Рассказ мушка чаплина тема и главная мысль

Тема Литературное слушание Рассказы про детей. В. Чаплина «Мушка»

Программа

Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1 класс

Цели

Формирование читательской деятельности

Овладение элементарными литературоведческими понятиями

Развитие эмоциональной отзывчивости на литературное произведение и коммуникативных способностей

Обогащение духовного мира

Задачи

Воспринимает на слух произведение о сверстниках и выражает своё отношение к ним;

самостоятельному определяет темы и жанра, составляет план и пересказывает;

ориентируется в понятии «рассказ»;

совершенствует навык плавного чтения;

умеет работать в паре, малых группах.

Учебный материал

Детские книги В. Чаплиной с рассказом «Мушка»

Ход урока

Организационный момент

Настрой на деятельность

— Мы продолжаем знакомиться с новыми книгами и авторами.

Давайте поаплодируем себе, чтобы все получилось, а когда будет трудно,

сможем рассчитывать на помощь друг друга.

Работа с детской книгой

(у учащихся на столах книги В. Чаплиной «Крылатый будильник», «Весёлый зоопарк», «Как лиса в лесу жила»)

  1. Рассматривание и выделение элементов книги:

— На ваших столах лежат книги, рассмотрите их. По каким элементам можно узнать о книге?

— По обложке

— По содержанию

— По титульному листу

— По рисункам

— Объединитесь в группы с одинаковыми книгами и составьте рассказ о том, что вы смогли

узнать о ней

  1. Групповая работа (составление рассказа о книге по алгоритму:

автор

заглавие

жанр

тема)

(слабые ученики работают с учителем)

  1. Презентация работы в группе

1 группа – Мы узнали, что автор Чаплина, книга называется «Как лиса в лесу жила»

— Как это узнали?

— Прочитали на обложке

— Что находится в книге?

— Рассказ, потому что это написано на титульном листе. Это рассказ о

лисе и других животных, потому что нарисованы везде звери

2 группа — У нас книга Чаплиной «Крылатый будильник» с рассказами о детях, о

животных

— Как это узнали?

— По обложке, титульному листу и содержанию, в содержании есть заголовки

и про животных, и про людей

3 группа — Мы рассматривали книгу Чаплиной «Весёлый зоопарк», решили, что это

сборник рассказов о животных, потому что в содержании много названий,

а на титульном листе написано «рассказы». Рассказы весёлые.

4 группа — У нас тоже книга Чаплиной, но с другим заглавием «Крылатый будильник»,

Это женщина, потому что фамилия Чаплина и на титульном листе

есть её фотография. Это сборник рассказов, потому что их много,

и они разные, потому что на иллюстрациях животные, дети, взрослые

Новое знание: нахождение информации об имени и отчестве автора

— Не совсем уважительно называть автора и любого человека по фамилии.

— Её зовут Валентина, потому что на обложке заглавная В.

— Нет, это Елена, … а может и Валентина. Непонятно.

— Нам снова поможет сама книга: на последней обложке или после содержания

найдите нужную нам информацию.

(ученики работают с обложкой)

— О, её зовут Вера и Васильевна.

— Да, и не Валентина, а Вера Васильевна. Теперь будем знать.

-Узнать имя, отчество автора можно в конце книги.

У нас сегодня в гостях книги Веры Васильевны Чаплиной

(на доску прикрепляется табличка Чаплина

Вера

Васильевна)

  • Выделение общего и различного в книгах.

Книги разные, но что общего можно о них сказать, чем отличаются?

— Общее: один автор, пишет рассказы

— Разное: они о детях, о животных, о людях

  1. Самооценка работы в группе (цветные кружки на листе самооценки

Красный – быстро, самостоятельно, верно

Зелёный — требовалась помощь

Синий – быстро, но неверно)

Первичное слушание В. Чаплина «Мушка»

Мотивация первичного слушания:

— Хотите послушать, какие произведения у Веры Васильевны Чаплиной?

— Слушайте и представляйте то, о чём я буду читать.

Беседа

оценка восприятия

— Очень интересно! Интересно! Понравилось!

— Что понравилось?

— Как Мушка защищала девочку. Она её не бросила.

-Понравилась девочка, потому что добрая и имя хорошее – Люда.

выявление героев

– Кто главные герои произведения?

— Мушка. И Люда, ведь она нашла Мушку. И собака, она чуть не

загрызла девочку.

— Нет, нет собака не герой, она случайно прибежала. Тут герои

только Мушка и Люда, с ними всё происходило.

яркие моменты

— Страшно было, когда чуть не искусала собака Люду

— Жалко было Мушку, когда она была больная и грязная

— Очень смешно, что про Мушку сказали, что она как заяц

— Мне понравилось, что Мушка не боялась защищать Люду, когда все убежали

характеристика героев в начале, в конце произведения

— Вы запомнили разные моменты, герои тоже были разными на протяжении истории.

Какой вы представили себе Мушку вначале? О чем может рассказать её кличка?

— Она маленькая, как муха, мушка

— была жалкая

— черненькая

— хромала

— и всего боялась

— Из чего можно сделать вывод, что трусливая?

— Поджимала хвост, пряталась,

— Все говорили, что как заяц,

— Только с Людой гуляла,

— Какой видим Люду?

— Люда добрая, жалеет животных, она лечила Мушку,

гуляет с ней, любит собак

-Какой видим Люду в случае с собакой?

— Люда побежала, как все, но зацепилась и упала. Ей было страшно.

— Она очень испугалась. Её чуть не разорвала собака.

А что скажете о Мушке?

— Она бросилась защищать Люду

— Мушка не испугалась

— Мушка не струсила, она стала храброй

основная мысль произведения (о дружбе людей и животных, преданности и любви)

Чему можно удивиться в этой истории?

— Тому, что Мушка стала смелая, она не испугалась злой собаки

— Нет, она испугалась, но все равно лаяла на собаку

— Она стала смелая

— Нет, она боялась и лаяла, она только в душе стала смелая, ведь Мушка

дрожала то страха

— Мушка больше не трусила

— Что помогло Мушке побороть свой страх в момент опасности? Можно ли назвать Люду и Мушку настоящими друзьями?

— Это друзья, потому что защищали друг друга

— Они любили друг друга и помогали, как друзья

Любовь и дружба делают чудеса: труса превратят в храбреца, а слабый станет сильным

Физпауза Изображение Мушки в разные моменты рассказа

Попробуйте показать Мушку, какой её нашла Люда (дети объясняют свои позы)

— маленькая, хромая, всего боялась, хвост поджимала

— надо сжаться, лучше присесть, согнуть руку,

— руку завести назад, как хвостик, и спрятать

— опустить ушки – руки, и не улыбаться, сделать жалостливые глаза

Во время схватки с собакой

— расставить лапы – руки широко, вытянуть шею вперёд,

рот широко открыть, как будто лаешь

В конце истории

— голову вверх, шагать смело, уверенно, важно

заголовок произведения

Какой заголовок мог быть у произведения?

— Люда и Мушка

— Друзья

— Мушка и Люда

— Помощь Мушки

— автор назвала произведение «Мушка»

Моделирование обложки

  1. Самооценка восприятия нового произведения (цветом)

Выполните обложку для этого произведения. Что уже есть на обложке,

а чего не хватает?

(На обложках указана фамилия автора)

— нужно дописать имя и заголовок

— надо обозначить жанр и о чём это произведение

  1. Самостоятельная работа с условными знаками по алгоритму

    Взаимопроверка по готовому образцу и обоснование выбора

(с разными вариантами обложек выходят к доске ученики)

Как записали автора? — Вера Чаплина

Как обозначили заголовок? — Мушка

Как обозначили жанр? Почему? — Прямоугольником. Это рассказ, потому что так бывает на

самом деле, нет волшебства, животные не разговаривают

Как обозначили тему? Почему? — Я — жёлтым цветом, потому что о девочке Люде

— А я – коричневым, потому что о собаке, а собака – это

Животное

— А я – и жёлтым и коричневым, потому что про Люду и собачку

— Как всё же точнее обозначить темы рассказа?

Новое знание: обозначение двух тем в произведении: о животных и о детях

— Кто закрасил двумя цветами, вы догадались, что произведения

бывают сложные, с несколькими темами; а остальные разделите вертикальной

чертой прямоугольник на две части и пометьте буквой название цвета, которого не хватает.

  1. Взаимооценка моделирования (цветом)

Повторное чтение, деление на части и составление схематичного плана

  1. Деление на части, мотивация к повторному чтению и восстановление последовательности частей

-Какие части в этом рассказе можно выделить?

— как Мушка защищала Люду

— как Люда дружила с Мушкой

— как Мушка была грязной и больной

— как Мушка стала смелой

— как Мушка боялась всех

— Сравните предположения с тем, как я разделила на части и назвала их. Согласны?

Люда и Мушка

Во дворе

Мушка и собака

Мушка

— Похоже на наши части, только всё перепутано, надо поставить

части по порядку

— Расположите части по порядку.

— Трудно, прочитайте нам ещё раз

Повторное чтение

— Те, кто справился с заданием, во время чтения проверят свой вариант, а остальным слушание поможет выполнить задание.

Проверка выполнения задания

— Помогите мне распределить части (ученики предлагают свои варианты плана):

Люда и Мушка Мушка

Во дворе Во дворе

Мушка и собака Мушка и собака

Мушка Люда и Мушка

— Объясните своё мнение

— Я считаю, что первая часть должна называться «Мушка», потому что

рассказывается о том, какой была Мушка.

— Ты не прав, в первой части и о Люде рассказано, как она помогла Мушке,

поэтому и название должно быть «Люда и Мушка»

— Я все равно не согласен, потому что о дружбе Люды и Мушки говориться

и в конце рассказа

— Давайте проверим по тексту (учитель зачитывает спорные части).

— Вот видишь, в конце только про Мушку сказано, значит и называться

последняя часть должна только Мушка.

— Я считаю, что вторая часть названа неправильно, т.к. рассказывается

о том, как Мушка боялась и во дворе, и в доме. Я бы назвал «трусиха».

— Спасибо, Никита, ты подобрал интересный заголовок

— Так нельзя назвать, потому что трусихой можно назвать и Люду,

когда она испугалась собаку. Это будет непонятно, все запутается.

-Лучше оставить «Во дворе»

Самооценка умения делить на части текст

7. Обучение пересказу

Пересказ по частям (индивидуальная помощь)

— Что можно добавить?

— Как сказать лучше

— Как лучше начать? … и т.д.

Физпауза для глаз

Упражнение в чтении

  1. Чтение отрывков (дифференцированно) и определение части с обоснованием.

— Мы работали вместе, помогали друг другу, а теперь проверьте себя, сможете ли самостоятельно определить, из какой части этот отрывок, а для этого надо научиться и правильно читать его.

  1. Проверка выполнения задания:

Чтение по два предложения слабыми учениками (из разных частей), остальные доказывают принадлежность к части и прочитывают целиком соответствующий отрывок по цепочке.

Самооценка ориентирования в тексте

Подведение итогов

С чем новым познакомились? (с новым автором и произведением, находить информацию об авторе, делить на части, т.д.)

Самооценка работы на уроке: Что нового? Что трудно? Что легко? Что интересного?

Домашнее задание

прочитать другие произведения В. Чаплиной

расположить (приклеить) в обложке заголовки частей по порядку и научиться рассказывать произведение по плану родителям

Учебные задачи:

  1. Учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам;
  2. Закрепить понятие “рассказ”.
  3. Учить выделять особенности рассказа;
  4. Учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения)
  5. Учит составлять план и пересказывать (подробно).

Учебные умения:

  1. Высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
  2. Самостоятельно определять тему и жанр.
  3. Пересказывать подробно отрывок или весь рассказ.

Учебный материал: рассказ В. Чаплиной «Мушка». Рассказ разделенный на части у каждого ребенка на столе.

Ход урока

Сегодня у нас важный и интересный урок. Без вас я не обойдусь. Вы должны быть внимательными, активными, помогать мне на уроке. Я прочитаю вам одну историю.

I. Чтение учителем рассказа В. Чаплиной «Мушка» (третью и четвёртую часть не читая).

Учитель. — Закончилась ли эта история?

Дети. Нет.

Учитель. — А какой может быть конец?

Дети. Большая собака укусила девочку. Люда встала и убежала от собаки. Наверное ей кто-нибудь помог.

Учитель. — Давайте узнаем ответ автора. Прочитайте продолжение рассказа самостоятельно.

Учитель. -Благополучно ли закончилась эта история?

Дети. Эта история закончилась благополучно. Девочку спасла её собачка.

Учитель. -Какой конец у этого рассказа?

Дети. Конец у этого рассказа хороший. Большую собаку увёл хозяин. Все полюбили Мушку.

Учитель. -Вы внимательно читали рассказ?

Дети. Да.

Учитель. -Какое мнение сложилось у вас о Мушке?

Дети. В начале рассказа собачка пугливая, трусливая. Всего боится. Все над ней смеялись. Называли её трусишкой. В конце рассказа её уже не называли трусишкой. Ведь она спасла свою хозяйку. Защитила её от огромной страшной собаки.

Учитель. -История понравилась?

Дети. Очень понравилась.

Учитель. -А кто написал эту историю?

Дети. Вера Чаплина.

Учитель. -О ком эта история?

Дети. – О Мушке. О девочке Люде и Мушке.

Учитель. — Кто помнит, как звали девочку?

Дети. Девочку звали Люда.

II. Работа в тетрадях.

Учитель. Откройте тетрадь №1.

-Как звали девочку?

Дети. Девочку звали Люда.

Учитель. -Как звали собачку?

Дети. Собачку звали Мушка. (на доску выставляются заменители персонажей)

Учитель. -Были ли другие персонажи в этом произведении?

Ответы детей. Да были другие персонажи. Большая собака. Ребята. Хозяин огромной собаки.

Учитель. -Кто из героев понравился?

Дети. Собака.

Учитель.-Как её звали?

Дети. Её звали Мушка.

Учитель.-Чем она тебе понравилась?

Дети. Она защищала девочку.

Мушка была очень маленькая , но старалась защитить от большой собаки Люду. Она загородила собой свою хозяйку от злой собаки.

Учитель. -А кому понравилась девочка?

-Почему она понравилась тебе?

Дети. Девочка принесла больную собачку к себе домой. Не испугалась, что её будет ругать мама. Ведь Мушка была грязная, худая. Люда ухаживала за ней. Гуляла с ней во дворе. Над собачкой все смеялись, но Люда её всё равно любила.

Учитель. -Что можно сказать о большой собаке?

Дети. Она была страшной, огромной. Злая собака хотела укусить девочку. Она растерялась, когда увидела, как маленькая собачка защищает свою хозяйку.

Учитель. -Что можно сказать о хозяине собаки?

Дети. Он выпустил собаку без намордника. Его огромная собака бегала во дворе одна. Он оттащил собаку от девочки.

Учитель. -Так кто же виноват, что большая собака напала на девочку?

Дети. Виноват её хозяин.

Учитель. — Что можно посоветовать хозяину собаки?

Дети. Выпускать гулять такую собаку нужно в наморднике и на поводке. Нельзя её выпускать одну во двор, где гуляет много детей. Нужно соблюдать правила безопасности во время прогулки с большими собаками.

Учитель. — Что можно сказать о ребятах?

Дети. Ребята были злыми. Они надсмехались над Людой. Они смеялись над маленькой Мушкой. Ребята сами оказались трусливее Мушки. Испугались большой собаки и не помогли Люде.

III. Моделирование обложки. (Для этой работы у каждого ребёнка имеется блокнот)

Учитель. — Можем ли мы с вами смоделировать обложку этого произведения?

Дети. Мы можем смоделировать обложку.

Учитель. — Выполняйте самостоятельно.

Самостоятельная работа учащихся. Проверка выполнения работы.

Учитель. — Положите модели обложек перед собой. Найдите фамилию автора. Прочитайте.

Дети. Вера Чаплина

Учитель. — Найдите название произведения. Прочитайте.

Дети. «Мушка».

Учитель. — Какой жанр этого произведения?

Дети. Это рассказ.

Учитель. — Докажите, что это рассказ.

Дети. История правдивая. События происходят очень быстро.

Дети. Рассказ Веры Чаплиной «Мушка».

Учитель. — Какова тема этого рассказа?

Дети. О дружбе девочки с собачкой.

IV. Составление рассказа по частям.

На столах у детей рассказ, разделённый на части. Каждая часть имеет отличительный знак в виде разноцветной полоски.

Учитель. — Разложите части рассказа в правильной последовательности. Какого цвета первая часть?

Дети. Оранжевого.

Учитель. — Какого цвета вторая часть?

Дети. Синего.

Учитель. — Какого цвета третья часть?

Дети. Зелёного.

Учитель. — Какого цвета четвёртая часть?

Дети. Жёлтого.

Дети читают первую и вторую части рассказа. Третью часть читает учитель. Четвертую часть читает ученик.

V. Работа в тетрадях.

Откройте тетрадь № 1 на странице …..

Выполняем задание № 3.

Прочитайте отрывок и подготовьте рассказ: «Какой была собачка».

Ответы детей.

VI. Физкультминутка.

VII. Деление рассказа на части и составление схематического плана. Пересказ рассказа.

Учитель. -Какие слова вы подчеркнули? Прочитайте. -Вам понравился рассказ?

Дети. Очень понравился.

Учитель. -Вы хотели бы его рассказать кому-нибудь? (на доске расставлены части рассказа в неправильной последовательности).

Дети. Да. Хотим рассказать.

Учитель.— С чего начнёте рассказ? — Расставьте части рассказа в правильной последовательности.

Пересказ рассказа по частям.

Учитель. -Как ребята стали относиться к Мушке после этого случая?

Дети. Ребята больше не называли Мушку трусишкой. Они стали её уважать. Ведь она спасла свою хозяйку.

Учитель. — Что теперь можно сказать о ребятах?

Дети. Ребята поняли, что напрасно обижали Мушку и смеялись над Людой. Они не такие уж плохие.

VIII. Работа с книгами.

Учитель. — Вы придёте в библиотеку. Как будете искать эту книгу?

Дети. По обложке, по фамилии автора, по иллюстрации.

Учитель.— У меня минибиблиотека. Посмотрите, есть ли здесь эта книга?

Ответы детей. (на стенде книги В. Чаплиной «Мушка» нет, но если дети будут отвечать положительно, они должны прочитать на обложке фамилию автора и название книги.)

IX. Домашнее задание.

Учитель. -У кого дома есть собака? Принесите фото своей собаки.

Обратимся к пословице: “учимся уму – разуму”

Учитель. -Что-то умного вам урок литературного чтения дал?

Дети. Люда подобрала больную Мушку и вылечила её, а Мушка отблагодарила Люду – спасла от злой собаки. Надо помнить, что нужно помогать братьям нашим меньшим. Ведь животные часто оказываются в беде. Выводить гулять больших собак нужно в наморднике.

В. Чаплина «Мушка».

1 часть. Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.

Мне очень не хотелось заводить дома собаку. Придёшь с работы усталая, а тут ещё то комнату убери, то обед приготовь.

2 часть. Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой.

— Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.

Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.

3 часть. Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький, чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступила перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.

В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.

4 часть. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому, что она, хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.

Приложение.

Урок литературного чтения во 2 «А» классе

В. Чаплина «Мушка».

Цели: 1. Познакомить учащихся с рассказом В. Чаплиной. 2. Развивать грамотную, связную речь учащихся. 3. Воспитывать ответственное отношение к домашним животным.

Орг. момент. (дежурные)

УРОК НАЧИНАЕТСЯ С ПЯТИМИНУТКИ ЧТЕНИЯ.

  1. Проверка домашнего задания. Проводится конкурс рисунков.

Ребята! К сегодняшнему уроку я просила вас принести рисунки на тему «Мой домашний питомец». Посмотрите, какие яркие и красочные они получились.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Мы будем читать книги о животных.

2. Подготовка к восприятию. Выполняются упражнения, находящиеся в рамке перед текстом.

— Произведение, которое вы будете сейчас читать, написала Вера Васильевна Чаплина. Она долгие годы работала в московском зоопарке — сначала простой служительницей по уходу за животными, позже стала заведовать отделом молодняка. Вера Васильевна очень любила животных, проводила большую исследовательскую работу, написала много занимательных книг о животных, живущих в неволе и на свободе, а также об отношениях людей и животных.

Давайте посмотрим какие книги написала В. Чаплина (презентация).

У Веры Васильевны всю жизнь воспитывались разные животные. У неё до последних дней жила её любимица красавица Рада – собака породы колли. (Показать фотографию).

— Ребята, у кого из вас есть собака?

-Трудно ли ухаживать за ней?

-А кто из вас хотел бы завести собаку, несмотря на все трудности, связанные с уходом?

-А за что вы любите этих животных? Какие они, собаки?

-Сегодня мы прочитаем произведение В. Чаплиной «Мушка».

Предположите, пожалуйста, о чём оно. Что подсказывают иллюстрации?

  1. Прежде, чем мы прочитаем этот текст, проведем речевую разминку – с. 109 (учебник).

3.Знакомство с текстом. Второклассники читают произведение вслух — абзацами по вызову учителя.

1. Абрамова Олеся

2. Мигунова Полина

3. Юнеева Маша

4. Норина Анна

5. Бушуева Вика

6. Ирискина Полина

7. Семенова Настя

8. Финакова Соня

9. Аштаева Маша

10. Ефремова Лиза

11. Демкина Анна

12. Матюгина Соня

  1. Обсуждение прочитанного проводится по двум первым вопросам учебника.

  1. — Это произведение – рассказ или сказка? Почему?(Это рассказ, т.к. события, описанные в нём, могли происходить на самом деле.)

  2. – От чьего лица ведется повествование? (От лица мамы девочки Люды.)

  3. Найдите и прочитайте ответ на вопрос: «Почему мама была против щенка?» («Мне очень не хотелось заводить в доме собаку. Придешь с работы усталая, а тут надо то комнату убрать, то обед приготовить — где же здесь еще держать собаку!»)

  4. -Кто главный персонаж этого рассказа? Почему?

(Собачка Мушка. О ней идёт речь на протяжении всего рассказа, все события, описанные в произведении, происходят с Мушкой.)

  1. Как выглядела Мушка, когда Люда принесла ее домой? (презентация)

(Маленькая, черная, грязная, худая, хромавшая на переднюю лапку.)

К сожалению не всем животным повезло так, как Мушке. Есть люди, которые заводят животных, а потом бросают их. Мне бы хотелось, чтобы вы знали и всегда помнили слова известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ» Давайте посмотрим какие чувства испытывают брошенные животные. (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВИДЕОКЛИП)

-Как изменялся вид собачки после того, как Люда приютила ее? Прочитайте нужные отрывки из рассказа. – с.111

— Почему она так изменилась?

(Люда с любовью ухаживала за ней. (с.110)

— Какие команды научилась выполнять Мушка? (Мушка научилась служить и танцевать. Она охраняла Людины варежки.)

Когда животных любят, ухаживают за ними, тогда у них как и у людей – будет хорошее настроение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

— Найдите и прочитайте ответ на вопрос: «Почему все во дворе и в квартире считали Мушку пугливой?» С. 112 («Случалось, выйдет Люда с ней во двор погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-либо из ребят в ладоши или крикнет, а Мушка уже хвост подожмет, отбежит в сторону и смотрит, куда бы ей спрятаться»).

— После какого случая Мушку перестали называть трусишкой? (Однажды на Люду напала собака. Мушка защитила свою хозяйку.)

-Как это было? Докажите чтением нужного отрывка.

-Как повела себя большая серая собака?

(-Она растерялась, остановилась и с удивлением смотрела на Мушку.)

-Боялась ли Мушка большой собаки? Докажите, прочитав соответствующие строки.

-Чем рисковала Мушка ради девочки?

(-Собачка рисковала своей жизнью.)

-Чего боялась Мушка?

(-Мушка была маленькая и понимала, что силы не равны. Она боялась, что огромная собака её разорвет.)

-Какая же сила помогла Мушке преодолеть не только природную робость и осторожность, но даже страх смерти?

(-Беззаветная любовь к хозяйке.)

РАБОТА В ТПО ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. С.21 – Пронумеруй картинки по порядку, чтобы было видно, как изменялась Мушка.

Запись в дневники домашнее задание – с.109-114 (выразительное чтение рассказа)

Итог урока.

— С каким произведением познакомились?

— Кто автор?

-Чему учит нас рассказ В.Чаплиной «Мушка»?

(Дети. Люда подобрала больную Мушку и вылечила её, а Мушка отблагодарила Люду – спасла от злой собаки. Надо помнить, что нужно помогать братьям нашим меньшим. Ведь животные часто оказываются в беде. Выводить гулять больших собак нужно в наморднике.)

-Настоящей жертвенной любви, преданности и верности (на примере Мушки). Любви к животным и милосердию (на примере девочки Люды).

— Какая главная мысль рассказа? Надо помнить, что нужно помогать братьям нашим меньшим. Ведь животные часто оказываются в беде.

-Если ты любишь по-настоящему — пожертвуешь всем ради предмета своей любви, даже жизнью.

« Заведите щенка и вы приобретёте самую преданную любовь на свете»

Редьярд Киплинг

— Оцените свою работу на уроке.

— Наш урок заканчивается стихотворением С.Михалкова «О тех, кто лает».

О тех, кто лает

На свете множество собак

И на цепи и просто так…

Известны вам собачьи свойства:

И ум, и чуткость, и геройство,

Любовь, и верность, и коварство,

И отвратительное барство,

И с полуслова послушанье,

И это все от воспитанья!

Ленива сытая хозяйка

И такса Кнопочка – лентяйка!

Бесстрашен пограничник-воин,

И пес Руслан его достоин!

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в нее бросает.

Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

А верный пес – хороший друг,

Зависит от хороших рук!

  1. Усвоение знаний

Прежде чем познакомиться с ее произведением, давайте познакомимся с автором. А расскажет нам о ней  ученик.

Вера Васильевна Чаплина

1906 – 1994

Ученый – зоолог и талантливый детский писатель. Всю жизнь проработала в московском зоопарке, где содержат, тигрят, львят, медвежат, волчат и других звериных детенышей. Лучшие ее рассказы представлены в книге «Питомцы зоопарка». В этой книге она рассказывает о зверятах, которых она вскармливала, воспитывала.  В своих книгах автор показывает, как люди помогают животным и какой любовью платят им за это звери.

Произведение В. Чаплиной называется «Мушка».

— Что за животное такое ,мушка?

— А кто это есть на самом деле, мы с вами сейчас узнаем.

1. Комбинированное чтение (учитель, ученик) до последней части текста.

— Так кто же такая Мушка?

— Правы ли вы были в своих предположениях? Кто?

Физминутка

2. Анализ с элементами выборочного чтения.

— К какому жанру относится это произведение?

— Рассказ.

— От чьего имени идет повествование в рассказе?

— От имени автора.

— Какое чувство у вас возникло  после прочтения  этой части  произведения?

Словарь чувств

радость

удивление

испуг

беспокойство

интерес

счастье

легкость

восхищение

грусть

бодрость

волнение

ликование

— Почему?

— Прочитайте, как выглядела собачка при первой встрече  с девочкой?

— Как она вела себя, когда попала в дом?

— Она поджала…..

— А почему ей было страшно?

(Она не знала этих людей, видно на ее жизненном пути встречались не очень хорошие люди, раз у нее болела лапка, значит ее кто – то подбил…..)

— Почему люди взяли собачку?

— Им было жалко ее.

— Как вы думаете, почему?

— Прочитайте, как ухаживала Люда за Мушкой?

 -Как благодарила Мушка свою хозяйку за чуткое отношение к ней?

(Любила ее больше всех, даже не хотела спать…)

 — Почему Мушка так быстро поправилась?

         3. Характеристика главных героев.

Игра «Подбери слово»

Люда                                                               Мушка

добрая                   храбрая                           благодарная

заботливая            жестокая                         пугливая

чуткая                   трудолюбивая                 забавная

                                                                        ласковая

(слова разбросаны на доске)

— Выберите слова, которые характеризуют Люду.

— Дайте характеристику Мушке.

      4. Чтение до конца учеником.

— Какое качество характера проявила Мушка в этой ситуации?

— Храбрость.

— Ведь она была трусливая, какие чувства она испытывала в это время, как вы думаете?

— Страх, ведь собака была больше ее.

— Но почему же, она  бросилась на помощь девочке?

— Прочитайте, как автор описывает эту сцену.

— Так можем ли мы назвать Мушку храброй?

— Нет.

— Как вы думаете, почему Чаплина назвала этот рассказ «Мушка»? Как автор  относится к главному герою?

— В какой пословице заключена главная мысль рассказа?

Друзья познаются в беде.

К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

Дружба как стекло, разобьешь — не сложишь.

— Над чем заставила задуматься вас история?

  1. Творческая работа.

Работа по группам

Давайте с вами создадим диафильм. А кто видел  диафильм?

Сменяется один кадр другим. Делимся на 8 групп.

У каждой группы есть кадр из рассказа. Найдите в тексте слова, которые соответствуют вашему рисунку.

А теперь составим диафильм по кадрам.

НОУ общеобразовательного типа «Православная гимназия №2 Централизованной религиозной организации « Смоленская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

г. Рославль Смоленская область

«Блажен, иже и скоты милует».

(Притч.:12,10)

Книги В.В.Чаплиной о

животных.

В.В.Чаплина. «Мушка».

(Урок литературного чтения во 2 классе. УМК «Гармония»).

Учитель начальных классов: Игнатова В.В.

2011 год

Цели:

-ознакомить с некоторыми фактами биографии В.В.Чаплиной;

-ознакомить с рассказом В.В.Чаплиной «Мушка»;

-учить понимать смысл художественного произведения;

-развивать умение анализировать прочитанное произведение;

-совершенствовать навык чтения;

— совершенствовать умение общаться с детской книгой до её чтения (чтение — рассматривание книг В.В.Чаплиной о животных);

-отрабатывать связи «тема — автор», «автор — произведения» (на материалах выставки детских книг).

— воспитывать благоговейное отношение к Евангелию как слову Божию, стремление жить по Заповедям Божиим.

-воспитывать интерес к классической детской литературе;

-воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.

Оборудование:

-Евангелие;

-выставка книг В.В. Чаплиной.

Ход урока.

Организационный момент. Интрига урока.

-(Учитель с книжной выставки берёт Евангелие).

-Как называется книга, которую я держу в руках?

-Новый Завет.

-Кто знает другое название?

-Евангелие.

-Как переводится слово «Евангелие»?

-Благая, радостная весть о Христе.

-Великий князь Константин Романов, творивший под псевдонимом «К. Р.»,написал стихотворение, которое так и называется – «Надпись на Евангелии». Вот отрывок:

Пусть эта книга священная

Спутница вам неизменная

Будет везде и всегда…

Последуем завету Великого князя и сделаем Евангелие спутником сегодняшнего урока.

Объявление темы. Постановка цели урока.

В Евангелии есть такие слова: «Блажен, иже и скоты милует» (Притч.:12,10). Эти слова я предлагаю записать как эпиграф нашего урока. (Открывается доска). Что означает церковно- славянское слово «блажен»?

-В высшей степени счастлив.

-Слово «скот» переводится со славянского языка как «животные». (В современном русском языке сохранилось это слово, например, в выражении «крупный рогатый скот»: коровы, быки и т. д.). Таким образом, евангельское изречение переводится так: «В высшей степени счастлив тот, кто и животных милует», т.е. жалеет, спасает, заботится. Как повествует книга книг — Библия, Бог, сотворив видимый мир, создал человека по Образу и Подобию Своему, поставив его заботиться, сохранять и приумножать сотворённый Господом мир. Человек, который не милует животных, грешит перед Богом. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Мы будем читать книги о животных.

Работа с выставкой детских книг в типовом оформлении.

Рассмотрим книги с выставки и решим, верно ли наше предположение.

Прочитаем названия книг и выясним, что у них общего?

-Они написаны одним автором – Верой Чаплиной. Все эти книги о животных.

-Докажите, что главными персонажами этих книг являются животные. (Постранично рассматриваются несколько книг).

-На обложках всех книг, на иллюстрациях внутри книг нарисованы разные животные. Названиями произведений в основном являются клички животных.

-Книги, о которых идёт речь, это книги – сборники или книги – произведения?

-Книги – авторские сборники, т. к. в них содержатся несколько произведений одного автора.

Ознакомление с биографией В.В. Чаплиной.

-Вера Чаплина (настоящее имя – Вера Васильевна Михайлова) известная детская писательница, творчество которой тесно связано с Московским зоопарком. (Показать фото). Вера Васильевна родилась в Москве в дворянской семье ещё до революции, в 1908 году. После революции 1917 года, во время Гражданской войны, 10- летняя Вера потерялась и оказалась в детском доме. Даже там девочка ухитрялась держать щенят, котят и птенцов, днём она выносила своих питомцев в сад около дома, на ночь заносила в спальню и «прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого под одеяло». Через несколько лет Веру нашла мать, и они вернулись в Москву. В 16 лет девочка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов. Она выкармливала соской звериных детёнышей, заботилась о них, вела научную работу. «И каких только у меня не было звериных малышей, — пишет Вера Васильевна. — Начиная от маленького, чуть больше напёрстка, бельчонка и кончая львятами, тигрятами, росомахами! А как обрадовалась я, когда меня назначили заведующей молодняком Зоопарка!». Многие из малышей погибли бы, если бы не добрые руки и неиссякаемое терпение, а главное – если бы не огромная любовь к животным Веры Васильевны. Умерла писательница 17 лет назад – в 1994 году. Книги Веры Васильевны многократно переиздавались, переводились на разные языки, ребята во многих странах полюбили их, потому что написаны они очень добрым человеком, любящим животных и считающим главным делом своей жизни – воспитание доброты, которая начинается с малого – с доброго отношения к котёнку или щенку, птенцу или лягушонку. У Веры Васильевны всю жизнь воспитывались разные животные. У неё до последних дней жила её любимица красавица Рада – собака породы колли. (Показать фотографию).

Организация восприятия и усвоения учащимися нового материала. Эмоциональный настрой.

— Ребята, у кого из вас есть собака?

-Трудно ли ухаживать за ней?

-А кто из вас хотел бы завести собаку, несмотря на все трудности, связанные с уходом?

-А за что вы любите этих животных? Какие они, собаки?

-Сегодня мы прочитаем произведение В. Чаплиной «Мушка». Послушайте и скажите, какой была Мушка.

Первичное чтение рассказа учителем и сильными учениками. (По окончании выслушиваются ответы уч-ся).

Первичная проверка понимания текста рассказа.

— От какого лица обращается к нам писатель в этом произведении — от своего или от лица персонажа?

-Писатель обращается к нам от лица персонажа. Мать девочки Люды и автор произведения – одно лицо.

-Какое это произведение по жанру? Почему?

-Это рассказ, т.к. события, описанные в нём, могли происходить на самом деле.

Прочитаем произведение ещё раз, стараясь запомнить всех его персонажей.

Вторичное чтение рассказа уч-ся по учебнику.

Анализ рассказа. Выявление идеи произведения.

-Перечислим всех персонажей произведения.

-Собачка Мушка, девочка Люда, её мать, ребята во дворе, огромная серая собака, хозяин собаки.

-Кто главный персонаж этого рассказа? Почему?

-Собачка Мушка. О ней идёт речь на протяжении всего рассказа, все события, описанные в произведении, происходят с Мушкой.

-Какой была Мушка в начале рассказа?

(Откроем тетради на печатной основе, с. ).

-Прочитаем соответствующий отрывок.

-Как изменялся вид собачки на протяжении повествования? Прочитайте нужные отрывки из рассказа.

.-С чем связаны такие перемены?

-Люда приютила бездомную Мушку, с любовью ухаживала за ней.

-Была ли Мушка храброй до случая с огромной серой собакой?

-Нет, она всего боялась.

-Прочитайте соответствующий отрывок

-Почему же в конце рассказа Мушку уже никто не называл трусишкой?

Собачка бросилась наперерез огромной собаке, которая хотела напасть на Люду.

-Как это было? Докажите чтением нужного отрывка.

-Как повела себя большая серая собака?

-Она растерялась, остановилась и с удивлением смотрела на Мушку.

-Боялась ли Мушка большой собаки? Докажите, прочитав соответствующие строки.

-Нарисуем словесную картинку к этому эпизоду.

-На земле, неловко подвернув ногу, навзничь лежит девочка. Её ладони и колени испачканы землёй, глаза крепко зажмурены от страха. Около неё, сжавшись в комочек, стоит чёрная собачка, пытаясь своим тельцем закрыть девочку. Но собачка такая маленькая, что не может загородить даже лица девочки. Собачка сильно дрожит от страха. Напротив замерла как вкопанная огромная серая собака. Она стоит, тяжело дыша, высунув язык и свесив набок морду от удивления.

-Чем рисковала Мушка ради девочки?

-Собачка рисковала своей жизнью.

-Чего боялась Мушка?

-Мушка была маленькая и понимала, что силы не равны. Она боялась, что огромная собака её разорвет.

-Какая же сила помогла Мушке преодолеть не только природную робость и осторожность, но даже страх смерти?

-Беззаветная любовь к хозяйке.

-Откроем Евангелие, 1–ое послание апостола любви – Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх…Боящийся несовершен в любви». Настоящая любовь всегда жертвенна, она ищет не своей пользы и выгоды, а пользы любимого.

-Чему учит нас рассказ В.Чаплиной «Мушка»?

-Настоящей жертвенной любви, преданности и верности (на примере Мушки). Любви к животным и милосердию (на примере девочки Люды).

Прочитаем ещё раз эпиграф урока.

К кому из сегодняшних героев можно отнести эти евангельские слова?

-К героине рассказа «Мушка» – девочке Люде.

-Я думаю, что это выражение в полной мере можно отнести и к автору всех книг с выставки — Вере Васильевне Чаплиной.

-Какова главная мысль рассказа?

-Если ты любишь по-настоящему — пожертвуешь всем ради предмета своей любви, даже жизнью.

Какую из пословиц и поговорок, записанных на доске, можно отнести к рассказу «Мушка»?

1.Знает кошка, чьё мясо съела.

2.И собака помнит, кто её кормит.

3.Сколько волка не корми – он всё равно в лес смотрит.

4.Сам погибай, а товарища выручай.

(Выслушиваются ответы детей, объясняется смысл пословиц).

В русском языке существует устойчивое выражение (фразеологизм) – собачья преданность. История сохранила нам немало примеров самопожертвования, преданности, верности собак людям. Этим качествам не мешало бы поучиться и нам, в том числе и у животных. Послушаем сообщения о собаках, которых знает весь мир.

Сообщения уч-ся о собаках, которых знает весь мир.

Итог урока. Домашнее задание.

-О какой детской писательнице сегодня шла речь?

-О Вере Васильевне Чаплиной.

-Какова тема её книг?

-В.В.Чаплина писала книги о животных.

-Какое произведение Веры Васильевны изучали на уроке?

-Мы читали и анализировали рассказ «Мушка».

-Дома учитесь читать выразительно рассказ В.Чаплиной «Мушка», на перемене рассмотрите внимательно книги с книжной выставки, любую из них можете взять в детской библиотеке. Мне бы очень хотелось, чтобы слова «Блажен, иже и скоты милует», можно было отнести и к каждому из нас.

Урок
литературного слушания в 1 классе

Тема: В.
Чаплина «Мушка»

Перечень учебного материала: «Учебная хрестоматия.
Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» Л. А. Ефросинина, «Рабочая тетрадь.
Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» Л. А. Ефросинина, пословицы

Оборудование:  ¼ белого листа и цветные карандаши для каждого
ученика; ПК, проектор, экран; степлер.

Ход
урока:

I.
Вступительный
этап.
(На данном этапе идёт формирование учебного умения:
умения работать с учебной книгой)

Учитель. – С каким новым произведением мы сегодня познакомимся?

Дети с помощью учебного
пособия определяют название: читают заглавие и определяют авторскую
принадлежность.

II.
Упражнения
по формированию специальных умений
. (Учебные умения: формирование читательских
умений (называть фамилию автора и заголовок ещё непрочитанного произведения)

Учитель. – Обозначьте на своих листочках-обложках автора и
заглавие данного произведения.

Дети записывают в верхней
части листка В. Чаплина, а в нижней – «Мушка».

Учитель. – Давайте проверим, что у вас написано. Назовите
автора. Заголовок. (Проверка осуществляется одновременно с экраном, на котором
учитель выводит правильную информацию)

Учитель. – А что вы не изобразили? Почему?

Дети. – Заместителя жанра. Потому что, не прочитав
произведения, мы не сможем определить жанр.

Учитель. – Итак, я вам читаю, а вы слушаете.

III.
Слушание
произведения
. (Учебное умение: слушать и
слышать читаемое)

IV.
Выявление
первичного восприятия произведения
. (Учебные умения: участвовать
в диалоге, отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого
этикета, слушать и понимать речь других. Учебная задача:
учить
воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их
поступкам)

Учитель. – Поделитесь впечатлениями об услышанном. Что вам
понравилось? Что не понравилось? Что удивило? Какое чувство вызвало это
произведение? (жалость, радость, восторг, страх)?

V. Упражнения
по формированию специальных умений
. (Формирование читательских умений: определять
жанр и тему услышанного произведения; учебная задача:
закрепить понятие «рассказ»,  учить определять особенности рассказа)

Учитель. – Что я вам прочитала: сказку,
пословицу, рассказ, стихотворение?

Дети. – Рассказ.

Учитель. – Докажите, что это рассказ.

Дети. – История
правдивая. События происходят очень быстро.

Учитель. – Обозначьте заместителя.
Какого заместителя вы изобразили?

Дети. – Прямоугольник. (На экране
– прямоугольник)

Учитель. – О ком этот рассказ?

Дети. – О собаке. О девочке и
собаке.

Учитель. – Закрасьте прямоугольник.
Каким цветом вы воспользовались? Почему?

Дети. —  Это рассказ
о детях, значит используем жёлтый цвет. Рассказ о животных, значит раскрасим коричневым
цветом. Это рассказ о девочке и собаках, значит нужно закрасить половину фигуры
жёлтым цветом, а вторую половину – коричневым.

Учитель. – Прочитайте по своим обложкам название произведения.

На экране и у детей обложки,
которые имеют такой вид:

Дети. – Мы прочитали рассказ В. Чаплиной «Мушка». Этот
рассказ о дружбе детей и животных.

V. Повторное чтение. (Учебная задача: развитие внимания к
содержанию произведения.
Учебное умение: слушать и слышать
читаемое
)

Хорошо читающие дети читают
по абзацам цепочкой.

VI. Упражнения в чтении. Лексическая работа. (Учебная задача:
овладение одному из основных видов чтения – изучаемым; обогащение словарного
запаса) 

Учитель. – Некоторые слова и выражения могли
показаться вам непонятными. Поработаем над их лексическим значением. (На экране

появляются
слова. Дети их читают и объясняют их значение. Учитель читает предложение, в
котором встречаются трудные для понимания детей слова).

заводить (в доме собаку) – брать в дом,
держать;

тугим  (колечком завивался хвостик)  плотным, крепко закрученным;

очень забавная собачка – интересная;

собака растерялась – не знала, как поступить от
неожиданности;

загородить (девочку) – закрыть собою;

подоспел (хозяин)   пришёл вовремя, в нужный момент.

VII. Работа с содержанием произведения. (Учебные задачи: учить
выражать своё отношение к героям и их поступкам; учить воссоздавать образы
героев (описание внешнего вида, поведения)
; воспитывать
любовь и заботливое отношение к животным; учить составлять план и пересказывать
подробно; овладение поисковым чтением. Учебные умения: формирование
первоначального умения анализа произведения; высказывать своё отношение к
героям и их поступкам; участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя,
товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, слушать и понимать речь
других; пересказывать подробно отрывок рассказа
)

В ходе беседы, дети называют
слова, характеризующие Мушку с уменьшительно-ласкательными суффиксами,  которые учитель фиксирует на доске.

Учитель. – Откройте тетради на с. 36, задание №1. Назовите
героев рассказа. Подчеркните.

Учитель. – Как начинается рассказ?

Дети. – Люда принесла домой маленькую чёрную собачку.

Учитель. – Как назвали собачку?

Дети. – Мушка.

Учитель. – Почему ей дали такое имя?

Дети. – Мушка – это маленькая муха. Собачка тоже была
маленькой.

Учитель. – Давайте составим схематический план. Вы на обратной
стороне листочка, а я на экране.

Учитель. – Задание №2 (по тетради). Как выглядела Мушка?
Прочитайте.

Дети. – Она была грязная, худая и хромала. Была забавная,
но пугливая.

Учитель. – С кем её сравнивали во дворе? (с зайцем). Почему?
(всего боялась). А почему она всего боялась?

Дети. – Когда она жила на улице, её обижали. У неё не было
хозяина, её никто не любил.

Учитель. – Давайте отметим следующую часть. Как её назовём?

Учитель. – Как изменилась Мушка, пожив некоторое
время в доме?

Дети. – У неё шёрстка
стала пушистой, блестящей. Она перестала хромать.
Хвостик завивался тугим колечком. Стала забавной. За ней
ухаживали, её любили, и она знала, что доставляет радость тем, кто был её другом.

Учитель. – А какой Мушка показана в конце рассказа?

Дети. – Храброй, смелой.

Учитель. – Какой поступок это доказывает? Давайте прочитаем.
(Читают вслух дети).

Учитель. – Почему маленькая, пугливая собачка бросилась на
большую страшную собаку?

Дети. – Преданность, любовь к девочке.

Учитель. – Перестала ли бояться Мушка эту собаку? (нет)

Учитель. – Прочитайте, как она себя вела в этот момент. (дрожа
от страха)

Учитель. – Почему Мушка вынуждена была преодолеть свой страх? 

Дети. Люда, её хозяйка, которая Мушку так любила и
защищала, теперь сама нуждалась в защите: девочка упала, а собака уже
собиралась её покусать.

Учитель. – Какой показана собака, в поединок с
которой вступила Мушка?
Дети. Огромная серая собака, бросившаяся к детям и
испугавшая их. Дети испугались и побежали.

Учитель. – Почему большая собака отступила перед
маленькой?
 

Дети. Она удивилась её храбрости:
дрожащая от страха собачка «не отступала перед ней и всё старалась загородить
собой упавшую девочку».

Учитель. – С чем автор сравнивает Мушку,
подчёркивая, что силы неравные?

Дети. С маленьким чёрным шариком, а та собака огромная.

Учитель. – Как же мы можем охарактеризовать этот
поступок собачки?

Дети. Она совершила подвиг. И
толкнула её на этот подвиг любовь.

Учитель. – Как озаглавим эту часть?

Учитель. – Обратите внимание на слова, которые я
выписала на доску: лапка, кусочек, колечком, маленький, шарик и т.д. Их в
рассказе
 очень много. Почему? 

Дети. – Автор хотел показать своё
доброе, ласковое отношение к Мушке.
Они вызывают и наше
отношение к Мушке.

Учитель. – Что можете сказать о Люде?
Достойна ли она того,
чтобы ради её спасения Мушка рисковала собою? Докажите, что сначала Люда
защищала собачку не менее самоотверженно, чем потом Мушка её.
 

Дети. Мама Люды не хотела
оставлять собачку: и так много было забот, но дочь плакала, упрашивала, и маме
пришлось сдаться.

Учитель. –  Что же можно сказать о девочке?
Какой вывод сделать?
 

Дети. Люда добра, способна к состраданию. Она приютила бездомную собачку. Девочка
заботилась о своей питомице, делилась даже конфетами, играла с ней, гуляла.
Люда любит животных.

Учитель. – Чем заканчивается рассказ. Прочитайте. Как назовём
эту часть?

Учитель. – О чём же хотела сказать нам автор этим рассказе?
Попробуем сделать вывод.

Вывод: В трудную минуту любовь, преданность
оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту Люды.

Учитель. – Давайте попробуем пересказать отрывок, который вам
показался наиболее интересным.

Пересказ отрывков.

VIII. Упражнения в чтении. (Учебная задача: овладение
чтением вслух, привитие интереса к чтению, слову) 

На экране выводятся пословицы:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сам погибай, а товарища выручай.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Один в поле не воин.

Учитель. – Прочитайте молча. Выберите ту, которая подходит к
рассказу.

IX. Рекомендации.

Учитель. – Найдите книги о дружбе детей и животных, придумайте
историю о своём домашнем любимце, нарисуйте рисунок (по желанию).

X. Итог урока.

Учитель. – Назовите произведение, с которым мы познакомились на
уроке.

Какова главная мысль
рассказа?

Оформление книжки-самоделки
с помощью степлера.

Конспект урока «Урок открытия нового знания. В.Чаплина «Мушка». Работа с читательским дневником.»

«Урок открытия нового знания. В.Чаплина «Мушка».

Работа с читательским дневником.»

Цель:      организовать деятельность обучающихся для формирования способности полноценного восприятия литературного текста и устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.

Задачи:  

  • формировать положительное отношение к учению, уважение к собеседнику; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками;
  • учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий, определять эмоциональное состояние героев;   предоставить возможность ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • развивать умение определять и формулировать цели и задачи урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

УУД:

  • личностные: нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебнопознавательная мотивация, самоопределение;
  • регулятивные: оценка, целеполагание, саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, осуществление контроля и самоконтроля;
  • познавательные: общеучебные универсальные действия: анализ, синтез, обобщение, умозаключение, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, личностная рефлексия, поиск и выделение необходимой информации;
  • коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных.

Оборудование: текст произведения, печатная тетрадь, мультимедийное оборудование, презентация, карточки с пословицами, книжки самооценки.

Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности.

— Ребята, у нас гости. А вас приветствую я.

С добрым утром! Начат день!

                                       Первым делом гоним лень!

                                       На уроке не скучать.

                                       А работать и читать!

С хорошим настроением продолжим урок.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

— Фамилия автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться, к сожалению, рассыпалась; помогите её восстановить (работа в парах).

— Откройте читательский дневник, посмотрите какое произведение этого автора  мы проходили на библиотечном уроке. («Дружба»)

— Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр произведения, которое мы будем читать? (рассказ)

 — Почему? (Чаплина писала о животных, об их жизни)

III. Самоопределение. Постановка учебных задач.

— Откройте учебник на странице 110. Произведение называется «Мушка».

— Предположите о ком оно. Что подсказывают иллюстрации?

—  Какие задачи нам предстоит решить на уроке?

  • познакомиться с произведением, разобрать сюжет
  • выявить главных героев, их эмоциональное состояние
  • работать над трудными словами текста
  • учиться выполнять работу в парах, группах
  • оценивать свою работу

IV. Изучение нового материала.

1) Слушание. Чтение с остановками.

  • Сильный ученик читает 1 абзац.

— Кто из вас приносил животных с улицы, чтобы оставить их дома?

— Как  реагировали на это родители?

— Как вы считаете к  этому отнесётся мама Люды?

  • Читает до слов «Назвали её Мушка.»

— Кого мы называем мушкой?

— Почему собаке дали такую кличку?

  • Читает до слов «Только это оказалось совсем неверно»

— Предположите, что было дальше.

2) Первичное восприятие. (самостоятельно дочитывают текст)

Тест для самопроверки.

  • Кто напугал  детей во дворе?

             большой чёрный доберман

             огромная серая собака

  • Почему Люда не  спряталась?

             она зацепилась за что-то и упала

             она не боялась собаки

  • Почему серая собака не тронула  Люду?

         собака была доброжелательной

              собака  удивилась  поведению  Мушки

— Что за литературный жанр у этого произведения?

— От чьего лица ведётся речь в рассказе? (от лица персонажа, мать девочки Люды и автор произведения – одно лицо)

— Перечитаем произведение ещё раз, стараясь запомнить всех персонажей.

3) Анализ произведения.

— Перечислите всех персонажей произведения. (собака Мушка, девочка Люда, её мама, ребята во дворе, огромная серая собака, хозяин собаки)

— Кто главный персонаж этого рассказа? (собака Мушка, на протяжении всего рассказа о ней идёт речь, все события происходят с Мушкой)

Запись в читательском дневнике:

14.02.13   В.Чаплина «Мушка»

                 собака Мушка

— Какой увидела её мама? Тщедушная – хилая, слабосильная.

— Посмотрите на слайд. Какая из этих собак могла быть Мушкой?(выбирают, объясняют)

— Изменился ли вид собаки в середине рассказа? Забавная – интересная.

— Как изменилась Мушка?

— Какой танец напоминали её движения?

Вспомним и мы его. Физминутка.

— Какой характер был у Мушки?

— С кем сравнивали Мушку жители двора? (с зайцем)

— Изменилось ли мнение соседей в конце рассказа? Из-за чего это произошло?

— Почему большая серая собака не тронула ни Люду, ни Мушку?

— А боялась ли Мушка этой собаки? Докажите, прочитав соответствующие строчки.

— Какие качества персонажа проявила Мушка в этом случае?

(по ходу заполняем таблицу)

В начале рассказа

В середине рассказа

В конце рассказа

грязная

худая

хромая

тщедушная

поправилась

пушистая

радостная

забавная

пугливая

чёрный шарик

смелая

отважная

верная

— Придумайте вопрос по содержанию и задайте его друг другу.

4) работа над выразительностью.

— Выразительно можно читать не только слова героев произведения. Выразительность чтения зависит , как вы эмоционально прочувствуете слова автора.

  • Какой эпизод вы прочтёте   пугливо, неуверенно? (появление Мушки)
  • А о чём вы бы прочли забавно, радостно? (как она танцевала)
  • А какую часть прочитали бы с испугом с тревогой? (встреча с собакой)

V. Работа над образом героя.

1) — Образ Мушки, её характер на протяжении рассказа меняется.

Я составила два синквейна, по образу Мушки. К  каким частям рассказа они относятся.

    Собачка.                                                                    Мушка.

Грязная, худая.                                               Ласковая, пугливая.

Хромала, оглядывалась, боялась.                 Поправилась, танцевала, пряталась

У неё не было хозяина.                                  Она была благодарна Люде.

Сирота.                                                             «Заяц»

— Вы сейчас будете работать в группах. Чтобы справиться с работой, какие правила нужно выполнять?

— Вы будете работать над образом Мушки в конце рассказа. Объединяйтесь.

(вклеиваем в дневник:  Мушка

                                        Маленькая, смелая.

                                        Бросилась, не отступала, загородила.

                                        Она настоящая защитница Люды.

                                        Друг. )

2) — Работая в парах составьте картинный план образа Мушки.

3) Чтобы выразить ещё точнее идею произведения, воспользуемся народной мудростью. Работая в минигруппах восстановите пословицы. Какую можно отнести к рассказу В.Чаплиной.

  • И собака помнит, кто её кормит.
  • Сколько волка не корми – он всё равно в лес смотрит.
  • Сам погибай, а товарища выручай.

4) В русском языке существует устойчивое выражение – собачья преданность.  История сохранила немало примеров самопожертвования, преданности, верности собак людям. Этим качествам не мешало бы поучиться и нам, людям.

Например, памятник  ездовой собаке-вожаку Балто. По белому безмолвию Аляски тащится упряжка. В нартах неподвижное тело еще живого, но совсем обессилевшего человека. Пурга застала их неожиданно. Собаки сбились с пути, разумнее было бы разбить временный бивуак и переждать пургу, но в поселке ждали противодифтерийную сыворотку — маленький ящик, укутанный в оленьи шкуры. Трудное дыхание, капли крови от сбитых лап.

Человек бежал рядом с нартами. Одна за другой падали на снег собаки, человек перерезал постромки и снова гнал упряжку вперед. Он знал, как тяжело и безнадежно умирают дети от дифтерии. Но человек изнемог. Рухнул в нарты и застыл хрипло дышавшим комом. А Балто, поджарый вожак, вел упряжку дальше. Он не знал о сыворотке и дифтерии. Он знал, что в нартах лежит хозяин и, может быть, умирает. И вез его к людям. И вывез! История не сохранила имени каюра, других собак. Балту же на Аляске поставили памятник. Не чутью его фантастическому, помогшему найти дорогу в пелене пурги, а золотому его сердцу. В память о собачьем подвиге Балто возведено даже два памятника – один в самом Номе, а другой – в Нью-Йорке.

VI. Домашнее задание.

  • рисунок (для всех)
  • работа в п/т с.19-21 №1-4
  • узнать и рассказать о любом памятнике, посвящённому собаке.

VII. Рефлексия.

— Что поразило вас в этом рассказе?

— Какими качествами должен обладать человек, решивший завести щенка?

— Оцените, как вы работали на уроке чтения

Содержимое разработки

«Урок открытия нового знания. В.Чаплина «Мушка».

Работа с читательским дневником.»

Цель: организовать деятельность обучающихся для формирования способности полноценного восприятия литературного текста и устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.

Задачи:

  • формировать положительное отношение к учению, уважение к собеседнику; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками;

  • учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий, определять эмоциональное состояние героев; предоставить возможность ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • развивать умение определять и формулировать цели и задачи урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

УУД:

  • личностные: нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебнопознавательная мотивация, самоопределение;

  • регулятивные: оценка, целеполагание, саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, осуществление контроля и самоконтроля;

  • познавательные: общеучебные универсальные действия: анализ, синтез, обобщение, умозаключение, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, личностная рефлексия, поиск и выделение необходимой информации;

  • коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных.

Оборудование: текст произведения, печатная тетрадь, мультимедийное оборудование, презентация, карточки с пословицами, книжки самооценки.

Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности.

— Ребята, у нас гости. А вас приветствую я.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не скучать.

А работать и читать!

С хорошим настроением продолжим урок.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

— Фамилия автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться, к сожалению, рассыпалась; помогите её восстановить (работа в парах).

— Откройте читательский дневник, посмотрите какое произведение этого автора мы проходили на библиотечном уроке. («Дружба»)

— Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр произведения, которое мы будем читать? (рассказ)

— Почему? (Чаплина писала о животных, об их жизни)

III. Самоопределение. Постановка учебных задач.

— Откройте учебник на странице 110. Произведение называется «Мушка».

— Предположите о ком оно. Что подсказывают иллюстрации?

— Какие задачи нам предстоит решить на уроке?

  • познакомиться с произведением, разобрать сюжет

  • выявить главных героев, их эмоциональное состояние

  • работать над трудными словами текста

  • учиться выполнять работу в парах, группах

  • оценивать свою работу

IV. Изучение нового материала.

1) Слушание. Чтение с остановками.

  • Сильный ученик читает 1 абзац.

— Кто из вас приносил животных с улицы, чтобы оставить их дома?

— Как реагировали на это родители?

— Как вы считаете к этому отнесётся мама Люды?

  • Читает до слов «Назвали её Мушка.»

— Кого мы называем мушкой?

— Почему собаке дали такую кличку?

  • Читает до слов «Только это оказалось совсем неверно»

— Предположите, что было дальше.

2) Первичное восприятие. (самостоятельно дочитывают текст)

Тест для самопроверки.

  • Кто напугал детей во дворе?

большой чёрный доберман

огромная серая собака

  • Почему Люда не спряталась?

она зацепилась за что-то и упала

она не боялась собаки

  • Почему серая собака не тронула Люду?

собака была доброжелательной

собака удивилась поведению Мушки

— Что за литературный жанр у этого произведения?

— От чьего лица ведётся речь в рассказе? (от лица персонажа, мать девочки Люды и автор произведения – одно лицо)

— Перечитаем произведение ещё раз, стараясь запомнить всех персонажей.

3) Анализ произведения.

— Перечислите всех персонажей произведения. (собака Мушка, девочка Люда, её мама, ребята во дворе, огромная серая собака, хозяин собаки)

— Кто главный персонаж этого рассказа? (собака Мушка, на протяжении всего рассказа о ней идёт речь, все события происходят с Мушкой)

Запись в читательском дневнике:

14.02.13 В.Чаплина «Мушка»

собака Мушка

— Какой увидела её мама? Тщедушная – хилая, слабосильная.

— Посмотрите на слайд. Какая из этих собак могла быть Мушкой?(выбирают, объясняют)

— Изменился ли вид собаки в середине рассказа? Забавная – интересная.

— Как изменилась Мушка?

— Какой танец напоминали её движения?

Вспомним и мы его. Физминутка.

— Какой характер был у Мушки?

— С кем сравнивали Мушку жители двора? (с зайцем)

— Изменилось ли мнение соседей в конце рассказа? Из-за чего это произошло?

— Почему большая серая собака не тронула ни Люду, ни Мушку?

— А боялась ли Мушка этой собаки? Докажите, прочитав соответствующие строчки.

— Какие качества персонажа проявила Мушка в этом случае?

(по ходу заполняем таблицу)

В начале рассказа

В середине рассказа

В конце рассказа

грязная

худая

хромая

тщедушная

поправилась

пушистая

радостная

забавная

пугливая

чёрный шарик

смелая

отважная

верная

— Придумайте вопрос по содержанию и задайте его друг другу.

4) работа над выразительностью.

— Выразительно можно читать не только слова героев произведения. Выразительность чтения зависит , как вы эмоционально прочувствуете слова автора.

  • Какой эпизод вы прочтёте пугливо, неуверенно? (появление Мушки)

  • А о чём вы бы прочли забавно, радостно? (как она танцевала)

  • А какую часть прочитали бы с испугом с тревогой? (встреча с собакой)

V. Работа над образом героя.

1) — Образ Мушки, её характер на протяжении рассказа меняется.

Я составила два синквейна, по образу Мушки. К каким частям рассказа они относятся.

Собачка. Мушка.

Грязная, худая. Ласковая, пугливая.

Хромала, оглядывалась, боялась. Поправилась, танцевала, пряталась

У неё не было хозяина. Она была благодарна Люде.

Сирота. «Заяц»

— Вы сейчас будете работать в группах. Чтобы справиться с работой, какие правила нужно выполнять?

— Вы будете работать над образом Мушки в конце рассказа. Объединяйтесь.

(вклеиваем в дневник: Мушка

Маленькая, смелая.

Бросилась, не отступала, загородила.

Она настоящая защитница Люды.

Друг. )

2) — Работая в парах составьте картинный план образа Мушки.

3) Чтобы выразить ещё точнее идею произведения, воспользуемся народной мудростью. Работая в минигруппах восстановите пословицы. Какую можно отнести к рассказу В.Чаплиной.

  • И собака помнит, кто её кормит.

  • Сколько волка не корми – он всё равно в лес смотрит.

  • Сам погибай, а товарища выручай.

4) В русском языке существует устойчивое выражение – собачья преданность. История сохранила немало примеров самопожертвования, преданности, верности собак людям. Этим качествам не мешало бы поучиться и нам, людям.

Например, памятник ездовой собаке-вожаку Балто. По белому безмолвию Аляски тащится упряжка. В нартах неподвижное тело еще живого, но совсем обессилевшего человека. Пурга застала их неожиданно. Собаки сбились с пути, разумнее было бы разбить временный бивуак и переждать пургу, но в поселке ждали противодифтерийную сыворотку — маленький ящик, укутанный в оленьи шкуры. Трудное дыхание, капли крови от сбитых лап.

Человек бежал рядом с нартами. Одна за другой падали на снег собаки, человек перерезал постромки и снова гнал упряжку вперед. Он знал, как тяжело и безнадежно умирают дети от дифтерии. Но человек изнемог. Рухнул в нарты и застыл хрипло дышавшим комом. А Балто, поджарый вожак, вел упряжку дальше. Он не знал о сыворотке и дифтерии. Он знал, что в нартах лежит хозяин и, может быть, умирает. И вез его к людям. И вывез! История не сохранила имени каюра, других собак. Балту же на Аляске поставили памятник. Не чутью его фантастическому, помогшему найти дорогу в пелене пурги, а золотому его сердцу. В память о собачьем подвиге Балто возведено даже два памятника – один в самом Номе, а другой – в Нью-Йорке.

VI. Домашнее задание.

  • рисунок (для всех)

  • работа в п/т с.19-21 №1-4

  • узнать и рассказать о любом памятнике, посвящённому собаке.

VII. Рефлексия.

— Что поразило вас в этом рассказе?

— Какими качествами должен обладать человек, решивший завести щенка?

— Оцените, как вы работали на уроке чтения.



-80%

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Конспект урока «Урок открытия нового знания. В.Чаплина «Мушка». Работа с читательским дневником.» (58 KB)

Похожие файлы

  • УМК Гармония «Карточки по русскому языку по темам» 3 класс

  • Классный час «Царство растений»

  • Презентация к уроку

  • Презентация к уроку ОРКСЭ по курсу «Основы православной культуры» на тему «Что говорит о Боге православная культура

  • Презентация к уроку

  • Рассказ на английском о москве с переводом 6 класс короткий
  • Рассказ муха цокотуха читать
  • Рассказ моя страна по английскому
  • Рассказ на английском о любимом спортсмене на английском
  • Рассказ муха 6 класс