Источник: пьеса НА ДНЕ, Акт 3.
Лука. Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать – никогда не вредно…
Наташа. Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?
Лука. Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так… да!
За красной стеной тихо звучит гармоника и песня.
Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом… Ну, ладно! В лесу дача стояла, место – глухое… а зима была, и – один я, на даче-то… Славно-хорошо! Только раз – слышу – лезут!
Наташа. Воры?
Лука. Они. Лезут, значит, да!.. Взял я ружьишко, вышел… Гляжу – двое… открывают окно – и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!.. пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором… Я их упреждаю – отстаньте, мол! А то сейчас – стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они – на коленки пали: дескать, – пусти! Ну, а я уж того… осердился… за топор-то, знаешь! Говорю – я вас, лешие, прогонял, не шли… а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один – ложись, а другой – пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они… и говорят мне – дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая (смеется) … вот те и с топором! Да… Хорошие мужики оба… Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они – надоело, говорят… просишь-просишь, а никто не дает… обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, – Степаном звать, – возьмет, бывало, ружьишко и закатится в лес. А другой – Яков был, все хворал, кашлял все… Втроем, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна – прощай, говорят, дедушка! И ушли… В Россию побрели…
Наташа. Они – беглые? Каторжане?
Лука. Действительно – так, – беглые… с поселенья ушли… Хорошие мужики!.. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!
(Горький «На дне», акт 3-й)
Лука. Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать – никогда не вредно…
Наташа. Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?
Горький. На дне. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига
Лука. Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так… да!
За красной стеной тихо звучит гармоника и песня.
Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом… Ну, ладно! В лесу дача стояла, место – глухое… а зима была, и – один я, на даче-то… Славно-хорошо! Только раз – слышу – лезут!
Наташа. Воры?
Лука. Они. Лезут, значит, да!.. Взял я ружьишко, вышел… Гляжу – двое… открывают окно – и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!.. пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором… Я их упреждаю – отстаньте, мол! А то сейчас – стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они – на коленки пали: дескать, – пусти! Ну, а я уж того… осердился… за топор-то, знаешь! Говорю – я вас, лешие, прогонял, не шли… а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один – ложись, а другой – пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они… и говорят мне – дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая (смеется)… вот те и с топором! Да… Хорошие мужики оба… Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они – надоело, говорят… просишь-просишь, а никто не дает… обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, – Степаном звать, – возьмет, бывало, ружьишко и закатится в лес. А другой – Яков был, все хворал, кашлял все… Втроем, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна – прощай, говорят, дедушка! И ушли… В Россию побрели…
Наташа. Они – беглые? Каторжане?
Лука. Действительно – так, – беглые… с поселенья ушли… Хорошие мужики!.. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!
См. также Рассказ Луки о праведной земле.
1
Горький «На дне». Зачем Лука рассказал историю-притчу о ворах?
2 ответа:
3
0
Для того, что б разобраться с притчей о ворах, которую рассказал Лука, давайте сначала ознакомимся с ее очень кратким содержанием, а потом разберем, что эта придча значит.
Краткое содержание притчи Луки о двух ворах.
Суть притчи, что если к человеку проявить человечность, он тебе ответит тем же.
Даже если это совершенно озверелый человек, преступник.
Доброта порождает доброту, зло порождает зло.
Однако не лишним будет сказать, что притчи Луки носят утопический характер.
Он рассказал, в частности, еще притчу, про мифический город, где все счасливы, а алкашей лечат в прекрасной мраморной лечебнице.
Он сеет в души людей, с которыми общается, надежды. Но когда эти надежды не сбываются, незаметно уходит от этих людей.
1
0
Притча о ворах, заключается в том,что Лука пытался донести, что абсолютно каждого человека можно перевоспитать, сделать это можно с помощью сострадания к другим. И проясняет причину доброжелательности ко всем людям. Вообще Лука верил в светлое будущее человека и многие его притчи именно об этом.
Читайте также
Не стоит забывать, что эта пьеса одно из ранних произведений писателя. Жизнь обитателей приюта показывает опустившихся до самого дну существования людей, которые вот именно что существуют, но никак не живут. Появившийся в их среде странник Лука из другой породы. Вот он как раз не утратил смысла жизни, и своей жалостью к людям сродни персонажам Библии. Он проповедует среди обездоленных надежду, дарит им минуты мечтаний и тем самым придает смысл их жизни, обозначает направление к которому следует стремиться. Многие считают Луку провокатором, но я с этим не соглашусь. Что может быть хуже той жизни до которой докатились остальные герои? Пусть в итоге Актер убивает себя, разочаровавшись в мечте, которую ему дал Лука, но зато основной оппонент Луки Сатин кажется что-то понял. Он понял, что человек не животное и не должен жить как животное, что это звучит гордо. Так что Луке в пьесе отведена роль пророка-просветителя, который хоть что-то пытается сделать для забытых всеми остальными людей.
Происхождение поговорки я не знаю. Но в сравнении с блохами имелось в виду, что люди по большому счету все заслуживают внимания и понимания, и жулики тоже. Луку всегда считали добреньким с виду стариком с вредными увещеваниями. На самом деле Горький создал истории для каждого своего героя. Лука был старостой мордовской (если не ошибаюсь) деревни, человеком зажиточным и уважаемым. Но была у него любовница из деревни и ее муж повесился на воротах Луки. После этого Лука ушел в «мир». Лука действительно хотел помочь людям чем мог. Мог он не многое, пожалеть, посочувствовать, вселить надежду. Лука видел человека в человеке, неважно кем был этот человек, жулик или актер.
Распределение символов в тетраморфе пытались объяснить многие ученые церкви. По самому распространенному представлению, телец, или бык, как символ жертвы достался именно евангелисту Луке именно за то, что свое Евангелие он начал с описания принесения жертвы в храме. Еще многие считают, что в своем Евангелии святой лука лучше всех остальных евангелистов изобразил жертвенность Христа. Надо отметить, что христианское толкование отличается от того смысла который вкладывали в эти символы жители древнего Шумера, места в котором впервые появились эти четыре символа-ипостаси. Там бык символизировал главенство божества которого олицетворял — верховного бога Мардука (Зевс-Юпитер).
Старинное мужское имя Лука снова на слуху. Многие родители обращаются к забытым именам, чтобы назвать своего сынишку как-то по-особенному, чтобы выразить его индивидуальность и неповторимость.
Это по происхождению латинское имя. В переводе с латыни оно значит «светоносный». Как тут не вспомнить апостолов Иисуса Христа: Иоанна, Луку, Матфея, Марка?
Имя Лука начинается со звонкого сонорного звука «л», легко произносится и образует короткое, то есть удобное в произношении, отчество Лукич или Лукинична.
В семье мальчика с таким чудесным именем назовем ласково Лучиком, Лукашей, Лукашиком.
Лукьян – редкое мужское имя. Считается, что имя произошло от римского слова «Lux». Его можно перевести, как «свет».
Имя Лука также образовано от слова «Lux». Следовательно, имена Лука и Лукьян – родственные имена. Имя Лука можно использовать, как краткую форму имени Лукьян.
Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году и тогда же поставлена на сцене Московского художественного театра. Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты — надейся’», «Ты — верь!» Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Вся философия Луки сжата в одном его изречении: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду ка излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Это произошло, когда он служил сторожем на даче у одного инженера под Томском. Холодной зимней ночью проникли воры на дачу. Лука заставил их раскаяться, пожалел, накормил. Он говорит: «Хорошие мужики! Не пожалей я их- они бы, может, убили меня… али еще что… А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма — добру не учит, и Сибирь не научит… а человек-научит… да! Человек — может добру научить… очень просто!»
Та же мысль о великой силе добра звучит и в его рассказе про «праведную землю». Жил один бедный человек, жил он плохо, но не унывал, терпел и мечтал бросить эту’ жизнь и уйти в праведную землю: «Должна» говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле- особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают… и все у них славно хорошо!» В самые трудные минуты жизни поддерживала этого человека мысль о «праведной земле». Он говорил себе: «Ничего! потерплю’ Еще несколько — подожду… а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю.,. Одна у него радость была— земля эта…» Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и попросил его показать на карте, где находится эта самая «праведная земля». «Ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!» Не поверил человек этому ученому. Как же так, «жил-жил, терпел-терпел и все верил- есть! а по планам выходит — нету!». Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой — и удавился!..
Рассказ Луки можно назвать притчей, потому что он содержит в себе поучительный смысл. Слушатели прониклись сочувствием к бедному человеку, чьи надежды не оправдались. Наташа делает вывод: «Жалко… человека-то… Не стерпел обмана…» Пепел говорит: «Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…» Эти слова наводят на мысль, что и Наташа, и Пепел тоже были готовы поверить в существование такой земли, где могли бы найти пристанище и работу. Он говорит Наташе: «Я — грамотный… буду работать… Вот он говорит (указывает на Луку) — в Сибирь-то по своей воли надо идти.. Едем туда, ну? Ты думаешь — моя жизнь — не претит мне?..: Я — не каюсь… в совесть не верю… Но — я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…»
Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Этим Лука как бы подготавливал своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер, Барон, Клещ, Пепел, может оказаться утопией, недостижимой мечтой. Семена, посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком, что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу. Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее. Лука умело использует то яркое, что сохранилось еще в сознании этих людей, чтобы расцветить, разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает. Финал столь же трагичен, как и в притче о «праведной земле». Кончает жизнь’ самоубийством Актер, арестован Пепел за убийство Костылева, глубоко несчастна и исковеркана жизнь Наташи, умирает Анна. Под занавес третьего акта истошно кричит обезумевшая, искалеченная Наташа: «Берите их… судите их… Возьмите и меня, в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..»
В пьесе «На дне» Лука выступает не просто как утешитель. Он философски обосновывает свою позицию. Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро. Лука говорит: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу — вовремя человека пожалеть — хорошо бывает!» Итак, в пьесе главный носитель добра — Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы -смерть Актера — подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру — и удавился. И хотя Горький во многом был близок по своим человеческим качествам этому страннику-утешителю, он сумел разоблачить ложный гуманизм Луки. Именно финалом пьесы он доказывает, что спасительная ложь никого не спасла, что нельзя жить в плену иллюзий, что выход и прозрение всегда трагичны, а главное -что человек, живущий в мире утешительной лжи, примиряется со своей убогой, беспросветной жизнью и тем самым обрекает себя на гибель.