Рассказ кургузов мы пишем рассказ

2 класс, учебник Э.Э.Кац, УМК «Планета знаний»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством О.Кургузова.

Задачи урока:

Образовательные: совершенствовать навыки чтения – работать над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью; формировать умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения.

Развивающие: развивать речь, развивать умение находить нужные фрагменты текста, пересказывать их кратко и близко к тексту.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к различным искусствам, интерес к литературному чтению.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник для 2 класса «Литературное чтение» Э.Э.Кац.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Орг. момент

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня я буду вести у вас урок литературного чтения.

Садятся.

2.Проверка домашнего задания

Что вам было задано на дом?

Прочитайте свою розовую или голубую сказку, состоящую из нескольких предложений.

-Задание 6 а в рабочей тетради.

2-3 человека читают свои тексты.

3.Подготовительный этап

-Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с писателем Олегом Кургузовым. Что вы помните о его творчестве?

Какой рассказ читали?

-Это веселый или грустный рассказ?

-Знаете ли вы что-либо о жизни писателя?

Каким человеком он был?

Любил ли он общаться с детьми?

Как он относился к детству?

Олег Кургузов жил совсем недавно, он родился 17декабря 1960 г. в подмосковном поселке. Его мама – врач, отец — историк, музейный работник. К сожалению, Олег Кургузов жил совсем недолго, в 2004 году он ушел из жизни.

Произведения этого человека наполнены невероятным, небывалым теплом и светом. Этого писателя мало кто знает. Олег Кургузов очень много сделал для детей: он работал в детских журналах.

Какие детские журналы вы знаете?

Какие детские журналы мы видим на слайдах? Знаете ли вы их?

Олег Кургузов работал главным редактором в журнале «Улица Сезам», в журналах «Куча мала», «Весёлые картинки», редактором в звонком и весёлом журнале «Трамвай», редактором детской газеты «Маленькая тележка». Везде, где бы ни работал Олег Кургузов, издания никогда не были скучными.

Посмотрите на страницы его рассказов в журнале «Мурзилка».

-Что можно сказать о его рассказах, судя по иллюстрациям?

-Его рассказы были веселыми или скучными?

-О ком писал Кургузов?

-Как вы думаете, любят ли дети читать рассказы Кургузова?

-Почему?

Посмотрите на книги Кургузова. Какие чувства у вас вызывают иллюстрации? О какой детской жизни писал автор?

Олег Кургузов – писал рассказы о детях и родителях. Мы уже читали его рассказ «Надоело летать». В нем рассказывается о мальчике и его папе, как они вместе играли.

-Это веселый рассказ.

-Он недавно жил и писал рассказы о детях и взрослых.

Олег Кургузов был одним из тех замечательных взрослых, которые помнят себя ребенком. Говорить с детьми на их языке у него получалось легко и весело.

-«Мурзилка», «Веселые картинки», «Друг», «Улица Сезам», «Ералаш».

«Мурзилка»

Рассматривают иллюстрации к рассказам Кургузова.

Они забавные, веселые.

-Веселыми

-о детях и взрослых.

Его рассказы любят читать и дети, и взрослые. Кургузов пишет о взаимоотношениях взрослых и детей. В его рассказах часто можно встретить самих себя и, взглянув на что-то по-новому, задуматься и улыбнуться.

Счастье – вот о чем пишет Кургузов. Его маленький герой живет в самом лучшем детстве, рядом с ним самые лучшие родители, ему ничего не бывает за проделки. Более того, мама и папа ведут себя как дети. Папа с сыном может играть, вместе ползая по квартире.  Для них обоих совершенно нормально есть котлеты прямо из сковороды, лежа на полу. А мама, видя все это, не ругается, она мудрая и понимающая. Так что всем очень весело

Слайд 2 с фотографией и датами жизни и смерти автора

Слайд 3

со страницами из журнала «Мурзилка»

Слайды 4-5 с изображениями книг Кургузова

4.Установка на первичное чтение

Сегодня мы будем читать рассказ Кургузова «Мы пишем рассказ». Откройте свои учебники на странице 76. Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем или ком будет этот рассказ?

 -После чтения, мы узнаем, оправдались ли наши ожидания.

При чтении нам встретятся трудные слова. Чтобы не ошибиться при чтении и понять их, давайте подготовимся.

-Прочитайте слова.

-Как вы понимаете слово завопил?

А что значит слово уставился?

-Давайте объединим близкие по смыслу слова.

-Ответьте на вопрос, что такое искусство?

Какие виды искусства вы знаете?

Посмотрите на слайд и прочитайте определение из толкового словаря вслух.

-О мальчиках, которые пишут рассказ, о яблоне

Один ученик читает вслух.

Громко закричал.

Неподвижно устремил взгляд на что-нибудь.

Первая группа — Закричал, завопил, проговорил. Вторая группа слов — уставился, посмотрел.

-Творческая деятельность.

-Танцы, музыка, живопись, скульптура, литература.

Один ученик читает вслух.

На слайде 6 слова закричал, завопил, уставился, проговорил, посмотрел

Слайд 7

На слайде 8 представлено определение из толкового словаря

5. Чтение произведения учителем

Сейчас я прочитаю  вам рассказ Кургузова «Мы пишем рассказ», а вы внимательно следите по тексту.

Слушают.

6. Первичный анализ текста

 Понравился вам рассказ?

Какой он – веселый или грустный?

-Какое впечатление произвел на вас рассказ? Что нового вы узнали?

Какие настроение у вас возникло во время чтения?

Сейчас прочитаем рассказ еще раз. Читаем по цепочке. Следите по тексту.

 Да.

Веселый.

-Этот рассказ о важных вещах. Мальчики были не совсем  плохими, они хотели сохранить красивое дерево.

-Этот рассказ про очень важное, как сохранить деревья, зелень. Ведь ее не берегут.

-Оказывается, бывает полезно что-то сочинить.

Радостное, спокойное.

7. Анализ произведения

О ком говорится в рассказе?

-Что делали сын и отец?

-Что делали мальчишки со двора?

-О каком дереве писали рассказ?

-Найдите в тексте описание дерева, подтверждающее, что это яблоня, прочитайте вслух.

-Почему мальчишки сделали загородку только вокруг одного дерева?

-Почему оно было особенным?

-Как вы думаете, хорошо или плохо поступили мальчики, что сделали загородку вокруг дерева?

Найдите в тексте цитату

 «катай, дуй во всю ивановскую».

Перечитайте абзац вслух выразительно.

 Что это значит?

Кто из героев произведения произносит фразу: «Искусство – великая сила»?

Найдите в тексте соответствующий абзац и прочитайте с чувством с толком, с выражением.

В какой ситуации папа сказал такую фразу?

Давайте  еще раз вспомним, что такое искусство.

Как теперь мы объясним слова папы мальчика?

(Может быть, вы встречались с произведениями искусства, которые произвели на вас впечатление? Расскажите о нем, как оно подействовало на вас.

Вспомните сказки, пословицы, картины в музее, классическую музыку)

-О мальчике и его папе, а также о мальчишках со двора.

-Писали рассказ о дереве.

-Они окружили дерево загородкой, и не обдирали его.

-О яблоне.

-«Наше дерево уже зацвело, как букет, белым и розовым. Потом цветы осыпались, и на дереве появились маленькие яблоки. А в конце лета они стали золотыми и красивыми»

-Это дерево было особенным.

-Они думали, что про него пишут рассказ.

-Они сделали доброе дело, так дерево никто не обдирал и не ломал ветки.

— Мальчики были не совсем  плохими, они хотели сохранить красивое дерево.

-Это значат «быстрее, поторапливайся, поспеши»

Папа мальчика.

Когда они увидели, что мальчишки со двора оберегают дерево.

-Творческая деятельность.

-Танцы, музыка, живопись, скульптура, литература.

-Произведения искусства могут очень волновать человека. Мы волнуемся, когда смотрим некоторые фильмы.

-Искусство помогает задуматься о чем-то важном. Я люблю народные сказки, они многому учат.

-Искусство может изменить настроение человека и его поступки.

Слайд 9 «Искусство – великая сила»

8.Этап обобщения

-Как вы думаете, зачем автор написал это произведение?

Что он хотел донести до нас? Только то, что надо писать рассказ?

-Этот рассказ про очень важное, как сохранить деревья, зелень.

-Он хотел показать, что иногда искусство может изменить человека в лучшую сторону.

9. Сравнение произведений Кургузова

-Вспомните произведение Олега Кургузова «Надоело летать».

Давайте сравним его с сегодняшним рассказом.

Чем они похожи? Чем различаются?

-В этих рассказах говорится про папу и сына, они вместе что-то придумывают, делают.

-В рассказе «Надоело летать» они от скуки занимаются ерундой, а здесь они делают полезное дело.

Слайд 10

10. Подведение итогов

-Произведение какого автора мы сегодня читали?

-Как называется сегодняшний рассказ?

-Что вам показалось полезным в этом рассказе?

Произведение Олега Кургузова.

«Мы пишем рассказ»

-Что надо беречь природу.

-Что искусство может сильно влиять на человека.

11. Домашнее задание.

Домашнее задание – выполнить в рабочей тетради задание первое на странице 44. Это задание выполняют все. И следующее: задание второе, выполнить пункт а или б на выбор.

Вы сегодня хорошо работали, спасибо за урок!

На доске:

Р.т. стр.44 №1,

№2(а или б на выбор)

скачать бесплатно

Презентация по литературному чтению по теме: Олег Кургузов «Мы читаем рассказ» ppt

Технология Смешанное обучение, или blended learning, – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.  Применение в педагогической практике принципов смешанного обучения позволяет учителю достичь следующих целей:

  • расширить образовательные возможности учащихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
  • стимулировать формирование активной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
  • трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с учениками, способствующему  конструированию обучающимся собственных знаний;
  • индивидуализировать и персонализировать образовательный процесс, когда учащийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности, а учитель выполняет роль помощника и наставника. 

Модель ротирования станций. Класс делится на группы, по результатам какого-нибудь задания, и первая группа работает с электронными материалами/пособиями, вторая – с учителем, а третья – в группе друг с другом. Важно, чтобы они имели возможность вместе обсудить это. Затем группы меняются, через определенный интервал. В результате дети проходят через все «станции». Учитель контролирует не столько саму работу в группе, сколько ее организацию, например, напоминает, что большую часть времени нужно уделять не распределению ролей и выяснению отношений, а, собственно, работе.

Литературное чтение. Э. Э. Кац, УМК «Планета Знаний», 2 класс

О.Ф.Кургузов. Мы пишем рассказ.

Цель: создать условия для понимания текста и нравственных проблем, поднятых  в рассказе.
Задачи: Развивать умение организовывать свою учебную деятельность.

  • Развивать умение анализировать и обобщать.
  • Формировать умение работать в группе.
  • Формировать умение анализировать эпизод для понимания смысла текста.
  • Совершенствовать умение анализировать свою работу.
  • Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать произведение.
  • Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
  • Формулировать высказывания в рамках учебного диалога.
  • Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
  • Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

      Формирование универсальных учебных действий.

 Личностные УУД:

-самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;

-уважительное отношение к иному мнению.

  Регулятивные УУД:

-формулировать и удерживать учебную задачу;

-составлять план последовательности действий;

-осуществлять пошаговый контроль по результату;

  Познавательные УУД:

-самостоятельно выделять и формулировать образовательную цель;

-осуществлять сбор и обработку информации;

— развитие внимания к причинам совершённых героями поступков, их внутреннему состоянию, эмоциональным оттенкам слова, его иносказательному смыслу;

— формирование умений определять собственное отношение к прочитанному, аргументировать его.

  Коммуникативные УУД:

-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

-строить понятные для партнера высказывания;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

-строить монологическое высказывание.

  1. Организационный момент. Вступительное слово

 Ребята получают инструкции, как работать в каждой зоне.

  1. Ротация станций — порядок прохождения зон и задания.

а. Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование коммуникативных УУД.

Группа проходит 3 зоны: это самостоятельная зона,  работа с учителем и индивидуальная работа.

Эта группа начинает работу самостоятельно: 

  1. Составление коллажа «Моё любимое дерево»
  2. Работа с произведением:

повторное чтение текста,

ответы на  вопросы: Как менялось дерево в течение года? С чем сравнил писатель цветущее дерево? Почему сделали мальчишки загородку только вокруг одного дерева?  

Работа с учителем: устная рефлексия по итогам самостоятельной работы.

— Как менялось дерево в течение года? С чем сравнил писатель цветущее дерево? Почему сделали мальчишки загородку только вокруг одного дерева?  

Презентация работы «Мое любимое дерево».

Затем переходят в киберзону:

1.Включить программу OpenOffice. В текстовом документе выполнить задание:

Исправите ошибки, которые сделали мальчишки в своем объявлении –

«Дериво пра каторое пишут расказ». Напечатайте его правильно.

2.В поисковой системе найдите информацию о писателе О.Ф.Кургузове. Прочитать. В «Родничке» записать ФИО писателя полностью.

б.  Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование  познавательных УУД.

        Начинают работу в киберзоне:

  1. Включить макбук. Ввести пароль xyzzy.
  2.  В поисковой системе найдите информацию о писателе О.Ф.Кургузове. Прочитать. В Родничке записать ФИО писателя полностью.
  3. В поисковой системе найдите значение слова искусство,

                                                                      виды искусства.

     Затем группа работает самостоятельно:

Как вы понимаете слова папы: «Искусство – великая сила».

Какие произведения искусства вам известны? Оформите свой ответ в виде плаката.

    Третья зона – работа с учителем

Устная рефлексия по итогам самостоятельной работы:

— представление своей совместной работы. Рассказ о произведении искусства, которое запомнилось при посещении музея Васнецова, Третьяковской галереи.

— О чем нам хотел сказать писатель? К какой проблеме хотел обратить наше внимание.

  в.  Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование  регулятивных и личностных  УУД.

Группа начинает работу с учителем:

Свои ответы подтверждайте чтением отрывков.

— В какое время года начинается история?

— Объедините  слова, близкие по смыслу:

Закричал, завопил,   уставился, проговорил, посмотрел. — в чем разница

— как изменялось дерево в течение года? Прочитайте.

Почему сделали загородку только вокруг одного дерева?

Далее работа в киберзоне

Включить программу OpenOffice. В текстовом документе выполнить задание:

Исправите ошибки, которые сделали мальчишки в своем объявлении –

«Дериво пра каторое пишут расказ». Напечатайте его правильно.

2.В поисковой системе найдите информацию о писателе О.Ф.Кургузове. Прочитать. В Родничке записать ФИО писателя полностью.

3. Выключить макбуки.

Заключительная станция — Самостоятельная работа

Составить рассказ в рисунках «Наше чудесное дерево».

Устно подготовить ответ на вопрос: Почему вы считаете это дерево чудесное?

         Каждая группа получила  в результате деятельности определенный продукт. Соединив все в единое целое, мы  создали … по данному произведению.  

3.Рефлексивно – оценочный этап.

Мы сегодня о многом говорили.   ПРЕЗЕНТАЦИЯ _ СЛАЙД № 2.

О чем нам хотел сказать автор, на что хотел обратить наше внимание?

Может ли искусство повлиять на поступки человека?

Произведения искусства могут очень волновать человека. Мы волнуемся, когда смотрим некоторые фильмы.

-Искусство помогает задуматься о чем-то важном. Я люблю …, они многому учат.

-Искусство может изменить настроение человека и его поступки.

 Он хотел показать, что иногда искусство может изменить человека в лучшую сторону.

В конце урока хотелось бы услышать оценку вашей деятельности

Могу похвалить себя за то, что..

Больше всего мне понравилось…

Хочу сказать спасибо…

1

Первый слайд презентации: О.Ф. Кургузов Мы пишем рассказ

литературное чтение
УМК «Планета Знаний»
2 класс

О.Ф. Кургузов Мы пишем рассказ

Изображение слайда

2

Слайд 2: Олег Флавьевич Кургузов

российский детский писатель, журналист, редактор

Олег Флавьевич Кургузов

Изображение слайда

3

Слайд 3: Книги О.Ф.Кукргузова

Книги О.Ф.Кукргузова

Изображение слайда

4

Слайд 4: Любите родную природу – Озера, леса и поля

Ведь это же наша с тобою Навеки родная Земля.
На ней мы с тобой родились, Живем мы с тобою на ней. Так будем же, люди все вместе Мы к ней относиться добрей!
И. Мазнин

Любите родную природу – Озера, леса и поля.

Изображение слайда

Сегодня мы будем читать рассказ Кургузова «Мы пишем рассказ».
Откройте свои учебники на странице 149. Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем или ком будет этот рассказ ?
После чтения, мы узнаем, оправдались ли наши ожидания.
Прочитайте рассказ самостоятельно.
Устно ответьте на вопросы:
Понравился вам рассказ?
Какой он – веселый или грустный?
Какое впечатление произвел на вас рассказ? Что нового вы узнали? О ком говорится в рассказе ?
-Что делали сын и отец ?
-Что делали мальчишки со двора ?
-О каком дереве писали рассказ ?
-Найдите в тексте описание дерева, подтверждающее, что это яблоня, прочитайте вслух.
-Почему мальчишки сделали загородку только вокруг одного дерева?

О.Ф. Кургузов Мы пишем рассказ

Изображение слайда

-Почему оно было особенным ?
-Как вы думаете, хорошо или плохо поступили мальчики, что сделали загородку вокруг дерева ?
Найдите в тексте цитату
«катай, дуй во всю ивановскую».
Перечитайте абзац вслух выразительно.
Что это значит ?
Кто из героев произведения произносит фразу: «Искусство – великая сила »?
Найдите в тексте соответствующий абзац и прочитайте с чувством с толком, с выражением.
В какой ситуации папа сказал такую фразу ?
— Как вы думаете, зачем автор написал это произведение?
Что он хотел донести до нас? Только то, что надо писать рассказ?

О.Ф. Кургузов Мы пишем рассказ

Изображение слайда

7

Последний слайд презентации: О.Ф. Кургузов Мы пишем рассказ

Домашнее задание:
Работа с презентацией (устно),
У с.149-151 вопрос 3(письменно),вопрос 5(а) Придумай рассказ о дереве, которое ты считаешь чудесным.

О.Ф. Кургузов Мы пишем рассказ

Изображение слайда

– А чего? – спросил Колька, раскачиваясь на ветке.

– Не трогай дерево! Мы про него рассказ пишем!

Колька ахнул, отцепился от ветки и куда-то убежал.

Мы с папой снова уставились на дерево. А оно снова замахало ветвями: «Давай пиши, не теряй время!»

Но тут из-за угла дома выбежал Колька Сыроежкин и с ним ещё пятеро мальчишек с нашего двора. Они окружили дерево и принялись разглядывать его, как сбежавшего из зоопарка жирафа.

Потом один из них крикнул нам с папой:

– А правда, что вы про это дерево рассказ пишете?

– Ну! – сказали мы с папой.

– А что оно – особенное?!

– Ещё какое особенное! – отвечаем мы с папой. Ведь мы уже успели полюбить наше дерево.

Тогда мальчишки убежали и вернулись с кольями и проволокой. Скоро вокруг дерева была настоящая загородка. На эту загородку они повесили картонку с надписью: «Дериво пра каторое пишут расказ».

Мы с папой порадовались за наше дерево и пошли обедать. А потом мама поручила нам срочные домашние дела, и мы отложили рассказ о дереве на будущее.

Будущее подошло и промелькнуло очень быстро. Наше дерево уже зацвело как букет: белым и розовым. Потом цветы осыпались, и на дереве появились маленькие яблоки. А в конце лета они стали золотыми и красивыми.

– Оказывается, это чудесная яблоня! – сказал папа.

Мы с ним стали дивиться на яблоню, а потом посмотрели вокруг. Вокруг стояли ободранные деревья. Ведь про них мы не писали рассказ, и мальчишки делали с ними всё что угодно.

– А давай напишем рассказ про все эти деревья, – предложил я папе. – И тогда у нас под окном будет целый сад.

– Ну что ж, это идея! – обрадовался папа. – Искусство – великая сила…

И мы стали писать рассказ про сад.

Тревожное время

Мы сидели за столом на кухне и рассуждали про жизнь. А за окном возле нашего дома шумели и ругались какие-то дядьки.

– Тревожное время наступило, – сказал папа. – Прямо какая-то казацкая вольница. В любое время дня и ночи тебе могут шибануть в окно снежком – и нет стекла.

– Это ещё ничего, если снежком, – сказала мама. – А если из ружья саданут? Тогда и вовсе – поминай как звали…

Я послушал маму, папу и тоже решил своё предложение сделать:

– Это ещё хорошо, если из ружья, – сказал я шёпотом, – а если бабахнут из пушки?.. Вот будет трам-та-ра-рамчик.

Мама и папа посмотрели на меня с тревогой и прислушались к звукам за окном: не заряжает ли кто-нибудь пушку.

А за окном дядьки уже начали лупить друг друга.

– Шлёп-шлёп! Ай-ай! Бум-бум!!! Ой-ёй-ёй! – слышалось из-за окна.

А ещё дядьки ругались, кричали что-то, но слов было не разобрать. Это были уличные звуки.

– Ну-ка, отойди от окна! – строго сказал мне папа.

Они с мамой тоже отошли от окна и теперь сидели в тревожном ожидании, а тем временем за окном стало совсем темно.

«Зачем им ждать и мучиться?» – подумал я.

Потом потихоньку выскользнул на улицу, слепил большой снежок и ка-а-ак в наше окно шандарахну!

И быстро домой бежать, чтобы маму с папой успокоить. Чтобы сказать им, что это не снаряд пушечный, а всего-навсего снежок.

Забегаю я на кухню, а папа с мамой улыбаются и стёкла подметают.

– И ничего особенного! – весело говорит папа. – Подумаешь – снежком стекло разбили… Это пустяки! Из пушки-то никто по нам даже и не выстрелил. А снежками пусть стреляют! Мы новое стекло вставим – получше старого.

А мама говорит:

– Это ты верно сказал! Давно пора было старое стекло заменить. Оно мутное какое-то было, тусклое…

Потом папа завесил разбитое окно одеялом, и мы стали чай пить.

Пьём чай и на оконное одеяло любуемся.

– Да-а-а, – говорит мама, прихлёбывая чай, – с одеялом на окне как-то непривычно, но забавно…

– Романтика! – мечтательно говорит папа. – Можно представить, как будто мы в лесу в палатке сидим и чай на костре греем…

– А ещё можно представить, как будто мы в землянке! – радостно говорю я.

Потом мы все смеёмся и ложимся спать в приподнятом настроении. Мы засыпаем, совсем забыв о тревожном времени.

А рано утром нас будит звонок в дверь. Мама идёт открывать, и я с ней.

На пороге стоит какой-то большой дядька.

– Извините, Марь Ивановна, – говорит он моей маме. – Мы вчера с мужиками под вашим окном постояли и случайно стекло разбили…

А я вышел вперёд и говорю:

– Это не вы разбили, а я снежком разбил…

А дядька говорит:

– Нет, пацан, это мы, того… Так вот, Марь Ивановна, извини нас за ради Бога… Я вот стекло вставить пришёл.

И потом дядька стал окно вставлять. А я снова говорил, что это я разбил. А он не верил…

Потом он окно вставил, снова попросил у мамы прощенья и ушёл совсем.

А мы посмотрели сквозь новое стекло на уличную жизнь. И никаких ружей, и никаких пушек, из которых в окна стреляют, мы не увидели.

А увидели мы за окном красивую жизнь! И дома, и деревья, и облака!

И время за окном показалось нам совсем не тревожным.

– Вот что значит вставить новое, не затуманенное пылью, стекло! – сказал папа.

Папа и воры

Однажды поздно вечером мама сказала папе:

– В нашу квартиру лезут воры!

Папа задумался на минуту, а потом спросил:

– А как ты догадалась?

– Они копаются в замке входной двери, – просто ответила мама. – Иди послушай…

Папа на цыпочках подошёл к входной двери, прислушался. И мы с мамой подошли и тоже прислушались.

– Шур-шур-шур… Чик-чик-чик, – доносились странные звуки из замочной скважины.

– Это кто-то вставляет ключ в наш замок, – прошептал я папе и маме.

– Не ключ, а бандитскую отмычку, – возразил папа шёпотом. – Это воры хотят открыть нашу дверь…

Папа на цыпочках вернулся в комнату и начал рыться в шкафу.

– Что ты ищешь? – спросила его испуганная мама.

Папа долго не отвечал, он всё рылся, рылся, рылся, а потом сказал:

– Я спортивный костюм ищу и боксёрские перчатки…

– Зачем?! – ещё больше испугалась мама.

– Чтобы встретить воров в спортивной форме и дать им достойный отпор, – ответил папа.

Мама быстренько нашла папин спортивный костюм, боксёрские перчатки и кеды. Папа оделся. Мы с мамой осмотрели его.

В одном месте папин спортивный костюм был проеден молью, и там сквозь дырку просвечивала белая папина майка.

Папа ткнул пальцем в дырку и сказал:

– Несолидно в таком виде на люди выходить…

Мама быстренько достала нитки и заштопала спортивный костюм.

А потом папа в одну секунду оказался у входной двери, сделал боксёрскую стойку и прислушался.

Из замочной скважины по-прежнему доносились воровские звуки:

– Шур-шур-шур… Чик-чик-чик…

И тогда папа состроил страшную физиономию и прошептал нам с мамой:

– Открывайте дверь и резко прячьтесь!..

Мы с мамой шёпотом сосчитали до трёх – «Раз, два, три!» – и резко распахнули дверь.

Спрятаться, как велел папа, мы не успели. Потому что очень удивились.

На лестничной площадке прямо перед нашей дверью стоял наш сосед снизу – дядя Лёва.

– Ой! – сказал дядя Лёва. – Значит, я этаж перепутал и не в свою дверь ключ вставляю. Извините, пожалуйста…

Мама облегчённо вздохнула и говорит:

– Это ничего, это пустяки…

А папа по-прежнему в боксёрской стойке со страшной физиономией стоит и удивлённо смотрит на дядю Лёву.

Дядя Лёва тоже смотрит на папу с удивлением и спрашивает:

– А чего это вы в таком виде?

– Тренируюсь, – говорит папа, – чтобы спортивную форму не потерять.

– Ух ты! – с восхищением говорит дядя Лёва, а потом добавляет, обращаясь к нам с мамой:

– Какой у вас замечательный муж и отец! Если бы я был таким. А я… Эх… Даже ключ не в свою дверь вставляю…

Дядя Лёва безнадёжно машет рукой и спускается на этаж ниже, чтобы вставить ключ в замок своей двери.

А мы с мамой с гордостью смотрим на нашего папу. А папа, одетый в спортивный костюм, с боксёрскими перчатками на кулаках, в новых кедах, – та-а-акой краси-и-ивый, та-а-акой краси-и-ивый – ну, просто жуть!

Олег Флавьевич Кургузов родился в 1959 году. Окончил дневное отделение факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (1983 год).

Работал в «Медицинской газете», газете «Труд», журнале «Журналист» (издание газеты «Правда»), в Правлении Союза журналистов СССР, в детском журнале «Трамвай» (член редколлегии, редактор отдела), в еженедельнике «Семья» (редактор детской газеты «Маленькая Тележка»), в детском журнале «Куча мала» (главный редактор). С мая 1998 года — главный редактор журнала «Улица Сезам».

Рассказы печатались в периодических изданиях: в газетах «Московский комсомолец», «Московская правда», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Век», «Московские ведомости», «Вечерний Клуб», «Пионерская правда», «Гудок», детской газете «Жили-были»; журналах «Огонек», «Очаг», «Наш малыш», «Мурзилка», «Пионер», «Веселые картинки», «Филя», «Трамвай», звучали на Радио-1, Радио «Россия», Радио «Надежда», «Эхо Москвы», в телепередачах «Спокойной ночи, малыши», «Детский час», «В гостях у сказки». По сюжетам из цикла «Рассказы маленького мальчика» на киностудии «Союзмультфильм» сняты мультфильмы.

Умер 10 марта 2004 в Москве.

Фамилия Кургузов звучит, согласитесь, не очень поэтично. Это вам, конечно, не звонкий Маршак. Но если прочесть ее задом наперед, то получится Возугрук. Уже чувствуется что-то поэтичное и даже, местами, волшебноватое. Вот как много зависит от того, с какой стороны взглянуть на предмет.

Пожалуйста, попробуйте взглянуть на мои истории с разных сторон.

Ваш Олег Кургузов,
то есть Гело Возугрук

Рассказы маленького мальчика

Борщ по-флотски

В одном конце нашего двора лежит толстое бревно. А в другом — длинная доска. Если положить доску на бревно, получатся качели. Мы с папой так и качались. Он вниз — я вверх. Я вниз — он вверх. Он в воздухе, я на земле. Он на земле, я в воздухе.
— Э-ге-ге, — говорит папа. — Надоело каждый раз на землю возвращаться. Давай полетаем?
— Только потом давай обратно на землю вернемся, — говорю я.
— А куда ж мы денемся? — говорит папа. — Мама нас к обеду ждет.
Он прыгает на свой конец доски и подбрасывает меня в воздух. Я взлетаю под облака и тихонечко руками машу, чтоб на месте удержаться. Папу дожидаюсь.
Тут подлетает ко мне папа. Он сообразил попросить какого-то дяденьку, чтобы тот его подбросил.
— Ой! — говорит папа грустно. — А парашюты мы и забыли…
— Это пустяки, — говорю я. — Представим себя снежинками и медленно опустимся на землю.
— Ничего себе — снежиночка! Во мне 80 кило, — огорчается папа.
Но огорчается он недолго. Ведь вокруг такая красота! Солнце на снег светит. Снег блестит и отражает свет обратно на небо. Даже непонятно становится, где земля, а где небо. Все вокруг голубое! И мы с папой в черных пальто летим сквозь эту голубизну.
А папа говорит:
— Жаль, я свой пестрый шарф дома забыл. Можно было бы им помахать, народ внизу поприветствовать.
И стали мы с папой мечтать, будто мы — вверху, а народ — внизу. Мы шарфом пестрым машем, а народ радуется, в затылке чешет и кричит: «Во дают!..»
Только размечтались, а с земли вдруг голос из рупора раздается:
— Первый-первый, я второй! Ну-ка, заходите с планером на посадку!
Оказывается, мы пролетали над аэродромом. Аэродромщики не привыкли, что люди сами по себе летают, и приняли нас за самолеты.
— Нет, — говорит папа, — не будем садиться на их аэродром. Они нам сразу номера прилепят, придется летать под номерами.
— Да, — соглашаюсь я. — Под номерами совсем не то. Скучно под номерами летать.
— Второй, второй! — кричит папа вниз. — Посадку произвести не могу. Шасси не выпускаются. Ухожу на запасной аэродром.
Отлетели мы с папой в сторону. И тут нам навстречу — стая ворон. И эти тоже не привыкли, что люди сами по себе в небе летают. Ка-а-ак загалдят! Как начали толкаться!
— Ой! — кричит папа. — Я иду колом!
И пошел колом. Ну и я вслед за ним тоже колом.
— Осторожно — земля! — кричит папа.
И — бум!!!
— Вижу! — кричу я.
И бац!!!
Хорошо, что я легкий. Совсем неглубоко в снег зарылся. А папа тяжелый, головой в сугробе застрял. Папа возился, пыхтел-кряхтел и наконец встал на ноги. Встать-то он встал, а сугроб с головы снять не может.
— Или голову в сугробе оставить, или сугроб домой нести, — размышляет папа.
— Лучше сугроб отнесем домой, — предлагаю я. — Чем ты обед будешь есть, без головы-то?
Пришли мы домой. Папа сразу к горячей батарее прислонился. Чтоб сугроб побыстрей растаял. Ну, сугроб и растаял. Лужа получилась — о-го-го!
— Сейчас придет мама и устроит нам баню, — говорит папа.
А тут и мама пришла. Посмотрела на лужу и говорит:
— Вы моряки, что ли?
— Вот-вот, — говорим мы с папой. — Моряки мы и есть. Морские души!
— Раз вы моряки, то на обед я сварю вам борщ по-флотски, — сказала мама.
И сварила нам борщ.

Солнце на потолке

Люблю греться на солнышке. Сядешь во дворе на скамейку и греешься. Можно еще в лес пойти или на пляж. Везде — солнце!
Это летом так хорошо. А зимой на пляже не согреешься. И в лесу снега полным-полно. Увязнешь по горлышко и… И привет!
Зимой я греюсь на солнышке дома. Жаль только, что стены мешают солнцу осветить комнату целиком. Вот луч и прорывается сквозь окно, греет комнату по кусочкам. Сначала кресло, потом пол, потом шкаф. И я догоняю солнечный луч, сижу то в кресле, то на полу, то на шкафу.
И вдруг луч ложится на стену. Как же быть?! Ведь так хочется погреться на солнышке…
— Эх!
И я забираюсь на стену!
Там тепло-тепло, даже спать хочется. Я засыпаю и не слышу, как в комнату входит мама.
— Ты зачем на стену забрался?! — спрашивает она.
— На солнышке греюсь, — говорю я, открывая глаза.
— Солнце уже на потолке, — говорит мама.
И правда, пока я лежал на стене, солнце на потолок убежало.
— В новой рубашке на потолок не лезь, — строго говорит мама. — Перепачкаешься в побелке.
— Ладно, — соглашаюсь я. И надеваю старую, рваную рубаху.

Батарейные куры

— Тебе не надоело варить яйца в кастрюльке на плите? — спросил я папу.
— Надоело, — честно признался он. — А что ты предлагаешь?
— В Африке яйца пекут под солнцем в раскаленном песке, — говорю я и таинственно улыбаюсь.
— Но у нас же нет песка… — растерялся папа.
— Зато есть раскаленные батареи парового отопления, — подсказываю я.
Тут папа бросается мне на шею, обнимает и кричит:
— Ты Кулибин! Ты Эдисон! Ты станешь великим изобретателем!
Потом мы с папой взяли яйца и стали устраивать их на батарею парового отопления возле окна. Яйца, конечно, не могли лежать спокойно. Они все время скатывались, и нам приходилось ловить их на лету.
— А не прикрутить ли яйца веревками к батарее? — предложил папа.
Мы привязали яйца к батарее и стали ждать, когда они испекутся.
А яйца тоже чего-то ждали и не пеклись.
— Да, — сказал папа через час. — Здесь тебе не Африка.
Мы ушли из дома голодными: папа — на работу, а я — в школу.
Когда мы вернулись домой под вечер, на батарее вместо яиц сидели связанные цыплята.
— Пи-пи-пи… — щебетали они и жались к батарее. Они, наверное, принимали ее за свою маму.
— Вот тебе и Африка! — сказал удивленный папа. — Придется теперь растить цыплят. Не выгонять же их на улицу!
И мы стали растить цыплят.
Только они выросли, только стали настоящими курами — и сразу давай яйца нести!
— Теперь у нас каждый день будет яичница! — радостно говорит нам мама.
— Ну нет! — возражаем мы с папой. — Это батарейные яйца, их надо на батарее выводить.
И снова прикрутили яйца к батарее. А на следующий день из них вылупились маленькие батареи. Ноги у них — цыплячьи, головы — цыплячьи, а туловище — батарейное.
Бегают они, пищат и тепло по квартире распространяют. Скоро у нас дома стало, как в Африке. Еще бы! Ведь кроме трех чугунных батарей в квартире появилось еще восемь куриных.
Когда батарейные цыплята подросли, мы стали их на прогулку выводить. Кругом зима, мороз трещит, прохожие в шубы кутаются, а мы идем в окружении батарейных кур и от жары охаем. Папа — в пижаме, а я в одних трусах.
— Чудо! Чудо! — кричат прохожие простуженными голосами.
А папа говорит:
— И никакого чуда здесь нет! Это мой сын придумал. У него фантазия что надо!
И смотрит на меня с большой отцовской гордостью.

Душа нараспашку

Ветер гнул деревья в дугу. Они наклонялись в ту сторону, где под деревьями сидел мой папа. Он был задумчивый и грустный, как пингвин в ожидании Северного сияния.
Мама взглянула в окно на папу и сказала:
— Чего это он там делает?
— Проветривается, — сказал я.
— А по-моему, он простужается, — сказала она. — Сходи за ним и приведи его домой.
Когда я подошел, папа расстегивал рубашку и подставлял свою голую грудь упругому ветру.
— Ты чего делаешь? — спросил я.
— Распахиваю душу всему миру, — ответил папа.
От удивления я даже икнул, но папа тут же все объяснил:
— Видишь: деревья, как огромные веники, гнутся в мою сторону — это они сметают из воздуха всякие чувства, мысли и вести в мою распахнутую душу. И я становлюсь мудрее!
— А если они наметут тебе всякой чепухи: глупых и злых мыслей?! — испугался я.
— Нет! — смело ответил папа. — Дурные мысли меня не коснутся. Вот!
И он показал пальцы, сложенные крест-накрест.
— Ага! — догадался я. Я-то знал, что так надо держать пальцы при встречах с ведьмами и колдуньями, чтобы они не навеяли тебе черных мыслей.
— Ну ладно, — сказал папа. — Я еще посижу тут, на ветру, а ты иди — помоги маме по дому.
Мы с мамой пропылесосили ковры в комнатах и вымыли пол на кухне. А тут и папа возвратился, светящийся от радости.
— Ну, что скажешь? — спросила мама, выжимая половую тряпку.
— Жизнь прекрасна!!! — завопил папа и крепко-крепко обнял нас с мамой.
От него шла такая сильная сила, что нам показалось, будто мы стали легкими-легкими и вот-вот взлетим прямо к небу. Прямо туда, откуда с огромной высоты, задумчивый и грустный, как пингвин в ожидании Северного сияния, на нас с надеждой глядит наш Боженька.

Мы понимаем друг друга

Однажды после обеда мама сказала:
— Айн кокен драй петух.
— Ого! — сказал папа. — Ты и по-иностранному умеешь!
А я ничего не сказал, потому что очень удивился. Я просто посмотрел на маму с восхищением.
— Айн кокен драй петух, — гордо повторила мама.
— А что это значит в переводе на русский? — вежливо поинтересовался папа.
— Не знаю, — говорит мама. — Немецкий я учила в детстве. Давно это было…
— Научи и нас говорить по-немецки, — попросил я.
И мама научила.
Она научила папу говорить «айн кокен», а меня — «драй петух».
А потом к нам пришли гости. Когда мы сели за стол, папа спросил меня:
— Айн кокен?
— Драй петух! — гордо ответил я.
Гости посмотрели на нас с удивлением, быстро поели и разошлись.
Мама строго сказала нам:
— Это не очень-то вежливо: разговаривать между собой на иностранном языке в присутствии тех, кто этот язык не понимает!
С тех пор мы с папой разговариваем по-немецки только между собой.
— Айн кокен? — спрашивает папа.
— Драй петух! — отвечаю я.
Мы с папой очень хорошо понимаем друг друга.

Тепло наших чувств

Когда пришло очередное письмо от папиной родни, мама сказала:
— Твоя родня совсем села нам на шею!
А папа сказал:
— Молчала бы уж! Твои-то родственнички не слезают с этой шеи который год.
А я подумал: «Хорошо еще, что у меня нет родственников, а то бы они сели на шею и маме, и папе, и мне».
— И ни капли тепла в их письмах, — горевала мама. — Сплошные просьбы: достань то, достань это. Они думают, что у нас здесь всё есть.
— Да, — согласился папа. — Они в этом уверены. Однако в письмах моих родственников наряду с просьбами содержится некоторая доля тепла.
— Ну уж! — возмутилась мама. — Если уж и есть какая-то частичка тепла, так это в письмах моей родни.
И они заспорили.
— Да! Нет! Что? А! — кричали они.
Потом папа сказал:
— Есть идея! Сейчас мы измерим теплоту их чувств.
Он притащил термометр и стал прикладывать его к письмам.
— Ага! — кричал он. — Моя тетка Марфа — восемнадцать градусов! А у твоего племяша Шурика всего пятнадцать!
Мама отбирала у него термометр и кричала:
— У! Моя сестренка — двадцать градусов, а у твоего Федюни — семнадцать.
Но тут среди кучи писем им попался затертый конверт. Термометр показал «ноль».
— Ха-ха! — сказал папа. — Наверняка весточка от твоей родни.
Мама развернула письмо и тихо сказала:
— Это написал мне ты, когда мы еще не были женаты. Какие здесь удивительные слова! Но, оказывается, в письме не было тепла ни на грош?!
— Ну что ты! — сказал папа. — Наверно, письмо просто остыло за эти годы…
Тут они оба погрустнели и совсем притихли. Им было уже не до споров. Они сидели на диване раздельно, как два каменных острова в тумане.
Тогда я тоже сел на диван и заполнил пустоту между ними.

Как мы на люстре висели

С самого утра маминого праздника мы с папой шептались на кухне. Мама еще спала, а мы придумывали праздничную неожиданность.
— Когда я был маленьким, — шептал папа, — подарки для моей мамы я вешал на люстру. Проснется моя мамочка, посмотрит вокруг: ах! — подарок на люстре болтается. Это была радость.
— Давай и мы на люстру цветы с духами прицепим, — шепчу я.
— А не придумать ли нам что-нибудь поинтереснее? — предлагает папа. — Давай рассуждать: сегодня мы всю мамину работу выполнять будем. Ну там, пол подметем, обед сготовим, рубашки постираем… Значит, мы сами сегодня целый день будем для нее подарками! Поэтому я предлагаю взять в руки цветы, духи и самим прицепиться к люстре. Это же сразу двойной подарок получится!
— Ура-а-а… — шепчу я. Мне давно хотелось на люстре покачаться.
Мы с папой взяли веревки, привязались за пояса к люстре и повисли. Висим, висим, а мама все спит. Тогда мы пробудную песню запели:
— Кто висит на люстре нашей?
Это мы висим с папашей!

Мама с постели вскочила, нас на люстре увидела, да как обрадуется:
— Что с вами?! — кричит.
А мы как ногами замотаем, как закричим:
— Па-здра-вля-ем!!!
А люстра от нашего мотанья и крика хрястнула, из потолка вырвалась и вместе с нами на пол рухнула!
Шуму было, конечно, много. Но зато получилась полная праздничная неожиданность, как мы и хотели.
А мама кричит:
— Эй, вы не разбились?
— Нет! — кричим мы из-под обломков. — Не разбились, это люстра разбилась.
— Вот здорово! — кричит мама. — Она мне уже давно надоела. Я вместо нее новую купила, только боялась, что вам не понравится.
— Понравится, понравится! — закричали мы. — Вместо разбитой нам что хочешь понравится.
Тут мы перестали кричать, подарили маме цветы с духами, повесили новую люстру и сели за стол мамин праздник отмечать.

Во всём виноват Фарадей

Наша семья живет дружно и весело. Мама шутит над папой, папа шутит над мамой. Они постоянно шутят друг над другом.
Утром папа бреется в ванной, подносит к горлу опасную бритву. А мама выключает свет.
— Ой-ей-ей! — кричит папа. — Ничего не вижу. Где бритва, где горло?
— Ты, оказывается, еще бреешься? — спокойно говорит мама. — Я думала, ты уже на работе.
Она не хочет, чтобы папа опаздывал на работу, поэтому и торопит его.
А когда мама приходит с работы, она стирает папину рубашку и вешает ее на веревку. Чтобы дотянуться до веревки, мама забирается на ванну. Она ходит по узкому краю ванны и балансирует руками.
Папа тихо подкрадывается и выключает свет.
— У-у-у! — кричит мама. — У-у-у! Ничего не вижу. Где веревка, где пол?!
— Елки-палки! — говорит папа. — Еще валандаешься? Я думал, ты уже рубашку на кухне гладишь.
Папа хочет пойти на работу в свежей рубашке и поэтому торопит маму.
За целый день мама и папа устают от шуток. Весь вечер они молчат. Папа смотрит хоккей по телевизору, мама разгадывает кроссворд. Я бегаю вокруг и дергаю их за руки, за ноги. На меня не обращают никакого внимания.
Тогда я тоже начинаю шутить. Как мама и папа я тоже шучу с электричеством. Выхожу на лестничную клетку и выключаю рубильник. Свет в квартире гаснет.
Папа не может смотреть телевизор, мама не может разгадывать кроссворды.
— Ну что ж, — говорит папа. — Раз нечего делать, займемся ребенком.
Мы все вместе садимся на диван, накрываемся одеялом. Мама и папа по очереди рассказывают в темноте сказки. И мне совсем не страшно, а даже наоборот — уютно и тепло.
Вдруг во всей квартире вспыхивает свет и к нам заходит сосед Федулов.
— Я вернул вас к цивилизованной жизни! — говорит Федулов. — Исправил неполадки в электроснабжении.
Федулову дают денег и папа снова садится к телевизору, мама — за кроссворды.
Как я злюсь на Федулова! Но еще сильнее — на старинного ученого Фарадея, который изобрел электричество. Если бы он его не изобретал, то все родители по вечерам сидели бы в темноте и рассказывали сказки своим детям.

Мы пишем рассказ

Мы с папой сидели у окна и дивились жизни. Была весна.
— Давай напишем художественный рассказ, — неожиданно предложил папа.
— Про что?! — удивился я.
— Хотя бы про это дерево, которое у нас под окном, — сказал папа.
Мы с ним уставились на дерево и стали думать, что бы такое про него написать. А дерево замахало ветвями, как будто хотело сказать нам: «Давай-давай, ребята! Пиши, катай, дуй во всю ивановскую!»
Но тут к дереву подбежал Колька Сыроежкин, хулиган из соседнего подъезда, и повис на ветке.
— Эй! Эй! — завопили мы с папой, высовываясь из окна. — Отойди! Отойди!
— А чего? — спросил Колька, раскачиваясь на ветке.
— Не трогай дерево! Мы про него рассказ пишем!
Колька ахнул, отцепился от ветки и куда-то убежал.
Мы с папой снова уставились на дерево. А оно снова замахало ветвями: «Давай пиши, не теряй времени!»
Но тут из-за угла дома выбежал Колька Сыроежкин и с ним еще пятеро мальчишек с нашего двора. Они окружили дерево и принялись разглядывать его, как сбежавшего из зоопарка жирафа.
Потом один из них крикнул нам с папой:
— А правда, что вы про это дерево рассказ пишете?
— Ну! — сказали мы с папой.
— А что оно — особенное?!
— Еще какое особенное! — отвечаем мы с папой. Ведь мы уже успели полюбить наше дерево.
Тогда мальчишки убежали и вернулись с кольями и проволокой. Скоро вокруг дерева была настоящая загородка. На эту загородку они повесили картонку с надписью: «Дериво пра каторое пишут расказ».
Мы с папой порадовались за наше дерево и пошли обедать. А потом мама поручила нам срочные домашние дела, и мы отложили рассказ о дереве на будущее.
Будущее подошло и промелькнуло очень быстро. Наше дерево уже зацвело как букет: белым и розовым. Потом цветы осыпались и на дереве появились маленькие яблоки. А в конце лета они стали золотыми и красивыми.
— Оказывается, это чудесная яблоня! — сказал папа.
Мы с ним стали дивиться на яблоню, а потом посмотрели вокруг. Вокруг стояли ободранные деревья. Ведь про них мы не писали рассказ, и мальчишки делали с ними все что угодно.
— А давай напишем рассказ про все эти деревья, — предложил я папе. — И тогда у нас под окном будет целый сад.
— Ну что ж, это идея! — обрадовался папа. — Искусство — великая сила…
И мы стали писать рассказ про сад.

Папа и цыгане

— Что-то долго нет отца, — сказала мама и посмотрела на часы. А я не стал смотреть на часы, я знал, что папа скоро придет. Тут в прихожей раздался звонок.
— Ура! — закричал я и побежал открывать дверь.
На пороге стоял цыганский мальчик. Он хотел пить.
Потом пришла цыганская девочка и тоже попросила пить. Потом пить попросила взрослая женщина в разноцветной юбке. Скоро у нас в квартире был целый табор. Они все хотели пить.
А потом они захотели посмотреть нашу квартиру. И пошли гулять по комнатам.
И тогда у нас стали исчезать вещи. Сначала исчезла мамина кофта, потом папины зимние ботинки. А цыганские люди все ходили и ходили.
Мама сидела на диване и плакала. Я бегал по квартире и искал свою тельняшку. Когда я надеваю свою тельняшку, то ничего не боюсь. Но тельняшки нигде не было.
— Я в отчаянии! — сказала мама.
И тут пришел папа. Он долго смотрел на наших гостей и наконец сказал:
— Эх, ма!
И исчез в своей комнате. Скоро он появился с гитарой.
— Дай-дай-дай! — пел папа.
— Дари-дари-дари! — в ответ ему запели цыганские люди.
Они собрались вокруг папы и стали трясти плечами, руками и ногами.
— Жги! — закричал папа и начал прыгать вприсядку.
Вместе с папой запрыгал весь табор.
А мы с мамой сидели на диване и смотрели на них. Откуда-то стали вываливаться наши вещи. Сначала папины зимние ботинки, потом мамина кофта. И, наконец, моя тельняшка.
Пока мы с мамой собирали вещи, папа ушел с табором.
Он пропадал где-то всю ночь. А когда утром папа вернулся, на нем была рваная красная рубаха и облезлые сатиновые шаровары.
— Где же твой новый австралийский костюм? — строго спросила мама.
— Ерунда! Я выучил новую цыганскую песню, — сказал папа.
И спел нам песню.

Запасайтесь морковкой!

Мама очистила мне морковку.
— Хрум-хрум-хрум, — начал я.
— Здорово у тебя получается! — позавидовала мама. И очистила морковку себе.
— Хрум-хрум-хрум, — начали мы с мамой.
— Чего это вы тут делаете? — удивился папа, заглянув на кухню.
— Морковку жуем, — говорим мы.
И папа очистил себе морковку. Стали мы жевать втроем.
— Хрум-хрум-хрум!
Тут к нам в дверь постучали.
— Чего вы делаете? — спросила соседка. — У нас в квартире от вас шумно.
— Морковку жуем! — говорим мы.
И соседка присела за стол.
— Хрум! Хрум! Хрум! — хрумкали мы вчетвером.
Потом к нам зачастили соседи по подъезду.
— Чего вы тут творите?! — изумлялись они.
— Морковку жуем! — отвечали мы.
И они по очереди присоединялись к нам.
— Хрум!!!! Хрум!!! Хрум!!! — хрумкали мы все вместе.
У нас с полок стали падать кастрюли. Стол и шкафы ходили ходуном. Оконные рамы хлопали, стекла дребезжали.
Прохожие останавливались возле дома и смотрели на наши окна.
— Эй! Чего вы там затеяли?! — кричали они.
— Морковку жуем! — вопили мы в ответ. — Хрум!!! Хрум!!! Хрум!!!
Во дворе зашумели деревья, тревожно закричали кошки. Еще немного, и мы устроили бы МОРКОВНЫЙ УРАГАН. Да вот только морковка кончилась…

Как мы смотрели телевизор

Мы с папой сидели на диване и смотрели телевизор. На экране какой-то дяденька стоял в ящике и о чем-то рассказывал.
Вдруг он исчез!
Папа встал и стукнул кулаком по телевизору. Дяденька появился, отпил воды из стакана и снова исчез.
— Что-то не клеится, — сказал папа. — Надо подумать.
Он стал ходить по комнате: восемь шагов туда, восемь обратно.
Я считал шаги, а папа думал.
— Есть! — сказал папа и ушел в коридор.
Вернулся он с веревкой. Привязал веревку к ножке телевизора и сел на диван.
Теперь, как только дяденька исчезал, папа дергал за веревку. Телевизор трясся, и дяденька тут же появлялся обратно.
Нам с папой было очень интересно. Один раз папа даже позволил мне дернуть за веревку. И у меня получилось!
Но тут пришла мама. Она посмотрела на нас. Потом пощелкала какими-то рычажками, и дяденька перестал исчезать. Он все говорил и говорил.
И тогда мы с папой выключили телевизор и легли спать.

Сухопутный или морской?

Когда мыши стали ходить по нашему дому пешком, мама сказала:
— Я сомневаюсь в том, что наш кот Лукьян сухопутный!
— А какой же он?! — удивился папа.
— Может быть, он морской котик, — предположила мама.
— Поясни мысль! — сказал папа.
И мама пояснила:
— Если бы он был сухопутным котом, то любил бы мышей. А он без ума от рыбы. Значит, он морской.
Это точно: Лукьян чуял рыбу в любом конце квартиры и несся в этот конец сломя голову. А мышей он не видел в упор. Идет себе по квартире и упирается в мышь… Или наоборот. Идет себе мышь по квартире и упирается в кота… И друг друга они не узнают.
— Что же делать? — спросил я и посмотрел на маму и папу с надеждой. — Может быть, Лукьян все-таки сухопутный?
А папа сказал:
— Сейчас мы устроим ему проверочку!
И тогда мы стали ловить мышей и мазать их рыбьим жиром. Теперь Лукьян чуял мышь в любом конце квартиры. И несся за ней сломя голову.
Мыши сначала боялись Лукьяна и кричали страшными голосами. А кот ловил их, облизывал и отпускал. И мыши привыкли к Лукьяну.
— Мяу! — сказал кот Лукьян как-то раз.
И мыши побежали к нему сломя головы из разных углов дома. А Лукьян стал их облизывать. Просто так, без рыбьего жира. А мама посмотрела на них на всех и сказала:
— Кто бы мог подумать, что эти мыши так любят ласку!
— Кто бы мог подумать, что Лукьян так любит мышей! — сказал папа.
А я обрадовался и закричал:
— Ура! Значит, он сухопутный!

  • Рассказ левша слушать по главам краткое содержание
  • Рассказ кукушкины слезки в книге великан на поляне читать бесплатно
  • Рассказ левша основная мысль
  • Рассказ кукушка бунин краткое содержание
  • Рассказ лев николаевича толстого детство