Рассказ к г паустовского акварельные краски совмещает в себе простоту формы

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказ К. Г. Паустовского «Акварельные краски» совмещает в себе простоту формы и глубину художественного содержания. В синтаксисе текста следует отметить использование автором такого приёма, как (А)_______ («неделями, годами, десятилетиями» в предложении 31). А синтаксическое средство  — (Б)_______ (предложения 4, 6, 8)  — добавляет тексту живых человеческих эмоций. Ещё один приём  — (В)_______ («Берг» в предложениях 24-26, «всё» в предложении 25)  — играет подчёркивающую, усилительную роль. А такой троп, как (Г) (предложения 19, 25), в очередной раз показывает нам мастерство Паустовского как художника слова».

Список терминов:

1)  метафора

2)  метонимия

3)  парцелляция

4)  восклицательные предложения

5)  градация

6)  эпифора

7)  сравнительный оборот

8)  просторечие

9)  лексические повторы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

— (4)Трепотня! — мрачно говорил Берг. — (5)У таких, как мы, нет и не может быть родины.

— (6)Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором отвечали бойцы. — (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!

(9) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

(10) Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью.

(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.

(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:

— (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям.

(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами.

(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на дальний берег.

(24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал.

…(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, — мой первый пейзаж».

(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. (31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов.

— (32)Эх, Берг, сухарная душа! — вспомнил он слова бойцов.

(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со

своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(по К. Г. Паустовскому*) *

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)  — русский советский писатель, классик русской литературы.

ВАРИАНТ 2023

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

В данной исследовательской работе проведено сопоставление языка сказки «Белоснежка» братьев Гримм и «Сказки о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина: найдены общие праиндоевропейские корни в словах, обозначающих основы человеческой жизни, например семейные связи; обнаружены историзмы — слова, называющие предметы или явления, помогающие реконструировать старину; проанализированы эпитеты, метафоры, сравнения, сказочные формулы, ярко выражающие авторское отношение к героям и их поступкам. Сделаны выводы о том, что языковые средства передают как общность, так и различие народов в восприятии окружающей действительности. Поэтическая форма сказок рисует народный идеал, обличает зло, определяет нравственные ориентиры народов.

Сопоставление языкового материала позволило рассмотреть проблему значения общих древних корней в немецком и русском языках, отражения в лексике исторической эпохи и народного сознания для выявления одинаковых и отличительных черт языковой картины мира обоих народов. Анализ историзмов позволил сделать вывод о том, что в Германии приоритетными являлись труд, торговля, а в России большое внимание уделялось защите от внешних врагов: строились в непроходимых лесах дороги, а на них выставлялись богатырские заставы, охранявшие от набегов кочевых племён. Очевидно, поэтому в немецкой сказке проявляется больше прагматизма, а в русской сильнее ощущается романтика душевного подвига.

1. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите эту частицу.

2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно).

2) СВЯЗЬ. Отношения взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь. Причинная связь. Связь теории и практики.

3) СРЕДСТВО. Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Художественные средства. Простое средство.

4) ЭПОХА. Длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию. Героические эпохи русской истории.

5) АНАЛИЗ. Определение состава вещества. Химический анализ крови.

3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Стандартизованность языка, которым написан текст, проявляется в широком использовании единиц особой лексической группы — канцеляризмов.

2) Текст посвящён лингвистическим проблемам. Помимо терминов (язык, праиндоевропейские корни, эпитеты, метафоры, сравнения, историзмы и др.), используется общенаучная лексика (проблема, сопоставление, основы, выводы и др.). Разговорная лексика, жаргонизмы в тексте отсутствуют.

3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, вводные слова.

4) Текст представляет собой фрагмент очерка, так как сообщает о наблюдениях автора, который даёт оценку описываемым явлениям.

5) Текст обращён к злободневным политическим проблемам общества. Автор анализирует эти проблемы.

4.Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1. гнАла

2. грАжданство

3. лЕкторов

4. сОгнутый

5. зАсветло

5. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Это совершенно невоспитанный молодой человек, грубый, абсолютный НЕВЕЖА.

Я был наказан за ПРОСТУПОК, совершённый неделю назад.

ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ горный пейзаж вызывал восхищение.

БЛАГОДАРНОЕ письмо было торжественно вручено директору школы.

Сергей был из породы УДАЧЛИВЫХ людей, которым всё давалось легко.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Забот и тревог у Марьям стало невпроворот, когда дети, получив аттестат зрелости, начали карабкаться по крутому склону жизни и в институте кусать гранит науки.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ПИХТ

задача более ЛЁГКАЯ

более ДВЕ тысяч человек

ИСПЕЧЁМ пирог

рота СОЛДАТ

8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Установив после тщательного изучения материалов, что причиной ДТП стало злостное нарушение ПДД, дело было передано из ГИБДД в суд.

2) Так он и живёт с тех пор, не замечая ни окружающего пространства, ни протёкшего времени и боясь потерять обретённое им великое, но такое опасное знание.

3) Сквозь воображаемые картинки они видели подлетевшую к кусту шиповника жёлтую бабочку, которая пыталась опуститься на цветок, растущий на обдуваемую ветром верхушке куста.

4) Согласно распоряжения руководства, выход на работу в случае, если у сотрудника наблюдается даже незначительное повышение температуры, запрещён.

5) Тут навстречу затарахтел извозчик, доставивший домой Георгия Афанасьевича и уже ехавший назад в город; сильно задумавшись, но вдруг спохватившись, стегнул он лошадь и просвистал мимо, затянув протяжную песню.

6) Сотрудник банка поинтересовался, что почему я решил закрыть счёт, которым пользовался на протяжении нескольких лет.

7) Когда рабочий день подошёл к концу, я с удивлением обнаружил, что чувствовал себя не только совершенно неуставшим, но и был полон новых идей.

8) А в это время километрах в десяти от квартиры Ольги к только что построенной и пущенной в эксплуатацию бензоколонке, мигая фиолетовыми огнями и визжа сиренами, неслись с разных сторон пожарные машины.

9) По возвращении в бухту мы всей семьёй ещё погуляли несколько часов по пляжу, а после отправились в отель и уже оттуда любовались закатом, морем, парусниками.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A

Б

В

Г

Д

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) осл..пительный, арт..ллерия, вер..ница

2)  м..лчание, выск..чка, р..скошный

3)  фраз..ологический, соед..нение, разв..ваться (благодаря чтению)

4)  предназн..чение, сокр..щать, ср..щение

5) предпол..жительно, д..лина, к..рмить

10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сверх.. нициативный, вз..мать, трёх..мпульсный;

2) и..коверкать, бе..жизненный, чере..чур;

3) меж..языковой, п..еса, двух..этажный;

4) пр..образовать, пр..слушиваться, пр..клеить;

5) д..красна, не..тснятый (кадр), п..драмник.

11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) никел..вый, навьюч..вать

2) сращ..вать, трещ..нка

3) рассказ..ц, уродл..вый

4) собач..нка, морж..вый (клык)

5) облиц..вать, сирен..ватый

12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) хохоч..щий, слыш..вший

2) поджар..нный, независ..мый

3) несдерж..нный, (огни) блещ..т

4) прицел..шься, (он) переч..т (родителям)

5) расходу..шь, (он) брызж..т (водой)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.

Но искали они эту правду совсем (не)там, где их идейные противники.

Софья Николаевна (не)очень постарела за это время.

(Не)легко было читателю в то время разбираться в противоречивых оценках.

Куплена (не)дорогая, а дешёвая мебель.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.

Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

(В)ДАЛЕКЕ огни то скрывались , то показывались опять, а потом вдруг исчезли, словно их КТО(ТО) накрыл платком.

15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Делавшие замаскирова(1)ый под грабёж обыск забрали только то, что находилось в столе, прочие бумаги оставле(2)ы соверше(3)о нетронутыми.

16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Первые тополиные листочки сильно и терпко пахли и аромат их перебивал все остальные запахи.

2) Пушкин часто упоминает о тех или иных периодах своей жизни.

3) Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.

4) Крайние домики уже спали и слепо таращились темными окнами на путника.

5) Литература сострадает обиженным судьбой людям и через это сострадание читатель находит в книге свою связь с другими людьми.

17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) что-то рассматривая под ногами.

18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

По тропке, опершись на подожок,

Идет старик, сметая пыль с бурьяна.

«Прохожий!

Укажи (1)дружок(2)

Где тут живет (3) Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм…

Да (4)вон (5) за той избой.

А ты ей что?

Сродни?

Аль(6)может(7) сын пропащий?»

«Да, сын.

Но что(8) старик(9) с тобой?

Скажи мне,

Отчего ты так глядишь скорбяще?»

(Сергей Есенин)

19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда к Пьеру подъехала карета Ростовых (1) он оглянулся на Наташу (2) сияющий, радостный взгляд (3) которой (4) обдавал его своей прелестью.

20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Гусаков подумал (1) что (2) надо было фельдшера, а не старшину послать в деревню (3) потому что (4) хотя (5) старшина и назвался разведчиком (6) но в разведку он пошёл впервые.

21.

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Под Владимиром, в посёлке Муромцево, стоит необычный замок в неоготическом стиле. (2)Ныне замок заброшен, но даже развалины восхищают красотой и вызывают уважение к мастерству талантливого архитектора-стилизатора П. С. Бойцова. (3)Этот замок был построен когда-то в вотчине полковника Владимира Семёновича Храповицкого, который в 1884 году получил усадьбу в наследство и с душой и любовью приступил к её обустройству. (4)3а пять лет были построены два усадебных дома, летний театр, купальня, дом управляющего, изящный конный двор и необычный охотничий дворик. (5)На территории усадьбы разбит дендрарий, на птичьем дворе собрано невиданное разнообразие редких птиц и животных. (6)Необычные для русской архитектуры сооружения в неоготическом стиле окружали сказочные ухоженные сады, в искусственных прудах плавали белые лебеди, многочисленные фонтаны били ввысь струями сверкающих брызг, с насыпного пригорка низвергался бурлящий водопад.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

— (4)Трепотня! — мрачно говорил Берг. — (5)У таких, как мы, нет и не может быть родины.

— (6)Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором отвечали бойцы. — (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!

(9) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

(10) Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью.

(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.

(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:

— (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям.

(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами.

(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на дальний берег.

(24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал.

…(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, — мой первый пейзаж».

(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. (31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов.

— (32)Эх, Берг, сухарная душа! — вспомнил он слова бойцов.

(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со

своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(по К. Г. Паустовскому*) *

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — русский советский писатель, классик русской литературы.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Улетающие журавли родили в сердце Берга обиду: они, как предатели, покидали этот чудесный край.

2) Слова бойцов, которые Берг вспомнил, находясь на озере, побудили его написать пейзаж.

3) Сын лесника Ваня Зотов помог Бергу: перевёз его на дальний берег озера.

4) Сентябрьская природа поразила Берга, вдохновила на создание первого в его жизни пейзажа.

5) Отправляясь к другу Ярцеву, Берг взял с собой масляные краски и акварель.

23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-4 представлено описание.

2) Предложение 11 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 9.

3) В предложениях 12-13 содержится описание.

4) Предложение 21 подтверждает то, о чём говорится в предложении 20.

5) В предложениях 27-28 содержится повествование.

24. Из предложений 18—21 выпишите слово со значением «высокопарный, напыщенный».

25. Среди предложений 22—27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказ К. Г. Паустовского «Акварельные краски» совмещает в себе простоту формы и глубину художественного содержания. В синтаксисе текста следует отметить использование автором такого приёма, как (А)_______ («неделями, годами, десятилетиями» в предложении 31). А синтаксическое средство — (Б)_______ (предложения 4, 6, 8) — добавляет тексту живых человеческих эмоций. Ещё один приём — (В)_______ («Берг» в предложениях 24-26, «всё» в предложении 25) — играет подчёркивающую, усилительную роль. А такой троп, как (Г) (предложения 19, 25), в очередной раз показывает нам мастерство Паустовского как художника слова».

Список терминов:

1) метафора

2) метонимия

3) парцелляция

4) восклицательные предложения

5) градация

6) эпифора

7) сравнительный оборот

8) просторечие

9) лексические повторы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру — иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Ответы:

1

именно

2

234

3

23

4

345

5

благодарственное

6

грызть

7

двух

8

37164

9

245

10

15

11

245

12

45

13

нелегко

14

итакнаконец

15

13

16

15

17

123

18

126789

19

12

20

136

21

56

22

25

23

35

24

выспренним

25

23

26

5491

(1)Когда при Берге про­из­но­си­ли слово «ро­ди­на», он усме­хал­ся. (2)Не за­ме­чал кра­со­ты при­ро­ды во­круг, не по­ни­мал, когда бойцы го­во­ри­ли: «(3)Вот отобьём род­ную землю и на­по­им коней из род­ной реки».- (4)Тре­пот­ня! — мрач­но го­во­рил Берг. — (5)У таких, как мы, нет и не может быть ро­ди­ны.- (6)Эх, Берг, су­хар­ная душа! — с тяжёлым уко­ром от­ве­ча­ли бойцы. — (7)Ты землю не лю­бишь, чудак. (8)А ещё ху­дож­ник!(9) Может быть, по­это­му Бергу и не уда­ва­лись пей­за­жи.(10) Через не­сколь­ко лет ран­ней осе­нью Берг от­пра­вил­ся в му­ром­ские леса, на озеро, где про­во­дил лето его друг ху­дож­ник Ярцев, и про­жил там около ме­ся­ца. (11)Он не со­би­рал­ся ра­бо­тать и не взял с собой мас­ля­ных кра­сок, а привёз толь­ко ма­лень­кую ко­роб­ку с ак­ва­ре­лью.(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных по­ля­нах и рас­смат­ри­вал цветы и травы, со­би­рал ярко-крас­ные ягоды ши­пов­ни­ка и па­ху­чий мож­же­вель­ник, длин­ную хвою, ли­стья осин, где по ли­мон­но­му полю были раз­бро­са­ны чёрные и синие пятна, хруп­кие лишаи неж­но­го пе­пель­но­го от­тен­ка и вя­ну­щую гвоз­ди­ку. (13)Он тща­тель­но раз­гля­ды­вал осен­ние ли­стья с из­нан­ки, где жел­тиз­на была чуть тро­ну­та свин­цо­вой из­мо­ро­зью.(14)На за­ка­тах жу­рав­ли­ные стаи с кур­лы­ка­ньем ле­те­ли над озе­ром на юг, и Ваня Зотов, сын лес­ни­ка, каж­дый раз го­во­рил Бергу:- (15)Ка­жись, ки­да­ют нас птицы, летят к тёплым морям.(16)Берг впер­вые по­чув­ство­вал глу­пую обиду: жу­рав­ли по­ка­за­лись ему пре­да­те­ля­ми. (17)Они бро­са­ли без со­жа­ле­ния этот лес­ной и тор­же­ствен­ный край, пол­ный безы­мян­ных озёр, не­про­лаз­ных за­ро­с­лей, сухой лист­вы, мер­но­го гула сосен и воз­ду­ха, пах­ну­ще­го смо­лой и сы­ры­ми бо­лот­ны­ми мхами.(18)Как-то Берг проснул­ся со стран­ным чув­ством. (19)Лёгкие тени вет­вей дро­жа­ли на чи­стом полу, а за две­рью сияла тихая си­не­ва. (20)Слово «си­я­ние» Берг встре­чал толь­ко в кни­гах по­этов, счи­тал его вы­спрен­ним и лишённым яс­но­го смыс­ла. (21)Но те­перь он понял, как точно это слово пе­ре­даёт тот осо­бый свет, какой ис­хо­дит от сен­тябрь­ско­го неба и солн­ца.(22)Берг взял крас­ки, бу­ма­гу и, не на­пив­шись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на даль­ний берег.(24)Берг то­ро­пил­ся. (25)Берг хотел всю силу кра­сок, всё уме­ние своих рук, всё то, что дро­жа­ло где-то на серд­це, от­дать этой бу­ма­ге, чтобы хоть в сотой доле изоб­ра­зить ве­ли­ко­ле­пие этих лесов, уми­ра­ю­щих ве­ли­ча­во и про­сто. (26)Берг ра­бо­тал как одер­жи­мый, пел и кри­чал….(27)Через два ме­ся­ца в дом Берга при­нес­ли из­ве­ще­ние о вы­став­ке, в ко­то­рой тот дол­жен был участ­во­вать: про­си­ли со­об­щить, сколь­ко своих работ ху­дож­ник вы­ста­вит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быст­ро на­пи­сал: «Вы­став­ляю толь­ко один этюд ак­ва­ре­лью, сде­лан­ный этим летом, — мой пер­вый пей­заж».(29)Спу­стя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел про­сле­дить, ка­ки­ми не­уло­ви­мы­ми пу­тя­ми по­яви­лось у него ясное и ра­дост­ное чув­ство ро­ди­ны. (31)Оно зрело не­де­ля­ми, го­да­ми, де­ся­ти­ле­ти­я­ми, но по­след­ний тол­чок дал лес­ной край, осень, крики жу­рав­лей и Ваня Зотов.- (32)Эх, Берг, су­хар­ная душа! — вспом­нил он слова бой­цов.(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что те­перь он свя­зан сосвоей стра­ной не толь­ко ра­з­умом, но и всем серд­цем, как ху­дож­ник, и что лю­бовь к ро­ди­не сде­ла­ла его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более пре­крас­ной, чем рань­ше.

«Рассказ К.Г. Паустовского «Акварельные краски» совмещает в себе простоту формы и глубину художественного содержания. В синтаксисе текста следует отметить использование автором такого приёма, как (А)_______ («неделями, годами, десятилетиями» в предложении 31). А синтаксическое средство — (Б)_______ (предложения 4, 6, 8) — добавляет тексту живых человеческих эмоций. Ещё один приём — (В)_______ («Берг» в предложениях 24-26, «всё» в предложении 25) — играет подчёркивающую, усилительную роль. А такой троп, как (Г) (предложения 19, 25), в очередной раз показывает нам мастерство Паустовского как художника слова».

  Список терминов: 1) метафора 2) метонимия 3) парцелляция 4) восклицательные предложения 5) градация 6) эпифора 7) сравнительный оборот 8) просторечие 9) лексические повторы
  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Анализ рассказа К.Г.Паустовского « Акварельные краски». Файкова И.П.

Рассказ К.Г.Паустовского « Акварельные краски» посвящен теме родины, тому, как в зрелом уже мужчине пробуждается любовь к родному краю, как это чувство преображает его и как человека, и как художника. Эта любовь не пафосная, не горделивая, не рассудочная, это любовь, идущая от сердца. Герой обретает ее не в детстве, которое прошло в пыльном еврейском городке, не в годы гражданской войны, когда он дрался как « создатель новой жизни», не в « прекрасные годы труда и преодолений » Советской страны – а однажды осенью в глухих муромских лесах. Эта любовь — связующее звено между разными историческими эпохами, между разными поэтами и писателями, между художником Бергом и сыном лесника Ваней Зотовым. Наконец, эта любовь – то, что завещано нам и А.С.Пушкиным, и М.Ю.Лермонтовым, и А.П.Чеховым, реминисценциями из произведений которых полон рассказ, это и завет автора произведения К.Г.Паустовского читателю.

Главный герой рассказа художник Берг – обладатель «литературной» фамилии. В памяти всплывает персонаж романа-эпопеи Л.Н.Толстого Берг, немец по происхождению, лишенный какого бы то ни было чувства любви к России – и это до поры сближает образы обоих Бергов. Примечательно, что К.Г.Паустовский не дает герою рассказа имени – это обесчеловечивает его, как будто без чувства родины человек лишается очень важной части самого себя.

Основным принципом построения рассказа служит антитеза. Она проявляется на разных уровнях. Так в экспозиции рассказа образу главного героя противопоставлены образы бойцов, которые относятся к родине с благоговением: они «с особенным светом в глазах» говорили о «родных» местах, о «родимом» Доне (повтор однокоренных слов придает экспрессивность). Берг же, напротив, слова «родина», «земля отцов» воспринимает насмешливо и иронично, замечая цинично: «Трепотня!». Поэтому неспроста автор использует эпитет «сухарная» по отношению к душе Берга, т.е. черствая, неживая душа.

На контрасте строится и отношение главного героя к родине, которое мы видим в экспозиции и в развязке рассказа, когда у героя в противовес былому равнодушию появляется «ясное и радостное чувство родины». Автор пишет: «Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, не только своей преданностью революции, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».

Антитезой становится и отношение главного героя к творчеству. Если в начале рассказа Берг не может обрести себя как художник, его «… попытки были полны неудач и неясностей», то в конце герой, полюбивший « свою землю», в ответ на предложение поучаствовать в выставке пишет: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, — мой первый пейзаж». Значит, за первым пейзажем последуют другие, а « ясное и радостное чувство родины» поможет Бергу найти свой путь в искусстве, состояться как художнику.

Кроме антитезы важным средством выражения идеи произведения становится хронотоп рассказа, который имеет символическое значение. Образ времени соотносится с реальным историческим временем, в котором живет герой. Далекое прошлое героя обозначено лишь пунктирно: детство в маленьком городке на Днепре, годы гражданской войны (влияние которых на жизнь героя автор особо не подчеркивает, что удивительно, учитывая, что рассказ написан в 1936 году). Будущее слегка угадывается в желании Берга дальше рисовать пейзажи и подарить акварельные краски Лефранка, которыми он так дорожил, сыну лесника Ване Зотову.

Но автору важны не столько далекое прошлое и будущее, сколько недавнее прошлое, время, проведенное в лесу, когда художник осознал сопричастность родному краю. Чувство это совершенно перевернуло сознание героя и преобразило его душу, и потому время здесь намеренно замедлено автором и описано детально. Значимым является и то, что основное действие рассказа происходит осенью – это символическое время для русской литературной традиции (оно связано и со стихотворением А.С.Пушкина «Осень», и со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Родина», и с лирикой Ф.И.Тютчева, и с творчеством И.А.Бунина).

Символичны и образы пространства в рассказе. И мы понимаем, почему любовь к родине не могла зародиться у Берга в детстве, потому что место, в котором родился герой, вызывает отвращение: «Родной город вспоминался всегда как выцветшая и плохо написанная картина, густо засиженная мухами. Он вспоминался как пыль, сладкая вонь помоек, сухие тополя, грязные облака над окраинами, где в казармах муштровали солдат — защитников отечества».

Образу города детства противостоит образ лесной глухомани, в которую по приглашению друга-художника приезжает Берг: глубокое озеро « с черной водой»,« заросли золотых берез», « пахучий можжевельник». Этот «… пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озер, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и болотными мхами» пробуждает в герое чувство родины. Художник «с любопытством» рассматривал цветы и травы, осенние листья; слушал, как «… звенела жара, сухие травы, жуки и кузнечики». И спустя месяц после того как научился и видеть по-новому, и слышать по-новому, когда произошло духовное преображение – совсем как у пушкинского пророка – Берг рисует свою первую акварель. И рождается новый человек и новый художник.

Рассказ К.Г. Паустовского вступает в диалог со многими текстами русской литературы. Здесь звучит мотив увядания: « засохшая гвоздика», « палые листья», «поредевшие леса» (как не вспомнить пушкинское: «унылая пора»!). Здесь и мотив необъятности и бескрайности родных просторов: «леса качались» (отсылка к строке «…лесов безбрежных колыханье» из стихотворения М.Ю.Лермонтова « Родина»). Здесь и мотив сопричастности художника жизни народа: образы живописцев-кустарей, о которых поведала Бергу бабка Татьяны, отсылают нас к лермонтовским «мужичкам», а само имя бабки напоминает имя пушкинской героини, любительницы лесов. Письмо сына лесника Вани Зотова художнику – не что иное, как реминисценция из рассказа А.П.Чехова «Ванька Жуков», только со счастливым концом, потому что голос Вани будет услышан художником Бергом.

И мы понимаем благодаря К.Г.Паустовскому, что чувство родины в человеке не зависит от особенностей исторической эпохи, от реалий «нового» времени (допустим, от исполняемого часами Спасской башни «Интернационала»), оно вечно. Пушкин, Лермонтов, Чехов, художник Берг, сын лесника Ваня Зотов, Паустовский – все они связаны единым чувством любви к родине.

Особую роль в символике рассказа К.Г.Паустовского играет мотив света. Так бойцы говорили о родине «с особенным светом в глазах»; Берг, подъезжая к станции, дышал, казалось, « не воздухом, а удивительным солнечным светом»; а оставшись на озере, несмотря на затяжные дожди, как бы в вознаграждение видит «особый свет», «сияние». И недаром в кульминационный момент рассказа, когда Берг «…работал как одержимый, пел и кричал », начинается осенняя гроза, как некий знак свыше, знак того, что рождается новый человек, новый художник.

Этот скрытый мотив света звучит и в названии рассказа « Акварельные краски». Художник-акварелист при работе прозрачными акварельными красками учитывает тон, активно отражающий свет. Поэтому акварельные краски — это и краски родины, которую открыл для себя художник Берг, полные света и сияния, это и символ преемственности , потому что чувство любви к родному краю передастся от художника Берга Ване Зотову вместе с коробкой акварельных красок Лефранка.

  • Краткие содержания
  • Паустовский
  • Акварельные краски

Берг – художник. Он родился в небольшом еврейском городке на Днепре. Берг никогда не испытывал трепета при слове «родина». Он не привязывался к местам, где жил и воевал.

Как-то раз Берга пригласил погостить у себя в Муромских лесах художник Ярцев.

Ярцев жил в избе около озера. Целыми днями Берг гулял по полям и лесам наблюдал за природой, собирал ягодами и растения.

Как-то раз художник встретил в лесу пожилую женщину Татьяну. Она рассказала ему, что муромский край издавна был известен мастерами, которые расписывали утварь киноварью и золотом.

К концу лета журавли стали готовиться к перелету в жаркие страны. Бергу показалось, что птицы предают родные края. У него появилась обида за прекрасные места.

В сентябре, когда пошли дожди, Ярцев собрался уезжать. Берг решил остаться и написать эту удивительную осень.

Берг писал осень, как одержимый. Его ничего не волновало, кроме необыкновенного пейзажа.

Наконец картина была готова. Художник отправил свой этюд на выставку.

Теперь Берг понял, что такое родина. Он ощущал это теплое и нежное чувство. После того, как художник испытал любовь к родине, его жизнь заиграла радостными и веселыми красками.

Рассказ учит читателей, что жизнь прекрасна, а родные места наполняют человека силами и любовью.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

  • Акварельные краски
  • Бакенщик
  • Барсучий нос
  • Белая радуга
  • Бриз
  • Дремучий медведь
  • Желтый свет
  • Жильцы старого дома
  • Заботливый цветок
  • Заячьи лапы
  • Золотая роза
  • Золотой линь
  • Исаак Левитан
  • Кара-Бугаз
  • Квакша
  • Колотый сахар
  • Корзина с еловыми шишками
  • Кот ворюга
  • Мещёрская сторона
  • Михайловские рощи
  • Повесть о жизни
  • Подарок
  • Похождения жука-носорога
  • Прощание с летом
  • Разливы рек
  • Растрёпанный воробей
  • Резиновая лодка
  • Рождение рассказа
  • Романтики
  • Северная повесть
  • Сказочник
  • Скрипучие половицы
  • Снег
  • Собрание чудес
  • Стальное колечко
  • Старый повар
  • Стекольный мастер
  • Судьба Шарля Лонсевиля
  • Телеграмма
  • Тёплый хлеб
  • Шиповник

Акварельные краски

Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Он не понимал, что это значит. Родина, земля отцов, страна, где он родился, — в конечном счете не все ли равно, где человек поя-вился на свет. Один его товарищ даже родился в океане на грузовом пароходе между Америкой и Европой.

— Где родина этого человека? — спрашивал себя Берг. — Неужели океан — эта монотонная равнина воды, черная от ветра и гнетущая сердце постоянной тревогой?

Берг видел океан. Когда он учился живописи в Париже, ему случалось бывать на берегах ЛаМанша. Океан был ему не сродни.

Земля отцов! Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому еврейскому городку на Днепре, где его дед ослеп за дратвой и сапожным шилом.

Родной город вспоминался всегда как выцветшая и плохо написанная картина, густо засиженная мухами. Он вспоминался как пыль, сладкая вонь помоек, сухие тополя, грязные облака над окраинами, где в казармах муштровали солдат — защитников отечества.

Во время гражданской войны Берг не замечал тех мест, где ему приходилось драться. Он насмешливо пожимал плечами, когда бойцы, с особенным светом в глазах говорили, что вот, мол, скоро отобьем у белых свои родные места и напоим коней водой из родимого Дона.

— Трепотня! — мрачно говорил Берг. — У таких, как мы, нет и не может быть родины.

— Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжелым укором отвечали бойцы. — Какой с тебя боец и создатель новой жизни, когда ты землю не любишь, чудак. А еще художник!

Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. Он предпочитал портрет, жанр и, наконец, плакат. Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

Годы проходили над Советской страной, как широкий ветер, — прекрасные годы труда и преодолений. Годы накапливали опыт, традиции. Жизнь поворачивалась, как призма, новой гранью, и в ней свежо и временами не совсем для Берга понятно преломлялись старые чувства — любовь, ненависть, мужество, страдание и, наконец, чувство родины.

Как-то ранней осенью Берг получил письмо от художника Ярцева. Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето. Берг дружил с Ярцевым и, кроме того, несколько лет не уезжал из Москвы. Он поехал.

На глухой станции за Владимиром Берг пересел на поезд узкоколейной дороги.

Август стоял жаркий и безветренный. В поезде пахло ржаным хлебом. Берг сидел на подножке вагона, жадно дышал, и ему казалось, что он дышит не воздухом, а удивительным солнечным светом.

Кузнечики кричали на полянах, заросших белой засохшей гвоздикой. На Цолустанках пахло немудрыми полевыми цветами.

Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с черной водой. Он снимал избу у лесника.

Вез Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов — сутулый и завтенчивый мальчик.

Телега стучала по корням, скрипела в глубоких песках.

Иволги печально свистели в перелесках. Желтый лист изредка падал на дорогу. Розовые облака стояли высоко в небе над вершинами мачтовых сосен.

Берг лежал в телеге, и сердце у него глухо и тяжело билось.

«Должно быть, от воздуха»? — думал Берг.

Озеро Берг увидел внезапно сквозь чащу поредевших лесов.

Оно лежало косо, как бы подымалось к горизонту, а за ним просвечивали сквозь тонкую мглу заросли золотых берез. Мгла над озером висела от недавних лесных пожаров. По черной, как деготь, прозрачной воде плавали палые листья.

На озере Берг прожил около месяца. Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. Он привез только маленькую коробку с французской акварелью Лефранка, сохранившуюся еще от парижских времен. Берг очень дорожил этими красками.

Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. Особенно его поразил бересклет, — его черные ягоды были спрятаны в венчик из карминных лепестков.

Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны черные и синие пятна, хрупкие лишаи и вянущую гвоздику. Он тщательно рассматривал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута легкой свинцовой изморозью.

В озере бегали оливковые жуки-плавунцы, тусклыми молниями играла рыба, и последние лилии лежали на тихой поверхности воды, как на черном стекле.

В жаркие дни Берг слышал в лесу тихий дрожащий звон.

Звенела жара, сухие травы, жуки и кузнечики. На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня каждый раз говорил Бергу:

— Кажись, кидают нас птицы, летят к теплым морям.

Берг впервые почувствовал глупую обиду, — журавли показались ему предателями. Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озер, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и болотными мхами.

— Чудаки! — замечал Берг, и чувство обиды за пустеющие с каждым днем леса уже не казалось ему смешным и ребяческим.

В лесу Берг встретил однажды бабку Татьяну. Она приплелась издалека, из Заборья, по грибы.

Берг побродил с ней по чащам и послушал неторопливые Татьянины рассказы. От нее он узнал, что их край — лесная глухомань — был знаменит с давних-предавних времен своими живописцами. Татьяна называла ему имена знаменитых кустарей, расписывавших деревянные ложки и блюда золотом и киноварью, но Берг никогда не слышал этих имен и краснел.

Разговаривал Берг мало. Изредка он перебрасывался несколькими словами с Ярцевым. Ярцев целые дни читал, сидя на берегу озера. Говорить ему тоже не хотелось.

В сентябре пошли дожди. Они шуршали в траве. Воздух от них потеплел, а прибрежные заросли запахли дико и остро, как мокрая… звериная шкура.

По ночам дожди неторопливо шумели в лесах по глухим, неведомо куда ведущим дорогам, по тесовой крыше сторожки, и казалось, что им так и на роду написано моросить всю осень над этой лесной страной.

Ярцев собрался уезжать. Берг рассердился. Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени. Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлет журавлей, — это была измена. Чему? На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. Измена лесам, озерам, осени, наконец, теплому небу, моросившему частым дождем.

— Я остаюсь, — сказал Берг-резко. — Можете бежать, это ваше дело, а я хочу написать эту осень.

Ярцев уехал. На следующий день Берг проснулся от солнца.

Дождя не было. Легкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева.

Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишенным ясного смысла. Но теперь он понял, как точно это слово передает тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

Паутина летала над озером, каждый желтый лист на траве горел от света, как бронзовый слиток. Ветер нес запахи лесной горечи и вянущих трав.

Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошел на озеро. Ваня перевез его на дальний берег.

Берг торопился. Леса, наискось освещенные — солнцем, казались ему грудами легкой медной руды. Задумчиво свистели в синем воздухе последние птицы, и облака растворялись в небе, подымаясь к зениту.

Берг торопился. Он хотел всю силу красок, все умение своих рук и зоркого глаза, все то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто.

Берг работал как одержимый, пел и кричал. Ваня его никогда таким не видел. Он следил за каждым движением Берга, менял ему воду для красок и подавал из коробки фарфоровые чашечки с краской.

Глухой сумрак прошел внезапной волной по листве. Золото меркло. Воздух тускнел. Далекий грозный ропот прокатился от края до края лесов и замер где-то над гарями. Берг не оборачивался.

— Гроза заходит! — крикнул Ваня. — Надо домой!

— Осенняя гроза, — ответил рассеянно Берг и начал работать еще лихорадочнее.

Гром расколол небо, вздрогнула черная вода, но в лесах еще бродили последние отблески солнца. Берг торопился.

Ваня потянул его руку:

— Глянь назад. Глянь, страх какой!

Берг не обернулся. Спиной он чувствовал, что сзади идет дикая тьма, пыль, — уже листья Летели ливнем, и, спасаясь от грозы, низко неслись над мелколесьем испуганные птицы.

Берг торопился. Оставалось всего несколько мазков.

Ваня схватил его за руку. Берг услышал стремительный гул, будто океаны шли на него, затопляя леса.

Тогда Берг оглянулся. Черный дым падал на озеро. Леса качались. За ними свинцовой стеной шумел ливень, изрезанный трещинами молний. Первая тяжелая капля щелкнула по руке.

Берг быстро спрятал этюд в ящик, снял куртку, обернул ею ящик и схватил маленькую коробку с акварелью. В лицо ударила водяная пыль. Метелью закружились и залепили глаза мокрые листья.

Молния расколола соседнюю сосну. Берг оглох. Ливень обрушился с низкого неба, и Берг с Ваней бросились к челну.

Мокрые и дрожащие от холода Берг и Ваня через час добрались до сторожки. В сторожке Берг обнаружил пропажу коробочки с акварелью. Краски были потеряны, — великолепные краски Лефранка. Берг искал их два дня, но, конечно, ничего не нашел.

Через два месяца в Москве Берг получил письмо, написанное большими корявыми буквами.

«Здравствуйте, товарищ Берг, — писал Ваня. — Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам доставить. Как вы уехали, я искал их две недели, все обшарил, пока нашел, только сильно простыл — потому уже были дожди, но теперь хожу, хотя еще очень слабый. Папаня говорит, что было у меня воспаление в легких. Так что вы не сердрггесь.

Пришлите мне, если есть какая возможность, книгу про наши леса и всякие деревья и цветных карандашей — очень мне охота рисовать. У нас уже падал снег, да стаял, а в лесу, где под какой елочкой, — смотришь, и сидит заяц. Летом очень будем вас ждать в наши родные места.

Остаюсь Ваня Зотов».

Вместе с письмом Вани принесли извещение о выставке, — Берг должен был в ней участвовать. Его попросили сообщить, сколько своих вещей и под каким названием он выставит.

Берг сел к столу и быстро написал:

«Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, — мой первый пейзаж».

Была полночь. Мохнатый снег падал снаружи на подоконник и светился магическим огнем — отблеском уличных фонарей. В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига.

Мерно и далеко били часы на Спасской башне. Потом они заиграли «Интернационал».

Берг долго сидел, улыбаясь. Конечно, краски Лефранка он подарит Ване.

Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело годами, десятилетиями революционных лет, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов. Почему? Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

— Эх, Берг, сухарная душа! — вспомнил он слова бойцов. — Какой с тебя боец и создатель новой жизни, когда ты землю свою не любишь, чудак!

Бойцы были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, не только своей преданностью революции, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание романа Холодный дом Диккенса
    По жанровой направленности произведение относится к социальному роману, основная тема которого заключается в изображении нравов буржуазного общества конца девятнадцатого века.
  • Верн
    Писатель родился 8 февраля в г. Манте, еще с самого детства он мечтал о путешествиях. В свои 11 лет, он даже попытался сбежать в Индию. Отец будущего писателя был адвокатом и хотел
  • Дедушка — краткое содержание рассказа Некрасов
    Над этим произведением Некрасов работал долго и кропотливо. Автор перепроверял данные, обращался к истоку времени восстания декабристов. Всем этим он хотел показать читателю
  • Круглянский мост — краткое содержание повести Быкова
    Произведение под названием «Круглянский мост» написано белорусским писателем Василем Быковым. Оно относится к военной литературе. Краткое содержание данной повести представлено в этой статье.

  • Рассказ исцеление ильи муромца
  • Рассказ интересный про розу цветок
  • Рассказ история твоей жизни
  • Рассказ интересный для девочки 8 лет
  • Рассказ илья муромец и соловей разбойник читать краткое содержание