Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году и тогда же поставлена на сцене Московского художественного театра. Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты — надейся’», «Ты — верь!» Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Вся философия Луки сжата в одном его изречении: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду ка излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Это произошло, когда он служил сторожем на даче у одного инженера под Томском. Холодной зимней ночью проникли воры на дачу. Лука заставил их раскаяться, пожалел, накормил. Он говорит: «Хорошие мужики! Не пожалей я их- они бы, может, убили меня… али еще что… А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма — добру не учит, и Сибирь не научит… а человек-научит… да! Человек — может добру научить… очень просто!»
Та же мысль о великой силе добра звучит и в его рассказе про «праведную землю». Жил один бедный человек, жил он плохо, но не унывал, терпел и мечтал бросить эту’ жизнь и уйти в праведную землю: «Должна» говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле- особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают… и все у них славно хорошо!» В самые трудные минуты жизни поддерживала этого человека мысль о «праведной земле». Он говорил себе: «Ничего! потерплю’ Еще несколько — подожду… а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю.,. Одна у него радость была— земля эта…» Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и попросил его показать на карте, где находится эта самая «праведная земля». «Ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!» Не поверил человек этому ученому. Как же так, «жил-жил, терпел-терпел и все верил- есть! а по планам выходит — нету!». Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой — и удавился!..
Рассказ Луки можно назвать притчей, потому что он содержит в себе поучительный смысл. Слушатели прониклись сочувствием к бедному человеку, чьи надежды не оправдались. Наташа делает вывод: «Жалко… человека-то… Не стерпел обмана…» Пепел говорит: «Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…» Эти слова наводят на мысль, что и Наташа, и Пепел тоже были готовы поверить в существование такой земли, где могли бы найти пристанище и работу. Он говорит Наташе: «Я — грамотный… буду работать… Вот он говорит (указывает на Луку) — в Сибирь-то по своей воли надо идти.. Едем туда, ну? Ты думаешь — моя жизнь — не претит мне?..: Я — не каюсь… в совесть не верю… Но — я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…»
Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Этим Лука как бы подготавливал своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер, Барон, Клещ, Пепел, может оказаться утопией, недостижимой мечтой. Семена, посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком, что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу. Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее. Лука умело использует то яркое, что сохранилось еще в сознании этих людей, чтобы расцветить, разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает. Финал столь же трагичен, как и в притче о «праведной земле». Кончает жизнь’ самоубийством Актер, арестован Пепел за убийство Костылева, глубоко несчастна и исковеркана жизнь Наташи, умирает Анна. Под занавес третьего акта истошно кричит обезумевшая, искалеченная Наташа: «Берите их… судите их… Возьмите и меня, в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..»
В пьесе «На дне» Лука выступает не просто как утешитель. Он философски обосновывает свою позицию. Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро. Лука говорит: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу — вовремя человека пожалеть — хорошо бывает!» Итак, в пьесе главный носитель добра — Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы -смерть Актера — подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру — и удавился. И хотя Горький во многом был близок по своим человеческим качествам этому страннику-утешителю, он сумел разоблачить ложный гуманизм Луки. Именно финалом пьесы он доказывает, что спасительная ложь никого не спасла, что нельзя жить в плену иллюзий, что выход и прозрение всегда трагичны, а главное -что человек, живущий в мире утешительной лжи, примиряется со своей убогой, беспросветной жизнью и тем самым обрекает себя на гибель.
Просмотров: 24820
Обновлено: 10.01.2023
Рассказав свою историю, Лука говорит о том, что хохлы открыли новую веру, и он идет посмотреть. Значит людям всегда присуще стремление к лучшему.
Стоило ли тогда вообще говорить о такой земле и обнадеживать обитателей дна? Я думаю, что да. Ведь события после пребывания Луки и рассказа им истории о праведной земле изменились кардинально, показывая, что человек способен сам строить свою жизнь, несмотря на внешние преграды и пренебрежение окружающих людей.
Цели
:
повторить основные литературоведческие термины, связанные с анализом произведения; обратить внимание на особенности анализа эпизода эпического произведения; развивать навык анализа драматического произведения, навык самостоятельной работы и работы в группах.
I. Вступительное слово учителя.
В процессе такого анализа нужно установить связь элементов, определив их функцию в идейно-художественной системе всего произведения. Надеюсь, что анализ произведения поможет вам войти в чудесный мир художественного слова.
Проверка знания терминов.
(Один из трех родов литературы, повествование о жизни человека, событиях, в которых он участвовал, его поведении, взаимоотношениях с другими людьми, переживаниях и т. д.)
(Включает главную тему и частные темы (мотивы).
Вечные темы?
(Имеют вневременное, всечеловеческое значение: жизнь и смерть, любовь и ненависть, человек и природа и т. д.)
Проблематика?
(Совокупность проблем (вопросов) – нравственных, философских, социальных, политических, исторических, семейно-бытовых, религиозных и т. д.; она связана с мировоззрением автора, особенностями его творческого метода.)
(Противопоставление, противоречие, столкновение, борьба, лежащие в основе сюжета. Характер конфликта – острый, вялый, интрига.
Его тип – социальный, нравственный, психологический, социально-исторический, интимно-психологический и т. д., обстоятельства.Конфликт характеров, внутренний конфликт.)
(Конкретное развитие событий в произведении; изложить фабулу – значит кратко пересказать произведение, эпизод.)
Композиционное своеобразие?
(Состав произведения (сколько частей и каковы они), соотношение частей, особые композиционные приемы (контраст, обрамление, внесюжетные элементы и др.)
Структура сюжета?
(Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.)
(Понимание жизни и выражение отношения к ней. Формы выражения авторской позиции: прямые (авторская характеристика и авторские отступления), косвенные, позиция героя, название произведения, эпиграф, посвящение. Проявляется также в выборе места действия, подборе персонажей, образах природы, пафосе.)
(Глубокое, страстное чувство, эмоциональный тон повествования.)
III. Работа в группах.
1. Практика анализа эпизода эпического произведения.
Сопоставьте анализ эпизода с примерной схемой анализа.
Схема анализа эпизода
1. Определить границы эпизода.
2. Проанализировать его содержание: герои, их поступки, авторские размышления.
3. Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые особенности, особенности композиции.
4. Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найти сходные темы, мотивы, размышления автора.
5. Указать, какую роль играет анализируемый эпизод в идейном пространстве всего произведения, как он помогает понять авторскую концепцию.
Жизнь ночлежников до появления Луки. Анализ 1-й сцены
Правда о босяке, сказанная Горьким, заслуживает величайшего внимания.
Д. Мережковский
Отказ в подчинении высшей воле, стоящей над человеком, и понимание значимости каждой отдельной личности создали широкую перспективу развития европейского гуманизма. В России он начался в XVIII–XIX веках, получив выражение в Петровских реформах и затем в идеологии и практике декабристов.
Наиболее логически завершенное и вместе с тем глубоко парадоксальное выражение гуманизм в России нашел в громадной фигуре Максима Горького, появившейся на русском горизонте в 90-е годы девятнадцатого столетия.
Еще больше, мне кажется, он похож на каменный мешок, перегороженный тонкими переборками и грязными ситцевыми занавесками.
Кто же живет среди этих холодных закопченных стен?
Дальнейший ход пьесы поможет углубить представление героев о смысле жизни, о своем месте в человеческом сообществе.
2. Проверка домашнего задания. (Групповая работа по анализу выбранного эпизода.)
4) Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)
IV. Итог урока.
Домашнее задание.
Написать сочинение-анализ эпизода на выбранную тему (см. задания для групповой работы).
Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы
Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие не тюрьма, а только добро.
Многим из героев пьесы он внушает счастливые жизненные истории. Актера он подбадривает существованием бесплатной клиники для алкоголиков. Бедной Анне он вещает спокойную и тихую жизнь после смерти, о которой женщина так мечтала. Васька Пепел, после общения с Лукой был всерьез настроен уехать в Сибирь с любимой Наташей и начать свою жизнь с чистого листа.
Жил на земле мужик. Он был бедный и несчастный, голодный и оборванный. Только вот не опускал он руки, а все боролся за свою судьбу, ведь верил в существование праведной земли, где все люди равные, где все существа уважают друг друга. Он терпел всякие жизненные трудности и в тяжелую минуту утешал себя сладкими мыслями о той прекрасной, райской жизни. Многое он выдерживал на своем пути, много страдал, но … верил. И вот однажды, познакомился он с ученым и попросил показать дорогу в сторону праведного края. Долго ученый изучал карты, выискивал пути. Но, к большому сожалению, ничего не нашел. Есть все континенты, все страны, а вот праведной земли не сыскать. Не поверил мужик ученому, стукнул его да ушел. Только вот, придя домой, разочаровался в жизни и удушился.
Очень уж история Луки напоминает все те сказки, о который говорил сам странник. Ведь для большинства жителей ночлежки он сочинил такие же сладкие небылицы, которых никогда не было и не будет.
Я думаю, Лука рассказал жителям эту историю для того, чтобы они были готовы принять жизненный удар после прояснения всех неправдивых обещаний. Только вот, у многих героев пьесы история оказалась очень похожа на жизненный путь того мужика, который так и не нашел путь к праведной земле. Актер, после вести о том, что бесплатной клинике не существует, покончил жизнь самоубийством. Васька совершил страшное преступление – убийство и отправился в Сибирь в роли каторжника. Теперь то его там уже не ждет счастливая судьба с Наташей. После таких событий Наташа становится сама не своя, ведь ее жизнь теперь тоже разрушена.
Вот и получается, что выдуманные рассказы странника привели к еще худшим последствиям. Конечно, старик хотел утешить и поддержать утопающих жителей ночлежки, но, они приняли его рассказы слишком близко к сердцу и не смогли сдержать эмоции, не смогли найти в себе силу воли, чтобы бороться с окружающей нищетой и своей слабохарактерностью.
Он рассказывает ночлежникам историю о человеке, поверившем в “праведную землю”. Идейный смысл притчи заключается в том, что правда не нужна, она убивает людей.
Слова Луки действительно оказали влияние на ночлежников, но без дальнейшего его участия эти люди не смогли бороться за свою будущую нормальную жизнь. Их кто-то должен был постоянно подгонять, напоминать, что они люди и вполне достойны лучшего. Ниже своего «дна» им, конечно, уже не упасть, но морально они пострадали: многие ожесточились и потеряли былые стремления к лучшему (Клещ, Настя), что произошло после смерти Актера, которая подтвердила для них рассказанную Лукой притчу о праведной земле.
https://znanija.com/task/12563153
Горький как всегда не делает определенного вывода, предлагая читателю додумать самому. Но одно он отметил точно: «спасительная ложь» Луки ни к чему не привела и никогда не приведет, так как «ложь – религия рабов и хозяев»; она не обеспечит слабому человеку «дна» путь наверх. Это под силу только здравомыслящему человеку, сознание которого не затуманено обманом.
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот… ты говоришь – правда… Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…
Бубнов. Во что-о?
Пепел. Ну? Пошел?
Бубнов. Куда? Хо-хо!
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.
Наташа. Погоди ты… ну, дедушка?
Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
Пепел (негромко). Ч-черт те возьми… история – невеселая…
Наташа. Не стерпел обмана…
Бубнов (угрюмо). Всё – сказки…
Пепел. Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…
Наташа. Жалко… человека-то…
Бубнов. Всё – выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо! (Исчезает из окна.)
Жил на земле мужик. Он был бедный и несчастный, голодный и оборванный. Только вот не опускал он руки, а все боролся за свою судьбу, ведь верил в существование праведной земли, где все люди равные, где все существа уважают друг друга. Он терпел всякие жизненные трудности и в тяжелую минуту утешал себя сладкими мыслями о той прекрасной, райской жизни. Многое он выдерживал на своем пути, много страдал, но … верил. И вот однажды, познакомился он с ученым и попросил показать дорогу в сторону праведного края. Долго ученый изучал карты, выискивал пути. Но, к большому сожалению, ничего не нашел. Есть все континенты, все страны, а вот праведной земли не сыскать. Не поверил мужик ученому, стукнул его да ушел. Только вот, придя домой, разочаровался в жизни и удушился. Очень уж история Луки напоминает все те сказки, о который говорил сам странник. Ведь для большинства жителей ночлежки он сочинил такие же сладкие небылицы, которых никогда не было и не будет. Я думаю, Лука рассказал жителям эту историю для того, чтобы они были готовы принять жизненный удар после прояснения всех неправдивых обещаний. Только вот, у многих героев пьесы история оказалась очень похожа на жизненный путь того мужика, который так и не нашел путь к праведной земле. Актер, после вести о том, что бесплатной клинике не существует, покончил жизнь самоубийством. Васька совершил страшное преступление – убийство и отправился в Сибирь в роли каторжника. Теперь то его там уже не ждет счастливая судьба с Наташей. После таких событий Наташа становится сама не своя, ведь ее жизнь теперь тоже разрушена. Вот и получается, что выдуманные рассказы странника привели к еще худшим последствиям. Конечно, старик хотел утешить и поддержать утопающих жителей ночлежки, но, они приняли его рассказы слишком близко к сердцу и не смогли сдержать эмоции, не смогли найти в себе силу воли, чтобы бороться с окружающей нищетой и своей слабохарактерностью.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы
о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.
Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.
Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:
Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.
С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?
Другие работы по этой теме:
- Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” Лука рассказывает историю о “праведной земле”. Но что значит слово “праведный”? Словарь дает следующее определение: проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости. Когда Лука…
- Помог или навредил ночлежникам Лука? Он умница… Сатин Мнения на этот счет разнообразны и противоречивы. Многие критики обвиняют Луку в том, что он не сделал ничего для спасения обитателей “дна”,…
- С какой целью автор романа “Герой нашего времени” нарушил хронологический порядок его глав? (ЕГЭ по русскому) Великому роману Лермонтова суждено было превратиться в шедевр классической литературы. Все произведение – это умелое соединение разносторонних и многогранных историй и личностей, каждой из которых…
- С какой целью М. Горький создал “Литературные портреты”? С какой целью М. Горький создал “Литературные портреты”? Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек – это звучит…
- Какой след в жизни ночлежников оставил странник Лука? по пьесе На дне (Горький А. М.) Над пьесой “На дне” Максим Горький работал в 1902 году. Начало ХХ века было сложным для России временем: повсюду царили бедность, бесправие и безысходность, человеческая…
- Сочинение: С какой целью автор поэмы “Василий Теркин” постоянно подчеркивает “обыкновенность” своего героя? Среди поэтических произведений, созданных в годы Великой Отечественной войны, особое место занимает поэма Александра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”. Особое потому, что в военные годы ведущее…
- Фонвизин, Недоросль. С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана? С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана? Не понимая значения образования и будучи полной “невеждой без души”, Простакова все же нанимает учителей для Митрофана…
- Фонвизин, Недоросль. С какой целью в имении Простаковой находится Правдин? С какой целью в имении Простаковой находится Правдин? Что можно сказать о его общественных взглядах? Правдин – чиновник наместничества, прогрессивно мыслящий в духе просветительской идеологии…
- Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов 1. Какие материки и океаны пересекают экватор, какие – начальный меридиан, а какие – меридиан 80° з. д.? Покажите на карте материки, которые лежат только…
- С какой целью М. Горький в рассказе “Старуха Изергиль” противопоставляет понятия “гордость” и “гордыня”? С какой целью М. Горький в рассказе “Старуха Изергиль” противопоставляет понятия “гордость” и “гордыня”? В рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” противопоставлены две жизненные философии, изложенные…
Орнитологический пролог
Еще одну дату нужно упомянуть, еще одно событие, которое было в жизни Горького очень важным и нам тоже пригодится. В 1884 году Горький прочитал Маркса, и марксизм стал для него некоторой, если хотите, заменой религии. Он воспринял марксизм не просто как некоторое учение, а как программу, которую необходимо было исполнить.
И опять даже из того немногого, что мы о Горьком сказали, как кажется, понятно, почему это так произошло. Свинцовые мерзости русской жизни, тяжелое, невыносимое существование. Марксизм предлагал некоторую программу. На самом деле в XX веке это многих и многих людей заворожило. Он предлагал не просто какие-то абстрактные выходы из ситуации, а последовательную программу, шаг за шагом, как из этой тяжелой жизни можно было выбраться к свету. И Горький усвоил это мировоззрение.
Ну, здесь видно, какой Горький еще неуклюжий писатель. Птицы должны идти по пути, не лететь куда-то, а идти! Т.е. он берет абстрактную формулу и накладывает ее на свою орнитологическую метафору. Но – это уже важно – он проговаривает здесь важные слова. Это вообще его одна из идей, которая будет для него существенна.
И этот дятел, любитель истины, и чиж, который сладко лгал, оказываются главными героями этого текста. Но, кроме того, есть еще и птицы, которые сначала воодушевляются, а потом дятел их убеждает в том, что никуда лететь не надо.
Символизм и реализм в произведении
Вывод
В мире есть зло, и ему нужно противостоять, а не убегать от него в мир мечтаний и фантазий. Люди, предпочитающие вымысел, слабы. Им противостоят более приспособленные к жизни, которые могут выдержать правду. Алексей Максимович выступает подлинным гуманистом, раскрывающим человеку глаза на истинное положение вещей, не затуманивая его взор утешительными обещаниями, в основе которых — ложь, унижающая человека.
Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.
В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.
Реакция читателей и критиков
Глава 18
Читается в 30 неделю по Пятидесятнице.
Св. Лука повествует об этом событии совершенно согласно с Матфеем (19:16–30) и Марком (10:17–31), только у первого полнее ответ Господа Петру.
Лк.18:18. И вопроси́ егó некий кня́зь, глагóля: учи́телю благий, чтó сотвори́в, живóт вечный наследствую?
Лк.18:19. Речé же емý Иисýс: чтó мя глагóлеши блáга, никтóже блáг, тóкмо еди́н Бóг.
И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
Некий князь
Лк.18:20. Зáповеди веси: не прелю́бы твори́: не убий: не укради́: не лжесвидетелствуй: чти́ отцá твоегó и мáтерь твою́.
Лк.18:21. О́н же речé: вся́ сия́ сохрани́х от ю́ности моея́.
знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
Заповеди закона для того и даны грешному человеку, чтобы по ним он устроял свою жизнь и возводил себя к большему и большему нравственному совершенству, ибо кто исполняет закон
Лк.18:22. Слы́шав же сия́, Иисýс речé емý: ещé еди́наго не докончáл еси́: вся́, ели́ка и́маши, продáждь, и раздáй ни́щым: и имети и́маши сокрóвище на небеси́: и гряди́ вослед менé.
Лк.18:23. О́н же слы́шав сиé, прискóрбен бы́сть: бе бо богáт зелó.
Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
У еванг. Матфея прибавлено здесь: Если хочешь быть совершенным,
По Евангелию Матфея, Господь сказал юноше: если хочешь войти в жизнь вечную
Лк.18:24. Ви́дев же егó Иисýс прискóрбна бы́вша, речé: кáко не удóбь имýщии богáтство в цáрствие Бóжие вни́дут:
Лк.18:25. удóбее бо éсть велбýду сквозе иглине ýшы проити́, нéже богáту в цáрствие Бóжие вни́ти.
Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Здесь Господь высказал Свое учение о богатстве, – именно то, что трудно человеку, привязанному всею своею душею к богатству, принять христианскую веру, требующую не иметь такой привязанности, трудно для такого человека исполнять правила христианской веры, и таким образом войти в царство небесное.
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в цартво Божие.
Это – народное присловие, употребляемое для того, чтобы показать, что известное дело невозможно или чрезвычайно трудно. Под верблюдом, по-славянски вельбудом, одни из толкователей разумеют животное, для которого невозможно пройти в узкую дверь на подобие иглиных ушей, в которую едва проходит человек, другие – толстый канат, употребляемый на кораблях, который невозможно пропустить сквозь иглиные уши. По Евангелию Марка,
трудно надеющимся на богатство войти в царствие Божие
(24 ст.). Словами:
надеющимся на богатство
разъясняются слова:
имеющим богатство
(ст. 23). Это значит, что не само по себе богатство опасно в отношении наследия царства небесного; нет, оно опасно лишь в том случае, когда человек надеется на него, т. е. очень привязан к нему, – всею своею душою привязан, любит его больше всего, все счастие свое поставляет в нем. Опасно потому, что для человека, привязанного всею душою к богатству, трудно принять христианскую веру, которая требует не иметь такой привязанности, трудно для такого человека и исполнять правила христианской веры, и таким образом направлять себя в царство небесное. Богатство обыкновенно отвлекает от добродетелей христианских, которые ведут в царство небесное, каковы: истинная любовь к Богу и ближнему, смирение, воздержание и др.; а, напротив, располагает к порокам, которые, влекут к вечной погибели, каковы: гордость, скупость, жизнь роскошная, рассеянная и т. п.
Лк.18:26. Реша же слы́шавшии: тó ктó мóжет спасéн бы́ти?
Лк.18:27. О́н же речé: невозмóжная у человек возмóжна сýть у Бóга.
Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Кто может спасен быти
Лк.18:28. Речé же Пéтр: сé мы́ остáвихом вся́ и по тебе идóхом.
Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
Оставихом вся
Лк.18:29. О́н же речé и́м: ами́нь глагóлю вáм, я́ко никтóже éсть, и́же остáвит дóм, или́ роди́тели, или́ брáтию, или́ сéстры, или́ женý, или́ чáда, цáрствия рáди Бóжия,
Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
Здесь перечисляются виды самоотвержения ради Христа, для царствия Божия
Лк.18:30. и́же не прии́мет мнóжицею во врéмя сиé, и в век грядýщий живóт вечный. и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
В Евангелиях Матфея и Марка здесь прибавлено: Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Это значит, что раздаяние будущих небесных наград будет зависеть от веры и добрых дел, а не от раннего или позднего обращения ко Христу, ни от знатности или незнатности и т. п. Разумеется здесь и то, что иудеи, быв некогда первыми по избранию Божию или мечтавшие получить великие земные блага в царстве Мессии, не уверовав во Христа, станут последними, а язычники, прежде последние, уверовав, будут первыми. Иуда был сыном царствия и вместе с другими Апостолами слышал:
сядете на двенадцати престолах
(Мат. 19:28), однакож сделался сыном геенны; а ефиоплянин (Деян. 8:27), будучи варваром, язычником, удостоился венцев вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом.
Читайте также:
- Экономика фрг и гдр кратко
- О себе кратко с юмором для знакомства с девушкой
- Критерии эффективности муниципальной службы кратко
- Походы игоря на византию кратко
- Малави экономика страны кратко
(Горький «На дне», акт 3-й)
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот… ты говоришь – правда… Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…
Бубнов. Во что-о?
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле – особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают… и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти… праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо… и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…» Одна у него радость была – земля эта…
Горький. На дне. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига
Пепел. Ну? Пошел?
Бубнов. Куда? Хо-хо!
Лука. И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого… с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками… Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!..
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.
Наташа. Погоди ты… ну, дедушка?
Лука. Человек – не верит… Должна, говорит, быть… ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет… Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты… свoлочь эдакой! Подлец ты, а не ученый…» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удaвился!..
Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
Пепел (негромко). Ч-черт те возьми… история – невеселая…
Наташа. Не стерпел обмана…
Бубнов (угрюмо). Всё – сказки…
Пепел. Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…
Наташа. Жалко… человека-то…
Бубнов. Всё – выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!
См. также Рассказ Луки о двух беглых каторжниках.