Анализ рассказа Зощенко Ёлка
На чтение 3 мин Просмотров 40
Михаил Зощенко написал много интересных, юмористических и поучительных рассказов. Самыми известными считаются рассказы из детского цикла «Леля и Минька».
Занимательный рассказ «Ёлка» показывает о неправильном поведении двух детей в отношении к другим людям. Действия происходят перед самым долгожданным праздником — Новый год. Этот замечательный праздник любят и ждут все дети. Красиво украшенная елка, много сладостей и подарков. Леля и Минька сами испортили себе праздник своим эгоистичным и грубым поведением.
Сестра была на несколько лет старше брата. Она показывала ему пример и учила, как надо поступать, но не всегда сама была уверена, что делает правильно в определенной ситуации.
Дети знали, что мама нарядила елку в гостиной и приготовила для всех сладости и подарки. Леля уговорила брата зайти и посмотреть на красивое дерево. Она показала дурной пример Мине и съела пастилу с дерева, которая предназначалась для всех детей. Мальчик не хотел уступать сестре, но смог дотянуться только до нижней ветки и откусить вкусное яблоко.
Между детьми началось соперничество, кто больше съест угощения с украшенной елки. Миня был маленького роста и чтобы достать до верхних веток взял стул, но он все время падал на мальчика. В очередной раз упав, мальчик изломал руку упакованной в подарочную коробку фарфоровой кукле. Дети сбежали из комнаты, испугавшись, что их накажут.
Когда начался праздник, мама раздавала всем гостям подарки и сладости с елки. Одному мальчику досталось откусанное яблоко, а девочке сломанная кукла. Мама узнает, что яблоко откусил Миня и отдает гостю взамен паровозик, который предназначался Мине в подарок.
Здесь начинается конфликт между детьми, впоследствии который перерастает в ссору между родителями всех детей. Гости уходят, оставляя брата и сестру в комнате с мамой. Когда о происшествии узнает папа, он говорит слова, которые в дальнейшем повлияли на жизненные позиции автора.
Папа отправил детей спать и сказал, что раздаст все подарки ушедшим гостям. Он постарался объяснить детям, что если их отношение к людям не измениться, то им придется трудно жить на свете. Они будут страдать от одиночества. Нельзя быть эгоистом ведь к ним не испытывают уважение другие.
Дети осознали, что совершили плохой поступок и сделали для себя выводы, что окружающие люди страдают от такого к ним отношения. Ведь так, как они никогда нельзя поступать.
Картинка к сочинению Ёлка
Беликова Ирина
Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».
Тема урока:
М. М. Зощенко «Ёлка». Комическое в рассказе, средства его создания.
Цель:
ознакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас
учащихся; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память
и чувство юмора.
Оборудование:
портрет М. М. Зощенко.
План
урока
1.
Организационное начало урока
2.
Проверка домашнего задания
3.
Сообщение темы и цели урока
4.
Подготовка к восприятию произведения
4.1 Рассказ
учителя об авторе
4.2 Работа
над портретом М. М. Зощенко
4.3 Антиципация
названия произведения
5.
Физкультминутка
6.
Ознакомления с рассказом «Ёлка»
6.1 Словарная
работа
6.2 Чтение
текста учащимися
6.3 Характеристика
героев
7.
Подведение итогов урока
8.
Информация о домашнем задании
Ход урока
1.
Организационное начало урока
2.
Проверка домашнего задания
— Какие эпитеты вы нашли в тексте? (Грибной
воздух, шелест листьев, горные леса, осенний наряд и др.)
— Какие олицетворения вы встретили в
тексте? (Эхо — как птица пересмешник, рояль мог петь, клавиши тосковали,
смеялись… и др.)
3.
Сообщение темы и цели урока
Отгадайте загадку:
Я прихожу с
подарками,
Блещу огнями
яркими,
Нарядная,
забавная,
На Новый год я
главная. (Елка)
— Я даже не буду спрашивать, любите ли вы
Новый год.
Потому что все дети любят этот праздник,
а за что любите его вы?
(Дети рассказывают, как они встречают
Новый год.)
— Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М.
Зощенко «Елка».
4.
Подготовка к восприятию произведения
4.1 Рассказ
учителя об авторе
Михаил Михайлович
Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После
окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год
добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в
которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего
получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и
заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград.
Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов,
начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко
встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко
оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная
деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре
Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца,
которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И
в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе
Сестрорецке.
4.2 Работа
над портретом М. М. Зощенко
— Ребята, что вы можете сказать о
человеке, изображенном на
портрете?
— Обратите внимание на его глаза. Они
добрые, внимательные?
4.3 Антиципация
названия произведения
— Прочитайте название произведения.
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в
произведении?
5.
Физкультминутка
6.
Ознакомления с рассказом «Ёлка»
6.1 Чтение
текста учащимися
— Ваши впечатления от прочитанного?
6.2 Словарная
работа
Золотушный ребенок – больной ребенок
Длинновязая – высокая
Пастилка – кондитерское изделие из
фруктовой массы и сахара
Церемонится – проявлять излишнюю мягкость,
стеснение
6.3 Характеристика
героев
— Кто главные герои рассказа?
— Как наряжали ёлку сто лет назад?
— Что случилось с детьми, когда они
оказались в праздничной комнате?
— Задумывались ли дети о последствиях
своих поступков?
— Герои делали так, потому что были:
жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они
делали, или добрыми, отзывчивыми, смелыми?
— Приведите подтверждающие ваш ответ
примеры из текста.
— Охарактеризуйте Миньку?
— Дайте характеристику Лёле?
— Как вы считаете, правильно ли поступали
родители?
— Какие слова в рассказе вы считаете
самыми главными?
— Как вы думаете, зачем М. М Зощенко
написал этот рассказ?
7.
Подведение итогов урока
— С каким писателем познакомились?
— Что узнали о его жизни?
— Что произвело на вас самое большое
впечатление?
8.
Информация о домашнем задании
Подготовить творческий пересказ от лица
мамы или папы; нарисовать иллюстрации к тексту.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Ёлка
Анализ рассказа Зощенко Ёлка
Михаил Зощенко написал много интересных, юмористических и поучительных рассказов. Самыми известными считаются рассказы из детского цикла «Леля и Минька».
Занимательный рассказ «Ёлка» показывает о неправильном поведении двух детей в отношении к другим людям. Действия происходят перед самым долгожданным праздником — Новый год. Этот замечательный праздник любят и ждут все дети. Красиво украшенная елка, много сладостей и подарков. Леля и Минька сами испортили себе праздник своим эгоистичным и грубым поведением.
Сестра была на несколько лет старше брата. Она показывала ему пример и учила, как надо поступать, но не всегда сама была уверена, что делает правильно в определенной ситуации.
Дети знали, что мама нарядила елку в гостиной и приготовила для всех сладости и подарки. Леля уговорила брата зайти и посмотреть на красивое дерево. Она показала дурной пример Мине и съела пастилу с дерева, которая предназначалась для всех детей. Мальчик не хотел уступать сестре, но смог дотянуться только до нижней ветки и откусить вкусное яблоко.
Между детьми началось соперничество, кто больше съест угощения с украшенной елки. Миня был маленького роста и чтобы достать до верхних веток взял стул, но он все время падал на мальчика. В очередной раз упав, мальчик изломал руку упакованной в подарочную коробку фарфоровой кукле. Дети сбежали из комнаты, испугавшись, что их накажут.
Когда начался праздник, мама раздавала всем гостям подарки и сладости с елки. Одному мальчику досталось откусанное яблоко, а девочке сломанная кукла. Мама узнает, что яблоко откусил Миня и отдает гостю взамен паровозик, который предназначался Мине в подарок.
Здесь начинается конфликт между детьми, впоследствии который перерастает в ссору между родителями всех детей. Гости уходят, оставляя брата и сестру в комнате с мамой. Когда о происшествии узнает папа, он говорит слова, которые в дальнейшем повлияли на жизненные позиции автора.
Папа отправил детей спать и сказал, что раздаст все подарки ушедшим гостям. Он постарался объяснить детям, что если их отношение к людям не измениться, то им придется трудно жить на свете. Они будут страдать от одиночества. Нельзя быть эгоистом ведь к ним не испытывают уважение другие.
Дети осознали, что совершили плохой поступок и сделали для себя выводы, что окружающие люди страдают от такого к ним отношения. Ведь так, как они никогда нельзя поступать.
Также читают:
Картинка к сочинению Ёлка
Популярные сегодня темы
- Характеристика и образ Максима Максимыча в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение
Максим Максимыч – обычный рядовой солдат, всю жизнь отдавший этому благородному делу. Он является полной противоположностью главного героя произведения. Но вместе с тем, его образ по-настоящему важен для раскрытия души Печорина.
- Усадьба Ноздрева (описание хозяйства) в поэме Мертвые души
Помещик Ноздрев ‒ один из наиболее ярких персонажей в поэме «Мертвые души». Для того чтобы рассказать о характере Ноздрева, автор подробно описывает усадьбу, которой владеет помещик.
- Сочинение по картине Мокрый луг Васильева 5, 8 класс
С первого момента картина Мокрый луг, приковывает взгляд своей завораживающей красотой. В дали безграничного пространства, виднеются два одиноких дерева, стоящих окутанными грозными тучами
- Сочинение Трусость — мать жестокости
Что же делает людей жестокими? Характер? Наследственность? Индивидуальные особенности? Да, присутствуют и такие случаи. Но мне кажется, что ключ к жестокости совершенно в другом
- Интересные факты о Паустовском
Творчество всемирно известного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского – это бесценный вклад в русскую литературу. Знакомясь с произведениями великого писателя, невозможно оставить незамеченной его биографию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
Михайловский филиал
Открытый урок по литературному чтению
по теме :« М.М.Зощенко «Ёлка».Комическое в рассказе, средства его создания»
для учащихся 4 класса
Учитель: Маркина Светлана Владимировна
1 квалификационной категории
2020-2021 учебный год
Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка».Комическое в рассказе, средства его создания
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.
Планируемые результаты: предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование: выставка книг М.М. Зощенко, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
Ход урока
I. Организационный момент
– Весело звенит звонок. Начинается урок. Слайд1)
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
II. Речевая разминка Слайд 2)
-
Артикуляционная гимнастика
Скороговорки
-
У елки иголки колки.
-
Сыплет снегопад с неба снег.
III. Повторение изученного материала
— Какой раздел мы с вами изучили? (Страна детства)
— Почему он так называется?
— Откройте оглавление
— Все произведения мы прочитали?
( нет)
— Так, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
— Поставьте цель и задачи урока Слайд 3)
Цель: познакомиться с автором М.М. Зощенко и его рассказом « Ёлка»
— Как нам решить эту проблему, что для этого надо сделать?
-
Познакомиться с писателем
-
Прочитать рассказ
— Приступаем к работе
— У вас на партах текст
м/у: работа в группе, на слайде портрет писателя
— Вы должны рассказать своим одноклассникам, о том ,что вы узнали о М.М.Зощенко
М.М. Зощенко (1894–1958) Слайд4)
1 группа
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д.
2 группа Слайд 5)
Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
IV. Подготовка к первичному восприятию
1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958) Слайд 6)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
2. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)
-
Золотушный ребенок – больной ребенок
-
Длинновязая – высокая
-
Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
-
Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение
V. Первичное восприятие текста (Слайд
Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (просмотр– 7 мин.)
VI. Проверка первичного восприятия
– Понравился рассказа?
– Кто главные герои рассказа?
– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)
– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?
– А рассказ получился весёлым?
– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?
VII. Повторное восприятие (Слайд 10)
Работа в группах: 1 и 2 группы.
Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:
Выборочное чтение.
У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.
Девочки |
Мальчики |
|
Леля |
Минька |
|
Возраст |
Было 7 лет |
Ударило 5 лет |
Рост |
Высокая, длинновязая |
Удивительно маленького роста |
Характер |
Исключительно бойкая |
Тихий |
Что могут достать? |
Могла высоко достать |
Ничего нельзя достать |
Как ест? |
Моментально съедает |
Откусываю |
Поведение |
Не церемонится |
Чуть не заревел |
3 группа
Самостоятельная работа ответить на вопросы:
-
Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
-
Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
-
Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
-
Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
-
Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
-
Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)
4 группа (Слайд 11)
Выборочное чтение.
К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.
-
1 рисунок – стр
-
2 рисунок – стр.
-
3 рисунок – стр.
Проверка работы в группах.
Физминутка (Упражнение для глаз)
(Слайд 17)
3. Выяснение главного смысла рассказа
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
– Чему учит этот рассказ?
Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд 18)
– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?
– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?
Работа с пословицами:
-
На что и клад, если в семье лад.
-
Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
-
Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.
— Почему не нужен клад, если в семье дружно?
— как вы понимаете 2 пословицу?
— почему надо учить детей пока они маленькие?
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
VI. Итог урока
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19)
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)
VII. Домашнее задание
-
Приготовить пересказ от лица Миньки.
-
Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
VIII. Рефлексия
(Слайд 20)
Самооценивание
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.