Рассказ из личного опыта в подготовительной группе

                                                                                                                    Игнатьева Светлана Викторовна

            МБДОУ №184 город Иркутск

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с дошкольниками подготовительной к школе группе

Тема: «Составление рассказа из личного опыта» —

                                                  Воспитатель : Игнатьева С.В.

Цель: составление рассказа из личного опыта на выбор из заданных тем.

Задачи:

Связная речь: Формировать навыки в составлении рассказов из личного опыта, опираясь на  свои непосредственные восприятия и наблюдения. Рассказывать полно, связно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа. Закрепить понятие об особенностях построения рассказа (начало, середина, концовка)

Словарная работа: Упражнять в составлении предложений, подбирая слова для характеристики действий. Развивать грамматическую правильность речи, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

Звуковая культура речи: Развивать фонематический слух, мышление, внимание, упражнять в умении определять слова с заданным звуком.

Воспитательные:   Воспитывать культуру общения, интерес к сочинению историй и рассказов.

Предварительная работа: рассматривание картин, фотографий о летнем отдыхе, летних развлечениях. Ситуативные беседы, разговоры, составление рассказов из личного опыта. Рассматривание опорных схем для составления рассказов.

Материал и оборудование: сюжетные картинки по темам, цифры 1-3 для обозначения частей рассказа, мяч для игры.

ХОД СИТУАЦИИ.

Вос-ль: Ребята, я сегодня утром собиралась на работу, приготовила вам картинки для занятия, но пакетики  у меня упали,   и все картинки рассыпались и перепутались.  Я очень хотела, чтобы в пакетиках  хранились картинки, которые похожи по содержанию и смыслу. А вы мне сможете помочь?   Тогда я вам немного подскажу (воспитатель вывешивает на магнитную доску по одной картинке и рассматривают  с детьми, где могут происходить действия, изображённые на картинках: отдых на море, отдых в деревне (на даче), картинку о цирке. Остальные картинки раздаёт детям. Дети проделывают то же самое с оставшимися картинками).

Вос-ль: Ребята, давайте проверим, все ли правильно поставили картинки, все ли они подходят по смыслу и содержанию? Молодцы, вы справились и мне помогли, спасибо. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Дополни предложение». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Например:

На море можно…  загорать.    

На море можно ….

В деревне можно….

На даче можно …

В цирке можно увидеть … львов.

В цирке можно увидеть …

Вос-ль: Какие вы молодцы, столько придумали предложений, и, конечно вы заслужили отдых (физкультминутка)

     Как живёте? Вот так (показывают пальчик)

     Как идёте? Вот так.

     Как бежите? Вот так.

     Как летите? Вот так

      Как плывёте? Вот так.

    Как шалите? Вот так.

    Как сидите? Вот так.

Вос-ль: Ребята, а кто  из вас ездил на море, в деревню, или ходил в цирк?

Хотите нам об этом рассказать? Я вам предлагаю три темы для рассказов («Как мы отдыхали на море», «Как мы ездили в деревню», «Как мы ходили в цирк»), можете выбрать любую. Но сначала мы вспомним, из каких частей состоит рассказ, и, составим план рассказа. Первая часть – начало, в ней вы будете рассказывать о том, куда вы ездили или ходили, с кем, и на чём. Вторая часть – середина. В ней вы расскажете, что вы видели интересного, узнали  что-то нового, чем занимались, с кем познакомились в путешествии.

Третья часть – концовка. В ней вы расскажете, как вы вернулись домой, и, какое у вас было впечатление и настроение. (Повторить ещё раз с детьми план)

(Заслушивают 3-4 детей).

Вос-ль: Мне кажется, очень интересные рассказы. А как вы ребята думаете? Анализ рассказов: Чей понравился рассказ? Почему? Всё ли рассказывал по плану? Есть ли начало, середина, концовка?

Вос-ль:Вы сегодня молодцы! Давайте с вами поиграем в игру «Прятки». Но прятаться будем не мы с вами, а будут прятаться звуки, а вы будете их искать. Игра «Звуковые прятки» (Воспитатель загадывает звук и произносит слова.  Если дети слышат звук, ловят мяч, если нет, мяч отталкивают).

Вос-ль: Вам понравилась игра? А ещё что вам понравилось на занятии? Спасибо вам за занятие.

Автор:

Рящина Лидия Викторовна

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад «Белоснежка» г.Надыма

Коррекционно – образовательные задачи:

— обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

— способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;

— закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

Коррекционно – развивающие задачи:

— развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

— развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова;

— развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

— развивать общую моторику.

Коррекционно – воспитательные задачи:

— развивать внимание, память;

—  воспитывать нравственные качества;

— формировать положительную установку детей на участие в занятии,

   навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности

Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов,  мяч.

Ход занятия:

Организационный момент.

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить,  по первым звукам названий картинок отгадайте слово  (дом).

Вводная часть.

Дома бывают разные, давайте их  назовём.

Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный),

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

(Убираю картинки, оставляю одну).

— Каких домов не стало?

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

— Остался, какой дом? (панельный). Из каких частей он состоит?

— Что можно о нём сказать, он какой? – многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов.

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Объявление темы.

У каждого есть свой  дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Беседа по вопросам.

— На какой улице стоит ваш дом?

— Опишите свой дом так, чтобы его могли представить  себе другие люди:   сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

— Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

— Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

— Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка  «Маляры».

Маляры пришли втроём,                      шагают на месте

Обновили старый дом:                         изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый –        «красят»

Стал нарядный и весёлый.                   «крыша» над головой

Составление рассказов.

Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы,  расскажите о своём доме.

Рассказы детей.

(Дети составляют рассказы)

Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».

Итог занятия.

— Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

— Почему каждому человеку нужен свой дом? (ответы  и рассуждения детей)

«Свидетельство о публикации»    Серия А    № 0000753    № квитанции       62502652822660   дата отправки 20.10.2012

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Тема: Составление рассказа из личного опыта «Летние истории»

Цель:Учить составлять описательный рассказ.

Задачи:

Образовательные: формировать умение составлять рассказ из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным.

Развивающие: развивать умение рассказывать о своих впечатлениях связно, полно и выразительно.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.

Материалы и оборудование: картинки, мяч

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие;
Ожидаемые результаты: Дети по картинкам называют времена года, умеют отвечать на вопросы полными предложениями

Словарь:июнь, июль, август

Индивидуальная работа:помочь Инессе И, Богдану Д. в составлении рассказа

Ход занятия:

1.Организационная часть: Воспитатель предлагает встать детям в круг и представить что это «солнышко», а сами они «лучики».Каждый должен повернуться к своему соседу и согреть его своим теплом, нужно сказать теплое ласковое слово стоящему рядом

2.Проблемная ситуация: Воспитатель предлагает отгадать загадку, о каком времени года идет речь?

«Я соткано из зноя, несу тепло с собою

Я реки согреваю, «Купайтесь!»- приглашаю

И любите за это, вы все меня я (Лето)

— Да, ребята, речь пойдет о лете.

3. Основная часть: Воспитатель: Как же нам попасть в лето? Может, нам помогут картинки? (дети выбирают сюжетные картинки,из предложенных, только те, которые символизируют лето.

Игра: «Послушай и угадай». Дети садятся на ковер, и воспитатель предлагает послушать «звуки лета».Включается аудиозапись шумов и звуков, напоминающих лето.Когда дети отгадывают и называют предмет, педагог показывает сюжетную картинку(которые были выбраны ранее)

4. Физминутка:

В понедельник я купался (изображаем плавание)

А во вторник рисовал(рисуем)

В среду долго умывался(умываемся)

А в четверг в футбол играл(бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал(прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, ввоскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки и засыпают).

5. Продуктивная деятельность:Какие летние месяцы вы знаете?

(Дети перечисляют летние месяцы)Предлагаю ребятам составить рассказ о первом месяце лета — июне.

Июнь в народе называют румянцем года. В июне самые длинные дни, и самые короткие ночи. Заря с зарею сходится, так говорили про июнь. За богатство красок и цветов июнь называют разноцветом. В июне самые сочные травы. Листья окрепли, наполнились соком и стали пахучими. В июне на лесных солнечных опушках появляется сладкая душистая земляника. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. У птиц в июне появляются птенцы. В высоких травах стрекочут кузнечики.

Игра «Хлопай в ладоши»Чтобы лето от нас не скрылось, давайте поймаем летние слова. Хлопните в ладоши, если услышите слова, которые относятся к лету,будьте внимательны: июнь, море, пляж, ромашки, снег, гроза, ветер, солнце, жара, велосипед, босоножки, валенки, сапоги, снегоход, санки, самокат, шуба и т. д.

Предлагаю детям составить рассказ о втором месяце лета — июле.

Июль — середина лета. Стоят жаркие тихие дни. Часто бывают ливни и грозы. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха, подсолнечник. На лугах начинается сенокос. В лесу пахнут деревья, цвететлипа, повсюду цветут цветы.

А хотели бы вы посмотреть, какие цветы растут на нашей клумбе?

Тогда отправляемся в цветник. (Сели на корточки)

Дидактическая игра «Растут цветы на клумбе»

А сейчас среди этих прекрасных цветов, я предлагаю вам поиграть в игру с мячом  «Поймай конец и продолжай».Например, шар — рак — кот — туфли -.

Как называется последний летний месяц?

Предлагаю детям составить рассказ о последнем месяце лета — августе.

Август — последний месяц лета! В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. Стало прохладнее. Животные начинают готовиться к зиме, готовятся к отлету птицы. В садах поспели овощи и фрукты, люди убирают с полей урожай. Славно потрудился народ за лето.

Воспитатель предлагает сохранить летнее настроение и рассказать свои интересные летние истории. Рассказы детей«Что я делал летом»

6. Рефлексия:«Вот оно какое –Лето».Воспитатель выясняет, понравилось ли детям занятие. На доске висит тучка и солнышко-если понравилось занятие дети берут со стола лучики и цепляют к солнышку, если нет –берут капельки и цепляют к тучке.

  • Рассказ из истории представлений человека о добре и зле
  • Рассказ история крепостного мальчика
  • Рассказ изобретатель пришвин читательский дневник
  • Рассказ из истории государства российского карамзина
  • Рассказ история возникновения средневековых городов