Рассказ куст сирени кто написал

А. И. Куприн

А. И. Куприн

Куст сирени

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет. Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастие… Она молча пошла следом за мужем. В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…

Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу – инструментальную съемку местности…

До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили… Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

Прошло минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два, три-три: два чистых удара, третий с хриплым перебоем. Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону… Вера стояла в двух шагах от него также молча, с страданием на красивом, нервном лице. Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека…

– Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

– Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

– Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, – и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, – всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна… О, черт!

– Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

– Какое же пятно, Коля? – спросила она еще раз.

– Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать – и посадил пятно… Да еще густое такое пятно… жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только… Впрочем, нет, не рассмеется, – аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: «Здесь действительно кусты растут». А он говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может». Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было. «Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом… Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты…»

– Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

– Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь. Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок… Ну и окажется в конце концов, что я лгу и в препирательство вступаю… Кроме того…

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

– Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.

Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

– Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.

– Нет, не глупости, – возразила Вера, топнув ногой. – Никто тебя не заставляет ехать с извинением… А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

– Посадить?.. Кусты?.. – вытаращил глаза Николай Евграфович.

– Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, – надо поправлять. Собирайся, дай мне шляпку… Кофточку… Не здесь ищешь, посмотри в шкапу… Зонтик!

Пока Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный, отыскивал шляпку и кофточку. Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу.

– Серьги… Ну, это пустяки… За них ничего не дадут… А вот это кольцо с солитером дорогое… Надо непременно выкупить… Жаль будет, если пропадет. Браслет… тоже дадут очень мало. Старинный и погнутый… Где твой серебряный портсигар, Коля?

Через пять минут все драгоценности были уложены в ридикюль. Вера, уже одетая, последний раз оглядывалась кругом, чтобы удостовериться, не забыто ли что-нибудь дома.

– Едем, – сказала она наконец решительно.

– Но куда же мы поедем? – пробовал протестовать Алмазов. – Сейчас темно станет, а до моего участка почти десять верст.

– Глупости… Едем!

Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выходить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его в три рубля.

– Да ведь это настоящий брильянт, – возмущалась Вера, – он стоит тридцать семь рублей, и то по случаю.

Оценщик с видом усталого равнодушия закрыл глаза.

– Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принимаем, – сказал он, бросая на чашечку весов следующую вещь, – мы оцениваем только металлы-с.

Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого. В общем, однако, набралось около двадцати трех рублей. Этой суммы было более чем достаточно.

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо:

– Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам угодно будет завтра утром – то я к вашим услугам.

Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался.

– Ну, делать нечего, – согласился садовник, когда Вера кончила рассказывать, – скажите, какие вам можно будет посадить кусты?

Однако из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени.

Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.

На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что, история с кустами кончилась благополучно… Действительно, Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости, и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы.

– Хорошо! Прекрасно! – крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица. – Представь себе, приехали мы с ним к этим кустам. Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал. «Что это за дерево?» – спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». – «Березка, должно быть?» – говорит. Я отвечаю: «Должно быть, березка, ваше-ство». Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики». Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул. Один из лучших профессоров у нас. Знания – просто чудовищные. И какая быстрота и точность в оценке местности – удивительно!

Но Вере было мало того, что он рассказал. Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором. Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном он говорил про свою старость, что чувствовал при этом сам Коля…

И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку…

Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день… После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, – муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

– Ты – чему? – спросила Вера.

– А ты чему?

– Нет, ты говори первый, а я потом.

– Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?

– Я тоже глупости, и тоже – про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…

<1894>

Добрый день, Лето! Большое спасибо за Ваш отзыв! Очень приятно. С уважением Ваш чтец Дмитрий Д

Новогоднее. Сборник стихов

Ну, да, есть единственно верное мнение — «моё». Все, кто его не поддерживает — это вражеские мины, и из-за них (а не…

Сборник расследований — Тайны века

А вот это, как минимум, некорректно. А если называть вещи своими именами, то это провокация. Потому что человек в…

Оркас Анатолий — Чужие сны

ИНТЕРЕСНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Абдуллаев Чингиз — Линия аллигатора

Невероятно сильная вещь. Слов нет. Не выразить впечатление. Философское, но… не для интеллекта, а на уровне ощущений,…

Далин Макс — Рукопись, найденная под прилавком

Расизм ломает судьбы, рассказ и чтец очень хороши!

Янг Роберт — У шатров Кидарских

Книга очень понравилась. Настолько, что хотелось бы увидеть и фильм, снятый по её мотиву.

Мерсер Тайлер — Амаркорд смерти

За деньги, это и есть добровольно, добровольно убивать жителей чужой страны на их собственной земле ради навязывания…

Шекли Роберт — Самое дорогое

Да, Пророк меня потряс! Переслушал три раза, и ещё раз послушаю, когда больше понимать начну!

Блаватская Елена — Напутствие бессмертным

Спасибо вам за работу

Снегирев Александр — Вера

Супер рассказ.
Не то что примитивные рус попаданцы

Бир Грег — Чума Шредингера

Я лишь про один эпизод — бессмысленное и беспощадное сражение с кустом (почему-то вспомнилась мельница и недалёкий…

Шекли Роберт — Похмелье

Да не, я вот в избранное поместил — под него засыпаю великолепно просто! на минус 15 — и шикарно… рекомендую ))

Воронин Андрей — Проводник смерти

Супер рассказ.
Не то что примитивные рус попаданцы

Бир Грег — Касательные

Скоро и эту прикроют левообладатели. Можно подумать, я кинусь после этого к ним с денежкой. Зачем писать, что слушать…

Рус Дмитрий — Три медведя и легион зомби

Почитал описание и расплакался от «убегаешь от фашисткой погони»… Автор, да выпейте какого-нибудь средства от тараканов…

Коростенская Елена — Хранитель, почти ангел

Меня вот тоже всегда мучительно интересовал вопрос о 100%-ном копировании сознания, памяти, тела, т.е. — всего……

Волченко Павел — Цикл смерти

Очень хорошие, тёплые, добрые рассказы.
Прочтение замечательное.
Одно огорчает. практически нет перерывов между…

Ткачев Андрей — Страна чудес и другие рассказы

дадут название когда он вернется.

Герберт Фрэнк — Семена жизни

К сожалению продолжение никто не оплачивал, но мы всегда открыты предложениям. Спасибо вам.

У И Бао Бао — Потрясающий Край — Главы 1-20

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет. Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастие… Она молча пошла следом за мужем. В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…

Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу – инструментальную съемку местности…

До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили… Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

Прошло минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два, три-три: два чистых удара, третий с хриплым перебоем. Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону… Вера стояла в двух шагах от него также молча, с страданием на красивом, нервном лице. Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека…

– Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

– Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

– Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, – и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, – всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна… О, черт!

– Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

– Какое же пятно, Коля? – спросила она еще раз.

– Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать – и посадил пятно… Да еще густое такое пятно… жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только… Впрочем, нет, не рассмеется, – аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: «Здесь действительно кусты растут». А он говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может». Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было. «Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом… Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты…»

– Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

– Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь. Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок… Ну и окажется в конце концов, что я лгу и в препирательство вступаю… Кроме того…

Читать дальше

На чтение 5 мин Просмотров 9.5к. Опубликовано 06.06.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Куст сирени» за 1 минуту и подробно за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Куст сирени»

Офицер Николай Алмазов, курсант Академии генерального штаба, сдает очередную сессию. Впереди последний, трудный экзамен. Николай начертил к нему инструментальную съемку местности. Неосторожное движение руки испортило готовый чертеж жирным пятном.

Николай исправил пятно, нарисовав кусты и сдал работу. Строгий профессор не поверил хитрости Алмазова, потребовал проверку факта на местности. Николай если не сдаст этот экзамен, то ему грозит отправка обратно в полк. Тогда Алмазов рассказывает про этот случай своей супруге Вере, и она как обычно нашла решение.

Супруги сначала сдают в ломбард свои украшения и серебряный портсигар, а потом едут к садовнику, чтобы купить кусты сирени и высадить их, как на чертежах. Хитрость удалась. Профессор сослался на забывчивость и извинился. Экзамен сдан, счастливая Вера с мужем за чаем назвала сирень любимым цветком.

Главные герои и их характеристика:

  •  Николай Евграфович Алмазов.  Молодой небогатый офицер. Поручик. Учится в Академии генерального штаба. Дорожит учебой, потому что поступление далось нелегко. Николай трудолюбив и аккуратен. Он долго и упорно работает, пока не достигнет результата. Но при неудачах Алмазов теряется и дает волю эмоциям, готов даже заплакать. Ему очень важна поддержка жены, чтобы проявить стойкость и упорство в преодолении трудностей.
  •  Верочка.  Преданная красавица жена Николая, его опора и лучший друг. Активно помогает супругу в учебе, создает рабочий комфорт. Она эмоциональная, волевая и решительная. Ради счастья мужа легко откажется от всего. Вера способна быстро находить выход из трудной ситуации, моментально действовать.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Оценщик.  Работник ломбарда. Его характеризует честность и скрупулезность в оценке украшений. При этом он равнодушен к проблемам и эмоциям, с которыми приходят клиенты.
  •  Профессор.  Пожилой немец, педант. Один из лучших преподавателей Академии. По отношению к курсантам он строг, но справедлив. В споре требует фактических доказательств.
  •  Садовник.  Чех, невысокого роста, старичок в золотых очках. Семейный человек. Сочувствует Алмазовым. Несмотря на поздний час, помогает им выбрать саженцы, выделяет рабочих для посадки.

Краткое содержание рассказа «Куст сирени» подробно

Вернувшегося из Академии мужа Верочка встретила с тревогой на лице. Офицер Николай Евграфович Алмазов, не снимая верхней одежды, нервно прошел в кабинет, бросил портфель на пол, упал в кресло и стиснул пальцы. Сегодня Алмазов представлял профессору сложную работу – инструментальную съемку местности. Предыдущие экзамены сданы успешно, благодаря серьезным усилиям Николая и бесценной поддержке жены, которая никогда не теряла оптимизма и чувства юмора.

Теперь все рушилось в один момент. На расспросы супруги, Алмазов с раздражением рассказал, как делал чертеж до трех часов ночи. План был прекрасно начерчен, но уставший Николай неосторожно посадил на него жирное пятно. Попытался убрать, но еще больше размазал. На месте грязи нарисовал кусты, будто они там и есть.

Утром отправился сдавать. Профессор долго изучал чертеж, задал вопрос о нарисованной растительности. Он, за двадцать лет, местность эту знает как свои пять пальцев. Никаких кустов там никогда не было.

Алмазов мог обратить ошибку в шутку, но вместо этого стал спорить с профессором, доказывая мнимую правоту. Раздраженный профессор предложил на утро ехать верхом до места и проверить факты.

Во время разговора с женой Николай нервно ломал горелые спички и швырял их на пол. Мужчина готов был заплакать.

Неожиданно Верочка стала собираться. Она придумала решение. Раз кустов на месте нет, нужно их там посадить. Для покупки она хотела сдать драгоценности и серебряный портсигар Николая в ломбард.

Равнодушный оценщик долго проверял ценность украшений, чем рассердил Веру. За них супруги выручили около двадцати трех рублей.

До садовника Алмазовы доехали в сумерках. Пожилой садовник собирался ужинать и гостей не ждал. Их просьба показалась ему розыгрышем. Он отказался выделять рабочих, предлагал приехать утром. Вера подробно изложила проблему с чертежом.

Куст сирениСадовник проникается сочувствием, предлагает выбор. Из всех видов подошли только кусты сирени. Глубокой ночью с покупкой и рабочими супруги отправились на местность. Верочка не уехала домой, пока не убедилась, что кусты сирени высажены так, будто всегда там были.

На следующий день жена с волнением ждала Николая. Издалека она заметила, что муж возвращается счастливый, лицо его сияет. Профессор признал поражение, извинился. Он долго смотрел на кусты, даже сорвал листочек и пожевал. Спросил, не березка ли это. Решил, что от старости забыл об этих кустиках. Алмазову стало даже жаль, что он его обманул.

Радостные супруги вернулись домой. За чаем они посмотрели друг на друга и рассмеялись. Теперь сирень станет Верочкиным любимым цветком!

Кратко об истории создания произведения

Рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» написан и опубликован в 1894 году, в газете «Жизнь и искусство», No305. Произведение относится к раннему периоду творчества автора.

История создания и краткое содержание короткого рассказа Ивана Куприна Куст сирени

История создания и содержание

Писательская карьера далась Куприну не сразу. Изначально его готовили к жизни солдата — автор закончил Московскую военную гимназию и Александровское юнкерское училище, а затем поступил на службу в Днепровский пехотный полк в качестве подпоручика, где провёл 4 года. За это время Александр Иванович приобрёл множество знаний о законах, правилах, быте и жизни российских войск. Они стали основой для многих его художественных произведений таких как «Прапорщик армейский», «Поединок», «Дознание».

История создания рассказа Куст сирени

Небольшой рассказ «Куст сирени» тоже относится к военной тематике, пусть и косвенно. В нём рассказывается о дне из жизни студента Николая, сдающего экзамены в военной академии. Куприн написал этот короткий рассказ в 1894 году, вскоре после выхода в отставку. Произведение впервые опубликовали 17 октября в журнале «Жизнь и искусство».

Небогатый офицер Николай Евграфович Алмазов учится в Академии Генерального штаба. Два года подряд он пытается туда поступить, но проваливается. Успехом заканчивается только третья попытка. Экзамены проходят хорошо, но прошлые неудачи подрывают веру юноши в себя, делают его нервозным и неуверенным в себе. Удержаться на плаву ему помогает жена Верочка — она не желает сил и денег, отказывает себе во всём, пытаясь поддержать мужа во всех его начинаниях, создать благоприятную обстановку для учёбы и не дать ему упасть духом и сдаться.

С последнего экзамена Николая возвращается домой хмурым. Его заданием было предоставить профессору план местности. Студент чертил его поздно вечером, потому от усталости случайно оставил на схеме чернильное пятно. Понимая, что не сможет исправить свою ошибку, Алмазов замаскировал его под кусты. Но профессор оказался очень педантичным и знающим местность. Сказав, что никаких кустов на том месте нет, он выгнал Алмазова с экзамена. Кроме того, он предложил Николаю встретиться завтра, чтобы лично убедиться в отсутствии куста.

Услышав эту историю, Жена Верочка призывает супруга не отчаиваться. Она собирает все свои драгоценности, едет в ломбард и выручает за них деньги. Затем пара направляется к садовнику и просят у него посадить куст на том самом месте. Тот относится к просьбе с недоверием, подозревая подвох. Вера честно рассказывает историю Николая. Садовник проникается сочувствием и соглашается помочь. Он предлагает посадить сирень.

Характеристика произведения Куст сирени

Верочка внимательно следит за рабочими, успокаиваясь только после того, как они заравнивают землю. Она убеждается, что сирень выглядит так, будто её действительно посадили недавно. На следующий день Алмазов и профессор встречаются у куста. Преподаватель настолько удивлён растущей сирени, что даже срывает и пробует на вкус листок с ветки, чтобы убедиться в её подлинности. Затем он извиняется перед Николаем и пожимает ему руку. Алмазову стыдно от своего обмана, но он всё равно безмерно счастлив. Николай возвращается домой и рассказывает всю историю Вере. Молодые люди радуются и смеются. Вера заявляет, что с этого дня сирень стала её любимым цветком.

Смысл названия

Прочтение и анализ «Куста сирени» Куприна позволяет легко понять, почему он решил дать своему рассказу такое название. Это растение стало своего рода символом любви Веры к своему мужу, его материальным воплощением. Оно не только помогло супругам выйти из сложной ситуации, но и укрепило узы между ними и помогло Верочке и Николаю понять, насколько они друг друга любят и ценят.

Цветок сирени стал для супругов символом нового начала, светлого этапа в жизни, желания изменить мир ради близкого человека. Теперь он будет всегда напоминать им о смешной и трогательной истории с экзаменов — недаром Верочка объявляет его своим любимым растением в конце короткого рассказа.

Жанр произведения

Мораль и идея произведения Куст сирени

Жанр «Куста сирени» — короткий рассказ. Он охватывает небольшой промежуток времени — всего около суток. В читательском дневнике его текст займёт всего одну страницу. Литературное направление произведения — реализм. В нём жизнь героев, их мысли и чувства подобны таковым у обычного человека и описываются полностью реалистично и правдоподобно.

Куприн выбрал такой стиль неслучайно — благодаря ему читателю легче проникнуться проблемами Николая и Верочки, сравнивать их поступки и эмоции со своими, сопереживать. Из-за такого языка изложения «Куст сирени» вызвал у публики большой интерес и стал популярным после публикации.

Особенности композиции

Произведение начинается с возвращения Алмазова домой из академии. По его лицу жена сразу делает вывод, что, по её же цитате, «произошло очень большое несчастие». Далее, короткий рассказ можно условно поделить на три части:

Характеристика персонажей

  1. Завязка. Рассказывается о взаимоотношениях Верочки и Николая, их планах и проблемах. Раскрывается основная проблема рассказа — Алмазов провалил экзамен, неправильно нарисовав карту местности, потому ему грозит не только отчисление из университета, но и позор и сокращение из армии.
  2. Основная часть. В ней рассказывается о похождениях супругов в попытке посадить сирень на нужное место — их поездка к скупщику и садовнику.
  3. Развязка. Николай возвращается из академии и рассказывает Вере об успехе её затеи. Супруги счастливы, все их проблемы решены. Сирень становится любимым растением девушки.

Рассказ закончился тем же, с чего и начался — возвращением Николая из академии. Но на этот раз он пришёл домой радостным и счастливым, ведь дерзкий план его жены удался.

Образы персонажей

Несмотря на небольшой объём текста, автор даёт очень правдоподобную и подробную характеристику своих персонажей. Из описания событий легко понять их характер, мотивацию поступков и отношения друг с другом.

Верочка и Николай

Куст сирени, главные герои в рассказе

Первый персонаж «Куста сирени», с которым читатель знакомится в завязке, — молодой офицер Николай Алмазов. Он пытался поступить в престижную военную академию, но два раза терпел неудачу. С третьей попытки Николаю удалось попасть на учёбу, но прошлые неудачи подкосили его веру в свои силы, отчего парень стал неуверенным и нервным. Он очень боится, что в случае провала все прошлые усилия потеряют смысл и ему придётся вернуться к началу.

Алмазову присущи такие черты как амбициозность, трудолюбие, желание выбраться из бедности за счёт собственных сил. Но стресс от учёбы ложится на его плечи непосильной ношей, отчего мужчина теряет возможность самостоятельно справляться с трудностями и неурядицами.

Анализ произведения Куст сирени

Второй главный герой «Куста сирени» — жена Николая Верочка. Её главная характеристика — это безграничная и самоотверженная любовь к мужу. Супруга делает всё, что в её силах, чтобы обеспечить Алмазову нормальные условия для учёбы. Она читает ему вслух, пишет конспекты, проводит репетиции, задавая экзаменационные вопросы. Жена бережно поддерживает мужа в случае неудач и неурядиц и старается внушить мысль, что из любой ситуации можно найти выход.

Контраст характеров Верочки и Николая проявляется при наступлении трудной ситуации в их жизни. Если мужчина сразу готов сдаться и отдаться на милость судьбе, его супруга проявляет находчивость и смекалку, чтобы решить проблему. Она не плачет и не жалуется, а делает всё возможное, чтобы поддержать мужа и исправить его ошибку. Её достоинства компенсируют недостатки мужа — таким образом пара дополняет друг друга.

Другие герои

Помимо главных героев, в рассказе присутствуют всего трое персонажей. Их краткие характеристики:

 Отзывы читателей рассказа Куст сирени

  1. Профессор. Педантичный, строгий, уверенный в своих знаниях и компетенции преподаватель, ждущий от учеников беспрекословного подчинения. Немец по национальности. Алмазов считает его придирчивым тираном и ужасным человеком, что неудивительно, ведь тот почти разрушил жизнь юноши. Но на самом деле профессор честен и справедлив — он даже извиняется перед юношей за свой промах и жмёт ему руку.
  2. Оценщик. Характеристика этого персонажа в рассказе не даётся. Он нужен, чтобы подчеркнуть качества Верочки, показать её готовность пожертвовать ради мужа не только временем и силами, но и материальными ценностями.
  3. Садовник. Помогает Алмазовым воплотить их план. Сначала относится к ним с недоверием, но, выслушав полную историю, проникается сочувствием и соглашается помочь несмотря на необычность просьбы.

Автор не останавливается на развитии характера второстепенных персонажей. Они служат лишь устройствами для раскрытия взаимоотношений Веры и Николая.

Идея и мораль рассказа

В своём коротком рассказе Куприн поднимает сразу несколько важных тем. Среди них можно выделить:

Жанр произведения Куст сирени

  1. Раскрытие роли женщины в браке. Через всё произведение проходит идея о том, что только благодаря любви Верочки Алмазову удалось, наконец, добиться успеха. Она при этом не старается приписать себе какие-либо заслуги или попрекнуть мужа — наоборот, поддерживает все его начинания словом, делом и даже деньгами.
  2. Важность поддержки близкого человека. В произведении Куприна подаётся мысль о том, что помощь и доброе слово необходимы всем — и слабым, и сильным. Николай Алмазов — неглупый и амбициозный мужчина, офицер, но даже он может сломаться и сдаться под давлением обстоятельств. Только поддержка любящего, близкого и дорогого человека помогает ему выстоять и прийти к своим целям.
  3. Необходимость любви для счастья. Главная героиня короткого рассказа Верочка жертвует ради Николая своим временем, силами и даже деньгами, терпеливо ожидая, пока муж достигнет своих целей. Она ничего не ждёт взамен и принимает его таким, какой он есть. Она счастлива, когда он радуется. В этом и заключается настоящая любовь — не только жены и мужа, но и отца, матери, детей близких друзей.

Все свои идеи Александр Иванович передаёт через описание отношений супругов Алмазовых. Сюжет рассказа короток, но поступки персонажей успевают полностью раскрыть их. Мораль произведения стара и несколько наивна. Куприн пытается сказать, что совместная работа двух любящих сердец может преодолеть любые преграды. Уговорив садовника посадить сирень, Верочка, по сути, изменила реальность, чтобы та соответствовала ошибке своего мужа. Она не просила его исправиться и не упрекала за неудачи, вместо этого взяв ситуацию в свои руки.

Кроме того, автор пытается убедить читателя в важности супружеской любви. Он изображает отношения Николая и Веры идеализированно, но реалистично — супруги обычные люди, которые могут ошибаться и ссориться, но всё равно остаются вместе. Куприн считает, что именно такими и должны быть отношения мужа и жены — с поддержкой друг друга в горе и в радости.

Отзывы читателей

«Куст сирени» собрал восторженные отзывы читателей сразу после своего выхода. Его лёгкость и оптимистичный настрой выгодно выделяли его на фоне мрачных произведений в стиле реализма. В своём рассказе Куприн показал супружескую любовь такой, какой она бывает в реальной жизни. Два человека со своими достоинствами и недостатками сходятся и любят друг друга, не обращая внимания на жизненные неурядицы.

Замечательный рассказ, показывающий, как должны себя вести супруги в браке. Стиль автора помогает по-настоящему прочувствовать их семейное счастье.

Отличная история о женской мудрости, находчивости, смекалке и готовности сделать всё ради любимого. Хотелось бы перенять эти качества у Веры, но в жизни это не так просто.

Ева

Чудесная, светлая история о любви преданной жены и заботливого мужа со счастливым концом. Немного даже завидую Николаю Алмазову.

Илья

  • Рассказ круговорот воды в природе 3 класс окружающий мир
  • Рассказ крест дегтев читать
  • Рассказ кусок мяса джека лондона
  • Рассказ круг набоков краткое содержание
  • Рассказ крест дегтев краткое содержание