Рассказ к ушинского четыре желания в подготовительной группе

Речевое развитие в подготовительной группе

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Программные задачи: Учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений, близко к тексту.

Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.

Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком и определять его место в слове.

Развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание.

Воспитывать интерес к явлениям природы.

В.: Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на рабочий лад:

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятии.

— Сегодня утром к нам в детский сад приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс посылку.

-А вы хотите посмотреть, что же там внутри?

-Но сначала мы с вами отгадаем загадки. Правильные ответы будут появляться на экране. Присядем на коврик так, чтобы не мешать друг другу. Слушаем внимательно:

игра «Времена года»

1. Сколько снега намело!

Стало чисто и светло.

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Настоящая … (зима). (слад зимы – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ЗИМА.

2. Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Наступает непогода,

Это к нам идет… (весна). (слад весны – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ВЕСНА.

3. Спеет сладкая малина

На лесной опушке,

На болоте у осины

Квакают лягушки.

И выводит соловей

Трели до рассвета.

Ночь короче, день длинней,

Наступило … (лето). (слад лета – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ЛЕТО.

4. Вот ненастный день понуро

Листьев ворох в ноги бросил,

И сереет небо хмуро,

И дождями плачет … (осень). (слад осень – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ОСЕНЬ.

— Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки и называли первые и последние звуки в словах.   Догадались,  о чем мы сегодня будем говорить?

— верно, о временах года.

(на экране — картинки, изображающие 4 времени года)

-Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)

-А как можно сказать об этом одним словом? (времена года).

— А какое у вас  любимое время года и почему? (ответы детей)

— Что ж, это очень хорошо.

/выключить проектор/

Вот и наступило время посмотреть, что же лежит в посылке: отк –ры – ва — ю, ух — ты! Да это же книга – рассказ К. Ушинского «Времена года! Здорово!

А вам, ребята, интересно узнать, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?

Сядьте удобно, спинка прямая, ножки вместе. Сейчас мы прослушаем рассказ, который называется “Четыре желания”. Написал рассказ Константин Ушинский. Ребята, я попрошу вас внимательно послушать и запомнить, чем занимался мальчик.

а) Чтение первой части рассказа.

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! » «Запиши свое желание в мою карманную книжку», — сказал отец. Митя записал»

Беседа по содержанию.

— Как звали мальчика? /Митя. /

— Что делал Митя зимой? /Катался на саночках и на коньках. /

— Каким он был зимой? /Румяным и веселым. /

— Какое желание высказал мальчик своему отцу? /Он хотел, чтобы всегда была зима. /

— Куда записали его желание? /В записную книжку. /

— Выберите модель для рассказа о зиме /поставить модель на мольберт/

— Послушайте и скажите, какой знак может стоять в конце этого предложения: Митя сказал: «Уж как весело зимой! » /Восклицательный. /

— Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака друг другу и, каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией, ваши предложения должны быть радостными, восклицательными. (Уж как /радостно, славно, прекрасно, увлекательно, отлично, хорошо, здорово/ зимой)

б) Чтение второй части рассказа.

— Слушайте продолжение.

«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была! » Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание»

Беседа по содержанию в виде загадывания загадки на экране (последовательно «выплывают» буквы: В…Е…С…Н….А)

— Сейчас мы с вами попробуем отгадать весеннюю загадку. Ваши правильные ответы, помогут отгадать зашифрованное слово.

— Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? /Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками. /

— Какие были бабочки? /Бабочки были пестрые. /

— Что мальчик рвал на лугу? /Мальчик рвал цветы. /

— Как мальчик говорил о весне? /Что за прелесть эта весна! /

— Куда Митя записал свое желание? /Митя записал свое желание в записную книжку. /

— Молодцы! Все правильно отгадали.

— Прочитайте, какое слово получилось. /Весна. /

— Выберите схему для рассказа о весне. /поставить схему на мольберт/

в) Чтение третьей части рассказа.

«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! » И это желание Мити было записано в ту же книжку».

Беседа по содержанию.

— Куда отправился Митя с отцом летом? /На сенокос. /

— Как мальчик веселился весь день? /Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене. /

— Что сказал Митя отцу вечером? /Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было! /

— Куда было записано желание мальчика? /В записную книжку. /

— Подберите схему о лете. /поставить схему на мольберт/

игра «Подбери признак»:

-лето (какое?)- жаркое, теплое, солнечное, красивое и т.д.

— зима (какая?) — белоснежная, лютая, суровая, долгая, студеная, белая и т.д.

— осень (какая?)- золотая, дождливая, урожайная, скучная, богатая и т. д.

— весна (какая?) — долгожданная, теплая, ранняя, зеленая, свежая, цветущая

г) Чтение четвертой части рассказа.

— Слушайте, что было дальше.

«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года! » Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете»

Беседа по содержанию.

— Какое время года наступило? /Осень. /

— Что делали люди в саду? /Собирали румяные яблоки и желтые груши. /

— Какое было настроение у Мити? /Митя был в восторге! /

— Что мальчик говорил отцу? /Осень – лучше всех времен года! /

— Что сделал отец? /Показал сыну записную книжку, где было записано, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. /

— Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним. 
Что означает слово румяный? (красный, алый).
Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
Что значит, восторг (веселье, радость).
Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка) 
А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались 
(ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома 
(руки вверх),
Хорошо когда зима 
(прыжки на месте)!
Бабочки порхают 
(руки в стороны),
Цветы зацветают 
(наклоны вперед).
Всюду, всюду красота 
(руки вверх),
Что за прелесть весна 
(прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе 
(руки в стороны),
В речку удочку забросим 
(руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем 
(руки за голову).
Жаркая стоит погода 
(руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (
руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (
прыжки на месте)!

— Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я буду выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.

(повторное чтение)

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Ребята, как вы думаете, какая модель подойдет? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Какая модель подойдет к этой части, как думаете? (бабочку, цветок, книжку).

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный  день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Как думаете, какую модель выбрать сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

— Ребята, вот модели. Соединив их вместе, получился рассказ в моделях.  
Для вас эти модели являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке? Да.
Кто хочет рассказывать начало рассказа?

Кто продолжит?

Кто будет рассказывать о лете?

Кто закончит рассказ?

(вызвать 4 детей)

— Слушайте внимательно друг друга, каждый будет рассказывать об определённом времени года. Один начнёт, другой продолжит, и так по порядку.

(рассказы детей)

— Спасибо, ребята. Вы точно передали текст.

-А сейчас кто-нибудь один сможет пересказать рассказ целиком.

-Молодцы, дети, очень подробно рассказали.

-Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, — а осенью еще лучше.

Предлагаю поиграть в игру «Составь предложение».

— на, зимой, кататься, весело, санках.

— на, хорошо, лугу, весной, зеленом.

— много, в, летом, лесу, ягод.

— яблоки, осенью, и, поспевают, груши.

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
— Кто написал рассказ? (К.Д. Ушинский).

— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

— Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Рефлексия

— Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
Когда я буду показывать вам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).

Образовательные задачи:

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.
  • Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,
  • числе и падеже.
  • Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки.
  • Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение
  • Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

  • Формировать доброжелательность, инициативность.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

Методические приемы:

  • беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические
  • упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде
  • картинно-графического плана, физминутка, сюрпризный момент.

Виды детской деятельности:

  • коммуникативная,
  • двигательная,
  • восприятие художественной литературы,
  • игровая.

Материал:

  • Рассказ К.Ушинского «Четыре желания»,
  • мнемотаблицы,
  • картинки с изображением разных времён года, блокнотики для детей.

Презентация

Ход занятия

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.

— Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.

Сегодня утром к нам в гости приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс конверт.

— Что же там внутри? (загадка).

В светлице живут четыре сестрицы:
Одна от горя седая,
Другая зеленая, молодая,
Третья жаркая, пряная,
Четвертая желтая, румяная.
(времена года)

— А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

— Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

— Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

— Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

— Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

— Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру. Я буду говорить вам начала предложения, а вам предстоит его закончить, используя противоположное по смыслу слова.

Летом погода тёплая, а зимой …(холодная)

В сентябре ранняя осень, а в ноябре …(поздняя)

Облако лёгкое, & туча (тяжёлая)

Летом дни длинные, а зимой дни …(короткие)

Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).

Осенью насекомые засыпают, а весной …(просыпаются)

Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)

В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день…(грустное)

Урожай бедный, а наоборот …(богатый)

Яблоко кислое, а наоборот… (сладкое)

Летом идёт дождь, а зимой… (снег)

II. Основная часть

1. Объявление темы

— А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

— Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)

— Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать? Я попрошу Вас быть очень внимательными.

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

2. Первичное чтение

Чтение рассказа.

3. Беседа с детьми

— На доске вы видите схемы-подсказки. С их помощью, мы запишем план нашего рассказа. Который потом поможет нам пересказать рассказ как можно более точно.

— О чём говорится в этом рассказе? — (о разных временах года)

— О каком времени года в рассказе говориться первым? ( о зиме)

— Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?- (Ответы детей)

— Чем Мите понравилась зима? — (Ответы детей)

— О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)

— Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)

— Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)

— Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)

— Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)

— Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

— Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)

— Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как Мите? (Ответы детей)

— Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)

— Ребята, какой же можно сделать вывод — какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

4. Словарная работа (работа по тексту)

— Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.

—Что означает слово румяный? (красный, алый).

—Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

—Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много).

—Что значит, восторг (веселье, радость).

— Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено).

— Ребята‚ а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

— Молодцы!

5. Физльтминутка

— А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх,)
Хорошо, когда зима (прыжки на месте!)
Бабочки порхают (помахать руками,)
Цветы зацветают (наклоны вперед),
Всюду, всюду красота (разводят руками,)
Что за прелесть весна (прыжки на месте!)
Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы,)
В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед,)
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (обмахиваются,)
Лето — лучшее время года (прыжки на месте!)
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень — лучшее время в году (прыжки на месте!)

6. Вторичное чтение с установкой на пересказ. Повторение теста с демонстрацией мнемотаблиц

— Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. Поможет вам в этом план, составленный нами на доске.
(При вторичном прочтении, обостряется внимание детей на составленном из мнемотаблиц плане.)

—А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

— А сейчас я буду читать рассказ еще раз, а вы не забывайте обращать внимание на таблицы. В правильном ли порядке мы их расположили?

— Итак‚ слушайте очень внимательно.

1. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! ”

— Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.

(таблица: модель времени года, санки, коньки, карманная книжка).

2. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу,
нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал,
чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

(таблица: модель времени года, бабочка, цветок, карманная книжка).

3. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился
мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

(таблица: модель времени года, рыбу, копну сена карманная книжка)

4. Наступила осень. В саду собирали плоды _ румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 (таблица: модель времени года, яблоко, грушу, книжку).

— Ребята‚ мы верно составили с вами схемами этот рассказ? (Ответы детей)

— Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.

— Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

— Кто продолжит?

— Кто может рассказать историю с начало до конца?

III. Заключительная часть

Итог занятия

— Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)

— Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).

— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

— Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Сюрпризный момент

— За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.

— До свидания!

Сказка «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

«— Запиши твоё желание в мою карманную книжку», — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна, Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному

лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

* Используемые во время занятия мнемотаблицы.

НОД «Четыре желания»

Автор: Мухаева Любовь Юрьевна

Организация: МКДОУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида»

Населенный пункт: Курганская область, г. Шумиха

Цель: Научиться пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий:

Задачи:

1) закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в словах и предложениях

2) развивать навык работы по развитию речи с использованием мнемотехники

3) развивать слуховое внимание память, мышление, в умении слушать и отгадывать загадки;

4) воспитывать интерес к художественной литературе

5) воспитывать умение внимательно слушать выступления товарища

Предварительная работа: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

Материалы и оборудование: графические схемы (мнемодорожки), картины с изображением времен года, мольберт, текст, загадки, фломастеры, расчерченные полоски бумаги, аудиозапись рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Вос-ль: Дети, сегодня занятие не обычное, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. Поздоровались – больше внимания на гостей не обращаем.

Для начала встанем в круг, Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть, Можно встречу начинать!

Психо –гимнастика:
Мы руками хлоп, хлоп;

Мы ногами топ, топ;

Мы плечами чик, чик;

Мы глазами миг, миг

Вправо, влево повернись,

И друг дружке улыбнись.

Вос-ль: Ребята, мы улыбнулись друг другу. Настроение у нас сегодня замечательное, потому что за окошком солнечный, теплый денек. А какое время года у нас сейчас?

Дети: Осень

Вос-ль: Осень на дворе. А давайте сейчас вспомним все времена года. А помогут нам в этом загадки.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?- спросим,

И ответим вместе: (Осень)

Скоро, скоро прилечу,

На метелях к вам примчу,

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу (Зима)

Дует теплый южный ветер

Солнышко все ярче светит,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся. ( Весна)

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке. (Лето)

(Воспитатель вывешивает поочередно картинки с изображением каждого времени года и обращает внимание на красоту природы, в соответствии с сезоном).

Вос-ль: Чем можно заниматься в каждое время года?

Дети: Осенью — играть с опавшими листочками, собирать осенние букеты, собирать овощи и фрукты…, зимой — кататься с горки, возить друг друга на санках, играть в снежки, лепить снеговика, весной — играть в мяч, собирать подснежники, любоваться одуванчиками, пускать по ручейкам кораблики, летом — ездить на дачу, купаться в речке, ловить рыбу,..

Вос-ль. Каждое время года по-своему хорошо.

( Дети садятся за столы)

Гимнастика для глаз:

Нарисуем лето, (рисуем пальчиками на столе)

Красной краской солнце (в воздухе рукой)

На газонах розы (сжимаем пальцы)

На лугах покосы (разжимание и сжимание пальцев)

Синей краской небо (пальчиками в воздухе)

И ручей певучей (рисуем на столе двумя руками)

Вос-ль: Сегодня я предлагаю вам вспомнить рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания», который мы читали вчера.

В нем рассказывалось о мальчике по имени Митя, которому нравились все времена года по- своему.

Вос-ль: Ребята, этот рассказ мы с вами постараемся пересказать. А что бы нам ничего не забыть, давайте нарисуем схемы-дорожки. Первую дорожку нарисую я. Остальные нарисуете вы сами.

Воспитатель включает аудиозапись первой части рассказа, беседует с детьми и выставляет мнемодорожку.

Вос-ль:

-О каком времени года говорится вначале рассказа? (обозначим зиму снежинкой)

— Что делал Митя на прогулке зимой? (нарисуем — горку, реку)

— Какой прибежал Митя домой и что сказал отцу? (веселая рожица, сердечко и снежинка)

-Куда посоветовал отец записать свое желание? (книга)

Вос-ль: Возьмите полоску бумаги и будем дальше рисовать подсказки.

(Воспитатель включает аудиозапись второй части рассказа, беседует с детьми.)

Вос-ль:

-Какое время года настало после зимы? (капелька)

— Что делал Митя в весеннем лугу? (бабочка, цветок)

-Что сказал Митя отцу? (сердечко и капелька)

-И, что снова сказал Мите отец? (книга)

Вос-ль: Ребята, а кто помнит физминутки о весне? Выходите на ковер, будем отдыхать и физминутки про весну вспоминать.

Солнце, солнце высоко (стоят на цыпочках, руки тянут вверх)

Нам от солнышка тепло (поглаживание ладонями лица)

Тает снег от лучей (приседание)

Звонко побежал ручей (бег по кругу)

Вы за ручейком бегите

Лужи все перешагните (ходьба по кругу)

(Воспитатель приглашает детей снова за столы)

Вос-ль: Возьмите еще одну полоску бумаги.

Воспитатель включает аудиозапись третей части рассказа.

Вос-ль: Вспоминайте, про какое время года говорилось в рассказе дальше? (травка)

-Чем занимался Митя на сенокосе? (коса, рыба, ягода, стог сена)

— Что сказал Митя отцу? (улыбка)

-Куда записал Митя свое желание? (книга)

(Воспитатель включает четвертую часть рассказа.)

Вос-ль: Возьмем еще одну полоску бумаги и вспомним, что говорилось в рассказе об осенней прогулке Мите.

-Как лучше изобразить осень? (дерево и редкие листики на нем)

-Что делал Митя в осеннем саду? (яблоки и груши)

-С каким настроением Митя пришел к отцу? (человечек, с поднятыми руками)

-Что показал отец Мите? (книга).

Вос-ль: Какие дорожки-схемы у нас получились интересные, и думаю, рассказывать по ним будет очень удобно. Давайте сделаем зарядку, чтобы уставшие пальчики отдохнули.

Пальчиковая гимнастика: ( Соединять поочередно пальцы)

Здравствуй, солнце золотое! (большой с остальными)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую.

Пересказ рассказа К. Д.Ушинского с опорой на мнемодорожки по цепочке (ребенок рассказывает об одном времени года).

Итог:

Воспитатель: Понравился вам рассказ?

А у вас есть любимое время года? Почему именно это время года нравится?

Ребята, я предлагаю забрать сегодня свои схемы-дорожки домой и рассказать маме и папе о мальчике Мите.

Источник: «На основе примерной образовательной программы

«От рождения до школы» автор Н.Е. Веракса.

Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие 4е изд.М- Айрис-пресс 2008г.

Сикачева Т. «Пальчиковые гимнастики»

К.Д. Ушинский «Четыре желания»

Приложения

Константин Ушинский «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.

— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна.

Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

— Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето.

Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень.

В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времен года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то- же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,6 КБ

Опубликовано: 21.01.2021

17.11.2014

Конспект по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ К.Ушинского «Четыре желания»

Посикунова Татьяна Александровна

Данный материал поможет воспитателю научить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.
2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
3. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
4. Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
5. Закреплять умение произносить фразу с разной силой голоса.

Оценить★★★★

3218

Содержимое разработки

Конспект по развитию речи в подготовительной группе.

Пересказ К.Ушинского «Четыре желания»

Цель:

Учить передавать связно, последовательно пересказ текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.

Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.

Закреплять умение произносить фразу с разной силой голоса.

Оборудование: Иллюстрации о временах года(картины природы, игры детей), мяч, графические схемы для пересказа;

Ход занятия: Воспитатель загадывает загадки о временах года.Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно) сюжетные картинки.

Воспитатель: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)

 Чтение рассказа.

Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»

—Запиши свое желание в мою карманную книжку, -сказал отец. Митя записал.

Беседа по содержанию.

Как звали мальчика? (Митя)

Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

Каким он был зимой? (Веселым и румяным)

Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

—Куда записали его желание? (В записную книжку)

Воспитатель: Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Воспитатель:

Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)

Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)

Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

Читаем дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длин ный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

—Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету
конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Воспитатель:

Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал яго ды, кувыркался в душистом сене.)

Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)

—Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и

желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года!»

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Воспитатель:

Какое время года наступило? (Осень.)

Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и жел тые груши.)

Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)

Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года!)

Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

После повторного чтения рассказа предлагаю четырем детям пересказать его, чтобы каждый рассказывал об одном времени года. Далее предлагаю детям рассказать о своем любимом времени года.

Физкультминутка:

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

После повторного чтения рассказа предлагаю составить опорную схему для пересказа. Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать картинки на мольберте.

Повторное чтение рассказа (выборочное чтение).

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
Ребята, с вашей помощью я нарисовала 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.  
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?
Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?

Выходит 4 человека.

Далее предлагаю детям рассказать о своем любимом времени года.

Д/игра: «Подбери слово»

Дети встают на ковре, воспитатель, бросая мяч ребенку предлагает закончить предложение словом, подходящим по смыслу:

Утром светлее, а днем еще…(светлее)

Вечером темно, а ночью еще..(темнее)

Осенью холодно, а зимой еще..(холоднее)

Весна теплая, лето еще..(теплее)

Весной солнце светит ярко, а летом еще..(ярче)

Весной птицы поют звонко, а летом еще..(звонче)

Трава зеленая, а после дождя еще..(зеленее)

После игры дети самостоятельно образуют степени сравнения чистый (чище, более чистый), светлый (светлее, более светлый).

Дидактическая игра: «скажи наоборот»

Большой -…маленький

Хороший- …плохой

Холодный -…теплый

Говорить-…молчать и т.д.

Воспитатель предлагает вспомнить, как Митя в рассказе радовался приходу каждого времени года, и произнести фразы с разной силой голоса(шепотом, тихо), с разной интонацией.

Итог занятия.

С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
Кто написал рассказ? (К.Д.Ушинский).
Дома вы можете рассказать рассказ своим родным. Я очень вами довольна.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/76596-konspekt-po-razvitiju-rechi-v-podgotovitelnoj

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

МКДОУ Нововоронежский детский сад №8

Конспект НОД

«Чтение и пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

с опорой на морфологическую таблицу

в подготовительной группе

Воспитатель: Бредихина Раиса Константиновна

Формы и методы ООД:

коммуникативная (беседа, вопросы);

двигательная (физкультминутка);

восприятие художественной литературы (чтение рассказа).

Форма организации: общегрупповая.

Цель: учить детей связному последовательному пересказу текста с использованием морфологической таблицы.

Задачи

— Обучающие:

активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года;

учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;

учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план;

закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу;

учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.

— Развивающие:

развивать коммуникативные и речевые навыки;

развивать память, внимание, мышление, творческое воображение;

развивать фонематический слух.

— Воспитательные:

формировать доброжелательность, инициативность;

воспитывать умение слушать ответы других детей;

воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа: беседа о временах года; загадывание загадок; рассматривание репродукций художников с изображением разных времен года, состояний в природе.

Оборудование и материалы: рассказ К. Ушинского «Четыре желания»; картинки с изображением разных времён года; доска; морфологическая таблица; блокноты для детей; портрет писателя К.Д. Ушинского.

ХОД НОД

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами пальчиками.

Пальчиковая игра:

1, 2, 3, 4 — мы снежок в руках лепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз подбросим, два — поймаем, три — уроним

И сломаем.

А сейчас отгадайте загадки.

Снег на полях, Тает снежок, Солнце печет, Пусты поля

Лед на реках, Ожил лужок, Липа цветет, Мокнет земля

Вьюга гуляет, День прибывает, Рожь поспевает, Дождь поливает

Когда это бывает? Когда это бывает? Когда это бывает? Когда это бывает?

(зимой) (весной) (летом) (осенью)

На доске стоят картинки «Времена года»

— Скажите, что изображено на картинках? Что можно сказать об этом одним словом? (времена года)

Давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

Зима какая? (снежная, холодная, белая)

— Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, звонкая)

Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

Осень какая? (золотая, дождливая, богатая)

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом про мальчика Митю и узнаем, как он вел себя в разное время года.

— Рассказ называется «Четыре желания» и написал его К.Д. Ушинский.

Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик.

(Чтение рассказа)

Беседа по содержанию:

Воспитатель: Что я вам прочитала: сказку, рассказ или стихотворение? Как вы догадались, что это рассказ? (ответ детей) (рассказ так как рассказана история из жизни, то, что было на самом деле)

Словарная работа по тексту:

Ребята в рассказе есть слова, значения которых давайте уточним:

Что означает слово румяный? (

красный, алый)

Как понять словосочетание «в

волю

набегался», «повеселился вволю» (

достаточно много)

Что значит восторг? (веселье, радость)

Что такое сенокос? (косьба травы на сено)

Что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

А сейчас давайте отдохнем.

Игра в кругу: «Бывает — не бывает»

Я читаю предложение если это правда, то хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами: снег зимой, мороз весной, листопад весной, дождь летом, медведь гуляет зимой по лесу, подснежники растут осенью, купаться летом в реке, гром гремит зимой, Новый год весной.

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ, составление морфологических таблиц к тексту.

— Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить так, чтобы потом можно будет пересказать точно. Полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать.

— А сейчас я буду читать по частям, и мы будем его с вами записывать схемами. И так, слушайте сначала.

1) Наступила зима…

о каком времени года говорится в этой части? (поставить картинку со временем года зима).

— ребята, что можно нарисовать? (горку, санки, коньки, карманную книжку).

(ставить рядом чистый лист) Слушайте продолжение.

2) Пришла весна…

— о каком времени года говорится в этой части? (ставим картинку времени года весна)

— что мы нарисуем сейчас? (бабочка, цветы, книжку) (ставим следующий чистый лист) Слушаем дальше.

3) Наступило лето…

— о каком времени года говорится в этой части? Что мы нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоды, книжку) (ставим следующий лист).

4) наступила осень…

— о каком времени года говорится в этой части? (ставим картинку времени года осень)

Предлагайте, что можем нарисовать сейчас? (грушу, яблоко, книжку)

— ребята, мы записали схемами этот рассказ. Для вас эти схемы являются планом рассказа, они помогут пересказать текст последовательно, выразительно.

Физминутка

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Воспитатель: Кто хочет рассказать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа. Кто продолжит? Кто может рассказать от начала до конца?

3-4 пересказа

Рефлексия

Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг. С каким произведением мы сегодня познакомились? (рассказ «Четыре желания») А кто написал? ( К.Д. Ушинский)

— дома вы расскажете этот рассказ своим родителям. Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы отвечали правильно на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика — веселый и грустный.

Когда будете показывать веселый смайлик — подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным.

Что вы узнали нового? (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик, что было для вас трудным, что не понравилось? (показываю грустный смайлик)

А сейчас я вам подарю записные книжечки, в которые вы сможете записывать свои желания.

  • Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться
  • Рассказ к пословице ученье свет а неученье тьма 5 класс
  • Рассказ как варили кашу мальчики
  • Рассказ к пословице поспешишь людей насмешишь короткий
  • Рассказ как бобик разбил чашку