Рассказ максимка главная мысль

После изучения в классе или дома морского рассказа Станюковича «Максимка», краткое содержание для читательского дневника составляется быстро. Но надо учитывать некоторые особенности. 

Если внимательно читать или слушать онлайн эту книгу, запомнится большое количество деталей, связанных с описанием команды и океана – то тихого, то рокочущего. Выбирать следует только те события, которые непосредственно влияют на развитие сюжета.

Главные герои и их характеристика

Максимка и Лучкин

В рассказе несколько главных персонажей:

  1. Иван Лучкин — около сорока лет, фор-марсовый матрос, работает с парусами и служит на фок мачте. Его отличной службе уже 15 лет. Он «лучший матрос, но отчаянный пьяница», поэтому у него красный нос. Однако Лучкин очень добрый, отзывчивый. Он мастер на все руки и раньше всех догадался сшить негритенку матросскую одежду по росту.

  2. Максимка – худой мальчик-негр 10-11 лет, сирота, сначала был робким и забитым. Бывший хозяин купил его в Мозамбике и постоянно бил плеткой. Максимка умеет быть благодарным, он сообразительный и трудолюбивый, ласковый, добродушный.

К главным героям можно отнести не только Максимку и Ивана Лучкина. 

Команда "Забияки"

В судьбе негритенка так или иначе принимали участие многие члены экипажа клипера «Забияка»:

  1. Капитан – пожилой крепкий брюнет, с сочувствием относится к попавшим в беду; разрешил оставить арапчонка на корабле, позаботился о нем после плавания.

  2. Доктор — уже в годах, он добродушный, веселый.

  3. Мичман Петенька — хорошо говорит по-английски; это порядочный и добрый молодой человек, научил Максимку читать и писать по-русски.

  4. Старый плотник Захарыч — человек без предрассудков, жалеет Максимку.

  5. Боцман Василий Егорович — строгий, справедливый, любит порядок. По просьбе матросов он хлопотал за сироту перед старшим офицером.

Сироту-арапчонка жалели практически все матросы и офицеры.

Краткое содержание рассказа «Максимка»

Русский военный паровой клипер с лихим названием «Забияка» шел тропиками Атлантического океана. На бирюзовом высоком небосклоне ярко светило южное солнце. Горизонт был пуст, только переливались серебряной пеной гребни синих волн. Изредка блеснет чешуя летучей рыбки и покажется темная спина кита.

Спасение Максимки

Ночь прошла, и моряки занимались чисткой снастей и палубы корабля. Вдруг часовой крикнул, что увидел человека в море. Весь экипаж пришел в движение, клипер снял паруса и спустил на воду баркас. Когда он вернулся, все увидели маленького негритенка. Его сняли с обломка мачты американского брига «Бетси».

Матросы и офицеры очень жалели мальчика. Мичман Петенька выяснил, что капитан-американец избивал арапчонка плетью, считал его рабом.

Пока все обсуждали, как помочь сироте, Иван Лучкин сшил ему маленькую матросскую форму, нарек Максимкой в честь святого Максима и взял мальчика под свою опеку. Он учил негра говорить по-русски, баловал его сахаром и приучал к выполнению простой работы на корабле.

Когда корабль подходил к мысу Доброй Надежды, Лучкин все больше мрачнел. Он объяснил Максимке, что его оставят там на берегу. Но мальчик, который все это время жил как в сказке, горячо убеждал своего опекуна, что хочет быть русским матросом.

Максим юнга

Тогда Лучкин попросил боцмана Егорыча замолвить за арапчонка слово, чтобы оставить на корабле. Другие матросы поддержали эту идею. Капитан хотел было отказать в этой просьбе, но ему тоже было жаль мальчугана, и он дал согласие. Так маленький арап стал юнгой. Его окрестили, назвали Максимом Забиякиным.

Максимка был в плавании три года. За это время мичман Петенька обучил его чтению и письму. В Кронштадте капитан определил мальчика в школу фельдшерских учеников. Иван Лучкин вышел в отставку, чтобы быть ближе к своему воспитаннику. Он остепенился и стал меньше пить.

Главная мысль произведения Константина Станюковича

Станюкович показывает доброту русских моряков, их способность к сочувствию. Они не делят людей по цвету кожи, искренне радуются спасению маленького арапчонка. 

Если у одинокого человека, каким был Иван Лучкин, появляется цель в жизни, то он способен на благородные поступки и преодоление своих пороков.

Читайте также краткое содержание другого рассказа Станюкевича — Рождественская ночь.

Автор: Константин Станюкович

Название: «Максимка»

Жанр: рассказ

Тема произведения: милосердие и добродушие

Число страниц: 48

Главные герои и их характеристика:

  • Максимка – мальчик 10-11 лет, находчивый, благодарный, резвый, добрый
  • Иван Лучкин – отзывчивый, добродушный, милосердный матрос

Мое отношение к героям произведения:

Максимка очень милый! Я думаю, что ему повезло оказаться на корабле. Тут он обрёл радость и ласку.

Экипаж корабля оказался очень добрым и понимающим. Максимку жалели, ему помогали практически все моряки.

О чем произведение (кратчайшее содержание, 1-2 предложения):

Экипаж корабля «Забияка» спасает чернокожего мальчика лет 10.

Сюжет — краткое содержание:

  1. По Атлантическому океану плыл русский корабль.
  2. Часовой увидел человека, который был привязан к мачте какого-то судна. Потерпевшего удалось спасти. Оказалось, что это чернокожий мальчик.
  3. Когда ребёнок стал лучше себя чувствовать, он на английском рассказал о тяжёлой судьбе. Его постоянно избивали, он не видел материнской любви. После того, как на корабль напали, мальчик оказался на мачте.
  4. Иван Лучкин принёс герою одежду, которую сам сшил. Ребёнка стали называть Максимкой. Иван начал меняться. Он захотел перестать пить, ухаживал и присматривал за своим подопечным.
  5. Максимку оставили матросом на судне. А через время крестили, дали фамилию «Забиякин» и отправили учиться на фельдшера.

Понравившийся эпизод:

Мне понравился эпизод, когда Максимке принесли его одежду! Мальчик был так рад, ведь он никогда не ощущал такой заботы, ласки. Меня порадовало Поведение Ивана Лучкина, который не спал ночами, только чтобы одеть и обуть Максимку, заставить почувствовать себя нужным.

План произведения для пересказа:

  1. Океан
  2. Человек на мачте
  3. Мальчик
  4. Рассказ
  5. Новая одежда
  6. Теперь матрос
  7. Жизнь вне судна

Главная мысль:

В мире не без добрых людей.

Чему учит эта книга:

Произведение учит добродушию, милосердию, пониманию.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Очень хороший рассказ! Я восхищена экипажем корабля. Все эти люди не бросили умирающего мальчика, а оказали ему помощь. Это очень благородный поступок!

Новые слова и выражения:

  • Шлюпка – небольшое беспалубное судно
  • Консул – лицо, представляющее интересы родной страны

Пословицы к произведению:

  • Доброе словечко в жемчуге.
  • Доброе дело одно одного лучше, худое — одно одного хуже.
  • Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце все покрывает.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Отзыв о рассказе Станюковича «Максимка»Главный герой рассказа Константина Станюковича «Максимка» из сборника «Морские рассказы» — матрос Иван Лучкин, который служил на военном клипере «Забияка». Лучкин был хорошим матросом, но у него была пагубная страсть к спиртному. Порой доходило до того, что после увольнительной на берег товарищи Лучкина привозили его на корабль в бесчувственном состоянии. Но жизнь матроса Лучкина резко изменилась после одного события.

Корабль «Забияка» следовал с севера на юг вдоль африканского побережья, направляясь к мысу Доброй Надежды. В один из дней наблюдатель заметил в море человека, привязанного к обломку мачты. Капитан корабля приказал немедленно спустить баркас для спасения этого человека.

Спасенным оказался темнокожий мальчик, который остался единственным выжившим в кораблекрушении американского судна, перевозившего рабов. Мальчик был слугой капитана этого корабля, и ему приходилось ежедневно выносить побои и унижения от своего хозяина. Поэтому для спасенного было непривычным доброе к нему отношение русских моряков.

Мальчик был истощен и ослаблен после нескольких дней, проведенных в открытом море, и его поместили в лазарет. Вся команда корабля в тот день обсуждала спасение маленького арапчонка, и матросы думали о том, какой будет его дальнейшая судьба. Одно они знали точно – теперь он уже будет не рабом, а свободным человеком.

Когда пришла пора выписать мальчика из лазарета, выяснилось, что его не во что одеть. Своя одежда у арапчонка пришла в негодность, а готовая матросская форма была для него велика. Доктор и фельдшер мучительно пытались решить эту проблему, когда в лазарет явился Иван Лучкин. В руках у него был узелок. Как оказалось, Лучкин единственный из команды позаботился о мальчике, и сшил для него одежду. Он же дал арапчонку имя, назвав его Максимкой, потому что спасли мальчика в день святого угодника Максима.

Иван Лучкин с тех пор стал опекать Максимку и заботиться о нем. Он понемногу обучал его русскому языку и объяснял мальчику особенности матросской жизни. Максимка все схватывал на лету и вскоре стал любимцем команды.

Через три недели корабль достиг мыса Доброй Надежды, и Лучкин с грустью рассказал Максимке, что его высадят в Кейптауне. Но Максимка не захотел расставаться с добрым старым матросом, которого он называл Лючики. Максимка заявил, что тоже хочет быть матросом, как Лючики и служить вместе с ним.

Услышав о желании арапчонка, Лучкин рассказал о нем всей команде. Матросы обратились к боцману и попросили его донести до капитана просьбу команды оставить Максимку юнгой на судне. Капитан пошел навстречу команде, и Максимка стал юнгой на корабле «Забияка».

Вместе с Лучкиным новоиспеченный юнга сошел на берег в Кейптауне и не отходил от матроса ни на шаг. А когда Лучкин вновь выпил лишнего, Максимка сбегал за русскими матросами и они доставили Лучкина на корабль.

Максимка прослужил юнгой на клипере «Забияка» три года. Когда судно вернулось в Кронштадт, капитан устроил юнгу в школу фельдшерских учеников, а старый матрос Лучкин вышел в отставку, чтобы жить поблизости от Максимки. Пить отставной моряк теперь стал гораздо меньше.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Станюковича «Максимка» заключается в том, что забота о близких людях и особенно о детях помогает избавиться от вредных привычек и недостатков. Матрос Лучкин был пьяницей до тех пор, пока в его жизни не появился арапчонок Максимка. Забота о мальчике благотворно сказалась на Лучкине, и он справился со своей пагубной страстью.

Рассказ Станюковича «Максимка» учит помогать людям в минуты опасности и заботиться о детях.

В рассказе мне понравился главный герой, матрос Иван Лучкин, который один из всей команды догадался сшить спасенному из воды мальчику новую одежду, а после заботился о Максимке, как о родном человеке.

Какие пословицы подходят к рассказу Станюковича «Максимка»?

В воду попадешь — сухим не вылезешь.
Добро того учить, кто слушает.
Счастлив тот, кто вина не пьёт.

После изучения в классе или дома морского рассказа Станюковича «Максимка», краткое содержание для читательского дневника составляется быстро. Но надо учитывать некоторые особенности. 

Если внимательно читать или слушать онлайн эту книгу, запомнится большое количество деталей, связанных с описанием команды и океана – то тихого, то рокочущего. Выбирать следует только те события, которые непосредственно влияют на развитие сюжета.

Содержание

  • Главные герои и их характеристика
  • Краткое содержание рассказа «Максимка»
  • Главная мысль произведения Константина Станюковича

Главные герои и их характеристика

"Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

В рассказе несколько главных персонажей:

  • Иван Лучкин — около сорока лет, фор-марсовый матрос, работает с парусами и служит на фок мачте. Его отличной службе уже 15 лет. Он «лучший матрос, но отчаянный пьяница», поэтому у него красный нос. Однако Лучкин очень добрый, отзывчивый. Он мастер на все руки и раньше всех догадался сшить негритенку матросскую одежду по росту.

  • Максимка – худой мальчик-негр 10-11 лет, сирота, сначала был робким и забитым. Бывший хозяин купил его в Мозамбике и постоянно бил плеткой. Максимка умеет быть благодарным, он сообразительный и трудолюбивый, ласковый, добродушный.

  • К главным героям можно отнести не только Максимку и Ивана Лучкина. 

    "Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

    В судьбе негритенка так или иначе принимали участие многие члены экипажа клипера «Забияка»:

  • Капитан – пожилой крепкий брюнет, с сочувствием относится к попавшим в беду; разрешил оставить арапчонка на корабле, позаботился о нем после плавания.

  • Доктор — уже в годах, он добродушный, веселый.

  • Мичман Петенька — хорошо говорит по-английски; это порядочный и добрый молодой человек, научил Максимку читать и писать по-русски.

  • Старый плотник Захарыч — человек без предрассудков, жалеет Максимку.

  • Боцман Василий Егорович — строгий, справедливый, любит порядок. По просьбе матросов он хлопотал за сироту перед старшим офицером.

  • Сироту-арапчонка жалели практически все матросы и офицеры.

    Краткое содержание рассказа «Максимка»

    Русский военный паровой клипер с лихим названием «Забияка» шел тропиками Атлантического океана. На бирюзовом высоком небосклоне ярко светило южное солнце. Горизонт был пуст, только переливались серебряной пеной гребни синих волн. Изредка блеснет чешуя летучей рыбки и покажется темная спина кита.

    "Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

    Ночь прошла, и моряки занимались чисткой снастей и палубы корабля. Вдруг часовой крикнул, что увидел человека в море. Весь экипаж пришел в движение, клипер снял паруса и спустил на воду баркас. Когда он вернулся, все увидели маленького негритенка. Его сняли с обломка мачты американского брига «Бетси».

    Матросы и офицеры очень жалели мальчика. Мичман Петенька выяснил, что капитан-американец избивал арапчонка плетью, считал его рабом.

    Пока все обсуждали, как помочь сироте, Иван Лучкин сшил ему маленькую матросскую форму, нарек Максимкой в честь святого Максима и взял мальчика под свою опеку. Он учил негра говорить по-русски, баловал его сахаром и приучал к выполнению простой работы на корабле.

    Когда корабль подходил к мысу Доброй Надежды, Лучкин все больше мрачнел. Он объяснил Максимке, что его оставят там на берегу. Но мальчик, который все это время жил как в сказке, горячо убеждал своего опекуна, что хочет быть русским матросом.

    "Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

    Тогда Лучкин попросил боцмана Егорыча замолвить за арапчонка слово, чтобы оставить на корабле. Другие матросы поддержали эту идею. Капитан хотел было отказать в этой просьбе, но ему тоже было жаль мальчугана, и он дал согласие. Так маленький арап стал юнгой. Его окрестили, назвали Максимом Забиякиным.

    Максимка был в плавании три года. За это время мичман Петенька обучил его чтению и письму. В Кронштадте капитан определил мальчика в школу фельдшерских учеников. Иван Лучкин вышел в отставку, чтобы быть ближе к своему воспитаннику. Он остепенился и стал меньше пить.

    Главная мысль произведения Константина Станюковича

    Станюкович показывает доброту русских моряков, их способность к сочувствию. Они не делят людей по цвету кожи, искренне радуются спасению маленького арапчонка. 

    Если у одинокого человека, каким был Иван Лучкин, появляется цель в жизни, то он способен на благородные поступки и преодоление своих пороков.

    Предыдущая

    Краткое содержание«Растрепанный воробей» — краткое содержание сказки К.Г. Паустовского для читательского дневника

    Следующая

    Краткое содержание«Журавлиный крик» — краткое содержание повести Василя Быкова

    Содержание:

    • 1 Читательский дневник по рассказу «Максимка» Станюковича
      • 1.1 Сюжет
      • 1.2 Отзыв
    • 2 План рассказа «Максимка»

    Глава 1

    Русский военный паровой клипер «Забияка» в Атлантическом океане держит курс на юг. С утра матросы делают уборку на любимом судне. Молодой вахтенный офицер наслаждается прохладой, кок печет булки, боцман ругается для порядка.

    Глава 2

    И вдруг часовой видит в море человека на обломке мачты. Капитан командует спустить баркас. Матросы плывут к потерпевшему.

    Глава 3

    Баркас привозит спасенного. Это большеглазый худенький негритенок лет десяти-одиннадцати. Доктор выхаживает его. Матросы рады, что «арапчонок» жив. Вестовой Сойкин говорит им, что мальчика высадят на мысе Доброй Надежды. Матросы переживают, как ему попасть домой.

    Глава 4

    Через мичмана Петеньку, знавшего английский, все узнали, что год назад капитан американского брига «Бетси» купил его в Мозамбике. Мальчик служил ему, а тот бил его. Бриг вез груз негров на продажу и затонул. Матросы, бывшие крепостные, рады, что теперь раб на воле.

    Глава 5

    Через 3 дня мальчика выпустили из лазарета. Пьяница, но отличный матрос Иван Лучкин сшил негритенку матросский костюмчик. И дал ему имя Максимка (мальчика нашли в день святого Максима). Мальчик понял, что русские матросы его не обидят.

    Глава 6

    Лучкин, одинокий матрос-марсовой, всем объявил, что «дитё» в обиду не даст, пусть и некрещеное. Лучкин стал нянькой сироте. Жалеет его и пожилой плотник Захарыч. Поначалу мальчик боится есть за одним столом с белыми людьми.

    Глава 7

    У Лучкина радостно и тепло на душе, он даже хочет бросить пить. Он мастерит мальчику башмаки. Мальчик с ним доверчив и послушен. Так добра к нему была только мать, которую он смутно помнил. Лучкин учит его русским словам.

    Глава 8

    Лучкин и Максимка стали друзьями. Мальчик помогал матросам. А еще пел и плясал. Лучкин упросил капитана взять Максимку Забиякина в команду юнгой. Мальчика окрестили. За 3 года плаванья Максимка выучил русский язык, а уже в Кронштадте его отдали в школу фельдшерских учеников. Лучкин вышел в отставку, чтобы с ним не разлучаться. Пил он теперь «с рассудком», не пропивая вещей.

    Читательский дневник по рассказу «Максимка» Станюковича

    Сюжет

    В Атлантическом океане моряки русского военного клипера «Забияка» спасают негритенка лет десяти. Год он был рабом у злого капитана затонувшего американского брига «Бетси». Отчаянный матрос, но пьяница, Иван Лучкин стал ему нянькой, одел, обул. Они стали друзьями. Все на судне любили сироту. Его приняли в юнги, окрестили Максимкой Забиякиным. Потом устроили в школу фельдшерских учеников. Жил он у Лучкина, который при мальчике пить стал умеренно.

    Отзыв

    Рассказ о доброте, отзывчивости. Моряки не только спасают сироту-раба, но и создают для него новую, счастливую жизнь. Для Лучкина мальчик тоже стал спасением: от одиночества, пьянства. Человек расцветает от хорошего отношения. Максимка всем, как мог, отплатил добром, стал хорошим человеком. Рассказ учит состраданию ко всем, не разбирая цвет кожи, национальность, веру, щедрости, бескорыстию, доброте, взаимовыручке, благодарности, учит честно трудиться, ставить себя на место другого, иметь достойные цели в жизни, исправлять свои ошибки, меняться в лучшую сторону.

    План рассказа «Максимка»

    1. Путь клипера «Забияка» на юг.
    2. Спасение тонущего.
    3. Жалость матросов к негритенку.
    4. Мальчик – раб с брига «Бетси».
    5. Забота команды о мальчике.
    6. Матрос Лучкин – нянька Максимки.
    7. Дружба матроса и мальчика.
    8. Максимка – юнга в команде.
    9. Учеба и жизнь героя на берегу у Лучкина.

  • Рассказ маска чехова краткое содержание
  • Рассказ максима горького старуха изергиль
  • Рассказ марья моревна читать
  • Рассказ максима горького как сложили песню
  • Рассказ марья моревна распечатать