Рассказ как появилась песня

Однажды канадского поэта и музыканта Леонардa Коэна поразила история о том, как в еврейском лагери смерти сжигали людей под классическую музыку, которую исполнял струнный квартет пленных музыкантов. Обреченные люди, уходящие в пылающие печи, и плачущие скрипки в руках музыкантов, которым предстоит пройти тот же путь смерти — это картина боли и ужаса.

Кажется, под пером у автора из дыхания смерти должен был родиться реквием, а появился Гимн любви, страсти и жизни, который поют уже 30 лет сотни разных исполнителей. Но безусловно, во главе всех — исполнение самого автора — Леонарда Коэна.

Танцуй со мной под пылающие звуки скрипки,
Приближая меня к своему совершенству.
Танцуй со мной через мой страх,
Пока я не почувствую себя в безопасности.
Подними меня, как оливковую ветвь
И будь моей голубкой, несущей меня домой.
Танцуй со мной до конца любви.

Дай мне увидеть твою красоту,
Почувствовать твои движения.
Дозволь перешагнуть границы.
Танцуй со мной до конца любви,
Танцуй со мной снова и снова,
Танцуй со мной долго и нежно,
Падая к подножью любви И возвышаясь над нею.

Веди меня к свадьбе,
Веди меня к нашим детям,
Еще не рожденным.
Танцуй сквозь занавесь, Истершуюся от наших поцелуев.
Раскинь из нее шатер, где мы найдем приют.

Александр Вертинский

Александр Вертинский
Фото: ru.wikipedia.org

Александр Вертинский впервые увидел Веру Холодную осенью 1915 года, когда привез с фронта письмо от ее мужа. Хрупкая, стройная, с темными мягкими кудряшками, обрамлявшими нежное лицо, с огромными печальными глазами, она обворожила его, поселилась тайной страстью в его сердце и стала его музой. Он посвятил ей многие свои песни, среди которых был завораживающий и печальный романс — «Твои пальцы пахнут ладаном». Когда он прочел ей текст, она разволновалась и попросила снять с романса посвящение. Он обиделся, но все же посвящение с романса снял.

Спустя четыре года, во время его гастролей в Ростове-на-Дону, пришло известие о внезапной смерти Веры Холодной. Ей было всего 26 лет. Посвящение стало пророческим: она сгорела, как свеча — ярко и быстро, остался лишь запах ладана и золотая пыль времени…

В 1911 году выдающийся испанский композитор и пианист Энрике Гранадос, под впечатлением ярких полотен великого Гойи, написал две великолепные психологические сюиты — «Гойески», которые затем легли в основу одноименной оперы. А тридцать лет спустя мексиканская учительница музыки — Консуэло Веласкес, под впечатлением оперы «Гойески», растревожившей ее сердце, создала песню полную страсти и нежности — «Бесаме мучо». Песня попала на радио-конкурс и завоевала первый приз.

Консуэло Веласкес

Консуэло Веласкес
Фото: ru.wikipedia.org

В 1944 году известный американский оркестр Джимми Дорси подхватил мелодию песни Консуэло и исполнил ее на хит-параде в Нью-Йорке, и песня в миг стала самым популярным музыкальным хитом 20 века.

Давно уже нет Консуэло Веласкес, нет многих известных исполнителей этого чудесного шлягера, а история песни продолжается, песня живет и продолжает цеплять за душу. «Besame, вesame mucho… Целуй меня, целуй меня крепче…» — поют на разных языках, в разных концах мира.

Сны

В далекие-далекие времена, когда до цивилизации
было еще далеко, мужчины охотились, женщины
занимались собирательством, готовили пищу, а
дети как всегда были непослушны. Но только один
был не такой как остальные. Все считали его
ненормальным: он был очень послушен, ему чудились
какие-то люди, он видел разные сны.
Он рассказывал, что в снах он видит прекрасного,
великого человека с большими белоснежными
крыльями. Этот человек подносил ко рту какую-то
небольшую палочку и дует в нее. А из палочки
доносятся чудесные, необычные звуки.
Такой сон снится ему каждую ночь. Только звуки из
той палочки разные: то нежные и мягкие, то резкие,
веселые.
Но вот однажды сны перестали ему сниться. Что-то
случилось. Может быть, он вырос и стал взрослым?
Но желание услышать снова те волшебные звуки
становилось в нем еще сильнее. Он решил во чтобы
то ни стало воспроизвести эти звуки. Он срезал
стебель бамбука, проделал в нем несколько
отверстий и тут мир впервые услышал…
К сожалению, эти первые звуки не были так уж
прекрасны. Но через несколько тысяч лет на свет
появилась флейта.

Дерксен Маргарита, 5«В» класс

Любитель-рыболов

Жил-был мальчик. Он любил ходить на рыбалку и
петь песни. Он пел песни о цветах, о полях, о
животных, о небе, о солнце…
Придет мальчик на озеро и начнет распевать
песенки. Рыбам очень нравилось слушать эти песни,
и они подплывали к берегу все ближе и ближе, и
стали попадаться на крючок.
Через некоторое время не попавшая на крючок рыба
поняла, что если звучит песня, то их ожидает
опасность. С тех пор, как песня начиналась, так
рыба расплывалась. Мальчик понял, почему рыба не
ловится.
Когда он стал взрослым, то сочинил песню
«Любитель-рыболов».

Масленникова Наташа, 6«В» класс

Одушевление леса музыкой

Когда-то жил на белом свете скрипач, который
очень любил музыку. Однажды осенью он пошел в лес
и взял с собой свою любимую скрипку. Настроение
его было очень грустное, поэтому он и стал играть
в лесу грустную музыку. Ручей стал журчать еще
тише, деревья на ветру колышутся быстрее.
Кузнечик стал петь под музыку свою любимую
песенку. Кукушка и соловей подпевают ему.
Скрипачу очень понравилась эта живая мелодия. Он
шел домой и радовался, потому что никогда не
слышал такую одушевленную музыку.

Колодин Саша, 6«В» класс

Как сочинили песню

Когда-то давным-давно жил в своей избушке
сверчок. Когда заходило солнце, и наступала ночь,
он выходил и запевал свою любимую песню. Люди,
услышав эту замечательную песенку, радовались.
Но кроме сверчка есть и другие разные насекомые и
животные, которые тоже издают звуки. Например:
кукушка и дятел. Кукушка кукует и получается
песенка. Ку-ку!
Ку-ку! Как будто она где-то спряталась, выглянет и
кукует! Это самая любимая моя птица.
Дятел-врач деревьев. Он своим клювом стучит по
дереву и издается звон или стук и получается
мелодия.

Кирюхина Таня, 6«В» класс

Как Ерёма песню сочинил

Жил-был в деревне Ерема, который был большим
выдумщиком. Он всегда что-то придумывал, знал
много прибауток, шутил со всеми.
И вот однажды барин приказал ему сходить на базар
в другой город. Ерема собрался в путь, взял
котомку и пошел.
Дорога в город шла через лес, идти ему было
скучно. Но, зайдя в лес, он услышал много звуков:
пение птиц, шелест листвы, потрескивание веток
под ногами. Эти звуки Ереме понравились, у него
поднялось настроение. Под звуки леса он стал
напевать себе под нос шутки и прибаутки, которые
он знал. Так у Еремы получилась песня.

Алистратов Алексей, 5«Б» класс

Как появилась песня

Жили-были дед да баба. И был у них сын Иван.
Однажды он пас овец. Ему так надоело сидеть, что
он сорвал тростник и дунул в него. У него
получился звук. Тогда Иван добавил дырочки. У
Ивана получилась музыка. Потом он рассказал об
этом соседям. Так весть разошлась по всей
местности. Благодаря Ивану на земле появилась
музыка.

Хабаров Женя, 5«Б» класс

Как появилась первая музыка

Шел древний человек и вдруг он увидел бабочку,
хотел ее поймать руками, но бабочка улетела. И
получилось, что человек хлопнул в ладоши. Человек
удивился и начал хлопать дальше.
Потом побежал к своему племени и начал
показывать, как он умеет хлопать в ладоши. Люди
удивились и тоже начали хлопать в ладоши. Так
появилось первое развлечение и (музыка) звуки.

Есипова Даша, 5«Б» класс

Откуда музыка берёт своё начало

Однажды женщины разделывали тушу мамонта и
кинули шкуру на кувшин, который был всеми
заброшен. Через два дня женщина подошла к этому
кувшину и хотела снять кожу, но она засохла. И
тогда женщина взяла палку и начала бить по шкуре,
так получился звук.
А в это время мужчины возвращались с охоты домой.
Один из них нечаянно кончиком ветки задел об
натянутую струну. И получился звук.
Вечером, когда было всеобщее собрание, они начали
показывать, что они обнаружили. Тогда женщина
начала палкой бить по засохшей шкуре на кувшине,
а мужчина тянуть и отпускать натянутую струну.
И получилось очень красивая мелодия и еще
инструменты.

Осипова Оля, 5 «Б» класс

Как появилась музыка

В древности люди не выращивали скот, не
занимались земледелием, а выживали тем, что
давала природа. Они ходили по лесам и полям, по
берегам рек и морей и искали себе пропитание.
Однажды, один человек, живший в одном племени, на
берегу моря искал на мелководье моллюсков для
того, чтобы принести их в свое племя на обед.
Вечером, сидя у костра, опустошив раковины, один
из людей стал дуть в пустую раковину, и из нее
полились мелодичные звуки. Кто знает, может быть
так и появилась музыка.

Кохановская Карина, 5«Б» класс

Гномы

Жили в лесу три гнома. Они только и делали, что
искали клад и возвращались в свой скучный и
пустой дом. Но однажды, когда гномы несли клад,
один бриллиант упал и издал звук. Один гном
услышал это и стал ронять бриллианты. Так
появился звук.

Абрашкина Вика, 5«Б» класс

Музыка и песня

Жил-был дровосек, и было у него двое детей.
Пошли как то дети гулять в лес. И стало детям
скучно, и стали дети придумывать разные шутки и
прибаутки. Соединили все вместе и получились
слова песни.
Шли дети дальше, видят колокольчиков
видимо-невидимо. Они дотронулись до них и
услышали звук.
Потом еще и еще, то звонче, то тише, то высоко, то
ниже.
Вот так, одновременно дотрагиваясь до цветов и
напевая шуточные слова, получилась веселая
песня.
Василой Аня, 5«Б» класс

Два друга

Жили-были два друга любопытный и ленивый. Была
зима. И вдруг любопытный говорит:
– Хочется мне что-нибудь открыть!
А ленивый говорит:
– Да не получится у тебя ничего!
– Получится – говорит любопытный и начал
изобретать. Изобретал, изобретал, но ничего не
получилось. Ну, все думает любопытный: «Он был
прав».
Однажды заходит любопытный в хижину и вдруг
задел он сосульку, и она упала с прекрасным
звуком. Он услышал и сорвал несколько сосулек,
взял две палочки и начал играть. Когда ленивый
услышал и сразу же пришел к любопытному и увидел,
что любопытный все-таки изобрел музыку.

Гранкина Оля, 5«Б» класс

В стране предметов

В стране предметов жили музыка , литература,
математика, английский язык, русский язык,
история, природоведение, информатика, рисование.
Все предметы между собой дружили.
Однажды информатика развесила объявление: «Кто
напишет песню».
Музыка сразу начала выдумывать песню. Она
сочинила песню без слов. И подружка литература
сразу прибежала и сказала: «Музыка-музыка, давай
придумаем песню со словами». А говорила эти слова
литература не зря – буквами любила петь музыка. А
про какой предмет я напишу. И тут все предметы
прибежали к музыке. Всем хотелось чтобы именно
про них написали. Ах про кого я же напишу? –
сказала музыка. И математика сказала: «По моим
расчетам все мы есть только в одном учреждении
«Школа».
«Вот про нее я и напишу» – сказала музыка. И
сочинила песню «Чему учат в школе».

Потапова Кристина, 5«В» класс

Лесная песня

На лесной поляне жил один маленький кузнечик.
Он был очень любопытным и изобретательным.
Однажды он проснулся рано утром и пошел
прогуляться. Прыгнул на колокольчик и замер «Что
за удивительный звон?»: подумал про себя кузнечик
– надо запомнить. Вдруг внезапно дунул ветерок и
рядом росший еще один колокольчик тоже зазвенел
«динь – динь».
– Интересно получается – сказал кузнечик и
прыгнул на другой цветочек.
– Дон-дон – прозвенел цветок.
Динь-дон – как красиво звучит. Попрыгал дальше. В
центре поляны на пеньке сидел зайчик и стучал
лапками по пню «тра-та-та-тра-та». Кузнечик
задумался. Соединил звуки колокольчиков и бой
зайчика – «Динь-дон-трата-та». Получается очень
интересное смешивание звуков.
Ближе к полудню он подустал и прилег возле
березки отдохнуть. Лежал и наигрывал сегодняшние
находки «Динь-дон-тра-та-та». «Чего-то не хватает»
– сказал про себя кузнечик и заснул. В то время на
ветку березы сел соловей и залился разными
красочными звуками: ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Кузнечик
вскочил и закричал – «Вот это то, что надо».
Соединил все звуки и получилось удивительное
сочетание – Динь-дон, тра-та-та,
ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
На следующий день кузнечик пригласил на полянку
ветерок, колокольчики, зайчика и соловья. И
попросил, чтобы они произнесли эти звуки
одновременно. Дунул ветерок, зазвенели
колокольчики, зайчик пробил чечетку на пеньке,
соловей засверестел. Получилась красивая добрая
мелодия, на которую собрался весь лесной народ. И
слушали эту лесную песенку до заката солнца.
Песенка закончилась, на полянке стало темно, и
сова сказала – ого.

Недорезова Аня, 6«В» класс

Три брата

Жил-был царь и было у него три сына. Старшего
звали Федот, среднего – Илья, а младшего – Алёша.
Федот умел рисовать, Илья умел музыку сочинять, а
Алёша умел слова складывать. Да такими дружными
были три брата, никак не разделить их. Очень любил
царь своих сыновей.
Вот как то раз решил он их проверить на дружность.
Вот созвал своих сыновей и говорит им: «Вот ,дети
мои! Захотелось мне новую песню. Кто сочинит её
лучше всех, тому и награду – сундук с золотом. Даю
вам сроку – три дня и три часа»
Вот рисует картину Федот. Рисовал он небо
голубое, птиц в поднебесье. Поле широкое. Показал
Федот Илье свою картину, увидел Илья её,
подумал-подумал, да сочинил музыку. Посмотрел
Алёша на картину, послушал музыку, а под музыку и
слова к песне были готовы. А по картине то такой и
смысл сам получался.
Вот прошло три дня и три часа, настал срок идти к
царю. Приходят они к отцу и говорят: «Сочинили мы
песню, батюшка! Да не три, а одну. И все вместе,
дружно» Послушал царь песню и разделил золото
между сыновьями.
Вот как искусство Слова музыки и живописи
объединяют людей.

Сиделёва Настя, 6«Б» класс

Русские народные песни всегда являлись важной составляющей фольклора. Они помогают понять, какими были традиции, ценности и быт наших предков, какие ситуации волновали и печалили их, а какие вселяли радость и гордость. Имена авторов этих песен канули в Лету, отсюда и название «народная» – то есть, принадлежащая всем. Однако некоторые создатели таких песен все же известны, причем многие из них жили не в «стародавние» времена, а в XIX столетии. 

Отражение национального характера

Исследователи по-настоящему народных песен сходятся во мнении, что чаще всего руку к созданию этих произведений прилагали крестьяне. Посвящали их как повседневным и довольно простым ситуациям (смена времен года, посевные работы и сбор урожая, появление или уход члена семьи), так и различным сказочным и мистическим явлениям. Первая письменная информация о народных песнях относится к XVII веку. В очередной редакции «Домостроя» встречается такое понятие, как «шутливая песня», причем отношение к нему явно критическое. В допетровской России к такому творчеству на официальном уровне относились с подозрением, даже называли бесовским. Царь Алексей Михайлович лично приказывал уничтожать музыкальные инструменты, найденные в домах. Домры и гусли изымались немедленно – чтобы неповадно было.

Гусляры. Художник В. Васнецов

В годы правления Петра Великого и Елизаветы Петровны отношение к фольклору стало более лояльным. Появились новые жанры народных песен, а также новые герои. Теперь пели не только об удалых воинах и румяных девицах, но и о солдатах, писарях, чиновниках. С народной песней постепенно сливается городской романс, а немного позднее огромную популярность приобретают частушки. Четверостишия, положенные на незамысловатую мелодию, было весело сочинять и нетрудно исполнять. Кстати, качество исполнения в русской народной песенной традиции вообще не считалось самым важным. Можно было даже играть на ненастроенном инструменте, главное – делать это искренне, с душой. Русская народная песня была плодом внезапного порыва, желания поделиться своей болью или радостью здесь и сейчас.

Частушка

Первые сборники русских народных песен появились в восемнадцатом столетии, но расцвет интереса ко всему национальному и исконно русскому пришелся на XIX век. Большой вклад внес в этот процесс композитор Михаил Глинка. Он создал фантазию «Камаринская» на тему двух русских песен: западную музыку соединил с народными текстами. В 1850-х годах формируется объединение «Могучая кучка», продолжавшее дело Глинки. Кружок возглавил композитор Милий Балакирев, недолюбливавший западное видение музыки и снобистскую приверженность европейцев образованию в консерваториях. У всех композиторов «Могучей кучки» были и другие профессии, что не мешало им быть прекрасными музыкантами. Теоретические познания передавались по «сарафанному радио», народная песня вызывала интерес и уважение.

Давно забытые авторы любимых мотивов

Ярким примером того, как народная песня может «внезапно» обрести автора, является «Калинка-Малинка». Вопреки расхожему мнению о том, что история этой песни уходит корнями чуть ли не в допетровскую Русь, на самом деле создали ее в 1860 году. Автором оказался бывший офицер и музыкальный критик Иван Ларионов, проживавший в Саратове. Его землякам песня сразу пришлась по душе, и они стали передавать ее из уст в уста. Так «Калинка-Малинка» и стала народной. Друг Ларионова, руководивший хором, попросил у него разрешения на исполнение песни, – и ее популярность шагнула за пределы родного Саратова, разлетелась по всей стране. Новую жизнь «Калинке» уже в советские годы подарил ансамбль А.В. Александрова. Тогда о песне узнали в мире и стали узнавать по первым нотам. К сожалению, создатель «Калинки» Иван Ларионов недолго был свидетелем триумфа своего музыкального шедевра. В 1889 году он скончался и был забыт современниками. «Калинку-Малинку» с тех пор воспринимали как результат коллективного народного творчества.

Празднование Троицы

Схожим образом сложилась судьба другой «народной» песни – «Черный ворон». Ее создал унтер-офицер Невского полка Николай Веревкин, служивший при Николае I. Он участвовал в русско-турецкой и русско-иранской войнах, написал несколько духоподъемных песен, которые нашли отклик в сердцах солдат той эпохи. Так «солдатская» песня постепенно превратилась в «народную». В отличие от автора «Калинки», Николай Веревкин все же смог оставить личный след в истории: в 1837 году он опубликовал песенник «Под ракитою зеленой», в котором, конечно, был текст «Черного ворона».

Запись исполнения Федором Шаляпиным песни «Дубинушка»

Случалось и так, что с течением времени назначение и смысл одной и той же народной песни менялись. «Дубинушка, ухнем!» изначально считалась едва ли не гимном бурлаков, а затем стала революционной песней. В 1865 году юрист Александр Ольхин, прославившийся талантливой защитой «политических» на судебных процессах, немного изменил текст «Дубинушки», добавив призыв сбросить вековой гнет. Песня тотчас же приобрела известность в народнических кругах пореформенной России: ее текст переписывали от руки, включали в самодельные песенники. Теперь песню исполняли не бурлаки, обремененные тяжкой работой, а недовольные царской властью рабочие, студенты и солдаты. В начале XX века «Дубинушку» исполнил Федор Шаляпин. Премьера состоялась в 1906 году, когда артист давал бесплатный концерт для киевских рабочих. Его попросили исполнить «Интернационал», но текста певец не знал и предложил «Дубинушку». Исполнение этой песни Шаляпиным стало считаться эталонным – раскатистый и грозный голос солиста Большого театра как нельзя лучше подходил к новому, воинственному прочтению «народного» творения.

XXIV региональная научно-практическая конференция-фестиваль школьников

«Наука. Творчество. Развитие»

Направление: Художественное творчество

КАК РОДИЛАСЬ ПЕСНЯ.

Сведения об авторе (авторах):

Забалухин Вадим Сергеевич

МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей», Новочебоксарск, 7 класс

Научный руководитель:

Пилюгина Мария Валерьевна,

учитель МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей» г. Новочебоксарск

Новочебоксарск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

I.1.Введение _____________________________________3 стр.

2. Цели и задачи проекта _____________________________ 3 стр.

  3. Этапы проекта_______________________________________ 3 стр.

           4. Участники проекта___________________________________ 3 стр.

   5. Содержание деятельности в проекте__________________ 4 стр.

6. Предполагаемые результаты реализации проекта_______ 4 стр.

7. План реализации проекта____________________________5 стр.

7. II. Этапы написания песни__________________________________________5 стр.

         10. Заключение______________________________________ 9 стр.

         11. Литература______________________________________ 9 стр.

1.Введение

  Из всех музыкальных жанров ведущее место в жизни человека занимает песня. Она сопровождает человека всю жизнь. Каждый человек, независимо от возраста, природных данных любит петь. Пение развивает музыкальные способности, музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий кругозор, способствует развитию активного восприятия музыки и умения искренне глубоко выразить свои чувства, переживания. Сегодня эстрадная песня пользуется наибольшей популярностью и у детей, и у взрослых. Она звучит с экранов телевизоров, по радио, в концертных залах.  Телевизионные музыкальные проекты,  фестивали и конкурсы эстрадного искусства различного уровня предоставляют возможность каждому человеку реализовать свои возможности в этом направлении. Хоровое пение  привлекает и приобщает к прекрасному большое количество детей и подростков. Мы, учащиеся МБОУ «Новочебоксарского кадетского лицея», часто исполняем патриотические песни на различных конкурсах и соревнованиях. Это песни, написанные кем-то: у них есть композитор, поэт, популярный исполнитель. А мы, только повторяем уже кем-то исполненное произведение. Но, нам захотелось создать нашу песню. То есть, написать от начала – стихов, до завершающий стадии – записи музыкального видеоряда – клипа.

Поэтому мы поставили перед собой следующую цель: Создать военно-патриотическую песню для нашего класса.

 Задачи: 

— Выбрать тематику написания песни;

— Сочинить собственные стихи

— Сочинить музыку к стихам

— Сделать музыкальную обработку нотного текста

— Разучить с одноклассниками мелодию и слова новой песни

— Поработать над дикцией, артикуляцией, звуковедением с хором-классом

— Записать исполнение песни

Объект исследования: Процесс создания военно –патриотческой песни от этапа написания стихов, до момента исполнения готового материала и записи музыкального видеоклипа.

Предмет исследования: написание патриотической песни

   Срок реализации проекта — в течение одного учебного года.

3.  Участники проекта:

  • учащиеся  7А класса — рабочая группа;
  • учитель музыки — куратор проекта.

Партнеры:

  • классный руководитель;
  • родители;

Всех участников проекта можно разделить на две группы.

  1. Учащиеся, принимающие участие в проведении мероприятий по теме проекта.
  2. Организаторы данного проекта.

4. Этапы проекта.

  1. Теоретический:
  • сбор и изучение информации по теме проекта;
  • определение участников проекта;
  • выбор форм и методов реализации проекта;
  • разработка плана работы.
  1. Практический:
  • Подбор материала по тематике создания песни;
  • Написание текста песни
  • Написание нотного материала к стихам
  •  Проведение репетиционных занятий по музыке;
  • Самостоятельное разучивание песни;
  • Запись песни на профессиональной студии
  • Создание видеоряда к песне
  • Создание презентации и защита проекта.

5. Содержание деятельности в проекте.

В реализации проекта принимают  участие учащиеся  7А   класса, родители, партнеры.

Проект предполагает:

  • Написание собственного музыкального материала на патриотическую тематику.
  • Подготовку и исполнение музыкально-творческого номера;
  • Презентацию проекта на уроке музыки, занятии вокальной группы, областном форуме.

6. План работы на учебный год.

Вид, название мероприятия.

Срок исполнения

Целевая аудитория,

учащиеся

1.1.Определение идеи, цели, задач проекта.  

1.2.Выбор участников.  

сентябрь

 куратор,

рабочая группа

2.1. Планирование деятельности по теме проекта.

2.2. Поиск информации.

2.3. Написание стихов на патриотическую тематику

2.4. Написание музыки к стихам

2.5.Обработка музыкального материала, аранжировка

2.6. Проведение занятий по разучиванию нового музыкального произведения.

2.7. Запись музыкального произведения на специализированной музыкальной пложадке.

2.8. Запись видеоряда к новой песне

октябрь

октябрь

ноябрь-

январь

февраль

март

март

февраль-апрель

март

апрель

куратор,

рабочая группа

куратор,

рабочая группа

рабочая группа

куратор,

рабочая группа

учащиеся 1-х, 5-х классов

разработчики проекта

разработчики проекта

3. Сотрудничество с социальными партнерами.

в течение года

участники проекта

4. Освещение реализации проекта на школьном сайте.

март-апрель

Зам. директора по воспитательной работе, разработчики проекта

8. Ресурсы проекта

  • мотивация (стремление участвовать в проекте педагогов,  учащихся и их родителей);
  • материально-техническая база МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»;
  •  партнеры.

II. Этапы написания песни

Прежде чем написать песню разберемся, что это такое.  Песня, или песнь, — наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella). Для того, что бы песня появилась, необходимы следующие составляющие: композитор, поэт, исполнитель и слушатель. Композитор – человек сочиняющий музыку в тесном сотрудничестве с поэтом, автором литературного текста придумывают песню. Написанный нотный текст доверяют исполнителю, этот человек или люди доносят до зрителей, слуНо, в авторской музыке часто роль и композитора и поэта и исполнителя выполняет один человек. Все мы знаем таких бардов как Владимир Семенович Высоцкий, Юрий Иосифович Визбор, Александр Аркадьевич Галич, Валерий Александрович Миляев,

Очень важно написать хорошую песню. Зачастую этому этапу не придают большого значения. Да, конечно, многое может быть исправлено при обработке и сведении. Но если песня недостаточно хороша, то никакое сведение или обработка не исправят ее недостатков. Сейчас распространяется много достаточно посредственных песен, но это еще ничего не значит.

Как создать песню? Это как художественный процесс. Сначала появляются какие-то наброски, идеи сюжета, некоторые детали. Порой нюансы будущего творения приходят неожиданно, поэтому важно иметь под рукой что-то для фиксации деталей, когда пришло вдохновение. Это может быть планшет, блокнот и карандаш, диктофон или смартфон, нотные листы – что-то всегда должно быть под рукой. Ведь высока вероятность забыть хорошую идею, деталь, строчку.

В прошлом году мои одноклассники встретились с ветераном Великой Отечественной войны Васильевым Афанасием Васильевичем. Ветеран войны рассказал гостям о своей семье, о том, как в 1943 году попал на фронт, о своём боевом пути и о своих товарищах, о грозных событиях далёких, но незабываемых лет. Был тяжело ранен, но смог вытащить из-под обстрела раненого командира батальона, за это был награжден медалью ЗА ОТВАГУ. Впоследствии он лечился в госпитале.
После демобилизации в 1950 году Афанасий Васильевич долгие годы трудился в пожарной охране на благо родной страны. 24 января 2020 года ветерану исполнилось 94 года, но, несмотря на столь преклонный возраст, он с удовольствием пообщался с гостями.

После рассказов ребят, стихи родились сами:

 Русская кровь

1 куплет:

Память — времени сильней

Повторяем вновь.

Отвага, мужество и честь-

Русская в нас кровь!

Не смоют годы и века

Любовь к стране родной!

Победа, май в наших сердцах

Кадетства дружный строй!

Припев:

В молчанье замерли люди Земли.

Нам память вечная греет сердца.

За мир в ответе перед Родиной мы-

Победа в памяти нашей всегда!

И если Родина нас позовет –

Мы в бой пойдем, не жалея себя!

Наш край родной от врагов сбережем!

Пусть небо мирное будет всегда!

2 куплет:

Солнце светит в мае нам,

Все парада все ждут.

Только жаль, что ветераны,

С нами не идут…

Строем дружным мы идем,

Флаги мы несем,

Ваше дело продолжаем –

В память вам поем!

Не забыть Побед святых, не забыть войны…

Не забыть Побед святых, не забыть войны…

Нами были выделены следующие этапы написания песни:

1. Песня должна иметь начало, середину и конец.

В моей песне я стремился изобразить вначале минуту молчания, затем дружный строй нашего лицея, марширующий 9 мая на празднике Победы перед ветеранами. Основной строчкой стали финальные слова «не забыть Побед святых, не забыть войны…» я искренне считаю, что мы, кадеты 21 века должны продолжить святое дело сохранение и приумножение памяти о Великой Отечественной войне. Мы планировали исполнить песню 9 мая перед жителями и гостями  города Новочебоксарска.К сожалению, когда мной писались эти строчки, в то время как начался процесс разучивания с одноклассниками, мы еще не знали, что коронавирусная инфекция внесет коррективы в наши планы. Песня не прозвучит в «живом» исполнении перед теми, кому она предназначалась. Но, к счастью для нас, песня прозвучала в эфире телеканала «Победа».

2. Используйте формы времени.

Это как начало, середина и конец. Например, возьмем песню «Катюша» автор слов М.Исаковский, автор музыки М.Блантер. В первом куплете авторы  рассказывают, что была весна «расцветали яблони и груши», в это время девушка Катюша вышла на берег реки. Во втором куплете рассказывается, что вышла она передать привет «про того чьи письма берегла». В третьем куплете мы узнаем, что возлюбленный Катюши служит на «дальнем пограничье». Финалом истории становится кульминация: «Пусть он землю сбержет родную, а любовь Катюша сбережет». Таким образом, у авторов получается законченная по построению история — рассказ.

В своем произведении я старался рассказать об одном дне – Празднике 9 мая – Дня Победы. Для нас, кадет это поистине один из самых важных праздников. Мы всегда с нетерпением готовимся к параду: чистим форму, оттачиваем навыки маршировки, готовим подарки ветеранам и труженикам тыла.

3. Используйте визуальный материал, добавьте в историю декораций и вещей, нарисуйте картину для слушателя.

В песне «Темная ночь» Н.Богословского и В.Агатова перед слушателями предстает картина страшной ночи где «только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают». Авторы, словно масляными красками, наполняют исполнение песни  «тревожной черной степи». Мне хотелось в своем произведении нарисовать картину дружного кадетского строя. Не случайно девиз кадет России «Богу — душужизнь — Отчизнедолг — себечесть — никому»

4. Пишите только об одной вещи.

Долгие и сложные истории совершенно не запоминаются. Остановитесь на чем-то одном.

6. “Любой дурак может сделать что-то очень большое и сложное, но только гений способен на простые решения”, — Альберт Эйнштейн.

7.  Пишите о том, что знаете. Это старое, но хорошее правило.

Один из моих самых любимых моментов в написании песен, это то, что я ни с кем ими не должен делиться. И вы, как слушатели, никогда не узнаете, что мне пришлось 150 раз переписывать слова, чтобы вы услышали этот вариант.

 Позже из этих набросков  был написан полный текст новой песни, вместе с Еленой Геращенко, композитором, мы придали песне содержание, форму. Создали для стихов подходящую мелодию. Получили демозапись.

Этап 2. Аранжировка

Аранжировка связывает песню и мелодию в одно целое: единое по стилю, ритмическому рисунку, темпу. Это искусство подобрать инструменты и создать для них грамотные партии. Если все сделано правильно и профессионально, произведение получает законченный вид, единый по стилистике и динамике, с красивым звучанием.

Чтобы не попасть в ситуацию, когда во время аранжировки песня утрачивает свою «изюминку», автору правильнее всего самому продумать и включить в демозапись такие элементы как стилистика, форма и темп, ритмический рисунок.

Для создания нашей песни мы обратились к профессионалам. Алексей Гордеев уже 15 лет работает  со звуком. Запись, тюнинг, обработка, сведение вокала. Авторские аранжировки на заказ, минусовки, создание джинглов и подложек. Композиторские услуги, написание саундтреков, трейлерной музыки, музыки к фильмам. Озвучивание видеоконтента, работа в кино (саунд дизайн, Foley эффекты, запись синхронных, асинхронных шумов, диалоги, сведение всего фильма). Большой опыт работы, награды на кинофестивалях в России и за океаном. Видеомонтаж, титры и эффекты. Создание видеороликов.

Для нас он сделал минус песни с музыкальными инструментами, бэк-вокалом и т.д.

Затем начался долгий этап разучивания музыкального материала с ребятами.

Этот период можно разделить в основном на две фазы. Первая фаза — это «выучка» произведения с хором со стороны технической: разучивание нотного и литературного текста, работа над чистотой интонации, четкостью ритма, дикцией, звуком, ансамблем и т.д.

Вторая фаза — это работа с хором в художественном плане, освоение произведения хором как художественного целого. Это — фаза творческой работы как дирижера, так и коллектива. Если первую фазу можно как-то расчленить по отдельным звеньям работы, то художественный период в работе над произведением совершенно нельзя разбить на какие-то разделы.

Завершением всего сложного процесса работы над партитурой является исполнение произведения на эстраде перед аудиторией слушателей, в котором и дирижер и хоровой коллектив выступают в качестве исполнителей.

Этап 3. Сведение

Окончательный и очень важный этап проходит в звукозаписывающей студии тут. От того, как работает человек, сводящий трек, будет зависеть конечный результат: зазвучит песня или нет. Сегодня очень распространена ситуация, когда авторы-исполнители и музыкальные группы активно участвуют в процессе сведения песен.

В марте мы перешли к финальному этапу нашего проекта – мы записали каждого  моего одноклассника в звукозаписывающей студии в ДК «Химик».

Затем, Алексей Гордеев свел все голоса в единый хор. И песня приняла завершающий вид.

Это краткое описание всех этапов написания песен. За время создания песни мы пришли к выводу, что качественное произведение невозможно написать за день, неделю и даже, месяц! Требуется огромная затрата сил, трудолюбие и привлечение спонсорской помощи и поддержки.

Заключение

   Мы поняли, что написание песни является непростым процессом. Создать качественную песню довольно трудно. Песенная лирика должна отвечать правилам хорошего письма. Необходимо участие композитора, аранжировщика, учителя музыки, классного руководителя и, конечно, родителей.

В ходе реализации проекта мы:

— заинтересовали одноклассников темой проекта: рассказали о цели проекта и привлекли их к участию;

— написали самостоятельно песню 

— разучили песню.

— узнали правила работы с музыкальным материалом

— выступили на городском конкурсе «С любовью к России», Всероссийском конкурсе «Песни Победы», Международном конкурсе «За честь Отчизны», проводившемся на базе Национального детскогообразовательно-оздоровительного центра «Зубренок» Республики Беларусь.

Этот проект помог нам раскрыть свои творческие возможности, умение находить и выбирать необходимую по теме проекта информацию, проявлять инициативность, развивать организаторские умения, преодолевать неуверенность в выступлениях на концерте и при защите проекта. Так же мы планируем продолжить работу по теме проекта и изучить значение пения для здоровья, развития музыкальных способностей, чувств и эмоций, повышения самооценки; выяснить потребности наших одноклассников в выборе песенного репертуара.

Список литературы.

1.Дмитриева Л.Г.Хоровое пение.- М. 1997

2.Карельская Е.Г. Растим говорунов.- М. 2007

2.Чарели Э.М. Как работать над дыханием.- Екатеринбург. 2001.

3.Интернет-ресурсы.

  • Рассказ конь с розовой гривой читать полностью
  • Рассказ как появилась наша планета
  • Рассказ конь с розовой гривой рассказ о герое
  • Рассказ как поссорились кошка с собакой
  • Рассказ концерт про осла