Рассказ как бобик разбил чашку

                                  НОД по развитию связной речи

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Цель.

Коррекционно-обучающие:

Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы, подбирать имена прилагательные к именам существительным, образовывать имена прилагательные от глаголов, использовать средства межфразовой связи, составлять предложения с предлогами, произносить предложения с вопросительной интонацией,

Коррекционно-развивающие:

развивать память, внимание, логическое мышление,

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать честность.Оборудование. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка», чашка, мяч, фартук для мамы, жилет для сына, фишки. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка» из пособия для воспитателей и логопедов Филичевой Т. Б., Каше Г. А. «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение,1989.
Картинка №1 – Мальчик выронил чашку, собака лежит на коврике.
Картинка №2 – Мама показывает на осколки чашки, спрашивает: «Кто разбил чашку?», сын показывает на собаку.
Картинка №3 – Мама выгоняет собаку на улицу. На улице зима, лежит снег, холодно.
Картинка №4 – Собака царапает лапами дверь, просится домой.
Картинка №5 – Собака сидит под окном, мальчик смотрит на нее из окна.
Картинка №6 – Сын подходит к маме и рассказывает о том, что это он разбил чашку.
Предварительная работа. Разучивание пословиц и поговорок о правде и лжи.                                                       Ход занятия.1.Организационный момент.
Психогимнастика «Мое настроение».
— Покажите, как вы обрадовались, испугались, обиделись, расстроились, успокоились.
11.Сообщение темы.

— Сегодня мы с вами поговорим о правде и лжи. Скажите, чем правда лучше лжи? Вспомните пословицы и поговорки о правде и лжи.
Дети называют пословицы и поговорки:

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»,
«Правда дороже золота»,
«Правда светлее солнца»,
«Правда со дна моря выносит»,
«Правдой мир держится»,
«Вранью короткий век»,
«Ложь света боится»,
«Ложь человека не красит».

Логопед показывает детям красивую чашку.

— Посмотрите, какая чашка появилась у нас в группе. Она поможет нам понять, чем правда лучше лжи. Расскажите, какая она.

Дети описывают чашку, подбирая имена прилагательные к слову «чашка»:
чашка (какая?) – хрупкая, красивая, новая, большая, широкая, тяжелая, белая, скользкая.

— С одной из подружек этой красивой хрупкой чашки произошла удивительная история. Давайте с ней познакомимся.

111.Работа над рассказом.

1.Рассмаривание картинок, ответы на вопросы.

Кто нарисован на первой картинке? Придумайте, как зовут мальчика, собаку. Что случилось с чашкой?
Кто нарисован на второй картинке? Что лежит на полу? Как вы думаете, о чём спросила мама мальчика? Что он ответил?
Посмотрите на третью картинку, скажите, как мама поступила с Бобиком? Какая погода стояла на улице?
Кто нарисован на четвертой картинке? Что делает собака?
Рассмотрите пятую картинку, где сидит собака? Кто выглядывает в окно?
Посмотрите на шестую картинку, кто пришел к маме? Для чего сын пришел к маме?

Логопед смешивает картинки, предлагает детям расставить их в правильном порядке. Дети расставляют картинки, затем отвечают на проблемные вопросы.

Правильно ли сделал Дима, когда сказал, что это Бобик разбил чашку? Почему он так поступил? Что почувствовала мама, когда узнала, что собака разбила чашку? Бобик понял, за что его наказали? Что он чувствовал, когда сидел под окном? Что почувствовал Дима, когда выглянул в окно? Это хорошо – обманывать?

2.

Составление предложений, использование средств межфразовой связи.

— Как можно назвать мальчика? (Дима, сын, он, мальчик)
— Как можно назвать собаку? (Бобик, пес, он, собака, верный друг).

Дидактическое упражнение «Замени слово».

Дети повторяют предложения «Дима выглянул в окно», «Бобик сидит под окном», заменяя слова «

Дима», «Бобик».

3.Объяснение значения слова «осколки».

— Когда чашка разбилась, она распалась на мелкие острые кусочки. Кусочки разбитых предметов, которые сделаны из стекла, фарфора, глины называются осколки. Они имеют острые края. Если неаккуратно взять осколки в руки, можно порезаться. Не берите осколки в руки. Если вы разбили какой-то стеклянный или глиняный предмет, позовите взрослых, они помогут убрать осколки.

Дети повторяют слово «осколки», отхлопывая его ритм.

— Что увидела мама на полу? (Мама увидела осколки чашки.)

4.

Образование имен прилагательных от наречий, глаголов, подбор имен прилагательных к именам существительным.

— Сейчас мы расскажем, какими были мама, Дима, Бобик – герои нашего рассказа.

Дима побоялся сказать правду. Он был трусливым.

Аналогично логопед объясняет значения слов: грустный, смелый, честный, правдивый, сердитая, справедливая, добрая, грустная, веселая, довольная, печальная, расстроенная.

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Дети повторяют названия качеств человека, затем образовывают их самостоятельно.

Логопед бросает мяч, говорит: «Мама поступила справедливо, значит, она какая?»

Ребенок отвечает: «Справедливая».

5.

Составление диалога мамы и сына, отработка вопросительной интонации.

— Что спросила мама, когда увидела осколки чашки? (Кто разбил чашку?)
— Послушайте, как можно задать этот вопрос. Определите, когда я скажу строго, удивленно, весело, грозно.


Логопед произносит вопрос по-разному, дети определяют как он произнесен.

— Попробуйте сами произнести вопрос мамы строго, удивленно, весело, грозно.
— Подумайте, что сказал сын, когда пришел к маме? Что ответила мама?
Дети подбирают реплики, разыгрывают диалог мамы и сына.

6.

Развитие общей моторики. 

— Как вы думаете, Бобик простил Диму? (Да.)
— Давайте поиграем так, как это делает Бобик, когда у него хорошее настроение.

Бобик
Вот он крутится волчком.
Бобик, Бобик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор,
То на речку, то во двор.
То дежурит у ворот –
Словом дел невпроворот. (По А. Прокофьеву.)

Дети выполняют движения соответственно текста.

7.Составление плана рассказывания, подбор названия рассказа.

Дети придумывают название рассказу. Логопед напоминает детям последовательность событий в рассказе.

8.Составление рассказов детьми.

Дети составляют рассказ, надевая костюмы мамы (фартук), сына (жилет).
Логопед предлагает детям рассказывать индивидуально, парами, по цепочке.
Логопед оценивает рассказ каждого ребенка.

1V.Подведение итогов.

— Молодцы, ребята. У вас получились хорошие рассказы. Я надеюсь, вы поняли, почему правда лучше лжи.

В течение всего занятия за каждый правильный ответ дети получали фишки. Логопед предлагает детям подсчитать фишки, которые они получили, определить, у кого их больше.

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ

РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

М.К.ДОУ
д/с №4

Общеразвивающего
вида р.п. Таловая

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ
РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ «БОБИК»

ВОСПИТАТЕЛЬ:
ЗАКУРДАЕВА В.В.

2017 г.

Тема:
Составление
рассказа по сюжетным картинкам «Бобик».

Цель:
учить составлять повествовательный рассказ по картинкам,придумывать
предшествовавшие и последующие события; развивать творческое
воображение,память, словесно-образное мышление.

Обогощать
словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать
образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения,
метафоры.

Продолжать
знакомить детей с домашними животными, их повадками.

Формировать
умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Учить
заботиться о домашних животных.

Словарная
работа:
замерзшая,
продрогшая, брошенная,преданная другом, понурая.

Оборудование: мольберт, сюжетные картинки
«Бобик», грамзапись «Пропала собака».

Предшествующая
работа:
беседа
на тему «Животные наши помощники»; чтение художественного произведения Л.
Толстого «Пожарные собака», А. Барто «На заставе», З. Александрова «Дозор»,
«Щенок»; разучивание песни «Вот какой щенок»; рассматривание картины «Собака-
санитар»; просмотр мультфильма «Мухтар».

Ход
занятия:

Дети сидят на стульях. Звучит грамзапись песни «Пропала собака»


ком эта песня?(о собаке)

-Правильно
ребята!Сегодня мы с вами поговорим о  наших четвероногих друзьях и помощниках-
собаках.

Мы с
вами уже читали много произведений о собаках, беседовали. Давайте вспомним
какие стихи вы знаете о собаках.

Расскажу про собаку,

Про то как верна людям собака

Во все времена.

Про то, как была человеком приручена,

О том, сколько дел собаке поручено.

-Какие
дела может выполнить собака?

Вот первую дали собаке  работу-

Жилье охранять и ходить на работу

Собака о дне не скучала вчерашнем

И стала хорошим животным домашним.

-Что
вам извесно о взаимоотношении человека и  собаки? «Собака-друг человека»

-Почему
так говорят?

-Как
вы понимаете это выражение?

А
теперь послушайте как собака помогает человеку в жизни.

У нас уважают собаку недаром

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапером

Порою собаки

На танки фашистов бросались в атаки.

Собака
понимает человека, но и человек должен понимать собаку.


Как по поведению собаки можно узнать о её настроении (если собака виляет
хвостом- то она приветствует вас , если  скалит зубы- злится).

Физкультминутка:
дети поют
песню «Вот какой Щенок»

-Дети,
вы знаете, что писатели написали много рассказов о собаках, композиторы- песен,
а поэты- стихи. А вот мой знакомый художник нарисовал такой рассказ по
картинкам.

-Посмотрите
на них внимательно ( не по порядку ставлю картинки).

-Что
вы видите на первой картинке, второй,…..

-По
порядку ли стоят картинки? А теперь я попрошу вас расставить картины по
порядке.

Дети
ставят картины по порядку. Давайте теперь составим рассказ, назовем мальчика-
дадим ему имя, собаку.

-Что
же произошло в этой семье?

-Сколько
главных героев в этом рассказе?

Далее
воспитатель дает образец рассказа.

Дело
было так.

Бобик
спал спокойно на мягком пушистом коврике в углу комнаты. Серёжа приходил мимо
собаки. В руках у него была красивая чайная чашка.Чашка выскользнула у него из
рук и упала на пол.

Когда
мама вошла в камнату , то  увидела на полу разбитую чашку. Она спросила: « Кто
разбил чашку?»

Мальчик,
опустив глаза вниз, показал на Бобика.

Мама
рассердилась. Хмурая и сердитая мама открыла дверь на улицу и выгнала Бобика.
Печальный и понурый он поплелся на улицу. Там было холодно и ветренно,  потому
что стояла зима.

Собака
стала стучать в дверь лапами и просилась войти в комнату, но дверь ей никто не
открывал. Она не понимала, за что  её наказали.

Мальчик
подошел к окошку. На холодном снегу он увидел одинокую, замерзшую, печальную,
брошенную другом собаку. Ему стало стыдно, он понял, что поступил с Бобиком
жестоко, предательски, и тогда он решил идти к маме и рассказать всю правду.

Хотя
мальчику было трудно признать свою ошибку, но он нашел в себе силы и рассказал
всю правду маме.

Мама
внимательно выслушала сына, улыбнулась. Ей стало легче на душе, потому что она
поняла, что у неё растёт честный и правдивый сын. Настроение у неё стало
прекрасным.

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха

(Саша, 2 класс)

Диагноз: двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость.

АD — 2 ст. (63 Дб) АD аппарат l раб. с/а=3-4 м l раб. б/а=1,5 м

АS – 2 ст.(67 Дб) l рез. c/а= до 4м l рез. б/а= до 2м

а) Развитие слухового восприятия (1-е занятие)

Текст: «Бобик» (серия сюжетных картинок)

Цель: Учить различать речевые единицы на слух, соотносить речевой материал с картинками, развивать навыки построения самостоятельных устных высказываний, отрабатывать произносительные навыки на речевом материале занятия.

Оборудование: таблички с речевым материалом, серия сюжетных картинок, зеркало.

План

а) Развитие слухового восприятия

1.Работа с текстом:

а) целевая установка;

б) предъявление текста на слух, выкладывание сюжетных картинок к тексту по порядку;

в) беседа по картинкам;

г) предъявление на слух предложений (абзацев) к каждой картинке, выкладывание и чтение учеником предложений из рассыпного текста;

д) игра «Угадай предложение на слух»;

е) различение слов по тексту на слух;

ё) дополнение предложений;

ж) игра «верно-неверно»;

з) беседа по картинкам.

2. Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-
обиходного характера на голое ухо (пёстрый материал).

3. Игра с фишками «Составь слово».

4. Итог занятия.

5. Оценивание.

Ход занятия

а) Развитие слухового восприятия

1. Работа с текстом

а) целевая установка

— Сегодня на уроке будешь правильно и хорошо говорить. За каждое выполненное правильно задание будешь получать фишку.

— Сейчас будешь слушать рассказ и выкладывать картинки по порядку.

б) предъявление текста на слухвыкладывание сюжетных картинок к тексту по порядку

Перед учеником лежит серия сюжетных картинок «Бобик». Учитель читает на слух весь текст целиком. Ученик слушает и расставляет картинки по порядку.

1. [Однажды Вова разбил чашку и очень испугался.]

2. [Маме он сказал, что чашку разбила собака.]

3. [Мама веником выгнала собаку на улицу.]

4. [На улице было холодно, и шёл снег.]

5. [Вова посмотрел в окно и ему стало жалко Бобика.]

6. [Он пошёл к маме и сказал, что это он разбил чашку.]

7. [Потом Бобика впустили в дом.]

в) беседа по картинкам

— Будешь отвечать на вопросы.

— Кого ты видишь на картинке?

— В какое время года это происходит?

г) предъявление на слух предложений (абзацев) к каждой картинке, выкладывание и чтение учеником предложений из рассыпного текста

Перед учеником лежат таблички с текстом вразбивку. Он слушает, выкладывает таблички к картинкам и читает.

— Будешь слушать, выбирать и подкладывать таблички к картинкам, хорошо читать предложения.

1. [Однажды Вова разбил чашку и очень испугался.]

2. [Маме он сказал, что чашку разбила собака.]

3. [Мама веником выгнала собаку на улицу.]

4. [На улице было холодно, и шёл снег.]

5. [Вова посмотрел в окно и ему стало жалко Бобика.]

6. [Он пошёл к маме и сказал, что это он разбил чашку.]

7. [Потом Бобика впустили в дом.]

д) игра «Угадай предложение на слух»

На столе лежат таблички, ученик выбирает любую табличку и даёт учителю, учитель читает предложение, а ученик повторяет.

— Будем играть. Возьми табличку и дай мне.

— Послушай и повтори предложение.

е) различение слов по тексту на слух

— Послушай. Повтори.

— Говори правильно.

[дом, из дома, в дом]

[комната, из комнаты]

[веник, веником]

ё) дополнение предложений

Перед учеником на парте лежат только картинки. Он слушает и дополняет предложения.

— Будешь дополнять предложения.

[Мама веником выгнала …. ….] (собаку на улицу)

[Потом собаку впустили …. ….] (в дом)

ж) игра «верно-неверно»

— Будешь слушать и угадывать верно или неверно.

— [На улице было тепло, и шёл дождь].

— [Вова посмотрел в окно и ему стало жалко кошку].

з) беседа по картинкам

— Будешь отвечать на вопросы. Говори хорошо и правильно все звуки.

— Что сделал Вова?

— Почему мама выгнала собаку?

— Почему Бобика впустили обратно в дом?

2. Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-
обиходного характера на голое ухо (пёстрый материал).

— Будешь слушать.

1. [Реши пример: 20+10]

2. [Зимой дети катаются на санках. Верно?]

3. [В каком классе ты учишься?]

3. Игра с фишками «Составь слово»

— Сейчас переверни и посмотри свои фишки. Подумай и составь слово.

За каждый правильный ответ в течение всего занятия учащийся получал фишки с буквами. Ученик рассматривает фишки и составляет слово.

(Молодец!)

— Какое слово получилось? Прочитай хорошо.

4. Итог

— Что ты делал сегодня на занятии? (Я слушал, говорил, выполнял различные задания.)

5. Оценивание

Просмотр содержимого документа

«Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха по теме «Текст «Бобик»»

Рассказ как мальчик случайно разбил чашку, но побоялся маме признаться и обвинил свою собачку Бима. Мама сказала, что теперь Бим будет жить на улице в будке. Мальчик не мог заснуть, пока не сказал маме правду.

Почему? читать

Почему? - Осеева В.А.

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.

Почему? - Осеева В.А.

— Смотри, Бум, — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

— Это… это… Бум!

Почему? - Осеева В.А.

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развёл руками:

— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

Почему? - Осеева В.А.

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

— Ты очень испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

— Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…

Почему? - Осеева В.А.

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

Почему? - Осеева В.А.

Я вышел на крыльцо и сел рядом с «Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

— Будет дождь.

Я попросил:

— Пусти Бума…

— Нет.

— Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

Почему? - Осеева В.А.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть, и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

— Мама!

Почему? - Осеева В.А.

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

— Мама!

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?”

Мама долго не спала. Она тоже думала:

“Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?”

Почему? - Осеева В.А.

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “почему”.

❤️ 278

🔥 156

😁 141

😢 151

👎 65

🥱 81

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Наталия НЕЧАЕВА,
Светлана ЯКОВЛЕВА

Русский язык

По программе Н.В. Нечаевой

2-й класс

1. ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ


Уровни оценки: 1) внешней
характеристики; 2) связности устной речи (см.
выше в разделе «Обучение грамоте»).

2. ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

2.1. Фонетический анализ,
качество освоения орфоэпии и графики

а)* Расставь ударение в
словах.

Детям, без шарфа, со свеклой, звонит,
щавель, по алфавиту, о людях.

б) Запиши слова, в которых
количество букв совпадает с количеством звуков.

Автобус, пальто, ученик, якорь, Юля.

2.2. Проверка орфографической зоркости*

«Прочитай, произнеси, как мы обычно
говорим». Далее возможны разные формулировки
задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2)
подчеркни все опасные места. Задание может быть
самостоятельным, а может быть проведено на любом
предложении или наборе слов, приведенных в
данных проверочных работах. Примеры текстов:

Гриб растет среди
дорокжи,
Голова на тонкой ножке.

Однажды вечером, когда
метель все замела,
Троллейбус сбился с дороги
и выехал в поле.

Оценивается полнота выполнения
задания.

Задание можно предложить и по-другому:
дать слова, в которых пропущены буквы звуков,
стоящих как в слабой, так и в сильной позициях.
Ученик должен распределить эти слова в две
группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с
пропущенной буквой, которая не является
орфограммой.

Помидо…, сугро…, …рбуз, с..мья,
троллейбу…ы, ч…сть, ж…ба, коро…а, лебе…ь.

2.3. Списывание текста

Наиболее объективным показателем
умения списывать текст является сведение в
таблицу средних результатов этого вида домашней
и классной работы за последнюю неделю или две
недели – в зависимости от конкретных
обстоятельств.

Списывание может быть преднамеренным,
когда предъявляется текст с прямым заданием:
правильно его списать, после чего возможны и
другие задания. Примеры текстов:

Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку — на донышко.
Ждут меня котята,
Малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко.

Ночью в лесу

В густом лесу на горе совсем темно.
Но вышла луна, и засверкали, заблестели снежинки
на елках, на осинках. Вот по снегу мягкими
прыжками подбежал к осинке зверек. Это куница —
гроза всех маленьких зверей.

Задания после списывания: а) сверь
твой текст с текстом на доске, в первом
предложении исправь ошибки, если они есть; б) в
первых двух предложениях подчеркни буквы мягких
согласных звуков (вариант: в первых двух
предложениях подчеркни все орфограммы).

Списывание может быть и
непреднамеренным, как необходимый этап
выполнения другого задания, например
грамматического (см. 2.4), или при восстановлении
деформированного текста (см. 2.8).

Оценка списывания:

  • 4-й уровень – переписывает
    правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены
    отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3)
    исправления;

  • 2-й уровень

    • а) 3–4 ошибки или 4 исправления;

    • б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет
    значительные трудности ребенка при списывании.

.4. Выявление уровня первичного
усвоения орфограмм: проверяемые безударные
гласные и парные согласные в корне

1. Первичное усвоение орфограммы
«буква проверяемого безударного гласного в
корне слова»

а) Распредели данные слова по
группам родственных слов.

Носатый, наследил, стекло, вытекло,
носит, стеклышко, след, носик, носочки, следить,
застеклить, нос, следствие, носовой,
расследование.

б) Отметь корень.

в) Отметь проверяемые
безударные гласные в корне слов.

г) Подчеркни проверочные слова.

2. Первичное усвоение орфограммы
«буква парного согласного в корне слова»

Напиши по законам письменной речи.

Голу[п‘], дроз[т], ланды[ш], су[п],
насо[с], пило[т], стри[ш], клю[ф], хирур[к], моро[с],
барсу[к], бро[ф’].

2.5. Диктант с его последующим
орфографическим проговариванием с целью
проверки

Порядок работы:

1) написание диктанта, который
учитель диктует по орфоэпическим нормам. Слова с
выделенными орфограммами проговариваются
орфографически;

2) его самостоятельная проверка
учениками, исправление ошибок, если они есть
(правильные исправления, самостоятельно
сделанные учеником, за ошибку не считаются);

3) орфографическое проговаривание
всего текста диктанта учителем по отдельным
предложениям с одновременной проверкой работ
учениками (исправления вносятся карандашом
другого цвета).

Оценивается диктант двумя
уровнями: первый фиксирует реальную грамотность,
второй – умение ребенка сверять совпадающий
звуковой и буквенный облик слова при его
орфографическом проговаривании.

Наступил декабрь. На улице холодно.
Речку затянул прозрачный лед. Ночью выпал
пушистый снег. Перед домом виден след птички. У
крыльца высокий сугроб.
Ребята выбежали во двор. Юля и Ольга взяли лыжи.
Мальчики лепят снежную бабу. Мороз щиплет за
щечки, но всем весело. (42 слова)

2.6. Понимание лексической
сочетаемости слов

Впиши подходящие по смыслу слова.

|_____ мальчик перешел ________ ручей, сел
в ________ машину, повернул ________ ключ зажигания и
укатил в игрушечный городок.

Выбери: мелкий, небольшой,
крохотный, маленький.

Ответ: маленький, мелкий,
небольшую, крохотный.

Оценка

  • 4-й уровень – правильно;

  • 3-й и 2-й уровни – частично
    правильно (соответственно в двух и в одном
    случаях);

  • 1-й уровень – неправильно.

2.7. Выявление уровня усвоения
учениками понятий «предложение», «слово»,
способности ребенка к поиску разных вариантов
словесного выражения мысли (комбинаторных
возможностей)*

Из данных слов составь как можно
больше предложений. Слова можно изменять.

Письмо, мышка, кошка, писать.

Ответ: количество вариантов
связано с изменением порядка слов в предложении
(например: Кошка пишет письмо мышке. Письмо мышке
пишет кошка. Мышка пишет письмо кошке. Мышка и
кошка пишут письмо…) с выходом на
повествовательные и вопросительные предложения
с изменением формы глагола и с подбором
родственного слова (пишет, писала, напишет,
писали…). Оценивается только количество
правильно составленных предложений.
Орфографические ошибки не учитываются.

Оценка составления предложений

  • 4-й уровень – составлено не меньше
    пяти вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено
    два-четыре предложения;

  • 2-й уровень – составлено одно
    предложение;

  • 1-й уровень – задание не
    выполнено.

2.8. Выявление умения устанавливать
логико-смысловые связи между предложениями;
оценка качества непреднамеренного списывания и
каллиграфических навыков

Восстановление деформированного
текста.

Я разбил чашку.
Бобика выгнали во двор.
Я тоже заплакал…
Я сказал: «Чашку разбил Бобик».
Бобик заплакал.
— Мама! Пусти Бобика, чашку разбил я!

Оценка составления текста:

  • 4-й уровень – все
    логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство
    связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство
    связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор
    предложений.

Примечание. На
написание диктанта отводится один урок.
Проверочные работы выполняются в течение
нескольких уроков. Их необязательно проводить за
одну неделю. Вы можете отводить на их выполнение
10—15 минут на уроке в зависимости от уровня
сложности заданий и уровня подготовки вашего
класса.


Здесь и далее звездочкой
отмечены диагностирующие задания. Оценивая
контрольную работу в целом, учитель не учитывает
качество их исполнения.

Главная

страница 1

Кравченко Виктория Ивановна,

логопед первой категории,

г. Новая Каховка, Херсонской области,

я/с №9 «Алёнушка»,

стаж работы – 19 лет

Методические рекомендации по организации занятий по обучению детей составлению рассказов, пересказу в логопедической группе для детей с ОНР. Конспекты занятий по темам «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Ленивая подушка», «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Обучение детей пересказу литературных произведений с диалогами, составлению

рассказов.

Текст для пересказа, картинки для составления рассказа должны соответствовать следующим критериям:

— небольшой объем произведения (соответственно уровню речевого развития, возрасту ребенка);

— доступность содержания, сюжета;

— четкость композиции;

— простота сюжета;

— направленность на воспитание высоких моральных качеств;

— высокий уровень использования выразительных средств языка.

Русские народные сказки, рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, К.Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, серии картин из пособия для воспитателей и логопедов Филичевой Т. Б., Каше Г. А. «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» помогут педагогу в выборе произведений для проведения занятий.

Этапы обучения детей пересказу, составлению рассказов.

1.Первое знакомство с текстом. При первом знакомстве с текстом педагог не просит детей запомнить произведение. Дети воспринимают его непосредственно, в процессе чтения. Педагог поддерживает эмоциональное восприятие текста детьми. Для знакомства с содержанием произведения педагог может использовать следующие приемы:


  • чтение произведения;

  • показ произведения куклами кукольного театра;

  • инсценировка произведения ранее подготовленными детьми.

2.Второе чтение произведения, направленное на запоминание и пересказ.

При составлении рассказов педагог начинает работу с третьего этапа.

3.Беседа по содержанию текста, картины, серии картин, заданной теме. Её целью является запоминание содержания произведения, уточнение сюжета, взаимосвязи между событиями, понимание смысла произведения, авторского замысла. Педагог использует разные виды вопросов (репродуктивные, поисковые, проблемные), а также вопросы, которые помогают направить внимание детей на художественные особенности, приемы, выразительные средства, особенности лексики текста.

4.Работа с текстом произведения:

— рассматривание иллюстраций, картинок;


  • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;

  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

  • выделение из текста фраз к каждой картинке;

  • выделение, объяснение, заучивание выразительных средств (метафор, эпитетов, сравнений, повторов);

  • выделение, проговаривание, заучивание отдельных реплик героев, закрепление соответствующих ситуации интонации, мимики, жестов;

  • лексико-грамматические упражнения по тексту произведения.

5.Третье чтение текста произведения (проводится после беседы по содержанию и работы над текстом). Данный этап проводится при пересказе произведений.

6.Составление плана рассказывания. При составлении плана необходимо использовать в качестве вспомогательных средств серии сюжетных картинок, предметные картинки, символы и пиктограммы.

7.Пересказывание произведения детьми, составление рассказа. Виды рассказывания:

— коллективное;

— выборочное;

— с изменением лица;

— с элементами драматизации.

При пересказывании, составлении рассказов можно предложить детям перевоплотиться в героев произведения, используя костюмы, маски, кукол кукольного, настольного и пальчикового театров. Такой прием активизирует детей, создает необходимый положительный эмоциональный фон.

Педагог обязательно оценивает ответ ребенка, отмечая положительные стороны и указывая на ошибки. Такой прием помогает другим детям более полно пересказать произведение.

Вашему вниманию предоставляются конспекты подгрупповых занятий по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи, 111 уровня в старшей группе, второй год обучения.

Конспект занятия по теме

«Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Ленивая подушка».

Цель. Учить детей пересказывать текст, отвечать на вопросы, подбирать синонимы, уточнить значение слова «утро», употреблять наречия с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать антонимы, учить передавать вопросительную интонацию, составлять диалог на заданную тему, развивать память, внимание, логическое мышление, воспитывать желание не лениться.

Оборудование. Опорные картинки к рассказу, картинки с изображением разного времени суток, одежда для дедушки и Яринки, ширма для кукольного театра, кукла Дедушка, фишки за правильные ответы, иллюстрации к рассказу, кукла Буратино, декорация «Комната», иллюстрации к рассказу.

Предварительная работа. Первое чтение рассказа воспитателем с целью целостного восприятия произведения детьми, уточнение понятия «утро».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Психогимнастика «Мое утро».

— Покажите, как вы утром спите, просыпаетесь, встаете, умываетесь, одеваетесь, идете в детский сад. А теперь вам не хочется вставать, но прибежал солнечный лучик. Вы почувствовали его на своем лице. Обрадовались и удивились.

11.Сообщение темы.

Дети рассматривают иллюстрации к рассказу В. Сухомлинского «Ленивая подушка», отвечают на вопросы.

— Посмотрите на иллюстрации. Кто нарисован на них? Что делают дедушка и Яринка? Вы догадались, к какому рассказу подойдут эти иллюстрации?

— Правильно. Это рассказ В. Сухомлинского «Ленивая подушка». Послушайте его еще раз. Постарайтесь рассказ запомнить, вы будете его пересказывать.

111.Работа над рассказом.

1.Второе чтение рассказа.

2.Беседа по содержанию рассказа.

Как зовут маленькую девочку? Куда ей нужно идти каждое утро? Ей хочется? У кого Яринка спросила, почему ей не хочется вставать? Как дедушка объяснил, кто виноват? Что нужно делать, чтобы подушка перестала лениться? Хотелось Яринке вставать на следующий день? Она поднялась быстро? Что она взяла? Куда понесла? Куда положила? Что сделала с подушкой? Чем Яринка выбивала из подушки лень? Куда она потом ее отнесла? Что побежала делать? Где мяукала кошка? Где ветерок шумел? Кто в усы улыбался?

Почему Яринке не хочется вставать? Почему Яринка встала на следующий день? Может ли подушка быть ленивой? Почему же дедушка назвал ее так? Кто на самом деле ленился? Смогла ли Яринка перестать лениться? Кто ей помог в этом? Как?

3.Подбор синонимов.

— Когда Яринке надо вставать? (Рано-рано.)

— Объясните, рано – это когда? (Утром.)

— Что происходит утром в природе? Что делают утром люди, животные?

Дети отвечают на вопросы, рассматривая сюжетные картинки.

(Утром солнце просыпается. Солнце поднимается из-за горизонта. Небо красное или розовое. Люди и животные просыпаются. Дети умываются, одеваются, идут в школу или в детский сад. Утром можно пойти на рыбалку.)

— Мы говорили, что маленькой Яринке нужно рано вставать. Вспомните, какими словами можно заменить слово «рано».

(Утром, на утренней зорьке, рано утром, с первыми лучами солнца, на рассвете).

— Составьте предложения о том, когда маленькой Яринке нужно вставать. Употребляйте разные слова вместо слова «рано».

Дети составляют предложения:

Маленькой Яринке надо рано вставать. Маленькой Яринке надо утром вставать. Маленькой Яринке надо вставать с первыми лучами солнца.

Дидактическая игра «Выбери картинку».

Дети рассматривают картинки с изображением разного времени суток, выбирают картинки, на которых нарисовано утро.

4.Формирование умения передавать вопросительную интонацию. Разыгрывание диалога дедушки и Яринки.

— Сейчас мы покажем кусочек рассказа, в котором Яринка пришла с вопросом к дедушке. Нам нужно выбрать Яринку. На роль Яринки подойдет та девочка, которая правильно спросит дедушку. Спросить нужно так, чтобы по вашему голосу мы поняли, что это вопрос.

Дидактическая игра «Угадай по голосу».

Логопед произносит вопрос Яринки «Дедушка, почему утром вставать не хочется?» с разной интонацией (повествовательной, вопросительной). Дети хлопают в ладоши, если логопед произносит вопрос с вопросительной интонацией.

Девочки произносят вопрос Яринки. Дети выбирают Яринку, дедушку. Они разыгрывают диалог Яринки и дедушки (в костюмах). Логопед напоминает детям, последовательность и содержание реплик диалога.

5. Разыгрывание сценки «На следующее утро».

— Наш театр продолжается. Сейчас дети покажут, что происходило на следующее утро. Дети выбирают Яринку, дедушку и кошку.

Дыхательное упражнение «Ветерок».

— Выбрать Ветерок нам поможет новая игра. Всем известно, что Ветерок умеет хорошо дуть. А наши дети не только хорошо, но и правильно умеют это делать. Я напомню вам, как правильно надо дуть:

— станьте прямо, расправьте плечи;

— делайте вдох носом, выдох – ртом;

— не поднимайте плечи во время вдоха;

— не надувайте щеки.

Дети выполняют упражнение, выбирают Ветерок.

Логопед читает рассказ от слов «На следующий день…» и до конца, а дети показывают его.

6.Подбор антонимов, образование наречий с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

— К нам пришел Буратино. Он тоже слушал рассказ о Яринке и хорошо его запомнил. Послушайте. Что он говорит:

«Маленькой Яринке нужно поздно вставать.»

«Дедушка сказал Яринке: «Выбей слегка подушку».

«На следующий день Яринка медленно оделась»

— Буратино правильно говорит? Исправьте его.

Дети повторяют предложения правильно.

— Слова «рано», «хорошо», «быстро» мы можем сказать ласково: «раненько», «хорошенько», «быстренько». Так же они звучат и в рассказе.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед называет наречия «рано», «хорошо», «быстро», а дети образуют их уменьшительно-ласкательные формы.

7.Составление диалога на тему «Как перестать лениться?».

— Дети, а вы поняли, кто на самом деле ленился: подушка или Яринка? Смогла ли Яринка перестать лениться? Кто ей помог? Как? Это хорошо лениться? А вы ленитесь иногда? Назовите, что вы ленитесь делать.

Дети составляют предложения типа:

«Я ленюсь чистить зубы».

— К нам пришел дедушка Яринки. Он может помочь вам, ребята. Подойдите к нему, поздоровайтесь. Расскажите, что вы ленитесь делать, выслушайте ответ, поблагодарите и попрощайтесь.

Дети составляют диалог с дедушкой.

Используется ширма для кукольного театра и кукла Дедушка. Роль дедушки исполняет логопед.

— Здравствуйте, дедушка.

— Здравствуй, внучок! Что у тебя случилось?

— Я ленюсь чистить зубы.

— Твоей беде можно помочь. Как только ты не хочешь чистить зубы, скажи такие слова:

Топ-топ-топ!

Раз, два, три!

— Ну-ка, лень, уходи!

Сам все сделать я смогу

И друзьям помогу!

— Потом быстро-быстро начинай чистить зубы. Тогда лень сразу убежит.

— Спасибо, дедушка!

8. Динамическая пауза, логоритмические упражнения.

— Вы запомнили слова дедушки? Давайте их повторим.

Дети повторяют слова, выполняют движения.

Топ-топ-топ, Руки на поясе, топают.

Раз, два, три! Хлопают.

— Ну-ка, лень, уходи! Грозят «лени» поочередно правой, левой рукой.

Сам все сделать я смогу Показывают на себя.

И друзьям помогу! Берутся за руки.

9.Третье чтение рассказа с установкой на пересказ.

10.Составление плана пересказа, выставление опорных картинок.

Логопед выставляет опорные картинки, напоминает детям о том, в какой последовательности нужно передавать события рассказа.

11.Пересказ рассказа детьми.

Дети надевают костюмы: девочки – костюм Яринки, мальчики – костюм дедушки, пересказывают рассказ.

Логопед оценивает рассказ каждого ребенка.

1V.Подведение итогов.

— Молодцы, ребята. У вас получились хорошие рассказы. Теперь вы знаете, как научить себя не лениться.

В течение всего занятия за каждый правильный ответ дети получали фишки. Логопед предлагает детям подсчитать фишки, которые они получили, определить, у кого их больше.

Василий Сухомлинский «Ленивая подушка»

Маленькой Яринке надо рано вставать, чтобы в школу идти, а не хочется, ой как не хочется! Вечером спрашивает Яринка у дедушки:

— Дедушка, почему утром вставать не хочется? Научи меня, дедушка, спать так, чтобы хотелось вставать и идти в школу.

— Это подушка у тебя ленивая, — ответил дедушка.

— А что ей сделать, чтобы она не была ленивой?

— Знаю я тайну, — шепотом сказал дедушка. — Вот именно тогда, когда вставать не хочется, возьми подушку, вынеси на свежий воздух, хорошо побей ее кулачками — она ​​и не будет ленивой.

— Действительно? — Обрадовалась Яринка. — Я так и сделаю завтра.

Еще слишком рано, а надо собираться в школу. Не хочется вставать Яринке, но надо же наконец подушку проучить, лень из нее выбить.

Вскочила Яринка быстро, оделась, взяла подушку, вынесла во двор, положила на лавку — и кулачками ее, кулачками. Вернулась домой, положила подушку на кровать — и умываться. Кошка на дереве мяукает. За окном ветерок шумит. А дедушка в усы улыбается.

Конспект занятия по теме

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка» из пособия для воспитателей и логопедов Филичевой Т. Б., Каше Г. А. «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение,1989.

Картинка №1 – Мальчик выронил чашку, собака лежит на коврике.

Картинка №2 – Мама показывает на осколки чашки, спрашивает: «Кто разбил чашку?», сын показывает на собаку.

Картинка №3 – Мама выгоняет собаку на улицу. На улице зима, лежит снег, холодно.

Картинка №4 – Собака царапает лапами дверь, просится домой.

Картинка №5 – Собака сидит под окном, мальчик смотрит на нее из окна.

Картинка №6 – Сын подходит к маме и рассказывает о том, что это он разбил чашку.

Цель. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы, подбирать имена прилагательные к именам существительным, образовывать имена прилагательные от глаголов, использовать средства межфразовой связи, составлять предложения с предлогами, произносить предложения с вопросительной интонацией, развивать память, внимание, логическое мышление, воспитывать честность.

Оборудование. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка», чашка, мяч, фартук для мамы, жилет для сына, фишки.

Предварительная работа. Разучивание пословиц и поговорок о правде и лжи.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Психогимнастика «Мое настроение».

— Покажите, как вы обрадовались, испугались, обиделись, расстроились, успокоились.

11.Сообщение темы.

— Сегодня мы с вами поговорим о правде и лжи. Скажите, чем правда лучше лжи? Вспомните пословицы и поговорки о правде и лжи.

Дети называют пословицы и поговорки:

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»,

«Правда дороже золота»,

«Правда светлее солнца»,

«Правда со дна моря выносит»,

«Правдой мир держится»,

«Вранью короткий век»,

«Ложь света боится»,

«Ложь человека не красит».

Логопед показывает детям красивую чашку.

— Посмотрите, какая чашка появилась у нас в группе. Она поможет нам понять, чем правда лучше лжи. Расскажите, какая она.

Дети описывают чашку, подбирая имена прилагательные к слову «чашка»:

чашка (какая?) – хрупкая, красивая, новая, большая, широкая, тяжелая, белая, скользкая.

— С одной из подружек этой красивой хрупкой чашки произошла удивительная история. Давайте с ней познакомимся.

111.Работа над рассказом.

1.Рассмаривание картинок, ответы на вопросы.

Кто нарисован на первой картинке? Придумайте, как зовут мальчика, собаку. Что случилось с чашкой?

Кто нарисован на второй картинке? Что лежит на полу? Как вы думаете, о чём спросила мама мальчика? Что он ответил?

Посмотрите на третью картинку, скажите, как мама поступила с Бобиком? Какая погода стояла на улице?

Кто нарисован на четвертой картинке? Что делает собака?

Рассмотрите пятую картинку, где сидит собака? Кто выглядывает в окно?

Посмотрите на шестую картинку, кто пришел к маме? Для чего сын пришел к маме?

Логопед смешивает картинки, предлагает детям расставить их в правильном порядке. Дети расставляют картинки, затем отвечают на проблемные вопросы.

Правильно ли сделал Дима, когда сказал, что это Бобик разбил чашку? Почему он так поступил? Что почувствовала мама, когда узнала, что собака разбила чашку? Бобик понял, за что его наказали? Что он чувствовал, когда сидел под окном? Что почувствовал Дима, когда выглянул в окно? Это хорошо – обманывать?

2.Составление предложений, использование средств межфразовой связи.

— Как можно назвать мальчика? (Дима, сын, он, мальчик)

— Как можно назвать собаку? (Бобик, пес, он, собака, верный друг).

Дидактическое упражнение «Замени слово».

Дети повторяют предложения «Дима выглянул в окно», «Бобик сидит под окном», заменяя слова «Дима», «Бобик».

3.Объяснение значения слова «осколки».

— Когда чашка разбилась, она распалась на мелкие острые кусочки. Кусочки разбитых предметов, которые сделаны из стекла, фарфора, глины называются осколки. Они имеют острые края. Если неаккуратно взять осколки в руки, можно порезаться. Не берите осколки в руки. Если вы разбили какой-то стеклянный или глиняный предмет, позовите взрослых, они помогут убрать осколки.

Дети повторяют слово «осколки», отхлопывая его ритм.

— Что увидела мама на полу? (Мама увидела осколки чашки.)

4.Образование имен прилагательных от наречий, глаголов, подбор имен прилагательных к именам существительным.

— Сейчас мы расскажем, какими были мама, Дима, Бобик – герои нашего рассказа.

Дима побоялся сказать правду. Он был трусливым.

Аналогично логопед объясняет значения слов: грустный, смелый, честный, правдивый, сердитая, справедливая, добрая, грустная, веселая, довольная, печальная, расстроенная.

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Дети повторяют названия качеств человека, затем образовывают их самостоятельно.

Логопед бросает мяч, говорит: «Мама поступила справедливо, значит, она какая?»

Ребенок отвечает: «Справедливая».

5.Составление диалога мамы и сына, отработка вопросительной интонации.

— Что спросила мама, когда увидела осколки чашки? (Кто разбил чашку?)

— Послушайте, как можно задать этот вопрос. Определите, когда я скажу строго, удивленно, весело, грозно.

Логопед произносит вопрос по-разному, дети определяют как он произнесен.

— Попробуйте сами произнести вопрос мамы строго, удивленно, весело, грозно.

— Подумайте, что сказал сын, когда пришел к маме? Что ответила мама?

Дети подбирают реплики, разыгрывают диалог мамы и сына.

6. Развитие общей моторики.

— Как вы думаете, Бобик простил Диму? (Да.)

— Давайте поиграем так, как это делает Бобик, когда у него хорошее настроение.

Бобик

Вот он крутится волчком.

Бобик, Бобик, хвост крючком.

Вот летит во весь опор,

То на речку, то во двор.

То дежурит у ворот –

Словом дел невпроворот.

(По А. Прокофьеву.)

Дети выполняют движения соответственно текста.

7.Составление плана рассказывания, подбор названия рассказа.

Дети придумывают название рассказу. Логопед напоминает детям последовательность событий в рассказе.

8.Составление рассказов детьми.

Дети составляют рассказ, надевая костюмы мамы (фартук), сына (жилет).

Логопед предлагает детям рассказывать индивидуально, парами, по цепочке.

Логопед оценивает рассказ каждого ребенка.

1V.Подведение итогов.

— Молодцы, ребята. У вас получились хорошие рассказы. Я надеюсь, вы поняли, почему правда лучше лжи.

В течение всего занятия за каждый правильный ответ дети получали фишки. Логопед предлагает детям подсчитать фишки, которые они получили, определить, у кого их больше.

Смотрите также:

Конспекты занятий по темам «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Ленивая подушка», «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка»

145.73kb.

1 стр.

«Пересказ рассказа Скребицкого Г. А.

66.5kb.

1 стр.

Э. Успенский. Рассказ «Чебурашка» Чтение рассказа, ответы на вопросы. Краткий пересказ по вопросам

88.73kb.

1 стр.

Урок «Знакомьтесь Александр Костютин»

42.85kb.

1 стр.

Конспект непосредственно образовательная деятельность по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Пересказ рассказа

66.54kb.

1 стр.

Вопросы и задания

230.04kb.

1 стр.

Рассказа «И явился монолит»

1618.08kb.

8 стр.

Рассказа о семи повешенных л н. андреева

60.76kb.

1 стр.

Лекции 13 лабораторные занятия 13 экзамен нет зачет

153.5kb.

1 стр.

Самостоятельная работа № Тема: Farms in Tatarstan. Составление рассказа о фермерских хозяйствах Татарстана. Студент должен знать

380.36kb.

3 стр.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С. И. Ожегова, видеокадры фильма С. Бондарчука «Судьба человека». Опережающее задание

165.39kb.

1 стр.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи Тема: «Зима». Цель: составление рассказа по теме : «Зима». Основные задачи

29.29kb.

1 стр.


15

Игорь разбил чашку.

Маме он сказал,что чашку разбил Бобик.Бобика выгнали во двор.Там шёл дождь.Щенок Стал скулить.Игорю столо стыдно подолжить не более 3 предложений

2 ответа:



0



0

Игорь начал плакать.Он сказал маме:»Мам это я разбил чашку!»Но мама не поверила и оставила собаку на улице.После этого Игорь не когда не врал.



0



0

Он подошёл к маме и во всём сознался. Мама его простила за то, что мальчик сознался и впустила щенка домой.

Читайте также

Выбирай.
А с моих окон виден парк. И, словно пожар, все деревья загорелись. Открываю окна – воздух свеж, но веет таким родным теплом. На выходных самое лучшее занятие – это прогулка по парку. Я беру с собой любимого пса Старка, и мы идём гулять. Все тропинки превратились в ручейки расплавленного золота и меди.А если поднять голову вверх, то, кажется, будто кто-то зажёг китайские фонарики и запустил их в небо. Но они не улетают далеко, как обычно, они зависли в воздухе почти над моей головой. Так осень встречает меня.Старк тоже обожает это время года. Он бегает вокруг деревьев, ловит листья и разбивает золотой ковёр на тысячи желтых, оранжевых, красных бабочек. Ветер поднимает листья в воздух, и я чувствую себя в волшебной стране. Но больше всего я люблю осень за то, в какую красавицу она превращает берёзу.Ах, как красива осенняя берёзка! Моё любимое место в парке – это аллея берёз. Они выстроились в ряд, словно собрались танцевать вальс на балу – только ждут своих кавалеров.Да, все деревья словно стареют осенью. Дубы и клёны выглядят могучими и мудрыми. А берёзы настолько изящны. Их грация проявляется во всём. Тонкий белый ствол берёзки слегка изогнут и испещрён небольшими чёрными полосками, словно она чем-то смущена. Нежный светлый ствол превосходно смотрится на фоне солнечных локонов осенних ветвей.С каждой веточки на нас ниспадают янтарные капельки. Вот-вот они осыплются. И, думается, что на небе станет куда больше ярко-желтым звёзд. Старк носится по парку, огибая мои стройные березки. Ветер кружит их листья, подымает ветви. А они словно тянутся к нему, словно взывают закружить их в вальсе этой осени.И вот начинается настоящий карнавал страстей! Что может быть более чарующим, нежели осенняя берёзка на закате? Всюду пестрят красные, розовые, оранжевые, желтые, пурпурные и лиловые оттенки. Они согревают меня, не смотря на наступающий мне на пятки вечер. И вот я покидаю свои любимые деревья. Мне и Старку пора домой, погружаться в реальный мир.Есенина зачаровывала «белая берёза», которая «принакрылась снегом, точно серебром….».<span>А я готова писать о янтарной берёзе, которую осень превращает в настоящую Бэль из диснеевского мультфильма «Красавица и Чудовище». Ничто не изменит моё восхищение этим деревом. Оно дышит волшебством, оно вдыхает в меня магию. Достаточно обнять её, поднять голову вверх и наблюдать за сплетением её ветвей и подмигиванием листьев, и, кажется, зима никогда не наступит.</span>

Однажды мама уложила ребенка которога оно назвала кайрат в колыбель и начала смотреть на него с умилением и любовью и начала петь ему песенку у кайрта небыло папы но зато была любящая мать.

Смотря в каком предложении.

Важно уметь сохранять достоинство. Умение быть веселым — это большое и настоящее искусство. Желая казаться весёлым , человек может выглядеть просто смешным. Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим , а сыплющий остротами человек рискует стать шутом . Смешон тот , кто старается быть душой общества. Примеров может быть множество.
Нужно проявлять приветливость и радушие , чтобы облегчить себе жизнь в обществе. Совет только один : во всем соблюдать меру. Нарушая границы меры , очень легко сделаться смешным ( 70 слов ).

Рейд — рейдер — рейдерство

  • Рассказ к пословице не имей сто рублей а имей сто друзей
  • Рассказ как белочка готовится к зиме
  • Рассказ к иллюстрации билибина к сказке о царе салтане
  • Рассказ как барин настю драл
  • Рассказ к детскому альбому чайковского 3 класс