Рассказ кусака чему учит рассказ

«Кусака» читательский дневник

«Кусака» читательский дневник

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1469.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1469.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Кусака» – очень грустное, трогательное произведение о бродячей, никому не нужной собаке, которая полностью доверилась людям и оказалась брошенной ими на произвол судьбы.

Краткое содержание «Кусака» для читательского дневника

ФИО автора: Андреев Леонид Андреевич

Название: Кусака

Число страниц: 288. Л. А. Андреев. «Кусака». Издательство «ИГ Лениздат». 2014 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1901 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Кусака – бездомная собака, преданная, верная, очень несчастная.

Лёля – добрая, послушная девочка.

Мама Лёли – женщина, равнодушная к животным.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Эта собака была бездомной, никому не нужной, и даже имени у нее не было. Её гнали прочь другие собаки, деревенские дети бросали в неё камни и палки. Собака сторонилась людей, которые её обижали, и жила в опустевшей даче.

Весной на дачу приехали отдыхающие. Юная гимназистка вышла в сад и принялась радостно кружиться, а собака подкралась к ней и рванула за подол платья. Лёля испугалась и всем рассказала, что в саду живёт злая собака.

Дачники назвали собаку Кусакой и постепенно привыкли к ней, удивляясь её дикости. Со временем Кусака стала доверять дачникам и даже позволяла ребятишкам гладить её, но больше всего она привязалась к Лёле. Впервые собака поняла, какое это счастье – служить людям. Она с достоинством охраняла дачный участок и с большой радостью и благодарностью принимала ласки.

С наступлением осени дачники засобирались в город. Лёле было очень жалко расставаться с Кусакой, но мать девочки уверила её, что в город такую собаку брать никак нельзя. Лучше всего купить породистого щенка бульдога, которого родители давно обещали Лёле.

В день отъезда Кусака никак не могла понять, что происходит. Она пряталась от мужиков, которые суетливо собирали и грузили вещи. Дачники спешили, и Лёля только на вокзале поняла, что не простилась с Кусакой.

Оставшись в одиночестве, Кусака долго металась по опустевшей даче. Она даже сбегала на станцию, а после, вернувшись, поднялась на крыльцо дома и поскребла стеклянную дверь, но комнаты были пусты.

До самой темноты Кусака ещё отчаянно надеялась на чудо: вернутся люди, и всё будет, как прежде. Лишь с наступлением ночи она всё поняла и завыла, наполнив воздух безнадёжным отчаянием.

План пересказа

  1. Одинокая собака.
  2. Приезд дачников.
  3. Первое знакомство с Лёлей.
  4. Кусака.
  5. Безграничное счастье.
  6. Дачники уезжают.
  7. Равнодушие Лёли.
  8. Отчаяние Кусаки.

Главная мысль

Никогда нельзя предавать тех, кто доверяет тебе и любит тебя.

Чему учит

Рассказ учит любить животных, заботиться о них и никогда не бросать на произвол судьбы домашних питомцев. Также учит быть добрым, милосердным и жалостливым.

Отзыв

К сожалению, многие не понимают, что животное – это не игрушка, которую можно забросить в дальний угол. Нельзя допускать страданий приручённого питомца, как это сделала Лёля.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Кусака

Рисунок-иллюстрация к рассказу Кусака.

Пословицы

  • Нет плохих собак, есть плохие хозяева.
  • Без друга сирота, а с другом – семьянин.
  • Мы в ответе за тех, кого приручили.

Что понравилось

Понравилось, что Кусака хотя бы на время почувствовала себя нужной и счастливой. Но поступок Лёли и её матери – настоящая подлость по отношению к Кусаке, привязавшейся к ним всем сердцем.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Мила Авдиенко

    9/11

  • Данил Калачев

    11/11

  • Ильназ Яруллин

    11/11

  • Наталия Зубарева

    8/11

  • Эмиль Мусаев

    10/11

  • Анастасия Мамакина

    11/11

  • Мадина Унайсарова

    11/11

  • Влад Болотов

    11/11

  • Ирина Мешкова

    11/11

  • Максим Родин-Царев

    10/11

Рейтинг читательского дневника

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1469.


А какую оценку поставите вы?

Читательский дневник по рассказу «Кусака» Леонида Андреева

Автор: Андреев Леонид Николаевич.

Название произведения: «Кусака».

Число страниц: 26

Жанр: рассказ

Главные герои: Кусака, Лёля, мама девочки.

Второстепенные герои: пропойца.

Характеристика главных героев:

Кусака — Простая бездомная собака.

Озлобленная, страшная, дикая.

Потом приручённая, добрая, ласковая, согретая любовью.

Потом брошенная и преданная.

Лёля — Девочка-гимназистка.

Добрая, но легкомысленная.

Мама — Строгая, равнодушная к животным.

Характеристика второстепенных героев:

Пропойца — пьяница.

Жестокий и равнодушный человек.

Краткое содержание рассказа «Кусака»

Кусака жила под крыльцом дачи.

За всю свою жизнь она никогда не видела от человека добра и сильно озлобилась.

Она кусалась.

И когда приехали дачники, Кусака сразу порвала платье Лёле, молоденькой гимназистке.

Но Лёля стала приручать Кусаку, и собака поверила в своё счастье.

Она расцвела от любви и похорошела.

Когда пришла осень, дачники уехали, оставив Кусаку одну под холодным дождём.

План рассказа:

  1. Жизнь одинокой собаки.
  2. Палка и камни.
  3. Под крыльцом.
  4. Появление дачников.
  5. Лёлино платье.
  6. Приручение Кусаки.
  7. Кусака расцветает.
  8. Осень и отъезд.
  9. Предательство.

Основная мысль рассказа «Кусака»

Главная мысль рассказа в том, что человек не должен забывать о тех, кого приручил.

Основная идея рассказа в том, что нельзя предавать друзей, даже если они животные.

Чему учит рассказ

Рассказ учит бережно и с любовью относиться к животным.

Учит не быть равнодушными, помнить, что животные тоже могут страдать и нуждаются в ласке и любви.

Учит доброте и состраданию.

Краткий отзыв по произведению «Кусака» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что люди часто относятся к домашним животным, как к вещам.

Они забывают, что животные тоже могут чувствовать и страдать.

О том, что они живые.

Кусака никогда не видела ласки от человека, но ей этого очень хотелось.

Ведь собаки очень давно живут с людьми.

И она поверила девушке, которая приласкала собаку.

Но та предала Кусаку, и только воем она смогла выразить свою трагедию и разочарование.

Это очень трогательный и пронзительный рассказ.

Автору удалось показать человеческое равнодушие и эгоизм.

Он сравнил эти качества с верностью и любовью простой собаки и сделал неутешительные для человека выводы.

Мы разучились любить и научились предавать.

Мне очень нравится Кусака, добрая и благородная собака.

Я никогда бы не поступила так, как эти дачники.

Не смогла бы бросить в одиночестве живое существо.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, достаточно ли сильно мы любим своих питомцев.

Не обижаем ли их?

А может быть им не хватает нашего внимания, ласки и любви?

Пословицы к произведению:

  • Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет.
  • Чужого горя не бывает.
  • Друг познаётся в беде.
  • Предательством счастья не сыщешь.
  • От хозяйского глаза и конь добреет.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла.

Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем.

Словарь неизвестных слов:

Загорожа — ограда.

Бескорыстно — бесплатно, без награды.

Ватага — группа, компания.

Рассказы Леонида Андреева отличаются особой эмоциональностью и реалистичностью. Исключением не стало и произведение «Кусака» — история о тяжёлой судьбе бездомной собаки, о жестокости мира и роли сострадания в жизни каждого. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа «Кусака» по плану, чтобы рассмотреть важные моменты произведения и углубиться в идеи, высказанные автором. 

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть: о чём?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Художественные особенности
  • 12 Критика

История создания 

Рассказ «Кусака» был написан в 1901 году и опубликован в издании «Журнал для всех». Примечательно, что впоследствии Андреев в письме К.И. Чуковскому объяснял, почему центральным персонажем его произведения стала собака. Он подчёркивал, что героем произведения может быть кто угодно, важно лишь передать его чувства. Животные тоже испытывают эмоции, тоже сталкиваются с жизненными трудностями. Именно поэтому и собака может быть главным героем рассказа. 

Андреев решил привлечь внимание читателя к тому, как легко сделать зло, руководствуясь благими или псевдо-благими помыслами. Эту идею он развивал и в других своих работах.

Жанр, направление

«Кусака» представляет собой рассказ, принадлежащий реалистическому направлению. Жизненные ситуации, реальная обстановка, «естественные» персонажи – всё это позволяет читателю ощутить себя рядом с происходящим. Для рассказа типичны ограниченное количество персонажей и сюжетных линий (в этом случае – два центральных героя и один мотив; побочные ответвления создаются только для развития основного повествования). Также о происходящем сообщается через одно лицо. Им может выступить кто-то из героев или сам рассказчик.

Рассказ не отличается большим объёмом, однако захватывает несколько сезонов года, тем самым раскрывая чувства центрального героя в полном масштабе. Как и во многих произведениях, здесь используется символичная композиция: весна олицетворяет надежду, лето — счастье, осень — печаль, зима — страдание.

Относительно направления можно сказать следующее: Леонида Николаевича считали родоначальником русского экспрессионизма. Данному модернистскому литературному течению были присущи трагизм, чрезмерное преувеличение (гротеск), сосредоточение на эмоциях и ощущениях, контрастность. Эти черты вполне можно найти в рассказе. Вместе с тем он довольно реалистичен за счет психологизма, так как автор подробно исследует эмоции живого существа, достоверно изображает душевные переживания.

Композиция и конфликт

Рассказ «Кусака» состоит из пяти глав, каждая из которых включает важные изменения в жизни собаки. 

  1. В первой главе автор описывает трудную и бесцельную жизнь животного, упоминая о тех или иных причинах поведения собаки. Действия этой части относятся к зиме, такой же холодной и «злой», как пьяница, повстречавшийся животному в то время. На тот момент собаку звали Жучка.
  2. Вторая глава символизирует наступление весны – изменений в привычной действительности собаки. В этой части рассказа животное знакомится с новыми людьми, в частности с гимназисткой Лёлей, при первой встрече с которой Кусака повела себя агрессивно. Именно тогда Кусака обретает новое имя, а также встречает ласку от людей – неиспытанную ранее. 
  3. Третья глава посвящена лучшему периоду в жизни Кусаки: она любима, сыта и счастлива, хотя всё ещё не доверяет незнакомым людям. 
  4. Четвёртая же часть рассказа символизирует наступление осени – поры грусти и увядания. И эта нелёгкая пора перехода от чего-то тёплого и счастливого к чему-то холодному и печальному омрачается отъездом людей, так полюбившихся Кусаке. 
  5. Окончательное осознание своего одиночества приходит к собаке лишь в пятой главе: когда она не находит своих хозяев, не видит никого в доме и на улице. Это ощущение безысходности и бессилия напоминает состояние Кусаки в первой главе. 

Таким образом, автор использовал кольцевую композицию в рассказе «Кусака». Кроме того, он провёл главного героя через все времена года, что подчеркнуло переменчивость жизни.

В рассказе «Кусака» можно выделить несколько конфликтных линий: внутренний конфликт Кусаки, внутренний конфликт Лёли и конфликт между центральным героем и обществом. Особенно важным в рассказе является конфликт между собакой и обществом. Изначально обиженная людьми, Кусака переносит свои обиды и на незнакомцев, которые проявляют к ней заботу. Горький опыт заставляет собаку мучиться от недоверия и бояться человека как такового. 

Смысл названия

Смысл названия рассказа «Кусака» заключается в сужении повествования до личности самой собаки. Именно её образ полноценен и завершён. Именно её переживания и чувства выходят на первый план рассказа. 

Смысл заглавия рассказа «Кусака» можно трактовать и в плане восприятия имени собаки как её характеристики. Она озлоблена, она кусается, набрасывается. Но ведь «собака бывает кусачей только от жизни собачьей».

Суть: о чём?

Рассказ «Кусака» – это история о тяжёлой судьбе собаки. Изначально безымянная, собака терпит гонения и агрессию со стороны людей. Но особенно жестоко с ней обошёлся один мужчина, возвращавшийся домой из кабака. Он убедительно и долго приманивал собаку к себе, чтобы погладить. И в последний момент, вспомнив всё плохое в своей жизни, мужчина сорвался на собаку и ударил её. Все те горечь и обида, испытанные Жучкой, сделали её озлобленной и нелюдимой. 

Лишь гимназистка Лёля и дачники сумели изменить отношение собаки к миру, а также дали ей новое имя – Кусака. Испытав любовь и заботу людей на себе, Кусака жила счастливо. Но очередное предательство – отъезд дачников – вернули собаку в изначальное положение. Но теперь Кусака не бросалась на людей, она просто смирилась и выла от отчаяния.

Эта история затрагивает не только судьбу одной собаки. Это рассказ о бесчеловечности, о жестокости, о бессердечности. В то же время «Кусака» повествует о сострадании и заботе. Такой контраст и смена «тональностей» показывает нестабильность мира и его неоднозначность.

Главные герои и их характеристика

Чтобы проследить изменения в характере собаки в зависимости от её положения и понять, чем же руководствовалась Лёля, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с краткой характеристикой главных героев рассказа «Кусака». Анализ по плану вмещает в себя таблицу с описанием персонажей. 

Кусака Бездомная собака, терпящая издевательства со стороны людей, потеряла всякое доверие к человеку после эпизода с пьяницей. Озлобленная, агрессивная, нелюдимая – такой нам предстаёт Жучка в первых главах рассказа. Последующие события изменят отношение собаки к людям. Однако в ней навсегда останется недоверие и излишняя подозрительность по отношению к человеку. Даже когда она доверилась людям, её мучили мысли о своём неумении выражать благодарность или удовольствие. Кроме того, Кусака всегда охраняла дом, выбранный ею, даже когда в нём не жили люди. В этом проявляется её врождённое желание быть полезной и нужной. Кусака также отличается своей преданностью.
Лёля Гимназистка Лёля приехала на дачу только с наступлением весны. Она полна восторга и радости, и только нападение собаки омрачило первые минуты пребывания за городом. Несмотря на агрессивное поведение собаки, Лёля пересилила свой страх и решила окружить Кусаку лаской и заботой. Девочка понимала, что озлобленной собаку сделала сама жизнь. Лёля – искренняя, заботливая, милосердная и сопереживающая. Она не хотела оставлять собаку на произвол судьбы, потому что понимала, как трудно и плохо будет животному. В этом проявляется безграничная доброта и человечность Лёли.

Темы

В рассказе «Кусака» можно выделить такую тематику:

  1. Тема жестокости человека по отношению к животным выдвигается автором на первый план. Уже в самом начале произведения писатель обозначает причину страха и озлобленности собаки: дети бросали в неё камнями, а взрослые намеренно пугали. И эта тема проходит через всё повествование, объясняя то или иное поведение собаки: нападение на Лёлю, ожидания удара от гладивших собаку детей, желание угодить и понравиться дачникам. Бездомная собака, не представляющая опасности, желающая лишь быть нужной, верная и разумная – терпит побои и плохое отношение. Автор обращает внимание читателей на то, что всему есть своя причина. И причина тяжёлой жизни Кусаки в жестокости людей по отношению к ней.
  2. Тема сострадания раскрывается в линии взаимоотношений Кусаки и Лёли. Девочка абсолютно бескорыстно, более того – преодолевая свой страх, стремится сделать жизнь собаки лучше с помощью своей любви и заботы. Это сострадание, понимание чувств обездоленной собаки, доброта и желание просто помочь выделяются автором как прекрасные качества, которые улучшили положение дел Кусаки. Если бы не сострадание Лёли, собака так бы и не узнала, каково это – быть любимой, нужной и окружённой лаской.
  3. Тема доверия и постепенной привязанности не менее значима. Поведение собаки изменило лишь отношение дачников к Кусаке: они не только простили её за злость при первой встрече, но и кормили её, играли с ней и просто заботились о её благополучии. Кусаке было очень трудно вновь поверить людям, но она преодолела свой страх и поддалась ласке Лёли. Несмотря на огромный шаг в сторону доверия к человеку, Кусака всё ещё боялась и избегала незнакомых людей.
  4. Тема человечности. В невыплаканных слезах Лёли, в её переживаниях и сомнениях заключается внутренний конфликт: взять собаку в квартиру нельзя, но и оставить её не хочется. Девочка искренне сочувствует собаке, в чём проявляется её человечность.

Проблемы

Основная проблема, рассматриваемая Андреевым в рассказе «Кусака», – это проблема несправедливости жизни. Кусака не выбирала бездомную жизнь, не хотела быть опасной, не желала быть одинокой и вечно прячущейся. Однако так сложилась её судьба. Цепь событий, произошедших вне зависимости от неё, привела Кусаку к отчаянию и смирению. Подобная несправедливость наталкивает на мысли о том, что необходимо помогать всем тем, кто в этом нуждается. Нужно обращать внимание на тех, кто не может даже попросить об этом. Автор намеренно подводит Кусаку к такому финалу. Он делает это для того, чтобы читатель увидел не только прямую зависимость поступков и их последствий, но и ощутил, что жизнь может обращаться несправедливо с тем, кто меньше всего этого заслуживает. Именно поэтому человек должен сделать всё, что в его силах, чтобы оттенить несправедливость жизни путём милосердия и доброты по отношению к братьям нашим меньшим.

Проблематика рассказа «Кусака» еще шире: 

  1. Одиночество. Переломным становится момент осознания собакой своего одиночества. Очень трудно вновь стать ненужным и оставленным, когда тебе показали, что может быть иначе, и это «иначе» – лучшее, что с тобой случалось. Автор подчёркивает печальное состояние Кусаки описанием её воя – болезненного, беспрерывного и безнадёжно спокойного. 
  2. Недоверие. Изначально бездомная и ненужная собака не была озлоблена на людей, но всё же остерегалась их из-за их агрессивного поведения. Данное отношение изменил случай с пьяницей, приманившим Кусаку лаской, а затем ударившей её. Собака стала озлобленной и недоверчивой.
  3. Неумение выражать свои чувства. Ещё одной проблемой, волновавшей собаку, было её неумение «ласкаться». Хоть она и старалась угождать дачникам, уподобляясь тому, что видела в поведении других животных, она не могла выразить свои чувства в полной мере.
  4. Равнодушие. Родители девочки показали ей ужасный пример, показав свое безразличие по отношению к животному, за которое они взяли на себя ответственность. Читатель убеждается в нежелании Лёли оставлять Кусаку. Девочка полюбила собаку, и теперь она не видела для себя варианта оставить животное на произвол судьбы. Несмотря на предложение мамы взять породистого щенка, Лёля думает лишь о своей дворняжке Кусаке, которую ей удалось приручить за время пребывания на даче. 
  5. Предательство. Обретя хозяев, Кусака с трудом доверилась им. И в конце, когда полюбившиеся ей дачники всё же уезжают, она разочаровывается в людях снова. Человек вновь и вновь предаёт собаку, а животное отвечает ему на это агрессией и недоверием.

Основная идея

Смысл рассказа «Кусака» заключается в том, что жестокость людей оставляет отпечаток и на судьбах животных. Собаки тоже испытывают чувства, у них есть свои переживания и эмоции, на которые люди зачастую не обращают внимания. Писатель призывает читателя нести ответственность за свои поступки, ценить животных и обращать внимание на то, что они чувствуют. Ведь жестокий по отношению к животным человек жесток и по отношению к людям – как пьяница, ударивший Жучку, а затем избивший жену. 

Но главная мысль рассказа «Кусака» проглядывает именно в поступке семьи Лели. Герои сначала привязали к себе животное, не подумав об ответственности за него, а потом бросили. Руководствуясь благими намерениями, они повели себя не лучше злобного пьяницы: приманили и ударили. Но один удар — ничто по сравнению с одиночеством, которое испытала Кусака после отъезда хозяев. Получается, что люди обманывают себя и других, делая добро лишь наполовину и когда им это выгодно. Когда же благородство требует жертв, даже минимальной уступки в комфорте, герои отворачиваются от того, кого называли другом. Мнимая доброта еще хуже откровенного зла, потому что она еще и обманывает нас.

Чему учит?

Произведение «Кусака» учит читателя быть ответственным и внимательным по отношению к животным. Кроме того, важно понимать, что любая помощь может оказаться спасительной. Писатель призывает читателя не столько «исправлять» то, что привело к плачевным последствиям, сколько предотвращать ситуации, способные стать роковыми в судьбе кого-либо. Быть добрым, милосердным и сострадающим – это основа человечности.

Рассказ «Кусака» заставляет задуматься о том, как важно «быть в ответе за тех, кого приручили». Не стоит создавать привязанность от скуки или ради развлечения, чтобы потом просто ее разорвать. Обман больно ранит всех живых существ. Разочарование от предательства время не лечит. Герои рассказа сыграли в добрых людей, но потом уехали, и их благой поступок обернулся ужасными последствиями.

Художественные особенности

В произведении Андреева примечательно активное использование средств художественной выразительности: эпитетов («заснувшая дача», «чуткая весенняя ночь»), сравнений («как капельки разбежавшейся ртути», «как крылья ласточки»), метафор («огнём ласк», «звенящей, острой… нотой ворвался этот вой»). 

Автор использует эпитеты, позволяющие создать более красочную картину происходящего (тихая дача, обледеневший неподвижный сад, хорошенький носик, наивно-прелестное личико, туманная даль), можно встретить олицетворения (дождями заплакало небо, огнями загорелась осень, застонали половицы) и сравнения («…луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным», «…звенящей, острой, как отчаяние, нотой…», «дети <…> быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути»). 

Вместе с тем почти все диалоги содержат в себе либо восклицательные, либо вопросительные предложения. Благодаря использованию этого приема речь становится эмоциональной («Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злюу-щая!», «Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку!»)

Также выделяются подробные описания природы, особенно – при смене времён года. Подобная красочность повествования позволяет читателю погрузиться в атмосферу рассказа, что помогает прочувствовать настроения героев. 

Критика

Современники признавали литературный талант Андреева, хоть он сам и говорил, что так и не сумел по-настоящему узнать и понять своего читателя.  Н. К. Рерих, М. Горький, А. Блок, например, отмечали глубину мысли в произведениях писателя, его широту мировоззрения. Отобразилось это и в рассказе «Кусака».

Согласно одному широко известному выражению, человек должен нести ответственность за «братьев меньших». Собака издавна олицетворяла верность и преданность, и то, как животное ведет себя в начале – вина людей, плохо с ней обращавшихся.

«…ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали…»

Полная ярости, Кусачка нападала на случайных прохожих, стараясь единственно понятным ей способом отомстить за причиненную боль. То, что в итоге помогло ей измениться – искренняя любовь. Сначала ее одаривает лаской одна девочка, затем за ней повторяют другие дети. Постепенно Кусака приучается к существованию среди людей.

На примере истории животного Андреев призывает задуматься над тем, какое влияние оказывают на остальных совершаемые нами поступки.

Автор: Татьяна Булычева

Андреев Л., рассказ «Кусака»

Жанр: рассказ о животных

Читайте краткое содержание трогательных рассказов о животных:
Дуров В. «Наша Жучка»
Астафьев В. «Зачем я убил коростеля?»

Главные герои рассказа «Кусака» и их характеристика

  1. Кусака, бездомная собака, которую приручили дачники. Одинокая, отчаявшаяся, несчастная. Она очень короткое время знала, что такое счастье. Преданная и верная.
  2. Леля. Девочка-гимназистка. Добрая, не злопамятная, легкомысленная, послушная.
  3. Мама Лели. Равнодушная к животным.

План пересказа рассказа «Кусака»

  1. Одинокая собака
  2. Пьяный мужик
  3. Под террасой
  4. Приезд дачников
  5. Рваное платье
  6. Первое имя
  7. Первая ласка
  8. Кусака счастлива
  9. Игры Кусаки
  10. Любовь Кусаки
  11. Осень
  12. Леле скучно
  13. Кусака в отчаянии.
  14. Вой.

Кратчайшее содержание рассказа «Кусака» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Бездомная собака жила под террасой пустой дачи и все ее пинали, и кидали в нее камнями
  2. Когда приехали дачники, собака долго не доверяла людям.
  3. Леля приласкала собаку и дала ей имя Кусака.
  4. Кусака была счастлива и наслаждалась каждым мигом новой жизни.
  5. Осенью дачники уехали и не взяли с собой Кусаку, а Леля даже не попрощалась с ней
  6. Кусака долго искала людей, а когда поняла, что ее бросили, долго и безнадежно выла.

Главная мысль рассказа «Кусака»
Никогда нельзя бросать тех, кто нас любит.

Чему учит рассказ «Кусака»
Рассказ учит любить животных, заботиться о своих питомцах, жалеть и любить их. Учит относиться к животным точно так же как к человеку. Учит быть добрым, учит быть неравнодушным, учит нежности и любви. Учит не бросать на произвол судьбы тех, кого приручили.

Отзыв на рассказ «Кусака»
Это очень трогательный рассказ, после прочтения которого на душе становится очень тяжело. Мне так жаль бедную Кусаку, что я готова была бы отправиться к той самой даче и забрать ее. Дачники поступили очень плохо, а Леля, которая мне сперва нравилась, оказалась равнодушной и бессердечной.

Пословицы к рассказу «Кусака»
Нет плохих собак, есть плохие хозяева.
Чужой собаке на селе жилья нет.
Без друга сирота, а с другом — семьянин.
Не жалей того, кто скачет,жалей того, кто плачет.
Мы в ответе за тех, кого приручили.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Кусака» по главам:
1.
У этой собаки не было имени и не было дома. Ее гнали прочь другие бродячие собаки, а дети бросали в нее камни и палки. Собака убегала на дальнюю сторону деревни, и пряталась в пустом саду, копя злость.
Однажды ее позвал пьяный мужик именем Жучка. Собаке очень хотелось подойти, но она долго не решалась, помня все обиды, нанесенные ей людьми. А когда она все-таки приблизилась и легла в ожидании ласки, настроение пьяницы изменилось и он пнул ее носком сапога.
Собака отскочила и взвыла от злости, а мужик ушел домой и там бил свою жену.
А собака сторожила ночами пустую дачу, лая до хрипоты и жила под террасой.
2.
Весной на дачу приехала целая ватага дачников, взрослых и детей. Первой собаку увидела молоденькая девушка в форменном платье. Она вышла в сад и стала кружиться, радуясь окружающему. А собака подкралась к ней и рванула за подол платья. Но тут же отпустила и убежала.
А Леля, так звали девушку, убежала и всем рассказала, что в саду злая собака.
Однако дачники не прогнали собаку, а постепенно привыкли к ней. Они стали называть ее Кусакой и считали своей собакой, удивляясь ее дикости. И Кусака тоже постепенно привыкала к людям и все ближе подходила к ним.
А потом Леля позвала ее и Кусака приблизилась и второй раз в жизни легла, подставив живот. Она не знала приласкают ее или ударят, но Леля погладила ее. И Кусака вздрогнула как от боли от этой ласки.
А потом прибежали остальные дети и каждый гладил собаку. А Кусака поняла, что даже если ее ударят, она уже не сможет укусить, ведь она потеряла свою яростную злость.

3.
Кусака расцвела, она была счастлива. У нее были люди и она им служила, так чего еще надо? Она гордо бегала по участку и охраняла его, а когда ее ласкали, начинала крутиться и вертеться от восторга. Она не привыкла к ласкам и не знала как это делается.
А людям нравились ее прыжки и они снова и снова ласкали Кусаку, вызывая у собаки приступы любви.
Постепенно Кусака отяжелела, ей уже не нужно было заботиться о еде, и она не убегала со двора. Но ее лай по прежнему был звонок.
4.
Настал осень и дачники засобирались в город. Леля не знала как быть с Кусакой и ей было ее жалко. Но мама девочки утешала ее, говоря, что в город Кусаке никак нельзя, и что лучше она возьмет щенка бульдога, которого ей давно обещали.
Кусака пряталась от многочисленных фигур в красных рубахах, которые заполонили участок и не понимала, что происходит. А потом Леля позвала ее с собой на дорогу и они долго шли, смотря на осенние тучи и грязных мужиков, обижающих местного дурачка. Леля сказала, что ей скучно и он вернулись на дачу.
Только на вокзале Леля вспомнила, что не простилась с Кусакой.
5.
Кусака долго металась по опустевшей даче и даже сбегала а станцию. А потом сделала такое, чего не делала никогда раньше. Она поднялась на крыльцо и поцарапала стекло двери. Но в комнатах было пусто.
Шел дождь и до самой темноты Кусака еще надеялась на что-то, а когда пришла ночь, она завыла. И этот вой наполнил все пространство вокруг яростным отчаянием.
Кусака выла ровно и безнадежно спокойно, и всем кто слышал этой вой, казалось, что это сама ночь рвется к любящему женскому сердцу, к яркому огню

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса

Автор: Андреев Леонид Николаевич

Название: “Кусака”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о животных

Число страниц: 6

Главные герои и их характеристика

Кусака. Обычная собака, которую много раз напрасно обижали и поэтому она перестала доверять людям. Но потом смогла найти в себе любовь к новым хозяевам, а те ее снова предали. Несчастная.

Леля. Девочка, милая и добрая, отзывчивая, не злопамятная. Но легкомысленная и слабохарактерная. Думает только о себе.

Мать Лели. Равнодушная к животным женщина.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

О бездомной собаке, которую приютили и приласкали
дачники на лето, а осенью оставили одну.

Сюжет — краткое содержание

Кусака живет одна и прячется от людей, от которых видит только боль.

На дачу приезжают дачники, и Кусака пытается отстоять свою территорию.

Ласка детей смягчает сердце Кусаки, и она позволяет себя гладить.

Кусака привыкает к людям и становится счастливой.

Дачники бросают Кусаку одну на даче и уезжают в город.

Кусака воет от тоски.

Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Понравившийся эпизод

Мне не то чтобы понравились, но произвели самое
сильное впечатление последние строки рассказа. Когда Кусака не может поверить в
то, что ее снова бросили, снова предали. Когда она смотрит в пустой дом и, как
она воет под струями дождя.

План произведения для пересказа

  • Бездомная собака .
  • Убежище под террасой.
  • Появление дачников.
  • Порванное платье.
  • Собака получает кличку.
  • Привыкание Кусаки.
  • Кусака становится членом семьи.
  • Подготовка к отъезду.
  • Леле скучно.
  • Снова одна.

Главная мысль

Люди должны понимать, что животные, которых они
приручили, зависят от них, и не предавать их доверие.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит нас любить и никогда не
предавать животных. Учит быть ответственными за домашних питомцев. Учит добру.
Учит сохранять веру в добро несмотря ни на что.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Меня очень тронул этот рассказ о бедной,
несчастной собаке. Кусака была такой умницей, такой верной и преданной, что я
совершенно не могу понять, как эти люди могли ее просто бросить, как вещь. Ведь
собака — это живое существо, со своими чувствами, все понимающее и такое иногда
беззащитное.

Новые слова и выражения

Улюлюкать — громко кричать.

Ватага — компания, группа.

Анемичный — малокровный, вялый, бледный.

Пословицы к произведению

Не жалей того, который скачет, пожалей того,
который плачет.

Чужой собаке на селе жилья нет.

Без друга сирота, а с другом — семьянин.

Кто живет только для себя, тот для других
умирает.

Нет плохих собак, есть плохие хозяева.

Другие читательские дневники

  • Рассказ крошка енот и тот кто сидит в пруду
  • Рассказ краткий рассказ про собаку
  • Рассказ кусака распечатать текст
  • Рассказ крошечка хаврошечка читать
  • Рассказ краткий про маму