Приступая к работе
над скороговорками, нужно помнить:
сначала их нужно произносить в медленном
или среднем темпе. Лишь добившись
точности и чистоты произношения, можно
приступать к увеличению темпа до
максимально возможного.
Материалом для
дикционной тренировки также могут
выступать различные трудноговорки и
долгоговорки, которые можно придумывать
самим, используя всевозможные словесные
и ритмические комбинации.
К работе над
скороговорками лучше приступать после
того, как артикуляция каждого «больного»
звука будет освоена и отработана.
С вишен галок поп
пугая, в саду увидел попугая. Мимо Пахом
ехал верхом. Увидал Пахом, стал браниться
с попом: « Ты, поп, галок попугай, попугая
не пугай». Но пустой голове всё
трынь-трава. Нашего Пономаря не
перепономарилась стать. У всякой пташки
свои замашки.
От топота копыт
пыль по полю летит. То послали Сеню с
донесением. Голова у Сени с лукошко, а
мозгу ни крошки. По виду орел, по уму –
тетерев. Доскакать – доскакал, да все
не так рассказал. Рассказал, что не
тридцать три корабля лавировали,
лавировали, да не вылавировали; что
Прокоп не варил свой укроп, а съел у
Малаши всю сыворотку из-под простокваши,
да еще пирог с грибами, чтоб держать
язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня
все болтал, да болтал, да и вздремнул.
Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да
и присвистнул.
Как на горке, на
пригорке стоят тридцать три Егорки.
Стоят, да на соседний двор поглядывают.
А на дворе трава, на траве дрова. Раз
дрова, два дрова, три дрова. Не вместит
двор дров. Дрова выдворить давно пора.
Бросились Егорки с горки дрова таскать.
Где вместе возьмутся, там толку добьются.
Тень, тень, потетень.
Выше города плетень. Слушайте, кому не
лень сказку-небылицу, про красную девицу
Моланью-болтунью, что молоко болтала,
болтала, да не выболтала, а дала Ромаше
всю сыворотку из-под простокваши. Но
Ромаша себе на уме: ел, не ел, а за столом
посидел. По усам текло, а в рот не попало!
Вот вам и сказка, а нам бубликов связка.
Мамаша Ромаше дала
сыворотку из-под простокваши. Просто
сыворотку из-под простокваши. А он всем
говорил, что я молодец-удалец съел
холодец, да еще тридцать три пирога с
пирогом, да все с творогом, да один пирог
с грибами, да один с потрохами.
Болтал-болтал, молол-молол. Язык болтает
– голова не знает.
Моланья-болтунья
болтала, что всех скороговорок не
перескороговоришь, не перевыскороговоришь,
что не скажешь: На дворе – трава, на
траве – дрова. Раз дрова, два дрова, три
дрова. И не скажешь, что тридцать три
корабля лавировали, лавировали, де не
вылавировали. Однако прыгают на языке
скороговорки, как караси на сковородке.
Значит Моланья-болтунья зря болтала,
что всех скороговорок не перескороговоришь,
не перевыскороговоришь.
Береги честь
смолоду, а то была у Фрола – Фролу про
Лавра наврала. Пойдет к Лавру – Лавру
про Фрола наврет, ведь язык без костей
и от лжи не краснеет, без того красный.
У злой Натальи все люди – канальи, а
еще говорит: не тот, товарищи, товарищу
товарищ, кто при товарищах товарищу
товарищ, а тот, товарищи, товарищу
товарищ, кто без товарищей товарищу
товарищ.
Везет Сенька Саньку
с Сонькой на санках. Везет, да языком,
что решетом, так и сеет: про щук и про
леща, мол плавниками трепеща, ходит
щука вкруг леща – вот так это штука –
тщетно тщится щука ущемить леща.
Болтал-болтал, на чужой роток не накинешь
платок. Санки – скок! Сеньку с ног,
Соньку в бок, Саньку в лоб. Все в сугроб!
Всякая сорока от своего языка погибает.
Знай больше, а говори меньше.
Из-под Костромы,
из-под Костромщины шли четыре мужчины.
Говорили про покупки, про крупу, да про
подкрупки. Говорили, что купили пол
четверти чет чертика чечевицы без
червоточины. А все потому, куда ветерок,
туда и умок. Хиханьки да хаханьки –
доходишки маханьки. Лежа пищи не
добудешь. Вот у молодца только и золотца,
что пуговка оловца. Хорошо, хоть купили
полчетверти четвертика чечевицы без
червоточины. Где работают, там густо,
а в ленивом доме пусто.
В четверг четвертого
числа, в четыре с четвертью часа два
дровосека, два дровокола, два дроворуба
говорили про Ларьку, про Варьку, про
Ларину жену, что у них на дворе – трава,
на траве – дрова. Раз дрова, два дрова,
три дрова. Не вместит двор дров. А Варька
с Ларькой все хиханьки, да хаханьки,
как детишки махоньки и не собираются
дрова со двора выдворять.
Из-под Костромы,
из-под Костромщины везет Сенька Саньку
с Сонькой на санках. Везет, да скороговорками
так и сыплет: мол, тетерев сидел на
дереве, от дерева тень тетерева; мол, у
гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь; мол,
каков Савва, такова и слава. Скороговорил,
скороговорил, да так всех скороговорок
и не перевыскороговорил.
Два дровосека, два
дровокола, два дроворуба говорили про
Варю, про Ларину жену. Спорили, что у
осы не усы, не усищи, а усики; что сшит
колпак не по-колпаковски, что вылит
колокол не по-колоколовски, надо колпак
переколпоковать, перевыколпоковать,
надо колокол переколоколовать,
перевыколоколовать. Пока шел спор,
забрела свинья во двор. Рыла свинья
тупорыла-белорыла, полдвора рылом
изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках
спорить – дело упустить.
От топота копыт
пыль по полю летит. Едет баба из города,
везет вестей с три короба: мол, съел
молодец тридцать три пирога с пирогом,
да все с творогом; мол, пришел Прокоп
кипятить свой укроп; мол, супруги Пото
играли в лото. От топота копыт пыль по
полю летит. Кто переносит вести, тому
бы на день плетей по двести.
Я ему по секрету,
а он всему свету, что на улице медовик,
а мне не до медовика; что на улице
дёготник, а мне не до дёготника, не до
дёготниковой жены, не до дёготниковых
детей. Так вот скажет друг дружке, а
дружка подружке, а подружка борову, а
боров всему городу – язык ото лжи не
краснеет, и без того красный. А только
береги честь смолоду — один раз соврешь,
в другой не поверят. Ведь коли врун, так
и обманщик; обманщик, так и плут; плут,
так и мошенник; мошенник, так и вор.
В четверг четвертого
числа, в четыре с четвертью часа шли
три попа, три Прокопия попа, три
Прокопиевича – шли, шли, вдруг перед
ними река – широка как Ока, а на том
берегу стоит поп на копне, колпак на
попе, копна под попом, поп под колпаком.
Увидали попы, рты раскрыли попы,
испугались попы, закричали попы, побежали
попы. У страха глаза велики – пуганая
ворона куста боится.
Языком не расскажешь,
так и пальцем на растычешь. Нечего
руками рассуждать, коли Бог ума не дал.
Речь умом красна, а коли язык шепеляв,
то и переговори скороговорочку за
скороговорочкой – тридцать три корабля
лавировали, лавировали, да не вылавировали;
а у нас на дворе-подворье погода
размокропогодилась; сшит колпак не
по-колпаковски, вылит колокол не
по-колоколовски, нужно колпак
переколпоковать, перевыколпоковать,
нужно колокол переколоколовать,
перевыколоколовать. Нужно все скороворки
перескороговорить, перевыскороговорить
и тогда так заговоришь, словно реченька
зажурчишь.
Дело было вечером,
делать было нечего. Портной Пато играл
в лото, и портниха Пото играла в лото,
но портной Пото не знал про то, что
портниха играет в лото. Пришел Прокоп
кипятить свой укроп, рассказал про то,
что портниха Пото играет в лото, но не
слушал Пото. Ушел Прокоп. Шипел укроп,
шипел укроп, закипел вдруг укроп.
Услыхали про то супруги Пото. Позабыв
про лото, закричали про то, что пришел
Прокоп, не кипел укроп, а ушел Прокоп –
закипел укроп. Прибежал Прокоп и спросил
Пото: «Что кричите, про что??» Но не
слышат Пото и кричат лишь про то, что
пришел ты, Прокоп, не кипел твой укроп,
а ушел ты, Прокоп, закипел твой укроп.
И сбежал твой укроп. Дело было вечером,
делать было нечего.
«Весна» № 1
Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.
«Лето» № 2
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.
«Осень» № 3
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.
«Зима» № 4
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.
Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.
«В лесу» № 5
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
«В зоопарке» № 6
Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.
«Грибы» № 7
Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.
«Летние каникулы» № 8
Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы.
«Четыре бабочки» № 9
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
«Котенок» № 10
У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти.
Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате:
— Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее.
Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый. Сгорбил спину и смотрит на собак.
Собаки хотели схватить котенка, но Вася подбежал, упал животом на котенка и закрыл его от собак.
«Пушок и Машка» № 11
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.
«Привал» № 12
Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошлик рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу, они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой.
«Журавли» № 13
Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнезда строят прямо на земле. Журавель кружит над гнездом, охраняет его.
В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в теплые страны.
«Друзья» № 14
У Сережи и Захара живет собака Дружок. Дети любят заниматься с Дружком, учить его. Он уже умеет служить, лежать, приносить в зубах палку. Когда ребята зовут Дружка, он бежит к ним, звонко лая. Сережа, Захар и Дружок, хорошие друзья.
«Ёжик» № 15
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.
«Чужое яичко» № 16
Старушка поставила корзинку с яичками в укромное местечко и посадила на них курочку.
Сбегает курочка водички попить, да зернышек поклевать и опять на место, сидит, квохчет. Стали из яичек птенчики выклевываться. Выскочит цыпленок из скорлупки и давай бежать, червячков искать.
Попало к курочке чужое яичко – оказался там утенок. Подбежал он к речке и поплыл, как клочок бумаги, загребая воду широкими перепончатыми лапами.
«Почтальон» № 17
У Светы мама работает на почте почтальоном. Она разносит почту в почтовой сумке. Света днем учится в школе, а вечером вместе с мамой раскладывает вечернюю почту в почтовые ящики.
Люди получают письма, читают газеты и журналы. Профессия Светиной мамы очень нужна всем.
№ 1
Скороговорки на звук [Г]
На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог через порог.
Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
№ 2
Скороговорки на звук [Ш]
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак за гусаком.
№ 3
Скороговорки на звук [Ж]
Поезд мчится,скрежеща:жэ,че,ша,ща.
Хожу–твержу, сижу–твержу, лежу– твержу:
Жи, же, жа, жу.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.
№ 4
Скороговорки на звук [Ч и Щ]
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
В чемодане у чечетки
Щетки, четки, счеты — тетке.
Четки, счеты, щетки — дядьке,
Счеты, щетки, четки — няньке.
Лишь чечетка — для себя.
Пляшет четкая семья.
№ 5
Скороговорки на звук [Щ]
— Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
-Тщетно тщится щука ущемить леща.
№ 6
Скороговорки на звук [Р]
— В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
— В грозу от груза арбузов развалился кузов.
— В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
— В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
— Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
— Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
— Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
— За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
№ 7
Скороговорки на звук [Р]
— Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
— Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
— Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
— На корабль прокрался краб, караси украли трап.
— Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
— Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
— По травке тропа протоптана.
— Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
№ 8
Скороговорки на звук [Р]
— Рано утром два барана барабанят в барабаны.
— Рома Маше нарвал ромашек.
-Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
— С горы – не в гору, в гору – не с горы.
— Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
— Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
— Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
— Трое трубачей трубят в трубы.
— Шустрая норка юркнула в норку.
№ 9
Скороговорки на звук [Р и Л]
— Была у Фрола, Фролу наЛавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
— В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
— Все бобры добры для своих бобрят.
— Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
— Королева кавалеру подарила каравеллу.
— Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
— На горе Арарат рвала Варвара виноград.
— Орел на горе, перо на орле.
— Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
№ 10
Скороговорки на звук [Р и Л]
— Проворонила ворона воронёнка.
— Вставай, Архип, петух охрип.
— У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
— На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
— Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
— Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
— В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
— Краб крабу продал грабли.
Продал грабли крабу краб.
Грабь граблями сено, краб!
— То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя, то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.
№ 11
Скороговорки на звук [Р и Л]
— В поле Поля-полюшка
полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
если полет Поля поле.
— Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.
— СобиpaлaМapгapитaмapгapиткинaгоpе,
paстеpялaМapгapитамapгapитки во дворе.
— Купили кapaкaтицекpужевноеплaтьице…
ходит кapaкaтицa, хвaстaетсяплaтьицем.
— Как на горке, на пригорке
стоят тридцать три Егорки.
№ 12
Скороговорки на звук [К и Л]
В Луку Клим луком кинул.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
От топота копыт пыль по полю летит.
Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.
У ёлки иголки колки.
№ 13
Скороговорки на звук [К и П]
— Ткёт ткач ткани на платки Тане.
— Наш Полкан попал в капкан.
— Купи кипу пик. Купи кипу пуха.
— Стоит поп на копне, колпак на попе.
Копна под попом, поп под колпаком.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
— Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
№ 14
Скороговорки на звук [К и П]
— Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, испугаю».
Отвечает ему попугай:
«Испугай, попугай, испугай!»
— Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
№ 15
Скороговорки на звук [К и Г]
— Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
сено, граблями, краб, грабь.
№ 16
Скороговорки на звук [Б и П]
— Добыл бобыль бобов.
— Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
— Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.
№ 17
Скороговорки на звук [Б и Л]
— Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
— НашПолкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
— Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
— Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,
Да не продолбил и не выдолбил.
№ 18
Скороговорки на звук [В]
— Верзила Вавила весело ворочал вилы.
— Водовоз вёз воду из-под водопровода.
— Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
№ 19
Скороговорки на звук [Ф]
— Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
— У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
№ 20
Скороговорки на звук [Т]
— Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.
— Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.
Скороговорки на звук [Ц]
— Цыплята и курица пьют чай на улице.
Скороговорки на звук [М]
— Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
— На меду медовик, а мне не до медовика.
№ 21
Скороговорки на звук [С]
— У Сени и Сани в сенях сом с усами.
— У осы не усы, не усища, а усики.
— Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
— Осип охрип, Архип осип.
— Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
— Сачок зацепился за сучок.
— По семеро в сани уселись сами.
— В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
№ 22
Скороговорки на звук [З]
— Бизоны у Зои на комбинезоне.
— В загоне на газоне бизоны.
— В замке зайка под замком.
— За козой – козодой.
— Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
— Затоптали утки за будкой незабудки.
— Звериным взвизгом взводный взвизгнул. — Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
— Зоиного зайку зовут Зазнайка.
— Козы в грозу грызут лозу.
— Лиза везла на возу козла и козу.
— На возу лоза, у воза коза.
— На завалинке Зоя и заинька.
— Не забудьте незабудки.
— Позади завода заводь.
— Розовые розы замерзают в морозы.
— У Зои мимозы.
— Указание о наказании казака в Казани.
Короткие рассказы
Прочитайте ребенку один из рассказов. Задайте несколько вопросов по тексту. Затем предложите ему самостоятельно пересказать текст.
Скороговорки для развития речи
Содержание
- Как работать со скороговорками
- Порядок работы
- Скорость произношения
- Интонация произношения
- Виды скороговорок
- Сложные скороговорки для дикции взрослых
- Скороговорки для развития речи детей
- Скороговорки для дикторов
- Короткие скороговорки
- Длинные скороговорки
- Смешные скороговорки
- Скороговорки для веселого застолья
- Скороговорки для конкурсов корпоратива
- Скороговорки для поднятия настроения
- Скороговорки для шумных вечеринок
- Пошлые скороговорки
- Иностранные скороговорки
- Обучение ораторскому искусству
Ни для кого не секрет, что для тренировки дикции и произношения используются скороговорки. Это самый быстрый и несложный способ повысить качество своей речи. Если систематически выделять время на проговаривание скороговорок, то можно достичь хороших результатов. Регулярные занятия скороговорками практикуют дикторы, актеры, вокалисты, ораторы. А вообще, посвящать время специальным упражнениям полезно всем, кто хочет добиться внятной и выразительной речи.
Как работать со скороговорками
Скороговорки построены на близких по звучанию звуках. Начинать тренировки рекомендуется со скороговорок на трудные для произношения звуки. Чаще всего у взрослых и детей сложности возникают с воспроизведением букв «р», «л», «ш», «с», «м», «н».
-
Порядок работы
Для эффективной работы со скороговорками предлагается придерживаться следующей схемы:
- Отработка глухих и шипящих (ш, с, т, п):
Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
***
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
***
Ткет ткач ткани на платки Тане.
***
Маша под душем моет шею и уши.
***
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
***
Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша;
***
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня;
***
С одной сорокой одна морока, а сорок сорок – сорок морок.
***
У тридцать трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят;
***
Поля пошла полоть петрушку в поле.
***
Забыл Панкрат кондратов домкрат.
***
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
***
Становись скорей под душ,
Смой с ушей под душем тушь,
Смой и с шеи тушь под душем,
После душа вытрись суше.
***
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
***
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
***
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
***
В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
- Отработка свистящих и звонких (ц, ч, щ):
Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: «Цыц!;
***
Течет речка, печет печка, печет печка, течет речка;
***
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
***
Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
***
Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
***
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
- Работа с сонорными звуками (м, н, р, л):
Мама мыла мылом Милу, Мила мыло не любила;
***
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
***
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
***
На мели мы лениво ловили линя;
***
Обрадован баран — у барана барабан;
***
Варвара варила, варила, да не выварила.
***
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
***
Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!;
***
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.
***
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
***
Брит Клим брат, брит Глеб брат, а брат Игнат бородат.
Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.
***
У елки иголки колки;
***
Мы ели, ели, ели,
Ершей у ели…
Их еле-еле у ели доели.
***
Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
***
На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова по среди двора!
***
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
***
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
***
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Разумеется, не обязательно придерживаться данного порядка. Но такая последовательность (от простого к сложному) считается наиболее результативной.
-
Скорость произношения
Начиная работу со скороговорками, не стоит сразу стараться произносить их быстро. Темп и громкость нужно наращивать постепенно. Сначала произносите фразу медленно и почти шепотом (только шевеля губами). Затем чуть быстрее и немного громче, вполголоса. В третий раз проговаривайте в достаточном темпе, используя полную силу голоса. Если не удается безошибочно выговаривать фразу быстро, то снижайте темп. На данном этапе важнее четкое произношение всех звуков, нежели скорость. Со временем необходимо усложнить задачу: говорите скороговорки с орешками во рту, постепенно набирая темп. В выполнении данных упражнений очень важна регулярность. Занимаясь всего 15-30 минут в день несколько раз в неделю, улучшение дикции можно наблюдать уже через месяц.
-
Интонация произношения
При выполнении упражнений обращайте внимание на интонацию и постановку ударений. Скороговорка должна быть выразительной, а не монотонной. Вам должен быть понятен сюжет скороговорки и все действующие персонажи.
Превратите скороговорку в театрализованную миниатюру и постарайтесь воспроизвести различные эмоциональные состояния. Прочтите одну и ту же реплику радостно, грустно, с удивлением, с презрением, с яростью. Это очень помогает сделать речь выразительнее в повседневной жизни.
Виды скороговорок
Скороговорки можно группировать по разным критериям. Но чаще всего их классифицируют следующим образом.
-
Сложные скороговорки для дикции взрослых
Это фразы со сложным буквенным сочетанием. В них отрабатываются по три и более звуков. Или по два, но в очень непростой комбинации.
- Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу;
- Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя;
- У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?;
- Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки;
- Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух.
- Мама, нас ты не ищи,
Щиплем щавель мы на щи. - Кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал.
- Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Самая длинная и самая сложная скороговорка на русском языке называется «Лигурия». Эта скороговорка широко используется дикторами, актерами и людьми тех профессий, для которых важна четкая разборчивая речь. Лигурия – это комбинация из более чем 40 скороговорок в одной. Логопеды советуют сначала научиться читать этот стих в быстром темпе. И только потом приступать к разучиванию его наизусть.
Полный текст Лигурии с ударениями:
***
В четверг четвёртого числа,
в четыре с четвертью часа,
лигурийский регулировщик
регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля
лавИровали, лавИровали,
да так и не вЫлавировали.
***
И потом протокол про протокол
протоколом запротоколировал,
как интервьюером интервьюируемый
лигурийский регулировщик
речисто, да не чисто рапортовАл,
да не дорапортовАл, дорапортОвывал,
да так зарапортовался
про размокропогОдившуюся погоду,
что дабы инцидент не стал претендентом
на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик
акклиматизировался в
неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки
хохотом хохотали и кричали турке,
который начерно обкурен трубкой:
***
Не кури, турка, трубку,
купи лучше кипу пик,
лучше пик кипу купи,
а то придёт бомбардИр из БрАндебурга —
бомбами забомбардирУет за то,
что некто чернорЫлый
у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!
***
Но на самом деле турка не был в деле.
***
Да и Клара-краля в то время крАлась к лАрю,
пока Карл у Клары крал кораллы,
за что Клара у Карла украла кларнет,
а потом на дворе дЁготниковой вдовы Варвары
два этих вора дрова воровали.
Но, грех — не смех, не уложить в орех.
О Кларе с Карлом во мраке
все раки шумели в драке,
вот и не до бомбардира ворам было,
и не до дЁготниковой вдовы,
и не до дЁготниковых детей.
***
Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова:
раз дрова, два дрова, три дрова —
не вместились все дрова,
и два дровосЕка, два дровокОла-дроворУба
для расчувствовавшейся Варвары
выдворили дрова вширь двора
обратно на дровяной двор,
где цапля чахла,
цапля сохла,
цапля сдохла.
***
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;
молодец против овец,
а против молодца сама овца,
которой носит Сеня сено в сани,
потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках:
санки — скок, Сеньку — в бок,
Соньку — в лоб, все — в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб.
***
Затем по шоссе Саша пошёл,
сашЕ на шоссе Саша нашёл.
Сонька же — Сашкина подружка
шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки-вертушки
во рту ещё и три ватрушки —
аккурат в медовик, но ей не до медовика —
Сонька и с ватрушками во рту
пономарЯ перепономарИт, перевЫпономарит:
жужжит, как жужелица,
жужжит, да кружится.
***
Была у Фрола — Фролу на Лавра навралА,
пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт,
что — вАхмистр с вАхмистершей,
рОтмистр с рОтмистршей,
что у ужа — ужата, а у ежа — ежата,
а у него высокопоставленный гость унёс трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят
с полчетвертью четверикА чечевицы без червотОчины,
да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогОм
из сыворотки из-под простокваши.
***
О всём о том около кола
колокола звоном раззванивали,
да так, что даже Константин —
зальцбуржский бесперспективняк
из-под бронетранспортёра констатировал:
***
Как все колокола не переколоколовАть,
не перевЫколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить,
не перевыскороговорить;
но попытка — не пытка.
-
Скороговорки для развития речи детей
Скороговорки стоит учить с самого детства. Их заучивание формирует правильное произношение и развивает красивую речь у ребенка. Многие детские скороговорки передают забавные и веселые истории, а значит учить их можно играючи. Большое внимание следует уделять репликам, направленным на отработку «проблемных» звуков.
- Мышонку шепчет мышь:«Ты все шуршишь, не спишь».Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»;
- У осы не усы, не усищи, а усики;
- Шесть мышат в камышах шуршат;
- Раз дрова, два дрова, три дрова;
- Белые бараны били в барабаны;
- От топота копыт пыль по полю летит;
- Ловит рыбку рыболов, в речку весь уплыл улов.
- Добры бобры идут в боры.
- С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши – и во ржи не души. - Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
- Жили были три цыпленка: Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдрони.
Жили были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпомпони.
Вот жинился Як на Цыпе,Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Як Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони.
Родилось у них по сыну: У Яка с Цыпой: Шах. У Як Цыдрак с Цыпой Дрыпой: Шах Шарах. У Як Цыдрак Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лампомпони: Шах Шарах Шарони. - Буква А, буква А – Алфавита голова. Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат. - Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры. - Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.
- Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
- У бабы бобы, у деда дубы.
- Водовоз вёз воду из-под водопровода.
- Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была. - Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.
Скороговорки для дикторов
Один из основных навыков, которым должен обладать диктор или радиоведущий, – хорошая дикция. С помощью скороговорок можно значительно улучшить качество произношения, и сделать речь четче. Нередко дикторы перед эфиром занимаются чтением скороговорок, разминая свой артикуляционный аппарат. Многие теле- и радиоведущие для занятий используют «Лигурию». В качестве разогрева перед трансляцией подойдут совершенно любые известные всем скороговорки.
- Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.
- В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — выдру в тундру, ядра в вёдра!
- Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы – вылавировали бы.
- Скороговорки скороговорю скоровыговариваю, скороговорить скороговорилками не заскороговаривать.
Короткие скороговорки
Как говорилось ранее, заниматься развитием дикции с помощью скороговорок лучше начинать с коротких несложных фраз. На начальном этапе они могут состоять из одного слова, например, «бесперспективняк», «переколпаковать». Реплики из нескольких слов нужно произносить на одном дыхании.
- Гонец с галер сгорел;
- Сел сокол на гол ствол;
- У елки иголки колки;
- Шёл спуск пушек с сопок и со скал;
- Перепелка перепелят прятала от ребят;
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
Длинные скороговорки
После того, как короткие реплики начнут получаться легко и непринуждённо, стоит приступать к более длинным скороговоркам. Большие фразы также произносятся на одном дыхании. Допускается делать паузы для забора воздуха между четверостишиями.
- У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
- Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
Смешные скороговорки
Это вариация сложных скороговорок с комичным смыслом. Постарайтесь это передать интонацией.
-
Для веселого застолья:
«Водка в стакане играет, искрится.
Радует душу и греет утробу.
Если же водка мешает учиться,
Брось ее нафиг, такую учебу!»
-
Для конкурсов корпоратива
«Прирабатываясь к работке,
работник нарабатывает наработки,
заработок зарабатывает от работки,
а приработок — от переработки».
***
«Наши поезда — самые поездатые поезда в мире, и никакие поездатые поезда не перепоездят наши поездатые поезда по поездатости!»
-
Для поднятия настроения
«Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов».
***
«Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп!»
***
«Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!»
-
Для шумных вечеринок
«Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей».
***
«Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне».
***
«Ухитрился проспать возможность переспать».
-
Пошлые скороговорки
«Шура Семашко щупал Наташку,
А санитар Негошин бубен укокошил».
***
«Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит как прежде».
***
«По прилёте на Таити не таите, тёти, тити.
Нету повода таить на Таити тётям тить.
Там у тёть в почёте стати, так что тити тётям кстати.
Чтоб своей в Таити стать, не скрывайте, тётя, стать.
Всё срывайте, не томите, для соитий на Таити».
Иностранные скороговорки
Польза скороговорок на иностранном языке очевидна. С их помощью совершенствуется произношение. Слова в английских скороговорках подобраны таким образом, чтобы говорить не только быстро и четко, но еще и с правильным акцентом. Это отличное дополнение для изучения языка. Работа над такими скороговорками необходима не только людям, осваивающим иностранный язык, но и тем, кто владеет им на хорошем уровне и выступает перед публикой на международных конференциях, симпозиумах. Скороговорки существуют на разных иностранных языках.
- Английские скороговорки:
«Betty Botta bought some butter, “But, she said, this butter’s bitter, But a bit of better butter will make my batter better”. So, she bought a bit of butter better than the bitter butter, And it made her batter better. So, it was batter Betty Botta’s bought a bit of better butter».
***
«How many cans can a cannibal nibble if a cannibal can nibble cans? As many cans as a cannibal can nibble if a cannibal can nibble cans».
- Испанские скороговорки:
Pancha plancha con cuatro planchas. Con cuantas planchas Pancha plancha? (Панчо гладит четырьмя утюгами. Сколькими утюгами гладит Панчо?)
***
Del pelo al codo y del codo al pelo, del codo al pelo y del pelo al codo. (От волос до локтя и от локтя до волос, от локтя до волос и от волос до локтя).
Обучение ораторскому искусству
Эффективное обучение строится исключительно на практике. Именно поэтому студенты курса ораторского искусства театральной школы Бенефис максимум времени посвящают отработке голосовых навыков ораторского мастерства. Умение красиво говорить откроет перед Вами любые двери и подарит новые уникальные возможности. Под контролем профессиональной команды, Вы сформируете четкую дикцию, уверенный голос, правильную речь. Благодаря специальным обучающим программам и авторским методикам, почувствуете уверенность в себе, избавитесь от страха публичных выступлений, научитесь подавать материал ярко и выразительно!
Приходите на курсы обучения ораторского мастерства в театральную студию Бенефис.
Мы научим вас:
- Как сделать свой голос сильным и уверенным
- Как улучшить дикцию
- Как снять зажимы и раскрепоститься
- Как научиться импровизировать
- Как работать с камерой
- Как работать со своим спектром эмоциональных состояния
И многое другое
Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.
Курс:
Актерское мастерство для взрослых
На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Актерское мастерство
- Коммуникативные навыки
- Четкость речи
- Раскрепощение
13 000 человек прошло курс
Посетить пробное занятие
Курс:
Обучение риторике
Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Риторика
- Ораторское мастерство
- Публичные выступления
- Коммуникативные навыки
Посетить пробное занятие
Курс:
Художественное чтение
Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Громко и уверенно говорить
- Публичные выступления
- Ораторское мастерство
- Риторика
Посетить пробное занятие
Курс:
Сценическая речь
Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Уверенный голос
- Ораторское мастерство
- Искусство публичных выступлений
- Риторика
Посетить пробное занятие