Маша Вайсман
Лучший друг медуз
(из книги «Правда, весело?»)
Правда, весело?
Как-то раз в дождливый майский день приходим мы с Верой из школы, а мама говорит:
— Дети! Через неделю мы едем в Крым, и с нами Аня, Кира и маленькая Лизочка!
— Без родителей?! — воскликнула Вера
— Нет, почему? С родителями, конечно.
— А Крым это что? — спросил я.
— Крым — это на Чёрном море, — сказала мама.
— А Чёрное море тёплое?
— Очень тёплое!
«На тёплое Чёрное море с Кирой и Аней, — подумал я, — вот это да»… И тихо сказал:
— Ура!
Неделя пролетела, как будто я нажал кнопку перемотки на видео. Вот мы уже собрали рюкзаки, сели в машину, потом в самолёт…
Скорее, скорее, на море, с друзьями…
Наконец мы приземлились, выходим из самолёта и нас окатывает тёплым южным ветром и запахом крымских растений. Это, наверное,
сон.
— Аня, где Кира? Кира, где Аня? — послышался голос мамы Ани и Киры.
Значит, всё это происходит наяву и Кира и Аня с нами.
— Правда, весело? — сказала Аня.
— Правда, — согласился я.
Из аэропорта в пансионат «Крымское приморье» мы ехали на машине. Мама восхищалась красотой степного Крыма. Я всё ждал,
когда же появится море, а оно всё не появлялось. Мне стало скучно. Водитель показал нам место, где снимали «Всадника без
головы»; после этого мы уснули.
Проснулся я от странного запаха. «Это море», — подумал я и открыл глаза.
— Правда, весело? — услышал я голос Ани.
— Правда, — сказал я и увидел море.
Оно оказалось гораздо больше, чем я ожидал. Я думал, взрослые всегда преувеличивают, говоря, что у моря не видно другого
берега. Я был уверен, что всё-таки увижу хотя бы тоненькую его полосочку. Но я всматривался и ничего похожего на берег не
видел. Только крошечный кораблик далеко-далеко.
Самое удивительное, что Чёрное море было совсем не чёрное. Море было голубое, а волны зелёные. А слева в море тихо сползала
гора…
— Это гора Карадаг, — с восхищением сказала мама.
— Какая же это гора, — сказал папа, — это дракон пришёл на водопой и никак не может напиться.
— Никакой это не дракон, — сказал Кира.
— Дракон-дракон, — убеждённо сказал папа. — Видишь волны? Это он пьёт и круги бегут по воде.
— Так он живой? — спросил я.
— Конечно, живой, — сказал папа.
Мы посмотрели на Карадаг. Он действительно был похож на дракона, правда, не живого, а слегка окаменевшего. Всё-таки время
от времени мы поглядывали на него с опаской.
Справа берег был не такой высокий, как Карадаг. Там были жёлто-зелёные холмы и сиреневые горы. Казалось, до них рукой подать,
и хотелось отправиться туда прямо сейчас.
По набережной прогуливалась лошадь с хозяином. Мы спросили у них:
— Что там за холмы?
— Это Лисья Бухта, — ответил хозяин лошади, улыбаясь узкими глазами, — там песок и красивые камешки.
— Там живут лисы? — спросил я.
— Лис уже мало. Там дикари живут.
— Там живут несчастные люди-дикари! — запел я от радости. — Давайте пойдём туда сейчас же.
Но уже темнело, все хотели спать. К тому же мама Ани и Киры вспомнила, что Аня сегодня ещё не играла на скрипке, и
они пошли домой. Я посмотрел им вслед и сказал про себя Аниным голосом: «Правда, весело?»
Лучший друг медуз
У моря бывает разное настроение. Мы с Верой научились узнавать его по цвету. Это очень просто. Если море нежных оттенков —
голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит,
настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и — верхом на них — барашки. А вот когда море действительно
становится чёрным, значит, море рассердилось, штормит и купаться нельзя.
Должен заметить, я не большой любитель купаться. Первые две недели я вообще не залезал в воду. Нет, я был совершенно здоров.
Причина была другая. Сначала камешки. Они, конечно, красивые, но заходить по ним в воду… Сами попробуйте… Потом в море
нагнало тысячи крылатых муравьёв. Откуда они взялись? Я долго ломал голову и пришёл к выводу, что где-то размыло небольшой
остров с огромным муравейником.
Но самой главной причиной моего некупания были медузы. Нет, они, конечно, мне нравились, эти прозрачные загадочные медузы,
но только издалека. Встречаться с ними в воде мне совсем не хотелось.
— Филя, иди искупайся, — говорила Вера.
— Не хочу, медузы жгутся.
— Они не жгутся, они маленькие и милые, — говорила Вера, похлопывая ладошкой маленькую медузку.
— Они скользкие и противные, — говорил я и был сам себе противен, потому что считал себя другом всех зверей.
— И совсем они не противные, они гладенькие, — говорила Вера, поглаживая медузку на ладони.
— Их просто очень много, — сказал я и решил, что никогда не буду купаться.
Как-то раз я сидел на берегу, читал книгу о морских животных и мечтал встретиться с ними в море. Рядом копошился в воде
какой-то мальчишка и громко орал. Я сначала никак не мог понять, чем он занят. Оказалось, он вылавливает медуз, подносит их
ко рту и громко кричит. Я не выдержал и спросил:
— Что ты орёшь?
— Я медузам ору в самое ухо, чтобы они сдохли от страха, — сказал мальчишка.
Этого ему показалось мало. Он стал зарывать медуз в горячие камни. Тут уж я заорал:
— Ты что делаешь?! Прекрати сейчас же!
— А чего? — не поворачиваясь, буркнул мальчишка.
— А то! Они живые! Им больно!
— Они плохие, они склизкие.
— Они гладкие, им так легче плавать, — сказал я и почувствовал, что начинаю любить медуз.
— Они не гладкие, а гадкие, — продолжал мальчишка.
— Сам ты гадкий, а медузы очень красивые, они — морские бабочки, — сказал я, пытаясь разгрести камни и выбросить медузу в
море.
— Да ладно тебе, их там и так полно, они купаться мешают. И никакие они не бабочки. Бабочки вот так летают, а эти вот так:
бэ-э-э, — и он, растопырив руки-ноги, показал, как плавают медузы.
— Вовсе не так. Они красиво плавают. И тебя не трогают. А ты вообще плавать не умеешь, — сказал я.
— Я-то умею плавать. А вот ты не умеешь, потому что сам медуз боишься, — сказал мальчишка, противно ухмыляясь.
Мне было ужасно неприятно это слышать. Слишком уж было похоже на правду.
— Это я-то боюсь? Сейчас посмотрим, кто чего боится! — Я со всей силы толкнул его в воду.
Он быстро поднялся и стал злобно на меня надвигаться. Я не стал его ждать и с разбегу плюхнулся в море. Я стал грести
руками, как краб, а ногами, как лягушка. И вдруг почувствовал, что плыву! Это оказалось так просто. И очень помогли мне
медузы, тем, что совсем не мешали. Как будто чувствовали, что теперь я их лучший друг.
В поисках жабы
Однажды к нам прибежал наш приятель Сашка в большом волнении.
— Филя! Филя! У нас гигантская жаба завелась! Говорят, величиной с добермана! Она всю ночь квакала. Никто не мог спать.
Она квакала, как динозавр…
— Да-а-а? Интересно. Никогда ещё не слышал, как квакает динозавр.
— Да, как динозавр! Утром мы побежали туда, где квакало, и нашли там следы… Огромные… Знаешь, какие? Как у страуса!
— Да-а-а… Это очень интересно. — Я мысленно пролистывал свою любимую энциклопедию по зоологии, которая осталась в Москве.
Как бы она мне сейчас пригодилась! — Значит, говоришь, жаба. Ростом с добермана. Квакает, как динозавр, и следы у неё, как
у страуса. Что-то ничего похожего я ни в одной книге не видел. Это, наверное, какой-то новый вид жабы, мутант какой-то, —
заключил я.
— Да-да, мутант! Точно мутант! — радостно запрыгал Сашка.
— Хотелось бы её увидеть, — сказал я и почувствовал, что стою на пороге великого открытия.
— А побежали, — с готовностью сказал Сашка, и мы побежали. И Вера, конечно, с нами.
Сашка отдыхал в вагончиках на горе. Он привёл нас к вагончику, откуда доносилось кваканье динозавровой жабы. Место было
пустынное и мрачноватое. В ржавом вагончике уже давно никто не жил. Он весь зарос травой. На ступенях, в окнах и на крыше
буйно росла трава и какие-то цветочки. Это показалось мне крайне подозрительным. Видимо, земля вокруг вагончика была чем-то
особенным посыпана. Это и могло привести к возникновению нового вида жабы.
— Точно-точно, — радостно закивал Сашка.
Он показал нам несколько толстых стеблей, сломанных на высоте моего пупка и сказал:
— Это жаба скакала и траву помяла.
Мне стало не по себе. Если жаба примяла траву на высоте моего пупка, то что же это за жаба…
Мы обошли вокруг вагончика. Тут и там попадалась примятая трава и сломанные стебли тростника.
— А вот эти цветы она схапала, — гордо сказал Сашка и показал на куст золотых шаров. Золотых шаров на нём не было, остались
одни стебли. Зрелище было жуткое.
— Вера, почеши мне спинку, — сказал я, потому что по спине у меня поползли мелкие… эти, как их, мурашки. А Вера, будто не
слыша меня, стала грызть ворот своей майки.
— А где же следы? — спросил я, пытаясь самостоятельно почесать себе спину.
— Сейчас покажу, — ответил Сашка, и лицо его стало серьёзным. — Только осторожно идите, а то следы затопчете.
Между вагончиками была небольшая песочная площадка величиной с пляжное полотенце. Сашка ткнул в неё пальцем и сказал:
— Вот, даже больше, чем у страуса.
Следы и вправду были похожи на лягушачьи, хотя мне, честно говоря, давно не приходилось встречать.лягушачьи следы.
Величиной же они были со слоновью ступню и только по форме отдалённо напоминали страусиные.
Не успел я почувствовать, что ноги мои становятся ватными, как вдруг совсем рядом раздалось удивительно мерзкое кваканье.
Жаба-мутант была совсем близко. Мы с Верой быстро переглянулись, и я понял, что она совершенно не хочет встретиться с жабой,
так же, как и я.
Со всех ног бросились мы с горы, подальше от этого вагончика. Я даже забыл, что у меня ватные ноги и что я стоял на пороге
великого открытия. К тому же я ещё не всё прочёл о жабах. Может быть, эта жаба уже давно открыта. А впрочем, ни в одной книге
не услышишь крика жабы-мутанта, да ещё так близко. Это счастье для настоящего учёного. Остаётся только один вопрос: что
делала жаба на горе, вдалеке от воды, которую обычно жабы так любят.
Все эти мысли не давали уснуть, и я долго ворочался в кровати.
Проснулся я от громкого шёпота:
— Филя! Филя! — шептал под нашим окном Сашка. — К нам сегодня ночью огромная летучая мышь залетела и форточку сломала! Побежали,
посмотрим!
«Не такой я дурак, чтобы бегать по всяким пустякам», — подумал я и притворился спящим.
Золотая рыбка
Мама сказала, что на волнорезе надо вести себя хорошо, а то можно упасть в море. Получается, надо просто стоять посреди
этой железобетонной плиты и не двигаться. Тогда и ходить на волнорез незачем. А хочется посмотреть, как там рыбы и крабы.
Один мальчик, Игорь, удил рыбу. У него была отличная удочка и очень хорошие червяки. Я ходил вокруг него и громко вздыхал,
хотел попросить подержать удочку и всё не решался.
— Везёт же тебе, — сказал я, — у тебя и удочка, и червяки…
— Удочку бабушка подарила, а червяков сам накопал. Долго копал, земля сухая, они глубоко заползли, ещё выниматься не хотели.
Я их прямо руками выковыривал, — с гордостью сказал Игорь.
— Здорово, — сказал я.
Конечно, жаль червяков. Не знаю, смог бы я вытаскивать их из земли руками, а вот о такой удочке я давно мечтал.
— Да, везёт тебе, — опять сказал я.
— Чего везёт? — не понял Игорь. — Вон только одну поймал. Другие только червяков
объедают.
Маленькая серебряная рыбка плавала в пластмассовой коробке. Интересно, как же объедают червяков другие рыбки?
Я лёг на волнорез и свесил голову вниз… Вот, оказывается, как надо вести себя на волнорезе! Совсем не опасно, и всё
прекрасно видно.
Я увидел множество мальков. Они стайками носились туда-сюда, как школьники на перемене. Вон первый класс выплыл на прогулку,
это совсем маленькие. А вон второй, покрупнее и поменьше числом. В третьем классе всего несколько толстеньких малёчков.Чем
они старше, тем самостоятельнее. Ой… ой, а это ясли! Целая куча мальков, похожих на мелкие гвоздики, ринулась куда-то. А
где же воспитатель? Вот он, еле поспевает за ними. Какая красивая рыбка-воспитатель! Чешуйки так и сверкают… Да ведь это
же золотая рыбка, самая настоящая! Она плыла медленно и вдруг остановилась прямо подо мной. Может быть, она хочет выполнить
какое-нибудь скромное желание одного хорошего мальчика или девочки? Рыбка вильнула хвостиком и спряталась за камень. Я
загадал: если она выплывет снова, то выполнит все мои желания.
Прибежали Кира, Аня и Вера. Они тоже легли на живот и увидели рыбку. Рыбка была рада с ними познакомиться. Она то и дело
выплывала из-за камня и выслушивала наши желания. Желания у нас были очень простые.
Например, Кира хотел, чтобы у него была змея, ну, можно даже не ядовитая. Ещё игуана, ну, можно даже не очень большая. И ещё
скат, можно даже не электрический, а простой морской скат.
Игорь, у которого рыбки съели всех червяков, лёг рядом с нами и сказал:
— Хочу, чтобы бабушка подарила мне удочку-донку, чтобы из проруби ловить. А то я в Новособирске живу. У нас всё время зима. Лето
маленькое. Или пусть я сюда к бабушке перееду, в Феодосию. Здесь лето большое.
— Я бы тоже переехала, — сказала Вера, — но вообще-то у меня уже сбылось желание, у меня уже есть собака Ватсон. Я пока не знаю,
чего хочу.
— А вот моё желание никогда не сбудется, — уверенно сказала Аня. — Я хочу настоящую лошадь, но мама никак не разрешает её
завести. — Аня стала очень грустной и чуть не заплакала.
— Смотрите, смотрите! — закричала Вера. — Рыбка вильнула хвостиком… Значит, всё сбудется!
Аня посмотрела на рыбку, раздумала плакать и стала надеяться.
Теперь была моя очередь загадывать желание, и я сказал:
— На Новый год я загадал желание — научиться летать. Так и не сбылось. Может, ты мне поможешь, рыбка? Я очень хотел бы летать, я
готов даже стать для этого бабочкой. На некоторое время. Ещё я хочу быть героем-одиночкой и всех спасать, но не адвокатом, как
хочет мама, а просто властелином мира, и отменить все войны. Ещё я хочу изобрести таблетку, чтобы навсегда остаться маленьким.
Она будет состоять из детской крови, детского плювка и детского дыхка…
Все задумались. Рыбка изумлённо таращила золотые глазки. Она не ожидала, что будет столько желаний. И это было ещё не всё.
— А я хочу стать врачом, — сказала Вера. — И не просто врачом, а ветеринаром.
— Я тоже хочу стать ветеринаром, но не просто, а лечить только лошадей, — сказала Аня.
— А я буду моряком, только в южных морях плавать, — сказал Игорь.
— А я буду холостяком, — тихо сказал Кира.
С берега послышался пронзительный крик мамы Ани и Киры:
— Аня, где Кира? Кира, где Аня? Идём обедать!
Рыбка махнула нам хвостиком и уплыла. Наверное, тоже обедать. Но я знаю, она к нам ещё приплывёт…
[в пампасы]
Урок по литературному чтению.
М.Вайсман «Лучший друг медуз»
Автор: Иванова Нина Николаевна
Организация: МОУ «Лицей №5»
Населенный пункт: Курская область, город Железногорск
Цель урока: понимание мотивов поведения главного героя, нравственного содержания произведения.
Задачи:
-в ходе анализа произведения обратить внимание обучающихся на события, которые изменили отношение главного героя к медузам;
-подвести детей к мысли, что для главного героя сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу;
-обсудить, почему рассказ помещён в эту главу «Учимся любить»
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.
Коммуникативные: учиться формулировать своё мнение, допускать возможность существования различных точек зрения.
Познавательные: учиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенное.
Предметные: Понимание заглавия, его соотнесение с содержанием, анализ поступков героя с точки зрения норм морали.
Ход урока
I.Организационный момент
–Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке литературного чтения. Проверьте готовность к уроку. На столе у вас учебник, ручка, карандаш, оценочные листы, квадраты, бейджики.
( обучающиеся проверяют готовность к уроку)
II .Мотивация обучения.
- у вас настроение? Если оно хорошее, покажите зелёный квадрат, если не очень– жёлтый, а если плохое–красный. Я надеюсь, что к концу занятия оно у всех будет хорошим.
III.Актуализация знаний.
–Какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения? («Учимся любить»)
–Назовите произведения и их авторов, которые вам понравились. Что особенного вам запомнилось в них? Что поразило больше всего?
IV.Подготовка к восприятию нового .Презентация (слайд1)
–Что это за звуки вы слышите, ребята? (Море) Кто был на море?( поднимите руку) -Какие ощущения вы испытывали, купаясь в нём?(Поговорка. В море раз побудешь, век не забудешь) ( слайд 2)
–Сегодня мы познакомимся с одним морским обитателем. Отгадайте, кто это? Прочитаем эту загадку сначала с удивлением, потом весело.
Для неё волна – качели,
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода ( медуза, слайд 3)
–Что вы знаете о них? Какие чувства вызвали у вас эти морские обитатели?
Сообщение о медузах ( рассказ обучающегося сопровождается слайдами , которые подготовил сам)
Медуза – одно из древних животных, тело которого на 95 процентов состоит из воды, у неё нет головного мозга и скелета, зато две нервные системы, питаются планктоном. Размер маленькой медузы(ируканджи) 3-4 см(слайде 4), у самой большой(цианея, слад5) диаметр шляпки 2м, щупальца достигает тридцати шести метров., вес- до двухсот килограммов. Самая опасная – морская оса( слайд 6).В Азовском Чёрном морях широко распространена медуза корнерот(слайд 7).Есть медузы, которые светятся. (слайд 8)Все медузы очень красивы. Но не трогайте их руками и не пытайтесь поймать! Они могут быть опасными!
V. Знакомство с новым произведением Маша Вайсма «Лучший друг медуз» (слайд 9)
–Исходя из заголовка, мы можем поставить себе цель. В чём она заключается? (слайд 10)
VI.Прогнозирование
–Кто может быть лучшим другом у медуз? Давайте проверим, кто же прав? Рассмотрим рисунок к этому тексту
Дети по рисунку, на котором изображён мальчик, предполагают, что это мог быть мальчик ( слайд 11)
План работы( размещается на доске)
1)Словарная работа
2)Чтение I части. Ответы на??????Работа в парах(самооценка)
3)Чтение II части .Ответы на ???Работа в группах( самооценка)
4)Обобщение, подведение итогов( Почему данное произведение вошло в нашу главу). Сюрприз.
Словарная работа (слайд 12)
VII. Работа и анализ 1 части произведения
–Цель нашего чтения–познакомимся с героями, узнаем какие поступки они совершают? Чтение 1 части
Во время чтения идёт прогнозирование «Сначала камешки. Они, конечно, красивые, но заходить по ним в воду… Сами попробуйте… Потом в море нагнало тысячи крылатых муравьёв. Откуда они взялись?» — А вы как думаете?
После чтения Дети отвечают на поставленные перед чтением вопросы. От лица кого ведётся повествование?
Работа по вопросам из текста.( обратить внимание на значок в учебнике «Выскажи своё мнение») Наблюдение за морем( цвет моря, его настроение)Путём таких наблюдений дети научились определять можно ли купаться. Дети дружны ( они вместе, наблюдают, рассматривают медуз,«мы вместе» -говорит герой рассказчик»,
Работа в группе.
–Заполните с табличку и выпишите, что говорят о медузах Вера и Филя? (приложение1)
Вера |
Филя |
Маленькие и милые |
Прозрачные загадочные медузы, но только издалека Скользкие и противные ,жгутся Их очень много! |
Работа с оценочным листом. (дети оценивают свою работу в парах, приложение2)
— Вправе ли главный герой назвать себя другом всех зверей? Друг –тот, который относится к живым существам доброжелательно с любовью. Филя испытывает неприязнь
–Способен ли он нанести вред медузам?( герою самому неприятно, что он так к ним относится, однако перебороть свою неприязнь не может. Их очень Филя очень внимательный и наблюдательный, для него море-живое существо может сердиться, играть. Может быть тихим и сонным, медузы мне нравились прозрачные и загадочные)
VIII.Физкультминутка. Танец медуз (слайд 13)
IX.Работа над второй частью. Перед чтением поставить перед ребятами вопрос.
–Изменилось ли отношение к медузам ? Чтение 2 части по ролям ( читают два мальчика, которые готовили это задание дома)
Работа в паре.
–Что заставило Филю изменить своё отношение к медузам? Используй слова из текста ( Когда Филя увидел, что незнакомый мальчик мучает медуз, ему стало жалко, он почувствовал. Что они такие же живые существа, как и другие. Животные, они тоже могут испытывать боль (Прочитать в тексте -Ты , что делаешь?! Прекрати сейчас же! Они живые! Им больно!) Лист самооценки( дети оценивают свою работу, приложение 2)
–Что нового о медузах для себя открыл герой- рассказчик? ( Обратить внимание детей на то, как Филя проникся сочувствием и жалостью к медузам, он увидел в них природную целесообразность «Они гладкие, им так легче плавать» и даже красоту « медузы очень красивые, они- морские бабочки»
— Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними? (его доброта , жалость и сочувствие к медузам) — Как бы вы поступили на месте Фили?
–Может ли теперь Филя считать себя «другом всех зверей»(Да, мальчик будет стараться защищать любое животное и сам не причинит ему вред. А вам бы хотелось иметь такого товарища?
«Корзина мыслей»
—Почему произведение помещено в главу «Учимся любить?» О каких проявлениях любви в нем? (На доске корзина, в которую помещаются слова, сказанные детьми . Любить – это значит, переживать, сочувствовать, помогать , спасти…)
X.Подведение итога урока
– Достиг ли цели наш урок? Кто же настоящий друг ?
–Какова главная мысль произведения? (Любовь и понимание окружающего мира сильнее страха и неприязни.)
–А итогом нашего урока пусть будет стихотворение из хрестоматии.
Эмма Мошковская. “ Нужен он …”. (один из обучающихся читает стихотворение наизусть).
Нужен он зимой и летом
И блондинам и брюнетам,
Тонким,
Толстым,
Нужен взрослым,
Нужен взрослым и ребятам,
Нужен, чтобы он был рядом.
Очень – очень – очень нужен,
Если кто-нибудь простужен,
Или просто нету сил,
Или просто загрустил …
Нужен он сию минуту!
Нужен через много лет!
Очень нужно, чтобы всюду
был Хороший Человек.
XI.Сюрприз ( на доске картинки медуз, дети берут понравившуюся медузу, на каждой из медуз написано домашнее задание –пожелание .Задания медуз, которые дети могут выбрать: подготовить сообщения и о море и медузах, прочитать диалог по ролям, подготовить тест из 7 вопросов по произведению, выучить стих Э.Мошковской «Нужен он…» , написать сочинение-рассуждение «Что такое дружба?» ( по заданному плану, который будет дан) на основе прочитанных о дружбе произведений.
Список литературы:
1.Вайсман М.Е. «Правда, весело?»
2.О.В.Малаховская. Хрестоматия по литературному чтению ( 3класс)
3.Чуракова Н.А.Литературное чтение 3 класс ( учебник)
4.Школьник Ю.К.Подводный мир (энциклопедия
(Приложение 1)
Работа в группе. Запомни и соблюдай простые правила поведения в группе:
1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать.3. Не согласен – предлагай!
Задание группе
Заполните таблички, что говорят о медузах Вера и Филя?(используйте текст)
Вера
Филя
( Приложение 2)
Лист самооценки работы в паре (группе)
Оцени, как ты работал(а) в группе(паре):
используй знак «+», знак минус не ставь
Самооценка |
Работа в группе +/- |
Работа в паре +/- |
Я всегда активно участвовал в выполнении заданий |
||
Я внимательно выслушал то, что говорили другие члены группы( пары) |
||
Я подавал группе (паре)правильные ответы |
||
Я общался с членами моей группы(пары) с уважением, даже если был не согласен с ними |
Приложения:
-
file1.docx.. 37,9 КБ
- file0.pptx.zip.. 3,8 МБ
Опубликовано: 02.07.2020
Конспект урока по литературному чтению.
Класс:
3
Тема:
Маша Вайсман. «Лучший друг медуз»
Цель:
Учить
детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и
взаимоотношениях героев рассказа.
Задачи:
- после
того как школьники прочитают первую часть, побудить их перечитывать и
просматривать текст, для того, чтобы обосновать свои ответы на вопросы; - подвести
к выводу о том, что рассказ написан от имени мальчика Фили, который
одновременно является и героем-рассказчиком и главным героем; - после
полного прочтения рассказа, побудить их коротко пересказать события,
которые изменили отношение главного героя к медузам; - в
ходе обсуждения подвести детей к мысли, что для главного героя сильнее
неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому
существу; - обсудить,
почему рассказ помещён именно в эту главу.
Ход урока.
Орг.
момент
Здравствуйте,
ребята. Садитесь. Меня зовут Татьяна Петровна. Сегодня урок литературного
чтения проведу у вас я.
Актуализация
знаний
Письменно решает кроссворд к рассказу «Лето в чайнике»
1. С чем
ассоциируется божья коровка у автора?
2. Чего очень
сильно жалко бабушке?
3.Когда исчезла
божья коровка ?
4. Кто разбил
чайник?
5. В каком времени
года всё это происходило?
6. Кто сказал:
«Это же мой любимый чайник!»?
Итак, какое слово
у нас получилось по вертикали? (медуза)
Знакомство
с новой темой
Кто из вас видел медуз в реальной жизни? (Показ фото медуз)
Сегодня прочитаем еще один рассказ из раздела «Учимся любить»:
«Лучший друг медуз». Этот рассказ написала великая писательница Маша Вайсман. Маша Вайсман
(Мария Евгеньевна Вайсман) — детский писатель, автор книги Правда, весело? Все
её рассказы-это очень простые истории об очень простых вещах, основанные на
реальных событиях.
Книга предназначена детям младшего и среднего школьного возраста.
О любви, о дружбе, о семье, о солнце, о море, о детских мечтах, то есть о том,
без чего наша жизнь совершенно невозможна.
Посмотрите на её портрет. Какая она?
Откройте учебник на стр. 148-149. Посмотрев только на рисунок,
предположите, о чём будет идти речь в данном рассказе.
Словарная работа
Медуза — беспозвоночное морское животное с прозрачным студенистым телом, по краям
снабженное щупальцами.
Игривое — располагает к игре.
Штормит – поднимается сильный ветер, и появляются
крупные волны.
Работа на первой частью рассказа. (Читает учитель 1 часть)
-Прослушайте внимательно 1 часть текста
-Подумайте, что описывает автор в начале произведения?
Анализ 1 части рассказа
-О чём говорится в начале текста? (Каким бывает море.)
-Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)
-Кто из вас догадался, как его зовут?
-Кто главный герой рассказа?
-О чем он нам рассказал? (Он
вместе с сестрой отдыхал на море.)
— Какого они возраста?
— Назовите их имена?
-Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?
-Что вы о них узнали?
-Брат с сестрой дружны или нет? (Дружны.)
-Вправе ли главный герой считать себя другом всех зверей?(Нет. Боится медуз.
неприязнь.)
-Почему ты так думаешь?
-Зачитайте отрывки из текста.
-Филя способен нанести вред медузам?
-Как вы думали он согласился бы на то, чтобы уничтожили медуз и он смог
купаться?
-Обоснуй своё мнение.
Анализ прочитанного. Выборочное чтение
— Почему Филя не купался? (найдите подтверждение в тексте)
— Как Филя называл медуз? Найдите подтверждение в тексте.
— Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили, и он смог бы
купаться? (боялся медуз)
-А почему же он сам себе противен? (Филе и самому неприятно, что он так относится к медузам, но
перебороть свою неприязнь он не может.)
-Удалось ли вам узнать из этой части, кто лучший друг медуз?
Хорошо, а кто из вас сможет на оценку пересказать данный рассказ,
выйдя к доске? (пересказ)
А сейчас я предлагаю ещё раз внимательно прослушать этот рассказ,
ведь потом, в конце урока, мы будем выполнять тестирование на оценку.
Прослушивание аудиозаписи
Итак, какова основная мысль данного рассказа? (основная мысль в
том, что мальчик Филя изменил своё отношение к медузам благодаря тому, что со
стороны увидел, как некрасиво выглядит издевательство над животными).
На чьей стороне вы в этом случае?
Можно ли поступать с медузами так, как поступает этот мальчик?
Сейчас мы выполним тестирование и проверим, как вы усвоили урок.
Домашнее задание
Запишите домашнее задание. Дома вам будет найти книги со
стихотворениями о зиме и принести их на следующий урок.
Итог урока.
Спасибо за урок. До свидания.
Цели урока:
- Учить детей, опираясь на текст,
рассуждать и делать выводы о характерах и
взаимоотношениях героев рассказа. - Продолжить работу над формированием
умений и навыков осознанного и
выразительного чтения, развивать устную
речь школьников. - Воспитывать любовь и бережное отношение
ко всему живому и окружающему миру.
Задачи урока:
- после того как школьники прочитают
первую часть, побудить их перечитывать и
просматривать текст, для того, чтобы
обосновать свои ответы на вопросы; - подвести к выводу о том, что рассказ
написан от имени мальчика Фили, который
одновременно является и героем-рассказчиком
и главным героем; - после полного прочтения рассказа,
побудить их коротко пересказать события,
которые изменили отношение главного героя
к медузам; - в ходе обсуждения подвести детей к мысли,
что для главного героя сильнее неприязни к
медузам оказалась любовь к миру природы,
сострадание к живому существу; - обсудить, почему рассказ помещён именно в
эту главу.
Материалы к уроку:
- рисунки детей, фотографии медуз,
- музыка “Шум моря”,
- сообщения детей о медузах,
- толковый словарь.
- Приложение
№1
Ход урока.
1. Вводная беседа.
Какой раздел мы изучаем на уроках
литературного чтения?
Как вы понимаете эти слова?
Какие произведения этого раздела мы уже
изучили?
Чему научили вас герои этих произведений?
Что особенного вам запомнилось из этих
произведений? Что поразило больше всего?
На доске тема нашего урока. Давайте
составим прогноз на урок.
О чём мы будем говорить на уроке? Какова
цель нашего урока? Чему мы будем учиться?
2.Работа с дополнительным материалом.
К уроку ребята подготовили рисунки и
сообщения. Рассмотрите рисунки. Кто из вас
сам видел медуз на море?
Послушайте сообщения ребят.
3. Знакомство с произведением.
Учебник. Н. А. Чуракова. Литературное
чтение. Часть 1.3класс, с148-149.
Читают подготовленные учащиеся.
4. Физминутка. Музыка.
К морю синему спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
5. Анализ прочитанного. Выборочное чтение.
Блок вопросов №1 (в учебнике).
О ком этот рассказ? Какого они возраста? Их
имена? Кто главный герой?
Можно ли брата и сестру назвать
наблюдательными? Они дружны или нет?
Вправе ли главный герой считать себя “другом
всех зверей”?. Почему ты так думаешь?
С твоей точки зрения, Филя способен
нанести медузам вред? Он согласился бы на то,
чтобы медуз уничтожили и он смог бы
купаться? Обоснуй своё мнение.
6. Продолжение знакомства с произведением.
Чтение текста с 149-151.
7.Продолжение анализа прочитанного.
Блок вопросов №2, с 151 в учебнике.
Почему автор использовал в речи мальчика
слова “что ты орёшь, сдохли, гадкие”? Что
значит слово “ склизкие”?
Что заставило Филю изменить своё
отношение к медузам? Что в душе у мальчика
оказалось сильнее физической неприязни к
медузам, сильнее страха перед ними?
Как бы вы поступили на месте Фили? С кем из
мальчиков вы стали бы дружить? Кому из вас
приходилось сталкиваться в море с медузами?
Как вы реагировали на это?
Может ли теперь Филя считать себя “другом
всех зверей”?
8.Физминутка.
А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки
К морю синему спешим
Море синее шумит.
С рыбками поплаваем
С дельфином поиграем
Вернёмся дружно в класс мы,
Вновь став учениками.
9.Подготовка к чтению по ролям. (Музыка)
Работа в парах. Правила работы в парах.
- Выбираем капитана
- Рассуждаем, обсуждаем, ведём дискуссию
шёпотом - Выполняем задания дружно, быстро,
правильно - Ставим взаимооценку за
сотрудничество - Готовы — показываем знак …
- Проверяем: верно ли выполнено задание
- Ставим оценку за правильность выполнения
задания - Чтение по ролям у доски.
-Назовите героев – участников чтения
текста.
ВЫВОД.
Правильно ли то, что этот рассказ помещён
в данной главе?
Подтвердился ли ваш прогноз на урок?
Какие выводы вы сделали для себя из
прочитанного и услышанного на уроке?
Над чем следует поработать дома каждому
из вас?
10.Домашнее задание.
Учебник с148-151 чтение по ролям, тетрадь с 46.
Сергей Козлов. Дружба.
11.А итогом нашего урока пусть будет
стихотворение из хрестоматии.
Эмма Мошковская. “ Нужен он …”. (Читает
ученица наизусть).
Нужен он зимой и летом
И блондинам и брюнетам,
Тонким,
Толстым,
Нужен взрослым,
Нужен взрослым
И ребятам,
нужно, чтобы он был рядом.
Очень – очень – очень нужен,
Если кто-нибудь простужен,
Или просто нету сил,
Или просто загрустил …
Нужен он сию минуту!
Нужен через много лет!
Очень нужно,
чтобы всюду
был Хороший Человек.
11. Оценки за урок.
Ребята, мне приятно было работать с вами.
Спасибо всем за участие!