1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога.
Рассказ о мире с точки зрения эколога.
С точки зрения эколога, мир — это связь природы и человека. Человек долгое время считал себя хозяином природы, он неразумно разрушал сложившиеся в окружающей среде экологические связи, тратил природные богатства, не думая об их восстановлении, нарушал экологическое равновесие.
Но пришло время задуматься о последствиях такого использования природных ресурсов. Сейчас исчезли многие виды животных и растений, нарушены цепи питания, круговорот веществ в природе, а человек понял, что он не хозяин природы, а такая же часть её, как и всё живое на планете. А потому охрана природы стала не только важнейшей задачей человечества, это стало ее насущной необходимостью.
2) С помощью текста учебника проанализируйте одну из экологических проблем: в чём причины её возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несёт.
Проблема загрязнения мирового океана.
В воды мирового океана попадёт много отходов человеческой жизнедеятельности. Это мусор, который уносят с поверхности суши многочисленные реки. Пластиковые отходы не разлагаются и не тонут, они плавают на поверхности океана, образуя целые острова мусора.
Мусор наносит значительный вред экологии мирового океана.
3) Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?
Самый простой способ решения этой проблемы — отказ от пластиковой упаковки, посуды, пластиковых изделий. И многие страны именно так поступают. Например, в Евросоюзе запрещено использовать пластиковую тару, во многих странах пока запретили использовать одноразовую пластиковую посуду.
4) Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.
Вывод: следует ограничить использование пластиковых изделий, а те что используются, должны в обязательном порядке отправляться на переработку.
5) Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?
Проблема вырубки тропических лесов.
Вырубка лесов приводит к исчезновению животных, для которых эти леса — родной дом. Сокращается площадь лесов, а значит уменьшается выделение кислорода в атмосферу планеты.
Решить эту проблему можно только остановив вырубку тропических лесов, а также высаживая на место вырубленных лесов новые деревья.
6) Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?
Проблема мусора.
Каждый год человечество выбрасывает в окружающую среду огромное количество мусора. Он наносит существенный вред окружающей среде, отравляет воду, почву и воздух.
Решить эту проблему сложно. Нужно строить перерабатывающие мусор предприятия, не допускать попадание мусора в окружающую среду.
Нельзя просто сжигать мусор, потому что это решение проблемы приведёт к загрязнению атмосферы.
Проверь себя
1. Почему человеку не удалось покорить природу?
Человек не может покорить природу, потому что является её частью. Он связан с природой миллионами невидимых нитей.
2. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете?
Возникли проблемы загрязнения мирового океана, вырубки тропических лесов, накопления мусора.
3. Как решаются экологические проблемы?
Экологические проблемы решаются глобально, всеми странами и народами. Каждая проблема решается по-своему, но главное человечество переходит на экологически чистые технологии, не наносящие вреда окружающей среде.
4. Приведи примеры международных экологических организаций и экологических дней.
Примеры организаций: Гринпис, Всемирный фонд охраны дикой природы.
Примеры экологических дней:
- 22 апреля Международный день Земли
- 5 июня Всемирный день охраны окружающей среды
- 16 сентября Международный день охраны озонового слоя
- 25 сентября Международный день моря.
- 4 октября Всемирный день защиты животных
Задания для домашней работы
1. Найдите в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.
Сообщение о работе международных экологических организаций в России для 4 класса
В России действуют несколько международных экологических организаций.
Самые известные на сегодня, это Гринпис и Всемирный фонд охраны дикой природы.
Гринпис проводит экологические акции, направленные на запрещение незаконного вылова рыбы, убийства китов, на поддержку охраны окружающей среды.
Всемирный фонд охраны дикой природы занимается вопросами охраны редких и исчезающих видов животных и растений, контролирует работу заповедников и национальных парков, проводит мероприятия по восстановлению численности исчезающих видов.
А также, в России работают такие экологические организации, как “Зелёный крест”, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, организация Белонна, которая следит за использованием мирного атома.
2. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Защитим свою планету».
Тема к плакату “Защитим свою планету”:
В центре голубая планета Земля, на ней дерево или росток. Земля покоится на человеческих руках.
Примеры выполнения плакатов:
3. Подумай, что могут означать слова «Всемирное наследие». Если знаешь, что это такое, приготовься объяснить на уроке. Вспомни, что тебе известно о Красной книге России. Назови несколько растений и животных из этой книги.
Всемирное наследие — это культурные и исторические ценности, которые принадлежат всему человечеству.
Красная книга России — это список животных и растений, которые нуждаются в защите.
В нее включены например, белый медведь, амурский тигр, дальневосточный леопард, подснежник, безвременник весёлый, женьшень.
Чтобы посмотреть на окружающий мир глазами эколога, нужно быть смелым человеком. Большинство людей не замечают всех тех проблем, что сразу бросаются в глаза учёным – загрязнение вод, воздуха и почвы достигло таких масштабов, что его нельзя больше игнорировать. К счастью, развитые страны уже осознали необходимость решения экологических проблем и предприняли меры по их решению, но прогресс в этом вопросе пока всё равно очень слабый.
Что такое экология
Эта наука изучает взаимодействие живых организмов как между собой, так и с их средой обитания. Соответственно, воздействие человеческой цивилизации на окружающую среду также находится в её компетенции. К сожалению, если взглянуть на окружающий мир глазами эколога, можно обнаружить, что это воздействие носит в основном негативный характер. Вместо того, чтобы беречь планету, люди беспощадно вырубают её леса, истощают почву, сбрасывают отходы в реки, моря и океаны. Времена, когда люди полностью зависели от природы, а потому боялись наносить её какой-либо ущерб, давно прошли, и теперь окружающий мир давно уже стал для человека мастерской, в которой он хозяйничает по своему усмотрению. А ведь само слово “экология” происходит от древнегреческих слов “ойкос” и “логос”, которые означают “жилище” и “учение” соответственно. Другими словами, экология – это наука о нашем общем доме, в котором мы все живём, то есть о планете Земля. И за последние века, когда цивилизация распространилась по всем материкам, человек уже успел натворить немало бед:
- Бесконтрольная вырубка лесов. Каждый год высаживаются новые деревья, но всё равно вырубается их примерно вдвое больше, чем высаживается.
- Загрязнение вод Мирового океана. В него часто попадают различные отходы, а в некоторых странах мусор утилизируют, попросту выбрасывая его в реки или океан.
- Загрязнение атмосферы. Концентрация углекислого газа в ней неуклонно растёт, к тому же в атмосфере уже появилась озоновая дыра. А ведь озоновый слой защищает нас от смертельно опасной солнечной радиации!
- Вымирание различных видов растений и животных. Отчасти это обусловлено их истреблением, а отчасти – экологическими проблемами и ухудшением экологической обстановки.
Загрязнение Мирового океана
В прошлом сброс мусора и прочих отходов в океан казался человечеству чем-то нормальным и естественным, но эти времена, к счастью, давно прошли. Тем не менее, в него до сих пор попадает огромное количество вредных и токсичных отходов, которые наносят огромный ущерб экосистеме. Особенно большой “вклад” в загрязнение Мирового океана делают бедные страны Африки и Азии, в которых до сих пор практикуется “утилизация” отходов путём их сброса в водоёмы. Взглянув на окружающий мир глазами эколога, можно с содроганием обнаружить, что эти страны загрязняют Мировой океан больше, чем развитые государства, во много десятков раз!
А в Тихом океане уже образовался гигантский остров из мусора, который в определённую точку сносят течения. Его называют Большим тихоокеанским мусорным пятном, и по размеру оно сравнимо с континентом! Его площадь достигает, по некоторым оценкам, 1,5 млн км², что почти в 5 раз больше площади всей Германии. Аналогичные мусорные пятна есть также в Индийском и Атлантическом океанах.
Пластиковая проблема
Главную проблему в загрязнении вод Мирового океана составляет пластик. Под воздействием солнечных лучей он постепенно распадается на микроскопические частицы, из-за чего его часто поедают рыбы, путая с планктоном. Этих рыб затем поедают и птицы, и морские млекопитающие, и мы, люди. Таким образом, пластик включается в пищевую цепочку и приводит к проблемам со здоровьем не только у рыб, но и у всех остальных живых существ, которые их едят. Пластик токсичен, и содержащие в нём ядовитые вещества опасны. Увы, попытки экологов защитить окружающий мир пока не слишком помогают. Около 80% всех отходов попадает в Мировой океан с суши, остальные 20% – с различных океанских и морских судов. Существуют различные проекты по очистке вод Мирового океана, но они недостаточно эффективны.
Вырубка лесов
Роль лесов в экосистеме невозможно переоценить, они поглощают углекислый газ, выделяемый всеми живыми существами при дыхании, и выделяют кислород, который всем нам необходим. Вырубая слишком много лесов, человечество рискует столкнуться с серьёзными проблемами. Впрочем, окружающий мир глазами эколога и так представляет собой именно целую кучу проблем, которые необходимо как-то решить:
- Повышение концентрации углекислоты в атмосфере. Это приведёт к снижению качества воздуха и повышению турбулентности, что в перспективе может сделать полёты самолётов вообще невозможными.
- Снижение количества кислорода в воздухе. Недостаток кислорода приведёт к проблемам со здоровьем у всех живых существ, включая человека.
- Снижение плодородия почвы. Это неизбежное следствие негативных изменений состава атмосферы.
- Вымирание отдельных видов растений и животных. Если воздух продолжит загрязняться, приспособиться к изменениям в атмосфере смогут не все. И не факт, что приспособиться сможем мы, люди.
Проблемы экологии
Экологическая проблема – это изменение в окружающей среде под влиянием человека. Экологи говорят, мир – это взаимодействие живой и неживой природы и человечества. Во время научно-технической революции влияние человека на природу стало наиболее значительным. Человек вообразил себя всесильным, используя новые технологии и современные машины, но он забыл, что природные ресурсы ограничены. В городах стало не хватать чистого воздуха. В семидесятые годы двадцатого века экологические проблемы стала глобальным вопросом. От их решения зависит будущее нашей планеты.
- Одной из таких проблем является защита водных ресурсов. Большую часть нашей планеты занимают моря и океаны. Их загрязнение на восемьдесят процентов является следствием человеческой от деятельности!. Каждый год в океан попадает огромное количество нефти, сточных вод и миллионы тонн пластиковых отходов.
- Вторая проблема – вырубка лесов, которые выделяют большое количество кислорода. Они являются «лёгкими» нашей планеты, но люди вырубают леса для получения древесины и прокладывания дорог. Куча пеньков до горизонта там, где ещё недавно был вековой лес – очень грустное зрелище. Увы, окружающий мир глазами эколога порой выглядит именно так – специалисты замечают те проблемы, на которые остальные люди не обращают внимания.
- Следующая проблема – мусор. Каждый человек за год выбрасывает его около тонны!. Вокруг городов вырастают огромные свалки мусора. Чтобы предотвратить мусорное загрязнение, необходимо перерабатывать максимальное количество мусора, а не просто выбрасывать его.
Мир глазами эколога
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1193.
Обновлено 18 Августа, 2021
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1193.
Обновлено 18 Августа, 2021
Человек самым тесным образом связан с окружающей природой. Наша планета очень щедрая: она дарит нам тепло, кров, пропитание, однако в результате неразумной человеческой деятельности она начала сильно страдать. Чтоб понять, какая опасность угрожает земному шару, рассмотрим мир глазами эколога.
Опыт работы преподавателем — более 48 лет.
Что такое экология
Слово «экология» в переводе с греческого означает “наука о доме”. Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком, флорой и фауной, а также влияние человеческой деятельности на окружающую среду.
В далекие времена наши предки полностью зависели от милости природы. Длительная засуха или лесной пожар означали голод и даже смерть. Поэтому древние люди обожествляли природу и не смели наносить ей какой-то ущерб.
Однако время неумолимо шло вперед, и человек, почувствовав себя венцом природы, решил покорить ее. Он начал строить машины, фабрики, заводы, освоил космос и глубины Мирового океана.
Но такая активная деятельность привела к серьезным изменениям в природе:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- загрязнение вод Мирового океана;
- загрязнение атмосферы;
- вырубка лесов;
- вымирание многих видов животных и растений.
Загрязнение Мирового океана
Океан все больше становится похож на выгребную яму, куда человек выбрасывает огромное количество различных промышленных отходов, нефть и нефтепродукты, твердый мусор, ядовитые вещества. Особую опасность представляют радиоактивные отходы.
В результате загрязнения океанических вод страдает местная флора и фауна:
- от нефтяных пятен гибнут мальки и морские птицы, нарушается газообмен;
- полиэтиленовая пленка приводит к гибели китов;
- ядовитые вещества, накапливаясь в теле рыб, морских животных и птиц, приводят к развитию заболеваний у людей.
Основная причина загрязнения Мирового океана – выбросы промышленных предприятий на суше. Для снижения количества выбросов необходимо устанавливать мощные очистительные сооружения, внедрять замкнутое производство, при котором все отходы перерабатываются и не выбрасываются.
Для очищения океанических вод от нефтепродуктов разработаны специальные суда, которые, словно губка, всасывают нефтяные пятна, собирают пластик и другой твердый мусор.
Вырубка лесов
Зеленые растения – наши верные друзья, которые поглощают углекислый газ и выделяют ценный кислород. Они являются важнейшей частью в цепи питания, и их вырубка ведет к необратимым последствиям:
- уменьшение кислорода в атмосфере;
- ухудшение состава почвы, снижение ее плодородия;
- исчезновение растений и животных.
Тропические леса – это уникальная экосистема, которую сравнивают с легкими нашей планеты. Они принимают самое активное участие в газообмене на земном шаре. В настоящее время человек уничтожил уже более половины ценных лесных массивов и продолжает их беспощадно вырубать.
Если человечество не осознает, насколько губительна его деятельность по отношению к природе и не изменит своего варварского поведения, то в скором времени не избежать глобальной экологической катастрофы.
Что мы узнали?
При изучении темы «Окружающий мир глазами эколога» по программе 4 класса мы выяснили, что представляет собой наука экология и что она изучает. Мы узнали, каковы самые главные экологические проблемы на Земле, и что нужно делать, чтобы уберечь нашу планету от разрушения.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Виктория Шабалина
5/5
-
Катя Лобовикова
5/5
-
Надежда Емельянова
5/5
-
Play-Games-World-Of-Tanks Bogidaev-Bogdan
5/5
-
Василий Леонов
5/5
-
Илья Мальков
5/5
-
Ольга Кузнецова
4/5
-
Наиль Самиков
5/5
-
Елизавета Зюнзюрова
4/5
-
Юлия Дворникова
4/5
Оценка доклада
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1193.
А какая ваша оценка?
Содержание
- Что такое экология и что она изучает?
- Кто такой эколог и чем он занимается?
- Каков мир глазами эколога?
- Основные экологические проблемы и способы их решения
- Вопрос – Ответ (FAQ)
Человек живёт в окружающем мире, с которым тесно взаимодействует. Этот мир очень разнообразен. Наше существование невозможно представить без растений и животных, без рек, озёр, лесов и атмосферы. И сама наша планета не сможет существовать без всего этого в таком виде, как сейчас.
Читайте также:
● Мир глазами географа
● Мир глазами астронома
● Мир глазами историка
Представители флоры (растительного мира) и фауны (животного мира) тоже живут во тесной взаимосвязи друг с другом. И в эти отношения включается человек, преобразуя окружающую его природу под свои потребности.
Эти отношения и изучает наука экология.
Что такое экология и что она изучает?
Слово экология происходит от двух древнегреческих слов oikos – дом, жилище, местопребывание и logia – наука. Таким образом, экология в буквальном переводе означает науку о доме (жилище, местопребывании).
Учёные дают более развёрнутое определение экологии, а именно, экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
Объектами изучения науки экологии могут быть популяции организмов, виды сообщества, экосистемы, и биосфера в целом.
В 20 веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны животных организмов.
С 70-х годов 20 века появилась экология человека, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы её охраны.
Экологические проблемы, порождённые современным общественным развитием, вызвали в западных странах ряд общественно-политических движений, выступающих против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий научно-технического прогресса.
Кто такой эколог и чем он занимается?
Изучением экологии занимается учёный-эколог.
Для того чтобы понять, чем занимаются экологи, надо подробно рассмотреть, какие разделы включает в себя экология как наука.
Современная наука экология разделяется на 3 основных научных направления:
- Аутэкология (от др.-греч. аутос – сам и логия – наука) – это раздел науки экологии, изучающий взаимодействие отдельного организма или отдельно взятого вида с окружающей средой. Аутоэкологией занимаются учёные аутоэкологи.
- Демэкология ( от др.- греч. демос – народ и логия – наука) – это раздел науки экологии, изучающий взаимодействие особей одного вида внутри своего сообщества (популяции), а также с окружающей средой. Демэкологией занимаются учёные демэкологи.
- Синэкология (от др.-греч. син – совместный и экология) – это раздел науки экологии, изучающий сообщества организмов и их взаимодействие с окружающей средой. Синэкологией занимаются учёные синэкологии.
В науке экологии также выделяют отдельные (специальные) направления (разделы). К ним относятся:
- Геоэкология (от др.-греч. гео – земля и логия – наука) – научное направление в экологии, в котором изучается состав, строение, свойства Земли как среды обитания растений, животных и самого человека;
- Гидроэкология (от др.-греч. гидро – вода и логия – наука) – научное направление в экологии, в котором изучается состав, строение, свойства водной системы Земли как среды обитания растений и животных;
- Биоэкология (от др.-греч. биос – жизнь и логия – наука) – научное направление в экологии, в котором изучаются взаимные связи живых организмов со средой их обитания;
- Ландшафтная экология (от нем. land – земля и schaft – образ) – научное направление в экологии, которое тесно связано с наукой географией и изучающее различные ландшафты (группы деревьев, поля, реки, озёра, города) и влияние их расположения на индивидуумов в окружающей среде;
- Этноэкология (от др.-греч. этнос – народ и логия – наука) – научное направление в экологии, изучающее отдельные народы и их взаимную связь с окружающей средой;
- Социальная экология (от лат. socialis – общественный и др.-греч. логия – наука) – научное направление в экологии, изучающее взаимную связь и взаимное влияние человеческого общества и природы;
- Антропоэкология (от др.-греч. антропос – человек и экология) – экология человека, научное направление в экологии, изучающее взаимодействие человека с окружающей средой и вопросы сохранения здоровья человека;
- Химическая экология – научное направление в экологии, изучающее воздействие на окружающую среду химических веществ, а также последствия такого воздействия;
- Радиоэкология (от лат. radius – луч и др.-греч. логия – наука) – научное направление в экологии, изучающее действие всех видов радиоизлучений на живые организмы и их сообщества, а также особенности существования живых организмов и их сообществ в условиях наличия в окружающей среде радиоактивных накоплений;
- Антэкология (от др.-греч. antos – цветок и экология) – научное направление в экологии, изучающее взаимосвязи цветущего растения с окружающей средой.
- Информационная экология – научное направление в экологии, изучающая влияние информации на человека, его интеллект, психическое и физическое здоровье.
Таким образом, учёный-эколог может специализироваться во многих областях науки экологии: геоэкологии, гидроэкологии, биоэкологии, ландшафтной экологии.
Эколог может заниматься вопросами взаимосвязи человека и окружающей среды (этноэкология, социальная экология, антропоэкология).
Учёный-экологи изучают также воздействие химических веществ (химическая экология) и радиации (радиоэкология) на живую и неживую природу.
Интересной представляется работа учёного-антэколога, изучающего мир цветущих растений.
Новым современным направлением в экологии является информационная экология. Это направление возникло вследствие достижений научно-технического прогресса, позволивших людям развить глобальные (общемировые) информационные системы.
Но общее, что объединяет экологов любого направления – это решение задач по сохранению чистоты окружающего мира, защите растений и животных, сбережению нашей планеты для следующих поколений.
Каков мир глазами эколога?
Обширные и глубокие знания об окружающем нас мире, о растениях и животных, населяющих пашу планету, о почвах, реках, озёрах, морях и океанах, о человеке и его влиянии на природу позволяют учёному экологу выявлять все угрозы, которые могут повредить нашей планете и жизни населяющих её организмов.
Учёные экологи видят наш мир как единство всех природных компонентов. И если возникает угроза нормальному существованию хотя бы одного из них, то экологи незамедлительно принимают все возможные меры, направленные на спасение и оздоровление нашей природы.
Основные экологические проблемы и способы их решения
Основная статья: Глобальные экологические проблемы и пути их решения
В современном мире часто понятие экологии связывают с защитой окружающей среды. И это не случайно, потому что основной целью экологии как науки является сохранение природы.
Все растения и животные, населяющие нашу планету, живут с природой в полной гармонии и нисколько ей не вредят. Но деятельность человека – химическое производство, выбросы в атмосферу промышленного дыма, загрязнение отходами рек, морей и океанов и многое, многое другое – ставит под угрозу здоровье нашей планеты, что неминуемо создаёт угрозу здоровому существованию людей.
Перед современными экологами встаёт множество проблем, связанных с необходимостью защиты окружающего мира, основными из которых являются:
- защита атмосферы Земли от ядовитых выбросов промышленности;
- зашита земель от загрязнения токсичными (ядовитыми) отходами;
- защита лесов от вырубки и загрязнения;
- зашита водных ресурсов планеты от вредного воздействия человека;
- защита растительного мира;
- защита животного мира;
- защита самого человека от результатов его вредного воздействия на окружающую среду.
Для решения этих вопросов государства создают специальные законы по противодействию нанесению ущерба природе. Также создаются межгосударственные союзы для решения задач сохранения окружающего мира.
Существуют всемирные экологические организации, такие как Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Гринпис (Greenpeace), которые направляют своих сотрудников экологов в самые “горячие” точки нашей планеты для оценки обстановки и принятия мер по защите и сохранению природы.
Но главным способом предотвращения экологической катастрофы на нашей планете был и остаётся один – это разумное использование ресурсов и осознание ответственности каждого отдельного человека за окружающий нас мир.
Вопрос – Ответ (FAQ)
Что в переводе с греческого означает «экология»?
Какова основная причина экологических проблем?
Какие экологические проблемы относятся к основным?
Какова главная причина загрязнения вод Мирового океана?
Какова причина сокращения площади лесов планеты?
Какие леса называют легкими нашей планеты?
Почему загрязняется воздух?
Почему исчезают животные и растения?
Какое животное изображено на эмблеме Всемирного фонда дикой природы (WWF)?
Когда отмечается День Земли?
Как переводиться название «Гринпис»?
Гугломаг
Спрашивай! Не стесняйся!
Задать вопрос
Не все нашли? Используйте поиск по сайту
Окружающий мир, 4 класс
Урок 04. Мир глазами эколога.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Последствия влияния человека на природу;
- Красота Всемирного наследия и неповторимость достопримечательностей;
- Международная Красная книга;
Глоссарий по теме:
Экологические проблемы – это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека.
Экологический календарь – это один из способов привлечения внимания людей к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре.
Конвенция — Международный договор по специальному вопросу.
Всемирное наследие – выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.
Международная Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Всемирный фонд дикой природы – международная организация, служащая делу охраны природы.
Гринпис – международная экологическая организация, борющаяся с загрязнением окружающей среды.
Ключевые слова:
Экологические проблемы; Экологический календарь; Конвенция; Всемирное наследие; Международная Красная книга; ЮНЕСКО; Всемирный фонд дикой природы; Гринпис.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
— Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 4 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.41-47.
— Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 21-22.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В давние времена, у людей совсем ничего не было. Ни жилищ, ни техники, ни полей, заводов, фабрик. Им даже нечего было одеть и обуть. Люди полностью были зависимы от природы. Им приходилось голодать, если охота была неудачной. Их жизнь зависела от погоды. Засуха или сильные морозы приводили к гибели людей.
Но со временем многое поменялось — люди приспособились к жизни. Они построили дома, изобрели машины, построили заводы и фабрики. Это привело к загрязнению воды и воздуха, вырубке лесов, исчезновению некоторых видов растений и животных. Вооружившись техникой, человек возомнил, что он сильнее природы.
Но со временем люди поняли, что они не властвуют над природой, а просто губят её. На этом уроке вы узнаете об экологических проблемах, которые возникли по вине человека.
Мир глазами эколога.
Экологическая проблема- это изменение в окружающей среде под влиянием человека. Экологи говорят, мир – это взаимодействие живой и неживой природы и человечества.
Во время научно-технической революции, влияние человека на природу стало наиболее значительным. Человек вообразил себя всесильным, используя новые технологии и современные машины, но он забыл, что природные ресурсы ограничены. В городах стало не хватать чистого воздуха.
В семидесятые годы двадцатого века, экологическая проблема стала глобальной проблемой современности. От её решения зависит будущее нашей планеты. Одной из таких проблем является защита водных ресурсов. Как мы знаем, большую часть нашей планеты занимают моря и океаны. Их загрязнение, на восемьдесят процентов произошло от деятельности людей. Каждый год в океан попадает большое количество нефти, сточных вод и бытовых отходов с ядовитыми веществами.
Вторая проблема, это вырубка тропических лесов, которые выделяют большое количество кислорода. Они считаются «лёгкими» нашей планеты. Люди вырубают леса для прокладывания дорог и древесины. Из-за этого, многие животные теряют своё жильё и пищу.
Следующая проблема, это мусор. Каждый человек, за год выбрасывает его около тонны. Таким образом, вокруг городов появляются огромные свалки мусора.
Чтобы предотвратить эти образования, люди создали специальные урны, где мусор разделяют на несколько видов, чтобы перерабатывать его. Это помогает защищать окружающую среду от загрязнения.
Для спасения природы, страны заключают международные соглашения.
Одно из них- Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Данный документ является спасением животных Африки, Азии и Южной Америки от массового вывоза и истребления.
Существуют различные международные организации по охране природы. Например, Всемирный фонд дикой природы (World Wildlife Fund – WWF). Их эмблемой стало изображение панды. Это одно из редчайших животных мира.
Этот фонд собирает и распределяет финансы, необходимые для охраны редких животных и места их обитания.
Также, очень известна экологическая организация – Гринпис (Greenpeace). Она борется с мусором и ядовитыми отходами, загрязняющими нашу природу. Проводит международные кампании по защите океана, лесов, редких видов растений и животных.
Каждый год, мы отмечаем международные экологические дни. Цель таких дней- помочь людям понять, как важно охранять природу. Существует экологический календарь, где собраны все эти даты: двадцать второе марта- Всемирный день воды, первое апреля – Международный день птиц, двадцать второе апреля – День Земли, пятое июня – Всемирный день окружающей среды, четвёртое октября– Международный день защиты животных, двадцать девятое декабря – Международный день биологического разнообразия.
Самые уникальные достопримечательности природы и культуры были объявлены Всемирным наследием. Оно включает в объекты природы и творения человека. Их единство подчёркивает эмблема Всемирного наследия, в которой круг символизирует природу, а квадрат – творение человека.
Объекты, существующие в природе, относятся к Всемирному природному наследию. Сюда относятся такие достопримечательности, как Национальный парк Гранд- Каньон, Водопады Игуасу, Национальный парк Серенгети, Водопад Виктория, Большой Барьерный риф, Золотые горы Алтая, Озеро Байкал, Вулканы Камчатки, Остров Врангеля.
Объекты, которые создал человек, относятся к Всемирному наследию. Это Статуя Свободы, Венеция, Абу- Симбель, Афинский Акрополь, Мавзолей Тадж- Махал, Московский Кремль, Красная площадь, Исторический центр Санкт- Петербурга, Погост Кижи, Великая Китайская стена.
Список Всемирного наследия ведёт авторитетная Международная организация – ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).
Редкие виды животных и растений являются ценнейшим сокровищем Земли.
К ним относятся такие животные, как: Большая панда, Белый носорог, Орангутан, Орнитоптера Александры и другие. Они занесены в Международную Красную книгу. Её выпустила известная международная организация – Международный союз охраны природы (МСОП).
Как вы знаете, жизнь движется в быстром ритме. С каждым днём человек покоряет природу всё больше и больше.
Если вы будете охранять природу и её богатства, то она будет вам за это благодарна!
Творите добро – и оно к вам обязательно вернётся!
Разбор типового контрольного задания
- Текст вопроса: Расставьте подписи к изображениям.
Погост Кижи |
Великая Китайская стена |
Красная площадь |
Разбор типового тренировочного задания
- Текст вопроса: Установите соответствие между картинками.
Автор:
Лебедев Виктор, Муравина Софья, Роговая Екатерина, Сирота Богдан,Фафурин Дмитрий
Сегодня трудно найти пригодное для жизни место на Земле, где человеческая цивилизация не поставила бы свой темный штамп. Рост потребления и безудержная погоня за прибылью заставляют производителей закрывать глаза на негативные экологические последствия, к которым неминуемо ведет их безответственное отношение к экосистеме. Загазованные города, загрязненные воды, исчезающие популяции животного мира, проблемы здоровья человека – это только малая часть того, что отразится на судьбах будущих поколений.
Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Мир глазами эколога ПРОЕКТ
Слайд 2
Экология Экология- это наука, и зучающая все сложные в заимосвязи в природе, взаимоотношения живых о рганизмов и среды их о битания.
Слайд 3
Для чего нужна экология? Зачем она нужна, должно быть понятно даже самым маленьким. Стоит только посмотреть на нашу окружающую среду и сразу все становится понятным. Сегодня проблемы экологии стоят как нельзя остро и их нельзя переоценивать. Проблемы есть реальные и сокрыты они в том, что думать о будущем нашей планеты нужно было еще вчера.
Слайд 4
Экологические проблемы Проблема загрязнения воды (морей, рек, озер и т.д.) – одна из самых актуальных. Человек своей деятельностью безвозвратно изменяет естественный режим водных объектов отходами и сбросами. Воды на Земле много, пресной воды – всего 3%, остальные 97% – вода морей и океанов. Три четверти пресной воды живым организмам не доступны, так как это вода ледников. Ледниковая вода – это запас пресной воды. В океанах сосредоточена почти вся масса воды. Всем экосистемам суши испаряющаяся с поверхности океанов вода дает влагу. Суша возвращает океану воду. Во многих районах мира не хватает воды для питья, орошения, промышленного производства. Эта проблема очень серьезная, так как загрязнение воды окажет влияние на будущие поколения.
Слайд 5
Проблемы загрязнения воздуха Высокая скорость развития промышленности в развивающихся странах служит причиной резкого повышения загрязнения воздуха. Низкое качество технологий и отсутствие материальных средств на современные очистные сооружения приводит к большому количеству выбросов. Также одной из важнейших причин является использование низкокачественного топлива. Отсутствие воздухоочистительных сооружений могут привести к массовому выпадению кислотных дождей, которые очень сильно повлияют на экологическую ситуацию.
Слайд 6
Загрязнение почвы Современный мир Сегодня трудно найти пригодное для жизни место на Земле, где человеческая цивилизация не поставила бы свой темный штамп. Рост потребления и безудержная погоня за прибылью заставляют производителей закрывать глаза на негативные экологические последствия, к которым неминуемо ведет их безответственное отношение к экосистеме. Загазованные города, загрязненные воды, исчезающие популяции животного мира, проблемы здоровья человека – это только малая часть того, что отразится на судьбах будущих поколений.
Слайд 7
Вырубка лесов С каждым годом вырубка леса привлекает все больше внимания и неспроста, ведь лесная тайга и лесные массивы – это неотъемлемая часть окружающей среды и экологии! Проводя исследования, ученые выяснили, что большинство, а это 80% всех видов животных и растений находятся в тропических лесах. Как только происходит вырубка лесов -портится экосистема, что возможно может привезти и к исчезновению многих видов растений и животных. К тому же, вырубка лесов способствует глобальному потеплению и является одной из самых главных причин увеличения парникового эффекта.
Слайд 8
Конец
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Спасём планету Экология
Слайд 3
Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу вызывают рак, нарушения работы иммунной системы. Это убивает около трех миллионов человек в год.
Слайд 5
За год в атмосферу выбрасывается 5 млрд. тонн углекислого газа
Слайд 6
В воды мирового океана ежегодно попадает около 10 миллиардов тонн нефти.
Слайд 7
Не разводи костры Не руби деревья Не рви цветы
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
экологические проблемы!
Слайд 2
Сегодня трудно найти пригодное для жизни место на Земле, где человеческая цивилизация не поставила бы свой темный штамп. Рост потребления и безудержная погоня за прибылью заставляют производителей закрывать глаза на негативные экологические последствия, к которым неминуемо ведет их безответственное отношение к экосистеме. Загазованные города, загрязненные воды, исчезающие популяции животного мира, проблемы здоровья человека – это только малая часть того, что отразится на судьбах будущих поколений.
Слайд 3
каким мы видим будущее?
Слайд 4
Каким мы видим будущее ? Каким мы видим будущее Слишком много времени и слишком много усилий природы потребовалось, чтобы на Земле появился человек. Грустно наблюдать, как прогресс цивилизации разрушает основы существования. Мы видим, как человечество осмысленно выбирает путь оберегания и восстановления того прекрасного зелено-голубого крохотного шарика во Вселенной, который стал единым домом для всех нас. Мы видим чистую, богатую здоровой флорой и фауной планету, где человек, как высшая форма жизни, ответственно исполняет функцию хозяина. Мы видим, что принцип «сколько взято у природы – столько отдано» лежит в основе деятельности производственных предприятий, а государства объединяются в исполнении функции экорегуляторов.
Слайд 6
Но как сохранить планету?
Слайд 7
Многим кажется, что защита окружающей среды -дело чрезвычайно сложное, связанное с большими материальными и временными затратами, но это не совсем правильно. Конечно, крупные экологические проекты требуют серьезной работы, и заниматься ими возможно только в составе серьёзных организациях социальной направленности. Однако наряду с этими большими делами могут существовать и маленькие поступки, они по силам каждому человеку и не требуют особых стараний, но их свершение также оказывает влияние на общее состояние «здоровья» нашей планеты.
Слайд 8
Есть разнообразные экологические организации. Самые распространенные организации это wwf (всемирный фонд дикой природы)и( GREENPEACE)- гринпиз
Слайд 11
но есть и экологический календарь
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
ЭКОЛОГИЯ Муравина Софья
Слайд 2
Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой
Слайд 3
НАШ ДОМ БЫЛО ТАК А СТАЛО ТАК
Слайд 4
Загазованность портит наше здоровье!!! Этим дышат все!!! Но с этим ничего не сделать!!!
Слайд 5
МЕРЫ СПАСЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1 . Энергосбережение 2 . Запреты на охоту и продажу мехов натурального происхождения 3 . Создание фондов по охране окружающей среды 4 . Благотворительные акции
Слайд 6
Давайте спасём планету
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Что такое экология ?
Клик мышкой
на вопрос
Экология – это наука
о взаимоотношениях живых организмов между собой
и с окружающей средой. -
3 слайд
Работа по учебнику
1.Откройте учебник на стр.29.
2.Прочитайте текст «Сын или покоритель». К чему привело покорение природы? Может ли человек господствовать
над природой? Кем
человек должен
быть для природы? -
4 слайд
Именно это произошло с Землёй по вине человека.
На планете возникли экологические проблемы,
от решения которых зависит судьба всего живого.
Может ли планета заболеть ? -
5 слайд
Работа по учебнику.
1.Откройте учебник на стр.30-31.
2.Прочитайте текст «Проблема загрязнения океана». Что привело к загрязнению океана? -
6 слайд
ПРИЧИНЫ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Нефтепродукты
Пластмассовые
отходы
Сточные воды
с полей и ферм
Бытовые отходы,
содержащие
ядовитые
вещества
Радиоактивные отходы
Проблема первая
Загрязнение водных пространств -
7 слайд
Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети –
тоже серьёзная опасность. В 1972 году в Бразилии
было обнаружено 30 мёртвых китов. Они погибли
от полиэтиленовой плёнки, которая вместе
с водой попала в дыхательные пути.
Пластмассовые отходы -
8 слайд
От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки.
Нефтяные пятна -
9 слайд
Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые
вещества. Эти вещества накапливаются в теле
рыб, птиц и других животных.Бытовые отходы
-
10 слайд
РЕШЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ
Очистительные
сооружения
на предприятиях
«Суда-губки»,
«био-пылесосы»
Ограничение
отлова
рыбы
Химические препараты
для уничтожения
следов нефти
Как защитить океан от загрязнения? -
11 слайд
Работа по учебнику.
1.Откройте учебник на стр.31.
2.Прочитайте текст «Проблема исчезновения тропических лесов». Что привело к данной проблеме ? -
12 слайд
ПРИЧИНЫ
УНИЧТОЖЕНИЯ
Вырубка ради
древесины
Выжигание
ради
увеличения
площадей
для посевов
Выжигание
ради
увеличения
площадей
для посевов
Проблема вторая
Исчезновение тропических лесов -
13 слайд
К чему это приводит?
Нарушаются цепи питания
Уменьшается
количество
кислорода
Разрушается
почва
Гибнут растения
и животные
Изменяется климат -
14 слайд
РЕШЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ
Прекратить
многочисленное
строительство
в лесной зоне
Высаживать
на местах
вырубки
саженцы
Усилить
наказание
за вырубку
лесов
Запретить самовольную вырубку лесов
Как спасти тропические леса ? -
15 слайд
Работа по учебнику.
1.Откройте учебник на стр.31.
2.Прочитайте текст «Проблема мусора». Что привело к данной проблеме ? -
16 слайд
ПРИЧИНЫ
ПОЯВЛЕНИЯ
Деятельность человека
Промышленный
мусор
Бытовой
мусор
Проблема третья
Загрязнение мусором -
17 слайд
Одна из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде!
Загрязнение планеты мусором -
18 слайд
Время разложения бумаги –
2 года, консервной банки – не менее 70 лет,
а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать в земле несколько веков! Осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар.
Помните ! -
19 слайд
РЕШЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ
Сортировка мусора
Переработка мусора
Вторичное
использование
некоторых
предметов
(банки, бутылки)
Как спасти планету от мусора? -
20 слайд
Всемирный фонд
дикой природы
Гринпис
Охрана окружающей среды – задача всего человечества
Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. -
21 слайд
Работа по учебнику
1.Откройте учебник на стр.33.
2.Рассмотрите экологический календарь. -
22 слайд
Экологический календарь
Всемирный день воды
22 марта
Международный день птиц
1 апреля
День Земли
22 апреля
Всемирный день окружающей среды
5 июня
Международный день защиты животных
4 октября
Международный день
биологического разнообразия
29 декабря
Клик мышкой
на даты -
- Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
- Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
- ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
- ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
- Все ГДЗ
Вопросы в тексте параграфа
Вспомни, что изучает наука экология. Что делается на Земле для сохранения природы?
Экология — это наука о взаимодействии живых организмов между собой и с их средой обитания.
Охрана природы — это целый комплекс мер, которые предпринимают различные государства, природозащитные организации и отдельные люди. Для того, чтобы сохранить природу государства и люди:
- создают заповедники, заказники и национальные парки, в которых сохраняются редкие виды животных и растений;
- ограничивают выбросы промышленных предприятий вредных газов и стоков, чтобы не загрязнять окружающую среду;
- заботятся о лесах: сажают новые деревья, вырубают большие деревья, охраняют леса от пожаров, борются с незаконной вырубкой лесов и т.д.
- проводят очистку рек и озёр, совершенствуют очистку сточных вод, борются с загрязнением водных ресурсов;
- совершенствуют двигатели автомобилей и другого транспорта и обновляют транспортные средства, чтобы выбрасывать в атмосферу как можно меньше вредных веществ;
- строят электростанции, работающие на силе ветра, солнечных лучей и воды, чтобы предотвратить вредной воздействие на природу от угля и нефти;
- сортируют мусор по группам:
- бумага;
- пластик;
- стеклянная посуда;
- металлические отходы;
- вредные отходы (батарейки, энергосберегающие лампы, ртутные градусники, медицинские отходы);
- пищевые отходы.
- используют разнообразные методы переработки отходов в полезное сырьё;
- вводят лицензирование (специальное разрешение) на вылов рыбы и охоту на животных;
- используют бережные методы сельскохозяйственной обработки земли;
- проводят субботники по очистке территорий городов, сёл, лесов и водоёмов.
Предлагаем посмотреть видео о том, что мы можем сделать для защиты окружающей среды от канала «Источники Альтернативной энергии«.
Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога. Используй слова: природа, человек, живые организмы, окружающая среда, экологические связи, цепи питания, круговорот веществ, охрана природы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.
Мир с точки зрения эколога
С точки зрения эколога мир — это неразрывно связанные между собой живые организмы и среда, в которой они обитают. Земля для эколога — это живая и неживая природа, в которой все элементы образуют экологические связи и нарушение этих связей может обернуться гибелью нашей планеты и всех живых организмов на ней.
Например, все живые организмы на Земле образуют цепи питания. Волк съедает зайца, а заяц питается сочной корой деревьев и молодыми травами и плодами. Что будет если убрать один из элементов пищевой цепи волк — заяц — кора (травы)? Например, 1 000 лет назад волки очень мешали скотоводству в Англии и их решили истребить. Через несколько лет люди обнаружили, что без волков в округе развелось огромное количество зайцев, которые обглодали все деревья и съели все зелёные насаждения. Пришлось волков оставить в покое, чтобы они контролировали поголовье зайцев.
По мнению экологов, окружающая среда — это единый сложный организм. Так, существует круговорот веществ природе: круговорот воды, круговорот органических элементов (живых организмов), круговорот минеральных веществ, без которых не могут обойтись ни растения, ни животные, ни люди. Ничего не берётся ниоткуда и ничего никуда не исчезает. Всё остаётся в природе и используется снова и снова.
Именно поэтому так важна охрана природы. Причём в первую очередь охранять природу надо от человека. Люди, ведя свою хозяйственную деятельность и улучшая свой быт, нарушают естественные природные связи. Выбросы промышленных предприятий, выхлопы автотранспорта, огромное количество бытового мусора, порча лесов и водоёмов и многие другие проблемы стали заботой экологов, которые пытаются сохранить наш мир для будущих поколений.
Экологические проблемы
1. С помощью текста учебника проанализируйте одну из экологических проблем: в чём причины её возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несёт.
Загрязнение мирового океана
Проблема загрязнения океана — одна из самых серьёзных экологических проблем Земли. Чистота Мирового океана невероятно важна для нас, ведь он занимает три четверти нашей планеты. Он является домом для огромного количества животных и растений, формирует климат на всех континентах, является неотъемлемой частью круговорота воды на Земле, а также источником пищи и сырья для людей и промышленных предприятий.
Если океан так важен и так огромен, то почему он загрязняется? Причин этому несколько. Перечислим только самые распространённые из них.
Во-первых, в мировой океан попадают все нечистоты и вредные вещества, которые люди и предприятия вливают в реки и озёра. Так как каждый ручеёк рано или поздно доносит свои воды до океана, то вместе с ними он доставляет в Мировой океан сточные воды из наших квартир, ферм, заводов и фабрик.
Хорошо если эти воды проходят специальную очистку на очистительных станциях. А если нет? Тогда в океан попадают химические удобрения, грязная вода после стирки белья и мытья посуды, воды из канализации и прочие вредные для природы вещества. Попадание грязной воды в океан ведёт к значительному ухудшению среды обитания морских животных и растений. Они начинают болеть и умирать. Что, в свою очередь, ведёт к снижению популяции более стойких животных.
Во-вторых, в океане нередко происходят разливы нефти или других химикатов, перевозимых танкерами (огромными грузовыми судами). Это очень опасное для океана явление. Например после разлива нефти поверхность океана покрывается тонким слоем этого вещества. Нефть не пропускает ни воду, ни свет. Её невозможно смыть или стряхнуть. Она липкая и вязкая. Животным и растениям становится нечем дышать и они гибнут.
В-третьих, океан нередко используют как самую обычную мусорную свалку. На пустынные острова, а то и просто в воду, выбрасывают самые разные бытовые отходы. Наиболее опасный из них — пластик. Обитатели моря съедают его вместе с другими отходами и получают серьёзнейшие отравления. С учётом того, что мусора в Мировом океане накоплены целые острова, то проблема является действительно очень серьёзной.
Гибель и болезни обитателей моря напрямую влияют и на жизнь людей. В океане становится меньше рыбы и водорослей, что приводит к снижению количества пищи. Изменения в экосистеме океана ведёт к изменению температуры воды и изменению течений. Это сказывается на климатических условиях прибрежных районов. Кроме того, в океане усиливается таяние льдов, уровень океана повышается и это может привести к затоплению многих территорий планеты.
2. Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?
Очистка Мирового океана от загрязнений — задача, над которой бьются лучшие умы человечества. Чаще всего предлагаются механические способы очистки. То есть нефть, мусор или пластик собирают в контейнеры, а затем на суше перерабатывают.
Например, очень интересный способ придумал 18-ти летний голландец Боян Слат. Он создал специальные понтоны Ocean Cleanup, которые плывут по океанским течениям и собирают пластик в огромные фартуки. Затем собранный пластик увозят на буксирах для переработки.
Существует и биологические методы очистки океана. Оказалось, что некоторые морские бактерии с удовольствием питаются нефтью и другими химикатами. Поглощенная ими нефть преобразуется в менее вредные вещества. Минус этого способа — недостаток полезных бактерий. Нефти в океан выливается слишком много, чтобы эти крошки успели их переработать.
Ещё один способ очистки океана основан на законах физики. В нефтяное пятно высыпают очень очень мелкие частички магнитного железняка. Частички этого металла делают настолько мелкими, что они перемешиваются с частицами нефти. Потом включают мощный магнит и железняк вместе с нефтью притягивается к нему. Вода же остаётся чистой.
3. Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.
На мой взгляд, загрязнение океана — это одна из самых серьёзных проблем угрожающих нашей планете. Я знаю, что многие люди пытаются придумать новые эффективные способы очистить Мировой океан и я рад, что такие люди существуют. Но я считаю что и мы, обычные люди, тоже можем внести свой вклад в эту борьбу.
Например, мы можем стараться реже использовать пластиковые вещи, чтобы сократить пластиковый мусор. Мы можем экономить чистую воду, чтобы очистные станции справлялись с переработкой грязных бытовых стоков. Мы можем не мусорить на природе, а наоборот участвовать в субботников по очистке прибрежных территорий рек, озёр и морей.
Если все люди планеты будут заботиться о природе вместе, то наша Земля останется чистой!
Проблема загрязнения океана
Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?
- Чтобы уменьшить количество пластиковых отходов в океане, можно отказаться от изделий из пластика и заменить их изделиями из экологически чистых материалов:
- ходить в магазин с многоразовой сумкой из ткани, а не с пластиковым пакетом;
- покупать молоко в бумажных пакетах, а не в пластиковых бутылках или мешках;
- играть в игрушки из дерева и металлический, а не пластиковый конструктор.
- Чтобы сохранить побережья чистым, надо не оставлять на пляжах мусор и различные предметы.
- Чтобы сохранить рыбные запасы планеты, надо сократить вылов рыбы и покупать продукцию, выращенную на специальных рыбных фермах.
- Чтобы защитить океан от вредных сточных вод, надо использовать экологически чистые моющие средства (соду или лимонный сок) и удобрения в сельском хозяйстве.
- Чтобы не повышался уровень углекислого газа в океане, от которого погибают кораллы и другие морские обитатели, надо высаживать леса, контролировать промышленные выбросы и выхлопы автомобильных газов.
Проблема исчезновения тропических лесов
Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?
- Чтобы предотвратить излишнюю вырубку лесов, надо:
- собирать макулатуру и отправлять её на переработку и производство бумаги;
- использовать электронный документооборот, чтобы снизить количество распечатанных на листах документов;
- читать не только бумажные книги, но и электронные;
- ввести государственные пошлины (денежные сборы) на вывоз древесины, чтобы древесину было невыгодно вывозить за рубеж;
- организовать заповедники, заказники и национальные парки, в которых запрещена вырубка лесов и строительство;
- защищать леса от пожаров.
- Чтобы восстановить утраченные леса, надо:
- высаживать новые деревья;
- организовывать фермы по выращиванию ценных пород деревьев.
Проблема мусора
Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?
В настоящий момент существует несколько способов утилизации отходов:
- сжигание;
- компостирование;
- захоронение;
- складирование на свалках;
- переработка или вторичная обработка.
Рассмотрим их подробнее.
Сжигание мусора — один из самых распространённых способов избавления от мусора. Весь мусор закидывается в специальные печи и на выходе остаётся зола и тепловая энергия.
К плюсам этого метода относится:
- снижение риска загрязнения грунтовых вод;
- получение тепловой энергии, которую можно преобразовать в электричество;
- низкие финансовые затраты — это способ очень дешёвый.
К минусам метода относится:
- загрязнение атмосферы летучей золой и вредными химическими элементами, которые выделяются в процессе сжигания;
- сильный неприятный запах, который образуется в процессе сжигания мусора.
Особенно опасные для природы последствия наступают при сжигании пластика и резины. Именно поэтому сжигание считается неэкологичным методом утилизации отходов. Использовать его можно только для избавления от некоторых типов мусора, например, веток после обрезки деревьев или бумажных отходов.
Компостирование отходов — это закладка отходов в специальные ямы, чтобы в ходе их естественного разложения получилось природное удобрение — компост.
К плюсам метода относится:
- получение удобрения для проведения сельскохозяйственных работ.
К минусам метода относится:
- возможность загрязнения сточных вод;
- необходимость выделения больших площадей земли для создания компостных ям;
- трудоёмкость процесса.
Компостирование возможно использовать только к тем видам мусора, которые способны к естественному разложению: пищевые отходы, бумага, дерево и т.п. Если же в компостную яму попадёт пластик или стекло, то они так и останутся непереработанными. Также нельзя компостировать опасные для окружающей среды вещества — химические элементы, электропроводку и т.д.
Захоронение отходов — также широко применяется в нашей стране. В этом случае мусор укладывается в специальные ёмкости и зарывается на свалках, полигонах и могильниках.
К плюсам метода относится:
- защита окружающей среды от вредного воздействия опасного мусора.
К минусам метода относится:
- необходимость выделения всё новых и новых площадей под полигоны, так как мусор никуда не девается, а навечно остаётся захороненным на полигоне;
- необходимость поддерживать целостность емкостей, так как в случае утечки можно получить экологическую катастрофу и загрязнить огромные участки почвы, водоёмы и атмосферу.
Захоронение отходов — вынужденный метод, который используется при невозможности переработки того или иного вида мусора. Это касается, например, химикатов, ядовитых металлов и ядерных отходов. Этот метод нельзя назвать экологически чистым.
Складирование на свалках — метод, которые применяется в России практически повсеместно. В этом случае огораживается участок земли и на него свозится весь бытовой мусор, без всякой сортировки и переработки. Свалки бывают санкционированными (разрешёнными) и несанкционированными (стихийными).
Плюсов у этого метода нет, за исключением его дешевизны, а вот минусов огромное количество:
- необходимость выделения всё новых и новых площадей под свалки, так как мусор никуда не девается, а навечно остаётся на этом участке земли;
- происходит загрязнение почвы и сточных вод, так как отходы на свалке не упакованы в безопасные хранилища и почва никак не защищена;
- происходит загрязнение атмосферы парами, выделяемыми при гниении содержания свалки;
- окрестности свалки отравляются ужасным запахом гниения отходов;
- свалка становится обиталищем крыс и других насекомых, которые могут стать источником эпидемий.
Из-за опасности свалок во многих странах такой способ хранения отходов запрещён.
Переработка или вторичная обработка мусора — самый лучший с точки зрения экологов способ утилизации отходов. Для этого все отходы сортируются по материалам, из которых они изготовлены, а затем из мусора стараются сделать какую-либо новую полезную продукцию:
- бумагу перерабатывают и используют для изготовления картона и упаковки;
- стеклянные бутылки и банки преобразуют в стекло для изготовления окон;
- металлический лом переплавляют и изготавливают трубы и гвозди;
- старые резиновые автомобильные шины дробят на гранулы и производят из них мягкое покрытие для детских площадок.
Существуют и другие виды переработки различных отходов, но сделать это возможно только в том случае, если научится сортировать мусор и построить заводы по его переработке.
Проверь себя
1. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете?
- Проблема загрязнения океана.
- Проблема исчезновения тропических лесов.
- Проблема мусора.
- Проблема вымирания животных и растений.
- Проблема потепления климата.
2. Как решаются экологические проблемы?
Экологические проблемы могут решаться различными способами. Этим занимаются как международные организации, так и отдельные государства, регионы, города, сообщества и просто неравнодушные люди в разных уголках планеты.
3. Приведи примеры международных экологических организаций и экологических дней.
Международные экологические организации:
- Всемирный фонд дикой природы (WWF)
- Гринпис (Greenpeace)
- Международный Зелёный крест (Green Cross International)
Международные экологические дни:
- 21 марта — Международный день лесов
- 22 марта — Всемирный день водных ресурсов
- 22 апреля — Международный день Матери-Земли
- 22 мая — Международный день биологического разнообразия
- 5 июня — Всемирный день окружающей среды
Задание для домашней работы
Подготовь сообщение об одном из экологических дней (по своему выбору). В течение года отметьте в классе экологические дни. Им можно посвятить классные часы, утренники, на них можно пригласить гостей, чьи профессии связаны с охраной природы.
Международный день биологического разнообразия отмечается каждый год 22 мая. Он был провозглашён четверть века назад, в 1995 году. В этот день люди стараются привлечь внимание общественности к тому, что нашей планете нужны все без исключения виды растений и животных, которые на ней обитают.
Наш класс тоже решил рассказать родителям и другим ученикам нашей школы насколько разнообразна природа Земли. Насколько богат её животный и растительный мир. Для этого мы создали фотогалерею «Удивительные обитатели Земли»/
Фотогалерея «Удивительные обитатели Земли»
Удивительное животное Pyura Chilensis, которое неподвижно лежит на пляже и выглядит совсем как камень, называется Живой камень. На самом деле это действительно живое существо, которое дышит, питается, рождается и размножается. Камнем же оно притворяется ради безопасности. Оказывается мясо животного хорошо на вкус и является деликатесом, например, в Японии.
Невероятная Рыба — капля обитает в глубинах океана у побережья Австралии и Тасмании. Её голова напоминает голову очень грустного человека с огромным носом и ртом. Усиливает сходство Рыбы-капли с человеком и отсутствие чешуи, а также бледно-розовая, хоть и скользкая, кожа.
Такое студенисто-образное тело нужно Рыбе — капле для того, чтобы без усилий оставаться на плаву на глубине более 1 км. Рыба широко открывает свой большой рот и «зависает» на нужной глубине, а мелкие рыбки и беспозвоночные сами заплывают в рот этого грустного хищника.
Внешность Бирманской курносой мартышки — просто мечта любителей пластической хирургии. Пухлые розовые губы, выразительная форма глаз и маленький курносый носик, который и дал название виду — самые желанные качества для многих современных красавиц. Правда дополнены они роскошной шёрсткой с чёрным хохолком на макушке.
Живут эти красотки в Восточных Гималаях на высоте 4 000 метров над уровнем моря. Питаются фруктами, листьями и ростками бамбука. Стая курносых мартышек может насчитывать до 600 особей, которые большую часть времени проводят на деревьях. К сожалению местные жители с удовольствием употребляют в пищу мясо этих удивительных животных, так что сейчас вид находится на грани вымирания.
Этот весёлый зверёк называется выхухоль. Обитают выхухоли только только на территории России в Поволжье, так что это наш исключительно русский зверёк. Это небольшое животное имеет 20 сантиметровый хвост и такой же длины тельце. А вот зубов у него — 44 штуки!
Вообще внешность у выхухоли очень своеобразная: нос хоботом, длинные усы — вибриссы, хвост покрытый чешуйками, между пальцами — плавательные перепонки, а всё тело покрыто густым бархатистым мехом. Выхухоли прекрасно плавают и обладают отменным нюхом и слухом, а вот зрение у них развито слабовато.
Дерево баобаб на первый взгляд похоже на перевёрнутый вверх ногами корнеплод — толстое округлое тело и беспорядочные корявые отростки вверху. На самом деле это огромные деревья, диаметр ствола которых может достигать 8 метров, а высота — 25 метров. Внутри дерева нет годовых колец, но очень много влаги. Баобабы могут накопить до 120 000 литров воды. Это очень полезное качество позволяет им выжить в жаркой африканской саванне. Что касается возраста баобабов, то существуют экземпляры которым более 1 000 лет.
Удивительно, но сгущенное молоко оказывается можно получить не только из коровьего молока, а и из дерева. В Центральной и Южной Америке растёт невероятное дерево — Бросиум полезный. Его древесные соки по вкусу и по цвету напоминают молоко, а точнее — сгущенное молоко. Сейчас существуют целые рощи таких деревьев, так как древесная сгущёнка пользуется большим спросом. Она вкусная, полезная и очень долго хранится.
Если вдруг вы окажетесь в горах Андах на высоте 4 000 метров над уровнем моря и увидите огромную зелёную подушку или целый диван, то знайте — это растение Ярета. Несмотря на то, что выглядит такая подушка как единый организм, она является колонией множества мельчайших растений плотно прижатых друг к другу. Растёт Ярета очень медленно — всего на 2 см в год. Так что для того, чтобы вырос целый диван требуется несколько сотен лет.
Растение Такка легко можно перепутать с крупной летучей мышью. Цветок, диаметр которого достигает 40 см имеет очень причудливую форму: два больших крыла и множество мелких лепестков и шарообразных пестиков. Мелкие лепестки имитируют шорстку летучей мыши, а пестики — глаза. Всё это великолепие дополнено длинными свисающими нитями.
Произрастает Такка в тропических регионах Африки, азии, Австралии и Южной Америки. Кстати, молодые листья и соцветия Такки используют для изготовления знаменитой приправы карри, которая есть практически на каждой кухне.
Наш мир населяют самые удивительные и разнообразные растения и животные. Это сокровища Земли, которые надо сохранять и охранять, ведь если эти удивительные живые существа исчезнут с лица нашей планеты, то Земля, а вместе с ней и мы, станет беднее.
- Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
- Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
- ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
- ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
- Все ГДЗ