Рассказ курского писателя 4 класс

МБОУ  «Лицей №6» г. Курска им. М.А.Булатова

Урок литературного чтения

                                                                            Учитель 4 «Б» класса:

                                                                            Машкина

                                                                            Татьяна Николаевна

Тема урока:       Н. Зыбин «Синичья карусель»

Цели урока:      Познакомить с творчеством курских писателей,              

                            обобщить знания детей о зимующих птицах,          

                            познакомить с мероприятиями по охране птиц,

                            воспитывать бережное отношение к птицам и

                            всему живому, развивать речь, совершенствовать      

                            технику чтения.

Оборудование: выставка книг курских писателей, таблица        

                           «Зимующие птицы»,  рисунки «Виды

                            кормушек», магнитофон, запись «Голоса птиц».

1 урок.

Целью 1 урока является знакомство с текстом.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Игра- приветствие.

                       Скажем «Здравствуйте!»  руками,

                       Скажем «Здравствуйте!»  глазами,

                       Скажем «Здравствуйте!»  мы ртом,

                       Станет радостно кругом.

  1. Введение в тему.

Рассказ учителя о курских писателях.

    Учитель: Богата талантливыми, незаурядными людьми курская земля. Это художники, композиторы, актеры, писатели. Курские писатели и по жизненному опыту, и по взглядам, и по манере своего письма – очень разные. Это прежде всего Е.Носов, К. Воробьев, Ф. Голубев, Н. Корнеев, Е. Полянский и многие другие. Но их творчество объединяет то, что непременной принадлежностью настоящего человека они считают совесть, честь, любовь к Родине, заботу о ближних своих, а своим предназначением – оставить после себя добрый след в жизни.

Анализ выставки книг «Курские писатели — детям».

— Сегодня мы познакомимся с произведением Н.В. Зыбина. Он родился в Липецкой области, с 12 лет жил в Воронеже. В 17 лет ушел в армию и прослужил 28 лет в различных гарнизонах от реки Эльбы до Тихого океана. Был солдатом, командиром, преподавателем военного училища. Живет в г. Курске.

       Встреча с этим писателем и его произведением   поможет вам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными, любящими.

    III. Подготовка к восприятию произведения.

Ученик читает стихотворение Г. Ладонщикова «Дельный совет».

Юрка с нашего двора                                      Но ребята зашумели:

Снегиря поймал вчера.                                    – Что ты, Юрка,                    

Всем хвалиться начал:                                     В самом деле,

— Вот!                                                                  Запер в клетке снегиря?

В клетке он теперь живёт.                                Отпусти, не мучай зря!

Снегири ведь не игрушки –

Наши гости снегири!

Ты бы лучше не ловушку,

А кормушку смастерил!

— Чем это стихотворение созвучно произведению, прочитанному вами дома?

    IV. Первичное восприятие текста.

— К какому жанру относится это произведение? (это рассказ, так как оно небольшое по объёму, мало действующих лиц, описан небольшой временной промежуток)

—  Как называется рассказ? Что такое карусель? ( Карусель – особо устроенное приспособление для кругового катания)

— Почему автор именно так его озаглавил?( Мальчик сделал кормушку для птиц в виде карусели).

— Какие мысли возникали у вас при чтении?

— Определите тему рассказа.

— Прочитаем рассказ вместе, проведём диалог с автором и попробуем определить, что же хотел Н. Зыбин сказать своим произведение другим людям.

    V. Работа с текстом во время чтения.

Текст напечатан в книге Н. Зыбина « София – Порт – Саид», Курск, 1993г.

1. Чтение I части вслух по смысловым частям с комментарием учителя.

 -Прочитайте по ролям диалог Андрея и Славика (подготовленные ученики)

Обратите внимание на интонацию при чтении.

Вопросы по ходу чтения:

— Как вел себя щегол в клетке?

— Что значит засуматошился?(Суматоха – беготня, суета, беспокойство).

— Как вы понимаете смысл пословицы:

Хорошо птице в золоченой клетке, а лучше – на зеленой ветке?

— Почему автор так начал свой рассказ?

— Что вы можете сказать о Славике?

-Подтвердите словами текста, что Славик действительно любил птиц (выборочное чтение).

— Как он готовился к зиме?

— Прочитайте, как ведут себя на кормушке разные птицы.

— Какие глаголы помогают нам представить поведение птиц?

(Голуби плюхаются, вороны пикируют на кормушку)

Плюхнуться – упасть, шлепнуться.

Пикировать – быстро вертикально спуститься с высоты вниз.

— Почему Славик решил сделать новую кормушку?

(Славик видел, что синицам не достаётся корма, так как в кормушке хозяйничают воробьи.)

— Как  он ее сделал? Прочитайте.

— Прочитайте описание самца, которого Славка прозвал Важным.

— Почему он его так назвал? (Важный, солидный вид, размеренные движения, черный галстук)

— Сразу ли привыкли синицы к новой кормушке?

— Прочитайте, как вели себя у кормушки молодые синички.

Ф/м    Игра «Шустрая синичка».

Наша синичка умеет выполнять команды. Посмотрим?

1. Глазами передвигаем синичку из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, вниз… Где, в каком домике наша синичка?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за синичкой.

3. Управляем синичкой молча. (Направление задаёт учитель.)

Руки за спинку, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

      Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

   Головки опустим, на парту гляди.

(Вниз.)

       И снова наверх — где синичка летит?

(Вверх.)

                                        Глазами повертим, поищем её.

(По сторонам.)

                                        И снова читаем. Немного ещё.

— Почему кормушка получила название «Чертово колесо»?

— Как другие птицы отнеслись к новой кормушке?

— Что значит «воробьи сидели нахохлившись»? Как вы это себе представляете?

— Забыл ли Славик о других птицах?

— Почему Славик сделал кормушку именно для синиц?  

— Найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые показывают нам поведение этих птиц. (Вспорхнула, слетела, перелетела, прыгнула, поплыла, схватила, брала, отлетала).

— Не стало ли вам понятно, почему автор так начал свой рассказ? Как ведёт себя щегол в клетке и синицы на воле? (Птицам тяжело жить в неволе, щегол рвётся на свободу, синицы не могут сидеть на одном месте, они постоянно находятся в движении).

— Какой вывод можем сделать, прочитав первую часть?

— Мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и  смогут ли ваш корм есть птицы.

— Можно ли было бы на этом закончить рассказ? (Да). Почему?

(Мы узнали, что Славик любил птиц, кормил их, знал их повадки)

— Почему же автор пишет продолжение? Прочитайте дома вторую часть и ответьте на этот вопрос.

2 урок.

Цель 2 урока — анализ произведения и составление характеристики главного героя.

1. Аналитическое чтение.

— Почему автор решил написать продолжение рассказа? ( Может быть, автор жил в одном доме со Славиком и стал свидетелем описанных событий.)

Чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте проследим за тем, как развиваются события во второй части.

Вопросы после чтения:

— Какие чувства вы испытали при чтении? Что вы хотите мне сказать, чем поделиться? (Жалко синицу и Славика, который очень любил птиц и кормил их).

— Прочитайте 1 абзац.

— Что значит «пурга безумствовала»? ( Сильные порывы ветра поднимают и кружат в воздухе снег).

-Подберите синонимы (бушевала, свирепела)

— Что такое изморозь? (снежный слой, вид инея, образующийся в туманную морозную погоду)

— Кому автор сочувствует, кого жалеет? (Автору жалко птиц, которые не могут найти себе корма)

— Что его тревожит?

— Что предшествовало беде? ( Сначала  пришёл мальчишка с клеткой, затем рыжий кот, а потом два сорванца с рогатками)

—  Почему автор употребляет слова «мальчишка», «сорванцы»? ( Он хочет противопоставить этих ребят Славику).

— Прочитайте эпизод, где Славик встречает мальчика с клеткой.

— Какой приём чтения здесь лучше использовать?

— Расскажите, что случилось однажды вечером.

— Почему Славик назвал мальчишек «душегубами«? (Они убили птицу, а слово «душегуб» означает губитель душ, убийца)

— Какие чувства испытывал Славик, держа синицу в руках? (Ему было больно, жалко  синичку, которая стала для него почти другом).

— Прочитайте, как описывает автор убитую синицу и состояние мальчика.

— Автор назвал синичью карусель колесом жизни? Почему? (Жизнь продолжается, также на кормушку будут прилетать птицы, и у них всегда будет корм).

— Для чего же автор дописал свой рассказ? (Он хотел сделать рассказ не только познавательным, но и поучительным).

— Как можно по-другому озаглавить текст? Предложите свои названия. (Колесо жизни; Поступки Славика; Синичья кормушка; Друг птиц; Синичье «Чёртово колесо»)

2. Составление характеристики главного героя.

— Хотелось ли бы вам дружить со Славиком? Что вам в нём нравится? (Если Славик так любит птиц, значит, он был бы хорошим другом. Он добрый, заботливый).

— Каким был Славик? ( наблюдательным, внимательным, заботливым, изобретательным, умелым, смелым).

— А в чём же его смелость? (Славик не испугался ребят, не сидел дома, а выбежал на помощь своим пернатым друзьям).

— Хотели бы вы включиться в события, разворачивающиеся в рассказе?( Да).

— В качестве кого вы бы хотели участвовать  в действии, происходящем в рассказе?( Одноклассник Славика, кому он в классе рассказывал о своей кормушке; младший брат или сестра; сосед по дому).

— В ком из ребят своего класса вы наблюдали качество героя? (Тимофеев Женя любит животных и всё время что-то конструирует, умеет отстоять своё мнение)

Чему мы могли бы научиться у Славика?( Любить животных, помогать им, знать повадки птиц, быть смелыми).

— Каждый ли из нас способен на такой поступок? ( Нет, кто-то может испугаться и несмотря на любовь к птицам, побояться заступиться за них.)

— А как автор относится к Славику? ( Он ему нравится)

— Какие конкретные факты, высказывания действующих лиц, свидетельствуют о таком отношении автора? (Автор пишет, что Славик действительно любит птиц; мужчина сказал, что он «молодец, не то, что эти»)

3. Определение идеи и главной мысли рассказа.

— Как вы думаете, зачем автор написал это произведение? (Он хотел познакомить нас с повадками птиц, сказать о необходимости подкармливать птиц зимой, научить совершать хорошие поступки).

— Какое настроение вызвало у вас прочитанное?( Мне понравился этот рассказ, он вызвал у меня различные чувства: восхищение Славиком, его поступками; сострадание его переживаниям).

       К. Паустовский в рассказе «Колотый сахар» писал:»Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы».

— Что имеет в виду К. Паустовский, говоря о «сухой» душе? (Черствая, безразличная, равнодушная. Такого человека ничто не трогает, не волнует).

— Как вы думаете, какая душа  у героя  рассказа Славика? Подберите эпитеты. (Добрая душа, чуткая, сострадающая, богатая).      

  4. Домашнее задание.

Славик смастерил кормушку в виде карусели.

 Нарисуйте к следующему уроку эту кормушку для птиц и напишите заметку в газету о том, как вы помогаете зимующим птицам.

 Оглянитесь вокруг: может кому-то нужна именно ваша помощь. Пусть в каждом дворе будет сделана кормушка для птиц и никогда у наших мальчишек не поднимется рука разорять гнезда и стрелять по птицам из рогатки.

— И закончить урок я хочу строчками поэта А. Яшина:

                        Покормите птиц зимой,

                        Пусть со всех концов

                        К вам слетятся, как домой,

                        Стайки на крыльцо.

                        Сколько гибнет их – не счесть…

                        Видеть тяжело.

                        А ведь в нашем сердце есть

                        И для птиц тепло.

                        Не богаты их корма,

                        Горсть одна нужна.

                        Горсть одна – и не страшна

                        Будет им зима.

                        Приучите птиц в мороз

                        К своему окну,

                        Чтоб без песен не пришлось

                        Нам встречать весну.    

Слайд 1

Описание слайда:

Курские писатели.



Слайд 2

Описание слайда:

Николай Николаевич Асеев (1889-1963)

Родился в 1889 г. в городе Льгове, Курской губернии, в семье страхового агента. В 1909 году окончил курское реальное училище. Дальнейшее образование получил в Коммерческом институте в Москве, одновременно слушал лекции на филологическом факультете в университете. Начальный сборник стихов Асеева («Ночная флейта») вышел в 1914 году. Дружба и творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогли формированию самобытного таланта Асеева.


Слайд 3

Описание слайда:

Творчество
Мотивы молодости и грозовой свежести нового мира, образ летящего времени — в центре поэзии Асеева (сборники «Время лучших», 1927, «Молодые стихи», 1928, «Москва-песня», 1934, «Высокогорные стихи», 1938, и др.). В поэме «Маяковский начинается» (1940; Государственная премия СССР, 1941), сочетающей черты дневниково-мемуарные и лирико-публицистические, утверждаются традиции Маяковского . Сборники «Первый взвод» (1941) и «Пламя победы» (1946) явились патриотическим откликом на события Отечественной войны. Книга стихов «Раздумья» (1955) и «Лад» (1961) отличаются напряжёнными лирико-философскими размышлениями об исторических судьбах 20 века.


Слайд 4

Описание слайда:

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков)
(1904-1941)
Родился Аркадий 22 января 1904 года во Льгове в семье учителей. В 1912 г. Семья переехала в Арзамас, где парень жил до 1918 года. В 14 лет он был принят в РКП(б) в качестве кандидата, а вскоре был зачислен в Красную армию. В 18 лет Аркадий командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. В 1922 г. Его демобилизовали из РККА и диагнозом « травматический невроз»


Слайд 5

Описание слайда:

Литературная деятельность
В 1925 году Голиков опубликовал свою первую повесть «В дни поражений и побед» Вскоре писатель переехал в Пермь, где впервые начал издаваться под псевдонимом Гайдар. В 1930 году была закончена работа над произведениями «Школа», «Четвертый блиндаж».
В 1932 – 1938 годах увидели свет повести и рассказ «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика». В 1939 – 1940 годах писатель закончил работу над наиболее известными своими произведениями для детей – «Тимур и его команда», «Чук и Гек», которые изучаются сейчас в начальных классах.
В годы Великой Отечественной войны Гайдар работал корреспондентом «Комсомольской правды». В этот период Аркадий Петрович создает очерки «Мост», «Ракеты и гранаты», «У переправы», «У переднего края», «Горячий камень».
В 1941 году служил пулеметчиком в партизанском отряде Горелова.
26 октября 1941 года Аркадий Петрович Гайдар был убит немцами недалеко от села Лепляво Каневского района.


Слайд 6

Описание слайда:

Елена Александровна Благинина (1903-1989)
Уроженка Орловской губернии (село Яковлево), Елена появилась на свет 14 мая 1903 года в семье железнодорожника. Образование начала получать в Мариинской гимназии (город Курск), при советской власти учебу уже заканчивала в средней школе. С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в Курский педагогический институт. Здесь она начала печататься под псевдонимом Елкич (сборники «Начало», «Золотые зерна», «Альманах первый»).


Слайд 7

Описание слайда:

Родом из детства…
« Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.»


Слайд 8

Описание слайда:

Константин Дмитриевич Воробьёв
(1919- 1975)
Родился в селе Нижний Реутец Курской области. С 14 лет он начал работать, чтобы помочь семье не умереть от голода. В 1938 г. был призван в армию. После окончания военной службы стал лит-сотрудником газеты Академии им. М. В. Фрунзе. Отсюда его направили на учебу в Кремлевское пехотное училище. В 1941 г. рота кремлевских курсантов попала на фронт. Почти все курсанты погибли. Воробьёв, будучи раненым, попадает в плен (1941 — 43), дважды бежит. В 1943 — 44 был командиром партизанской группы в составе Литовского партизанского отряда «Кястутис». После войны Константин Воробьев жил в Литве, регулярно публиковал рассказы и повести, в 1954 году стал членом Союза писателей. Умер Воробьёв 2 марта 1975 года после тяжёлой болезни в Вильнюсе. Через 20 лет прах писателя был перезахоронен в его родном Курске на Офицерском (Никитском) кладбище.


Слайд 9

Описание слайда:

«Написано хорошо, талантливо, но напечатать не можем».
Деревенские повести «Почём в Ракитном радости?»,
«Мой друг Момич»
(О коллекивизации на Курской земле)
Военная проза
«Крик»,
«Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!..»


Слайд 10

Описание слайда:

Евгений Иванович Носов (1925 -2002)
Родился 15 января 1925 года в селе Толмачево в Курской области. В возрасте шестнадцати лет попал в фашистскую оккупацию. По окончании восьмого класса ушёл на фронт и служил в качестве наводчика оружия. В 1945 году был тяжело ранен под Кёнигсбергом. После войны некоторое время жил в Казахстане. В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты «Молодая гвардия». В 1958 году вышла его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». В 1962 году окончил Высшие литературные курсы. В 1990 году получил звание Герой Социалистического труда. Умер 14 июня 2002 года в возрасте 77 лет. Похоронен на Никитском кладбище в Курске. 


Слайд 11

Описание слайда:

Творческий путь
«Где просыпается солнце» (1965)
«В чистом поле за проселком» (1967)
«Берега» (1971)
«Шумит луговая овсяница» (1973)
«Мост» (1974)
«И уплывают пароходы» (1975)
«Красное вино победы» (1979)
«Усвятские шлемоносцы» (1980)
«Моя Джомолунгма» (1982)
«Избранные произведения» в 2 томах (1983).


Писатели и поэты Курского края

Писатели и поэты Курского края

Презентация «Писатели и поэты Курского края»  выполнила : ученица 5 класса МКОУ «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области  Носова Вероника   руководитель : Смотрова Е.Д.,  учитель русского языка и литературы

Презентация «Писатели и поэты Курского края» выполнила : ученица 5 класса МКОУ «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области Носова Вероника руководитель : Смотрова Е.Д., учитель русского языка и литературы

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) Афанасий Афанасьевич Фет Русский поэт 19 века . В 1858 году Фет покупает поместье – Воробьёвку в Курской области .

Афанасий Афанасьевич Фет

(1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет

Русский поэт 19 века . В 1858 году Фет покупает поместье – Воробьёвку в Курской области .

Дом Фета  д. Воробьёвка Курской области Дом-музей А.Фета  с.Воробьёвка Золотухинский район  Имение поэта – Воробьёвка располагалось на берегу реки Тускарь и была излюбленным местом пребывания поэта до самой его кончины (1892год).Фет прожил в Воробьёвке 15лет.На Курской земле были созданы лучшие стихотворения поэта . Сам поэт писал , что в Воробьёвке «…муза пробудилась от долголетнего сна и стала посещать меня так же часто , как и на заре моей жизни ». В этом доме в усадьбе поэта гостили Яков Полонский , Лев Толстой и Пётр Чайковский. В настоящее время ведётся реконструкция усадьбы. Она будет открыта в декабре 2015года к 195-летию поэта.

Дом Фета

д. Воробьёвка Курской области

Дом-музей А.Фета с.Воробьёвка Золотухинский район

Имение поэта – Воробьёвка располагалось на берегу реки Тускарь и была излюбленным местом пребывания поэта до самой его кончины (1892год).Фет прожил в Воробьёвке 15лет.На Курской земле были созданы лучшие стихотворения поэта . Сам поэт писал , что в Воробьёвке «…муза пробудилась от долголетнего сна и стала посещать меня так же часто , как и на заре моей жизни ». В этом доме в усадьбе поэта гостили Яков Полонский , Лев Толстой и Пётр Чайковский. В настоящее время ведётся реконструкция усадьбы. Она будет открыта в декабре 2015года к 195-летию поэта.

Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу  К.Бальмонт

Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу К.Бальмонт

Николай Николаевич Асеев (1889-1963)  Николай Николаевич Асеев  ( 1889-1963) Родился в городе Льгове Курской области . В 1909году закончил Курское реальное училище . Первый сборник стихов « Ночная флейта» вышел в 1914году. Асеев за свою жизнь опубликовал около 80 стихотворных сборников. Его именем названа Курская областная научная библиотека , одна из улиц Курска и Льгова.

Николай Николаевич Асеев

(1889-1963)

Николай Николаевич Асеев ( 1889-1963)

Родился в городе Льгове Курской области . В 1909году закончил Курское реальное училище . Первый сборник стихов « Ночная флейта» вышел в 1914году. Асеев за свою жизнь опубликовал около 80 стихотворных сборников. Его именем названа Курская областная научная библиотека , одна из улиц Курска и Льгова.

г . Курск, здание Реального училища

г . Курск, здание Реального училища

Дом-музей Н.Асеева во Льгове Дом Н.Асеева г. Льгов Курской области В этом доме родился и жил до 16 лет поэт Николай Асеев .Сейчас это музей поэта , в фонде которого собрана богатая экспозиция : мебель из московской квартиры поэта , личная библиотека и вещи , переписка .

Дом-музей Н.Асеева во Льгове

Дом Н.Асеева

г. Льгов Курской области

В этом доме родился и жил до 16 лет поэт Николай Асеев .Сейчас это музей поэта , в фонде которого собрана богатая экспозиция : мебель из московской квартиры поэта , личная библиотека и вещи , переписка .

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) Аркадий Петрович Гайдар (Голиков)  (1904-1941) Родился в городе Льгове Курской области в учительской семье . В 1912году семья переезжает в город Арзамас . Он активный участник гражданской войны .В Красную Армию вступил в 14 лет . В юном возрасте командовал взводом и ротой. Был контужен . Во время Великой Отечественной войны находился на фронте в качестве корреспондента «Комсомольской правды» .В сентябре 1941года в результате окружения войск под Киевом попал в партизанский отряд , где был пулемётчеком . 26 октября 1941 года под деревней Ляплявою на Украине погиб в бою с немцами . Захоронен в городе Каневе на Украине .Аркадий Гайдар был награждён орденом «Знак почёта» и орденом Отечественной войны первой степени посмертно . Гайдар известен как детский писатель , прославляющий боевое товарищество , дружбу , взаимовыручку и честность . Многие его книги экранизированы . Сняты фильмы и о жизни Гайдара : «Серебряные трубы» , «Остаюсь с вами»

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков)

(1904-1941)

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941)

Родился в городе Льгове Курской области в учительской семье . В 1912году семья переезжает в город Арзамас . Он активный участник гражданской войны .В Красную Армию вступил в 14 лет . В юном возрасте командовал взводом и ротой. Был контужен . Во время Великой Отечественной войны находился на фронте в качестве корреспондента «Комсомольской правды» .В сентябре 1941года в результате окружения войск под Киевом попал в партизанский отряд , где был пулемётчеком . 26 октября 1941 года под деревней Ляплявою на Украине погиб в бою с немцами . Захоронен в городе Каневе на Украине .Аркадий Гайдар был награждён орденом «Знак почёта» и орденом Отечественной войны первой степени посмертно . Гайдар известен как детский писатель , прославляющий боевое товарищество , дружбу , взаимовыручку и честность . Многие его книги экранизированы . Сняты фильмы и о жизни Гайдара : «Серебряные трубы» , «Остаюсь с вами»

Дом , в котором родился А.Гайдар г. Льгов , Курская область

Дом , в котором родился А.Гайдар

г. Льгов , Курская область

д. Ляплява Каневский район Черкасской области

д. Ляплява Каневский район Черкасской области

Книги А.П. Гайдара

Книги А.П. Гайдара

Евгений Иванович Носов (1925-2002) Писатель , участник Великой Отечественной войны. Герой социалистического труда. Родился в с.Толмачёво недалеко от г.Курска. В конце Великой Отечественной войны был тяжело ранен . После госпиталя возвратился в Курск , закончил десятилетку.Работал в Казахстане журналистом. С 1951года жил и работал в родном Курске. В своих произведениях он писал о войне , о деревне , о природе родного края.

Евгений Иванович Носов

(1925-2002)

Писатель , участник Великой Отечественной войны. Герой социалистического труда. Родился в с.Толмачёво недалеко от г.Курска. В конце Великой Отечественной войны был тяжело ранен . После госпиталя возвратился в Курск , закончил десятилетку.Работал в Казахстане журналистом. С 1951года жил и работал в родном Курске. В своих произведениях он писал о войне , о деревне , о природе родного края.

Произведения Евгения Носова

Произведения Евгения Носова

Память о писателе увековечена в Курске Памятник Е.И. Носову , установленный в г.Курске в 2004году .  Скульптор : В.Бартеньев Могила Е.И.Носова , находится в г.Курске на Никитском кладбище

Память о писателе увековечена в Курске

Памятник Е.И. Носову , установленный в г.Курске в 2004году .

Скульптор : В.Бартеньев

Могила Е.И.Носова , находится в г.Курске на Никитском кладбище

Константин Дмитриевич Воробьёв (1919-1975) Родился в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области . В самом начале войны лейтенант Воробьёв попал в фашистский плен , откуда дважды бежал . Воевал в партизанском отряде в Прибалтике. После войны жил в Вильнюсе . Умер в 1975 году .

Константин Дмитриевич Воробьёв

(1919-1975)

Родился в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области . В самом начале войны лейтенант Воробьёв попал в фашистский плен , откуда дважды бежал . Воевал в партизанском отряде в Прибалтике. После войны жил в Вильнюсе . Умер в 1975 году .

Могила Воробьёва Константина Дмитриевича Через 20 лет в 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском кладбище .

Могила Воробьёва Константина Дмитриевича

Через 20 лет в 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском кладбище .

Написал 30 рассказов и очерков и 10 повестей :

Написал 30 рассказов и очерков и 10 повестей :

Иван Федотович Зиборов Родился в 1939 году на хуторе Аржавец села Нижнее Гурово Советского района. В настоящее время живет в городе Курчатов. Член союза журналистов и писателей России, более 20лет работал собкором «Курской правды».   Им написаны повесть «Венькина крепость», рассказы: «Здравствуй, Тимошка», «Недоимка», «За семенами», «Картошка в мундирах». Недавно вышли книги «У родной околицы», «Городские аборигены».

Иван Федотович Зиборов

Родился в 1939 году на хуторе Аржавец села Нижнее Гурово Советского района. В настоящее время живет в городе Курчатов. Член союза журналистов и писателей России, более 20лет работал собкором «Курской правды».

Им написаны повесть «Венькина крепость», рассказы: «Здравствуй, Тимошка», «Недоимка», «За семенами», «Картошка в мундирах». Недавно вышли книги «У родной околицы», «Городские аборигены».

Юрий Николаевич Асмолов  (1961-2018)

Юрий Николаевич Асмолов (1961-2018)

Василий Григорьевич Золотарёв  Родился в селе Вторая Гостомля Медвенского района в 1949году. В 2002 году он стал «Человеком года» в номинации «Честь и достоинство».  Заслуженный юрист РФ; соавтор 2 методических пособий, автор 2 сборников стихов; награжден государственными наградами.  Член Союза писателей России (2004 год). Автор поэтических сборников: «Серебристые росы (1998 год), «Лазурные рассветы» (1999 год), «Лирическим дыханием судьбы» (2002 год), «Зреньем сердца» (2007 год), «Жизнь по волнам идет... » (2010 год). «Мне вольно шагать по России» (2016 год).  Почетный гражданин города Курска (2014).

Василий Григорьевич Золотарёв

Родился в селе Вторая Гостомля Медвенского района в 1949году. В 2002 году он стал «Человеком года» в номинации «Честь и достоинство».

Заслуженный юрист РФ; соавтор 2 методических пособий, автор 2 сборников стихов; награжден государственными наградами.

Член Союза писателей России (2004 год). Автор поэтических сборников: «Серебристые росы (1998 год), «Лазурные рассветы» (1999 год), «Лирическим дыханием судьбы» (2002 год), «Зреньем сердца» (2007 год), «Жизнь по волнам идет… » (2010 год). «Мне вольно шагать по России» (2016 год).

Почетный гражданин города Курска (2014).

Родился в 1949году в городе Курске.

Родился в 1949году в городе Курске.

Владимир Андреевич Бакланов  (1962-2015) Родился в 1962 г в селе Крестище, рос в деревне Васильевка Советского района. В 1982 году, будучи студентом Курского сельскохозяйственного института, купался в реке, повредил позвоночник, стал инвалидом I группы. На больничной кровати он начал писать стихи. Темы его лирических стихов - родная природа, страдания молодого человека от тяжелой болезни, одиночества, равнодушия окружающих. Издано пять сборников его стихов : «Суходолье», «Притяжение Родины», «Курская доблесть», «Городищенский Олимп», «Раскрепощённое поле», а также стихи Владимира Бакланова вошли в сборник к 65-летию Великой Победы «Война, застывшая в стихах»

Владимир Андреевич Бакланов (1962-2015)

Родился в 1962 г в селе Крестище, рос в деревне Васильевка Советского района. В 1982 году, будучи студентом Курского сельскохозяйственного института, купался в реке, повредил позвоночник, стал инвалидом I группы. На больничной кровати он начал писать стихи. Темы его лирических стихов — родная природа, страдания молодого человека от тяжелой болезни, одиночества, равнодушия окружающих. Издано пять сборников его стихов : «Суходолье», «Притяжение Родины», «Курская доблесть», «Городищенский Олимп», «Раскрепощённое поле», а также стихи Владимира Бакланова вошли в сборник к 65-летию Великой Победы «Война, застывшая в стихах»

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Тема : Поэты и писатели Курского края.

Задачи: познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов Курского края, развивать устную речь, образное и логическое мышление, прививать любовь к родному краю, воспитывать у учащихся чувство ответственности за судьбу своей родины.

Оборудование: портреты писателей и поэтов Курского края, выставка книг, рисунки, фотографии Курской земли.

Ход мероприятия.

Ученик:

У каждого из нас есть Родина,

Где жили наши предки,

Где родились мы,

Наша Родина-это

Наш Курский край.

Учитель: «Курский край издавна славится героической историей, живописной природой, здоровым климатом, природными богатствами, а главное- замечательными людьми. Ответственность поэтому лежит на нас особая за судьбу страны, государства, языка, культуры, традиций.

Учитель: Богат талантами Курский край. С древнейших времен и до наших дней Курская земля – это источник вдохновения для писателей и поэтов.

Полонский здесь не без привета

Был встречен Фетом, и пока

Старик гостил у старика,

И , поправляя каждый стих,

Здесь молодые музы их

Уютно провели всё лето.

— О ком этот отрывок?

Учитель: Среди заповедных уголков России, с которыми неразрывными узами связана русская поэзия,-курское имение А.А.Фета- Воробьёвка. С селом Воробьевка связаны последние 15 лет жизни А.А.Фета. Именно здесь поэт «зажег» немеркнующие «Вечерние огни»- эту задушевную лебединую песню, создал стихотворения, вошедшие в золотой фонд литературы.

Ученик: А.Фет – известный русский поэт. Родился он 23 ноября 1820 года в Орловской губернии. До 14 лет А.Фет учился дома. В 1837 году он поступил в Московский университет. Поэтическая слава его росла. Вышедший в 1850г в Москве книги «Стихотворения А.Фета» открыли ему доступ в кружок «Современника». В 1877 году Фет купил имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии, близ Коренной Пустыни. Фет издал в Москве четыре сборника стихотворений: «Вечерние огни», написал мемуары «Ранние годы моей жизни, до 1848г», «Мои воспоминания». Умер Фет 21 ноября 1892 г в Моске. Похоронен в родовом имении.

Чтец: Уж верба вся пушистая

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Чтец:

«Теснее и ближе сюда!…»

Теснее и ближе сюда!
Раскрой ненаглядное око!
Ты — в сердце с румянцем стыда,
Я — луч твой, летящий далеко.

На горы во мраке ночном,
На серую тучку заката,
Как кистью, я этим лучом
Наброшу румянца и злата.

Напрасно холодная мгла,
Чернея, все виснет над нами, —
Пускай и безбрежность сама
От нас загорится огнями…

Учитель: Современный писатель Евгений Иванович Носов считал, что «Малая родина»- это окоём нашего детства. Его книги стали известны на весь мир. Носов писал превосходные повести и рассказы, очерки и статьи, любил фотографировать. Настоящими друзьями Евгения Ивановича были реки, поля, холмы, овраги, которые помогали ему жить, дарить радость.

Ученик: Е.И.Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево. Курской области. Закончил 8 класс и ушел на фронт в артиллерийские войска. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1980-х гг. был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.
Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы — военная и деревенская.
В 1957 году — первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе.
В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
В 1961 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем. В 1962 году начал учиться на Высших литературных курсах в Москве.
Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занимая достойное место в русской литературе.
Большой успех имела повесть «Усвятские шлемоносцы» (1980); в 1986 году под этим названием вышел сборник его повестей и рассказов; в том же году — книга очерков «На дальней станции сойду»; в 1989 году — книга рассказов для младших школьников «Где просыпается солнце»; в 1990 году — повести и рассказы «В чистом поле»; в 1992 году — книга рассказов для старших школьников «Красное вино победы».

Чтец :

«Вокзал – ветеран»
И на стареньком Курском вокзале
Голоса давних лет не молчат:
В сорок первом – на фронт провожали,
В сорок пятом – встречали солдат.
В сорок первом – печальные слёзы,
В сорок пятом – победный восторг!…
Унесли те года паровозы,
Но вокзал позабыть их не смог.
Потому что остались те раны,
на старинных его кирпичах..
Видно , так же войну ветераны
Вспоминают с печалью в глазах…

Учитель: Велика скорбь Курской земли по ее славному сыну –писателю Е.И.Носову, который ушел из жизни 12 июня 2002 года. Носов был не только сыном Курской земли, но и России. В день прощания с писателем буйствовала природа. Она словно не соглашалась с уходом своего выразителя. Не согласимся и мы, от нас он не ушел, он будет с нами всегда. И пусть останутся вещие творения Мастера.

— Следующий земляк, с кем мы познакомимся –Аркадий Петрович Гайдар.

— Какие рассказы его читали?

-Чему они вас учат?

Ученик: Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) — прозаик
Родился 9 января в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но, когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дому, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.
Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с «хорошими людьми — большевиками» и в 1918 ушел «воевать за светлое царство социализма». Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом .
В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Лучшими своими сочинениями он считал повести «Р.В.С.» (1925), «Дальние страны», «Четвертый блиндаж» и «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг — разные города, деревни, даже поезда».
Когда началась Отечественная война, писатель стал вновь в ряды армии, отправляясь на фронт военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда». Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.

Учитель: Известна ли вам Фамилия Н.Н.Асеева?

— В каком городе он жил?

-Кто из вас был в музее?

Ученик: Николай Николаевич Асеев родился 9 июля 1889 года в Льгове в семье страхового служащего. Окончив Курское реальное училище, в 1909 году он поступает в Московский коммерческий институт. В это же время молодой поэт посещает лекции на филологическом факультете Московского университета.

В 1911 году его произведения впервые появляются в печати в журнале «Весна». Постепенно Николай Асеев знакомится со многими известными литераторами – В. Брюсовым, Ф. Сологубом, Б. Пастернаком, В. Маяковским. Асеев поочерёдно был членом нескольких поэтических групп. В 1913 г. он вступает в группу «Лирика», организованную С. Бобровым, затем становится членом новой футуристической группы «Центрифуга».

В первом сборнике Асеева «Ночная флейта» (1914) заметно сильное влияние символизма. После знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, молодой поэт увлекается древнеславянским фольклором, что незамедлительно отразилось на его творчестве. В последующие годы выходят в свет его поэтические сборники «Зор» (1914), «Леторей» (1915, совместно с Г. Петниковым), «Четвертая книга стихов» (1916) и «Оксана» (1916).

В середине 1917 г. Асеев вместе с женой уехал на Дальний Восток. Там он работал в газете «Дальневосточное обозрение». Явился одним из инициаторов создания литературно-художественного общества «Балаганчик», из которого в дальнейшем родилась группа «Творчество». Асеев часто выступал с лекциями о футуризме, пропагандировал творчество Маяковского. В 1921 году во Владивостоке издаётся сборник стихов Асеева «Бомба».

В 1922 году поэт вернулся в Москву и стал в дальнейшем одним из самых пламенных и ортодоксальных большевистских поэтов. За поэму «Маяковский» в 1941 ему была присуждена Сталинская премия. В 1961 г. за поэтический сборник «Лад» Николай Асеев стал лауреатом Ленинской премии. За свою жизнь он опубликовал более 70-ти стихотворных сборников.

Известный поэт умер 16 июля 1963 года в Москве.

Чтец:

Соловей

Вот опять

соловей

со своей

стародавнею песнею…

Ей пора бы давно уж

на пенсию!

Да и сам соловей

инвалид…

Отчего же —

лишь осыплет руладами —

волоса

холодок шевелит

и становятся души

крылатыми?!

Песне тысячи лет,

а нова:

будто только что

полночью сложена;

от нее

и луна,

и трава,

и деревья

стоят завороженно.

Песне тысячи лет,

а жива:

с нею вольно

и радостно дышится;

в ней

почти человечьи слова,

отпечатавшись в воздухе,

слышатся.

Те слова

о бессмертье страстей,

о блаженстве,

предельном страданию;

будто нет на земле новостей,

кроме тех,

что как мир стародавние.

Вот каков

этот старый певец,

заклинающий

звездною клятвою…

Песнь утихнет —

и страсти конец,

и сердца

разбиваются надвое!

Чтец:

Я дом построил из стихов!..

В нем окна чистого стекла,—

там ходят тени облаков,

что буря в небе размела.

Я сам строку свою строгал,

углы созвучьями крепил,

венец к венцу строфу слагал

до самых вздыбленных стропил.

И вот под кровлею простой

ко мне сошлись мои друзья,

чьи голоса — но звук пустой,

кого — не полюбить нельзя:

Творцы родных, любимых книг,

что мне окно открыли в мир;

друзья, чья верность — не на миг,

сошлись на новоселья пир.

Летите в окна, облака,

входите, сосны, в полный рост,

разлейся, времени река,—

мой дом открыт сиянью звезд!

Учитель: А сейчас проведем викторину по творчеству писателей и поэтов Курского края.

  1. В каком городе родился Н.Н.Асеев?

— Курск

-Льгов

Щигры.

  1. Какое произведение не принадлежит Е.И.Носову?

— Хитрюга

— За долами, за лесами

-Дорогами курских козаков.

  1. Какому детскому писателю установлен памятник в Курской области?

— А.П.Гайдар

— Е.И.Носов

— Н.Н.Асеев

  1. Имя какого писателя носит музей в городе Льгове?

— Е.И.Носову

— А.П.Гайдару

— Н.Н.Асееву

5. С именем какого выдающегося деятеля литературы связано имение Воробьёвка?

— Н.Н.Асеев

— А.А.Фет

— К.Д.Воробьев

6. Какие произведения писал А.П.Гайдар?

— повести

— стихотворения

— басни

7. Назовите фамилию земляка из вашей «малой родины»?

— В.В.Овечкин

— К.Д.Воробьев

— Н.И.Леверов

8. Кто автор повести «Тимур и его команда»?

— А.П.Гайдар

— А.А.Фет

— Е.И.Носов

9. Именем какого писателя назван лагерь в курской области?

— А.П.Гайдара

— Н.Н.Асеева

— В.В.Овечкина.

10.Что изображено на гербе города Курска?

— три летящие куропатки

— дикий гусь

-дрохва.

Учитель: Во все времена на Курской земле жили талантливые люди, чувствующие природу и людей Курского края. Широко известны писатели и поэты: А.П.Гайдар, Е.И.Носов, А.А.Фет, Н.Н.Асеев. Нам есть чем гордиться!

И урок мне хочется завершить следующими словами:

О, Курский край, ты житница России,

Прекрасны реки и луга твои.

Кого бы мы не спросили,

Все знают, как поют здесь соловьи.

Лишь поднимается заря над нивой

И золотится на земле роса,

Заводят трели соловьи красиво,

И люди открывают после сна глаза.

Откроют очи, и на миг застынут,

Заслушавшись напутствием певца.

Вмиг чувства теплые нахлынут

Пусть песнь звенит без края и конца!

Наполнят душу добрым, вечным счастьем

«Коленца» музыканта- соловья.

И летом, и в осеннее ненастье

Живи, родная Курская земля!

  • Рассказ курортный роман на дзене
  • Рассказ легенда о материнской любви
  • Рассказ курица на столбах
  • Рассказ легенда о данко о чем
  • Рассказ куриный бульон драгунский