Литературное чтение, 2 класс
Урок № 23 «Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- В данной теме мы рассмотрим рассказ Н. Сладкова «Они и мы»
- Осуществим первичное восприятие, закрепление первичного восприятия, а также проведём работу с текстом
- Познакомимся со стихотворением А. Шибаева «Кто кем становится»
- Осуществим первичное восприятие, закрепление первичного восприятия, а также проведём работу с текстом.
Глоссарий по теме
Научно- познавательный рассказ — это рассказ, содержащий научные сведения и факты о каком-то явлении природы, животных и т. п.
Пересказ- это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания, прочитанного в устной или письменной форме.
Ритм стиха — это основная сила, основная энергия стиха.
Метафора- оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.
Олицетворение- воплощение чего-нибудь в образе живого существа.
Литература по теме урока:
Литературное чтение.2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) –9-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.:ил.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
Сборники русских народных сказок.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями Николая Сладкова и Александра Шибаева. У этого рассказа и стихотворения есть общая мысль. А какая мы разберёмся все вместе. Для начала мы прочитаем произведение Сладкова. В нём автор доносит нам мысль о том, что мы должны не вредить животным, а помогать им. Ведь они приспосабливаются к нам, а мы должны им в этом помогать. Автор акцентирует внимание на то, что главное не навредить. А Шибаев доносит нам ту мысль, что каждый вырастает так же, как и мы. Каждый кот когда-то был котёнком, а каждый человек ребёночком. Далее мы ответим на вопросы, которые находятся в учебнике.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Номер |
ТВ-1 |
Выберите тип интерактивного теста: |
Выберите элемент (Единичный / множественный выбор; Выбор элемента из выпадающего списка; Установление соответствий между элементами двух множеств; Ребус – соответствие; Добавление подписей к изображениям; Подстановка элементов в пропуски в тексте; Подстановка элементов в пропуски в таблице; Кроссворд; Сортировка элементов по категориям; Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное; Мозаика; Подчеркивания / зачеркивания элементов; Выделение цветом; Раскраска; Филворд — английский кроссворд; Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; Автоматически заполняемый кроссворд; Смежный граф (автоматически заполняемый); Лабиринт / Лента времени / Клавиатурный тренажёр / Рисование / Географические карты / Электронная пропись / Кастомный интерактив) |
Информация о тестовом вопросе: |
Текст вопроса: Выберите произведения, которые относятся к творчеству Николая Сладкова: 1 «Кусок хлеба» 2 «Дед Мороз» 3 «Январь» 4 «Кошкин дом» 5 «Веселое лето» 6 «Домашняя бабочка» |
Информация об ответах |
Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные) Правильные варианты : 1 «Кусок Хлеба» 3 «Январь» 6 «Домашняя бабочка» Неправильные варианты: 2 «Дед Мороз» 4 «Кошкин дом» 5 «Весёлое лето» Подсказка: кнопки 1, 3, 6- при нажатии появляются иллюстрации к произведениям Николая Сладкова: Изображения даны для примера «Кусок хлеба» «Январь» «Домашние бабочки» |
ХОД УРОКА
Организационный момент.
I Упражнение на развитие мышления и речи, расширения поля зрения, развитие левого и правого полушарий.
- Реконструкция слов (слайд 1).
- Таблицы Шульте (слайд2).
- Струп-тест (слайд 3, 4)
II Речевая разминка (Слайд 5)
Все-все, все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Б.Заходер
— Прочитайте стихотворение «про себя».
— Кто его автор?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III Самоопределение к деятельности (Слайд 6)
— О ком это стихотворение?
-Что хотел сказать автор?
— Можете ли вы предположить о чем пойдет речь на уроке?
-Тема нового раздела, который мы сегодня начинаем изучать зашифрована на слайде.
-Кто прочитал?
— Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.)
— Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас? (Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)
— Что подчеркивается словами «наши братья»? (Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)
— Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода? (Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.)
— Сегодня мы поговорим о животных.
-Откройте учебник на стр. 125 и прочитайте чему мы научимся, изучая новый раздел.
IV. Создание психологического настроя на восприятие текста
Прежде, чем прочитать текст вступительной статьи к разделу, я хочу познакомить вас с заставкой к любимой передаче моей семьи (и я думаю ваши родители и бабушки –дедушки тоже ее любили) – это передача «В мире животных» Аранжировку придумал французский композитор Поль Мориа.
— Какие чувства вы испытали, просматривая заставку? (Восхищение красотой природы, гармонии, страха за животных)
V Работа над новым материалом
1. Сообщение о Сладкове
2 Прогнозирование чтения
Прочитайте ее название. («Они и мы»)
-Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «они»?
(Автор имеет в виду животных.)
Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «мы»?
(Автор имеет в виду людей.)
— Как вы думаете, о ком этот текст?
(О животных и людях, об отношении людей к животным.)
3 Словарная работа (Слайд 7)
— Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.
Какой словарь поможет нам растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.)
4 . Первичное чтение текста (учителем).
— Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.
3. Повторение о том, что такое научно-познавательный текст (научно-популярный стиль текста) и художественный текст.
Проверка первичного восприятия текста
-Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный?
(Научно-познавательный.)
-Докажите, что это научно-познавательный текст.
(В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о жизни животных. В таком тексте много познавательного материала.)
— Подумайте, какие факты сообщает нам автор?
(Животные живут в лесах, полях, болотах).
А чем отличается художественный текст от научно-познавательного?
(В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.)
— Как вы думаете, для чего автор создал такой текст?
(Чтобы дать знания об окружающем мире.)
VI Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала.
5) Вторичное чтение текста (детьми)
— Прочитайте текст «жужжащим» чтением вполголоса, по «цепочке»
6) Работа по содержанию текста
— Что это за существа в перьях? (Это птицы.)
— Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)
— Что за существа в шерсти? (Это звери.)
— Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)
7) Работа в группах (слайд 13)
1 группа
Как называет автор животных? (странные существа, братья наши меньшие, соседи и земляки)
—А почему автор называет животных нашими соседями и земляками?
(Соседи потому, что живут рядом с нами много тысячелетий. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)
2 группа
Что связывает нас и животных? (Жизнь.)
3 группа
Какое главное правило при общении с природой предлагает нам писатель?
(«Не навреди!»)
— Как человек может навредить животным?
(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)
— Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей)
— Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?
(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)
— Можем ли мы как-то помочь животным?
(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)
— Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить?
Что нужно для этого делать? (Слайд
Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.
VIII. Обобщение работы над проектом.
(Слайд 9)
3. Работа VI Рефлексия (Слайд 14)
— Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Оцените свою работу на уроке:
• Желтый: на уроке мне было интересно. У меня все получилось.
• Зеленый: на уроке мне было интересно, но были трудности.
• Красный: на уроке мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием.
VII Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать сегодня?
(«Братья наши меньшие»)
— Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему?
Чему нас учит этот раздел?
(Заботится о животных, жалеть их.)
VIII Домашнее задание (Слайд 15)
Читать выразительно на с. 126 – 127, ответить на вопросы.
Цели урока:
- обучающие: обучать определению функций
местоимений в художественном тексте в ходе его
анализа; - развивающие: развивать умение понимать
художественный текст, писать
сочинение-рассуждение, связанное с его
тематикой; - воспитывающие: рассмотреть жизненные
ценности, отраженные в тексте, и соотнести их с
ценностями человечества.
Оборудование: распечатки бланка
незаполненной таблицы (см. в ходе урока) для
каждого учащегося; презентация с элементами
текста.
Ход урока
Вводная беседа:
Сегодня мы будем говорить о том, как, с какой
целью могут использоваться местоимения в
художественном тексте, и познакомимся с одним из
произведений Н.Сладкова – “Они и мы”
(слайд№1). Это текст-загадка. И мы попробуем
разгадать, о чём же этот текст.
Целеполагание:
Сформулируйте цель нашего урока.
Учащиеся могут предположить, что тема урока –
исследование местоимения, определение их
функций.
Первичное восприятие заголовка.
Прочитайте заголовок “Они и мы”. Как вы
думаете, о чем этот текст? Обратите внимание на
местоимения – к какому разряду они относятся и
какой смысл вносят в название?
Смысл противоположностей. Определённо сказать
о чём текст нельзя, т.к. в заголовке предмет
выражен местоимением.
Знакомясь с заголовком произведения на этом
этапе (до знакомства с текстом и до его анализа),
учащиеся могут предположить, что речь пойдет об
отношениях между людьми близкими и далёкими,
родными и чужими. Может речь идёт о связи с
другими цивилизациями, и с представителями
параллельных миров.
Сделай вывод. Местоимение — часть речи,
которая указывает на предметы, но не называет их.
Каждое местоимение – загадка. За ним может
скрываться множество слов.
Знакомство с творчеством Николая Ивановича
Сладкова (слайд №2)
Николай Иванович Сладков родился 5 января
1920 года в Москве, но
большую часть жизни прожил в Ленинграде.
С детства он любил природу и интересовался ею.
Творчество Н. Сладкова интересно тем, что
законы природы он показывает в сказочной форме.
Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора,
там много “звериных” диалогов. Часто Сладков
осуждает любовь к природе “с ружьём в руках”. Он
учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а
просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.
Первичное чтение. (слайд № 3)
Читает учитель или заранее подготовленный
ученик.
Н.Сладков
Они и мы
Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе.
Совсем на нас не похожи. Живут они за
околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их
братьями нашими меньшими. Они пытаются
приспособиться к нам — и мы должны им в этом
помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И
связывает с ними общее — жизнь. Самое
удивительное явление на Земле. И самое уязвимое…
У врачей есть хорошее правило: “Не навреди!”
Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях.
Кто встречается с их обитателями. “Не навреди!”
Анализ восприятия текста.
Мы прочитали рассказ Николая Сладкова. Какие
чувства он у вас вызвал? О чем заставил
задуматься? Что это за странные существа, можем
теперь ответить?
Учащиеся могут отметить, что текст вызвал
чувство ответственности, что он настраивает на
размышления о жизни.
Первичный анализ содержания текста.
Теперь, познакомившись с данным текстом,
определите его тему. После чтения произведения
шестиклассники могут сказать, что это текст об
отношении человека к природе, что ее нужно беречь
и помогать всему живому. Человеческая жизнь и
жизнь природы уникальна, уязвима. И это общее для
всех и для каждого. Актуальная тема, обращённая
ко всем людям. Тема текста: о братьях наших
меньших.
Словарная работа. (слайд №4-5)
ОКОЛИЦА
1. В старину: изгородь вокруг деревни, при
въезде в деревню; ворота или проход в такой
изгороди. Изба у околицы. Выйти за околицу.
2. Окраина селения. Проводить до околицы. Жить
на околице.
3. Нар.-разг. Окольная, не прямая дорога. *
Для милого дружка семь вёрст не околица (Посл.).
Во всю окомлицу кричать. Очень громко.
Синонимы: край, проселок.
УЯЗВИМЫЙ.
1. Такой, что легко уязвить, обидеть, ранить.
2. Слабый, мало защищённый.
Синонимы: легкоранимый, незащищенный, слабый,
чувствительный.
Речеведческий анализ текста.
— Определите тип речи
Тип – рассуждение: объясняется мысль о братьях
наших меньших, приводятся примеры и в конце
делается вывод.
Классификация местоимений текста.
Записать под диктовку 1-4 предложения. (слайд
№6) Подчеркни местоимения как члены
предложения. Как изменяется местоимение мы? (нас)
они?(их, им)
Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе.
Совсем на нас не похожи. Живут они за
околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их
братьями нашими меньшими.
— Выполнить синтаксический разбор предложений.
— Какую функцию выполняют местоимения в
предложении?
Сделай вывод. Местоимения могут быть
подлежащим и дополнением.
Обрати внимание, что в 4-ом предложении есть
слово, которое тоже не называет, чьи именно
братья, а указывает на признак предмета.
Нашими – имеет все признаки стоящего рядом
прилагательного “меньшими”. Каким членом
предложения является?
Сделай вывод. Новое значение местоимения –
указывать на признак предмета, в предложении
определение.
Такие местоимения называются притяжательными.
Заполни таблицу.(слайд №7)
Разряд местоимения | Примеры |
Личные | они, нас, мы, их, им, они, нас, оно |
Притяжательные | нашими – наши |
Определительные | самое, всех |
Относительные | кто |
(возвратные, вопросительные, указательные,
отрицательные, неопределённые)
Спиши 5-9 предложения. (слайд №8)
Они пытаются приспособиться к нам — и мы должны
им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И
связывает с ними общее — жизнь. Самое
удивительное явление на Земле. И самое уязвимое…
Коллективная работа – поиск местоимений и
заполнение таблицы. (слайд №9)
Комплексный анализ текста.
Какие местоимения нашли в тексте? Как зависит
смысл текста от употребления разных по значению
местоимений? Постоянное противопоставление и
четкое чередование местоимений мы и они в
начале текста создает впечатление, что автор
стремится отдалить людей и животных.
Как можно сформулировать роль местоимений,
использованных автором в первой части?
Личные местоимения выполняют заместительную
функцию, так как используются вместо
наименования предметов: животных и людей и
являются средством связи предложений в тексте.
Какую роль играют местоимения в заключительной
части текста?
Определительные местоимения указывают на
обобщённое значение предмета. И можно говорить
об общей позиции человечества к братьям нашим
меньшим.
Какое правило при общении с природой предложил
нам Н.Сладков?
Не навреди!
В чём же загадка творчества Н.Сладкова?
(слайд № 10)
Подготовленный ученик:
В одной из своих книг писатель написал: “Давно
и пристально мы всматриваемся в природу. Не пора
ли заглянуть в себя? Какими нас видят
настороженные глаза птиц и зверей, глаза полей и
лесов? Кто мы – властелины Земли? Чего мы хотим? И
что мы творим?
Читая книги Сладкова, мы вместе с автором
путешествуем по нашей чудесной и вечно молодой
земле; удивляемся разнообразию жизни в океане и в
пустыне, в тайге и высоко в горах. Мы становимся
добрее, мудрее, духовно богаче.
Итоговое обсуждение заголовка.
Что же автор хотел нам сказать, назвав так
рассказ? Есть ли противопоставление “странных
существ” и людей?
Учащиеся могут сказать, что в природе всё едино
на планете Земля, все соседи, земляки. Это
подчёркивается местоимениями наши, всех.
Подведение итогов урока
Подводя итоги урока, что вы можете сказать о
роли местоимений в тексте? (слайд №11)
- Местоимение — часть речи, которая указывает на
предметы, но не называет их. - Местоимение – средство связи предложений в
тексте. - Каждое местоимение – загадка. За ним может
скрываться множество слов.
Домашнее задание.
Напишите небольшое сочинение о том, как люди
относятся к бездомным животным, используя
местоимения.
Приложение
Биография.
Николай Иванович Сладков родился 5 января
1920 года в Москве, но
большую часть жизни прожил в Ленинграде.
С детства он любил природу и интересовался ею. Со
второго класса начал вести дневник, куда
вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В
молодости увлекался охотой, однако впоследствии
отказался от этого занятия, считая спортивную
охоту варварством. Вместо неё стал
заниматься фотоохотой, выдвинул призыв “Не
бери в лес ружье, возьми в лес фоторужьё”. Во
время войны добровольцем ушёл на фронт, стал
военным топографом.
В мирное время сохранил ту же специальность.
В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась
“Серебряный хвост”. Потом были другие:
“Безымянной тропой”, “Десять стреляных гильз”,
“Трясогузкины письма”, “В лесах счастливой
охоты”, “Иду я по лесу”, “Планета чудес”, “Под
шапкой-невидимкой”…
Всего Николай Сладков написал более
шестидесяти книг. В них он говорил как прекрасна
и неповторима жизнь природы, о загадках, которые
она загадывает нам, о бесконечном разнообразии
окружающего нас мира. Николай Сладков писал о
том, что знал лучше всего, что любил больше всего
и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай
Иванович Сладков был защитником природы, всем
своим творчеством помогая ценить и любить её
красоту, видеть необыкновенное в природе своими
глазами.
Книги Сладкова позволяют нам заглянуть в себя.
Что можем сделать мы, чтобы наша планета была
краше, чтобы не исчезали с лица Земли животные и
растения, чтобы в реках можно было купаться,
чтобы птицы пели в лесах и городах, чтобы не
забыли наши дети, что такое чистая вода и,
напоенный ароматом травы и дождя, воздух?
Литература.
- Большой толковый словарь русского языка. — 1-е
изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998. - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь
русского языка. — М., 1993 г. - Н. Сладков. Свист диких крыльев. – Детская
литература, 1977 г. - http://n-sladkov.ru/