Рассказ изергиль о ларре нравоучителен и фантастичен укажите жанр к которому его можно отнести

Рассказ Изергиль о Лappe нравоучителен и фантастичен. Укажите жанр, к которому его можно отнести.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили,  — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему  — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес,  — хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Лappa, что значит: отверженный, выкинутый вон,  — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его  — не был человеком… А этот  — был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек  — все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго  — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

— Не троньте его. Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож  — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

— Он не может умереть!  — с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел  — высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков  — ничего. И все ищет, ходит, ходит… 

Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Экзамен ЕГЭ по литературе состоит из «тестовой» части, в которой от ученика требуется хорошее знание теории, и пяти сочинений, при написании которых от ученика требуется эту теорию применять.

Очень быстро и просто повторяем теорию:

Очень быстро отвечаем на вопросы формата ЕГЭ

Варианты формулировки для определения жанра:

Как сам Н. В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?

Укажите жанр, к которому принадлежит произведение И. А. Гончарова «Обломов».

Назовите классический лирический жанр, к которому относится стихотворение «Лиличка».

В предисловии к «Герою нашего времени» автор называет своё произведение «книгой». Укажите жанр, к которому относится эта «книга».

Каково авторское определение жанра пьесы «Вишнёвый сад»?

А. И. Солженицын определил жанр своего произведения как рассказ, но редакция журнала «Новый мир» при его публикации с этим не согласилась, так как сюжет произведения более тяготел к хронике естественного течения жизни. Какой жанр литературы, соответствует такому сюжету?

Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»?

Укажите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».

К какому жанру относится произведение В.А. Жуковского «Светлана»?

Укажите жанр, к которому принадлежит произведение М. Горького «Старуха Изергиль».

Какое слово добавляют к слову «роман», характеризуя жанр шолоховского «Тихого Дона»?

Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).

Ответы:

  • поэма
  • роман
  • послание
  • роман
  • комедия
  • повесть
  • роман в стихах
  • драма
  • баллада
  • рассказ
  • эпопея
  • элегия

Вариант формулировки для определения рода:

Укажите род литературы, к которому относится произведение И. А. Гончарова «Обломов».

Укажите род литературы, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».

Укажите род, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение И. А. Бунина.

Ответы:

  • эпический
  • лироэпический
  • драма
  • лирический

Вариант формулировки для определения литературного направления:

Назовите литературное направление, у истоков которого стоял В. А. Жуковский и принципы которого нашли свое воплощение в данном произведении.

Каким термином обозначается литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Обломове»?

Черты какого поэтического направления начала 20 века можно найти в этом стихотворении А. Ахматовой?

Пьеса Фонвизина, теснейшим образом связана с литературным направлением, провозглашающим в качестве идеала гармоничное сочетание личных интересов человека с велением разума и нравственного долга, что ярче всего воплотилось в образах Стародума и Правдина. Назовите это направление.

Укажите название литературного направления, в основе которого лежит противопоставление мечты и действительности и который пришёл в русскую поэзию с именами К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.

Черты какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине XIX века, присутствуют в «Евгении Онегине»?

К какому литературному направлению традиционно относят лирику М. Ю. Лермонтова, которая, по словам одного из исследователей, «поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты»?

Назовите литературное направление, во второй половине XIX века уступившее место реализму и возрождённое в ранней прозе М. Горького.

Черты какого поэтического направления начала 20 века можно найти в этом стихотворении В. Маяковского?

Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй половине XIX в. и принципы которого воплощены в пьесе «Вишнёвый сад».

Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок.

Ответы:

  • романтизм
  • реализм
  • акмеизм
  • классицизм
  • романтизм
  • реализм
  • романтизм
  • романтизм
  • футуризм
  • реализм
  • символизм

Редкие, единичные случаи:

Каждому заключённому в лагере присваивали номер, который тот обязан был носить на одежде. У Шухова он состоял из буквы Щ и трёх цифр. Запишите эти цифры.

Укажите имя и отчество героини, от лица которой ведётся повествование (отрывок из «Кому на Руси жить хорошо».

Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?

Рассказ Изергиль о Лappe нравоучителен и фантастичен. Укажите жанр, к которому его можно отнести.

Укажите должность чиновника, рассказывающего историю капитана Копейкина.

Ответы:

  • 854
  • Матрена Тимофеевна
  • Онегинская строфа
  • Легенда
  • Почтмейстер

Есть произведения, что остаются актуальными на протяжении столетий. Их ценность невозможно переоценить ни для филологов, ни для читателей, каждый из которых может почерпнуть мудрость, пронесенную через эпохи. К таким относятся «Старуха Изергиль» М. Горького и легенда о Ларре, вошедшая в рассказ.

легенда о ларре

М. Горький: кратко о писателе

М. Горький — писатель с необычной судьбой и необыкновенным, острым творчеством. Его произведения оставляют неизгладимый след в душах читателей. Он родился в Нижнем Новгороде в России в 1868 году. Горький – это псевдоним, настоящая фамилия писателя – Пешков. А имя Максим взял в честь отца, который умер, когда он еще был ребенком. С одиннадцати лет будущий классик был вынужден трудиться на уровне со взрослыми.

Писать Максим Горький начинает в двадцатилетнем возрасте, первые его произведения написаны под влиянием романтизма. Это «Старуха Изергиль» и «Песня о Буревестнике». Несмотря на то что романтические произведения имели огромный успех, взрослея, писатель все ближе становится к реализму и соцреализму. В этом ключе пишет большинство своих произведений М. Горький. Легенда о Ларре, вошедшая в рассказ о старухе, что описывает молодому автору свою наполненную событиями юность, годами давала пищу исследователям творчества писателя.

легенда о ларре анализ

«Старуха Изергиль» М.Горького – гимн любви и романтизму

Рассказ Горького, написанный писателем в годы его юности, наполнен безумным огнем романтизма, любви, духовных исканий человека. Воспоминания старухи обрамлены двумя легендами об антигерое Ларре и герое Данко. Между этими преданиями – вся жизнь старухи Изергиль, ее поиск себя, своего места и своей любви. Любовь этой когда-то молодой, живой женщины не платонична и невинна – она чувственная, земная, наполненная страстью, силой. Почти все, кого она любила, гибнут. В смерти мальчика – сына турецкого вельможи – Изергиль считает виновной себя, слишком непосильной ношей для слабого оранжерейного цветка оказалась ее любовь. Себе молодой, своим буйным чувствам и внутренней силе она противопоставляет автора, укоряя его, что он «будто родился старым». Воспоминания старухи прерывает легенда о Ларре. Смысл ее неоднозначный и требует серьезного внимания.

Этот рассказ многим стоит прочитать, он будто наполняет жизненной энергией и силой, а удивительные легенды органично вплетаются в сюжет, дополняя его.

Легенда о Ларре

Эта легенда, как и предание о Данко, вошли в рассказ «Старуха Изергиль». Первой начинается произведение, вторая завершает его.

Автор разговаривает со старухой Изергиль. Увидев тень, она называет ее «Ларра». Когда автор задает вопрос, кто же такой этот Ларра, рассказчица начинает древнюю историю.

В одном селении орел украл девушку. Долго искали ее, но найти не смогли и забыли. А через два десятилетия вернулась эта девушка очень изможденной и постаревшей, а рядом с ней был безумно красивый юноша, только глаза его были холодны и бесчувственны. Девушка рассказала, что орел украл ее и жил с ней, как со своей женою, пока не состарился и не бросился на скалы. А этот юноша – их сын.

Стали старейшины говорить с ним, но он вел себя так, будто люди ниже его. Не обращая внимания на людей вокруг, он направился к красивой девушке, что стояла неподалеку. Она была дочерью старейшины, и, опасаясь отца, оттолкнула его. Это разъярило Ларру и он жестоко убил девушку на глазах людей. Его поступок поверг в шок народ, они хотели сразу убить сына орла, но старейшины остановили, пожелав выслушать его. Им хотелось понять, почему он ведет себя так. Ларра сказал, что имеет право на все, что пожелает. И старейшины поняли, что он не понимает человеческих законов, не принимает их.

м. горький легенда о ларре

Легенда о Ларре. Кара за гордыню

И посоветовавшись, мудрые старейшины решили не убивать, а изгнать его из племени, он сам покарает себя своим безумием и одиночеством. Ларра засмеялся им в лицо и ушел с гордо поднятой головой.

Но в свободных степях он не нашел счастья, гордый сын орла иногда возвращался к людям, он крал девушек племени и их скот. Стрелы отлетали от его каменного сердца, ножи ломались о его тело.

Прошло много лет и однажды люди увидели Ларру в поселении. Но он не защищался, не убегал от них. Старые люди поняли, что он хочет, чтобы его убили, и не тронули его, рассмеявшись ему в лицо. Так и ушел он, всеми отверженный, а теперь бродит по степи, превратившись в тень, ведь даже каменное сердце способно источить одиночество. Гордыня – страшный грех, но кара, предписанная Ларре – соизмерима его преступлению.

легенда о ларре смысл

Анализ образа Ларры

Ларра – воплощение одного из смертных человеческих грехов – гордыни. На фоне его нежелания считаться с соплеменниками матери даже жестокое убийство не кажется таким чудовищным. Ларру воспитал его отец – гордый орел. Но он-то был свободной птицей, а не человеком. Его сын как минимум получеловек. А люди социальны, они не могут существовать отдельно от своего окружения. Но даже не изгнанным Ларра бы не обрел свое место среди людей. Его гордыня порождает кару, и только кара способна показать ему, что он не может быть один, и с законами общества нужно считаться. Идейное содержание легенды о Ларре – это акцент на том, что место человека среди себе подобных. Но если в его сердце нет места сочувствию, сожалению и сопереживанию, общество рано или поздно оттолкнет его. Человечество способно прожить без индивидуума, а индивидуум в девяносто девяти процентах – нет.

каково значение легенд о ларре и данко

Легенда о Данко как завершение рассказа и отдельное произведение

Легенда о Ларре начинает рассказ, а легенда о Данко звучит завершающим аккордом рассказа. В ней рассказывается о юноше Данко, что повел свой народ сквозь бурю и страшный лес. Он единственный верил, что люди смогут прийти к лучшей жизни, выйти из болот и леса. На середине пути его начали винить в том, что он привел их к гибели. Началась страшная гроза и буря. В порывах ветра и молниях еще больше утратил веру народ. Чтобы люди дошли к заветной цели, Данко вырвал свое горящее сердце и поднял высоко над головой. В нем было столько любви к людям и веры, что оно осветило весь лес и указало людям путь. Они шли за светом, и вышли из леса. Сердце Данко все еще пылало огнем, но кто-то из суеверного страха наступил на него ногой и погасил. Люди расселились на новом месте и забыли о Данко.

Вопрос, каково значение легенд о Ларре и Данко, имел самые различные трактовки в трудах исследователей. Оставим его открытым, но неоспоримым фактом является то, что обе легенды, несмотря на свою кажущуюся самостоятельность, будут неполными одна без другой. Как и рассказ о жизни Изергиль без преданий звучал бы сухо и не полно. Данко и Ларра – антагонисты. Один любит людей всем сердцем и жертвует собой ради них, второму любовь незнакома, но оба оказываются отвергнутыми людьми.

идейное содержание легенды о ларре

В завершение

Некоторые произведения не теряют своей остроты, время лишь добавляет им ценность. Такова легенда о Ларре. Анализ произведения уже выполнялся до нас множеством литературоведов. Поэтому повторяться мы не будем. Скажем лишь, что такие произведения нужно читать обязательно, они хранят в себе множество идей и моральных уроков, которые лучше получить при чтении, а не от учителя, не прощающего промахов – жизни.

Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Всё творчество писателя подчинено поиску положительного идеала. Обычно с образом человека у писателя связаны нравственно-философские категории правды, свободы, самопожертвования. Романтический идеал писателя — герой-символ.

В рассказе «Старуха Изергиль» Горького интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщённое понятие человеческого в личности. В произведении противопоставлены два легендарных сюжета с абсолютно противоположными жизненными позициями. Композиционное положение легенды о Ларре выделяет её в проблемно-тематическом плане рассказа. Несмотря на то, что данная легенда тесно связана с другой — легендой о Данко — всё же рассказ о Ларре предстаёт как самостоятельное произведение. В экспозиции говорится о том, что в стародавние времена жило племя могучих и весёлых людей. Завязкой является момент, в котором повествуется о том, что орёл унёс красивую девушку. Моментом кульминационного напряжения является повествование о поступках Ларры. В развязке повествуется о наказании Ларры за эгоизм. В целом сюжет излагается в прямой хронологической последовательности.

Герой легенды — Ларра, сын женщины и орла. Он лишь внешне похож на человека, являясь при этом символом, противопостоящим жизни. Бездушное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишённое прошлого и будущего — всё это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре.

Ларра — воплощение бездуховности. Только себя он мнит совершенным и губит неугодных ему: «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… А мне её нужно… Я один… Я не поклонюсь никому в жизни… Ибо первый в ней Я!» Герой нарушает закон бытия: «за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью».

В итоге Ларра лишается человеческой судьбы, он не умирает, а перестаёт быть. Попытка его самоубийства неудачна, земля отстраняется от его ударов. Всё, что осталось от героя, — тень и имя «Отверженный»: «…он стал уже как тень, и таким будет вечно! Он не ни понимает речи людей, ни их поступков — ничего».

Судьбу Ларры определил суд человеческий. Суть наказания — отторжение от людей.

Так, в Ларре себялюбие переходит все границы, переходит в крайний эгоизм и индивидуализм, перерастает в преувеличенное, раздутое до огромных размеров чувство прихоти. Один из старейшин предложил мудрое решение, как наказать Ларру: лишить его возможности быть в центре, то есть выгнать его из племени.

При создании этого образа писатель использует не прямые авторские характеристики или создание психологического портрета, а характеристику персонажа через его поступки. При этом нельзя не сказать о роли Изергиль как носителя авторского начала в произведении. С помощью именно этого образа автор подчёркивает первостепенность человеческих поступков, их значение в формировании судьбы человека.

Старая мудрая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он сделал в жизни полезного, за что он требовал себе благ, ведь: «за всё, что человек берёт, он платит собой». Нравственно-философский вывод из легенды — свобода личности утверждается в активной творческой деятельности во имя людей.

Символ-деталь — это глаза Ларры, которые холодны и исполнены чувством собственного достоинства. Также автор использует приём несобственно-прямой характеристики, то есть посредством рассказчика и сопоставлением с персонажем другой легенды Данко. Идейное содержание раскрывается, в том числе, и с помощью образа-символа — птицы. Орёл становится выражением не столько свободы, сколько необузданной гордости.

Несмотря на то, что легенда является достаточно условным жанром, произведение в целом относится к неоромантическому периоду творчества Горького.

С одной стороны, Ларре нет оправдания, но с другой, автор не учитывает одну существенную деталь: герой вырос не среди людей, вследствие чего не знал человеческих законов. Таким образом, его эгоизм имеет под собой реальное основание.

Художественно время легенды отнесено далеко в прошлое, а пространство (место действия) условны и сжаты. За счёт этого происходит расширение художественной организации произведения в целом.

Интересен речевой строй легенды. Так как этот жанр имеет фольклорные корни, то описания здесь очень лиричны и изобилуют ярко насыщенной лексикой, эпитетами, олицетворениями, гиперболами и перифразами.

Легенда о Ларре стала одной из ключевых в процессе формирования Горьким своей концепции человека. Ларра не стал идеалом человека-подвижника, а явился выражением образа-символа лжегероя.

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку и литературе. 

Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Они освещают две концепции жизни, два представления о ней. Ларра – гордец, себялюбец, эгоист. Он утверждает право на господство сильной личности, противопоставляет себя массе, но люди не принимают его. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», а Данко отдает всего себя.

Образ Изергиль противоречив. Героиня рассказывает о себе лишь то, что лучше всего запомнилось. Юная Изергиль – воплощение стихийного вольнолюбия. Девушка не хотела быть ничьей рабой и жила, не зная забот о других. Впрочем, она была умна и наблюдательна, ценя людей за их личные качества, а не за положение в обществе (предпочла пана с изрубленным лицом, готового к подвигам, вельможе, осыпавшему ее с головы до ног золотом). История шляхтича Аркадэка является связующим звеном между преданиями и реальной жизнью.

Образ автора в рассказе автобиографичен. В произведении присутствуют два рассказчика: автор и старуха Изергиль.

Романтические рассказы: Макар Чудра. Старуха Изергиль.

Творческий путь писателя начался в 1892 году, когда в газете «Кавказ» (А.М.Пешков в это время находился в Тифлисе, куда его привели странствия по Руси) был опубликован его первый рассказ «Макар Чудра». Тогда же родился псевдоним – М.Горький.

А в 1895 году три апрельские номера «Самарской газеты» познакомили читателей с рассказом «Старуха Изергиль». Стало очевидно, что в литературу пришел новый яркий писатель. Горький начал свой литературный путь как романтик. Его первые произведения вполне вписывались в философию и поэтику романтизма как творческого метода. Герой в произведениях романтиков – исключительная личность, вступающая в борьбу с целым миром. Он подходит к действительности с позиции своего идеала. Люди, окружающие романтического героя, не понимают его. Герой-романтик одинок. Равное себе начало он видит лишь в стихийных силах природы. Поэтому огромную роль в романтическом произведении играет пейзаж, передающий таинственную могучую и неукротимую силу природы. Только она может быть адекватна романтическому сознанию. Романтический герой не соотносим с реальными жизненными обстоятельствами. Он отторгает реальность, живя в мире своих идеальных устремлений. Этот принцип романтического художественного мира называется принципом романтического двоемирия. Противостояние героя и действительности – одна из важнейших черт романтизма как литературного метода. Герои вышеназванных рассказов писателя именно романтические. Все художественные средства подчинены раскрытию романтического характера.

И Макар Чудра, и Изергиль (их именами названы оба произведения) не случайно в центре авторского внимания. Они герои-рассказчики. Из их уст мы слышим удивительные легенды о красивых людях Лойко Зобаре и красавице Радде («Макар Чудра»), о герое, спасшем свой народ, Данко («Старуха Изергиль»). Но, пожалуй, эти рассказы в рассказе (использование легенд, преданий, былей, сказочных элементов – характерный прием в творчестве писателей-романтиков) прежде всего выражают представления об идеальном и антиидеальном в человеке самих рассказчиков и автора.

Макар Чудра и Изергиль как романтические герои устремлены к одной цели, они носители одной мечты, страсти. Д ля Макара Чудры – это безудержное стремление к свободе, воле; Изергиль подчинила всю свою жизнь любви. И герои рассказанных ими легенд также носители единственного начала, доведенного до максимальной степени. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям. Ларра – его романтический антипод – крайний индивидуализм, эгоцентризм (по представлениям автора – антиидеал).

Романтический герой – цельная натура, ни при каких обстоятельствах не способная к компромиссу. Когда жизнь искушает, «провоцирует», в его сознании возникает неразрешимое противоречие. Так происходит с Лойко и Раддой. Они не в силах сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. Верные своему идеалу, они предпочитают смерть. И герой-рассказчик, Макар Чудра, сам романтик, воспринимает такое разрешение как естественное и единственно возможное. По представлению Макара, только таким образом можно было сохранить свою свободу, дороже которой для Лойко и Радды нет ничего. Закономерен вывод рассказчика из романтической истории о гордых цыганах: «Ну, сокол, …век свой будешь свободной птицей»– но при одном условии – надо запомнить историю молодых цыган на всю жизнь. Таким образом, можно сказать, что идеал героев и рассказчика единый. Композиция повествования – вставные легенды и были – помогает раскрыть представления о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика.

Немаловажную роль играет композиция в создании образа Изергиль. Две легенды, рассказанные ею, – о Данко и Ларе – как два выражения идеала и антиидеала. Между ними автор помещает рассказ Изергиль о своей мятежной жизни, в которой главным началом была любовь. Изергиль полагает, что сама она близка Данко силой любви, но в ее рассказе о бывших возлюбленных читатель видит эгоистический характер любви героини. Она совершенно равнодушно отвечает на расспросы повествователя о судьбе ее возлюбленных. Даже о смерти их говорит безразлично. Это сближает Изергиль с Ларрой. Ее любовь, действительно всепоглощающая, не несла в себе света ни тем, кого она любила, ни ей самой. Не случайно, в старости она показана как испепеленная и опустошенная, она даже напоминает тень. Как мы помним, и Ларра вечной тенью бродит по свету. В портрете, данном глазами повествователя, оценка личности Изергиль дается средствами поэтической образности, которые подчеркивают ее близость с Ларрой: «…Сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень». Антиэстетичные детали портрета «тусклые черные глаза», «черные ямы щек» говорят об отношении автора к героине. Он не считает ее жизнь служением идеалу любви. Напротив, Изергиль так же эгоистична, как и Ларра. И потому одинока, далека от людей.

Очевидно, что представление об идеале повествователя в этом рассказе связано с образом Данко. Именно такой герой, любовь которого к людям ведет его к подвигу самопожертвования, близок автору. Свет его подвига из древних времен дошел до наших дней. Его сердце рассыпалось искрами по степи, и эти голубые искры, как живые, являются людям перед грозой. 

Кроме композиции повествования, особую роль, как уже отмечалось, в горьковских романтических рассказах играет пейзаж. Природа у Горького одушевлена. Она дышит свободой и тайной. Старый цыган Макар показан во «мгле осенней ночи». Ночь, как живая, «вздрагивала и пугливо отодвигалась, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море» (подчеркнутые нами глаголы передают одушевленность природы. – И.С.). Еще более торжествен и выразителен пейзаж в рассказе «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными». Пейзаж кроме того играет роль фона для героя.

Важнейшим средством создания образа и необычной атмосферы у Горького является язык. Язык и стиль повествования экспрессивен, насыщен изобразительно-выразительными средствами. То же относится и к языку героя-рассказчика. Прием инверсии (в данном случае расположение эпитета после определяемого слова) усиливает выразительность тропов: «Их волосы, шелковые и черные», «ветер, теплый и ласковый». Сравнения характеризует тенденция к гиперболизации, выявлению исключительного ; «Сильнее грома крикнул Данко»; сердце «пылало так ярко, как солнце». Нередко портрет персонажа строится на сравнении: «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка целое солнце … стоит весь, как в огне крови, в огне костра» (портрет Лойко Зобара в рассказе «Макар Чудра»).

Необходимо отметить и роль синтаксиса: повтор однотипных синтаксических конструкций делает повествование ритмичным, усиливает эмоциональное воздействие на читателя всего произведения.

Романтическое творчество Горького, его мечта о свободном человеке, воспетый им герой, совершающий подвиг самопожертвования во имя любви к людям, оказали определенное революционизирующее влияние на русское общество того времени, хотя автор не вкладывал прямой революционный смысл в образ своего Данко. 

Романтический период в творчестве Горького был достаточно коротким, но цельным в содержательном и стилевом отношении. Горьковский идеал свободной, активной, созидающей личности нашел воплощение в романтически приподнятом стиле его рассказов. Для них характерна обобщенно-лирическая характеристика героев, использование сказочно-легендарных образов и сюжетов, торжественная лексика, усложненный синтаксис, эмоционально окрашенные изобразительно-выразительные средства языка. 

portret-maksim-gorkoij-hudozhnik-m-v-nesterov
Максим Горький.
Художник М. В. Нестеров

Легенда о Ларре является одним из центральных эпизодов рассказа «Старуха Изергиль» Горького.

В этой статье читайте текст легенды о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль» Горького (эпизод, фрагмент, отрывок).

Текст легенды о Ларре можно найти в I-ой главе рассказа.

Смотрите: Все материалы по «Старухе Изергиль»

Легенда о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль» (текст, эпизод, фрагмент, отрывок)

(отрывок из главы I)

«Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.
Вот какая щедрая земля в той стране!

Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.

Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но – не нашли ее. И забыли о ней, как забывают обо всем на земле. <…>

Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже; когда он стал слабеть, то поднялся, в последний раз, высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них…

Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали:

– Ему нет места среди нас! Пусть идет, куда хочет.

Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему, – к одной красивой девушке, которая пристально смотрела на него; пошел к ней и, подойдя, обнял ее. А она была дочь одного из старшин, осудивших его. И, хотя он был красив, она оттолкнула его, потому что боялась отца. Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла.

Всех, кто видел это, оковал страх, – впервые при них так убивали женщину. И долго все молчали, глядя на нее, лежавшую с открытыми глазами и окровавленным ртом, и на него, который стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, – не опустил своей головы, как бы вызывая на нее кару. Потом, когда одумались, то схватили его, связали и так оставили, находя, что убить сейчас же – слишком просто и не удовлетворит их. <…>

И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления… Хотели разорвать его лошадьми – и это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много – и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. А его мать стояла перед ними на коленях и молчала, не находя ни слез, ни слов, чтобы умолять о пощаде. Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго:
– Спросим его, почему он сделал это?

Спросили его об этом. Он сказал:
– Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!

А когда развязали его, он спросил:

– Что вам нужно? – спросил так, точно они были рабы…
– Ты слышал… – сказал мудрец.
– Зачем я буду объяснять вам мои поступки?
– Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно, ты умрешь ведь… Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем…
– Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, – что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее.
– Но она не твоя! – сказали ему.
– Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…

Ему сказали на это, что за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, – тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

– Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись.

А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, – юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его – не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – всё, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго – не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

– Не троньте его! Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего‑то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем‑то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

– Он не может умереть! – с радостью сказали люди.

«И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Анализ «Старуха Изергиль» Горький

Анализ «Старуха Изергиль» Горький

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2377.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2377.

Обновлено 10 Июля, 2021

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старуха Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказ в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог рассказчика и старухи.

Жанр – Рассказ. Части, посвященные Ларре и Данко, – легенды.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлён природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чём писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать ещё что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы, характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется каким-либо законам; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему её собеседник не пошёл с весёлой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и земной женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Но ничто не могло заставить её быть с кем-то против её воли. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему сердцу покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени героини. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: царства мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение представляет собой рассказ в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждая часть имеет экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кирилл Соловьев

    11/11

  • Алексей Пловец

    10/11

  • Эля Кривцова

    11/11

  • Амина Алиева

    11/11

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Лидия Трощенкова—Улитка

    11/11

  • Shiron Milligan

    10/11

  • Abdulhabi-Naromi Seidov

    11/11

  • Диана-Михайловна Шевцова

    10/11

  • Гулчехра Каримова

    11/11

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2377.


А какую оценку поставите вы?

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Горький
  4. Анализ легенды о Ларре из рассказа Старуха Изергиль

Анализ легенды о Ларре из рассказа Старуха Изергиль Горького

История создания

В 1891 году Горький путешествовал по Бессарабии. Именно культура, природа и традиции южного края вдохновили писателя на создание одного из лучших своих произведений, рассказа “Старуха Изергиль”. Произведение состоит из трех самостоятельных частей, первой из которых является “Легенда о Ларре”. Задумку о написании рассказа автор воплотил спустя три года. “Старуха Изергиль” была написана в 1894 году, а впервые опубликована в 1895 году.

Жанр

Первую часть “Старухи Изергиль” символично принято считать легендой. Однако учитывая поучительный характер “Легенды о Ларре” литературоведы чаще относят ее к притче.

Тема:

В “Легенде о Ларре” отражена проблема человека и общества. М. Горький на примере главного героя, гордого эгоистичного юноши, отвергшего законы людей и жестоко убившего девушку, показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки, взаимопонимания. Ларри считает себя выше людей. Он обрек себя на одинокое существование, которое принесло ему лишь страдания и несчастье. 

Сюжет:

Многие тысячи лет назад жило могучие племя людей. Однажды молодую и красивую девушки из племени похитил орел. Ее поиски оказались безуспешными, и вскоре о ней забыли. Через 20 лет она пришла с сыном, которого родила от орла. Сам орел разбился о скалы, когда начал слабеть.

Люди с удивлением смотрели на сына женщины и орла. Они видели, что он такой же как они, лишь глаза его были холодными и гордыми, как у хищной птицы. Они пытались говорить с ним, но гордый высокомерный юноша не охотно отвечал им. Со старейшинами племени он разговаривал как с равными, что оскорбило их. Старейшины сказали, что ему нет места в племени.

Тогда юноша подошел к одной из девушек и обнял ее. Но та оттолкнула его. Разозлившись, сын орла убил девушку. Люди связали его и стали придумывать казнь.

Одни из старейшин предложил отпустить сына орла. Он сказал, что самым страшным наказанием для юноши будет одиночество, на которое он сам себя обрекает. Сына орла прозвали Ларри — отверженный и отпустили. Много десятилетий он жил один: воровал у племени женщин и скот. В него стреляли, но не могли убить. Он был закрыт от смерти “покрывалом высшей кары”.

Однажды Ларри пришел к людям. Он не стал защищать от их ударов. Ларри думал, что люди захотят убить его за зло, которое он им причинил. Но не желая облегчить его страдания, смеясь, люди отошли от него в сторону. Тогда он попытался сам убить себя ножом. Но нож сломался о грудь гордого сына орла. Ларри попытал разбить о землю, но не смог. Земля отстранялась от его ударов. С тех пор Ларри ходит по степи в виде черной тени, обреченный на вечные страдания за гордость.

Главные герои

Ларри — сын женщины и орла. В образе героя воплощены такие черты, как гордость и самолюбие, эгоизм и жестокость.

Композиция

Композиционное строение “Легенда о Ларре” включает в себя экспозицию — знакомство читателей с могучим племенем скотоводов и охотников, завязку — похищение орлом девушки из племени, кульминацией становится рассказ о поступках Ларри — убийство им дочери старейшины, развязка легенды — повествование о наказании сына орла. “Легенда о Ларре” написана в прямой хронологической последовательности.

Вариант 2

Начинает рассказ Старуха Изергиль история о Ларре – молодом и сильном сыне орла, который не захотел мириться с людскими законами и стал изгоем. В образе Ларры Горький описывает воплощенную гордость и надменность, этот человек (Ларра) мнит себя выше всех остальных людей, и в этом его основная трагедия как говорит Горький устами одного из старейшин в этом рассказе.

Понятное дело, Горький довольно назидательно учит своих читателей отказаться от гордости и поискать смирения в собственной душе, но он не дает нужных ответов почему именно следует так поступать. Ведь Ларра является сыном орла, он изначально отличается от людей, он изначально более ловок, силен и может завладеть всем, чем захочет. Поэтому он претендует на признание девушки, а потом претендует на другие блага, которыми обладает племя и забирает нужное.

Между старейшиной и Ларрой происходит диалог, в котором тот спрашивает его про привлечение к себе девушки и Ларра спрашивает о том, разве не владеют люди большим, чем имеют изначально и разве не нормально хотеть чего-то большего, чем собственное тело и собственная речь, которые даются каждому в распоряжение. Старейшина довольно мудро отвечает о плате, которую выполняет каждый человек, за любое полученное им благо, он платит силой или умом, иногда самим собой. При этом горький упускает вполне очевидное развитие этой мысли.

Ведь Ларра может заплатить всем этим и, более того, может заплатить лучше многих, он горд по праву. Разве в племени не становятся правителями самые лучшие, а иногда просто самые сильные, те, кто решил присвоить себе власть? Таков человеческий порядок, так почему бы людям было не сделать Ларру своим правителем, если они ориентируются на разумную оплату за различные блага.

Ведь Ларра мог лучше других оплатить собственную власть, да и возможно правителем был бы весьма достойным, так как кому если не правителю мнить себя лучше остальных, возвышаться над ними и хранить в душе гордость? Тем не менее, люди отвергают его, обрекая на вечное существование в одиночестве и забытье. Такой итог оказывается для гордого сына орла трагическим и он ищет гибели, но обречен на вечные скитания.

Конечно, Горький создавал антитезу Данко, который завершает рассказ и делал нравоучительную историю. Тем не менее, на мой взгляд некоторые элементы этой истории не совсем доработаны и противоречивы. Действительно хочется получить какой-то урок из истории гордого Ларры, хотя в итоге появляются только сомнения.

Практический опыт говорит о выгоде подражания подобному герою, для кого-то Ларра может даже стать своеобразным идеалом, так как в отличие от Данко он ни в чем себе не отказывает и действительно возвышается над людьми во многих отношениях. Разве не чувства превосходства над другими ищет большинство людей? Разве не гордость управляет их поступками?

Хотя, конечно, если рассмотреть суть подобных людей подробнее, то они действительно являются сами для себя карой. Они носят в себе собственные пороки, с которыми никогда не смогут расстаться.

Анализ легенды о Ларре из рассказа Старуха Изергиль

Анализ легенды о Ларре из рассказа Старуха Изергиль

Несколько интересных сочинений

  • История создания пьесы На дне Горького

    Несомненно, мечтой любого драматурга является создание нетленного произведения: такого, которое не просто заденет чувства и эмоции современников, но которым будет восхищаться еще много поколений людей после смерти автора.

  • Сочинение Главная мысль комедии Ревизор (Гоголь)

    В комедии Ревизор освещаются главные пороки русского общества того времени, а именно недобросовестная работа чиновников и людей

  • Сочинение Зачем человеку нужен язык 5 класс

    Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва

  • Анализ произведения Брэдбери Улыбка

    Жанровая направленность произведения представляет собой короткую фантастическую новеллу, написанную в стиле символизма, основной тематикой которой являются авторские размышления о последствиях мирового технического прогресса.

  • Что такое Хлестаковщина в комедии Ревизор сочинение рассуждение

    В знаменитом произведении Н.В. Гоголя сосредоточено множество человеческих пороков, которые автор многократно высмеивает. Он даже несколько искажает действительность, обращая внимание на несправедливость и попустительское отношение местных чиновников.

Старуха Изергиль (рисунок)
Фото: UGC

Рассказ «Старуха Изергиль», краткое содержание которого можно отыскать ниже, Максим Горький считал своим лучшим творением. Оно относится к раннему творчеству писателя, однако завораживает интересными персонажами, поворотами сюжета и композицией. Рассмотрим краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» и проанализируем его.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание

Знакомство с творчеством талантливого русского и советского писателя, а также прозаика и драматурга Максима Горького будет неполным, если не прочитать рассказ «Старуха Изергиль». Краткий пересказ позволит составить общее впечатление о сюжете и героях произведения и понять, стоит ли прочесть творение полностью.

Запрос «М. Горький “Старуха Изергиль”» зачастую поступает от учеников и студентов. Они хотят понять, кто такая старуха Изергиль, узнать о других персонажах, осмыслить, что же хотел сказать читателям Максим Горький.

«Старуха Изергиль» — необычное произведение, завораживающее и поучительное. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием всех трех глав рассказа.

Легенда о Ларре и Данко открывает и закрывает произведение, в середине же читатель познакомится с воспоминаниями Изергиль.

Вот как можно рассказать о произведении «Старуха Изергиль» кратко:

«Старуха Изергиль»: легенда о Ларре

Множество веков назад существовала «страна большой реки», где обитало племя, занимающееся земледелием и охотой. Однажды народ потрясло ужасное событие — девушку похитил гигантский орел. Ее поиски проходили долгое время, однако так и не увенчались успехом, а затем о девушке попросту забыли.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Через 20 лет она вернулась, и не одна, а со взрослым сыном, отцом которого стал тот самый орел. Сама же величественная птица, начав стареть, свела счеты с жизнью, бросившись на острые скалы.

Ребенок орла был невероятно красив, но очень горд и холоден. Для него не существовало авторитетов, старейшин племени он воспринимал как равных. Такое поведение предводители не оценили и отказались принять сына орла в племя. Впрочем, гордый юноша только раззадорился от этой новости.

Выбрав красивую девушку, он подошел к ней и заключил в объятия, но порыв его пришелся не по нраву даме. Она была дочерью старейшины, поэтому боялась разгневать отца. Сын орла не смог смириться с тем, что его отвергли, и убил девушку.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Преступление не осталось незамеченным — юношу связали и решили казнить. Пока обдумывался план, на разговор к сыну орла пришел мудрец и спросил, зачем же он так поступил с девушкой. На это парень дал простой ответ: он желал ее, но его оттолкнули.

Долгие разговоры с сыном орла дали понять, что он до жути самовлюбленный, не испытывает ни к кому любви и не станет довольствоваться малым, а будет брать то, что захочет. Такое поведение обрекало юношу на пожизненное одиночество, поэтому старейшины решили, что именно это станет для него самого самым суровым наказанием. Сына орла отпустили на свободу и дали ему прозвище Ларра.

Оказавшись предоставленным самому себе, Ларра жил, словно вольная птица. Время от времени он наведывался к племени, похищал девушек и животных. В сына орла раз за разом летела куча стрел, но они не наносили ему никакого вреда. Тело его словно защищала невидимая броня высшей кары.

Шли десятилетия, Ларра вел все тот же образ жизни. Но однажды он подошел к людям и не начал защищаться. Народ сообразил, что сын орла хочет смерти, поэтому не стал вступать в схватку, чтобы не облегчать его участь. Сын орла попытался ударить себя в грудь ножом, однако тот сломался. Ларра ударился головой о землю, но та ушла из-под ног.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Теперь люди точно осознали: ничто не может убить сына орла. С этих времен Ларра скитался бесплотной тенью, поплатившейся за безмерную гордыню.

Рассказ «Старуха Изергиль»: воспоминания старухи

Рассказчик расположился на берегу, прислушиваясь к плеску волн, изредка поглядывая на старуху Изергиль, которая дремала рядом. Внезапно она открыла глаза и начала рассказывать удивительные истории о тех, кто однажды покорил ее сердце:

  • В 15 лет она проживала в Румынии и занималась изготовлением ковров, когда познакомилась с юным рыбаком. Он уговорил девушку сбежать с ним, но к тому моменту уже надоел юной даме, поскольку толку от него не было.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC
  • Оставив рыбака, Изергиль воспылала чувствами к озорному рыжему гуцулу. Однако рыбак так и не смог забыть юную красавицу и отправился к гуцулам. История закончилась плачевно: казнили и гуцула, и рыбака. Изергиль же издали наблюдала за происходящим.
  • Следующей любовью стал зажиточный турок, в гареме которого девушка провела неделю. Спустя семь дней ей стало скучно, и она сбежала с сыном своего возлюбленного в Болгарию, где ее ранила ножом болгарка. Но Изергиль уже не помнит, что послужило причиной.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC
  • За девушкой ухаживали в женском монастыре. Рядом же находилось еще одно церковное учреждение, где обитал брат монашки польских кровей, выходившей Изергиль. С ним девушка и отправилась в Польшу. Отношения снова не складывались. Поляк был остр на язык и нередко обижал Изергиль. Однажды дама не вытерпела, взяла его на руки и бросила в реку, уйдя с высоко поднятой головой.
  • Жизнь в Польше оказалась трудной, Изергиль крутила отношения то с одним, то с другим мужчиной. Когда молодость начала стремительно подходить к концу и женщине исполнился четвертый десяток, она повстречала молодого красавца шляхтича по имени Аркадэк. Отношения продлились недолго, вскоре стареющая Изергиль надоела мужчине.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Однако на этот раз женщина осознала, что любовь к ней пришла настоящая, поэтому, когда она узнала, что Аркадэк отправился на войну и попал в плен, бросилась ему на помощь. Изергиль притворилась нищенкой, расправилась с часовым и освободила возлюбленного. Аркадэк пообещал, что будет любить ее вечно, но Изергиль решила оставить его, поскольку не хотела, чтобы с ней были из благодарности.

  • Решив, что пора обзавестись семьей, дама заключила брак с молдаванином. Ее супруг умер, но подарил Изергиль прекрасные 30 лет совместной жизни.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Небо стремительно затягивали плотные грозные тучи, начали виднеться раскаты молнии. Обратив на них внимание, старуха Изергиль начала рассказ о Данко. И Ларра тут же вылетел из головы рассказчика, ведь история была еще более волнительной и интересной.

«Старуха Изергиль»: Данко

Многие века назад между густым лесом и степью обитало племя, люди которого были поистине смелыми и воинственными. Однако вскоре их размеренная и спокойная жизнь была нарушена: появились другие племена и прогнали их в лес.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Воздух там был ядовит, пропитался болотными испарениями. Жителей племени начали подкашивать болезни, стало ясно, что оставаться в лесу нельзя. Но что же делать, ведь их земли заняты отважными врагами, а бороться с ними не позволяют старинные заветы.

Шло время, страх неизбежности поселился в душах людей. Многие шептались, что стоило бы сдаться и стать рабами более сильных племен.

Однако этому не дано было случиться. Отважный и красивый Данко взял на себя груз ответственности и решил вывести народ из леса. Не задумываясь, люди последовали за храбрецом. Путь их был тернист, пролегал через болота, забравшие не одну жизнь, с каждой минутой двигаться становилось все труднее.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC

В один из дней тяжкого похода небо разразилось грозой, и эта ситуация подкосила боевой настрой племени. На голову Данко обрушилась масса упреков.

Юноша защищался как мог, парировал, что люди сами не смогли верно рассчитать силу на длительную дорогу. Тогда соплеменники приняли решение убить Данко. Но он не рассвирепел. Наоборот, он проникся жалостью к народу, из-за чего сердце его вспыхнуло огнем, а лучи засверкали в глазах.

Увидев это, соплеменники подумали, что Данко зол, поэтому начали подходить к нему вплотную, чтобы совершить казнь. Юноша догадался об их намерениях и испытал такую душевную горечь, что сердце начало гореть еще сильнее. Парень разорвал грудь руками, вынул сердце, поднял его над головой и повел людей за собой, освещая путь.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Вскоре показался свет, люди вышли в степь, Данко выполнил обещание, внезапно рассмеялся и умер. Сердце его все еще горело рядом с телом. Соплеменник, испугавшись, раздавил пылающее сердце, и рассыпалось оно множеством искр, а после погасло. С тех пор в степи перед грозой виднеются голубоватые искры — остатки сердца храброго Данко.

Закончив рассказывать, старуха мирно задремала, а рассказчик смотрел на нее и думал, много ли еще настолько красивых и захватывающих дух легенд она может поведать.

Читайте также: «На дне»: краткое содержание и анализ пьесы

«Старуха Изергиль»: анализ произведения

Запрашиваете «Данко, старуха Изергиль и легенда о Ларре»? Кратко мы уже ознакомились с произведением, что поможет подготовиться к его анализу.

Аналитическая справка дополнит картину прочитанного рассказа и поможет лучше понять, что читателям хотел донести Горький. «Старуха Изергиль» имеет следующие особенности:

  • История создания рассказа.

В 1891 году Горький проводил время в Бессарабии, которая покорила его сердце добродушием людей и удивительными красотами природы. В этот момент он задумался о создании рассказа, в котором ключевую роль сыграет старуха, многое повидавшая на своем пути.

С момента появления идеи прошло три года, Горький приступил к написанию рассказа в 1892 году, о чем свидетельствуют его письма, отправленные писателю Короленко. Свет произведение «Старуха Изергиль» увидело в 1895-м. Его опубликовало периодическое издание «Самарская газета».

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / Ukranima: UGC
  • Тема и проблематика рассказа.

Легенда о Ларре, Данко и воспоминания старухи отражают мотивы, которые характерны для романтических произведений. Горький сумел раскрыть их с помощью нестандартных сюжетных линий и образов персонажей. В рассказе основное внимание уделяется таким темам, как:

  1. Любовь, которую невозможно подчинить.
  2. Человек и его борьба с обществом.
  3. Судьба поколения слабого духом народа.

Первая часть рассказа — история о Ларре — окунает читателя в проблему общества и человека. Автор дает понять, что невозможно существовать без любви и поддержки окружающих. Одинокая жизнь — обманная дымка, которая вскоре развеивается и обнажает истинные чувства и желание дарить и получать тепло.

История старухи во второй части рассказа показывает, что не стоит замыкаться в себе и вешать на сердце замок. Даже если его не раз разбивали, как это случалось со старухой Изергиль, нужно уметь верить в лучшее и продолжать излучать свет.

В третьей части Горький вновь касается конфликта общества и человека, при этом Данко — абсолютная противоположность Ларры. Автор ставит его в пример поколению, слабому духом.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / Ukranima: UGC
  • Особенности жанра и композиции.

«Старуха Изергиль» — рассказ, поскольку имеет маленький объем. Направление же его — это романтизм. Некоторые литературоведы сходятся во мнении, что истории Ларры и Данко можно назвать притчами, ведь в них присутствует яркий поучительный финал.

Композиция произведения помогла Горькому раскрыть сразу три темы. Связующее звено между ними — диалог парня и старухи. «Старуха Изергиль» по жанру рассказ, в котором части, посвященные Ларре и Данко, — это легенды.

  • Главные герои.

Каждый персонаж рассказа страстно любит жизнь. Во всех частях произведения Горький старается ответить на вопрос о том, в чем же состоит смысл жизни:

  1. Жить вне людей для себя, как поступал Ларра.
  2. Жить с людьми, но для себя, как вела себя Изергиль.
  3. Жить с людьми и для людей, как действовал Данко.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / Ukranima: UGC

Максим Горький в рассказе коснулся поистине важных проблем, которые остаются актуальными и по сей день. Чтобы познать всю глубину произведения и авторский замысел, ознакомьтесь с кратким содержанием рассказа, а затем прочтите его полностью. Тогда удастся полностью погрузиться в произведение и понять мотивацию героев.

Читайте также: Максим Горький: биография, фото, личная жизнь

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1849722-staruha-izergil-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

  • Рассказ из записок охотника тургенева свидание
  • Рассказ история болезни о чем рассказ
  • Рассказ история болезни краткое содержание зощенко
  • Рассказ из заимствованных слов
  • Рассказ известный многим народам фразеологизм