Рассказ к г паустовского телеграмма история создания особенности жанра

Когда старушка понимает, что ей осталось совсем недолго, она шлет телеграмму дочери и просит приехать, но та не успевает добраться до деревни, так как слишком поздно читает письмо.

Далее представлен Телеграмма анализ рассказа.

История создания

Рассказ «Телеграмма» основан на реальных событиях, свидетелем которых был сам автор. Он одно время жил в усадьбе (Паустовский описывает этот период своей жизни в произведении «Золотая роза»), где также жила одинокая старая женщина. У нее была дочь, которая совсем о ней забыла, уехав в город. Единственной, кто любил эту старушку, была соседская девочка.

Паустовский очень жалел женщину, так как понимал, какие душевные страдания она переживает в свои последние дни. Когда он понял, что скоро его соседка умрет, он дал телеграмму ее дочери в Ленинград. Но приехать та не успела, и старушка умерла. А вместе с ней ушла жизнь из усадьбы.

Тема произведения

Главная тема рассказа – это одиночество. У главной героини, Катерины Петровны, была дочь Настя, которую она очень любила и потому желала ей всего лучшего. Поэтому она радуется, когда у Насти получается устроить свою жизнь в Ленинграде, где та может заниматься искусством. Сама Катерина Петровна выросла в огромном доме художника, а потому она понимает, как важная культура, и гордится дочерью. Но ей очень хочется увидеть ее вживую, поговорить с ней, а не просто получать денежные переводы: Настя не навещала ее уже целых три года.

Но Настя совсем перестала приезжать к матери, так как у нее появилось множество более интересных дел. Она готова проявлять внимание и участие по отношению к скульптору, в то время как Катерина Петровна коротает последние месяцы жизни в одиночестве. Старушка очень грустит и мечтает только об одном – дождаться, когда приедет дочь. Но этого так и не происходит. Настя все откладывает и откладывает сначала прочтение письма, а потом приезд, и в итоге опаздывает. Она все-таки приезжает в деревню, но мать к тому моменту уже похоронили.

телеграмма паустовский анализ

Главные герои

В продолжении анализа «Телеграммы» Паустовского дадим краткую характеристику центральным персонажам произведения:

  • Катерина Петровна – доживающая последние месяцы своей жизни старая женщина, у которой нет никого, кроме дочери, и она очень по ней скучает;

  • Настя – дочь главной героини, которая очень увлечена работой в Ленинграде и никак не может найти времени и сил на то, чтобы навестить мать;

  • Тихон – сосед Катерины Петровны, он очень жалеет старушку и пишет Насте письмо о том, что ее мать умирает, а самой Катерине Петровны приносит телеграмму якобы от Насти;

  • Манюшка –девочка, которая помогает Катерине Петровне по хозяйству, но не сможет сблизиться с ней духовно из-за разницы характеров.

Также в рассказе появляются городские знакомые Насти. Им она уделяет много внимания, но не может сделать того же самого для своей матери.

Композиция рассказа

В композиции рассказа пересекаются две основные сюжетные линии: деревенская жизнь и городская жизнь. Сначала автор знакомит читателей с главной героиней – старушкой, и ее соседями, а потом переходит к невнимательной дочери Насте, у которой много действительно важных и значимых дел в Ленинграде… Тем не менее, автор осуждает девушку, но делает это мягко, из уст Гоголя (Настя работает с его портретом). В развязке две сюжетные линии объединяются: Настя приезжает в родной дом, но застает только свежую могилу Катерины Петровны.

Жанр произведения

Жанр «Телеграммы» — это рассказ с элементами притчи. Автор дает урок одному из своих персонажей (молодой учительнице, ставшей свидетельницей похорон Катерины Петровны и тоже оставившей свою мать в деревне), а через него доносит мораль и до своих читателей.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Анализ рассказа Телеграмма

Анализ рассказа Телеграмма Паустовского

История создания

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» впервые был напечатан в 1946 году в журнале «Огонек». В основу рассказа положены реальные события, свидетелем которых был писатель. Он только изменил отчество героини, вместо Катерины Ивановны она стала Петровной.

Жанр

К.Паустовский продолжает в своем творчестве традиции, заложенные Иваном Буниным. Поэтому кроме общепринятого и закрепившегося за произведением жанра рассказ, исследователи называют его и психологической новеллой, автору удается проанализировать психологию героев.

Сюжет и тема

Рассказ посвящен последним годам жизни Катерины Петровны, она одна живет в огромном доме, когда-то построенном отцом – знаменитым художником. Но дом, и село Заборье медленно умирают. Постарела и готовится к смерти и его хозяйка. Одиночество и немощная старость стали ее спутниками. Два совершенно чужих человека — Манюшка и Тихон – помогают ей в это время.

В Ленинграде живет дочь Катерины Петровны, Настя. Последний раз она навещала мать три года назад, теперь — денежные переводы раз в месяц и несколько слов на обороте. В городе Настя занята, теперь она готовит выставку одного талантливого скульптора, проявляя к нему внимание и участие.

Тема, затронутая писателем, стара как мир: отцы и дети, их извечный конфликт. У Насти есть время и огромное желание помочь чужим людям, но его нет, чтобы навестить старую мать или написать ей письмо. Непростой вопрос, поразмышлять над которым приглашает автор.

Главные герои

Действующих лиц в рассказе несколько, они распределены писателем на две группы. Первая – это сама Катерина Петровна и ее сельское окружение, состоящее из Манюшки, дочери соседа, добровольно взявшейся помогать старушке, и Тихона, пожилого мужчины, до старости сохранившего почтение к ее семье и помогающего по хозяйству. Катерина Петровна – дочь того знаменитого художника, который приехал в свое родное село, построил дом и развел сад. Теперь в нем живет одинокая и очень старая женщина. Она его последняя обитательница. На похоронах к процессии, состоящей из местных старушек и ребятишек, к ним присоединится молодая учительница.

Вторая группа – Настя и ее городские знакомые: талантливый скульптор Тимофеев, выставку которого организует Настя, Першин – один из начальников по культуре, старый вспыльчивый художник. К числу героев рассказа относится и скульптура Гоголя, с которой Настя встречается дважды и которая, улыбаясь, задает, ей так кажется, неприятные вопросы.

Композиция

Рассказ начинается со вступления, в котором автор знакомит читателя с Катериной Петровной – главной героиней, ее помощниками и рассказывает о ее состоянии, сравнивая его с осенью, задержавшейся на дворе. Вторая сюжетная линия – это Настя и ее жизнь в городе. Обе линии писатель объединил одним словом — художник. Катерина Петровна – дочь художника, а ее дочь работает в Союзе художников. Интересны две детали, которые похожи на попытку восстановить утраченные близкими людьми связи – письмо, которое пишет Катерина Петровна дочери, и придуманная Тихоном телеграмма от имени Насти. Но, увы, развязка неминуема — старушка умирает, так и не дождавшись дочери, а через день приезжает Настя, чтобы проплакать всю ночь и, крадучись, чтобы никто не увидел и не расспросил, уехать с грузом непоправимой вины перед матерью.

2 вариант

Произведение создается писателем в послевоенный период времени, когда автор уже имеет мировую славу. Более ранние рассказы писателя уже содержат в себе замысел рассматриваемого произведения, поскольку они вскользь упоминают о судьбе дочери великого художника.

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле классического реализма.

Центральное место в сюжетном повествовании отводится одинокой престарелой женщине Катерине Петровне, проживающей  в далекой деревне и не желающей ее покидать, несмотря на отсутствии цивилизации, поскольку деревушка представляет для нее память об отце, именитом художнике. Однако в деревне женщина живет в уединении, поскольку местное население не понимает утонченного характера Катерины Петровны. Женщина имеет дочь Настю, однако девушка проживает достаточно далеко от матери и общается с ней посредством редкой переписки. В один момент Катерина Петровна начинает осознавать, что скоро покинет земной мир и поэтому пишет дочери письмо, которое доходит до Насти слишком поздно. Девушка приезжает в деревню, когда женщина уже умерла.

Композиционная структура рассказа в условной форме разделяется на три части, первая из которых представляется описанием деревенской жизни Катерины Петровны, вторая часть рассказывает о дочери и ее работе, а в третьей части повествуется о двух телеграммах.

Отличительной особенностью композиции рассказа является применение писателем аддитивной повествовательной структуры, которая характеризуется следованием одного эпизода за другим и преобладанием повествовательной формы от первого лица. Кроме того, рассказ характеризуется предельно сжатым текстовым объемом, не мешающим развитию двух параллельных сюжетных линий (деревенской и городской), эффектно соединяющихся в финальной части произведения. Параллельные сюжеты представляются автором в рассказе в качестве контраста.

Основной тематикой произведения является изображение пропасти между поколениями отцов и детей, которое обуславливает нравственную проблематику.

Основной персонаж рассказа в лице Катерины Петровны представляется писателем в качестве мемориального образа, умирающей памяти прошедших столетий, ценивших творчество и художественные способности. Настя изображается писателем в противоположном матери образе, в качестве полной жизненной энергии девушки, вечно занятой работой и собственными проблемами. Однако девушка не лишена человеческих качеств, сострадания, тоски, уважения к старшим.

В рассказе также используются второстепенные персонажи в образе деревенских жителей (Тихон, Манюшка).

Художественным своеобразием рассказа является  придание автором ключевого значения лирическому пейзажу, отличающемуся щемящими оттенками, а также использованием неслучайных сюжетных совпадений

Анвлиз 3

История создания

Дата написания рассказа под названием «Телеграмма» – 1946 г. В трудный послевоенный год он впервые появился в журнале «Огонёк». В то время К.Паустовский был уже широко известен миру. Предпосылки к созданию короткого рассказа «Телеграмма» можно встретить в предыдущей повести «Золотая роза», в которой Паустовский говорит о жизни дочери известного художника-гравёра по фамилии Пожалостин. Дом, изображённый Паустовским в рассказе, существовал на самом деле и в конце 20 века был превращён в дом-музей.

Жанр

Данный рассказ написан в жанре «психологической новеллы», а именно – психологического реализма, которого старался придерживаться Паустовский в своих произведениях. В «Телеграмме» показаны и раскрыты как суровые стороны жизни, так и глубокие душевные переживания героев.

Сюжет и тема

В основе сюжета судьба Катерины Петровны, пожилой женщины, доживающей свой век в глухой деревне Заборье. Она дочь прославленного художника и ценит свой памятный дом. Тонкая душевная организация старушки чужда другим жителям деревни, и это непонимание обрекает Катерину Петровну на мучительное одиночество. Её дочь, Настя, занята делами в городе и вспоминает мать совсем редко. Получив от Катерины Петровны, предчувствующей смерть, телеграмму, она забывает даже ответить на неё. Катерина Петровна напрасно ждёт дочь, сторож Тихон жалеет её и пишет ей телеграмму от имени дочери. Позже приходит короткая записка от Тихона со словами «Катя помирает». Только после этого, бросив всё, Настя приезжает в деревню, но уже на второй день после похорон. Она плачет и горько раскрывается в своём бесчувствии.

В этом рассказе раскрывается тема «отцов и детей», тема их взаимоотношений и пропасти между ними.

Главные герои

Катерина Петровна – пожилая одинокая женщина, дочь прославленного художника, – главный образ в рассказе. Её тонко чувствующая душа с юности привыкла к творчеству и изысканности, но простым обывателям трудно понять душевные стремления старушки.

Настя – второй по значимости персонаж, взрослая дочь Катерины Петровны, живущая в кипящем жизнью городе. Она входит в Союз художников, организовывает различные выставки, помогает знакомому скульптору выставить работы и ведёт бурную деятельность, при этом совсем забывая о покинутой матери.

Тихон – бесхитростный деревенский сторож, по-доброму относящийся к Катерине Петровне и искренне ей сочувствующий. Его рукой для одинокой старушки была написана последняя телеграмма.

Тимофеев – талантливый, но безызвестный скульптор, стремящийся добиться известности, в чём ему помогает Настя.

Композиция

По смыслу «Телеграмма» делится на 3 части. Первая включает в себя непростое существование главной героини в деревне. Вторая – это описание насыщенной жизни Насти в городе. И третья часть – эпизод с двумя телеграммами: одна была написана Катериной Петровной Насте, другая была написана сторожем, как ответ. В то же время сюжет составляют две параллельные и противоположные линий, которые в финале сходятся: жизнь в городе и деревенская жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Телеграмма

Анализ рассказа Телеграмма

Популярные сегодня темы

  • Анализ романа Грина Алые паруса

    Повесть-феерию «Алые паруса» исследователи относят к ранним произведениям Грина. Произведение было создано в 1923 году и посвящено Нине, жене писателя. Феерия является театральным жанром, это сказочное

  • Анализ Сна Обломова — 9 главы романа Гончарова Обломов

    Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.

  • Сочинение-анализ рассказа Челкаш Горького

    Рассказ Горького «Челкаш» написан им по реальной истории, рассказанной товарищем по больнице. Свой рассказ Горький начинает с описания порта, где всё гремит и грохочет, подавляя своей мощью копошащихся на берегу людей

  • Образ русской дружины в Слове о полку Игореве

    Русским людям всегда приходилось защищать свои земли. Уж очень много было на них желающих – и половцы, и печенеги, и хазары, и монголо-татары. На Руси всегда уважительно относились к войнам.

  • Сочинение Ты открываешь книгу

    Какое замечательное изобретение — книга! Сейчас даже невозможно себе вообразить, как можно жить без книг. Тот, кто однажды открыл для себя книгу, тот навсегда попал в ее плен и всю жизнь пронесет в своем сердце любовь к книге и к чтению

                  Конспект урока литературы в 8 классе

Учитель Петрова Любовь Владимировна

Г.Москва, школа №1929 

Тема :      К.Г.Паустовский. Путешествие в литературный музей писателя. История создания    рассказа «Телеграмма».  Авторская позиция в рассказе. 

            Цель:  1. Дать представление учащимся о К.Г.Паустовском как о человеке и             писателе.

                      2.  Познакомить с творчеством замечательного художника слова.

                      3.  Познакомить с историей создания рассказа «Телеграмма», его      композицией, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского.

4.  Воспитание бережного, заботливого, благодарного отношения к родителям.

5.  Развивать умение любить и понимать живопись, музыку.

Тип урока: изучение нового материала. 

 Вид урока: урок знакомства с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского и его рассказом «Телеграмма».

 Технология: технология развивающего обучения с применением мультимедиа технологий, Интернета.

Словарная работа:

Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

Ветла  вид ивы.

Интерьер – внутреннее убранство в помещении.

Деталь художественная  — изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а так же выражает свою позицию.

Оборудование: компьютер,  возможность выхода в Интернет,музыка, портрет писателя, выставка книг писателя. 

                                                                              Нет! Человеку никак нельзя  жить без   родины, как нельзя жить без сердца.

                                                                                                         К.Г.Паустовский                                             

                                                 Ход урока 

1.     Оргмомент. 

2.     Объявление темы урока. (Запись темы в тетради) 

3.     Введение в тему и объявление целей урока.

Слово учителя.

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веяние времени — большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 г.г.)

Деятельность его многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

      Паустовский — человек , «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу. 

4.     Заочная экскурсия в  литературный музей писателя – центр Паустовского в Москве.

а)   Судьба писателя не была легкой и спокойной. Москва, Киев, Псков, Вильно (показ по карте) – это только начало длиннейшего списка адресов К.Г.Паустовского. Во многих его произведениях  наряду с героями фигурирует образ дома. Обязательно деревянный, небольшой, уютный, сроднившийся с хозяином и окруженный садом. Серый дом с мезонином стал Литературным музеем – центром К.Г.Паустовского. Сегодня у нас есть уникальная возможность побывать там. Помогут разобраться в экспозициях музея экскурсоводы, в их роли выполнят  … 

б)   Теперь перенесемся в другой, не менее интересный, музей писателя в уже упомянутой Тарусе. Здесь мы не только познакомимся с экспозициями, но и увидим фото писателя разных лет и прочитаем его биографию. 

5.    Работа с текстом рассказа «Телеграмма». 

 а) Слово учителя.

 Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл ».  Создатель этого кристалла – сам автор. Как писатель Паустовский очень своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 г.) дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я». Постижение авторской позиции – дело нелегкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», еле слышен. Наша задача – проникнуть в тайну личности писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью. 

б) Анализ рассказа в форме беседы.

        Ваше впечатление о «Телеграмме» К.Г.Паустовского?

        История создания рассказа. (  «Зарубки на сердце» — глава из «Золотой розы»)

        Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»? (Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе человека )

                Домашнее задание.

Ответьте на вопрос:

                 Какие « зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?

        Сравните воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внес автор, что изменил, а что оставил прежним; как построил свое произведение для того , чтобы у нас остались «зарубки на сердце»?

        Почему же текст назван «Телеграмма»?

                    — В этом есть какая-то загадка.

                    — Заглавие звучит интригующе.

                              — Возможно, название символично, оно как предостережение.

                              — Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду.

    А сколько было телеграмм послано в рассказе?

                            Куда, кому и кем они были отправлены?

На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.

1 – дочери Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

   Какую телеграмму имел в виду автор? Почему?  (Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти)

Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа.

                      О чем же этот рассказ? ( Взаимоотношения детей и родителей )

                      Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?

Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:

1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”

2. Дочь. “Эх ты, сорока!”

3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”. 

в) Постижение авторской позиции 

1.  Слово учителя

Повествователь в  «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако его незримое присутствие ощущается в каждом слове. 

2.     Анализ пейзажа, интерьера.

   Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем его начало (От слов «Октябрь был на редкость… »  до  « Из них назойливо сыпался дождь ») .Демонстрация слайдов с изображением осеннего пейзажа.

   Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность произведения)

    Какие мысли автор передает через этот пейзаж? ( Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже отмирании природы: октябрь – «на редкость холодный», ветлы – «облетевшие», трава – «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение –  тучи  « тащились », « цеплялись », « даже сыпались назойливо ».

    Каков, по-вашему, ритм прозы писателя? (Ритм прозы ощущается сразу же. Фразы короткие, от них веет каким-то холодом и безысходностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике, который « все доцветал и никак не мог доцвесть»)

            Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

( Слово продиктовано чувством ритма. У читателя создается ощущение теплого маленького солнышка на фоне серого, черного неба ) Демонстрация слайдов с изображением подсолнечника.

    А теперь прочитаем это описание природы еще раз, слушая одновременно музыкальную пьесу «Октябрь. Осенняя песня» П.И.Чайковского. Сравним тональность звучания прозы и музыки.

    Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человека, наступает медленное увядание.)

    Выражает ли автор прямое сочувствие героине? ( Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало еще труднее вставать по утрам» — значит и без того было трудно.)

    Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? («Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)

ВЫВОД: За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине. (На слайде)

                 г) Роль художественных деталей в тексте. 

   К. Г. Паустовского считают мастером детали.

   Подумайте, какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях?

1. « Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, — что там? Но внутри ничего не было видно — одна жестяная пустота ».

(С одной стороны, в этом словосочетании смысл обычный — жестяной ящик пуст. Но в тексте значение углубляется: пустота — Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота — бездушие, неоправданная жестокость дочери.  ) (слайд)

2. «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

(Ночник — «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.)   (слайд)

3. «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой — хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

(Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отожествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: « некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи», Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми Связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночество старой женщины — глубины ее тоски по дочери.)   (слайд)

6.  ВЫВОД:  Мастерство К.Г. Паустовского в использовании детали поразительно. С ее помощью автор создает определенное настроение и передает психологическое состояние героев, выражает свое отношение  к изображаемому. (На слайде)

    – Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем? (Тему взаимоотношения родителей и детей поднимали многие писатели и поэты: А.С.Пушкин «Станционный смотритель», А.А.Фадеев « Материнские руки », Н.А.Некрасов, Расул Гамзатов, В.Боков «Оренбургский пуховый платок»)

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

История создания.

Произведение «Телеграмма» было создано Константином Паустовским в 1946 году. Рассказ был написан уже после того, как писатель стал известным. Замысел рассказа заключается о трагической судьбе дочери художника. Ее роль — главная в произведении.

Жанр

Жанр этого произведения – рассказ. Писатель анализирует психологию героев, поэтому ученые литературы еще называют рассказ психологической новеллой.

Сюжет и тема.

Одинокая пожилая женщина по имени Катерина Петровна живет в Заборье, в большом доме, когда-то построенном ее отцом. У Катерины Петровны есть только один родной человек, ее дочь Настя, которая живет в Ленинграде. Предыдущий раз Настя навещала мать три года назад, но каждый месяц отсылает ей по двести рублей. Она не хотела мешать дочери поэтому, отправляла письма временами, но думала о ней всегда. В это тяжелое для нее время поддерживали в трудную минуту и помогали ей Манюшка и Тихон.

Матери Насти было больно осознавать, что она не нужна родной дочери, поэтому она просто не думает об этом. Тихон и Манюшка – единственные хоть и чужие люди, которые заботились о ней в это время.

Под конец октября Катерина Петровна послала дочери письмо с просьбой навестить ее. Когда оно пришло Настя, не глядя кинула письмо в сумочку, так как была занята. Лишь вздохнула с успокоением: если мать пишет – значит жива. В мастерской ей привиделось, что статуя Гоголя глядит на нее с осуждением. Спустя полмесяца Насте приходит еще одна телеграмма из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Она смяла письмо и опять ощутила на себе осуждающий взгляд Гоголя. Настя поняла, что никто так сильно как родная мать ее не любил. В этот же день она отправилась в Заборье к матери.

Катерина Петровна не могла встать с кровати уже несколько дней. Манюшка несколько суток не сводила с нее глаз, постоянно была рядом с ней. Тихон принес какое-то письмо, после прочитал его Катерине Петровне: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за его добродушие и отвернулась к стенке, будто уснула.

Похоронили ее на другой день. На похоронах были старушки и ребята. Настя опоздала и приехала на два дня позже после похорон. Увидев, могилу матери, она всю ночь плакала в ее комнате. После чего скрытно покинула село, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не спросил.

Главные герои.

Катерина Петровна – одинокая пожилая женщина. Отец был художником. Есть дочь, которая, живет далеко и долго не приезжает к ней. Умирает, так и не, попрощавшись с дочерью.

Настя – дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем. Уже три года не навещает мать, но каждый месяц отсылает ей деньги.

Тихон – сторож, знал и помнил отца Катерины Петровны, поэтому помогал ей по дому, ухаживал за садом.

Манюшка – соседская девочка, всегда помогала Катерине Петровне готовить, убирать. Искренне поддерживала ее. В последние дни жизни Катерины Петровны была рядом.

Композиция.

Композиционно данное произведение можно разделитьна три части: в первой говорится о жизни одинокой Катерины Петровны в Заборье. Во второй части рассказывается о ее дочери Насте, живущей в Ленинграде, забыв о матери. В последней третьей заключительной части случается развязка этой печальной истории.

Вариант 2

«Телеграмма» — рассказ Константина Георгиевича Паустовского. Написан рассказ в 1946 году.

В произведении, автор обращается к вечной теме «Отцы и дети». Острая тема, которая близка всем цепляет всех читающих .

Структура рассказа

«Телеграмма» — это короткий рассказ, который можно поделить на пять основных сюжетных частей:

1. О матери

Знакомство с Катериной Петровной, старушкой живущей в деревне и имеющей одну, единственную дочь.

2. Дочка

Автор представляет читателю Настю и рассказывает про её работу.

3. Печальное известие

Отправка телеграммы о болезни Катерины Петровны. Правда, Катерина так и не получает настоящего ответа от Насти. На письмо от лица дочки ответил Тихон.

4. Трагичный исход

Настя приезжает к своей маме, но не находит её живой.

5. Результат

Настя много думает насчет своего поступка и сильно сожалеет.

Сюжет

Катерина Петровна проживает в глухой, далёкой от города деревне. Дом был построен ещё её дедушкой, очень талантливым художником. Катерина не отличается общительностью.

У неё нет  хороших связей с соседями, но её дочь  занимается необходимой  работой. Девушка  также поддерживает свою маму финансово.

Однажды Катерина Петровна узнаёт, что она неизлечимо  больна и мечтает увидеть дочь в последний раз, о чём и пишет с просьбой в телеграмме. Но Настя не воспринимает письмо серьезно  и уезжает после двух недель, когда понимает, что смерть матери уже близко.

Она при всём этом ещё и опоздала на похороны своей матери.

Герои

Всех героев в этом рассказе можно поделить на:

• главные герои: Катерина и Настя

• второстепенные лица: Тихон, соседка Манюшка и скульптор Тимофеев.

• Третий план: Почтарь, учительница, отец матери Насти, художник.

можно отметить образ скульптуры Гоголя, ведь он является совестью в сознании Насти. Автор позволяет узнать позицию автора в произведении через скульптуру.

Подробнее о главных персонажах

Катерина Петровна.

По словам Паустовского, воспитывали её  в приличной семье и находилась в окружении творческих личностей. Она была очень образованной и духовно развитой женщиной. Можно сделать вывод, что её род происходит из дворянской семьи.

В деревне она ни с кем не общается. У неё прекрасный дворянский гардероб одежды. Нельзя сказать, что у неё совсем нет контактов. Имеются и небезразличные личности в её жизни. Они навещают Катерину. Это:

  • Тихон
  • Девочка
  • почтальон.

Но конечно же, Катерина Петровна необходимо участия всего одного единственного  человека — своей дочки Насти. Настя присылает ей прижимистые телеграммы, отговариваясь тем, что она занята. А женщине, страшно  потревожить её отписками дочь.

И лишь один раз она всё же отправляет телеграмму первой. В тот день, когда понимала , что вот-вот умрёт.

Настя.

Она только познаёт мир, который её окружает. Она имеет множество, как и амбиций, так и иллюзий. Настя показывается очень мягкой, душевной и трепетной девушкой, но совсем не желает уделять матери внимание.

Заключение

Рассказ побуждает детей любить и уважать своих родителей, пока они ещё живы, чтобы не жалеть, когда будет поздно, как произошло с Настей. Не стоит быть эгоистичным и думать только о себе. Это не продуктивно и спустя время об этом будут только сожаления.

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Несколько интересных сочинений

  • Отзыв на комедию Недоросль Фонвизина

    Творение Фонвизина не развлекательное, а скорее, поучительное. Оно показывает, насколько разительными могут быть пробелы в воспитании людей, которые, казалось бы, в силу своего происхождения

  • Сочинение Жерков в романе Война и мир: образ и характеристика

    Одной из самых значимых тем в творчестве Толстого является тема чести и достоинства русского офицера. Характеристика Жеркова полностью помогли понять, почему русская армия одержала поражение в войне 1805-1807 годах.

  • История любви Мастера и Маргариты сочинение

    В романе Булгакова изящно сплетаются темы общества и религии, истории и творчества, возвышенности и повседневности. Любовная линия мастера и Маргариты делает произведение пронзительным и нежным.

  • Образ и характеристика Господина Н. из повести Ася Тургенева сочинение

    Главным персонажем произведения является некий господин Н.Н., от имени которого ведется повествование. Образ главного героя раскрывается писателем через историю его взаимоотношений с девушкой Асей.

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

Сочинение на тему Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

К.Г. Паустовский Телеграмма

Содержание:

  • История создания
  • Анализ. Описание рассказа
  • Главные герои
  • Заключение

История создания

Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.

Анализ рассказа

Описание рассказа

Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях. Действие происходит холодной осенью, октябрь-ноябрь. Одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, — женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.

Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.

Главные герои

Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, — страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере.

Люди в деревне живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.

кадр из кинофильма Телеграмма 1957 год
(Кадр из к/ф «Телеграмма» 1957 год)

Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.

Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.

Заключение

Авторское осуждение не прямое. Голос осуждения и голос её совести звучат как будто из уст скульптуры Гоголя. Ей кажется, что пронзительному гоголевскому взгляду она видна насквозь, и он знает, как несправедливо она к собственной матери.

Немногие знают о встрече всемирно известной актрисы, одного из секс-символов 20 века Марлен Дитрих и советского писателя Константина Паустовского в 1963 году. Какое это имеет отношение к рассказу «Телеграмма»?

Отрывок из статьи Марии Коньковой «Марлен Дитрих и Константин Паустовский. История одной встречи».

Прежде, чем обратиться к истории о встрече Марлен Дитрих и Константина Паустовского, я бы хотела привести одну из шести заповедей Иосифа Бродского выпускникам Мичиганского университета 1988 года: «И сейчас, и в грядущем постарайтесь по-доброму относиться к родителям. Не бунтуйте против них, ибо они умрут раньше вас, и таким образом вы избавите себя, если не от горя, то от чувства вины».

К чему это я? Широко известна фотография, на которой Константин Паустовский, а перед ним на коленях стоит Марлен Дитрих! Этот снимок сделан во время гастролей Дитрих в России в начале 1960-х. Она не раз признавалась: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!»

Мировая звезда – и какой-то Паустовский?! И всё же Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался. Потребовали! Не вышло. Пришлось – с непривычки неумело – умолять. Умолили…

И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, подруга Ремарка и Хемингуэя, – и вдруг, не сказав ни единого слова, молча встала перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно застонал и замер. И только потом вдруг – медленно, неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! – начал вставать. И встали все. И чей-то женский голос вдруг негромко выкрикнул что-то потрясенно-невнятное, и зал сразу прорвало просто бешеным водопадом рукоплесканий!

Марлен Дитрих и Паустовский

А потом, когда замершего от страха Паустовского усадили в старое кресло и блестящий от слез зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг как бы немало, но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского «Телеграмма», который она случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству.

И, быстро утерев последнюю слезу, Марлен сказала – очень просто: «С тех пор я чувствовала как бы некий долг – поцеловать руку писателя, который это написал. И вот – сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо вам всем – и спасибо России!»

В мемуарах Марлен мы находим восхищение рассказом Константина Паустовского «Телеграмма». Само слово «Телеграмма» уже рождает тревогу. Вся жизнь Марлен Дитрих была наполнена тревогой за происходящее вокруг, тревогой за судьбы мира. Она считала, что будущее находится в руках каждого из нас, и каждый может изменить окружающий мир, сделать его добрее и краше. Как известно, у Паустовского большую роль в произведениях играет пейзаж. В «Телеграмме» осенний пейзаж холоден и бесприютен, чаще всего автор использует слово «холодный». Холодный взгляд и на большинстве фотографий Марлен Дитрих. Одинокий подсолнух, озябший клен, позабытые звезды – вот приметы холодной осени у Паустовского. Холод осени выражает страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины, главной героини. Пейзаж психологически точно передает состояние героев. Тема одиночества была актуальной и для Марлен, страшно боявшейся одиночества, гнавшей его прочь. «К одиночеству, в конце концов, привыкаешь, но примириться с ним трудно», – говорила она. В рассказе Паустовского есть и осмысление нравственных проблем, от которых Марлен не могла находиться в стороне: разобщенность близких людей, нежелание показать свои чувства, жить ими.

Сюжетную основу «Телеграммы» составляет история о том, как дочь уезжает из деревни на работу в город и в городской суете забывает про свою пожилую мать, которая нуждается в ее внимании. Настя находит время приехать к матери слишком поздно – только когда та умирает, о чем ей и сообщают в телеграмме.

С большой долей вероятности эта тема могла быть очень близка и самой Марлен. Мы знаем, как она любила свою мать: «Моя мать была достойной представительницей старинной уважаемой семьи, воплощением истинной порядочности. Я всегда испытывала к ней глубочайшее уважение». Но, уехав в Голливуд ради карьеры, оставив мать на долгие годы без необходимого внимания, Марлен забывает о ней. И это – в годы войны! В 1945 году Марлен дважды прилетает в Берлин – девятнадцатого сентября, чтобы все же увидеть мать, а шестого ноября, чтобы ее похоронить. Вот вам и история из «Телеграммы»! Оказывается, все можно потерять в суете жизни.

Эпиграф к рассказу Паустовского «Телеграмма» мог бы быть таким: «Материнское сердце в детях, а детское – в камне». Если перевести эту мысль на плоскость отношений Марлен и ее дочери Марии, вновь возникают некоторые совпадения. Из интервью Марии Ривы: «Я никогда не любила свою мать. Она была королевой, а я, мой отец и все другие были ее слугами… У меня огромное почтение к Дитрих, она была солдатом в работе, обязательной, чрезвычайно дисциплинированной. Но Марлен как Человека я уважаю очень мало…»

Оригинал статьи я, к сожалению, не нашла, а отрывок нашла в составе исследования «Умолчания в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Эту статью я сама прочитала полностью и не по долгу, а по душе, и советую прочитать тем, кого интересует исторический и литературоведческий анализ этого рассказа.

Источник: www.livelib.ru

История создания

Новелла была впервые опубликована в журнале «Огонёк» (1946, № 8). Время действия – 1940 год. Место действия – село Солотча под Рязанью (ныне в черте города). О прототипе главной героини мы узнаём из повести Паустовского «Золотая роза». Это Екатерина Ивановна Попова (Пожалостина) (1856 – 1940) – рано овдовевшая старшая дочь художника-гравёра Ивана Петровича Пожалостина, местной знаменитости. Именем Пожалостина назван областной художественный музей. «Мемориальный» дом, описанный в новелле, в 1970 г. сгорел дотла, но в 1992 г. был восстановлен и наконец стал домом-музеем.

В доме наследниц Пожалостина Паустовский снимал комнаты: здесь никто не мешал ему писать. Интересно, что кроме «блудной дочери» Насти – «красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом» («Золотая роза») – у Е.И. Пожалостиной всё же был родной человек, безвыездно живший в том же самом доме, – её младшая сестра Александра Ивановна.

Литературное направление и жанр

В эпоху засилья соцреализма Паустовский не просто хранит верность реализму классическому, но и развивает его в том естественном, органичном для него направлении, которое указал зрелый Чехов и в котором в то же самое время (1940-е годы) продолжает двигаться Бунин. А самым актуальным и плодотворным для этого направления литературным жанром явилась психологическая новелла, причём Паустовский одновременно с Буниным идёт по пути ещё большей (по сравнению с поздним Чеховым) лаконизации, «новеллизации» новеллы чеховского типа. Для той разновидности русской психологической новеллы, блестящим образчиком которой и является «Телеграмма», характерны ещё большая, чем даже у Чехова, завуалированность авторской позиции и неоднозначность моральной трактовки. Их контуры открываются лишь внимательному читателю, правильно толкующему те «слова-сигналы», что связывают сюжет с исторической действительностью и с литературным контекстом, и различающему строгий композиционный каркас новеллистически сжатого текста.

Тема и проблематика

Тема новеллы – пропасть между судьбами поколений «отцов» и «детей», образовавшаяся в результате Октябрьской катастрофы 1917 г. Табу в подсознании современного Паустовскому читателя не давало этому, советскому, читателю ни малейшего шанса правильно истолковать первую (на самом деле «тематическую») фразу новеллы: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный».

Эта «на редкость» глубокая пропасть создаёт специфическую нравственную проблематику. В этой исторической действительности никто не прав и никто не виноват – и при этом виновны все. ХХ век движется с бешеным ускорением, если сравнивать с веком ХІХ, в котором «ухитрилась» так и прожить всю свою жизнь главная героиня новеллы, – и это создаёт «неудобства» в её общении с людьми ХХ века. Однако и ХХІ век оставил мало шансов «догнать» его живущим в прошлом и прошлым – и таким образом тема, открытая Паустовским, является не временной, а эпохальной.

Сюжет и композиция

«Телеграмма» — одно из ярких опровержений теории авторитетного немецкого слависта Вольфганга Казака, согласно которой «вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского — аддитивная, «в подбор», когда эпизод следует за эпизодом; преобладает форма повествования от первого лица, от лица рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с подчинением нескольких линий действия чужды прозе Паустовского». В «Телеграмме» предельно сжатый объём текста не мешает выстроить две параллельные, одновременно развивающиеся сюжетные линии – деревенскую и ленинградскую, – чтобы эффектно соединить их в финале.

Первая линия: «Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником».

орая: «Настя работала секретарем в Союзе художников». Объединяет их слово «художник». Не обладая художественным даром знаменитого самородка-отца, выходца из простого народа, старуха горда своей причастностью к его «мемориальному» дому. Её дочь Настя тоже не унаследовала художественного дара деда, но она, искусствовед и организатор художественной жизни, свою причастность к семейному делу понимает иначе: она помогает талантам пробиться, состояться, ведь и её собственный дед не выбился бы в люди без помощи знающих людей.

Так параллельные сюжетные линии по сути становятся контрастными. В селе Заборье не происходит ровным счётом ничего, просто угасает жизнь старухи. В Ленинграде жизнь кипит, Настя открывает и выводит в свет истинное художественное дарование – скульптора Тимофеева. О его последнем шедевре – скульптурном портрете Гоголя – она со знанием дела говорит: «Это действительно превосходно».

Однако истинное искусство неподкупно и нелицеприятно, оно выдвигает тяжкие, неподъёмные моральные требования, и это не зависит ни от творца (Тимофеева), ни от мецената (Насти). В самый момент Настиного триумфа её настигает телеграмма из Заборья: «Катя помирает». С этой скомканной телеграммой в руке она пытается продолжить свой триумф, «но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный», она «всё время чувствовала на себе… с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь».

Не выдержав взгляда Гоголя, Настя бежит на вокзал. Тем временем её мать тихо умирает в старом доме. Приехав на второй день после похорон, Настя всю ночь проплакала в пустом теперь дедовском доме и наутро, прячась от людей, уехала с чувством «непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Герои

С поразительным мастерством повествователя-новеллиста Паустовский на малой сценической площадке собрал целую толпу персонажей, дав каждому из них яркую, запоминающуюся характеристику.

Первая группа персонажей – деревенская. Это Катерина Ивановна – персонаж «мемориальный».

Она — умирающая память о никому теперь как будто и ненужном ХІХ веке.

Деревенская девчонка Манюшка, из чистой, хорошо скрываемой жалости ухаживающая за старухой, получая от неё драгоценные (для музея) подарки из ХІХ века, говорит, что «сдаст их в утиль». Если бы не она да старик-сторож (!) Тихон, знавший Катю молодой и помнящий её великого отца, давно бы «сдали в утиль» и саму старуху, которой довелось бы тихо умирать в пустом доме, ибо больше она не нужна никому, даже собственной дочери. Жалея Катю, Тихон не только отправляет Насте «ту самую» телеграмму, но и пишет «ответ» на бланке телеграфа, который ослепшая старуха всё равно прочесть не может. Не поверив в «ответ», Катерина умирает. На похоронах её вдруг появляется молодая сельская учительница, которая «подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку». Это «заместительница» Насти, воплощённая мечта её матери о жизни вместе с дочерью. «Старухи оглядывались на неё, шептались, что вот, мол, тихая какая девушка и ей трудно будет первое время с ребятами – уж очень они в Заборье самостоятельные и озорные».

Если уж в селе «просветительский» идеал XIX века не работает, даже дети здесь уже себе на уме и не нуждаются в моральных прописях (ведь они же советские дети!), то уж у ленинградских персонажей, по мнению Катерины Петровны, «свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». Думая так, она прежде всего думает о Насте, которая раз в 2-3 месяца шлёт ей 200 руб. с припиской о том, что «столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо». «Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза», но внешность обманчива, ведь героиня драмы Г. Ибсена всю жизнь ждала своё счастье в лесной хижине, Настя же поступила ровно наоборот.

Открытое Настей дарование Тимофеев – «маленький, решительный, злой», и такой же изваянный им Гоголь, они два сапога пара – настоящие художники. Скульптор знает себе цену, он не любит высоких слов, о своём Гоголе говорит насмешливо: «Серьезный дядя, да?» Гоголь же, едва явившись на свет Божий, зорко высмотрел в Настиной сумочке нераспечатанное материнское письмо («Эх ты, сорока!» — будто слышит она его голос), а в момент своего выставочного триумфа – скомканную в её руке телеграмму.

В отличие от молодого Тимофеева, маститый Першин говорит много и высокопарно, но вряд ли разбирается в искусстве. Вчера он ни в грош не ставил Тимофеева, сегодня превозносит и его, и особенно Настю за её «заботу о человеке».

Наконец, персонаж, которому эпитеты заменяют имя и фамилию, — седой вспыльчивый художник. Этот чуткий пожилой человек участлив к Насте; только Гоголь и он заметили, что Настя получила какую-то телеграмму:

– Ничего неприятного?
– Нет, – ответила Настя. – Это так… От одной знакомой…

А ведь не исключено, что седой вспыльчивый художник в молодости был знаком с Настиным дедом и спросил «не просто так». Здесь уже могли бы соединиться две сюжетные линии. «Мысль, брошенная старым художником, о внимании к человеку» могла бы стать шатким гуманистическим мостиком между жизнями советской и досоветской и отозваться простым вниманием к умирающей дочери классика – если бы Настя не стыдилась собственной матери, если бы морально давно уже не «сдала её в утиль».

Источник: goldlit.ru

История создания

Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.

"Телеграмма" - краткое содержание рассказа Константина Паустовского

В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.

Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.

Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.

Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.

"Телеграмма" - краткое содержание рассказа Константина Паустовского

После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.

Краткое содержание

"Телеграмма" - краткое содержание рассказа Константина Паустовского

Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.

Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.

К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.

Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.

Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.

"Телеграмма" - краткое содержание рассказа Константина Паустовского

Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.

Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.

Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.

"Телеграмма" - краткое содержание рассказа Константина Паустовского

Тем временем Катерина Петровна, заболев, не вставала уже десять дней. Манюшка присматривала за ней: иногда казалось, что старушка уже не дышит. На телеграфе Тихон взял телеграмму, сам написал её от лица Насти и, придя к пожилой женщине, прочитал её ей, желая приободрить её и сказав, что её дочь уже едет. Катерина Петровна поняла его наивный обман, но всё равно была благодарна ему за доброту и сочувствие.

Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.

Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.

План для пересказа

Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:

  • Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
  • Занятость Насти в Ленинграде.
  • Письмо матери.
  • Выставка.
  • Две телеграммы.
  • Слишком поздно: раскаяние Насти.

Главные герои

В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:

"Телеграмма" - краткое содержание рассказа Константина Паустовского

"Телеграмма" - краткое содержание рассказа Константина Паустовского

  • Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
  • Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
  • Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
  • Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
  • Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
  • Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.
  • Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.

    Источник: Sprint-Olympic.ru

    ​Все, бывало, сидит и сидит у себя на диванчике одна, не с кем ей слова сказать. Такая жалость! Есть у нее в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без родственников.
    ​Учительница подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую желтую руку. Потом быстро выпрямилась, отвернулась и пошла к разрушенной кирпичной ограде.
    ​За оградой, в легком снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля. Учительница долго смотрела, слушала, как за ее спиной переговаривались старики, как стучала по крышке гроба земля и далеко по дворам кричали разноголосые петухи – предсказывали ясные дни, легкие морозы, зимнюю тишину.
    ​В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище – земля на нем смерзлась комками – и холодную темную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно. В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.
    ​Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.

    Источник: www.opiq.kz

    Содержание

    Паустовский Телеграмма - краткое содержаниеБрифли такое. В октябре на улице дождливо и холодно, потому главной героине по имени Катерина Петровна с каждым днем становится все тяжелее. Далее автор делает экскурс в ее прошлое и упоминает о том, что ее отец был художником и построил дом в местечке с названием Заборье.

    В семье царила творческая атмосфера, все говорили о творчестве, обсуждали произведения искусства. Теперь Катерина осталась одна: отец умер, а единственная дочь живет далеко в городе. Говорить о творчестве ей не с кем.

    По хозяйству помощницей для Катерины Петровны стала соседская девчонка Манюшка. Также к главной героине иногда наведывался сторож Тихон. Он был довольно стар, об этом говорит факт, что Тихон помнил, как дом строили, и отца Катерины.

    Это интересно! Михаил Зощенко рассказ Елка: краткое содержание

    Главная героиня ежедневно думала о своей дочери. Она в глубине души желала, чтобы Настя приехала. Но…, мечты оставались мечтами. И писем дочь матери тоже в последнее время совсем не писала… Только приходили от нее денежные переводы.

    Паустовский Телеграмма - краткое содержаниеОднажды (дело было в конце октября) Катерина Петровна услышала стук в калитку сада, пошла посмотреть, надеясь, что это дочка. Оказалось, что стук главной героине послышался. Катерина Петровна вернулась в дом и стала писать письмо дочери.

    Она писала о том, что хочет ее увидеть, что желает обнять, прижать к сердцу. Письмо заканчивалось мыслью, что предстоящая зима станет для Катерины Петровны последней на этом свете.

    Далее речь идет о самой Насте. Паустовский говорит о том, что девушка занята, работает в Союзе художников делопроизводителем. Коллеги зовут девушку Сольвейг за ее светлые волосы и большие глаза, которые, к сожалению, почти всегда были холодные.

    Когда Настя получала из дома весточку, то у нее возникали двойственные чувства. С одной стороны, она считала, что если мать пишет, значит, все нормально. С другой – письма служили немым укором для невнимательной дочери. Получив очередное письмо от матери, девушка его не стала читать, потому что была очень занята на работе. Она просто положила его в сумку.

    Это интересно! Искандер рассказ Тринадцатый подвиг Геракла: краткое содержание

    При организации выставки ей на глаза попалась статуя Николая Гоголя. Выражение его лица показалось насмешливым и, вместе с тем, укоризненным. Тогда Настя решила письмо прочесть. Когда дочь узнала из письма о просьбе приехать, то она вспомнила, какой неблизкий путь ей предстоит преодолеть, и как будет плакать ее мама. Поэтому письмо она убрала пока подальше.

    Прошло две недели. Выставка прошла на «ура». В это время дочке передали телеграмму, где сообщалось, что маме остались считанные дни. Телеграмма была от Тихона. Настя сначала подумала, что ошиблись адресом. Но тень беспокойства легла на ее лицо. Кто-то спросил у нее, что произошло. Она попыталась не акцентировать на этом факте внимания. Снова на глаза девушки попалась скульптура Гоголя. Но на этот раз классик смотрел осуждающе.

    Девушка вдруг осознала, что именно мама была для нее самым близким и любящим человеком. Тогда она решила ехать в отчий дом. Как назло в железнодорожной кассе не было билетов, но, предъявив телеграмму, все-таки удалось купить билет на ближайший поезд.

    Паустовский Телеграмма - краткое содержаниеВ этот время в Заборье дела были совсем плохи. Катерине Петровне становилось все труднее дышать, а значит, жить. Соседская девочка неотрывно сидела возле умирающей. Тихон, чтобы облегчить страдания главной героини, сам пишет телеграмму от лица ее дочки, будто бы она едет к умирающей маме.

    Когда он прочитал содержание телеграммы Катерине Петровне, то она тихо сказала: «Спасибо». А после закрыла глаза и уснула, но как оказалось, умерла.

    На завтра были похороны. В доме собралось много людей, чтобы проводить старушку в последний путь. По пути на кладбище к церемонии присоединилась учительница. Она даже поцеловала руку Катерины Петровны, потому что была виновата перед собственной мамой.

    Прошло два дня. Настя приезжает в родной, но, увы, опустевший дом. Она плачет всю ночь напролет, но слезами мать не вернуть.

    Это интересно! Анализ оперы Князь Игорь: читаем краткое содержание

    Уехала девушка из родного дома так, чтобы ее никто не видел. Но никто не собирался ее ни в чем упрекать. Настю не покидало ощущение, что никто кроме матери не снимет с нее тяжелое чувство вины. Далее автор делает экскурс в прошлое главной героини и упоминает о том, что ее отец был художником. Что он построил дом в местечке с названием Заборье.

    О чем рассказ

    Паустовский рассказывает об одиночестве старых родителей, дети которых забыли о своих корнях. Это произведение можно считать образцом такой ситуации, когда дети свой долг перед родителями видят в материальном обеспечении стариков. Но стоит помнить, что родителям в преклонном возрасте важно видеть своих детей рядом, говорить с ними, прижимать к себе. Часто в жизни бывает так, что неродные люди становятся ближе, чем самые родные.

    Главные герои:

    1. Анастасия -дочь главной героини. Она работает и живет в Ленинграде, много делает для совершенно посторонних людей, но для родной матери у нее нет времени. Она предпочитает откупаться от мамы, ей некогда даже съездить навестить матушку.
    2. Катерина Петровна – старушка. Она одиноко живет в Заборье. Ей печально и тоскливо. Она ждет, что, может быть приедет, дочь. Но так и не дожидается, умирает рядом с чужими людьми.

    Паустовский «Телеграмма» — это рассказ или повесть? По жанру произведение Константина Паустовского логично отнести к рассказу.

    Причины:

    • имеется одна сюжетная линия;
    • героев немного, и все они связаны с развитием сюжета;
    • объем произведения маленький.

    Это интересно! Рэй Брэдбери рассказ Мальчик Невидимка: краткое содержание

    В современном мире набирает обороты чтение книг онлайн. Не стало исключением и произведение Паустовского. «Телеграмму» можно читать онлайн.

    Википедия содержит большую статью, посвященную личности и творчеству Константина Паустовского. В ней упоминается рассказ «Телеграмма». Речь идет о сюжете и истории создания текста.

    В школьной программе «Телеграмма» входит в перечень обязательных для чтения текстов. Кроме того, предусматривается, что ребята должны заучивать наизусть отрывок из произведения Паустовского.

    Обратите внимание! Лучше всего учить отрывок, в котором рассказывается, как Катерина Петровна получала переводы от дочери, а потом перебирала бумаги. Он позволяет ученикам глубже проникнуться основной мыслью произведения.

    Паустовский Телеграмма - краткое содержание

    Анализ

    В произведении Константина Паустовского «Телеграмма» на первый план выходят две острых проблемы, которые во все времена были важными: равнодушное отношение к родным людям и граничащая с ним проблема одиночества.

    Это интересно! Василий Шукшин: Чудик – читаем краткое содержание

    Если анализировать рассказ с точки зрения композиции, то в нем условно можно выделить 3 части:

    1. Повествует о Катерине Петровне, которая живет в местечке Заборье и ждет приезда единственной дочери.
    2. Паустовский рассказывает о жизни Насти в Ленинграде. Она занята делами, что ей даже некогда написать письмо собственной маме.
    3. Читателя ждет вполне ожидаемая развязка событий.

    С точки зрения изобразительно-выразительных средств, читатель обращает внимание на значимые детали и символы, которые помогают правильно воспринять авторскую оценку происходящего.

    Паустовского по праву называют мастером пейзажа. Не стал исключением и рассказ «Телеграмма». Посредство пейзажных зарисовок автор сумел передать грустное настроение главной героини в начале произведения.

    Обратите внимание! В финале на первый план снова выходит пейзажная зарисовка, наполненная белым светом, но с оттенком серого. Это очень символично, потому что дочка героини черствая душой. И Паустовский осуждает ее за это.

    Краткое содержание рассказа очень широко представлено на различных сайтах в сети Интернет. Читатель после знакомства с рассказом Паустовского «Телеграмма» делает определенные выводы для себя.

    Во-первых, дочка не успела на похороны самого близкого человека — своей матери. Или не хотела успеть? Так и в жизни бывает достаточно часто. Во-вторых, Настя раскаивается, но, как часто бывает в жизни, уже поздно.

    Вывод

    Если обратиться к символике имени, то в переводе с греческого Анастасия означает «воскресшая». Героиня, может, и «воскресла» душой, но в этом ей смогла бы помочь только собственная мама. Ведь мама всегда и в любой ситуации поддержит и придет на помощь. Некоторые люди слишком поздно вспоминают о том, что надо навестить своих родителей.

    Источник: znaniya.guru

    Другие герои

    Тихон – сторож пожарного сарая.

    Манюшка – дочь сапожника.

    Краткое содержание

    Октябрь был холодный, шли дожди. Катерине Петровне стало «труднее вставать по утрам и видеть все то же». Отец женщины был известным художником, он и построил этот дом в селе Заборье. Здесь Катерине Петровне не с кем было поговорить ни о картинах, ни об искусстве.

    Каждый день к ней прибегала дочь соседа, колхозного сапожника, Манюшка и помогала женщине по хозяйству. Изредка заходил сторож при пожарном сарае – тощий рыжий Тихон, заставший еще время, когда этот дом строился.

    Катерина Петровна каждый день думала о дочери Насте, которая жила сейчас в Ленинграде. Последний раз девушка приезжала три года назад. «Писем от Насти тоже не было», но раз в два-три месяца Катерина Петровна получала от нее перевод на двести рублей.

    Как-то в конце октября кто-то постучал в калитку в саду, но там никого не оказалось. В ту же ночь женщина написала Насте письмо о том, что она не переживет эту зиму. Попросила приехать хотя бы на день.

    Настя работала секретарем в Союзе художников. Художники звали Настю «Сольвейг»«за русые волосы и большие холодные глаза». Письмо она решила прочесть позже. Письма матери вызывали у нее, с одной стороны, «вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива», а с другой, становились «безмолвным укором».

    Как раз в это время Настя занималась организацией выставки молодого скульптора. В его мастерской внимание девушки привлекла скульптура Гоголя, который насмешливо и с укором смотрел на нее, словно напоминая о нераспечатанном в сумочке письме.

    Прочтя письмо матери, Настя тут же подумала о долгом пути, «неизбежных материнских слезах» и спрятала конверт в ящик письменного стола.

    Через две недели выставка состоялась. Все поздравляли скульптора и благодарили Настю. Неожиданно курьер принесла девушке телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Настя сначала подумала, что телеграмма адресовалась не ей, но в бумажной ленте значилось «Заборье». Старый художник спросил у нее, что случилось. Девушка ответила, что «Это так… От одной знакомой». Неожиданно ей снова показалось, будто Гоголь смотрит на нее, говоря: «Эх, ты!».

    Настя торопливо выбежала на улицу. Она поняла, что ее никто так не любил, «как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Девушка пошла к станции железных дорог. Билетов не было, но кассир помогла ей.

    Катерина Петровна не вставала уже десять дней, ей было трудно дышать. Манюшка шестые сутки сидела возле женщины. Тихон, чтобы как-то утешить Катерину Петровну, сам написал телеграмму и сказал, что она от ее дочери: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Женщина поблагодарила его, повернулась к стене и как будто уснула – умерла.

    На следующий день Катерину Петровну хоронили, собралось много людей. Когда гроб несли на кладбище, к ним подошла молодая учительница. Она вспомнила о своей матери и поцеловала умершую Катерину Петровну в руку.

    Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Вернувшись домой, девушка проплакала всю ночь. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

    Источник: obrazovaka.ru

    Источник: otnoscheniya.com

  • Рассказ к г паустовского акварельные краски совмещает в себе простоту формы
  • Рассказ интернет в моей жизни на английском
  • Рассказ исцеление ильи муромца
  • Рассказ интересный про розу цветок
  • Рассказ история твоей жизни