Было воскресенье. Петя и папа сидели на скамеечке во дворе. Мимо них пробежал забавный лопоухий щенок.
— Смешной пес, — сказал Петя,
Щенок, как будто услышав Петины слова, вернулся и стал весело вилять хвостом.
— Умная собака! — сказал папа.
— Папа, — заметил Петя, — вот интересно: я сказал «пес», а ты сказал «собака». А какое слово правильное?
— Оба слова правильные. Такие слова называются синонимы.
— Какие — такие?
— Синонимы — слова, которые звучат по-разному, а означают одно и то же. Например, ГРУСТЬ-ПЕЧАЛЬ, КОНЬ-ЛОШАДЬ.
— ДВОЙКА — ПАРА — добавил Петя.
— Правильно, — засмеялся папа, — только мне эти синонимы не очень нравятся.
— Мне тоже, — согласился Петя.
— А бывают еще слова, противоположные по смыслу. Они называются антонимы.
— Например? — спросил Петя.
— Например, ДЕНЬ — НОЧЬ, ПЛАКАТЬ — СМЕЯТЬСЯ, ТОЛСТЫЙ — ТОНКИЙ…
— КОШКА — СОБАКА, — опять добавил Петя,
— Причем тут кошка с собакой? — возразил папа.
— Ну, как же? Ведь они противоположные и дерутся друг с другом!
— Нет, этот пример неудачный. Вот вы с Мишей Мокиенко часто деретесь, но вы же не антонимы!
— Мы с Мишкой не деремся, мы только боремся.
— Знаешь что, — сказал папа, — давай с тобой поиграем в антонимы.
— Давай! А как?
— Вот послушай. Я сейчас буду сочинять маленький рассказ, а ты постарайся мои слова заменять на антонимы, то есть, говорить наоборот.
— Хорошо, давай попробуем. Начинай!
И папа стал сочинять:
— Жил-был маленький мальчуган Толик.
Петя подумал и сказал:
— Жил-был здоровый старикан Толик.
— Почему «здоровый»? — спросил папа. — Я же не сказал, что Толик был больной?
— Здоровый — в смысле громадный.
— Так и говори — громадный. И потом: «старикан» — грубоватое слово.
— Ладно, — согласился Петя, — пусть будет так: «Жил- был громадный старик Толик».
— Он был добрый и никогда не дергал маленьких девочек за косички.
— Он был злой и всегда дергал больших бабушек за косички.
— Он был очень аккуратный и мыл руки перед едой.
— Он был жутким неряхой и пачкал руки после еды.
— Сам гладил свои брюки.
— Сам мял чужие брюки.
— Любил животных и старался накормить бездомную собаку.
— Ненавидел животных и старался отобрать пищу у домашней собаки.
— Однажды Толик пошел в зоопарк.
— Однажды Толик вышел из зоопарка.
— Там он увидел много интересного.
— Там он не увидел ничего интересного.
— Огромных слонов и маленьких белых мышей.
— Крошечных слонов и огромных черных мышей.
— Ловких обезьян и медленных черепах.
— Неуклюжих обезьян и быстрых черепах.
— Толстых бегемотов и зубастых крокодилов.
— Тощих бегемотов и беззубых крокодилов.
— Вечером Толик пришел домой, разделся и заснул.
— Утром Толик вышел из дома, оделся и проснулся.
— Вот и все.
— Вот и ничего.
— Нет-нет, — засмеялся папа, — ты меня не понял: я закончил рассказ.
— Да-да, — засмеялся Петя, — ты меня понял: я начал рассказ.
Эта игра так никогда бы и не закончилась, если бы мама не вышла на балкон и не позвала Петю и папу обедать. Бабушка открыла дверь и сказала:
— Мойте руки!
А мама спросила:
— Не проголодались, мужчины?
— Проголодались, женщины, — ответил Петя.
- Следующая сказка → Антон Чехов — Весной
- Предыдущая сказка → Леонид Каминский — Чего только не случилось
Читать рассказ «Леонид Каминский — Вредный старик» на сайте РуСтих онлайн: лучшие рассказы, повести и романы известных авторов. Поучительные рассказы для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
ИЗ РАССКАЗОВ ПРО КОТЁНКА ЯШУ
Как котёнок Яша учился рисовать
Однажды котёнок Яша пришёл к учителю рисования.
— Я бы хотел стать художником, — сказал котёнок.
— Хорошо, — сказал учитель. — А ты знаешь, что для этого нужно?
— Знаю, — сказал Яша. — Нужно иметь краски, кисточку, фантазию и трудолюбие. У меня всё это есть.
— Ну что ж, — сказал учитель, — давай попробуем. Для начала нарисуй мне маленького серого мышонка.
Учитель отошёл к другим ученикам, а Яша принялся за работу.
Через десять минут учитель подошёл к котёнку Яше.
— Как дела? Нарисовал?
— Вот, — ответил котёнок и протянул учителю… чистый лист бумаги.
— А где же мышонок? — спросил учитель. — Я что-то его не вижу…
— Я его съел, — виновато сказал Яша.
— Ладно. Тогда я попрошу тебя нарисовать стакан с молоком.
— Хорошо, — сказал Яша. — Это для меня пустяк!..
Учитель через некоторое время опять подошёл к котёнку.
— Ну, показывай свой рисунок!
— Вот, — сказал Яша и снова протянул учителю чистый лист.
— Понимаю: молоко ты, конечно, выпил. А где же стакан?
— Но стакан же прозрачный — его совершенно не видно!
— Так… Тогда вот тебе третье задание: нарисуй, пожалуйста, собаку. Рыжую… — добавил учитель и отошёл от котёнка.
— Всё! Я закончил! — крикнул котёнок так громко, что все ученики обернулись.
— Покажи-ка, покажи.
Учитель взял рисунок и удивлённо поднёс к глазам. На этот раз посреди чистого листа бумаги была изображена только жирная оранжевая точка.
— Это и есть собака?
— Да, — сказал котёнок. — Сначала я представил себе большую рыжую собаку. Она была такая большая и страшная, что я от испуга забрался на самое высокое дерево. А оттуда, с вершины дерева, собака показалась мне совсем маленькой, величиной с точку. Так я её и нарисовал…
— Вот что, — сказал учитель рисования. — Фантазия у тебя есть, а вот трудолюбия я что-то не заметил. Приходи-ка, Яша, в другой раз!..
Как котёнок Яша играл в прятки
Как-то утром, когда солнечные зайчики весело прыгали в лужах, котёнок Яша вышел погулять. Во дворе его уже ждали друзья — гусёнок Гоша и поросёнок Хрюша.
— Во что будем сегодня играть? — спросил котёнок Яша.
— Я предлагаю в прятки, — сказал гусёнок Гоша. — Кто знает хорошую считалку?
— Я знаю! — сказал поросёнок Хрюша, вот послушайте: « Эники-беники ели вареники…»
— Нет-нет, — вмешался котёнок, — мне эта считалка не нравится. Во-первых, кто такие « эники-беники »? И, во-вторых, я не люблю вареники. Хотите, я сам сочиню считалку?
Шёл котёнок по дорожке,
Видит он: стоят сапожки.
Стал в сапожках он ходить.
Выходи — тебе водить!
Нет, — сказал гусёнок Гоша, — это нечестно! Выходит, что ты нашёл сапожки, а я ничего? Давайте лучше я сочиню считалку:
Шёл гусёнок по тропинке,
Видит он — стоят ботинки.
Стал в ботинках он ходить.
Выходи — тебе водить!
Ничего себе получается, — обиделся котёнок Яша. — Значит, тебе — ботинки, а я — босиком ходи? Так я играть не согласен!
— Погодите, — сказал поросёнок. — Я тоже придумал считалку: «Шёл поросёнок по…» Нет, не так. «Однажды поросёнок шёл по тропинке. Видит: стоят красивые сапожки. Идет дальше. Видит: ботинки стоят. Новые. Взял поросёнок сапожки и подарил котёнку Яше. А ботинки — гусёнку Гоше. Выходи — тебе водить!»
— Ха-ха-ха! — засмеялся котёнок. — Какая же это считалка! Она ведь совсем нескладная!
— Нескладная, зато справедливая, — возразил гусёнок. — Теперь у меня есть ботинки, а у тебя — сапожки. Только вот у поросёнка… Хрюша, почему ты себе ничего не нашёл?
— А мне не нужно, — ответил поросёнок. — И потом, разве вы не знаете, что самое приятное, это когда даришь что-нибудь своим друзьям?
— Знаем, знаем, — закричали котёнок Яша и гусёнок Гоша. — Только мы про это забыли!
И друзья стали играть в прятки.
ИЗ РАССКАЗОВ ПРО МАЛЬЧИКА ПЕТЮ
Как Петя учил буквы
Когда Петя был совсем маленьким (ему было только четыре года), он читать ещё не умел, но уже знал четыре буквы: П, Е, Т и Я. И вы, конечно, догадались, почему он выучил эти буквы. Петя очень гордился тем, что сам мог написать своё имя. Правда, две буквы он не всегда писал правильно. Это буквы Е и Я. Он их иногда переворачивал, как в зеркале. А буквы П и Т он всегда писал правильно, не переворачивал. И вы, конечно, догадались почему.
Однажды папа сказал:
— Петя, давай я покажу тебе другие буквы. И буду рисовать картинки. Начнём с буквы А. С этой буквы начинается слово АРБУЗ.
И папа нарисовал арбуз.
— Хорошая буква, — сказал Петя.- Сладкая.
— А вот другая буква — Б. С неё начинается слово БАРАН. Вот смотри. И папа нарисовал барана, а рядом написал: «Б-е-е!»
— Смешная буква, — сказал Петя.
— А вот ещё одна буква, — сказал папа.- Буква В. С неё начинается слово ВОЛК. Сейчас я нарисую…
Но тут Петя куда-то исчез.
— Петя, ты где? — спросил папа.
Оказалось, что Петя спрятался в шкафу. И вы, конечно, догадались, почему…
Послушный Петя
Когда Петя был совсем маленьким (ему было только четыре года), он читать ещё не умел, но уже знал четыре буквы: П, Е, Т и Я. И вы, конечно, догадались, почему он выучил эти буквы. Петя очень гордился тем, что сам мог написать своё имя. Правда, две буквы он не всегда писал правильно. Это буквы Е и Я. Он их иногда переворачивал, как в зеркале. А буквы П и Т он всегда писал правильно, не переворачивал. И вы, конечно, догадались почему.
Однажды папа сказал:
— Петя, давай я покажу тебе другие буквы. И буду рисовать картинки. Начнём с буквы А. С этой буквы начинается слово АРБУЗ.
И папа нарисовал арбуз.
— Хорошая буква, — сказал Петя.- Сладкая.
— А вот другая буква — Б. С неё начинается слово БАРАН. Вот смотри. И папа нарисовал барана, а рядом написал: «Б-е-е!»
— Смешная буква, — сказал Петя.
— А вот ещё одна буква, — сказал папа.- Буква В. С неё начинается слово ВОЛК. Сейчас я нарисую…
Но тут Петя куда-то исчез.
— Петя, ты где? — спросил папа.
Оказалось, что Петя спрятался в шкафу. И вы, конечно, догадались, почему…
Послушный Петя
Петя с самого раннего детства был послушным мальчиком. Например, ему говорят:
— Петя, ешь манную кашу!
И Петя ест кашу, хотя это ему не очень нравится.
Или говорят:
— Петя, не качайся на стуле!
И Петя не качается, хотя это ему очень нравится.
Однажды папа и Петя гуляли по улице и решили зайти в зоомагазин. Это был необычный магазин. Там продавали смешных хомячков, белых мышей и пушистых кроликов. А ещё там была большая клетка, в которой на жёрдочке сидела ярко-зелёная птица. Её глаза напоминали блестящие пуговицы, на голове торчал нелепый хохолок, а клюв загибался вниз громадным крючком.
— Какая смешная! — засмеялся Петя.
Папа показал на птицу пальцем и сказал:
— Попугай!
Петя кивнул головой, потом достал из кармана игрушечный пистолет, направил его на птицу и громко крикнул:
— Бабах!!!
Птица шарахнулась в сторону, захлопала крыльями, а потом сердито произнесла:
— Дур-р-рак!
— Чего это она? — обиделся Петя.
— Ты сам виноват, — сказал папа. — Зачем ты её пугаешь?
— Но ты же сам разрешил! — возразил Петя. — Ты сказал: «Попугай!», вот я её и пугнул!
— «Попугай» — так называется эта птица, — засмеялся папа. — А пугать птиц и животных нельзя. Понятно?
— Понятно, — сказал Петя. — Я больше не буду!
— Вот и хорошо! — сказал папа.
— Хор-рошо! — подтвердил попугай.
Как Петя ленился
Однажды папа попросил Петю:
— Сходи, пожалуйста, в булочную за хлебом!
— Мне лень! — ответил Петя.
— А ты, оказывается, ленивый! — сказал папа. — Это плохо!
— А разве ленивому плохо? — возразил Петя. — Лежишь себе на диване, сосёшь карамель «Барбариски» и читаешь интересную книжку с картинками. Вовсе даже неплохо!
— Неплохо, — согласился папа. — Но представь, что рабочие с карамельной фабрики вдруг скажут: «Нам лень делать конфеты!» Тогда ты останешься без барбарисок.
— Ну и пусть, — ответил Петя. — Можно читать и без карамелек. Так даже полезнее для зубов.
— Хорошо, — сказал папа. — А если электрики скажут, что им лень давать ток? Выключат они рубильники и пойдут отдыхать. Как ты будешь читать в темноте?
— Ну и пусть, — ответил Петя. — Я буду читать только днём, а вечером просто лежать. Так даже полезно для глаз.
— Ладно, — сказал папа. — Но ты забыл про писателей и художников, которые делают книжки. Однажды они скажут: «Нам лень сочинять и рисовать!» Тогда что ты будешь читать?
— Ну и пусть, — ответил Петя. — Я буду просто лежать. Это ещё полезнее для глаз.
— Допустим, — сказал папа. — А теперь представь, что мастерам-мебельщикам станет лень делать диваны и кровати. На чём ты будешь тогда лежать?
— Ну и пусть, — ответил Петя.- Можно прекрасно лежать на полу. Говорят, что на твёрдом лежать ещё полезнее.
— Ладно, — сказал папа, — а если строители домов…
— Понятно, — перебил Петя. — Тогда я просто буду гулять по улице. Дышать свежим воздухом ещё полезнее, чем лежать.
— Вот и прекрасно! — сказал папа. — Раз ты будешь гулять по улице, то зайди, пожалуйста, в булочную за хлебом!
Петин рисунок
После уроков папа зашёл за Петей в садик, и они направились домой.
— Ну, как дела? — спросил папа.
— Хорошо, — ответил Петя. — Меня сегодня Анна Григорьевна похвалила.
— За что?
— За рисунок. Постой, я тебе сейчас его покажу! — Петя порылся в сумке и вытащил альбом. — Вот, смотри!
— Неплохо, — сказал папа. — Мужчина, мальчик и собака…
— Нет, ты внимательно посмотри, — сказал Петя.
— А что?
— Разве ты не видишь? Это же ты, я и наша собака Пушок.
— Какая собака? — удивился папа. — У нас же нет собаки!
— Собаку можно купить. Ведь ты же обещал!
— Предположим. А почему — Пушок? Разве это собачье имя? Скорее кошачье.
— Не обязательно. Собака пушистая, поэтому я и назвал её Пушком.
— Ладно. А этот дяденька с усами — разве это я? Я ведь никогда не носил усов.
— Усы можно отрастить, — сказал Петя.
— А трубка? Я же никогда не курил. И курить не собираюсь!
— Ладно, — согласился Петя, — трубку я сотру резинкой. А остальное — похоже?
— Похоже. Особенно галстук и правый ботинок.
— А я? Себя я похоже нарисовал?
— Не совсем: брюки не похожи. На рисунке — брюки аккуратные, выглаженные, а в жизни совсем наоборот…
— Брюки можно выгладить, — сказал Петя. — Я маму попрошу.
— Пора самому научиться, — заметил папа.
— Научусь, — сказал Петя. — А в остальном я похож?
— Пожалуй, похож…
— А ты внимательно посмотри! По-моему, не всё похоже.
— А что?
— Видишь — на рисунке я ем мороженое.
— Вижу.
— А на самом деле никакого мороженого я не ем!
— Намёк понял, — сказал папа. — Мороженое можно купить!
И папа с Петей пошли искать мороженое.
Как Петя не обманул папу
Папа сидел и читал газету. К нему подошёл Петя и сказал:
— Папа, ты не будешь на меня сердиться?
— А что ты опять натворил? — спросил папа.
— Я взял без спросу твою новую шляпу…
— И что?
— …и сделал из неё домик для моего ёжика Егора. А Егор прогрыз дырку в твоей шляпе.
— Безобразие! — крикнул отец.
Вдруг Петя стал громко хохотать.
— Не вижу ничего смешного! — возмутился папа.
— Папа, с первым апреля! — сказал Петя. — Я и не трогал никакой твоей шляпы!
Тут папа стал тоже смеяться:
— Ха-ха-ха! Здорово ты меня разыграл! Вообще-то обманывать нехорошо, но первого апреля можно!
Вдруг папа взглянул на газету и сказал:
— Петя, а ведь ты всё перепутал! Ведь сегодня не первое апреля, а только тридцать первое марта!
Петя растерянно посмотрел на папу, потом вышел из комнаты. Через минуту он появился снова. В его руках была папина шляпа, из которой выглядывал ёжик.
— Что такое?! — совсем рассердился папа. — Выходит, это была правда?
— Нет, — ответил Петя. — Я посадил Егора в шляпу только сейчас, когда узнал, что сегодня не первое апреля. Ведь ты же сам говорил, что обманывать нехорошо! Теперь нужно только подождать, чтобы ёжик прогрыз дырку. Тогда получится, что я тебя нисколечко не обманул!
Про скороговорку
Петя, — спросил папа,- а ты знаешь, что такое скороговорка?
— Нет. А-а, это, наверно, такая девчонка, которая очень быстро говорит. У нас в старшей группе есть одна скороговорка — Аня Пирожкова. Она строчит как пулемёт — триста слов в минуту!
— Нет, — сказал папа.- Скороговорка — это шуточная фраза, которую трудно выговорить. Вот послушай: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
— Зачем? — спросил Петя.
— Что «зачем»?
— Зачем этот Карл уклар… улкар… Зачем он стащил у Клары её украшения!
— Не знаю, — сказал папа.- Может быть, в шутку.
— Ничего себе шуточки! Да и эта Крала… ой, Клара, тоже хороша: в отместку утащила у него музыкальный инструмент. А сама, небось, и играть на нём не умеет!
— Ладно, — сказал папа, — раз эта скороговорка тебе не нравится, я вспомню другую. «Во дворе трава, на траве — дрова».
— Зачем? — опять спросил Петя.
— Что «зачем»?
— Зачем дрова на траву положили! Ведь зелёную траву жалко — она засохнет! Неужели нельзя было найти другое место во дрове… ой, во дворе! Эта скороговорка мне тоже не нравится! Вспомни другую!
— А я больше скороговорок не помню, — сказал папа. — Хорошо, попробую сам придумать. Вот послушай: «Филипп пилой липу перепилил».
— Зачем? — снова спросил Петя.
— Что «зачем»?
— Зачем он репу перепилил… ой, липу перелепил… Ну, для чего Филипп дерево разрезал?
— Не знаю, — ответил папа, — может быть, на дрова.
— Ага! — рассердился Петя. — А потом дрова — опять на траву!.. Придумай лучше другую скороговорку. Только такую, чтобы природу не портить!
— Ладно, — согласился папа. — Не будем портить природу. Вот слушай: «Липа, Поля, Валя липу поливали». Ну, как?
— Какая «лимпополя»? — спросил Петя.
— Не «лимпополя», а три девочки — Липа, Поля и Валя поливали липу.
— Зачем? — спросил Петя.
— Чтобы быстрее выросла.
— Понятно, — сказал Петя.- Вот эта скороговорка хорошая. Добрая.
Игра в загадки
Папа, — сказал Петя, — давай играть в загадки.
— Давай, — согласился папа. — Кто начинает?
— Начинаю я. Слушай: «Усатый, полосатый, любит в кресле подремать». Что это такое?
— Я думаю, это наш дедушка. Он у нас с усами, ходит в полосатой пижаме и любит поспать после обеда. Угадал?
— Ничего не угадал! Это кот. Ладно, теперь твоя очередь.
— Хорошо. У меня такая загадка: «Рубашка жёлтая, нос чёрный, любит рисовать».
— Я думаю, — сказал Петя, — это художник. Сидит себе в жёлтой рубашке и рисует.
— А почему у него нос чёрный?
— Испачкался. Наверно, углём рисовал, а потом нос потрогал…
— Ничего подобного, это не художник. Это вот что, — и папа положил на стол простой карандаш.- Видишь, у него рубашка жёлтая, а грифель чёрный.
— Ладно, — вздохнул Петя, — теперь ты отгадывай. «Сам белый, нос красный, стоит зимой целый день с метлой».
— Мне кажется, это дворник. Он стоит на улице с метлой. Сам белый, потому что снегом его засыпало, а нос красный, потому что замёрз. Зима всё-таки.
— А что, разве дворники только зимой работают?
— Ну, наверно, этот дворник летом уезжает в отпуск. В Сочи.
— Нет, неправильно. И потом дворник зимой стоит не с метлой, а с лопатой.
— Ты прав, — сказал папа. — Так кто же это?
— Это снеговик. А нос красный — это морковка.
— Понятно, — сказал папа, — Теперь моя очередь. «На Л начинается, на А кончается, с чёлкой и хвостом, целый день скачет».
— Знаю, знаю, — обрадовался Петя. — Это Людка из шестнадцатой квартиры!
— Ты уверен?
— Конечно! У неё рыжая чёлка и хвост, и она целыми днями скачет через свою скакалку!
— Нет, Людку я не знаю. Это лошадка. Теперь ты загадывай.
— Сейчас… Вот. Моя загадка получилась даже в рифму: «Рогатый, а не бык, по ночам гулять привык».
— Так-так, — задумался папа, — Значит, рогатый… И не бык… А-а, это, наверно, козёл.
— Козёл? А чего это он по ночам гуляет?
— Ну, может быть, у него бессонница.
Петя засмеялся:
— У козлов бессонницы не бывает! Это месяц на ночном небе! Понятно?
— Да. Это хорошая загадка. Ладно, я тоже тебе в рифму загадаю: «Начинается на «МУ», очень нравится ему», — и папа показал пальцем на Петю.
— Мне? На «МУ»? — удивился Петя.- Интересно, что это такое?.. Если музыка, то ты ошибаешься. Музыку я не всегда люблю. Особенно, когда заставляют на рояле заниматься.
— Нет, это не музыка.
— Может быть, муха? Мух я вообще не терплю.
— Нет, не муха. И не муравей.
— А! Догадался! — радостно крикнул Петя. — Это мультики! Правильно?
— Да,- сказал папа и посмотрел на часы.- Кстати, твои мультики уже начинаются. Давай, включай телевизор!
Страничка для взрослых
Папа сидел и читал газету. К нему подошёл Петя и сказал:
— Папа, ты не будешь на меня сердиться?
— А что ты опять натворил? — спросил папа.
— Я взял без спросу твою новую шляпу…
— И что?
— …и сделал из неё домик для моего ёжика Егора. А Егор прогрыз дырку в твоей шляпе.
— Безобразие! — крикнул отец.
Вдруг Петя стал громко хохотать.
— Не вижу ничего смешного! — возмутился папа.
— Папа, с первым апреля! — сказал Петя. — Я и не трогал никакой твоей шляпы!
Тут папа стал тоже смеяться:
— Ха-ха-ха! Здорово ты меня разыграл! Вообще-то обманывать нехорошо, но первого апреля можно!
Вдруг папа взглянул на газету и сказал:
— Петя, а ведь ты всё перепутал! Ведь сегодня не первое апреля, а только тридцать первое марта!
Петя растерянно посмотрел на папу, потом вышел из комнаты. Через минуту он появился снова. В его руках была папина шляпа, из которой выглядывал ёжик.
— Что такое?! — совсем рассердился папа. — Выходит, это была правда?
— Нет, — ответил Петя. — Я посадил Егора в шляпу только сейчас, когда узнал, что сегодня не первое апреля. Ведь ты же сам говорил, что обманывать нехорошо! Теперь нужно только подождать, чтобы ёжик прогрыз дырку. Тогда получится, что я тебя нисколечко не обманул!
Про скороговорку
Петя, — спросил папа,- а ты знаешь, что такое скороговорка?
— Нет. А-а, это, наверно, такая девчонка, которая очень быстро говорит. У нас в старшей группе есть одна скороговорка — Аня Пирожкова. Она строчит как пулемёт — триста слов в минуту!
— Нет, — сказал папа.- Скороговорка — это шуточная фраза, которую трудно выговорить. Вот послушай: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
— Зачем? — спросил Петя.
— Что «зачем»?
— Зачем этот Карл уклар… улкар… Зачем он стащил у Клары её украшения!
— Не знаю, — сказал папа.- Может быть, в шутку.
— Ничего себе шуточки! Да и эта Крала… ой, Клара, тоже хороша: в отместку утащила у него музыкальный инструмент. А сама, небось, и играть на нём не умеет!
— Ладно, — сказал папа, — раз эта скороговорка тебе не нравится, я вспомню другую. «Во дворе трава, на траве — дрова».
— Зачем? — опять спросил Петя.
— Что «зачем»?
— Зачем дрова на траву положили! Ведь зелёную траву жалко — она засохнет! Неужели нельзя было найти другое место во дрове… ой, во дворе! Эта скороговорка мне тоже не нравится! Вспомни другую!
— А я больше скороговорок не помню, — сказал папа. — Хорошо, попробую сам придумать. Вот послушай: «Филипп пилой липу перепилил».
— Зачем? — снова спросил Петя.
— Что «зачем»?
— Зачем он репу перепилил… ой, липу перелепил… Ну, для чего Филипп дерево разрезал?
— Не знаю, — ответил папа, — может быть, на дрова.
— Ага! — рассердился Петя. — А потом дрова — опять на траву!.. Придумай лучше другую скороговорку. Только такую, чтобы природу не портить!
— Ладно, — согласился папа. — Не будем портить природу. Вот слушай: «Липа, Поля, Валя липу поливали». Ну, как?
— Какая «лимпополя»? — спросил Петя.
— Не «лимпополя», а три девочки — Липа, Поля и Валя поливали липу.
— Зачем? — спросил Петя.
— Чтобы быстрее выросла.
— Понятно, — сказал Петя.- Вот эта скороговорка хорошая. Добрая.
Игра в загадки
Папа, — сказал Петя, — давай играть в загадки.
— Давай, — согласился папа. — Кто начинает?
— Начинаю я. Слушай: «Усатый, полосатый, любит в кресле подремать». Что это такое?
— Я думаю, это наш дедушка. Он у нас с усами, ходит в полосатой пижаме и любит поспать после обеда. Угадал?
— Ничего не угадал! Это кот. Ладно, теперь твоя очередь.
— Хорошо. У меня такая загадка: «Рубашка жёлтая, нос чёрный, любит рисовать».
— Я думаю, — сказал Петя, — это художник. Сидит себе в жёлтой рубашке и рисует.
— А почему у него нос чёрный?
— Испачкался. Наверно, углём рисовал, а потом нос потрогал…
— Ничего подобного, это не художник. Это вот что, — и папа положил на стол простой карандаш.- Видишь, у него рубашка жёлтая, а грифель чёрный.
— Ладно, — вздохнул Петя, — теперь ты отгадывай. «Сам белый, нос красный, стоит зимой целый день с метлой».
— Мне кажется, это дворник. Он стоит на улице с метлой. Сам белый, потому что снегом его засыпало, а нос красный, потому что замёрз. Зима всё-таки.
— А что, разве дворники только зимой работают?
— Ну, наверно, этот дворник летом уезжает в отпуск. В Сочи.
— Нет, неправильно. И потом дворник зимой стоит не с метлой, а с лопатой.
— Ты прав, — сказал папа. — Так кто же это?
— Это снеговик. А нос красный — это морковка.
— Понятно, — сказал папа, — Теперь моя очередь. «На Л начинается, на А кончается, с чёлкой и хвостом, целый день скачет».
— Знаю, знаю, — обрадовался Петя. — Это Людка из шестнадцатой квартиры!
— Ты уверен?
— Конечно! У неё рыжая чёлка и хвост, и она целыми днями скачет через свою скакалку!
— Нет, Людку я не знаю. Это лошадка. Теперь ты загадывай.
— Сейчас… Вот. Моя загадка получилась даже в рифму: «Рогатый, а не бык, по ночам гулять привык».
— Так-так, — задумался папа, — Значит, рогатый… И не бык… А-а, это, наверно, козёл.
— Козёл? А чего это он по ночам гуляет?
— Ну, может быть, у него бессонница.
Петя засмеялся:
— У козлов бессонницы не бывает! Это месяц на ночном небе! Понятно?
— Да. Это хорошая загадка. Ладно, я тоже тебе в рифму загадаю: «Начинается на «МУ», очень нравится ему», — и папа показал пальцем на Петю.
— Мне? На «МУ»? — удивился Петя.- Интересно, что это такое?.. Если музыка, то ты ошибаешься. Музыку я не всегда люблю. Особенно, когда заставляют на рояле заниматься.
— Нет, это не музыка.
— Может быть, муха? Мух я вообще не терплю.
— Нет, не муха. И не муравей.
— А! Догадался! — радостно крикнул Петя. — Это мультики! Правильно?
— Да,- сказал папа и посмотрел на часы.- Кстати, твои мультики уже начинаются. Давай, включай телевизор!
Страничка для взрослых
Леонид Давидович Каминский, чей 80-летний юбилей мы отметили в апреле, был одним из самых дорогих моему сердцу детских писателей и просто очень близким и душевным другом.
Леонид Каминский был ещё и художником-иллюстратором детских книг, журналистом, много лет входил в знаменитое содружество писателей и художников «Боевой карандаш», работал в журнале «Костёр», где на протяжении четверти века вёл юмористический отдел. Наконец Леонид Давидович (которого все называли запросто и с любовью — Лёнечка) сумел стать неподражаемым актёром, придумавшим в свое время уникальный спектакль — «Урок смеха». Он известен не одному поколению читателей и зрителей как знаменитый Учитель Смеха…
К тому же Леонид Каминский прославился как знаток и ценитель детского юмора. Его коллекция школьного юмористического фольклора — может быть, единственная в нашей стране — могла бы попасть в книгу рекордов Гиннесса. Уже после кончины Леонида Давидовича удалось собрать все «экспонаты» в большую книгу под названием «История государства Российского в отрывках из школьных сочинений». Недавно эта книга вышла вторым изданием.
Леонид Каминский очень любил своих героев. Особенно котёнка Яшу и мальчика Петю. Про них у него написаны отдельные книжки.
Каминский умел быть оптимистом. Это не всегда просто, но всегда заразительно. Ведь так и хочется перенести тон и атмосферу таких отношений в свою семью, распространить и на своих детей. Все мы, его друзья, счастливы, что судьба подарила нам возможность с ним общаться и дружить.
В данной статье мы расскажем о Леониде Каминском — журналисте, художнике, писателе и литературном деятеле. Талант этого замечательного человека раскрылся на ниве творчества детей. Книги, написанные автором, интересны, забавны и остроумны. «Учитель смеха», именно так называли Леонида Давыдовича.
Машенька, или с чего все началось
Каминский умел быть оптимистом. Это не всегда просто, но всегда заразительно. Ведь так и хочется перенести тон и атмосферу таких отношений в свою семью, распространить и на своих детей. Все мы, его друзья, счастливы, что судьба подарила нам возможность с ним общаться и дружить.
В данной статье мы расскажем о Леониде Каминском — журналисте, художнике, писателе и литературном деятеле. Талант этого замечательного человека раскрылся на ниве творчества детей. Книги, написанные автором, интересны, забавны и остроумны. «Учитель смеха», именно так называли Леонида Давыдовича.
Машенька, или с чего все началось
Биография писателя
Леонид Каминский родился 27 апреля 1931 года, в Калинковичах, Гомельской области, в Белоруссии. Детство писателя проходило в военные и послевоенные годы. В 1954 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Позже в биографии Леонида Каминского происходит важный момент: он в 1966 году оканчивает Московский полиграфический институт по специальности художник-график. Каминский являлся членом творческих союзов города Санкт-Петербурга: журналистов, художников, писателей и театральных деятелей. С 1966 года был постоянным автором журнала «Веселые картинки», сотрудничал со многими детскими журналами, такими как «Буратино», «Баламут», «Автобус», «Мурзилка», «Искорка» и с другими. С 1979 года являлся редактором-составителем юмористического отдела журнала «Костер». С 1981 по 1992 год в театре «Эксперимент» принимал участие в авторском эстрадном представлении для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Урок смеха», где исполнял роль Учителя смеха. В 1998 году был награжден статуэткой «Золотой Остап» на международном фестивале юмора в номинации «Юмор для детей».
Учитель смеха
Человек, который лишен чувства юмора, социально опасен, именно так считал Леонид Давыдович. В течение двадцати пяти лет он собирал школьный фольклор. Произведения Леонида Каминского для детей входят в школьную хрестоматию по литературе. Для формирования в обществе оптимизма, в первую очередь, необходимо воспитывать в подрастающем поколении самоиронию, умение откликаться на шутки и, самое главное, ценить здоровый юмор — эта и была главная задача Каминского, именно в этом он нашел свое призвание. В журнале «Боевой карандаш» он проработал более тридцати лет, даря людям искры легкого и позитивного отношения к миру. Послужной список Леонида Давыдовича удивляет и одновременно впечатляет, и ты понимаешь, что перед тобой действительно один из немногих «светлых» людей, которым хочется сказать «спасибо» за заряд позитива, продлевающий нашу с вами жизнь. Книги Леонида Каминского интересны и взрослым, и детям, в семейном кругу нет более полезного времяпровождения, чем прочтение его произведений, которые с невероятной легкостью и точностью описывают забавные случаи из жизни школьников. И, несмотря на то, что автор так любит высмеивать дурные черты поведения детей, сквозь строки каждого произведения исходит огромная любовь к своим юным читателям. Рассказы для детей Леонида Каминского были настолько популярны и имели оглушительный успех, что письма с шутками и забавными историями приходили к нему со всех концов Советского Союза.
История стихотворения «Объявление»
Одна забавная история произошла в жизни Леонида Каминского. В 1983 году в журнале «Веселые картинки» было опубликовано стихотворение «Объявление», которое для пущей правдоподобности было оформлено, как настоящее объявление «с бахромой» указанного номера телефона. Именно так и выглядели объявления, которые клеили на водопроводные трубы и стены домов, и самое смешное на номер, указанный в стихотворении стали звонить люди. Кто в шутку, а кто и всерьез интересовался говорящими попугаями и импортными зонтиками. Пенсионер, чья квартира была зарегистрирована под этим номером, был вынужден сменить свой телефон. И ворчун-пенсионер написал жалобу в журнал «Веселые картинки». Вот такая забавная история, которая произошла в реальной жизни с Леонидом Давыдовичем.
Поучительная история о первоклашках
Рассказ Леонида Каминского «Как Маша пошла в школу» была посвящена его дочери Марии. Рассказ получился забавный, легко читающийся, и между тем поучительный. История на первый взгляд незамысловата и проста: первоклассница Маша решила, что раз она умеет и читать, и считать, то ей уже не надо ходить в школу. Учительница сумела заинтересовать маленькую девочку доступными для понимания ребенка примерами из окружающего нас мира. «Почему листья зеленые, почему светят звезды, и как по-английски будет «кошка»?» Вот так просто, на первый взгляд, и так мудро, не причиняя малышке боли, не показывая ей своего превосходства, она разбудила в ней любопытство. Бережное отношение, подпитанное огромной любовью к маленьким детям — вот мораль этого рассказа. «Остаюсь» — сказала Маша и снова села за парту. Смешная, умная, но еще такая маленькая, девочка получила свой первый урок, значение которого значимо для нее настолько, что она в силу своего небольшого возраста не осознала этого до конца. Этот рассказ в первую очередь будет поучительным, в хорошем смысле этого слова, для многих учителей и родителей.
Учитель смеха
Человек, который лишен чувства юмора, социально опасен, именно так считал Леонид Давыдович. В течение двадцати пяти лет он собирал школьный фольклор. Произведения Леонида Каминского для детей входят в школьную хрестоматию по литературе. Для формирования в обществе оптимизма, в первую очередь, необходимо воспитывать в подрастающем поколении самоиронию, умение откликаться на шутки и, самое главное, ценить здоровый юмор — эта и была главная задача Каминского, именно в этом он нашел свое призвание. В журнале «Боевой карандаш» он проработал более тридцати лет, даря людям искры легкого и позитивного отношения к миру. Послужной список Леонида Давыдовича удивляет и одновременно впечатляет, и ты понимаешь, что перед тобой действительно один из немногих «светлых» людей, которым хочется сказать «спасибо» за заряд позитива, продлевающий нашу с вами жизнь. Книги Леонида Каминского интересны и взрослым, и детям, в семейном кругу нет более полезного времяпровождения, чем прочтение его произведений, которые с невероятной легкостью и точностью описывают забавные случаи из жизни школьников. И, несмотря на то, что автор так любит высмеивать дурные черты поведения детей, сквозь строки каждого произведения исходит огромная любовь к своим юным читателям. Рассказы для детей Леонида Каминского были настолько популярны и имели оглушительный успех, что письма с шутками и забавными историями приходили к нему со всех концов Советского Союза.
История стихотворения «Объявление»
Одна забавная история произошла в жизни Леонида Каминского. В 1983 году в журнале «Веселые картинки» было опубликовано стихотворение «Объявление», которое для пущей правдоподобности было оформлено, как настоящее объявление «с бахромой» указанного номера телефона. Именно так и выглядели объявления, которые клеили на водопроводные трубы и стены домов, и самое смешное на номер, указанный в стихотворении стали звонить люди. Кто в шутку, а кто и всерьез интересовался говорящими попугаями и импортными зонтиками. Пенсионер, чья квартира была зарегистрирована под этим номером, был вынужден сменить свой телефон. И ворчун-пенсионер написал жалобу в журнал «Веселые картинки». Вот такая забавная история, которая произошла в реальной жизни с Леонидом Давыдовичем.
Поучительная история о первоклашках
Рассказ Леонида Каминского «Как Маша пошла в школу» была посвящена его дочери Марии. Рассказ получился забавный, легко читающийся, и между тем поучительный. История на первый взгляд незамысловата и проста: первоклассница Маша решила, что раз она умеет и читать, и считать, то ей уже не надо ходить в школу. Учительница сумела заинтересовать маленькую девочку доступными для понимания ребенка примерами из окружающего нас мира. «Почему листья зеленые, почему светят звезды, и как по-английски будет «кошка»?» Вот так просто, на первый взгляд, и так мудро, не причиняя малышке боли, не показывая ей своего превосходства, она разбудила в ней любопытство. Бережное отношение, подпитанное огромной любовью к маленьким детям — вот мораль этого рассказа. «Остаюсь» — сказала Маша и снова села за парту. Смешная, умная, но еще такая маленькая, девочка получила свой первый урок, значение которого значимо для нее настолько, что она в силу своего небольшого возраста не осознала этого до конца. Этот рассказ в первую очередь будет поучительным, в хорошем смысле этого слова, для многих учителей и родителей.
Необычайная книга, или коллекция цитат из школьных сочинений
В 2008 году в Петербурге вышла в свет необычайная книга «История государства Российского в отрывках из школьных сочинений», автор этого увлекательного детского шедевра годами собирал всевозможные ляпы учеников. Леонид Каминский хотел издать эту книгу еще при жизни, но не успел. Эта была, нет, почему же, она есть, самая замечательная коллекция Леонида Давыдовича отрывков из школьных сочинений, настоящая путаница из слов, но в детстве невозможно без путаницы. Итак, в качестве примера приведем некоторые из них. «Когда правил Петр I? — С 40 по 46 параграф». Или вот одно из самых любимых: «Деда Мороза я узнал по кроссовкам, это был наш физрук». И напоследок такая цитата: «Революционеры не дрожали за свою шкуру. Они дрожали за шкуру других». «Катерина, чтобы избежать самодурства Кабанихи, решила утопиться, потому что хотела всю свою жизнь оставаться свободной». Рисунки, которые рисовал к своим рассказам Леонид Давыдович, похожи на детские, такие же полные наивности и «неумелости», даже подписи под ними Каминский делал «от руки» как в школьных тетрадках.
Слова благодарности — лучшая награда для писателя
Читая отзывы с добрыми и душевными словами благодарности, хотелось бы добавить следующее: произведения Леонида Каминского интересны для детей начальной и средней школы, так как именно в этом возрастном периоде им любопытно читать о тех событиях и случаях, которые происходили с их сверстниками. Особенно, если они написаны с известной долей юмора. Также стоить учесть тот факт, что на сегодняшний день нагрузки в школе для детей существенны, а произведения Леонида Каминского замечательно подходят для эмоциональной разрядки школьника, нет нареканий за неуспеваемость, все истории из реальной жизни, написанные простым для понимания языком.
Школьный театр, или троечка за тигра
Разновидность сценического творчества — это школьный театр. Как много было поставлено сценок по произведениям Леонида Давыдовича! Сколько доброты, юмора и смеха было подарено со сцен школьных театров. Ценить прекрасное, избегать душевной пустоты учит эта детская творческая мастерская. Произведения Каминского разнообразны и интересны. В качестве примера можно привести рассказ Леонида Давыдовича «Троечка за тигра», где отец и сын играют в слова, которые начинаются на букву «Т», и находятся в этой комнате. Телевизор, тумбочка, телефон и …тигр.
Детская находчивость и непосредственность, и взрослая наблюдательность соединились в этом рассказе, который может, и был поставлен на сценах школьных театров. Все творчество Каминского такое «наше» и родное, понятное и смешное, доброе и расслабляющее.
Заключение
В заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить тот факт, что самая главная задача, которую поставил перед собой Леонид Каминский, была с блеском им выполнена. Что же это за задача? Как говорил сам Леонид Давыдович, самое главное научить детей… смеяться. Смешить детей — дело приятное, это не только работа, но и удовольствие. Леонид Каминский остался в памяти, как задушевный человек, большой друг детворы, обладатель потрясающего заряда юмора и творческого оптимизма. Скончался Леонид Давыдович в 2005 году 23 ноября в Санкт-Петербурге на 75-ом году жизни.
Все
Годы жизни: 1931 — 2005.
Я с детства люблю весёлые книжки, для них у меня в шкафу специальная полка отведена. Только настроение начинает портиться — протянул руку, взял книжку, прочитал, посмеялся — и полегчало. К таким книгам я отношу «Уроки смеха» Леонида Каминского.
Если вы спросите, кем по профессии был Каминский, я вам ответить не смогу. Вернее, смогу, но придётся долго перечислять: он — писатель и художник (сам себя иллюстрировал), журналист (вёл весёлые разделы в разных газетах и журналах), коллекционер (им была собрана самая большая в стране коллекция школьного юмора).
А ещё он был учителем. И не простым учителем, а учителем смеха. Много лет он ездил по школам и проводил «уроки смеха», которых, как вы понимаете, в школьных программах нет. Я бывал на этих уроках, видел своими глазами, как дети не просто смеются, а сползают со стульев на пол. Я сам сползал.
А ещё Каминский умел рисовать шаржи — смешные портреты своих друзей и знакомых. Однажды, когда мы вместе работали в доме творчества, он нарисовал очень смешной шарж на всех художников нашей группы, в том числе и на меня.
Писать и рисовать для детей Леонид Каминский начал, когда у него появилась дочка Маша. Он сочинял для неё сказки и рисовал к ним картинки. Потом стал записывать её смешные высказывания. Из этих записей получились рассказы, которые были напечатаны в детских журналах. Рассказы про Машу вы найдёте в его книжках. В одном рассказе говорится о том, как первоклассница Маша умела читать, писать и считать, но ещё не знала, как по-английски «кошка». Теперь она уже знает, потому что стала взрослой и сама преподаёт студентам английский язык.
Я думаю, что любая книжка Леонида Каминского, которую вы возьмёте в руки, вам понравится. Его книжки можно читать всей семьёй: они будут интересны и малышам, и школьникам, и папам, и мамам (про них там тоже кое-что есть). И я уверен, что, перечитывая его произведения, вы будете смеяться, смеяться и смеяться!
В кабинете директора
Детская находчивость и непосредственность, и взрослая наблюдательность соединились в этом рассказе, который может, и был поставлен на сценах школьных театров. Все творчество Каминского такое «наше» и родное, понятное и смешное, доброе и расслабляющее.
Заключение
В заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить тот факт, что самая главная задача, которую поставил перед собой Леонид Каминский, была с блеском им выполнена. Что же это за задача? Как говорил сам Леонид Давыдович, самое главное научить детей… смеяться. Смешить детей — дело приятное, это не только работа, но и удовольствие. Леонид Каминский остался в памяти, как задушевный человек, большой друг детворы, обладатель потрясающего заряда юмора и творческого оптимизма. Скончался Леонид Давыдович в 2005 году 23 ноября в Санкт-Петербурге на 75-ом году жизни.
Все
Годы жизни: 1931 — 2005.
Я с детства люблю весёлые книжки, для них у меня в шкафу специальная полка отведена. Только настроение начинает портиться — протянул руку, взял книжку, прочитал, посмеялся — и полегчало. К таким книгам я отношу «Уроки смеха» Леонида Каминского.
Если вы спросите, кем по профессии был Каминский, я вам ответить не смогу. Вернее, смогу, но придётся долго перечислять: он — писатель и художник (сам себя иллюстрировал), журналист (вёл весёлые разделы в разных газетах и журналах), коллекционер (им была собрана самая большая в стране коллекция школьного юмора).
А ещё он был учителем. И не простым учителем, а учителем смеха. Много лет он ездил по школам и проводил «уроки смеха», которых, как вы понимаете, в школьных программах нет. Я бывал на этих уроках, видел своими глазами, как дети не просто смеются, а сползают со стульев на пол. Я сам сползал.
А ещё Каминский умел рисовать шаржи — смешные портреты своих друзей и знакомых. Однажды, когда мы вместе работали в доме творчества, он нарисовал очень смешной шарж на всех художников нашей группы, в том числе и на меня.
Писать и рисовать для детей Леонид Каминский начал, когда у него появилась дочка Маша. Он сочинял для неё сказки и рисовал к ним картинки. Потом стал записывать её смешные высказывания. Из этих записей получились рассказы, которые были напечатаны в детских журналах. Рассказы про Машу вы найдёте в его книжках. В одном рассказе говорится о том, как первоклассница Маша умела читать, писать и считать, но ещё не знала, как по-английски «кошка». Теперь она уже знает, потому что стала взрослой и сама преподаёт студентам английский язык.
Я думаю, что любая книжка Леонида Каминского, которую вы возьмёте в руки, вам понравится. Его книжки можно читать всей семьёй: они будут интересны и малышам, и школьникам, и папам, и мамам (про них там тоже кое-что есть). И я уверен, что, перечитывая его произведения, вы будете смеяться, смеяться и смеяться!
В кабинете директора
– А, это ты, Брюквин? Входи, входи, давно тебя дожидаюсь. Видишь, какая тебе честь: сам директор школы отложил свои дела, чтобы с тобой побеседовать!
Я больше не буду…
Ага, знает кошка, чьё мясо съела! Значит, предчувствуешь, о чём пойдёт разговор?
Я больше не буду…
Это мы уже слышали. Вот передо мной целый список твоих приключений. Просто какой-то мифологический герой! Двенадцать подвигов Геракла!
Я больше не буду…
Начнём с первого апреля. В этот день тебя не было в школе. Так думали учителя. А на самом деле ты все уроки просидел в «Живом уголке», изображая из себя шимпанзе!
Я больше не буду…
Четвёртого апреля, в понедельник, на уроке физкультуры ты забросил в баскетбольную корзину рюкзак ученицы Ани Карнауховой, который упал на голову физруку Эдуарду Николаевичу!..
Я больше не буду…
Шестого апреля на уроке истории ты сделал сенсационное открытие: оказывается, декабристы получили своё название из-за того, что они все родились в декабре и на Сенатской площади праздновали свой общий день рождения!
Я больше не буду…
Одиннадцатого апреля во время перемены ты демонстрировал приёмы карате, в результате чего пробил ногой перегородку и влетел в учительскую!..
Я больше не буду…
Во вторник, двенадцатого апреля, ты забрался в кабинет химии и пытался растворить в азотной кислоте свой дневник, но, к счастью, не нашлось подходящей посуды…
Я больше не буду…
Через неделю, девятнадцатого числа, учительница русского языка попросила тебя на доске написать сегодняшнее число. И ты, не задумываясь, написал: «Сигодне фторнек, дивитнадцатое опреля», чем вызвал сердечный приступ у Людмилы Аркадьевны.
Я больше не буду…
Вчера на уроке литературы ты получил сразу две двойки. Одну за то, что подсказывал, а вторую за то, что подсказывал неправильно: по-твоему выходит, что Муму — это кличка коровы, которая утопилась, не выдержав гнёта царского самодержавия!
Я больше не буду…
Ну что мне с тобой делать, Брюквин?! А ведь при желании ты можешь хорошо учиться.
Вот, например, в прошлом месяце ты получил вполне заслуженную пятёрку по математике!
Я больше не буду…
Падежи Юры Серёжкина
– Третья парта! Петухов и Серёжкин! Извините за то, что я прервала вашу увлекательную беседу, но нам нужно продолжать урок. Петухов, к доске! Итак, представь себе, что ты писатель. Сочини нам небольшой рассказ из двух-трёх предложений и напиши его на доске. Написал? Хорошо. Посмотрим, что у тебя получилось. Учительница подошла к доске и прочитала: «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».
Прекрасно. Похоже, что рассказ взят прямо из жизни. Но нас сейчас больше интересует грамматика. Подчеркни, пожалуйста, в своём рассказе все существительные. Готово? Спасибо, садись, Петухов. Теперь, Юра, твоя очередь. Определи, в каких падежах стоят эти существительные.
Ты понял задание, Серёжкин?
Понял, Людмила Аркадьевна.
Тогда начинай.
— «Папа и мама». Кто, что? Родители. Значит, падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ. Ругали кого, чего? Вову. «Вова» — это имя. Значит, ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Падеж ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Дальше — Вова молчал как? Виновато. Значит, здесь у «Вовы» падеж ВИНИТЕЛЬНЫЙ. Ну а «обещание» – конечно, в ДАТЕЛЬНОМ, раз Вова его дал. Вот, всё…
Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Серёжкин! Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Какую? Конечно, пятёрку!
Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово — «пятёрку»?
В ПРЕДЛОЖНОМ.
В предложном? Почему же?
Ну как же! Ведь я же её сам предложил!..
У меня есть дочка Маша. Когда она была маленькой, с ней происходили разные забавные истории. Некоторые из них я записал.
Как Маша пошла в школу
Когда первоклассники уселись за парты, учительница спросила:
— Кто знает, зачем нужно ходить в школу?
Витя поднял руку и сказал:
Наташа встала и сказала:
— Чтобы научиться писать.
-— Молодцы, все ответили правильно, — похвалила учительница.
Тут Маша встала, взяла портфель и пошла к двери,
— Ты куда? — удивилась учительница.
— А мне не нужно ходить в школу. Я уже умею читать, писать и считать.
— Это хорошо, — сказала учительница.— Но мне кажется, что ты ещё не всё знаешь. Например, сколько будет, если двадцать пять помножить на пять? Как по-английски будет «кошка»? Где живут пингвины?
— А разве всё это учат в школе? — спросила Маша.
— Конечно. И почему листья зелёные, и почему светятся звёзды, и многое другое. Ну как, остаёшься?
— Остаюсь, — сказала Маша и села за парту.
Пропущенные буквы
— Папа, что ты делаешь? — спросила Маша.
— Да вот, сочиняю рассказ. Но у меня неприятность: испортилась машинка и стала пропускать буквы.
— Знаешь что, — сказала Маша, — ты отдохни, а я прочитаю твой рассказ и сама вставлю пропущенные буквы.
— Ладно, — согласился я, — действуй.
Через десять минут Маша подала мне листок. Вот что там было:
У одной бабушки в доме жила пушистая корова Мурка.
Бабушка её очень любила и угощала парным молотком и репой.
Однажды Мурка решила погулять, подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила маленькая морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и спела.
На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и громко кукарекал.
Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела Мурку и стала сердито лаять. Тут из дома вышла букашка и прогнала селёдку.
Я прочитал рассказ и громко рассмеялся:
— Ведь ты же нарочно всё перепутала!
— Я знаю, — сказала Маша. — Но зато рассказ получился смешной!
— А что, — сказал я, -— ты права.
Я сделал рисунок к рассказу и всё это послал в «Весёлые картинки».
И рассказ напечатали. Он так и называется «Пропущенные буквы».
Про бабушку и про бегемота Борю
Однажды Маша мне сказала:
— Папа, мы сейчас в школе проходим букву «Б». И Валентина Ивановна попросила тебя — не можешь ли ты для нас сочинить рассказ, чтобы в нём было побольше слов на эту букву?
— Хорошо, — согласился я, — но сначала давай вместе вспомним слова на букву «Б».
Я взял ручку и стал записывать, а Маша начала диктовать:
— Бананы, блины, бублики, бутерброд, банка с вареньем, бутерброд…
— Бутерброд ты уже называла, — сказал я.
— Пусть это будут разные бутерброды, -— ответила Маша, — один с сыром, а другой — с колбасой,
— Что-то у нас с тобой все слова какие-то «съедобные», — сказал я, — даже банка — и то с вареньем!
И мы вспомнили ещё несколько слов, уже «не съедобных»: балерина, бабушка, банк, бандит, благодарность…
— Ага, — сказал я, —- теперь мне понятно, про что будет рассказ!
Этот рассказ вы увидите ниже.
Он очень понравился Валентине Ивановне. Правда, некоторые слова в этом рассказе её немного удивили. Она сказала, что таких слов не бывает. А вы как думаете?
Жила-была одна бабушка. Она была бывшая балерина. Она любила смотреть белевизор. Больше- всего ей нравились бультфильмы и кинокартина «Три мушкетёра» с участием, артиста Боярского.
У бабушки жил бегемот Боря. Бабушка баловала Борю, сшила ему бескозырку с бантиком, учила его играть на балалайке и читала ему перед сном журнал «Бурзилку».
Однажды утром в Бонедельник бабушку и Борю разбудил будильник. Они позавтракали: бабушка съела. булочку и выпила кофе с болоком, а Боря съел блины, бананы, бутерброд с сыром., бутерброд с колбасой и банку брусничного баренья.
Потом бабушка с Борей пошла в булочную, чтобы купить батон, бублики и баранки.
Вдруг на Большом проспекте они увидели бегущих людей. Впереди бежал бородатый бандит, который только что ограбил банк. Он был в берете, безрукавке и босоножках. В руках у него был большой бортфель, болный денег. За бандитом бежали: бледный директор банка, бухгалтер и два бравых билиционера, которые стреляли из бис/полетов в воздух
.
Тут бандит увидел стоящий бульдозер. В кабине никого не было — бульдозерист ушёл в баню. Бандит вскочил в кабину и включил ботор. Бульдозер помчался, пугая бешеходов и белосипедистов.
— Безобразие! — крикнула бабушка и что-то прошептала Боре на ухо. Бегемот боменталъно бросился наперерез бульдозеру и своим боком остановил его. Бандит хотел бежать, но Боря схватил его за бедро. Бедняга закричал: «Я больше не буду!»
Всё кончилось благополучно. За поимку опасного бреступника бабушке и Боре объявили благодарность и наградили путёвкой в Болгарию, на берег Чёрного боря.
Главная / КНИГИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЦИТАТЫ, ТЕКСТЫ, ПРОЗА / Каминский Л.Д. Рассказы / Чего только не случилось… — Людмила Аркадьевна, можно войти? Понедельник день тяжёлый — Так и знал! Ведь сегодня понедельник! — мрачно сказал Антон Петухов, в третий раз перетряхивая свой портфель. — Я же говорил, — проворчал Петухов, — понедельник для меня день тяжелый!
|
|