Рассказ михаила зощенко елка юмористический приведи примеры подтверждающие это

Анализ рассказа Зощенко Ёлка

На чтение 3 мин Просмотров 40

Михаил Зощенко написал много интересных, юмористических и поучительных рассказов. Самыми известными считаются рассказы из детского цикла «Леля и Минька».

Занимательный рассказ «Ёлка» показывает о неправильном поведении двух детей в отношении к другим людям. Действия происходят перед самым долгожданным праздником — Новый год. Этот замечательный праздник любят и ждут все дети. Красиво украшенная елка, много сладостей и подарков. Леля и Минька сами испортили себе праздник своим эгоистичным и грубым поведением.

Сестра была на несколько лет старше брата. Она показывала ему пример и учила, как надо поступать, но не всегда сама была уверена, что делает правильно в определенной ситуации.

Дети знали, что мама нарядила елку в гостиной и приготовила для всех сладости и подарки. Леля уговорила брата зайти и посмотреть на красивое дерево. Она показала дурной  пример Мине и съела пастилу с дерева, которая предназначалась для всех детей. Мальчик не хотел уступать сестре, но смог дотянуться только до нижней ветки и откусить вкусное яблоко.

Между детьми началось соперничество, кто больше съест угощения с украшенной елки. Миня был маленького роста и чтобы достать до верхних веток взял стул, но он все время падал на мальчика. В очередной раз упав, мальчик изломал руку упакованной в подарочную коробку фарфоровой кукле. Дети сбежали из комнаты, испугавшись, что их накажут.  

Когда начался праздник, мама раздавала всем гостям подарки и сладости с елки. Одному мальчику досталось откусанное яблоко, а девочке сломанная кукла. Мама узнает, что яблоко откусил Миня и отдает гостю взамен паровозик, который предназначался Мине в подарок.

Здесь начинается конфликт между детьми, впоследствии который перерастает в ссору между родителями всех детей. Гости уходят, оставляя брата и сестру в комнате с мамой. Когда о происшествии узнает папа, он говорит слова, которые в дальнейшем повлияли на жизненные позиции автора.

Папа отправил детей спать и сказал, что раздаст все подарки ушедшим гостям. Он постарался объяснить детям, что если их отношение к людям не измениться, то им придется трудно жить на свете. Они будут страдать от  одиночества. Нельзя быть эгоистом ведь к ним не испытывают уважение другие.

Дети осознали, что совершили плохой поступок и сделали для себя выводы, что окружающие люди страдают от такого к ним отношения. Ведь так, как они никогда нельзя поступать.

Картинка к сочинению Ёлка

Беликова Ирина

Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».

Тема урока:
М. М. Зощенко «Ёлка». Комическое в рассказе, средства его создания.

Цель:
ознакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас
учащихся; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память
и чувство юмора.

Оборудование:
портрет М. М. Зощенко.

План
урока

1.    
Организационное начало урока

2.    
Проверка домашнего задания

3.    
Сообщение темы и цели урока

4.    
Подготовка к восприятию произведения

4.1   Рассказ
учителя об авторе

4.2   Работа
над портретом М. М. Зощенко

4.3   Антиципация
названия произведения

5.    
Физкультминутка

6.    
Ознакомления с рассказом «Ёлка»

6.1   Словарная
работа

6.2   Чтение
текста учащимися

6.3   Характеристика
героев

7.    
Подведение итогов урока

8.    
Информация о домашнем задании

Ход урока

1.    
Организационное начало урока

2.    
Проверка домашнего задания

— Какие эпитеты вы нашли в тексте? (Грибной
воздух, шелест листьев, горные леса, осенний наряд и др.)

— Какие олицетворения вы встретили в
тексте? (Эхо — как птица пересмешник, рояль мог петь, клавиши тосковали,
смеялись… и др.)

3.    
Сообщение темы и цели урока

Отгадайте загадку:

                            Я прихожу с
подарками,

                            Блещу огнями
яркими,

                            Нарядная,
забавная,

                            На Новый год я
главная.  (Елка)

— Я даже не буду спрашивать, любите ли вы
Новый год.

  Потому что все дети любят этот праздник,
а за что любите его вы?

  (Дети рассказывают, как они встречают
Новый год.)

— Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М.
Зощенко «Елка».

4.    
Подготовка к восприятию произведения

4.1   Рассказ
учителя об авторе

     Михаил Михайлович
Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После
окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год
добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в
которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего
получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и
заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград.
Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов,
начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко
встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко
оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная
деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре
Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

     Болезнь сердца,
которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И
в возрасте  64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе
Сестрорецке.

4.2   Работа
над портретом М. М. Зощенко

— Ребята, что вы можете сказать о
человеке, изображенном на 

  портрете?

— Обратите внимание на его глаза. Они
добрые, внимательные?

4.3   Антиципация
названия произведения

— Прочитайте название произведения.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в
произведении?

5.    
Физкультминутка

6.    
Ознакомления с рассказом «Ёлка»

6.1   Чтение
текста учащимися

— Ваши впечатления от прочитанного?

6.2   Словарная
работа

Золотушный ребенок – больной ребенок

Длинновязая – высокая

Пастилка – кондитерское изделие из
фруктовой массы и сахара

Церемонится – проявлять излишнюю мягкость,
стеснение

6.3   Характеристика
героев

— Кто главные герои рассказа?

— Как наряжали ёлку сто лет назад?

— Что случилось с детьми, когда они
оказались в праздничной комнате?

— Задумывались ли дети о последствиях
своих поступков?

— Герои делали так, потому что были:
жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они
делали, или добрыми, отзывчивыми, смелыми?

— Приведите подтверждающие ваш ответ
примеры из текста.

— Охарактеризуйте Миньку?

— Дайте характеристику Лёле?

— Как вы считаете, правильно ли поступали
родители?

— Какие слова в рассказе вы считаете
самыми главными?

— Как вы думаете, зачем М. М Зощенко
написал этот рассказ?

7.    
Подведение итогов урока

— С каким писателем познакомились?

— Что узнали о его жизни?

— Что произвело на вас самое большое
впечатление?

8.    
Информация о домашнем задании

Подготовить творческий пересказ от лица
мамы или папы; нарисовать иллюстрации к тексту.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Ёлка

Анализ рассказа Зощенко Ёлка

Михаил Зощенко написал много интересных, юмористических и поучительных рассказов. Самыми известными считаются рассказы из детского цикла «Леля и Минька».

Занимательный рассказ «Ёлка» показывает о неправильном поведении двух детей в отношении к другим людям. Действия происходят перед самым долгожданным праздником — Новый год. Этот замечательный праздник любят и ждут все дети. Красиво украшенная елка, много сладостей и подарков. Леля и Минька сами испортили себе праздник своим эгоистичным и грубым поведением.

Сестра была на несколько лет старше брата. Она показывала ему пример и учила, как надо поступать, но не всегда сама была уверена, что делает правильно в определенной ситуации.

Дети знали, что мама нарядила елку в гостиной и приготовила для всех сладости и подарки. Леля уговорила брата зайти и посмотреть на красивое дерево. Она показала дурной  пример Мине и съела пастилу с дерева, которая предназначалась для всех детей. Мальчик не хотел уступать сестре, но смог дотянуться только до нижней ветки и откусить вкусное яблоко.

Между детьми началось соперничество, кто больше съест угощения с украшенной елки. Миня был маленького роста и чтобы достать до верхних веток взял стул, но он все время падал на мальчика. В очередной раз упав, мальчик изломал руку упакованной в подарочную коробку фарфоровой кукле. Дети сбежали из комнаты, испугавшись, что их накажут.  

Когда начался праздник, мама раздавала всем гостям подарки и сладости с елки. Одному мальчику досталось откусанное яблоко, а девочке сломанная кукла. Мама узнает, что яблоко откусил Миня и отдает гостю взамен паровозик, который предназначался Мине в подарок.

Здесь начинается конфликт между детьми, впоследствии который перерастает в ссору между родителями всех детей. Гости уходят, оставляя брата и сестру в комнате с мамой. Когда о происшествии узнает папа, он говорит слова, которые в дальнейшем повлияли на жизненные позиции автора.

Папа отправил детей спать и сказал, что раздаст все подарки ушедшим гостям. Он постарался объяснить детям, что если их отношение к людям не измениться, то им придется трудно жить на свете. Они будут страдать от  одиночества. Нельзя быть эгоистом ведь к ним не испытывают уважение другие.

Дети осознали, что совершили плохой поступок и сделали для себя выводы, что окружающие люди страдают от такого к ним отношения. Ведь так, как они никогда нельзя поступать.

Также читают:

Картинка к сочинению Ёлка

Ёлка

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Максима Максимыча в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Максим Максимыч – обычный рядовой солдат, всю жизнь отдавший этому благородному делу. Он является полной противоположностью главного героя произведения. Но вместе с тем, его образ по-настоящему важен для раскрытия души Печорина.

  • Усадьба Ноздрева (описание хозяйства) в поэме Мертвые души

    Помещик Ноздрев ‒ один из наиболее ярких персонажей в поэме «Мертвые души». Для того чтобы рассказать о характере Ноздрева, автор подробно описывает усадьбу, которой владеет помещик.

  • Сочинение по картине Мокрый луг Васильева 5, 8 класс

    С первого момента картина Мокрый луг, приковывает взгляд своей завораживающей красотой. В дали безграничного пространства, виднеются два одиноких дерева, стоящих окутанными грозными тучами

  • Сочинение Трусость — мать жестокости

    Что же делает людей жестокими? Характер? Наследственность? Индивидуальные особенности? Да, присутствуют и такие случаи. Но мне кажется, что ключ к жестокости совершенно в другом

  • Интересные факты о Паустовском

    Творчество всемирно известного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского – это бесценный вклад в русскую литературу. Знакомясь с произведениями великого писателя, невозможно оставить незамеченной его биографию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щекинская средняя общеобразовательная школа»

Михайловский филиал

Открытый урок по литературному чтению

по теме :« М.М.Зощенко «Ёлка».Комическое в рассказе, средства его создания»

для учащихся 4 класса

Учитель: Маркина Светлана Владимировна

1 квалификационной категории

2020-2021 учебный год

Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка».Комическое в рассказе, средства его создания

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки геро­ев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.

Планируемые результаты: предметные: умения работать с тек­стом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с тек­стом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, ис­ходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — умение ориентиро­ваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и це­ленаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодей­ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совмест­ных действиях); личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: выставка книг М.М. Зощенко, портрет писате­ля, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

Ход урока

I. Организационный момент

– Весело звенит звонок. Начинается урок. Слайд1)

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

II. Речевая разминка Слайд 2)

    1. Артикуляционная гимнастика

Скороговорки

  • У елки иголки колки.

  • Сыплет снегопад с неба снег.

III. Повторение изученного материала

— Какой раздел мы с вами изучили? (Страна детства)

— Почему он так называется?

— Откройте оглавление

— Все произведения мы прочитали?

( нет)

— Так, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

— Поставьте цель и задачи урока Слайд 3)

Цель: познакомиться с автором М.М. Зощенко и его рассказом « Ёлка»

— Как нам решить эту проблему, что для этого надо сделать?

  • Познакомиться с писателем

  • Прочитать рассказ

— Приступаем к работе

— У вас на партах текст

м/у: работа в группе, на слайде портрет писателя

— Вы должны рассказать своим одноклассникам, о том ,что вы узнали о М.М.Зощенко

М.М. Зощенко (1894–1958) Слайд4)

1 группа

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д.

2 группа Слайд 5)

Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

IV. Подготовка к первичному восприятию

1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958) Слайд 6)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

2. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)

  • Золотушный ребенок – больной ребенок

  • Длинновязая – высокая

  • Пастилка кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

  • Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

V. Первичное восприятие текста (Слайд 8)

Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (просмотр– 7 мин.)

VI. Проверка первичного восприятия

– Понравился рассказа?

– Кто главные герои рассказа?

– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

VII. Повторное восприятие (Слайд 10)

Работа в группах: 1 и 2 группы.

Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:

Выборочное чтение.

У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.

Девочки

Мальчики

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

3 группа

Самостоятельная работа ответить на вопросы:

  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)

  2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)

  3. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)

  4. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)

  5. Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)

  6. Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

4 группа (Слайд 11)

Выборочное чтение.

К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр

  • 2 рисунок – стр.

  • 3 рисунок – стр.

Проверка работы в группах.

Физминутка (Упражнение для глаз)

(Слайд 17)

3. Выяснение главного смысла рассказа

– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд 18)

– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?

– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

Работа с пословицами:

  1. На что и клад, если в семье лад.

  2. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

  3. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

— Почему не нужен клад, если в семье дружно?

— как вы понимаете 2 пословицу?

— почему надо учить детей пока они маленькие?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

VI. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19)

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)

VII. Домашнее задание

  1. Приготовить пересказ от лица Миньки.

  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

VIII. Рефлексия

(Слайд 20) 

Самооценивание

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

  • Рассказ михаил пришвин медведь
  • Рассказ михаил пришвин лесной хозяин
  • Рассказ мистера гринвуда об одном из своих учеников слушать
  • Рассказ мисаки и усуи шинтани
  • Рассказ мисаки и усуи моя любимая горничная