Рассказ м зощенко великие путешественники подготовительная группа

Приложение 1

Слайд 1

Зощенко Михаил Михайлович, родился почти 120 лет назад в 1895 году в Петербурге в семье небогатого художника. Он был простым человеком и видел мир просто. Сюжеты его рассказов взяты из реальной жизни, он их видел везде, где бы он ни оказался. Он писал рассказы, повести, комедии о простых людях вроде нас.

Сейчас мы закроем крепко глазки и перенесёмся во времени на 100 лет назад. И пойдём, навстречу приключениям, вместе с героями рассказа «Великие путешественники».

Слайд 2

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.

Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:

— Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:

— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

Слайд 3

На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:

— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.

Леля сказала:

— А если, Степочка, мы встретим индейцев?

— Что касается индейцев, — ответил Степа, — то индейские племена мы будем брать в плен.

— А, которые, не захотят идти в плен? — робко спросил я.

— Которые не захотят, — ответил Степа, — тех мы и не будем брать в плен.

Леля сказала:

— Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.

Степка сказал:

— Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.

Слайд 4 -1

Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий. Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

Слайд 4-2

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.

Мы шли около часа.

Наконец Степа сказал:

— Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

— Теперь пусть Минька понесет.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.

Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Слайд 5-1

Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.

Степка свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.

Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.

Тогда Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И наконец, вышли из леса на лужайку.

Тут Степка решил сделать привал. Он сказал:

— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямого пути.

И Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог. И я, по совету Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.

Перед тем как пойти дальше, Степка выкинул из мешка почти все, что там было, и мы пошли налегке.

Я шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.

Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.

Но Степка запретил нам об этом и думать. Он сказал:

— Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе.

Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть.

Степка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.

Но не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились.

И, покушав хлеба, легли в темноте.

Степка торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Степка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.

Слайд 5-2

Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.

Леля шепотом сказала мне:

— Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас, куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полукруг.

Но от этого Степка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное, ему снилось, что на него напали индейцы, и он зовет нас на помощь.

Мы стали ждать, когда Степка проснется.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:

— Хороши бы мы были, если б я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.

И Степка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба и двинулись в путь.

Дорога была знакома. И Степка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее, он сказал:

— Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что все повторяется, так как Земля есть круг.

Позади, раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Степка сказал:

— Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в нее сесть.

Слайд 6

Мы быстро покатили. И ехали не больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня Пески. Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:

— Вот деревня, в аккурат, похожая на нашу деревню, Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Степка еще больше изумился, когда мы подъехали к пристани.

Мы вылезли из телеги.

Сомненья не оставалось — это была наша пристань, и к ней только что подошел пароход.

Степка прошептал:

— Неужели же мы обогнули землю?

Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.

Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.

И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.

Мы подбежали к родителям.

И родители засмеялись от радости, что увидели нас.

Нянька сказала:

— Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.

Леля сказала:

— Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.

Мама воскликнула:

— Что я слышу! Их надо наказать.

Папа сказал:

— Все хорошо, что хорошо кончается.

Бабушка, сорвав ветку, сказала:

— Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.

Папа сказал:

— Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети, небось, и без порки поняли, какую глупость они совершили.

Мама, вздохнув, сказала:

— У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, — ну что это такое!

Папа сказал:

— Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.

С этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.

Что касается Степки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день. А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть, как ни в чем не бывало.

Остается еще сказать несколько слов о Тузике.

Тузик бежал за телегой целый час и очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера. А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне — остается покрытым мраком неизвестности.

Технологическая карта «Рассказ «Великие
путешественники». Зощенко М.М

Биография:

Зощенко Михаил Михайлович, родился почти
120 лет назад в 1895 году в Петербурге в семье небогатого художника. Он был
простым человеком и видел мир просто. Сюжеты его рассказов взяты из реальной
жизни, он их видел везде, где бы он ни оказался. Он писал рассказы, повести,
комедии о простых людях вроде нас.

Сейчас мы закроем
крепко глазки и перенесёмся во времени на 100 лет назад. И пойдём, навстречу
приключениям, вместе с героями рассказа «Великие путешественники».

                                                      
 
Рассказ
«Великие путешественники».

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму
шара.

Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на
даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:

— Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно
обогнуть всю

Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и
сказал:

— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей
сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками
путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке
перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в
кругосветное путешествие.

На огороде Степка устроил общее собрание путешественников.
И там он сказал мне и Леле:

— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша
пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо,
пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся
сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.

Леля сказала:

— А если, Степочка, мы встретим индейцев?

— Что касается индейцев, — ответил Степа, — то индейские
племена мы будем брать в плен.

— А, которые, не захотят идти в плен? — робко спросил я.

— Которые не захотят, — ответил Степа, — тех мы и не будем
брать в плен.

Леля сказала:

— Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам
хватит этих денег.

Степка сказал:

— Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги
нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по
дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на
костре.

Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под
муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий. Мы
положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду —
тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши,
волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания
костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для
ловли тропических бабочек.

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а
Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с
громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с
тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.

Мы шли около часа.

Наконец Степа сказал:

— Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть
каждый по очереди несет этот мешок.

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

— Теперь пусть Минька понесет.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до
того этот мешок оказался тяжелым.

Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по
дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону,
пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в
канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я
был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и
глиняный рукомойник.

Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в
канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил
своим падением.

Степка
свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого
ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы
плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.

Воспользовавшись
нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.

Тогда
Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись
за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли
еще два часа. И наконец, вышли из леса на лужайку.

Тут
Степка решил сделать привал. Он сказал:


Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду
протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие
путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямого
пути.

И
Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.

Мы
развязали мешок и начали закусывать.

Мы
ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг
над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой
сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог. И я, по совету
Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.

Перед
тем как пойти дальше, Степка выкинул из мешка почти все, что там было, и мы
пошли налегке.

Я
шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.

Леля
тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой,
говоря, что дома тоже бывает хорошо.

Но
Степка запретил нам об этом и думать. Он сказал:


Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение
муравьям.

Мы
продолжали идти в плохом настроении.

И
только у Тузика настроение было ничего себе.

Задрав
хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше
путешествие.

Наконец
стало темнеть.

Степка
бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы
собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко,
чтоб разжечь костер.

Но
не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились.

И,
покушав хлеба, легли в темноте.

Степка
торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую
сторону идти.

Степка
тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли
заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.

Сухую
ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.

А
упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как
мячик.

Наконец
мы задремали.

Я
проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце
еще не взошло.

Леля
шепотом сказала мне:


Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он
заведет нас, куда Макар телят не гонял.

Мы
посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы
с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону,
так что Степкина голова описала полукруг.

Но
от этого Степка не проснулся.

Он
только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное,
ему снилось, что на него напали индейцы, и он зовет нас на помощь.

Мы
стали ждать, когда Степка проснется.

Он
проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:


Хороши бы мы были, если б я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в
какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо
идти туда.

И
Степка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы
покушали хлеба и двинулись в путь.

Дорога
была знакома. И Степка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее, он
сказал:


Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что все
повторяется, так как Земля есть круг.

Позади,
раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Степка
сказал:


Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в
эту телегу.

Мы
стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и
позволил нам в нее сесть.

Мы
быстро покатили. И ехали не больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня
Пески. Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:


Вот деревня, в аккурат, похожая на нашу деревню, Пески. Это бывает во время
кругосветных путешествий.

Но
Степка еще больше изумился, когда мы подъехали к пристани.

Мы
вылезли из телеги.

Сомненья
не оставалось — это была наша пристань, и к ней только что подошел пароход.

Степка
прошептал:


Неужели же мы обогнули землю?

Леля
фыркнула, и я тоже засмеялся.

Но
тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что
сошли с парохода.

И
рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.

Мы
подбежали к родителям.

И
родители засмеялись от радости, что увидели нас.

Нянька
сказала:


Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.

Леля
сказала:


Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное
путешествие.

Мама
воскликнула:


Что я слышу! Их надо наказать.

Папа
сказал:


Все хорошо, что хорошо кончается.

Бабушка,
сорвав ветку, сказала:


Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.

Папа
сказал:


Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети,
небось, и без порки поняли, какую глупость они совершили.

Мама,
вздохнув, сказала:


У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы
умножения и географии, — ну что это такое!

Папа
сказал:


Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие,
надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там
преподают, включая 
космографию.
А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным
результатам, достойным сожаления.

С
этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и
ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.

Что
касается Степки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник
просидел целый день. А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали
играть, как ни в чем не бывало.

Остается
еще сказать несколько слов о Тузике.

Тузик
бежал за телегой целый час и очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в
сарай и там спал до вечера. А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во
сне — остается покрытым мраком неизвестности.

                                                                               
Ход занятия

 Воспитатель
проводит небольшую словарную работу, разъясняя значение слов из текста.

«…мамаша
пойдет на речку стирать»  – объяснить, что 100 лет назад не было
стиральных машин и бельё стирали на речке.

«…три
рубля» –  объяснить, что 100 лет назад эта сумма была равна примерно 3000
рублей.

«…
деревня» – небольшое поселение.

«…хворост»
– опавшие ветви деревьев, используются как топливо и для строительства.

«…куда
Макар телят не гонял» — очень далеко, в самые отдалённые места.

На 6-й минуте чтения проводится небольшая разминка:

Мы в поход с тобой пойдём…

Мы в поход с тобой пойдём       (Дети маршируют)

Раз, два, три

Приключения найдём            
  (Дети маршируют и

Раз, два, три              
              хлопают в ладоши)

Всё запомним и расскажем      (Маршируют и

поднимают указательный

палец вверх)

Посмеёмся мы потом…           (Дети
маршируют и

хлопают в ладоши)

 Воспитатель: ребята
как назывался рассказ, который мы читали?

Дети: предлагают
варианты.

Воспитатель: как
звали героев рассказа?

Дети: предлагают
варианты.

Воспитатель: что
делали дети?

Дети: предлагают
варианты.

Воспитатель: Кто
написал этот рассказ?

Дети: предлагают
варианты.

Воспитатель:Какие
дети?

Дети: отважные,
бесстрашные, весёлые, умные…

Воспитатель: Что
делали дети?

Дети: путешествовали,
шли, боялись, веселились…

     Воспитатель: Ребята,
о чем мы сегодня говорили на занятии, что нового мы узнали, что сегодня на
занятии было самым интересным и запомнилось вам большего всего?

Дети: дают разнообразные
ответы.

Забавная история о том, как трое друзей отправились в кругосветное путешествие, взяв с собой собаку и целый мешок с вещами: тарелками, вилками, карандашами, подушками и прочей утварью. Читайте, чем закончился их поход и удалось Степке доказать, что земля круглая.

Великие путешественники читать

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.
Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля.

Он сказал:
— Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:
— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Великие путешественники - рассказ ЗощенкоНо мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:
— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.

Леля сказала:
— А если, Степочка, мы встретим индейцев?

— Что касается индейцев, — ответил Степа, — то индейские племена мы будем брать в плен.

— А которые не захотят идти в плен? — робко спросил я.

— Которые не захотят, — ответил Степа, — тех мы и не будем брать в плен.

Леля сказала:
— Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.

Степка сказал:
— Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.

Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий. Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Великие путешественники - рассказ Зощенко

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Великие путешественники зощенко

Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.

Мы шли около часа.

Наконец Степа сказал:
— Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:
— Теперь пусть Минька понесет.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.

Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.

Степка свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.

Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.

Тогда Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.

Тут Степка решил сделать привал. Он сказал:
— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямого пути.

И Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог. И я, по совету Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.

Великие путешественники рассказ

Перед тем как пойти дальше, Степка выкинул из мешка почти все, что там было, и мы пошли налегке.

Я шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.
Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.

Но Степка запретил нам об этом и думать. Он сказал:
— Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе.

Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть.

Степка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.

Но не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились. И, покушав хлеба, легли в темноте.

Степка торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Степка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.

Великие путешественники в лесу

Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.

Леля шепотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас, куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полукруг.

Но от этого Степка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное, ему снилось, что на него напали индейцы и он зовет нас на помощь.

Мы стали ждать, когда Степка проснется.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:
— Хороши бы мы были, если б я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.

И Степка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба и двинулись в путь.

Дорога была знакома. И Степка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:
— Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что все повторяется, так как Земля есть круг.
Позади раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге.

Степка сказал:
— Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в нее сесть.

Великие путешественники - рассказ Зощенко

Мы быстро покатили. И ехали не больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня Пески. Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:
— Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Степка еще больше изумился, когда мы подъехали к пристани.

Мы вылезли из телеги.

Сомненья не оставалось — это была наша пристань, и к ней только что подошел пароход.Степка прошептал:
— Неужели же мы обогнули землю?

Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.

Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.

И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.

Мы подбежали к родителям.

И родители засмеялись от радости, что увидели нас.

Нянька сказала:
— Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.

Леля сказала:
— Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.

Мама воскликнула:
— Что я слышу! Их надо наказать.

Папа сказал:
— Все хорошо, что хорошо кончается.

Бабушка, сорвав ветку, сказала:
— Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.

Папа сказал:
— Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети, небось, и без порки поняли, какую глупость они совершили.

Мама, вздохнув, сказала:
— У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, — ну что это такое!

Папа сказал:
— Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.

С этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.

Что касается Степки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день.

А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть как ни в чем не бывало.

Остается еще сказать несколько слов о Тузике.

Тузик бежал за телегой целый час и очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера. А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне — остается покрытым мраком неизвестности.

Великие путешественники - рассказ Зощенко

(Илл. А.С.Андреева)

❤️ 713

🔥 496

😁 535

😢 292

👎 266

🥱 329

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

«Великие путешественники» М. Зощенко

«Великие путешественники»

М. Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко  Русский писатель советского периода, драматург, сценарист, переводчик. Признанный классик русской литературы.

Михаил Михайлович Зощенко

Русский писатель советского периода, драматург, сценарист, переводчик. Признанный классик русской литературы.

Родился в Санкт-Петербурге. Отец — художник Михаил Иванович Зощенко (из полтавских дворян, 1857—1907). Мать — Елена Осиповна (Иосифовна) Зощенко (урождённая Сурина, русская, дворянка, 1875—1920), до замужества была актрисой, печатала рассказы в газете «Копейка»

Родился в Санкт-Петербурге.

  • Отец — художник Михаил Иванович Зощенко (из полтавских дворян, 1857—1907). Мать — Елена Осиповна (Иосифовна) Зощенко (урождённая Сурина, русская, дворянка, 1875—1920), до замужества была актрисой, печатала рассказы в газете «Копейка»

В 1913 году Зощенко окончил 8-ю гимназию в Петербурге. Один год учился на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета.

  • В 1913 году Зощенко окончил 8-ю гимназию в Петербурге. Один год учился на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета.

29 сентября 1914 г. Михаил Зощенко был зачислен в Павловское военное училище юнкером.

  • 29 сентября 1914 г. Михаил Зощенко был зачислен в Павловское военное училище юнкером.

ноябрь 1915 г. - получил лёгкое осколочное ранение в ногу. декабрь 1915 года - назначен на должность младшего офицера пулемётной команды. 1 февраля 1915 г. произведён в прапорщики 9 октября 1916 – возвращается на фронт в свой полк. 9 февраля 1917 г. -отчисляется в резерв.

  • ноябрь 1915 г. — получил лёгкое осколочное ранение в ногу.
  • декабрь 1915 года — назначен на должность младшего офицера пулемётной команды.
  • 1 февраля 1915 г. произведён в прапорщики
  • 9 октября 1916 – возвращается на фронт в свой полк.
  • 9 февраля 1917 г. -отчисляется в резерв.

Летом 1917 г. Зощенко был назначен начальником почт и телеграфов и комендантом почтамта Петрограда. Занимал должность адъютанта Архангельской дружины. Работал секретарём суда, инструктором по кролиководству. Служил полковым адъютантом в 1919г.

  • Летом 1917 г. Зощенко был назначен начальником почт и телеграфов и комендантом почтамта Петрограда.
  • Занимал должность адъютанта Архангельской дружины.
  • Работал секретарём суда, инструктором по кролиководству.
  • Служил полковым адъютантом в 1919г.

1920-1922г. литературная студия «Всемирная литература».

1920-1922г. литературная студия «Всемирная литература».

Зощенко с первых дней войны поступает в группу противопожарной обороны. Пишет антифашистские фельетоны для публикации в газетах и на радио.

Зощенко с первых дней войны поступает в группу противопожарной обороны.

Пишет антифашистские фельетоны для публикации в газетах и на радио.

1946 г. Зощенко был исключён из Союза писателей, лишён средств к существованию.  В 1946—1953 гг. Зощенко вынужден был заниматься переводческой работой. В июне 1953 года Зощенко был заново принят в Союз писателей. «Я могу сказать — моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены.»

1946 г. Зощенко был исключён из Союза писателей, лишён средств к существованию. 

  • В 1946—1953 гг. Зощенко вынужден был заниматься переводческой работой.
  • В июне 1953 года Зощенко был заново принят в Союз писателей.

«Я могу сказать — моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены.»

22 июля 1958 года в 0:45 Зощенко умер от острой сердечной недостаточности. 

22 июля 1958 года в 0:45 Зощенко умер от острой сердечной недостаточности. 

«Великие путешественники».

«Великие путешественники».

1. Как называлась деревня, в которой родители Лёли и Миньки снимали дачу?    А) Бережки   Б) Пески  В) Дубки   Г) Мостки 

1. Как называлась деревня, в которой родители Лёли и Миньки снимали дачу?

А) Бережки 

Б) Пески

В) Дубки 

Г) Мостки 

2. Что подарил Минька Стёпке, чтобы тот взял его в кругосветное путешествие?   А) велосипед Б)  компас В) перочинный ножик Г) фонарик 

2. Что подарил Минька Стёпке, чтобы тот взял его в кругосветное путешествие?

А) велосипед

Б)  компас

В) перочинный ножик

Г) фонарик 

3. Сколько денег взяла Лёля из копилки в поход?   А) 3 рубля Б) 5 рублей В) 1 рубль Г) 10 рублей 

3. Сколько денег взяла Лёля из копилки в поход?

А) 3 рубля

Б) 5 рублей

В) 1 рубль

Г) 10 рублей 

4. Зачем детям во время похода нужны были деньги? Как это объяснил Стёпка?   А) покупать еду Б) покупать семечки и конфеты В) покупать одежду Г)  на всякий случай 

4. Зачем детям во время похода нужны были деньги? Как это объяснил Стёпка?

А) покупать еду

Б) покупать семечки и конфеты

В) покупать одежду

Г)  на всякий случай 

5. Что ели дети во время первого привала? А) семечки Б) конфеты В) хлеб Г) хлеб с сахаром 

5. Что ели дети во время первого привала?

А) семечки

Б) конфеты

В) хлеб

Г) хлеб с сахаром 

6. Кого из детей во время привала ужалила оса?   А) Лёля Б) Минька В) Стёпка Г) оса не жалила никого 

6. Кого из детей во время привала ужалила оса?

А) Лёля

Б) Минька

В) Стёпка

Г) оса не жалила никого 

7.   За что приняла сухую ветку над головой Лёля, когда дети ночевали в лесу? А) за верёвку Б) за змею В) она её не заметила Г) за ящерицу 

7.   За что приняла сухую ветку над головой Лёля, когда дети ночевали в лесу?

А) за верёвку

Б) за змею

В) она её не заметила

Г) за ящерицу 

8. Что напугало Миньку так, что он подскочил на земле, как мячик?   А) волчий вой Б) гром В) шум ветра Г) упавшая шишка 

8. Что напугало Миньку так, что он подскочил на земле, как мячик?

А) волчий вой

Б) гром

В) шум ветра

Г) упавшая шишка 

9. Что Стёпка кричал во сне?   А) «Помогите!» Б) «Эй, сюда, ко мне…» В) он спал спокойно Г) Стёпка не спал 

9. Что Стёпка кричал во сне?

А) «Помогите!»

Б) «Эй, сюда, ко мне…»

В) он спал спокойно

Г) Стёпка не спал 

10.  На чём дети вернулись из путешествия? А) на телеге Б) на лодке В) на поезде Г) дети пришли пешком 

10.  На чём дети вернулись из путешествия?

А) на телеге

Б) на лодке

В) на поезде

Г) дети пришли пешком 

Правильные ответы: Б В А Б Г Б Б Г Б А

Правильные ответы:

  • Б
  • В
  • А
  • Б
  • Г
  • Б
  • Б
  • Г
  • Б
  • А

Литературное чтение

Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

(урок 1)

Цель: познакомить с творчеством М.Зощенко, его произведением, с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе:

— комические ситуации;

— использование взрослых слов и выражений в речи детей;

— комические сравнения и эпитеты, развивать литературное чутьё настоящего читателя, формировать навыки монологической и диалогической речи, развивать чувство юмора. Воспитывать интерес к творчеству М.Зощенко, желание прочитать и другие его произведения.

Оборудование: портрет писателя, выставка его книг.

Ход урока. І. Оргмомент. Сообщение темы.

ІІ. Проверка д/з.

ІІІ. Работа по теме.

1. Рассказ о творчестве М.М. Зощенко, чтение биографических сведений на с.252.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с жизнью одного писателя Михаила Михайловича Зощенко. М. М. Зощенко – самый любимый писатель для детей. Я надеюсь, что он вам тоже понравится, и вы самостоятельно прочитаете все его произведения.

М. М. Зощенко родился 29 июля 1895г. в Полтаве. Отец его был художником. Он рано потерял отца и вынужден был отправиться в «люди», чтобы помочь матери воспитывать других детей. До того как стать писателем, он переменил не менее двадцати профессий: был комендантом почты и телеграфа, агентом уголовного розыска, почтовым милиционером, столяром, сапожником … А уж потом он, наверное, понял, что его призвание – писатель. Это был преинтереснейший человек, отличался исключительной храбростью: в годы 1 Мировой войны получил 4 ордена и представлен к пятому.

     По характеру очень мягкий и добрый человек, любил необыкновенно детей, которым посвятил много рассказов.

2. Знакомство с рассказом.

3. Беседа по содержанию.

— Понравился ли вам рассказ?

— А какой он по настроению? (Весёлый, смешной)

— Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).

А). Неязыковые комические приемы — комические ситуации.

— Прочитайте отрывки, когда вам было смешно.

Дети могут прочитать следующие отрывки:

«…Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком. Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку».

«…Сухую ветку под головой Лёля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала…»

«…- Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти…»

«…Мы с Лёлей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга…» и т.д.

— Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемам.

— А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.)

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

2. Языковые комические приёмы.

а) Использование взрослых выражений в речи детей.

— Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. Обычно поговорки часто употребляют в своей речи взрослые люди, а дети еще неточно знают их смысл, и поэтому используют их редко.

«…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял».

— Что означает это выражение? ( «Очень далеко»).

— Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа.

Дети прочитывают:

«…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие».

«…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр».

«…Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать…»

«…Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям» и т.д.

— Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно?

— Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? (Чтобы нам было смешно). Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений).

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

Приём 2: использование взрослых выражений в речи детей.

б) Комические сравнения.

— Послушайте, как ребята прочитают вам несколько отрывков из этого рассказа и вспомните, как называется уже знакомый вам литературный приём, который использует там автор.

Заранее подготовленные дети читают отрывки из произведения:

«…Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по

дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву».

«…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться

домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать».

«…А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я

подскочил на земле, как мячик».

— Да, это сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку. Назовите их.

Приём 3: комическое сравнение.

в) Комический эпитет.

— Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему?

— Чем оно закончилось?

— Кто такие великие путешественники? (Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли)

— А можно ли назвать этих путешественников «великими»?

— Почему же автор дал своим героям такое название? (Он смеется, иронизирует над ними).

3. Подведение итога урока.

— Каким образом удалось М.М. Зощенко рассмешить нас в этом рассказе? С какими комическими литературными приемами мы сегодня познакомились?

Литературное чтение

Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

(урок 2)

 Цель:  познакомить учащихся с понятием юмор, развивать у детей навыки анализа юмористического произведения; выразительного чтения и развивать навыки составления характеристики героев, опираясь на их речь, Воспитывать в детях чувство любви, уважения друг другу.

 Оборудование: портрет М. М. Зощенко, выставка книг по творчеству писателя.

  Ход урока 1. Организационный момент.  Сообщение темы.

2. Работа с текстом «Великие путешественники».

Учитель: Ребята, вашим домашним заданием  было прочитать рассказ

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Вам понравился рассказ?

 Кто здесь главные герои?

 Ученик: (главные герои – Стёпка, Минька и Леля).

 Пересказ эпизодов по желанию.

 Какое впечатление оставляют у вас юные путешественники?

 Что стало причиной путешествия детей?

Кто из них вам  наиболее симпатичен?

Наблюдение над героями, их характерами,

  Учитель: Что мы можем сказать о Степке?

  Ученик: Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком, он идет до конца.

  Учитель: Ребята, а что говорит  сам автор про него?

  Ученик: «Степка торжественно лег ногами вперед». «Мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день».

  Учитель: Что он хочет сказать словом «торжественно», «великий путешественник»?

  Ученик: Он смеется, насмехается над ним.

  Учитель: Молодцы! Ребята, вы сказали, что автор насмехается над Минькой  и это не злой смех, а добродушный, также это можно проследить и в отношении других героев. Юмористические рассказы М. М. Зощенко доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, т. к. его юмор всегда современен. Миньку мы  охарактеризуем устно на уроке, а дома вы выполните устно.

  Минька

 действия

«робко сидел»

«с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я»

«ахнул от удивления»

«я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком»

«вслед за мешком нырнул я»

«как я барахтаюсь  в канаве»

«упавшая шишка не напугала меня…»

«и я тоже засмеялся…»

  речь

«А которые не захотят идти в плен?»
 Учитель: Если сравнить Миньку и Степку, то что бы вы сказали про Миньку?

 Ученик: Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький.

  Учитель: Вы все правильно сказали. Теперь осталась Леля.

Вначале дети находят в тексте действия, характеризующие Лелю, а затем записывают в тетрадях в виде таблицы, то же самое проделывают речью.

Примерная таблица:

Леля

действия

«шла Леля со скалкой»

«не долго несла мешок, потому что выбилась из сил»

«ветку над головой приняла за змею и от ужаса завизжала»

«Леля теребила меня за плечи»

«Леля фыркнула»
 речь

«из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам этих денег хватит».

«давай повернем его ноги в обратную сторону»

«если бы мы вчера утонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие»
 Учитель:Мы выписали слова и выражения, которые помогут нам при составлении характеристики Лели. Итак, что вы можете сказать о Леле, исходя из таблицы?

Ученик: Она ведет себя как взрослая женщина, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит, боязлива, она жалеет об этой затее.

Учитель: А теперь скажите, кто из них самый маленький?

Ученик: Минька.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ученик: Минка без права голоса.

Учитель: Почему «мы с Лелей долго не могли заснуть, а Степка спал с блаженной улыбкой»?

Ученик: Ему затеянная игра нравится и во сне и наяву.

Учитель: В тексте мы читаем «И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении». Какими могли быть эти рассказы? Представьте, что вы – Минька, как бы вы рассказали?

Учитель просит 2-3 учеников передать этот рассказ. 

4. Домашнее задание.

Учитель: Открываем тетради и пишем домашнее задание. Написать сочинение «Сон Степки».

5. Вывод: Мы сегодня узнали, что такое юмор и юмористические рассказы, что опираясь на поступки и речь можно охарактеризовать героев.

Литературное чтение

Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ» (урок 3)

Цель: продолжить знакомство с текстом, учить выразительно читать и коммен­тировать прочитанное; пересказывать текст, соблюдая чув­ство юмора при пересказе. Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать понимание необходимости хорошо учиться для того, чтобы чего-то добиться в жизни.

Оборудование: портрет писателя, библиографический словарь.

Ход урока. І. Оргмомент. Сообщение темы.

1. Актуализация знаний — Где прошло детство поэта? Кем был его отец? Мать писателя? Когда он начал писать? Когда вышла его первая книга для детей? (Ответы найти в библиографическом словаре.)

ІІ. Анализ произведения с сопровождением комментированного чтения.

— Прочитайте слова Степки на «общем собрании пу­тешественников».

— В чем ошибался герой? («Мы пойдем все прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик, до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год». «Индейские племена мы будем брать в плен». «Три рубля нам, безусловно, хватит, потому что деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет». «По дороге мы будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре».)

— Правильно ли готовились герои к путешествию?

— Про­следите, как и какие вещи они складывали в мешок.

— Что действительно нужно для путешествия из того, что собра­ли дети?

— Опишите картину, как «великие путешественни­ки» отправились в путь.

— Расскажите так, чтобы слушатели смеялись над вашим рассказом, представляя Степку с гро­мадным мешком на голове, Лелю со скалкой, а самого авто­ра — с тремя рогатками, сачком и удочкой.

— С какими трудностями столкнулись герои в первый день своего путешествия? — Почему? Что показалось вам смешным?

— Найдите и прочитайте эпизод, когда герой «свалился в ка­наву странным образом». — Какой была реакция Лели и Степ­ки?

— Кто из путешественников захотел вернуться домой? Почему? Кто им помешал прервать путешествие? Какие страхи пережили они ночью, почему не могли заснуть?

— Какое решение приняли дети, чтобы обмануть Степку и вернуться домой?

— Что показалось вам смешным в Степкиных рассуждениях?

— Чему он изумился, возвращаясь домой? Отчего «Леля фыркнула, и я тоже засмеялся»?

— Опишите радость встречи с родителями. Какой была реакция мамы? папы? бабушки? А каково ваше мнение?

— Нужно ли было наказывать детей? Кто из родителей прав? Прочитайте мне­ние папы. Согласны ли вы с ним? Как наказала Степку его мать? Понял ли «великий путешественник» свою ошибку при таком методе воспитания?

— Какова основная идея произведения? «Чтобы идти в кругосветное путешествие, надо иметь выс­шее образование», которое следует понимать в значении, что для путешествия нужны определенные знания и подготов­ка.

ІІІ. Домашнее задание. Пересказать текст, сохраняя чувство юмора при пере­даче его содержания.

Великие путешественники (М. Зощенко)

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара. Но один мальчик, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне:

— Земля – это круг. Если мы будем идти всё время прямо, то придем туда же, откуда вышли.

Я не мог поверить Стёпке, но он шлёпнул меня по затылку:

— Скорее я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестрой Лёлей, чем с тобой. Я тебя не возьму, потому что не люблю путешествовать с дураками.

Но мне очень хотелось путешествовать, поэтому мне пришлось подарить Стёпке перочинный ножик, чтобы он взял меня с собой в кругосветное путешествие. И вот, настал этот день, Стёпка устроил нам собрание путешественников.

— Завтра, когда ваши папа и мама уедут в город, а моя мама уйдет стирать бельё на реку, мы двинемся в путь. Мы будем идти все время прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти всё прямиком, пока не вернемся сюда, в это же место. И пусть на это у нас уйдет даже целый год.

— А вдруг мы встретим индейцев? – спросила Лёля.

— В этом случае мы будем брать их в плен! – уверенно ответил Стёпа.

— А те, кто не захотят идти в плен? – спросил я.

— Которые не захотят, мы их и не будем брать в плен.

— А три рубля нам хватит на это путешествие? – спросила Лёля, — я возьму из копилки.

— Конечно. Потому что деньги нам будут нужны только на семечки и конфеты. А питаться мы будем мелкими животными. Мы будем их убивать и жарить на костре их нежное мясо.

Стёпа сбегал в сарай и принес большой старый мешок. В него мы положили сахар и хлеб. Также мы положили туда ложки, вилки, тарелки, стаканы. Потом мы решили положить туда фонарик, глиняный рукомойник, карандаши, увеличительное стекло, чтобы разжечь костер. Еще уместили в мешок два одеяла и одну подушку.

Помимо всего этого я взял удочку, три рогатки и сачок, чтобы ловить бабочек. Когда родители уехали в город, а мама Стёпки пошла на реку стирать бельё, мы покинули деревню Пески.

Мы пошли в сторону леса. Шли строго прямо: впереди Стёпка с большим мешком на спине, Лёля со скакалкой и я, с удочкой и тремя рогатками. Собачка Тузик сопровождала нас.

Когда мы прошли около часа, Стёпка сказал, что ему тяжело нести мешок. Мы решили таскать его по очереди. Лёля взяла мешок, но несла его недолго, потому что устала и выбилась из сил.

— Пусть теперь несёт Минька, — сказала сестра. И я взял мешок.

Он был очень тяжёлым, не знаю, как Стёпка нёс его целый час. Еще больше я удивился, когда пошёл с ним на плечах.

Меня пригибало к земле и качало, как маятник. После нескольких таких шагов, я свалился в канаву вместе с этим мешком.

Причем сначала туда свалился мешок, а на него я. Я был лёгкий, но все равно умудрился разбить тарелки, стаканы и глиняный рукомойник. Мы расстроились и вытащили осколки из мешка. А Стёпка шлёпнул меня по затылку и сказал, что с такими, как я, нельзя отправляться в путешествие.

Стёпка позвал Тузика, хотел заставить его нести наш мешок. Но собака не поняла, чего от неё хотели. Да мы и сами не знали, как приспособить этот мешок на Тузика. Тогда Стёпа велел нам всем вместе нести наши вещи.

Мы шли еще часа два. Нам было очень тяжело нести мешок, но мы старались. Каждый взялся за свой угол, и так несли вещи. Наконец мы вышли на лужайку. Тут мы решили отдохнуть, а Стёпка сказал:

— Надо сделать привал. Я лягу ногами в том направлении, куда нам нужно будет идти дальше. Так делали все великие путешественники. Когда они просыпались, то знали, в какую сторону им идти, и не сбивались с пути.

И он сел у дороги, вытянув ноги. Мы достали из мешка хлеб и посыпали его сахаром. Вдруг откуда-то прилетели осы, одна из них очень хотела попробовать мой сахар и ужалила меня в щеку. От этого щека у меня сильно вздулась, было так больно, что я захотел вернуться домой. Но Стёпа мне не разрешил:

— Каждого, кто захочет вернуться домой, я буду привязывать к дереву, и его съедят муравьи.

Мы пошли дальше, Стёпка выкинул почти все вещи из мешка, и нам стало легче нести его. Я шёл позади всех и ныл. Щека очень горела. Моя сестра тоже уже была не рада путешествию. Она уже ждала, когда же мы вернемся домой. Поэтому мы продолжали идти в плохом настроении.

Только Тузику было весело. Он носился, задрав хвост, ловил бабочек, гонялся за птицами.

Когда стемнело, мой друг положил мешок на землю и сказал, что мы будем тут ночевать. Мы нашли хворост для костра.

Стёпка достал увеличительное стекло. Но на небе уже не было солнца, поэтому мы расстроились и легли спать в темноте.

Стёпа лег ногами в том направлении, куда нам нужно идти дальше, и сразу же заснул. Засопел и Тузик. Но мы с Лёлей не могли заснуть. Нас пугал лес и темнота. Сестре было страшно от веток под головой, они казались ей змеями, а меня напугала шишка, упавшая мне на голову. Я даже вскрикнул от страха.

После всего пережитого мы очень устали и задремали. Утром я проснулся от того, что Лёля трясла меня за плечи:

— Минька, давай, пока Стёпа спит, повернем его ноги в обратную сторону. А то он нас заведёт куда-нибудь.

Я взглянул на Стёпку, он спал с улыбкой на лице. Мы с сестрой взяли его за ноги и резко повернули их в обратную сторону. Его голова при этом описала полукруг на земле. Но он не проснулся. Он только застонал во сне: «Эй, сюда, ко мне…»

Может ему снилось, что он хочет взять в плен индейцев, а они сопротивляются.

Мы подождали, когда проснется Стёпка. Выспавшись, он потянулся и сказал:

— Хорошо, что я лёг ногами, куда нужно. А то что было бы, если бы я лёг ногами куда попало? Мы бы не знали, куда идти. А теперь мы знаем.

Стёпа махнул рукой в ту сторону, откуда мы пришли сюда вчера.

Мы попили воды, съели хлеба и пошли в путь. Дорога была нам уже знакома, поэтому Стёпа открывал рот от удивления

Но при этом он говорил:

— Кругосветное путешествие тем и отличается, что всё вокруг повторяется. Потому что Земля круглая.

Вдруг сзади нас начала поскрипывать телега. Это какой-то дяденька ехал с пустой телегой. Мы решили попроситься к нему, чтобы он нас подвёз. Он нам разрешил, поэтому наше путешествие домой заметно ускорилось.

И вот мы видим нашу деревню Пески. Стёпка аж рот открыл от удивления:

— Вот эта деревня очень похожа на нашу деревню. Но такое случается только при кругосветных путешествиях. Дяденька довёз нас до пристани. Тогда Стёпа еще больше изумился, ведь он понял, что это и была наша деревня Пески.

От удивления он говорил шёпотом:

— Неужели мы обогнули Землю?

Мы с Лёлей переглянулись и чуть не засмеялись вслух. Тут на пристани мы увидели наших родителей и бабушку. Он выходили из парохода. Рядом с ними шла наша няня, которая что-то им рассказывала и плакала.

Мы сразу побежали к маме и папе. А няня сказала:

— Слава богу, я думала, вы вчера потонули в реке.

— Если бы мы потонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие, — воскликнула Лёля.

Мама с папой решили, что нас надо наказать. Бабушка предложила выпороть нас:

— Давайте я выпорю Лёлю, как старшую. А мама будет пороть Миньку.

Папа защитил нас:

— Порка – это старый метод воспитания. Дети итак уже поняли, что поступили плохо.

— У меня дурацкие дети! – сказала мама. – Как можно идти в кругосветное путешествие, не зная географии и таблицы умножения?!

— Мало знать таблицу умножения и географию – возразил папа. – Нужно еще и иметь высшее образование. Надо обязательно пройти учебу в высшем учебном заведении не менее пяти курсов. Надо изучить всё, чему там учат, включая космографию. А если пойти в путешествие без этих знаний, то это может окончиться плохо.

После этого мы вернулись домой и сели есть. Мы рассказали им подробности о нашем путешествии, и родители очень смеялись. А папа сказал:

— Всё хорошо, что хорошо кончается.

Отец не стал нас наказывать за наш проступок и даже за то, что мы потеряли подушку от тахты.

А Стёпку мама наказала. Она заперла его в бане на целый день вместе с Тузиком. На следующий день он вышел к нам, и мы играли вместе с ним, как и раньше.

  • Рассказ манюня наринэ абгарян читать
  • Рассказ м горького старуха изергиль проблематика и особенности композиции произведения
  • Рассказ манная каша драгунский
  • Рассказ м горького старуха изергиль аудиокнига
  • Рассказ маникюрша тэффи читать