Рассказ конь с розовой гривой рассказ о герое

«Конь с розовой гривой» главные герои

«Конь с розовой гривой» главные герои

Главные герои “Конь с розовой гривой” — простые деревенские ребята, которые пока учатся, как следует поступать в той или иной ситуации. В рассказе Астафьева конь с розовой гривой — заветная мечта любого ребёнка, красивейший вкуснейший пряник — символ счастья, чуда. Книга возвращает читателя в безмятежное время, в детство у бабушки в доме. В произведении “Конь с розовой гривой” герои делают первые шаги в жизни, учатся на своих ошибках, познают мир. Описание деревенских жителей, их отношений и быта — очень яркое, колоритное. Речь персонажей — их основная характеристика, в неё автор заложил черты характера, мировоззрение каждого героя.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Конь с розовой гривой”

Главные герои

Мальчик-автор

Добрый, наивный, бесхитростный ребёнок

Бабушка воспитывает его в строгости, учит ценить правду и быть благодарным. Жалеет, зная, что взрослая жизнь бывает страшнее любых снов. Проказы и шалости внука известны бабушке наперёд, это говорит о том, что он не обделён вниманием взрослых, несмотря на необходимость работать и вести хозяйство. Мальчик жалеет бабушку, страдает от своего обмана, его мучает совесть. Совершив проступок, он порывается признаться бабушке, но засыпает, а рано утром бабушку уже не застаёт. Крепкий телосложением (как гриб-боровик), ловкий, воспитанный, умный мальчишка.

Екатерина Петровна

Бабушка мальчика-рассказчика

Добрая, мудрая женщина, заменившая ребёнку погибшую мать. Работящая, умелая, грамотная хозяйка. Её речь пестрит пословицами, поговорками, мудрыми мыслями. Верит в Бога, живёт в гармонии с природой, общается с ней. Даже у реки, забравшей её дочь Лиду, просит вернуть её, в беспамятстве проводит языческие ритуалы, не ест и не пьёт, ночуя на берегу. За строгостью бабушки Петровны не все могут разглядеть её доброе, любящее сердце. Несмотря на “мошенничество” мальчика, умная женщина догадалась, кто научил его обману. Купила заветный пряник, понимая, какую радость доставит он ребёнку.

Дедушка мальчика

Дед дружит с внуком, жалеет его, но учит отвечать за свои поступки, просить прощения. Не перечит бабушке, поддерживает её авторитет, умён и спокоен. Мальчику нравится проводить время вместе с дедушкой, он тише и спокойнее бабушки. Постоянно работает, придерживается стороны внука, заступается за него, заботится.

Санька

Соседский мальчишка

Второй по возрасту из соседских детей. Хулиганистый, хитрый, учит героя воровать и обманывать близких. Для семьи “левонтьевых” это обычное дело. Пугает младших страшными историями, учит их приспосабливаться. Подлый и беспринципный, безответственный и грубый.

Дядя Левонтий

Сосед Екатерины Петровны

Пьющий, но очень добрый человек. Имея своих родных детей, жалеет и балует сироту-соседа. Скучает по морю, где когда-то служил, живёт прошлым. Дети очень любят слушать, как он поёт песню про малютку-обезьянку. В день зарплаты напивается, бьёт стёкла, прогоняет домашних. На следующий день наводит порядок и живёт до следующего “пира”. Немного ленив, его речь очень колоритна и интересна.

Тётка Васеня

Жена Левонтия.

Супруг получает зарплату и ежемесячно празднует это. И свои, и соседские дети, и тётка Васеня пируют вместе с многочисленными гостями. После пьянок мужа Васеня одалживает денег, продуктов у соседей, так семья живёт до следующего месяца. Их дети привыкли недоедать, питаются щедрыми дарами леса, реки, подворовывают у соседей.

Второстепенные персонажи

Тётя Феня

Родственница Петровны

Жалеет мальчика, угощает, кормит его, ставит в пример своим детям его аппетит.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Миша Пархоменко

    10/11

  • Анастасия Гусева

    8/11

  • Dia Mond

    11/11

  • Kirillor Mi

    11/11

  • Кирилл Курилкин

    10/11

  • Фамс Мистер

    11/11

  • Вероника Федорова

    10/11

  • Taeho Suyu

    10/11

  • Дмитрий Усольцев

    11/11

  • Ярослав Иванов

    9/11

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Главные герои рассказа Конь с розовой гривой

Главные герои рассказа Конь с розовой гривой

Герои произведения являются простыми деревенскими жителями. В книге автор коня с розовой гривой олицетворяет заветную мечту каждого деревенского мальчика. Читая строки, читатель мысленно возвращается в безмятежное время, называющееся детством, которое обычно проходило в доме у бабушки.

Витя

Рассказ ведется от имени главного героя мальчика Вити. Искренний и добрый мальчик Витя живет у строгой бабушки. Герой дружит с деревенскими мальчиками. Несмотря на свой юный возраст, Витя рассуждал как взрослый человек.

Он сильно любит бабушку и дедушку, который работает на заимке. Мальчик рано потерял маму и боялся смерти бабушки. Витя считает, что дедушка умеет слушать и всегда поддержит его. Мальчик легко поддавался влиянию других сельских мальчишек. Из-за своих пакостей, героя всегда наказывали. В лице главного героя писатель показал собственную жизнь и нравственные уроки, которые получил в детстве. Несмотря на свои детские шалости, Витя получил от бабушки свой заветный подарок, а именно коня с розовой гривой.

Екатерина Петровна – это бабушка Вити. Женщина имеет большой жизненный опыт и старается правильно воспитать внука. Героиня любит природу и ненавидит разгильдяйство и чрезмерную лень. В воспитании она проявляет строгость и ласку. Екатерина Петровна старалась не баловать ребенка и при этом проявляла заботу и смогла вырастить из внука хорошего человека.

Дедушка Вити является супругом Екатерины Петровны. Он работает на заимке. В любых случаях дедушка проявляет рассудительность и спокойствие. Герой редко появляется в доме, но старается принимать участие в воспитании внука. Он старается поддерживать и давать советы Вите.

Саня проживает семье Левонтьевых. Он постоянно проявляет грубость и непослушание. Мальчик любит, чтобы его желания всегда исполнялись. Саня плохо влияет на Витю. Мальчика никогда не мучает совесть.

Дядя Левонтий живет по соседству с Витей. Левонтий отличается слабым характером, беспечностью и грубостью. Он постоянно и быстро пропивал каждую зарплату.

Тетя Васеня является соседкой Екатерины Петровны. Васеня была замужем за Левонтием. Героиня тоже любила пить. Когда супруг приносил домой зарплату, она раздавала долги и остальную часть пропивала вместе с Левонтием. Екатерина Петровна особо недолюбливала соседку и считала ее безответственной и несерьезной женщиной. Когда у нее заканчивались деньги, Васеня ходила к соседям и просила взаймы.

Девочка по имени Таня — это сестра Саши. Она родилась в неблагополучной семье. Героиня постоянно играла с деревенскими девочками и мальчиками. Таня не проявляла особую грубость и старалась всем помогать.

Герой по имени Кеша является двоюродным братом главного персонажа. Кеша дружил с Витей и ставил его в пример.

Тетя Феня была матерью Кеши. Она всячески поддерживала Витю и всегда помогала мальчику, когда тот прятался от бабушки.

Сочинение 2

Каждый герой произведения В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» является бесценным носителем тех качеств (положительных или отрицательных), благодаря которым автор дает урок читателю.

Главные герои.

Мальчик Витя. Детство юного героя по имени Витя, от которого ведется повествование, проходит в деревне любимой бабушки. Атмосфера его ежедневных увлечений наполнена разными занятиями с соседскими деревенскими мальчишками. Рядом с ними главному герою не хочется выглядеть хуже. Именно поэтому однажды он идет на поводу у них, предлагая съесть набранную в лесу ягоду. Не подозревая этого поначалу, бабушка оказывается обманутой из-за пряника в виде коня. В остальном мальчик имеет задорный характер, любопытство, является хорошим помощником для взрослых.

Бабушка Вити – Екатерина Петровна – в отношении внука применяет сочетание приемов строгости, и доброты и нежности. Она искренне любит его, но иногда скрывает это, ради его же блага. Женщина мечтает, чтобы из Вити вырос достойный человек – неизбалованный, дисциплинированным и трудолюбивым. Она подключает всю свою мудрость, то есть, догадавшись об обмане, она ждет его признаний, не подавая вида.

Дедушка – мужчина со спокойным характером. Но, несмотря на это, он рьяно выступает за справедливость и правду. Узнав о лжи, пожилой мужчина убеждает внука рассказать правду и извиниться за поступок. Несмотря на возраст, дед продолжает трудиться, заботиться о близких, проявляет жалость, чем подает прекрасный пример молодому поколению. Несмотря на редкое появление дедушки в доме, внук его очень ценит и уважает, прислушивается к советам, считая очень мудрым и опытным человеком.

Второстепенные герои.

Дядя Левонтий – один из ярких героев произведения В. П. Астафьева, представляющий образ соседа. Это был беспечный человек, известный своими выходками в состоянии алкогольного опьянения. Мужчина часто оставлял семью без средств к существованию. Когда он получал деньги, семья тратила их за один день, а сам Левонтий вел себя агрессивно.

Тетка Васеня – простая деревенская женщина, супруга Левонтия. Ее поведение характеризуется как несерьезное. Женщина поддерживает мужа во время гуляний, когда он получает зарплату. Однако после этого у нее начинается период, когда она вынуждена просить деньги взаймы, чтобы прокормить семью. Подобные истории повторяются каждый месяц. Их дети периодически вынуждены попрошайничать.

Санька находится на воспитании дяди Левонтия и тетки Васени. Он оказывает плохое влияние на Витю. При этом в нем нет ни жалости, ни сожаления в совершенных поступках.    

Каждый герой дополняет друг друга, помогает раскрыть скрытые качества, которые на первый взгляд читателю не заметны.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои рассказа Конь с розовой гривой

Главные герои рассказа Конь с розовой гривой

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Два помещика по роману Пушкина Дубровский

    В своем произведении «Дубровский» А. С. Пушкин повествует о драматичной судьбе обедневшего дворянина

  • Сочинение на тему Любовь в произведениях Бунина и Куприна

    Два русских писателя – Бунин и Куприн, относятся к первой половине 20 века. Их общей темой произведения была любовь. Их произведения заставляли, и до сих пор заставляют, полностью погрузиться в содержание

  • Сочинение Судьба мастера в России (Левша) (6 класс)

    Сюжет повести Николая Лескова «Левша» разворачивается вокруг смешения реальных исторических и выдуманных автором событий, начало которых происходит во времена правления императора Александра Первого

  • Сочинение по картине Боровиковского Портрет Арсеньевой 5 класс

    Если посмотреть на произведения такого художника, то отчётливо виден его особый стиль в живописи. При всём при этом его стиль не заточен под стандарты школ и вузов искусств того времени

  • Анализ романа Доктор Живаго Пастернака 11 класс

    Роман «Доктор Живаго» – один из литературных шедевров 20 века. За написание романа, над которым велась усердная работа в течение десяти лет, Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Астафьев В.П.
  4. Образ и характеристика Вити в рассказе Конь с розовой гривой

Образ и характеристика Вити в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева сочинение

Главным персонажем автобиографического произведения является маленький мальчик Витя, живущий в глухой сибирской деревне с бабушкой и дедушкой.

Мальчик рано осиротел, лишившись матери, утонувшей в реке Енисей, и воспитывается пожилыми родными.

Витя предстает перед читателем в образе воспитанного, послушного, любознательного и совестливого ребенка, любящего строгую бабушку и доброжелательного деда. Несмотря на небогатый образ жизни семьи Вити, мальчик растет сытым, одетым, ухоженным.

Будучи живым и веселым мальчишкой, его постоянно тянет к соседским ребятам, хулиганистым и грубым сорванцам, что очень не нравится его бабушке.

Главной мечтой Вити, являющейся ему во снах, — сладкий пряник, изготовленный в форме коня, имеющего розовую гриву. Бабушка обещает, поехав в город, привезти мальчику в подарок пряник, но для этого он должен собрать ягоды на продажу.

Витя отправляется в лес с мальчишками и изо всех сил пытается найти побольше земляничных ягод. Возвращаясь домой, ребята поссорившись затевают драку из-за того, кто больше всех собрал ягод, а затем полакомившись спелой и сочной земляникой подбивают Витю тоже угоститься своим урожаем. Доверчивый мальчик, поддавшись на уговоры и решившись казаться храбрым перед товарищами, съедает весь собранный им ягодный урожай. Понимая, что провинился перед бабушкой, Витя накладывает в корзинку травы, прикрыв ее несколькими оставшимися земляничками.

Ничего не подозревающая бабушка отправляется в город, прихватив с собой туесок ягод на продажу. Не спавший всю ночь от мук совести Витя, понимая, что его обман будет разоблачен, прячется в каморку, не желая выходить из-за стыда за свой поступок. Дед советует ему покаяться перед бабушкой и признаться в совершенном обмане. В итого бабушка немного ругает непослушного ребенка и вручает ему пряничного коня с волшебной розовой гривой.

Повествуя о детстве Вити, писатель описывает становление человеческой личности своего героя, который, совершая ребяческие ошибки, учится жизненным урокам, познает окружающий мир и начинает познавать нравственные и моральные принципы людского существования.

Вариант 2

Главный персонаж рассказа – мальчик Витя. Он живет с бабушкой и дедушкой, которых очень любит и жалеет. Он сирота. Об отце Вити ничего неизвестно, а мать его давненько утонула, перевернувшись на лодке. Семья живет небогато, это ясно и по одежде мальчика в заплатках и по тому, что его заветной мечтой является красивый пряник в виде коня. Он мечтает о нем и представляет, как будет носить за пазухой, как его все будут уважать.

Именно ради заветного пряника Витя отправляется в лес за ягодами. Он аккуратно и старательно собирает землянику. Это говорит о том, что он трудолюбивый мальчик. Но он отправился в лес не один, а с соседскими ребятишками. Ему нравилось бывать в их доме, ведь Витя сирота, к тому же рос без братьев и сестер. Одному мальчику было тоскливо, поэтому он изо всех сил старался ускользнуть из дома к веселой компании. Дядя Левонтий жалел мальчика, Витя же испытывал к нему очень теплые чувства. Это говорила в нем грусть из-за отсутствия отца, недостаток внимания и ласки.

Когда же ребята передрались из-за земляники и съели все свои ягоды, то начали дразнить Витю. Он, мягкий и доверчивый по характеру, поддался на их уловки и отдал им всю свою землянику. Более того, стараясь показаться храбрым, пообещал своровать из дома калачи. После этого мальчишки еще больше стали шутить над ним, а затем посоветовали обмануть бабушку, присыпав ягодами пучок травы. Витя пошел на такой обман, хотя в душе понимал, что поступает нехорошо.

Главный герой – честный мальчик, который раньше не врал своим родным. После истории с земляникой и калачами его так мучает совесть, что он не может уснуть. Он хочет сразу сознаться во всем бабушке, но страх «уговаривает» его подождать до утра. Это типичное поведение ребенка, который знает, что будет наказан, но пытается этого избежать.

На следующий день соседские ребята на рыбалке советуют Вите не приходить домой, но мальчик уже понимает, что связался с дурной компанией и все их советы ничего хорошего не обещают. Он набирается смелости и отказывается их слушать. Этот поступок характеризует его как самостоятельного мальчика, который начинает взрослеть, думать своей головой и отвечать за свои поступки.

Конечно же, обман Вити был раскрыт и бабушка очень на него рассердилась. Мальчик стойко переносил ее жалобы всем соседям на случившееся, а затем весь в слезах пошел извиняться. Он раскаялся в своем поступке, осознал, что поступил очень плохо и навсегда запомнил этот урок.

Сочинение про Витю

Немало существует на свете сказок, которые могут завоевать множество сердец не только юных читателей, но и их родителей. «Конь с розовой гривой» — это скорее ещё поучительный рассказ, который учит добру ребёнка с детства. Ведь так важно объяснить ребёнку, что хорошо, а что плохо. Эта вечная тема добра и зла, которая не даёт покоя с рождения.

«Конь с розовой гривой» — это, по сути, автобиография Астафьева.

В центре истории представлен мальчик по имени Витя, который живёт в далёкой Сибири вместе с бабушкой и дедушкой. Он очень рано лишился своих родителей, поэтому не познал тепло родительской ласки, также тяжёлое финансовое положение семьи не может не угнетать, хотя бабушка и дедушка старались дать внуку всё, что могли. Витя растёт хорошим, добрым, совестливым, решительным и любознательным мальчиком. Он решителен, весел и любит похулиганить с соседскими мальчишками, что, кстати, не очень нравится бабушке мальчика. Ему, как и любому ребёнку хочется гулять, играть, резвиться. Беззаботное детство, к сожалению, даётся не каждому.

И вот однажды, бабушка просит Витю собрать в лесу землянику, чтобы потом продать, а на деньги купить такой желанный пряник в виде коня с розовой гривой. Он идёт собирать ягоды вместе с друзьями. Впоследствии мальчики между собой ссорятся, кто больше собрал желанных ягод и съедают всё, что есть в своих корзинах. Когда ягод не остаётся они просят Витю немного поделиться, конечно мальчик доверился друзьям и так получилось, что все ягоды были съедены. Пришлось выходить из созданного положения. Витя просто накидал в корзину травы и отдал бабушке. Однако, совести не давала мальчику покоя. Ведь он так некрасиво поступил с самым родным человеком. Ведь так неправильно поступать. Эта история своего рода поучительная. Этот небольшой, но весомый жизненных урок Витя уже никогда не забудет. Своего рода главный герой становиться на правильный моральный и нравственный путь. Думаю, что каждый человек прочитавший этот рассказ должен вынести для себя свой собственный вывод из данного рассказа.

Когда бабушка возвращается из города, то Витя признаётся в содеянном и просит прощения за проступок. Она прощает его, предварительно поругав и вручает такой желанный пряник в виде коня с розовой гривой. Вот это было настоящее счастье для маленького, провинившегося ребёнка. Этот рассказ может научить многому любого, кто его прочтёт.

Образ и характеристика Вити в рассказе Конь с розовой гривой

Образ и характеристика Вити в рассказе Конь с розовой гривой

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Творчество Маяковского

    Творчество Маяковского нельзя назвать однозначным. Довольно условно творчество можно разделить до революции и после революции. После переезда в Москву из Грузии, он попадает под влияние членов РСДРП

  • Смысл названия романа Замятина Мы

    Замятин Евгений Иванович однажды, в начале двадцатого века, написал роман, который до сих пор остаётся актуальным. Основная тема и проблема данного произведения – технократия, жизнь общества, в котором всё решают специалисты

  • Образ и характеристика Степана в сказе Медной горы Хозяйка Бажова сочинение

    В сказке «Медной горы Хозяйка» Павла Петровичи Бажова Степан – крепостной крестьянин, работающий на одном из местных горных заводов. Перед читателем он постает как один из центральных персонажей.

  • Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина сочинение

    Послевоенные годы Второй Мировой войны были очень голодными для многих домов всего Союза. Некоторые дети даже не знали, как выглядят яблоки. Мальчик из произведения «Уроки французского» был именно из таких, он видел яблоки лишь на картинках.

  • Сочинение на тему Новый год мой любимый праздник

    В мире существует целое множество праздников, которые дарят веселье и радость. Само понятие праздник несет собой атмосферу счастья, однако моим любимым является праздник под названием «Новый год»!

harakteristika-glavnyj-geroj-vitja-kon-s-rozovoj-grivoj
Главный герой рассказа.
Художник Е. Мешков

«Конь с розовой гривой» — это трогательный, поучительный рассказ знаменитого русского писателя Виктора Астафьева.

Главный героем произведения является мальчик Витя. Его имя не указано в тексте, но, учитывая автобиографичность рассказа, можно предположить, что мальчика зовут Виктором, как и самого автора.

В этой статье представлена цитатная характеристика главного героя в рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьева: описание истории Вити в цитатах.

Смотрите:
— Краткое содержание рассказа
— Все материалы по рассказу

Главный герой рассказа «Конь с розовой гривой» Астафьева: характеристика Вити

Главный герой рассказа «Конь с розовой гривой» — мальчик Витя, сирота. Его мать утонула в реке. С тех пор воспитанием Вити занимаются бабушка и дедушка. Об отце автор не упоминает:

«Он сирота, а вы всешки при родителях!…»

Витя с бабушкой и дедушкой живут в большом селе где-то в тайге:

«Деревня большая была, народ голосистый…»

«Правда, село здесь слышно, а все же тайга…»

О внешности Вити известно, что он — крепкий мальчик, как гриб боровик:

«Гляди вон, как ест парнишка, оттого и крепок, как гриб боровик.»

Бабушка воспитывает Витю в строгости. Мальчик хорошо знает, что бабушку трудно обмануть и разжалобить слезами:

«Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперед.»

«…Я и сам знал, что им-то, левонтьевским, «ха-ха!», а мне «хо-хо!». Бабушка моя, Катерина Петровна, не тетка Васеня, от нее враньем, слезами и разными отговорками не отделаешься.»

Строгая бабушка всегда требует от Вити отчета о его поступках:

«Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет.»

Бабушка кричит и «поддает» Вите за его шалости. Мальчику не нравится это. Витя не понимает, что за этой строгостью стоит бабушкина любовь:

«…бабушка только кричит, еще нет-нет да поддаст — у нее не задержится.»

Витя любит проводить время с дедушкой, с которым ему спокойно и свободно. Дедушка никогда не кричит на внука:

«У дедушки на заимке я любил бывать. Спокойно у него там, обстоятельно, никакого утеснения и надзора, бегай хоть до самой ночи. Дедушка никогда и ни на кого не шумел…»

Любимое лакомство Вити — пряник в виде белого коня с розовой гривой. Эту сладость мальчику покупают не часто:

«Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.»

Витя дружит с соседскими ребятами (детьми соседа Левонтия). Витя интересно и весело проводит с ними время:

«Так интересно и весело мы провели весь день, и я совсем уже забыл про ягоды…»

Левонтьевские ребята, а в частности хулиган Санька, учат Витю обманывать, воровать, ругаться неприличными словами и т.д.:

«…закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство…»

Добрый, доверчивый Витя попадает под влияние левонтьевских хулиганов. Бабушка Вити боится, что эта дружба сделает из мальчика арестанта и мошенника:

«Жиган будет! Вечный арестант! Я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! Это ихняя грамота!..» 

«…за лихим людом потянулся на разбой…»

Витя — совестливый, честный мальчик. Он не привык обманывать бабушку в отличие от левонтьевских ребят, которые обманывают свою мать:

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» — терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу…»

Витя — добрый, жалостливый мальчик. Он жалеет свою бабушку, которая устает от хлопот по хозяйству:

«Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всем…»

Обманув бабушку с земляникой, Витя чувствует стыд за свой поступок. Мальчик понимает, что из-за него бабушка опозорилась на рынке:

«Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть.»

После случая с земляникой Витя сам понимает, что ему не стоит больше слушать советы злого Саньки:

— Не буду так делать! — запротестовал я. — И слушаться тебя не буду!.. 

— Ну и лешак с тобой!…

Провинившийся Витя просит прощения у бабушки и обещает больше не обманывать ее:

«Придерживая одной рукой штаны, прижав другую локтем к глазам, я ступил в избу и завел: 

— Я больше… Я больше… Я больше… — и ничего не мог дальше сказать.»

Таким образом Витя на собственном опыте убеждается, что «плутовать», мошенничать — это плохо:

«Надо было двигаться к столу, садиться, глядеть на людей. Ах ты Господи! Да чтобы я еще хоть раз сплутовал! Да я…»

«И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…»

Несмотря на обман, бабушка дарит ему тот самый пряник — коня с розовой гривой. Взамен бабушка просит больше никогда ее не обманывать:

«Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой. 

— Бери, бери, че смотришь? Глядишь, зато еще когда омманешь баушку…»

Спустя много лет уже взрослый Витя по-прежнему помнит этого коня с розовой гривой:

«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой.»

Это была цитатная характеристика главного героя Вити в рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьева: описание персонажа в цитатах.

Рассказ «Конь с розовой гривой»

Особенности рассказа

Писатель вспоминает о своём детстве и рассказывает о нём с помощью художественного слова. Поступки мальчишки-сорванца заставляют о многом задуматься. Рассказ является частью автобиографической повести «Последний поклон». Главный герой — мальчик Витя. В начале произведения бабушка предложила внуку сходить вместе с соседскими ребятами в лес за земляникой. Герои рассказа:

  • Бабушка.
  • Дедушка.
  • Тётка Васеня.
  • Санька.

Героиня рассказа Бабушка

Бабушка обещала продать собранные ягоды и купить мальчику пряник. Он был в виде коня с хвостом, копытами и гривой. Это время, когда у Витьки умерла мама, он жил с бабушкой. А его друг Санька стал прототипом одного из ребятишек — главных героев «Конь с розовой гривой». Основной мотив — нравственные поступки.

Это важный момент, так как, несмотря на простоту композиции, последовательность элементов нарушена. Сначала идёт завязка, а затем экспозиция, развитие событий, кульминация и развязка.

В книге Виктор Астафьев показывает других персонажей — тётка Васеня, дядя Левонтий, Санька и Танька. Они жили по соседству в деревне недалеко от бабушки.

Характеристики персонажей

Главные герои — мальчик Витя и его бабушка Екатерина Петровна. Бесхитростного и доброго ребёнка воспитывали в строгости, учили ценить правду. Женщина всегда наперёд знала о шалостях внука. Так автор показал, что мальчик не был обделён вниманием. Он жалел бабушку, переживал, если совершал плохой поступок.

Бабушка Вити

Бабушка — главная героиня, добрая и мудрая женщина, заменившая мальчику мать. Речевая характеристика грамотной хозяйки представлена используемыми пословицами и поговорками. Любит природу. Иногда за строгостью люди не могут рассмотреть её доброе сердце. Несмотря на обман, она купила любимом внуку пряник, так как догадалась, кто научил его обману.

Дедушка близок с мальчиком, жалеет его. Витя любил проводить время с дедушкой, который учит отвечать за свои поступки, поступить прощение. Мужчина умный, спокойный, постоянно работает, заступается за внука.

В соседнем доме жила многодетная семья. Писатель раскрывает её с нескольких сторон. Взрослые и дети были добрые, хотя жили очень бедно. Тётка Васеня занимала деньги у соседей, продукты, чтобы накормить детей. Дядя Левонтий часто пил. Но сам Витя очень любил у них бывать, хотя бабушка запрещала. Ему так не хватало любви родителей, а в доме соседей его угощали самым вкусным. Дядя Левонтий пил, когда появлялись деньги. А потом бил стёкла в доме. Его жене и детям приходилось убегать из дома. А наутро он занимался ремонтом и уходил на работу.

Им можно дать такую характеристику:

Конь с розовой гривой

  1. Не приспособленные к жизни.
  2. Простые работяги.
  3. Мало времени уделяли детям.
  4. Не занимались воспитанием.

Нужно обратить внимание на Саньку из «Конь с розовой гривой». Это средний ребёнок тётки Васени. Автор показал задиристого хулигана, для которого обманывать — «обычное дело». Ребята все вместе ходили в лес, гуляли. В очередной раз они отправились за ягодами, так как бабушка обещала купить Вите пряник в виде коня.

Автор знакомит с описанием гривы коня, показывает рисунок, на котором сладость белого цвета, с розовым хвостом, глазами и копытами. Мальчик представлял, как будет хвастать пряником перед другими ребятами. Главное, что это была мечта всех деревенских ребятишек. Пряник можно было спрятать под рубаху и бегать с ним.

Все ребята, включая левонтьевских, ластятся, предлагают пострелять из рогатки, только бы откусить кусочек вкусного пряника.

Проблема нравственности в произведении

Когда дети собирали ягоды в лесу, им захотелось попробовать сладкую землянику. Санька подбивал Витю тоже поесть собранные ягоды. Мальчик знал, что обманывать бабушку нельзя, она будет ругаться.

Но земляники в корзинке уже не было, а пряник получить ох как хотелось. Тогда Витя набрал земли, заложил сверху травой, а потом положил несколько ягод, чтобы бабушка не догадалась. А чтобы никто не узнал, пришлось носить Саньке калачи.

Всю ночь мальчика терзали сомнения, рассказать или нет о содеянном. А на следующий день была рыбалка с левонтьевскими ребятами, они звали с собой на речку. Потом Витя прятался от бабушки у соседки. После возвращения деду передали всё, что случилось. Внуку было очень стыдно, ему хотелось оказаться в другом месте. Дед посоветовал попросить прощение, он знал, что Екатерина Петровна добрая и всё простит.

Мальчик получил пряник

Мальчик извинился и раскаялся. Каково же было его удивление, когда на столе появился конь, как из сказки. «По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой».

Именно так автор показал, что никакой деревянный конь не сравнится с таким красивым пряником. Автор часто вспоминал о произошедшем случае, хотя бабушки и дедушки уже не было в живых. А сам он был довольно взрослым человеком. Всё, что произошло, оставило огромный отпечаток в душе автора.

Книга Астафьева переносит читателя в знакомую с детства обстановку. Самая важная особенность произведения «Конь с розовой гривой» — главные герои. Характеристику их можно сложить не только из описания внешности, но и их поведения в различных ситуациях. Один из деревенских мальчишек, которые ещё только начинают постигать мир — главный герой книги. Самые же яркие черты характера каждого персонажа автор умело передал через диалоги.

Оглавление:

  • Главные герои произведения
  • Основные персонажи
  • Второстепенные участники

Рассказ «Конь с розовой гривой»

Главные герои произведения

В повествовании Астафьева персонажи — простые деревенские жители, дети и их родители. Удивительно, что каждый из них уникален в своём проявлении и нет в той деревне никого похожего друг на друга:

  • Витя;
  • Екатерина Петровна;
  • Дедушка;
  • Санька;
  • Дядя Левонтий;
  • Тётка Васеня;

Основные персонажи

Витя — мальчик

Витя — мальчик, от лица которого и ведётся повествование в произведении. С первых страниц читателю становится ясно, что он не только добрый и отзывчивый, но и необыкновенно ответственный для своих лет. Живёт он с бабушкой, которую хоть и считает временами строгой, всё же признаёт справедливой. Его друзья — соседские мальчишки такого же возраста, позволяющие себе куда более распущенное поведение, чем Витя. Однако в процессе повествования открывается ещё одна неочевидная черта его характера — он легко подвергается дурному влиянию.

Жизнь Вити вряд ли можно назвать сказкой. Из-за трагической гибели матери мальчик растёт не по годам серьёзным, сообразительным и не боится размышлять о смерти самого близкого человека. Главный его страх — подобная кончина любимой бабушки. Немногие дети могут похвастаться такой же ра́звитой совестью, как Витя.

Хоть в конце рассказа он и получает заветный пряник, насладиться незаслуженной наградой в полной мере он не может. Совесть беспрестанно мучает его за то, что он обманул бабушку, отдав ей лукошко с травой, присыпанной ягодами. Стыд за содеянное и душевные терзания, которым он предаёт себя, страшнее любого наказания.

Дедушка Вити работает на заимке. Именно с ним мальчик может обсудить все свои беды, а также попросить совета, не боясь быть осуждённым или наказанным.

Екатерина Петровна — бабушка главного героя. Её острый ум и необъятный жизненный опыт помогают ей не только в быту, но и в воспитании любимого внука. Живут они в обычном деревянном доме. Бескомпромиссно порицает лень и безрассудство в любом их проявлении. Страсть героини — природа, женщина существует в гармонии с окружающим миром и учит тому же ребёнка.

Екатерина Петровна — бабушка главного героя.

Внимательный читатель без труда разглядит за её строгостью неподдельную заботу и любовь. Подтверждает это то, что даже несмотря на серьёзный проступок мальчика, бабушка всё же покупает ему пряник в форме коня, который обещала. И именно этот снисходительный жест отложился в детской памяти уроком на всю оставшуюся жизнь. Хоть Екатерина Петровна была достаточно строгой, она не отталкивала внука, но и не позволяла себе его баловать. Это хорошо прослеживается по следующим цитатам:

  • «Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперёд».
  • «…бабушка только кричит, ещё нет-нет да поддаст — у неё не задержится».

Второстепенные участники

Дедушка — муж Екатерины Петровны. Из-за того, что он живёт и работает на заимке, главный герой нечасто видится с ним. Из-за этого дедушке уделена лишь небольшая часть повествования. Но даже из неё можно заметить, что мужчина этот крайне умён и рассудителен. Он не порицает Витю за проступки, но и не слишком жалеет его, призывая слушаться мудрой бабушки и делать так, как она велит. В трудные жизненные моменты дедушка — именно тот человек, к кому мальчик может обратиться за советом, поэтому Вите очень нравится проводить время с ним.

Санька — один из сыновей Левонтьевых. Непоседливый, грубый, безответственный и непослушный ребёнок. Он привык, что все вокруг потакают только его желаниям. Именно он подначивает главного героя нарвать в лукошко травы и обмануть бабушку. В отличие от Вити, совесть Саньку совсем не мучает. С первого взгляда ясно, что жульничать, обманывать и хитрить — обычное дело для него.

Дядя Левонтий — сосед главного героя и Екатерины Петровны. На первый взгляд кажется грубым и малодушным, но на самом деле просто тщедушный, легковерный и слабохарактерный человек. Всю свою зарплату он привык пропивать в первый же день, а всё остальное время жить тихой серой жизнью без капли радости и семейного счастья.

Тётка Васеня — жена Левонтия и соседка Екатерины Петровны. С зарплаты мужа отдаёт долги, которые непременно копятся в течение месяца, а всё, что останется, они с мужем пропивают. Часто тётка Васеня ходит по соседям с просьбой занять денег до зарплаты, из-за чего многие деревенские, в том числе и Екатерина Петровна, не воспринимают её всерьёз.

Образ пряника-коня

В образе же пряника-коня Астафьев выразил заветную мечту любого ребёнка того времени, а также изобразил его, как неизмеримое счастье, радость и само детство.

Описание гривы коня и то, какие речевые обороты использует при этом автор, выражает неподдельный восторг героя и его бесконечное желание завладеть заветным лакомством.

Через образ Вити Астафьев рассказывает собственную историю, как судьба ещё в детстве преподала ему невероятно много нравственных уроков.

Составив общий рисунок характера главного персонажа, понятно, что этот урок он запомнил на всю оставшуюся жизнь. В произведении «Конь с розовой гривой» герои представляют собой типичных деревенских жителей прошлого столетия. Хоть их жизнь и не пестрит разнообразием событий, даже современному человеку есть чему поучиться у этих персонажей.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Астафьев

Сочинение Витя из рассказа Конь с розовой гривой (характеристика и образ)

Мальчик Витя — главный герой автобиографического рассказа В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.

Витя рано осиротел. Воспитанием мальчика занимаются бабушка и дедушка. Витя растет послушным, добрым ребенком. Бабушка воспитывает мальчика в строгости. Часто Витя не понимает, что за строгими бабушкиными словами скрывается ее любовь и забота о внуке. С дедушкой у мальчика дружеские теплые отношения, ребенок любит проводить с ним время. Он никогда не ругает внука, с ним Вите легко и комфортно.

нейросеть

Витя дружит с детьми соседа Левонтия. Левонтьевские дети — грубые, непослушные сорванцы. Бабушка боится, что, дружа с ними, Витя вырастет плохим человеком. Самым хулиганистым ребенком Левонтия является Санька, он учит Витю обманывать, ругаться, совершать нехорошие поступки.

Однажды бабушка послала внука за земляникой, пообещав на вырученные с ее продажи деньги купить мальчику пряник — коня с розовой гривой. На увал за ягодами Витя пошел с левонтьевскими “орлами”. Там дети поссорились и съели собранную землянику. Увидев, что у Вити еще остались ягоды, Санька подбил и его “на слабо” их съесть. Целый день Витя провел с детьми Левонтия на речке, только к вечеру он вспомнил про пустой туесок. Возвращаться домой без ягод мальчику было совестно. Тогда Санька научил его, как обмануть бабушку. Он посоветовал Вите напихать в посуду травы, а сверху присыпать оставшейся земляникой. Так ребенок и сделал, бабушка похвалила внука за собранную ягоду. На следующий день утром она взяла туесок и отправилась на рынок. Вите стало очень стыдно за свою проделку, за то, что он обманул бабушку. Испугавшись наказание за свой недобрый поступок, мальчик спрятался в коморке. Там его нашел дед, он посоветовал ребенку попросить у бабушки прощения. Бабушка отругала Витю. Но несмотря на то, что мальчик совершил недобрый поступок, она привезла ему пряник, о котором мечтал ребенок, коня с розовой гривой. На своем примере женщина научила внука добру и милосердию. Именно бабушка является самым главным воспитателем Вити, она показала ему как важно уметь прощать, любить родных, и, конечно, не обманывать тех, кто тебя любит.

Таким образом, на собственном опыте Витя убеждается, что плутовать и обманывать плохо. Спустя много лет, он помнит о коне с розовой гривой, о своем недобром поступке и о любви его бабушки. Мальчик смог вынести для себя жизненный урок и вырасти добрым отзывчивым человеком.

`

Витя из рассказа Конь с розовой гривой

Витя из рассказа Конь с розовой гривой

Популярные сочинения

  • Сочинение Взрослые и дети

    Будем честными, каждый взрослый желает и мечтает создать семью, прекрасную обстановку и отношение в ней. Но просто родить ребенка, конечно же, недостаточно.

  • Сочинение-описание по картине На севере диком Шишкина 9 класс

    Картина, написанная одним из великих художников России, поражает своей естественностью, даже слегка пугающей реальностью. Да, и само название, этого произведения искусства, «На севере диком», выдаёт весь смысл, заложенный в нём.

  • Когда нужно сдерживать душевные порывы? — сочинение 11 класс

    Самая сложная задача человеческого разума – это способность контролировать свои эмоции, держать себя в руках. Для этого нужно иметь сильную выдержку и «стальные» нервы. Если кто-то скажет

Содержание

  1. Витя
  2. Екатерина Петровна
  3. Дедушка Вити
  4. Тетка Васеня
  5. Дядя Левонтий
  6. Левонтьевские дети

Этот трогательный рассказ написал Виктор Астафьев. Если о сюжете вкратце, то тут повествование ведется от лица деревенского мальчика, который озорничает, поддаётся влиянию соседских хулиганов. Мальчик с ранних лет остался сиротой.

Теперь его воспитывает бабушка Екатерина Петровна и дед. В начале рассказа писатель создает необходимую атмосферу. Читатель погружается в обстановку того времени.

Чтобы лучше понимать происходящее на страницах книг, сегодня мы рассмотрим характеристики главных героев произведения.

Витя

Витя получил заветный пряник в виде коня

Фото: kotlaslib.aonb.ru

Витя  – сирота, внук Екатерины Петровны. Он часто рассуждает о гибели матери. Из всего повествования хорошо заметно, что мальчик любит свою деревню, почитает родню, ценит Родину, уважает простой деревенский народ.

«Я и поныне, как вспомню песню, — так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясенности», «дрожит, сжимается сердце от песни», «деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая».

Витя уважает и семейство левонтьевских.

«Ни одна из них не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства».

Он никогда не упускает возможности побыть вместе с этой семьей.

«Главная цель моей жизни была прорваться в дом Левонтия после его получки, послушать песню про малютку обезьяну и, если потребуется, подтянуть могучему хору», «я окружён бывал нередкостным вниманием, тут мне полный праздник».

Хоть Витя часто глядит на ребят, иногда подражает им, но что-то всё таки подсказывает ему, что нельзя себя вести также, как они.

«Я тоже знал поганые слова, научился говорить их у ребят, но боялся, может стеснялся употреблять поганство».

Главный герой также проявляет слабохарактерность, он легко поддаётся чужому влиянию, ведётся на «слабо», потакая Саньке, хвастается, что «ещё у бабушки калач украдёт», решает обмануть бабушку, «натолкав в туёс травы, сверху ягод».

При этом его мучает совесть.

«Терзался я ночью», «а что если всё рассказать», «что только будет», «и зачем я так сделал».

В итоге мальчик решает раскаяться. Становится понятно, что Вите стыдно, ему сложно признаться в содеянном, попросить прощение, но опять таки совесть помогает ему исправиться, потому что мальчиком руководит его добрая душа.

Екатерина Петровна

Бабушка с Витей за столом

Фото: dzen.ru

Екатерина Петровна – бабушка Вити. Она строгая, и обладает большим жизненным опытом. Это женщина, осуждающая лень и разгильдяйство, любящая порядок во всём.

«сосчитать ведь надо», «бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль», «ты как с деньгами то обращаешься».

Она строго воспитывает внука.

«Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба», «ешь за столом, иначе худо будет», «нет-нет да поддаст».

Несмотря на всю строгость и неотступность от своих правил, бабушка добрый человек. Она долго ругает Витю за плохой поступок, но вскоре прощает его, понимая что он раскаивается, и дарит коня с розовой гривой, который был смыслом жизни для Вити.

Дедушка Вити

Витя с дедушкой на крыльце

Фото: iknigi.net

Дедушка Вити – умный и рассудительный человек. Дед никогда не ругает Витю. Он для мальчика лучшая опора.

«Он ищет и находит зелье, чтобы не оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку», «дед мне подморгнул – терпи».

Тетка Васеня

Тётка Васеня – жена дяди Левонтия. От этой женщины никогда не веет спокойствием, автор представляет её суетливой.

«И тут же кидалась прочь из избы, взметнув юбкою вихрь», «опять взмётывала юбкой и укатывалась» и зажиточной. «Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк».

Также Васеня была «непереносимой чувствительности человеком».

Дядя Левонтий

Портрет соседа Левонтия

Фото: myslide.ru

Дядя Левонтий – сосед Вити. Скорее всего, единственный щедрый человек из Левонтьевских.

«Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», но является пьющим, как пишет автор, он «вино жрал», а становясь пьяным всегда «ругался, гремел, плакал».

Порой кажется, что Левонтия никогда ничто не заботит.

Левонтьевские дети

Левонтьевские дети и главный герой

Фото: iknigi.net

Левонтьевские дети («левонтьевские орлы», как их называет автор): Санька, Танька и другие ребята. Санька и Танька являются негативными героями в рассказе. С самого начала автор даёт понять, что они подлизываются для собственной выгоды, чему учат главного героя.

«Ребята левонтьевские к тебе так и ластятся, чтоб только им позволили потом откусить от коня или лизнуть его». И проявляют жадность: «Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

Остальные дети семейства не всегда дружно относятся друг к другу.

Они «вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились».

Санька вовсе пытается всячески задеть главного героя. «Бабушки Петровны испугался», обзывается «поганым словом». Или же пытается взять его на слабо, заставить сделать плохой поступок. Более подробно о смысле произведения читайте здесь.

На этом наш разбор характеристик главных персонажей рассказа «Конь с розовой гривой» подошло к концу. У вас остались вопросы или есть предложения? Мы будем рады вашей активности в комментариях.

Мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!

  • Рассказ как поссорились кошка с собакой
  • Рассказ концерт про осла
  • Рассказ как получаются легенды
  • Рассказ как подружились арифметические действия
  • Рассказ контрольный диктант гиваргизов читать