Рассказ к г паустовского теплый хлеб в подготовительной группе

Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб». Конспект занятия в подготовительной группе.

Развивающая задача: Развивать речь, мышление , память детей.
Обучающая задача: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение.
Воспитательная задача: Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Здоровье сберегающая задача: Формирование правильного поведения в коллективе
Материал: Портрет К. Паустовского, иллюстрации.

Ход занятия

Вводная часть
Звучит музыка. «Дорога добра».
Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Прослушивание песни .Понравилась песня вам? Какое настроение вызвало у вас эта песня? Я хотела бы  чтобы сегодняшнее занятие прошло в хорошем настроении, которое создала эта музыка.Основная часть
Педагог: Ребята отгадайте загадку
Рос сперва на воле в поле. 
Летом цвёл и колосился, 
А когда обмолотили, 
Он в зерно вдруг превратился. 
Из зерна — в муку и тесто, 
В магазине занял место. 

Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый. 
Он и чёрный, он и белый, 
А бывает подгорелый.
Одним из даров, выращенных человеком, является хлеб. Сегодня мне хочется познакомить вас с мудрой сказкой которую написал К.Паустовский «Теплый хлеб», а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе…

В этой сказке вы услышите слово

: кавалеристы — род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь.
Удила — это прикрепленное к ремням железо, которое вкладывается в рот лошади.
Картуз —  мужской головной убор
Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» 
Вопросы по содержанию к сказке.
— Где происходит действие сказки? (в Бережках)
— Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
— Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
— Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
— Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)
— Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)
— Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад? (мороз)
— Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
— От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
— Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
— Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)
— Кто был свидетелем разговора? (сорока)
— Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
— Как произошло примирение Фильки и коня? Что принес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
— Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)
— Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)
— Чему учит нас сказка «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)
Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».
Заключительная часть Итог 
Словесный (беседа)
Воспитатель показывает рисунок сердца, одна половина которого — синяя, другая — красная. Каким сердце было у Фильки в начале сказки и потом? Чему учит сказка, каким должен быть человек?
Раскрашиваем сердца.

Тёплый хлеб

1954

Краткое содержание рассказа

Командир кавалеристского отряда оставил в деревне коня, раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат, мельница которого давно уже не работала. Мельник, считающийся в деревне колдуном, вылечил коня, но прокормить его не мог, и тот ходил по дворам, искал еду, побирался.

По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.

В той же деревне жил со своей бабкой молчаливый и недоверчивый мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя». На любое предложение или замечание Филька хмуро отвечал: «Да ну тебя!».

Зима в том году выдалась тёплая. Панкрат сумел починить мельницу и уже собирался молоть муку, которая кончилась у деревенских хозяек.

Однажды во двор Фильки забрёл конь. Мальчик в тот момент жевал ломоть хорошо посоленного хлеба. Конь потянулся к хлебу, но Филька ударил его по губам, закинул ломоть далеко в снег и грубо крикнул на животное.

И вот после этого злорадного окрика и случились ‹…› те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Из глаз коня покатились слёзы, он жалобно и протяжно заржал, взмахнул хвостом, и на деревню налетела снежная буря. Запершись в избе, перепуганный Филька слышал «тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

Метель затихла только к вечеру, и тогда вернулась домой Филькина бабка, застрявшая у соседки. Ночью в деревню пришёл сильнейший мороз — все слышали «скрип его валенок по твёрдому снегу». Мороз сжимал толстые брёвна изб так сильно, что они трещали и лопались.

Бабка расплакалась и сказала Фильке, что всех ждёт «неминучая смерть» — колодцы замёрзли, воды нет, вся мука кончилась, а мельница работать не будет, потому что река промёрзла до дна.

От бабки мальчик узнал, что такой же лютый мороз упал на их округу сто лет назад.

Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни.

А случилось это «от злобы людской». Проходил тогда через деревню старый солдат, калека с деревяшкой вместо ноги. Попросил он хлеба в одной из изб, а хозяин, человек злой и крикливый, оскорбил калеку — бросил перед ним на землю заплесневелую корку. Тогда свистнул солдат, и «буря закружила деревню». А мужик тот злой умер «от охлаждения сердца». Видно, и теперь завёлся в деревне злой обидчик, и не отпустит мороз, пока этот человек злодейство своё не исправит. Как всё исправить, знает хитрый и учёный Панкрат.

Ночью Филька тихонько вышел из избы, с трудом добрался до мельницы и рассказал Панкрату, как обидел коня. Посоветовал мельник мальчику

«изобрести спасение от стужи», чтобы снять свою вину перед людьми и раненым конём.

Разговор этот послушала сорока, которая жила у мельника в сенях. Выскочила она наружу и полетела на юг. А Филька тем временем решил поутру собрать всех деревенских ребят и прорубить лёд у мельничного лотка. Тогда потечёт вода, закрутится мельничное колесо, и в деревне будет свежий, тёплый хлеб. Одобрил мельник Филькину задумку и решил позвать в помощь ребятам деревенских стариков.

На следующее утро все собрались, разложили костры и работали до полудня. А потом небо затянуло облаками, подул тёплый южный ветер и земля начала оттаивать. К вечеру домой вернулась сорока, а у мельницы появилась первая полынья. Сорока трясла хвостом и трещала — хвасталась воронам, что это она долетела до тёплого моря, разбудила летний ветер, который спал в горах, и попросила его помочь людям.

Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.

Панкрат намолол муки, и вечером по всей деревне топились печи, и пёкся хлеб.

Утром Филька притащил к мельнице буханку тёплого хлеба и угостил им коня. Тот сначала испугался мальчишки, но потом съел хлеб, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Все радовались этому примирению, только старая сорока сердито трещала — видно, хвасталась, что это она помирила Фильку и коня. Но её никто не слушал.

Обогащение активного словаря.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Развитие речевого творчества.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Высокий — …. (низкий)

Широкий — …. (узкий)

Храбрый — …. (трусливый)

Глупый -(умный)

Горячий – (холодный)

Умный — ….(глупый) ;

Веселый — ….(грустный);

Острый – …. (тупой);

Легкий – …. (тяжелый);

Радостный — …. (печальный)

Мягкий — (твердый);

Быстрый-(медленный);

Светлый — (темный);

Добрый – …. (злой)

— Сегодня мы познакомимся с новой литературной сказкой «Теплый хлеб». Написал ее писатель Паустовский Кнстантин Георгиевич.

— Сказка «Теплый хлеб» была написана спустя 9 лет после победы в Великой Отечественной Войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Это было очень трудное и голодное время.

Словарная работа:

— В этой сказке вы услышите слово: кавалеристы. Кто это такие? – (род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь).

— Что такое околица?- край деревни.

— Что такое плотина? – (Плотина-запруда, сооружение из земли, камня, железа, бетона и т. п., устраиваемое поперек реки для поднятияуровня воды или поперек оврага для образования искусственного пруда).

— Водяная мельница? -(механизм, приводимый в действие потоком воды, протекающим через водяное колесо для размола зерна).

Чтение сказки с показом презентации.

Физминутка.

«На водопой»

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают”.

Вопросы по содержанию:

1. Как называется сказка? («Теплый хлеб»). Кто автор? (Паустовский Константин Георгиевич.)

2. Почему сказка называется литературная? Почему это сказка, а не рассказ?

3. Как конь оказался в деревне?

4. Почему Фильке дали странное прозвище?

5. Как Филька встретил коня?

6. Что произошло?

7. Про какое бедствие рассказала бабка Фильке?

8. Как вы думаете, понял Филька свою вину перед конем?

9. Что придумал Филька для спасения деревни?

10. Какую роль сыграла сорока в спасении людей?

11. Как помирились конь и Филька?

12. Чему учит нас эта сказка?

— Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую». Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.

— Как вы считаете пословица: «Умел ошибиться – умей и поправиться» подходит к данной сказке?

Физминутка:

Коммуникативная

Чтение худ литературы

Коммуникативная

Двигательная

Коммуникативная

Коммуникативная

Ситуативный разговор

Слушанье

Беседа о прочитанном

Физминутка

Дидактическая игра

Слово педагога,

ИКТ,

дидактический материал,

демонстрационный материал

Речь детей,

Слово

СлоВО

Слово в движении

Картины с изображением

Слово

Презентация, мяч, иллюстрации

Развито владение устной речью: может выражать свои мысли, чувства и желания; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Развита звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух, умение выделять звуки в словах.

Имеет представление о детской литературе, понимает на слух тексты различных жанров детской литературы.

Сформированы предпосылки грамотности.

Тема: Чтение сказки КПаустовского «Теплый хлеб».

Цель: Познакомить детей с литературной сказкой КПаустовского «Теплый хлеб».

Задачи:1. Образовательная: познакомить детей с русским писателем К. Паустовским. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную в поведении человека, убедиться к чему приводит грубое поведение.

2. Развивающая: совершенствовать грамматический строй речи, умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.3. Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к животным и к хлебу.

Вид занятия: ознакомление с новым материалом.

Оборудование: портрет К. Паустовского, экран, проектор, видеофильм «Теплый хлеб», иллюстрации к произведению «Теплый хлеб» (на слайдах, ребус, дидактическая игра «Откуда пришел хлеб

Предварительная работа: накануне был прочитан детям рассказ КПаустовского «Кот-ворюга».

Ход занятия1. Организационный момент (3 минуты) Воспитатель показывает детям рисунок и задает вопрос:

— Ребята, внимательно посмотрите на этот рисунок и скажите, кто здесь нарисован?

Ответы детей: Кот, Кот-ворюга и тд. (могут быть разные варианты ответов)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это Кот-ворюга. Этот рассказ мы с вами прочитали вчера. Все помните содержание этого веселого рассказа?

Ответы детей: Да, помним.

По желанию 2-3 ребенка выходят и рассказывают рассказ с помощью картинок. Если есть ошибки, другие дети исправляют, дополняют.

2. Основная часть занятия. (10 минут)

Воспитатель: Ребята, любите ли вы сказки?

Ответы: Да, любим.

Воспитатель: Назовите свои любимые сказки.

Ответы детей: «Су анасы»«Колобок»«Три поосенка»«Муха – цакатуха».

Воспитатель: (показывая на портрет К. Паустовского, который висит на доске) Ребята, сегодня я хочу познакомить вас писателем К. Паустовским. Родился он в Москве. У него было 2 брата и сестра. Его отец был железнодорожником, и они часто переезжали с места на место. В последнем классе он написал свой первый рассказ. Он писал о природе. Цикл своих рассказов он посвятил детям. Его книги учат любить природу, быть наблюдательными, уметь фантазировать, быть добрыми и честными.

Один его рассказ мы уже знаем. А сегодня мы познакомимся его новой сказкой, которая называется «Теплый хлеб».

Воспитатель включает проектор. Все дети через большой экран, сидя на коврике смотрят видеофильм.3. Физкультминутка (2 минуты)

Ветерок спросил пролетая (бегут на носочках, руки на поясе)

— Отчего ты, рожь золотая? (меняют направление бега)

А в ответ колоски шелестят (остановка, руки вверх, наклон в сторону)

— Золотые руки растят! (два наклона к ногам).

После физкультминутки дети садятся на стульчики.4. Закрепление нового материала (5 минут) Вопросы по сказке «Теплый хлеб»сопровождаются иллюстрациями к сказке.1. Как называется сказка?2. Кто автор сказки?3. Кто оставил коня в деревне?4. Как звали мальчика?5. Какое прозвище имел Филька?6. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?7. Что случилось в природе после этого?8. Что случилось в деревне 100 лет назад?9. Куда послала бабка Фильку за советом?10. Что придумал Филька?11. Как произошло примирение Фильки и коня? Что принес мальчик коню?12. Чему учит нас сказка «Теплый хлеб»? Задавая вопросы, педагог с каждым ребенком работает индивидуально. Каждый ребенок отвечает на один вопрос. Если у ребенка с ответом не получается, педагог дает ему наводящие вопросы.5. Дидактическая игра. (2 минуты)

Ребус про хлеб (составить надо слово по первому звуку). Халат – лиса – ель- белка = ХЛЕБ

Воспитатель читает детям стихотворение про хлеб.6. Дидактическая игра с мячом «Откуда пришел Хлеб(3 минуты)7. Игра на время «Собери пазл»(игра на развитие логического мышления, памяти, внимания и воображения. (3 минуты) Воспитатель разделяет детей на две группы. Они на время собирают пазлы. 1группа«На поле» 2группа«Женщины пекут хлеб»8. Итог занятия (2 минуты)

Воспитатель: Ребята, мы с вами очень хорошо поработали сегодня. Узнали очень много нового и полезного. Учились через сказку КПаустовского «Теплый хлеб» быть добрыми, справедливыми, любить природу, людей, животных. Также узнали откуда приходит на наш стол вкусный, мягкий хлеб. Я надеюсь, вы эту сказку запомните надолго.

Библиографическое описание:

Рютова, Н. А. Конспект ООД по чтению художественной литературы в подготовительной группе (К. Г. Паустовский, «Теплый хлеб») / Н. А. Рютова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6654/ (дата обращения: 11.01.2023).




Цель:

Формирование у детей эмоционально-образного восприятия текста, через использование художественного слова.


Образовательная область «Познавательное развитие»


Задачи:

1) Расширять и актуализировать знания детей об эпических произведениях, в частности о сказках.

2) Формировать грамотного читателя, способного увидеть характерные черты героев;

3) Развивать умение обобщать услышанное.

4) Развивать интерес у дошкольников к чтению лучших образцов художественной литературы.

5) Развить умение анализа, синтеза и сравнения;

6) Развивать умение размышлять над поступками героев и их последствиями;

7) Развивать любознательность, наблюдательность, познавательную мотивацию и творческую активность детей.

8) Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

9) Продолжать учить детей устанавливать логическую последовательность действий опираясь на сюжет произведения.

10) Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (форма, цвет, расположение в пространстве) при помощи органов чувств: зрения, осязания.




Интеграция образовательных областей:



Образовательная область «Социально


— коммуникативное развитие»


Задачи:

1) Формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение;

2) Формировать умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

3) Воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения

4) Расширять представления детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.

5) Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, готовность к совместной деятельности со сверстниками.

6) Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание персонажам художественных произведений на примере сказки Константина Паустовского «Теплый хлеб»


Образовательная область «Речевое развитие»


Задачи:

1) Развивать свободное общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

2) Развивать диалогическую и монологическую формы речи.

3) Развивать интонационную выразительность речи.

4) Обогащать активный словарь.

5) Расширять словарный запас дошкольников.

6) Воспитывать интерес к творчеству К.Паустовского.


Образовательная область «Художественно


— эстетическое развитие»


Задачи:

1) Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на музыкальное, литературное произведение, красоту окружающего мира.

2) Развивать творческое мышление через литературные сказки.


Образовательная область «Физическое развитие».


Задачи:

1) Развивать двигательную активность, мелкую моторику.

2) Формировать и закреплять двигательные умения;

3) способствовать снятию общего утомления, моторной напряжённости мышц рук, усталости глаз;


Оборудование:

ТСО:экран, проектор, ноутбук, видеопрезентация, магнитофон, аудиозапись «Дорогою добра», сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб», портрет К. Г. Паустовского, колосья, лупы на каждого ребенка, семена пшеницы, семена ржи, готовое тесто, рисунок сердца, одна половина которого синяя, другая-красная.


Предварительная работа:

Работа в рамках педагогического проекта: «Ребенок и книга»

«Приобщение к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности.»

– Чтение сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб», рассказов о природе.

– Загадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок, скороговорок.

– Беседы на тему: «Хлеб-всему голова», «Дорога доброты» «Всё о хлебе»; «Откуда хлеб пришёл»,

– Слушание аудио сказок.

– Просмотр мультфильмов: «Берегите хлеб!», «Пекарня», «Как получается хлеб», «Слово о хлебе».

– Работа с родителями.

– Совместная продуктивная деятельность детей, родителей и педагогов: мастер — классы «Испекли мы колобок», рисунки «Колосок», «Хлебобулочные изделия», «Урожай»; организация выставок рисунков, поделок.

– Создание дидактических игр: «Откуда хлеб пришел?», лото «Парочки» и др.

– Участие детей и родителей в эстетическом оформлении группы.


Ход мероприятия:


Организационный момент:


(Дети встали в круг)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, возьмитесь за руки, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра. Поделимся хорошим настроением. Подуем на ладошки.


Проблемно-поисковый момент:



Слово воспитателя:

Ребята, а мне хорошее настроение доставляет чтение книг.


«Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый


человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных


друзей. Друзья эти — книги».

Эти слова сказал Константин Георгиевич Паустовский.

С каким произведением мы с вами вчера познакомились?

Дети: со сказкой «Теплый хлеб»

Воспитатель: Да. Давайте вспомним сказку, ответьте на вопросы:



Где происходят события?

Дети: (ответы)



Почему конь остался в деревне?

(Ответы детей)



Кто оставил коня в деревне?

(Ответы детей)


Давайте вспомним, кого мы называем «кавалеристами?»

(Ответы детей)



Кто взял раненого коня?

(Ответы детей)



Какая кличка была у Фильки?

(Ответы детей).



Почему так прозвали Фильку?

(Ответы детей)



Как поступил Филька, когда конь потянулся к куску

хлеба

?

(Ответы детей)



Что изменилось в погоде после этого?

(Ответы детей)



От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?

(Ответы детей)



Что же придумал Филька, чтобы исправить свой поступок?

(Ответы детей)

Воспитатель: Дети, давайте узнаем, смог ли Филька исправить свой проступок.



Художественное чтение (окончание произведения)


По завершении чтения, закрепление материала.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась сказка?

(Ответы детей)



Чем она понравилась?

(Ответы детей)



О чем еще рассказывает сказка «Теплый хлеб?»

(Ответы детей)

Воспитатель: А из чего пекут хлеб?

Дети: из муки.

Воспитатель: Мука появляется из зерна. Я предлагаю вам превратиться в колоски. Давайте встанем вкруг.




Физминутка





:


«Золотая рожь»

—Ветерок спросил, пролетая:(

(бегут по кругу на носочках)

— Отчего ты, рожь, золотая?

(руки вперед и в стороны)

А в ответ колоски шелестят:


(останавливаются, руки вверх, наклоны в сторону)

— Золотые руки растят!

(два наклона к носочкам)

Воспитатель




Воспитатель: (берёт в руки колоски): Что за букет у меня в руках?

Дети: Букет из колосков.

Воспитатель: Да, это колоски. Ребята, что внутри колоска?

Дети: зернышки.

Воспитатель: Правильно! А теперь я предлагаю пройти в лабораторию и рассмотреть зёрнышки.



Рассмотреть семена разных растений (на столах в








тарелочках)

Дети садятся за столы. На столах лупы и две тарелочки с зерном: пшеница и рожь. Дети рассматривают зёрна, используя лупы, трогают их руками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами тарелочки с зерном. В одной зерна пшеницы, в другой зерна ржи. Возьмите лупу и рассмотрите зерна внимательно.

Воспитатель: Возьмите зернышки, положите на ладошку. Как вы думаете, чем отличаются зёрна пшеницы от ржи?

Дети: Зёрна пшеницы круглые, а у ржи — длинные.

Воспитатель: Рассмотрели, молодцы! А что внутри зернышка? Мука. Именно из муки делается тесто.



Рассмотреть тесто.

Воспитатель: Ребята, перед вами на тарелочке тесто. Прежде чем приступить к рассматриванию теста вытрем руки влажной салфеткой. Возьмите тесто в руки, потрогайте его, помните в руках, погрейте его, скажите, какое оно?

Дети: (Ответы)

.

Воспитатель: в тесте есть такое свойство, как пластичность. Попробуйте, придать тесту разную форму. Что у вас получилось?

Дети: (Ответы)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: (Ответы)

Воспитатель: Именно так пекари пекут для нас караваи, хлеб да булки.

Воспитатель: Ребята, вы знаете пословицы про хлеб?



Чтение пословиц. Дети по одному читают

Без хлеба — нет обеда.

Будет хлеб — будет и пища.

Не трудиться — хлеба не добиться.

Без хлеба сыт не будешь.

Хлеб — всему голова.

Воспитатель: Мы с вами пришли к выводу, что без хлеба нельзя обойтись в жизни. И жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом.

Знаете, ребята, я считаю, в любом кусочке хлеба, хранится тепло рук людей, которые его вырастили.

Воспитатель: Давайте подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».

Дети: (Ответы)

Воспитатель: Именно это хочет подчеркнуть Константин Георгиевич Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой оттаявшего сердца Фильки.

Главное — Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

Воспитатель

: Как же Филька исправился?

Дети: (Ответы)


Рефлексия

Воспитатель: Как называется наша сказка? Кто ее написал?

Воспитатель показывает рисунок сердца, одна половина которого синяя, другая-красная. Каким сердце у Фильки в начале сказки и потом?

Чему учит сказка Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб», каким должен быть человек?

Дети: (Ответы)

Воспитатель: Я тоже так считаю, что это произведение рассказывает нам о том, как добрые ела помогают растопить «охлажденное сердце» и побежать «злобу людскую».


Сделайте кормушку для птиц

— например, из пакета из-под сока или пластиковой бутылки, насыпьте в нее орехов или семечек и повесьте за окном.

Я желаю всем вам, дети, пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится.

Звучит музыка «Дорогою добра».

Литература:

  1. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб». Конспект занятия в подготовительной группе.

Развивающая задача: Развивать речь, мышление , память детей.
Обучающая задача: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение.
Воспитательная задача: Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Здоровье сберегающая задача: Формирование правильного поведения в коллективе
Материал: Портрет К. Паустовского, иллюстрации.

Ход занятия

Вводная часть
Звучит музыка. «Дорога добра».

Воспитатель:

Я очень рада видеть вас. Прослушивание песни .Понравилась песня вам? Какое настроение вызвало у вас эта песня? Я хотела бы чтобы сегодняшнее занятие прошло в хорошем настроении, которое создала эта музыка.

Основная часть
Педагог: Ребята отгадайте загадку
Рос сперва на воле в поле. 
Летом цвёл и колосился, 
А когда обмолотили, 
Он в зерно вдруг превратился. 
Из зерна — в муку и тесто, 
В магазине занял место. 

Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый. 
Он и чёрный, он и белый, 
А бывает подгорелый.
Одним из даров, выращенных человеком, является хлеб. Сегодня мне хочется познакомить вас с мудрой сказкой которую написал К.Паустовский «Теплый хлеб», а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе…

В этой сказке вы услышите слово: кавалеристы — род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь.
Удила — это прикрепленное к ремням железо, которое вкладывается в рот лошади.
Картуз — мужской головной убор
Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» 
Вопросы по содержанию к сказке.
— Где происходит действие сказки? (в Бережках)
— Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
— Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
— Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
— Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)
— Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)
— Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад? (мороз)
— Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
— От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
— Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
— Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)
— Кто был свидетелем разговора? (сорока)
— Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
— Как произошло примирение Фильки и коня? Что принес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
— Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)
— Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)
— Чему учит нас сказка «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)
Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».

Заключительная часть Итог 
Словесный (беседа)
Воспитатель показывает рисунок сердца, одна половина которого — синяя, другая — красная. Каким сердце было у Фильки в начале сказки и потом? Чему учит сказка, каким должен быть человек?
Раскрашиваем сердца.

Тёплый хлеб

1954

Краткое содержание рассказа

Командир кавалеристского отряда оставил в деревне коня, раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат, мельница которого давно уже не работала. Мельник, считающийся в деревне колдуном, вылечил коня, но прокормить его не мог, и тот ходил по дворам, искал еду, побирался.

По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.

В той же деревне жил со своей бабкой молчаливый и недоверчивый мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя». На любое предложение или замечание Филька хмуро отвечал: «Да ну тебя!».

Зима в том году выдалась тёплая. Панкрат сумел починить мельницу и уже собирался молоть муку, которая кончилась у деревенских хозяек.

Однажды во двор Фильки забрёл конь. Мальчик в тот момент жевал ломоть хорошо посоленного хлеба. Конь потянулся к хлебу, но Филька ударил его по губам, закинул ломоть далеко в снег и грубо крикнул на животное.

И вот после этого злорадного окрика и случились ‹…› те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Из глаз коня покатились слёзы, он жалобно и протяжно заржал, взмахнул хвостом, и на деревню налетела снежная буря. Запершись в избе, перепуганный Филька слышал «тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

Метель затихла только к вечеру, и тогда вернулась домой Филькина бабка, застрявшая у соседки. Ночью в деревню пришёл сильнейший мороз — все слышали «скрип его валенок по твёрдому снегу». Мороз сжимал толстые брёвна изб так сильно, что они трещали и лопались.

Бабка расплакалась и сказала Фильке, что всех ждёт «неминучая смерть» — колодцы замёрзли, воды нет, вся мука кончилась, а мельница работать не будет, потому что река промёрзла до дна.

От бабки мальчик узнал, что такой же лютый мороз упал на их округу сто лет назад.

Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни.

А случилось это «от злобы людской». Проходил тогда через деревню старый солдат, калека с деревяшкой вместо ноги. Попросил он хлеба в одной из изб, а хозяин, человек злой и крикливый, оскорбил калеку — бросил перед ним на землю заплесневелую корку. Тогда свистнул солдат, и «буря закружила деревню». А мужик тот злой умер «от охлаждения сердца». Видно, и теперь завёлся в деревне злой обидчик, и не отпустит мороз, пока этот человек злодейство своё не исправит. Как всё исправить, знает хитрый и учёный Панкрат.

Ночью Филька тихонько вышел из избы, с трудом добрался до мельницы и рассказал Панкрату, как обидел коня. Посоветовал мельник мальчику

«изобрести спасение от стужи», чтобы снять свою вину перед людьми и раненым конём.

Разговор этот послушала сорока, которая жила у мельника в сенях. Выскочила она наружу и полетела на юг. А Филька тем временем решил поутру собрать всех деревенских ребят и прорубить лёд у мельничного лотка. Тогда потечёт вода, закрутится мельничное колесо, и в деревне будет свежий, тёплый хлеб. Одобрил мельник Филькину задумку и решил позвать в помощь ребятам деревенских стариков.

На следующее утро все собрались, разложили костры и работали до полудня. А потом небо затянуло облаками, подул тёплый южный ветер и земля начала оттаивать. К вечеру домой вернулась сорока, а у мельницы появилась первая полынья. Сорока трясла хвостом и трещала — хвасталась воронам, что это она долетела до тёплого моря, разбудила летний ветер, который спал в горах, и попросила его помочь людям.

Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.

Панкрат намолол муки, и вечером по всей деревне топились печи, и пёкся хлеб.

Утром Филька притащил к мельнице буханку тёплого хлеба и угостил им коня. Тот сначала испугался мальчишки, но потом съел хлеб, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Все радовались этому примирению, только старая сорока сердито трещала — видно, хвасталась, что это она помирила Фильку и коня. Но её никто не слушал.

11.12.2018

Красоткина Марина Алексеевна

Сказка «Теплый хлеб» очень поучительная сказка.Дети познакомились с уроками доброты и вежливости, научились правильно отвечать на вопросы по прочитанному, сопереживали героям произведения.

Оценить★★★★

1586

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

607060 г.Выкса, ул. Корнилова зд.97, 8(83177)3-55-11

zolotaya-fish7@yandex.ru

Конспект

регламентированной образовательной деятельности

детей 6-7 лет

по образовательной области «Речевое развитие»

тема: Чтение сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Выполнила:

Красоткина М.А.

воспитатель

высшей квалификационной категории

Городской округ город Выкса, 2018

Цель: Познакомить воспитанников с литературной сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Развивающая задача:  Развивать слуховое восприятие, память, внимание, мышление,  связную речь детей.

Обучающая задача: Познакомить воспитанников с литературной сказкой К. Паустовского «теплый хлеб». Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, делать выводы, высказывать собственную точку зрения.

Воспитательная задача: Воспитывать доброту, вежливость, культуру общения, умение признавать свои ошибки и исправлять их.

Словарная работа: кавалеристы, удила, картуз.

Материал:Портрет К.Г. Паустовского, презентация «Теплый хлеб, мяч, аудиозаписи, магнитофон.

Ход деятельности:

Мотивационный момент:

Звучит музыка. «Дорога добра».

Воспитатель: 

Я очень рада видеть вас. Понравилась песня вам? Какое настроение вызвала у вас эта песня? (ответы детей)

Пусть хорошее настроение, которое создала эта музыка, останется с нами надолго.

Воспитатель:

Ребята отгадайте загадку

Рос сперва на воле в поле. 

Летом цвёл и колосился, 

А когда обмолотили, 

Он в зерно вдруг превратился. 

Из зерна — в муку и тесто, 

В магазине занял место. 

Отгадать легко и быстро: 

Мягкий, пышный и душистый. 

Он и чёрный, он и белый, 

А бывает подгорелый.

Дети: Хлеб.

Воспитатель:

Да, верно, одним из даров, выращенных человеком, является хлеб.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы  о хлебе? (Ответы детей)

 Хлеб — всему голова! 

Без хлеба — нет обеда! 

Будет хлеб — будет и песня. 

Без хлеба не вкусно и не сытно.

Дидактическая игра «Какой хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, воздушный, ароматный)

Основная часть

Сегодня мне хочется познакомить вас с мудрой сказкой. Написал ее писатель Константин Георгиевич Паустовский (показывается портрет писателя), а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе.

В этой сказке вы услышите необычные слова:

кавалеристы — род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь.

Удила-это прикрепленное к ремням железо, которое вкладывается в рот лошади.

Картуз- мужской головной убор

Чтение: К. Паустовский «Теплый хлеб» (сопровождается иллюстрациями к сказке)

Этюды на выражение эмоций.

«Страх»

Ребята, покажите как Филька испугался.

Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи.

Мимика: Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

(повторить 2-3 раза)

«Стыд»

Покажите как Фильке стало стыдно.

Выразительные движения: Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

(повторить 2-3 раза)

«Раздумье»

Покажите, как мальчик думает как исправить свою плохой поступок.

Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

(повторить 2-3 раза)

Вопросы по содержанию.

— Где происходит действие сказки? (в Бережках)

— Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)

— Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)

— Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

-Как поступил Филька, когда конь потянулся к куску хлеба? (ударил коня по губам, бросил хлеб на снег)

— Что изменилось в погоде после этого? (метель, сильный мороз)

-Как вы думаете, почему это случилось?

-Оцените поступок мальчика.

-Почему испугался Филька после рассказа бабушки?

— Почему на эту деревню 100 лет назад упал такой же лютый мороз, –– Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады

(Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)

— Как вы понимаете – слово «лютый» (холодный, сильный, злой)

— От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)

— Каким вы увидели главного героя сказки — Фильку «молчаливым, недоверчивым, грубым»

— В самом деле, главный герой сказки — Филька — предстаёт перед нами «молчаливым, недоверчивым». А прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласковости» и даже грубости.

— Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни.Наступили холод и голод. Ребята, давайте вспомним слова, которыми писатель описывал погоду (завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, взвивались столбы снежной пыли шурша неслись ввысь.)

Да, природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конём. 

Физминутка:

Знаете, ребята, даже мне стало как то зябко, предлагаю нам немного согреться.

(песенка-игра «Три хлопка»)

Воспитатель: Вот мы и согрелись.

Ребята, как изменился Филька, узнав, что из за него может погибнуть от холода и голода вся деревня? (Филька придумал как спасти деревню от голода и холода. Вся деревня помогла Фильке скалывать лед» и помириться с конём). 

— Как произошло примирение Фильки и коня? Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)

— Чему учит нас сказка «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким).

Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Мы видим, что в Фильке проявляются воля, смекалка. Он сам придумывает выход. Вся деревня помогала Фильке исправить свою ошибку и помириться с конём. В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину.

В самом начале произведения «зима стояла тёплая», а затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Показывая нравственный путь своего героя, Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.

Рефлексия (с мячом, стоя в кругу): 

Воспитатель:

Как называется сказка? Кто ее написал?

Воспитатель показывает рисунок сердца, одна половина которого — синяя, другая — красная. Каким сердце было у Фильки в начале сказки и потом? Чему учит сказка К. Паустовского «Теплый хлеб», каким должен быть человек? (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)

Я тоже считаю, что это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».

(звучит музыка «Дорогою добра»)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/336499-konspekt-rod-dlja-detej-6-7-let-chtenie-skazk

Также вас может заинтересовать

  • Конспект занятия по обучению детей грамоте для старшей группы детского сада
  • Деревянное зодчество на Руси
  • Конспект занятия — путешествия по развитию речи «Путешествие в золотой лес» для детей средней группы
  • Путешествие по сказкам К. чуковского
  • Конспект «Путешествие по сказка»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

  • Рассказ к г паустовского телеграмма история создания особенности жанра
  • Рассказ ионыч история создания
  • Рассказ к г паустовского акварельные краски совмещает в себе простоту формы
  • Рассказ интернет в моей жизни на английском
  • Рассказ исцеление ильи муромца