Рассказ мальчики характеристика главных героев

Содержание

  1. Володя Королев
  2. Чечевицын
  3. Сестры Володи Королева
  4. Родители Володи

Главные герои юмористического рассказа Чехова «Мальчики» — это Володя Королев и его товарищ Чечевицын. Второстепенные герои — родители и сестры Володи. В небольшом произведении автору удалось передать характеры всех персонажей очень красочно и емко.

Володя Королев

Учится в четвертом классе лицея. О его внешнем виде сказано: «пухл и бел». По характеру Володя Королев «всегда веселый и разговорчивый». Скорее всего, он легко находит друзей.

Володя — единственный сын в многодетной семье, поэтому вырос изнеженным и слабохарактерным мальчиком. Он легко поддается чужому влиянию. Это заметно по его поведению. В своих делах и поступках переменчив, легко отступает назад. Согласившись на побег в Америку, вдруг стал тревожным и неразговорчивым («…на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой…»). Вероятно, жалел о своем согласии, но не мог решиться сообщить об этом авторитетному другу. Товарищ называет его «трусом».

Несмотря на то, что Володя планирует сбежать от своей семьи, он очень привязан к родителям, особенно к матери. Накануне побега он молится о ней перед иконами: «Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!», плачет, понимая, как мама будет переживать.

Володя оказывается совершенно не готов к побегу. Он так сильно переживает, что после того, как его вернули домой, заболевает: «…лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе». Но скорее всего он даже рад тому, что их план рухнул.

Чечевицын

Младший товарищ Володи Королева. Внешне он очень отличается от своего друга. Он «худ, смугл, покрыт веснушками», «…волосы…щетинистые, глаза узенькие, губы толстые…». Автор прямо говорит, что он «некрасив» и похож не на гимназиста, а на «кухаркина сына».

Несмотря на отталкивающую внешность, Чечевицын имеет решительный характер. Это притягивает к окружающих людей. Для маленьких девочек он был «…необыкновенным, замечательным…», «…это был герой, решительный, неустрашимый человек». В нем прослеживаются лидерские качества. Чтобы подчеркнуть его недетский характер, автор называет его исключительно по фамилии, будто солидного господина.

На пути к поставленной цели Чечевицын использует любые методы. Уговаривая Володю не бросать начатое, использует мольбы, уговоры, шантаж («Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил…»). Загоревшись идеей, он живет ей, постоянно обдумывая детали ее претворения в жизнь.

Скорее всего, он не воспитывался в такой заботе и любви как Володя. Поэтому его не заботит, что станет с его родителями, после того, как он сбежит.

Он гордится тем, что смог исполнить часть плана. С гордостью сообщает Володиному отцу, что они спали «на вокзале».

Чечевицын не отступает он цели. Несмотря на первую неудачу, он не сдастся. И, как в подтверждение этого, на прощание оставляет сестрам в знак памяти подпись «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Сестры Володи Королева

Три маленькие девочки, самой младшей из которых одиннадцать лет. Очень наивные и ромнтичные. Вся их забота по дому состоит в украшении елки к Рождеству.

Девочки привязаны к брату и родителям. Им сразу понравился нелюдимый Чечевицын, они «…не отрывали глаз от нового знакомого». Вся их роль в рассказе сводится к тому, что они первые узнают о тайном плане побега мальчиков.

Родители Володи

Любят своих детей. Уделяют много времени младшим дочерям и тяжело переживают вынужденную разлуку с сыном. При встрече не могут сдержать эмоций, бросаются «…обнимать и целовать его…», поднимают «визг, скрипят дверями». Они так увлечены сыном, что не сразу замечают его товарища. Но даже после знакомства не особенно уделяют ему внимание. Возможно они считают, что товарищ оказывает плохое влияние на Володю. Отец Володи даже не потрудился правильно запомнить фамилию Чечевицына, называя его то «Черепицыным», то «Чибисовым». И только после того, как из-за него чуть не лишается единственного сына, кажется, обращает на него внимание.

Отец Володи не допускает даже мысли о том, что в побеге может быть виноват его собственный сын. Он называет «зачинщиком» его товарища, и надеется, что тот будет «наказан…родителями»).

После того как Володя нашелся и вновь вернулся домой, мать и отец не проявили свойственной им радости. Возможно, они впервые задумались над тем, что в их семье не все гладко. Родители не понимают, где они допустили ошибку в воспитании сына, что тот захотел их бросить.

Герои рассказа "Мальчики"

Дать характеристику главным героям рассказа «Мальчики» А. П. Чехова несложно. Это небольшое произведение, которое, однако, считается одним из лучших рассказов Антона Павловича. Написал он его ещё в молодости, опубликовав под псевдонимом «Антоша Чехонте». Примечательно, что Л. Н. Толстой считал именно «Мальчиков» вершиной чеховского творчества.

 

Главные и второстепенные герои рассказа «Мальчики»

Читайте также: краткое содержание рассказа «Мальчики» Чехова.

Володя Королёв

Ученик 4 класса, упитанный и круглощёкий мальчик. Во многом является противоположность Чечевицына, второго главного героя рассказа «Мальчики», но характеристика этих персонажей прямо противоположна. Если Чечевицын – авантюрист, то Володя – открытый, общительный и весёлый парень. Однако, после прибытия Чечевицына он становится молчаливым и угрюмым, вероятно, в подражание ему. Он не обладает столь сильным характером, как Чечевицын, и тот занимает доминирующее положение в их маленькой компании, что Володя принимает, как данность. Володя отличается мягкостью и отчасти даже слабохарактерностью, он плачет, умоляя друга перенести их побег, но потом всё-таки поддаётся на его уговоры. Тут-то и проявляются отрицательные черты его характера – оказывается, Володя, который был инициатором побега, обыкновенный трус, не способный трезво оценить свои возможности. Но у него есть и положительные черты, поэтому он, скорее всего, вырастет хорошим и добрым человеком, похожим на своего отца.

Володя и Чечевицын
Володя и Чечевицын

Чечевицын

Друг Володи, его ровесник. Он описан, как смуглый, худощавый и внешне довольно непривлекательный парень. При этом писатель отдаёт должное его решительному и несгибаемому характеру с ярко выраженными лидерскими качествами. Чечевицын представляется сёстрам Володи, как «Монтигомо Ястребиный коготь, вождь непобедимых», и он одержим идеей сбежать в Америку. Чечевицын хочет, чтобы Володя сбежал вместе с ним, и не гнушается никаких способов для того, чтобы его убедить. В ход идёт всё – уговоры, убеждение, даже шантаж. Всё это показывает, что для достижения поставленных целей Чечевицын не отступится ни перед чем, так как для него цель оправдывает средства. При этом его нельзя назвать отрицательным героем рассказа «Мальчики» Чехова, характеристика этого персонажа не столь однозначна. Впрочем, отрицательных черт он не лишён – его не заботят последствия и на волнует тревога родителей Володи. Всё, что у него есть – это его цель.

 

Рассказ "Мальчики"
Рассказ «Мальчики» Чехова назван в честь его главных героев

Сёстры Володи Королёва

Катя, Маши и Соня – трое девочек, которым свойственна романтичность и любопытство. Им удаётся подслушать разговоры Володи и Чечевицына, но в остальном они не играют значительной роли в сюжете, и являются лишь второстепенными героями рассказа «Мальчики».

Родители Володи Королёва

Заботливые и любящие люди. Володя отвечает им тем же, и родителей своих искренне любит. При этом родители его с неодобрением посматривают на Чечевицына, особенно отец, который считает, что он оказывает дурное влияние на его сына. Побег их не на шутку переволновал, искали пропавших мальчиков целые сутки. После их возвращения родители не веселы, а печальны и задумчивы. Вероятно, они мучительно пытаются понять, что с их семьёй не так, раз Володя попытался от них сбежать.


Главная мысль рассказа «Мальчики»

Основная мысль рассказа понятна как и детям, так и взрослым. Это произведение как бы со стороны показывает проблемы взаимоотношения детей и взрослых, и открыто демонстрирует важность умения находить общий язык между родителями и их детьми. И Володя, и Чечевицын являются продуктами среды, в которой они воспитываются, но семьи у них очень разные, и результат, соответственно, тоже – оба мальчика растут совершенно разными людьми. Володя вырос в атмосфере понимания и любви, а вот Чечевицыну, судя по всему, остро не хватает родительского внимания.

Антон Павлович Чехов является наверняка одним из наиболее выдающихся представителей жанра малой прозы. Его произведения, вопреки заблуждениям, служат не только назидательным материалом для ребенка и увлеченного новыми идеями юноши, но и дают возможность каждому понять мир, его изъяны и темные пятна, граничащие с потемками человеческого сознания. Одним из наиболее известных характерно “детских” рассказов Чехова являются “Мальчики”. Многомудрый Литрекон уверяет, что знакомый с детства рассказ содержит в себе больше, чем прописную истину для непослушных детишек, и потому предлагает его анализ по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Суть: о чем произведение?
  • 4 Герои и их характеристики
  • 5 Темы 
  • 6 Проблемы
  • 7 Основная идея
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

«Мальчики» были впервые опубликованы в 1887 году в “Петербуржской газете”, бывшей тогда под редактурой П. Монтеверде. Стоит отметить, что Чехов был постоянным колумнистом этого издания и регулярно публиковал там свои произведения, невзирая на частые смены редакторского состава. История написания рассказа «Мальчики» началась именно там.

Помимо этого, рассказ «Мальчики» был включен в первый том собрания сочинений Чехова, специально для которого он был подвержен значительной авторской корректуре: исчез подзаголовок, его примеру последовали просторечия, которыми прежде пестрил текст. Они были заменены на слова из нейтральной лексики.

Кому посвящен рассказ «Мальчики»? Существует легенда о том, что сюжет рассказа «Мальчики» был навеян Чехову прогулкой в Нескучном саду, во время которого он встретил мальчишек, удивших рыбу в пруду и игравших в индейцев. Чехов по-балагурски предложил им “выкурить трубку мира” и взамен на приятную беседу, получил сувенир — поплавок. Одним из гимназистов, которым подыгрывал Чехов, был Ваня Шмелёв — в будущем известный писатель и публицист, автор романа «Лето Господне».

Жанр и направление

Стоит отметить, что злой гений — Антон Павлович Чехов — в “Мальчиках” все-таки переломил свою расположенность к инфернальным и трагическим исходам произведений (какие мы видим в “Спать хочется”, “Ванька” и пр.); рассказ лишен драматизма, присущего так называемому “рождественскому рассказу”, однако все так же по-чеховски передает и атмосферу светлого праздника, и покаяние детской души, происходящее в его свете. 

“Мальчики”, хоть и освещает романтические идеи, закрадывающиеся в наивном детском сердце, но все же является произведением реалистическим, отражающим как общее настроение эпохи, так и быт отдельного семейства Королевых, являющегося для того времени если не образцовым, то уж точно показательным.

Суть: о чем произведение?

Ученик второго класса гимназии — Володя Королев, приезжает домой на Рождественские каникулы, вызывая бурную реакцию домочадцев, не видевших мальчика с лета. Выясняется, что приехал он не один, а в компании своего товарища — Чечевицына. Гостя радушно принимают и усаживают мальчиков пить чай, чтобы отогреться от декабрьской стужи. 

Во время застолья сестры Володи, замечают, что брат сильно изменился: стал задумчивым и нелюдимым. Казалось, что общество Чечевицына, очевидно имеющего с ним общие интересы, для него куда приятнее, чем времяпрепровождение в семейном кругу. Это опасение лишь подтверждается, когда Володя не присоединяется к любимому некогда занятию — вырезанию елочных игрушек из бумаги. 

Чечевицын кажется девочкам привлекательным — по большей части, за счет своей загадочности, поскольку его внешность не отличается блеском и была бы вовсе невзрачной, лишись она оболочки в виде форменного костюма. Старшая из девочек — Катя старается разговорить его, но понимает, что он — совсем не похожий на них ребенок, бредящий мечтами о Калифорнии и Диком Западе, читающий Майн-Рида и беспрестанно разглядывающий географические карты.

Немного погодя девочки подсушивают разговор Володи и Чечевицына. Из него выясняется, что мальчишки планируют бежать в далекую Калифорнию, пройдя множество верст пешком и переправившись через Берингов пролив, снабжая себя в путешествии грабежом и охотой. Девочки ужасаются планам Володи и Чечевицына, однако решают молчать о них перед родителями, полагая, что мальчики поощрят это молчание, разделив с ними богатства, добытые в путешествии. 

В последний день перед планируемым побегом, Володя погружается в сомнения о своей готовности покинуть родной дом без разрешения родителей. Чечевицын своей решимостью убеждает визави воплотить задуманное, и мальчишки все же сбегают. 

Однако мальчики потерпели фиаско: родители моментально заметили их пропажу и организовали поиски беглецов. Нашли Володю с Чечевицыным на гостином дворе в соседнем городе, где мальчики осведомлялись о том, не придается ли поблизости порох. 

Володю и Чечевицына доставили домой, где Иван Николаевич — отец Володи прочитал им длинную и серьезную нотацию о глупости и легкомысленности их поступка. Спустя какое-то время мать Чечевицына забрала сына от Королевых, попрощавшегося с ними немногословно, но по детским меркам весьма величаво: “Монтигомо. Ястребиный Коготь”.

Герои и их характеристики

Образы героев в рассказе «Мальчики» описаны Многомудрым Литреконом в рамках таблицы.

ГЕРОЙ ХАРАКТЕРИСТИКА
Володя Королёв Ученик второго класса гимназии, по выражению автора, “пухл и бел”. Его читатель застает угрюмым и задумчивым — совершенно непохожим на того Володю, которым он остался в памяти домочадцев: открытым и милым. Очевидно, что мальчик повзрослел и огрубел в отрыве от материнской ласки и отцовской шутливости. Однако его душевные терзания, связанные с беспокойством за маму, показывают читателю, что мальчик не так опостыл к нежным чувствам, как могло показаться. 
Чечевицын Ровесник Володи, мальчик, противоположный своему другу по внешности: худой, смуглый, с узкими глазами, веснушчатыми щеками, щетинистыми волосами — отменно некрасивый, однако чрезвычайно интересный и в какой-то мере обаятельный: он привлекает сестер Володи своей задумчивостью и отчужденностью, в которых, непременно обнаруживается расположенность к большому уму. 
Иван Николаевич Королёв, отец Володи.  Мужчина средних лет, бойкий, радушный, но импульсивный и несколько фамильярный — большой ребенок в жилетке и с бородой. Поначалу он кажется читателю жертвой кризиса среднего возраста, растерянным ретроградом, раздражающимся тупостью ножниц, по-детски радующимся миру и коверкающим фамилию Чечевицына самым бестактным образом. Однако развязкой произведения является воспитательная беседа, которую он взялся провести с сыном и его нерадивым товарищем, по содержанию которой становится ясно: Иван Николаевич — серьезный человек, ничуть не сочувствующий инфантильным выходкам, и образ “большого ребенка” для него — модель ласкового обращения с дочерями и женой, а не болезненно зафиксированная установка человека, скучающего в обыденности взрослого мира. 
Мать Володи Сочувствующий родитель и любящая супруга. 
Катя, сестра Володи.  Девочка одиннадцати лет, старшая из сестер. Она подстрекала Соню молчать перед родителями о планах Володи и Чечевицына, подслушанных ими, будучи уверена в том, что поход мальчишек судит им обогащением слоновой костью и золотом. Она проявляет к Чечевицыну наибольший интерес, старается разговорить его, чтобы узнать побольше о загадочном госте. 
Соня, сестра Володи. Средняя сестра, зачастую не проявляет инициативы и находится “на подпевках” у Кати. 
Маша, сестра Володи, младшая в семье. Маленькая девочка. Не всегда, в силу возраста, понимает разговоры окружающих и, впечатленная звучностью фамилии Чечевицына, бросает невпопад реплики “А у нас чечевицу вчера готовили” и пр. 
Наталья, нянечка в доме Королевых. Хлопотливая тетушка, безумно любит Володю, объявляет о его приезде восторженным и заливистым “Володичка приехали”, заботливо снимает валенки с приехавшего воспитанника. 

Темы 

Тематика рассказа «Мальчики» представлена в сокращении, но в случае необходимости Многомудрый Литрекон ее дополнит — только напишите об этом в комментариях.

  1. Детство. Чехов уделяет особое внимание теме детства, как ребенок, оставшийся, по сути, сиротой при живых родителях. Чехов непредсказуем в своих решениях о сюжете детского рассказа.: он может заставить малолетнего героя повторить его путь, полный слез и несчастий, или способен одарить хрестоматийное дитя светлым воспоминанием, поучительным уроком, поводом залиться смехом. Так, в “Мальчиках” Чехов отказывается от драматизма и описывает идиллические картины семейной жизни: бумажные снежинки, довольный ребяческий визг, ожидание Рождественского чуда, заблуждение юной души, поверившей в свою взрослость, оставшееся безнаказанным, но пресеченным.  
  2. Дикий Запад. Значительное место в “Мальчиках” отводится теме Запада. Чехов знакомит юного читателя с писателем Майн-Ридом, книги до крайности впечатлили Чечевицына. Автор показывает, что бег мустангов в прерии, жизнь индейской общины и отголоски дендизма в виде ковбойской культуры чрезвычайно интересны и по-своему привлекательны, однако чужды русской душе, подсознательно неготовой променять “Дикий Запад” на наш “Вольный Восток”. 

Проблемы

Проблематика в рассказе Чехова «Мальчики» заставляет задуматься о морали произведения:

  1. Инфантилизм. Авантюра Володи и Чечевицына является следствием не только детского инфантилизма, свойственного душе, лишь начинающей познавать мир, но и инфантилизма родительского, заключающегося в недостаточном внимании к сокровенным желаниям своих детей, легкомысленном предпочтении отдать их на обучение в далекой гимназии, взамен на окружение ребенка всеми аспектами родительской любви
  2. Жалость и ответственность. Проблема ответственности в произведении освещается за счет описания душевных терзаний Володи, начавшихся незадолго до планируемого побега. Мальчик погружается в молитву, надеясь, что слабоосознаваемый им Бог облегчит страдания мамы, лишившейся на какое-то время сына, в какой-то момент признается Чечевицыну, что не готов бежать из родительского дома. Несмотря на то, что Володя все же подавил в себе привязанность в матери и семье в целом и бежал с Чечевицыным, мы обязаны признать, что он — мальчик хоть и слабохарактерный, но не безответственный, ведь детская психика, лишенная морального базиса уровня взрослого человека, формирует ответственность из жалости, а не из понятий о чести и достоинстве, по большому счету безразличными ребенку, в оригинале всецело открытому миру, не строящему барьеры поведения и мироощущения. 

Основная идея

Смысл рассказа «Мальчики» заключается в детской ответственности не только перед родителями, но и перед собственными желаниями. Володя показал, что способен сопереживать матери, которая, очевидно, будет морально подавлена его уходом из дома в сопровождении странного товарища, очевидно одержимого глупостями, воспринимаемыми им за правду жизни. Потому педагогическая полезность “Мальчиков” очевидна и однозначна. 

Однако полемическая связь, сформировавшаяся между Володей и Чечевицыным напоминает противостояние славянофилов и западников, сходивший на нет к моменту написания рассказа. Причем, деэлескация конфликта связана вовсе не с обоюдной усталостью сторон от вечных прений, а с тем, что уставшие от народной тривиальности и патриотического притворства славянофилы все чаще склонялись, если не падали в декадентском обмороке на сторону западников, чьи идеи были более реализуемыми, привлекательными, удовлетворяющими зарождающуюся моду на демократизм. Характерным “западником в литоте” здесь выступает, безусловно, Чечевицын. Его не прельщает быт Родины настолько, что с каждым днем пребывания в культурно-политической диссатисфакции, желание совершить социокультурный марш-бросок через Берингов пролив становится все менее шуточным. Даже анекдотически Чечевицын походит на хрестоматийного западника: его фамилию часто коверкают (как-то делал отец Володи), какая-то часть общества говорит с ним разных языках (воплощением этого являются реплики Маши), но при этом, он возбуждает интерес женской половины, любящей по определению людей находчивых и нетривиальных. 

Роль безвольного славянофила здесь исполняет, не трудно догадаться, Володя. Он встретил в кругу ученых людей авантюриста-западника, приник к его возвеличенному желанию причастности к Западному миру и поддался соблазну разделить это желание с ним. 

Легко так же провести параллель между неосознанным увлечением мальчиков с тенденцией, наблюдаемой в культуре светской молодежи конца XIX века, все больше и больше обращавшейся в своей симпатии к Западу, социальный фон которого, исполненный идей свободы и равенства, казался молодым людям чрезвычайно привлекательным. 

На примере заведомо проигрышного плана мальчиков, Чехов показывает, как важно трезво оценивать свои силы не только наивным, по неопытности самоуверенным детям, но и политическим авантюристам, считающим себя и свои активно продвигаемые и перманентно навязываемые взгляды ничуть не отвлеченными от политических реалий и полезными для общества. Можно ли назвать произведение фельетоном, обличающим либерализм? Навряд ли, ведь Чехов скорее дает наставление реформатору, должному в погоне за новой жизнью не предавать реальных людей, и не возвеличивать картинки, виденные в пафосных книжках. Такова главная мысль рассказа «Мальчики».

Чему учит?

Рассказ «Мальчики» вскрывает сокровенные детские желания, которые любая дочка, как и любой сын, скрывают за традиционными и безусловными признаниями в любви перед родителями. К привычному ребяческому “Мамочка, я тебя так люблю…”, Чехов приписывает частенько опускаемый постскриптум “… Уехать бы от тебя, далеко-далеко”. Рассказ не столько пристыжает “неблагодарное” дитя, сколько демонстрирует факт того, что ответственность перед хлопотливыми родителями и должна безапелляционно преобладать над жаждой приключений и поисков нового. Такова мораль рассказа «Мальчики», таковы его нравственные уроки.

Разумно предположить, что рассказ, помимо прочего, интерпретирует кажущуюся сегодня чересчур ортодоксальной пословицу “где родился, там и пригодился”, доказывая ее актуальность в контексте семейных взаимоотношений. К Чечевицын, присваивающему себе прозвище “Монтигомо, Ястребиный коготь”, Чехов относится не столько с пониманием, сколько с полной сочувствия иронией, легко различимой для пристыженного ребенка, узнавшего в героях рассказа себя, в моменты удушливой тоски, навеянной беспривольностью домашнего очага.

Критика

Сложно сказать, кто критиковал Чехова чаще остальных: состав его регулярных критиков был разнообразен во все времена, однако человек, из-под руки которого было наибольшее число положительных, едва не хвалебных рецензий, нам известен, и имя его — Лев Толстой, бывший ярым фанатом малой Чеховской прозы. Рассказ “Мальчики” Толстой считал одним из лучших среди вех, ранее писанных.

Журналист Виктор Гольцев, приятель Чехова, рекомендовал “Мальчиков” для чтения в семейному кругу, как произведение, воспитывающее в детях ответственность перед родителями и вскрывающее их тайные и наивные желания сепарации. Многими критиками, в том числе на примере “Мальчиков”, высказывалось мнение о том, что Чехов обладает уникальным талантом понимания детской души, который не меркнет перед неприятием инфантилизма и особого рода детской спонтанности, характерным для взрослого человека. 

Публицист А. Басаргин на страницах “Московских ведомостей” отмечал, что рассказ отражает не только детское естество, но и влияние ученых заведений на детей, остающихся беспризорниками при живых родителях, теряющими возможность радоваться жизни, чувствовать себя любимыми и нужными. Чехов заставляет задуматься об этом в рассказе «Мальчики».

Автор: Иван Шарков

В творчестве великого русского прозаика выделяется группа произведений, традиционно относящихся к «детским». Например, «Каштанка» или «Ванька». Рассмотрим одно из них.

Чехов, «Мальчики» — анализ рассказа, тема, идея, характеры главных героев

Анализ рассказа «Мальчики» Чехова

В XIX в. на страницах газет публиковались и художественные произведения малых жанров. Чеховский рассказ увидел свет именно в публицистическом издании.

История создания

Произведение было напечатано в конце декабря 1887, в числе традиционных для рождественских праздников публикаций. Имело подзаголовок «Сценка» и псевдоним А. Чехонте.

Возможно, в написании рассказа сыграл роль случай, описанный И. Шмелевым. Он вспоминал, как с другом-гимназистом в московском парке играл в индейцев. Чехов, присоединившись к развлечению, предложил им «выкурить трубку мира».

Темы и проблемы, поднятые в рассказе

Чехов в «Мальчиках» дает анализ отношений миров детей и взрослых. Он показывает, что для героев в определенный момент взросления важны не ранг и карьера, а человеческие качества — смелость и решительность. Поэтому «кухаркин сын», на которого, как на стоящего на низшей ступени социальной лестницы, вначале не реагируют взрослые, для его друга — лидер.

В произведении поднимается проблема непонимания старшими поколениями особенностей душевных переживаний детей.

Важно, читая текст Чехова «Мальчики», анализ произведения сопрягать с эпохой написания. Автор запечатлел атмосферу и типические для данного времени характеры.  Тогда юное поколение впитывало романтику Майн Рида. Писатель говорил об «изнеженном гимназисте», мечтающем о героике борьбы американских индейцев, что это порождение «доброкачественной заразы, которая распространяется… от подвига».

Сюжет и композиция

Анализ произведения Чехова «Мальчики» продолжим обращением к построению фабулы.

  1. Экспозиция — приезд Володи на рождественские праздники к родным. С ним — однокурсник Чечевицын.
  2. Завязка — описание необычного поведения Володи и его приятеля, очевидно связанных тайной. Дети перешептываются, и девочки стараются понять смысл происходящего.
  3. Развитие действия — «расследование» сестер Володи выявляет, что герои готовятся к побегу в Америку, при этом их брат явно колеблется, ему жаль покидать родных. Под напором Чечевицына они все же исчезают из дома. Родные в панике бросаются на поиски.
  4. Развязка — возвращение беглецов, задержанных полицией в Гостином дворе, где они собирались купить порох. Володя со слезами бросается к матери, его отец отчитывает подростков за легкомыслие. За гимназистом приезжает дама и забирает его домой.

Чехов, «Мальчики» — анализ рассказа, тема, идея, характеры главных героев

Образы главных героев и их характеристика

В рассказе А. П.  Чехова «Мальчики» анализ характеров персонажей показывает их различие и общность. Оба — гимназисты, что указывает на возраст: 8–10 лет. Объединяет мальчиков мечта о ситуации подвига, почерпнутой из книг американского писателя.

Отличия лежат в сфере личностных особенностей и социального статуса.

Имя есть только у одного героя: Володя Королев. Сочетание подчеркивает аристократическое происхождение. Фамилия Чечевицын символична — это неоднократно обыгрывается младшей сестрой Володи. Автор рассказывает, как она соотносит имя собственное с блюдами из чечевицы. «Чечевичная похлебка» в культурной традиции — символ бедной жизни.  Так подчеркивается различие между мальчиками.

Портретные описания знаменательны, рассмотрим языковые средства:

Володя Чечевицын
  • всегда веселый и разговорчивый
  • томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел
  • долго обнимал отца, мать и сестер
  • заплакал так горько
  • тихо плакал
  • не так пухл и бел
  • худ, смугл, покрыт веснушками. 
  • Волосы …щетинистые, глаза узенькие, губы толстые
  • очень некрасив, 
  • по наружности…можно принять за кухаркина сына
  • угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся.

Мы наблюдаем, что второй герой наделяется автором более значительными негативными характеристиками. «Кухаркин сын» для современников писателя — идиома, обозначавшая «детей из малоимущих слоев населения».

Взаимоотношения в семье для Володи важны, он боится расстроить близких, поэтому плачет и готов отказаться от затеи. Чечевицын не скучает по дому, видно, что его никто не ждет, семейный уют кажется чуждым, он напряженно ведет себя.

Пара героев явно иллюстрирует оппозицию: ведомый — ведущий. При этом симпатии автора на стороне Володи, как ребенка, не сознающего опасности своего поступка. Описание прощания Чечевицына с девочками подчеркивает его эмоциональную холодность: «лицо у него было суровое, надменное», у него не находится для них теплых слов. Девочки же им восхищаются, они считают его «необыкновенным, замечательным», героем. Здесь выявляется различие между детской и более зрелой оценкой событий.

У взрослого читателя финал рассказа вызывает сочувствие к Чечевицыну. Описание его отъезда, телеграмма, посланная «куда-то», приехавшая его забрать «дама, мать» содержит намек на возможные проблемы в семейных взаимоотношениях и одиночество мальчика.

На чтение 5 мин Просмотров 22.2к. Опубликовано 08.11.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Мальчики» за 1 минуту и подробно за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Мальчики»

В семействе Королевых радость. На рождественские каникулы домой возвращается сын Володя гимназист 2 класса. За компанию с ним приезжает одноклассник, неприметный замкнутый мальчик – господин Чечевицын. Родители, сестры, прислуга и даже пес Милорд бурно приветствуют гостей.

Володечка не играет с сёстрами, не желает участвовать в приготовлениях к празднику. Вместо привычных занятий молодой человек все время шушукается с товарищем. Сестрицы Катя и Соня подслушивают разговоры мальчиков и понимают, юные авантюристы готовятся бежать в Америку.

У ребят собран целый арсенал для дальнего и трудного приключения. Володя сомневается, он жалеет бедную маму. Серьезно настроенный Чечевицын в гневе, он уговаривает друга, и ребята исчезают из дома. На следующий день беглецов находят в ближайшем городке, где отчаянные путешественники – Чечевицын или как он себя называет Монтигомо Ястребиный Коготь и его Белый брат-Володя – пытались купить порох.

Ребят возвращают домой. Испуганный Володя рад. А за Чечевицыным приезжает мама, и он гордо удаляется, оставив Кате на память подпись индейского вождя.

Главные герои и их характеристика:

  •  Володя Королев  – гимназист, ученик 2 класса, пухлый подросток и домашний мальчик.
  •  Чечевицын  – друг и одноклассник Володи, молчаливый мальчик, склонный к авантюрам.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Иван Николаич  – добрый и любящий отец семейства.
  •  Мать и тетка Володи  – заботливые и хозяйственные женщины.
  •  Катя, Соня, Маша  – сестры Володи.

 Краткое содержание рассказа «Мальчики» подробно

На рождественские праздники домой приезжает юный гимназист Володя, учащийся 2 класса. Домашние не сразу замечают, что в тени лисьей шубы стоит друг и одноклассник сына – господин Чечевицын. Родные обнимают и целуют мальчика. Вся семья суетится вокруг замерших, уставших с дороги гостей, и даже пес Милорд выражает огромную радость.

Володя знакомит семью с другом – взъерошенным пареньком с узкими глазками господином Чечевицыным. За столом у горячего самовара ребята отогреваются, но разговор не клеится. Володя долго молчал и часто поглядывал на друга, а сестрам сказал, что в Америке вместе чая обычно пьют джин.

Сестрицы Володи – Катя, Соня и Маша следили за ребятами, а от нового знакомого не могли отрывать глаз. Чечевицын был некрасивым, но девчонкам казался таким загадочным, умным и даже ученым.

Обычно веселый Володя теперь совсем не радовался, что вернулся домой. Ребята переглядывались как заговорщики, и сестры заподозрили неладное. Родители готовились к Рождеству, вырезали украшения для елки из разноцветной бумагу. И только мальчишки не участвовали в приготовлениях. Они раскрыли географический атлас и рассматривали карту американского континента.

Кратко «Мальчики» А. П. ЧеховСтаршие Катя и Соня пристально наблюдали за мальчиками. Перед сном они подкрались к комнате брата и подслушали их шушуканья. Оказывается, юные искатели приключений решили бежать в Америку и искать золото. У них уже были собраны нужные запасы от пистолета и сухарей до капитала в 4 рубля. Чечевицын гордо называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь», а к другу обращался – мой бледнолицый брат.

На утро сестры хотели увидеть, как ребята будут бежать в далекую Калифорнию. Володя плакал, он не хотел расстраивать маму. Друг Чечевицын настаивал и всячески уговаривал трусливого одноклассника. Сестры тоже разрыдались, и не заметили, как ребята незаметно исчезли.

На следующий день юных путешественников поймали в городе. Беглецы хотели купить порох для дальнего и опасного приключения. Ребят доставили домой, и Володя горько плакал на груди у матери. Отец Иван Николаич повел ребят в кабинет и долго их отчитывал, называя господина Чечевицына зачинщиком.

Телеграммой вызвали маму нашкодившего гостя. Суровая дама забрала Чечевицына, а он на прощание написал Кате в тетрадку – Монтигомо Ястребиный Коготь.

 Кратко об истории создания произведения

Современники Чехова писали, что гениальный рассказ родился из одного короткого эпизода из жизни. Писатель повстречался в Нескучном саду с двумя юными гимназистами. Ребята ловили рыбу и представляли себя краснокожими индейцами. Чехов предложил подросткам раскурить Трубку мира, и в подарок получил рыбацкий поплавок.

В 1887 году рассказ вышел в Петербургской газете, а потом попал в известный сборник сочинений Антона Чехова. Автор несколько раз переписывал произведение, чтобы наиболее ярко представить ранимую детскую психику. Уже при жизни писателя рассказ завоевал популярность и был переведён на несколько европейских языков.

  • Рассказ любого русского писателя
  • Рассказ мальчики откуда приехал володя
  • Рассказ любовь не умирает
  • Рассказ мальчики основная мысль
  • Рассказ любовь зощенко читать