Рассказ как метод воспитания плюсы и минусы

Методы воспитания (плюсы и минусы)

Автор:   •  Май 14, 2019  •  Реферат  •  463 Слов (2 Страниц)  •  3,248 Просмотры

Страница 1 из 2

Методы воспитания:

методы положительное и отрицательное содержание, особенности применения

Словесное убеждение Плюсы: словесные методы обучения способствуют развитию мышления, речи и памяти у учащихся, также словесные методы являются более эмоциональными, экспрессивными и интересными, поэтому весь изложенный материал будет усваиваться учениками лучше. Использование словесных методов в процессе обучения позволяет в короткий период времени передать объемную информацию, решить поставленные перед учениками проблемы и задачи. Слово активирует воображение, память и чувство не только школьников, но и студентов, именно поэтому огромное место в процессе обучения университетов занимают лекционные занятия.

Минусы: требуют большого количества времени. Элемент риска, так как во время неправильного ответа одного из учеников ответ может фиксироваться в памяти, как плохой пример.

Пример

Плюсы: Дает стимул детям. Показывает детям какие ошибки не нужно совершать в жизни.

Минусы: учащиеся не принимают тех целей воспитания, которые им транслирует педагог.

Приучение Плюсы: нравственное, эстетическое и физическое развитие учащихся.

Минусы: может надоесть и наскучить ученикам, следовательно, учитель оставляет этот метод и не использует его.

Педагогическое требование

Плюсы: стимулирует определенную деятельность воспитанника. Проявление качеств воспитанника.

Минусы: прямые приказания влекут за собой негативные последствия. Осуждения и угрозы.

Поощрение

Плюсы: стимулирование дальнейшей работы учащихся. Минусы: чрезмерное поощрение влечет за собой негативные последствия(зазнавание, мысль о том, что ты лучше других – плохое отношение к сверстникам, плохая оценка со стороны коллектива – всем не нравится, что его часто хвалят)

Наказание

Плюсы: наказание дает определенный опыт того, что делать не стоит. Повод для исправления. Минусы: частое наказание влечет к негативным последствиям (агрессия, ненависть, огрызания, безразличие).

Методы

Доступно только на Essays.club

Условия эффективной реализации рассказа учителя как метода воспитания младших школьников цифрового поколения

Тенденцией современного образования является использование инновационных технологий (цифровых, интерактивных, диалоговых, практико-ориентированных). Традиционные способы обучения и воспитания в этих условиях не теряют своей актуальности, ведь их образовательный потенциал доказан многовековой историей использования в педагогической практике и изучением в педагогике. Сегодня эти способы можно совершенствовать с учетом достижений науки и психологических особенностей школьников цифрового поколения. Докажем этот тезис на примере традиционного метода воспитания – рассказа, и будем при этом основываться на результатах многолетней успешной подготовки студентов к Дельфийским играм в конкурсе «Искусство воспитания».

В учебной литературе по педагогике рассказ рассматривается как «… последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме» [1, с 406]. Его относят в теории воспитания к методам убеждения или формирования сознания воспитанников. Этот способ воздействует преимущественно на когнитивную и эмоциональную сферу личности. Воспитательные задачи рассказа учителя – сформировать у обучающихся представления о понятиях, образе и правилах поведения, получить новые знания и побудить к эмоциональному отклику, вызвать эмоциональные переживания к предмету (теме) рассказа.

Для достижения воспитательных задач, рассказ учителя должен соответствовать следующим условиям:

— соответствие содержания рассказа его теме;

— наличие фактического материала в содержании;

— фактический материал должен быть достоверным, основанным на данных науки, культуры или других форм общественного сознания, и (или) взят из личного опыта рассказчика;

— в структуре рассказа есть вступление, основная часть, вывод;

— изложение содержания рассказа должно быть последовательным, логичным;

— ведущее средство рассказа – это слово учителя, поэтому он должен быть раскрыт доступно, понятно для младших школьников, интонационно выразительно, и дополнен другими невербальными средствами.

Главное психолого-педагогическое условие эффективного использования рассказа как метода воспитания — учет возрастных психологических особенностей обучающихся. Современным младшим школьникам, относящимся к цифровому поколению, характерны визуальное восприятие, развитые переключение и распределение внимания, потребность в быстрой и красочной смене информационной оболочки.

В соответствии с психологическими особенностями современных обучающихся, дополним ряд условий к использованию рассказа учителя как метода воспитания:

— соблюдение регламента в предъявлении рассказа, оптимальное время – до 8-10 минут. Этот временной диапазон соответствует способностям младших школьников к удержанию внимания;

— сопровождение и уточнение словесного предъявления содержания рассказа средствами визуализации – видеофильмы, презентации в программах Prezi и Power Point. В нашем опыте их использование было как с целью создания визуального фона для рассказа, так и фрагмент видеофильма на одну минуту имел самостоятельное информационное значение. При подборе видеоряда нужно руководствоваться принципом меры в количестве слайдов, фрагментов, их соответствия теме и содержанию рассказа, соответствия кадра и слова рассказчика. Чтобы учитель не был скован переключением слайдов, и при этом не рассеивалось внимание и восприятие школьников, управление ими автоматическое;

— включение в содержание рассказа личного опыта учителя по теме рассказа. Это могут быть воспоминания из детства, обращение к семейным традициям и опыту родительского воспитания, современный опыт автора из жизни, профессиональной деятельности. Наличие личного опыта усиливает эмоциональную составляющую рассказа, вызывает интерес, удивление, сопричастность к тому, о чем повествуется;

— использование в содержании рассказа фактов, построенных на региональном материале. Эти факты можно рассматривать как вариант расширения знаний обучающихся по истории и современности родного края, как средство, вызывающее удивление, восхищение, гордость к малой родине; и объединяющее рассказчика с его слушателями как жителями одного региона;

— наличие элементов драматизации в повествовании рассказа. Это может быть этюд, инсценировка эпизода рассказа, сценические действия с атрибутами. Эти приемы оживляют факты содержания, делают их зримыми. Опираясь на наш опыт наблюдения за младшими школьниками, мы констатировали, что инсценировки, этюды особенно эмоционально притягательны, они впечатляли детей, в этот момент дети не просто смотрели и слушали, а сопереживали героям эпизода;

— владение учителя техниками работы с аудиторией, мастерством публичного выступления. В рассказе имеет значение правильная расстановка пауз, темп, интонация. Для управления вниманием и восприятием слушателей, для активизации их мыслительной деятельности полезно использовать риторические вопросы, фразы — обращения к аудитории (дорогие друзья, мои ученики), пожелания, слова, объединяющие рассказчика со слушателями (мы, наша встреча, давайте вместе) и, конечно, мимические и пантомимические средства (взгляд, жесты, переходы учителя — ближе или дальше от аудитории).

Подведем итог. В практике воспитания младших школьников рассказ учителя остается важным методом, влияющим на познавательную и эмоциональную сферу их личности. Опираясь на опыт работы с младшими школьниками, опыт подготовки студентов к Дельфийским играм в номинации «Устный рассказ», обобщили условия, которые, на наш взгляд, усиливают его воспитательную эффективность и результативность. В качестве примера приводим содержание рассказа по теме «Любите ли вы театр, как люблю его я?». Его представляла на XVIII молодежных Дельфийских играх в 2019 году Могутова Полина (бронзовый призер соревнований «Искусство воспитания»), студентка ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технолгий».

Здравствуйте, дорогие друзья!

Задумывались ли вы, что такое «театр»? Возможно для кого-то — это место, где можно приятно отдохнуть или узнать новое? А может быть театр – это удивительный и сказочный мир, в котором царит волшебная атмосфера? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти сегодня вместе с вами на нашем первом занятии. Его тема «Любите ли вы театр, как люблю его я?»

Любовь к театру у меня появилась в детстве: Этот мир захватил меня, когда я была еще совсем маленькой. Он начался с кукол. Наверняка многие из вас когда-то играли в них? Знаете, мне всегда очень нравилось фантазировать, придумывать истории, подбирать наряды для героев, проигрывать действия. И если задуматься: что это, если не театральное искусство? Тут ты и режиссер, и сценарист, и костюмер, и актер, и даже зритель в одном лице.

Но куклы бывают разные. Я и сама не знала этого, пока однажды старшая сестра не показала волшебную сказку. Она управляла игрушками, надетыми на руки, и это было просто невероятно! Это действо захватило меня, я всерьез увлеклась кукольным театром. Сама шила куклы и устраивала представления для знакомых ребят. Так в нашем дворе появился театр. Друзья помогали мне организовывать представления. А зрителями были и взрослые, и дети.

Вот маленькая сцена из театра моего детства. Вы узнаете этих героев? (Разыгрывается сцена из сказки А. Толстого «Золотой ключик»)

Конечно же, вы узнали принципиальную и строгую Мальвину и непоседливого, непослушного Буратино — героев сказки Алексея Толстого «Золотой ключик».

Следующая моя встреча с театром состоялась в школе. Это уже был драматический театр, а его актёры – ученики. И мне посчастливилось составлять сценарий, помогать с декорациями, быть актером. Никогда не забуду свой первый спектакль «Двенадцать месяцев». Было очень волнительно. Но помощь и поддержка педагога, ребят – участников спектакля, заинтересованность зрителей помогли обрести уверенность.

И вот я уже в главной роли другого спектакля «Времена года». Мой образ Золотой Осени вызвал у зрителей воспоминая о солнечных днях, о ярких красках природы и теплые, радостные чувства восхищения удивительной красотой этого времени года. Я наслаждалась игрой и испытывала невероятную радость от всего происходящего.

А вот в следующем спектакле у меня была роль девочки Жени из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Эта героиня вызвала у меня разные чувства – разочарование, грусть, удивление и радость. Сейчас я представлю вам небольшую сцену из этой сказки (Показывается трогательная сцена помощи девочки Жени мальчику, который не мог ходить).

Поделюсь с вами, что я открыла в себе, участвуя в этом и других спектаклях: чуткое отношение к миру и к людям. Я почувствовала уверенность в себе и в своих силах. Я стала более общительной и любознательной. Театр дал мне возможность раскрыть себя.

Еще больше я полюбила театр, когда стала ходить на спектакли во «Дворец Культуры» на своей малой родине, побывала в Тюменском драматическом театре, посетила большую сцену театров Санкт-Петербурга. Каждое посещение театра – это праздник! Загадочная атмосфера поглощает прямо с входа. Яркий свет люстр, красивый интерьер, приветливые лица людей. А спектакль?! Спектакль – волшебная история, где можно встретиться с добром и злом, правдой и ложью, прекрасным и некрасивым Ты совершаешь приключения и переживаешь вместе с героями. А после окончания спектакля ты еще долго переживаешь увиденное.

Театр остался неотъемлемой частью моей жизни и сегодня. Как можно разлюбить театр, полюбив его однажды? Он всегда был и остается сказкой. Давайте и мы создадим наш собственный волшебный театральный мир. Это будет то место, где мы можем отдохнуть или, наоборот, вынести для себя определенный урок. Каждый из нас сможет погрузиться в необыкновенный мир творчества, найти свой образ и познать самого себя…

И возможно вы полюбите театр, так как люблю его я!

Использованный источник

1 Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — Москва: Академия, 2002. — 576 с. – Текст : электронный // Педагогическая библиотека : сайт.URL: http://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-406.shtml (дата обращения 18.03. 2021).

Кривощекова Наталия Александровна

заместитель директора по воспитательной работе

Описание метода обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

Метод обучения — рассказ

Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Рассказ служит для детей образцом построения связной, логичной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

К.Д.Ушинский сформулировал главное требование к рассказу: интересное содержание, чёткая, последовательная форма изложения.

Готовясь к рассказу, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, приёмы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рассказа выделяется и подчёркивается главное. Рассказ должен быть коротким – 5-7 минут. Если длительность рассказа превышает 5-7 минут, то его нужно сочетать с другими методами обучения – иллюстрацией, включением элементов беседы т др.

Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания.

Метод рассказа — это монологический метод изложения учебного материала. Метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Является важнейшим из методов систематического изложения учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний, в определенной логической последовательности. Рассказ как метод может использоваться при изучении всех учебных предметов школьного учебного плана. При помощи рассказа осуществляется образное изложение фактов, интересных событий, взаимосвязей, взаимозависимостей, явлений и т.д. Рассказ активизирует восприятие, познавательную активность, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление. В чистом виде рассказ используется в основном на этапе начального обучения, на других этапах — сочетается с другими методами обучения.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Рассказ-вступление — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Воспитание и обучение ребенка – это большая ответственность, которая ложится на плечи родителей и учителей. В дошкольном возрасте у малышей начинается процесс становления личности и формирования характера. Поэтому очень важно правильно подбирать и применять средства и методы воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание

  • Методика А. С. Макаренко
    • Как воспитывать
    • Преимущества и недостатки метода
  • Методика Глена Домана
    • Как воспитывать
    • Плюсы и минусы методики
  • Методика Сесиль Лупан
    • Как воспитывать
    • Преимущества и недостатки
  • Методика Жан Ледлофф
    • Как воспитывать
    • Преимущества и недостатки
    • Как воспитывать
    • Преимущества и недостатки
  • Методика Бориса и Елены Никитиных
    • Как воспитывать
    • Преимущества и недостатки
  • Вальдорфская школа
    • Как воспитывать ребенка
    • Преимущества и недостатки
  • Методика Марии Монтессори
    • Как воспитывать детей
    • Преимущества и недостатки
  • Методика Леонида Береславского
    • Как воспитывать малыша
    • Преимущества и недостатки
  • Методика Николая Зайцева
    • Как воспитывать по данному методу
    • Преимущества и недостатки
  • Метод Шалвы Амонашвили
    • Воспитание детей
    • Преимущества и недостатки
  • Метод доктора Сузуки
    • Как воспитывать детей по данной методике
    • Преимущества и недостатки
  • Заключение

Методика А. С. Макаренко

Методика А. С. Макаренко

Система воспитания А. С. Макаренко, по мнению ЮНЕСКО, повлияла на педагогическое мышление XX века наряду с мыслями и идеями таких педагогов, как Д. Дьюи, Г. Крешенштейнер, М. Монтессори.

Своей методикой педагогу удавалось в короткие сроки перевоспитывать беспризорников и хулиганов в полноценных членов общества.

Как воспитывать

А. С. Макаренко считал, что работа педагога должна осуществляться в соответствии со следующими принципами.

  1. Роль воспитателя. Наставник должен влиять на воспитанников личным примером. Только его знания, доброта и забота по отношению к ним приносит пользу. Мелочность, придирки и черствость не поможет стать авторитетом для детей.
  2. Наказание и поощрение. Как хорошие, так и плохие поступки должны быть отмечены соответствующим образом. Педагог, который не реагирует на негативные проявления личности в коллективе, не может противостоять детской агрессии и вести воспитанников за собой.
  3. Трудовое воспитание. Труд в данной методике рассматривается как необходимая часть воспитания. Главное, что это должна быть не просто механическая работа, а обоснованные действия. Дети должны знать, к какому результату приведут их действия и кому они будут полезны. Например, занятия натуральным хозяйством помогут прокормить весь коллектив.
  4. Коллективизм. Именно коллектив оказывает самое большое влияние на воспитание его членов. При этом важно, чтобы люди были не просто объединены друг с другом на одной территории, а имели общую социально значимую цель.
  5. Самоуправление. Каждый должен осознавать свое место в коллективе и комфортно себя чувствовать. Дети сами учатся принимать решения, анализировать свои результаты и распределять роли.
  6. Дисциплина. Определенные порядки в коллективе заставляют воспитанников контролировать не только себя, но и окружающих. Традиции, ритуалы и общие нормы поведения помогают объединять детей между собой.
  7. Перспективные линии. Развитие коллектива и отдельной личности может происходить лишь при наличии дальнейших целей и перспектив. Если человек не испытывает радости от приближения к заветному результату, то он не имеет будущего.

Преимущества и недостатки метода

К преимуществам методики А. С. Макаренко относят:

  • овладение бытовыми навыками и самоуправление помогают вырастить человека, который приспособлен к жизни в обществе;
  • поощрения и наказания, а также дисциплина способствуют повышению уровня ответственности за свои действия;
  • влияние коллектива на личность поспособствовало тому, что методика стала широко применяться в корпоративной культуре.

Среди недостатков выделяют:

  • недостаточное внимание к индивидуальности и особенностям каждого отдельного ребенка;
  • эксплуатация детского труда, который запрещен.

Методика Глена Домана

Методика Глена Домана

Методика Домана уникальна тем, что, уделяя развитию пару минут в день, можно добиться повышения уровня интеллекта и заложить в детскую голову большой объем информации.

Глен Доман считал, что самый активный период развития мозга – от 0 до 6 лет. Это значит, что обучение можно начинать уже с 6 месяцев, когда ребенок учится ползать.

Как воспитывать

Весь процесс происходит с помощью специальных карточек, разделенных на тематические группы. На них есть рисунки, надписи или знаки. Каждая из карточек одной группы показывается ребенку непродолжительное время несколько раз в течение дня.

Предполагается, что малыш получит сразу много информации об окружающем мире: будет знать не просто собаку, а разные породы, не только фрукты и овощи, которые ест, но и множество других и т.п.

С помощью таких карточек проводится обучение чтению, математике и английскому языку. Детям предлагаются карточки со словами, написание которых они должны запомнить механически, опираясь на визуальные отличия. Вычисления тоже проводятся подобным образом: ребенок должен запомнить расположение точек на картинке, не пересчитывая их, чтобы производить операции с числами.

Плюсы и минусы методики

В зависимости от того, насколько полно и активно использовать элементы методики воспитания детей раннего возраста, можно выделить в ней как плюсы, так и минусы.

Плюсы:

  • занятия с самого раннего возраста способствуют тому, что уже в 2 года ребенок хорошо развит;
  • не занимает много времени;
  • родители сами могут выбрать необходимый материал и заготовить карточки, не требуется обращаться к специалистам;
  • занятия носят ненавязчивый характер, дети не испытывают от них негативных эмоций.

Минусы:

  • необходимо систематично заниматься с малышом, не делать пропусков, чтобы получить результаты;
  • с детьми, которые не занимались в раннем возрасте по такой методике, не смогут обучаться таким образом, им будет неинтересно;
  • ребенок пассивен в обучении, не может задавать вопросы и интересоваться тем, что его привлекло, не учится анализу и синтезу полученной информации;
  • все внимание уделяется именно обучению, возможность творческого развития не предусмотрена.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – французская актриса, которая решила себя посвятить материнству. Она так углубилась в эту тему, что разработала свою методику воспитания, объединив подходы М. Монтессори и Г. Домана. Свой опыт С. Лупан описала в книге «Поверь в свое дитя».

Как воспитывать

Основное внимание уделяется тому, чтобы и ребенок, и родители получали радость и удовольствие от совместных занятий. Это значит, что необязательно каждая минута обучения должна приносить пользу, это время можно потратить на удовлетворение интереса малыша.

Родители должны наблюдать за своими детьми и подмечать, что вызывает у них эмоции, какие новые знания они хотели бы получить. Важно, что они не подаются как голые факты, а заставляют анализировать и рассуждать. Таким образом, ребенок получает большой объем информации об окружающем мире.

Воспитание и обучение по такой методике не контролирует усвоение материала, а многие занятия проводятся в игровой форме.

Сесиль Лупан обращает внимание родителей на следующие моменты:

  • не стоит излишне опекать малыша — это вредит его развитию, препятствует творчеству и приучению к самостоятельности;
  • каждый ребенок индивидуален, поэтому ни одна инструкция по его воспитанию и развитию не даст идеального результата, стоит выбирать ко всем детям индивидуальный подход;
  • дети всегда должны чувствовать любовь и заботу своих родителей через объятия поцелуи и похвалу, потому что это один из самых важных элементов развития.

Преимущества и недостатки

У методики Сесиль Лупан, как и у остальных, есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • опыт других мам позволяет молодым родителям не повторять чужих ошибок;
  • методика разработана и описана специально для родителей, а не для педагогов, поэтому понятна для всех;
  • дети много взаимодействуют с родителями в процессе занятий;
  • упражнения, которые автор предлагает для занятий, представлены в великом множестве.

Недостатки:

  • многие вещи знакомы мамам и без чтения книги: колыбельные, потешки и др.;
  • не предлагаются упражнения на развитие мелкой моторики и координацию движений;
  • не все родители могут уделить столько времени для занятий с ребенком.

Методика Жан Ледлофф

Методика Жан Ледлофф

Известная психолог Жан Ледлофф создала свою методику естественного воспитания, вдохновившись отношениями детей и родителей в индейском племени якуана. Она заметила, что в их семьях нет телесных наказаний и криков родителей, а дети, в свою очередь, не манипулируют плачем и помогают взрослым по своей инициативе. Обо всех своих наблюдениях она подробно рассказала в книге «Как вырастить ребенка счастливым».

Как воспитывать

Принцип, на котором основана вся методика, прост: в матери изначально заложено все, что требуется для правильного воспитания детей. Главное — прислушиваться к своим ощущениям и потребностям ребенка.

Чтобы малыш мог чувствовать себя любимым и не обделенным вниманием, мама должна как можно больше времени проводить рядом с ним (особенно в младенчестве).

Об отношениях с детьми можно рассказать несколькими тезисами:

  • пока ребенок не научился ползать, важно дать ему возможность проводить на руках у мамы столько времени, сколько потребуется;
  • чем больше малыш принимает участие в повседневных делах родителей, тем легче проходит его процесс социализации;
  • кормление по требованию;
  • опека только мешает развитию ребенка, он должен иметь возможность узнавать новое и исследовать окружающий мир;
  • оценивать лишь поступки детей, а не их личность;
  • мама должна быть другом и помощником, который всегда будет рядом.

Преимущества и недостатки

Преимуществами методики Ж. Лидлофф является:

  • близость мамы и малыша с первых дней его жизни помогает сформировать его базовое доверие к миру, заложить основу для воспитания счастливого и здорового человека;
  • отсутствие ограничителей передвижения, таких как манежи, помогает детям избежать проблем с речью и лучше чувствовать свое тело, ориентироваться в пространстве;
  • понимание родителями, что они правильно воспитывают детей, способствует гармонии в отношениях семьи.

К недостаткам относят тот факт, что не все принципы и советы индейцев можно соблюдать и применять в современном мире.

Методика Масару Ибуки

Масару Ибуки – один из основателей и главный инженер компании Sony. Он углубился в тему воспитания детей из-за того, что его сын значительно отставал в развитии от сверстников. Все полученные знания он переработал в собственную методику, о которой рассказал в книге «После трех уже поздно».

Главная мысль, которой делится японец: отсталых детей не бывает, потому что все развитие ребенка зависит лишь от его обучения в раннем детстве.

Как воспитывать

По методике М. Ибуки малышу требуется дать максимальный багаж знаний, пока он не достиг трехлетнего возраста. Именно до этого времени детский мозг развивается активнее всего, а, значит, более восприимчив к новому.

Для воспитания можно использовать любые игрушки, но подобраны они должны быть индивидуально. Дети еще не разграничивают понятия «легко» и «сложно», поэтому готовы справляться с любыми задачами.

Максимально полезно и эффективно предлагать малышу взаимодействовать с любыми предметами, которые находятся в свободном доступе и не угрожают его жизни. Краски, кисти, пластилин, карандаши тоже должны как можно раньше стать знакомыми для ребенка.

Отдельное внимание в методике уделяется иностранным языкам, музыке, искусству и физическому развитию. Ведь музыка помогает лучше сконцентрироваться на какой-либо деятельности и способствует усидчивости. А активные занятия бегом, плаванием, гимнастикой и любым другим спортом укрепляет организм и помогает соблюдать режим дня.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • дети сами выбирают себе занятие, что увеличивает темп их развития;
  • ранние занятия различными видами деятельности вносят большой вклад в будущее малыша;
  • все вложенные знания навсегда остаются в подсознании детей и могут «выстрелить» в любой нужный момент.

Недостатки:

  • методика допускает шлепки до 2 лет, что может негативно сказаться на детской психике;
  • все приемы опробованы на детях с восточным менталитетом, которые более спокойны и склонны к созерцанию;
  • вседозволенность в действиях может приводить к большим беспорядкам дома, устранить которые получится не скоро.

Методика Бориса и Елены Никитиных

Методика Бориса и Елены Никитиных

Борис и Елена Никитины – советские родители, которые воспитали семерых детей и на основе своего опыта составили собственную методику развития. В сравнении с современными методами воспитания детей некоторые принципы могут показаться устаревшими, но для своего времени это было настоящим новаторством.

Как воспитывать

Суть методики – дети полностью сами выбирают, что им делать, системных занятий нет. Ребенок может выбрать спортивное или интеллектуальное времяпрепровождение, а родители должны показать ему все на собственном примере.

Спорту действительно уделено в этой методике особое место, потому что дети должны привыкать к здоровому образу жизни. Особенно важно приучать их к закаливанию.

Секрет отсутствия всякого порядка и расписания занятий в том, что именно это должно приучать ребенка к самостоятельности.
У Никитиных есть специальный сборник с задачами и головоломками, которые предлагаются детям разных возрастов. Если малышу сложно справиться с заданием, то предлагается просто пропустить его и оставить на потом, а не давать готовое решение.

Преимущества и недостатки

К плюсам методики можно отнести:

  • внимание не только к интеллектуальному, но и к физическому развитию детей;
  • легка в применении;
  • основные принципы быстро осваивают даже те родители, которые далеки от педагогики.

Минусы:

  • закаливание ребенка следует проводить только при условии, что у него нет проблем со здоровьем, лучше проконсультироваться с врачом;
  • отсутствует индивидуальный подход к каждому малышу;
  • недостаточно внимания к творческому развитию и мелкой моторике детей.

Вальдорфская школа

Рудольф Штайнер

Это система воспитания, придуманная немецким педагогом Рудольфом Штайнером. Он считал, что дети должны открыть и получить методы саморазвития и самопознания через собственное мышление.

Весь метод направлен прежде всего на духовное развитие. От педагогов требуется раскрыть потенциал ребенка и его таланты так, чтобы дать ему веру в собственные силы.

Как воспитывать ребенка

Все развитие происходит в удобном для малыша темпе: обучение начинается с 7 лет, но основные предметы вводятся лишь через 2-3 года.

Главным считается не заучивание материала, а подражание взрослым через сюжетно-ролевую игру. Поэтому основными занятиями вальдорфских школ считаются танцы, пение, театрализованные представления, рисование и работа с различными природными материалами.

Развитие делится на 3 этапа, которые имеют разные цели:

  • ранее образование – преимущественно практические занятия и игры;
  • начальное образование – социализация и художественное развитие;
  • среднее образование – развитие критического мышления и сочувствия к окружающим.

Одной из особенностей методики Рудольфа Штайнера считаются эвритмические танцы – это 20-минутные перерывы на двигательную активность (хлопки, притопывания, танцы, чтение стихов и пение). Часто они могут быть связаны с темами, которые дети изучают на данный момент.

При этом материал подается не в привычном порядке, а эпохами. Если изучается эпоха родной литературы, то она находит отражение во всех предметах. Даже история преподается не в хронологическом порядке, а темами, которые связаны с основными понятиями текущей эпохи.

Учитель не ставит ученикам оценки, не оставляет неуспевающих на второй год. Но в конце каждого учебного года пишет подробный отчет по каждому из учеников, который выдается родителям.

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ Вальдорфской школы выделяют:

  • комфортные условия и темп обучения, подходящий для каждого ученика;
  • всестороннее развитие личности;
  • творческое развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка;
  • атмосфера доброжелательности помогает объединять людей и учиться взаимодействовать с ними.

Есть и недостатки:

  • система обучения построена на принципах антропософии (идея триединства человека – Дух, Душа и Тело), которые поддерживают не все родители;
  • особенности Вальдорфской школы могут влиять на то, что ученику будет непросто социализироваться и отстаивать свою точку зрения;
  • дети с высоким интеллектуальным развитием могут потерять интерес к учебе из-за недостатка новой информации;
  • ученики всегда заняты какой-либо деятельностью и не имеют свободного времени, поэтому они сильно устают;
  • методика подразумевает, что родители должны проводить много времени со своим ребенком как в школе, так и за ее пределами.

Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач, психолог и педагог, которая разработала свою методику воспитания детей, наблюдая в больнице за малышами с проблемами в развитии и социальной адаптации. Пронаблюдав хорошие результаты у своих воспитанников, она адаптировала свою методику и под обычных детей.

Пристальное внимание к интересам и особенностям каждого ребенка помогает развивать личность в специально организованной среде. Суть методики можно выразить фразой: «Помоги мне это сделать самому».

Как воспитывать детей

Вся система воспитания держится на 3 частях: ребенок, среда, воспитатель. Причем последний играет роль лишь наблюдателя и помощника в специально созданной среде.

Под средой понимаются специальные Монтессори-классы или зоны.

  1. Практическая жизнь (бытовые предметы, необходимые для освоения элементарных навыков самообслуживания, помогают развивать крупную и мелкую моторику).
  2. Сенсорное развитие (совокупность предметов, помогающих усвоить такие понятия, как цвет, форма, запах, вкус).
  3. Математическая зона (предметы для обучения счету и различным вычислениям).
  4. Языковая зона (способствует изучению чтения и письма).
  5. Космос или естественно-научная зона (предметы, помогающие усвоить элементарные знания об окружающем мире, истории и культуре).
  6. Гимнастика (зона, которая содействует физическому развитию ребенка).

Методика охватывает возраст детей от 0 до 18 лет. В зависимости от основных целей воспитания можно выделить 3 группы:

  • 0-6 лет: ребенок осваивает основные навыки;
  • 6-12 лет: исследует явления и взаимосвязи окружающего мира;
  • 12-18 лет: составляет логические цепочки, сопоставляет факты, связывает все полученные знания в общую картину мира.

Темп, в котором дети развиваются и переходят из класса в класс, индивидуален – можно задержаться в одном на 2 года, а можно освоить материал за несколько месяцев.

Сейчас методика М. Монтессори очень популярна и распространена во многих городах мира.

Преимущества и недостатки

Как у любого метода воспитания, у этой методики есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • открытие новых знаний происходит через практический опыт детей, что способствует лучшему усвоению материала;
  • индивидуальный подход и учет особенностей ребенка помогает раскрыть весь потенциал его личности;
  • комфортная психологическая обстановка, воспитатель в роли наблюдателя и помощника помогает вырастить самостоятельную личность, готовую взаимодействовать с социумом.

Недостатки:

  • дороговизна – необходимое оборудование и дидактические материалы имеют высокую стоимость;
  • отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, которые развивают творческую сторону личности;
  • строгая дисциплина – один из ключевых моментов пребывания детей в развивающей среде, который противоречит принципу невмешательства в их деятельность.

Методика Леонида Береславского

Методика Леонида Береславского

Л. Я. Береславский – профессор, физик, доктор философии и педагог, который написал больше двух десятков книг по дошкольному образованию.

С рождением второго ребенка он начал серьезно задумываться о том, успеет ли вложить в детей все, что хочется, и воспитать их хорошими людьми. Именно это замотивировало его на создание собственной методики воспитания на основе опыта других педагогов.

Как воспитывать малыша

Л. Я. Береславский придерживался мнения, что развивать интеллект нужно не только своевременно, но и систематично. Это поможет ребенку хорошо учиться в школе, делать успехи в различных областях деятельности и добиваться поставленных целей.

Ранее обучение рассматривается в этой методике как фундамент для дальнейших знаний и умений. Если малыш ранее не сталкивался с подобными легкими заданиями, то он не сможет выполнить более сложные. Важно, чтобы задействовано было как можно больше участков мозга, иначе невостребованные могут так и остаться спящими.

Занятия могут проводиться даже самое непродолжительное время (3-5 минут), но они обязательно должны иметь логическое завершение.

Принципы обучения Л.Я. Береславского:

  • деятельность должна проводится в игровой форме;
  • весь материал должен подаваться систематизировано, с повторением и углублением пройденного материала;
  • педагог должен вживаться в роль актера и ребенка, чтобы повысить интерес к занятиям;
  • умственная активность должна чередоваться с физической;
  • отдельное внимание следует уделять развитию самостоятельности.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • всестороннее развитие личности;
  • упор на развитие памяти и логического мышления;
  • развитие детей может проходить беспрерывно;
  • вложенные в младшем возрасте знания станут опорой для обучения в дальнейшем.

Недостатки:

  • делается упор на логику и не учитываются другие склонности личности.

Методика Николая Зайцева

Методика Николая Зайцева

Известный педагог Николай Зайцев разработал свою методику, с помощью которой ребенок уже в раннем возрасте с легкостью учится читать. Дети весело проводят время на занятиях, активно используя специальные кубики. Они отличаются друг от друга напечатанными слогами, размером и наполнением (издают звонкие или глухие звуки).

Как воспитывать по данному методу

В дополнение к кубикам идут специальные таблицы, с помощью которых малыш составляет кубики в нужном порядке.

Занятия обычно проводятся 2 раза в неделю и занимают от 30 минут до часа. Стоит ориентироваться, какую продолжительность четырехлетний ребенок сможет выдержать без усталости. Именно с такого возраста рекомендуется начинать обучение.

Как и в других методиках, здесь есть свои принципы:

  • обучение без принуждения, которое носит игровой характер;
  • чтение по складам, а не по слогам (Склад – это специальная единица речи, где одна согласная буква сочетается с гласной или с твердым, или мягким знаками);
  • чтение основано на своеобразном письме, потому что малыш «пишет» слово, составляя его из кубиков;
  • важную роль играет работа органов чувств, с их помощью дети различают кубики по различным параметрам.

Преимущества и недостатки

Кроме того, что методика Зайцева дает прекрасные результаты, она имеет еще ряд преимуществ:

  • малыш заранее готовится к письму, а, значит, будет делать это с меньшим количеством ошибок, чем сверстники;
  • развивается память и логическое мышление;
  • занятия не требуют сидения за партой, что хорошо влияет на зрение и осанку детей;
  • методика может быть адаптирована к счету, математике и обучению английскому языку.

Но есть и недостатки:

  • могут возникнуть сложности с фонетическим разбором слов;
  • в школе придется переучиваться на другие цветовые обозначения букв;
  • пособие довольно дорогое, а самостоятельные заготовки отнимут много времени;
  • детям, которые хорошо научатся читать по кубикам Зайцева, может стать скучно в школе.

Метод Шалвы Амонашвили

Метод Шалвы Амонашвили

Профессор Шалва Амонашвили разработал целый подход к воспитанию и обучению детей, основой которого стала гуманность.

Педагог считал, что взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, не ставить себя выше и воспринимать детей как цельных личностей.

Воспитание детей

Особенность данной методики в том, что она не предлагает конкретных заданий и упражнений. У педагога или родителя всегда есть свобода выбора, но вся деятельность с детьми должна строиться на определенных правилах.

  1. Понимание. Родители и учителя должны проникнуть во внутренний мир и личность ребенка, используя беседы, игры и наблюдения.
  2. Признание. Все особенности детей должны быть признаны и учтены при построении занятий и уроков. Педагог может оставаться при своем мнении, но не должен навязывать его ученикам.
  3. Принятие. Учитель принимает малыша таким, какой он есть, и может сопереживать ему.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • признание и уважение ребенка взрослым благоприятно влияет на развитие его личности;
  • гуманистическое воспитание помогает сформировать ответственность у детей;
  • методика помогает развивать коммуникативные навыки, малыш свободно может высказать свое мнение и отстоять его;
  • гуманное отношение к детям помогает сформировать у них широту взглядов и гибкость мышления.

Недостатки:

  • внимание лишь к тому, что интересно, может вызвать проблемы в реальной жизни, где приходится выполнять дела и без желания;
  • учителю трудно реализовать индивидуальный подход ко всем детям и выстроить образовательную программу;
  • не всегда стиль воспитания в школе соответствует стилю воспитания в семье;
  • методику трудно реализовать с проблемными детьми.

Метод доктора Сузуки

Метод доктора Сузуки

Скрипач и педагог Шиничи Сузуки считал, что все дети от природы талантливы, поэтому нельзя оставлять это без внимания. Если дети будут окружены приятной музыкой и классическими произведениями, то это поможет стать им прекрасными, добрыми и открытыми людьми.

Как воспитывать детей по данной методике

Ш. Сузуки считал, что если разговаривать ребенок начинает от того, что полностью погружается в родную речь, то по такому же принципу можно окружить его музыкой и раскрыть творческий потенциал.

Основные положения методики:

  • музыку малыш должен слушать с самого рождения, а с двух лет можно учить его игре на музыкальных инструментах;
  • отдавать его в музыкальную школу можно тогда, когда он начинает проявлять реальную тягу к искусству;
  • работа должна происходить в группах по 3-4 человека, чтобы у каждого была мотивация тянуться за остальными;
  • репертуар тщательно подбирается под каждый музыкальный инструмент, чтобы навыки развивались постепенно.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • методика основана на внутренней мотивации, поэтому вероятность, что обучение музыке надоест, минимальна;
  • может быть опробована на любом ребенке, ведь талант есть у каждого;
  • можно использовать как дополнение к другим подходам к воспитанию;
  • у малыша развивается чувство прекрасного.

Недостатки:

  • многие направления развития затрагиваются лишь поверхностно;
  • занятия не гарантируют, что воспитанник станет виртуозным музыкантом и добьется больших успехов.

Заключение

Каждый ребенок индивидуален, поэтому трудно придерживаться лишь одного метода воспитания детей. Лучшим вариантом станет сочетание различных подходов, в зависимости от характера и интересов малыша. Лишь родители точно знают, какая методика будет наиболее эффективной для собственных детей.

  • Рассказ как меня лишили девственности
  • Рассказ как меня кастрировали
  • Рассказ как медведь впадает в спячку
  • Рассказ как мать переспала с сыном
  • Рассказ как маму кавказцы