Рассказ н сладкова осенняя елочка

                                        Урок развития речи.                

                  Изложение с языковым разбором «Ёлочка»  

                                                  2 класс

                  Учитель: Старикова Лариса Павловна  

Цели урока:

1.Обучающая: продолжить работу над умением писать изложение по составленному плану.

2. Развивающая: развивать умение анализировать текст, продолжить формирование орфографических навыков.

3. Воспитывающая: развивать навыки самостоятельной работы учащихся; прививать любовь к вдумчивому чтению.

Компетентности: коммуникативная, творческая, самостоятельная.

Форма урока: комбинированный

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование к уроку: презентация к уроку, тексты на печатной основе         ( загадка, текст изложения, карточка « Орфографическая работа»); рамки для самостоятельной работы, иллюстрированный материал, опорные слова.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка. Подготовка к зрительно – слуховому восприятию текста.
  3. Подготовка к изложению. Постановка учебной задачи.

1)Чтение текста.

2)Структурный анализ текста.

3)Составление плана.

4. Физкультминутка.

5. Пересказ текста.

6. Орфографическая подготовка.

7. Написание изложения.

8. Самопроверка.

9. Рефлексия. Итоги урока.

10. Домашнее задание.

Виды деятельности на уроке:

Беседа;

     Самостоятельная работа;

Работа в парах;

     Визуальное восприятие;

Устные высказывания на тему;

     Подготовка к творческим заданиям.

                                                 Ход урока.

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Речевая разминка.   ( Слайд 2)

 — Давайте вместе прочитаем стихотворение.

Гостья к нам пришла с опушки —

Зелена, хоть не лягушка.

И не Мишка косолапый,

Хоть ее мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ежик,

Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

Кто пришел к нам нынче в гости?

 — О чём эта загадка?

 —  Как догадались?

 — Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?

( Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.)

 — Какое это стихотворение по настроению, грустное или весёлое?

 — Кто из вас весело прочитает  стихотворение?

 — Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?

 — Сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.

  1. Подготовка к изложению.
  1.  Чтение текста учащимися вслух.   (Слайд 3)

Прочитайте отрывок из произведения Н. Сладкова.

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.

          Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

          И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.  

                                                                                              ( По Н. Сладкову)

 — Поделитесь впечатлениями о прочитанном.

2. Структурный анализ текста.   ( Слайд 4)

 — Определите тему текста.

( Ёлочка.)

 — Какова главная мысль текста?

(Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые  не забывают её и дарят ей подарки.)

 — Определите стиль речи.

( Художественный)

 — Какой заголовок соответствует содержанию текста?

Ёлочка.

Осенний наряд деревьев.

Осенняя ёлочка.

 — Что отражено в этом заголовке тема или главная мысль текста?

(Тема.)

 — Сколько частей в тексте?

(Три.)

 — Кому захотелось запомнить текст? Почему?

 — Для того, чтобы запомнить текст, я вам предлагаю написать изложение, употребляя в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.

  Постановка учебной цели.   ( Слайд 5)

Итак, какова цель нашего урока?

       ( Ответы учащихся)

 — Цель урока состоит в том, чтобы вдумчиво читать, анализировать художественный текст, открывая  секреты писательского мастерства Н. Сладкова. А затем написать подробное изложение, употребляя замечательные выражения автора.

3.Составление плана.   (Слайды 6, 7 )

 — Назовите основные части текста.

(Вступление, основная часть, заключение (концовка).)

 — Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

а) — Прочитайте первую часть текста. ( Чтение вслух)

 — Когда появилась на свет ёлочка?

 — Как можно сказать об этом по- другому? ( Родилась)

 — Как  появилась на свет ёлочка? Что она сделала?

   ( Раздвинула листья…)

— Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

 — Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка?

( Олицетворение)

 — О чём первая часть? Скажите кратко.

 — Как озаглавим первую часть?

(  Рождение ёлочки)

— Запишите заглавие первой части на карточке. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

— Перескажите первую часть близко к тексту.

б) – Прочитайте вторую часть текста. ( Чтение шёпотом)

 — С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

 — Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

 — Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

 — Что дарили ёлочке деревья? Скажите  одним словом.

 — Каких цветов были листья?

 — На что похожи листья осинки?

( На фонарики)

 — Чем листья осинки похожи на фонарики?

( Формой…)

 — Как в тексте названы листья клёна? Почему?

 — Чем одаривала ёлочку ива? Почему?                        

               Осинка дарит фонарики.

               Клён роняет звёзды.

               Ива засыпает рыбками.

 — Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста? (Фонарики, звёзды, рыбки…)

 ( Скрытое сравнение – метафору)

 — В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?

 ( Чтобы не было повторов)

 — Озаглавьте вторую часть текста.

 ( Деревья дарят подарки.)

— Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные предложения из второй части текста – на слайде.

Перескажите эту часть друг другу.

 — Прочитайте  третью часть текста. ( Чтение про себя)

 — Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

 — Как вы догадались?

 — ( И стоит ёлочка счастливая.)

 — Отчего ёлочка счастлива?

 ( У  неё  много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря  их подаркам, ёлочка стоит нарядная.)

 — Почему наряд ёлочки разноцветный?

 — Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

 — Озаглавьте третью часть.

 (Счастливая и нарядная ёлочка.)

 — Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.

                    План.

  1. Рождение ёлочки. 
  2.  Деревья дарят подарки.

     3.Счастливая и нарядная ёлочка.

 — Какого типа этот текст?  

 (Текст — повествование с элементами описания)

 — К какому стилю речи относится текст?

 ( К художественному стилю)

  — Какие изобразительно – выразительные средства языка использованы в тексте?

 ( Эпитеты, олицетворение, метафора.)

 — Перескажите текст по плану.

 4. Физкультминутка.   ( Слайд 8)

Ёлка в блёстках ледяных,  ( Повороты туловища влево – вправо.)

В тёплых слёзках смоляных,  ( Наклоны туловища влево – вправо.)

Свежая, зелёная,  ( Поднимемся на носочки.)

Солнцем озарённая. ( Поднимемся на носочки.)

Приходит к нам с подарками, ( Руки  — к плечам.)

Блестит огнями яркими, ( Руки –вверх. Три хлопка над головой.)

Нарядная, забавная  ( Руки – вниз.)

И в Новый год там главная.  ( Три хлопка внизу.)

5.Орфографическая подготовка.(Слайд 9)

1. Определите орфограмму.  

д…ревья —  ________________________

ос…нь — __________________________

тр…винки — _________________________

 з…мля — ___________________________

р…ждение — ________________________

2.  Найдите слово с парной согласной буквой в корне. Подберите проверочное слово.

(Ры…ки – рыба)

3. Объясните, как написать слова с предлогами и приставками.

(На)свет,( по)явилась, (раз)двинула,( вы)сунулась, (о)смотрелась, (из)земли,     (в)день.

4.Обратите внимание на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Составим схемы этих предложений.

6. Повторное чтение текста учащимися.

7. Самостоятельное написание изложения.

8. Самопроверка текста изложения.

9. Подведение итогов и рефлексия деятельности.   ( Слайд 10)

   Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию,  может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

  Вспомните, какую цель ставили в начале урока. Поднимите руки, кто считает, что он достиг  поставленной цели.

  Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке.  Встаньте,  пожалуйста, те, кто считает, что он  поработал    «на отлично».

Встаньте,  пожалуйста, те, кто считает, что он  поработал « на хорошо».

Спасибо, что сами себя оценили.

10. Домашнее задание.   ( Слайд 11)

   Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых  следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Изложение «Осенняя ёлочка».» по русскому языку. Презентация состоит из 8 слайдов. Для учеников 2 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.29 Мб.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    8

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Изложение "Осенняя ёлочка".

    Слайд 1

    Отгадай загадку:

    Зимой и летом одним цветом.

  • Слайд 3

    Изложение.Осенняя елочка.

    Осенью деревья дарят ёлочке подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
    И стоит ёлочка нарядная. Раскинула лапки, а наладошках подарки.

  • Слайд 4

    Задания

    1. О чем этот рассказ?
    Рассказ о том, как деревья дарили ёлочке подарки.
    Ёлочка,фонарики, нарядная, лапки, ладошки.
    2. Какие слова в тексте показывают, что ёлочка автору очень нравится?

  • Слайд 5

  • Слайд 6

    Когда деревья дарят ёлочке подарки?
    Осенью
    Какие подарки дарят осина, клен, ива?
    Осина дарит красные китайские фонарики.

    Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
    Клен роняет оранжевые звёзды.

  • Слайд 7

    Какая стоит ёлочка?

    И стоит ёлочка нарядная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

  • Слайд 8

    Ответь на вопросы и запиши

    Когда деревья дарят ёлочке подарки? Какоедерево дарит красные китайские фонарики? А клен роняет что?
    Какая стоит ёлочка?
    Раскинула лапки, а
    на ладошках …

Посмотреть все слайды



Презентация «Изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка»»

Подписи к слайдам:

Изложение
по рассказу Н. Сладкова
«Осенняя ёлочка».

  • Сахарова Людмила Евгеньевна
  • МОУ СОШ № 8 г. Сергиев Посад
  • Почему осень, которая сейчас стоит
  • называется золотой?
  • Сахарова Людмила Евгеньевна
  • МОУ СОШ № 8 г. Сергиев Посад
  • Сахарова Людмила Евгеньевна,
  • МОУ СОШ № 8 г. Сергиев Посад
  • Сахарова Людмила Евгеньевна
  • МОУ СОШ № 8 г. Сергиев Посад
  • Какие деревья вам особенно нравятся? Почему?
  • Сахарова Людмила Евгеньевна
  • МОУ СОШ № 8 г. Сергиев Посад
  • Сахарова Людмила Евгеньевна
  • МОУ СОШ № 8 г. Сергиев Посад
  • Посмотрите на листья осины, клена, ивы. Какого они цвета? Что напоминают?
  • Сахарова Людмила Евгеньевна
  • МОУ СОШ № 8 г. Сергиев Посад
  • Какой стала ёлочка? Что в ней необычного?
  • Что это были за подарки? Подберите точное название к рассказу.
  • О чём этот рассказ? Что мы определили, отвечая на этот вопрос?
  • Осенью деревья дарят ёлочке подарки.
  • Осина дарит красные китайские фонарики.
  • Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засы-
  • пает ёлочку тонкими золотыми рыбками. И
  • стоит ёлочка нарядная. Раскинула лапки,
  • а на лапках подарки.
  • Осенняя ёлочка.
  • Прочитайте рассказ Сладкова.
  • Какую картину вы представили, читая этот рассказ?
  • Сахарова Людмила Евгеньевна
  • МОУ СОШ № 8 г. Сергиев Посад
  • Какой стала ёлочка? Что в ней необычного?
  • Объясните выделенные орфограммы.
  • Какие слова в тексте показывают, что автору очень нравится ёлочка?
  • Какое интересное сравнение использовал автор, говоря о ветках ёлочки?
  • Каких листьев больше на ёлочке? Докажите.
  • Какое слово использовал автор, чтобы не повторять слово «дарят»
  • Осенью деревья дарят ёлочке подарки.
  • Осина дарит красные китайские фонарики.
  • Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засы-
  • пает ёлочку тонкими золотыми рыбками. И
  • стоит ёлочка нарядная. Раскинула лапки,
  • а на лапках подарки.
  • Осенняя ёлочка.
  • С чем сравнивает автор листья осины? Почему? Клена? Ивы?
  • Сахарова Людмила Евгеньевна
  • МОУ СОШ № 8 г. Сергиев Посад
  • Сахарова Людмила Евгеньевна
  • МОУ СОШ № 8 г. Сергиев Посад
  • http://www.coollady.ru/puc/4/osen-1/21.jpg — 1 слайд
  • http://mx1.tfo.su/uploads4/Autumn/100.jpg — лес
  • http://neformat.my1.ru/_ph/1/361500247.jpg — осень
  • http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/3549892 — ветка клена
  • http://www.tfo.su/uploads4/Autumn/074.jpg — листья клена
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/3201/tim-cherepanov2007.24/0_1d82a_6e90fc38_XL — листья осины
  • http://mtdata.ru/u9/photoFF6C/20796760662-0/big.jpeg — елочка
  • http://andy.2×4.ru/taat/images/salix-1.jpg — листья ивы
  • http://www.indiasilver.com/images_hi/yellow_starburst.jpg — звезда
  • http://i007.radikal.ru/0906/92/f3cd85250cbf.jpg — китайские фонарики
  • Сахарова Людмила Евгеньевна
  • МОУ СОШ № 8 г. Сергиев Посад

  • Рассказ музей улан удэ картин
  • Рассказ н романова умная ворона
  • Рассказ на английском языке про семью известного человека
  • Рассказ муза бунин краткое содержание
  • Рассказ н носов находчивость