Рассказ леонида андреева бездна краткое содержание

Бездна (Андреев)

Материал из Народного Брифли

Перейти к:навигация, поиск

Бездна

1901

Краткое содержание рассказа

Микропересказ: На студента и его девушку напали хулиганы. Студента избили, девушку изнасиловали. Придя в себя, студент увидел свою любимую обнажённой и повторил преступление насильников.

Этот микропересказ слишком короткий: 171 зн. Оптимальный размер: 190—200 знаков.

Глава 1[ред.]

Однажды вечером студент-технолог Немовецкий провожал домой гимназистку Зину. Они шли по незнакомой дороге и говорили о любви, изредка соприкасаясь руками. Эти прикосновения будили в Немовецком возвышенный восторг, он преклонялся перед чистой и милой Зиной.

Глава 2[ред.]

Вскоре девушка заметила, что они заблудились. Подавив «поднимавшееся в нём тяжёлое и смутное чувство тревоги», Немовецкий стал успокаивать Зину, уверяя её, что знает дорогу — «сперва полем, а потом через тот лесок».

Они долго шли, уже начинало темнеть. Им встречались растрёпанные женщины в облегающих тело платьях с выпачканными в грязи подолами. Немовецкий знал таких женщин, которые казались грязными даже в модной одежде, и не обращал на них внимания. Зину они смущали.

И всё чаще вырастали темные фигуры оборванных грязных женщин, словно их выбрасывали на поверхность глубокие, неизвестно зачем выкопанные ямы, и тревожно трепыхались их мокрые подолы.

Немовецкому совсем не нравилось, «что они попали в такую дурную и опасную местность».

Глава 3[ред.]

В леске на поляне влюблённые увидели трёх подозрительных личностей, сидящих вокруг опорожнённой бутылки. Немовецкий спросил у них, как пройти к заставе. Ему не ответили — «они были пьяны, злы, и им хотелось любви и разрушения».

Молодые люди пошли дальше. Вдруг мужики грубо окликнули Немовецкого, один из них схватил его за плечо и остановил. Началась драка. Зина побежала, один из хулиганов погнался за ней. Остальные сильно избили Немовецкиого, бросили в яму и тоже погнались за Зиной.

Глава 4[ред.]

Очнувшись, Немовецкий начал искать Зину, и нашёл её в лесу, голой и без сознания. Девушку изнасиловали. Немовецкий начал просить её очнуться, хотя и хотел, что бы она спала как можно дольше.

Здесь было пиршество зверей, и, внезапно отброшенный по ту сторону человеческой, понятной и простой жизни, он обонял жгучее сладострастие, разлитое в воздухе, и расширял ноздри.

Он признался ей в любви, начал целовать. В нём проснулся какой-то другой Немовецкий, страстный и жестокий. Он прижал к себе мягкое, податливое тело Зины, «и чёрная бездна поглотила его».

Произведение Андреева «Бездна», было написано в 1902 году. В нём, автор раскрывает тему об отношениях полов, которая отображена с необычайной смелостью и реалистичностью. Несмотря на то, что произведение написано в серьёзных тонах, современники восприняли его с возмущением.

В начале повествования, читатель видит двух влюблённых людей. Зина и Немовецкий очень трепетно относятся друг к другу, а их разговоры наполнены надеждой на будущее. Они мечтают о прекрасной любви, и считают, что влюблены до самой смерти. Автор, усиливает впечатления читателя, великолепным пейзажем, который их окружает.

Как можно понять, начало рассказа пропитано романтикой, в которой две души находят друг друга. Но, с течением повествования, Андреев рисует совсем другую картину, обретающую совершенно неожиданный поворот событий. Вся обёртка, вся мишура сентиментальных чувств слетают в один миг, обнажив глубину человеческой души. Начинают выползать на поверхность все низменные инстинкты животного начала. Оказывается, что воспитанный молодой человек, может опуститься ниже собственного достоинства, и становится подобным уличным бродягам. Сохранив лишь одну человеческую черту — склонность ко лжи. Действительно, глубина подсознания может испугать любого человека, который даже не будет осознавать, что в нём скрывается.

Писатель показывает страшную бездну души человека. Придуманные нормы этики человечества, только скрывают животные инстинкты человека, и его развращённые желания. Некоторые люди не способны понимать и любить себе подобных. Автор показывает на примере своего героя, что каждый мужчина на подсознательном уровне уверен в том, что это правда жизни, что такие поступки, являются нормальными. Поэтому, такая невинная и наивная Зиночка была втоптана в грязь.

Естественно людям не нравится, когда им говорят правду, показывают настоящие, самые глубокие уголки их души. Скорей всего, современники автора, по этой причине не приняли этот рассказ. Ведь знатоки человеческой сущности, рассказывающие о ней, никогда не достигали уважения в обществе. Однако интеллектуально развитые люди поняли, что жизнь является действительно такой, какой описал её автор.

Обновлено: 10.01.2023

«На один миг сверкающий огненный ужас озарил его мысли, открыв перед ним черную бездну.

Бездна … Что это? У этого слова имеется несколько значений: пространство неведомой глубины, неисчислимое множество, пропасть, гибель, мрак, ад …

Без краткого изложения сюжета рассказа, простите, не обойтись. И всё-таки лучше сначала прочитайте рассказ. Он совсем небольшой.

Девочка (17 лет) и почти мальчик (21 год) гуляют в предчувствии любви, ещё не понимая, что это такое. Дети… Они наслаждаются общением друг с другом: говорят, говорят, говорят … С четырёх часов дня загулялись до самого позднего вечера, когда уже стемнело, и забрели незнамо куда. Лиза не понимает, где они очутились. У неё одна надежда на своего спутника – Немовецкого. А паренёк, хоть и знает обратную дорогу в город, видит, что попали они в нехорошее, опасное место. Они натыкаются на трёх подвыпивших мужиков. Когда случилось изнасилование, мальчик сходит с ума.

Я так понимаю рассказ Андреева. Кто-то видит иное. Читайте! У вас будет собственное мнение.

В 1902 году ошеломляющее впечатление на читателей и критиков произвел финал рассказа. А на мой взгляд, он весьма неоднозначный. И не финал на меня, например, произвёл наибольшее впечатление (он закономерный, если видеть то, что увидела я), а встреча в лесу с тремя мужиками. И не только это. Ещё — множество баб с мокрыми подолами, изгвазданных глиной, грязных, вылезающие из какого-то глиняного карьера, ямы, как грибы после дождя.

А Немовецкий? 21 год. В наше время в армии мог послужить и мужества набраться. Перед нами же совершенно незрелый ни физически, ни морально, подросток. Он беспомощен до глупости! С четырёх часов дня до вечера заливаться соловьём, витать в облаках и не думать совершенно о безопасности, если не о своей, то о безопасности девочки. Инфантилизм. Драться не умеет, этому не учат. Зато тщеславия и самомнения через край. Даже инстинкт самозащиты не включился! Это его и погубило. Вместе с Лизой.

«На один миг сверкающий огненный ужас озарил его мысли, открыв перед ним черную бездну.

Автор ясно говорит (по крайней мере, мне ясно), что разум Немовецкого не смог вместить ужас происшедшего и погрузился (возможно, на время) в черную бездну безумия.

А разве не бездна – колоссальный разрыв между воспитанием хороших детей из благородных семейств и реальной жизнью, от которой нельзя отгородиться крепостными стенами, привёл к трагическому финалу?

Какая ещё бездна скрывается в рассказе Л. Андреева? Автор очень ярко рисует представителей разных классов – разных миров, между которыми разверзлась социальная бездна. Эта пропасть рождает ненависть. И плоды этой ненависти нам показаны с ужасающей реалистичностью.

Как много всего уместилось в небольшом рассказе!

Немовецкий не воспользовался беспомощностью изнасилованной девочки, не похоть им овладела. Не в этом проявилась его звериная сущность. Судите сами. В подобной ситуации далеко не каждый станет уподобляться шакалу и изнасилует осквернённое тело. Нет! Это не типично. Более естественное поведение мужчины в этой ситуации брезгливость, омерзение, гадливость:

«То же, что совершилось со мной, именно потому и страшно, что оно не чуждо никому. С большей половиной человеческого рода произошло бы, наверное, то же.

Не следует забывать и о том, что сексуальное насилие, далеко не всегда, — удовлетворение похоти. Чаще, — это насилие над личностью, унижение, оскорбление. Жертвы насилия в большей степени страдают не от причинённой физической боли, а от нравственного унижения. Поэтому они проходят психологическую реабилитацию.











Весь образ Иуды строится на парадоксах. Изменник, предающий высшую любовь, Иуда, созданный Андреевым, как никто другой способен к подлинной любви. Он один умеет угадать скрытые желания Христа и доставить ему наибольшую радость. Иуда сам добывает в горах редкую лилию для Христа, чтобы она напомнила ему родные места, приносит на руках младенцев, чтобы учитель мог им порадоваться.

Основной парадокс в образе Искариота заключается в том, что лжец и вечный притворщик Иуда в то же время – искатель истины. Ученики Христа не обладают самостоятельным мышлением, они не способны на самостоятельные решения и поступки. Свободно мыслят лишь Христос и Иуда. Но если Христос уже обладает истиной, то Иуда, хотя и предполагает, что знает людей и жизнь лучше Христа, сомневается и страстно желает постичь правду о мире и людях. Поскольку Христос молчит и не вступает в спор с Иудой, у Искариота остается только одна возможность проверить свои идеи – предать Христа, чтобы посмотреть, как будут себя вести его ученики и верующие.

Похожие статьи:

Семантика Словарный состав языка (лексика) охватывает отдельные слова (авангард, авторитет) и приравниваемые к ним составные наименования (типа акционерное общество, альтернативная служба), а также устойчивые (фразеологические) словосочетания типа …

Произведение Андреева «Бездна», было написано в 1902 году. В нём, автор раскрывает тему об отношениях полов, которая отображена с необычайной смелостью и реалистичностью. Несмотря на то, что произведение написано в серьёзных тонах, современники восприняли его с возмущением.

В начале повествования, читатель видит двух влюблённых людей. Зина и Немовецкий очень трепетно относятся друг к другу, а их разговоры наполнены надеждой на будущее. Они мечтают о прекрасной любви, и считают, что влюблены до самой смерти. Автор, усиливает впечатления читателя, великолепным пейзажем, который их окружает.

Как можно понять, начало рассказа пропитано романтикой, в которой две души находят друг друга. Но, с течением повествования, Андреев рисует совсем другую картину, обретающую совершенно неожиданный поворот событий. Вся обёртка, вся мишура сентиментальных чувств слетают в один миг, обнажив глубину человеческой души. Начинают выползать на поверхность все низменные инстинкты животного начала. Оказывается, что воспитанный молодой человек, может опуститься ниже собственного достоинства, и становится подобным уличным бродягам. Сохранив лишь одну человеческую черту — склонность ко лжи. Действительно, глубина подсознания может испугать любого человека, который даже не будет осознавать, что в нём скрывается.

Писатель показывает страшную бездну души человека. Придуманные нормы этики человечества, только скрывают животные инстинкты человека, и его развращённые желания. Некоторые люди не способны понимать и любить себе подобных. Автор показывает на примере своего героя, что каждый мужчина на подсознательном уровне уверен в том, что это правда жизни, что такие поступки, являются нормальными. Поэтому, такая невинная и наивная Зиночка была втоптана в грязь.

Естественно людям не нравится, когда им говорят правду, показывают настоящие, самые глубокие уголки их души. Скорей всего, современники автора, по этой причине не приняли этот рассказ. Ведь знатоки человеческой сущности, рассказывающие о ней, никогда не достигали уважения в обществе. Однако интеллектуально развитые люди поняли, что жизнь является действительно такой, какой описал её автор.

На студента и его девушку напали хулиганы. Студента избили, девушку изнасиловали. Придя в себя, студент увидел свою любимую обнажённой и повторил преступление насильников.

Содержание

Глава 1 [ ред. ]

Однажды вечером студент-технолог Немовецкий провожал домой гимназистку Зину. Они шли по незнакомой дороге и говорили о любви, изредка соприкасаясь руками. Эти прикосновения будили в Немовецком возвышенный восторг, он преклонялся перед чистой и милой Зиной.

Глава 2 [ ред. ]

Они долго шли, уже начинало темнеть. Им встречались растрёпанные женщины в облегающих тело платьях с выпачканными в грязи подолами. Немовецкий знал таких женщин, которые казались грязными даже в модной одежде, и не обращал на них внимания. Зину они смущали.

И всё чаще вырастали темные фигуры оборванных грязных женщин, словно их выбрасывали на поверхность глубокие, неизвестно зачем выкопанные ямы, и тревожно трепыхались их мокрые подолы.

Глава 3 [ ред. ]

Молодые люди пошли дальше. Вдруг мужики грубо окликнули Немовецкого, один из них схватил его за плечо и остановил. Началась драка. Зина побежала, один из хулиганов погнался за ней. Остальные сильно избили Немовецкиого, бросили в яму и тоже погнались за Зиной.

Глава 4 [ ред. ]

Очнувшись, Немовецкий начал искать Зину, и нашёл её в лесу, голой и без сознания. Девушку изнасиловали. Немовецкий начал просить её очнуться, хотя и хотел, что бы она спала как можно дольше.

Здесь было пиршество зверей, и, внезапно отброшенный по ту сторону человеческой, понятной и простой жизни, он обонял жгучее сладострастие, разлитое в воздухе, и расширял ноздри.

Произведение Андреева «Бездна», было написано в 1902 году. В нём, автор раскрывает тему об отношениях полов, которая отображена с необычайной смелостью и реалистичностью. Несмотря на то, что произведение написано в серьёзных тонах, современники восприняли его с возмущением.

В начале повествования, читатель видит двух влюблённых людей. Зина и Немовецкий очень трепетно относятся друг к другу, а их разговоры наполнены надеждой на будущее. Они мечтают о прекрасной любви, и считают, что влюблены до самой смерти. Автор, усиливает впечатления читателя, великолепным пейзажем, который их окружает.

Как можно понять, начало рассказа пропитано романтикой, в которой две души находят друг друга. Но, с течением повествования, Андреев рисует совсем другую картину, обретающую совершенно неожиданный поворот событий. Вся обёртка, вся мишура сентиментальных чувств слетают в один миг, обнажив глубину человеческой души. Начинают выползать на поверхность все низменные инстинкты животного начала. Оказывается, что воспитанный молодой человек, может опуститься ниже собственного достоинства, и становится подобным уличным бродягам. Сохранив лишь одну человеческую черту — склонность ко лжи. Действительно, глубина подсознания может испугать любого человека, который даже не будет осознавать, что в нём скрывается.

Писатель показывает страшную бездну души человека. Придуманные нормы этики человечества, только скрывают животные инстинкты человека, и его развращённые желания. Некоторые люди не способны понимать и любить себе подобных. Автор показывает на примере своего героя, что каждый мужчина на подсознательном уровне уверен в том, что это правда жизни, что такие поступки, являются нормальными. Поэтому, такая невинная и наивная Зиночка была втоптана в грязь.

Естественно людям не нравится, когда им говорят правду, показывают настоящие, самые глубокие уголки их души. Скорей всего, современники автора, по этой причине не приняли этот рассказ. Ведь знатоки человеческой сущности, рассказывающие о ней, никогда не достигали уважения в обществе. Однако интеллектуально развитые люди поняли, что жизнь является действительно такой, какой описал её автор.

Читайте также:

      

  • Арсеньев встреча в тайге краткое содержание
  •   

  • Бухгалтерский учет в частной школе
  •   

  • Кот дрозд и петух краткое содержание
  •   

  • Дед баба и алеша краткое содержание
  •   

  • Уголок добрых дел в детском саду оформление

Бездна

Произведение Андреева «Бездна», было написано в 1902 году. В нем, автор раскрывает тему об отношениях полов, которая отображена с необычайной смелостью и реалистичностью. Несмотря на то, что произведение написано в серьезных тонах, современники восприняли его с возмущением.

В начале повествования, читатель видит двух влюбленных людей. Зина и Немовецкий очень трепетно относятся друг к другу, а их разговоры наполнены надеждой на будущее. Они мечтают о прекрасной любви, и считают, что влюблены до самой смерти. Автор, усиливает впечатления читателя, великолепным пейзажем, который их окружает.

Как можно понять, начало рассказа пропитано романтикой, в которой две души находят друг друга. Но, с течением повествования, Андреев рисует совсем другую картину, обретающую совершенно неожиданный поворот событий. Вся обертка, вся мишура сентиментальных чувств слетают в один миг, обнажив глубину человеческой души. Начинают выползать на поверхность все низменные инстинкты животного начала. Оказывается, что воспитанный молодой человек, может опуститься ниже собственного достоинства, и становится подобным уличным бродягам. Сохранив лишь одну человеческую черту — склонность ко лжи. Действительно, глубина подсознания может испугать любого человека, который даже не будет осознавать, что в нем скрывается.

Писатель показывает страшную бездну души человека. Придуманные нормы этики человечества, только скрывают животные инстинкты человека, и его развращенные желания. Некоторые люди не способны понимать и любить себе подобных. Автор показывает на примере своего героя, что каждый мужчина на подсознательном уровне уверен в том, что это правда жизни, что такие поступки, являются нормальными. Поэтому, такая невинная и наивная Зиночка была втоптана в грязь.

Естественно людям не нравится, когда им говорят правду, показывают настоящие, самые глубокие уголки их души. Скорей всего, современники автора, по этой причине не приняли этот рассказ. Ведь знатоки человеческой сущности, рассказывающие о ней, никогда не достигали уважения в обществе. Однако интеллектуально развитые люди поняли, что жизнь является действительно такой, какой описал ее автор.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Бездна Андреев

Краткое содержание Бездна Андреев

Леонид Андреев «Бездна»

Парализованный кролик, или Зов бездны

***********************************

«На один миг сверкающий огненный ужас озарил его мысли, открыв перед ним черную бездну.

И черная бездна поглотила его»

(Леонид Андреев. «Бездна»)

***

По молодости лет я раньше не понимала, зачем люди перечитывают одни и те же произведения. Так много «неизведанных» книг! Зачем возвращаться к прочитанным? С возрастом моё мнение на этот счёт изменилось. Достаточно было перечитать несколько романов, и этот процесс пришёл в систему.

С творчеством Леонида Андреева я познакомилась в очень молодом возрасте. Это классика. И, как любая литература, которую мы относим к этой категории, она значима для духовного и интеллектуального роста человека. Это Литература с «большой буквы».

Поводом к повторному прочтению рассказа Л. Андреева «Бездна» послужила рецензия, оставленная на сайте LiveLib, а также некоторое удивление: оказывается, этим автором интересуются и в наше время! И, наконец, то, что я не смогла припомнить, о чём этот рассказ. Да это было и не столь важно. Важно, как он отзовётся в моей душе сегодня, спустя много лет.

Бездна … Что это? У этого слова имеется несколько значений: пространство неведомой глубины, неисчислимое множество, пропасть, гибель, мрак, ад …

Какую же бездну рисует Леонид Андреев? На мой взгляд, он показывает нам не одну бездну. И бездны эти неоднозначны … Не забываем и о том, что «каждый видит то, что хочет видеть».

Без краткого изложения сюжета рассказа, простите, не обойтись. И всё-таки лучше сначала прочитайте рассказ. Он совсем небольшой.

Впервые «Бездна» увидела свет в 1902 году. Андреев написал рассказ немного раньше –в 1901-м.

Девочка (17 лет) и почти мальчик (21 год) гуляют в предчувствии любви, ещё не понимая, что это такое. Дети… Они наслаждаются общением друг с другом: говорят, говорят, говорят … С четырёх часов дня загулялись до самого позднего вечера, когда уже стемнело, и забрели незнамо куда. Лиза не понимает, где они очутились. У неё одна надежда на своего спутника – Немовецкого. А паренёк, хоть и знает обратную дорогу в город, видит, что попали они в нехорошее, опасное место. Они натыкаются на трёх подвыпивших мужиков. Когда случилось изнасилование, мальчик сходит с ума.

Я так понимаю рассказ Андреева. Кто-то видит иное. Читайте! У вас будет собственное мнение.

В 1902 году ошеломляющее впечатление на читателей и критиков произвел финал рассказа. А на мой взгляд, он весьма неоднозначный. И не финал на меня, например, произвёл наибольшее впечатление (он закономерный, если видеть то, что увидела я), а встреча в лесу с тремя мужиками. И не только это. Ещё — множество баб с мокрыми подолами, изгвазданных глиной, грязных, вылезающие из какого-то глиняного карьера, ямы, как грибы после дождя.

Уважаемые читатели, не забывайте, в какое время был написан рассказ. Вспомните, как воспитывались девочки и мальчики из хороших семей. Это же ода целомудрию! Девочки – чистые и невинные, готовые жизнь отдать за любимого. Любовь для них – розовая мечта, романтика, упоительные грёзы, восторженные стихи в альбомах … Не нога, а ножка. Не рука, а ручка. Туфельки, перчатки, ленты, кружева и шляпки… Сравните с современными девочками 17 лет от роду. 11 класс. Наши – не такие…

А Немовецкий? 21 год. В наше время в армии мог послужить и мужества набраться. Перед нами же совершенно незрелый ни физически, ни морально, подросток. Он беспомощен до глупости! С четырёх часов дня до вечера заливаться соловьём, витать в облаках и не думать совершенно о безопасности, если не о своей, то о безопасности девочки. Инфантилизм. Драться не умеет, этому не учат. Зато тщеславия и самомнения через край. Даже инстинкт самозащиты не включился! Это его и погубило. Вместе с Лизой.

Немовецкий мог бы принять правильное решение, когда понял, где они с девушкой очутились. Эти продажные бабы-шлюхи, вылезающие из ямы все в грязи, некоторые с мужиками (ясное дело, в нетрезвом состоянии) были для чистеньких деток неподходящей компанией. Зато безопаснее с ними было пойти по дороге. Наш чистоплюй повёл девочку через лес. И даже, когда они столкнулись с гоп-компанией, можно было бы сразу «дать дёру» и, может быть, и удрали: всё-таки мужики были пьяные. Опять же ему показалось не по чину. Подошёл к ним, словно парализованный кролик, и полез сам в пасть удава.

А потом случилось непоправимое, такое ужасное, что наш мальчик на какое-то время потерял рассудок. Его поведение достаточно ясно говорит о помутнении ума. Финальная цитата «Бездны»:

«На один миг сверкающий огненный ужас озарил его мысли, открыв перед ним черную бездну.

И черная бездна поглотила его».

Автор ясно говорит (по крайней мере, мне ясно), что разум Немовецкого не смог вместить ужас происшедшего и погрузился (возможно, на время) в черную бездну безумия.

А разве не бездна – колоссальный разрыв между воспитанием хороших детей из благородных семейств и реальной жизнью, от которой нельзя отгородиться крепостными стенами, привёл к трагическому финалу?

Какая ещё бездна скрывается в рассказе Л. Андреева? Автор очень ярко рисует представителей разных классов – разных миров, между которыми разверзлась социальная бездна. Эта пропасть рождает ненависть. И плоды этой ненависти нам показаны с ужасающей реалистичностью.

Как много всего уместилось в небольшом рассказе!

Вообще, в своё время вокруг «Бездны» разразился литературно-общественный скандал. А знаете ли вы, что Андреев хотел написать рассказ «Антибезна», но так и не написал. Зато он пишет «Письмо в редакцию» Немовецкого. Потрясающая вещь, которая проливает свет на «Бездну» и подтверждает мои ощущения после чтения рассказа. Да! Вот именно!

Немовецкий не воспользовался беспомощностью изнасилованной девочки, не похоть им овладела. Не в этом проявилась его звериная сущность. Судите сами. В подобной ситуации далеко не каждый станет уподобляться шакалу и изнасилует осквернённое тело. Нет! Это не типично. Более естественное поведение мужчины в этой ситуации брезгливость, омерзение, гадливость:

«И все-таки она, Зина, которую я так любил даже за полчаса до всего, что совершилось, стала для меня чужой, жалкой, ненужной и даже физически противной…»

«То же, что совершилось со мной, именно потому и страшно, что оно не чуждо никому. С большей половиной человеческого рода произошло бы, наверное, то же.

Все мы — звери и даже хуже; чем звери, потому что те, по крайней мере, искренни и просты, а мы вечно хотим и себя и еще кого-то обмануть, что все звериное нам чуждо. Мы хуже, чем звери… мы подлые звери…»

Не следует забывать и о том, что сексуальное насилие, далеко не всегда, — удовлетворение похоти. Чаще, — это насилие над личностью, унижение, оскорбление. Жертвы насилия в большей степени страдают не от причинённой физической боли, а от нравственного унижения. Поэтому они проходят психологическую реабилитацию.

А знаете ли вы ещё, что в подражание письму Немовецкого было письмо в редакцию от Зинаиды Немовецкой? Да, автор сделал её женой нашего героя. А потом ещё было «письмо босяков» …

А вот Л.Н. Толстой не понял «Бездну». Сильно ругался, чем весьма огорчил Леонида Андреева. Зато Максим Горький встал на сторону Андреева. Но не на долго. Поссорились и Горький пересмотрел своё мнение. Вот так.

В общем, рассказ не однозначный, да к тому же с такой интересной «биографией». Читайте! На свете так много разных интересных книг и авторов. Леонид Андреев – один из них.

«Бездна» конкретизирует взгляд Андреева на человека как некую бездонность, непроницаемую эмпирически, как глубину, таящую в себе загадочность и мрак. Примечательно, что влечением к высокому, как и низменными порывами в рассказе наделён один и тот же персонаж, причём персонаж вполне благополучный с точки зрения социального статуса, психического здоровья и общепризнанного уровня культуры. Поэтому его трагическая раздвоенность воспринимается не пороком, обусловленным индивидуально, а свойством, присущим человеческой натуре. Это позволяет нам утверждать, что в «Бездне» Андреев предлагает свою интерпретацию концепции «естественного человека», что подтверждалось современниками, отмечавшими, что ещё до публикации «Бездны» Андреев отстаивал «правдоподобие и реальность сюжета, придавал ему универсальный смысл и прямо заявлял, что, по его мнению, всякий человек, поставленный в те же условия, что и Немовецкий, независимо от степени его культурности и классового положения, сделал бы то же» [6, с. 47]. Правда, если у Арцыбашева «естественный человек» оказывается ступенью к становлению «сверхчеловека», то «естественность» Немовецкого – ступень заключительная.

Еще одно имморалистически направленное произведение Андреева – «Иуда Искариот». Иуда, подобно Керженцеву, ставит своеобразный эксперимент. Только он проверяет на прочность не собственную мысль, а веру апостолов и народа в идею Христа. Иуда отдает на смерть любимого учителя, пытаясь, таким образом, проверить реакцию людей. Если выдать Христа на смерть, отстоят ли, защитят ли, спасут ли его люди?

По сути, в «Иуде Искариоте» продолжается тема, начатая Андреевым ещё в «Мысли». Героями движет «безмерная жажда удовлетворить нереализованное чувство самоутверждения, стремление получить право быть «по ту сторону добра и зла». Так в повести Андреев представляет героев, которые на протяжении всего повествования, начиная с момента появления Иуды среди учеников Христа и заканчивая их последней встречей, сталкиваются с проблемой выбора: каждый из них пытается доказать свое право быть рядом с Иисусом. При этом Иуда Искариот постоянно противопоставляется другим апостолам, и, как ни странно, всегда оказывается неизмеримо выше их, однако все его попытки доказать Христу свою преданность только отдаляют Иисуса: «Почему он не с Иудой, а с теми, кто его не любит? Иоанн принес ему ящерицу – я бы принес ему ядовитую змею. Петр бросал камни – я гору бы перевернул для него! Но что такое ядовитая змея? Вот вырван у нее зуб, и ожерельем ложится она вокруг шеи. Но что такое гора, которую можно срыть руками и ногами потоптать? Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду» [2, с. 275].

Яркое и противоречивое воплощение в «Иуде Искариоте» находит проблема относительности устоявшихся понятий добра и зла, правды и лжи, любви и предательства. Для воплощения данной идеи Андреев вводит мотив некой двойственности, который реализует в образе Искариота, во всем его облике, словах, действиях: «…Фома впервые смутно почувствовал, что у Иуды из Кариота – два лица…» [2, с. 272]; «… одна сторона его лица, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная <�…> на другой же не было морщин, и она была мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, а незрячий глаз затянут белой мутью» [2, с.260]. Высокий ростом, «он низко кланялся» и «выгибал спину»; от природы крепкий, зачем-то притворялся хилым и болезненным. Он берет на себя все хозяйские хлопоты и тут же ворует три динария; рассказывая истории ученикам, заставляет их поверить сказанному и сам же признается, что обманывает.

Весь образ Иуды строится на парадоксах. Изменник, предающий высшую любовь, Иуда, созданный Андреевым, как никто другой способен к подлинной любви. Он один умеет угадать скрытые желания Христа и доставить ему наибольшую радость. Иуда сам добывает в горах редкую лилию для Христа, чтобы она напомнила ему родные места, приносит на руках младенцев, чтобы учитель мог им порадоваться.

Основной парадокс в образе Искариота заключается в том, что лжец и вечный притворщик Иуда в то же время – искатель истины. Ученики Христа не обладают самостоятельным мышлением, они не способны на самостоятельные решения и поступки. Свободно мыслят лишь Христос и Иуда. Но если Христос уже обладает истиной, то Иуда, хотя и предполагает, что знает людей и жизнь лучше Христа, сомневается и страстно желает постичь правду о мире и людях. Поскольку Христос молчит и не вступает в спор с Иудой, у Искариота остается только одна возможность проверить свои идеи – предать Христа, чтобы посмотреть, как будут себя вести его ученики и верующие.

Страницы: 3

Похожие статьи:

Из очерка В.Г. Короленко «ДОМ №13» «Мне хочется все-таки поделиться с читателем хоть бледным отражением этого ужаса, которым пахнуло на меня от моего короткого пребывания в Кишиневе, спустя два месяца после погрома. Для этого я попытаюсь восстановить, по возможности точно …

Теоритические основы исследования комплимента как малой формы эпидейктической речи. . Этимология слова комплимент. Рассмотрение особенностей комплимента нам представляется целесообразным начать с определения семантики и этимологии соответствующего понятия. «Словарь современного русского литературного языка» в 17-ти томах дает следующее толкование : « …

Семантика Словарный состав языка (лексика) охватывает отдельные слова (авангард, авторитет) и приравниваемые к ним составные наименования (типа акционерное общество, альтернативная служба), а также устойчивые (фразеологические) словосочетания типа …

Об этом рассказе я узнала от Дмитрия Быкова. Заинтриговал он меня, когда рассказал, что автор в свое время говорил так: «Будьте любезны, не читайте «Бездны»…

Ну и как, скажите на милость, после таких слов можно не броситься на ее поиски?!

Нашла. Прочитала….Потом решила прочесть еще дополнительные материалы.

Сразу оговорюсь: это чтение для взрослых, для тех, у кого крепкая психика и трезвый взгляд на жизнь. Ну а несовершеннолетним, особо нравственным или особо чувствительным лучше обходить его стороной.

Рассказ очень тяжелый… Очень страшный и мучительно леденящий душу. Несмотря на упоительные и невероятно чувственные описания природы.

Сам рассказ можно прочесть

здесь.

Ну а отрывки из некоторых комментариев и пояснений к нему я выложу ниже.

Комментарии и пояснения

Писатель Е. Янтарев рассказывал, что… посетил Андреева на его квартире. Собралось человек двадцать — начинающие авторы, студенты. Начался обмен мнениями по поводу рассказа «Бездна»:

«Л. Н. отстаивал правдоподобие и реальность сюжета, придавал ему универсальный смысл и прямо заявлял, что, по его мнению,

всякий человек, поставленный в те же условия, что и Немовецкий, независимо от степени его культурности и классового положения, сделал бы то же: упал бы в «бездну».

«Андреев, — писал Н. Д. Телешов И. А. Бунину, — читал вчера новую вещь (45 минут читал). Очень хорошо и сильно, хотя нужно сократить кое-что и выправить вообще. Молодчина Андреев!»

Сохранилось свидетельство и о чтении «Бездны» у М. Горького в Крыму 13 января 1902 г.:

«Когда мы жили в Олеизе, — вспоминала В. Н. Кольберг, — Андреев прислал свой рассказ «Бездна». После ужина собрались слушать его. Алексей Максимович читал сам, впечатление от рассказа было очень сильное и страшно тяжелое». После чтения Горький отослал рассказ К. П. Пятницкому в Петербург для включения его в готовившееся дополненное издание книги «Рассказов» Андреева в «Знании».

Как и следовало ожидать, напечатание «Бездны», «эпатирующий» финал рассказа произвели ошеломляющее впечатление на читателей и критиков. «Читают взасос, — писал Андреев М. Горькому — номер из рук в руки передают, но ругают!! Ах, как ругают. В печати пока еще молчат, но из прилагаемой вырезки видно, какова будет речь».

Писали, что «молодой автор», следуя за Г. Мопассаном, создал в погоне за оригинальностью «образцовую гнусность», произвел выстрел по человеческой природе. Шум вокруг «Бездны» приобретал значение литературно-общественного скандала. Все это заставило Андреева выступить в печати с объяснением его намерений и идейного замысла произведения.

«Можно быть идеалистом, верить в человека и конечное торжество добра, — писал Андреев, — и с полным отрицанием относиться к тому современному двухногому существу без перьев, которое овладело только внешними формами культуры, а по существу в значительной доле своих инстинктов и побуждений осталось животным...  Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти … Пусть ваша любовь будет так же чиста, как и ваши речи о ней, перестаньте травить человека и немилосердно травите зверя. Путь впереди намечен людьми-героями. По их следам, орошенным их мученической кровью, их слезами, их потом, должны идти люди — и тогда не страшен будет зверь. Ведь все звери боятся света».

В том же письме М. Горькому Андреев излагает свой план «пустить «Бездну» во второй книжке вместе с «Антибездной», которую он хочет «написать в целях всестороннего и беспристрастного освещения подлецки-благородной человеческой природы». «Антибездны» Андреев не написал, но, признавая неудачу «эпатирующего» финала рассказа, предоставил слово… герою рассказа студенту Немовецкому:

Милостивый государь

г. Редактор!

Прежде всего позвольте сказать, кто я. Я — герой «Бездны»… Да, да, герой той самой «Бездны», которую написал Леонид Андреев, — студент-техник Немовецкий.

 И всё, что написал про меня Леонид Андреев, действительно было, хотя и не так, как он это написал. Я давно начал писать вам о том, что вы прочтете ниже, но затем бросил. Подумал: к чему писать? Того, что написал Леонид Андреев, не то что не уничтожишь пером, а не вырубишь и топором. Да и не один Леонид Андреев обо мне писал. Поносили меня и Буренин, и все кому не лень. Даже приличнейший г. Скабичевский и тот облил меня грязью и объявил, что я представитель той лжеинтелдигенции, которая только на словах что-то проповедует, а на деле оказывается отребьем человеческого рода.

 Затем все это как-то затихло, а теперь опять… Нет. Это уж слишком… Я не могу допустить, чтобы это так продолжалось, и объявляю во всеуслышание, что никогда не был повинен в том, в чем меня обвиняет Л. Андреев. Никогда… Я повинен кое в чем, может быть, гораздо худшем, гораздо более гнусном, но не в том.

 Теперь расскажу, как все было, расскажу все без утайки.

 Сначала, действительно, вcе было, как описывает Леонид Андреев. Если же и было не совсем так, то у Леонида Андреева оно описано с такой яркостью и силой, что я и сам теперь уже не могу себе представить, чтобы это было как-нибудь иначе. Да, все это так и было. Зиночка бросилась бежать. Вслед за ней кинулись эти проклятые бродяги, а на меня набросился один из них, и через несколько мгновений я, избитый, полетел в овраг. В безумном страхе я искал ее и, неожиданно, наткнулся на ее тело. Я упал подле нее на колени и целовал ей руки, дул ей в лицо, тормошил ее и всячески старался привести в сознание. Я понимал, какому ужасному поруганию подвергли ее, и это сознание, как будто, рождало боль в моей душе. Но все это тонуло в каком-то отчаянии и страхе, что она не проснется, что она умирает. Сердце мое билось, и в мучительной тревоге мысли мои путались в какой-то пестрый хаос. Наконец она глубоко вздохнула и открыла глаза. О счастье, о радость! Она жива и будет жить. И, забыв все на свете, я целовал ее руки и чувствовал, как на них из моих глаз скатывались слеза за слезой. И я поднял ее и помог ей встать. Разорванное платье обнажало ее плечи и грудь, и я старался прикрыть их, насколько возможно. Она, очевидно, еще не вполне пришла в себя и как-то странно озиралась, даже не замечая своего разорванного платья и наготы своих плеч. И вдруг она все вспомнила и поняла… Глаза ее широко раскрылись, из груди ее вырвался стон и, закрывая свою обнаженную грудь трясущимися руками, она с глухим рыданием прильнула ко мне и, точно ища защиты, спрятала свое лицо на моей груди. И вдруг я тоже все понял, понял уже не только умом, не только сознанием, но и всем сердцем, всем своим существом…

   И тут-то свершился ужас, который гораздо страшнее всего, описанного Леонидом Андреевым. Я знал головой, что она, Зина, которую я любил, как мне казалось, больше жизни, — я знал, что она страдает и ждет от меня опоры, защиты и утешения. Я знал, что в этот момент я нужен ей, как никогда, и я хотел приласкать ее, пригреть, успокоить и ободрить, и вместо всего этого я чувствовал, как холод какого-то омерзения широкой волной накатывается на меня и леденит мое сердце. Она сделалась мне физически противной, отвратительной и совершенно чужой. Невольно я сделал движение, чтобы оттолкнуть ее, и, когда при этом рука моя коснулась ее обнаженного плеча, я почувствовал холод ее озябшего тела, и мне вдруг показалось, что это тело не просто холодно, а покрыто какой-то омерзительной холодной слизью. И я оттолкнул ее.

 С тех пор мы больше не видались. Я слышал, что она была долго и тяжело больна, но к ней я не пошел.

 Я знаю, что тогда заговорил во мне не человек, а зверь. От этого сознания в душе моей живет ненависть к самому себе. И все-таки она, Зина, которую я так любил даже за полчаса до всего, что совершилось, стала для меня чужой, жалкой, ненужной и даже физически противной…

 Я вовсе не хочу оправдываться. Я думаю, что все, содеянное мной, много даже хуже того, что мне приписал г. Леонид Андреев. Если бы я совершил гнусность, которую он мне приписал, это был бы редкий и даже исключительный случай. Это было бы какое-то минутное затемнение рассудка животной страстью и только. То же, что совершилось со мной, именно потому и страшно, что оно не чуждо никому. С большей половиной человеческого рода произошло бы наверное то же. Разве не ревнуем мы наших жен ко всем их прежним увлечениям, и разве примиритесь вы хоть когда-нибудь с фактом, если узнаете, что ваша сияющая невинной чистотой невеста когда-то любила и принадлежала другому? Разве это воспоминание не будет отравлять вам каждой минуты восторга, который вы будете переживать вновь с ней? И, любя ее, разве не будете вы ее в то же самое время презирать и ненавидеть?..

 А если ваша невеста подвергнется тому же, чему подверглась Зина, разве вы так, без колебаний, женитесь на ней?..

 Все мы — звери и даже хуже; чем звери, потому что те, по крайней мере, искренни и просты, а мы вечно хотим и себя и еще кого-то обмануть, что все звериное нам чуждо. Мы хуже, чем звери… мы подлые звери…

 Вот все, что я хотел сказать в свое оправдание, а, может быть, и обвинение…

Немовецкий.

Примечание редакции. По наведенным справкам ни в одном техническом учебном заведении не оказалось студента с этой фамилией. Таким образом, письмо это является просто оригинальным приемом критики «Бездны». Помещаем его в виду интереса, который возбуждает теперь снова этот напечатанный нами год тому назад рассказ нашего уважаемого сотрудника («Курьер», 1903, No 8, б марта).

Подражанием «Письму в редакцию» Немовецкого было также «Письмо в редакцию», подписанное именем Зинаиды Немовецкой, то есть героини, ставшей по воле автора «Письма» женой Немовецкого (автор — В. Жаботинский, напечатано в «Одесских новостях», 1903, 17 марта); появилось и «письмо» босяков («Волынь», 1903, 10 марта, автор скрылся под псевдонимом Омега).

**************************************

Большим огорчением для Андреева стал отрицательный отзыв о «Бездне» Л. Н. Толстого: «Ведь это ужас!.. Какая грязь, какая грязь!.. Чтобы юноша, любивший девушку, заставший ее в таком положении и сам полуизбитый — чтобы он пошел на такую гнусность!.. Фуй!.. И к чему это все пишется?.. Зачем?..»

«Письмо» Немовецкого и явилось в известной степени объяснением Андреева с Л. Н. Толстым.

 Андреев писал критику А. А. Измайлову: «Читали, конечно, как обругал меня Толстой за «Бездну»? Напрасно это он —

«Бездна» родная дочь его «Крейцеровой сонаты», хоть и побочная. … Вообще попадает мне за «Бездну», — а мне она нравится. Вот пойди тут-то. В ней есть одно драгоценное свойство: прямота. Оттого я некоторое время и боялся ее печатать, а теперь жалею, что не могу ее напечатать сто раз подряд».

  М. Горький в развернувшейся полемики встал на сторону Андреева. Не соглашаясь с М. Горьким, Вл. И. Немирович-Данченко писал ему: «Прочел наконец и «Бездну» Андреева, о которой так много говорили…  Я не верю финалу «Бездны». Это уродство, каких немало в человеческой жизни, а не бездна, как ее хочет понимать Андреев. Впрочем, я и в такое уродство не верю. Почему мне кажется, что Андреев не доверяет своему дарованию и измышляет сюжеты, точно подыскивает дерзко-курьезных? Положительно, он больше выдумывает, чем наблюдает (кроме природы, которую хорошо чувствует)» . Впоследствии в пору разрыва с Андреевым М. Горький пересмотрел свою оценку и «Бездны».

*******************************************

Ну и комментарий Дмитрия Быкова об этом рассказе:

«Говорили с другом про рассказ «Бездна» Андреева. Друг считает, что в нём нет ничего, кроме реализма. А Толстой утверждает обратное и ругает Андреева. Что же схвачено в этом рассказе?»

В этом рассказе, о котором сам Андреев говорил: «Будьте любезны, не читайте «Бездны»… Ну, помните, там гимназист Немовецкий гуляет с Зиночкой. Потом на них нападают, насилуют Зиночку, оглушают Немовецкого. А когда он приходит в себя и видит растерзанную лежащую перед ним Зиночку — это так его возбуждает, что он приваливается к ней и тоже начинает её насиловать тут же. Благо, она без сознания.

Может такое быть или нет? Я думаю, что здесь Андреев коснулся очень важной темы — темы виктимности, конечно. И эта виктимность, жертвенность, вид жертвы — это привлекательно для людей определённого плана. И в этом есть какой-то мощный сексуальный зов. Думаю, что здесь Андреев угадал очень опасную тенденцию. Надо сказать, что этот рассказ-то — в общем-то, притча. И конечно, речь идёт здесь о более широком, что ли, вопросе, нежели просто участие в групповом изнасиловании. Да, конечно, здесь эротические коннотации тоже есть, но суть рассказа, разумеется, не в них.

Проблема здесь в том, что зло, вот эта бездна — это вещь чрезвычайно заразительная; что наблюдая за злом, видя его легитимность, его разрешённость, люди чрезвычайно охотно в это вовлекаются. Вот в чём проблема. И это объясняет очень часто феномен, скажем, коллективной травли, когда на ваших глазах насилуют беззащитную или мучают беззащитную, или травят кого-то. Эта беззащитность вас провоцирует — и вы начинаете оргиастически принимать участие в этой вакханалии насилия.

Так что Андреев поймал очень чётко один из самых страшных инстинктов толпы.

Конечно, «Бездна» слишком истерична и, пожалуй, физиологична. Но, с другой стороны, наблюдение, самонаблюдение, конечно, очень точное.

Бездна
Жанр: рассказ
Автор: Леонид Андреев
Язык оригинала: русский
Дата написания: 1901-1902
Текст произведения
в Викитеке

У этого термина существуют и другие значения, см. Бездна. «Бездна»
— нашумевший рассказ Леонида Андреева. Произведение было написано в конце 1901 года.

Сюжет

Студент Немовецкий гуляет по лесу со своей возлюбленной Зиной. Постепенно темнеет и выясняется, что молодые люди потерялись. Они долгое время бродят и оказываются около поля, где на них нападают местные бродяги. Зина убегает в лес, а Немовецкий пытается дать отпор, однако нападающие без труда избивают его, оставляют на дороге без сознания и устремляются за девушкой. В лесу они ловят её и насилуют.

Спустя определенное время герой приходит в себя и начинает искать Зину. По клочкам одежды Немовецкий вскоре выходит к тому месту, где лежит голое тело возлюбленной. Зина жива, но без сознания. В состоянии нервного срыва он начинает прикасаться к ней, шептать слова любви, целовать и… «чёрная бездна поглотила его

».

[править] Отзывы

Невероятно нужная книга. Особенно в такое время, когда, казалось бы, самое неоспоримое переворачивается с ног наголову.

.

Как отметил в предисловии к повести Евгений Сидоров, автор «ставит на первое место культурное целое, которое должно перевесить все преступления отечественных предателей, давших присягу, как они думали, будущим освободителям»[7]. Так же отмечалось, что совмещение рассказа и документалистики роднит произведение с романом Анатолия Кузнецова «Бабий Яр»[8].

Реакция общественности и критиков

Финал рассказа произвёл ошеломляющее впечатление на читателей и критиковК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 4401 день

]. Постепенно шум вокруг
«Бездны»
приобрёл значение литературно-общественного скандала. Это заставило автора выступить в печати с объяснениями[
какими?
] намерений и идейного замысла произведения. Просьба писателя помнить свои корни и строить жизнь с оглядкой на это вызвала ещё больший скандал. Позднее для успокоения читателей Леонид Андреев обещал написать
«Антибездну»
, однако этого не произошло.

[править] Содержание

Повесть делится на 3 условные части.

В первой части приводятся документы, показания советских и немецких свидетелей, приказы командам СС на выявление и полное уничтожение советских партизан и просто подозрительных лиц, доносы жителей захваченных поселков друг на друга, а так же обычные отчеты и донесения гитлеровских верхов о разных мелочах, включая обстановку на оккупированной территории.

Вторая часть повествует о действиях зендеркоманды CC 10-а в Краснодаре и Харькове. В начальной сцене рассказывается о прибытии отделения СС 10-а во главе Курта Трумборна в ейский детский дом для детей с костным туберкулезом, и об эвакуации детей для их дальнейшей чистки. Дальше по мере содержания раскрывается биография девяти участников зондеркоманды СС 10-А (Вейха, Скрипкина, Еськова, Жирухина, Сухова, Трумбона и т.д.) и кратко рассказывается об их преступлениях на оккупированной земле.

В третью часть помещен сам судебный процесс, допрос каждого обвиняемого, включая Вальтера Биркампа. Заканчивается повесть рассуждением писателя о бессмысленности нацистского строя[6].

Факты

  • В редакции журналов «Курьер», «Одесские новости» и «Волынь» приходили письма с подписями «Немовецкий»
    ,
    «Жена Немовецкого»
    и
    «Босяки»
    . Ответственность за первую подпись взял сам Леонид Андреев, за последующие — В. Жаботинский и автор под псевдонимом «Омега».
  • Иван Бунин и Максим Горький дали рассказу самые лестные оценки. Лев Толстой, напротив, остался огорченным. Последнее тяжело переживал и сам Андреев. Ему казалось, что «Бездна» родственно близка «Крейцеровой сонате».
  • Андреев любил говорить в шутку, что будет писать на заборах: «Будьте любезны — не читайте „Бездны“!»
  • Интерес к «Бездне» в критике снова возвращается, когда в конце 1902 года Андреев публикует рассказ «В тумане».

[править] Предыстория

К написании повести, как рассказывал Гинзбург, его подтолкнули военные документы, обличающие зверства немецких и отечественных карателей из гитлеровской зондеркоманды СС 10-а, суд над которыми прошел в 1943 году в только что освобожденном от фашистов Краснодаре[3]. Однако многим удалось избежать наказания и скрываться длительное время. Так об этом говорит автор:

«Одни затерялись в глухих, отдаленных местах; другие, выдав себя за вспомогательных служащих, непричастных к массовым зверствам, смогли обмануть следствие и отделались сравнительно легкими наказаниями; третьи отступили вместе с немцами на территорию Германии и других стран и осели там под видом перемещенных лиц. В конце 1962 — начале 1963 года Управлением Комитета государственной безопасности по Краснодарскому краю в разных городах Советского Союза были арестованы девять человек, дело по обвинению которых и рассматривалось в октябре 1963 года Военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа.»

По словам писателя, ему была предоставлена возможность ознакомиться с материалами дела, присутствовать на допросах во время предварительного следствия, а так же быть свидетелем самого процесса суда[4]. Кроме этого, писателем было предпринято путешествие по тем местам, где когда-то оседали беглецы, включая Таганрог , Краснодар, Ставрополь, Новосибирск[5].

Экранизации

  • В 1989 году режиссёром Владимиром Уфимцевым был снят короткометражный фильм «Зверь ликующий» по мотивам рассказа «Бездна» (в главных ролях — Елена Костицына и Евгений Миронов).
  • В 1995 году режиссёром и сценаристом Еленой Маликовой был снят короткометражный фильм «Бездна» по мотивам одноимённого рассказа.
  • В 2009 году в СПбГУКиТе режиссёр Илья Северов снял короткометражный фильм «

    Рассказы Бездна · Стена · В тумане · Мысль · Красный смех · Рассказ о семи повешенных · Кусака
    Драматургия К звёздам · Жизнь человека · Савва · Царь Голод · Анатэма · Дни нашей жизни · Gaudeamus · Екатерина Ивановна · Мысль

[править] Примечания

  1. Роман-газета : М. Художественная литература, 1966 № 21 (369)
  2. Гинзбург, Л. В.
    Бездна. Повествование, основанное на документах. — М., Советский писатель, 1967 — 279 с.
  3. Интервью с женой писателя, Бибисой Дик-Киркилло в жернале Знамя (изд.344, 1985, стр.14)
  4. Гинзбург Л.В. «Бездна», стр.4.
  5. Там же, стр.5
  6. «В одном из архивов мной обнаружен любопытный документ — свидетельство того, что в фашистских «верхах», да и в «низах», еще до войны, а особенно в первые ее месяцы всерьез обсуждались две «концепции» будущего управления побежденной Россией. Обе «концепции» предусматривали полное порабощение советского народа, убийство миллионов людей, ликвидацию Советского Союза и расчленение его территории и т. д., однако между авторами различных проектов существовали некоторые тактические разногласия. Наиболее оголтелые и нетерпеливые предлагали сразу же расстрелять или отправить в душегубки большую часть населения. Другие же считали, что нужно на первых порах действовать осторожнее». Лев Гинзбург. Бездна, М.: Советский писатель,1966. стр. 63.
  7. Евгений Сидоров. В защиту человечности и культуры (предисловие к повести Л.В.Гинзбурга «Бездна»)
  8. Бертош О.Е. О литературном направлении отчетной прозы./Очерки по истории и языковедению. Знамя, № 2. 2019

Отрывок, характеризующий Бездна (рассказ)

– Ругай! Ругаюшка! Чистое дело марш! – закричал в это время еще новый голос, и Ругай, красный, горбатый кобель дядюшки, вытягиваясь и выгибая спину, сравнялся с первыми двумя собаками, выдвинулся из за них, наддал с страшным самоотвержением уже над самым зайцем, сбил его с рубежа на зеленя, еще злей наддал другой раз по грязным зеленям, утопая по колена, и только видно было, как он кубарем, пачкая спину в грязь, покатился с зайцем. Звезда собак окружила его. Через минуту все стояли около столпившихся собак. Один счастливый дядюшка слез и отпазанчил. Потряхивая зайца, чтобы стекала кровь, он тревожно оглядывался, бегая глазами, не находя положения рукам и ногам, и говорил, сам не зная с кем и что. «Вот это дело марш… вот собака… вот вытянул всех, и тысячных и рублевых – чистое дело марш!» говорил он, задыхаясь и злобно оглядываясь, как будто ругая кого то, как будто все были его враги, все его обижали, и только теперь наконец ему удалось оправдаться. «Вот вам и тысячные – чистое дело марш!» – Ругай, на пазанку! – говорил он, кидая отрезанную лапку с налипшей землей; – заслужил – чистое дело марш! – Она вымахалась, три угонки дала одна, – говорил Николай, тоже не слушая никого, и не заботясь о том, слушают ли его, или нет. – Да это что же в поперечь! – говорил Илагинский стремянный. – Да, как осеклась, так с угонки всякая дворняшка поймает, – говорил в то же время Илагин, красный, насилу переводивший дух от скачки и волнения. В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время. Дядюшка сам второчил русака, ловко и бойко перекинул его через зад лошади, как бы упрекая всех этим перекидыванием, и с таким видом, что он и говорить ни с кем не хочет, сел на своего каураго и поехал прочь. Все, кроме его, грустные и оскорбленные, разъехались и только долго после могли притти в прежнее притворство равнодушия. Долго еще они поглядывали на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел за ногами лошади дядюшки. «Что ж я такой же, как и все, когда дело не коснется до травли. Ну, а уж тут держись!» казалось Николаю, что говорил вид этой собаки. Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним. Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке. – И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке.

Леонид Андреев — Бездна

prose_rus_classic Леонид Николаевич Андреев Бездна В книге представлены рассказы одного из самых популярных писателей Россия конца XIX — начала XX веков. Они рисуют картину духовной жизни человека переходной эпохи, очень похожей на ту, которую мы переживаем сегодня. Эти произведения будут интересны всем, кто любит великую русскую литературу, открывающую читателю неограниченные возможности самопознания.

1902 ru glassy FB Tools, FB Editor v2.0 2005-09-21 https://www.leonidandreev.ru/ E84BB72B-1528-47DD-90C7-6D9BB83ED2EB 1.1 1998

Леонид Николаевич Андреев

Бездна

I

Уже кончался день, а они двое все шли, все говорили и не замечали ни времени, ни дороги. Впереди, на пологом холме, темнела небольшая роща, и сквозь ветви деревьев красным раскаленным углем пылало солнце, зажигало воздух и весь его превращало в огненную золотистую пыль. Так близко и так ярко было солнце, что все кругом словно исчезало, а оно только одно оставалось, окрашивало дорогу и ровняло ее. Глазам идущих стало больно, они повернули назад, и сразу перед ними все потухло, стало спокойным и ясным, маленьким и отчетливым. Где-то далеко, за версту или больше, красный закат выхватил высокий ствол сосны, и он горел среди зелени, как свеча в темной комнате; багровым налетом покрылась впереди дорога, на которой теперь каждый камень отбрасывал длинную черную тень, да золотисто-красным ореолом светились волоса девушки, пронизанные солнечными лучами. Один тонкий вьющийся волос отделился от других и вился и колебался в воздухе, как золотая паутинка.

И то, что впереди стало темно, не прервало и не изменило их разговора. Такой же ясный, задушевный и тихий, он лился спокойным потоком и был все об одном: о силе, красоте и бессмертии любви. Оба они были очень молоды: девушке было всего семнадцать лет, Немовецкому на четыре года больше, и оба они были в ученической форме: она в скромном коричневом платье гимназистки, он в красивой форме студента-технолога. И как и речь, все у них было молодое, красивое и чистое: стройные, гибкие фигуры, словно пронизанные воздухом и родные ему, легкая упругая поступь и свежие голоса, даже в простых словах звучавшие задумчивой нежностью, так, как звенит ручей в тихую весеннюю ночь, когда не весь еще снег сошел с темных полей.

Они шли, сворачивали там, где сворачивала незнакомая дорога, и две длинные, постепенно утончающиеся тени, смешные от маленьких головок, то раздельно двигались впереди, то сбоку сливались в одну узкую и длинную, как тень тополя, полосу. Но они не видели теней и говорили, и, говоря, он не сводил глаз с ее красивого лица, на котором розовый закат точно оставил часть своих нежных красок, а она смотрела вниз, на тропинку, отталкивала зонтиком маленькие камешки и следила, как из-под темного платья равномерно выдвигался то один, то другой острый кончик маленькой ботинки.

Дорогу пересекла канава с пыльными, обвалившимися от ходьбы краями, и они на миг остановились. Зиночка подняла голову, обвела вокруг затуманенным взглядом и спросила:

— Вы знаете, где мы? Я здесь ни разу не была.

Он внимательно оглядел местность.

— Да, знаю. Там, за этим бугром, город. Давайте руку, я вам помогу.

Он протянул руку, нерабочую руку, тонкую и белую, как у женщины. Зиночке было весело, ей хотелось перепрыгнуть канаву самой, побежать, крикнуть: «Догоняйте!» — но она сдержалась, слегка, с важной благодарностью наклонила голову и немного боязливо протянула руку, сохранившую еще нежную припухлость детской руки. А ему хотелось до боли сжать эту трепетную ручку, но он также сдержался, с полупоклоном, почтительно принял ее и скромно отвернулся, когда у всходившей девушки слегка приоткрылась нога.

И снова они шли и говорили, но головы их были полны ощущением на минуту сблизившихся рук. Она еще чувствовала сухой жар его ладони и крепких пальцев; ей было приятно и немного совестно, а он ощущал покорную мягкость ее крохотной ручки и видел черный силуэт ноги и маленькую туфлю, наивно и нежно обнимавшую ее. И было что-то острое, беспокойное в этом немеркнущем представлении узкой полоски белых юбок и стройной ноги, и несознаваемым усилием воли он потушил его. И тогда ему стало весело, и сердцу его было так широко и свободно в груди, что захотелось петь, тянуться руками к небу и крикнуть: «Бегите, я буду вас догонять», — эту древнюю формулу первобытной любви среди лесов и гремящих водопадов.

И от всех этих желаний к горлу подступали слезы.

Длинные, смешные тени исчезали, и дорожная пыль стала серой и холодной, но они не заметили этого и говорили. Оба они прочли много хороших книг, и светлые образы людей, любивших, страдавших и погибавших за чистую любовь, носились перед их глазами. В памяти воскресали отрывки неведомо когда прочитанных стихов, в одежду звучной гармонии и сладкой грусти облекавших любовь.

— Вы не помните, откуда это? — спрашивал Немовецкий, припоминая: — «…и со мною снова та, кого люблю,[1] — от которой скрыл я, не сказав ни слова, всю тоску, всю нежность, всю любовь мою…»

— Нет, — ответила Зиночка и задумчиво повторила:

«Всю тоску, всю нежность, всю любовь мою…»

— Всю любовь мою, — невольным эхом откликнулся Немовецкий.

И снова они вспоминали. Вспоминали чистых, как белые лилии, девушек, надевавших черную монашескую одежду, одиноко тоскующих в парке, засыпанном осенней листвой, счастливых в своем несчастье; они вспоминали и мужчин, гордых, энергичных, но страдающих и просящих о любви и чутком женском сострадании. Печальны были вызванные образы, но в их печали светлее и чище являлась любовь. Огромным, как мир, ясным, как солнце, и дивно-красивым вырастала она перед их глазами, и не было ничего могущественнее ее и краше.

— Вы могли бы умереть за того, кого любите? — спросила Зиночка, смотря на свою полудетскую руку.

— Да, мог бы, — решительно ответил Немовецкий, открыто и искренно глядя на нее. — А вы?

— Да, и я, — она задумалась. — Ведь это такое счастье: умереть за любимого человека. Мне очень хотелось бы.

Их глаза встретились, ясные, спокойные, и что-то хорошее послали друг другу, и губы улыбнулись. Зиночка остановилась.

— Постойте, — сказала она. — У вас на тужурке нитка.

И доверчиво она подняла руку к его плечу и осторожно, двумя пальцами сняла нитку.

— Вот! — сказала она и, став серьезной, спросила: — Отчего вы такой бледный и худой? Вы много занимаетесь, да? Не утомляйте себя, не надо.

— У вас глаза голубые, а в них светлые точечки, как искорки, — ответил он, рассматривая ее глаза.

— А у вас черные. Нет, карие, теплые. И в них…

Зиночка не договорила, что в них, и отвернулась. Лицо ее медленно краснело, глаза стали смущенные и робкие, а губы невольно улыбались. И, не ожидая улыбающегося и чем-то довольного Немовецкого, она тронулась вперед, но скоро остановилась.

— Смотрите, солнце зашло! — с грустным изумлением воскликнула она.

— Да, зашло, — с внезапной, острой грустью отозвался он.

Свет погас, тени умерли, и все кругом стало бледным, немым и безжизненным. Оттуда, где раньше сверкало раскаленное солнце, бесшумно ползли вверх темные груды облаков и шаг за шагом пожирали светло-голубое пространство. Тучи клубились, сталкивались, медленно и тяжко меняли очертания разбуженных чудовищ и неохотно подвигались вперед, точно их самих, против их воли, гнала какая-то неумолимая, страшная сила. Оторвавшись от других, одиноко металось светлое волокнистое облачко, слабое и испуганное.

II

Щеки Зиночки побледнели, губы стали красными, почти кровавыми, зрачок неприметно расширился, затемнив глаза, и она тихо прошептала:

— Мне страшно. Тут так тихо. Мы заблудились?

Немовецкий сдвинул густые брови и пытливо оглядел местность.

Без солнца, под свежим дыханием близкой ночи, она казалась неприветливой и холодной; во все стороны раскидывалось серое поле с низенькой, словно притоптанной травой, глинистыми оврагами, буграми и ямами. Ям было много, глубоких, отвесных и маленьких, поросших ползучей травой; в них уже бесшумно залегала на ночь молчаливая тьма; и то, что здесь были люди, что-то делали, а теперь их нет, делало местность еще более пустынной и печальной. Там и здесь, как сгустки лилового холодного тумана, вставали рощи и перелески и точно выжидали, что скажут им заброшенные ямы.

  • Рассказ леонардо да винчи на английском языке с переводом
  • Рассказ леня голиков читать
  • Рассказ ленька пантелеев читать
  • Рассказ ленька любимец ребят
  • Рассказ ленин и печник