Рассказ н и сладкова они и мы

Литературное чтение, 2 класс

Урок № 23 «Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. В данной теме мы рассмотрим рассказ Н. Сладкова «Они и мы»
  2. Осуществим первичное восприятие, закрепление первичного восприятия, а также проведём работу с текстом
  3. Познакомимся со стихотворением А. Шибаева «Кто кем становится»
  4. Осуществим первичное восприятие, закрепление первичного восприятия, а также проведём работу с текстом.

Глоссарий по теме

Научно- познавательный рассказ — это рассказ, содержащий научные сведения и факты о каком-то явлении природы, животных и т. п.

Пересказ-  это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания, прочитанного в устной или письменной форме.

Ритм стиха — это основная сила, основная энергия стиха.

Метафора- оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.

Олицетворение- воплощение чего-нибудь в образе живого существа.

Литература по теме урока:

Литературное чтение.2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) –9-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.:ил.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

Сборники русских народных сказок.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями Николая Сладкова и Александра Шибаева. У этого рассказа и стихотворения есть общая мысль. А какая мы разберёмся все вместе. Для начала мы прочитаем произведение Сладкова. В нём автор доносит нам мысль о том, что мы должны не вредить животным, а помогать им. Ведь они приспосабливаются к нам, а мы должны им в этом помогать. Автор акцентирует внимание на то, что главное не навредить. А Шибаев доносит нам ту мысль, что каждый вырастает так же, как и мы. Каждый кот когда-то был котёнком, а каждый человек ребёночком. Далее мы ответим на вопросы, которые находятся в учебнике.

Примеры​и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Номер

ТВ-1

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент (Единичный / множественный выбор; Выбор элемента из выпадающего списка; Установление соответствий между элементами двух множеств; Ребус – соответствие; Добавление подписей к изображениям; Подстановка элементов в пропуски в тексте; Подстановка элементов в пропуски в таблице; Кроссворд; Сортировка элементов по категориям; Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное; Мозаика; Подчеркивания / зачеркивания элементов; Выделение цветом; Раскраска; Филворд — английский кроссворд; Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; Автоматически заполняемый кроссворд; Смежный граф (автоматически заполняемый); Лабиринт / Лента времени / Клавиатурный тренажёр /

Рисование / Географические карты / Электронная пропись / Кастомный интерактив)

Информация о тестовом вопросе:

Текст вопроса:

Выберите произведения, которые относятся к творчеству Николая Сладкова:

1 «Кусок хлеба»

2 «Дед Мороз»

3 «Январь»

4 «Кошкин дом»

5 «Веселое лето»

6 «Домашняя бабочка»

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)

Правильные варианты :

1 «Кусок Хлеба»

3 «Январь»

6 «Домашняя бабочка»

Неправильные варианты:

2 «Дед Мороз»

4 «Кошкин дом»

5 «Весёлое лето»

Подсказка: кнопки 1, 3, 6- при нажатии появляются иллюстрации к произведениям Николая Сладкова:

Изображения даны для примера

«Кусок хлеба»

«Январь»

«Домашние бабочки»

ХОД УРОКА

Организационный момент.  

I Упражнение на развитие мышления и речи, расширения поля зрения, развитие левого и правого полушарий.

  • Реконструкция  слов (слайд 1).
  • Таблицы Шульте (слайд2).
  • Струп-тест (слайд 3, 4)

II Речевая разминка (Слайд 5)

Все-все, все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых!

                                           Б.Заходер

— Прочитайте стихотворение «про себя».

— Кто его автор?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III Самоопределение к деятельности  (Слайд 6)

— О ком это стихотворение?

-Что хотел сказать автор?

— Можете ли вы предположить о чем пойдет речь на уроке?

-Тема нового раздела, который мы сегодня начинаем изучать зашифрована на слайде.

-Кто прочитал?

— Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.)

— Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас? (Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)

— Что подчеркивается словами «наши братья»? (Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)

— Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода? (Домашние животные.  Животные живого уголка.  Животные, которые живут в зоопарках.  Они не умеют самостоятельно добывать корм.)

— Сегодня мы поговорим о животных.

-Откройте учебник на стр. 125 и прочитайте чему мы научимся, изучая новый раздел.

IV. Создание психологического настроя на восприятие текста

Прежде, чем прочитать текст вступительной статьи к разделу, я хочу познакомить вас с заставкой к любимой передаче моей семьи (и я думаю ваши родители и бабушки –дедушки тоже ее любили) – это передача «В мире животных» Аранжировку придумал французский композитор Поль Мориа.

— Какие чувства вы испытали, просматривая заставку? (Восхищение красотой природы, гармонии, страха за животных)

V Работа над новым материалом

1. Сообщение о Сладкове

2 Прогнозирование чтения

Прочитайте ее название. («Они и мы»)

-Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «они»?

(Автор имеет в виду  животных.)

Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «мы»?

(Автор имеет в виду людей.)

— Как вы думаете, о ком этот текст?

(О  животных и людях, об отношении людей к животным.)

3 Словарная работа (Слайд 7)

— Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.  

Какой словарь поможет нам  растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.)

4 . Первичное чтение текста (учителем).

— Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.  

3. Повторение о том, что такое научно-познавательный текст (научно-популярный стиль текста) и художественный текст.

     Проверка первичного восприятия текста

-Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный?

(Научно-познавательный.)

-Докажите, что это научно-познавательный текст.

(В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о  жизни животных.  В таком тексте много познавательного материала.)

— Подумайте, какие факты сообщает нам автор?

(Животные живут в лесах, полях, болотах).

А чем отличается художественный текст от научно-познавательного?

(В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.)

— Как вы думаете, для чего автор создал такой текст?

(Чтобы дать знания об окружающем мире.)

VI Физкультминутка    

VII. Закрепление изученного материала.

5) Вторичное чтение текста (детьми)

— Прочитайте текст «жужжащим» чтением вполголоса, по «цепочке»

6) Работа по содержанию текста

— Что это за существа в перьях? (Это птицы.)

— Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)

— Что за существа в шерсти? (Это звери.)

— Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)

7) Работа в группах (слайд 13)

1 группа

Как называет автор животных? (странные существа, братья наши меньшие, соседи и земляки) 

А почему автор называет животных нашими соседями и земляками?

(Соседи потому, что живут рядом с нами много тысячелетий. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)

2 группа

Что связывает нас и животных? (Жизнь.)

3 группа  

Какое  главное  правило  при  общении  с природой предлагает  нам  писатель?

(«Не навреди!»)

— Как человек может навредить животным?

(Люди  загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)

— Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей)

— Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?

 (Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)        

— Можем ли мы как-то помочь животным?

(Да. Можно  взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные.  Можно подкармливать птиц зимой.)

— Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить?

Что нужно для этого делать? (Слайд 8)

Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.

VIII. Обобщение работы над проектом.

 (Слайд 9)

3.        Работа VI  Рефлексия    (Слайд 14)

— Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Оцените свою работу на уроке:

•        Желтый: на уроке мне было интересно. У меня все получилось.

•        Зеленый: на уроке мне было интересно, но  были трудности.

•        Красный: на уроке мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием.

VII   Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать сегодня?

(«Братья наши меньшие»)

— Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему?

Чему нас учит этот раздел?

(Заботится о животных, жалеть их.)

VIII Домашнее задание   (Слайд 15)

Читать  выразительно  на  с. 126 – 127,  ответить  на  вопросы.

Цели урока:

  • обучающие: обучать определению функций
    местоимений в художественном тексте в ходе его
    анализа;
  • развивающие: развивать умение понимать
    художественный текст, писать
    сочинение-рассуждение, связанное с его
    тематикой;
  • воспитывающие: рассмотреть жизненные
    ценности, отраженные в тексте, и соотнести их с
    ценностями человечества.

Оборудование: распечатки бланка
незаполненной таблицы (см. в ходе урока) для
каждого учащегося; презентация с элементами
текста.

Ход урока

Вводная беседа:

Сегодня мы будем говорить о том, как, с какой
целью могут использоваться местоимения в
художественном тексте, и познакомимся с одним из
произведений Н.Сладкова – “
Они и мы
(слайд№1). Это текст-загадка. И мы попробуем
разгадать, о чём же этот текст.

Целеполагание:

Сформулируйте цель нашего урока.

Учащиеся могут предположить, что тема урока –
исследование местоимения, определение их
функций.

Первичное восприятие заголовка.

Прочитайте заголовок “Они и мы”. Как вы
думаете, о чем этот текст? Обратите внимание на
местоимения – к какому разряду они относятся и
какой смысл вносят в название?

Смысл противоположностей. Определённо сказать
о чём текст нельзя, т.к. в заголовке предмет
выражен местоимением.

Знакомясь с заголовком произведения на этом
этапе (до знакомства с текстом и до его анализа),
учащиеся могут предположить, что речь пойдет об
отношениях между людьми близкими и далёкими,
родными и чужими. Может речь идёт о связи с
другими цивилизациями, и с представителями
параллельных миров.

Сделай вывод. Местоимение — часть речи,
которая указывает на предметы, но не называет их.

Каждое местоимение – загадка. За ним может
скрываться множество слов.

Знакомство с творчеством Николая Ивановича
Сладкова (слайд №2)

Николай Иванович Сладков родился 5 января
 1920 года в Москве, но
большую часть жизни прожил в Ленинграде.
С детства он любил природу и интересовался ею.

Творчество Н. Сладкова интересно тем, что
законы природы он показывает в сказочной форме.
Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора,
там много “звериных” диалогов. Часто Сладков
осуждает любовь к природе “с ружьём в руках”. Он
учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а
просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.

Первичное чтение. (слайд № 3)

Читает учитель или заранее подготовленный
ученик.

Н.Сладков

Они и мы

Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе.
Совсем на нас не похожи. Живут они за
околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их
братьями нашими меньшими. Они пытаются
приспособиться к нам — и мы должны им в этом
помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И
связывает с ними общее — жизнь. Самое
удивительное явление на Земле. И самое уязвимое…

У врачей есть хорошее правило: “Не навреди!”
Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях.
Кто встречается с их обитателями. “Не навреди!”

Анализ восприятия текста.

Мы прочитали рассказ Николая Сладкова. Какие
чувства он у вас вызвал? О
чем заставил
задуматься? Что это за странные существа, можем
теперь ответить?

Учащиеся могут отметить, что текст вызвал
чувство ответственности, что он настраивает на
размышления о жизни.

Первичный анализ содержания текста.

Теперь, познакомившись с данным текстом,
определите его тему.
После чтения произведения
шестиклассники могут сказать, что это текст об
отношении человека к природе, что ее нужно беречь
и помогать всему живому. Человеческая жизнь и
жизнь природы уникальна, уязвима. И это общее для
всех и для каждого. Актуальная тема, обращённая
ко всем людям. Тема текста: о братьях наших
меньших.

Словарная работа. (слайд №4-5)

ОКОЛИЦА

1. В старину: изгородь вокруг деревни, при
въезде в деревню; ворота или проход в такой
изгороди. Изба у околицы. Выйти за околицу.

2. Окраина селения. Проводить до околицы. Жить
на околице.

3. Нар.-разг. Окольная, не прямая дорога. *
Для милого дружка семь вёрст не околица
(Посл.).

Во всю окомлицу кричать. Очень громко.

Синонимы: край, проселок.

УЯЗВИМЫЙ.

1. Такой, что легко уязвить, обидеть, ранить.

2. Слабый, мало защищённый.

Синонимы: легкоранимый, незащищенный, слабый,
чувствительный.

Речеведческий анализ текста.

— Определите тип речи

Тип – рассуждение: объясняется мысль о братьях
наших меньших, приводятся примеры и в конце
делается вывод.

Классификация местоимений текста.

Записать под диктовку 1-4 предложения. (слайд
№6)
Подчеркни местоимения как члены
предложения. Как изменяется местоимение мы? (нас)
они?(их, им)

Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе.
Совсем на нас не похожи. Живут они за
околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их
братьями нашими меньшими.

— Выполнить синтаксический разбор предложений.

— Какую функцию выполняют местоимения в
предложении?

Сделай вывод. Местоимения могут быть
подлежащим и дополнением.

Обрати внимание, что в 4-ом предложении есть
слово, которое тоже не называет, чьи именно
братья, а указывает на признак предмета.

Нашими – имеет все признаки стоящего рядом
прилагательного “меньшими”. Каким членом
предложения является?

Сделай вывод. Новое значение местоимения –
указывать на признак предмета, в предложении
определение.

Такие местоимения называются притяжательными.

Заполни таблицу.(слайд №7)

Разряд местоимения Примеры
Личные они, нас, мы, их, им, они, нас, оно
Притяжательные нашими – наши
Определительные самое, всех
Относительные кто

(возвратные, вопросительные, указательные,
отрицательные, неопределённые)

Спиши 5-9 предложения. (слайд №8)

Они пытаются приспособиться к нам — и мы должны
им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И
связывает с ними общее — жизнь. Самое
удивительное явление на Земле. И самое уязвимое…

Коллективная работа – поиск местоимений и
заполнение таблицы. (слайд №9)

Комплексный анализ текста.

Какие местоимения нашли в тексте? Как зависит
смысл текста от употребления разных по значению
местоимений?
Постоянное противопоставление и
четкое чередование местоимений мы и они в
начале текста создает впечатление, что автор
стремится отдалить людей и животных.

Как можно сформулировать роль местоимений,
использованных автором в первой части?

Личные местоимения выполняют заместительную
функцию, так как используются вместо
наименования предметов: животных и людей и
являются средством связи предложений в тексте.

Какую роль играют местоимения в заключительной
части текста?

Определительные местоимения указывают на
обобщённое значение предмета. И можно говорить
об общей позиции человечества к братьям нашим
меньшим.

Какое правило при общении с природой предложил
нам Н.Сладков?

Не навреди!

В чём же загадка творчества Н.Сладкова?
(слайд № 10)

Подготовленный ученик:

В одной из своих книг писатель написал: “Давно
и пристально мы всматриваемся в природу. Не пора
ли заглянуть в себя? Какими нас видят
настороженные глаза птиц и зверей, глаза полей и
лесов? Кто мы – властелины Земли? Чего мы хотим? И
что мы творим?

Читая книги Сладкова, мы вместе с автором
путешествуем по нашей чудесной и вечно молодой
земле; удивляемся разнообразию жизни в океане и в
пустыне, в тайге и высоко в горах. Мы становимся
добрее, мудрее, духовно богаче.

Итоговое обсуждение заголовка.

Что же автор хотел нам сказать, назвав так
рассказ? Есть ли противопоставление “странных
существ” и людей?

Учащиеся могут сказать, что в природе всё едино
на планете Земля, все соседи, земляки. Это
подчёркивается местоимениями наши, всех.

Подведение итогов урока

Подводя итоги урока, что вы можете сказать о
роли местоимений в тексте?
(слайд №11)


  • Местоимение — часть речи, которая указывает на
    предметы, но не называет их.
  • Местоимение – средство связи предложений в
    тексте.
  • Каждое местоимение – загадка. За ним может
    скрываться множество слов.

Домашнее задание.

Напишите небольшое сочинение о том, как люди
относятся к бездомным животным, используя
местоимения.

Приложение

Биография.

Николай Иванович Сладков родился 5 января
 1920 года в Москве, но
большую часть жизни прожил в Ленинграде.
С детства он любил природу и интересовался ею. Со
второго класса начал вести дневник, куда
вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В
молодости увлекался охотой, однако впоследствии
отказался от этого занятия, считая спортивную
охоту варварством. Вместо неё стал
заниматься фотоохотой, выдвинул призыв “Не
бери в лес ружье, возьми в лес фоторужьё”. Во
время войны добровольцем ушёл на фронт, стал
военным топографом.
В мирное время сохранил ту же специальность.

В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась
“Серебряный хвост”. Потом были другие:
“Безымянной тропой”, “Десять стреляных гильз”,
“Трясогузкины письма”, “В лесах счастливой
охоты”, “Иду я по лесу”, “Планета чудес”, “Под
шапкой-невидимкой”…

Всего Николай Сладков написал более
шестидесяти книг. В них он говорил как прекрасна
и неповторима жизнь природы, о загадках, которые
она загадывает нам, о бесконечном разнообразии
окружающего нас мира. Николай Сладков писал о
том, что знал лучше всего, что любил больше всего
и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай
Иванович Сладков был защитником природы, всем
своим творчеством помогая ценить и любить её
красоту, видеть необыкновенное в природе своими
глазами.

Книги Сладкова позволяют нам заглянуть в себя.
Что можем сделать мы, чтобы наша планета была
краше, чтобы не исчезали с лица Земли животные и
растения, чтобы в реках можно было купаться,
чтобы птицы пели в лесах и городах, чтобы не
забыли наши дети, что такое чистая вода и,
напоенный ароматом травы и дождя, воздух?

Литература.

  1. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е
    изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь
    русского языка. — М., 1993 г. 
  3. Н. Сладков. Свист диких крыльев. – Детская
    литература, 1977 г.
  4. http://n-sladkov.ru/

  • Рассказ на английском языке про санкт петербург 5 класс
  • Рассказ мужичок с ноготок читать
  • Рассказ н богданова фюнфкиндер
  • Рассказ на английском языке про необычный дом
  • Рассказ мужики в бане