Литература
11 класс
Урок № 47
«Не стоит село без праведника…» по повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор».
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
1. Познакомить с историей создания рассказа «Матрёнин двор»;
2. Показать судьбу русской женщины, которая пережила суровые испытания жизни;
3. Дать краткий обзор русской деревенской жизни в начале 50-х годов XX века.
Тезаурус
Праведник – человек, который живёт праведной жизнью, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка)
Деревенская проза – направление в русской литературе 1960-1980-х годов, осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в XX веке, отмеченное обострённым вниманием к вопросам нравственности, к взаимоотношениям человека и природы.
Антитеза – стилистический приём, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.
Список литературы
Основная литература:
1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.
2. Солженицын А. И. Матрёнин двор. Рассказы. Школьная. М.: Детская литература, 1959. — 239 с.
Дополнительная литература по теме урока:
1. Гордиенко П. В. Особенности языка и стиля рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Русская словесность, 1997. С. 66-68.
Открытые онлайн-ресурсы по теме урока:
1. Литература о жизни и творчестве А. И. Солженицына: http://www.solzhenitsyn.ru/ (дата обращения: 25.08.2018)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Среди авторов, которых литературоведы относят к писателям «деревенской прозы», Александр Исаевич Солженицын стоит особняком. Говоря о темах, ранее запрещённых, он выводит процесс художественного осмысления народной жизни на новый уровень. Писатель одним из первых начинает говорить о трагических последствиях коллективизации, об ужасах послевоенной жизни крестьян, о нравственном упадке деревни, о человеческих судьбах, истерзанных системой.
Его рассказ «Матрёнин двор» занимает особое место в отечественной литературе. Это автобиографическое произведение. После смерти Сталина Александра Солженицына реабилитируют. Некоторое время он живёт в деревне Мильцево во Владимирской области, где снимает угол у Матрёны Васильевны Захаровой.
Мы вспоминаем Матрёну Тимофеевну Корчагину из некрасовской «Кому на Руси жить хорошо». Героиня Солженицына тоже «ко всякой работе ловка», приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в избу горящую входить. Правда, крестьянка абсолютно лишена героического начала: конь, остановленный Матрёной, сани понёс с испугу, а во время пожара она спасает фикусы. Нет в её внешности ничего от «величавой славянки», не назовёшь её «красавицей, миру на диво». Она скромна и незаметна.
Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется всего лишь одна деталь – её улыбка, указывающая на природную душевность и доброту. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько её внутренний мир: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью» – пишет Солженицын.
Глубокий народный характер Матрёны проявляется в первую очередь в её речи. В рассказе присутствует обилие просторечной, диалектной лексики и архаизмов. Например: «три-дни», «приспею», «иззаботилась», «теперича», «любота», «пособить», и многие другие.
Обилие подобной лексики создаёт особенный речевой колорит. Автор погружает читателя в атмосферу места действия и замечает, что это не только Матрёна, а «так выговаривали все в деревне». Способность к словотворчеству, по мысли писателя, − одно из коренных свойств народа. Так же значительно народна и манера речи Матрёны: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
Матрёна живёт очень просто. Всё её «богатство» − фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы, да ещё пальто, перешитое из железнодорожной телогрейки. Всё это говорит о крайней бедности героини, − Матрёна хоть и проработала всю жизнь в колхозе, но с большим трудом смогла получить маленькую пенсию. О фикусах говорится так: «Они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно».
События рассказа ограничены чёткими временными границами: лето – зима 1956 года, однако, благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика, эти несколько месяцев вбирают в себя историю четырёх десятилетий. Восстанавливая судьбу Матрёны, мы понимаем, что её личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с Первой мировой войной, на которой в плен попал Фаддей, с Великой Отечественной, откуда не вернулся муж, с колхозом, который оставил без средств к существованию. Её судьба – частица всего народа.
Главной героине противопоставлен образ брата её покойного мужа, Фаддея. Создавая его портрет, Солженицын семь раз повторяет прилагательное «чёрный», тем самым использует приём антитезы по отношению к светлому облику Матрёны с её лучезарной улыбкой. Фаддей, как и Матрёна, – жертва бесчеловечных обстоятельств, но в отличие от неё, он обозлён на судьбу и вымещает злость на своей жене и сыне. Им движет корысть и алчность. Почти слепой старик, «пригорбленный большою поясницею», он оживляется, когда наседает на Матрёну по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты: «глаза… деловито поблёскивали», «ловко лазил», «живо суетился» – так описывает поведение Фаддея Солженицын. Моральные качества героя особенно ярко проявляются накануне похорон Матрёны. Когда «дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то», Фаддей думал только о том, чтобы «спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр». На поминки он даже не приходит.
Двор Матрёны играет в рассказе роль пространственного центра. И по ходу развития событий это пространство расширяется: в поле зрения попадает вся деревня, колхоз, станция, город, а в связи с сообщениями по радио и вся страна. Сопоставляя эпизоды, изображающие этот широкий мир, мы понимаем, что основой отношений в нём становится ложь. Этому миру лжи и противопоставлен Матрёнин двор.
Рассказчик Игнатич – это обобщенный образ человека, угнетаемого системой. Герой также многое пережил и это отпечаталось на его характере и привычках. Он видел войну, отсидел около десяти лет в лагере. Одет Игнатич в лагерную телогрейку, питается два раза в сутки. Герой видит выход в одном – затеряться где-то в глуши России. Он ищет душевного покоя, гармонии подальше от городской суеты. Игнатич выбирает место, где не будет слышно радио, вдалеке от железной дороги, где его не достанет рука тоталитаризма – в глубокой деревне.
Персонажи Солженицына – это не борцы с системой, а обычные люди, которые пытаются выжить. После смерти Матрёны рушится что-то ценное и основообразующее в жизни маленькой деревни. Её дом разбирают и растаскивают, остатки имущества делят между собой родственники, двор остаётся пустым и бесхозным. Такой трагичной видит Солженицын и судьбу России.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Филворд — английский кроссворд
Найдите в филворде слова-ответы на вопросы:
- К какой прозе относится рассказ «Матрёнин двор»?
- Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях __________.
- Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой», «к ужоткому», «горница» называются: ____________.
- Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село − город − вся земля наша), называется: _____________.
- Как называется выразительная подробность в художественном тексте (пачка «важных» бумажек, плетёный кузов Матрёны и др.)?
Правильный вариант:
Д |
Е |
Р |
Е |
В |
Е |
Н |
С |
К |
А |
Я |
С |
О |
Е |
Л |
Д |
Н |
Л |
И |
И |
А |
Э |
Р |
Е |
А |
Л |
И |
З |
М |
А |
Н |
Р |
У |
К |
Б |
Ю |
И |
Л |
Ь |
Я |
Н |
Г |
С |
Р |
Д |
И |
А |
Л |
Е |
К |
Т |
И |
З |
М |
Ы |
О |
Х |
О |
С |
Р |
Н |
О |
Л |
Р |
Н |
Л |
Р |
Л |
В |
Г |
Р |
А |
Д |
А |
Ц |
И |
Я |
Д |
Е |
Т |
А |
Л |
Ь |
Х |
М |
А |
Н |
М |
Подсказка: градация – стилистический приём, расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Разбор задания: рассказ «Матрёнин двор» открыл дорогу такому явлению в русской литературе, как «деревенская проза». Основу повествования составляет судьба русского крестьянства. В рассказе мы встречаемся с описанием среднерусской деревни в послевоенное время.
Выделение цветом
Каким элементом композиции является эпизод разрушения дома Матрёны? Выделите цветом верный ответ.
- Завязкой;
- Экспозицией;
- Кульминацией;
- Развязкой.
Правильный ответ:
- Завязкой.
Подсказка: событие, с которого начинается конфликт.
Разбор задания: Разрушение дома Матрёны принесло целую вереницу несчастий. Во время перевоза погибает и сама Матрёна: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли… туда же…понесло и Матрёну. Что она там подсобить могла… два паровоза… тех троих расплющили…». Погибает и сын Фаддея, над его зятем нависает суд: «…он не только вёз горницу, но был железнодорожный машинист, хорошо знал правила неохраняемых переездов – и должен был сходить на станцию, предупредить о тракторе».
1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?
а) Деревенская +
б) военная проза
в) интеллектуальная проза
г) городская проза
2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?
а) лишний человек
б) маленький человек
в) преждевременный человек
г) праведный человек +
3. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:
а) романтизма
б) сентиментализма
в) классицизма
г) реализма +
4. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?
а) притчи
б) былины
в) эпоса
г) жития +
5.Рассказ «Матрёнин двор»:
а) полностью достоверен и автобиографичен; +
б) основан на художественном вымысле;
в) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.
6.Повествование в рассказе ведётся:
а) от первого лица; +
б) от третьего лица;
в) двумя рассказчиками.
7.Функция экспозиции в рассказе:
а) познакомить читателя с главными героями;
б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;
в) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим
событиям. +
8. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:
а) так как ей не с кем было поговорить;
б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать; +
в) потому что хотела, чтобы её пожалели.
9. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:
а) добрая, деликатная, отзывчивая; +
б) замкнутая, неразговорчивая;
в) хитрая, меркантильная.
10.Укажите, от чьего лица ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
а) главной героини – Матрёны
б) автора-повествователя – Игнатича +
в) объективное повествование
г) посторонний наблюдатель
11. Суть русской души Матрёны автор почувствовал, когда она:
а) ходила за святой водой на Крещение;
б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку; +
в) согласилась отдать горницу на слом.
12. Основная тема рассказа:
а) месть Фаддея Матрёне;
б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;
в) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.+
13.Укажите второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»
а) « Случай на станции Кречетовка»
б) «Пожар»
в) «Не стоит село без праведника» +
г) «привычное дело»
14.О каком историческом периоде идёт речь в рассказе?
а) после революции
б) после Отечественной войны
в) 1953 год
г) 1956 год +
-
Традиции русской классики и проблема народного характера в рассказе а. Солженицына «Матренин двор».
Лагерная проза возникла в период оттепели
(рубеж 50-60 гг) когда пал культ Сталина,
пришел Хрущев. Началась демократизация
общества. Лагерная проза разделяется
на:
— реально-историческое (солженицын- дал
ответ на вопрос кто виноват? –тоталитарная
система)
— психологическое (экзестенциональное)
(Шаламов)
«Не стоит село без праведника»-первоначальное
название
Критики писали о солжиницыне-гоголь 20
века «Матренин двор» опубликован в
1963году.
Автобиографическая основа село Торф
продукт
-
Талант солженицына-бытописателя: старый
дом, герань на окне, тараканы, мыши,
кошка 3лапая, коза кривая, картошка
мелкая, так.
Традиции гоголя Маленький человек, у
солженицына простой. Матрена сшила себе
пальто из старой солдатской шинели
(шинель Гоголя)
Некрасовские традиции «коня на скаку
остановит, в горящую избу войдет»
-
Дает народный язык, просторечный (чо,
и шо, небось, тады) -
Открывает судьбу национального
характера-толерантность (терпение).
Матрена духовна богатая нутреная
Россия-деревенская Россия. Матренин
двор- символ России 20века -
«одно слово правды весь мир перетянет»-из
нобелевской лекции в Стокгольме.
-
Особенности романтизма а.С. Пушкина периода Южной ссылки. Поэма «Цыгане»: система художественных образов, проблема «героя века».
«Цыганы» (1824) обычно включаются в круг
южных поэм. А между тем это произведение
уже явно порывает с их последовательным
романтизмом. Начатое в Одессе, оно
завершалось в Михайловском. Ведущая
проблема поэмы «Цыганы» — неудовлетворенность
окружающей действительностью и вытекающие
отсюда поиски счастья, социальной
гармонии. Основой ее сюжета послужили
личные наблюдения поэта над бытом цыган.
По свидетельству брата поэта, Пушкин в
1822 году, будучи в Кишиневе, «исчез и
пропадал несколько дней. Дни эти он
прокочевал с цыганским табором, и это
породило впоследствии поэму „Цыганы“.
Поэма „Цыганы“ романтична преимущественно
по предмету изображения. Здесь романтичен
главный герой — Алеко. Но при наличии
этого героя и используемых для его
обрисовки некоторых романтических
средств определяющий метод художественного
воплощения поэмы реалистический.
Основной идейный смысл и пафос поэмы
„Цыганы“ уже не в утверждении, не в
превознесении, а в разоблачении
романтическо-байронического героя, так
распространенного и модного в тогдашней
западноевропейской и русской литературе.
По справедливому мнению Белинского,
эта поэма — „неумолимо-трагический и
вместе с тем горько-иронический“ суд
над Алеко и над подобными ему людьми.
Алеко показывается в присущей ему
противоречивости и социальной
обусловленности, Пушкин, сострадая
Алеко, отмечает его положительные
свойства. В городских условиях Алеко —
носитель прогрессивной идейности,
протестант, преследуемый законом, враг
утеснительного, праздного высшего
света, добровольный из него изгнанник.
Причины стремлений Пленника („Кавказский
пленник“) остаются загадочными, а у
Алеко приобретают полную ясность. С
ненавистью рассказывает он Земфире о
неволе „душных городов“. Говоря словами
Белинского, „Алеко в дикой цыганской
воле ищет того, чего не могло дать ему
образованное общество, окованное
предрассудками и приличиями, добровольно
закабалившее себя на унизительное
служение идолу золота“.
Герои этой поэмы — глубоко обозначенные
типы: Алеко — молодой человек дворянской
фронды 20-х годов, состоявший в несомненной
связи с прогрессивными людьми той поры;
Старый цыган — олицетворение народной
простоты, мудрости и нравственности;
Мариула и Земфира — проявление
односторонне понятой таборной воли.
Если в южных поэмах Пушкин стремился к
поэзии необычного, то в поэме «Цыганы»
его влечет главным образом поэзия
повседневного. Типические образы цыган
воссоздаются в подробно очерченных
типических обстоятельствах. Быт и нравы
«дикого племени» рисуются в
блистательно-точных «местных красках».
От романтической субъективности к
реалистической объективности, от
лиричности к эпичности и драматичности
— таков путь Пушкина в создании этой
поэмы.
Развенчивая романтико-байронического
героя, Пушкин обращается к объективным
средствам композиционной организации
поэмы. То, что лишь в самом зачаточном
виде обнаружилось в монологе Заремы, в
ее кратком диалоге с Марией ( «Бахчисарайский
фонтан»), стало главенствующим в
«Цыганах». В противоборстве с
лирико-монологическим строем романтических
поэм почти вся эта поэма драматизирована
и состоит, кроме вступления и диалога,
из одиннадцати сцен-фрагментов, в которых
диалог действующих лиц, занимающий
около половины поэмы, принимает явно
сценический характер. Субъективно-лирические
мотивы используются здесь лишь в
начальной обрисовке Алеко и в эпилоге.
В поэме «Цыганы» недосказанность, так
любезная романтизму, сводится к минимуму.
Вся любовно-психологическая ситуация,
составляющая стержень сюжета,
развертывается не фрагментарно,
прерывисто, в вершинных точках, а в
строгой последовательности: встреча
Земфиры и Алеко, их любовь, охлаждение
Земфиры, ревность Алеко, приведшая к
убийству Земфиры и ее возлюбленного.
Реалистическое композиционное искусство
поэмы сказывается также в непрерывно
растущем, естественном, мотивированном
ее драматизме, в использовании песни
Земфиры в роли своеобразного фокуса,
эпицентра, в повторении описания ночлега,
подчеркивающего кочевую жизнь цыган.
Вступая на путь реализма, Пушкин по
сравнению с последовательно романтическими
поэмами много меньше пользуется книжной
лексикой и чаще обращается к обычному
разговорно-просторечному языку, «в
одной телеге мы поедем», «толпа валит»,
«скрип телег». Если в «Кавказском
пленнике» всюду пишется «дева», то здесь
«молоденькая дочь». Там же читаем: «У
саклей псы сторожевые», а здесь: «лишь
лай собак». Словесно-изобразительные
средства приобретают конкретность и
точность, что особенно выпукло сказывается
в объективно-характерных эпитетах:
«пустынное» поле, «черноокая» Земфира,
«знойное» лето, «разноцветные» ковры,
«шумные» пиры, «тяжко» пляшущий медведь.
Стремление к конкретности привело к
тому, что сравнение одинокой телеги
Алеко с журавлем, «пронзенным гибельным
свинцом» и отставшим от станицы Своих
собратий, развернулось в яркую
реалистическую картину.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Анализ рассказа «Матрёнин двор» (А. И. Солженицын)
Автор: ·
Опубликовано 02.09.2019
· Обновлено 27.02.2022
Фамилия Солженицына в наши дни ассоциируется исключительно с его романом «Архипелаг ГУЛАГ» и его скандальной славой. Однако свой путь писателя он начинал, как талантливый новеллист, изобразивший в своих рассказах судьбу простых русских людей середины двадцатого века. Рассказ «Матрёнин двор» является наиболее ярким примером раннего творчества Солженицына, в котором нашли отражение его писательские таланты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Направление и жанр
- 3 Смысл названия
- 4 Композиция и конфликт
- 5 Суть: о чём?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Критика
История создания
История написания рассказа «Матренин двор» — это череда интересных фактов:
- В основу рассказа легли воспоминания Солженицына о его жизни после возвращения из трудового лагеря, когда он некоторое время жил в деревне Мальцево, в доме крестьянки Матрёны Захаровой. Она и стала прототипом главной героини.
- Работа над произведением началась летом 1959 года в Крыму, и была закончена в том же году. Публикация должна была состояться в журнале «Новый мир», но произведение прошло редакционную комиссию только со второго раза, благодаря помощи редактора А.Т. Твардовского.
- Цензоры не хотели пропускать в печать рассказ с названием «Не стоит село без праведника» (это было первое название работы Солженицына). Они увидели в нем недопустимый религиозный подтекст. Под давлением редакции автор изменил название на нейтральное.
- «Матренин двор» стал вторым произведением Солженицына после книги «Один день Ивана Денисовича». Оно породило много споров и разногласий, а после эмиграции автора его и вовсе запретили, как и все книги писателя-диссидента.
- Читатели увидели рассказа только в 1989 году, в эпоху Перестройки, когда вступил в силу новый принцип политики СССР — гласность.
Направление и жанр
Рассказ «Матрёнин двор» был написан в рамках реалистического литературного направления. Писатель стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Созданные им образы, их слова и действия описаны с достоверностью и натурализмом. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр данного произведения — рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное число персонажей. Проблема носит локальный характер и никак не влияет на мир в целом. Отсутствие какой-либо конкретики только подчёркивает типичность показанных событий.
Смысл названия
Изначально Солженицын дать своему рассказу заглавие «Не стоит село без праведника», которое подчёркивало основную мысль писателя о высокодуховной главной героине, которая бескорыстно жертвует собой ради окружающих и этим скрепляет ожесточенных нищетой людей вместе.
Однако в дальнейшем, чтобы избежать советской цензуры, Твардовский посоветовал писателю заменить название на менее провокационное, что и было сделано. «Матренин двор» — это и отражение развязки произведения (смерти героини и раздела ее имущества), и указание на основную тему книги — жизнь праведницы в деревне, истощенной войнами и грабительской политикой власти.
Композиция и конфликт
Рассказ делится на три главы.
- Первая глава отведена под экспозицию: автор представляет нам своего героя и рассказывает нам о самой Матрёне.
- Во второй главе происходит завязка, когда обнажается основной конфликт произведения, а также кульминация, когда конфликт достигает наивысшей точки.
- Третья глава отведена под финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.
Конфликт в произведении «Матренин двор» носит локальный характер между праведной старушкой Матрёной и окружающими, пользующимися её добротой в своих целях. Однако художественные особенности рассказа создают ощущение типичности данной ситуации. Таким образом, Солженицын придаёт этому конфликту философский характер. Люди ожесточились из-за невыносимых условий жизни, и лишь единицы способны сохранить в себе доброту и отзывчивость.
Суть: о чём?
Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевны.
Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, обо всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.
В конце рассказа Матрёна отдаёт приемной дочери Кире, которую она воспитывала, часть своей избы. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает под колесами поезда. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи. Одна Кира переживает искренне.
Вот краткий пересказ произведения «Матренин двор» по главам.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.
герои рассказа «материн двор» | характеристика |
матрёна | обычная русская крестьянка. добрая, отзывчивая и покорная старушка, всю свою жизнь жертвовавшая собой ради других. после того, как её жених – фаддей, без вести пропал, под давлением его семьи вышла замуж за его брата – ефима. к сожалению, все её дети умерли, не прожив и трёх месяцев, так что многие начали считать матрёну «порченной». тогда матрёна взяла на воспитание киру – дочь фаддея от второго брака, и искренне полюбила ее, завещав ей часть своей избы. Матрена часто работала задаром и посвящала всю свою жизнь людям, довольствуясь малым. Она приютила у себя колченогую кошку и взяла постояльца, которого никто не хотел брать. Доброты старушки хватает на всех. Только вот ее за это никто не ценит. |
кира | простая деревенская девушка. до замужества воспитывалась матрёной и жила вместе с ней. единственный человек, кроме рассказчика, который искренне скорбит по погибшей. она благодарна старушке за любовь и доброту, а вот к своей семье относится холодно, ведь от отца и матери не получала ласки и поддержки. |
фаддей | шестидесятилетний русский крестьянин. был любимым женихом матрены, но попал в плен во время войны, и долгое время о нём ничего не было слышно. после возвращения возненавидел матрену за то, что та не дождалась его. женился во второй раз на женщине, которую также звали матрена. авторитарный глава семейства, не стесняющийся использовать грубую силу. жадный человек, стремящийся к накоплению богатств любой ценой. |
рассказчик игнатьич |
добрый и отзывчивый человек, наблюдательный и образованный, в отличие от деревенских жителей. сначала в деревне его не принимают из-за сомнительного прошлого, но матрена помогает ему влиться в коллектив и найти пристанище. автор неслучайно указывает точные координаты села, подчеркивая, что ему запрещено было приближаться на к городу на расстоянии 100 км. это отражение судьбы самого автора, даже отчество его похоже на отчество героя — исаевич. |
Темы
Тематика рассказа «Материн двор» универсальна и является пищей для размышления всех поколений людей:
- Жизнь советской деревни – Солженицын изображает жизнь советских крестьян, как тяжёлое испытание. Деревенский быт тяжёл, а сами крестьяне в большинстве своём грубы, их нравы жестоки. Человеку приходится прилагать огромные усилия, чтобы остаться собой в такой враждебной атмосфере. Рассказчик подчеркивает, что люди истощены вечными войнами и реформами в сельском хозяйстве. У них рабское положение и никаких перспектив. Даже торф для отопления домов они вынуждены воровать, так как заработать на него невозможно, а государство никак не заботится об обеспечении людей всем необходимым.
- Доброта – сосредоточием доброты в рассказе выступает Матрёна. Автор искренне восхищается старухой: она помогала всем нуждающимся и не просила ничего взамен. И, хотя в итоге добротой героини окружающие пользуются в корыстных целях, Солженицын не сомневается, что именно так и надо жить — отдавать себя всего во благо общества и народа, а не набивать мешки богатством.
- Отзывчивость – в советской деревне, по мнению писателя, нет места отзывчивости и душевности. Все крестьяне думают лишь о своём выживании и не заботятся о нуждах других людей. И это естественно, ведь даже за свои законные права — пенсию — Матрене пришлось чуть ли не бороться. В такой среде ожесточаются все люди. Только Матрена смогла сохранить в себе доброту и желание помогать ближним.
- Судьба – Солженицын показывает, что зачастую человек не способен контролировать свою жизнь и должен подчиняться обстоятельствам, как Матрена, однако душой человека распоряжается только он, и у него всегда есть выбор: озлобиться на мир и зачерстветь, или сохранить в себе человечность.
- Праведничество – Матрена, в глазах писателя, выглядит, как идеал праведного русского человека, который отдаёт всего себя на благо других людей, на котором и держится весь русский народ и Россия. Тема праведничества раскрывается в поступках и мыслях женщины, в ее нелегкой судьбе. Что бы ни случилось, она не унывает и не жалуется. Она жалеет только других, но не себя, хотя судьба не балует ее вниманием. В этом и есть суть праведника — сохранить нравственные богатства души, пройдя через все жизненные испытания, и вдохновить людей на нравственный подвиг.
Проблемы
Проблематика рассказа «Матренин двор» — отражение проблем развития и становления СССР. Победившая революция не сделала жизнь народа проще, а лишь усложнила ее:
- Равнодушие — основная проблема в рассказе «Матренин двор». Жители деревни равнодушны друг к другу, им безразличны судьбы односельчан. Каждый старается прибрать к рукам чужую копейку, заработать лишнее и жить сытнее. Поэтому только после смерти Матрены ее сестры, которые при жизни не помогали ей, вдруг вспомнили о родстве. Правда, только ради наследства. Все заботы людей лишь о материальном преуспеянии, а духовная сторона жизни безразлична им, как и участь соседа.
- Нищета – Солженицын показывает невыносимые условия, в которых живут русские крестьяне, на которых свалились тяжёлые испытания коллективизации и войны. Люди выживают, а не живут. У них нет ни медицины, ни образования, ни благ цивилизации. В деревне нет фельдшера, до ближайшей больницы добираться нужно пешком и не один час. Даже нравы людей похожи на средневековые.
- Жестокость – крестьянская жизнь в рассказе Солженицына подчинена сугубо практичным интересам. В крестьянском быту нет места доброте и слабости, он жесток и груб. Доброта главной героини воспринимается односельчанами как «чудачество» или даже недостаток ума. Сестры открыто зовут ее дурой, хотя именно она за ними ухаживала в детстве.
- Жадность – сосредоточием жадности в рассказе выступает Фаддей, который готов уже при жизни Матрёны разобрать её избу, чтобы приумножить своё богатство. Солженицын осуждает такой подход к жизни.
- Война – в рассказе упоминается война, которая становится очередным тяжёлым испытанием для деревни и косвенно становится причиной многолетнего раздора Матрены и Фаддея. Она калечит жизни людей, грабит деревню и разоряет семьи, забирая лучших из лучших.
- Смерть – смерть Матрены воспринимается Солженицыным, как катастрофа национального масштаба, ведь вместе с ней умирает та идеалистическая христианская Русь, которой так восхищался писатель.
Основная идея
В своём рассказе Солженицын отобразил быт русской деревни середины двадцатого века без каких-либо прикрас, со всей его бездуховностью и жестокостью. Этой деревне противопоставлена Матрёна, живущая жизнью настоящего христианина. По мнению писателя, именно за счёт таких самоотверженных личностей, как Матрёна, и живёт вся страна, забитая нищетой, войной и политическими просчетами. Смысл рассказа «Матренин двор» заключается в приоритете вечных христианских ценностей (доброты, отзывчивости, милосердия, щедрости) над «житейской мудростью» жадных и погрязших в быту крестьян. Свобода, равенство и братство не смогли заменить в сознании народа простых истин — необходимости духовного развития и любви к ближнему.
Главная мысль в рассказе «Матренин двор» — необходимость правиднечества в повседневной жизни. Люди не смогут жить без моральных ценностей — доброты, милосердия, щедрости и взаимовыручки. Даже если все теряют их, должен быть хотя бы один хранитель сокровищницы души, который будет напоминать всем о важности нравственных качеств.
Чему учит?
Рассказ «Матренин двор» пропагандирует христианское смирение и самопожертвование, которые продемонстрировала Матрёна. Он показывает, что такая жизнь не каждому под силу, однако подчёркивает, что именно так и должен жить настоящий человек. Это и есть мораль, заложенная Солженицыным.
Солженицын осуждает жадность, грубость и эгоизм, царящие в деревне, призывает людей быть добрее друг к другу, жить в мире и согласии. Такой вывод можно сделать из рассказа «Матренин двор».
Критика
Сам Александр Твардовский восхищался работой Солженицына, называя его настоящим писателем, а его рассказ — истинным произведением искусства.
К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его «Праведницу». Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит «на базе» ума и сердца. Ни тени стремления «попасть в яблочко», потрафить, облегчить задачу редактора или критика, — как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти
Л. Чуковская, которая вращалась в журналистских кругах, так охарактеризовала рассказ:
…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, — ну, конечно, и литературным мастерством; а «Матрёна»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью.
«Матрёнин двор» вызвал настоящий взрыв в литературной среде и зачастую зеркально противоположные отзывы. В наши же дни рассказ считается одним из самых выдающихся прозаических произведений второй половины двадцатого века и ярким примером творчества раннего Солженицына.
Автор: Михаил Щепин
Метки: 8 класс9 классАлександр СолженицынМатренин дворразбор
Читайте также:
Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»
Вариант 1
1.
Рассказ
«Матрёнин двор»:
А) полностью достоверен и
автобиографичен;
Б) основан на художественном
вымысле;
В) основан на рассказах очевидцев,
содержит элементы вымысла.
2.
Повествование
в рассказе ведётся:
А) от первого лица;
Б) от третьего лица;
В) двумя рассказчиками.
3.
Функция
экспозиции в рассказе:
А) познакомить читателя с главными
героями;
Б) заинтриговать читателя тайной,
объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;
В) ознакомить с местом действия и
указать на причастность повествователя к произошедшим
событиям.
4.
Повествователь
поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:
А) и огорчился, увидев, что жители
недоброжелательны по отношению друг к другу;
Б) и ни о чём не пожалел, потому
что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;
В) и остался жить там навсегда.
5. Повествователь, уделяя
внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах,
вольготно живущих в доме Матрёны:
А) не одобрял неаккуратность
хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;
Б) подчеркнул, что доброе сердце
Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,
кто нуждался в её сострадании;
В) показал подробности
деревенского житья.
Тест А. Солженицын
«Матрёнин двор»
Вариант 2
1. В отличие от подробного
описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:
«Обвязанное старческим
слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое
лицо Матрёны…» Это позволяет:
А) определить отношение автора к
Матрёне, которая осталась загадкой для него;
Б) указать на принадлежность её к
деревенским жителям;
В) увидеть глубокий подтекст в
описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и
общается с людьми.
2. Приём расположения
образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале
рассказа (село — город — вся земля наша), называется:
3. О чем говорит автор: «Но
потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что,
протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для
скота, пищу и воду для человека. И спать тепло».
5.
Чем
судьба рассказчика повести «Матренин двор» напоминает судьбу автора А.
Солженицына?
5. Когда был написан рассказ
«Матрёнин двор»?
Тест А. Солженицын
«Матрёнин двор»
Вариант
3
1. Матрёна рассказала
повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:
А) так как ей не с кем было
поговорить;
Б) потому что ему тоже пришлось
пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;
В) потому что хотела, чтобы её
пожалели.
2. Недолгое знакомство с
Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:
А) добрая, деликатная, отзывчивая;
Б) замкнутая, неразговорчивая;
В) хитрая, меркантильная.
3.
Почему
Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни?
4.
Кем
хотел работать рассказчик в деревне?
5. Укажите, от чьего лица
ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
А) главной героини –
Матрёны
Б) автора-повествователя –
Игнатича
В) объективное
повествование
Г) посторонний
наблюдатель
Тест А. Солженицын
«Матрёнин двор»
Вариант
4
1. Суть русской души Матрёны
автор почувствовал, когда она:
А) ходила за святой водой на
Крещение;
Б) заплакала, услышав романсы
Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;
В) согласилась отдать горницу на
слом.
2. Основная тема рассказа:
А) месть Фаддея Матрёне;
Б) отчуждённость Матрёны, жившей
замкнуто и одиноко;
В) разрушение двора Матрёны как
приюта доброты, любви и всепрощения.
3.
Проснувшись
когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна?
4.
Золовка,
после смерти Матрёны, сказала про неё: «…глупая, помогала чужим бесплатно». А
были ли люди для Матрены чужими? Как называется это чувство, на котором и
держится до сих пор Русь, по мнению Солженицына?
5. Укажите второе название рассказа
Солженицына «Матрёнин двор»
А) « Случай на станции
Кречетовка»
Б) «Пожар»
В) «Не стоит село без
праведников»
Г) «привычное дело»
Тест А. Солженицын
«Матрёнин двор»
Вариант
5
1. В облике Фаддея автор
выделяет чёрные волосы, чёрную окладистую бороду, чёрные усы и брови да и
самого старика называл «чёрным». Цвет необходим автору, для того чтобы:
А) выделить у героя
основательность, достойность, крепость.
Б) показать стойкость когда-то
«смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту щедрость;
В) ярче выявить злобу, ненависть,
жадность героя.
2. Повествователь это:
А) художественно-обобщённый
персонаж, показывающий полную картину событий;
Б) действующее лицо рассказа, со
своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;
В) нейтральный рассказчик.
3.
Чем
кормила Матрёна своего жильца?
4.
Продолжите.
«Но отнюдь
не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше
всего почему-то….»
5.
Каково первоначальное (авторское) название рассказа?
а) «Село
Торфопродукт»
б) «Не стоит
село без праведника»
в) «Беспритульная Матрена»
Тест А. Солженицын
«Матрёнин двор»
Вариант
6
1. Изображая плач родственниц по
погибшей Матрёне, автор:
А) показывает близость героев к
русскому национальному эпосу;
Б) показывает трагичность событий;
В) раскрывает сущность сестёр
героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.
2. Трагическим предзнаменованием
событий можно считать:
А) пропажу колченогой кошки;
Б) потерю дома и всего, что с ним
связано;
В) разлад в отношениях с сёстрами.
3.
Матрёниным
часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку?
4.
Кто
такая Кира?
5. В чем заключается трагедия
финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит?
Тест А. Солженицын
«Матрёнин двор»
Вариант
7
1. Солженицын называет
Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому
выводу он пришёл:
А) так как Матрёна всегда говорила
правильные слова, к её мнению прислушивались;
Б) потому что Матрёна соблюдала
христианские обычаи;
В) когда образ Матрёны стал ему
понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.
2.
Какими
словами начинается рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
3.
Что
связывает рассказ «Матрёнин двор» и А.Т. Твардовского?
4.
Как
первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»?
5. Что висело «на стене для
красоты» в доме у Матрёны?
Тест А. Солженицын
«Матрёнин двор»
Вариант
8
1.
Матрёна
варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем
-…?
2.
О чем
говорит автор, произнося слова «лампочка Ильича», «Царь Огонь!»?
3.
Какое
верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа?
4. Какое событие или
предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение?
5. Назовите полное
имя Матрёны.
Тест
А. Солженицын «Матрёнин двор»
Вариант
9
1. Какую
часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире?
2. О каком историческом периоде идёт речь в рассказе?
3.
Какая
музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне?
4.
Какую
погоду называла Матрёна дуЕль?
5. «От красного морозного
солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и
грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….»
Продолжите.
Тест А. Солженицын
«Матрёнин двор»
Вариант
10
1. О
чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то
любил? «Высокий
лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от
огня и от козней Матрёновых сестёр».
2.
Какова основная идея
рассказа?
а) изображение тяжести жизни крестьянства колхозных деревень
б) трагическая судьба деревенской женщины
в) утрата обществом
духовных и нравственных основ
г) отображение типа чудака
в русском обществе
3. Продолжи:
«Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав
свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на
других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза,
колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….»
4. В чем сила
и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?
5.
Какие художественные детали
помогают автору создать образ главной героини?
а) колченогая
кошка
б) картофельный суп
в) большая русская печка
г) безмолвная, но живая
толпа фикусов
д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка
Тест
А. Солженицын «Матрёнин двор»
Вариант
11
1.
В чём заключается смысл
названия рассказа?
а) рассказ назван по месту действия
б) Матренин двор — символ особого устройства жизни, особого мира
в) символ разрушения мира духовности, добра и милосердия в
русской деревне
2. Какова
основная мысль этой повести? Что вкладывает Солженицын в образ старухи Матрены?
3.
Какова особенность системы
образов рассказа?
а) построена по принципу парности персонажей
б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они
пользовались добротой главной героини
в) подчеркивает одиночество
главной героини
г) призвана выделить
характер главной героини
4. Напишите,
какой была судьба Матрены.
5.
Как
жила Матрена? Счастлива ли она была в жизни?
Тест
А. Солженицын «Матрёнин двор»
Вариант
12
1. Почему у
Матрены не было детей?
2. О чем
беспокоился Фаддей после смерти сына и бывшей любимой женщины?
3. Что
завещала Матрена?
4.
Как можно охарактеризовать
образ главной героини?
а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно
проработавшая за других
б) нелепая,
бедная, убогая, всеми оставленная старуха
в) праведница, ничем не
погрешившая против законов нравственности
г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный,
смиренный
5. Как проявляется авторская оценка героини?
а) в художественных деталях
б) в портрете
в) характер описания события, положенного в основу рассказа
г) прямая
авторская оценка
д) внутренние монологи героини
Тест А. Солженицын
«Матрёнин двор»
Вариант
13
1. К какому
из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?
1) Деревенская 2) военная проза
3) интеллектуальная проза 4) городская проза
2. К какому типу
литературных героев можно отнести Матрёну?
1) лишний человек, 2) маленький
человек, 3) преждевременный человек 4) праведный человек
3. Рассказ «Матрёнин
двор» написан в традициях:
1) романтизма 2) сентиментализма 3)
классицизма 4) реализма
4. Эпизод разрушения
дома является:
1) завязкой 2) экспозицией 3)
кульминацией 4) развязкой
5. Традиции какого
древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?
1) притчи 2)
былины 3) эпоса 4) жития
Тест А. Солженицын
«Матрёнин двор»
Вариант 14
1. Каково
первоначальное название рассказа?
1) «Жизнь не
по лжи» 2) «Не стоит село без праведника» 3) «Быть добру!» 4) «Смерть
Матрёны»
2. Конкретный субъект
повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола,
действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем
называется:
1) автор 2) рассказчик, 3) писатель
3. Встречающиеся в
рассказе слова «неуладкой», «к ужоткому», «горница» называются:
1) профессиональными 2) диалектными 3)
словами с переносным значением
4. Назовите приём,
который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:
1) антитеза 2) зеркальная композиция 3)
сопоставление
5. Приём расположения
образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале
рассказа (село — город — вся земля наша), называется:
1) гипербола 2) градация 3) антитеза
4) сопоставление
Ответы:
Вариант 1
1 – а
2- а
3 – в
4 – а
5 – б
Вариант 2
1 — в
2- градация
3 — О
русской печке.
4. —
5. 1959
Вариант 3
1. б
2. а
3. «Не
жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра
своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире.
Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».
4.
учителем
5. б
Вариант 4
1.
Б
2.
В
3.
Она стала валить на пол фикусы, чтоб не
задохнулись от дыма.
4.
Праведниками
5.
в
Вариант 5
1.
в
2.
2.
3. «Картовь
необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.
4.
Поезда.
5.
б
Вариант 6
1.
в
2.
а
3.
Лишь бы не отставали, чтоб утром не
запоздниться».
4.
Воспитанница
5. Гибнет Матрёна – гибнет Матрёнин двор –
Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о
котором писали ещё Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Никто не задумывается
даже, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное. Праведница
Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь
общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не
всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской
деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу».
Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию – «Не стоит
село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким
обобщающим, философским смыслом. Село – символ нравственной жизни,
национальных корней человека, село – вся Россия.
Вариант 7
1.
В
2.
«На сто восемьдесят четвертом
километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода
после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».
3.
Именно он дал ему такое название.
4.
Не стоит село без праведника».
5.
Рублёвые плакаты о книжной торговле и
об урожае.
Вариант 8
1.
Козе.
2. Об электричестве.
3. Работа.
4. Пропал котелок со святой водой.
5.
Григорьева Матрёна Васильевна.
Вариант 9
1.
Горницу.
2. г) 1956 год
2.
Романсы Глинки.
3.
Метель.
4.
«В ладах с
совестью своей».
Вариант 10
1. «Высокий лоб его был
омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от
козней Матрёновых сестёр».
2.
в)
3. «…праведник, без которого,
по пословице, не стоит село».
4.
В
чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?
5.
д) «лучезарная», «добрая»,
«извиняющаяся» улыбка
Вариант 11
1. в
2. нравственный
идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и
помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим.
Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на
Руси, а без них «не стоять селу»
3. г
4.
Вариант 12
1. Умирали
2. спасти брёвна
горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».
3. Истинный смысл
жизни, скромной
4. В
5. А
Итоговый контроль. Тестирование по творчеству А.И.Солженицына.
1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?
деревенская проза;
городская проза;
военная проза;
интеллектуальная проза.
2. Какой троп положен в основу названия «Матрёнин двор»?
метафора;
метонимия;
синекдоха;
гипербола.
3. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?
лишний человек;
маленький человек;
преждевременный человек;
праведный человек.
4. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:
модернизма;
реализма;
классицизма;
экспрессионизма.
5. Эпизод разрушения дома является:
завязкой;
экспозицией;
кульминацией;
развязкой.
6. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?
притчи;
былины;
эпоса;
жития.
7. Каково первоначальное название рассказа?
«Жизнь не по лжи»;
«Не стоит село без праведника»;
«Быть добру!»
«Смерть Матрёны».
8. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:
9. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой», «к ужоткому», «горница» называются:
10. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:
или
11. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется:
12. Какой традиционный для русской литературы мотив появляется в драматический момент разрушения дома Матрёны?
13. Какое слово в рассказе «Матрёнин двор» неоднократно используется в разных значениях?
Ответы:
1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?
деревенская проза;
городская проза;
военная проза;
интеллектуальная проза.
2. Какой троп положен в основу названия «Матрёнин двор»?
метафора;
метонимия;
синекдоха;
гипербола.
3. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?
лишний человек;
маленький человек;
преждевременный человек;
праведный человек.
4. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:
модернизма;
реализма;
классицизма;
экспрессионизма.
5. Эпизод разрушения дома является:
завязкой;
экспозицией;
кульминацией;
развязкой.
6. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?
притчи;
былины;
эпоса;
жития.
7. Каково первоначальное название рассказа?
«Жизнь не по лжи»;
«Не стоит село без праведника»;
«Быть добру!»
«Смерть Матрёны».
8. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:
рассказчик
9. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой», «к ужоткому», «горница» называются:
диалектными
10. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:
контраст или антитеза
11. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется:
градация
12. Какой традиционный для русской литературы мотив появляется в драматический момент разрушения дома Матрёны?
мотив метели
13. Какое слово в рассказе «Матрёнин двор» неоднократно используется в разных значениях?
добро
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/264035-testirovanie-po-tvorchestvu-ai-solzhenicyna