Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Разве так играют?»
Задачи:
- учить выразительно, пересказывать текст;
- учить образованию форм единственного и множественного числа существительных;
- учить детей пересказывать рассказ;
- развивать речь, память, умение внимательно слушать.
Материалы: мяч, игрушки, мольберт, карточки с буквами.
Методика проведения:
Воспитатель. Ребята отгадайте загадку:
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь об стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать (Мяч)
Скажите, что можно делать с мячом?
Ответы детей: катать, ловить, играть, бросать, бить, отбивать, толкать и т.д.
Воспитатель. Посмотрите к нашему мячу, что-то прилипло, это лист на котором написан рассказ Надежды Калининой «Разве так играют?», я прочту, а вы внимательно послушайте. (Воспитатель читает рассказ)
Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Воспитатель. Скажите, о чем говориться в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?
Что он делал?
Что он сказал детям?
Хорошо, а кто помнит, с чего начинался рассказ?
Что было потом?
Чем закончился рассказ?
Какими словами закончился рассказ?
Воспитатель. Молодцы ребята, а теперь давайте встанем и посмотрим на наши игрушки.
Физминутка
Посмотрите где лежат
Наши верные друзья
Посмотрите вправо, влево
Посмотрите вверх и вниз
Покружитесь, осмотритесь
На местах они своих?
И еще раз покружитесь
И на стульчики садитесь
Воспитатель. А с какими игрушками вы любите играть?
Ответы детей
Воспитатель. А я люблю играть в мяч. «МЯЧ» какое интересное слово…. Ребята, скажите, а с какого звука начинается слово мяч?
Ответы детей. Звук «Мь»
Воспитатель. А этот звук мягкий или твердый?
Ответы детей. Мягкий
Воспитатель. Правильно. Придумайте слово, которое начинается на мягкий звук «М». (Если детям тяжело, то можно повторить гласные обозначающие мягкость согласному, это «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И», «Й»)
Ответы детей. Мел, мед, мясо, мюсли, мишка и. д.
Воспитатель. Хорошо, придумайте слово, которое начинается на твердый звук «М». (Если детям тяжело, то можно повторить гласные обозначающие твердость согласному, это «А», «О», «У», «Ы», «Э»)
Ответы детей. Мама, мыло, молоко, мука, мэр и т.д.
Воспитатель. А скажите, сколько слогов в слове мяч? (давайте определим слога хлопками)
Ответы детей. Один.
Воспитатель. А подберите слова с тем же количеством слогов, что и в слове мяч.
Ответы детей. Дом, кот, ель, пар и т.д.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один – много»
Игра «Один – много»
Воспитатель. Я вам бросаю мяч и называю игрушку в единственном числе, а вы мне называете ее во множественном числе.
Машина – машин, кукла – кукол, кубик – кубиков, телефон – телефонов, утюг – утюгов, фрукт – фруктов, овощ – овощей, обруч – обручей, пазл – пазлов, пистолет – пистолетов, шар – шаров, животное – животных, инструмент – инструментов, барабан – барабанов, пупс – пупсов, самолет – самолетов, юла – Юл, танк – танков, мишка – мишек, поезд – поездов, бубен – бубнов.
Воспитатель. А теперь давайте подведем итоги.
Вопросы детям:
Как назывался рассказ, который мы с вами сегодня читали?
Где происходило действие в рассказе?
А сколько слогов в слове мяч?
В какие игры мы с вами играли?
Как звали воспитательницу в детском саду?
Воспитатель. Молодцы, все запомнили!
Литература.
1. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие».
Задачи:
Развивать речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы воспитателя; развивать внимание;
Учить детей пересказывать текст, интонацией передавать особенности персонажей, называть действия, характеризующие определенный предмет; упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе;
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Планируемые результаты:
Ребенок слушает рассказ Н. Калининой «Разве так играют?», пересказывает его, запоминает и интонационно выразительно произносит слова текста, радуется яркой игровой ситуации.
РППС: игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики, мяч, кукла. (возможна замена картинками для фланенграфа).
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге к вам, я встретила кое-кого, послушайте загадку:
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)
Воспитатель: Сейчас я его позову.
(воспитатель выходит из группы, берет игрушку Карсона и выходит к ребятам)
Карсон: Бириб, бириб, бприб, -у-ух, сколько вас много.
Привет малыши, меня зовут «Карсон который живет на крыше, можно просто Карсон»,
Что-то заскучал я на чердаке и решил прийти к вам в детский сад поиграть. Только я собрался отправиться к вам, как вдруг вспомнил, что не знаю, как правильно играть. И тогда я решил прочитать об этом в книгах. Открыл я вот эту книгу и прочёл рассказ, который называется «Разве так играют?», но так и не понял, как же нужно играть. Может, вы мне поможете в этом разобраться?
Воспитатель:
‒ Поможем, ребята?
Основная часть
-Воспитатель предлагает послушать рассказ «Разве так играют?» и постараться ответить на вопросы:
Чтение рассказа «Разве так играют?»
Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Задает вопросы:
– О чем говорится в этом рассказе?
– Какие игрушки были в кукольном уголке?
– Что делал Алеша?
– Как Саша вел себя в уголке?
– Что он делал?
– Что он сказал детям?
– Что делают ребята?
–На кого смотрели дети?
–Правильно ли поступил Саша?
-Молодцы ребята, нужно делиться игрушками и играть дружно.
— А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, проходите на ковер.
Физкультминутка. «Игрушки»
Мы как мячики поскачем,
(ребята изображают мячи и прыгают на двух ногах по кругу)
Как машина погудим,
(руками изображают, что держаться за руль и бегают, по кругу издавая пикающие звуки)
Сделав круг, спокойно ляжем,
Полежим и посопим.
(дети ложатся на ковёр, руки кладут под голову и сопят)
— Хорошо, полежали, отдохнули, а теперь я хочу ещё раз рассказать вам рассказ. Слушайте, внимательно. Постарайтесь его запомнить.
Затем воспитатель предлагает вспомнить, чем заканчивается рассказ, и подготовиться к пересказу. Трое детей договариваются, кто какую часть – начало, середину, конец – будет рассказывать. Пересказ повторяется дважды (с вызовом еще троих детей). Воспитатель напоминает, что рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?»:
– Кажется, что писатель нас об этом спрашивает. Ребята, а ведь такое могло бы случиться и в нашей группе: представьте себе, что мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его поведении и что рассказали о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках. (Дети по желанию высказываются, используя вежливые слова в обращении с товарищами, понятно объясняя).
Воспитатель хвалит детей, задает вопрос:
– С какими игрушками вы любите играть?
Воспитатель загадывает загадку: «Кинешь в речку – не утонет, бьешь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать – станет кверху летать» (Мяч)
– Какими словами говорится в загадке про мяч? (Кинешь, бьешь, кидать, летать.)
– Скажите, что можно делать с мячом? (Играть, катать, бросать, подкидывать.)
– А как можно играть с куклой, что можно с ней делать? (Одевать, укладывать спать, купать, гулять с ней.)
Воспитатель предлагает поиграть в игру
«Кто пропал?»
– Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке: это –… (утята), это… (снегирята), это… (щеглята).
– Стали малыши играть, вдруг слышат – жжжжж! Что такое? Испугались малыши и удрали кто куда (сдвигает игрушки за ширму). А когда испуг прошел, и птенцы вернулись (выставляет утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал?
– Кого нет? (Снегирят, щеглят)
– Улетели куда-то и …снегирята, и щеглята.
– Зато появились на поляне… (выставляет, и дети называют сами) синички и попугайчики.
– Правильно, у этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют синичками и попугайчиками. Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись (сдвигает игрушки за ширму). А когда они вернулись (появляются утята), снова кто-то пропал. Кого не стало? (Синичек, попугайчиков.)
– Утята оказались самые смелые. Заглянули за елку и увидели…Карлсона!
– Это его моторчик жужжал! Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Кликнули они своих друзей. Все птенцы и вернулись (выставляет игрушки по порядку). Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково так же, как взрослых птиц. (Синички, попугайчики.)
Воспитатель: «Карлсон, теперь ты знаешь, как нужно играть?»
Карсон: Спасибо вам за то, что вы научили меня правильно играть.
А еще мне очень понравилось, как вы пересказывали рассказ, и я обязательно прилечу к вам в гости ещё.
Но, а мне пора лететь домой, до свидания ребята.
Рефлексия
-Ребята скажите, о чем мы говорили сегодня?
-Кому мы с вами помогали?
— Как называется рассказ, о котором мы сегодня говорили, и кто его автор?
— Что понравилось?
-Что больше всего понравилось?
— Как себя нужно вести в группе с игрушками?
— Молодцы ребята, мне очень понравились ваши пересказы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Про снежный колобок (fb2) — Про снежный колобок 1482K скачать: (fb2) — (epub) — (mobi) — Надежда Дмитриевна Калинина
Надежда Дмитриевна Калинина
Про снежный колобок
Как Саша и Алёша пришли в детский сад
Когда Саше и Алёше исполнилось три года, мама первый раз привела их в детский сад.
Алёша боится, за маму прячется, а Саша впереди стоит, на ребят смотрит.
Подошла Вера Ивановна, говорит:
— Здравствуйте, Саша и Алёша! Раздевайтесь скорее. Пойдёмте в игрушки играть. Вот, Алёша, твой шкафчик, а это Сашин; сюда будете вешать пальто, на полочку класть шапку, а вниз ставить валенки, как все ребята. Чтобы вы не перепутали шкафчики, мы наклеим на них картинки.
Вера Ивановна приклеила на Сашин шкаф самолёт, а на Алёшин — лошадку.
— Теперь пойдёмте к ребятам.
— Вы идите, — говорит мама Саше и Алёше. — И я пойду, а то на работу опоздаю. Не шалите, не скучайте, вечером я за вами приду.
Разве так играют?
Пришли Саша с Алешей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть ракета и спутник. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Смотрит Алеша и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все захотел взять.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И ракету берет, и посуду берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
— Вот так мальчик! Разве так играют?
Как ребята построили дом
Начали ребята дом из кубиков строить. Алёшу тоже позвали.
Возит Алеша на машине кирпичи — ребятам помогает. А Саша на ковре около игрушек сидит один. На игрушки не смотрит, на ребят глядит. Скучно ему, очень хочется с ними поиграть. Он потихоньку встал, подошел к ним и просит:
— Можно я буду с вами играть? Я тоже помогать могу.
Стали играть все вместе. Построили большой дом. Вера Ивановна украсила дом красными флажками.
Посмотрите, как красиво!
Про снежный колобок
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки — сделал глаза; нашёл палочки — сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика — лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап-кап, кап-кап — вода капает.
Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где?
Как ребята встретили Леночку
Леночка была больна и долго не ходила в детский сад.
Наконец пришла. Выбежали ребята в переднюю, обступили Леночку. Все ей помогают раздеваться: шапку сняли, пальто убрали, калоши в шкафчик поставили. Взяли за руки и повели в малышовую группу, прямо в кукольный уголок. А в кукольном уголке на маленьком стульчике сидела незнакомая девочка, похожая на куклу.
Встала она, подошла к Леночке, протянула руку и говорит:
— Здравствуй! Меня зовут Светлана.
Леночка взяла Светлану за руку, и они пошли здороваться с игрушками.
Вот так помог!
Сели малыши обедать. Рядом с Сашей села Леночка. Леночка была хорошая девочка, а ела она очень плохо. Ложку супа съест — и на всех смотрит.
А Саша ест хорошо: ложку за ложкой, ложку за ложкой, — самый первый кончил.
— Я весь суп съел, моя тарелка пустая!
Стал Саша смотреть на Леночку; смотрел, смотрел, а потом взял ложку и давай есть из Леночкиной тарелки, быстро-быстро.
Леночка закричала, заплакала:
— Саша мой суп ест!
Саша обиделся:
— Я суп не ем, я Леночке помогаю.
А Леночка говорит:
— Не надо мне помогать, я сама есть умею.
Налили ей супу в другую тарелку. Взяла она ложку и так быстро съела, что все удивились.
Кто такой?
Принесла Вера Ивановна в малышовую группу корзинку и говорит:
— Острые ушки, на лапках подушки; усы как щетинка, дугою спинка; днем спит, на солнышке лежит; ночью бродит, на охоту ходит. Кто такой?
Ребята молчат, отгадать не могут.
А отгадка вот она — сама из корзинки выглянула.
День кончился
Наступил вечер. Ребята сидели за столом и рассматривали книжки с картинками. Самую интересную дали Саше и Алеше, потому что сегодня они первый день в детском саду.
Нравится мальчикам книга, а смотреть некогда: за Сашей и Алёшей пришла мама.
— Мы домой не пойдем, — говорит Алеша. — Мы в детском саду останемся!
— Нельзя, — уговаривает их Вера Ивановна, — сейчас все малыши домой пойдут, а завтра опять приходите.
Идут Саша и Алеша по улице. Важно шагают рядом с мамой, и сразу видно, что теперь они большие — ходят в детский сад.
Оглавление
Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg