Рассказ ласточка для дошкольников

Познавательная история о ласточках, которую отец рассказывает своему сыну. Он говорит о жизни птиц, показывает строение их крыльев, рассказывает о том, в какие страны летают птицы.

Ласточка читать

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
— Не разоряй гнезда, — сказал мальчику отец, — весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

Ласточка - Ушинский К.Д.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.
Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», — подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!

Ласточка - Ушинский К.Д.

Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил своё удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:
— Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост в сравнении с маленьким, лёгким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть; вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе — о южно-русских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Чёрном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где всё цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнёздышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские морозы.
— Я не думал, что ласточки улетают так далеко, — сказал мальчик.
— Да и не одни ласточки, — продолжал отец, — жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелётными, также улетают от нас на зиму в тёплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в южной Германии и Франции, другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь ещё дальше, перелететь всё Средиземное море.
— Отчего же они не остаются в тёплых странах целый год, — спросил мальчик, — если там так хорошо?
— Видно, им недостаёт корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре вёрст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?

❤️ 307

🔥 192

😁 196

😢 142

👎 131

🥱 151

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №22

«Светлячок»

Конспект занятия по развитию речи «Ласточка» (К. Ушинский)

Пересказ рассказа

в разновозрастной группе (3-5 лет)

Воспитатель:

Кузьмина Е.Н.

2016

с. Шарапово

Программное содержание:

  1. Учить пересказывать литературное произведение близко к тексту.
  2. Учить отвечать на вопросы, используя предложения из текста.
  3. Развивать интонационную выразительность речи.
  4. Воспитывать любовь и интерес к птицам, желание за ними ухаживать.
  5. Индивидуальная работа.

Предварительная работа:

Провести наблюдение в природе с детьми, заучивание примет, пословиц, загадок.

Подобрала произведение, продумала алгоритм применение приёмов обучения пересказу.

Дети сидят на ковре, по кругу.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам прочитать рассказ. Хотите узнать о ком?

Тогда отгадайте загадку.

Прилетает к нам с теплом, 
Путь проделав длинный, 
Лепит домик под окном 
Из травы и глины.     (Ласточка)


Спереди — шильце, сзади — вильце,

Сама мала за морями была.      (Ласточка)


Воспитатель: Как Вы догадались?

У ласточки острый клюв, как шило. Хвостик на вилку похож, (вильце – т.е. вилка),

Воспитатель: Почему ласточки улетают за моря?

Там много корма, насекомых, тепло. (Выставляю на стенд иллюстрацию)

Я прочитаю Вам рассказ Ушинского «Ласточка». Вы его знаете, но сегодня мы его будем пересказывать, поэтому слушайте внимательно.

Ушинский Ласточка

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
— Не разоряй гнёзда, — сказал мальчику отец. – Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела, ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», — подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!..

-Из чего же ласточки делают свои гнезда? (Из глины, ила, пуха, перышек, мха)

— О ком этот рассказ? (О ласточках)

— Что однажды хотел натворить мальчик? (Он хотел осенью разорить птичье гнездо)

— Зачем он это хотел сделать? (Думал, что ласточки больше не вернутся)

— Он плохо хотел поступить? (Плохо)

— Кто его остановил? (Отец)

А сейчас немного отдохнем.

 Физминутка

«ЛАСТОЧКИ»

Координация речи и движении, развитие моторики

Ласточки летели,                         

Все люди глядели. 

(Стоя, машут руками, изображая полет птиц.)                   

Ласточки садились,                      

Все люди дивились.

(Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья.)

Сели, посидели.

Взвились, полетели. 

(Стоя, взмахивают руками.)              

Полетели, полетели,

Песенки запели.

-А теперь кто из вас хочет пересказать рассказ? Дети  пересказывают рассказ самостоятельно.

—  Ребята, вы только представьте, что ласточка, вернувшись домой, не обнаруживает своего жилища. Каково ей? Вот поэтому вы всегда должны помнить, что разорять птичьи гнезда нельзя. Как вы думаете, мальчик это понял?  Да.

— Какая главная мысль рассказа?  Что никогда нельзя разорять птичьи  гнезда.

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
— Не разоряй гнезда, — сказал мальчику отец, — весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.
Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.

Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», — подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!
Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил своё удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:
— Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост в сравнении с маленьким, лёгким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть; вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе — о южно-русских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Чёрном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где всё цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнёздышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские* морозы.
* (Крещенские. Крещенье — старинный зимний праздник. Обычно на крещенье стояли сильные морозы.)
— Я не думал, что ласточки улетают так далеко, — сказал мальчик.
— Да и не одни ласточки, — продолжал отец, — жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелётными, также улетают от нас на зиму в тёплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в южной Германии и Франции, другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь ещё дальше, перелететь всё Средиземное море.
— Отчего же они не остаются в тёплых странах целый год, — спросил мальчик, — если там так хорошо?
— Видно, им недостаёт корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре вёрст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?

Ласточка

В рассказе Ласточка К. Д. Ушинский показывает маленьким слушателям, как важно бережно относиться к чужому имуществу и ценить труд окружающих. Осенью мальчик заметил, что ласточки улетели на зимовку. Поэтому их домик пустовал. Проказник задумал разрушить гнездо, но был вовремя остановлен отцом. Папа объяснил ему, что следующей весной птицы вернутся и им нужно будет где-то жить. И действительно, когда ушли холода, во дворе показались острокрылые птицы. Они весело щебетали, кружили вокруг гнезда, принося в него новые веточки и мох. Вскоре мальчик понял, что не зря сохранил домик: внутри уже засела мама-ласточка, которая высиживала яички.

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.

– Не разоряй гнезда, – сказал мальчику отец. – Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

Мальчик послушался отца.

Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, веселых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Работа закипела, ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то перышко, то стебелек моха.

Прошло еще несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остается в нем постоянно.

«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», – подумал мальчик.

В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка!

Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим деткам! Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил свое удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:

– Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост, в сравнении с маленьким, легким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть, вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе – о южнорусских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Черном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где все цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнездышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские морозы.

– Я не думал, что ласточки улетают так далеко, – сказал мальчик.

– Да и не одни ласточки, – продолжал отец. – Жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелетными, также улетают от нас на зиму в теплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в Южной Германии и Франции; другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь еще дальше, перелететь все Средиземное море, чтобы вывести и накормить детей где-нибудь на берегах Нила.

– Отчего же они не остаются в теплых странах целый год, – спросил мальчик, – если там так хорошо?

– Видно, им недостает корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре верст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?

Ласточка (птица). Описание для детей

Опубликовано: 1 мая 2017 года

Летом часто можно увидеть небольших птиц, неутомимо летающих над огородами, садами, газонами. У них раздвоенный хвост и острые, длинные крылышки. Это – ласточки.

Когда птицы присядут отдохнуть на проводах, хорошо видно, что у них сине-черные спинки, крылья и хвост. Грудь и живот у ласточек светло-серые. Если на лбу у птицы заметно рыжее пятнышко, значит это только что научившийся летать птенец. У взрослой ласточки лоб белый. На приплюснутой головке маленький клюв. Коротенькие лапки затрудняют взлет с гладкой поверхности. Поэтому застать птицу сидящей на земле маловероятно. Виртуозный полет – вот предназначение ласточек.

Самцы крупнее самок и хвост у них длиннее. Но даже самый крупный самец весит не больше 25г.

Ласточки встречаются почти во всех странах мира. Их называют перелетными, так как на зиму они улетают на юг, а весной торопятся обратно. Прилетают в апреле и начинают строить гнезда, выводить птенцов.

Ласточки – искусные строители. Из грязи и травы они лепят глубокие чашечки и выстилают их пухом. Получаются уютные домики, которые крепятся под крышами, на балках, на стенах домов.

Обычно ласточки создают надежные пары, и по нескольку лет прилетают гнездиться в одно и то же место. Птенцы появляются почти через 3 недели после того, как самка отложит штук 5 маленьких яиц и начнет их насиживать. Вылупившись, птенчики занимаются только тем, что широко раскрыв клювы, требуют и требуют у родителей корм. Приходится взрослым птицам с раннего утра и до позднего вечера охотиться на насекомых. Делают они это в полете. Широко раскрытым ртом захватывают мошек, комаров, мух и несут добычу детям. Через 25 дней птенцы совершают первый свой полет. Но заботливые родители продолжают их кормить.

Люди всегда рады  прилету ласточек. Их любят за трудолюбие, за преданность месту, где появились на свет, за то, что уничтожают массу вредных насекомых, и просто за веселое щебетанье.

А еще говорят, что ласточки весной тепло на крыльях приносят. И это правда!

Еще по теме …

  • Рассказ кубок вопрос почему даже мольба дочери не останавливает царя
  • Рассказ лапти бунин читать полностью
  • Рассказ кто такой илья муромец
  • Рассказ лапти бунин краткое содержание
  • Рассказ кто такой владимир дубровский