Эта история произошла много лет назад. Старье, быльем поросло. Но нет же, волнует; заставляет быстрее бежать по жилам немолодую кровь.
Наталья глубоко вдохнула, набрала по больше воздуха в легкие, чтобы чуток успокоиться. «Нужно привести мысли в порядок. Ненароком дочь заметит. Что я ей скажу, что ее старуху мать посещают сексуальные видения. Она, конечно, девочка, умная, начитанная. Поймет. Скорее всего, поймет. Но зачем заставлять ребенка усомниться в отношениях ее родителей. Вон как Митечка заботлив. Все в дом тащит, не жалеет сил, здоровья для семьи. И не гуляка. Как повезло то. Не то, что у Валюхи с Костиком. Эх, соседи, что ни день то драки. Ходит баба через день с синяком. Срамоту не скроешь. Гуляет ее Костьян. Будь он не ладный. Надысь, вчера меня прямо на кухне, когда я ему чарку подносила, за ляжку ухватил. Не избежать скандала, если бы мой супруг это увидал,- вспомнив совсем не ревнивого Митю, женщина зарделась, словно ей не шестьдесят годочков на прошлой неделе стукнуло. Любила она своего суженного. Но виденья из прошлого настигали ее ночью. Хоть не ложись спать.- Хорошо, что я этого прелюбодея треснула между глаз кулаком. Прямо в харю. Прямо копытки завернул, навернулся со стула. «Знай, не все бабы курвы».- так я ему сказала, этому Косте»
— Мама, ты что делаешь дыхательную гимнастику? Давно пора. Очень помогает сохранить молодость,- неожиданно затрещала под ухом младшая дочь Ксюха.
«Ух, заметила. Только держи себя в руках!, — мысленно приказала себе уважаемая матрона.
Не показывая вида, Наталья начала делать вдох-выдох. Выглядело это очень убедительно.
Настолько, что девчушка призвала на помощь старшую сестру Жанну, чтобы та вплотную занялась здоровьем их мамочки
Вскоре счастливая троица занялась упражнениями под старой грушей в саду.
Покрякивая вышел из сенцев седоволосый мужчина. Увидев прохлаждающихся в разгар летней страды своих женщин, хотел возмутиться: огурцы, помидоры ждут заботливых рук, а они. Но увидев счастливые лица своих дорогих сердцу людей, сразу разомлел.
И вот четверка физкуль-привет понеслась вдоль ограды дачного поселка, по тропинке.
А она вела прямо к синему, очень красивому озеру. Оставим их здесь среди зеленых деревьев. Пусть говорят о своем житейском.
И послушаем лишь сердце Натальи. Ночь. Луна сверкнула желтым оком по занавескам. И тонкими лучами скользнула в спальню.
— Спишь. А раньше не спала. Ты помнишь своего…?- ночная гостья не успела закончить, потому что женщина подскочила в своей постели, словно ее шарахнуло током.
— Ты кто?- заикающимся голосом, переходящий в шепот, спросила она девушку, удивительно похожую на нее в молодости.
— Я -это ты. Для всех я Луна. Я пришла, принесла тебе привет от него.
— Ты о ком?
— О Сашеньке твоем или забыла?
— У меня есть муж. Он заботлив. Он… — и Наталья старательно начала перечислять достоинства своего супруга. И мы венчаны.- Разом выпалила все. А слово Венчаны было веским доказательством того, что ей нет дела до визита ее молодости.
— Все это хорошо. Но тогда ведь цветы пахли иначе и губы Василия были слаще. Ты спи. Ложись. А то разговорами мы разбудим хорошего человека. Мы ведь можем и без слов хорошо понимать друг друга.
— Можем,- глухо выдохнула уставшая за день женщина, инстинктивно ища рядом сухую, морщинистую руку своего мужа.
— Оставь его в покое,- мягко попросила другая, совсем молодая женщина.
— Ты Луна.
— Я твое отражение.
И в мгновенья ока Наталья переместилась в иное измерение.
Огромное солнце было похоже на подсолнух. Рыжее святило не могло напиться. Наверное, много солененького скушало на вечеринке. И теперь готово было осушить все реки и озера, не брезговало соками трав, листьев. Мало ему было. Огромное солнце хотело иссушить всю деревню. Остервенело Рыжее сушило кожу человека хлеставшего несчастного мерина по кличке Орел.
— Тпр- тпр- тпр. Да стой же ты, скотина!- натягивая узды жилистыми могучими руками, приказал коню наездник
Пыль столбом поднималась от телеги, копыт животного. Всадник, наконец-то, остановить коня. Необычно- то как! Прямо ни откуда появилась эта девушка посредине села.
Так гляди, и попадет дуреха под телегу. Отвечай потом за нее.
Разумное животное стало столбом: лишь тревожно фыркало, и косило глазом на незваную собеседницу. И с кем это его хозяин лясы точит?
— Ты, сумасшедшая, зачем под колеса кидаешься? – спросил рыжеволосый с голубыми глазами парень у простоволосой молодки,- кто такая? Что тебе от меня надобно.
его чуть полноватые губы дрожали от волнения, а глаза сверлили пытливым взглядом.
Невольно он залюбовался девушкой. Все было при ней: русые волосы у виска чуть курчавились. Тонкая жилка на белой шее билась через тонкую кожу. На щечках играл румянец, что антоновские яблочки- укуси и сок из них брызгнет.
Хороша то как! И грудки торчком под ситцевым желтым платьицем. Ниже пояса от желания обладать женщиной стало горячо. Сердце птицей заколотилось в грудной клетке. Пропала головушка!
А она, казалось, ничего не понимала, не хотела знать о его желаниях.
— Я от бабушки Веры. Ты у нее всегда бываешь. Что же ты, кабель, семью моего брата Стаса разрушить хочешь. Зачем с Клавкой ходишь в кусты. Не боюсь тебя, что ты выше меня, да сильней, буду с тобой драться.
Ох, непростой вышел у них разговор. Познакомились. Парень был на поселении вольном. И доглядывал за телятами совхозными. Там электропастух. Делов много. Но рядом дома бригадира фермы и Клавки со Стасом. А у них есть уже пару ребятишек, что те цыплятки малые: девочка Ленка и Витек. Погодки. Не разлей вода.
Оказался этот зек смышленым малым: зачем ему надоевшая Клава, когда вон девка- кровь с молоком. И не откладывая дело в ящик, двинулись они на самый конец деревни. Правда, на другой уже день. А перед этим был длинный разговор с бабой Верой у Натальи.
— Саша любит тебя. Хочет жениться. Я ему все о тебе рассказала. Не утаила- вещала мудрая женщина внучке. И не в двух словах, а вышел разговор чуть не до утра.
Все обсудили: что не хорошо жить женщине одной и что ничего, что он младше ее. Обсудили нынешнее положение Натальи, и ее свирепого сожителя, который все соки с нее выпил, довел до ручки пьянками да изменами.- Я не вечная, горько вздохнув, подытожила откровение бабушка.
По сему выходило, что нужно внучку при ее жизни сосватать. Вон уж и пару нашла. Ладный парень Сашка. Это ничего, что оступился. Всякое может с человеком произойти.
А потом были ночные разговоры с Александром. Муж, ее сожитель уже как неделю не является домой. Знать, нашел очередную пассию. Деток нет. Да и ладно. Не останутся без отца. Легче мосты развести будет
Сашка рассказал о себе и о том, что его большая любовь предала. Кристина была многодетной мамой. А ему, Сашке очень нравилось возиться с ее малыми. Очень уж сокрушался об умершем Коленьке. Его он называл своим сыном. Так уж к дитю прикипел. В один из выходных собрались на кладбище. Нашли могилку, маленький холмик. Собрали листики упавших сухих листьев, подсыпали землицы, повесили игрушки. Подумали о судьбе злодейке.
И завертелось у молодых. Оказалось, очень интересно сидеть у реки и просто молчать. Оказалось, что у Саши золотые руки; и он все умеет делать. Нашлись дела и для Натальи.
Вот собрались они подвязать виноград на ее огромной даче. А там уже и зелье повырастало. Не боится оно Солнца.
Только справились с прополкой капусты: он с одной стороны полет, а она с другой. Как разразился ливень. Вы были в тропиках? Это стена дождя.
И тут ее мужчина, а она его уже могла называть своим, хотя еще и близости настоящей не было, снял с себя одежду пошел косить высокую траву.
Наталья, конечно, его утащила в дом. И там они ждали, когда же кончится непогода.
Наступила ночь. И было в нежилом доме темно. И с мебели там была кровать без матраса с железной сеткой.
Но они не заметили этих неудобств. Их тела горячие обтекали острие сетки. И они до самого утра занимались любовью. И лишь шаги соседки звенящей подойником насторожил их. И ни вспомнили, что могут пожаловать нежданные гости.
— Ты не пойдешь пешком. Я буду тебя нести, Наталья. А когда устану, повезу на этой тележке.
Но ведь, люди ходят по улице,- хохотала молодая женщина, радуясь каждой выходке возлюбленного
— А что они нам, когда мы счастливы, и завтра я скажу родителям, что у нас будет свадьба.
Взяв в руки веревку, Саша с силой потащил на себя ее. А она, его любимая, полыхая маком, сидела, полулежала королевой в самодельном возке.
С грохотом они двигались по главной Советской улице. Удивленные прохожие останавливались и восхищенно вертели головами.
— Любовь. Это сила,- сказал беззубый дед Иван и чему-то улыбнулся в куцую бороденку, смахнув с сухонького лица накотившуюся слезу. Бабы идущие по своим делам, остановились. Стараясь все запомнить, чтобы не пропустить какой детали. Будет тема теперь для разговора.
А они свернули в ближайший лесок. Правда, не за грибами.
А еще через неделю падали заявление в ЗАГС. И была у них красивая свадьба.
И ее Саша носил ее на руках, как и обещал. А потом.
— Лучше не надо об этом,- попросила стареющая Наталья свою гостью.
— Ты не хочешь его вспоминать.
— Пусть лучше он живет в моей молодости. А я иногда буду бегать к нему на свидания
— Зачем?- спросила Луна у спящей Натальи
— Чтобы сильней любить свою семью, дорожить ею. Мы учимся на ошибках.
— Ты боишься повторить их.
— Да,- глухо сказала она в ответ.
— А если бы предложили бы тебе начать все сначала. Ты бы осталась бы с кем?
— Я не вернулась бы навсегда к нему. Он предал мои чувства.
— А может быть, твой возлюбленный- Солнце, которое хочет выпить все соки любви на земле?! И не может утолить жажду.
— Похоже, что так. А я создана, чтобы утереть слезу со скорбящих лиц, подать им руку.
И она, наконец, нашла руку посапывающего рядом супруга. Ее лицо в этот миг было потрясающее прекрасным и молодым, как тогда, когда она бежала по росистому полю навстречу рыжеволосому парню. Вскоре они исчезнут из наших глаз среди ромашек. Пусть пока помилуются, отдохнут, ведь впереди у них долгая дорога под названием Жизнь.
Много лет тому назад жил на свете мельник.
И был у мельника осёл — хороший осёл, умный и сильный. Долго работал осёл на мельнице, таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.
Видит хозяин: ослабел осёл, не годится больше для работы, — и выгнал его из дому.
Испугался осёл: «Куда я пойду, куда денусь! Стар я стал и слаб».
А потом подумал: «Пойду-ка я в немецкий город Бремен и стану там уличным музыкантом».
Так и сделал. Пошёл в немецкий город Бремен.
Идёт осёл по дороге и кричит по-ослиному. И вдруг видит: лежит на дороге охотничья собака, язык высунула и тяжело дышит.
— Отчего ты так запыхалась, собака? — спрашивает осёл. — Что с тобой?
— Устала, — говорит собака. — Бежала долго, вот и запыхалась.
— Что ж ты так бежала, собака? — спрашивает осёл.
— Ах, осёл, — говорит собака, — пожалей меня! Жила я у охотника, долго жила, по полям и болотам за дичью бегала. А теперь стара стала, и задумал мой хозяин убить меня. Вот я и убежала от него, а что дальше делать — не знаю.
— Пойдём со мной в город Бремен, — отвечает ей осёл, — сделаемся там уличными музыкантами. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший. Ты будешь петь и в барабан бить, а я буду петь и на гитаре играть.
— Что ж, — говорит собака, — пойдём.
Пошли они вместе.
Осёл идёт — кричит по-ослиному, собака идёт — лает по-собачьи.
Шли они, шли и вдруг видят: сидит на дороге кот — печальный сидит, невесёлый.
— Что ты такой печальный? — спрашивает его осёл.
— Что ты такой невесёлый? — спрашивает собака.
— Ах, — говорит кот, — пожалейте вы меня, осёл и собака! Жил я у своей хозяйки, долго жил — ловил крыс и мышей. А теперь стар стал и зубы у меня притупились. Видит хозяйка, не могу я больше мышей ловить, и задумала меня утопить в речке. Я и убежал из дому. А что дальше делать, как прокормиться — не знаю.
Осёл ему отвечает:
— Пойдём с нами, кот, в город Бремен, станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на скрипке играть, собака — петь и в барабан бить, а я — петь и на гитаре играть.
— Что ж, — говорит кот, — пойдём.
Пошли они вместе.
Осёл идёт — кричит по-ослиному, собака идёт — лает по-собачьи, кот идёт — мяукает по-кошачьи.
Шли они, шли, проходят мимо одного двора и видят — сидит на воротах петух. Сидит и кричит во всё горло: «Ку-ка-ре-ку!»
— Ты что, петушок, кричишь? — спрашивает его осёл.
— Что с тобой случилось? — спрашивает его собака.
— Может, тебя кто обидел? — спрашивает кот.
— Ах, — говорит петух, — пожалейте вы меня, осёл,собака и кот! Завтра к моим хозяевам гости приедут — вот и собираются хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?
Отвечает ему осёл:
— Пойдём, петушок, с нами в город Бремен и станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший,ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака — петь и в барабан бить, а я буду петь и на гитаре играть.
— Что ж, — говорит петух, — пойдём.
Пошли они вместе.
Осёл идёт — кричит по-ослиному, собака идёт — лает по-собачьи, кот идёт — мяукает по-кошачьи,петух идёт — кукарекает.
Шли они, шли, и вот настала ночь. Осёл и собака легли под большим дубом, кот сел на ветку, а петух взлетел на самую верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам.
Смотрел, смотрел и увидел — светится невдалеке огонёк.
— Огонёк светится! — кричит петух. Осёл говорит:
— Надо узнать, что это за огонёк. Может быть, поблизости дом стоит. Собака говорит:
— Может, в этом доме мясо есть. Я бы поела.
Кот говорит:
— Может, в этом доме молоко есть. Я бы попил.
А петух говорит:
— Может, в этом доме пшено есть. Я бы поклевал.
Встали они и пошли на огонёк.
Вышли на поляну, а на поляне дом стоит, и окошко в нём светится.
Осёл подошёл к дому и заглянул в окошко.
— Что ты там видишь, осёл? — спрашивает его петух.
— Вижу я, — отвечает осёл, — сидят за столом разбойники, едят и пьют.
— Ох, как хочется есть! — сказала собака.
— Ох, как хочется пить! — сказал кот.
— Как бы нам разбойников из дома выгнать? — сказал петух.
Думали они, думали и придумали.
Осёл тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел наголову коту.
И тут они все разом закричали:
осёл — по-ослиному,
собака — по-собачьи,
кот — по-кошачьи,
а петух закукарекал.
Закричали они и ввалились через окно в комнату. Испугались разбойники и убежали в лес. А осёл,собака, кот и петух сели вокруг стола и принялись за еду.
Ели-ели, пили-пили — наелись, напились и спать легли.
Осёл растянулся во дворе на сене, собака улеглась перед дверью, кот свернулся клубком на тёплой печи, а петух взлетел на ворота.
Потушили они огонь в доме и заснули.
А разбойники сидят в лесу и смотрят из лесной чащи на свой дом.
Видят — огонь в окошке погас, темно стало. И послали они одного разбойника посмотреть, что в доме делается. Может, зря они так испугались.
Подошёл разбойник к дому, отворил дверь, зашёл на кухню. Глядь, а на печи два огонька горят.
«Наверно, это угли, — подумал разбойник. — Вот я сейчас лучинку разожгу».
Ткнул он в огонёк лучинкой, а это был кошачий глаз. Рассердился кот, вскочил, зафыркал, да как цапнет разбойника лапой, да как зашипит.
Разбойник — в дверь. А тут его собака за ногу схватила.
Разбойник — во двор. А тут его осёл копытом лягнул.
Разбойник — в ворота. А с ворот петух как закричит:
— Кукареку!
Кинулся разбойник со всех ног в лес. Прибежал к своим товарищам и говорит:
— Беда! В нашем доме страшные великаны поселились. Один мне своими длинными пальцами в лицо вцепился, другой мне ножом ногу порезал,третий меня по спине дубиной стукнул, а четвёртый закричал мне вслед: «Держи вора!»
— Ох, — сказали разбойники, — надо нам отсюда поскорее уходить!
И ушли разбойники из этого леса навсегда. А бременские музыканты — осёл, собака, кот и петух — остались жить у них в доме да поживать.
Сочинения ЕГЭ по тексту И.А. Ильин это было несколько лет тому назад. (2)Все, собираясь праздновать Рождество, 9 примеров готовых сочинений с аргументами по данному тексту с реального ЕГЭ прошлых лет по русскому языку для 11 класса.
Проблема текста:
- Проблема одиночества. (Когда человек чувствует себя одиноким?)
- Проблема бескорыстия в любви. (Рассчитывает ли человек, который любит по-настоящему, на взаимность, на ответную любовь, пропорциональную собственной?)
- Проблема счастья. (В чём заключается счастье?)
- Проблема тоски по родине. (Что может утешить человека, который находится вдали от родины?)
Это было несколько лет тому назад сочинение ЕГЭ
Когда человек не чувствует себя одиноким? На этот вопрос предлагает найти ответ И.А. Ильин, автор предложенного для анализа текста.
Проследим, как писатель раскрывает поставленную проблему. Автор обращается к письму матери рассказчика, в котором она замечает, что «человек одинок тогда, когда он никого не любит», а если «жить в других», можно добиться счастья (предложения №17-20). Писатель доказывает читателю, что искренняя любовь к другим людям способна избавить от одиночества. Автор также отмечает, что, прочитав письмо матери, рассказчик понял, что у того, кто любит, «сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах» (предложение №34). Писатель заключает, что такой человек полностью отдается любви и не чувствует себя одиноким. Этими примерами, которые дополняют друг друга, И.А. Ильин помогает читателю понять, что избавляет людей от одиночества.
Позиция автора ясна. Писатель считает, что человек не чувствует себя одиноким, когда он по-настоящему кого-то любит.
Я согласна с точкой зрения автора: действительно, искренняя любовь к другим людям позволяет избежать одиночества. Например, герой произведения В. Гюго «Отверженные», Жан Вальжан, будучи бывшим каторжником, не имел ни семьи, ни места, где бы его приняли. Однако встреча с маленькой Козеттой изменила его жизнь. Жан Вальжан забирает девочку из дома Тенардье, где с ней плохо обращаются, и посвящает ей всё своё существование. Так подлинная любовь избавляет героя от одиночества.
В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что, если человек искренне любит, он никогда не чувствует себя одиноким.
Пример сочинения ЕГЭ №2
Счастье каждый человек понимает по-своему: кто-то видит его в материальных благах, для кого-то счастье — это быть любимым, а некоторые люди видят его в том, чтобы находиться среди людей, не быть одиноким. Так что же такое счастье? Когда человек чувствует себя по-настоящему счастливым? Над этим вопросами и размышляет автор текста А. Ильин.
Для того чтобы раскрыть данную проблему, Ильин рассказывает о письме матери, которое он получил двадцать семь лет назад. В этом письме хорошо видно, в чем заключается истинное счастье для матери. Мама рассказчика полагает, что человек, живущий не только для себя, но и для других людей, ощущает себя полностью счастливым. Она считает, что человек сачтлив тогда, когда он не одинок, когда ему есть для кого жить и есть те, кто в тебе нуждается, нуждается в твоей любви. Мать рассказывает, почему она не чувствует себя одинокой: «Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда никого не любит».
Размышляя над счастьем, мама автора текста задумывается в то же время над тем, что важно любить, а не ждать любовь от других, так как именно «непреднамеренная доброта, твоя бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь». Тогда уже отвеьвная любовь будет восприниматься не как «выстраданное счастье», а как «незаслуженное земное блаженство».
Таким образом, из этих примеров можно выделить следущее: счастлив человек тогда, когда не только ждёт любовь от окружающих, но и дарит свою любовь другим людям.
Сам автор текста считает, что настоящее счастье заключается в том, что бы отдавать свою доброту и любовь окружающим людям безвозмездно, не требуя ничего взамен.
Я согласен с мнением автора: важно не только ожидать любовь в свой адрес от других людей, но и, может быть, в большей степени дарить тёплые чувства окружающим. Ведь любящий человек чувствует нужность другим людям, а значит не ощущает себя одиноким, что и делает человека счастливым.
Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что истинное счастье заключается в стремлении человека бескорыстно дарить заботу и любовь окружающим.
Пример сочинения ЕГЭ №3
Одиночество… Что это такое? Кто-то скажет, что это свобода. Свобода от ненужных тебе людей, от обязательств, от суеты, заполонившей мир. Другие же видят в одиночестве несчастье, ибо устали от нехватки тепла и очень нуждаются в сочувствии и понимании… В тексте И. А. Ильина как раз и затронута проблема одиночества. И, на мой взгляд, она крайне актуальна: как утверждает статистика, сегодня люди либо возводят одиночество в культ, стремясь как можно дольше избежать семейных уз, либо готовы создать семью с кем угодно, не слишком глубоко понимая степень ответственности, которая ложится на их плечи. И, соответственно, не до конца понимая причины своего одиночества.
В начале текста автор, чтобы привлечь внимание читателя, рассказывает о том, как одиноко ему было на улицах незнакомого города, каким чужим и никому не нужным он себя ощущал. Исподволь он подводит нас к мысли, что такое состояние может быть следствием минутной слабости и уныния, когда жалеешь себя и находишь в этом своеобразное утешение.
Ища поддержки и опоры, он вспоминает о письмах матери, и одно из них помогает ему справиться с его душевным состоянием. Что такого было в этом письме? Мудрая и вечная мысль о любви как о спасении от одиночества. Но о любви и жалости не к себе, а к людям: «…человек одинок тогда, когда он никого не любит». Предупреждая возможные возражения, она пытается убедить сына в том, что, любя, нельзя требовать ответных чувств, в противном случае это снова станет любовью лишь к себе.
Помогло ли это письмо автору? Да, в финале этого рассказа он пишет о том, как изменился его внутренний настрой. Вместо обиды на людей, которые казались ему счастливее, чем он, в его сердце теперь – благодарность. Лед растаял, а это уже первый шаг к любви.
Ильин не сомневается в том, что любящий «не чувствует себя одиноким», ибо «в любви человек забывает себя». А что такое одиночество, как не вечное беспокойство о самом себе?
Я полностью разделяю точку зрения автора. Одиночество и любовь, как мне кажется, это своего рода контекстные антонимы: первое подразумевает заботу о себе, второе – о других.
В русской классической литературе немало примеров бескорыстной любви, которая спасает от одиночества и внутренней пустоты. Вспомним, к примеру, роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова после неудавшегося побега с Курагиным чувствует себя отверженной, несчастной и всеми забытой. Ее мучает раскаяние и невозможность исправить ситуацию. И только Пьер Безухов, сказавший, что был бы счастлив стать ее мужем, вернул ей уверенность в себе. Он произнес слова, в которых так нуждалась эта девушка, от которой отвернулись многие из тех, кто прежде уважал в ней чистоту и благородство. И только Пьер понимал, что лишь любовь способна возродить все, что в ней было.
В романе еще одного русского классика, Ф. М. Достоевского, самоотверженная любовь Сони спасает Раскольникова. Не от каторги. От самого себя, запутавшегося в собственных теориях и умозаключениях. От одиночества и самоуничтожения. Она увидела в нем не убийцу, а человека, нуждающегося в сострадании и жалости. Что она, падшая женщина, могла ему предложить, кроме любви, самой светлой и чистой, какая только бывает, кроме нежности и тепла… И именно эта любовь помогает ему обрести веру и смысл жизни.
В наше нелегкое время мы почти разучились любить. По статистике, разводов сейчас больше, чем браков. Может быть, нам стоит задуматься о причинах нашего одиночества и изменить свое представление о любви?
Пример сочинения ЕГЭ №4
Почему человек чувствует себя одиноким? Именно над этим вопросом размышляет И.А.Ильин в предложенном тексте.
Обосновывая свою точку зрения, Ильин с особым трепетом рассказывает о герое, который в преддверии волшебного праздника — Рождества был «покинут и забыт всеми». При этом чувство одиночества настолько поглотило рассказчика, что ему даже пришлось вспомнить о старых письмах матери, которые являлись для него единственным спасением и опорой. Так в одном из них она писала, что «человек одинок тогда, когда он никого не любит». Автор подчеркивает, что любящему «в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет», потому что, посвящая себя людям, он забывает о себе и собственных проблемах.
Тем самым Ильин пытается напомнить нам, что именно отсутствие любви к миру является главным фактором одиночества. Таким образом, позиция И.А.Ильина предельно ясна: «…человек одинок тогда, когда он никого не любит. … в любви человек забывает себя, он живёт в других. А это и есть счастье…».
Я согласна с позицией автора. Действительно, любовь является базовой потребностью любого человека, поэтому ее отсутствие может стать причиной одиночества. Более того, только в ней и в заботе об окружающих человек не чувствует себя никому не нужным, потому что его сердце наполнено добротой и нежностью к людям.
Например, в повести М.Горького «Старуха Изергиль» Ларра был осужден народом за то, что относился с высокомерием к людям и не проявлял любви к окружающим. Тем самым автор стремится показать, что именно отсутствие у героя высоких чувств стало причиной его одиночества.
Вспомним роман Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором Андрей Болконский после смерти жены чувствует душевное потрясение и разочарование в своих идеалах, так как чувство одиночества овладевает им. Однако любовь к Наташе Ростовой открывает для героя возможность радоваться жизни, вдохновляет его и заставляет забыть о прошлом намерении не жениться. По мнению автора, именно умение любить является ключом к счастью.
Таким образом, только в любви, в заботе об окружающих человек не чувствует себя одиноким.
Пример сочинения ЕГЭ №5
Когда человек чувствует себя одиноким? Эту серьезную проблему ставит в своем тексте выдающийся русский философ И. А. Ильин.
Размышляя над этим вопросом, автор знакомит читателя с рассказчиком, который остро ощущает одиночество. И. А. Ильин противопоставляет праздничную атмосферу, царившую на улицах города в преддверии семейного праздника, тяжелому душевному состоянию героя. «Вокруг была только пустота и не было любви», — передает автор воспоминания рассказчика, в которых отражаются его переживания.
И. А. Ильин подчеркивает, что тоска и уныние героя связаны с тем, что в чужой стране он оказался «покинут и забыт всеми», ведь рядом с ним не было «ни семьи, ни друга».
Автор обращает особое внимание на письмо, написанное матерью рассказчика. В нём женщина подчеркивает, что человек ощущает себя одиноким только в том случае, если он не испытывает теплых чувств по отношению к кому-либо. В противном случае, «ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет». «В любви человек забывает себя, он живёт в других. А это и есть счастье», — приводит И. А. Ильин строки из письма матери своему сыну, которые принесли рассказчику утешение и помогли вновь обрести смысл жизни.
Таким образом, приведённые И. А. Ильиным примеры, дополняя друг друга, позволяют читателю сделать вывод о том, когда же человек испытывает одиночество.
Авторская позиция, как мне кажется, выражена в тексте ясно и однозначно. По мнению И. А. Ильина, человек особенно остро ощущает себя одиноким в период семейных праздников. При этом чувство любви к кому-либо способно избавить людей от этого тяжелого душевного состояния.
Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, описанное автором душевное состояние сильнее всего ощущается в праздничные дни, когда многие люди собираются со своими близкими, чтобы провести время вместе. Преодолеть одиночество помогает любовь, ведь она является источником счастья. Это чувство заставляет забыть себя и посвятить своё существование другому человеку. Подтверждением служит повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Любовь к Вере Николаевне наполняет смыслом жизнь чиновника Желткова. Она становится для него неким источником света, в лучах которого мужчина забывает о своем одиночестве.
В заключение я бы хотела подчеркнуть, что любовь обладает животворящей силой, способной избавить человека от тоски и уныния. Именно поэтому она помогает в преодолении одиночества.
Пример сочинения ЕГЭ №6
Что такое одиночество? Именно над этим вопросом рассуждает И.А. Ильин в тексте. В своем очерке автор затрагивает очень важную проблему одиночества.
Проблема одиночества является социальной. Она актуальна и по сей день, так как в мире живут сотни людей, которые чувствуют себя одинокими, даже находясь в обществе.
Так и герой текста в преддверии Рождества, среди толпы людей чувствует себя одиноким, так как он находится в чужой стране, и у него нет ни семьи, ни друзей.
Когда ему стало совсем одиноко, он решает перечитать старые письма. Он открывает письмо матери. В письме она пишет, что никогда не чувствует себя одинокой. Причиной этому служит ее любовь к нему. Также она говорит, что если человек любит кого-то, то ему некогда думать одинок он или нет.
Таким образом, позиция автора заключается в том, что если человек любит кого-то, то он никогда не будет чувствовать одиночество.
Я не согласна с мнением Ильина. Чтобы обосновать свою точку зрения приведу пример из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня Татьяна была влюблена в Евгения с первой встречи, но из-за того, что эта любовь была не взаимна, она была одинока. Этим примером я хотела показать, что, несмотря на то, что Татьяна любила, она все равно чувствовала себя одинокой, что противоречит позиции автора.
В заключение хотелось бы сказать, что, для того чтобы не быть одиноким, недостаточно любить кого-то, надо еще быть любимым и находиться во взаимопонимании друг с другом.
Пример сочинения ЕГЭ №7
В чем заключается счастье? В каких моментов человек чувствует себя счастливым? Иван Александрович Ильин, русский философ, писатель и публицист, поднимает проблему настоящего счастья.
Рассуждая над этой проблемой, автор показывает нам, как чувствует себя несчастный человек. Кроме того, рассказывает о том, как стать счастливым.
Автор представляет нам героя, который прочитал письмо матери.В этом письме он узнал, что «в любви человек забывает себя,он живет в других, а это и есть счастье». Этот пример показывает, что счастье — это проявление любви к другому человеку.
К тому же автор описывает состояние главного героя.Вокруг него «была только пустота и не было любви». С помощью этого героя автор хочет донести мысль о том, как чувствует себя несчастный человек. Хотя позиция Ивана Александровича Ильина не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что счастье заключается не только в материальных ценностях или воспоминаниях, но и в бескорыстной любви к людям.
Я абсолютна согласна с автором и считаю,что счастье — это когда ты любишь. В доказательство моей точки зрения приведу пример из романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Для Маргариты счастьем была жизнь с Мастером в подвале. Не было для нее большей радости, чем сидеть рядом с любимым, шить для него шапочку или перечитывать роман о Понтин Пилате. Она даже пошла на сделку с дьяволом, чтобы быть с Мастером/
Таким образом, чтобы стать счастливым, достаточно лишь полюбить по-настоящему человека и наслаждаться каждой секундой, проведённой вместе.
Пример сочинения ЕГЭ №8
Какого человека можно назвать счастливым? Этот вопрос рассматривает И. А. Ильин, автор предложенного для анализа текста.
Проследим, как писатель раскрывает поставленную проблему. Рассуждая о счастье, И. А. Ильин приводит в пример историю рассказчика, который чувствовал себя никому не нужным, находясь в чужой стране. Во-первых, автор отмечает рассуждения матери героя, писавшей ему о том, что «…человек одинок тогда, когда он никого не любит», поскольку тот, кто испытывает чувства к другим, «… забывает себя, …живёт в других».
Так публицист помогает читателю понять, что способность бескорыстно любить делает людей счастливыми. Во-вторых, И. А. Ильин обращает внимание на то, что герой-рассказчик, перечитавший старое письмо матери, почувствовал, будто «…снова услышал её тёплый голос, который принёс…любовь и утешение». Автор показывает: любовь других помогает почувствовать себя счастливым. Публицист приводит эти примеры, которые дополняют друг друга, чтобы показать, как способность любить и быть любимым преображает жизнь человека.
Позиция автора ясна. И. А. Ильин считает, что счастливым можно назвать человека, который способен искренне любить, не ожидая ничего взамен, и получает взаимные чувства от окружающих.
Я разделяю позицию автора. Действительно, человеку необходимо получать любовь, чтобы чувствовать себя счастливым. Вспомним повесть Л. Н. Толстого «Детство». Для Николеньки Иртеньева ранняя пора жизни была временем, полным радости, поскольку герой был окружён любовью и заботой матери. Так, её нежные чувства к сыну наполнили детство Николеньки счастьем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любовь делает человека счастливым, однако необходимо уметь не только принимать это чувство от других, но и самому уметь бескорыстно любить.
Пример сочинения ЕГЭ №9
Почему человек чувствует себя одиноким? Вероятно, именно этим вопросом задавался автор при создании своего произведения.
Размышляя над проблемой одиночества, рассказчик повествует о Николеньке, который оказался в «чужой стране». Вдали от своей семьи он чувствовал, что «покинут и забыт всеми». И это неудивительно, ведь когда ты далеко от родины, когда все твои родные и близкие не могут быть рядом, ты обречён на одиночество.
Для того чтобы показать насколько трудно было жить за границей, где нет ни единой родной души, автор пишет: «Вокруг была только пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца». Находясь в одиночестве, «в тоске и унынии», ты никогда не будешь счастлив. А без этого тебе не удастся пройти «испытания чёрных дней».
Рассуждая над проблемой, автор подводит читателя к выводу о том, что одинок только тот человек, который не умеет дарить любовь другим людям. И с этим трудно не согласиться. Я тоже считаю, что любой, кто, ни на что не рассчитывая, смог открыть своё сердце миру, тот никогда не будет чувствовать себя одиноким.
К сожалению, и в наши дни многие люди сталкиваются с проблемой одиночества. Парадоксально то, что это происходит в век технологий, когда в любую секунду ты можешь связаться с нужным тебе человеком. Но из-за быстрого темпа жизни люди зачастую чувствуют себя одинокими только потому, что в суете забывают о необходимости дарить свою любовь окружающим.
Таким образом, человек, который искренне любит, не ожидая ничего взамен, никогда не чувствует одиночества.
Текст ЕГЭ И.А. Ильина это было несколько лет тому назад
(1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все, собираясь праздновать Рождество, готовили ёлки и подарки. (З)Витрины магазинов и окна домов сияли праздничными огнями. (4)Повсюду были развешаны гирлянды и большущие цветные шары. (5) Толпа горожан, пёстрая, шумная и весёлая, заполняла улицы.
(6)А я, бесприютный скиталец, был одинок в чужой стране — ни семьи, ни друга, и мне казалось, что я покинут и забыт всеми. (7)Вокруг была только пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца. (8)Как-то раз в тоске и унынии я вдруг вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания чёрных дней. (9)Я впервые за минувший год достал её из чемодана, развязал… (10)Потом развернул первое из писем — это было письмо моей матери, написанное двадцать семь лет тому назад.
(11)«Дорогое дитя моё, Николенька! (12)Ты жалуешься мне на своё одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (13)С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким! (14)Но ты, конечно, знаешь, что я не могу покидать папу, так как он очень страдает и постоянно нуждается в моём уходе. (15)А тебе надо готовиться к экзаменам, чтобы успешно окончить университет. (16)Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночества.
(17)Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (18) А если любит, то ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет. (19)В любви человек забывает себя, он живёт в других. (20)А это и есть счастье.
(21)Я уже слышу твоё возражение, что счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. (22)Но кто действительно любит, тот не рассчитывает и не выпрашивает: а что мне принесёт моя любовь?.. (23)Ждёт ли меня взаимность? (24)Или, может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (25)Человек, который меряет и взвешивает, не любит. (26)Отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. (27)И ты вскоре почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. (28)Почему? (29)Потому, что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь в ответ. (30)И тогда ты воспримешь этот обратный поток не как выстраданное счастье, которого надо было требовать и добиваться, а как незаслуженное земное блаженство».
(31)Я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах. (32)Из дали прошедших лет я снова услышал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение, как «незаслуженное земное блаженство».
(33)И тогда я подумал, что наша любовь — это нить, которой мы привязаны к любимому человеку. (34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким.
(По И.А. Ильину)
Позиция автора:
- Человек чувствует себя одиноким, когда он никого не любит.
- Истинно любящий человек не рассчитывает на взаимность и не пытается «измерить» степень ответной любви.
- Счастье заключается в бескорыстной любви к людям.
- Человека, тоскующего по родине, могут утешить воспоминания о любимых и близких людях.
Смотрите также на нашем сайте:
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс примеры с проблемами
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Поделиться статьей с друзьями!
Приближается День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Праздник, который из года в год служит связующей нитью разных людей и поколений. Мало осталось тех солдат и генералов, которые плечом к плечу защищали свою родину в той страшной войне. Но остались воспоминания, песни, фильмы, стихи.
Мы подготовили для вас стихи о войне для детей трогательные и пронзительные, которые учащиеся начальной школы или ученики старших классов смогут выучить наизусть для конкурса чтецов и поздравления с Днем Победы ветеранов. Или просто прочитать стихи о войне и представить, что чувствовали и как жили люди, прошедшие эту войну.
Пронзительные стихи о войне для детей
День победы
Абдулхак Игебаев
Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.
И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.
Эту песню посвящаем
Нашим папам, нашим дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!
Разговор с внуком
Самуил Маршак
Позвал я внука со двора
К открытому окну:
Во что идет у вас игра?
В подводную войну!
В войну? К чему тебе война?
Послушай, командир:
Война народам не нужна.
Играйте лучше в мир.
Ушел он, выслушав ответ.
Потом пришел опять
И тихо спрашивает: Дед,
А как же в мир играть?
Ловя известья, что с утра
Передавал эфир,
Я думал: перестать пора
Играть с войной, чтоб детвора
Играть училась в мир!
Тот самый длинный день в году
Константин Симонов
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит, ставит обелиски.
Много лет тому назад
Много лет тому назад
Был великий День победы.
День победы помнят деды
Знает каждый из внучат.
Светлый праздник День победы
Отмечает вся страна.
Наши бабушки и деды
Надевают ордена.
Мы про первый День победы
Любим слушать их рассказ
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас.
Красоту, что дарит нам природа…
А. Сурков
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам —
Нашим дедам и отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!
Дедушкин рассказ
Андрей Порошин
Вчера мне рассказывал дедушка Женя:
Отряд партизанский попал в окруженье.
Осталось у них восемнадцать гранат,
Один пистолет и один автомат.
Всё больше в отряде погибших бойцов,
Всё крепче фашисты сжимают кольцо, —
Они за кустами, они за камнями.
И крикнул мой дедушка: «Родина с нами!».
И все побежали навстречу врагу,
И стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв, —
И вот, удалось совершить им прорыв.
Сквозь лес по болоту они уходили:
А деда медалью потом наградили.
Рассказ ветерана
Владимир Степанов
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!
Мальчик из села Поповки
С. Я. Маршак
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
Мальчики
И. Карков
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами…
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести…
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.
Женщинам-воинам
А. Владимиров
Мужчине война непривычна,
А женщине трудней вдвойне.
Но с делом справилась отлично
Святая женщина в войне.
Она связист и санитарка,
Водитель танка, медсестра.
В боях ей часто было жарко,
Зимой дрожала у костра.
Скольких бойцов она спасала,
Тащила прямо из огня.
И, пусть, смертельно уставала,
Без дела не была ни дня!
Фашистов метко поражала,
Как ювелир-специалист.
На самолётах летала.
«Ночная ведьма», — звал фашист.
Спасибо Вам за вашу доблесть,
За беспокойный ратный труд,
Ведь не найдёшь такую область,
Где Ваши тропы зарастут.
Когда на бой смертельный шли вы
Анатолий Воскобойников
Когда на бой смертельный шли вы,
Отчизны верные сыны,
О жизни мирной и счастливой
Мечталось вам среди войны.
Вы от фашизма мир спасли,
Вы заслонили нас сердцами.
Поклон вам низкий до земли,
В долгу мы вечном перед вами.
Вы героически прошли
С боями все четыре года,
Вы победить врага смогли
И заслужить любовь народа.
Спасибо вам, отцы и деды,
Спасибо, братья и сыны
За ваш подарок к Дню Победы,
За главный праздник всей страны!
Салют
Ольга Высотская
Скорей, скорей одеться!
Скорей позвать ребят!
В честь праздника Победы
Орудия палят.
Вокруг все было тихо,
И вдруг — салют! Салют!
Ракеты в небе вспыхнули
И там, и тут!
Над площадью,
Над крышами,
Над праздничной Москвой
Взвиваются все выше
Огней фонтан живой!
На улицу, на улицу
Все радостно бегут,
Кричат «Урра»!
Любуются
На праздничный
Салют!
Летела с фронта похоронка
Степан Кадашников
Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он еще лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!
И проходили мимо танки…
Чужая речь… а он лежал,
И вспоминал сестру и мамку,
Лежал и тихо умирал.
Пробита грудь была навылет,
И кровь стекала в черный снег,
А он, глазами голубыми,
Встречал последний свой рассвет.
Нет, он не плакал, улыбался,
И вспоминал родимый дом,
И пересилив боль поднялся,
И, автомат подняв с трудом,
Он в перекошенные лица
Горячий выплеснул свинец,
Приблизив этим на минуту
Войны, безжалостной, конец.
Летела с фронта похоронка,
Уже стучался почтальон,
Солдат, глаза закрыв в воронке,
На миг опередил её.
Пока мы помним…
В бессмертие шагнул мальчишка,
Шагнул мальчишка в тишину.
Могла жена быть и детишки,
Попал мальчишка на войну.
Он только что закончил школу.
Была у паренька семья.
Мечтал любить и быть любимым,
Но забрала его война.
Бесстрашно он ходил в атаки,
Где кровь пролил – алеют маки.
В конце войны тот паренёк погиб,
И много лет в сырой земле он спит.
В письме последнем написал он маме:
«Наш враг разбит, фашист бежит!
Победа, мамочка за нами!
Теперь мы мирно будем жить!»
Он умирал, закрыв глаза,
Шептали губы: «Мама!»
А по щеке текла слеза –
Жизнь парня покидала…
И похоронку получив,
Войну мать проклинала.
«Тебя я буду ждать, сынок!»
Седая женщина шептала.
В бессмертие шагнул мальчишка,
Шагнул мальчишка в тишину.
Он защитил братишку, маму,
Отчизну защитил свою.
Он подарил нам жизнь с тобою,
И подвиг парня нам того не позабыть.
Он будет жить, пока мы помним,
Пока мы помним, парень будет жить!
Здесь похоронен красноармеец
Михаил Исаковский
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,-
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А родину сберег.
Последняя пуля
Яна Чумакова
Последняя пуля осталась в винтовке.
«Последняя пуля! Последний мой бой.
Мне надо немного, немного побольше.
Я знаю, что скоро засыплюсь землей.
Так что ж перед смертью мне сделать хорошего?» —
На миг промелькнула вдруг мысль в голове.
В то время в лесу, снегами запорошенном,
Уже появился фашист вдалеке.
Последняя пуля осталась — немного.
Последняя пуля — не лучший исход.
По снегу, усталый, замерзший и брошенный,
Солдат не идет, наш солдатик ползет.
Сквозь ночи и дни, сутки все напролет.
А немец уж рядом, развязка близка…
Контуженный, раненый — домой бы пора.
Но к дому дорога последней была,
С последнею пулей душа отошла…
«А где же та пуля?» — вдруг спросите вы,
Та пуля осталась у немца
В груди…
Старый снимок
С. Пивоваров
Фотоснимок на стене –
В доме память о войне.
Димкин дед
На этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…
Здесь всего на десять лет
Старше Димки
Димкин дед.
Что такое День Победы?
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
Пока память жива!
Зинаида Чеботарева
Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава…
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!
Они помнят походы и дальние страны,
И простые, от сердца, народа слова.
Помнят лица друзей, уходивших так рано.
Их слова и улыбки,
Ведь память жива!
Они помнят весну 45-го года…
Закружилась от счастья тогда голова!
Не узнали её те, что гибли в походах,
Но всё помнят друзья их,
Ведь память жива!
Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва…
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива!
Казалось, было холодно цветам
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Короткие стихи о Великой Отечественной войне для детей
День Победы
Т. Белозеров
Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Медали
Ветеран – боец бывалый,
Повидал за жизнь немало.
Он с отвагою в бою
Защищал страну свою!
В День Победы засверкали
На груди его медали.
На груди его — медали!
Мы с сестрой их сосчитали.
Никто не забыт
А. Шамарин
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет,
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Фильм о войне
Я фильм смотрела о войне,
И было очень страшно мне
Рвались снаряды, бой гремел,
И люди погибали.
А рядом дедушка сидел,
И на груди медали.
За то, что вместе со страной
Сломил он силу злую…
Медали глажу я рукой
И дедушку целую.
Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас —
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Войны я не видел, но знаю
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Нужен мир
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Никто не забыт и ничто не забыто
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет,
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Стихи о войне для детей начальной школы для конкурса чтецов — трогательные до слез
Жди меня
Константин Симонов
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Рассказ танкиста
Александр Твардовский
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Детский ботинок
Сергей Михалков
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый».
«Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой…»
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
«Три тысячи двести девятый»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий…
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц – на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
Помните!
Роберт Рождественский
(отрывок из поэмы «Реквием»)
Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,—
помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших
помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!
Хотят ли русские войны
Евгений Евтушенко
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.
Нет войны
С. Михалков
Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!
Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.
Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.
И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.
Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!
Поделиться статьей с друзьями!