Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Леонид Пантелеев — это русский советский писатель (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев).[3] Детство писателя выдалось трудным, так как выпало на Октябрьскую революцию и годы гражданской войны. Из-за голода, болезни, разлучения с семьей, бродяжничества он начал воровать. Его поймали и отправили в республику ШКиД, где познакомился с Гришей Белым, в будущем соавтором повести «Республики ШКиД», которая делает Пантелеева известным. Тяжелое детство стало основанием выбора тематики его произведений. Таких как беспризорничество, воровство, честность, тема совести, тема подвига и др. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль».[4] Леонид Пантелеев вносит вклад в развитие жанра автобиографических произведений. Одним из таких произведений стал рассказ «Честное слово». В 1941 году редколлегия журнала «Костер» обратилась к писателям с просьбой ответить детям на вопрос, что такое честь. Тогда Леонид вспомнил свою историю из детства и написал рассказ, который вошел в его сборник детских рассказов, а позже был экранизирован.[3]
Тема рассказа честь. Автор пытается донести до детей понятие этого слова. Что такое честь? В словаре Ожегова дается такое определение: честь – это достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы [5]. Значит, автор в своем произведении хочет научить детей моральным качествам, таким как честь, верность своему слову, сила воли. В рассказе ярко выражен конфликт — столкновение хрупкого мира детства с суровой реальностью. Маленький мальчик не оставляет свой «пост», потому что в игре дал слово стоять здесь, пока его не снимут с поста. Но как бы поступил взрослый? Этот проблемный вопрос ставит перед нами автор.
Сюжет рассказа таков: произведение начинается с экспозиции. Повествователь сидит в саду и читает книгу. Далее следует завязка — мужчина увидел плачущего мальчика. Он узнает, что мальчик дал честное слово и не может покинуть свой пост. Кульминация выражается в поиске военного для освобождения мальчика. Автор держит читателя в напряжении. Отыщет ли мужчина военного или уйдет домой? И что будет, если ему не встретится военный? Мы можем только догадываться, что чувствовал мальчик в тот момент. Поверил ли он прохожему? Боялся ли он, что тот бросит его как «большие ребята»? К счастью, мужчина находит военного на остановке и тот соглашается спасти бедного мальчика. Заканчивается рассказ тем, что Майор разрешает караульному оставить пост. И мальчик, не боясь темноты, идет домой.
Внешние черты мальчика даются очень кратко. Мы узнаем, что ему лет семь или восемь. Повествователь запомнил лишь его маленький веснушчатый нос. Можно понять, что мальчик из небогатой семьи по его коротеньким штанишкам. Но автор хорошо раскрывает характер мальчика в его поступках. Мы наблюдаем сильный, волевой характер « — Давай пошли, — сказал я ему. – Не могу. Я – часовой».[1] Мальчик не испугался темноты, и пусть он плакал, но он не покинул свой пост «Около стены стоял мальчик, опустив голову, громко и безутешно плакал».[1] Конечно, в чем-то он наивен. Он воспринял игру очень серьезно, и поверил ребятам. И он не винил их, он лишь думал, что они просто забыли о нем « — Стою-стою, а они не идут. – А давно они тебя сюда поставили? – Еще светло было. – Так, где же они? – Я думаю, -они ушли. Забыли. »[1] Мальчик очень серьезно относится к честности. Он дал слово, что не уйдет и не мог его нарушить. « — Так чего же ты тогда стоишь? – Я честное слово сказал».[1] Естественно мальчику было страшно, что он останется один в темноте в саду. Он испытал радость и облегчение от того, что прохожий помог ему в его ситуации. «Он обрадовался, даже вскликнул от радости.», «-Есть, товарищ Майор. Приказано оставить пост. И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся».[1] Повествователь был восхищен силой воли мальчика, его крепким словом, смелостью, стойкостью. Он назвал его настоящим человеком.
Действие рассказа происходит в саду. Изображение природы не дается, так как она не несет никакой смысловой нагрузки в этом произведении.
Рассказ небольшой. Повествуется от лица персонажа. Он рассказывает читателям о происшедшем событии с ним. Автор показывает нам внутренние рассуждения взрослого, когда тот встречает мальчика «— Я честное слово сказал. Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять».[1]Мы видим, что взрослый вряд ли стал бы держать слово. И поступок мальчика заставил его задуматься, что слово нужно держать, а в игре или нет – это неважно. Произведение написано простым и понятным языком. Для того, чтобы читатель смог лучше представить ситуацию. В рассказе используется эпитет «счастливая мысль».[1] Эпитет использует рассказчик, когда ему приходит идея, как освободить мальчика. Автор использует его, чтобы выразить всё неравнодушие взрослого к проблеме ребенка. Он искренне искал военного для освобождения караульного. Повествователь стал более счастливым, оттого что помог настоящему человеку. Также в рассказе встречается фразеологизм «несолоно хлебавши»[1], когда повествователь собирался возвращаться в сад, так никого и не найдя. Автор использует его для того, чтобы показать, как взрослый очень хотел помочь мальчику, но тот ничего не добился. Чтобы показать смелость мальчика, автор употребляет градацию и повтор «не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей».[1]
Рассказ Леонида Пантелеева актуален и на сегодняшний день. Он актуален как для детей, так и для взрослых. Дети из-за неопытности не знают что такое честь, верность слову, сила воли, а взрослые забывают об этом или игнорируют это. Думаю, что не каждый взрослый, дав простое честное слово, будет стоять весь день на карауле. А в этом мальчике столько силы духа, стойкости, совести, а главное чести, что взрослому становится стыдно за свое равнодушие к честному слову.
Произведение встречается в учебнике «Литературное чтение» для 3 класса, авторами которого являются Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, по программе Эльконина- Давыдова.[2] Дети в 3 классе только знакомятся с взрослым миром. У них начинают формироваться свои ценности и принципы, свое мировоззрение и свое мнение на окружающую действительность. Рассказ «Честное слово» заставляет детей задуматься о важных моральных качествах, о своей жизненной позиции. Дети видят, что можно быть героем, не совершая великих подвигов, а нужно всего лишь быть настоящим человеком, для которого данное слово не является пустым.
Список литературы:
-
Пантелеев Л. Честное слово /Л. Пателеев– М.: Россия, 2011. – 96 с.
-
Кудина Г.Н. Литературное чтение / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская – М.: Оникс, 2008. — 96 с.
-
Свободная энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 19.12.2016).
-
Учат в школе: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: http://uchat-v-shkole.ru (Дата обращения: 19.12.2016).
-
Словарь Ожегова / Толковый словарь русского языка: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: http://www.ozhegov.org (Дата обращения: 19.12.2016).
Написал рассказ «Честное слово» Пантелеев. Краткое содержание не только перескажет произведение, но и позволит читателям ознакомиться с основными выводами.
Те, кто давно стали взрослыми, читали в детстве рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» (1941). Их детям и внукам только предстоит познакомиться с этим интересным произведением, узнать о мальчике, который заслуживает уважения. Удачный приём автора заключается в том, что он даже не знал, как зовут героя его рассказа, ведь это не столь важно. Главное, что хотел донести до читателя Пантелеев, это то, что вот такие ребята, которые держат своё слово, достойны уважения не только среди своих сверстников, но и среди взрослых.
«Честное слово», Пантелеев: краткое содержание, начало
Начинается рассказ с того, что автор говорит о том, что он даже не успел узнать у мальчика, с которым он случайно встретился, его имя. Автор запомнил, что это был ребёнок лет 7-8, с веснушками на носу. Повествование идёт от первого лица. Леонид Пантелеев рассказывает, что как-то он пошёл в парк на Васильевском острове и зачитался там интересной книгой. Потом он услышал вдали звон колокольчика и понял, что это сторож приглашает запоздавших посетителей на выход. Уже начало смеркаться. Быть может, те, кто не читали это произведение, сейчас подумали, почему назвал свой рассказ «Честное слово» Пантелеев? Краткое содержание скоро ответит на этот вопрос.
Знакомство с главным героем
Когда писатель встал со скамьи и пошел к выходу, то услышал тихий детский плач. Он пошёл на звук и увидел маленького мальчика, тот стоял около небольшого здания и плакал. Пантелеев спросил, почему ребенок плачет и не идёт домой? Мальчик сказал, что он не может, так как стоит на часах. Ребёнок рассказал, что большие мальчики позвали его играть в войну и сказали, что он должен охранять склад. Главный герой пообещал им — он никуда не уйдёт и дал честное слово. Пантелеев, краткое содержание рассказа ответили на вопрос, который интересовал читателя с самого начала. Вот почему назвал так свой рассказ автор. Парень сказал, что теперь ему может разрешить покинуть свой пост только военный. Тогда писатель побежал в сторону ворот, чтобы найти такого человека.
Пантелеев, «Честное слово»: главная мысль
За воротами парка он увидел майора, который собирался сесть в трамвай. Пантелеев быстро объяснил ему ситуацию, и два взрослых человека побежали в сад на помощь ребёнку. Малыш по-прежнему тихонько плакал, но так и не покинул свой пост, ведь он дал честное слово. Он хотел кушать, устал, но чувство долга было сильнее. Главная мысль рассказа – это несомненное чувство долга, верность своему слову, сила духа.
Майор сказал ребёнку, что приказывает тому покинуть свой пост. Мальчик посмотрел на него и, когда понял, что тот действительно является военным, то ответил радостно, что он сержант и понял приказ. Все трое успели покинуть сад перед тем, как сторож запер его. Мальчик сказал, он не боится и сам добежит до дома. В этом не приходится сомневаться. Такому человеку действительно ничего не страшно. Автор не сомневается — из такого ребёнка вырастет отличный человек.
Интересный рассказ написал Леонид Пантелеев. «Честное слово» учит верности своему обещанию, мужеству, героизму.
Краткое содержание «Честное слово»
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 410.
Обновлено 28 Сентября, 2022
О произведении
Рассказ «Честное слово» Пантелеева был написан в 1941 году. Это произведение о маленьком мальчике, который, играя с ребятами, не хотел покидать свой пост, даже когда товарищи позабыли о нём и разошлись по домам.
Произведение показывает, что, если у человека, даже маленького, есть внутренний стержень, желание сдержать честное слово, он вызывает уважение и восхищение.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Честное слово» на нашем сайте. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 3 классе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят в 1940-х годах в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове.
Главные герои
- Мальчик – мальчик лет семи-восьми, смелый, отважный, принципиальный, с огромной силой воли.
Другие персонажи
- Рассказчик – посторонний мужчина, добрый, чуткий, деликатный.
- Майор – молодой военный, отзывчивый и добрый.
Краткое содержание
Однажды летом автор забрел в сад на Васильевском острове и сел читать интересную книгу. Он «засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер»
. Стало темнеть, и мужчина поспешил покинуть сад, который могли закрыть в любую минуту. Неожиданно он услышал, как «где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет»
.
Мужчина свернул на боковую дорожку и возле будки увидел плачущего ребенка. Это был мальчик лет восьми в коротеньких штанишках, которые «держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе»
. Автор принялся расспрашивать мальчика о причине его слез, но тот упорно отмалчивался. Когда же мужчина взял его за руку, чтобы отвести к родителям, мальчик вырвался и наотрез отказался покидать свое место. Он признался, что стал играть с незнакомыми ребятами в войну. Те дали ему задание – охранять вымышленный пороховой склад, который хранился в будке. Мальчик дал честное слово, что не уйдет, и уже долгое время ответственно стоял на своем посту. Он признался, что те ребята, скорее всего, забыли о нем и разошлись по домам.
Услышав эту историю, рассказчик хотел было засмеяться, но вовремя спохватился. Этот мальчик был прав: «если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни»
. Мужчина задумался, как выйти из затруднительного положения. Он предложил проголодавшемуся мальчику постоять на часах вместо него, но тот отказался. Тогда рассказчик решил найти какого-нибудь военного, чтобы тот мог снять с караула настойчивого мальчишку. На трамвайной станции он заметил молодого кавалерийского майора и объяснил ему сложившуюся ситуацию.
Майор поспешил вслед за рассказчиком. Увидев мальчика, он поинтересовался его званием, а затем приказал оставить пост. Тогда «мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки»
и с огромной радостью выполнил этот приказ. Майор похвалил его, сказав, что из него «выйдет настоящий воин»
. Рассказчик же решил, что когда этот мальчик вырастет, то «это будет настоящий человек»
.
И что в итоге?
Мальчик — получив «приказ» от майора, наконец-то покидает пост.
Рассказчик — приводит военного к мальчику, чтобы тот мог уйти с поста и пойти домой.
Майор — приказывает мальчику покинуть пост.
Заключение
Рассказ Пантелеева учит быть смелым, ответственным, уметь держать свое слово при любых обстоятельствах. Кроме того, автор показывает, как важно с уважением относиться к людям, в том числе и к маленьким детям.
После ознакомления с кратким пересказом «Честное слово» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Александра Шиловская
10/10
-
Наталья Понкратова
8/10
-
Татьяна Никифорова
7/10
-
Ирина Дорофеева
10/10
-
Руслан Кузнецов
10/10
-
Сережа Киселев
10/10
-
Вера Власова
9/10
-
Рита Шумейко
10/10
-
Наташа Литвиненко
8/10
-
Надя Петренко
8/10
Рейтинг пересказа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 410.
А какую оценку поставите вы?