Рассказ косточка в осеева

Урок  в 1-м классе по литературному чтению на родном языке

Тема: Л. Толстой «Косточка», В. Осеева «Кто наказал его?».

Разработан учителем начальных классов МБОУ ЦО №8

Зотовой Светланой Васильевной

Цели урока:

Предметные:

— совершенствовать навыки чтения;

 — обогащать читательский опыт детей;

 — учить оценивать поступки героев;

— учить выделять опорные слова в произведении;

 — воспитывать интерес к самостоятельному чтению;

 — проанализировать рассказ Л. Толстого  «Косточка»

— познакомить с рассказом В. Осеевой «Кто наказал его?»

Метапредметные:

— личностные (качественные приращения)

— личностные (нравственно-этическая ориентация)                                    

Личностные:

рефлексия

Познавательные: подбор информации по заданному параметру.

Коммуникативные: воспитание товарищеских отношений.

Регулятивные: прогнозирование (антиципация)  

Ход урока:

  1. Организационный момент 

— Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

  1. Речевая разминка

А) Закончи предложение

Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.

Ша-ша-ша – и пишу я не спеша.

Шо-шо-шо – у меня всё хорошо.

Ша-ша-ша – мама нянчит малыша.

Ши-ши-ша – как дела твои пиши.

Б) Назови одним словом.

Пилот, продавец, певец, пекарь, парикмахер ( профессии).

Петух, пингвин, павлин, попугай, перепелка ( птицы).

В) Орфоэпическая зарядка

Поставь правильно ударение

Щавель, портфель, столяр.

Г) Работа со скороговорками по рядам. ( Прочитать, вспомнить и всем рядом произнести)

1 ряд: Мама Милу мылом мыла.

2 ряд: Белые бараны били в барабаны.

3 ряд: Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.

  1. Проверка домашнего задания

— Что было задано на дом? (прочитать Л.Н. Толстой «Косточка»)

— Это рассказ или сказка? Докажите.

_ Это авторское или литературное произведение?

— Кто автор?

Давайте вспомним о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого с помощью «Древа познания».

На каждом яблоке записан вопрос о жизни нашего автора, если вы готовы ответить на один из вопросов, поднимайте руку, выходите к доске, срывайте яблоко и отвечайте на вопрос.

ЯблокоЯблоко                        Яблоко      Яблоко

Где родился?      В какой семье родился?                    Чем известен?             Интересный факт из жизни

Лев Николаевич Толстой – земляк, которым гордится вся Тульская область.

  1. Инсценировка произведения.
  1.  Словарная работа.

В произведении встречаются нам  такие слова, как горница, сочла. А что обозначают эти слова.

Горница – большая светлая комната.

Сочла – сосчитала.

  1.     Проверка восприятия произведения.

Учитель задаёт вопросы, дети отвечают: «да»  +,   «нет»   — , в своих сопроводительных листочках.

1. Мама купила яблок?

2. Она хотела угостить детей после обеда?

3. Ваня никогда не ел слив?

4. Он попросил сливы у мамы?

5. Он схватил сливу и съел?

6. Он сразу рассказал о том, что съел сливу?

7. Он выбросил косточку в окошко?

8. Ему стало стыдно?

— Взаимопроверка в парах.

Учитель даёт ключ, дети меняются тетрадями и проверяют. Проверяющий под таблицей карандашом пишет количество правильных ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

+

+

+

Итог: Кто не допустил ошибку? Кто одну и т.д.

  1. Анализ произведения

— Кто главный герой произведения?

Учитель: «Долго ли Ваня готовился взять сливу? Выберите из этой части слова, описывающие его действия»

На доске слова -действия, выбрать те, которые относятся к Ване

никогда не

ел

нюхал их

они

нравились

очень

хотелось

съесть

ходил

мимо

Учитель: «О чём вам говорят эти слова?»

Дети: «Хотел, но сомневался»

Учитель: «А что произошло дальше?»

Дети: «Не удержался, схватил и съел»

Учитель: «Хорошо ли он поступил?»

(Ответы детей)

Учитель: «А кто-нибудь это видел?»

Дети: «Нет»

Учитель: «Как же догадался отец?»

Дети: «Ваня покраснел, как рак»

Учитель: «Как в этой ситуации поступил отец?»

Дети: «Он придумал рассказ о косточке, который помог невольно Ване сознаться»

Учитель: «Как вы думаете, Ваня испугался?»

Дети: «Да, он побледнел»

Учитель: «Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?»

(Ответы детей)

Учитель: «Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?»

Учитель: «Представьте, что у рассказа нет заголовка. Как бы вы озаглавили текст ?»

Учитель: «Вы смеётесь над Ваней или вам его жалко?»

Учитель: «Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?

Дети: «Именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины»

  1. Работа в путеводных листочках .

Выберите и поставьте галочку рядом с той пословицей, которая подходит к произведению.

Друг познается в беде.

Ложь человека не красит.

-Как бы вы поступили на месте Вани?

-Чему учит нас автор с помощью этого рассказа?

  1.  Физминутка.

«Этот пальчик в лес пошел»

Работа над развитием двух полушарий головного мозга «Косточка- слива».

  1.   Прогнозирование

На доске название произведения «Кто наказал его?»

Как вы думаете о чем будет произведение?

  1.  Давайте прочитаем, как зовут автора произведения.

Предлагаю с ней поближе познакомиться и посмотреть небольшое видео о ней.

Просмотр.

— Где родилась Валентина Осеева? Кем хотела стать? В чем нашла своё призвание? О ком ее рассказы?

  1. Знакомство с новой темой.

Переверните ваши листочки. Перед вами произведение Осеевой «Кто наказал его?» Сейчас мы проверим, чьи догадки были ближе всего к оригиналу произведения.

«Жужжащее чтение» рассказа.

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

— Кто наказал его? — спросила соседка.

— Он сам наказал себя, — ответила мама.

Чтение цепочкой.

Работа в группах.

  1. Назовите действия мальчика в рассказе. Продемонстрируйте?
  2. Работа с веточками дерева: опишите героя, чем понравился рассказ или чем не понравился, как бы я поступил на месте героя.
  3. Собери из частей пословицу к данному произведению.

Жизнь дана на добрые дела

Чему учит этот рассказ?

Этот рассказ учит тому, что нельзя поступать плохо с окружающими.

  1. Итог урока

 — Сегодня на уроке мы с вами проанализировали 2 произведения двух разных авторов, которые учат нас быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными и  делать добро.

14. Рефлексия

Ребята, у вас у каждого на парте  лежит 3 яблока. Нужно выбрать одно и выйти прикрепить к нашему дереву. После урока:

Красное яблоко: могу поделиться знаниями с окружающими.

Желтое яблоко: я буду следовать тем знаниям, которые приобрел на уроке.

Зеленое яблоко: я бы хотел расширить знания по теме

15.Домашнее задание: читать рассказ Осеевой, начертить обложку к рассказу в тетрадке.

В.Осеева «Кто наказал его?»

В.Осеева "Кто наказал его?"

Л. Толстой «Косточка» 1 2 3 4 1

Л. Толстой «Косточка» 1 2 3 4 1

с. 10
Л. Толстой «Косточка»

1

2

3

4

1. Заголовок рассказа

2. Плод

3. Фамилия автора

4. Имя мальчика

К
О
С
Т
О
Ч
К
А

С
Л
И
В
А

Т Л Т О Й

В Н Я

В. Осеева Советская детская писательница

В. Осеева Советская детская писательница

В. Осеева
Советская детская писательница

В.Осеева «Кто наказал его?»

В.Осеева "Кто наказал его?"

Я обидел товарища.

Я обидел товарища.

Я обидел товарища.

Я толкнул прохожего.

Я толкнул прохожего.

Я толкнул прохожего.

Я ударил собаку.

Я ударил собаку.

Я ударил собаку.

Я обидел сестру.

Я обидел сестру.

Я обидел сестру.

Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал

Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал

Все ушли от меня.
Я остался один и горько заплакал.

Кто наказал его? — спросила соседка

Кто наказал его? - спросила соседка

— Кто наказал его? — спросила соседка.

Прочитай заголовок. Ответь на вопрос соседки

Прочитай заголовок. Ответь на вопрос соседки

1. Прочитай заголовок. Ответь на вопрос соседки.

Не забывай давать полные ответы.
Начни свой ответ со слов:

Я думаю что …
На мой взгляд …

Подготовься к выразительному чтению

Подготовься к выразительному чтению

Подготовься к выразительному чтению.

Прочитай название произведения (фамилию автора и заголовок).
Прочитай произведение. Определи главную мысль (подумай, о чем или о ком в нем говорится).
Какое настроение хотел создать автор? Какие чувства вызывает у тебя это произведение?
Перечитай, обращая внимание на знаки препинания (запятые, точки, многоточия, вопросительные и восклицательные знаки).
Поупражняйся в чтении: прочитай вслух несколько раз.
Прочитай выразительно друзьям или родственникам.

Подготовь выразительное чтение рассказа и попробуй его пересказать

Подготовь выразительное чтение рассказа и попробуй его пересказать

Подготовь выразительное чтение рассказа и попробуй его пересказать. Передай настроение мальчика. В этом тебе помогут иллюстрации.

Какие поступки совершал герой рассказа?

Какие поступки совершал герой рассказа?

Какие поступки совершал герой рассказа? Найди ответы в тексте и прочитай.

Определи жанр произведения Сказка

Определи жанр произведения Сказка

Определи жанр произведения

Сказка
Рассказ
Стихотворение
Пословица
Загадка
Басня

Рассказ

?

Определи тему произведения Рассказ

Определи тему произведения Рассказ

Определи тему произведения

Рассказ

О Родине

о природе

о детях

о животных

о волшебстве и приключениях

.

В. Осеева Кто наказал его?

В. Осеева Кто наказал его?

В. Осеева

Кто наказал его?

Стр.10 1. Прочитай заголовок. Запиши

Стр.10 1. Прочитай заголовок. Запиши

Стр.10

1. Прочитай заголовок. Запиши

Что сделал герой рассказа? Допиши предложение

Что сделал герой рассказа? Допиши предложение

2. Что сделал герой рассказа? Допиши предложение.

Я (что сделал?) обидел,

.

Прочитай. Подчеркни фамилию автора

Прочитай. Подчеркни фамилию автора

3. Прочитай. Подчеркни фамилию автора.

Рассказ «Кто наказал его?» написала Валентина Александровна Осеева.

Имя

Отчество

Фамилия

Название рассказа

Жизнь дана на добрые дела Прочитай пословицу и объясни, как ты ее понимаешь

Жизнь дана на добрые дела Прочитай пословицу и объясни, как ты ее понимаешь

Жизнь дана на добрые дела

Прочитай пословицу и объясни, как ты ее понимаешь. (устно)
Придумай рассказ о каком-либо добром деле. (устно)

В.Осеева «Кто наказал его?»

В.Осеева "Кто наказал его?"

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)

Литературное чтение

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

  • Учить выделять фамилию автора и заголовок;
  • учить правильно называть произведение (книгу);
  • учить сравнивать рассказы;
  • формировать нравственные понятия «добро–зло», «правда–ложь»;
  • учить читать тексты целыми словами;
  • учить воспринимать художественный текст на слух;
  • отрабатывать навыки выразительного чтения;
  • развивать специальные читательские умения: определять главную мысль произведения, соотносить пословицы с содержанием произведения.

Виды деятельности

    Читать целыми словами доступные тексты художественных произведений;
    рассказывать наизусть небольшие по объёму произведения;
    правильно называть произведение (книгу);
    выражать своё отношение к героям.

Ключевые понятия

    Жанр, тема, рассказ, Л. Н. Толстой, В. А. Осеева

Название этапа Методический комментарий
1 Этап 1. Выявление читательского опыта: актуализация имеющихся знаний – Ребята, давайте вспомним рассказ Ушинского. Какой совет вы запомнили?
– Выполнение интерактивного задания.
2 Этап 2.1 Обогащение читательского опыта. Моделирование – Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое называется «Косточка». Послушайте его. (Учитель читает рассказ по учебнику.)
Моделирование:
– Что вы слушали? (Рассказ.) Какова тема этого рассказа? (О детях.) Найдите автора этого произведения. (Лев Николаевич Толстой.)
– С каким произведением мы сегодня будем работать? (Мы будем работать с рассказом Льва Николаевича Толстого «Косточка» о детях.).
3 Этап 2.2 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий по учебнику – А теперь прочитайте рассказ самостоятельно.
– Выполнение интерактивного задания.

– Почему мальчик съел сливы? Как об этом говорится в тексте? Найдите и прочитайте.
– Объясните, почему Ваня покраснел?
– Как вы понимаете выражение «покраснел как рак»? (Так говорят о человеке, у которого от сильного смущения и волнения кровь прилила к лицу, он сильно покраснел.).

4 Этап 2.3. Выполнение заданий по учебнику – Что сказал отец детям? Найдите и прочитайте.
– Прочитайте последнее предложение. Объясните поведение взрослых и Вани.
– Объясните, какая пословица подходит к содержанию этого рассказа.
– Выполнение интерактивного задания.
5 Этап 2.4 Обогащение читательского опыта. Сравнение произведений – А теперь давайте вспомним рассказ Ушинского и сравним его с рассказом Толстого.
– заполнение таблицы.
– что общего? Чем отличаются?
6 Этап 2.5 Обогащение читательского опыта. Работа с новым произведением – А теперь самостоятельно прочитайте произведение Осеевой «Кто наказал его?».
– Прочитайте заголовок. Ответьте на вопрос соседки;
– Восстановите правильную последовательность иллюстраций.
– Перескажите рассказ.
– Выполнение интерактивного задания.
7 Этап 3.1 Обобщение изученного. Работа с пословицей – Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
– Выполнение интерактивного задания.
8 Этап 3.2 Обобщение изученного. Кроссворд – А теперь разгадаем кроссворд.
– Выполнение интерактивного задания.
– С какими произведениями о детях сегодня работали?
– Назовите их авторов.
– Оцените свою работу на уроке.
– Придумайте рассказ о каком–либо добром деле.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

  • Рассказ кортик читать полностью
  • Рассказ крапивина соринка читать
  • Рассказ кортик рыбакова читать
  • Рассказ крапивина соринка краткий пересказ
  • Рассказ корпорация бросайте курить