные формы поведения, христианские
заповеди явились, по существу, выражением
основных принципов нравственности, на
которых должно строиться отношение
человека к человеку.
Итак, если религиозная этика рассматривает
добро и зло, прежде всего, как основания
нравственного поведения личности, то
философский анализ этих категорий
скорее направлен на выявление их
сущности, истоков и диалектики. Стремление
понять природу добра и зла, объединяя
усилия различных мыслителей, породило
богатое классическое философско-этическое
наследие, в котором выделим рассмотрение
данных понятий Г.В.Ф. Гегелем. С его точки
зрения, взаимосвязанные и взаимополагающие
понятия добра и зла неотделимы от понятия
индивидуальной воли, самостоятельного
индивидуального выбора, свободы и
вменяемости. В «Феноменологии духа»
Гегель писал: «Так как передо мною стоят
добро и зло, то я могу сделать между ними
выбор, могу решиться на то и на другое,
могу принять в свою субъективность, как
то, так и другое. Природа зла, следовательно,
такова, что человек может его хотеть,
но не необходимо должен его хотеть».
Добро реализуется у Гегеля также через
индивидуальную волю: «…добро есть
субстанциальное бытие для субъективной
воли, — она должна сделать его своей
целью и совершить…Добро без субъективной
воли есть только лишенная абстракции
реальность, и эту реальность оно должно
получить лишь через волю субъекта,
который должен иметь понимание добра,
сделать его своим намерением и осуществить
в своей деятельности». Понятие воли
Гегель распространяет не только на
область внешней реализации, область
поступков, но и на область внутреннюю,
область мышления и намерений. Поэтому
основополагающую роль он отводит
самосознанию, которое выступает как
исток самосозидания человеческой
личности через свободный выбор между
добром и злом. У Гегеля «самосознание
есть возможность ставить собственную
особенность выше всеобщего и реализовывать
ее посредством поступков — возможность
быть злым. Таким образом, именно
самосознанию принадлежит наиболее
важная роль в формировании злой воли,
равно как и доброй.
Моральное сознание всегда находится
перед тяжелой и безнадежной дилеммой:
«Любым поступком, которому предшествует
прекрасное намерение, оно неизбежно
совершает зло, — считает Гегель, —
отказываясь от поступков, пытаясь
сохранить свою чистоту, не запятнав ее
никаким действием, оно неизбежно впадает
в пустоту и никчемность существования,
что также является злом, но направленным
уже против себя.
Гегель рассматривает зло через феномен
фанатичной толпы — «отрицательной
свободы», или «свободы пустоты», которая
по его определению «представляет собой
как в области политики, так и в области
религии фанатизм разрушения всякого
существующего общественного порядка
и устранения индивидуумов, подозреваемых
в приверженности к порядку…Лишь разрушая
что-либо, эта отрицательная воля чувствует
себя существующей. Ей, правда, кажется,
что она стремится к какому-то положительному
состоянию, но на самом деле, она не хочет
положительного осуществления этого
состояния…» Фанатичная толпа, описанная
Гегелем, обращает все свое «бешенство
разрушения» на ненавистную ей цивилизацию
(«всякий существующий общественный
порядок», в том числе и на памятники
культуры. Толпа хочет вернуться в
первоначальное, до-цивилизованное
бытие, восстановить прошлое, которое
кажется столь радужным и чуждым зла
состоянием «всеобщего равенства»,
настоящим царством добра.
Еще один феномен зла, по Гегелю, —
лицемерие, которое способствует
моральному оправданию многих неприемлемых
поступков, вплоть до преступления.
Действительно, в истории немало примеров,
когда воровство, массовые убийства,
терроризм, насилие, геноцид часто находят
лицемерное оправдание при помощи
моральной софистики, выдающей интересы
ограниченной социальной группы, отдельной
нации или даже личности за всеобщие.
Гегель полагает, что подлинный выход
из засилия всеобщего и многоликого зла,
возможен лишь при желании слушать не
только себя, но и ближнего, понимать, а
не осуждать его. Только тогда «зло
отрешается от себя, признает бытие
другого…начинает верить в его способность
к моральному возрождению». Таким образом,
возможность добра Гегель напрямую
связывал с диалогом самосознаний. Причем
диалог несвободных, неуверенных в себе
самосознаний должен через драматические
коллизии взаимного отрицания, недоверия,
одиночества, взаимного презрения и
всеобщего зла возродить надежду на
возможность нового диалога свободных
и умеющих уважать чужую свободу людей.
Итак, если внимание немецкого философа
более привлекает анализ зла, то в русской
философии основной акцент делается на
проблеме добра.
Вл. Соловьев в своей работе «Оправдание
добра» анализирует основные атрибуты
рассматриваемого понятия и отмечает,
что это, во-первых, чистота или автономность
добра. Чистое добро ничем не обусловлено,
оно требует, чтобы его избирали только
ради него самого, без всякой иной
мотивации.
Во-вторых, это полнота добра.
И в-третьих, его сила.
Вл. Соловьев считал, что идея добра
присуща человеческой природе, а
нравственный закон записан в человеческом
сердце. Разум только развивает на почве
опыта изначально присущую человеку
идею добра. Мысль В. Соловьева в «Оправдании
добра» сводится к тому, чтобы совершенно
сознательно и свободно подчинить нашу
волю идее добра, заложенной в нас от
природы, идее лично продуманной,
«разумной».
Добро, по мнению В. Соловьева, коренится
в трех свойствах человеческой натуры:
чувстве стыда, жалости и благоговения.
· Чувство стыда должно напоминать
человеку о его высоком достоинстве. Оно
выражает отношение личности к творению
низшему в сравнении с ним. Это чувство
— специфически человеческое, его полностью
лишены самые высокоорганизованные
животные.
· Чувство жалости — второе нравственное
начало человеческой природы, оно
заключает в себе источник отношений к
себе подобным. Зачатки этого чувства
есть и у животных. Поэтому В. Соловьев
говорит: «Если человек бесстыдный
представляет собою возвращение к
скотскому состоянию, то человек
безжалостный ниже животного уровня».
· Чувство благоговения выражает отношение
человека к высшему началу. Это чувство
преклонения перед высшим составляет
основу любой религии.
Развивая положения своей нравственной
философии, В. Соловьев указывает на три
основных принципа, базирующихся на
рассмотренных первичных элементах
добра и нравственности:
1.принцип аскетизма
2.принцип альтруизма
3.религиозный принцип.
Соловьев утверждал: «…аскетизм возводит
в принцип все то, что способствует победе
духовного над чувственным. Основное
требование аскетизма сводится к
следующему: подчиняй плоть духу, насколько
это нужно для его достоинства и
независимости. Напротив, недостойно
человека быть закабаленным слугой
материи…». Однако аскетизм не может
быть самоцелью, самодовлеющий аскетизм
ведет в конечном итоге к гордыне и
лицемерию.
Принцип аскетизма имеет нравственное
значение лишь тогда, когда он соединен
с принципом альтруизма. Его основа —
чувство жалости, которое связывает
человечество со всем живым миром.
Согласно Соловьеву, когда человек жалеет
другое существо, он не отождествляет
себя с ним, а видит в нем существо,
подобное себе, желающее жить, и признает
за ним это право, так же, как и за собой.
Отсюда и вытекает требование, известное
как золотое правило нравственности:
поступай с другими так, как хотел бы,
чтобы поступали с тобой. Это общее
правило альтруизма Соловьев расчленяет
на два частных правила:
1.не делай другому ничего такого, чего
не хочешь себе от других;
2.делай окружающим все то, что сам хотел
бы от других.
Первое правило Соловьев называет
правилом справедливости, второе —
правилом милосердия, и они нераздельны.
Вместе с тем, нравственные правила
справедливости и милосердия не покрывают
всего многообразия отношений между
людьми. Поэтому необходим, как считает
В. Соловьев, религиозный принцип,
базирующийся на благоговении и вере.
Этическая система В. Соловьева —
единственная в русской философии
законченная концепция христианской
нравственности, пронизанная верой в
неистребимость пребывающего в человеке
добра.
Новый завет. Евангелии от Матфея 7:12
Самое главное правило
«Поступайте с другими людьми так, как
хотите, чтобы они поступали с вами. В
этом и заключаются закон Моисеев и
учения пророков».
«Золотое правило» нравственности
— основа нравственного поведения
личности, концентрированное выражение
принципа гуманизма, осознанное
человечеством с древнейших времён.
История становления этого принципа
как; основы нравственного поведения
одновременно является историей
становления нравственности. В современном
его значении «золотого правила»
нравственности начинает использоваться
в XVIII в.
В Евангелии от Матфея «золотое правило»
нравственности звучит следующим образом:
«Итак, во всём как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с
ними… » В отличие от приведённой
«позитивной», существует и
«негативная» формулировка «золотого
правила» нравственности: не желай
другому того, чего не желаешь себе.
«Другой» в «золотом правиле»
нравственности — это любой человек,
ближний и дальний, знакомый и незнакомый.
«Золотое правило» нравственности
в скрытой форме содержит представления
о равенстве всех людей. Но равенство
это не принижает людей, не делает их
одинаковыми. Это равенство в свободе,
равенство возможностей бесконечного
совершенствования, то равенство в тех
человеческих качествах, которые индивид
считает наилучшими; равенство перед
теми нормами поведения, которые оптимальны
для каждого человека.
«Золотое правило» нравственности
предполагает возможность для каждого
из нас встать на место др. человека: я к
себе могу отнестись как к другому, к
другому — как к себе. Такое отношение и
есть основа связи м. людьми, которая
называется любовью. Отсюда — др.
формулировка «золотого правила»
нравственности: «люби ближнего, как
самого себя». «Золотое правило»
нравственности требует отношения к др.
человеку как к себе в перспективе
совершенства, т. е. как к цели, но никогда
— как к средству.
Обновлено: 10.01.2023
Доисторический период представляется большинству людей, как время в которое люди были подобны диким животным, и их повседневной целью были вопросы выживания. В те далекие времена люди состояли в небольших племенных группах и руководствовались инстинктами. И понятие добра и зла в те времена не разделялось ни чем иным, как интуицией положенной на ту или иную группу людей. Добро проявлялось в виде положительных эмоций, а зло в виде негативных, интуитивно.
Античный период ( с 3000 года до н.э до 476 года н.э)
Античный период получает влияние на добро и зло в следствие развития и первыми геополитическими войнами государств(Рим, Греция, Карфаген), а также объединением под одной религией и доктриной. В это время ярче проявлено отношение к добру и злу, и можно выделить особенности на основание исторических фактов из различных источников того времени.
- на религиозном плане (жертвоприношение в угоду Богам, например)
- на государственном плане (войны с другими странами, враг есть зло, например)
- на бытовом плане (межличностные конфликты, воровство, например)
Современный период (с 1789 года н.э. до сегодня)
Современный период — это наше время и понятие добра и зла получило более продвинутые определения. Другими словами в наше время понятие добра и зла, с одной стороны определяется общепринятыми нормами, государством и религией, а с другой стороны мы имеем множество взглядов, подходов и философии.
Можно сказать, что нынешний прогресс, образованность и демократизация общества дает каждому человеку возможность для диапазона измерений. То бишь, сейчас выделяются тона, а не только белое и черное. Некоторые вещи зависят от ситуации, и если с первого взгляда кажутся очевидными, то при глубоком рассмотрении и учете нюансов и заинтересованных сторон некоторые ситуации приобретают оттенки.
В наше время учитывается больше факторов, которые определяют процент добра и зла.
Добро и зло в древности
Например, в древние времена для жертвоприношений использовали и животных, и людей. Это было обычным явлением.
При первобытнообщинном строе польза и вредность рассматривали, исходя из мнения коллектива. Члены племени зло представляли как то, что мешало им выживать и удовлетворять потребности. Нападения на другие племена, и даже каннибализм считались добром, поскольку с помощью этого исполнялись желания. Добродетельные качества приписывали не только мужеству и храбрости, но и хитрости, коварству, порой, жестокости, то есть всему, что влияло на выживание рода.
Постепенно уменьшается зависимость людей от природы. Вместе с изменением потребностей человека другой становится система ценностей. По причине расслоения общества разделяется содержание понятий добро и зло. Они становятся различными для разных слоев населения. Для рабовладельцев труд рабов воспринимался в качестве добра, ведь результат их работы давал богатства и жизнь в роскоши. Для рабов труд на господина представлялся злом, тяжким и изнуряющим бременем.
Отношение к вечным понятиям в средние века
В средневековой философии доминирующими взглядами выдвигаются христианские ценности. Воплощает добро Бог, а зло – дьявол. Августин, подобно Платону, считал Добро духом, злом – материальный мир. Фома Аквинский называет Бога абсолютным воплощением добра. К главным христианским добродетелям относят смирение, любовь, в том числе, относительно врагов. К порокам же относили гордыню и гордость. Лучшие человеческие качества приписывали святым и народным героям.
Новое время
Новое время поставило на повестку дня вопросы о методах научного познания. Проблемы этики и эстетики становятся второстепенными. Рационализм этого времени состоит в точных умозаключениях, что опираются на истины физики и математики. Высшим счастьем, по мнению философа Спинозы, является познание. С его помощью можно удовлетворить разумные потребности людей.
В XVIII столетии в европейских странах создается восприятие морали как системы полезности друг другу. Философы того времени полагали, что добро должно отвечать удовлетворению желаний человека.
Добро и зло сегодня
Древнеиндийская философия является подтверждением этим словам. Считается, что мир является страданием, смирившись с ним, можно испытать настоящее счастье, душа попадет в нирвану (состояние высшего блаженства). Не познав страдания и природу зла, невозможно понять природу добра. С помощью зла люди освобождается от морали и все вокруг приходит к разрушению. Добро, напротив, связывает определенными правилами и догмами, лишая свободы действий. Мир развивается как равновесие добра и зла. Без зла отсутствовало бы движение. Благодаря этим вечным категориям можно не только оценить окружающую действительность, но и изменять и совершенствовать ее.
Добро, зло — наиболее общие представления людей, через них осмысливаются и оцениваются устройство мира, социальный порядок, человеческие качества и его побуждения. Добро связано с надеждами людей, с прогрессом, свободной и счастливой жизнью. Оно является целью деятельности человека, мечтой, которой нужно достичь. Злу придают отрицательный смысл, нежелательный для людей, оно способствует страданиям, бедам и несчастьям. В ходе истории эти понятия прошли разные этапы и остаются важнейшими в религии и этике.
Добро и зло в древности
Например, в древние времена для жертвоприношений использовали и животных, и людей. Это было обычным явлением.
При первобытнообщинном строе польза и вредность рассматривали, исходя из мнения коллектива. Члены племени зло представляли как то, что мешало им выживать и удовлетворять потребности. Нападения на другие племена, и даже каннибализм считались добром, поскольку с помощью этого исполнялись желания. Добродетельные качества приписывали не только мужеству и храбрости, но и хитрости, коварству, порой, жестокости, то есть всему, что влияло на выживание рода.
Постепенно уменьшается зависимость людей от природы. Вместе с изменением потребностей человека другой становится система ценностей. По причине расслоения общества разделяется содержание понятий добро и зло. Они становятся различными дл разных слоев населения. Для рабовладельцев труд рабов воспринимался в качестве добра, ведь результат их работы давал богатства и жизнь в роскоши. Для рабов труд на господина представлялся злом, тяжким и изнуряющим бременем.
Общее представление
Различные религиозные культуры, например, авраамические, манихейские, зороастризм, а также подверженные духовному влиянию буддизма, как правило, воспринимают дихотомию добра и зла в качестве антагонистического дуализма, в котором зло должно проигрывать.
В любом языке есть слова, выражающие добро и зло. Это своего рода культурная универсалия, объединяющая моральные суждения как хорошо — плохо, правильно — неправильно, желательно — нежелательно. В наше время суть этой дихотомии, обычно касается в части добра — любви, справедливости, счастья, добродетели, созидания, а в части зла — разрушения, порока, умышленного причинения вреда, дискриминации, унижения, актов не избирательного насилия. Особенностью человеческого поведения является способность одновременного выполнения и добрых, и злых действий.
Некоторые исследователи, например, Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал рассматривают вопросы морали, в частности понятия добра и зла, как вполне применимые и в биологии.
Отношение к вечным понятиям в средние века
В средневековой философии доминирующими взглядами выдвигаются христианские ценности. Воплощает добро Бог, а зло – дьявол. Августин, подобно Платону, считал Добро духом, злом – материальный мир. Фома Аквинский называет Бога абсолютным воплощением добра. К главным христианским добродетелям относят смирение, любовь, в том числе, относительно врагов. К порокам же относили гордыню и гордость. Лучшие человеческие качества приписывали святым и народным героям.
Причины существования
Начиная с древности, имеется множество точек зрения на причины существования добра и зла. Их можно рассмотреть в зависимости от отношения к двум определениям:
- объективно и действительно необходимое для существования человечества
- необходимое для существования с точки зрения людей
При таком подходе, причины добра и зла укрупнённо делятся на материалистические и идеалистические.
Материалистические причины
Материалистические причины связывают понятия добра и зла с законами человеческой природы, которые возникают на самых ранних стадиях развития личности. В частности, с естественным устремлением людей, так называемым натурализмом; с наслаждением-страданием (гедонизмом); счастьем-несчастьем (эвдемонизмом) и т. п..
Идеалистические причины
Новое время
Новое время поставило на повестку дня вопросы о методах научного познания. Проблемы этики и эстетики становятся второстепенными. Рационализм этого времени состоит в точных умозаключениях, что опираются на истины физики и математики. Высшим счастьем, по мнению философа Спинозы, является познание. С его помощью можно удовлетворить разумные потребности людей.
В XVIII столетии в европейских странах создается восприятие морали как системы полезности друг другу. Философы того времени полагали, что добро должно отвечать удовлетворению желаний человека.
Дихотомия добра и зла в культуре
Дихотомия добра и зла давно стала своего рода мемом общечеловеческой культуры. Широко встречается в искусстве, в частности, в литературе (см., например, у А. Фета или Ф. Ницше), и живописи, особенно религиозного содержания (см. иллюстрацию статьи).
Кроме того, добро и зло — популярный предмет дискуссии разных слоёв общества и, как следствие, является одной из тем высказываний известных людей. Например:
Добро и зло сегодня
Древнеиндийская философия является подтверждением этим словам. Считается, что мир является страданием, смирившись с ним, можно испытать настоящее счастье, душа попадет в нирвану (состояние высшего блаженства). Не познав страдания и природу зла, невозможно понять природу добра. С помощью зла люди освобождается от морали и все вокруг приходит к разрушению. Добро, напротив, связывает определенными правилами и догмами, лишая свободы действий. Мир развивается как равновесие добра и зла. Без зла отсутствовало бы движение. Благодаря этим вечным категориям можно не только оценить окружающую действительность, но и изменять и совершенствовать ее.
Добро, зло — наиболее общие представления людей, через них осмысливаются и оцениваются устройство мира, социальный порядок, человеческие качества и его побуждения. Добро связано с надеждами людей, с прогрессом, свободной и счастливой жизнью. Оно является целью деятельности человека, мечтой, которой нужно достичь. Злу придают отрицательный смысл, нежелательный для людей, оно способствует страданиям, бедам и несчастьям. В ходе истории эти понятия прошли разные этапы и остаются важнейшими в религии и этике.
Добро и зло в культурно-историческом понимании
Представления о добре и зле в истории цивилизации
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 11023
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
Например, в наше время убийство человека считается злом, одним из самых смертельных грехов.
Но в древние времена это считалось допустимым. Даже добром. В момент жертвоприношений. И выбирали самых лучших людей, чтобы пожертвовав их жизнями, задобрить богов.
Первообщинный строй. Добродетелью считалось не только мужество да отвага. Но также и хитрость, коварство, жестокость, все то, что позволяло выжить народу, в борьбе с другими народами.
Древний Рим. Глава семьи свободно распоряжался здоровьем, жизнью своих родственников, слуг и рабов. Мог даже убить кого-нибудь из них. И это считалось нормой. Он глава семьи, значит он всегда прав.
В процессе развития человечество меняло и свои представления о добре и зле. В результате взаимодействия друг с другом и с социальными институтами эволюционировали и представления людей о морали.
Представления о том, как люди должны себя вести, существовали в разных обществах и в разных культурах, обычно они подкреплялись писаными и неписаными законами, правилами и моральными нормами.
1) Ветхозаветный призыв любить своего ближнего явно означал возлюбить своего соседа, соотечественника и единоверца, а не, скажем, египтянина или ассирийца или даже хананея, о чем свидетельствуют многочисленные войны того времени. Современное общество старается воспринимать этот призыв более буквально: нужно вести себя уважительно по отношению к другим народам, культурам и религиям.
2) Античное общество: бои гладиаторов. Молодые, сильные мужчины жертвовали собой на потеху публике. В настоящее время в конституциях большинства стран прописано главное право любого человека — право на жизнь.
3) Еще в начале 20 века в Америке считалось нормальным (далее цитирую знаменитое стихотворение Маяковского «Блэк анд уайт», когда:
или, то, что белую работу
Сегодня государство прилагает неимоверные усилия, чтобы искоренить даже воспоминания об этом страшном зле — расовой дискриминации (насколько успешно, другой вопрос).
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Лучший ответ:
Главный Попко
До нашей эры (очень древние люди — питикантропы). Тогда не существовало понятия как добро и зло . Если это делают все , то значит и мне можно .
Древний мир . Начала появляться мораль . Люди имели приближенное понятие о добре и зле , однако , присущее только тогда . Например : Рабство — плохо . Тогда это было повсюду и распространено , сейчас — нет .
Средние века . Начали появляться отчасти понятия , но очень маленькие . Отрезать ухо за недостаточный урожай считалось нормальным.
Современный век . Появилась мораль . Люди стали соблюдать этикет . его отсутствие (этикета) считалось непристойным для нормальных людей . Понятия о добре и зле были четкие, не рассматривая отдельные ситуации . Наврал — плохо , и не важно для какого дела .
Настоящее время . Понятия о добре и зле немного размылись .В какой-то ситуации хорошо , в какой-то плохо .
Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.
Читайте также:
- Мастер класс для старших воспитателей доу для аттестации
- Юшка основная мысль кратко
- Акт проверки аварийного освещения образец в доу
- Толерантность консультация для родителей в детском саду
- Отчет по юид в школе за 1 четверть
ДОБРО́ И ЗЛО, основные категории этики, обозначающие, с одной стороны, то, чего субъект стремится достичь (благо) или избежать в своей деятельности, с другой – нравств. правильность или неправильность (должный или недолжный характер) того или иного действия либо направления воли.
Понятия добра и зла в китайской культуре
выражены соотносительной парой слов «шань» и «э/у», тесно связанной с парой «и – ли» («долг/справедливость – польза/выгода») и представляющей два более широких круга значений: «счастье, красота, умелость, полезность, доброта» и «несчастье, безобразность, вредность, порча, порочность».
Этимологически иероглиф «шань» восходит к изображению барана как пищевого деликатеса и жертвенного дара (отсюда «жертвоприношение, доброе предзнаменование» – сян). В первом толково-этимологич. словаре Сюй Шэня «Шо вэнь цзе цзы» («Изъяснение знаков и анализ иероглифов», ок. 100 н. э.) «шань» определён мантически значимым термином «цзи» («счастье, удача») и поставлен в общий синонимич. ряд с иероглифами «и» («должная справедливость») и «мэй» («красота»); его подобие греч. калокагатии отражено в «Мо-цзы»: «Служение добру обусловливает красоту».
Филос. понимание «шань» как универсальной (а не только этической) нормативно-оценочной и онтологич. категории дано в «И цзине», где добро рассматривается как «продолжение» Пути-дао, а его оформление – как индивидуальная «природа» (син). Разъясняя это положение, патриарх неоконфуцианства Чжу Си различил онтологич. и антропологич. аспекты добра: «В плане Неба и Земли добро – предшествующее, а [индивидуальная] природа – последующее… в человеческом плане природа – предшествующее, а добро – последующее». Дай Чжэнь, автор обобщающего трактата «Юань шань» («Обращение к началу добра»), назвал добро «великими весами Поднебесной», состоящими из гуманности (жэнь), благопристойности (ли), должной справедливости, уточнив, что «добро каждого дела означает его согласованность с Небом», т. е. гармонию с природно-божественным универсумом. Заданная в «И цзине» взаимосвязь категорий «шань» и «син» обусловила многовековой процесс обсуждения одной из центр. проблем кит. философии – доброй или злой природы человека, у истоков которого стояли крупнейшие последователи Конфуция – Мэн-цзы и Сюнь-цзы. В социально-политич. сфере конфуцианство из доброй природы человека выводило приоритет благопристойности в управлении людьми, основанном на благодати (дэ), а легизм (фа цзя) из злой его природы – противоположный приоритет закона (фа) в управлении, основанном на наказаниях и наградах.
Соотносительность «шань» и «э/у» также кодифицирована в «И цзине»: «Благородный муж (цзюнь цзы) противостоит злу и способствует добру, покорен Небу и счастлив предопределением (мин)». «Э/у» этимологически восходит к сочетанию знаков «я» (пиктограмма креста со значением «квадрат, захолустье, пара») и «синь» («сердце, мысль»), видимо, изначально выражавшему идею либо ненавистного зла, приходящего снаружи, извне или из захолустья квадратно структурированного мира, государства, города и жилища, либо злостности двоемыслия, двоедушия, двоесердия. В «Шо вэнь цзе цзы» он определён как «перебор, нарушение» (го).
Иероглиф «э/у» с негативным значением «зло» совмещает позитивное значение «ненависть», которую Конфуций считал одним из фундам. атрибутов гуманности («Только гуманный способен любить и ненавидеть людей»), а Мэн-цзы – должной справедливости. В «Да сюэ» («Великое учение») оба значения «э/у» присутствуют в «ненависти к злой вони» как образе непроизвольного побуждения, которому должно следовать, чтобы «сделать искренними свои помыслы» и достичь «остановки на совершенном добре». Чжу Си, развивая тезис Мэн-цзы о врождённости стремления к добру и ненависти ко злу и утверждая, что «соболезнование и сострадание – это добро гуманности, стыд и ненависть – это добро должной справедливости», придал «совершенному добру» высший онтологич. статус: «Великий предел (тай цзи) – это только [соответствующий] Пути-дао принцип предельно хорошего и совершенно доброго». Ван Янмин стал трактовать «совершенное добро» как абсолютную характеристику изначальной человеческой природы и «благосмысленной» (лян чжи) сущности сердца, превосходящую взаимосвязанные добро и зло.
Понятия добра и зла в индийской мысли
изначально вписаны в естеств. циклический ход развития как Вселенной (теория четырёх мировых периодов – юга), так общества и индивида, поэтому там не было ни дуалиcтич. концепции Д. и з., ни идеи битвы добра со злом во имя окончат. победы добра на земле. Хотя добро ассоциировалось с порядком (рита, сат, дхарма), добродетелью (дхарма, пунья), ритуальной чистотой (шубха), благополучием (шри), а зло соответственно с хаосом (анрита, асат), недобродетелью (адхарма), нечестивостью (ашубха), прегрешением (папа), строгого и однозначного распределения ролей между силами добра и силами зла не существовало. В ведийской мифологии и боги (дэвы), и демоны (асуры и др.), хотя первые связаны со светом, благосостоянием, жизнью, а вторые – с тьмой, голодом и смертью, достаточно амбивалентны в отношении Д. и з. Традиц. противостояние дэвов и асуров не предполагало различия в природе этих существ, в одинаковой степени коварных и нечестных; различались только их функции: что бы ни делали дэвы, асуры должны были им препятствовать, и это соперничество постоянно возобновлялось в интересах обеих сторон.
Утверждение кармы в качестве механизма морального воздаяния и параллельное развитие аскетизма как полного освобождения от действия кармич. закона (мокша, нирвана) способствовали максимальному обобщению идеи зла: земное существование в цикле перерождений (сансара), являющееся результатом благой или дурной кармы, и есть то абсолютное зло, преодолевая которое можно достичь совершенного состояния вне всяких оппозиций, в т. ч. и оппозиции Д. и з. Доктрина кармы, объясняя несчастную участь человека его действиями в прошлых перерождениях, перелагала всю ответственность за зло на самого индивида, однако это не выливалось в реальное чувство ответственности и вины (невозможно испытывать чувство вины за проступок, о котором не помнишь). В свете доктрины кармы человеческое состояние как таковое со всеми присущими ему невзгодами есть следствие человеческих же желаний и действий, а не мирового зла или грехопадения рода человеческого.
Идея кармы и перерождения (сансары) тесно связана с оппозицией дхармы и адхармы – праведного и неправедного, однако дхарма – это не обязательно высокая моральность, а адхарма – её отсутствие. Универсальной дхарме, заключающейся в общезначимых моральных принципах, таких как непричинение вреда (ахимса), правдивость, нестяжательство и т. п., индуизм явно предпочитает сва-дхарму – долг собств. сословия (варны) или стадии жизни (ашрама), который может заключаться и в убийстве (для сословия воинов – кшатриев), и в воровстве (для касты воров), и в др. «нечистых» занятиях (для соответствующих низших каст). Согласно «Бхагавадгите», лучше плохо исполненная собств. дхарма, чем хорошо исполненная чужая. Отсутствие чётко очерченных пределов Д. и з. делает дхарму сферой относительного и в конечном счёте иллюзорного опыта, которому противопоставляется абсолютная ценность отречения.
В теистич. религиях индуизма именно Бог отводит злу своё место в мировом порядке: так, согласно пуранам, Вишну сначала создал брахманов, Веды и богиню Шри, а затем низшие существа вне Веды и адхарму. Пытаясь соединить идею всемогущего и всеблагого личного Бога с идеей кармы, инд. мыслители, с одной стороны, делают Бога своеобразным инструментом кармич. воздаяния, с другой – ставят его над кармой: преданность личному Богу (бхакти) освобождает от кармич. наказания (благодаря такой преданности даже демоны могут освободиться от своего демонич. состояния). В буддизме характерное для махаяны отождествление перерождения и освобождения (сансары и нирваны) противостоит абсолютизации их противоположности как «зла» и «добра» в хинаяне (тхераваде).
Понятия добра и зла в античности
В античной этике с характерным для неё разделением благ и зол на внешние (богатство и бедность, слава и позор и т. п.), телесные (здоровье и болезнь, красота и уродство и т. п.) и душевные (моральные добродетели и пороки) (Платон, «Горгий», 477bc; Аристотель, «Никомахова этика», I, 1098b) обладание совокупностью всех благ считалось счастьем, которое само рассматривалось как высшее благо и цель человеческой деятельности. Соответственно конкретный смысл эвдемонизма в античной этике менялся в зависимости от того, какой из указанных типов благ и зол признавался наиболее значимым. Стоики и в значит. степени платоники сводили благо к добродетели, зло – к пороку, телесное и внешнее благо и зло, а также удовольствие и страдание рассматривали как «безразличное» (адиафора). Отсюда делался вывод, что добродетельный человек будет счастлив в любых обстоятельствах. Перипатетики, ставя душевные блага на первое место, всё же признавали необходимость внешних и телесных благ для счастья. В гедонистич. учениях, напр. у эпикурейцев, где благо отождествлялось с удовольствием, а зло – со страданием, добродетель оказывалась лишь средством достижения счастья.
Важным для последующей традиции явилось выработанное античной этикой различение «истинного» и «кажущегося» блага. Это различение уже предполагалось в тезисе Сократа о тождестве знания и добродетели, согласно которому воля человека всегда направлена на благо и потому он может совершать зло, только принимая его за благо, т. е. вследствие заблуждения, но не может совершать зло, зная, что оно – зло. Аристотель отверг этот тезис, но, определяя благо как объект стремления, столкнулся при этом с опасностью радикального релятивизма, т. к. отсюда можно было сделать вывод, что для каждого является благом то, к чему он фактически стремится. Противопоставляя «истинное благо», т. е. соответствующий природе и нравственно приемлемый объект стремления, благу, «кажущемуся» таким конкретному субъекту, но неприемлемому с моральной точки зрения, Аристотель считал практическим критерием для их различения мнение добродетельного человека («Никомахова этика», III, 1113ab).
Для античности Д. и з. не просто этич. понятия, относящиеся к сфере человеческого поведения; как правило, они имеют также космологич. и онтологич. аспекты (трансцендентная идея Блага у Платона и т. п.). Внеэтич. аспекты этих понятий наиболее отчётливо проявлялись в постановке проблемы зла, т. е. вопроса о том, откуда в мире берётся зло как таковое. Одним из решений этой проблемы был дуализм, т. е. представление о Д. и з. как двух самостоят. началах бытия, борьба которых определяет ход мировой истории. Дуализм характерен для учения зороастризма о борьбе двух божеств-близнецов – благого Ахурамазды (Ормузда) и злого Ангро-Майнью (Аримана) («Ясна», 30, 3–5), в дальнейшем он станет основополагающим принципом в ряде направлений гностицизма и в манихействе с его концепцией борьбы Света и Мрака, которая должна закончиться их окончательным разделением. Для античной культуры характерны менее радикальные формы дуализма, в которых зло рассматривается как вечный элемент космич. бытия, локализованный в его низших сферах и неравноправный добру. В платонической традиции такой подход обусловливал характерный для неё идеал «бегства» из чувственного мира, иногда сочетаясь с представлением о том, что источником зла является вечная бесформенная материя или злая Мировая душа. Стоики утверждали, что зло логически необходимо для существования добра, т. к. противоположности не могут существовать друг без друга, а в эпистемологич. аспекте – что добро не может быть познано субъектом, если ему недоступно познание зла.
Дуализм снимает с благого начала всякую ответственность за зло, но не позволяет ценностно оправдать объективное бытие в целом, т. к. зло оказывается его неотъемлемым компонентом. Альтернативой дуализму являлись монистические космо- и теодицеи, так или иначе сводящие зло к благу или отрицающие само его существование: 1) распространённое в платонизме и стоицизме представление о том, что зло, существующее лишь в частных случаях и, возможно, лишь с ограниченной точки зрения субъекта, необходимо для блага целого (Марк Аврелий, «К самому себе», 3, 2) или есть его незначительное побочное последствие (стоики); 2) характерная для неоплатонизма привативная концепция (от лат. privatio – лишённость), согласно которой зло – это небытие или отсутствие должного блага, а не нечто позитивно существующее (у Плотина эта теория ещё сочеталась с дуалистич. идеей об укоренённости зла в материи, понимаемой как «небытие» – «Эннеады», 1, 8, 3 и 5); 3) перенесение внимания с неморального на моральное зло, при котором первое либо трактуется в стоическом духе как безразличное, либо даже интерпретируется как своего рода благо, и только второе объявляется подлинным злом, зависящим от субъекта и причинно обусловливающим само неморальное зло.
В рамках последнего подхода неморальное зло могло признаваться моральным благом как справедливое наказание за моральное зло, уже допущенное самим человеком – к примеру, в предшествующей жизни (Плотин, «Эннеады», 3, 2, 13). Кроме того, неморальное зло могло рассматриваться как моральное благо в качестве средства нравств. перевоспитания или исцеления страдающего субъекта (Платон, «Государство», II, 380b). Часто страдание одного индивида трактовалось как средство для исправления не только его самого, но и др. людей (Платон, «Горгий», 525bc). Наконец, даже если субъект ещё не совершил морального зла, несчастье могло объявляться благом для него потому, что оно способствует реализации его добродетелей (Сенека, «О провидении», 4, 6).
Понятия добра и зла в средние века
Для авраамитич. религий характерно представление об абсолютной благости Бога, которая рассматривалась в христианстве как один из Его важнейших атрибутов наряду с абсолютным могуществом и абсолютной мудростью, а в исламе отразилось в одном из «прекрасных имён» Аллаха – аль-Латиф («Добрый»). Согласно христианской традиции, субстанциальная благость принадлежит только Богу, а все тварные существа являются благими не сами по себе, но получают благость в дар от Бога (Ориген, «О началах», 1, 5). Осмысливая соотношение морального и неморального Д. и з., отцы Церкви во многом опирались на концептуальные возможности, выработанные античной мыслью. Так, Ориген различал «зло в собственном смысле», т. е. моральный порок, и «зло в переносном смысле», т. е. «телесное» и «внешнее» («Против Цельса», 6, 54–55). У Василия Великого («О том, что Бог не виновник зла») и Иоанна Дамаскина («Точное изложение православной веры», 4, 19) неморальное зло фактически отождествлялось со страданием, которое уже потому должно быть признано «кажущимся» злом, что в противном случае пришлось бы признать удовольствие подлинным благом. Среди лат. отцов дихотомич. концепции зла придерживался Тертуллиан, различавший malum culpae (зло вины) и malum poenae (зло наказания) («Против Маркиона», 2, 14), и особенно Августин («О свободном решении», 1, 1, 1). Дуализм стоич. типа встречается у Лактанция, утверждение необходимости частичного зла для блага целого – у Августина («О граде Божием», 11, 18 и 23), «медицинско-педагогическая» трактовка неморального зла – у Климента Александрийского, Оригена и др. Особенной популярностью как в патристике, так и в схоластике пользовалась привативная теория зла. Ряд представителей арабо-мусульм. перипатетизма (фальсафа) и суфизма определяли чистое благо (хайр махд) как бытие (вуджуд), а чистое зло (шарр махд) как небытие (адам).
Употребляемые Фомой Аквинским понятия bonum et malum morale (моральное благо и зло) и bonum et malum naturale (естественное, или физическое, благо и зло) станут очень популярными в новоевропейской традиции. Под моральным злом Фома имел в виду порочную направленность воли, а под физическим – скорее природные недостатки (слепоту и т. п.), нежели страдание (последнему соответствует термин malum contristativum, т. е. «зло, приносящее огорчение», – «Сумма теологии», Iа–II ae q. 41 a. 3 co.; q. 42 a. 2 co.).
Специфически христианский подход к проблеме зла заключался в том, что интерпретация неморального зла как наказания за моральное зло применялась к библейской мифологеме грехопадения Адама и Евы (Быт. 3), в результате чего грех первого человека рассматривался как причина подверженности всей человеческой природы страданию и смерти (Рим. 5, 12–19). К этой концепции наследств. наказания, изначально присутствовавшей в грекоязычном христианстве, в лат. традиции начиная с Августина добавилась доктрина первородного греха, согласно которой люди наследуют от Адама подверженность не только неморальному, но и моральному злу. Наиболее актуальным в этом контексте оказывался вопрос о происхождении морального зла. Бог не ответствен за зло, ибо оно есть результат свободного выбора, совершённого в начале космической истории Сатаной или Адамом. Поскольку и все последующие индивидуальные волеизъявления в пользу зла также свободны, то в этой связи первостепенное значение приобретала проблема свободы, понимаемой как способность к выбору между добром и злом (вероятно, начиная с Филона Александрийского), вследствие чего на первый план в богословии выходили вопросы о соотношении свободы и Божественного провидения и предопределения. Вместе с тем католичество августиновского типа и в дальнейшем в особенности лютеранство и кальвинизм подчёркивают, что одним из последствий первородного греха в человеке стало «рабство воли», т. е. неспособность к самостоятельному выбору в пользу добра, обращение к которому становится возможным только при помощи Божественной благодати.
Проблема добра и зла в Новое время
Выработанные в античности и в средние века подходы к этой проблеме в той или иной форме продолжали оставаться актуальными для религ. и филос. традиции вплоть до 20 в. В 17–18 вв. получила распространение формальная классификация благ и зол, наряду с моральным и физическим признававшая также метафизическое Д. и з. (Г. В. Лейбниц, «Теодицея», 1, 21; С. Кларк, «Рассуждение о бытии и атрибутах Бога», 10; У. Кинг, «О происхождении зла», 2, 2). Так, Г. В. Лейбниц определял моральное Д. и з. как добродетель и порок (грех), физическое благо и зло – как счастье (удовольствие) и несчастье (страдание), а метафизическое – как совершенство и несовершенство. Эти разновидности благ и зол взаимосвязаны: переход от меньшего совершенства к большему субъективно воспринимается как удовольствие, обратный переход – как страдание, а добродетель всегда способствует счастью (т. е. продолжительному удовольствию) субъекта. При этом метафизич. зло присуще твари просто в силу её неизбежной ограниченности: Бог не мог сделать её абсолютно совершенной, т. к. это означало бы по сути создание другого Бога. Он мог лишь выбрать «лучший из возможных миров», т. е. реализовать такое сочетание идей конечных существ, в котором достигается максимум возможного блага, хотя одновременно присутствует зло, вытекающее как раз из несовершенства этих идей, вечно существующих в уме Бога, но не зависящих от Его воли («Теодицея», 2, 149). Сами Д. и з. мыслятся как объективные сущности, не зависящие ни от человеческой, ни от Божественной воли (ср. Р. Кедворт, «Трактат о вечной и неизменной морали», 1, 2). В последнем случае отрицается встречавшаяся у Дунса Скота, Р. Декарта и др. концепция теологич. волюнтаризма, согласно которой сущность блага определяется Божественным произволом, так что, если бы Бог захотел, Он мог бы установить совершенно иной по содержанию моральный закон.
Однако в секуляризированной культуре Нового времени имели место и отказ от метафизич. понимания Д. и з., отрицание их существования в качестве объективных характеристик, присущих самим вещам независимо от субъективного восприятия (Т. Гоббс, Б. Спиноза и др.). Моральное Д. и з. стало трактоваться лишь как объект специфич. удовольствия или неудовольствия, присущего «моральному чувству» (Д. Юм, «Трактат о человеческой природе», 3, 1). В контексте этого подхода сущность морального Д. и з. ставилась в зависимость от физич. блага и зла до такой степени, что при отсутствии последних считалось невозможным сформировать к.-л. представление о добродетели и пороке (Д. Дидро, «Продолжение апологии аббата Де Прада», 12). Эта зависимость могла пониматься по-разному. В «эгоистич.» варианте добродетель и порок суть просто те формы активности человека, которые способствуют его счастью или соответственно несчастью (Спиноза, «Этика», ч. 4, т. 18, схолия). В «альтруистич.» варианте моральное Д. и з. есть такое поведение человека, которое способствует счастью и несчастью других людей (Ф. Хатчесон, «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели», 2, 3, 3), причём с такого рода определением самих понятий морального Д. и з. могло сочетаться: а) представление о том, что мотивация альтруистич. действий человека на самом деле носит эгоистич. характер (напр., у Б. Мандевиля или П. А. Гольбаха); б) утверждение собственно альтруистич. мотивации его действий как единственно ценной в нравств. отношении (моральное чувство благожелательности у Ф. Хатчесона, симпатия у Д. Юма и А. Смита, сострадание у Ж. Ж. Руссо и А. Шопенгауэра и т. п.). Наконец, в утилитаризме критерием морального Д. и з. становится «максимальное счастье максимального числа людей» (т. н. принцип И. Бентама – Дж. С. Милля, отчасти предвосхищенный уже Хатчесоном и Юмом), т. е. морально правильным признаётся поведение человека, способствующее максимальному физич. благу всех субъектов, чьи интересы затронуты его действием. Сам термин «моральное зло» в этом контексте порой обозначал уже не порок, а ту разновидность страдания, которая является результатом деятельности разумных существ, а под «физич. злом» в этом случае имелось в виду страдание, источником которого являются природные факторы (Е. Дюринг, «Ценность жизни», гл. 7).
В деонтологич. этике И. Канта сущность морального добра, напротив, совершенно независима от удовольствия и страдания и состоит в формальной законосообразности поступка, т. е. в логич. возможности (или желательности) того, чтобы максима этого поступка была всеобщим законом природы («Основы метафизики нравственности», раздел 2). Склонность же предпочитать в качестве принципа поведения не объективный моральный долг, а исходящее из эвдемонистич. мотивов себялюбие есть изначальное «радикальное зло», присущее природе человека («Религия в пределах только разума», ч. 1, 3). Именно эгоизм, понимаемый на метафизич. уровне как обособление частной воли или индивидуального сознания, противопоставляющих себя «всеобщему», или целокупности бытия, часто рассматривался как сущность зла в последующей традиции нем. классической философии (Г. В. Ф. Гегель, «Философия права», ч. 5, 139). В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» Ф. В. Шеллинга этот подход сочетался с представлением об укоренённости зла в божественной «основе» бытия в духе теософии Я. Бёме.
Др. вариант определения сущности Д. и з. безотносительно к удовольствию и страданию характерен для интуитивистской этики. Ф. Брентано, определяя благо – в русле аристотелевско-схоластич. традиции – как объект правильной любви («О происхождении нравственного познания», 23), полагал, что сама правильность этой любви устанавливается непосредств. интуицией её очевидности. В англ. философии 1-й пол. 20 в. сходные взгляды высказывали Дж. Э. Мур, У. Росс и др. Так, Мур считал, что добро – это простое, ни к чему не сводимое качество явлений, которое усматривается непосредственно и не может быть определено. Моральная правильность действия определяется тем, что оно «обеспечивает наибольшую возможную сумму добра в универсуме» («Начала этики», 5, 89). В духе т. н. тезиса Юма, согласно которому из суждения о факте нельзя вывести суждение о долженствовании, Мур сформулировал знаменитую критику «натуралистич. заблуждения», т. е. смешения неопределимого добра с любым другим реальным качеством (напр., удовольствием или существованием как таковым), утверждая, что сущность добра в принципе нельзя определить, исходя из онтологич. структуры реальности. Сходные идеи о независимости ценности от бытия характерны для представителей феноменологии (М. Шелер, Н. Гартман и др.), тогда как критика морали у Ф. Ницше основана на трактовке морали как эпифеномена, детерминированного внеморальными факторами (подобная трактовка характерна также для марксизма, фрейдизма и разл. постструктуралистских течений). Говоря об историч. происхождении морали, Ницше различал «хорошее» и «плохое» (gut und schlecht), соответствовавшие аристократич. ценностям благородных и витально сильных людей, и, с др. стороны, «доброе» и «злое» (gut und böse), выражающие интересы витально слабых и социально угнетённых людей («Генеалогия морали», 1, 4–11). Преодоление альтруистич. морали, стремящейся к минимизации страдания, во имя новой «сверхчеловеческой» морали самоутверждения лежит в основе ницшеанского призыва встать «по ту сторону добра и зла».
В рус. философии проблема Д. и з. наиболее систематически рассматривалась Вл. С. Соловьёвым. Определяя «добро» как «идеальную норму воли», а «благо» как «предмет действительного желания» («Оправдание добра», 1, 6, 1), высшее добро Соловьёв усматривал в их совпадении. Актуальными оставались традиц. решения проблемы зла – как «онтологической иллюзии» у С. Н. Булгакова («Свет Невечерний», 3, 4), как проистекающего из тварной свободы в персоналистич. метафизике Н. О. Лосского («Бог и мировое зло», гл. 3). Это сочеталось в рус. религ.-филос. мысли с острым сознанием недостаточности всякой рациональной теодицеи (Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых», Н. А. Бердяев, Л. Шестов, С. Л. Франк). В области практич. этики оживлённые споры в кон. 19 – нач. 20 вв. вызвало учение Л. Н. Толстого о «непротивлении злу насилием» (критике его было посвящено соч. И. А. Ильина «О сопротивлении злу силою»).