Лесные подарки
Помой с огородов девочки пошли не по дороге, а прямо через лесок. Снежок тоже побежал за ними. А Дёмушка остался с ребятишками – ему ещё не хотелось уходить с огородов.
В лесу было тихо и нарядно. Ёлки густо зеленели. В берёзках светились светло-золотые искорки. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.
Тане вспомнилось, как дедушка сказал: «Вот уж осень деревья красит».
Она шла потихоньку и оглядывалась по сторонам – вот бы подсмотреть, как это осень ходит по лесу да красит деревья!
– Ух ты, опят сколько! – крикнула Алёнка. – Танюшка, беги сюда!
Таня подбежала к Алёнке. А там стоял высокий пенёк, весь усаженный жёлтыми грибами опёнками. Они росли кучками – и побольше, и поменьше, и совсем маленькие, как горошины.
– Целую корзину набрать можно! – сказала Таня.
– А у нас никакой корзинки нету, – сказала Алёнка. – Эх, жалко!
– Корзинки нету, зато фартук есть! – ответила Таня.
Она сняла свой голубой фартук и расстелила его на земле.
Девочки собрали грибы в фартук, завязали его узелком и пошли дальше.
На полянке им встретился широкий ореховый куст. Среди его шершавых листьев висели орешки в зелёных обёрточках – по одному, по двойке, по тройке.
Таня и Алёнка положили узелок с грибами на траву, а сами стали рвать орехи.
– А орехи куда будем класть? – спросила Алёнка.
– Орехи – тоже в фартук, – ответила Таня.
Много орехов нарвали, а ещё больше осталось на кусте. Но куст очень высокий, верхних веток никак не достанешь.
Девочки пошли домой. На опушке они увидели рябину. А на рябине, словно пригоршни красных бус, висели тугие красные ягоды.
– Алёнка, нарвём?
– Нарвём, конечно.
– А класть куда?
– Да тоже в фартук положим. Дома разберёмся.
И рябины нарвали. Да ещё по пути Таня не утерпела – наломала красных осиновых веток. Уж очень они были красивы!
Так и шли с лесными подарками: с грибами, с орехами, с рябиной. А когда вышли на поле, то над ними в хрустальном воздухе тихо плыли и светились радужные осенние паутинки.
Таня и Алёнка пришли домой, сели на крылечко и стали делать из рябины ожерелья. Они взяли у бабушки клубок суровых ниток и толстую иголку, нанизали на нитки ягоды и надели себе на шею.
– Я пойду бабушке покажусь, – сказала Таня.
Ей хотелось, чтобы бабушка посмотрела, какая она нарядная.
Но в это время пришёл Дёмушка.
– Дайте рябинки! – попросил он.
– Опоздал, – ответила Алёнка, – мы всю рябину на бусы нанизали.
– Ну, тогда я бусинку оторву! – сказал Дёмушка.
И оторвал от Алёнкиного ожерелья несколько рябиновых бусинок.
– Ты что делаешь! – закричала на него Алёнка.
А Таня вскочила:
– Уходи отсюда!
Дёмушка попятился со ступеньки, да оступился и чуть не упал. А чтобы не упасть, схватился за Таню и нечаянно оборвал её красное ожерелье.
– Всё испортил! – чуть не заплакала Таня. – Все бусины раздавил!
Тут на крыльцо вышла бабушка.
– Вы что кричите? – сказала она. – Что не поделили?
– Бабушка, посмотри, он мне бусы оборвал! – пожаловалась Таня.
– Вон и мне сколько бусин смял! – поддержала Таню Алёнка.
– Эх, девчатки, – сказала бабушка, – что ж вы из-за пустого дела столько шуму поднимаете! Дёмушка ещё маленький, что с него взять? А вы уже большие, вы скоро в школу пойдёте. Неужели всё по Дёмушке будете равняться?
Таня и Алёнка взглянули друг на друга. Да, правда, через несколько деньков – в школу! И обе они как-то притихли, призадумались и забыли про свои красные ожерелья.
– Ты что – яблоки рвать? Сейчас дяде Тимофею скажем!
– Я и не рвал даже! – сказал Дёмушка и потёр ладонью свою макушку. – Оно само упало.
Но тут и Таня на него напустилась:
– А зачем ветку трогал? Эх, ты! Дядя Тимофей тебя в сад пустил, а ты его обманываешь, яблоки рвёшь!
Дёмушка ничего не стал отвечать им. Он молча собирал паданцы в подол рубахи. И то яблоко, которое сверху упало, тоже положил и отнёс к шалашу.
Ребятишки собирали да собирали яблоки. Целый ворошок яблок натаскали.
– Вот спасибо! – сказал дядя Тимофей. – Крепко мне помогли сегодня. А за работу возьмите себе яблок – какие вам захочется, какие на вас глядят!
Дёмушка насовал себе в карманы медовых ранеток. Алёнка набрала красных полосатых. А Таня выбрала себе три самых больших яблока. Одно жёлтое, прозрачное – это дедушке. Другое рассыпчатое, красное – это бабушке. Третье золотое, наливное, с румяным бочком – это матери.
– А себе что же? – спросил дядя Тимофей.
Таня улыбнулась:
– А мне больше не надо. Я их и так сегодня много съела.
– Ну, тогда я тебе сам подарю, – сказал дядя Тимофей.
Он снял с дерева грушевое яблочко, самое сладкое, самое душистое, и отдал его Тане.
Вечером все – и бабушка, и дедушка, и мать – пили чай с яблоками и хвалили Таню:
– Вот какая у нас Таня славная помощница растёт!
Как Дёмушка Снежка угощал
На другой день Таня помогала бабушке собирать огурцы в огороде. Все огурцы собрали – одни плети с шершавыми листьями остались на грядках. Бабушка вымыла огурцы и засолила их в большой кадушке.
– Вот и управились с огурцами, – сказала она.
Но на другой день пришла с колхозных огородов грузовая машина. А в машине – полон кузов огурцов.
Сима-огородница сказала:
– Это колхозникам на трудодни будем раздавать, – и велела высыпать их около колхозной кладовой.
– Вот тебе раз! – сказала бабушка. – А я-то думала, что с огурцами управилась… И куда это столько огурцов нынче уродилось!
Пока сгружали огурцы, около машины собрались ребятишки. И не успели ещё борта закрыть, а они уж сидели в кузове, как белые грибы в корзинке.
– А куда это вы поедете, интересно знать? – спросил шофёр.
– Куда ты поедешь, туда и мы! – прокричали ребятишки.
– А может, я в Москву поеду?
– И мы – в Москву!
– Ну, в таком случае сидите хорошенько.
Машина фыркнула, зашумела и пошла. Ребятишки ухватились кто за борт, кто за кабину, а кто прямо на дно кузова сел. Таня и Алёнка прижались к самой кабине и держались друг за друга.
Машина мчалась по укатанной белой дороге, лёгкая, сухая пыль вырывалась из-под задних колёс. Ветер дул навстречу и ерошил волосы. А столбы с проводами так и отсчитывались один за другим вдоль дороги.
– Тань, гляди-ка: Снежок бежит! – вдруг сказала Алёнка.
Снежок и в самом деле бежал за машиной, то и дело чихая от пыли. Но как он ни старался, а машину догнать не мог. Он отставал всё больше и больше и наконец где-то под горкой совсем отстал.
– Ну куда бежит? – сказала Таня. – Наверно, все лапы себе отбил!
Машина слегка затормозила и свернула к огородам. Тут, на огороде, недалеко от дороги, лежали насыпанные горкой огурцы. И тут же, одна на другой, громоздились большие корзины, полные помидоров. Машина подошла к этим корзинам и остановилась.
– Приехали! – крикнул шофёр.
– Вот так Москва! – засмеялась Алёнка. – Грядки да речка, а больше нет ничего.
А Таня молча слезла с машины. Она всё поглядывала на дорогу – не бежит ли Снежок? Этот пёс такой глупый, что и заблудиться может!
В это время две девушки – Клаша Галкина и Маша Фонарёва – принесли ещё одну корзину с помидорами.
– Вот я вам какую ораву привёз! – сказал шофёр. – Они у вас тут сейчас всё поедят!
Но Клаша и Маша только рассмеялись в ответ:
– Пускай едят, на всех хватит – и ещё останется. Возить – не перевозить!
– Куда пойдём, – спросила Алёнка у Тани, – на помидоры или на горох? Или маку поищем?
– Что ты, мак уже собрали давно! – сказала Таня.
– Тогда, может, за подсолнухами сбегаем?
– А я – за помидорами, – решил Дёмушка.
Они пошли вдоль грядок. Помидоры висели на низеньких ветках и почти лежали на земле. Таня шла и выбирала себе помидор:
– Этот не хочу: у него бочок зелёный. Этот не хочу: он ещё маленький. А вот этот возьму: он большой и красный!
– Ешьте, ешьте, ребятишки! – сказала огородница Сима. – Помидоры скоро кончатся, последние снимаем.
– А ребята побежали морковь дёргать! – крикнул Дёмушка. – Я тоже побегу!
– Помидор-то съешь сначала! – сказала Алёнка. – Как уж он всюду торопится, боится опоздать!
Таня и Алёнка съели по хорошему помидору и тоже пошли за морковкой.
Морковь лежала красными кучками среди чёрных разрытых грядок. А рядом стояли ещё не тронутые грядки, пышные и пушистые от морковной зелени. Это поздний сорт, эту морковь дёргать ещё рано. Но Таня всё-таки выдернула одну – вот как захрустела свежая морковка на зубах, будто кусок сахару!
Сходили и за горохом. Но горох не понравился: он стал уже сухой и жёсткий. Потом пробрались через густые свекольные грядки и черед грядки с брюквой – прямо к маковой делянке. Мак уже давно созрел, и давно его собрали. Лишь две или три сухие коричневые головки погромыхивали на ветру. Девочки сломили их и вытрясли из них мак прямо в рот.
Потом их приманили грядки с репой. Как пропустить, как не попробовать! Репка чистая, жёлтая, как мёд. А как откусишь – сладкий сок из неё так и брызнет!
Таня держала репку за зелёный вихор и стряхивала с неё землю. Вдруг она услышала какой-то шум в густой свекольной ботве и оглянулась.
– Алёнка, гляди, – крикнула она, – Снежок прибежал!
Снежок смотрел на них, высунув язык, и мотал хвостом от радости. А Таня и сама очень обрадовалась.
– Прибежал, не заблудился! И как же ты нас в таком большом огороде нашёл?
– Он, наверно, голодный, – сказала Алёнка.
– Да, как же, голодный! – сказал Дёмушка, который тоже пришёл за репкой. – Помидор ему давал – не ест, огурец давал – не ест, брюквину давал – не ест. Вот так голодный!
А Таня засмеялась и сказала:
– Вот ведь какой ты у нас, Снежок, избалованный!
Лесные подарки
Помой с огородов девочки пошли не по дороге, а прямо через лесок. Снежок тоже побежал за ними. А Дёмушка остался с ребятишками – ему ещё не хотелось уходить с огородов.
В лесу было тихо и нарядно. Ёлки густо зеленели. В берёзках светились светло-золотые искорки. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.
Тане вспомнилось, как дедушка сказал: «Вот уж осень деревья красит».
Она шла потихоньку и оглядывалась по сторонам – вот бы подсмотреть, как это осень ходит по лесу да красит деревья!
– Ух ты, опят сколько! – крикнула Алёнка. – Танюшка, беги сюда!
Таня подбежала к Алёнке. А там стоял высокий пенёк, весь усаженный жёлтыми грибами опёнками. Они росли кучками – и побольше, и поменьше, и совсем маленькие, как горошины.
– Целую корзину набрать можно! – сказала Таня.
– А у нас никакой корзинки нету, – сказала Алёнка. – Эх, жалко!
– Корзинки нету, зато фартук есть! – ответила Таня.
Она сняла свой голубой фартук и расстелила его на земле.
Девочки собрали грибы в фартук, завязали его узелком и пошли дальше.
На полянке им встретился широкий ореховый куст. Среди его шершавых листьев висели орешки в зелёных обёрточках – по одному, по двойке, по тройке.
Таня и Алёнка положили узелок с грибами на траву, а сами стали рвать орехи.
– А орехи куда будем класть? – спросила Алёнка.
– Орехи – тоже в фартук, – ответила Таня.
Много орехов нарвали, а ещё больше осталось на кусте. Но куст очень высокий, верхних веток никак не достанешь.
Девочки пошли домой. На опушке они увидели рябину. А на рябине, словно пригоршни красных бус, висели тугие красные ягоды.
Любовь Фёдоровна ВОРОНКОВА
РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ:
Валентина Путилина. СВЕТЛЫЙ И ДОБРЫЙ ТАЛАНТ
МАША-РАСТЕРЯША
СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЁК
БЕДОВАЯ КУРИЦА
ТАНИН ПИРОЖОК
СНЕЖОК
ТАНЯ ВЪЕЗЖАЕТ В ДЕРЕВНЮ
НЕПРИЯТНЫЙ РАЗГОВОР
ПОРОСЁНОК
СРАЖЕНИЕ
НА РЕКЕ
ДЕДОВА ГАЛОША
МАЛЕНЬКИЙ СОКОЛИК
НОВАЯ КУКЛА
ДЕД РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКИ
СТАДО ИДЁТ ДОМОЙ
СЕРЕНЬКИЙ ЗВЕРЁК
СНЕЖОК РАЗГОВАРИВАЕТ
СНЕГ ИДЁТ
ПОДРУЖКИ
СНЕГ ИДЁТ
НОВЫЕ ГАЛОШИ
БАБУШКИНЫ ДЕЛА
ПОДРУЖКИ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ПУТЬ
ОКНО В РЕЧКУ
ПРИКЛЮЧЕНИЕ С КИСЕЛЁМ
В ГОСТЯХ НА СКОТНОМ
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ У ЖИТНИЦЫ
ХИТРЫЙ СНЕГОВИК
БАНЯ
ТАНЯ ВЫБИРАЕТ ЁЛКУ
КАК ЁЛКУ НАРЯЖАЛИ
НОВЫЙ ГОД ПРИШЁЛ
ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ
В НЕБЕ ТУЧКИ ПОСПОРИЛИ
КАК АЛЁНКА РАЗБИЛА ЗЕРКАЛО
МЕДОК И ХОЛОДОК
ГУСИ ТОЖЕ ЛЕТАТЬ УМЕЮТ
НАЧАЛО ПУТИ
НЕУДАЧНАЯ ОХОТА
ВСТРЕЧА С ЛЯГУШКОЙ
КАК ДЁМУШКА В КУЗНЕ ПОМОГАЛ
КАК СНЕЖОК НАПРОКАЗИЛ
МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО МОРЕ?
ЧТО ТВОРИТСЯ НА РЕКЕ НУДОЛИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В РЕЧКУ
ЧУДО-ЮДО В САРАЙЧИКЕ
ВСТРЕЧИ В ПОЛЕ
ЖЁЛТЫЕ БАРАНЧИКИ
ССОРА С БАБУШКОЙ
СЕДАЯ КОЗА
ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ
ПОДРУЖКИ ИДУТ В ШКОЛУ
ДОМ ПОД ТЕЛЕГОЙ
ПРЯТКИ ПОД СТОЙКАМИ
НА ДАЛЬНЕМ ПОЛЕ
НАХОДКИ В ПОЛЕ
НА ТОКУ
ПОДРУЖКИ ПОМОГАЮТ СТОРОЖИТЬ ВОРОХ
ГРУШЕВОЕ ЯБЛОЧКО
КАК ДЁМУШКА СНЕЖКА УГОЩАЛ
ЛЕСНЫЕ ПОДАРКИ
ПОДРУЖКИ ИДУТ В ШКОЛУ
КОМАНДИР ЗВЁЗДОЧКИ
СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК
ЗВЁЗДОЧКА
ЗАБОТЫ КОМАНДИРА
ЧЕГО НЕ ОЖИДАЛА ТАНЯ
ТАНИНЫ ДЕЛА
ЧАЙНИКОВ УДИВИЛ ВСЕХ
СНЕГОПАД
ПТИЦЫ ГОВОРЯТ СПАСИБО
ВОТ И КАНИКУЛЫ
ВОЛШЕБНЫЙ БЕРЕГ
КАК ЭТО НАЧАЛОСЬ
ЛЁНЕ ВСТРЕТИЛСЯ КТО-ТО ЛАСКОВЫЙ
ПОЛЁТ В КОСМОС
РАЗБОЙНИК ГДЕ-ТО БЛИЗКО
УТКАМ ТАКОЙ ОБЕД НЕ ПОНРАВИЛСЯ
В ГОСТЯХ У САМОГО УЧЁНОГО ПУГАЛА
НА ПТИЧНИКЕ ВОЛНЕНИЕ
НОЧЬ НА ВОЛШЕБНОМ БЕРЕГУ
В ГОСТЯХ У АРДЫВА
КОНЕЦ ВСЕЙ ИСТОРИИ
ДЕВОЧКА ИЗ ГОРОДА
УТРО
НОВЫЕ ЗНАКОМЫЕ
МАТЬ УСТРАИВАЕТ НЕОБЫКНОВЕННУЮ БАНЮ
ГОСТИ ПЬЮТ ЧАЙ С ЛЕПЁШКАМИ И ОСУЖДАЮТ МАТЬ
ДЕВОЧКИ ОСТАЮТСЯ В ДОМЕ ОДНИ И ВЕДУТ ХОЗЯЙСТВО
ВАЛЕНТИНКА ЗАВОДИТ В ОВЧАРНИКЕ НЕРУШИМУЮ ДРУЖБУ
ВАЛЕНТИНКА РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ
ПРАЗДНИК ВЕСНЫ. ЖАВОРОНКИ ИЗ ТЕСТА
ОГОНЁК УВИДЕЛ СОЛНЦЕ
ПИСЬМО С ФРОНТА
ПОДСНЕЖНИКИ
САД ПОД ОБЛАКАМИ
НАДО И НЕЛЬЗЯ
СОН В ПОЛДЕНЬ
АЛИБЕК
БЕЛЫЕ ГОРЫ
САД ПОД ОБЛАКАМИ
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
1. АНИСКА
2. БРАТЕЦ НИКОЛЬКА, С КОТОРЫМ МОЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ
3. ЛАСКОВОЕ СЛОВО
4. АНИСКИНЫ БРЕДНИ
5. ПУТИ К СЕРДЦУ
6. БУКЕТ СИРЕНИ
7. ИЗМЕНА
8. ВОСКРЕСЕНЬЕ
9. АНИСКА УХОДИТ ИЗ ДОМУ
10. ЦАРСТВО-ГОСУДАРСТВО
11. ПИРОГИ С МОРКОВЬЮ
12. КУДА ПЛЫВУТ ОБЛАКА
13. ТРУДНАЯ ДРУЖБА
14. РОНЖА
15. ГУСИ-ЛЕБЕДИ
СВЕТЛЫЙ И ДОБРЫЙ ТАЛАНТ
Имя замечательной детской писательницы Любови Фёдоровны Воронковой известно не только в нашей стране. Её книги читают и в Чехословакии, и во Франции, и в Японии и ещё в очень и очень многих других странах. В советской детской литературе они занимают одно из первых мест, их популярность необыкновенно велика.
Любовь Фёдоровна создала целую библиотеку для детей разных возрастов. Её книги написаны как бы на вырост: маленький читатель, подрастая, непременно встретится с ними. Может быть, эта встреча произойдёт у него в раннем детстве — с весёлой, поучительной книжкой «Маша-растеряша», которая уже давно стала одной из любимых у малышей. Потом, в начальных классах, он прочитает «Солнечный денёк», «Золотые ключики», «Девочку из города», «Гуси-лебеди» — это хрестоматийные произведения нашей детской литературы. Их нельзя не знать. Когда же читатель станет подростком, а то и взрослым человеком, в его жизнь войдут герои исторических произведений Любови Фёдоровны Воронковой, и откроется мир, тревожный и суровый, отдалённый от нас целыми тысячелетиями, наполненный важными и поучительными событиями.
Любовь Фёдоровна написала много книг. Она работала увлечённо и, как настоящий художник, по-своему, неповторимо, не похоже на других. Её писательский труд хочется сравнить с плодотворным, созидательным трудом садовника: она так любила землю, любила сажать и выращивать на ней всё живое!
В этом саду, который она вдохновенно выращивала долгие годы, много необыкновенного, разнообразного. Вот одно такое чудо-дерево — проза для маленьких, у него много стволов, а корень один — русская деревня. А вот ещё одно многоствольное дерево, оно тоже родом из России — это книги для старших ребят.
В творческом саду всё возможно. И потому там выросло совсем уже диковинное дерево, корни которого уходят в земли Древней Греции и Востока, в самые глубины веков.
Разные эпохи и далёкие друг от друга земли вместил в себя этот сад. Войдём и поглядим, что там растёт. Но сначала познакомимся с жизнью самого «садовника».
Любовь Фёдоровна Воронкова родилась в 1906 году в Москве, на Старой Божедомке, куда однажды пришёл на заработки и поселился с семьёй её отец, безземельный крестьянин из деревушки на Орловщине.
Она училась в городском училище и очень любила рисовать. Мечтала быть художницей. Рисовала всюду, даже на земле. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для неё коробка цветных карандашей. Учительница, заметив способности своей ученицы к рисованию, помогла ей поступить в Строгановское училище. Но очень скоро любимые занятия пришлось прекратить: семья покинула Москву, жить стало трудно и голодно.
Поселились в подмосковном посёлке Коськове, где насчитывалось всего-то семь дворов. Самой маленькой была их избушка. А в семье — семь человек.
Не понаслышке, не по рассказам узнала она тогда с двенадцатилетнего возраста, что такое крестьянский труд. «С весны начиналась маета, рассказывала она, уже став писательницей. — Огород пахать, полоть. Не успеешь одно с плеч свалить, другое подпирает. Поспели травы — начинался покос. От граблей мозоли набиваются. Рожь созрела. Длинный день на жнивье, выходили с серпами, жнёшь, снопы вяжешь, потом молотьба. Клали сноп на бревно и палкой околачивали. Но самое трудное — дёргать лён, потом мять да трепать. Зимой — корову подоить, овец накормить, воды из колодца натаскать…»
Да, жизнь была нелёгкая. Но выпадали в той жизни и радости — чтение книг. В доме любили книги, читали вслух. Незабываемый Гоголь, пьесы Островского, Пушкин, Шекспир, Вальтер Скотт — всё это навсегда осталось в памяти.
Жизнь в деревне дала Любови Фёдоровне и нечто другое, не только привычку к неустанному труду. Там открылась ей красота русской природы, и она научилась слышать её таинственный голос. Там накапливала она в памяти увиденное и пережитое, что потом войдёт в её книги, обернётся запоминающимся образом и точной деталью, наполнит их тёплым дыханием земли. Оттого так проникновенны и поэтичны её описания природы и людей труда, образно и свежо слово, которому она училась у народа.
Сколько она себя помнила, ей всегда хотелось писать и рисовать, «до страсти» — её любимое слово. Ещё в раннем детстве как-то неожиданно для самой себя сочинились первые стихи. С тех пор всё постепенно становилось поэзией, приобретало ей одной видимые краски.
Всё сильнее одолевала мысль о большом, просторном мире — мире творчества. Она верила в своё призвание и делала всё, чтобы сберечь его, не расплескать попусту.
Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сахалинской области
«Школа – интернат «Радуга»
Урок чтения в 4 классе
ФГОС УО (ИН) I вариант
Тема: «Лесные подарки» По Л. Воронковой
Составила: Хусаинова А.В.
учитель начальных классов
Смирных,
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Во-вторых, чтение влияет на развитие речи учащихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка.В-третьих, чтение оказывает и воспитательное воздействие: при чтении специально подобранной литературы у детей развиваются положительные нравственные качества, психика обогащается различными переживаниями.
Урок чтение по теме «Лесные подарки» По Л. Воронковой построен на основе рабочей программы, с использованием ресурсов интернета, в соответствии с требованиями ФГОС.
Четвёртый урок в разделе «Время листьям опадать». Данный урок предназначен для учеников 4 класса. Эта возрастная группа детей отличается бедным словарным запасом, слабой мотивацией учебной деятельности, быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью. Поэтому на уроке использовались разнообразные виды деятельности: игровые приёмы, инновационные технологии, которые выступают как средство расширения и обогащения словарного запаса, повышения мотивации читательского интереса учащихся.
В связи с этим мною были выбраны методы, приемы, формы, средства обучения, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствуют коррекции имеющихся у них психофизических недостатков, учитывают потребности школьников, способствуют формированию, развитию и реализации положительных мотивов в учебной деятельности.
ЭТАПЫ УРОКА:
Ι. Организационный момент
ΙΙ. Артикуляционная гимнастика
ΙΙΙ. Проверка домашнего задания
IV. Определение темы и цели урока
V. Открытие новых знаний
VI. Закрепление изученного
VII. Подведение итогов
VIII.Рефлексия
Предмет: Чтение
Класс: 4
Тема: «Лесные подарки» По Л. Воронковой
Тип урока: Урок сообщения новых знаний
Цель: Совершенствование навыков чтения в процессе знакомства с новым произведением.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: — познакомить с произведением «Лесные подарки» по Л. Воронковой; систематизировать и закрепить знания детей об осени;
— способствовать формированию умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Коррекционно-развивающие: —развивать навыки правильного, сознательного чтения путём использования различных видов работ над текстом;
— развивать связную речь учащихся, слуховое восприятие, мышление;
— коррегировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать наблюдательность, прививать интерес к чтению, любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковой.
Формы работы:
— Фронтальная
— Индивидуальная
Оборудование: презентация, учебник, карточки со словами.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.
Рефлексия эмоционального настроя.
— Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей и тихонечко сядем.
Девиз урока:
Мы — умные!
Мы — дружные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
— К какому уроку приготовились? (чтение)
— Что делаем на уроке чтения? (читаем)
— Урок, сегодня, я начну со сказки.
II. Артикуляционная гимнастика
Жил – был на свете язычок. Жил он в своём ротике – домике. Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот). Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык). Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу) светит ли солнышко? Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу) нет ли луж, и решил погулять. Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (чистить зубки). Так прошло много времени, настала ночь. В этот момент мимо шла лошадка (поцокать язычком), она и довезла язычок до домика. Язычок закрыл ротик – домик и лёг спать. Наступило утро.
Язычок вышел на зарядку:
ЛА — ЛА – ЛА — Лена жёлуди нашла.
НЫ – НЫ – НЫ – листья красные видны.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – я про осень расскажу.
— Молодцы!
III. Проверка домашнего задания.
— Что было задано на домашнее задание? (читать стихотворение Е. Благининой «Подарки осени»)
— О каком времени года говорится в стихотворении? (осень)
— Какие подарки приносит осень? (найти и прочитать)
— Какие ещё подарки осени можно найти в лесу или парке? (прочитать)
— Почему автор называет растения «подарки осени»?
— Что ещё было задано на дом? (нарисовать подарки осени)
— Где можно собрать эти подарки? (в лесу)
— Кто догадался, о каких подарках мы будем читать? (о лесных подарках)
IV. Определение темы и цели урока.
— Мы продолжаем знакомиться с произведениями из раздела «Время листьям опадать».
Тема урока: «Лесные подарки» Л. Воронкова
Цель урока: Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ «Лесные подарки» и узнаем какие подарки растут в лесу.
Написала рассказ Любовь Воронкова (краткая биография)
Актуализация знаний. Рефлексия содержания учебного материала.
— Урок, сегодня, необычный, к нам в гости пришёл Лесовичок. Из леса он принёс дерево знаний.
— Как вы думаете, чего не хватает на нашем дереве? (листочков)
-Ребята, Лесовичок забыл какого цвета листья осенью.
— Давайте поможем Лесовичку надеть дерево знаний
в осенний наряд?
— Назовите признаки осени.
За каждый правильный ответ будем на наше дерево прикреплять листик.
Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим листик к дереву.
— Молодцы, ребята! Много знаете об осени.
V. Открытие новых знаний.
— Сегодня мы узнаем, какие подарки приносит нам осенний лес?
Учитель читает (Дети следят)
— Кто был внимательным, какие подарки дарит нам осенний лес? (дети перечисляют)
Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Словарная работа (учебник)
— Какие ещё слова вам показались сложными, незнакомыми?
Слайд № 1, 2, 3, 4.
ОПЯТА
ОПУШКА
ПРИГОРШНИ
РУМЯНЫЕ
Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим листик к дереву.
Чтение по частям.
1 часть.
– О каких светло-золотых искорках, которые можно увидеть осенью на берёзах, говорится в рассказе?
– Объясни, как ты понимаешь слова «осинки стояли румяные».
– Что значит «осень деревья красит»?
— Что девочки нашли на пеньке? (грибы)
— Как называются эти грибы? (опята)
— Найдите картинку, которая подходит к описанию.
2 часть.
-Что нашли на поляне?
— Найдите картинку, которая подходит к описанию.
3 часть.
— Что встретили девочки по пути домой?
— С чем в рассказе сравнивают ягоды рябины? Объясни почему?
— Найдите картинку, которая подходит к описанию.
Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим листик к дереву.
Гимнастика для глаз (глазки вверх — вниз, вправо — влево).
VI. Закрепление изученного.
3.Чтение эстафетой. (Приложение № 1)
— Найти и прочитать отрывок, в котором говорится, как выглядел осенний лес.
— О каких лесных подарках рассказывает автор? (дети перечисляют)
— Почему автор называет «подарки»?
Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим листик к дереву.
4. Игра «Прятки. (Приложение № 2)
Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим листик к дереву.
5. Игра «Мнимое слово». (Приложение № 3)
Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим листик к дереву.
Рефлексия содержания учебного материала.
— Посмотрите и скажите, украсили мы дерево листьями знаний? (да)
— Что узнали нового?
— Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим листик к дереву.
Осенняя мелодия (Релаксация) Слайд № 5.
— Ребята, давайте проверим все ли деревья в лесу нарядил Лесовичок.
(смотрят видеоролик «Золотая осень»)
VII. Подведение итогов.
— Итак, давайте подведём итог.
— О каком времени года сегодня шла речь? (осень)
— Какие подарки приносит осенний лес людям? (дети перечисляют)
— Давайте вспомним наш девиз. (дети повторяют)
— Всё ли у вас получилось на уроке?
VIII. Рефлексия.
Рефлексия деятельности «Лесенка успеха».
— Если всё получилось, то Лесовичка поставьте на верхнюю ступеньку, если были ошибки – на вторую, ничего не получилось – на нижнюю.
Слайд № 6.
Рефлексия настроения и эмоционального настроя.
— Понравился урок? Если да, поднимите большой палец вверх;
нет – вниз.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
— Чтение 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. (авт. – сост. С.Ю. Ильина). – М.: Просвещение, 2019.
— https://yandex.ru/images/search?text=Любовь%20Воронкова — портрет
— https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text — опята
— https://yandex.ru/search/?text — пригоршня
— https://yandex.ru/search/?lr=80&clid — опушка
— https://www.stihi.ru/2013/06/21/2039 картинки осени
https://yandex.ru/video/search?text=ютуб%20осень%20в%20лесу%20татьяна%20чернова
Приложение №1
«Эстафета»
Эту игру обычно использую на чтении. Она помогает детям научиться следить за читающим. Игра заключается в том, что один ребёнок читает первое предложение текста. Затем говорит: «Я передаю (любое имя одноклассника). И так далее, пока текст не будет прочитан.
Приложение №2
«Игра в прятки»
Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
Приложение №3
«Мнимое слово»
Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.
Тема: «Лесные
подарки» По Л. Воронковой
Цель: совершенствование навыков чтения в процессе знакомства с новым
произведением.
Задачи:
Образовательная:
— познакомить с произведением «Лесные подарки»
по Л. Воронковой; систематизировать и
закрепить знания детей об осени;
— способствовать формированию умения отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного текста.
Коррекционно-развивающая:
—развивать
навыки правильного, сознательного чтения путём использования различных видов
работ над текстом;
— развивать связную речь учащихся, слуховое восприятие,
мышление;
— коррегировать и развивать личностные качества
учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и
выдержки, умение выражать свои чувства).
Воспитательная:
-воспитывать наблюдательность, прививать интерес
к чтению, любовь к природе,
бережное отношение к окружающему миру.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось.
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.
— К какому уроку приготовились? (чтение)
— Что делаем на уроке чтения? (читаем)
— Урок, сегодня, я начну со сказки.
II. Артикуляционная гимнастика.
Жил – был на свете язычок. Жил он в своём ротике
– домике. Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот). Надоело
язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык). Посмотрел
вверх (положить на верхнюю губу) светит ли солнышко? Посмотрел вниз (положить
на нижнюю губу) нет ли луж, и решил погулять. Вдруг видит,
стоит некрашеный забор,
решил он его покрасить (чистить зубки). Так прошло много времени, настала ночь.
В этот момент мимо шла лошадка (поцокать язычком), она и довезла язычок до
домика. Язычок закрыл ротик – домик и лёг спать. Наступило утро.
Язычок вышел на зарядку:
ЛА — ЛА – ЛА — Лена жёлуди нашла.
НЫ – НЫ – НЫ – листья красные видны.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – я про осень расскажу.
III. Проверка домашнего задания.
— Что было задано на домашнее задание? (читать
стихотворение Е. Благининой «Подарки осени»)
— О каком времени года говорится в
стихотворении? (осень)
— Какие подарки приносит осень? (найти и
прочитать)
— Какие ещё подарки осени можно найти в лесу или парке? (прочитать)
— Почему автор называет растения «подарки
осени»?
— Где можно собрать эти подарки? (в лесу)
— Кто догадался, о каких подарках мы будем
читать? (о лесных подарках).
IV. Объявление темы урока.
— Мы продолжаем знакомиться с произведениями из
раздела «Время листьям опадать».
— Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ «Лесные
подарки» и узнаем какие подарки растут в лесу.
Написала рассказ Любовь Воронкова
— Урок, сегодня, необычный, к нам в гости пришёл
Лесовичок. Из леса он принёс дерево знаний.
— Как вы думаете, чего не хватает на нашем
дереве? (листочков)
-Ребята, Лесовичок забыл какого цвета листья
осенью. Давайте поможем Лесовичку надеть дерево знаний в осенний наряд?
— Назовите признаки осени.
За каждый правильный ответ будем на наше дерево
прикреплять листик.
V. Выразительное чтение учителем.
— Сегодня мы узнаем, какие подарки приносит нам
осенний лес.
— Кто был внимательным, какие подарки дарит нам
осенний лес? (дети перечисляют).
Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Словарная работа (учебник): «Читай правильно».
— Какие ещё
слова вам показались сложными,
незнакомыми?
ОПЯТА ОПУШКА ПРИГОРШНИ РУМЯНЫЕ АЛЫЕ
1 часть.
– О каких светло-золотых искорках, которые можно
увидеть осенью на берёзах, говорится в рассказе?
– Объясни, как ты понимаешь слова «осинки стояли
румяные».
– Что значит «осень деревья красит»?
— Что девочки нашли на пеньке? (грибы)
— Как называются эти грибы? (опята)
— Найдите картинку, которая подходит к описанию.
2 часть.
-Что нашли на поляне?
— Найдите картинку, которая подходит к описанию.
3 часть.
— Что встретили девочки по пути домой?
— С чем в рассказе сравнивают ягоды рябины?
Объясни почему?
— Найдите картинку, которая подходит к описанию.
Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим
листик к дереву.
Гимнастика для глаз.
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята
закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох.
Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза
открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое
моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание
кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты.
На лице широкая улыбка)
VI. Закрепление изученного.
Чтение эстафетой.
— Найдите и прочитайте отрывок, в
котором говорится,
как выглядел осенний лес. — Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим листик
к дереву.
— О каких лесных подарках рассказывает автор?
(дети перечисляют).
Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим
листик к дереву.
— Почему автор называет «подарки»?
Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим
листик к дереву.
— Какой подарок девочки нашли первым? Найдите в
тексте и прочитайте.
— Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим
листик к дереву.
— Что девочки увидели на полянке? Найдите в
тексте и прочитайте.
— Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим листик к дереву.
— Что девочки увидели на полянке? Найдите в тексте и прочитайте.
— Молодцы. Вы справились с заданием прикрепим
листик к дереву.
Рефлексия содержания учебного материала.
— Посмотрите и скажите, украсили мы дерево
листьями знаний? (да)
— Смогли мы помочь Лесовичку?
— Что узнали нового?
VII. Подведение итогов урока.
— Итак, давайте подведём итог.
— О каком времени года сегодня шла речь? (осень)
— Какие подарки приносит осенний лес людям?
(дети перечисляют)
VIII. Задание на дом.
Пересказ по картинкам.
Скачано с www.znanio.ru
Оформление зала:
На заднике изображено пшеничное поле, солнышко с расходящимися от него
лучиками, облака. Слева от центра – домик, перед домиком оформлена комната:
кроватка со свалившимся одеялом, стульчик, разбросаны вещи и игрушки. Справа от
центра – куст орешника, небольшая полянка и яблонька, куст рябины.
Оборудование:
- портрет и выставка книг Л.Ф. Воронковой
- костюмы Кота, Петушка, Воробышков-2 шт., стена домика с окошком,
кроватка, стульчик, кроватка для куклы с куклой для инсценировки рассказа
“Маша-растеряша” - атрибуты для игр:
– игра “Собери яблоки” – 40 штук “яблок”, вырезанных из картона, в
верхней части которых отверстие для навешивания их на “яблоньку”.
Бутафорская “Яблонька” с гвоздиками, на которые должны навешиваться
“яблоки”. 2 корзинки.
– игра “Колоски” – 20 штук “колосков”, веревочка – 2 шт.
– игра “Лесные подарки” – 20 съедобных “грибов” и 10 мухоморов. Куст
“орешника”, 30 штук “орехов”. Куст “рябины”, 10 веточек “рябины”. 2
корзинки.
– игра “Рябиновое бусы” – 30 штук “ягод” рябины, 2 тесемки для бус.
– игра “Собери урожай” – 20 штук “помидоров”, 20 штук “огурцов”, 20
штук “репы”, 6 маленьких корзинок. - Магнитофон с аудиокассетами – записи веселых детских песен для
проведения игр.
Предварительная работа:
- Чтение детям рассказов Л.Ф. Воронковой “Маша-растеряша”, “Грушевое
яблочко”, “На дальнем поле”, “Лесные подарки”, “Как Демушка Снежка угощал”. - Подготовка с детьми инсценировки рассказа “Маша-растеряша”.
- Приобретение мелких призов для награждения победителей в играх.
Ход мероприятия
Ведущий.
Вот и кончены наши заботы –
Спит задача, закрыта тетрадь.
Руки тянутся к книге. Но что ты
Будешь сегодня читать?
Хочешь в дальние синие страны,
В пенье вьюги, в тропический зной
Поведут нас с тобою капитаны,
На штурвал, налегая резной?
(В. Рождественский.. Над книгой)
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! На нашей встрече сегодня
мы с вами будем говорить о произведениях Любови Федоровны Воронковой.
В зал входит девочка.
Девочка Женечка. Здравствуйте! А что это вы тут делаете?
Ведущий. Мы вообще-то с ребятами собрались поиграть. Скажи, пожалуйста, как тебя
зовут, и что ты хотела?
Девочка Женечка. Зовут меня Женя. Я сидела дома и скучала, вот мама меня и отправила в
библиотеку за книжкой. А вы тут играть собрались. Здорово! Я тоже хочу поиграть.
А во что вы будете играть?
Ведущий. А мы с ребятами сегодня познакомимся с детской писательницей Любовью
Федоровной Воронковой…
Девочка Женечка. Ну вот, а говорили, что будете играть!
Ведущий. Чтобы играть, нам нужно заглянуть в волшебный мир произведений, которые
Любовь Федоровна написала для таких ребят как ты и наши ребята. И прежде чем мы
отправимся в этот волшебный мир, давайте немного познакомимся с самой
писательницей.
Любовь Федоровна Воронкова родилась в Москве в семье бедных крестьян, которые
приехали в столицу на заработки. Образование будущая писательница получила по
тем временам достаточное: сначала окончила начальное городское училище, а после
революции – школу-семилетку. В 1920-е годы занималась журналистикой: работала в
детском журнале “Пионер” и, в то же время, Воронкова стала сочинять рассказы,
историко-приключенческие повести, киносценарии и пьесы. В 1940 году в Детском
издательстве вышли две ее книги – маленькие повести “Летом” и “Шурка”, которые и
открыли писательнице путь в детскую литературу.
Во всех своих произведениях, которые написаны про детей и для детей, Любовь
Федоровна сочувствует детям, старается подбодрить и утешить их.
Девочка Женечка (дергает за рукав Ведущего). Скажите, а когда мы уже
отправимся в этот волшебный мир, так уже хочется
поиграть!
Ведущий. Какая же ты нетерпеливая, Женечка! Волшебство начинается. Ребята, давайте
возьмем наши с вами волшебные бинокли (соединяем пальцы рук и получаем
воображаемые бинокли) и всмотримся вдаль. И что же мы с вами там увидели?
Яблоньку… Лес, деревья, кусты орешника…Колхозное поле… Комнатка, кошка на стуле,
разбросано все, раскидано, девочка спит. Да это картинки из рассказов
Воронковой! Давайте, ребята, полистаем странички одной из книжек
“Маша-растеряша”.
Инсценируем рассказ “Маша-растеряша”.
Вот теперь и поиграем, Женечка. Помоги мне, пожалуйста. Игра так и
называется “Маша-растеряша”
Игра.
Вызываем 5 человек. Снимаем обувь, перепутываем ее, по команде – дети
начинают искать свою обувь, и кто быстрее найдет и оденет ее, тот и победитель.
Ведущий. Воронкова много писала о деревенских ребятишках и их жизни. Героями целого
цикла рассказов стали деревенские ребята Таня, Аленка и Демушка.
И прежде чем мы дальше будем листать странички произведений Воронковой,
давайте сначала поиграем в такую игру, которая называется “Лес – сад – огород”.
Лес – хлопаем, сад – топаем, огород – хлопаем и топаем.
Ведущий проводит игру, произнося слова вразброс.
Лес – орехи, ежик, ягоды, заяц, грибы, лиса.
Сад – яблоня, груша, персик, вишня, слива.
Огород – репка, помидор, огурец, пугало
огородное, лук.
Далее краткий пересказ Ведущего “Грушевое яблочко”.
Обсуждаем, как повели себя герои этого рассказа, подчеркиваем положительное в
нем. Затем проводим игру “Собери яблоки”. На бутафорской яблоне прикреплены
вырезанные бумажные яблоки. Двум игрокам вручаются корзинки. Кто из них больше
яблок соберет, пока звучит музыка, тот и победитель.
Ведущий. А теперь, ребята, вспомним с вами рассказ “На дальнем поле”.
После обсуждения этого рассказа проводится игра “Колоски”.
Игра.
Приглашаются две команды по пять человек, в “поле” остались не убранными по
десять “колосков” для каждой команды. Задание заключается в том, чтобы
убрать по одному “колоску” эстафетным способом и завязать все десять “колосков”
в “сноп”. Побеждает тот – кто первый выполнит задание.
Ведущий. Лес – наше богатство. В разное время года он по-своему красив. Вспомните, как
замечательны наши березки в белоснежных кружевах зимой и как прекрасны они
весной, когда появляются первые зеленые листочки. Как летом пьянит нас лес своим
многоцветьем трав и лесных ароматов, и как осенью ослепляет богатым
разнообразием осенних красок. Наша природа не только красива, но и необыкновенно
щедра. Давайте вспомним рассказ Воронковой “Лесные подарки”.
После обсуждения рассказа проводим игру “Лесные подарки”.
Игра.
Пошли две подружки в лес за грибами. “Грибы” в лесу “растут” съедобные и
мухоморы – набрали “грибов”. Возвращаясь из леса, наткнулись на “куст орешника”
– “орехов” набрали. А возле дороги, совсем уже рядом с домом, “куст рябины” с
крупными зонтиками ярких оранжевых ягод “растет”. Нарвали “рябины” да домой
побежали.
В игру вступают две пары “подружек” с одной корзинкой. Игровые поля –
“грибная поляна”, “куст орешника” и “куст рябины” – для обеих пар общие.
Побеждает та пара, которая наберет больше съедобных “грибов”, “орехов” и
зонтиков “рябины”. За каждый мухомор минус одно очко.
Игра “Рябиновые бусы”.
Пришли подружки домой, посмотрели, как красивы крупные ярко-оранжевые ягоды
рябины, и решили они из них бусы собрать. Задание: из “ягод” бусы
собрать. Два игрока, каждому по 15 штук “бусин” и тесемка для бус. Побеждает
тот, кто быстрее наденет “бусины” на тесемку.
Ведущий. Ребята, вы заметили, как легко можно придумать игры, прочитав книжки Любовь
Федоровны Воронковой?
Девочка Женечка. А можно я сама придумаю игру по какому-нибудь рассказу Воронковой?
Ведущий. Конечно, Женечка, я думаю, тебе стоит попробовать это сделать. Я думаю, что
рассказ “Как Демушка Снежка угощал” подойдет для игры “Собери урожай”.
Женечка просит ребят кратко пересказать ей рассказ, обсуждает его с
ребятами и проводит игру.
Задание: две команды “убирают” урожай “овощей”. Количество человек в
команде зависит от того, сколько грядок в “огороде”. Например: в “огороде” три
“грядки”– с помидорами, огурцами, репой. Значит – в каждой команде по три
игрока, количество “овощей” для каждой команды равное. По команде Ведущего
первые игроки бегут до “грядки” с помидорами и собирают помидоры. Вторые игроки
вступают в игру только тогда, когда первые игроки вернутся на исходную позицию.
Они бегут до “грядки” с огурцами и собирают их. Третьи игроки собирают репу.
Выигрывает та команда, которая быстрее всех закончила уборку урожая.
Ведущий. Ну, что, Женечка, понравилось тебе играть!
Девочка Женечка. Да, очень! Теперь я знаю, какую книжку возьму почитать и точно знаю, что
скучать мне не придется.
Ведущий. Не только играть в интересные игры учат произведения Любовь Федоровны, они
учат еще ценить такие замечательные качества как товарищество, взаимопомощь,
трудолюбие, уважение к старшим, любовь к родному краю и ко всему живому. А чтобы
узнать еще много интересного из жизни героев книг Воронковой, вы можете взять
эти книги в библиотеке и продолжить свое знакомство.
Девочка Женечка. А можно, я ребятам прочту стихотворение.
Ведущий. Конечно, можно.
Девочка Женечка.
Хорошая книга, мой спутник,
мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим
И наш разговор потихоньку ведем
Я слышу тебя, я иду за тобой,
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.
С тобою дорога моя далека
В любую страну и в любые века.
Ты мне говоришь про дела
смельчаков,
Про злобных врагов и смешных
чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет.
С тобой ничего непонятного нет.
Ведущий. Молодец, Женечка. Очень хорошее стихотворение ты рассказала. Хорошая книга
каждому из вас, ребята, может быть хорошим другом. А в нашей библиотеке вы
сможете приобрести себе много друзей. До новых встреч в книжкином доме, дорогие
друзья!
Девочка Женечка. Пока! До новых встреч!